Что такое профессиональное самоопределение обучающегося

Опубликовано: 03.10.2024

Каждый день мы помогаем подросткам и взрослым в выборе профессии. Но более научно и точно называть этот процесс помощью в профессиональном самоопределении личности. Начиная с подросткового возраста, человек задумывается – Кто я? Какое мое место в этом мире? Что я собой представляю? Что я могу? Чего я хочу? Самоопределение – довольно сложное понятие. Давайте разбираться.

Что такое самоопределение личности

Самоопределение личности - это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, профессии, религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса: "Кем быть?" и "Каким быть?".

О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн, внешние причины действуют только через внутренние условия. А Уолт Дисней говорил на это: "Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца".

Какие виды самоопределения изучают исследователи

Самоопределение личности обсуждается во всех гуманитарных науках - психологии, философии, социологии, педагогике и пр. Исследователей интересуют разные аспекты выбора.

✔ Социальное самоопределение - осознанная принадлежность к социальным группам и следование социальным нормам. Болельщик "Спартака"? Любительница классического балета? Хипстер? Вор в законе?
✔ Гражданское самоопределение - позиция гражданина. Как я отношусь к своей стране и что для нее готов сделать?
✔ Общественно-политическое самоопределение - приверженность политическим взглядам и партиям. Консерватор? Либерал? Или за полную анархию?
✔ Профессиональное самоопределение - сознательный выбор профессии и дела жизни. Хочу быть актером? Врачом? Руководителем? Иметь собственный бизнес?
✔ Религиозное самоопределение - приверженность конкретной религии и отношение к другим конфессиям. Считаю ли я себя толерантным?
✔ Семейное самоопределение - представление о модели семьи и отношений в ней. Хочу ли я жениться и заводить детей? Можно ли прожить в браке с одним человеком всю жизнь?
✔ Внутригрупповое самоопределение - осознание своей роли внутри социальной группы. Я лидер или ведомый? Могу ли я влиять на других членов группы?

Даже литература включается в дискуссию о самоопределении. Интересно, что вся литература нового и новейшего времени построена на проблемах персонажей с личностным самоопределением. Евгений Онегин, Жюльен Сорель, Дориан Грей, Илья Обломов, Мадам Бовари, Родион Раскольников, Анна Каренина, Григорий Мелехов, Юрий Живаго - любой персонаж психологического романа испытывает трудности с определением жизненной позиции. О каком самоопределении идет речь в романе "Анна Каренина"? А в "Преступлении и наказании"?

Поэтому рассматривать урок литературы стоит не только с точки зрения расширение кругозора, но и с точки зрения расширения эмоционального опыта подростков. Книга дает возможность моделировать непривычные социальные и психологические ситуации и взвешивать - а как я поступил бы на месте персонажа?

Самоопределение подростков

С какого возраста можно говорить о самоопределении? Даже ребенок-дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать для того, чтобы… Но актуальным этот вопрос становится в юношеском возрасте, когда подросток получает всю полноту выбора, а точнее "сталкивается" с ней, потому что уже пора выбирать. Сигналом того, что подросток "самоопределился", становится то, что он сам принимает решения о выборе и несет за них ответственность. То есть, не винит родителей, если что-то пошло не так.

Из всех типов самоопределения для подростка на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или хоре, во дворе.

Самоопределение - это важнейший этап взросления. Самоопределившийся подросток - это значит социально зрелый подросток, готовый к взрослой жизни. Именно такую личность стремятся воспитать родители.
Этапы самоопределения подростка:
① Осознает себя частью общества, в котором действуют социальные нормы, ценности и оценки.
② Сравнивает себя с другими и "примеряет" на себя требования действительности.
③ Оценивает себя.
④ Учится выбирать социальную роль, гражданскую позицию, ценности, профессию.

В западной психологии процесс личностного самоопределения называется формированием идентичности. Этот термин подчеркивает, что для взросления человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире.

Что такое профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение наступает вслед за социальным. Термин "профессиональное самоопределение" используется как синоним слову "профориентация". Хотя можно провести тонкую грань между этими словами. Когда мы говорим о "профориентации молодежи", молодежь выглядит пассивным объектом, к которому применяют профориентационные методики. А в "профессиональном самоопределении" явно чувствуется активность человека, который находится в процессе самоопределения. Поэтому психологи предпочитают говорить именно о профессиональном самоопределении старшеклассников.

Если вы хотите больше узнать об истории профессионального самоопределения в России,
читайте нашу статью "История профориентации в России в инфографике" >>

В современной школе этап выбора профессии длится с 14 до 18 лет. Старшекласснику важно представить, какое место на рынке труда он хочет и готов занять. Чтобы немного "оттянуть" профессиональное самоопределение до 20 лет, можно выбрать фундаментальное образование. В этом случае момент принятия решения наступает примерно на 3-м курсе, в период выбора специализаций.

Как и любой другой тип самоопределения, выбор профессии требует серьезной интеллектуальной работы и активного поиска. Специалисты в профориентации используют термин "готовность к профессиональному самоопределению". Это заинтересованность и способность человека сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

Уровень готовности вполне можно оценить с помощью профдиагностических методик. Чтобы понять готов ли подросток к самоопределению, важно оценить разные внутренние и внешние показатели.

    1. Внутренняя готовность (субъективная). Источником формирования внутренней готовности является сам субъект самоопределения. К факторам внутренней готовности относятся:
      a. Понимание себя: адекватная самооценка своих способностей, учебно-профессиональных достижений, интересов, черт характера, осознание образа "Я" в контексте профессионального самоопределения.
      b. Ответственность, или "автономность" (термин А.П. Чернявской): понимание того, что профессиональный выбор необходимо делать самостоятельно, без давления родителей, друзей, преподавателей, а также нести ответственность за него в дальнейшем.
      c. Эмоциональный настрой: мотивы выбора профессии, положительное отношение к профессиональной деятельности и необходимости обучения, жизненный оптимизм, эмоциональная уравновешенность и переносимость неудач.
      a. Знание профессий и сфер деятельности: осведомленность о работе специалистов конкретных профессий, их условиях труда и уровне зарплат; знание профнаправлений и отраслей экономики; знание о востребованности профессий сейчас и о профессиях будущего; понимание современных особенностей и тенденций на рынке труда.
      b. Знание систем образования: осведомленность о высшем и среднем профессиональном образовании в своем регионе и стране, возможностях обучения за границей, знание правил поступления, сроках и особенностях обучения.
      c. Отсутствие мифов и заблуждений о выборе профессии: понимание того, что профессиональная траектория изменчива и не выбирается "раз и навсегда", понимание того, что нет профессий, которые напрямую приводят к богатству или успеху.
      a. Выбор образования: сформированность ценностей и склонностей в выборе вуза, колледжа, техникума или другого типа образования, установки на выбор образования по продолжительности обучения и стоимости.
      b. Согласованность выбора: соответствие мнения человека о выборе профессии с мнением окружения – родителей, друзей, преподавателей; учет потребностей общества и рынка труда при выборе профессии.
      c. Определенность выбора: выявленные склонности к конкретной профессии или предпринятые ранее шаги на пути выбора профессии.

    Тестирование покажет, насколько серьезно старшеклассник подходит к вопросу выбора будущего, насколько активна его жизненная позиция.

    Желаем вам научиться принимать взвешенные решения и воплощать мечты в жизнь!

    Автор: Ольга Биккулова, ЦТР "Гуманитарные технологии"


    Если вы хотите получать свежие статьи о профессиональном становлении, подпишитесь на нашу рассылку.


    Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.

    Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.


    Сущность профессионального самоопределения

    Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.

    У профессионального самоопределения есть ряд функций:

    • Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей. Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
    • Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
    • Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
    • Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.

    Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.

    Она включает следующие компоненты:

    • «Могу». Эта часть отражает склонности, умения, навыки, способности, черты характера и поведения.
    • «Хочу». Включает в себя желания, внутренние потребности, мотивы, ценности и идеалы.

    Также есть «Надо». Это внешние требования, обусловленные тенденциями общества и выдвигаемые к человеку.

    Профессиональное самоопределение учащихся

    Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.

    В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.

    Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.

    Профессиональное самоопределение старшеклассников

    Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.

    Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.

    Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс. Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед.

    Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.

    Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте

    Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.


    В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:

    • В возрасте 27-30 лет большинство людей испытывают психологический дискомфорт, связанный с работой. Любая причина признается веской, адекватной для переосмысления профессионального самоопределения. Ее результатами может стать как смена места работы, так и кардинальное изменение рода занятий.
    • После 30 лет, а также с наступлением зрелости, ученые отмечают наиболее продуктивный в карьерном плане возраст. Благодаря накопившемуся опыту, укрепившейся в себе уверенности человек начинает испытывать «профессиональный оптимизм». Все меньше задач кажутся нереализуемыми.

    Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни. Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения.

    Культура профессионального самоопределения личности

    Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться. В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности. После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.

    Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.


    Проблема профессионального самоопределения личности

    Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.

    Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности. Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее. Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.

    Развитие личности и профессиональное самоопределение

    Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью. Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.

    А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.


    Факторы профессионального самоопределения личности

    В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:

    • Личные предпочтения. Сюда входят потребности, желания, внутренние мотивы, моральные ценности.
    • Представления о комфортном уровне жизни. Включают индивидуальный образ желаемого будущего (место проживания, готовность к командировкам, график жизни).
    • Собственная оценка трудовой деятельности. Индивидуальные представления о престиже и привлекательности профессии. Также сюда входят размышления по поводу сложности возлагаемых обязанностей, субъективная оценка открывающихся перспектив.

    Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:

    • Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
    • Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
    • Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.

    Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.

    Этапы профессионального самоопределения личности

    Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:

    1. Рост (0-14 лет). Характеризуется формированием детских фантазий, сменой их на предпочтения. Заключительной фазой является самоопределение способностей и субъективная оценка профессий.
    2. Исследование (15-24). Личность пробует себя в разных ролях, анализируя степень удовлетворенности, возможность развития в разных сферах.
    3. Карьерное становление (25-44). Представляет окончание профессионального самоопределения, составление плана достижения поставленных целей.
    4. Сохранение достижений (45-64). Индивид развивается в выбранном направлении, сохраняя и умножая возможности.

    Вывод

    Осознанное профессиональное самоопределение развивает сильные стороны, помогает ощущать удовлетворение от проделанной работы, занять достойное положение в социуме. Человек чувствует себя нужным членом общества, легче идет на контакт. Удовольствие от проделанной работы и радость от возможности обсудить волнующие человека сферы жизни – ценный ресурс энергии.

    Номеровская Виктория Валерьевна

    Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать рабочие места и условия для эффективной работы наёмных работников или продавать свои знания, свой профессионализм, свои способности и силы работодателю. Это сегодня лежит в основе активного профессионального самоопределения и диктует определённые условия при выборе профессии. Оценить степень развития общих и специальных способностей человека может только специалист, профессионал - психолог, профконсультант, специально подготовленный учитель. Именно поэтому возникает насущная потребность - переход школы на профильную систему обучения и создание специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, что даёт возможность в профориентационной работе более полно учитывать интересы и склонности каждого ученика. Выбор профессии наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.

    ВложениеРазмер
    Профессиональное самоопределение 21.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Профессиональное самоопределение обучающихся: современные аспекты.

    Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать рабочие места и условия для эффективной работы наёмных работников или продавать свои знания, свой профессионализм, свои способности и силы работодателю. Это сегодня лежит в основе активного профессионального самоопределения и диктует определённые условия при выборе профессии. Оценить степень развития общих и специальных способностей человека может только специалист, профессионал - психолог, профконсультант, специально подготовленный учитель. Именно поэтому возникает насущная потребность - переход школы на профильную систему обучения и создание специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, что даёт возможность в профориентационной работе более полно учитывать интересы и склонности каждого ученика. Выбор профессии наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.

    Часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали. По данным социологического опроса, примерно 56% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, убеждениям. А это влечет за собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности.

    Анализ научных исследований и педагогическое осмысление вопросов содействия личностно-профессиональному самоопределению подростка в условиях предпрофильной подготовки указывают на наличие ряда противоречий между:

    • социальным заказом на формирование готовности выпускника школы к личностному самоопределению, сознательному и ответственному выбору сферы профессиональной деятельности и сложившейся практикой образования в школе и в системе образования, не позволяющей в полной мере реализовать данный заказ;
    • потребностью подростка в успешном личностном и профессиональном самоопределении и его неготовностью к этому;
    • психологическими исследованиями проблем личностно - профессионального самоопределения подростка и степенью изученности психологических стратегий данного процесса.

    Проблема выбора профессии стара как мир. Именно поэтому с изменением экономической, политической и социально-культурной ситуацией в стране необходимо новое понимание ее содержания. Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан страны. Решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Реальная и привлекательная профессиональная перспектива может уберечь многих обучающихся от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению их личности. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования обучающимся 9 классов необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение: быть готовыми к выбору профиля обучения в 10 классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы.

    Сложность проблемы личностно-профессионального самоопределения состоит в ее многогранности. Обоснование вопросов содействия личностно-профессиональному самоопределению подростка в условиях предпрофильной подготовки в школе предполагает последовательный анализ ряда аспектов: сущности, структуры и функций сопровождения и поддержки личности в процессе профессионального самоопределения; целей, задач, моделей организации личностно-профессионального самоопределения подростка. Подходов к индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе посредством индивидуальных образовательных программ; обучению их стратегиям самоопределения в личностном и профессиональном плане; и комплектования профильных классов в дальнейшем.

    Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем я буду?" задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Вместе с тем я считаю, что к первичному профессиональному самоопределению учащихся необходимо готовить уже с начальных классов. Поэтому девятиклассников необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения исходя из возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами глубокой личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.

    Но, обучающиеся этого возраста, как правило, еще не обладают достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, плохо осознаются его мотивы, у них не до конца сформирована гражданская и нравственная платформа для профессионального самоопределения.

    Главным механизмом становления личностно - профессионального самоопределения девятиклассников становится психолого-педагогическая работа, которая проходит эффективно, если:

    • личностно-профессиональное самоопределение рассматривается и как механизм развития личности, и как результата этого развития;
    • учитываются возрастные потребности старших подростков, а также противоречия, возникающие при их реализации; ·
    • работа с девятиклассниками строится на основе личностного подхода, когда обучающиеся становятся активными субъектами процесса профессионального самоопределения, самостоятельно принимающими важные жизненные решения (выбор профиля обучения, образования, профессии);
    • предметом психолого-педагогического воздействия становится целостное становление личности, которое содержательно разбивается на следующие взаимосвязанные компоненты: ценностно-равественный, мотивационно-волевой, личностно-развивающий, когнитивный, эмоциональный;
    • достигается согласованность действий всех субъектов профориентации, а также их ориентированность на интериоризацию старшими подростками гражданских и нравственных ценностей общества, результатом которой является сформированность ценных ориентации как смыслообразующего компонента в структуре личностного и профессионального самоопределения;
    • используется обновленная педагогическая технология становления личности старших подростков в процессе профессионального самоопределения;

    Личностно-профессиональное самоопределение - это процесс и результат выбора обучающимся собственной позиции, стратегии средств самоосуществления личности в профессии; основанный и регулируемый предпочтениями, интересами, возможностями и способностями. Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения исследовательских позиций в проблемных ситуациях, в которых подросток оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принять экзистационные или прагматичные (конкретные) условия. При этом результатом самоопределения выступает: с одной стороны выход подростка на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям; а с другой стороны на формирование душевной самооценки и способности, через целеполагание, самобытно расценивая свои природные, личностные и внеличностные предназначения. Помощь обучающемуся в профессиональном и личном самоопределении должна быть ориентирована на поиск смысла, интереса к выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности. Как известно, человек реализует себя в общеполезном, а главное – в личностно значимом труде, поэтому, необходимо психологическое сопровождение выбора профессии строиться на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных для психологии развития является категория выроста. Работа по профессиональному самоопределению призвана создать учащимся возможность продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации, обеспечить превращение учащихся из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.

    Десятилетние мальчишки, поступив в кадетское училище, оказываются в новых, непривычных для себя социальных условиях: обучение в закрытом образовательном учреждении, перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе и т.д. К тому же, подросток поставлен перед необходимостью принятия своего первого самостоятельного решения – выбор профессионального пути, к чему часто он просто не готов и к чему его начинают готовить с первых дней пребывания в училище. Выбор профессии был и остается одной из важнейших проблем человека, т.к. от правильного решения данного вопроса зависит вся его дальнейшая жизнь. В связи с этим не вызывает сомнения необходимость оказания обучающимся на стадии выбора профессии психолого-педагогической помощи по вопросам профориентации.

    Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленных на профессиональное самоопределение подрастающего поколения. В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия «профориентация». Однако общим для большинства исследователей данной проблемы является то, что под профориентацией понимается совместная деятельность образовательного учреждения и семьи, направленная на подготовку обучающихся к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах. Ее цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии. Грамотно организованная профориентационная работа способна помочь старшекласснику определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальность, максимально соответствующую интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности, сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

    Особую актуальность профориентационная деятельность в училище приобретает в условиях перехода на профильное обучение, т.к. одной из важнейших причин данного перехода является более полное соответствие образовательной деятельности выбранной в будущем профессии. Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательного учреждения – одна из основных идей образовательной реформы в России. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени обучения в образовательном учреждении с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

    Профильное обучение начинается в Краснодарском президентском кадетском училище с 10-го класса. Девятиклассникам при выборе профиля обучения в 10-ом классе необходимо учитывать не только собственные интересы, склонности и возможности, но также учитывать учебные предметы, по которым необходимо будет сдавать вступительные испытания при поступлении в военные ВУЗы после окончания 11-го класса. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение воспитанников для выбора будущей профессии необходимо усилить уже при выборе профиля обучения, чтобы исключить либо свести к минимуму процесс выбора профессии на уровне интуиции, поверхностных впечатлений, под влиянием родителей.

    На этапе обучения в кадетском училище педагог является ключевой фигурой в организации профориентационной работы с кадетами. С первых дней именно педагог ставит перед воспитанниками задачи, требующие четкости, умения в постановке и достижении целей, честности, ответственности.

    Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в училище является «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии», которое сводится к профессиональному воспитанию кадет, ориентированных на государственную службу на военном и гражданском поприще.

    Профессиональное воспитание, вся информация по его содержанию отражается в плане воспитательной работы курса, класса, училища. План реализуется через внеурочную деятельность воспитанников. Главная задача профессионального воспитания, которую ставят перед собой воспитатели курса: формирование способности к социальному, деятельностному и культурному самоопределению на основе выбора будущей профессии в современных условиях. Также данное направление воспитательной работы реализуется через четко спланированную работу не только с кадетами, но и с их родителями.

    Для тщательного изучения и выбора воспитанниками военных ВУЗов МО РФ подготовлен перечень военных образовательных учреждений высшего образования Министерства обороны Российской Федерации и Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наборы. В данном перечне указано название образовательного учреждения, факультеты и специальности, вступительные испытания. Все воспитанники знакомятся с этим перечнем. На основе их предпочтений создаются информационные таблицы о выбранных ВУЗах военной направленности. Результаты доводятся до сведения родителей. В каждом общежитии есть уголки по профориентации, также содержащие информацию о ВУЗах МО РФ.

    В президентском училище в рамках профориентационной работы воспитанники старших курсов посещают Дни открытых дверей в военных ВУЗах МО РФ, для них организована летняя профильная практика, направленная на знакомство с тем или иным военным ВУЗом страны. Для кадет проходят встречи с представителями военных учреждений, которые знакомят воспитанников со спецификой, правилами приема и обучения, условиями того или иного учебного заведения. Педагогами проводятся беседы, классные часы, диспуты, лекции профориентационной тематики, видеолектории о профессиях как в рамках внеклассной работы, так и в рамках преподавания учебных предметов.

    Характерной особенностью Краснодарского президентского кадетского училища, ведущего профориентационную работу с воспитанниками практически с первого дня их пребывания в училище, является проект "Вертикаль кадетской дружбы". Первым из мероприятий, которое было проведено кадетами старших курсов для кадет младших курсов, была музыкально-историческая гостиная «История Русской Армии через призму судеб. Авиатор В.М.Ткачев». Целью данного мероприятия было формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к истории нашей Родины, а так же чувства гордости за своего земляка авиатора В.М.Ткачева.

    Встреча воспитанников младших курсов со старшими кадетами, которые готовили и проводили это занятие, имеет большое воспитательное, а также профориентационное значение. Старшие смогли донести, а младшие прочувствовать весь трагизм судьбы этого легендарного человека - военного летчика. Во время занятия была проведена викторина, вопросы которой имели непосредственное отношение к истории развития мировой авиации и космонавтики.

    Можно сказать, что познавая историю российской армии через судьбы отдельных людей, воспитанники также ориентируются на выбор своей будущей профессии, чувствуя и проникаясь гордостью и уважением к их подвигам, к истории своего Отечества.

    Грамотно организованная профориентационная работа способна помочь старшекласснику определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности, сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

    Вопрос о выборе профессии является одним из самых важных вопросов в жизни. От него зависит, чем ты будешь заниматься в дальнейшем, твое будущее.

    1. Барташев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике.- СПб.: Речь, 2005.- 208 с.

    2. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998.

    3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1991.

    4. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению / C.Чистякова // Народное образование. – 2006. - № 9.

    профессиональное самоопределение фото

    Профессиональное самоопределение - это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личных возможностей, способностей в соотнесении с профессиональными требованиями. В настоящее время понимание профессионального самоопределения учитывает проблемы взаимосвязи с жизненным самоопределением личности, а также включает влияние воздействия на индивида социальной окружающей среды и его активной позиции. В условиях рыночной экономики остро встаёт проблема свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника.

    Профессиональное самоопределение учащихся

    Самоопределение учащихся – это процесс формирования индивидом личного отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей.

    Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора профессии и образа жизни.

    В профессиональном самоопределении существуют различные подходы: социологический - когда общество ставит задачи перед личностью, социально-психологический - поэтапное принятие решение личностью, а также согласование потребностей общества и личных предпочтений, дифференциально-психологический - формирование индивидуального строя жизни.

    Символично выделяют взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения учащихся:

    - дошкольный этап, включающий формирование первоначальных трудовых умений и навыков;

    - начальная школа, включающая осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.

    Осознание своих способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.

    В профессиональном самоопределении учащихся значительную роль отводят семье и государственно-общественной структуре (профессиональным и общеобразовательным учебным заведениям; учреждениям дополнительного образования, службам занятости).

    Психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся нацелена на реализацию сознательного выбора профессии.

    Определяются учащиеся с выбором профессии в процессе обучения основным наукам, а также во время профессиональной подготовки.

    Итак, профессиональное самоопределение учащихся включает процесс формирования индивидом личного отношения к трудовой сфере, а также способ его самореализации через согласование профессиональных и внутриличностных потребностей.

    Профессиональное самоопределение старшеклассников

    Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.

    В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.

    Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие рефлексии — осознания личного «Я». Старшеклассник "определяется": кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.

    Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.

    Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.

    Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

    Профессиональное самоопределение личности

    Профессионально-личностное самоопределение психологи относят к процессу формирования у человека личного отношения к профессиональной трудовой сфере, а также самореализации через согласование социально профессиональных и внутриличностных потребностей.

    Рассмотрим профессиональное самоопределение, включая разные стадии становления личности.

    В дошкольном детстве малыши в игровой деятельности подражают взрослым и воспроизводят их действия. Широкое распространение в дошкольном возрасте приобретают сюжетно-ролевые игры, часть из которых несут профессионально ориентированный характер. Малыши играя, присваивают себе роли продавцов, врачей, строителей, воспитателей, поваров, водителей транспортных средств.

    Большое значение в профессиональном самоопределении представляют первоначальные трудовые действия - выполнение простых действий по уходу за растениями, одеждой, уборке помещений. Эти действия способствуют у малышей развитию интереса к труду взрослых. Профессионально-ролевые игры, выполнение элементарных видов труда, наблюдение за трудом взрослых способствуют самоопределению дошкольников. В младшем школьном возрасте малыши охотно подражают действиям взрослых и, исходя из этого, идет ориентация на профессии родственников, родителей, учителей, близких знакомых. Важной особенностью школьников является мотивация достижений в учебной деятельности. Осознание ребенком своих возможностей, а также способностей на базе имеющегося опыта в игровой, учебной, трудовой деятельности формирует представление о будущей профессии.

    Конец младшего школьного возраста отмечается существенным возрастанием индивидуальных различий в развитии способностей между детьми, а это в свою очередь влияет на значительное расширение спектра профессиональных предпочтений. Трудовая и учебная деятельность влияет на развитие воображения детей, как творческого, так и воссоздающего. Благодаря этой способности осуществляется обогащение представлений о различных видах труда, развивается умение видеть себя в определенной профессии. Зачастую у ребенка возникают профессионально окрашенные фантазии, оказывающие в будущем огромное влияние на профессиональное самоопределение.

    Подростковый возраст отмечается закладкой основ нравственного отношения к различным видам труда, у подростка формируется система личностных ценностей, определяющих избирательность в отношении профессий. Этот период психологи относят к ответственному за становление личности.

    Мальчики-подростки, подражая внешним формам взрослого поведения, ориентируются на романтические профессии, которые обладают выдержкой, сильной волей, смелостью, мужеством, например, космонавт, летчик-испытатель, автогонщик. Девочки отдают предпочтение профессиям «настоящих женщин» - это обаятельные, популярные, привлекательные топ-модели, эстрадные певицы, телеведущие.

    На романтические профессии ориентация направляется под воздействием средств массовой информации, которые тиражируют образцы «настоящих взрослых». Такой профессиональной романтической ориентации способствует желание подростков к самоутверждению и самовыражению. Дифференцированное отношение к различным занятиям в кружках, учебным предметам формирует у детей намерения и мечты. Мечты, образцы желаемого будущего являются штрихами самоопределения.

    Профессиональное самоопределение личности в ранней юности является важнейшей задачей. Зачастую планы подростка очень аморфны, расплывчаты, представляют характер мечты.

    Подросток чаще всего представляет себя в различных эмоционально привлекательных ролях и психологический обоснованный выбор профессии самостоятельно сделать не может. А в начале юношеского возраста данная проблема встает перед юношами и девушками, которые оставляют основную общеобразовательную школу. Они составляют треть старших подростков, которые поступают в учреждения среднего и начального профессионального образования, а другие же вынуждены приступать к трудовой самостоятельной деятельности.

    Психологи установили, что зачастую учащиеся получающие образование в профлицеях, профтехучилищах, колледжах и техникумах окончательно не определились и их выбор учебного учреждения был психологически не обоснован.

    Подавляющее большинство молодежи в возрасте 16 - 23 лет в учебных заведениях получают образование или проходят профессиональную подготовку в учреждениях или на предприятиях. Зачастую романтические устремления, мечты остались в прошлом, а желаемое будущее стало уже настоящим и многие переживают разочарование и неудовлетворенность от сделанного выбора. Некоторыми предпринимаются попытки по внесению корректив в профессиональный старт, а у большинства юношей и девушек во время обучения укрепляется уверенность в правильности своего выбора.

    В возрасте 27-ми лет отмечается социально-профессиональная активность. Уже имеется место работы и определенный опыт. Актуальности приобретает профессиональный рост и достижения. Однако подавляющее большинство начинают испытывать психологический дискомфорт, который обусловлен возвышенными, нереализованными планами, а также трудовым насыщением.

    Неопределенность перспектив карьеры, отсутствие достижений актуализируют рефлексию личного бытия, порождая самооценку «Я-концепции» и самоанализ. Для этого периода характерна душевная смута. Ревизия профессиональной жизни толкает к определению новых значимых целей. Некоторые из них включают повышение профессиональной квалификации и совершенствование; смену работы и инициирование повышения в должности; выбор новой профессии или смежной специальности.

    Для многих людей к 30-ти годам вновь становится актуальной проблема профессионального самоопределения. Здесь возможны два пути: либо утверждать себя далее в избранной профессии и становиться профессионалом или же менять место работы, а также профессию.

    Возрастной период до 60-ти лет считается самым продуктивным. Этот период отмечается реализацией себя как личности, а также характеризуется использованием профессионально-психологического потенциала. Именно в этот период реализуются жизненные планы, оправдывается смысловое существование человека. Профессия дает уникальную возможность, используя свои способности на трудовом посту, реализовать потребность быть личностью, а также выработать индивидуальный стиль деятельности.

    После достижения пенсионного возраста люди уходят из профессии, однако к 60-ти годам личность полностью не успевает исчерпать свой потенциал. Этот период отмечается тревожным состоянием, поскольку в одночасье рушатся складывавшиеся десятилетиями стереотипы, а также образ жизни. Умения, знания, важные качества - все становится невостребованным. Такие негативные моменты ускоряют социальное старение. Большинство пенсионеров испытывают психологическую растерянность, переживают свою ненужность и бесполезность. Снова возникает проблема самоопределения, однако, в общественно-полезной, социальной жизни.

    Психология профессионального самоопределения

    Отечественная психология процессы профессионального самоопределения связывает с личностным самоопределением и выбором образа жизни. Выбирая ту или иную профессию, человек планирует свой способ существования, при этом соотнося будущий профессиональный личный статус с жизненными ценностями.

    Над данной проблемой работали следующие исследователи: М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова-Славская, Н.С. Пряжников, Е.И. Головахи, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов.

    Наиболее разносторонне и последовательно вопросы профессионального самоопределения субъекта изучались в работах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера.

    Е.А. Климов отнес профессиональное самоопределение к качеству психического проявления развития человека. В течение жизни у индивида формируется определенное отношение к разным областям труда, складывается представление о своих возможностях, профессиях, выделяются предпочтения.

    Согласно Е.А. Климову, важнейшей составляющей в самоопределении выступает формирование самосознания.

    Структура профессионального самосознания включает:

    - осознание личной принадлежности к конкретной профессиональной общности («мы - строители»);

    - оценивание своего места и личного соответствия эталонам в профессии (один из лучших специалистов, новичок);

    - знание индивида о его признании в социальной группе («меня относят к хорошим специалистам»);

    - знание слабых и сильных сторон, индивидуальных, а также успешных способов действия и путей самосовершенствования;

    - личное представление о себе, а также работе в будущем.

    Е.А. Климов отмечает два уровня в профессиональном самоопределении:

    - гностический (перестройка самосознания и сознания);

    - практический (изменения в социальном статусе человека).

    Э.Ф. Зеер выделяет проблему самоопределения индивида в контексте прикладной психологии, где профессиональное самоопределение отмечается:

    - избирательностью в отношении индивида к миру профессий;

    - выбором с учетом индивидуальных качеств и особенностей человека, а также социально-экономическими условиями и требованиями в профессии;

    - постоянным самоопределением субъекта на протяжении жизни;

    - определением внешних событий (изменение места жительства, окончание обучения);

    - проявлением социальной зрелости индивида с тесной связью самореализации.

    Задачи в самоопределении решаются все по-разному на каждой из стадии профессионального развития. Они определяются межличностными отношениями в коллективе, социально-экономическими условиями, профессиональными и возрастными кризисами, но ведущая роль остается за активностью личности и ее ответственностью за личное становление.

    Э.Ф. Зеер считает, что самоопределение выступает важным фактором самореализации индивида в конкретной профессии.

    H. С. Пряжников предложил свою модель самоопределения, включающую в себя такие компоненты:

    - осознание личностью ценностей общественно полезного труда, а также необходимости профессиональной подготовки;

    - ориентирование в социально-экономической ситуации, а также прогнозирование престижности выбираемого труда;

    - определение профессиональной цели-мечты;

    - выделение профессиональных ближайших целей, как этапов для достижения дальнейших целей;

    - поиск информации о специальностях и профессиях, соответствующих учебным заведениям и местам трудоустройства;

    - представление о личностных качествах, необходимых для реализации намеченных планов, а также о возможных трудностях в достижении целей;

    - наличие резервных вариантов в выборе профессии на случай неудачи при основном варианте самоопределения;

    - практическая реализация личной перспективы, корректировка планов.

    Профессиональное самоопределение по Н.С. Пряжникову происходит на следующих уровнях:

    - самоопределение в трудовой, конкретной функции (работник видит смысл деятельности в качественном выполнении операций или отдельных трудовых функций, при этом свобода выбора действий индивидом ограничена);

    - самоопределение на трудовом конкретном посту (трудовой пост отмечается производственной ограниченной средой, которая включает определенные права, средства труда, обязанности), при этом выполнение многообразных функций дает возможность самореализации выполняемой деятельности, а смена трудового поста сказывается негативно на качестве труда, вызывая неудовлетворенность работника;

    - самоопределение на уровне определенной специальности предусматривает смену трудовых постов, что позволяет расширить возможности самореализации индивида;

    - самоопределение по конкретной профессии;

    - жизненное самоопределение связывают с выбором образа жизни, которое включает досуг и самообразование;

    - личностное самоопределение определяется нахождением образа Я и его утверждением среди окружающих индивидов (индивид приподнимается над социальными ролями, профессией, становится хозяином личной жизни и окружающие люди причисляют его как к хорошему специалисту, так и уважаемой, уникальной личности);

    - самоопределение индивида в культуре отмечается направленностью личности на «продолжение» себя в других людях и характеризуется существенным вкладом в развитие культуры, что дает возможность говорить о социальном бессмертии индивида.

    Проблема профессионального самоопределения

    Опыт профконсультационной работы показывает, что, учащиеся, которые не выбрали профессию, зачастую обращаются за помощью к психологу для определения вида деятельности, где они наиболее будут способны. За этим кроется неосознанное желание переложить решение жизненной проблемы на другого индивида. Трудности такого плана зачастую возникают из-за недостатка у школьников адекватных представлений о профессиональной пригодности, неумения оценить свои способности и возможности, а также соотнести их к миру профессий.

    Многие учащиеся не могут ответить: "Какой деятельностью хотели бы заниматься?», «Какие видят у себя способности?"; "Какие качества важны для успешности в овладении будущей профессией?"

    Низкая культура знаний, а также незнание современных профессий осложняет выбор старшеклассниками жизненного пути.

    Профориентационная работа психолога должна превратиться из диагностической в формирующую, развивающую, диагностико-коррекционную. Этапы консультационной работы должны быть нацелены на активизацию учащихся сформировать стремление к осознанному, самостоятельному выбору профессии, учитывая полученные знания о себе.

    Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

    Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

    Читайте также: