Что такое проектная работа в начальной школе требования

Опубликовано: 17.05.2024

Олина Мария Анатольевна

На Фестиваль исследовательских работ принимаются работы, имеющие следующие характеристики.

Работа должна содержать:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основную часть;
  • заключение;
  • список используемых источников (список литературы);
  • приложения.

Титульный лист должен содержать:

  • полное название образовательного учреждения;
  • название работы;
  • сведения об авторе (фамилия, имя, класс);
  • сведения о руководителе или консультанте (фамилия, имя, отчество, должность, место работы);
  • указание места и года выполнения работы.

Пример оформления титульного листа смотреть ниже.

В оглавление должны быть:

  1. Введение;
  2. Основная часть: теоретическая и практическая части работы (параграфы);
  3. Заключение;
  4. Список используемых источников;

5. Названия приложений

Все разделы оглавления должны иметь соответствующие номера страниц.

Пример оформления оглавления смотреть ниже.

Во введении должны быть отражены следующие моменты:

Актуальность работы - э то объяснение того, почему тема важна, кем востребована, и кому будет польза от данной работы.

Цель работы - э то то, что в итоге должны получить, то есть конечный результат работы. Например, как могут быть сформулированы цели: о писать какое-либо явление, проверить какое-либо устройство, выявить условия чего-либо (например, условия произрастания семян) и т.д.

Задачи работы — это шаги по достижению поставленных целей. Как правило, выделяют 5-7 задач. Например, задачи могут начинаться так: проанализировать (литературу и др. ), изучить. исследовать. выявить. разработать (анкету, схему наблюдения и т.д. ), определить.

Предмет и объект исследования — это то, с чем работает исследователь. Предмет можно сравнить с пространством. а объект с точкой в этом пространстве.

Гипотеза исследования - это предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Гипотеза может быть сформулирована так: "ЕСЛИ . ТО. "

Методы исследования — то есть какими методами автор пользовался, выполняя работу. Например, это могут быть такие методы: анализ, синтез как методы работы с текстом, анкетирование, наблюдение, эксперимент и др.

Также во введение делается краткий обзор используемой литературы и источников, описание степени изученности данного вопроса ( насколько тема представлена в литературе, работы каких авторов были использованы).

В основной части работа должна быть представлена теоретической и практическими частями исследования.

В теоретической части должно быть описание того, что исследует автор. Здесь может быть историческое описание изучаемого, современное понимание и определение изучаемого. Важно отразить в теоретической части те задачи, которые были поставлены во введении работы. Например, автор изучает как прорастает картофель в определённых условиях. Во введении автор поставил, например, следующие задачи: Изучить строение картофеля как растения. Выявить этапы прорастания картофеля. Значит в теоретической части должна быть представлена краткая информация про строение картофеля, про этапы его прорастания.

В практической части должно быть описание проведённого исследования. Здесь надо отразить: какими методами пользовался автор, какие получил результаты, о чём говорят полученные результаты.

Например, автор наблюдает за поведением домашних питомцев. Значит, в работе должны быть представлены схемы наблюдения и результаты наблюдения (в количественном или процентном выражении). В данной части работы приветствуются таблицы, схемы, диаграмы.

В заключении необходимо описать главные результаты работы, возможные направления дальнейших исследований, указать достигнута ли обозначенная цель, решены ли поставленные задачи, подтверждена ли выдвинутая гипотеза.

Список используемых источников (литературы) оформляется по определённым требованиям:

Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой последовательности:

  • фамилия, инициалы автора;
  • название издания;
  • выходные данные издательства;
  • год издания;
  • № выпуска (если издание периодическое);
  • количество страниц.

Все издания в списке используемых источников должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.

В приложении помещаются разработанные автором анкеты, опросники, дополнительные сведения, необходимые для понимания работы. Приложения могут занимать до 10 дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте работы автор должен на них ссылаться.

Требования к оформлению работ: текст работы печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм, горизонталь — 210 мм). Шрифт — TimesNewRomanСуг, размер — 12 пт, межстрочный интервал — 1-1,5. Поля: слева — 25 мм, справа — 10 мм, снизу и сверху — 20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т. п.), которые выполняются черной пастой (тушью). Текст работы — 5-7 страниц . Приложение - до 10 страниц.

Пример оформления титульного листа работы:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №82 Петроградского района Санкт – Петербурга

Открытый городской фестиваль исследовательских проектов учащихся начальной школы

Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценности, приоритеты, целевые установки и педагогические средства.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

  • выявить творческие способности ребёнка;
  • улучшить контакт с учащимися, родителями;
  • развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества;
  • дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Теоретические основы метода проекта в начальных классах.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная проектно- исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? Зачем это? Какое это? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривать как малозначительный, “проходной” для методов проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Учебный проект с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля и как руководитель проекта, должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

Какие именно универсальные учебные действия формируются в проектной деятельности?

  • Навыки коллективного планирования
  • Умение взаимодействовать с любым партнером
  • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
  • Навыки делового партнерского общения
  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
  • Умение проектировать процесс (изделие).
  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
  • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)
  • Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • Самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
  • Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • Находить несколько вариантов решения проблемы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи
  • Навыки монологической речи
  • Умение уверенно держать себя во время выступления
  • Артистические умения
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы
  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
  • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.

Исследовательские проекты совпадают со структурой научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, вывод.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Выход такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете.

Особое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат четко обозначенные результаты учащихся, ориентированные на социальные запросы участников.

  • монопроекты - в рамках одного учебного предмета, при этом выбираются наиболее сложные темы или разделы; укладываются в классно-урочную систему;
  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
  • надпредметные – выходят за рамки предметов.
  • Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:
  • внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
  • внутришкольные – проекты, организуемые одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
  • региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
  • международные – в них реализуется диалог культур.
  • индивидуальные (личностные);
  • парные;
  • групповые;
  • общеклассные.
  • По продолжительности проекты могут быть:
  • краткосрочные (1 урок, максимум 3-6);
  • среднесрочные (1-2 месяца);
  • долговременные (до года).

Организация проектной деятельности в начальной школе.

Начиная работу над проектами, я продумала следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь:

Какими учебными и вспомогательными источниками информации можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, энциклопедии, хрестоматии, сборники, периодическую печать, Интернет и т.п.).

Какие виды деятельности возможны в работе? (использование методов анализа; проведение анкетирования, опрос, наблюдение; работа индивидуально, в парах, в группах; логическое рассуждение).

Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?

Какие критерии позволять учителю и ученику оценить успехи? (активность на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся).

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? (собеседование в процессе работы, анкетирование).

Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все этапы проектной деятельности, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу же, как только начинается реальная проектная деятельность.

При работе над проектом использую следующие этапы:

Погружение в проект.

На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащимися. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках), распределяются роли: главный редактор, авторы статей, художники.

Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

Исходя из своего опыта работы по этой теме, мне хочется предложить несколько правил для учащихся, занимающихся проектной деятельностью.

На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

  1. Правильно ли сформулировали задачу?
  2. Соответствовал ли ваш проект поставленным целям?
  3. Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
  4. Насколько хорошо вы использовали время?
  5. Каким же требованиям должна соответствовать деятельность учащихся для того, чтобы говорить о проекте было бы целесообразно?

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. То есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.

Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект это “пять П”;

Проблема–Проектирование (планирование)–Поиск информации–Продукт–Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики. Дневные планы и отчеты и т.д

Успешное осуществление проектной деятельности в начальных классах, по - моему мнению, возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через сознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом, с другими людьми. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность.

  • рост познавательной, творческой активности учащихся;
  • раскрытие их творческого потенциала;
  • формирование самостоятельности и ответственности;
  • повышение мотивации к обучению;
  • активное вовлечение родителей;
  • расширение кругозора учащихся;
  • создание условий для отношений сотрудничества.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.

Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.

В создании проектаставятся следующие задачи:

• включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);

• выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;

• развить сообразительность и творческую активность учащихся.

Тему «Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС» я считаю актуальной. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Что такое проектная деятельность?

Это метод, который раскрепощает ребенка, повышает его уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах. учебной мотивации;

С помощью проектов можно обучить: 1) выявлять и формировать проблемы, 2) проводить анализ проблем, 3) находить пути решения, 4) работать с информацией, 5) находить необходимый источник.

Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования,так как имеет ряд преимуществ:

1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.

2. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».

Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий.

Следовательно, занятия проектной деятельностьюпредполагают реализацию УУД: 1)личностных УУД: ребенок учится оценивать свои силы. Это готовность и способность к саморазвитию; 2)коммуникативных УУД: сотрудничать с товарищами, соблюдать простейшие нормы этикета, вступать в диалог, задавать вопросы 3)регулятивных УУД: учится формулировать цель деятельности, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, управлять своей деятельностью 4)познавательных УУД: находить ответы на вопросы, используя свой опыт и различную информацию, делать выводы своей работы.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектный метод направлен на:

• Развитие критического мышления

• Развитие творческого мышления

• Умения работать с информацией

• Умения работать в коллективе;

• Владеть культурой коммуникации.

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Этапы работы над проектом:

Этапы работы над проектом:

-Определение тематического поля и темы проекта.

-Поиск и анализ проблемы.

-Постановка цели проекта.

-Анализ имеющейся информации.

-Сбор и изучение информации.

-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности.

-Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

-Выполнение запланированных технологических операций.

-Текущий контроль качества.

-Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

-Подготовка презентационных материалов.

-Презентация проекта.

-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

-Анализ результатов выполнения проекта.

-Оценка качества выполнения проекта.

Каковы же принципы организации проектной деятельности?

• Проект должен быть посильным.

• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.

• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.

• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически лично значимой проблемы.

Действия родителей могут быть такими:

-проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации)

-помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет)

-обеспечение самостоятельности школьников

-активное участие на каждом этапе проектной деятельности.

Об этом мы, учителя, обязательно должны информировать родителей. слайд

Разновидности проектов:

Проект- наблюдение для самых маленьких – наблюдения за природой. Сравнение времен года. Проект - «Встречаем зиму» или «Готовимся к зиме». Альтернативный проект – «Встречаем лето». Наблюдение за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека – всё это может вылиться в проекты в начальной школе. Итогом наблюдений станут устный или письменный рассказ, рисунок, фотографии.

Проект – рассказ достаточно многогранен. Возможны рассказы как результат детского творчества и детской фантазии, а также как результат изучения тем школьных предметов. Это устный рассказ (придуманная фантастическая история на заданную (выбранную) тему, рассказ – наблюдение, патриотические рассказы, исторические, природоведческие и т. д., рассказ – песня, музыкальный рассказ, рассказ – картинка. Просмотр фильма тоже может стать основой проекта – рассказа.

Конструктивные проекты, в том числе проекты – игры. Сюда относится изготовление материальных предметов преимущественно на уроках труда или во внеклассной работе. Изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания».

Экскурсионные проекты. В программу обучения в младшей школе включены различные экскурсии. Это является хорошим поводом превратить эти экскурсии в детские проекты. Перед детьми ставятся конкретные вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии. Итоги экскурсии обязательно обсуждаются. Дети рассказывают или пишут свои отзывы.

В начальной школеможно выделить следующие виды учебных исследований:

- исследовательские, информационные, практические, игровые, творческие;

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета,

свободные (выходят за рамки школьного обучения)

Краткосрочные (1-2 урока,

Средней продолжительности (в течение недели, месяца)

Долгосрочные (в течение всего учебного года, четверти)

Каковы же принципы организации проектной деятельности?

• Проект должен быть посильным.

•Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.

• Обеспечить руководство проектом со стороны педагога.

• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме

Учебный комплект, дидактический материал и другие пособия, по которым работают учителя начальных классов, отвечают требованиям нового стандарта. Речь идёт об УМК «Школа России». Во-первых, весь курс является интеграционным. Это даёт возможность обучить учащихся различным областям науки, искусства. Учебный материал интересен для понимания, т. к. у учащихся есть возможность ознакомиться с материалом в интеграции с другими предметами. Во –вторых в данном УМК заложен учебный материал, способствующий выходу на проектную работу. На страницах учебника располагается материал по умению наблюдать, исследовать, проектировать. С первого класса дети учатся делать творческие проекты.

На данном слайде показано количество проектов по учебным предметам за весь курс начальной школы.

Рассмотрим некоторые проекты.

1. «Окружающий мир»

С проектами ученики знакомятся на уроках окружающего мира. Проекты на страницах всех учебников находятся в разделе «Наши проекты».

2. «Литературное чтение»

Интересным для детей оказался проект «Живая азбука», который является завершающим этапом заключительного периода обучения грамоте. Каждый ребёнок выбрал букву русского алфавита. Для выбранной буквы подбирались загадки, стихи. Представление проектов прошло в форме презентации.

3. «Математика»

Изучая раздел «Числа от 0 до 10» детям был предложен проект «Моя любимое число». Дети охотно выполняли работу над проектом. Выбрали для начала то число, которое больше всего понравилось.Работали с разными источниками информации: сборниками загадок, пословиц, поговорок.

4. «Технология»

Анализируя страницы учебников с проектами,то можно отметить следующее: к каждому проекту дан чёткий инструктаж работы, составлен план работы, показано поэтапное выполнение проекта, весь материал составлен в доступной для ребёнка форме. Выполнение таких проектов не доставит ребёнку труда выполнить как в группе, в паре так и индивидуально.

Учащиеся начальной школы выполняют проекты в рамках образовательной программы. Проекты выполняются индивидуально, в группе, в паре, коллективно. Продуктами проектной деятельности стали: презентации, стенгазеты, сборники, коллажи.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить грамотами при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест.

Подводя итог сказанному, хочется сказать, что метод проектов - это очень интересная работа. Его использование позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Умение добывать и использовать полученную информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации развивает навыки самообразования. Практика публичного выступления и обсуждения снимает у ребёнка многие психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия позволяет детям лучше научиться понимать партнёра по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнавать себя и своих одноклассников.

Так что используйте метод проектов, который приносит радость познания.

Главное для учителя помнить, что все учащиеся – звезды,

Маленькие и большие, близкие и далекие,

Но одинаково красивые.

Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета,

Каждая звездочка мечтает сиять.

И наша задача – помочь ученикам в этом!

Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Г. Э. Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения.

Цели проектной деятельности.

Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.

Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.

Развитие исследовательских умений.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

2. Характеристика метода проектов.

Что мы понимаем под методом проектов?

Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».

Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.

Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Принципы организации проектной деятельности

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:

проект должен быть посильным для выполнения;

создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)

вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);

обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми" Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

3.Требования к проекту

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Известный русский педагог Е.Г. Кагаров (1926г.) указывал на следующие этапы реализации проекта:

А) сбор конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых;

б) группировка материала и установление общих положений;

в) применение полученных знаний на практике.

Подведение итогов: коллективное обсуждение, оценка работы, составление отчёта о ней.

В трактовке М.В. Крупениной работа над проектом включает 5 этапов:

Разработка проекта принятого задания.

Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.

Непосредственно трудовая работа.

Учёт проделанной работы.

Определение образовательного проекта (по А.В. Хуторскому).

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.

Принципы организации проектной деятельности

Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.

Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.

Работа по проекту является исследовательской.

Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.

Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.

помогает ученикам в поиске нужных источников;

сам является источником информации;

координирует весь процесс;

поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, т. к. она:

использует множество дидактических подходов;

мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;

приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда;

В ходе проектирования (по И.Д. Чечель) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;

б) поиск пути их решения;

в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

г) аргументация выбора;

д) сравнение полученного результата с требуемым;

е) корректировка (при необходимости) результата;

ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

Правила успешности проектной деятельности:

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Использование исследовательских методов, что предполагает:

- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- оформление конечных результатов;

- анализ полученных данных;

- получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.

Структурные элементы проектной технологии:

Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.

Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.

Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

Выдвижение новых проблем.

Проекты охватывают огромное количество задач.

Задачи проектов могут быть разделены на следующие группы:

- Определять задачи, которыми стоит заниматься.

Формировать независимые суждения.

- Развивать личный интерес и углублять знания в определённой области.

Приобретать навыки самоорганизации.

- Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё.

-Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное.

- Развивать способность справляться с новыми проблемами.

Собирать и анализировать новую информацию.

- Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач).

Учиться анализировать и оценивать чужую работу.

- Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.

Междисциплинарные навыки:

- «Выходить» за пределы одного предмета.

- Интегрировать знания, получаемые из различных источников.

- Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ракурсах.

- Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям.

Навыки работы в группах:

- Учиться работать в группах.

- Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч.

-Участвовать в процессе принятия решений. Приобретать навыки сотрудничества.

- Развивать чувство такта и дипломатичность.

- Руководить и направлять деятельность в процессе проекта.

Работа с самосознанием:

- Изучать свои сильные и слабые стороны.

Получать чувство удовлетворения от проделанной работы.

- Давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче. Добиваться чувство автономии и свободы.

Навыки общения:

- Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или устно).

- Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации.

- Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.

- Учиться писать понятный и грамотный отчёт о проделанной работе.

В заключение хочется отметить, что “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

1. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.

2. Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html, imz.ucoz.ru index/fgos/0-18

3. 6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

Аннотация: в статье рассказывается о том, как организовать работу над индивидуальными проектами в начальной школе. Данный вид деятельности актуален в современной системе обучения, но не все учителя знают, с чего начать работу. В помощь начинающему руководителю по проектной работе даются практические рекомендации: как выбрать тему, как сформулировать цели и задачи, как оформить результаты работы и подготовиться к демонстрации мультимедийного материала. В статье указаны названия курсов, вебинары, статьи, пособия, которые помогут учителю в организации проектной деятельности для учеников начальных классов.

  • Автор записи

Аннотация: в статье рассказывается о том, как организовать работу над индивидуальными проектами в начальной школе. Данный вид деятельности актуален в современной системе обучения, но не все учителя знают, с чего начать работу. В помощь начинающему руководителю по проектной работе даются практические рекомендации: как выбрать тему, как сформулировать цели и задачи, как оформить результаты работы и подготовиться к демонстрации мультимедийного материала. В статье указаны названия курсов, вебинары, статьи, пособия, которые помогут учителю в организации проектной деятельности для учеников начальных классов.

Ключевые слова: проектная деятельность, индивидуальный проект, тема, цель, задачи, проблема, методы, гипотеза, продукт, классификация проектов, структура проектов, презентация.

В рамках проектной деятельности дети сами выбирают тему, ставят цель, собирают необходимый материал, ребята мотивированы на получение результата. Согласитесь, эффективность такой работы будет высока! Поэтому учителю необходимо стать руководителем проекта, чтобы помочь своим ученикам в овладении новым видом деятельности.
Но, как показывает практика, многие учителя не готовы быть руководителями проектов, поскольку сами недостаточно хорошо ориентируются в данном виде деятельности. Им необходимо найти ответ на ряд волнующих их вопросов: «Как выбрать тему?», «Как сформулировать цель?», «Что такое задачи?», «Чем проект отличается от исследования?», «Какие требования предъявляются к презентации?». В этой статье я хочу поделиться своим опытом организации проектной и исследовательской деятельности.
Разобраться во многом мне помог цикл вебинаров Матвеевой Н.В. и Долговой Г.И. о проектной деятельности в начальной школе. Прослушать их можно на сайте «Бином. Лаборатория знаний» в разделе «Вебинары» (информатика). [6]
Очень полезными оказались дистанционные курсы «Основы исследовательской и проектной деятельности» [3], организованные Центром Педагогического Мастерства. [11]
Следует отметить, что работы учеников начальной школы не могут быть такими же глобальными, как научные исследования взрослых. Многие из них будут носить, скорее всего, реферативный характер и окажутся небольшими по объёму. Но тем не менее среди них окажутся такие работы, которые можно будет с гордостью продемонстрировать на конференциях и конкурсах межрайонного и городского уровня.
Вот уже несколько лет учителя нашей школы стремятся создавать такие условия, чтобы каждый ученик в течение года выполнил проектную или исследовательскую работу. В сентябре ученикам предлагается выбрать тему. В ноябре в классах проходят общественные слушания, на которых каждый выступающий в течение 1-2 минут защищает проектную идею, которая состоит в том, чтобы четко сформулировать цель и задачи, актуальность проблемы, план, озвучить гипотезу или предполагаемый продукт проекта. Эксперты, в роли которых обычно выступают два учителя, оценивают выступление по нескольким критериям и выставляют баллы в лист оценки участников общественных слушаний. В апреле на таких слушаниях ученики представляют результаты своей работы. Эксперты оценивают участников уже на основе других критериев. Проекты и исследования предлагается оформить в соответствии с правилами, познакомиться с которыми можно на сайте Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ. [7] Работы, набравшие наибольшее количество баллов, рекомендуются для участия в школьной конференции «Успех», которая обычно проходит в конце апреля. Победители участвуют в межрайонной конференции Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ и других городских конкурсах.

Следует остановиться на характеристике некоторых проектных понятий.
Тема. Выбор темы проекта, на мой взгляд, является одним из самых важных этапов. Оригинальность темы, свежий взгляд на привычные вещи определяет успешность всей работы. Хорошо, если ученики и руководитель обладают творческим мышлением. А как быть, если не удаётся выбрать тему проекта? Поскольку эффективность работы определяется степенью заинтересованности ребёнка, то и тему проекта надо искать в сфере его интересов.
Можно воспользоваться списком работ, представленным на сайте МГК. [8] Читая названия проектов, легче определиться с собственной темой.
Проблема – вопрос, требующий решения, противоречие между желаемым и возможным. Проблема возникает у ребёнка от незнания, недостатка опыта. Данное понятие является обязательной составляющей исследования, определяет его цель. Решить проблему – это значит добыть знания по этой теме.
Актуальность – важность, значительность чего-либо. Данный аспект обязательно учитывается при оценке проектов на конкурсах. Необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время? Оценивая актуальность, думаю, правильнее будет рассматривать работу не с точки зрения значимости для науки, общества, страны, а с точки зрения значимости для ребёнка, его развития. Если тема интересна и важна для ученика, значит, она актуальна!
Цель – это прогнозируемый результат, который необходимо получить в итоге. Цель должна быть одна. Цели исследования и проекта различаются. Исследование направлено на получение новых знаний. Поэтому правильно будет начать формулирование цели с глаголов: выявить, показать, выяснить, исследовать, изучить, установить, проверить, проанализировать. Результатом проекта должен стать продукт. Здесь будут уместны такие глаголы: разработать, создать, построить, сделать.
Задачи – это шаги, последовательные этапы выполнения работы, необходимые для достижения поставленной цели. Как правило, работу над проектом мы начинаем со сбора информации, изучения литературных источников. Поэтому первую задачу следует обозначить так: « изучить (или собрать) информацию о…». Далее мы работаем с этой информацией: «проанализировать», «провести сравнительный анализ», «сделать выводы». Остальные задачи определяем, исходя из нашей цели.
Объект исследования – это явление, процесс, предмет, вещество, на которое мы смотрим. Образно говоря, это картинка, которую мы можем повесить на доску.
Предмет исследования – это то, что нас в этом объекте интересует. Тот вопрос, на который мы хотим найти ответ. Именно предмет определяет проблему исследования.
Приведем примеры. Объект исследования: храмы Москвы, предмет исследования: архитектура и символика храмов. Объект: аквариум и его обитатели, предмет: правильное содержание аквариума. Объект: московские улицы, предмет: историческое прошлое и настоящее Москвы на примере ее старых улиц.
Гипотеза – предположение (догадка), которое высказывает исследователь. Гипотеза требует подтверждения, она может быть доказана, опровергнута, частично доказана в ходе исследования. Не стоит делать гипотезой в детской работе общеизвестные, очевидные факты. Допустим, «если цветок не поливать, то он завянет».
Методы. Метод – путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. [2]
Существуют различные методы исследования: изучение источников, анализ документов, наблюдение, измерение, хронометрирование, анализ, синтез, обобщение, аналогия, модификация, формализация, опрос, интервью, анкетирование, тестирование, эксперимент, моделирование. Характеристику методов можно послушать на вебинаре Матвеевой Н.В. [5]
Ресурсы. Это понятие более характерно для взрослых проектов, но используется в качестве одного из критериев оценки проектов на конкурсах проектных и исследовательских работ. Поэтому стоит на него обратить внимание и указать, что необходимо для реализации проекта (какие материалы, финансовые средства, консультанты, сколько времени предполагается потратить на реализацию проекта).
Дорожная карта проекта или план выполнения проекта. Здесь надо представить график выполнения проекта, рассчитав время и необходимые ресурсы, указав методы работы. Дорожную карту проекта удобно оформить в виде таблицы.
Продукт проекта. Продуктом детского проекта может быть любой вербальный или материальный объект, придуманный и созданный учеником. Вот возможные варианты продуктов: макет, книга, альбом, картина, видеофильм, презентация, рассказ, викторина, сценарий праздника, экскурсия, мастер-класс, рецепт, инструкция, памятка, лэпбук, поделка. Думаю, вы сами сможете продолжить список. Любой из этих продуктов легко сможет превратить реферативную работу в проект. Изучив литературу о Бабе-Яге, можно не просто подготовить выступление о результатах своей работы, а придумать викторину об этом довольно неоднозначном сказочном персонаже. Познакомившись с правилами содержания аквариума, можно всю информацию собрать в альбом и оставить его в классе, чтобы все дети могли ею воспользоваться. Одна моя первоклассница получила в подарок набор для изучения китайских иероглифов. Она рассказала одноклассникам о том, как и чем писали в Китае, как появились иероглифы, а потом провела небольшой мастер-класс. Теперь все дети нашего класса умеют писать иероглиф «чай»!
Выводы должны быть лаконичными, вытекать из результатов исследования. Перед тем, как мы начнём писать эту часть работы, откроем задачи, прочитаем их. Выводы должны соответствовать поставленным задачам. Выводы автор делает самостоятельно, а не берёт из литературных источников.
Вся структура проекта подробно описывается в печатной работе. Я не имею в виду, конечно, статью в журнале. Полный текст работы набирается на компьютере, а потом распечатывается на принтере и скрепляется.
Остановимся на правилах оформления работы.
Титульный лист должен содержать следующие сведения: полное название школы, название работы, сведения об авторе и руководителе работы, год написания работы.
Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять названия глав в тексте.
Список использованной литературы располагается в конце работы. Источники указываются в алфавитном порядке.
Оформление ссылок. В своих работах школьники широко используют цитирование других авторов. По-другому и быть не может, ведь это учебные работы, а не научные исследования. Учащиеся ищут ответы на свои вопросы в энциклопедиях, статьях, книгах. Задача руководителя состоит в том, чтобы научить своих подопечных корректному цитированию источников. Цитату берём в кавычки и оформляем сноску. Для этого ставим курсор после цитаты. Нажимаем сочетание клавиш CTRL+ALT+F. О правилах оформления ссылок вы можете узнать из вебинара руководителя Лаборатории инновационных проектов (ГБОУ Школа №1517) Е.И.Давыдовой-Мартыновой. [1]
Проверка на плагиат. Эксперты межрайонных и городских конкурсов обычно проводят проверку работ на наличие заимствований и определения доли оригинальности текста. Поэтому полезно провести самопроверку. Сделать это можно в системах «Антиплагиат» и «TXT.RU». Больше информации по данной теме вы также найдете в вебинаре Е.И.Давыдовой-Мартыновой.
Пример: Печатная работа

После оформления результатов работы необходимо подготовиться к публичной защите проекта, которая может проходить в различных форматах. Например, стендовая защита. Но конкурсы для начальной школы обычно проходят в формате устных выступлений, которые сопровождаются компьютерной презентацией. Поэтому необходимо составить текст выступления и подготовить компьютерную презентацию.
Выступление – это краткое изложение содержания проекта. Оно должно содержать сведения об авторе работы, название темы, цель, задачи, методы, основное содержание, рассказ о продукте, выводы.
Пример: Выступление

Если же руководитель проекта планирует участие своих учеников в городских конкурсах, то необходимо подготовить все составляющие проекта: печатную работу, продукт (если это творческий проект), текст выступления и компьютерную презентацию.
Организуя проектную деятельность в своём классе, учитель увидит, как работы учеников становятся все интереснее и сложнее с каждым годом, а самостоятельность проектантов растёт. Продолжая заниматься проектной деятельностью в старших классах, ученик достойно пройдёт аттестацию по предмету «Индивидуальный проект», предусмотренный учебным планом старшей школы.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить важность и высокую значимость проектной и исследовательской деятельности учащихся. В результате такой работы развивается исследовательский тип мышления, критичность, самостоятельность. Все эти качества так необходимы современному человеку! Они помогут учащимся стать успешными в любом виде деятельности, востребованными в профессиональной сфере!

Чудук Ольга Олеговна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа №939»
ochuduk@yandex.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: