Что такое коэффициент замещения зарплаты

Опубликовано: 17.09.2024

Фото: Антон Вергун / ТАСС

Такой характеризующий благосостояние пенсионеров показатель, как коэффициент замещения, то есть отношение пенсии к зарплате в последний год работы, будет расти в ближайшие пять лет за счет повышенной индексации пенсий, однако после 2024 года для россиян с минимальными и низкими зарплатами он будет сокращаться. К таким выводам пришли экономисты РАНХиГС Юрий Горлин, Виктор Ляшок и Алла Салмина в своем исследовании «Индикаторы достаточности уровня пенсий: международные подходы и предложения для России» (есть в распоряжении РБК).

Рост коэффициента замещения для всех

Как отмечают эксперты, страховая пенсия должна решать три задачи:

  • компенсировать заработок, утрачиваемый в связи с прекращением работы после выхода на пенсию;
  • обеспечить баланс между доходами неработающих пенсионеров и работающих граждан;
  • защитить от бедности в старости.

Коэффициент замещения позволяет наиболее адекватно оценить, насколько пенсии справляются с двумя первыми функциями. Прогнозируя динамику показателя, эксперты использовали четыре сценария: для работников, получавших минимальную зарплату (на уровне федерального МРОТ), среднюю зарплату, медианную зарплату (50% работников получают ниже, а 50% — выше нее) и, наконец, высокую (в два раза превышающую среднюю).

Согласно оценкам экономистов, сейчас коэффициент замещения наиболее высок у получателей минимальных зарплат, ниже всего — у наиболее высокооплачиваемых работников. К 2018 году пенсия замещала около 74% зарплаты у получателей МРОТ, 42% — у получателей медианной зарплаты, 35% — у получателей средней зарплаты, 22% — у получателей высоких зарплат (см.инфографику).


Коэффициент замещения эксперты определяют как отношение суммы размеров страховой пенсии по старости и накопительной пенсии к среднемесячной заработной плате в год выхода на пенсию за вычетом НДФЛ (13%).

Расчеты проведены на основании выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах Росстата за 2018 год. В дальнейшем для РФ расчеты планируется выполнить на административных данных ПФР.

Согласно прогнозам авторов исследования, в 2019–2024 годах соотношение пенсий и зарплат для всех четырех сценариев будет расти за счет превышающей прогнозную инфляцию индексации страховых пенсий, закрепленной в законе о пенсионной реформе. Однако с 2025 года ситуация изменится.

  • У россиян, зарабатывающих на уровне МРОТ, коэффициент замещения снизится к 2050 году с 74 до 53%.
  • У получателей медианных зарплат показатель сократится с 42 до 39% к тому же времени.
  • Для средних зарплат показатель не изменится.
  • Для высокодоходных групп работников коэффициент замещения возрастет с 22 до 31%.


Почему с 2025 года динамика будет разной

Согласно упомянутому закону, в 2020 году индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров составит 6,6%, в 2021-м — 6,3%, в 2022-м — 5,9%, в 2023 году — 5,6%, в 2024-м — 5,5%. За счет этого предполагается добиться того, что пенсии неработающих пенсионеров будут расти в среднем на 1 тыс. руб. и превысят 20 тыс. руб. к концу 2024 года.

Но с 2025 года подход будет другим: страховые пенсии снова станут ежегодно увеличиваться с 1 февраля на инфляцию предыдущего года, их дополнительная индексация с 1 апреля будет возможна в том случае, если среднемесячная номинальная зарплата за предыдущий год росла быстрее инфляции (например, если номинальные зарплаты выросли на 6%, а потребительские цены на 4%, то дополнительная индексация в апреле составит 2%).

Экономисты ожидают, что после 2024 года индексация страховых пенсий будет отставать от роста зарплат. По официальному прогнозу правительства до 2036 года номинальные зарплаты с 2025 году будут расти на 6,7–6,9% ежегодно.

После 2028 года эффект от повышения пенсионного возраста начнет проходить, а индексация пенсий в 2019–2024 годах заложит высокую базу, которую непросто будет поддерживать, отметил один из авторов исследования, заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. На динамику коэффициента замещения окажет влияние и то, что в 2033 году эффект валоризации пенсий 2010 года полностью исчезнет. В результате произойдет увеличение дифференциации пенсий, усиление их зависимости от зарплаты и трудового стажа, полагает Горлин.

Для роста пенсий необходимы устойчивые высокие темпы экономического роста, добавил он. Минэкономразвития ожидает, что с 2021 года российская экономика выйдет на темпы роста свыше 3%, однако авторы доклады ожидают, что ежегодный прирост ВВП будет в два раза меньше — 1,5%.

Темпы роста номинальных зарплат составили 11,6% в 2018 году и 7,2% по итогам января—августа 2019 года, следует из данных Росстата (.pdf). В августе 2019 года среднемесячная зарплата в России составила почти 45 тыс. руб., пенсия — 14,2 тыс. руб. Коэффициент замещения в августе составил 31,5%.

Обеление зарплат, ускорившееся в 2018 году после доведения МРОТ до уровня прожиточного минимума, привело к формально высоким темпам роста этого показателя, отмечает директор аналитического департамента ИК «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. В результате соотношение зарплат и пенсий начало резко сдвигаться в сторону зарплат, считает он. По его оценкам, если в начале 2016 года средняя пенсия составляла чуть более 35% от средней зарплаты, то концу 2019 года она будет ниже 30%. «Дополнительные доходы, полученные в бюджет от повышения пенсионного возраста, по-видимому, пошли на какие-то другие цели», — полагает он.

Каким должен быть коэффициент замещения

Согласно рекомендациям Всемирного банка, для работника, имевшего медианную зарплату и полный страховой стаж (для России это около 35–40 лет для мужчин и 30–35 лет для женщин), минимальное нормативное значение коэффициента замещения за счет страховых выплат должно быть около 40%, отмечают экономисты.

Соотношение 40% зафиксировано и в конвенции Международной организации труда (МОТ) о минимальных нормах социального обеспечения. Ратифицировав конвенцию в 2018 году, Россия обязалась выдерживать это соотношение. При этом, как оговариваются экономисты РАНХиГС, в отношении работников с низкой заработной платой требуются более высокие уровни минимального нормативного значения коэффициента замещения, а в отношении работников с более высокой заработной платой — более низкие.

Как считать пенсию при минимальной зарплате: п.4 ст.30 173-ФЗ .

Как увеличить размер пенсии, если нет данных о заработке до 31.12.2001 года либо заработная плата была минимальной? Одним из вариантов является применение другого варианта преобразования пенсионных прав до 31.12.2001 года – по п.4 ст.30 федерального закона №173-ФЗ.

Содержание статьи:

При каких условиях выгоднее применять п.4 ст.30 173-ФЗ


В настоящее время при расчете размера пенсии мы руководствуемся положениями ст. 15 федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 3 ст. 36 указанного закона со дня его вступления в силу (с 01.01.2015 года) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Если говорить более простыми словами, то применение ранее действовавшего пенсионного законодательства на сегодняшний день закреплено законодателем путем преобразования пенсионных прав граждан до 31.12.2001 года либо по правилам ч.3, либо по правилам ч.4 ст.30 федерального закона № 173-ФЗ.

При этом, исходя из практики применения данных норм, применение п.4 ст.30 указанного закона выгодно в том случае, если у гражданина нет возможно предоставить сведения о заработке за 60 месяцев трудовой деятельности до 31.12.2001 года или за 24 месяца с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г. Либо, предоставленные им справки подтверждают низкий заработок, при котором коэффициент соотношения заработных плат (КСЗП) ниже 0,7.

КСЗП = ЗР / ЗП

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ оценка пенсионных прав граждан должна осуществляться с учетом, в том числе, действовавшего на момент осуществления трудовой деятельности пенсионного законодательства. Речь идет о нормах Закона СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях в СССР» и Закона от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Данный вывод следует из содержания основополагающих решений: определения от 05.11.2002 г. № 320-О по жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта «а» части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан.

Законодатель реализовал указанные выше рекомендации Конституционного Суда РФ путем внесения соответствующих изменений в федеральный закон № 173-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2010 г., в части изменения порядка исчисления размера пенсии по двум разным формулам:

1) новой, п.3 ст. 30 173-ФЗ;

В большинстве случаев возможность увеличения пенсии при указанных условиях в рамках применения п.4 ст.30 федерального закона № 173-ФЗ связана с увеличением общего трудового стажа за счет:

  • включения периода очного обучения в высшем учебном заведении или техникуме;
  • включения периода срочной службы в Армии в двойном размере;
  • включения в льготном порядке трудовой деятельности на Севере,
  • и в других случаях (п.4 ст.30 федерального закона № 173-ФЗ.

Расчет пенсии по п.4 ст.30 173-ФЗ: пошаговая инструкция


В настоящее время размер страховой пенсии по старости рассчитывается на основании ст. 15 федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, при конвертации пенсионных прав граждан до 31.12.2014 года применяются нормы федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части, регулирующей исчисление размера трудовых пенсий и подлежащей применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.

В соответствии с п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пункта 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности), о которых будет сказано ниже.

1. На первом этапе необходимо рассчитать среднемесячный заработок (ЗР).

ЗР – осовремененный (увеличенный на все повышающие коэффициенты и индексы, которые были предусмотрены законодательством, действовавшим до 1 января 2002 г.) заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 г.

Документом, подтверждающим заработок гражданина, является справка о заработке. Для оценки пенсионных прав справка должна соответствовать по форме и правилам, утвержденным указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 20.08.1992 г. № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии». В частности, справка должна содержать обязательные реквизиты: угловой штамп, дату выдачи справки, номер справки, основание выдачи справки, а также должна быть подписана должностными лицами организации (главным бухгалтером и руководителем).

Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей, и расчетно-платежных ведомостей (т. е. первичных бухгалтерских документов) организацией, в которой работал гражданин. В случае ликвидации работодателя или прекращения деятельности по иным причинам, справки выдаются правопреемником, вышестоящей организацией или архивным органом, в зависимости от того, где находятся первичные бухгалтерские документы.

Однако процесс осовременивания заработка закрыт для простых граждан и размер осовремененного заработка рассчитывается в автоматическом режиме, а узнать его можно путем направления соответствующего запроса в Ваш территориальный отдел ПФ России

Для нашего примера размер осовремененного заработка не важен, поскольку гражданин либо не имеет данных о своем заработке, либо его заработок минимальный. Согласно данным ПФ среднемесячный заработок гражданина – 399,06 руб.

2. На втором этапе вычисляем стажевый коэффициент (ст. 30 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В нашем случае применяется правило п.4 ст.30 Закон: числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При подсчете стаже периоды трудовой деятельности до 31.12.2001 года считаются в календарном порядке (в том числе, период обучения), за исключением следующих случаев:

  • период срочной службы в Армии (по призыву) включается в общий трудовой стаж в двойном размере;
  • период работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включается в общий трудовой стаж в полуторном размере;
  • периодов работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включается в общий трудовой стаж в полуторном размере;
  • и т.д.

Еще раз, обратите внимание, что при данном варианте расчета включается период обучения, а также применяются правила льготного исчисления трудового стажа.

В нашем случае трудовой стаж до 31.12.2001 г. с учетом положений п.4 ст.30 федерального закона № 173-ФЗ, превышает установленный законом минимум (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) на 5 лет. Это означает, что стажевый коэффициент в нашем случае равен 0,60.

3. На третьем этапе рассчитываем расчетный размер трудовой пенсии (РП).

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) для зависит от стажевого коэффициента (СК) и осовремененного среднемесячного заработка (ЗР).

РП = ЗР х СК = 399 х 0,60 = 239,4

! но, расчетный размер трудовой пенсии (РП) с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей – п. 7 ст. 30 Закона.

4. На четвертом этапе устанавливаем величину расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002

В соответствии со ст.30 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 осуществлялась путем преобразования их в расчетный пенсионный капитал (ПК). ПК рассчитывается как произведение разницы между расчетным размером трудовой пенсии РП и размером базовой части трудовой пенсии БЧ и ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии Т.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости (БЧ) на 1 января 2002 года установлен законодательством Российской Федерации в размере 450 руб.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости установлен законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 30 «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц» федерального закона № 173-ФЗ). В 2018 году Т = 252 мес.

Поскольку, согласно ч. 2 ст. 32 Закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).

Таким образом, расчет ожидаемого периода выплаты пенсии произведен путем увеличения на 2 года за 2013, 2014 гг. ожидаемого периода выплаты, установленного ч. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ.

19 лет + 1 год (2013г.) + 1 год (2014г.) = 21 год = 252 месяца.

Однако в расчетах ПФ достаточно часто ошибочно применяется 228 – но эта ошибка в Вашу пользу и настаивать на ее исправлении не нужно. Мы же в своих расчетах будем применять период 252 мес., как установлено законом.

ПК = (РП – БЧ) х Т = (660 – 450) х 252 = 210 х 252 = 52 920 руб.

5. На пятом этапе учитывается советский стаж или, другими словами, валоризация.

Размер валоризации устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 301 Федерального закона № 173-ФЗ. Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Соответственно, поскольку в нашем примере стаж до 1991 года составляет 20 полных лет (включая период учебы и льготное исчисление стажа), расчетный пенсионный капитал увеличивается на 20% и плюс 10% за стаж до 2002 года. Всего расчетный пенсионный капитал увеличивается на 30 %.

ПК = 52 920 х 1,3 = 68 796 руб.

6. На шестом этапе индексируем величину расчетного пенсионного капитала (ПК) на 31.12.2014 г.

Необходимо учитывать, что с 2002 по 2014 год ежегодно проводилась индексация расчетного пенсионного капитала, и в каждом году утверждался свой коэффициент повышения. В итоге, к 31 декабря 2014 года, к моменту вступления в силу новых пенсионных правил, коэффициент индексации составил 5,6148166. Это означает, что величина расчетного пенсионный капитал увеличивается в 5,6148166 раз.

ПК = 68 796 х 5,6148166 = 386 276,92 руб.

7. На седьмом этапе преобразуются пенсионные права, приобретенные в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 годы.

В указанный период размер пенсии формировался и зависел только от страховых взносов в ПФ России. Другими словами, стаж не оказывает влияния на размер пенсии.

Сведения о страховых взносах формируются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и предоставляются по Вашему запросу ПФ России с учетом установленных законом индексаций по состоянию на 31.12.2014 года.

В нашем примере, согласно ответу УПФ России размер страховых взносов с учетом их индексации составил 534 178,25 руб.

Следовательно, величину расчетного пенсионного капитала увеличилась и составила:

ПК = 386276,92 + 534 178,25 = 920 455,17 руб.

8. На восьмом этапе расчетов необходимо рассчитать страховую часть пенсии (СЧ): результат деления расчетного пенсионного капитала (ПК) на ожидаемый период выплаты пенсии (Т). Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости – 252 месяца (либо при наличии ошибки со стороны Вашего территориального отдела ПФ России – 228).

СЧ = ПК / Т = 920 455,17 / 252 = 3 652,60 руб.

9. Наконец-то, на девятом этапе мы можем рассчитать пенсионные баллы, заработанные до 01.01.2015 г. (ПБ).

Пенсионные баллы (ПБ) рассчитываются как результат деления размера страховой части пенсии (СЧ) на стоимость пенсионного балла на 01.01.2015 (СБ). Стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 1 января 2015 года (СБ) установлена законодательством Российской Федерации в размере 64 рублей 10 копеек.

ПБ = СЧ / СБ = 3 652,59/ 64,1 = 56,983 балла

10. На десятом этапе учитываются пенсионные баллы, заработанные после 01.01.2015 г.

С 01.01.2015 года уплаченные страховые взносы переводятся в пенсионные баллы.

В нашем примере гражданин после 01.01.2015г. заработал еще 5 пенсионных баллов. Итого: 61,983 балла

11. На этом этапе считаем размер страховой пенсии гражданина.

При выходе на пенсию для расчета ее размера применяется следующая формула. Накопленное количество баллов умножается на стоимость одного балла (на 01.01.2021 цена пенсионного балла составляет 98,86 рублей – Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ) и прибавляется фиксированная выплата (на 01.01.2021 г. – 6 044,48 руб.).

Следовательно, с 01.01.2021 года имеем следующий размер пенсии.

П = Б х СБ + ФВ = 61,983 х 98,86 + 6 044,48 =
= 6 127,64 + 6 044,48 = 12 172,12 руб.

Обращаю Ваше внимание, что данная статья носит общий характер и должна помочь Вам самостоятельно разобраться и понять, что представляет собой пенсия в 2020 году. Естественно, что в ней не раскрываются все вопросы пенсионного обеспечения граждан.


коэффициент замещения, коэффициент замещения пенсии, коэффициент замещения пенсии в россии, формула расчета коэффициента замещения, норма коэффициента замещения

Для большинства населения достижение пенсионного возраста сопряжено с неприятным падением уровня доходов.

Разница между текущим уровнем доходов ДО и ПОСЛЕ пенсии бывает весьма и весьма чувствительной.

С некоторых пор отношение размера пенсии к уровню доходов в период, предшествовавший выходу на пенсию, принято именовать коэффициентом замещения пенсии (или просто коэффициентом замещения).

С этим понятием до сих пор мы еще не сталкивались, хотя к теме инвестирования оно имеет непосредственное отношение.

Я не стану пичкать своих читателей общеизвестными угнетающими вербальными формулами типа «старость не в радость», «подумайте, как будете жить на пенсии» и т.д.

Весь этот треп я оставлю тем, кто пренебрегал (или пренебрегает до сих пор) элементарными принципами управления личными финансами.

Моя задача – просто и доходчиво объяснить, что такое коэффициент замещения и как на него можно влиять, чтобы при определенных обстоятельствах совсем уж не было бы грустно.

Коэффициент замещения: история вопроса

До середины 20 века нормативного закрепления понятие коэффициента замещения не имело, хотя и было широко употребительным в определенных кругах, связанных с деятельностью профсоюзов, общественных организаций, ратующих за «права и свободы трудящихся», некоторых политических движений.

Впервые правовое регулирование данного термина было обеспечено в Конвенции (1952) Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения», согласно которой коэффициент замещения равен отношению размера пенсии к размеру прежних доходов.

коэффициент замещения, коэффициент замещения пенсии, коэффициент замещения пенсии в россии, формула расчета коэффициента замещения, норма коэффициента замещения

Та же Конвенция определила параметры, которые непосредственно влияют на размер коэффициента замещения и должны учитываться при формировании объема пенсионных выплат.

К числу таких параметров относятся, например:
[1] общая продолжительность трудового стажа;
[2] размер заработной платы;
[3] размер отчислений в страховые фонды;
[4] возраст выхода на пенсию;
[5] структура пенсионной формулы (определяется национальным законодательством).

Формула и норма расчета коэффициента замещения

Таким образом, формула расчета коэффициента замещения предельно проста:

где Db – размер пенсии, Da– размер дохода до выхода на пенсию.

коэффициент замещения, коэффициент замещения пенсии, коэффициент замещения пенсии в россии, формула расчета коэффициента замещения, норма коэффициента замещения

Норма коэффициента замещения, согласно обозначенной выше Конвенции, равняется 40 процентам.

Коэффициент замещения пенсии в России, варьируется, по официальным данным, от 37 до 70 процентов, в Германии – от 40 до 50 процентов.

Само по себе значение коэффициента замещения не свидетельствует об эффективности/неэффективности пенсионной политики государства, поскольку в абсолютных значениях пенсии могут быть мизерными, тогда как коэффициент замещения – вполне вписываться в упомянутые 40 процентов.

Как эффективно влиять на коэффициент замещения?

Как эффективно влиять на коэффициент замещения. Ответить на этот вопрос – значит точно определиться с тем, на какой уровень жизни вы сможете рассчитывать по выходу на пенсию.

Даже если государство обеспечит вам пресловутые 40 процентов, достаточно ли этих выплат окажется для финансирования и обеспечения стиля жизни, на который вы рассчитываете.

коэффициент замещения, коэффициент замещения пенсии, коэффициент замещения пенсии в россии, формула расчета коэффициента замещения, норма коэффициента замещения

Статистика неумолима: пенсионных выплат, КАК ПРАВИЛО, катастрофически НЕ ХВАТАЕТ для покрытия даже самых насущных потребностей.

Ситуацию способны многократно усугубить цепкие лапы инфляции.

Чтобы не оказаться в состоянии «трахнутого мешком по голове» после выхода в отставку, придется поразмыслить над некоторыми стратегиями, способными скачкообразно подвигнуть коэффициент замещения в нужном направлении.

Таких рекомендаций я насчитал четыре. Они перед вами.

[1] Постоянно обеспечивать РОСТ своих доходов как за счет увеличения заработной платы по основному месту работы, так и за счет увеличения числа самих источников доходов.

Это критически важный совет не только для инвесторов, но и вообще ДЛЯ КАЖДОГО, кто находится в трезвом уме и твердой памяти, или как там принято говорить.

Увеличение доходов позволит увеличить размер сбережений и последующих инвестиций.

Значение и того, и другого для достижения богатства, думаю, объяснять не надо.

[2] Начать откладывать деньги ПРЯМО СЕЙЧАС. Тем, кто это уже делает на регулярной основе, НЕ ПРЕКРАЩАТЬ делать это НИКОГДА.

коэффициент замещения, коэффициент замещения пенсии, коэффициент замещения пенсии в россии, формула расчета коэффициента замещения, норма коэффициента замещения

[3] Изменить структуру потребления, отказавшись от разрушительных и деструктивных расходов (на спиртное, курево, на всякий хлам) в пользу «созидательных» (здоровье, занятия спортом, обучающие курсы и т.п.).

Эта рекомендация не так очевидна; чтобы оценить ее значение, нужно попрактиковаться в течение нескольких месяцев.

[4] ИНВЕСТИРОВАТЬ на регулярной основе в активы, способные обеспечить доходность, заведомо превышающую уровень инфляции.

Достаточно освоиться в чем-то одном: акциях, недвижимости… В том, что ближе по духу и пониманию.

Соблюдение перечисленных правил и рекомендаций со временем оградит вас от неприятных размышлений по поводу того, как же все-таки «несправедлива» бывает жизнь (особенно на пенсии), и гарантированно подтянет коэффициент замещения до нужных значений…

Зарплата работника за полный месяц не должна быть ниже минимального размера, установленного по стране, региону или отрасли. За нарушение этого требования работодателю грозят штрафы — от 10 000 рублей для ИП и от 30 000 рублей для организаций. Расскажем, какой минималки нужно придерживаться и как рассчитать сумму зарплаты.

Статья подготовлена по материалам вебинара Юлии Бусыгиной «Зарплата: изменения, особенности расчёта с 2021 года».

Какой должна быть минимальная зарплата

Месячная заработная плата работника, который полностью отработал норму рабочего времени и исполнил свои трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).

С 1 января 2021 года федеральный МРОТ составляет 12 792 рубля. Его размер определяется по медианной зарплате, а не по прожиточному минимуму, как было раньше.

При назначении зарплаты сотрудников нужно учитывать и региональный МРОТ. Субъекты РФ могут установить свой минимальный размер оплаты труда, который не может быть ниже федерального. Если работник трудится в таком регионе, его зарплата должна быть больше или равна региональному МРОТ. Эти ограничения должны соблюдать только работодатели, которые присоединились к региональным соглашениям. Вас присоединят автоматически, если в течение 30 дней после публикации соглашения вы не направите письменный мотивированный отказ. Если вы смогли отказаться или в вашем регионе таких соглашений нет, платите зарплату не ниже федерального МРОТ.

Увеличить зарплату нужно тем сотрудникам, которые с 1 января за полностью отработанный месяц и до удержания НДФЛ получают меньше МРОТ. Индексацию можно провести путём подписания дополнительного соглашения к трудовому договору и уже с начала года начислять и выплачивать работникам не ниже минимального размера оплаты труда.

Мы не рассматриваем в этой статье отраслевой МРОТ. Узнать о нём можно в отраслевых соглашениях, которые размещены на официальном сайте Минтруда.

Когда начисленная зарплата может быть ниже МРОТ

Если работник трудится в режиме неполного рабочего времени и такой режим работы установлен его трудовым договором, заработная плата выплачивается пропорционально фактически отработанному времени. Причина этому то, что работник полную норму не вырабатывает, так как ему установлена меньшая продолжительность рабочего времени. То есть это нормально.

Пример. В ООО «Соколик» работает Вика, которая совмещает работу с учёбой в университете. Для её должности установлен месячный оклад равный МРОТ при полной рабочей неделе (40 часов). Она отрабатывает 20 часов в неделю, поэтому её труд оплачивают пропорционально отработанному времени. ООО «Соколик» начисляет Вике зарплату в сумме 6 396 рублей (12 792 рубля × (20 часов / 40 часов × 100 %)).

Получать меньше МРОТ могут также совместители и те, кто отсутствовал на работе из-за отпусков, болезней и т.п. В этих случаях зарплату сравнивают с МРОТ, рассчитанным исходя из отработанного рабочего времени.

Какие выплаты включаются в расчёт МРОТ

Если вы посмотрите редакцию ТК РФ от 2002 года, то увидите, что раньше в ст. 133 было чётко сказано, что в МРОТ не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. Они идут сверх МРОТ. В свежем ТК РФ таких указаний нет. В нём сказано только то, что месячная зарплата работника, который полностью отработал норму рабочего времени, не может быть ниже минималки.

Когда появилась такая редакция, стали возникать вопросы. «Ведь здесь месячная зарплата имеется в виду, а, в соответствии со ст. 129 ТК, заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от количества, качества, условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты». Получается, что в зарплату вроде бы входит и компенсационная, и стимулирующая части. Некоторые думают, что тогда можно сделать оклад, например 10 тысяч рублей, и компенсационными и стимулирующими выплатами довести его до МРОТ. С одной стороны, да, можно бы и толковать так. Но все эти моменты урегулировал Конституционный суд. Напомним, что его решения обязательны для исполнения всеми работодателями.

Разобраться, как правильно считать зарплату, средний заработок и удерживать НДФЛ, можно в Контур.Школе. По окончании курса вы получите документ об обучении.

Итак, какие выплаты должны идти сверх МРОТ:

  1. Выплаты компенсационного характера, такие как доплата за сверхурочную работу, за работу в ночное время, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (Постановление КС РФ от 11.04.2019 № 17-П).
  2. Доплата за замещение временно отсутствующего работника, совмещение профессии либо расширение зон обслуживания (Постановление КС РФ от 16.12.2019 № 40-П).
  3. Районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера (постановление КС РФ от 07.12.2017 № 38-П).

Обратите внимание! Региональные и отраслевые соглашения могут вводить особые условия про доплаты и надбавки. Например, в Москве в минималку не входит доплата за работу во вредных условиях.

В 2020 году вышло постановление ВС РФ, где суд указывает на то, что стимулирующие выплаты (такие как премии) тоже должны идти сверх минимального размера оплаты труда (Постановление ВС РФ от 10.02.2020 № 65-АД20-1).

Получается, что в МРОТ не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты, районные коэффициенты, надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Они идут сверху.

Обязательно проконтролируйте, чтобы не получилось так, что у вас в трудовых договорах с работниками указан, допустим, оклад 10 тысяч, а всё остальное вы доводите до МРОТ компенсационными и стимулирующими выплатами. Такой порядок на сегодняшний день неверный.

Подготовила Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

alt="По поддержке семей Россия стала эталоном для многих стран. И паника на биржах на пособиях не отражается. Фото: Photoxpress" />
По поддержке семей Россия стала эталоном для многих стран. И паника на биржах на пособиях не отражается. Фото: Photoxpress

Есть еще ориентиры по больничным листам, пособиям по безработице и медицинскому обслуживанию. Всего - семь позиций. С 27 февраля для нашей страны стали обязательными стандарты Конвенции N 102 Международной организации труда (МОТ) "О минимальных нормах социального обеспечения". Закон о ее ратификации вступил в силу год назад. А теперь - и сами нормы.

Но, оказывается, по некоторым позициям мы уже обогнали конвенцию. А есть стандарты, где еще придется усиленно поработать, рассказал в интервью "Российской газете" профессор Финансового университета при правительстве РФ, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Неравные проценты

Александр Львович, отныне каждые пять лет наша страна обязана отчитываться о своих успехах по Конвенции N 102. Какая позиция для нас самая трудная? По пенсиям?

Александр Сафонов: По ним, возможно, в первую очередь. Хотя в прошлом году, по предварительным данным, соотношение средней пенсии к среднему заработку составило 30,7 процента.

У меня, признаюсь, "средняя температура по больнице" никогда оптимизма не вызывала.

Александр Сафонов: И это правильно. У нас очень странный коэффициент замещения пенсией утраченного заработка. Те, кто получает мало, имеют очень большой коэффициент, вплоть до 100 процентов. А люди с высокой зарплатой - процентов 20, не больше, потому что максимальная пенсия, которую человек может получить, имеет предел. И чем больше у тебя зарплата, тем меньше коэффициент замещения ее пенсией.

Но по среднему показателю у нас есть шанс добраться до 40 процентов?

Александр Сафонов: Для этого надо решить четыре проблемы пенсионной системы. Первая - в нашей стране большое количество людей получает низкую зарплату.

Вторая проблема - очень сложная и напряженная ситуация на рынке труда, хотя официальная статистика и показывает нам минимальные значения безработицы. Но не секрет, что у нас развиты такие явления, как административные отпуска, неполный рабочий день. И в таком режиме, по данным Росстата, находится почти миллион человек. Плюс невыплаты заработной платы. То есть формально у человека сохраняется рабочий стаж, но отчислений за него работодатель производит меньше.

Из-за всего этого доходы пенсионной системы остаются низкими. Поэтому надеяться, что коэффициент замещения пенсией утраченного заработка будет высоким, пока не приходится. Добавьте сюда еще третью проблему - неформальный рынок труда. Не за всех у нас работодатели платят в пенсионную систему.

И сколько на всем этом теряет Пенсионный фонд России?

Александр Сафонов: По нашим расчетам, устранив эти проблемы, можно дополнительно наполнять его по 1,6 триллиона рублей в год.

Богатые платят меньше

Вы говорили о четырех проблемах.

Александр Сафонов: Четвертая заключается в том, что государство в последнее время приняло массу решений, которые стимулировали отток денег из пенсионной системы.

Например, с 2002 года произошло снижение взносов за высокооплачиваемых граждан. Когда у работника общая сумма заработка в течение года переходит за 1,2 миллиона рублей (если быть точным, этот предел в 2020 году составляет один миллион 292 тысячи рублей), то отчисления снижаются до 10 процентов. Вместо 22 процентов!

Второй момент - налоговые льготы по уплате пенсионных взносов. Это касается индивидуальных предпринимателей, самозанятых, организаций, которые применяют упрощенную систему налогообложения, единый сельхозналог. Они вообще ни копейки не платят. Плюс разного рода льготы, которые предоставляют компаниям по некоторым видам экономической деятельности, свободным экономическим зонам.

В результате всего этого в Пенсионный фонд не поступает еще 1,5 триллиона в год.


Получается все вместе - 3,1 триллиона! Первые три проблемы не решишь при таком росте экономики. Об этом мы еще поговорим. А льготы? Вы предлагаете их отменить?

Александр Сафонов: Государству, на мой взгляд, необходимо провести реформу, чтобы прекратить практику предоставления льгот за счет Пенсионного фонда России. Система тарификации должна существовать автономно от его бюджетной политики.

Надо создать независимый актуарный комитет, который бы управлялся социальными партнерами. Именно он должен принимать решение, какие тарифы назначать. Но при этом установить железное правило: единая тарифная сетка для всех видов деятельности. Самозанятый ты или нет, работаешь в сфере финансов или космоса - тариф один. И льготы, которые устанавливают для развития экономики, должны компенсировать Пенсионному фонду за счет госбюджета.

А комиссия при расчете тарифов должна исходить исключительно из двух ориентиров. Из демографических показателей - соотношение работающего и неработающего населения. И из ситуации с рабочими местами, чтобы тарифы не заставляли работодателя сокращать штаты. И ничего другого.

Как часто тарифы должны меняться с учетом этих факторов?

Александр Сафонов: Они должны быть стабильны как минимум пять лет. В идеале - не меньше десяти. Тогда предприниматель понимает свои экономические перспективы, строит систему формирования кадрового потенциала, финансовую политику, инвестиции. Чем стабильнее тарифное регулирование, тем оно лучше для бизнеса. Я убежденный сторонник того, что играться тарифами пенсионной системы, как и системы соцстрахования, страхования по болезни, от несчастного случая на производстве, нельзя.

Мама на зарплате

В конвенции есть еще шесть разделов, которым наша страна должна соответствовать. По каким мы уже этого добились?

Александр Сафонов: В принципе, почти по всем. Это касается обеспечения в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, материнством, инвалидностью, по случаю потери кормильца. Но по каждому направлению надо двигаться вперед.

Фото: Наталия Федосенко/ТАСС

Взять, к примеру, обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями. Есть закон, Фонд социального страхования. Все это соответствует мировым канонам. Но закон не распространяется на тех, кто работает по гражданско-правовым договорам и на самозанятых. Для них нужно предусмотреть возможность страховаться самостоятельно. По крайней мере, открыть такую опцию. Не факт, что она сработает и люди будут ею массово пользоваться. Но мы расширим их право на систему социального страхования и защиту в случае профзаболевания или несчастного случая.

Александр Сафонов: Ничего. Здесь мы уже давно являемся стандартом для западных стран. И всегда были передовиками - еще с советских времен. Например, в Германии оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком после его рождения длится 14 месяцев, а у нас - 18 месяцев. И каждый год в России происходит индексация пособий по материнству.

Обеспечение по инвалидности у нас тоже на уровне стандартов МОТ. Но нам надо добиваться более высокого обеспечения. Особенно для семей с детьми-инвалидами. Или мама, или папа выпадают с рынка труда. И пособие по инвалидности ребенку должно учитывать это.

То есть обеспечивать не только возможность питаться, одеваться, покупать лекарства, но и компенсировать утраченный заработок одного из родителей. К сожалению, сейчас это не так. Давно пора модернизировать это пособие. Мама, которая ухаживает за ребенком-инвалидом, должна получать от государства зарплату социального работника как минимум.

Но вам ответят - бюджет не резиновый!

Александр Сафонов: Так и государству выгодно, когда семьи заботятся о детях-инвалидах. Не надо строить специнтернаты, содержать персонал.

Я вам больше скажу: в пособии по детской инвалидности должны содержаться расходы семьи на социализацию ребенка. Это, например, дополнительная программа по образованию, связанная с тем, что ребенок ограничен в своих возможностях. И оплата реабилитологов, которые занимаются именно социализацией ребенка.

У нас, к сожалению, семьи, где появляется ребенок-инвалид, чаще всего замыкаются в своих проблемах. А тот же Фонд соцстраха или департамент социальной защиты в регионе должен иметь в штате семейного кризис-менеджера. Он вместе с мамой или папой обязан приводить этого ребенка туда, где ему готовы или обязаны бесплатно оказывать помощь.

Понимаете? Это уже не идеология консервации человека с инвалидностью: накормили и забыли. Это идеология развития, формирования новых типов людей, которые активно участвуют в жизни, хотя и имеют ограничения. И здесь помимо пособий государство должно заключать с семьями социальные контракты. Но не те, которые подписывают с многодетными семьями, когда им дают деньги, чтобы родители открыли свое дело либо получили новую профессию, повысили квалификацию по старой. Речь идет об обратном социальном контракте. Когда государство прописывает свои обязательства и объем услуг, которые выполнит, чтобы ребенок-инвалид развивался. А задача родителей - использовать все эти направления.

О хвостах и носах

А теперь - о главном. Чтобы соответствовать конвенции, где мы еще не тянем, развивать другие соцстандарты, нужна хорошая экономика. И не в среднем по стране, а в каждом регионе. Иначе все это не имеет смысла.

Александр Сафонов: В нашей стране давно уже пытаются разработать закон о единых социальных стандартах, где прописана вся система помощи, который государство считает современным, эффективным, где установлено соотношение различных пособий и выплат. Пока не разработали.

Потому что всем одинаково - не получится!

Александр Сафонов: Получится. Не сразу, конечно. Мы давно созрели для этого закона. Человек должен быть одинаково защищен государством независимо от того, где он живет.

Фото: iStock

Кстати, это основное требование Конвенции N 102. А ее невыполнение грозит стране репутационными рисками. Крупные иностранные компании не будут вести бизнес и инвестировать там, где не соблюдаются права трудящихся.

Мы также должны думать и о том, что социальная политика является той скрепкой, которая поддерживает постоянное население как в сельских территориях, так и в небольших городах. И на Дальнем Востоке, на Крайнем Севере. Для страны важно, чтобы люди жили везде, а не только в центре.

Подпишусь под каждым словом. Но прошлый год закончили с дефицитом бюджетов в два раза больше регионов, чем раньше.

Александр Сафонов: Серьезная проблема. Но вот вам конкретный пример - Сахалинская область. Всего один проект - запуск завода по производству сжиженного газа - вывел бюджет региона из дефицитного в профицитный.

Надо искать такие проекты, которые будут вытягивать области. Это задача государства, власти. Если вы понимаете, что с точки зрения развития страны важно увеличивать объемы и глубину нефтепереработки, развивать современную химию - стройте такие заводы, развивайте. И делайте это там, где принесет прибыль региональным бюджетам, будет вытягивать социалку, формировать кадровый потенциал.

У нас сейчас почти 69 процентов доходов федерального бюджета формируют лишь три региона. Абсурд? Абсурд. И надеяться, что какой-то добрый дядя приедет из-за границы, начнет что-то делать в депрессивном регионе, - это сверхфантазии. Нет таких историй в жизни! Не идет инвестор в депрессивные регионы. Он понимает, что там ни кадров нет, ни потребления, ни инфраструктуры. Зачем ему с этим связываться?

Поэтому именно государство должно инвестировать. Если мы хотим сделать Дальний Восток приличным с точки зрения проживания, давайте развивать компетенции, которые обеспечивают нашу страну. То же судостроение. Науку, которая связана с ним. У китайцев же получилось. И у нас получится. Иначе так и будем жить по принципу: хвост вытянем - нос застрянет, нос вытянем - хвост застрянет.

Зарплата - драйвер экономики

Александр Львович Сафонов, доктор экономических наук


В этом году ему исполнится 57 лет. Родился в Москве. Окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Практически вся его трудовая жизнь связана с исследованием уровня жизни населения и улучшением ее качества. Сафонов работал в Управлении уровня жизни и демографии Министерства труда и социальных вопросов СССР. Был начальником отдела уровня жизни независимого исследовательского центра, заместителем министра здравоохранения и соцразвития РФ. Александр Сафонов считает, что значительный потенциал для роста региональной экономики, а значит, и всей страны, связан с заработной платой бюджетников. Потому что в большинстве регионов они являются системообразующими элементами и для рынка труда, и для внутреннего потребления. И как следствие - для развития бизнеса.

Больничным сыт не будешь

С медициной мы тоже, судя по всему, в стандарты укладываемся?

Александр Сафонов: В принципе, да. В конвенции говорится, что граждане имеют право на медицинское обслуживание без какой-либо дискриминации. И у нас есть экстренная бесплатная медпомощь, больницы, поликлиники, полисы ОМС.

И все это доступно не только работающему населению, но и нетрудоспособному. Плюс много сделано, чтобы узаконить возможность мигрантов получать медпомощь по расширенному пакету.

Все жду, когда вы скажете: "Но. "

Александр Сафонов: Есть еще один раздел - "Обеспечение по болезни". Здесь мы тоже имеем развитую систему страхования. Но. по больничным есть проблема. У Фонда соцстраха - те же проблемы с самозанятыми, индивидуальными предпринимателями и работниками теневого сектора экономики, что и у Пенсионного фонда. И все эти люди не защищены через инструмент соцстрахования на случай болезни.


Обязать их платить взносы?

Александр Сафонов: Это должно быть сделано в обязательном порядке. Как минимум, закрепить минимальный уровень выплат. Мы должны приучать людей к культуре страхования. Что есть не только риск потери здоровья, но и заработка.

Надежды на то, что человек сам будет откладывать на случай болезни, понятно, нет?

Александр Сафонов: Это надо быть очень большим оптимистом. Например, в США у сорокалетних американцев остаются нулевыми более 60 процентов счетов по накопительным пенсиям. Во всех странах люди чаще предпочитают тратить деньги здесь и сейчас. В то же время логика развития рынка труда говорит, что все больше людей будет занято в сфере временной, частичной занятости, в системе гражданско-правовых договоров. И государству надо решать, что в данном случае делать. Это не только вызов через пять лет, это вообще стратегический вызов. Для всех стран без исключения. И та, которая в наибольшей степени сориентируется, окажется в выигрыше.

А как вы относитесь к тому, что у нас есть потолок выплат по больничным? Заболев, люди теряют заработок. Поэтому очень многие не берут его вовсе. Может, пора сделать 100-процентную оплату?

Фото: twitter/ coronavirus

Александр Сафонов: Ситуация, действительно, очень серьезная. Сейчас система пособий по больничным приводит к тому, что люди ходят на работу нездоровыми. А это угроза не только конкретному человеку, а всему трудовому коллективу. А может, и городу.

Поэтому необходимо предоставить право тем, кто получает достаточно высокую зарплату, сохранить свой доход на больничном за счет небольшого дополнительного тарифа.

Предположим, мы делим программу социального страхования по болезни на две части. Первая - стандарт, который сейчас существует (взносы в Фонд соцстраха платит за работника работодатель). И при начислении больничных в 2020 году получите предел за месяц чуть более 48,3 тысячи рублей.

Понятно, переходить на них, например, с 200 тысяч рублей зарплаты - тяжело. Для таких работников можно предусмотреть вторую, дополнительную, программу - добровольное личное софинансирование. Но это должен быть посильный тариф.

Читайте также: