Работа медсестры в школе в чем заключается

Опубликовано: 26.09.2024

Приложение N 6
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. N 822н

Положение
об организации деятельности медицинской сестры (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации деятельности медицинской сестры (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - отделение медицинской помощи обучающимся), кабинета, здравпункта медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающего медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.

2. На должность медицинской сестры (фельдшера) назначается специалист в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247) по специальности "медицинская сестра", "фельдшер".

3. Медицинская сестра (фельдшер) отделения медицинской помощи обучающимся осуществляет:

оказание обучающимся доврачебной первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;

профилактические мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья обучающихся в образовательной организации;

вызов скорой медицинской помощи и (или) организацию транспортировки в медицинскую организацию обучающихся, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи;

участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, питания, физического воспитания и трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;

проведение мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней (в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 51н - по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается (письмо от 17.02.2011 N 01/8577-ДК);

участие в проведении, совместно с врачом по гигиене детей и подростков, противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;

участие в организации и проведении ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров несовершеннолетних;

участие в организации профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних;

участие в разработке индивидуального плана профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся с учетом группы состояния здоровья, медицинской группы для занятий физической культурой на основании результатов профилактических медицинских осмотров, данных осмотров врачей-специалистов и текущего наблюдения;

участие в организации медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;

участие в формировании среди несовершеннолетних групп риска с целью проведения дифференцированного медицинского наблюдения и определения приоритетов при разработке и реализации в образовательных организациях профилактических, лечебно-оздоровительных, коррекционных и реабилитационных программ на индивидуальном и групповом уровнях на основании медицинской, социальной, психолого-педагогической и другой информации;

участие в оценке полноты представленных данных медицинского обследования детей, поступающих в первый класс;

участие в подготовке и проведении комплексной медицинской и психолого-педагогической оценки состояния здоровья несовершеннолетних;

взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинской организации и психологами и педагогами образовательной организации по вопросам профессиональной пригодности несовершеннолетних;

участие в проведении (совместно с педагогическим персоналом) в образовательной организации мероприятий и в контроле их эффективности по формированию у несовершеннолетних (на групповом и индивидуальном уровне) устойчивых стереотипов здорового образа жизни, в том числе по профилактике алкоголизма, наркоманий, токсикоманий;

участие в проведении профилактической работы в образовательной организации по предупреждению у несовершеннолетних раннего начала половой жизни, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИДа;

взаимодействие в установленном законодательством порядке с врачами-психиатрами, врачами-наркологами, социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов, службы опеки и попечительства и иными при выявлении девиантных и асоциальных форм поведения несовершеннолетних (алкоголизм, наркомании, токсикомании, табакокурение, уход в бродяжничество, вовлечение в преступную деятельность и т.д.);

участие совместно с медико-социальным отделением детской поликлиники (отделения) и другими медицинскими организациями (центры планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья и др.) в реализации медико-психологических образовательных программ подготовки несовершеннолетних к созданию семьи, правильному репродуктивному поведению;

участие в проведении в условиях образовательной организации работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);

информирование родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего о состоянии здоровья обучающихся, оформление копий и (или) выписок из медицинской документации;

участие в оздоровлении несовершеннолетних в период их отдыха;

учет и анализ случаев травм, полученных в образовательных организациях;

передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;

дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию инструментария;

хранение лекарственных препаратов, в том числе медицинских иммунобиологических препаратов, сохранность этикеток на флаконах, контроль за сроками использования лекарственных препаратов;

соблюдение правил охраны труда и противопожарной безопасности на рабочем месте;

соблюдение правил асептики и антисептики;

работу по санитарно-гигиеническому просвещению, в том числе по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний;

анализ выполнения ежемесячного плана профилактических прививок;

учет медицинского инвентаря, лекарственных препаратов, прививочного материала, их своевременное пополнение;

взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских организаций, психологами и педагогами образовательных организаций;

оформление медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования территориальных органов внутренних дел о фактах поступления (обращения) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, и назначение медицинских работников, ответственных о фактах поступления (обращения) таких пациентов;

ведет утвержденные формы учетной и отчетной медицинской документации.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

5. При выявлении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и (или) факторов, влияющих или создающих угрозу жизни и здоровью обучающихся, медицинская сестра (фельдшер) в письменной форме информирует заведующего отделением медицинской помощи обучающимся или руководителя медицинской организации и руководителя образовательной организации о выявленных нарушениях и факторах риска.

Уточнение функциональных обязанностей медицинских работников образовательных учреждений проводилось только один раз. В приказе Минздрава СССР и Минпроса СССР от 14.09.1976 № 885/143 «О мерах по дальнейшему улучшению здоровья школьников» была помещена Инструкция о работе медицинского персонала общеобразовательных школ. Именно эти документы в настоящее время определяют содержание деятельности медицинских работников образовательных учреждений.

Медицинская сестра образовательного учреждения обязана:

- оказывать помощь врачу в проведении медицинских осмотров школьников и в реализации всех, назначенных в результате медицинского осмотра, мероприятий (подготовлять медицинские карты школьников и заполнять общую часть карт; записывать анамнез учащихся, жалобы, сведения о перенесенных заболеваниях, о прививках, проводить антропометрические измерения, биопробы, определять остроту зрения и слуха и вносить их результаты в медицинскую карту школьника - форму N 26; давать направления, по указанию врача школы, в лечебно-профилактические учреждения для проведения дополнительных лабораторных исследований, для консультации с врачами-специалистами, для проведения лечебной физкультуры, а также получать заключение от них);

- вести медицинскую учетно-отчетную документацию. Доводить до сведения учителей результаты медицинских осмотров с рекомендациями врачей-специалистов.

- контролировать организацию рационального режима дня и питания, гигиенические условия обучения и воспитания учащихся, организацию трудового воспитания (проводить ежедневный обход школьных помещений, обращая особое внимание на санитарное содержание классов, учебных кабинетов, мест занятий физкультурой, мастерских, состояние искусственной освещенности, температурного режима, организацию проветривания, соблюдение продолжительности перемен и перерывов между сменами, на расстановку парт (столов) в классах и станков в мастерских и т.д.).

- осуществлять контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима, выполнением санитарных требований к технологии приготовления пищи, мытья посуды, а также за соблюдением сроков реализации продуктов и готовой пищи; проводить ежедневный осмотр персонала пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний, ожогов и микротравм, отмечая результаты осмотра в специальном журнале; контролировать прохождение обязательных медицинских осмотров персоналом пищеблока.

- периодически посещать занятия по физическому воспитанию в целях осуществления контроля за выполнением школьниками правил личной гигиены (соответствием костюма, обуви и т.д.); проверять выполнение указаний врача о распределении учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой и соответствие физической нагрузки состоянию здоровья учащихся, выявлять первые признаки утомления школьников во время урока физической культуры, ставить об этом в известность преподавателя и врача; определять плотность урока.

- проводить работу по профилактике травматизма (в т.ч. спортивного), учету и анализу (совместно с врачом) всех случаев травм.

- консультировать педагогических работников по вопросам маркировки парт и рассаживания детей за партами в соответствии с ростом, зрением и слухом, и в дальнейшем контролировать правильность их рассаживания.

- приглашать к врачу школы учащихся, нуждающихся в повторных осмотрах и лечении, контролировать посещение школьниками врачей-специалистов лечебных учреждений.

- организовывать и проводить профилактические осмотры учащихся после каникул и других случаев длительного отсутствия их на занятиях.

- проводить после осмотра врача и под его контролем профилактические прививки учащимся, предварительно оповещая об этом родителей, вести их учет, а также учет и изоляцию заболевших школьников; проводить осмотры, термометрию и прочие мероприятия в отношении контактировавших с инфекционными больными детей, сообщать врачу и директору школы, в детскую поликлинику и санэпидстанцию о каждом случае инфекционного заболевания.

- контролировать проведение политехнического обучения учащихся, самообслуживание, а также внеучебные дополнительные занятия в группах продленного дня.

- проводить совместно с врачом амбулаторный прием учащихся, организовывать обследование учащихся на гельминты и под руководством врача проводить дегельминтизацию.

- осуществлять контроль за своевременным и полным прохождением персоналом образовательного учреждения обязательных медицинских профилактических осмотров.

- проводить с учениками занятия в санитарных кружках, осуществлять подготовку классных и общешкольных санитарных постов, принимать участие в соревнованиях санитарных постов.

- вести учет и хранение медицинского инвентаря и медикаментов и прививочного материала, следить за своевременным их пополнением, нести ответственность за сохранность оборудования врачебного кабинета, медицинского инвентаря и медикаментов.

Медицинская сестра имеет право:

- сообщать врачу и руководителю образовательного учреждения о выявленных недочетах;

- выдавать справки о перенесенных инфекционных заболеваниях и проведенных прививках учащимся, отъезжающим в оздоровительные лагеря.

Большинство родителей знают, что в последние годы действия медицинских работников при необходимости оказания помощи ребенку в школьных и дошкольных учреждениях строго контролируются. Об этом родителей предупреждают еще на первом собрании в начале учебного года. Получается, что если ребенок получает ушиб, травму, у него пошла кровь из носа, то медицинская сестра по сути сделать ничего может.

Так ли это на самом деле, «Летидору» рассказал Александр Гулько, юрист, генеральный директор компании «Судебное бюро Гулько».

Что входит в обязанности медсестры

Если вернуться на несколько десятилетий назад, то многие из вас припомнят, что в каждой школе и детском саду был свой медицинский работник, который регулярно осматривал детей в начале года на предмет выявления педикулеза (вшей), делал прививки без согласия родителей, а стоматолог даже лечил зубы прямо во время уроков.

Сегодня стоматологические кабинеты в школах закрыли, а обязанности и возможности медработников сильно сократили.

Теперь даже оказание первой медицинской помощи может стать предметом судебного разбирательства.

Итак, что же все-таки дозволено делать медсестрам?

В современной России школьная медицинская сестра помимо контроля за соблюдением санитарно-гигиенического состояния учебных помещений и еды в пищеблоке, должна оказывать первую медицинскую помощь при заболеваниях и травмах до прибытия бригады «Скорой помощи». Кроме того, она направляет и сопровождает (если требуется) ученика в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.

Оказание первой помощи

Первая медицинская помощь регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н и дает возможность медработнику лишь наблюдать за состоянием пострадавшего ребенка до прибытия врачей. То есть сначала он должен вызвать бригаду неотложки или «Скорой» (это зависит от состояния ребенка) и по возможности оповестить родителей.

Медсестра может сделать искусственное дыхание, восстановить и поддержать проходимость дыхательных путей, например, положить ребенка набок, если случился приступ эпилепсии, наложить жгут или повязку, чтобы остановить кровотечение и постараться промыть желудок при отравлении.

Уметь выполнять эти элементарные действия обязан каждый медицинский работник.

Но никакой медикаментозной помощи в школьных и дошкольных учреждениях детям не смогут оказать, просто потому что в аптечках никаких лекарственных препаратов нет.

Родители должны понимать, что школьные аптечки в Москве, например, формируются в соответствие с Письмом ДЗ г. Москвы «О рекомендуемом стандарте оснащения школьных аптечек» №01-34-4995/11 от 05.09.2011 г.

В ней можно найти лишь средство для дезинфекции ран, различные пластыри, стерильные бинты, гидроактивные ожоговые пластыри, пинцет, ножницы, одноразовые перчатки и маски, а также карандаш и блокнот для записей и номера телефонов аварийных и спасательных служб района и города.

Так, если у ребенка боль в животе (колики, например, или боль у девочек во время месячных) или головная боль, то в школе ему не смогут дать ни но-шпу, ни парацетамол. Их там просто нет.

Ученику придется терпеть до дома, ждать приезда родителей или ехать по «Скорой» в больницу.

При этом отказаться от госпитализации ребенка может только родитель или его законный представитель. Но пока до родителя дозвонятся, пока он приедет в школу, ребенка уже, скорее всего, увезут в ближайший стационар.

Травма на школьном дворе

Если ребенок получил травму на школьном дворе или во время прогулки в детском саду, медицинская сестра учебного учреждения имеет право оказать первую медицинскую помощь до прибытия «Скорой помощи». Не более того. А если травма произошла за воротами школы или детского сада, даже если это место находится в нескольких шагах от дошкольного или школьного учреждения, то оказание первой помощи не входит в обязанности медсестры. В такой ситуации можно рассчитывать только на бригаду «Скорой».

Вакцинация в школе

В школах и детских садах прививки проводятся бесплатно в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

О любых плановых прививках в учебных учреждениях родители или опекуны должны быть заранее уведомлены через руководителей организаций.

Обычно это происходит так: медсестра приносит пачку документов «на согласие родителей» классному руководителю — и тот раздает их детям. Дома родители подчеркивают согласен/не согласен и ставят дату и подпись.

Вообще прививки должны проводиться в специально подготовленных прививочных кабинетах. Но в школе чаще всего они отсутствуют, поэтому для проведения вакцинации разрешается использовать кабинет школьной медсестры в строго определенное время. В этот период там не должны проводиться другие медицинские процедуры, то есть там не должно быть детей, которые пожаловались на головную боль или у которых поднялась температура, и они ожидают приезда неотложки или родителей.

В идеале осуществляет прививочные манипуляции в школах и детских садах специальная выездная бригада лечебно-профилактического учреждения, которое должно иметь лицензию на соответствующий вид деятельности. В состав бригады входит врач (в сельской местности фельдшер) и медсестра.

Прививки должны осуществляться медицинским персоналом, прошедшим подготовку в области вакцинопрофилактики.

На деле все прививки, а также «пуговки» (реакцию Манту) и диаскин-тест делает школьная медсестра.

В любом случае врач или медсестра должны осмотреть ребенка, расспросить о самочувствии, выяснить, не общался ли он недавно с инфекционными больными, измерить температуру, а затем оформить допуск к вакцинации или дать медицинский отвод.

Сразу после прививки медсестра должна наблюдать за ребенком не менее 30 минут.

Самое главное, что прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным.

Очень важно знать, что отсутствие в карте ребенка отказа, который обычно просят подписать родителей-отказников, не дает права медицинскому персоналу самовольно его прививать. То есть пока медсестра не получит на руки документ, в котором родитель соглашается или не соглашается на прививку, делать ее она не имеет права.

Советы родителям

Что происходит сегодня: несколько школ и садов объединили в одно учреждение, то есть, например, пять школ и три сада — это одно юридическое лицо, и для такой организации полагается один медработник. Он в течение дня переходит от школы к школе, от садика к садику и еще обязан по делам приходить в поликлинику, которая обслуживает эти школы и сады.

Неудивительно, что в нужный момент медсестры может не оказаться на месте.

Пока эта проблема не решится на государственном уровне, родителям необходимо самим быть более бдительными и по возможности научить своих детей ориентироваться в разных обстоятельствах.

Поговорите с администрацией школы о возможности иметь мини-аптечку в кабинете классного руководителя, у охранника или в учительской. В такую аптечку может входить самый минимум препаратов: перекись водорода, чтобы остановить кровь, хлоргексидин для обработки раны, пластырь и стерильный бинт.

Если у ребенка есть проблемы со здоровьем (были эпилептические приступы, астма, ребенок страдает энурезом), то при приеме в дошкольное и особенно школьное учреждение обязательно сообщайте о них классному руководителю и медицинскому сотруднику.

Они должны быть предупреждены, чтобы дать необходимую информацию, если приедет бригада «Скорой помощи».

Если ребенок долгое время находится в саду или школе и ему по показаниям врача необходимо принимать лекарственные препараты в момент нахождения в этом учреждении, то воспитатель, классный руководитель и медсестра должны об этом знать.

Если вашему ребенку предстоит плановая вакцинация в здании сада или школы, то вы должны получить на руки документ, в котором укажете свое согласие или несогласие на прививку. Вы не обязаны при этом указывать причину отказа. Ребенок также не обязан объяснять это медсестре. Внимательно читайте на бланке, какую именно вакцину предлагают ввести ребенку и какого числа будет проведена вакцинация.

Если прививка планируется через несколько дней, то накануне обязательно удостоверьтесь, что ребенок здоров.

Если есть возможность, то постарайтесь лично присутствовать во время введения вакцины. После ее введения оставайтесь с ребенком около медицинского кабинета в течение 15–30 минут. Это важно, чтобы вовремя заметить реакцию на вакцину.

Если вы не можете присутствовать в момент введения вакцины, то объясните ребенку (это обычно возможно у детей школьного возраста и не работает с дошкольниками), как должна вести себя медсестра. Важно, чтобы она как минимум спросила о самочувствии и измерила температуру. Если медсестра сразу после введения вакцины скажет, что он может идти в класс, нужно ответить, что мама/папа/бабушка сказали, что нужно подождать некоторое время, чтобы посмотреть на реакцию организма.

Медсестры в этом случае никогда не отказывают, поскольку это их прямая обязанность.

Всегда предупреждайте детей об опасностях, которые могут произойти при большом скоплении людей на детских площадках и о правилах поведения в общественных местах.

При покупке «сменки», спортивной обуви для физкультуры и зимней обуви учитывайте, что она не должна быть скользкой. В противном случае травм не избежать.

Если дочь в подростковом возрасте испытывает боли во время месячных, заранее лично напишите записку учителю физкультуры с просьбой освободить ее от занятий или снизить нагрузку в эти дни. Медсестра в этой ситуации могла бы помочь и снять с урока, но не всегда ее можно застать на месте.

Из родительского опыта

Сергей Иванчук, Москва

«Столкнулся с проблемой медицинского персонала в госучреждениях Москвы. Сыну в саду разбили лицо, было подозрение на смещение перегородки, шрамы остались спустя два года. Педагоги бездействовали, а медсестры в детском саду не оказалось. Мы своим ходом по пробкам в крови ехали в Морозовскую и там еще 1,5 часа сидели в общей очереди».

Анастасия Саратова, Калуга

«У меня сын часто жаловался на головную боль, обычно во время учебного процесса. Раньше он ходил к медсестре, она всегда давала ему обезболивающее (но-шпу). Но с прошлого года, когда отменили любые лекарственные препараты в школьных учреждениях, а он опять пришел с жалобой в медкабинет, медсестра позвонила мне и спросила разрешения дать сыну таблетку из своей личной аптечки. Я разрешила».

Оксана Иванова, Апрелевка

«Моей дочери нужна ревакцинация, а вот какая, не помню (вовремя не сделали по причине болезни), и вот уже три дня не могу застать медсестру на месте, чтобы выяснить, какая прививка нужна, и попросить у нее допуск. Медсестра все время «в полях» — то в местной поликлинике, то ушла в другое здание».

Алексей Корнейчук, Тверь

«У нас регулярно на уроках физкультуры травмируются дети, как правило, мальчики: то вывих, то растяжение. Всегда после этого они уходят к медсестре, и она вызывает "Скорую", еще ни разу это не было оправдано, достаточно было просто отпустить ребенка с занятий, позвонить родителям, чтобы забрали, а так только зря "Скорую" оторвали от действительно важных дел.

Кстати, один раз учитель физкультуры однокласснику сына побрызгал при растяжении каким-то спреем. Но потом все равно отправил в медкабинет».


Мухамедова, Н. С. Роль медсестры в организации медицинской помощи детям в общеобразовательных учреждениях / Н. С. Мухамедова, Д. Ю. Юсупова, Д. Х. Хурсанова. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/194/9809/ (дата обращения: 26.05.2021).

В условиях всеобщего среднего образования воспитание высокообразованных, физически крепких и здоровых людей — одна из важнейших задач стоящих перед государством [2, с. 39]. В решении этих вопросов большую роль призваны сыграть медицинские работники. Школьная медсестра, являясь основным помощником врача и посредником между директором школы и представителями здравоохранения, организовывает и проводит лечебно-профилактические мероприятия в школе [1, с. 52].

В связи с изменением школьных программ и интенсификацией учебного процесса, естественно, увеличилась нагрузка на организм школьника [2, с. 42]. Поэтому медицинский работник школы должен систематически следить за выполнением рекомендаций органами санитарного надзора, лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий среди учащихся. Основные направления работы медицинского персонала школы — это наблюдение за состоянием здоровья; за физическим и нервно-психическим развитием учеников; организация и проведение противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий; контроль режима дня и питания школьников; проверка правильности организации трудового воспитания и выполнения гигиенических требований, организация и проведение санитарно-гигиенического обучения школьного персонала, школьников и их родителей и так далее [1, с. 55].

Медицинская сестра школы работает по заранее разработанному годовому плану с учетом направлений и задач, стоящих перед здравоохранением и просвещением. Перед началом учебного года учащиеся, как правило, проходят медицинский осмотр врачами-специалистами в поликлинике. Данные осмотра заносятся в специальные карточки, которые поступают к медицинской сестре в школу. Тщательно анализируя каждую из них, медсестра выбирает больных и по совету врача берет на диспансерный учет с целью незамедлительной работы по их оздоровлению. Она следит, чтобы дети своевременно проходили осмотр и выполняли все необходимые лечебно-оздоровительные процедуры. В случае серьезного нарушения здоровья лечение проводится в поликлинике либо в условиях стационара. Весьма существенным и важным направлением работы школьной медицинской сестры является контроль за физическим развитием и воспитанием учащихся. С этой целью она регулярно посещает уроки физкультуры и обращает внимание на то, как выполняются те или иные предписания и рекомендации в отношении равномерного распределения нагрузки на организм [4, с.18].

Задачами по организации медицинской помощи детям в общеобразовательных учреждениях являются: организация, методическое и кадровое обеспечение проведения ежегодного скрининг-обследований детей и учащихся, периодических профилактических осмотров бригадами детских узких специалистов детей декретированного возраста (на базе общеобразовательной школы); анализ состояния здоровья воспитанников общеобразовательной школы определение приоритетов при разработке профилактических, коррекционных и реабилитационных программ; организационное и методическое обеспечение проведение работы по вакцинопрофилактике: планирование и анализ вакцинации.

При внедрении данной формы по организации медицинского обслуживания детей учащихся в общеобразовательной школе немалая роль отведена среднему медицинскому персоналу. Медицинская помощь детям и учащимся непосредственно в дошкольных и образовательных учреждениях осуществляется средним медицинским персоналом, получившим специальную подготовку по организации медицинской помощи в данных учреждениях. Средний медицинский персонал, обслуживающий школы, подчиняется главному врачу центральной районной многопрофильной поликлиники [3, с. 21].

Средний медицинский персонал обязан: участвовать в проведении медицинских осмотров детей и учащихся; вести установленную министерством здравоохранения медицинскую документацию; доводить до сведения педагогического персонала результаты медицинских осмотров, рекомендации врачей-специалистов; проводить под контролем врача профилактические прививки; вести наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больными; проводить работу по профилактике травматизма, учету и анализу (совместно с врачом) всех случаев травм; осуществлять медицинский контроль за организацией питания (составления меню-раскладок, бракераж сырой и готовой продукции, подсчет теоретической калорийности и др.), соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, выполнение санитарных требований, предъявляемых к пищеблоку [1, с. 522]; следить за своевременным и полным прохождением персонала учебного учреждения обязательных медицинских профилактических осмотров; вести учет медицинского инвентаря, медикаментов, следить за своевременным их пополнением; повышать свою квалификацию, участвовать в работе совета медицинских сестер. Медицинские работники, занятые медицинским обеспечением детей в организованных коллективах, могут привлекаться к участию в проведении летней оздоровительной компании, в т. ч. с выездом в загородные детские оздоровительные лагеря.

Особого внимания в школе заслуживает кабинет школьной медсестры. Он должен быть оформлен должным образом и в соответствии с ее обязанностями, которых у нее не мало и все они жизненно важные. Не часто можно встретить в современных школах полный перечень необходимых условий для обучения детей. Чаще всего администрация пренебрегает наличием медицинского кабинета, считая его не столь важным подразделением, как например, кабинет психологической разгрузки [4, с. 22].

Мониторинг роста и развития позволяет медицинскому работнику наблюдать за ребенком с момента рождения через определенные интервалы времени и создает возможность для оказания своевременной помощи в решении проблем здоровья ребенка, а также установления диалога с родителями для просвещения их по таким вопросам, как правильное кормление, уход и иммунизация. Кроме того, это является медицинским мероприятием, имеющим огромное положительное влияние на обеспечение здорового детства [4, с. 18].

Профессия школьная медсестра

Моя работа заключается в охране здоровья детей и преподавательского состава средней школы. Обязанностей у меня много. Вспомните себя в школьные годы – сколько ссадин, порезов, синяков и прочих травм Вы получали в детстве!

Оказание первой помощи, как при травмах, так и при различных острых заболеваниях – это мои самые непосредственные обязанности.

Именно я обрабатываю раны, веду приём обращающихся за помощью, выдаю направления на приём к врачу (при этом отсеваю пытающихся симулировать различные болезни, чтобы пропускать уроки). При этом, я несу ответственность за качество, приготавливаемой пищи в местном школьном буфете, составляю меню, слежу за соблюдением правил санитарного и температурного режима. В мои обязанности входит организация вакцинации детей, организация ежегодных профилактических осмотров как детей, так и преподавателей.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Чтобы иметь возможность работать на моей должности, нужно закончить среднее медицинское училище (колледж) по специальностям медсестра или фельдшер.

4. Опишите свой рабочий день.

Мой рабочий день начинается с обхода территории школы, проверки её санитарного состояния. Затем я посещаю школьный буфет, где участвую в закладке продуктов при приготовлении школьных завтраков и обедов, выдаю дезинфицирующие средства. В холодное время года произвожу замеры температуры во всех классах. После всего веду приём больных, посещаю различные классы, где провожу осмотры детей на педикулёз, снимаю пробы приготовленных школьных обедов. Заканчиваю рабочий день оформлением различной медицинской документации.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

Основное время работы проходит в помещении собственного кабинета или помещении школы.

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Я очень люблю свою работу, возможность помогать больным. Ко всему, моя работа – это постоянное общение и общение в основном с детьми. А это не даёт возможности расслабиться. Рядом с детьми забываешь о возрасте и каких-то своих проблемах, невольно становишься моложе и подтянутее.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Отрицательные стороны тоже есть, но связаны они больше с тем, что многое для необходимой работы приходится добывать и выпрашивать, как будто это нужно лично тебе. Да, и слишком много бумажной работы, но и без неё никуда.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты ?

Уровень зарплаты соответствует минимальному окладу и, конечно же желается большего, но с этим приходится мириться.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

Если говорить о непосредственных сотрудниках, то у меня их нет. Я единственный медицинский работник в школе, но очень тесно сотрудничаю со школьной администрацией, учителями, кухонными работниками, техническим персоналом. Каждый из них имеет свой характер, свои привычки и взгляды на жизнь, но нас объединяет то, что мы делаем одно общее дело. Люди в основной массе открытые и доброжелательные –другим здесь и нельзя – мы работаем с детьми.

10. Какие человеческие качества по Вашему мнению наиболее важны в вашем деле?

Очень важно уметь сочетать в себе мягкость в общении, доброжелательность и открытость с требовательностью к выполняемым обязательствам. Ведь от того, как Вы поставите работу зависит очень многое и, прежде всего, здоровье детей.

11. Работа дает мне дополнительные возможности

Работа помогает личному самовыражению, дисциплинирует, даёт возможность общению с самыми различными людьми – от самых маленьких первоклашек до их родителей. А, если ещё учесть, что регулярно приходится общаться и с учителями, и с врачами поликлиники, с бригадами скорой медицинской помощи, работниками СЭС, техническим персоналом, то Вы можете себе представить, с каким количеством интересных людей приходится общаться и сколько ты выносишь полезного из такого общения

12. У Вас есть возможность оценить по пятибальной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Мне всегда нравилось лечить людей и ещё я очень люблю детей.

14. Что по Вашему мы не включили в план и чем бы Вы еще хотели с нами поделиться?

Просто мне кажется, что чем бы ты в жизни не занимался, нужно любить своё дело и тогда ты сможешь получать максимальную от него отдачу, даже при небольшой зарплате. Ведь зарплата значит много, но очень далеко не всё! Человек должен реализовывать себя в том, к чему чувствует своё призвание и тогда он получит самоудовлетворение и любовь окружающих. А это, ой как немало!

Читайте также: