Что такое первое рабочее место

Опубликовано: 16.05.2024

В этом году порядка 1500 человек получили свои дипломы профессиональных учебных заведений, и перед ними встал вопрос – куда идти работать? Для того чтобы как-то решить этот вопрос многие выпускники обратились за помощью в «Центр занятости населения города Волгодонска», где действуют несколько программ, направленные на трудоустройство выпускников.

Более подробно об этих программах и о трудоустройстве выпускников в рубрике «Комментарий недели» рассказал директор центра занятости населения государственного казенного учреждения Ростовской области «Центр занятости населения города Волгодонска» Дмитрий Речкин.

На какую помощь могут рассчитывать молодые специалисты, только что получившие диплом?

- Выпускники профессиональных учебных заведений – особая категория, с которой работают наши специалисты. Этим летом около 1,5 тысяч выпускников получили свои дипломы, и сейчас часть из них все еще находится в поиске работы. Одним из вариантов помощи в трудоустройстве молодых специалистов является программа, которую мы условно называем «Первое рабочее место», предназначенная для более легкой адаптации выпускников на рынке труда и помогающая им закрепить имеющиеся навыки, приобретенные в учебных заведениях. К тому же, в период участия в программе выпускник получает не только заработную плату на предприятии, но и материальную поддержку от центра занятости. В свою очередь, у работодателя появляется возможность присмотреться к новому сотруднику, понять, знает ли он что-нибудь по полученной специальности, сможет ли он работать в уже сложившемся коллективе, ведь не каждый выпускник, придя на первое в своей жизни собеседование, может сразу продемонстрировать свои потенциальные возможности. По окончании срока договора выпускник по решению руководства предприятия может быть переведен на основное место работы на этом же предприятии или трудоустроиться на другое предприятие по своей профессии. Но дело в том, что Законом о занятости для участников этой программы предусмотрены определенные ограничительные условия. В частности, она рассчитана на безработных граждан из числа выпускников профессиональных образовательных организаций в возрасте 18-20 лет, ранее не работавших. В этом году по данной программе с нашей помощью нашли работу 8 выпускников. Профессии разнообразны: от бухгалтера и экономиста до повара и дизайнера.

Что касается выпускников, которые старше 20 лет, для есть какие-либо программы?

- Чтобы помочь найти работу этой категории молодежи, уже несколько лет действует программа по организации наставничества при трудоустройстве молодых специалистов. Как раз здесь возрастной ценз участников продлен до 30 лет при условии что незанятый гражданин впервые ищет работу в соответствии с полученным профессиональным образованием, и до 35 лет – для граждан, относящихся к категории инвалидов, независимо от наличия у них квалификации. Участникам программы работодатели дают возможность получить ценный опыт работы под руководством опытных наставников из числа работников предприятия, а также шанс хорошо себя проявить и остаться на постоянное место работы. В этом году по данной программе с нами сотрудничали такие работодатели, как МКУ «Департамент строительства», приняв на работу выпускника по профессии ведущий инженер, ООО «Волгодонской элеватор» (электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (психолог) и Гимназия «Шанс» (учитель). Хотелось бы отметить, что после окончания срока действия договора все молодые специалисты остались работать в этих организациях.

А как обстоят дела с трудоустройством тех выпускников, которые имеют ограниченные возможности по здоровью? Им найти работу еще сложнее?

-Да, конечно. Именно поэтому мы сегодня работаем на опережение – берем под свое крыло выпускников-инвалидов еще до окончания ими учебного заведения, проводим для них тренинги, консультируем, помогаем составить резюме и т.д. То есть наша работа направлена на их социальную интеграцию в профессиональную трудовую деятельность, выработку мотивации на трудоустройство. Отмечу, что совместно с образовательными организациями мы ведем работу по уточнению профессиональной судьбы каждого выпускника (а в этом году у нас получили дипломы шесть человек этой категории). К слову сказать, двое из них уже трудоустроены, в конце августа будет принята на работу и третья выпускница. Одна девушка приняла решение продолжить учебу в вузе.

Зачастую выпускникам без опыта работы очень сложно трудоустроиться. Что делать молодым людям, которые самостоятельно не смогли найти работу?

- Те выпускники, у которых не получается сразу после окончания учебного заведения самостоятельно устроиться на работу, могут обратиться в службу занятости населения, где им будет оказана государственная услуга по содействию в трудоустройстве. Профконсультанты службы занятости также обучат навыкам самостоятельного поиска работы, составления резюме, самопрезентации и собеседования с работодателями. При необходимости наши специалисты предложат пройти тестирование и выяснить, насколько правильно была выбрана специальность и сможет ли выпускник работать в той или иной сфере, по итогам которого может быть предложено пройти переобучение. Такой опыт у нас тоже есть. В 2017 году один выпускник со специализацией «торговое дело» был направлен на повышение квалификации по программе 1С:Предприятие «Управление торговлей», после чего был успешно трудоустроен, а выпускница по направлению подготовки «информационные системы и технологии» решила сменить сферу деятельности и прошла обучение по профессии «контролер-кассир», по которой и была впоследствии трудоустроена. Сегодня в интернете много различных сайтов по поиску работы. Один из них - общероссийская база вакансий на портале «Работа в России» ( www . trudvsem . ru ), где собраны предложения из информационных систем органов службы занятости, а также напрямую от работодателей и от крупнейших коммерческих порталов по поиску и подбору работы. В заключении хочу пожелать всем молодым специалистам найти достойную работу и помнить, что профессиональное будущее строиться не с того момента, когда двери учебного заведения закрыты и в руках долгожданный диплом, а еще во время обучения. Важно это понять и не пропустить этот момент, чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях. По всем вопросам обращаться по адресу ул. Пионерская, 111, каб. 10 Тел. 27-04-08.

Юлия Денисюк

Бытует мнение, что первое рабочее мест определяет дальнейший карьерный путь человека, стилистику его поведения в коллективе и то, чем он будет заниматься в предметной и профессиональной области всю свою оставшуюся жизнь вплоть до пенсии. С одной стороны, это утверждение вполне резонно; а с другой – довольно стереотипно. Какие же бонусы и угрозы таит в себе первое место Вашей работы?

Выпускники всегда с опаской или с преувеличенным оптимизмом подбирают себе первое рабочее место. Типичной ошибкой становятся либо завышенные амбиции относительно способности «свернуть горы» и доказать / показать руководству компании, что «смелость города берет» и запал выпускника с дипломом способен покорить даже годами сформировавшиеся проблемы и неувязки в бизнес-процессах; либо завышенные ожидания из разряда «я буду потихоньку работать, а вот компания бы должна позаботиться о том, чтобы из меня вышел толк». Практика показывает, что и то, и другое весьма далеко находится от истины. Если Вы не сын или племянник босса, то вряд ли Вам дадут вот так просто «воротить горы» и вершить великие дела по реорганизации и внедрению всяческих инноваций. Скорее – будут чаще указывать Вам на то, что Вы в этой компании «без году неделя» (особенно если Вы первым рабочим местом станет рабочее место в украинской компании, где с такими понятиями как «лояльность», «инициатива» и «инновации» вообще довольно туго). То же самое и с заботой о том, чтобы из Вас «вышел толк»: если сами по себе Вы ничего не представляете и расти как профессионал не хотите, то на рынке вакансий найдется десяток претендентов, которые и представляют, и жаждут, и готовы работать день и ночь – на дворе еще не улегся экономический кризис, да и без него хороших выпускников всегда хватало.

Еще одно расхожее суждение касается того, что если новичок начинает в иностранной компании или в компании, у которой зарубежные собственник, то он привыкает к завышенным стандартам и «тепличным» условиям работы, а потом ему – в случае перехода на работу в украинскую компанию либо на «свои хлеба» - приходится тяжело. Доля правды в этом есть; но не все настолько плохо. Если Вы в роли руководителя полагаете, что молодого специалиста, который только что к Вам пришел, надо бросать «под танк» с злорадной улыбкой и ездить на нем «отсюда и до обеда», то у Вы либо по-прежнему живете в эпоху социалистического каменного века, либо у Вас не все в порядке с восприятием реальности. Грамотными кадрами и способными молодыми специалистами не разбрасываются, даже если их на рынке хватает; завтра они просто найдут при таком отношении возможность уехать за границу или перейти на работу к Вашим прямым конкурентам. И вот тогда «под танк» придется бросаться Вам (либо Вас туда бросят акционеры или собственники бизнеса).

Пару слов о том, как стоит вести себя на первом рабочем месте выпускнику. Не старайтесь всем давать советы или высказывать свое мнение по поводу и без него. Не пытайтесь высмеять решения руководства или завязать с коллегами обсуждение «по душам» того, как неправильно поступает Ваш начальник. Не особо доверяйте в этом плане даже тем, кто наиболее симпатичен Вам или вызывает у Вас доверие. Офисные интриги случаются везде, всегда и постоянно. Вас могут «продать» за Ваши неосторожные высказывания или неуместные инициативы, и даже если не Вы были «зачинщиком» такого разговора, ошибки или поступка, то чаще всего «шишки» будут сыпаться именно на Вас, как на наиболее молодого и наименее искушенного в этих делах сотрудника компании. Не злоупотребляйте доверием, снисходительным отношением к опозданиям или отклонению от дресс-кода. Будьте вежливы и честны, не бойтесь аргументировать свою точку зрения, если надо.


Совпадают ли ожидания молодых специалистов с условиями, которые им предлагают?

На календаре — последние дни августа. Для школьников — время ожиданий и надежд, связанных с новым учебным годом. Для выпускников вузов — время первых шагов в профессии. Около месяца назад вчерашние студенты, получившие дипломы о высшем образовании, прибыли на первое в своей жизни рабочее место. Для кого–то оно, возможно, станет единственным на всю жизнь. Кто–то, отработав два–три года по распределению, отправится искать другие варианты трудоустройства, а вакансии опять займут молодые специалисты.

Ежегодно около 20 тысяч выпускников государственных вузов получают направления на работу и разъезжаются по всей стране. У них начинается новая, трудовая жизнь. Какой будет ее начало, во многом зависит от того, как встретят молодых специалистов на предприятии или в организации, будут ли у них жилье, достойная зарплата, возможности для полноценной жизни. Совпадают ли сегодня ожидания начинающих профессионалов с условиями, которые предлагают им на первом рабочем месте? Проблему анализировали корреспонденты «СБ».

Новоселье на Школьной улице


С учителями иностранного языка на Миорщине просто беда! Ну не хотят "французы", "немцы" и "англичане" задерживаться в сельских школах. Три года назад, к примеру, выпускница Минского лингвистического университета распределилась в деревню Чупуки. После этого районный отдел образования позволил ей закончить магистратуру, однако к назначенному сроку по месту работы так и не дождался. Ни расспросы родителей, ни обращение в прокуратуру не дали результатов - пропал молодой специалист! Объявилась девушка накануне нынешнего учебного года. Да и то только для того, чтобы попросить открепление. В прошлом году еще одна "иностранка", нашедшая перспективную работу в столице, предпочла возместить 17 миллионов рублей, потраченных государством на ее обучение, но не работать по распределению. В этом году ее коллега ушла в отпуск, уехала в Германию и, судя по всему, возвращаться оттуда не спешит. Из 31 молодого специалиста, приехавшего два года назад по распределению, Миорский отдел образования уже недосчитался семерых. Почему?

В четверг после завершения традиционного августовского педсовета в Миорах, когда 18 новоиспеченных учителей физики, информатики, музыки, русского, белорусского и иностранных языков разъехались к первым в жизни рабочим местам, этот же вопрос я задал начальнику районного отдела образования Валерию Драбо.

- Кто-то женится, у кого-то появились дети, кто-то уходит в армию. Ничего не поделаешь, отпускаем людей, - рассказывает Валерий Анатольевич. - Раньше еще с жильем были проблемы. Но после того как Правительство разрешило аграрным предприятиям давать квартиры врачам и учителям, стало легче. Такие хозяйства, как "Узмены", "Ситьково", "Николаевский", выделили нам домики. Благодаря усилиям руководства сельскохозяйственного производственного кооператива "Папшули" неподалеку от Заутьевской средней школы-сада и вовсе появилась целая улица. На ней живут как семьи уже закрепившихся на селе педагогов, так и вновь прибывающая молодежь.

Последний пример, приведенный Валерием Анатольевичем, меня особенно заинтересовал. Мы отправились смотреть, как устраиваются молодые педагоги в Заутье. После того как земли существовавшего здесь колхоза "Знамя победы" присоединили к соседним "Папшулям", с работой в деревне сложнее. Центральной усадьбой стало соседнее село, туда и "переехали" рабочие места. Зато школа, построенная в 1993 году по типовому проекту, говорят, посолиднее будет, чем в новой центральной усадьбе. На 60 учеников здесь 15 педагогов. Четверо из них с семьями уже два года живут на близлежащей улице, которая так и называется Школьная. А вот Ольга Кирилова, закончившая в этом году Витебский государственный университет имени Машерова по специальности русский язык и литература, приехала в Заутье буквально два дня назад.

- Я сама из Полоцкого района, - рассказывает девушка. - Слышала, что на Миорщине места очень красивые, вот и попросилась сюда на работу.

- И каковы первые впечатления?

- Скорее хочется познакомиться с детьми, вести уроки, - признается Ольга. - С бытовыми условиями проблем нет. Устраиваюсь в одной из трех комнат общежития для молодых специалистов. Даже и не ожидала, что ванная будет в доме. Стол и кровать есть. Со временем, думаю, обживусь.

- Когда мы втроем с коллегами сюда въехали, пришлось обои клеить, потолки в порядок приводить, полы красить, - вступает в разговор соседка Ольги Снежана Грабовская. Она родом из Глубокского района. Уже год преподает в Заутьевской школе русский и белорусский языки, а еще работает на полставки психологом. - Потом холодильник в рассрочку купила, с отпускных - компьютер. С телевизором родители помогли. Шкаф, правда, еще нужен. И дрова.

С котлом, обогревающим дом, Снежана обращаться научилась. С дровами помогает райотдел образования. Девушка смирилась и с тем, что в осеннюю распутицу несколько сот метров на работу нужно пройти исключительно в резиновых сапогах. Но вот к тому, что в свободное время в деревне развлечься негде, никак привыкнуть не может.

- Хорошо, что у нас коллектив молодой, дружный. На праздники, дни рождения ходим друг к другу в гости. Вот и все развлечения.

Девушки не скрывают, что после положенных двух лет работы они, скорее всего, из Заутья уедут. Что ж, их понять можно: женихи волнуются, то и дело на сотовые названивают.

- Многим молодым педагогам работать в деревне нравится, с детьми общий язык находят быстро, но большинство уезжает из-за низкой зарплаты, - считает Валерий Драбо. - В месяц молодой учитель зарабатывает 250 - 300 тысяч рублей. Ну получит через два года на 50 тысяч больше. Какие я могу привести аргументы в пользу того, чтобы он у нас остался, если минская фирма начинающему сотруднику 700 долларов предлагает?

Да, вопрос сложный. Однако ни Валерию Анатольевичу, ни его подопечным уходить в грустные размышления некогда - учебный год на носу.

- Такая у нас, наверное, доля - постоянно обновлять коллектив, - вздыхает директор Заутьевской школы-сада Людмила Гвоздовская. - Сложно, конечно, но, как ни парадоксально, и в этой ситуации есть положительный момент. К нам каждый год приходят полные энтузиазма молодые учителя с неизбитыми взглядами и идеями. Все новое и необычное всегда интересно. И нам, педагогам со стажем, и, конечно же, детям.

Сергей Голесник, "СБ".

Мария Савельева, начальник отдела кадрово-правовой работы управления образования Витебского облисполкома:

В этом году по распределению к нам направили 525 молодых специалистов. По предварительной информации, около 500 уже прибыли на свои места. Жилищные вопросы на селе по мере возможности решаются: где-то есть общежития, где-то молодым учителям вручают ключи даже от новеньких коттеджей. Если жилья нет, районные отделы образования стараются компенсировать половину затрат на съемную квартиру. Помогают работникам образования и сельскохозяйственные предприятия: они продают им собственную продукцию по льготным ценам. Думаю, хорошим подспорьем будет увеличение заработной платы, которое намечено на начало будущего года.

Привязка к местности


Как закрепить молодых специалистов на селе?

Агроном Наталья Иванова приехала в поселок Кадино после окончания сельскохозяйственной академии. Руководство агрофирмы "Днепр" Могилевского района сразу выделило молодому специалисту только что отремонтированную комнату в общежитии. Казалось, все Наташу устраивало - хороший коллектив, высокая для аграрного предприятия зарплата. Однако спустя два месяца девушка уехала учиться в магистратуру. В хозяйстве расстроились: вряд ли молодой специалист вернется назад.

Ей нашли замену. На работу в "Днепр" молодежь устраивается охотно. Специалист по кадрам Марина Манкевич трудится здесь не первый год. Девушка довольна и зарплатой, и отношениями с сослуживцами, и бытовыми условиями. Уходить никуда не собирается: от добра добра не ищут. Также рассуждают и молодые супруги Кривулькины. Алексей, главный агроном хозяйства, работает здесь по распределению. Юлия, инженер по охране труда, приехала вместе с мужем. Перспективные специалисты, ответственные работники, по всей видимости, останутся в "Днепре" и после обязательной вузовской отработки. "Среднесемейная" зарплата около 900 тысяч рублей в месяц. Квартира в благоустроенном кооперативном доме. Плюс свежий воздух, детский сад и школа - ничуть не хуже городских. Что еще нужно для жизни?

К сожалению, зажиточный "Днепр", специализирующийся на выращивании овощей, - скорее, исключение из правил. Далеко не все сельскохозяйственные предприятия могут гарантировать молодежи высокий заработок и обустроенный быт. А раз так, то и кадровый вопрос для них - больная тема.

Чаусы - не какая-нибудь затерянная в лесах глубинка: до Могилева и сотни километров не наберется. Но.

- Район наш небогатый, дотационный, промышленных предприятий почти нет, - сетует заместитель председателя Чаусского райисполкома Анатолий Винкевич. - Делаем для молодых специалистов все, что в наших силах, а они все равно не задерживаются из-за низких зарплат. Недавно собирали молодежь со всех сельскохозяйственных предприятий, спрашивали: чего, мол, вам не хватает, ведь обеспечиваем и благоустроенным жильем, и служебным транспортом. Они отвечают откровенно: работы не боятся, но вкалывать за 300 - 450 тысяч рублей с утра до ночи, почти без выходных, не согласны. А зарплату из воздуха не возьмешь - надо наращивать производство.


Были в районе два молодых руководителя хозяйств. Буквально со студенческой скамьи доверили им СПК "Осиновский" и совхоз "Советская Белоруссия". Один выдержал на руководящей должности 8 месяцев, другой - год.

В Чаусском районе - кадровый голод: не хватает ни ветврачей, ни бухгалтеров, ни агрономов. Приезжают десятки молодых специалистов, остаются в лучшем случае единицы. Причина у каждого своя. Кто-то жалуется на отсутствие в деревне развлечений. Кому-то не по душе трудовые будни, в весенне-летний сезон растягивающиеся на 12 - 14 часов. А некоторые специалисты, рассказали мне в управлении сельского хозяйства, уехали из-за. невозможности устроить личную жизнь. Бедный в деревне выбор женихов и невест.

В управлении сельского хозяйства райисполкома не скрывают радости, если по распределению приезжает супружеская пара. Во-первых, не один, а сразу два специалиста. А во-вторых, семейные гораздо легче прирастают к первому рабочему месту. Но слишком редко приезжают они в Чаусы.

Ирина Менделева, "СБ".

Алла Ефременко, главный специалист отдела кадров и аграрного образования Могилевского облсельхозпрода:

- В начале года хозяйствам области недоставало 147 главных и 414 рядовых специалистов. Требовались агрономы, инженеры, зоотехники, ветврачи, экономисты, бухгалтеры. Учитывая, что к осени часть вакансий займут выпускники вузов и средних специальных учебных заведений, эти цифры несколько уменьшатся. Но для полного решения проблемы нехватки кадров необходимы кардинальные меры со стороны государства. Начинать, по-моему, следует с более жесткого отбора при приеме в сельскохозяйственные вузы. Не секрет, что некоторые выпускники школ поступают на специальности, где поменьше конкурс, ради диплома о высшем образовании. Работать на селе в будущем они и не собираются.

Ирина Панасенкова

Рабочее место — это зона трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей, оснащенная всем необходимым для выполнения производственных заданий.

Каждое рабочее место должно быть организовано в соответствие с современными технологическими, эргономическими, организационно-экономическими и социальными требованиям. Наиболее высоким организационно-экономическим уровнем, новизной технологического оснащения, прогрессивностью планировок и систем обслуживания, отличаются рабочие места, созданные по типовым проектам. Кроме того, типовые рабочие места наиболее выгодны и по затратам на организацию. Смотрите также: 5 s система организации рабочего места.

Организация рабочих мест, направленная в целом на повышение результативности труда каждого работника, предполагает:

  • целесообразную планировку рабочих мест, обеспечивающую применение рациональных методов и приемов труда;
  • комфортные и безопасные условия работы;
  • оснащение рабочего места средствами и предметами труда;
  • рациональное, эффективное обслуживание.

«Плохо организованное рабочее место» — не только дополнительный фактор затрат для работодателя, но и риски возникновения несчастных случаев, профессиональных заболеваний. Для инженерно-технических и административных работников это ещё чревато возникновением офисного синдрома, включающего в себя нарушения в различных органах и системах человека в связи с воздействием на него различных факторов окружающей рабочей среды. Так, например, недостаточное освещение или вредный шум приводят к росту числа ошибок, снижению результатов работы и их качества, увеличению сроков выполнения заданий. А длительное сидение за компьютером приводит к напряжению мышц и нарушению цикла кровообращения, и, как следствие, формирует хронические заболевания.

Целесообразная планировка

Многих руководителей предприятий устраивает работа «по Станиславскому» — в предлагаемых обстоятельствах, когда сотрудники работают в помещениях без окон и естественного освещения, в тесноте и шуме, в недопустимых режимах температуры и влажности и других мало пригодных условиях. Исключения составляют компании, строго контролируемые органами надзора, например, банки, медицинские учреждения. Но и подобные предприятия часто «на троечку» соблюдают условия труда.

При организации офисного рабочего пространства полезно руководствоваться нормам СанПиН (Санитарные Правила и Нормы), чтобы расстановка мебели, провода, дополнительные устройства не мешали проходу, располагались эргономично.

Выдержка из СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03:

III. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ

3.1. Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при соответствующем обосновании и наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в установленном порядке.

3.2. Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток.
Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

3.3. Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях.

3.4. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - 4,5 м2.

При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств – принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования).

3.5. Для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка – 0,7–0,8; для стен – 0,5–0,6; для пола – 0,3–0,5.

3.6. Полимерные материалы используются для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.7. Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

3.8. Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.

В случае нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения действует административный кодекс (КоАП):

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, – (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N380-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от ста до пятисот рублей;
  • должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N116-ФЗ)

Комфортные и безопасные условия работы

Де-юре (для галочки)

Условия труда регламентируются нормами и требованиями, изложенными в Трудовом Кодексе Российской федерации (ТК) (гл. 34) и СанПиН. Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 590н и регламентам, описанным в Приложении к указанному документу, офисные работники должны иметь адекватные всем нормам ТК и уровню современных технологий условия труда. Тем более что на персональных компьютерах (в том числе мобильных компьютерных устройствах) сегодня работают и в офисах на производстве, и непосредственно в производственных помещениях.

Де-факто (для дела)

Состояние и конфигурация рабочих мест должны быть приведены в соответствие с требуемыми нормами условий труда, и тогда работник будет иметь безопасную «пространственно-временную капсулу» для выполнения своих обязанностей. На производстве закон обязывает следить за условиями труда, а в офисе нормы организации рабочих мест не редко игнорируются чаще всего из экономических соображений.
При подготовке офисного помещения к работе следует опираться на основные параметры условий труда и их значения.

Так, самый здоровый для человека свет — естественный дневной. Глубина офисных помещений не должна превышать 6 метров от окна, лучше использовать стеклянные перегородки, которые обеспечивают хорошую звукоизоляцию, не препятствуя проникновению естественного света. Кроме того, требуется регулярно мыть окна в офисе: пыль, осевшая на стеклах, за месяц снижает светопропускание до 30 %.

Освещенность рабочего места — не менее 300 лк (Люкс — 1Люмен на кв. м). Световой поток (измеряется в Люмен) всегда указан в характеристике лампы. Грубую (без учета рассеивания, отражения и естественных источников) оценку освещенности помещения можно получить, разделив общий световой поток всех ламп на площадь помещения.

Можно оценочно измерить освещенность, например, с помощью фотоаппарата: взять лист обычной белой бумаги, расположить перпендикулярно падающему свету в месте, где нужно померить освещенность. Лист должен занимать практически весь кадр. Светочувствительность фотоаппарата выставить на 100 единиц, а диафрагму на 4, и при этих показателях определить выдержку. Знаменатель выдержки необходимо умножить на 10. Это и будет освещенность места в люксах. Например, время выдержки составляет 1/30 секунды. Тогда освещенность составляет 300 лк.

Цветопередача измеряется индексом (Ra) или CRI (colour rendering index). Это относительная величина, показывающая, насколько хорошо в свете данного источника видны другие цвета: например, при синем свете будут хуже видны синие цвета. За эталон (100 Ra) принят солнечный свет, при этом лампы накаливания имеют лучший индекс цветопередачи — около 97—99 Ra. Комфортная для человека цветопередача — 80—100 Ra.

Цветовая температура (единица измерения: Кельвин, K).

Цветовая температура источника света определяется путем сравнения с так называемым «черным телом». Лампа накаливания с тепло-белым светом имеет, например, цветовую температуру 2700 К, а люминесцентная лампа с цветностью дневного света — 6000 К.

Управление светом. В стандартных люминесцентных светильниках используются дешёвые пускорегулирующие аппараты (ПРА), но желательно использовать электронные ПРА (ЭПРА). Преимущества ЭПРА заключаются в быстром зажигании ламп, отсутствии жужжащего звука от дросселя, фильтре, убирающем мерцание, а также более экономичной эксплуатации ламп.

Маркировка люминесцентных ламп обычно содержит 3 цифры, первая характеризует индекс цветопередачи 1×10 Ra. Вторая и третья цифры указывают на цветовую температуру лампы. Например, наиболее распространенные 640 лампы — это лампы с плохой цветопередачей 6*10 = 60 Ra и цветовой температурой 40*100 = 4000K. В офисах предпочтительно использовать 840-е лампы.

Решение эргономических 1 задач при организации рабочего места с целью обеспечить комфортные и безопасные условия работы предполагает соответствии следующим требованиям.

Так, допустимый уровень шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, должен быть — 55 децибел (дБ) в дневное время и 40 дБ ночью. Нормальный уровень шума в мегаполисах сегодня существенно превышен. Например,

  • разговорная речь — 45—60 дБ, в зависимости от громкости голосов;
  • автомобильный — до 120 дБ;
  • шум интенсивного уличного движения — до 80 дБ;
  • шум работы офисного оборудования, пылесоса — до 80 дБ;
  • шум работающего мотоцикла, поезда — 90 дБ;
  • шум ремонтных работ — до 100 дБ;
  • приготовление пищи на плите — 40 дБ;
  • шум леса от 10 до 24 дБ;

Измерить уровень шума можно, воспользовавшись соответствующими приложениями (как платными, так и бесплатными) для смартфонов.

Высота рабочей поверхности (стола) должна быть подобрана под каждого работника на уровне локтя или чуть ниже его, что снижает усталость и нагрузку на плечевой пояс. Это «правило локтя» справедливо как для сидячей, так и для стоячей работы. При работе с клавиатурой высота, на которой должны находиться пальцы, должна быть чуть ниже уровня локтя.

Поэтому желательно оснащать офис рабочими столами с регулируемой высотой.

Расстановка мебели, прокладка коммуникаций не менее важна для организации рабочего пространства. В офисе важно эргономично спланировать расстановку мебели и расположение коммуникационных портов (розеток) так, чтобы провода не тянулись через активную рабочую зону и, в то же время, ко всем устройствам было удобно подступиться для обслуживания.

Часто в офисах происходит непрерывная миграция сотрудников вместе со своей «пространственной капсулой», что отнимает время и затрудняет работу. Оптимизировав пространство и стандартизировав оснащение рабочих мест, можно добиться того, чтобы любой сотрудник мог находиться за любым рабочим местом без необходимости перемещения мебели и техники, если специфике работы это не повредит. Речь, разумеется, не идет о руководителях и ключевых фигурах бизнеса, хотя таковые сегодня достаточно мобильны.

Оснащение рабочего места

Организуем. (Руководство для работодателей) или Требуем. (Руководство для работников)

Любая отрасль имеет свои особенности и спецификации необходимого оборудования для каждого рабочего места. Оснащение производственных рабочих мест стандартизовано в рамках отрасли, описание алгоритма оснащения таких мест требует отдельных инструкций в зависимости от специфики производства, а вот офисные рабочие места практически не зависят от отрасли.

Поскольку в ТК и сопутствующих документах нет регламентов для технического оснащения офисных рабочих мест, то в качестве ориентировочного варианта оснащения рабочего места сотрудника офиса (или магазина, торговой точки) можно воспользоваться таблицей. При выборе составляющих рабочего пространства необходимо учитывать выделенный для этих целей бюджет, в котором обязательно должна быть заложена и статья на обслуживание этих составляющих.

Таблица. Примерные варианты оснащения офисных рабочих мест

Как многим известно, рабочее место – это неотъемлемая часть любой производственно-технологической структуры организации или предприятия. Этому месту уделяется особое внимание, так как от него зависит эффективность производственного процесса и работы сотрудника в целом. Но немногие знают, что к его организации предъявляются особые требования, не учтя которые, можно получить серьезные последствия, вплоть до получения штрафов и закрытия самого предприятия.

Определение рабочего места

условия рабочего места

В общем понимании рабочее место – это ограниченная зона в пространстве общей производственной площади на предприятии (в организации) либо вне его, которая закреплена за одним или несколькими работниками и оснащена всем необходимым оборудованием для выполнения поставленных задач. Данное определение многие путают с местом работы, чего делать не следует. Место работы и рабочее место – это разные вещи. Местом работы может быть завод, фабрика, офисное помещение. Другими словами, тот пункт, куда работник приходит ежедневно для выполнения своих трудовых обязанностей.

Производственное рабочее место: определение и классификация

образец рабочего места

Разбираемся далее в данном вопросе. Существует такое понятие, как производственное рабочее место. Так называется часть зоны промышленного пространства (цех или отдел), что оснащена всем необходимым оборудованием (инструментами, приспособлениями, машинами) для выполнения трудовых обязанностей (заданий, работы) одним или несколькими сотрудниками.

Существует несколько типов таких мест, которые классифицируются согласно:

  • Функциям, которые должны осуществляться в определенной зоне: рабочее место работодателя, работника и остального персонала.
  • Профессиям сотрудников: рабочее место электрика, технолога, станочника и т. д.
  • Признаку распределения трудовых обязанностей: индивидуальное или групповое рабочее место (место одного сотрудника или их группы соответственно).
  • Степени автоматизации выполняемых задач: ручное, механизированное, аппаратное, автоматизированное рабочее место.

Организация рабочего места

охрана труда на рабочем месте

Как видно, все рабочие места имеют свои особенности, которые напрямую связаны с основным видом деятельности. Поэтому то, в каком состоянии находится место, определяет дальнейший уровень труда. Даже более того: рабочее место – это неотъемлемая часть общей обстановки на работе. Некачественно оборудованное рабочее место может негативно сказаться на самочувствии, настроении или работоспособности работника. И наоборот, качественно оборудованное место позволит повысить эффективность выполнения необходимых задач.

К организации рабочего места можно отнести практически все, что влияет на работоспособность. То есть оснастку (станки, компьютеры), освещение, планировку, обслуживание. Если хотя бы один из этих факторов не учтен либо принят во внимание неправильно или недостаточно, ожидать качественного рабочего процесса не стоит. Любое упущение в организации сможет привести к потере рабочего времени, выделенного на работу, снижению качества изготовляемой продукции или выполняемой задачи и т. д.

Именно поэтому, чтобы не допустить неоправданных издержек, на больших предприятиях проводят аттестацию трудовых мест. Данная процедура позволяет проверить, соответствует ли рабочее место нормам, выполняются ли трудовые условия.

Требования к рабочему месту

место работы и рабочее место

Во время проведения аттестации специалисты проверяют:

  • Помещения, в которых расположены рабочие места.
  • Вентиляцию и отопление.
  • Освещенность.
  • Оборудование.
  • Другие условия рабочего места.

Во время проверки все санитарно-эпидемиологические условия должны быть учтены. В идеале все вредные факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье человека, не должны существовать вовсе или по крайней мере должны быть минимизированы. К таковым можно отнести различные шумы от производственных машин, загрязненность воздуха в помещении, некорректно выбранный вид освещения и т. д.

Если какие-либо требования к рабочему месту не учтены, такое предприятие считается неприспособленным к трудовой деятельности и может быть закрыто на неопределенный срок для устранения вредоносных факторов или навсегда.

Охрана труда

Помимо санитарно-эпидемиологических условий, немаловажный фактор, который определяет, комфортно ли рабочее место – это безопасность. Безопасность и охрана труда на рабочем месте – первейшая задача не только самого государства, но и работодателя. Согласно нормативным актам и законам РФ, а также Конституции, каждый работник вправе работать в безопасных и здоровых условиях, должен быть обеспечен всем необходимым, включая социальные льготы и др.

На предприятии или в организации, где в штате имеется более пятидесяти человек, должна фигурировать специальная служба, отвечающая за охрану труда. Если количество сотрудников меньше – создавать службу не нужно. Но тем не менее хотя бы один специалист, отвечающий за охрану труда, должен присутствовать.

Требования к безопасности

требования к рабочему месту

Такие службы или специалисты, отвечающие за технику безопасности, здоровье работников, должны делать все для того, чтобы обеспечить комфортную и безопасную среду для выполнения трудовых обязанностей. Для этого они проводят работу в трех направлениях:

  1. Инструктирование по технике безопасности до начала работы. Это может быть инструктаж в устном виде, например проведение пояснительной беседы между мастером участка и новым работником на заводе.
  2. Периодическая проверка рабочего места. Великолепный образец рабочего места - тот, на котором минимизированы все вредоносные факторы. Поэтому специалисты по безопасности время от времени должны проводить проверку рабочего места с целью поиска и устранения этих самых факторов. Например, специалист может наблюдать за работой станочника, чтобы выяснить, знает ли тот о мерах безопасности на практике.
  3. Обучение работников технике безопасности. Для этого реализуются специальные программы, которые могут нести как обязательный, так и ознакомительный характер. К таковым относится, например, развешивание мотивационных табличек с напоминанием о безопасности на рабочем месте.

Обязанности работодателя по охране труда

производственное рабочее место

Как говорилось ранее, охрана труда на рабочем месте – это задача не только государства, но и работодателя. Каждый руководитель должен обеспечивать соответствующие медосмотры для работников, которые выполняют тяжелую работу или ежедневно имеют дело с вредоносными веществами, описанными в трудовом законодательстве.

  • создание комитета по управлению охраной труда;
  • утверждение инструктажа по правилам безопасности во время работы;
  • внесение изменений в правила техники безопасности;
  • участие в расследованиях любого несчастного случая, произошедшего во время работы;
  • оценивание трудовых условий;
  • проверка соблюдения сотрудниками техники безопасности.

Работник также обязан знать об охране труда

рабочее место это

Помимо соответствующей службы и работодателя, за безопасностью на своем месте работы обязан следить сам работник. Так, в ст. 214 Трудового кодекса РФ записаны такие обязанности работника по охране труда:

Читайте также: