Что такое консультирование по вопросам трудоустройства

Опубликовано: 29.04.2024

Фото: Владимир Аносов/РГ

Например, мой знакомый с высшим образованием, пока числился безработным, прошел через службу занятости курсы парикмахера, и это помогло его семье продержаться в трудные времена. Позже он нашел работу по специальности и сменил ножницы на компьютер. Но до сих пор он с удовольствием стрижет всю семью и друзей, делает это качественно и шутит, что если снова потеряет работу, обязательно откроет собственный салон.

Куда и как обращаться?

Обратиться, обязательно лично, в любой "Центр занятости населения" можно независимо от места жительства. Получение госуслуги содействия в поиске работы не привязано к месту регистрации гражданина.

Какие документы понадобятся?

Обязательно:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • для инвалидов - индивидуальная программа реабилитации с рекомендациями об условиях и характере труда.

Документы, подтверждающие профессию, квалификацию:

  • трудовая книжка или ее дубликат;
  • трудовые договоры и контракты;
  • документы об образовании, об обучении на курсах, об ученых степенях и званиях;
  • справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
  • документы, подтверждающие прекращение трудовой деятельности (копия приказа об увольнении и др.).

Также могут пригодиться:

Документы, подтверждающие отнесение вас к особым категориям:

  • одинокие и многодетные родители; родители (усыновители, опекуны) детей-инвалидов;
  • уволенные с военной службы или члены их семей;
  • пострадавшие вследствие чернобыльской и др. радиационных аварий и катастроф.

Важно! Если вы предполагаете оформить пособие по безработице, придется обращаться в службу занятости по месту постоянной регистрации (даже в том случае, если вы временно проживали и работали в другом регионе).

В этом случае обязательными станут следующие документы:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовая книжка или ее дубликат;
  • документы об образовании и о квалификации, об обучении, об ученых степенях и званиях;
  • справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
  • для инвалидов - индивидуальная программа реабилитации.

Как происходит подбор вакансий?

После постановки на учет сотрудник Центра занятости назначит дату посещения для подбора работы. Срок не должен превышать 11 дней со дня предъявления всех документов. Служба занятости вправе проверить достоверность представленных сведений. В частности, проверяется информация об иных видах занятости (индивидуальное предпринимательство, обучение по очной форме, работа по договорам гражданско-правового характера).

Важно! Средний заработок за последние три месяца должен быть рассчитан работодателем в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 августа 2003 г. N 62.

Иные справки о среднем заработке, в том числе и справка о доходах в форме 2-НДФЛ, не могут заменить справку, представляемую в службу занятости.

Что делать, если нет справки о зарплате?

Справка нужна и для подбора подходящей работы, и для решения о размере пособия по безработице либо стипендии (если гражданин будет направлен на учебу). В любом случае гражданин может обратиться в суд для установления факта отсутствия (невозможности предоставления) необходимых документов и права регистрации для поиска подходящей работы и в качестве безработного при их отсутствии.

Какую работу могут предложить?

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Если гражданин встает на учет в службе занятости в течение 12 месяцев после увольнения, рабочее место подбирается с учетом профессии, должности, уровня образования и квалификации. Учитывается также средняя зарплата за последние 3 месяца. Берется во внимание и транспортная доступность рабочего места (если до работы сложно и долго добираться, то такие места предлагать не должны).

При подборе подходящей работы не допускается:

  • предложение одного и того же варианта работы дважды;
  • предложение работы, которая потребует переезда (без согласия гражданина);
  • предложение работы, не соответствующей нормам по охране труда;
  • предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка за последние 3 месяца на последней работе (если зарплата была ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе).

Если средняя зарплата превышала прожиточный минимум, не может предлагаться работа с заработком ниже этого порога.

Как происходит трудоустройство?

Гражданину выдаются направления на работу, но не более двух одновременно. Кандидатуры граждан, если они согласны на вакансию, согласовываются с работодателями. Работодатель в пятидневный срок возвращает в Центр занятости направление с указанием даты, когда гражданин был принят на работу.

Если гражданину отказывают, работодатель делает в направлении отметку о дне явки гражданина и причине отказа и возвращает направление гражданину.

Важно! При очередном посещении Центра занятости нужно возвращать направление на работу (отрывную часть) с отметкой работодателя, заверенной подписью уполномоченного лица и печатью.

Что делать, если подходящей работы нет?

Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Если гражданин согласен, ему могут предложить:

  • работу по смежной профессии;
  • участие в общественных работах;
  • участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, профориентацию.

Если служба занятости не смогла предложить подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации, гражданина признают безработным с того дня, когда он подал документы.

Важно! Граждане письменно (под роспись) уведомляются Центром занятости о том, что они зарегистрированы для поиска работы, о дате следующего посещения для подбора вакансии, о дате для принятия решения о признании безработным и постановке на регистрационный учет.

В каких случаях гражданина не признают безработным?

  • Если гражданин отказался от 2 вариантов подходящей работы (включая работы временного характера), в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет;
  • если гражданин не явился в течение 10 дней со дня постановки на учет в Центр занятости для подбора подходящей работы; отсутствие по уважительной причине нужно подтвердить документально (больничный лист, справка об участии в судебном процессе в качестве присяжного, справка о пожаре и т.д.);
  • если гражданин не явился в срок, установленный Центром занятости, для принятия решения о признании его безработным;
  • если представленные документы содержали ложные сведения.

Важно! Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право повторно обратиться в службу занятости через один месяц со дня отказа.

Центр занятости уведомляет гражданина письменно (под роспись) или по почте об отказе в признании его безработным и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения.

Порядок и условия признания граждан безработными регулируются статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".

Занятость трудоспособного населения является социально-экономической категорией, которая связанна с осуществлением права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [1].

Занятость населения – это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия [2]. Иначе говоря, занятость – это наличие у людей общественно значимой работы, предоставляющей им заработок или трудовой доход. Понятие «занятость населения» можно также определить как совокупность экономических отношений, связанных с деятельностью трудоспособного населения по созданию материальных благ, т.е. продукта или услуги.

Достижение высокого уровня занятости населения – одна из основных целей национальной экономики. Под занятостью следует понимать такую деятельность людей, которая не противоречит законам РФ, направлена на удовлетворение собственных или общественных потребностей и дает им заработок или доход [3].

Различные предприятия непосредственно учувствуют в процессе занятости населения, по средствам трудоустройства граждан на вакантные должности. Поиск персонала, в большинстве случаев, предприятия осуществляют, обращаясь в частные кадровые агентства, или своими силами, по средствам объявлений в СМИ и размещении информации о вакантной должности в интернете, расценивая это как более быстрый и простой вариант поиска работников. Но существует возможность поиска и отбора кадров с помощью государственных структур.

Федеральная служба по труду и занятости – это федеральный орган исполнительной власти, исполняющий функции по надзору и контролю сферы занятости, труда и альтернативной гражданской службы, реализующей государственные услуги в области содействия занятости трудоспособного населения и защиты граждан от безработицы, урегулирования коллективных трудовых споров и трудовой миграции.

Федеральная служба по труду и занятости реализует свои функции непосредственно и через службы и центры занятости населения в регионах, во взаимодействии другими учреждениями, такими как федеральные органы исполнительной власти, общественными объединениями и другими [2].

Федеральная служба по труду и занятости реализует свою деятельность в соответствии и на основании Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О занятости в Российской Федерации».

В процессе изучения проблем, существующих на рынке труда и занятости трудоспособных граждан РФ, выделяют следующие аспекты, требующие своего решения: недостаточное профессиональное консультирование, региональный дисбаланс, скрытые резервы, образовательный дисбаланс, не развитые компенсационные выплаты, увеличение напряженности на рынке труда, не организованная временная занятость подростков и др.[4].

Для решения этих проблем были созданы специальные учреждения – Службы занятости населения, исполняющие управление занятостью в масштабах государства.

Службы занятости населения (СЗН) регионов Российской Федерации являются структурными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости. Они контролируют и организовывают деятельность местных отделений службы занятости – центров занятости населения (ЦЗН).

Центр занятости населения (ЦЗН) – местное отделение СЗН, осуществляющее непосредственную работу с трудоспособным населением в области занятости и труда, а так же, оказывает государственные услуги трудоспособным гражданам и организациям в сфере занятости.

Работодатель выступает одним из главных клиентов СЗН. Из заявок организаций-работодателей службой занятости формируется банк вакансий для граждан, ищущих работу, что позволяет первым быстро и качественно найти квалифицированные кадры на вакантную должность, а вторым быстро решать проблемы с трудоустройством. Активная политика занятости трудоспособного населения основывается на принципе тесного взаимодействия органов службы занятости с работодателями. Обратиться за помощью в подборе и поиске необходимых работников могут как юридические лица, индивидуальные предприниматели, а так же физические лица.

После подачи соответствующей заявки работодателем, сотрудники центра занятости выполняют работу по поиску и отбору вакансий для категории граждан признанных безработными. Подбор информации осуществляется с использованием, сайтов «Общероссийская база вакансий», «Работа в России»», «Интерактивный портал Департамента труда и социального развития», и на сайте центра занятости населения того города, в котором осуществляется поиск сотрудников [6] размещается информация об организации-работодателе и сведения о его потребности в персонале.

Центром занятости населения предприятиям могут быть предложены следующие специальные программы занятости:

– организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

– организация общественных работ;

– организация временного трудоустройства граждан, ищущих работу и особо нуждающихся в социальной защите;

– организация временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников образовательных учреждений, ищущих работу впервые.

В ЦЗН РФ применяются следующие формы сотрудничества с предприятиями-работодателями и трудоспособным населением [5]:

Проводится аукцион специалистов. Для реализации этого мероприятия сотрудниками ЦЗН изучается потребность работодателей в квалифицированных специалистах, проводится анализ рынка предложений по данному профилю. С каждым потенциальным кандидатом на должность проводится индивидуальная работа по составлению резюме и отработке самопрезентации в беседе с работодателями. Задача кандидата на вакантное рабочее место как можно лучше продемонстрировать свои способности и знания, что позволит ему в дальнейшем успешно трудоустроиться.

Работа выездного отдела кадров, заключается в том, что потенциальный работник-клиент встречается со специалистом кадровой службы компании-работодателя на нейтральной территории, в помещении ЦЗН, что позволяет значительно сократить срок поиска работников для работодателя, а безработному получить возможность оперативного оформления приема на работу.

Гарантированное собеседование. Заключается в том, что предварительно отобранные сотрудниками службы занятости кандидаты на должность в заранее согласованное время направляются на собеседование с работодателем, собеседование может проходить либо в ЦЗН, либо у работодателя с участием работника ЦЗН. Принцип данной формы взаимодействия заключается в тщательном отборе кандидатов на вакансии в соответствии с требованиями работодателя. Преимуществом мероприятия можно считать его оперативность, исключение массового потока граждан на предприятие, а так же эффективное использование элементов конкурсного отбора кадров.

День открытых дверей ЦЗН. Мероприятие проводится непосредственно в ЦЗ с людьми, находящимися в поиске работы, и работодателями. В программу входят выставки и тематические семинары, мини-ярмарки вакансий и учебных мест, может быть представлена возможность воспользоваться «Интернет услугами» для населения и работодателей, а так же получить консультации специалистов ЦЗН, в том числе психолога, юриста, профконсультанта и т.д. На дне открытых дверей представители организаций-работодателей могут получить информацию о ситуации на рынке труда, о формировании банка вакансий центра занятости, а так же о направлениях активной политики занятости трудоспособного населения.

Мероприятие по названием – «День ЦЗН», это оказание помощи людям, ищущим работу, а также привлечение внимания партнеров на рынке труда по решению проблем занятости трудоспособного населения. Данный проект имеет вид информационной акции и включает в себя ряд мероприятий: циклы семинаров по вопросам профориентации, социальной адаптации и психологической поддержки граждан. Кроме того, в рамках проекта могут быть организованы «круглые столы» с участием работодателей и специалистов, глав поселений с высоким уровнем безработицы, для анализа и решения проблем безработицы.

Круглый стол, проводится центром занятости для представителей заинтересованных организаций для анализа итогов совместной деятельности, формулировки задач, предложения идей по урегулированию состояния рынка труда, обмену опытом и т.д. Мероприятие может проводиться регулярно, раз в месяц по любым направлениям работы СЗН.

Маркетинговые визиты – это мероприятие основная цель которого, укрепление партнерских взаимоотношений центра занятости с организациями-работодателями, привлечение к сотрудничеству новых предприятий. Главной задачей СЗН при этом является осуществление маркетинговой концепции продвижения рабочей силы на рынке труда. По результатам маркетинговых визитов утверждаются формы дальнейшей совместной работы, создается картотека предприятий, участвующих в мероприятии, ведется сбор данных об имеющихся на них свободных рабочих местах, финансовом состоянии предприятия, анализируется информация о приеме и увольнении сотрудников, обговаривается возможность организаций в проведении активной политики занятости.

Общественные комиссии. Главной целью данного мероприятия является поиск взаимовыгодных решений по согласованию и осуществлению политики занятости при участии организаций-работодателей, органов исполнительной власти, службы занятости, профсоюзов и других служб.

Презентация организации. Своей целью данное мероприятие ставит информирование граждан об организации-работодателе и имеющихся у него вакансиях, об условиях труда в организации. Мероприятие может быть проведено как в помещении организации-работодателе, так и в самом центре занятости населения. На презентацию, по средствам СМИ и объявлений на сайтах и стендах центра занятости приглашаются все граждане, ищущие работу, в том числе выпускники учебных заведений. Для них сотрудниками центра занятости подготавливаются различные видеоролики, брошюры и буклеты с информацией об организации. Организация-работодатель в рамках мероприятия может представить всем желающим данные об имеющихся вакансиях, провести собеседования с кандидатами и подобрать необходимых работников.

Презентация участников клуба ищущих работу (КИР). Проводится, как открытое занятие в клубе, на которое приглашают работодателей, для того что бы они могли пообщаться с группой ищущих работу в неформальной обстановке и пригласить потенциальных претендентов на должность на собеседование

Профессиональный ринг. Мероприятие проводится среди специалистов, закончивших профессиональную переподготовку от службы занятости. Между работодателями и специалистами в течении мероприятия проходит взаимодействие и общение по средствам мозгового штурма, выполнения различных кейсов, турнира, а так же проходит оценка личностного и профессионального соответствия потенциальных кандидатов на должность с предложениями работодателей.

Информационная конференция с работодателями. Мероприятие проводится для информирования работодателей об услугах СЗН, о возможных формах сотрудничества, о подготовке и исполнении совместных мероприятий ( организация общественных работ, временной занятости и др.). Рассматривается проблема во всех своих аспектах, выносится на обсуждение, планируются выступления представителей всех заинтересованных сторон и принятие конкретного решения.

Экспресс-трудоустройство. Целью мероприятия является максимально быстрый поиск необходимых специалистов по заявке организации-работодателя. Проводится для срочного отбора кандидатов на должность (в течение 1–2 дней). В информационном зале ЦЗН, представителю организации-работодателя дается рабочее место, в это же время вывешивается объявление об открывшихся вакансиях. Отбор осуществляется из специалистов, обратившихся в центр занятости, с целью найти работу, и безработных, которым в этот день была назначена перерегистрация. Мероприятие может проводиться с работниками ЦЗ, а так же без их участия.

Ярмарка вакансий и учебных рабочих мест. Важное направление осуществления активной политики ЦЗН, направленной на регулирование занятости населения. Мероприятие проводится с целью снижения социальной напряженности на рынке труда, содействия занятости граждан, ищущих работу, а так же предоставления образовательных услуг и обеспечения предприятий необходимыми кадрами. В ходе мероприятия решаются такие задачи, как: содействие гражданам в поиске подходящей работы и обеспечению предприятий работниками, путем создания условий для общения и взаимодействия безработных с работодателями.

Данные мероприятия обладают рядом положительных моментов для работодателей:

– Услуги ЦЗН по подбору персонала предоставляются организациям-работодателям бесплатно.

– В центре занятости населения работодателям всегда можно получить свежую объективную и достоверную информацию о спросе ситуации на рынке труда.

– ЦЗН может осуществлять подготовку или переобучение кандидатов на определенные открытые вакансии за счет краевого бюджета, то есть совершенно бесплатно для работодателя и кандидата на должность.

– В ЦЗН работодатель может получить услугу по подбору кадров из банка вакансий, что сделает работу по подбору и отбору кадров оперативной и качественной.

В банк высококвалифицированных специалистов ЦЗН включаются все сведения о гражданах, обратившихся в центр занятости с целью поиска работы, а так же о работающих, желающих поменять место работы, имеющих успешный опыт в самых разных сферах, обладателях редких специальностей и профессий[7].

Существование банка высококвалифицированных специалистов имеет ряд преимуществ для работодателей:

– С помощью банка вакансий работодатели могут избежать временных и финансовых затрат на поиск специалиста на вакантную должность;

– В соответствии заявленным требованиям работодателя, сотрудники ЦЗН могут оперативно и качественно отобрать 2–3 кандидата на вакантную должность, если в организации-работодателе отсутствует служба персонала

– В связи с тем, что информация о вакансии будет предложена также и желающим поменять место работы специалистам, есть возможность заинтересовать специалиста, имеющего большой положительный опыт в данной сфере;

– По запросу работодателя, ему могут быть направлены резюме кандидатов на вакантную должность для предварительного ознакомления и дальнейшего собеседования с отобранными кандидатами в центре занятости или на территории организации-работодателя;

– В случае, если кандидаты проживают в другом населенном пункте, может быть организовано видео-собеседование, так же существует возможность компенсации переезда кандидата к новому месту работы за счет средств ЦЗН;

– По запросу работодателя, специалисты ЦЗН могут сформировать внешний кадровый резерв на рабочие места предприятия, из подходящих кандидатов, максимально удовлетворяющих предъявляемым квалификационным требованиям;

– При необходимости подходящие кандидаты могут получить недостающие профессиональные навыки или повысить квалификацию при содействии службы занятости.

– Центр занятости населения может профинансировать и организовать участие отобранного специалиста в программах временного трудоустройства. Таким образом, работодатель имеет возможность «протестировать» специалиста в работе и решить вопрос его дальнейшего постоянного трудоустройства.

Также стоит помнить, что необходимость предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей является установленным федеральным законодательством требованием. В соответствии с Порядком представления работодателями, осуществляющими деятельность на территории РФ, такие сведения предоставляются ежемесячно не позднее 28 числа.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что поиск персонала с помощью центра занятости это не только хорошая возможность работодателя получить в свой штат образованных, квалифицированных специалистов, но и обязанность участия каждой организации в государственной политике занятости населения России.


По Вашему поручению, Михаил Владимирович, с самого начала пандемии мы ведём мониторинг рынка труда в цифровом формате. Уже на следующий день после приёма или увольнения сотрудника эти данные отражаются на портале «Работа в России». Согласно поступившим сведениям, с конца марта на сегодняшний день уволено в России 3 миллиона 718 тысяч наших граждан, а принято на работу 3 миллиона 36 тысяч граждан, разница 682 тысячи человек. В последние недели наём сотрудников активизировался, сейчас принимают на работу почти по 300 тысяч человек еженедельно. Для тех, кто потерял работу с 9 апреля, была существенно упрощена процедура регистрации в качестве безработного. Теперь наши граждане получили возможность делать это в удобном формате, дистанционно на портале «Работа в России».

В июне рост регистрируемой безработицы замедлился более чем на треть. Сейчас на учёт в качестве безработных встают в среднем по 140 тысяч человек в неделю, а в середине апреля – в мае регистрировалось в центрах занятости по 220–250 тысяч еженедельно. Анализ структуры безработицы показал: 51% зарегистрированных безработных – это граждане в возрасте от 25 до 40 лет, 32% – это лица в возрасте от 40 до 55 лет, чуть больше 12% – это молодые люди до 25 лет, менее 5% – это самая малочисленная группа из официально зарегистрированных безработных, это граждане старше 55 лет.

По профессиональной принадлежности больше всего среди безработных граждан специалистов торговли и бытового обслуживания – таких граждан свыше 300 тысяч человек. Далее – специалисты по административной и обеспечивающей работе, их более 220 тысяч. Третье место занимают специалисты транспортной отрасли – свыше 160 тысяч человек, и ещё 155 тысяч безработных не имеют квалификации. На эти профессиональные группы приходится треть всех официально зарегистрированных безработных граждан. Меньше всего безработных, которые ранее были заняты в таких сферах, как логистика, консалтинг, химическая и топливная промышленность, а также металлургия. На всю численность этих граждан приходится менее 5% от числа безработных.

В региональном разрезе наибольшая доля зарегистрированных безработных граждан наблюдается в республиках Чечня, Тыва и Ингушетия. Самая благоприятная обстановка в сфере занятости на Сахалине, в Липецкой и Тамбовской областях.

47% зарегистрированных безработных не работали длительное время или не работали по найму никогда, 33% – это те, кто потеряли работу до пандемии, и 25% потеряли работу в период пандемии.

Минтруд и Роструд уже провели достаточно большую работу с социальными партнёрами, чтобы портал «Работа в России» представлял как можно больше вариантов трудоустройства тем, кто потерял работу. Сегодня это самая массовая база вакансий в стране. На «Работе в России» зарегистрировано порядка 1 млн 200 тыс. свободных рабочих мест. И отмечу, что предоставление сведений о вакансиях, а также поиски своего места работы и для работодателей, и для работников являются бесплатными.

Анализ имеющихся на рынке труда вакансий показывает: больше всего позиций открыто в производственном секторе. На сегодняшний день на портале «Работа в России» 406 тыс. вакансий из этой отрасли, а количество соискателей в этой сфере составляет 140 тысяч человек. Вторая по численности вакансия – это отрасль строительства. Почти 150 тыс. вакансий, на которые претендуют порядка 120 тысяч безработных граждан, желающих трудоустроиться в этой сфере. Третья по численности вакансий область – это здравоохранение. В этой отрасли открыты вакансии для 110 тысяч граждан, но общее число соискателей составляет на сегодняшний день 99 тысяч человек. Замещение в этом секторе происходит достаточно активно. Сейчас есть рабочие места и в сферах, где ранее активно происходило высвобождение. Это транспортная сфера – 77 тыс. вакансий. Торговля и бытовое обслуживание – 57 тыс. свободных рабочих мест.

Сопоставление структуры безработицы и имеющихся вакансий выявляет определённые тренды и проблемы. Во-первых, мы здесь видим разницу в зарплатных ожиданиях и рыночном предложении. Особенно в производстве и строительстве работодатели предлагают на 15–25% меньше, чем хотели бы получать работники. Второе – запрос со стороны безработных граждан на создание собственного дела. И здесь нам необходимо активизировать сотрудничество центров занятости с институтом развития малого и среднего предпринимательства.

И третье – это несоответствие навыков безработных граждан востребованным работодателями компетенциям.

Для того чтобы помочь оставшимся без работы гражданам трудоустроиться, совместно с коллегами из образовательного блока в июле будет дан старт программе по организации обучения безработных и работников, находящихся под риском увольнения. Образовательные программы пройдут экспертизу работодателей. Курсы будут размещены на онлайн-витрине портала «Работа в России», который сейчас дорабатывается. И граждане смогут получить те навыки, которые действительно востребованы организациями.

Для повышения эффективности трудоустройства молодых специалистов создаётся цифровая витрина стажировок и практик на базе портала «Работа в России». Сервис объединит работодателей, готовых организовать практику, и учащихся, что позволит учащимся выбрать стажировку и оформить отношения с работодателями в электронном виде на данном портале. Дополнительно для помощи гражданам, которые оказались под риском увольнения, будут организованы общественные работы или временная занятость. Предприятиям будут компенсироваться части затрат на оплату труда.

В первую очередь нам необходимо продлить режим, возможность удалённой подачи заявлений в центры занятости для наших граждан, сделать его на постоянной основе. Пока он ограничен текущим годом. Мы планируем в законодательстве закрепить такую возможность для наших граждан и за горизонтом 31 декабря 2020 года.

Второе. Мы на сегодняшний день имеем достаточно серьёзную базу данных по вакансиям и вообще по востребованности со стороны работодателей в поиске работников. При этом нам надо сервис портала «Работа в России» сделать максимально удобным для граждан, чтобы они могли в оперативном режиме найти для себя рабочее место, и сформировать весь необходимый им объём вакансий по соответствующей специальности.

Третье. На сегодняшний день работа центров занятости построена по территориальному принципу. Чтобы обеспечить рынок труда соответствующими вакансиями, нам необходимо внедрять новые стандарты работы центров занятости – по принципу экстерриториальности. Чтобы мы могли предоставлять работнику соответствующего субъекта возможные вакансии и в других субъектах Российской Федерации в случае его готовности переехать для новой работы. Также принцип экстерриториальности будет широко востребован и с учётом режима удалённой занятости, который найдёт своё отражение в новой редакции Трудового кодекса.

Дан старт эксперименту по электронному кадровому документообороту. Мы эту программу – эксперимент – планируем завершить до конца года. Начиная со следующего года все работодатели и работники смогут в цифровом формате формировать все документы, относящиеся к трудовым правоотношениям.

Оказание государственной услуги работодателю в подборе персонала — одно из основных направлений деятельности Центра занятости населения
города Якутска. От взаимодействия работодателей со службой занятости
напрямую зависят пополнение городского банка вакансий и
трудоустройство граждан, ищущих работу , поэтому Центр занятости постоянно совершенствует механизмы взаимодействия с работодателями – главными партнерами службы занятости на рынке труда.

2018 год Указом Главы республики объявлен Годом содействия занятости населения в Республике Саха (Якутия). Какие мероприятия с работодателями планируются в ближайшее время?

В соответствии с планом массовых мероприятий на 2018 год февраль месяц объявлен Информационным месячником для работодателей. Основная цель месячника — информирование работодателей о ситуации на рынке труда, об изменениях в законодательстве в сфере занятости и привлечение их к активному сотрудничеству. В рамках месячника запланированы семинар для работодателей «Работодатель 2018 - задачи и перспективы», ярмарка вакансий для жителей Гагаринского округа, маркетинговые визиты инспекторов Центра занятости работодателям, экспресс-трудоустройство на предприятия, челлендж «Лучший в профессии» и др.

Какие новые формы работы будут реализованы?

Для усиления работы с работодателями вводятся различные формы работы. Так, в текущем году каждый четверг объявлен в Центре занятости днем работодателя. В этот день проводятся различные мероприятия с участием работодателей.

Среди новых форм работы Центра занятости можно назвать мероприятия «Выездной отдел кадров», «Экспресс-трудоустройство», целью которых является оперативное обеспечение потребности работодателей. На заявленные работодателем вакансии подбираются подходящие кандидатуры не только из числа безработных граждан, но из числа ищущих работу (банк резюме). С кандидатами работают психологи Центра, затем проводится встреча с работодателем. Все это проходит в течение 2-3 дней, т.е. в короткие сроки осуществляется трудоустройство граждан и соответственно закрывается вакансия.

Интересным для работодателя будет так называемый ассесмент, который организуется нами с прошлого года. Это мероприятие проходит в виде конкурса для подбора подходящей кандидатуры на вакансию и совмещает в себя собеседование с работодателем, плюс прохождение практических кейсов по должностным обязанностям. Надо заметить, такая форма понравилась работодателям.

Также в этом году планируется уделить особое внимание территориальному взаимодействию с работодателями, через округа. К каждому округу прикреплен куратор, который будет координировать работу с работодателями при содействии Управлений округов. В рамках месячника по инициативе Управления Гагаринского округа планируется ярмарка вакансий для жителей округа, где примут участие в первую очередь, работодатели, реализующие свою деятельность на территории округа.

Каким образом работодатели участвуют в обеспечении занятости населения?

Ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» регламентированы обязанности работодателей по проведению государственной политики занятости, в т.ч. обязанность работодателя ежемесячно предоставлять в службу занятости информацию о наличии свободных рабочих мест. За прошлый 2017 год более 800 работодателями заявлено 14 тыс. вакансий (в 2016г. – 12,4 тыс.), на которые при содействии центра занятости населения трудоустроено более 5 тыс. человек. Все вакансии работодателей автоматически размещаются в общероссийскую базу вакансий «Работа в России» www.trudvsem.ru , также работодатели могут самостоятельно размещать вакансии в этот портал. Кроме того, Центр занятости имеет возможность размещать вакансии работодателей в информационных залах, в бегущей строке и на стендах, в газете «Эхо столицы» и т.д. В данное время разрабатывается дополнительный плагин на сайте Центра, что даст возможность работодателям самостоятельно размещать вакансии, а гражданам - резюме, что позволит подобрать кандидатуры через банк резюме граждан. Надеемся, что это будет эффективная и удобная интернет-площадка как для работодателей, так и для граждан.

Таким образом, подавая вакансии в Центр занятости, работодатель значительно расширяет зону размещения информации, причем абсолютно бесплатно.

В каких программах могут участвовать работодатели?

Центром занятости совместно с работодателями организуются общественные работы, временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Кроме того, планируются мероприятия в рамках стимулирования трудовой мобильности граждан.

Участие в республиканских и муниципальных программах позволяет работодателям более рационально использовать квалифицированных работников за счет привлечения временных работников для выполнения работ, не требующих опыта работы и специальной подготовки, а также при необходимости подобрать постоянных работников из числа граждан, положительно зарекомендовавших себя в период участия во временных или оплачиваемых общественных работах. В период участия во временных работах гражданам оказывается материальная поддержка со стороны службы занятости. Кроме того, принимая на работу инвалидов, несовершеннолетних граждан, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, многодетных и одиноких родителей в рамках указанных программ, работодатель может выполнить квоту, т.е. Закон РС (Я) о квотировании рабочих мест.

Какие еще мероприятия предлагаются работодателям Центром занятости?

Органы службы занятости населения накопили огромный багаж и опыт проведения массовых мероприятий. Сегодня, Центр занятости может предложить работодателям различные формы сотрудничества, организовать мероприятия любого уровня, которые реально могут состыковать интересы двух главных действующих лиц рынка труда: и работодателя, и граждан, ищущих работу. Это - ярмарки вакансий различных форматов, день открытых дверей, день службы занятости, презентация предприятия, круглые столы, семинары для работодателей, экспресс-трудоустройство и др.

Участие в этих мероприятиях является удобным форматом для работодателя, он имеет возможность непосредственно встретиться с большим количеством претендентов на вакансии, в личной беседе предварительно получить представления о соискателях, оценить их уровень профессиональной подготовленности, опыта работы и т.д.

Уважаемые работодатели, услуги службы занятости совершенно бесплатны. Формат и виды проводимых мероприятий постоянно совершенствуются и расширяются.

От эффективности нашей совместной работы зависит многое – обеспечение сбалансированности на рынке труда, качественный подбор работников на предприятиях (организациях) и в конечном итоге, благосостояние граждан города.

aoczn(alt)


Областная служба занятости начинает использовать новые инструменты по профориентации и карьерному консультированию

С сегодняшнего дня Архангельский областной центр занятости населения начинает использовать в своей работе новые инструменты «Навигатум» по профориентации и карьерному консультированию.


Для этого каждое отделение занятости было оснащено комплектами тренинговых игр и видеоматериалов, профконсультанты прошли специальное обучение.

Игра-тренинг «Думай как эйчар» (эйчар — специалист в области управления персоналом). Предназначена для снятия напряжения и страха перед собеседованием, получения практического навыка составления резюме и самопрезентации. Использовать новую методику можно для возрастной категории — от 16 до 55+, целевая аудитория: студенты, взрослые 25-45 лет, люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Комплект мини-игр «Думай как эйчар» позволяет проводить тренинги с соискателями, которые хотят найти «работу мечты», научиться уверенно чувствовать себя на любом собеседовании, не быть ведомыми.


С помощью нескольких игр отрабатываются ключевые этапы трудоустройства – составление резюме, прохождение собеседования и краткий рассказ о себе и своих преимуществах.

Механика игр позволяет показать соискателям процесс найма глазами эйчара, благодаря чему собеседование при трудоустройстве становится полностью понятным и перестает вызывать страхи и опасения. Новый инструмент, помогает понять, что задача соискателя – это не трудоустройство любой ценой, а выбор подходящей ему работы. Точно так же, как работодатель ищет не любого, а подходящего сотрудника.

Игра-тренинг «Моя компания. Монетизация».

Возраст: от 14 до 65+, целевая аудитория: школьники средних и старших классов, студенты, взрослое население.


Игра даёт возможность определить свои предпринимательские навыки и готовность принимать решения, существенно повышает финансовую грамотность, формирует конкретные навыки и компетенции, необходимые для открытия собственного бизнеса.

Профориентационная игра «Профи плюс». Целевая аудитория: школьники средних, старших классов, студенты. Игра состоит из 6 мини-игр, продолжительность каждой из них от 5 до 15 минут, что даёт возможность гибко управлять временем проведения профориентационных занятий.


Игра учит профессиональной терминологии, существенно расширяет кругозор, позволяет по новому взглянуть на профессии, поднимает имидж многих специальностей, знакомит с яркими представителями различных профессий.

Псифора: методики и упражнения по управлению эмоциями, страхом и стрессом.

Целевая аудитория: молодёжь, взрослые люди (соискатели, предпенсионеры, пенсионеры).


Это блок материалов, позволяющий начать работу по принятию себя, управлению своими страхами, формированию позитивного настроя и мотивации на работу, повышению стрессоустойчивости.

Приглашаем граждан, желающих принять участие в играх и тренингах по профориентации, подготовке к собеседованию и карьерному консультированию, в районные отделения занятости населения. Все услуги оказываются бесплатно.

Приглашаем учебные заведения Поморья к сотрудничеству по вопросам профориентации и проведению совместных мероприятий для школьников и студентов.

Читайте также: