Что такое мот в трудовом праве

Опубликовано: 17.09.2024

Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 г., с 1946 г. является специализированным учреждением ООН.

Согласно своему Уставу МОТ призвана содействовать установлению всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости путем улучшения условий труда - регламентации рабочего времени, борьбы с безработицей, защиты трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, обеспечения прав детей и женщин, равной оплаты труда, социальных гарантий, профессионального обучения и др.

Организация разрабатывает и принимает международные акты по социально-трудовым вопросам в форме конвенций, протоколов и рекомендаций. За время ее существования принято 188 конвенций. Россия участвует в 73 из них. В 2014 г. наша страна ратифицировала конвенции № 151 о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе, № 140 об оплачиваемых учебных отпусках, № 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм. В текущем году не исключена ратификация Конвенции № 102 о минимальных нормах социального обеспечения.

Членами МОТ являются 185 государств (СССР был членом Организации с 1934 по 1938 гг. и с 1954 по 1991 гг.). С 1991 г. Российская Федерация - полноправный член МОТ как продолжатель СССР.

Особенность МОТ - трехсторонний характер ее работы, при котором в деятельности органов МОТ на равных принимают участие представители правительств, профсоюзов и работодателей. Головное ведомство по участию нашей страны в группе правительств - Минтруд России, профсоюзы в Организации представляет Федерация независимых профсоюзов России, работодателей - Российский союз промышленников и предпринимателей.

Высшим органом МОТ является ежегодная Международная конференция труда (MKT), на которой принимаются стандарты в области социально-трудовых отношений, программа и бюджет, обсуждаются актуальные проблемы международной экономической повестки дня, имеющие отношение к мандату МОТ.

Исполнительным органом Организации является Административный совет, состоящий из 56 членов: 28 правительств (Россия - один из 10 постоянных членов), 14 представителей работодателей и 14 - профсоюзов. В Совете также предусмотрена категория «заместителей членов», которые участвуют в его работе с правом совещательного голоса. В компетенцию Совета входит принятие решений по практическим вопросам реализации политики МОТ, подготовка программы и бюджета, избрание Генерального директора Организации.

Международное бюро труда (МБТ) - постоянный секретариат МОТ, работой которого руководит Генеральный директор, избираемый на 5 лет с возможностью переизбрания. С сентября 2012 г. МБТ возглавляет Гай Райдер (Великобритания).

МОТ располагает широким и действенным механизмом контроля за выполнением государствами своих обязательств в сфере труда. Он включает:

1) Постоянный трехсторонний комитет Административного совета по рассмотрению жалоб о нарушении правительствами права работников на свободу объединений;

2) право организаций трудящихся и работодателей подавать непосредственно в МБТ жалобы о несоблюдении страной-членом МОТ ратифицированной ею конвенции (если жалоба принимается к рассмотрению, то формируется трехсторонняя комиссия по ее изучению и подготовке соответствующего заключения);

3) Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций МОТ, который состоит из 12 независимых специалистов в правовой или социальной области и готовит регулярные доклады для трехстороннего комитета MKT по применению норм о выполнении государствами обязательств в социально-трудовой сфере.

Двухлетний бюджет Организации составляет около 800 млн. долл. США.

Между Российской Федерацией и МОТ регулярно подписываются Программы двустороннего сотрудничества, предусматривающие проекты в области реализации базовых принципов и прав в сфере труда, совершенствования политики занятости, улучшения системы социальной защиты населения и т.д. Действующая программа (на 2013-2016 гг.) подписана в ходе Международной конференции по достойному труду в Москве 11 декабря 2012 г.

С 1959 г. в Москве функционирует Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, которое координирует программы Организации в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Туркменистане и Узбекистане. Основная задача Бюро - оказание технического содействия странам региона в выполнении программ и решений МОТ.

Важнейшими документами Организации последних лет являются Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 года и Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации 2008 года.

В ответ на глобальный финансово-экономический кризис Международная конференция труда в июне 2009 года приняла резолюцию «Глобальный пакт по занятости». Основной мотив документа - выход из кризиса не должен осуществляться за счет трудящихся. Согласно резолюции меры по стимулированию спроса должны органично увязываться с созданием новых рабочих мест, диверсификацией и перепрофилированием убыточного производства, подготовкой кадров, поощрением их мобильности. Государства во главу угла должны ставить выполнение социальных обязательств, прежде всего, перед наиболее уязвимыми группами граждан - женщинами, пенсионерами, молодежью. Значение данного документа подтверждается в ежегодно принимаемой резолюции ЭКОСОС. Несмотря на то, что «Глобальный пакт по занятости» не содержит юридических обязательств, его выполнение государствами регулярно отслеживается Административным советом МОТ.

В ходе 104-й сессии MKT (июнь 2015 г.) Гендиректор МОТ выдвинул «Инициативу столетия, касающуюся будущего сферы труда». Ее цель - определить основные тенденции развития трудовых отношений с учетом глобализации, изменений в мировой экономике и научно-технического прогресса, с тем чтобы выработать соответствующие механизмы управления ими. Кроме того, в рамках своего мандата Организация активно вовлечена в реализацию Целей устойчивого развития до 2030 года, в частности Цели № 8 (Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех).

В последнее время на площадке МОТ налажено полезное взаимодействие в формате БРИКС по ключевым вопросам деятельности Организации, в т.ч. в форме совместных заявлений на заседаниях ее руководящих органов. В рамках российского председательства в БРИКС в 2015 году на полях июньской сессии Международной конференции труда был проведен ряд совместных с партнерами мероприятий по социально- трудовой тематике.

Общие сведения

Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 г. С 1946 г. МОТ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций.

Согласно Уставу, она призвана содействовать установлению всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости путем улучшения условий труда (регламентация рабочего времени, борьба с безработицей, защита трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, защита детей, подростков и женщин, равная оплата труда, гарантия зарплаты, организация профтехобучения и др.).

Организация разрабатывает и принимает международно-правовые акты по социально-трудовым вопросам в форме конвенций, протоколов и рекомендаций, контролирует практику их применения. С 1919 г. МОТ принято 188 конвенций, по статусу равных международным договорам, из которых Россия ратифицировала 59 (по состоянию на март 2013 г.).

Членами МОТ являются 185 государства (СССР был членом Организации с 1934 по 1938 гг. и с 1954 по 1991 гг.). С 1991 г. Российская Федерация - полноправный член МОТ как государство-преемник СССР.

Особенность МОТ состоит в том, что она работает на основе трипартизма – объединения работодателей и трудящихся имеют в ней равный с правительством голос в формировании политики и программ деятельности Организации.

Головным ведомством по участию нашей страны в работе МОТ после реорганизации Минздравсоцразвития России является Минтруд России. Согласно сложившейся практике, представитель этого ведомства (заместитель Министра – Л.Ю.Ельцова) возглавляет правительственную часть российских делегаций на основных мероприятиях Организации. На МИД России возложено обеспечение учета внешнеполитических интересов России в деятельности Организации.

Международная конференция труда (МКТ) - высший орган Организации, созываемый в Женеве ежегодно. На конференции рассматриваются и принимаются международные нормы в социально-трудовой области, обсуждаются вопросы, имеющие общемировое значение. Конференция также утверждает бюджет Организации и избирает Административный совет. Каждое государство имеет право направлять четырех делегатов на сессию МКТ – двух от правительства и по одному представителю от трудящихся и работодателей, каждый из которых может выступать и голосовать независимо друг от друга.

Административный совет - исполнительный орган МОТ, осуществляет руководство постоянным секретариатом в лице Международного бюро труда. Проводит свои заседания три раза в год в Женеве. Адмсовет принимает решения по политике МОТ, определяет программу и бюджет Организации, которые затем представляются МКТ для утверждения, избирает Генерального директора Международного бюро труда. Совет состоит из 56 полноправных членов: 28 от правительств, 14 от работодателей и 14 от профсоюзов, причем две последние группы избираются в личном качестве. В составе Совета имеется также категория «заместителей членов», которые участвуют в его работе с правом совещательного голоса.

В правительственной группе Совета 10 мест закреплено за «наиболее развитыми в промышленном отношении» странами (Бразилия, Великобритания, Индия, Италия, Германия, Китай, Россия, США, Франция, Япония). Остальные 18 государств, равно как и все неправительственные члены Совета и их заместители, избираются МКТ каждые три года с учетом географической представленности. Группы работодателей и трудящихся избирают своих представителей в отдельных коллегиях выборщиков.

В марте 2011 г. в Регламент Адмсовета внесены изменения, предусматривающие, в частности, введение поста единого координатора группы правительств. Первое заседание Совета в новом формате состоялось в ноябре 2011 г.

Международное бюро труда (МБТ) - постоянный секретариат, осуществляющий общее руководство МОТ. Он возглавляется Генеральным директором, избираемым на пятилетний срок с возможностью дальнейшего переизбрания. С октября 2012 г. Гендиректором МОТ является британец Г.Райдер.

В МБТ занято около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в женевской штаб-квартире и 40 отделениях во всем мире. Кроме того, по программам технического сотрудничества в различных регионах мира работают около 600 экспертов.

Важной составляющей деятельности Организации является наличие контрольного механизма реализации странами положений конвенций. Для этого в МОТ созданы Комитет (независимых) экспертов по применению конвенций и рекомендаций (заседает один раз в год), а также Комитет по свободе объединения (заседания проходят три раза в год в начале сессий Адмсовета). Оба органа могут выступать с инициативами о внесении в итоговые документы сессий МКТ и Адмсовета соответствующих «специальных» параграфов, создании комиссий по расследованию «страновых досье».

МОТ выпускает ряд периодических изданий, публикует тематические монографии, исследования и статистические сборники.

При МОТ действует Международный институт социально-трудовых проблем (Женева) и Международный учебный центр (Турин).

Бюджет Организации принимается на два года (на 2014-2015 гг. он составит 864 млн.долл.США). Для распределения бюджетной нагрузки применяется шкала взносов ООН, адаптированная к числу государств-членов МОТ (для России в 2014-2015 гг. - 21,1 млн. долл. США). На цели технического содействия также широко используются внебюджетные средства.

Организацией активно продвигается концепция «достойного труда», в которой сформулированы основные задачи и программные установки МОТ в социально-трудовой сфере – соблюдение прав трудящихся, социальная защита, искоренение детского труда и т.д. На 95-й сессии МКТ (май-июнь 2006 г.) обсуждались вопросы придания ей «глобального характера» и координации деятельности различных международных организаций в этой сфере, инкорпорирования «трудового измерения» в проблематику развития. Идеи «достойного труда» получают растущее признание во всем мире.

В ходе своего выступления на юбилейной 100-й сессии МОТ Председатель Правительства России В.В.Путин выступил с инициативой о проведении в Москве Международной конференции высокого уровня по вопросам достойного труда, которая состоялась 11-12 декабря 2012 года в Центре международной торговли.

С приходом чилийца Х.Сомавиа (Гендиректор МОТ с 1999 г. по 2012 г.) в работе МОТ в большей степени стали учитываться международные политические и экономические реалии, их влияние на социально-трудовую сферу. Это нашло отражение в создании целевых программ по реагированию на кризисные экономические ситуации, обеспечению экономической и производственной безопасности, развитию людских ресурсов, соблюдению гендерного равенства.

Существенное место в деятельности МОТ в последнее время занимают вопросы, касающиеся социальных аспектов глобализации мировой экономики. Особое значение в этой связи имеет принятая МОТ в июне 1998 г. «Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации», в которой подтверждается неизменность социальных принципов и прав в условиях глобализации. В 2002 г. по инициативе МОТ была создана Всемирная комиссия по социальному измерению глобализации. На 96-й сессии МКТ (июнь 2007 г.) принято решение подготовить к следующей сессии МКТ основательный документ по этому вопросу. В итоге на 97-й (июнь 2008 г.) сессии МКТ принята «Декларация о социальной справедливости в целях справедливой глобализации».

Руководство МОТ последовательно призывает государства при реализации антикризисных мер воздерживаться от «экономии» за счет снижения оплаты труда и социальных гарантий трудящихся. Организованная Х.Сомавиа кампания МОТ по защите интересов трудящихся в период кризиса завершилась принятием в ходе 98-й сессии МКТ (июнь 2009 г.) «Глобального пакта о рабочих местах». В нем содержатся рекомендации государства по развитию рынка труда, изысканию методов выхода из кризиса путем стимулирования внутреннего спроса. Основные положения пакта нашли поддержку в ходе встреч «восьмерки» в Аквиле и «двадцатки» в Питтсбурге и Сеуле.

Актуальность и неизменное присутствие социально-трудовой повестки дня в международном диалоге выводит МОТ в число важных, наряду с МВФ, ВТО и Всемирным банком, участников глобальной дискуссии по вопросам посткризисного экономического мироустройства.

На юбилейной 100-й сессии Международной конференции труда (июнь 2011 г.) Х.Сомавиа выступил с докладом «Новая эра социальной справедливости», в очередной раз заклеймив докризисные методы ведения бизнеса, заключающиеся в пренебрежении правами трудящихся, занижении стоимости труда, доминировании рискованных спекулятивных операций над производственными, и к которым, по мнению гендиректора, все чаще вновь «откатываются» во многих государствах после преодоления самой тяжелой фазы кризиса.

В ходе 102-й сессии МКТ (июнь 2013 г.) были одобрены рекомендации правительствам, профсоюзам и работодателям в социально-экономической области на среднесрочный период. Они учитывают новые реалии – замедление роста глобального ВВП и сжатие рынка труда, а также связанную с этим растущую нестабильность во многих странах. В рекомендациях получили отражение российские приоритеты в сфере развития занятости, защиты трудящихся и регулирования трудовой миграции.

С учетом того, что сложившиеся ранее глобальные правила и договоренности (бреттон-вудская система) перестали быть определяющими, Х.Сомавиа призвал все государства к достижению нового международного консенсуса, базирующегося на безусловном признании базовых международных социально-трудовых стандартов, достойном труде для всех как средстве преодоления бедности, создании рабочих мест и минимальных социальных гарантий для всех.

К основным принципам новой модели экономического роста, согласно предложениям Х.Сомавиа, должны быть отнесены следующие: приоритет направления инвестиций в реальный сектор экономики; обслуживание финансовыми институтами, прежде всего, производственных циклов; укрепление регулирования рынка труда и соблюдение международных трудовых стандартов; приведение в соответствие макроэкономической и финансовой политики (недопустимость бытовавшего ранее преимущества экономического развития перед выполнением обязательств в социально-трудовой области); согласованность деятельности специализированных международных структур.

Вопрос о соотношении норм внутригосударственного и международного права решен на уровне Основного Закона РФ. С признанием международных норм частью правовой системы Российской Федерации в национальном праве возобладала монистическая концепция взаимодействия международного и внутреннего права, способность международных норм "проникать" в национальное законодательство более уже не подвергается сомнению. По утверждению некоторых авторов, научный спор о возможности включения международных норм в правовую систему государств также практически исчерпал себя и в теории международного права, переместившись в плоскость определения способов такого включения12.

При исследовании международного уровня правового регулирования следует исходить из факта членства России в МОТ. В связи с чем нератифицированные конвенции МОТ, принятые в развитие принципов, закрепленных пунктом 2 Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года, следует соблюдать на территории Российской Федерации, поскольку Россия является членом МОТ.

Кроме того, безусловно, следует согласиться с мнением С. Ю. Головиной о том, что при формировании адекватного понятийного аппарата в трудовом праве следует использовать конвенции МОТ, вобравшие в себя многолетний опыт регулирования соответствующих областей общественных отношений в странах с развитой рыночной экономикой и сильными демократическими традициями13.

В юридической науке часто можно услышать о желательности ратификации международных договоров как непременном условии их использования для урегулирования внутригосударственных отношений.Однако ст.15 Конституции РФ не содержит никаких указаний на необходимость предварительной ратификации международных договоров для включения их в число источников внутри государственного права. Законодательной практике известны случаи разрешения коллизий между национальными и международнымипредписаниями в пользу положений, нератифицированных международных соглашений, в частности конвенций МОТ14.

12 См. например: Браво Л. Ф. Применение международного права в правопорядке европейских стран // В сб.: Российский ежегодник международного права 1995. СПб., 1996. С. 131; Гаврилин Д. А. Теория соотношения международного и внутригосударственного права и их отражение в практике государств // В сб.: Российский ежегодник международного права. 1998-1999. СПб., 1999. С. 133.

13 Головина С. Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1997. С. 131.

Рекомендации, представляя собой пожелание ввести соответствующие нормы в национальное законодательство, конкретизируют содержание конвенций или носят самостоятельный характер. Они являются моделью для совершенствования внутригосударственного права. Совокупность конвенций и рекомендаций МОТ характеризуется в юридической литературе и официальных изданиях МБТ как Международный трудовой кодекс.

Таким образом, конвенции и рекомендации МОТ являются важным и перспективным источником трудового права Российской Федерации. Конвенции МОТ по своей правовой природе являются разновидностью международных договоров, что подтверждает ст. 1 Федерального Закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.95 г. Того же мнения придерживался Э. М. Аметистов, который достаточно аргументировано доказал, что акты МОТ являются разновидностью международных договоров15.

В связи с этим, целесообразно рассмотреть вопросы, касающиеся условий включения международных договоров в правовую систему России, варианты разрешения противоречий в случае возникновения коллизий между положениями международных договоров, в частности, конвенций МОТ, и внутренним законодательством.

В международном праве все договоры принято подразделять на те, применение которых внутри страны невозможно без создания соответствующего национального законодательного акта, и на те, которые имеют прямое непосредственное действие (они способны порождать права и обязанности для субъектов национального права и не требуют издания внутригосударственных актов для их применения). Международное регулирование труда осуществляется и в том, и в другом виде.

Международные акты, имеющие непосредственное действие применяются при соблюдении следующих условий:

1. Международный договор должен вступить в силу в порядке и в дату, предусмотренную в самом договоре или согласованную между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).

2. Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти должна выразить согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны)16.

В отношении международных договоров РФ установлено: их ратификация и денонсация отнесены к ведению Государственной Думы, принимающей по этому поводу законы, и Совета Федерации (п. «г» ст. 106 Конституции РФ).

3. Исходя из смысла частей 3 и 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" вступившие в силу международные договоры должны быть официально опубликованы.

Согласно ст. 14, 15 вышеуказанного закона ратификации, осуществляемой в форме федерального закона, подлежат международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина. Утверждение и принятие международных договоров осуществляется также актами Президента и Правительства РФ.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" закреплено, что правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации, а правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор (ч. 4 ст. 15, ст.ст. 90, 113 Конституции Российской Федерации)17.

14 Аленина И. В. Коллизии в трудовом праве: Дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2000. С. 123.

15 Международное право и труд: факторы имплементации международных норм о труде. М.: Международные отношения, 1982. С. 39-48.

16 Федеральный Закон РФ 15 июля 1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

При трансформации международных договоров их нормы, включаясь в систему источников национального права, сохраняют свою связь с международным правом. Так называемые «инкорпорированные нормы», т. е. нормы, заимствованные из международного права, занимают во внутригосударственном праве особое положение. В случае затруднений в их толковании и применении учитывается международное право.

Таким образом, Верховный суд своим постановлением подтвердил примат актов международного права над актами национального права, одинакового уровня с инкорпорированной нормой. При этом следует учитывать, что никакая международная норма не может противоречить Конституции. В противном случае она не имеет обязательного характера (по крайней мере, до внесения необходимых изменений в текст Конституции).

17 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Российская юстиция. 2003. № 12.

Список литературы

1. Аленина И. В. Коллизии в трудовом праве: Дис. … канд.юрид. наук. Омск, 2000.

2. Браво Л. Ф. Применение международного права в правопорядке европейских стран // В сб.: Российский ежегодник международного права 1995. СПб., 1996.

3. Гаврилин Д. А. Теория соотношения международного и внутригосударственного права и их отражение в практике государств // В сб.: Российский ежегодник международного права. 1998-1999. СПб., 1999.

4. Головина С. Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1997.

5. Международное право и труд: факторы имплементации международных норм о труде. М.: Международные отношения, 1982.

Международная организация труда, МОТ (International Labour Organization, ILO) – это одно из учреждений Организации Объединенных Наций (ООН), ответственное за выработку и соблюдение международных трудовых норм, содействующее защите трудовых прав, установлению равноправия мужчин и женщин в трудовой сфере, укреплению социальной защищенности и развитию диалога по вопросам, связанным со сферой труда.

Отличительная черта Международной организации труда (МОТ) – трипартизм – трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Международной организации труда.

Структура Международной организации труда

Международная конференция труда

Международная конференция труда является высшим органом Международной организации труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции труда являются по два представителя от правительства и по одному от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.

Административный Совет

Административный совет Международной организации труда является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой Организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного Совета – в марте, июне и ноябре.

В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся).

Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира – Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

Международное бюро труда

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность Международной организации труда.

Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.

Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах.

Бюро, руководимое Генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру.

Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона.

Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, охрана труда, развитие управления, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся: молодежь, инвалиды.

Задачи Международной организации труда

Основными задачами Международной организации труда являются:

  • Разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем.
  • Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением.
  • Помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции.
  • Защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации).
  • Борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения.
  • Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных.
  • Разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды.
  • Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений.
  • Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

Методы работы Международной организации труда

В своей работе Международная организация труда использует четыре основных метода:

  1. Развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм).
  2. Разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность).
  3. Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством.
  4. Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

Трипартизм – основной метод работы Международной организации труда и ее отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

Акты, принимаемые Международной организацией труда

Международная организация труда принимает следующие акты, посвященные вопросам труда:

  • Декларации
  • Конвенции
  • Рекомендации

Всего Международной организацией труда было принято три декларации:

  1. Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах Международной организации труда
  2. Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике
  3. Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда

Конвенции подлежат ратификации странами-участницами МОТ и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации.

Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в Международной организации труда и присоединения к его уставу по четырем основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года.

Основополагающие принципы в сфере труда, закрепленные в Декларации МОТ 1998 года:

  • Свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров
  • Запрета дискриминации в трудовых отношениях
  • Искоренения принудительного труда
  • Запрета детского труда

Указанным четырем принципам посвящены восемь Конвенций Международной организации труда (соответственно – Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

Международная организация труда не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз – в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с Международной организацией труда. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции, и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.



Аннотация. В статье рассматриваются основные международные организации, задачей которых является правовое регулирование труда и занятости. Приводится краткий анализ международных нормативно-правовых актов в сфере труда, их сущности и значения для национального законодательства стран-участниц международных договоров и соглашений.

Вопрос трудовых отношений в настоящее время имеет наибольшую актуальность в ряде многих государств. Национальные законодательства разных стран имеют различную структуру, содержат большое многообразие правовых норм, регулирующих отношения в сфере труда и занятости. Стремительно протекающий процесс глобализации обусловил необходимость создания унифицированных норм, которые бы регулировали трудовые отношения на международном уровне. Все это обусловило возникновение такого понятия как международно-правовое регулирование труда. Что же представляет из себя такое регулирование, и в чем его основные особенности? Международное регулирование труда представляет из себя такое регулирование трудовых отношений, в основе которого лежат ратифицированные нормы международных договоров и соглашений, участниками которых выступают международные организации.

Поскольку в статье основное внимание будет сосредоточено на международных правовых документах, регулирующих трудовые отношения, то рассмотрим ниже ключевые положения наиболее известных из них.

Так, прежде всего, следует отметить такой значимый международный нормативный акт, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. [1] В ней помимо базовых прав человека, провозглашается право на труд, а также свободный выбор трудящимися места работы, право трудиться в справедливых и благоприятных условиях, каждый имеет право быть защищенным от безработицы, на равнозначность оплаты и производимого труда и другие важные права.

Немаловажная роль принадлежит правовым актам, которые принимает Международная организация труда (МОТ). [6] Данная организация является специализированным учреждением ООН. Особенность правовых актов МОТ состоит в их упрощенном порядке введения в действие: они принимаются как конвенции или рекомендации, в последнем случае ратификация не требуется, и такие рекомендации претворяются в жизнь, если соответствующее государство принимает закон о вступлении в силу такой рекомендации.

Стоит отметить, что сущность и содержание трудовых отношений не стоит на месте, а полностью обусловлено такими факторами, как уровень развития экономики и производительных сил общества. Характерной особенностью современного трудового права является установление минимальных и максимальных, процедурных и процессуальных стандартов, которыми руководствуются субъекты трудовых отношений при определении своих прав и обязанностей. Однако во внутреннем законодательстве разных стран установлен свои собственные стандарты, которые способы в значительной мере повлиять на конкурентоспособность предпринимателей на мировой арене, которые в своей деятельности используют наемный труд. И здесь явное преимущество будут иметь международные акты, в основу которых положен различный правовой опыт многих государств, которые устанавливают и закрепляют универсальные нормы трудовых отношений.

Что касается уровней, на которых осуществляется международное регулирование труда, то оно может быть как двусторонним, региональным, так и общемировым. Важными международными органами, осуществляющими регулирование трудовых отношений, являются ООН и вышеупомянутая нами МОТ.

Как уже отмечалось выше, Организация Объединенных Наций акцентирует внимание на законодательном закреплении и соблюдении основных прав человека, среди которых выделяется право на труд и его достойную оплату, надлежащие условия и т.д. Всеобщая декларация прав человека одобрена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. В данной декларации содержится важное положение о запрете какой-либо дискриминации в трудовых отношениях.

Позднее, уже в 1966 г. был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [2], в котором трудовым правам принадлежит довольно значимое место. Указанный Пакт не только конкретизирует содержание прав, которые закреплены в Декларации, но также и включает в себя право каждого на равные возможности в продвижении по службе, право на забастовку, на создание объединений трудящихся (профсоюзов).

Что касается Международной организации труда, то ее создание приходится на значительно более ранний период – в 1919 г. она формируется в качестве учреждения Лиги наций. А уже во времена Второй мировой войны (1944 г.) цели и задача МОТ были обозначены в специальной Декларации, принятой в Филадельфии. [5] Рассмотрим их более подробно.

Так, согласно вышеназванной Декларации, целями МОТ являются:
- продвигать и претворять в жизнь основные права в сфере трудовых взаимоотношений;
- обеспечивать достойное трудоустройство, принимая для этого все необходимые меры;
- повышать доступность и эффективность социального обеспечения. [4]

Именно вышеперечисленные стратегически важные цели составляют основу концепции достойного труда.

Важно понимать, что действие принятых международных стандартов на территории какого-либо отдельно взятого государства определяется тем, насколько развиты соответствующие правовые условия для этого. Для имплементации международных правовых актов в национальное законодательство существует несколько путей: либо международным актам придается прямое действие, либо принимается национальный нормативный акт, либо изменяются и дополняются существующие нормы.

Но как же реализовать с максимальной эффективностью международные нормы и стандарты в национальных законодательствах? Трудовые международные стандарты имеют отличительную особенность: их реализация может происходить в рамках социального партнерства. Приведем пример на отечественном законодательстве: неотъемлемой частью правовой системы РФ являются, исходя их положений ст. 10 ТК РФ [3], все принципы и нормы международного права, которые общепризнаны, и международные договоры РФ. Так, международный договор по юридической силе выше, чем нормы внутринационального законодательство – т.е. нормы такого договора применяются в первую очередь, в случае их противоречия внутреннему законодательству РФ. Из этого следует, что если Россия ратифицирует какой-либо международный договор, то нормы данного договора автоматически включаются в национальную правовую систему. Но здесь существуют некоторые сложности: так, если государство присоединяется к каким-либо международным договорам или соглашениям, это требует изменений и дополнений в национальном законодательстве: должно быть конкретизировано содержание, определен механизм исполнения данных норм и их сочетание с нормами отечественной правовой системы.

Что касается России на современном этапе развития в области международного сотрудничества, то наша страна ратифицировала 65 конвенций, из которых 55 являются действующими. Планируется последующее присоединение ко всем существующим конвенциям, созданными Международной организацией труда. Здесь, на наш взгляд, будет не лишим учитывать содержание всех нормативных актов МОТ, при разработке проектов отечественных нормативных актов в сфере труда.

Таким образом, рассмотренные нами организации и международные акты в области трудовых отношений, позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день международное регулирование труда имеет довольно серьезную и устойчивую нормативную базу. Однако во многих странах вопрос с практическим регулированием трудовых отношений все же стоит очень остро: часто работники не знают своих прав или же не могут их отстоять, чем пользуются недобросовестные работодатели. Проблема также обостряется еще и тем, что не все страны на сегодняшний день присоединились к значимым международным конвенциям МОТ и другим соглашениям, соответственно, их внутреннее законодательство не адаптировано к требованиям современного рынка труда.

Нобелевский комитет избрал лауреатом эту организацию потому, что «главная задача Международной организации труда будет состоять в том, чтобы этот новый мир опирался на фундамент социальной справедливости; другими словами в том, чтобы выполнять заповедь Женевского документа: «Нет мира без правосудия».

Нобелевская премия мира за 1969 год

«„Всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости“. Это заявление, открывающее преамбулу к Уставу МОТ, четко и недвусмысленно возлагает на МОТ важнейшую роль в деле поддержания мира», — пояснил представитель МОТ в Нобелевской лекции. «Оно свидетельствует о том, что основатели нашей организации в 1919 году были убеждены в наличии неразрывной связи между социальной справедливостью в странах и международным миром, а также в том, что эта связь столь сильна и существенна, что из нее со всей очевидностью вытекала необходимость того, чтобы организация, занимающаяся вопросами труда, создавалась в качестве неотъемлемого элемента новой организационной структуры поощрения и защиты мира во всем мире после Первой мировой войны».

«Терпеливо, без пафоса, но небезуспешно»

Латинское изречение «Нет мира без правосудия» отражает важнейшую нравственную идею, являющуюся основой для Международной организации труда (МОТ). Присуждение Нобелевской премии мира за 1969 год этому специализированному учреждению ООН — признание успешного претворения им в жизнь этой идеи.

МОТ, созданная в 1919 году после социальных и политических катаклизмов, которыми сопровождалась Первая мировая война, получила эту премию 11 декабря 1969 года, в пятидесятую годовщину с момента ее основания, что явилось признанием полезности ее деятельности, на основе положения Преамбулы к ее Уставу, где говорится, что «всеобщий и прочный мир может быть обеспечен только на основе социальной справедливости». Генеральный директор МОТ Дэвид Морс в речи после вручения премии, которую он произнес от имени этой организации, подытожил характерную для нее позицию так: «Несмотря на политические катаклизмы, провалы и разочарования последних пятидесяти лет, МОТ терпеливо, без пафоса, но небезуспешно предпринимала усилия с целью создания инфраструктуры мира».

Радикальные экономические и социальные изменения эпохи индустриализации не только обеспечили беспрецедентно высокие темпы экономического роста в Европе, но и привели к созданию многочисленного и активного рабочего класса, часто вступавшего в конфликт с правящими классами. Сам Альфред Нобель боялся социальной революции и предупреждал в 1892 году об опасностях «новой тирании остающихся незамеченными», и об угрозе, представляемой ею для мира во всем мире. Лауреат первой Нобелевской премии мира за 1901 г. Фредерик Пасси также призывал к осуществлению социальных реформ как основы международной стабильности и мира.

МОТ, созданная на основе реформаторского и социалистического мышления XIX — начала XX вв. в Европе, сумела стать инструментом сотрудничества и диалога между рабочими и их правительствами, предоставив различным силам важный форум для встреч. Эта организация, помогающая обезвреживать «опасные взрывчатые вещества, таящиеся в глубинах общества», дала миру идею индустриального диалога. Изменение соотношения политических сил в мире после Второй мировой войны стимулировало расширение целей этой организации, и в 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением, связанным с ООН.

На начальных этапах деятельности МОТ ее главной задачей было «наведение мостов между богатыми и бедными в отдельных странах». В ее Уставе был сформулирован принцип трипартизма, содействующий организации диалога между правительствами, работодателями и работниками с целью урегулирования конфликтов и улучшения условий труда. Под патронажем и руководством МОТ профсоюзы и организации работодателей выработали последовательные и эффективные позиции. После Второй мировой войны задачи этой организации вышли за пределы национальных границ, и она стала «наводить мосты» в отношениях между богатыми и бедными странами, содействуя сотрудничеству между ними в областях, связанных с торговлей и трудовыми отношениями.

Создание Центра современной профессионально-технической подготовки — одна из ценных инициатив МОТ, проводящаяся в жизнь в рамках местных ограничений в каждой из стран. Она укрепляет развивающиеся страны, предоставляя им ресурсы, ноу-хау в технической и управленческой областях, и способствует созданию институциональных и административных структур, необходимых для современной государственности и миростроительства. Она оказывает постоянное влияние на законы в сфере социального обеспечения в каждой отдельной стране, что вносит ценный вклад в международные законы.

МОТ занимается главным образом принятием международных трудовых стандартов, разработкой международной политики и программ, направленных на обеспечение основных прав человека; улучшением трудовых и жилищных условий и повышение занятости, вопросами профессиональной безопасности, защиты рабочих-мигрантов, и установлением надлежащей минимальной заработной платы. Она также наделена мандатом на оказание технической помощи развивающимся странам, конечная цель которой — формирование международной программы занятости, а также создание норм и обеспечение технического сотрудничества на основе интенсивных программ исследований, подготовки, обучения и публикаций.

Работая в сотрудничества с другими специализированными учреждениями ООН, такими, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), и получая финансовую поддержку ООН, МОТ реализует в развивающихся странах исследовательские проекты в областях сельского хозяйства и промышленности с главной целью решения хронических проблем безработицы и неполной занятости. Она оказывает содействие в осуществлении аграрных реформ, сельскохозяйственных проектов, в областях индустриализации, общественных работ, в разработке программ подготовки и руководства профессиональным обучением, в выборе возможностей для инвестиций, в развитии торговли и др.

Если первоначальной целью МОТ была выработка международного законодательства с целью защиты рабочих от эксплуатации и несправедливых условий труда, то сейчас эта организация стала инструментом содействия принятию эффективных мер, гарантирующих соблюдение основных прав человека, таких, как свобода собраний, свобода от принудительного труда и дискриминации и обеспечение экономического развития.

«Все люди, независимо от расы, убеждений и пола, имеют право добиваться материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической безопасности и равных возможностей. Обязанностью МОТ является изучать и рассматривать всю международную и финансовую политику и меры в свете этой основной цели». Эти слова из Филадельфийской декларации МОТ определяют взаимозависимость экономической и социальной политики и подчеркивают их неразрывную связь с делом мира.

Читайте также: