Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению

Опубликовано: 12.05.2024

Методы обучения (от греческого "метод" - путь, способ) - это способ работы учителя и учащегося, при помощи которых достигается усвоение учащимся знаний, умений и навыков, формируется их мировоззрение и развиваются их способности. Такое определение метода вытекает из сущности процесса обучения.

В определении подчеркиваются различные стороны метода:

- как способ передачи учителем знаний;

- как пути их усвоения учащимся;

- как средство для развития способностей и мировоззрения.

Правильно выбранный метод на уроке позволит педагогу обеспечить учащегося необходимыми знаниями, поможет активизировать их творческую активность и интерес к учению.

Музыкальная педагогика на современном этапе накопила богатый арсенал методов обучения. Совершенствование методики учебной работы идет постоянно. Современный этап характеризуется особенно интенсивными поисками в области методов обучения. Цели поисков - добиться активизации познавательной деятельности учащегося, найти дополнительные возможности разностороннего развития.

В музыкальной педагогике существует несколько классификаций методов обучения, из них две наиболее распространенные:

Классификация по источнику получения знаний, умений и навыков.

В соответствии с этой классификацией методы обучения делятся на три группы:

К словесным относятся рассказ, объяснения, беседа, работа с учебником или книгой.

Слово учителя - самый доступный и распространенный инструмент обучения. На первом этапе обучения музыке у детей пока не накопилось достаточное количество музыкальных представлений, словесный метод является главенствующим способом обучения.

С помощью слова педагог может вызвать у детей в сознании яркие картинки, активизировать воображение, эмоции и чувства.

К наглядным методам относятся наблюдение (показ педагога), демонстрация наглядных пособий, к/фильмов, д/фильмов. При помощи наглядных методов знания становятся прочнее и глубже, формируются яркие представления.

К практическим методам относятся упражнения, собственно игра учащегося (разучивание, выучивание наизусть, работа над образом), т.е. те методы, которые позволяют реализовать на игре объяснения, показ учителя позволяет выразиться ученику в музыке.

Подробнее остановимся на второй классификации.

Классификация по уровню подготовки учащегося.

Выделяет пять методов обучения:

Объяснительно-иллюстративный.

Этот метод наиболее распространенный в учебной практике. Позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учеником задачи, указать пути их решения.

Этот метод включает в себя словесную часть (объяснение, рассказ, дискуссия, беседа), наглядную (показ учителя, нотный материал, художественная литература, записи, фильмы и т.д.), и практическую. Кроме того, в него входят вспомогательные способы стимулирования - одобрение, осуждение, поощрение и наказание, соревнование и т.д.

Подчеркивая значение объяснительно-иллюстративного метода работы, следует остановиться на словесных пояснениях, как необходимого дидактического приема обучения и связанного с ним эмоционального воздействия на ученика. Педагогические замечания должны быть своевременными, краткими, лаконичными по форме, максимально глубокими по содержанию, эмоционально-образными. Конечно же, на различных этапах работы над произведением замечания педагога будут различными. Однако, следует подчеркнуть, что всегда очень полезными и нужными были образы, сравнения, метафоры. Именно тогда, как говорил Р.Шуман, "цепь правил будет обвита серебряной нитью фантазий". Педагогу следует позабоиїтиться о минимальном количестве остановок ученика во время игры. Для этого нужно пользоваться попутными объяснениями (в этих словах особенно важна краткость>, предупреждающими приближение кульминации, динамических оттенков и т.д. Для попутных разъяснений многие педагоги в своей практике прибегают к дирижерским жестам, подстукиванию и подпеваншо.

К исправлению ошибок, высказыванию замечаний лучше переходить после целостного прослушивания пьесы, используя принципы дидактики - от общего к частному, от простого к сложному. При этом из поля зрения преподавателя не должны выпадать вопросы грамотного профессионального анализа музыкальной ткани: своеобразие гармоничного языка, наличие полифонии, особенности формы и т.д.

В период работы над музыкальным произведением полезно сопоставлять их с аналогичными явлениями в области литературы и изо. Это способствует активизации образного мышления, углублению и расширению жизненного и эмоционального опыта учащегося, его кругозора. Установление беспредметных связей, в результате комплексного воздействия различных видов искусств, у учащегося развивается тонкая наблюдательность, воображение, создающее предпосылки для его творческого мышления.

Говоря об объяснительно-иллюстративном методе, нужно указать на особую эффективность исполнительского показа педагога, бесспорно усиливающего интерес к обучению. Особенно велика роль показа в период овладения новыми, ранее не встречающимися исполнительскими трудностями. В зависимости от уровня способностей и подготовки ученика, его инициативности и быстроты реакции, показ помет быть различным. Можно использовать целостное исполнение произведения до начала работы ученика над ним, а в процессе работы переходить к проигрыванию отдельных деталей. Одной из форм может быть утрирование, преувеличение, демонстрация. Такой показ Т.Нейгауз назвал «замедленной съемкой» и рекомендовал, как средство, активизирующее образно-эмоциональное восприятие музыки. В произведениях с подвижными темпами можно на первом этапе использовать преувеличенное подчеркивание ритмической пульсации. Однако, нельзя абсолютизировать роль педагогического показа (может привести к копированию).

Репродуктивный метод .

Применяется чаще всего тогда, когда учащийся еще не приучен к самостоятельному решению задач, стоящих перед ним. Суть его заключается в многократном повторении отдельных приемов или эпизодов, с целью развития автоматизма действий, совершаемых по образцу, данному педагогом.

Однако, чрезмерное увлечение этим ведет к формальному усвоению материала.

Проблемные методы .

Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учащегося к решению проблемных задач, в процессе которых он активно усваивает новые знания. Один из наиболее действенных и эффективных в учебном процессе

Проблемное обучение можно разделить на два отдельных метода: проблемный метод и частично-поисковый метод.

В первом случае ученик самостоятельно должен найти только одно, единственно правильное решение; во втором случае - из нескольких предложенных вариантов, выбрать один.

Проблемный метод обучения применяется преимущественно для развития творческой, учебно-познавательной и трудовой деятельности, способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями, развивает такие черты личности, как творческое отношение к делу, самостоятельность, активность, сознательность.

Данные методы позволяет ученику не превращаться в "сосуд", заполняемый педагогом, а побуждают ученика к работе над совершенствованием своего мастерства.

Творческий метод.

Является высшим этапом самостоятельной работы учащегося. Суть его состоит в том, что воспитаннику предоставляется возможность самому решать технические и творческие задачи. Конечно же, данный метод предполагает наличие определенной базы у учащегося навыков и умений.

Выбор метода на уроке определяется многими факторами. Прежде всего, выбор метода диктует цель урока. Педагог должен перед уроком четки представлять структуру урока, задачи урока, и в связи с этим выбирать конкретные методы. Во-вторых, выбор метода зависит от уровня развития учащихся, и от личности преподавателя.

Описание технологии Я.А. Коменского "Объяснительно-иллюстративная технология". Цели, задачи технологии. Описание проведений занятий в объяснительно-иллюстративном режиме. Результаты использования образовательной технологии.

ВложениеРазмер
Объяснительно-иллюстративная технология (Я.А. Коменский) 161.79 КБ

Предварительный просмотр:

Объяснительно-иллюстративная технология обучения Я.А. Коменский

https://cf.ppt-online.org/files/slide/9/9Q4j2YvHpkJ765PZ1OcVCxfNWsbt0Rqd8yGM3g/slide-27.jpg

1.Повышение уровня общего развития учащихся.

2.Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.

3.Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных БУД.

4.Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи.

5.Направленная подготовка в восприятию нового материала.

https://present5.com/presentation/1/61794881_355720374.pdf-img/61794881_355720374.pdf-5.jpg

Занятия в объяснительно-иллюстративном режиме обучения и воспитания.

Сильные стороны: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности воспитателя на воспитанников, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития воспитанников, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных ЗУН, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового материала.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

1 уровень – информативный : на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания, направленные на развитие познавательных процессов таких как память, внимание, мышление.
2 уровень – личностный : на нем у ребенка следует вызывать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрения, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.
3 уровень – осознания : на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развиваются способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю. А также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди. Все три уровня обучения и воспитания должны присутствовать на занятии и создавать для участников обогащенную развивающую среду.

Ожидаемые результаты :
1. дети знают и понимают содержание проведенных занятий.
2. психотерапевтический эффект будет заключаться в доверии ребенка к воспитателю, в стремлении к контакту с ним, в открытости и интересе к занятиям. А также в снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах.
3. несмотря на то, что объяснительно-иллюстративная технология не носит развивающий характер, однако он проявляется в интересе и желании детей пополнять знания, в стремлении применить эти знания на практике, использовать полученные умения в других видах деятельности.
Объяснительно-иллюстративная технология будет носить развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества).

Учебно-методическое обеспечение, принципы, методы, приемы объяснительно- иллюстративной технологии.
Выделим ведущие принципы коррекционно-развивающего занятия.
1. Принцип мотивации.
Реализация принципа мотивации достигается следующими способами:
- постановкой проблемных ситуаций или заданий(использование двух технологий: проблемно-развивающей и объяснительно-иллюстративной)
Например: идет генеральная уборка, решается проблемная ситуация, чем лучше отмыть чанный сервис.
- Какое моющее средство более эффективно?
Например: демонстрируется рекламный ролик, показаны различные крема и лосьоны:
- Как узнать какой крем или лосьон подходит именно для вашей кожи?
- Как выбрать нужный товар?
Таким образом, поставленные задачи дают возможность максимально включить ребят в обсуждение, побуждают к активным высказываниям, мотивируют на поиск решений.
2. Принцип продуктивной обработки информации (предполагает включение в занятия воспитателя таких заданий и упражнений, при выполнении которых включаются различные виды анализаторов одновременно)
Например: чтение сказки о труде:дети слушают,включаются в обсуждение,делают рисунки к сказке.
3. Принцип развития высших психических функций ( включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на исправления недостатков слухового или зрительного восприятия, памяти, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики рук;используем способ выделения главного аспекта коррекции:если это «беседа», то «разогреваем» слуховые анализаторы через игру «Что звучит», например: идет запись на магнитофоне – сирена скорой помощи, часы, капель, плачь, смех, аплодисменты, лай собаки, а затем раздаются карточки и их надо подобрать к соответствующему звуку.)
4. Принцип динамичности восприятия – это организация воспитательных занятий, предусматривающих постоянную смену деятельности.

Например: беседа – рисование (или коллаж) – работа в парах – индивидуальное задание в различных частях группы – обсуждение – игра – релаксация, или в беседу включать элементы игры, рисования.Если это труд – обсуждение, планирование – практика – обсуждение.
В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы,как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала детям с нарушением интеллекта служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании таких детей.

На занятиях используется различного вида наглядность:
1. Натуральные предметы (посуда, вещи).
2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).
3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.
4. Учебные фильмы, видеофильмы (например: могут быть показаны сюжеты, снятые в своей же школе, детского дома, осуществление определенных трудовых процессов детей, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях), диафильмы.
5. Практический показ действий педагогом.
6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).

НАБЛЮДЕНИЕ – это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое даст возможность заметить их отличительные черты или происходящие изменения.
а) в наблюдении внимание направлено на объект с целью выявления его признаков. Сначала внимание организуется с помощью словесного указания и показа (например: посмотри сюда, лишь потом основные указания, вопросы);
б) сочетание демонстрации и активных действий с демонстрируемым объектом. Такое знакомство на полисенсорной основе способствуют полноценности и прочности формирующих представлений и знаний(например:дети не только рассматривают продукты,но и трогают,нюхают,пробуют,взвешивают,проверяют тяжесть и легкость
Если нельзя выявить таким способом свойств предмета, то используют способ: демонстрация опыта (например: промокаемость обуви из различных материалов);
в) активные действия детей организуются не только с натуральной наглядностью, но и используются планы, таблицы, схемы – опоры;
г) демонстрация наглядности должна сопровождаться подробными словесными комментариями:
необходимо сопровождать показ действий одновременным объяснением приемов их выполнения, обосновывая последовательность их;
такую демонстрацию следует повторить несколько раз первый обычным рабочем темпе – остальные в замедленном;
к объяснениям как методу предъявляется требование – доступность, четкость, краткость.

В ряде случаев для большего осмысления демонстрируемых правил выполнения приемов, трудовых операций может содействовать и демонстрация результатов невыполнения или ошибочного выполнения действий (например: требование ставить утюг в вертикальное положение – демонстрация, ткань с желтым пятном от утюга).
Большое место в системе методов отводится экскурсии.

Ценность состоит в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют представления, закрепляют сформированные знания, умения, т.е. обогащается и формируется социальный опыт.
Главным и непременным условием эффективности экскурсии является организация практической деятельности детей и их общение с незнакомыми людьми, т.е. выполнение ими в ходе экскурсии заданий.
Например:
спросить у пассажира автобуса;
выбрать необходимый товар (с учетом конкретных намерений, материальных возможностей);
купить товар (конверт);
найти что-либо (найти отдел, где продается хлеб);
наклеить марку на конверт;

Если мы закрепляем знания, то можно использовать различные развивающие, игровые задания (например: назвать встречающиеся по пути здания, расположенные только справа, сравнить по величине, красоте, читать вывески; запомнить и назвать последовательность маршрута, называть проезжающий транспорт).
Заключительный и обязательный этап:подведение итогов.Цель - уточнение, систематизация, обобщение, закрепление полученных сведений, подведение итогов может осуществляться в виде беседы, составления рассказа и т.д.
Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выявления имеющихся у детей представлений и знаний по данным: на этапах проверки усвоения материала, а также с целью использования детьми в речи определенных слов, оборотов, фраз.
Учитывая возможные трудности при ответе, педагог готовит заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался ребенок.
Например:
вопрос альтернатива (требует выбора из заданных позиций («Руки будут чище, если мыть их с мылом или без него?»);
вопрос – подсказка (например: почему нельзя жить в грязном помещении?);
вопрос, содержащий в себе ответ (например: мыть посуду надо теплой водой?).

Если у ребенка трудности с оформлением ответа, то можно оформить ответ в виде показа картинки, предмета.
Для поддержания интереса у детей можно использовать прием введения игровых персонажей – незнающих, не умеющих, опоздавших на занятия (например: в конце занятия организуем беседу с целью проверки усвоения материала используем опоздавший персонаж, который задает вопросы, побуждая тем самым к высказываниям).
При знакомстве детей с социокультурными нормами поведения, при обучении и бытовым трудовым процессам эффективными может быть следующие дидактические методы и приемы:
- прием сравнения натуральных объектов (например: чистой и грязной посуды, одежды; аккуратно убранной комнаты и развалом).
- рассматривание рисунков, оценка их (например: дети ухоженные и неряхи).
- оценка различных типов поведения детей на изображениях и в реальных ситуациях (например: в столовой, при посадке в автобус).

Эффективным вспомогательным средством являются:
Демонстрационные карты – планы:
технологические (показывают последовательность операций, действий);
операционные (конкретно игровая операция).
По характеру изображения эти карты планы могут быть таких видов:
- предметные (рубахи);
- графические (из рисунков, фотографий);
- словесные (название операций и приемов).

Каждый пункт плана целесообразно размещать на отдельной карточке. Вначале каждый элемент плана предъявляется педагогам параллельно с демонстрацией и объяснением каждого приема, операции. Вслед за этим, воспитанники отвечают на вопросы, опираясь на расставленные в нужной последовательности карточки. И составляют план выполнения того или иного действия.
Упражнения детей в описании предметов будут более результативными при применении наглядных опор – схем – планов описания предметов.
Подводя итог всему выше сказанному можно сделать следующий вывод: педагогическая технология-это продуманная модель совместной педагогической деятельности по организации образовательного процесса в комфортных для педагога и воспитанника условиях. Внедрение перспективных идей в образовательную практику, переход на современные технологии несомненно предполагает значительный простор для творческого поиска, но и использование традиционных технологий, в том числе объяснительно-иллюстративных, в симбиозе с другими позволит воспитательно-образовательному процессу носить развивающий характер.

Результат использования образовательной технологии

1.Дети знают и понимают содержание проведенных занятий.

2.Психотерапевтический эффект заключается в доверии ребенка к учителю, в стремлении к контакту с ним, в открытости и интересе к занятиям.

3.Снижение эмоциональной напряженности.

4.Проявляется интерес и желания детей пополнить знания, стремление применить эти знания на практике, использовать полученный умения в других видах деятельности.

Первый метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения информации учащимися, назван объяснительно-иллюстративным. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учи теля и учени ка при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т. п.). Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.

Если на протяжении столетий для передачи знаний использовались почти исключительно живое слово учителя, учебные книги и довольно скудный арсенал учебно-наглядных пособий, то теперь открылась возможность для концентрированной передачи информации современными техническими средствами. Вместе со словом учителя в классе все чаще звучит речь выдающихся ученых и писателей, артистов и художников, конструкторов, изобретателей, воспроизводимая с помощью магнитофона, радио и телевидения. Наряду с обычными классными таблицами, дающими статичное изображение изучаемых предметов и явлений, кино и телевидение значительно расширяют границы чувственно воспринимаемых картин, явлений. Сидя в классе, учащиеся могут наблюдать, как прорастает семя и из него вырастает растение, как из цветка образуется плод, как из икринки развивается рыба, как живут животные высоко в горах и в глубинах моря, в тропических лесах и во льдах Арктики. Кино и телевизор позволяют показать различные явления, происходящие в космосе и в микроорганизме, переносят мысль учащихся в далекое прошлое и в предвидимое будущее.

В связи с увеличением в школьных курсах материала по физике, химии, математике возрастает роль символических изображений— различных формул, графиков, которые в динамической форме предстают перед учащимися не только в записях на классной доске, но и на киноэкране или на экране телевизора.

Наряду с этим более широкое применение в школах должны найти также демонстрация натуральных объектов, объемных макетов и действующих моделей, демонстрация различных опытов. Все это позволяет в более сжатые сроки давать учащимся в концентрированном виде значительный объем научной информации.

Как видно из приведенной характеристики объяснительно-иллюстративного метода, он предполагает использование таких источников и средств информации, как слово (устное и печатное), натуральные объекты, различные наглядные пособия. Этот метод вбирает в себя в качестве средств и форм проведения работы такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической и географической площадке и т. д. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятельность учащихся остается той же — восприятие, осмысление, запоминание. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного целенаправленного действия ученика. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум знаний о целях, порядке и объекте действия.

Объяснительно-иллюстративный метод во всех формах его проявления (рассказ, чтение книги, демонстрация опыта, применение наглядности и т. д.) хорошо разработан в педагогической литературе, им больше всего пользуются в школьной практике, и задача состоит в том, чтобы им не пользовались чрезмерно и без нужды. Другая задача дидактов и методистов состоит в разработке такой организации усвоения информации, при которой учащиеся усваивают структуру знаний, методы их получения и изложения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, флеш-анимации, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.

Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которое могут, с одной стороны облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.

В информатике иллюстрировать можно всё в силу знаковой природы информации. Важная особенность компьютерной демонстрации – это динамичность и управляемость наглядными образцами.

Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера.

Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые более чётко раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.

Одновременно демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым часто прибегают на практических занятиях. Учитель на уроке может демонстрировать учебный материал, который облегчит усвоение темы с последующим обсуждением его содержания.

Приведём формы сочетания комментарий учителя с демонстрацией материала:

- чередование демонстрации с пояснениями учителя;

- демонстрация с последующей беседой по содержанию просмотренного;

- объяснение в ходе демонстрации;

- предварительная беседа с учащимися и последующая демонстрация.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

- наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и в соответствующий момент урока;

- учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый материал;

- чётко выделять главные мамонты;

- детально продумывать пояснения в ходе демонстрации;

- привлекать учеников к нахождению материала для демонстрации.

Репродуктивный метод обучения

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем информации. Применение этого метода невозможно без использования словесных пояснений, наглядных и практических методов и приёмов обучения.




При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формулирует факты, важнейшие определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.

Наглядность при репродуктивном методе обучения также применяется в целях более активного и прочного запоминания информации. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков овладения компьютером, т. к. превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит информативный характер, представляет собой описание способов практических действий на компьютере, является сложным для того, чтобы ученики могли осуществлять самостоятельный поиск знаний.

На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение. Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами тренажёрами (например, клавиатурный тренажёр), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.

Вводные упражнения используются при первоначальном знакомстве с программным средством и выполняются, как правило, под руководством учителя.

Упражнения с комментированием применяются при выработке у обучаемых умений работать с операциями, сложными для усвоения. Так, комментирование полезно при работе над форматированием и копированием текста. Комментирование побуждает ученика к осмыслению каждого действия, позволяет учителю вносить поправки в действия учащихся, устранять неправильные трактовки и действия.

Тренировочные упражнения нацелены на повторение действий или операций с целью выработки умений и навыков. Такие упражнения объединяются в систему заданий, предполагающую постепенное наращивание сложности и творческой самостоятельности учащихся.

В целом репродуктивный метод обучения не позволяет в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления, формировать у учеников навыки поисковой деятельности. Следовательно, необходимо наряду с выше рассмотренным методом применять ещё и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников.

Деятельность учителя и учащихся при объяснительно-иллюстративном обучении организуется следующим образом:

Учитель Ученик
Информирует школьников о новых элементах знаний и умений, используя разные средства наглядности Воспроизводит учебную информацию
Объясняет наиболее важные моменты Усваивает наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживает первичное понимание материала
Организует осмысливание учебной информации Применяет различные способы осмысливания и углубляет понимание учебного материала
Организует обобщение знаний Обобщает усвоенный материал
Организует закрепление учебного материала путем повторения, разъяснения затрудняющих моментов, контроля Закрепляет изученное путем повторения нового материала, использования разных приемов запоминания
Организует применение знаний путем постановки практических задач, организации выполнения упражнений, трудовых заданий и др. Применяет изученное в ходе выполнения упражнений, трудовых заданий, анализа жизненных ситуаций и пр.

Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучениехарактеризуется прежде всего тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.

Деятельность учителя состоит в основном в предоставлении, «подаче» информации посредством словесных объяснений с привлечением образов, наглядных средств.

Сообщающее обучение как путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осуществляется в системе, последовательно, в экономичных режиме и темпе, для большого количества учащихся одновременно. Однако в этом подходе есть и недостатки: деятельность учеников сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, поэтому мало развиваются умственные способности и умения учащихся, такие как умение видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты, выделять элементы целого и другие интеллектуальные умения, которые, согласно современной дидактике, являются важнейшей целью обучения наряду с формированием знаний и ценностной ориентацией школьников. Иначе говоря, сообщающее обучение не развивает мышление. Поэтому в дидактике, особенно в XX веке, велись поиски таких моделей, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному (в отличие от репродуктивного) мышлению, умениям творческого мышления. Так появляется проблемное обучение.

Проблемное обучение

Еще Сократ (469-399) учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину размышляя, отсюда название метода обучения - сократическая беседа, поисковая, эвристическая. Руссо (1712-1778), чтобы ученик захотел узнать и найти знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере проблемное обучение получило разработку в педагогике Д. Дьюи (1859-1952) и ученых XX века. Дьюи выступил с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовое знание, пренебрегая его способностью к деятельности и познанию. Он предложил модель обучения, где учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учась ставить задачи, находить решения, применять полученные знания. Он называл это обучением через делание, в дальнейшем - через исследование. Обучение как исследование проблем разрабатывали Дж. Брунер (США), в России - И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.

Проблемное обучение - такая модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. Характер преподавания и учения в сравнении с сообщающим обучением резко меняется: ученики делают мини-исследование или творческую практическую работу (например, делают аквариум, изобретают устройство). В ходе этого «делания» и «исследования» формируются новые знания: факты, закономерности, понятия, принципы, теории, правила, алгоритмы. При этом структура процесса обучения такова.

  1. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.
  2. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких.
  3. Опытная проверка принятых гипотез в естественно-математических предметах и анализ материалов, источников для доказательства выдвинутых положений в гуманитарных науках.
  4. Обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и на практике.

При проблемном обучении деятельность учителя и учащихся протекает следующим образом.

Учитель Ученик
Ставит перед учениками проблемную задачу в виде вопроса, опыта и пр. Воспринимает задачу и начинает осмысливать возможные пути ее решения
Организует размышления учеников над поставленной задачей Высказывает возможные варианты решения этой задачи
Предлагает доказать справедливость выдвинутого варианта решения задачи. Если гипотеза учеников верна, то просит сделать из нее выводы о приобретенных новых знаниях Доказывает рациональность одного из вариантов решения задачи. Делает выводы и обобщения о приобретенных новых знаниях
При ошибочности предположений предлагает найти ошибку, ставит уточняющую задачу или конкретизирует ее Ищет верное решение задачи
Обобщает полученное учениками решение задачи, поощряет успехи или указывает на некоторые неточности, чтобы совершенствовать процесс проблемных рассуждений Усваивает более емкие обобщения по теме
Ставит вопросы в целях закрепления новых знаний. Предлагает упражнения по применению знании на практике вне стандартных ситуации Закрепляет полученные знания путем повторения выводов, самоконтроля и пр. Выполняет упражнения и задания по применению полученных знании по решению нестандартных задач

Как видно из таблицы, деятельность учащегося при проблемном обучении проходит несколько этапов: усмотрение проблемы и ее формулирование; анализ условий и как результат отделение известного от неизвестного; выдвижение гипотез и выбор плана решения; реализация плана решения и поиск способов проверки правильности действий и результатов осуществленного решения. Учитель на каждом этапе выполняет функции руководителя, организатора учения. Деятельность его состоит в следующем.

Нахождение (обдумывание) способа создания проблемной ситуации, перебор возможных вариантов ее решения учеником; руководство усмотрением проблемы учащимися; уточнение формулировки проблемы; оказание помощи учащимся в анализе условий; помощь в выборе плана решения; консультирование в процессе решения; помощь в нахождении способов самоконтроля; разбор индивидуальных ошибок или общее обсуждение решения проблемы.

Степень участия учителя в поисках учащегося зависит от сложности проблемы и того учебного материала, которым предстоит ученику оперировать при ее решении, уровня подготовленности и развития школьников, наличия необходимого оборудования и материалов. Одновременно от этого зависит и степень активности самого ученика в самостоятельных поисках при решении возникающих в обучении проблем.

Для освоения проблемного обучения учителю следует хорошо осознать главные понятия: проблемная ситуация проблема, проблемная задача (задание), гипотеза.

Проблемная ситуация - это психологическое состояние затруднения, невозможности объяснить факт или решить познавательную задачу с опорой на имеющиеся знания. Она может иметь вид задания, проблемного вопроса, демонстрации опыта, механизма, препарата, материала из прессы или личных наблюдений учеников.

Примеры. Археологи изучали два смежных древнерусских поселения и обнаружили, что в одном есть следы христианского культа, в другом - нет. Чем это объяснить? (И.Я. Лернер).

Почему Н. Гоголь в конце 1-го тома пишет о Руси-тройке, обгоняющей другие народы и государства, хотя в книге даны отрицательные образы помещиков и чиновников, а в коляске едет авантюрист Чичиков?

Почему лезвие, положенное на воду, не тонет, а даже маленький гвоздь тонет?

Посмотрите на глаголы «писал - написал, решал - решил» и скажите, по какому признаку они отличаются.

На примерах видна разница между проблемным вопросом, заданием и вопросом, не содержащим проблемы. Проблема - это теоретический или практический вопрос, требующий анализа. Сформулировать проблему - значит поставить такой вопрос и определить, что дано и/или известно и что требует решения. Проблему чаще ставит учитель, но надо готовить учеников к самостоятельной постановке проблемы.

Гипотеза — это предположение о возможном объяснении противоречия, заключенного в проблеме, о связи фактов или явлений, причин наблюдаемого. Выдвижению гипотез способствует хорошее знание материала и получение новой информации, что и делают ученики на уроке: наблюдают опыты, изучают источники и т.д. Вместе с тем здесь большую роль играют эвристические, творческие способности, природа которых сложна и поэтому трудно объяснима. Однако имеются приемы и правила обучения творчеству, эвристике (Альтшулер) и такой метод, как синектика — использование метафор, образов, аналогий, соединение далеких друг от друга вещей с целью создания новых идей (В. Гордон).

Для решения проблемы, то есть проверки истинности гипотезы, учитель также может осуществлять определенные действия: дать дополнительную информацию, указать ученикам, где информацию получить, организовать опыт, практическую работу, дискуссию, какие-либо специфические операции с материалом (анализ художественного текста, грамматический разбор, лабораторная работа).

На заключительном этапе учащиеся осознают, формулируют то новое знание, которое они получили: законы, принципы, правила, научные факты, понятия. Ученые считают, что в естественных науках проблемы при разных гипотезах имеют одно решение. А в гуманитарных, технических и художественных дисциплинах проблемы могут иметь несколько не исключающих, а дополняющих друг друга решений. Таким образом, у школьников формируется конвергентное и дивергентное мышление. Новое знание должно быть включено в уже имеющуюся систему знаний, чему тоже способствует учитель в беседах или комментариях. Ученики используют полученные знания в решении учебных задач и практической работе, что служит контролю, показывает уровень усвоения, сформированности умений на основе знаний.

Ученые считают, что проблемное обучение является естественным обучением: как в жизни мы что-то узнаем, когда сталкиваемся с необходимостью что-либо сделать, так и ученики, сталкиваясь с какими-либо затруднениями, ищут способы решения. Разница, однако, в том, что в учебном процессе учителю все-таки приходится организовывать «встречу» с проблемной ситуацией, хотя последние возникают и в спонтанной деятельности детей.

Дидактикой разработаны некоторые разновидности классического проблемного обучения: деловые и имитационные игры, моделирование процессов (в том числе на компьютере), метод анализа конкретных ситуаций, мозговая атака, эвристическая беседа и др. В основе всех этих методов лежит наличие проблемы, подлежащей решению. Этот широкий набор говорит учителю о том, что можно вводить в учебный процесс «элементы проблемности», познавательного поиска учеников в разных формах и степени, осознавая суть своих действий с позиций дидактической науки.

К достоинствам проблемного обучения относится то что ученики включаются в активную интеллектуальную и практическую деятельность, при этом они испытывают сильные положительные эмоции (интерес, удовлетворение). У учащихся формируются интеллектуальные умения: восприятие объектов, наблюдение, воображение, анализ,- классификация, доказательство и другие. К ним относятся также творческие умения: видеть проблемы, ставить вопросы, искать решения. Эксперименты показывают, что проблемное обучение дает более глубокие знания. Ученики не только воспроизводят информацию, но устанавливают связи, интерпретируют, применяют, оценивают.

Все это возможно, однако, только при определенных условиях. Проблемное обучение приносит неудовлетворительные результаты и отрицательные эмоции, если ученики не подготовлены к нему по своему развитию и уровню знаний. Оно также требует высокой предметной и методической квалификации учителя, способности его самого ставить и решать проблемы и научить этому учеников. Проблемное обучение требует больше времени. Поэтому рекомендуется использовать его в соответствии с дидактическими задачами и в сочетании с другими видами обучения: сообщающим, программированным.

Программированное обучение

Толчком к созданию программированного обучения послужило два момента. С одной стороны, педагоги видели, что в массовой практике при использовании традиционного, а также проблемного обучения не происходит достаточно упорядоченных действий учеников с учебным материалом, следствием чего являются пробелы в знаниях. Ученики по разным причинам не выполняют указаний учителя и не усваивают учебную информацию. Это ведет к поиску модели обучения, в которой учитель более эффективно управляет учебными действиями учеников.

С другой стороны, с середины XX века развивающаяся техника стала проникать во все сферы человеческой деятельности, в том числе в образование: появились первые обучающие машины, что потребовало изменить подходы к обучению. Например, в электронной машине информация должна быть представлена не в традиционном тексте, а в программированном; позднее — в образах, отсюда развитие мультимедиа в образовании, технически сложные обучающие системы.

В 1954 году Б.Ф. Скиннер сделал доклад, в котором изложил концепцию программированного обучения. Создатель линейного программирования, он опирался на бихевиористическую психологию, согласно которой обучение идет по принципу «стимул — реакция — подкрепление», что означает: ученику предъявляется материал, он производит познавательные действия с ним, действия тут же получают оценку.

Программированное обучение - это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, ЭВМ). В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Идея программированного обучения состоит в управлении учебными действиями ученика с помощью обучающей программы.

Главным понятием программированного обучения является обучающая программа. Ее понимают как последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или умений. Микроэтап, шаг программы, состоит из трех частей: предъявление логически завершенной дозы учебной информации; задания — операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указание о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.

Часто учебную информацию ученики получают не от учителя, а из программированного пособия или с дисплея компьютера. Деятельность учителя и ученика при программированном обучении протекает следующим образом.

Учитель (учебник, компьютер) Ученик
Сообщает первую дозу материала Воспринимает первую дозу материала
Объясняет первую дозу материала Осмысливает и понимает суть содержания этой дозы
Ставит контрольный вопрос Отвечает на вопрос
Если ответ верный, учитель сообщает новую дозу Усваивает первую дозу материала

После того как усвоен весь объем материала по данной теме, процесс обучения стоится так:

Учитель Ученик
Дает задание на закрепление Выполняет задание на закрепление
Дает задание на применение изученного Выполняет задание на применение изученного

В реальной школьной практике элементы программирования обучения носили ограниченное применение. Они использовались главным образом по ряду учебных предметов в тех видах учебной деятельности, по преимуществу репродуктивной, которые связаны с повторением, закреплением, а также при тестированном контроле знаний, умений и навыков.

Имеются следующие виды обучающих программ в зависимости от характера шагов программы. Линейная программа,разработанная Б. Скиннером, состоит из таких малых доз материала, которые обеспечивают безошибочное последовательное продвижение ученика. В задании по усвоению материала обычно требуется, прочитав информацию, заполнить пропуск одним или несколькими словами. Потом ответ сверяется с закрытым до этого правильным решением и происходит переход к следующей дозе в случае правильного ответа или возврат к информации и повторение задания, если ученик дает неправильный ответ. Ученик продвигается в обучении, только усвоив предыдущее. Активизирующим фактором является необходимость давать ответ, заполняя пробел. Согласно Скиннеру, такая модель обучения имеет в основе следующие принципы:

  1. Принцип деления материала на возможно малые части (дозы, шаги), чтобы их усвоение было легким и при этом обязательным.
  2. Принцип немедленной оценки ответа (обратной связи). Ученик заполняет пробел и тут же сравнивает его с правильным ответом.
  3. Принцип индивидуализации темпа обучения. Каждый учащийся тратит на усвоение столько времени, сколько ему нужно.

Достоинство линейной программы в том, что ученик обязательно усваивает материал благодаря малым шагам, непосредственной проверке и возможности повторения упражнения. Вместе с тем линейная программа подверглась критике за то, что мелкие шаги обучения не позволяют ученику видеть общие цели, достигать заданных целей скачком, индивидуализировать содержание обучения. Кроме того, ответ учащегося в форме заполнения пробела, по мнению критиков линейного программирования, является очень легким, не требует интеллектуальных усилий.

Смешанное программирование

В смешанных программах материал делится на шаги разного объема в зависимости от дидактической цели, возраста учащихся, логики учебного материала и самого процесса обучения. Способы ответа обучаемого могут быть разные: конструирование ответа из набора букв, слов и пр., кодирование ответа условными знаками; выбор ответа из заданного набора; смешанный способ.

Читайте также: