Что такое профессиональные качества медицинского работника

Опубликовано: 01.10.2024

Качество обслуживания, хороший клиентский сервис – это то, что дает конкурентное преимущество и позволяет увеличивать прибыль компании. Не исключение и медицина. Бывает так, что в клинике новейшее оборудование, удачное расположение, большой перечень услуг и штат специалистов, а клиентов мало, они недовольны и оставляют негативные отзывы. Почему так?

Вникая в вопрос, становится понятно, что сервис и его качество в большой степени зависят от персонала. И речь не только о профессионализме врачей и медсестер, а об их морально-этических качествах, которые влияют на взаимоотношения с пациентами.

Обсудим, какими качествами должен обладать хороший сотрудник в сфере медицины с экспертами Высшей медицинской школы.

Какие качества нужны медикам?

Хороший доктор, медицинская сестра или любой другой сотрудник медицинского центра должен обладать разными качествами. Это и морально-этические нормы (честность, доброта), и коммуникативные навыки (умение общаться и создать доверительные отношения), и волевые (уверенность, целеустремленность, инициативность), и организационные (умение планировать и распределять время).

Все это влияет на успех в выбранной профессии не меньше, чем знания и опыт работы. Поговорим об основном.

ТОП-10 профессиональных и личных качеств хорошего медицинского сотрудника

Это не только профильное образование, хотя и оно важно. Важные профессиональные и личные качества любого врача, медицинской сестры и любого другого сотрудника медицинского учреждения:

  • Профессионализм . Прежде всего, это высшее или среднее медицинское образование, опыт работы по специальности. Хороший специалист знает и применяет препараты и методики с доказанной эффективностью, ставит правильные диагнозы, проводит медицинские манипуляции. Медицина стремительно развивается, появляются новые заболевания, технологии и методы диагностики и лечения, а значит, нельзя останавливаться в развитии, необходимо регулярно повышать свою квалификацию, учиться в течение всей своей профессиональной деятельности. Профильные семинары, конференции, научные журналы, обмен опытом с коллегами – обучение продолжается и в 40, и в 60 лет;
  • Коммуникабельность . Кто-то удивится, но это так. Без умения понятно и грамотно общаться с коллегами и пациентами найти взаимопонимание быстро решать рабочие вопросы не получится;
  • Умение работать в команде . Медицина и лечение пациентов – всегда совместный труд нескольких специалистов: врачей смежных специальностей, медсестер, администраторов клиники;
  • Надежность . Такое впечатление вызывает у пациента опрятный внешний вид, уверенность в себе, готовность рассказать подробней о лечении, заболевании, спокойное и профессиональное взаимодействие сотрудников клиники;
  • Внимание . То, как специалист спрашивает и слушает пациента, интересуется его привычками и образом жизни, историей заболеваний и даже здоровьем членов семьи. Все эти моменты вселяют уверенность в том, что не упущены важные детали, а диагноз и лечение верные.
  • Уверенность в себе . Слова и действия должны внушать людям доверие. Даже если это первая процедура на новом аппарате, новая методика лечения, новый препарат. Пациенты должны увидеть профессионала;
  • Умение сопереживать . Пациенты больше доверяют, если видят, что специалист проникся его чувствами и переживаниями;
  • Уважение. На него рассчитывает любой человек, независимо от статуса и обеспеченности;
  • Открытость. Настоящий специалист готов честно и терпеливо ответить на интересующие вопросы, объяснить понятным для пациента языком свои назначения;
  • Оптимизм . Положительные эмоции хорошо влияют на настрой пациента, результат, взаимоотношения с коллегами. Больницы – место, где есть боль и страдания, но нужно уметь фокусироваться на светлых моментах, иначе повышается риск профессионального выгорания, а работа становится каторгой.

Чтобы обладать всеми этими качествами, нужно иметь не только определенный характер, но и развивать их. В институтах и медицинских училищах не учат тому, как общаться с пациентами, найти правильный подход, работать с конфликтными людьми и тайм-менеджменту. Все это освоить придется самостоятельно.

А помочь всегда готовы эксперты Высшей медицинской школы. Вот лишь несколько причин обратиться к нам:

  • Более 100 готовых курсов для повышения квалификации и переподготовки, обучения необходимым навыкам руководителей клиник, среднего и младшего медицинского персонала;
  • 10 лет опыта работы и более 30000 обученных специалистов;
  • Разработка и проведение обучающих программ ведущими специалистами сферы здравоохранения;
  • Собственные залы и аудитории для тренингов;
  • Онлайн-форматы обучающих программ.

Мы готовы провести корпоративное обучение группы сотрудников или одного специалиста. Формат, даты, стоимость – это и многое другое подстраивается под клиента. Посмотреть перечень наших курсов можно здесь . А если остались вопросы – звоните по телефону: +7 (495) 023-61-62.

Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Ещё Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.

Работа содержит 1 файл

проф качества работника.docx

Честь и достоинство, авторитет и обязанность врача имеют черты всесторонности и специфичности одновременно. Это нужно понимать в том контексте, что мораль врача, которая распространяется на всех людей, охватывает единство в многообразии.

Медицинская этика имеет внутреннюю связь с компетентностью, классификацией врачей, медицинских сестер по их деловым качествам. Не собственно моральные качества, а их сочетание с профессиональными знаниями, навыками и опытом создает ту своеобразную доминанту, которая реализуется при выполнении профессионального долга. Причем, когда речь идет о профессиональной медицинской мораль, нужно не только формулировать кодекс соответствующих положений относительно трудовой деятельности, но и способствовать выработке у врача способности к нравственной ориентации в сложных клинических ситуациях, требующих морально-деловых и социальных качеств.

Врачебное искусство формируется не сразу, постепенно вырабатывается умение правильно говорить о болезни, излагать факты так, чтобы они способствовали не ухудшению, а улучшению состояния больного.

Умение разговаривать с больными соответственно обращаться у постели страждущего человека редко бывает врожденной чертой. Такое умение необходимо развивать в себе, вырабатывать в процессе ежедневной работы. В этом заключается самосовершенствования врача.

Доктор, как и несколько иных важных профессий, обязан обладать целым комплексом профессиональных качеств, без которых легко немыслимо прямое выполнение собственных профессиональных обязанностей.

Изучение заморочек профессиональной этики, ее специфики ведет нас от общего к личному, дающий возможность познать мораль шире и связать ее с практической деятельностью индивида. В профессиональной медицинской практике наблюдаются связи м/у теми или другими видами деятельности, психологическими и нравственными факторами и качествами, сочетание социальных интересов с интересами индивидуальности. Врачебная мораль регулирует взаимоотношения врача к больному, к здоровому человеку, к коллегам врача, к обществу и государству. Честь и достоинство, авторитет и обязанность врача имеют особенности всесторонности и специфичности одновременно. Это стоит осознавать в том контексте, что мораль врача, которая распространяется на всех людей, охватывает единство в разнообразии.

Медицинская этика имеет внутреннюю связь с компетентностью, классификации врачей, медицинских сестер с их деловыми качествами. Не собственно моральные качества, а их сочетание с профессиональными знаниями, навыками и опытом создает ту своеобразную доминанту, которая реализуется при выполнении профессионального долга.

При этом, когда речь ведется о профессиональной медицинской морали, рекомендуется не только лишь формулировать кодекс соответствующих положений о трудовой деятельности, но еще и способствовать выработке у врача способности к нравственной ориентации в сложных клинических случаях, требующие морально-деловых и общественных качеств.

1. Понятие профессиональных качеств медицинского работника

Профессия врача требует высокой внутренней этической культуры. Мы периодически допускаем психологическую ошибку, когда пренебрегаем внешним видом врача или медицинской сестры, грубостью их манер, неумением говорить. Однако существуют признаки а первоначальный код общения, по которым больного складывается I-е впечатление о медицинского работника. При этом практически в 80 процентов случаев понимание о человеке , доверие к ней строится в точности на основе I-го впечатления, сознательного или бессознательного. Целесообразно, чтоб медик не был по стилям одежды и поведением ни ультра модным ни через чур старомодным ибо каждая зайвисть не проходит мимо внимания больного и определенным способом психологически волнует его, в т.ч., никак не подходит врачу курения.

Медицинский работник, если он спокоен и уверен однако не высокомерный, если решительность и быстрота заключения и действий сочетаются в нем с чудовищности, сострадание и одновременно деликатностью сострадание означает, уравновешенный склад ума врача - то 1 из гармоничных внешних стимулов, которые способствуют выздоровлению пациента. Однако это не во всех случаях стала константа. Особенность врача корректируется, улучшается при условии учета взглядов на свое поведение - как больных так и коллег. Подобная информация бывает именно или вербальной, однако вечно важна.

Врачебное искусство формируется не сразу же, мало-помалу вырабатывается способность верно говорить о болезни, излагать факты так, чтоб они способствовали не ухудшение, а улучшению состояния больного.

Самые профессионально важные личные качества врача — это внимание, мышление и воображение. Однако для хирургов и реаниматологов очень важны волевые качества и работоспособность, для хирургов и стоматологов — моторика рук, для педиатров — эмоциональные качества.

КАЧЕСТВА и свойства личности хорошего врача изучали российские психологи из Кубанской государственной медицинской академии в Краснодаре. Причем поскольку специализация у врачей разная, то и нужные качества, вероятно, разные? Для оценки профессионально важных психологических свойств психологи привлекли 30 хирургов, 17 реаниматологов, 28 терапевтов, 41 педиатра и 27 стоматологов, всего 143 врача. Все они были молодыми специалистами, их стаж не превышал 5 лет. Врачам предложили список из 97 индивидуально-психологических черт, сведенных в 12 групп. Им надо было оценить профессиональную значимость всех этих свойств с точки зрения успешности в своем виде деятельности. Каждое качество оценивалось по трем критериям: совершенно необходимо для успешной работы; желательно; безразлично для работы.

Все опрошенные врачи на первые три места по степени профессиональной значимости поставили внимание, мышление и воображение. Что касается внимания, то это «способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители», «умение распределять внимание при выполнении нескольких действий», «большой объем непроизвольного и послепроизвольного внимания». Быстрое мышление подразумевает «способность принять верное решение при недостатке информации или отсутствии времени», «способность видеть дальше очевидного» и «умение выбирать из большого объема информации нужную для решения данной задачи». Воображение необходимо как «способность прогнозировать исход событий», «способность наглядно представить себе новое, не встречавшееся ранее, или старое, но в новых условиях», а также «умение видеть несколько возможных путей и выбирать наиболее эффективный». На четвертое место врачи поставили волевые свойства личности, такие как «способность к волевой мобилизации», «сохранение собранности в нестабильных условиях», «высокий самоконтроль эмоций и поведения» и «способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях». Три свойства были определены как не важные для труда врача. Это свойства моторики: «красивый почерк», «умение быстро записывать» и «согласованность одновременных движений рук и ног в различных сочетаниях». Однако у врачей разных специальностей приоритеты личностных качеств несколько различаются.

Так, хирурги, поставив на первое место внимание, выше прочих оценили мыслительные, волевые качества и работоспособность. Высокий балл у хирургов получили свойства моторики, такие как быстрота и точность пальцев рук, согласованность движений с восприятием, устойчивость к статическим нагрузкам, пластичность движений и быстрая реакция на внезапные зрительные впечатления.

Похожие результаты у врачей-реаниматологов: на первом месте у них — внимание, и высокие оценки даны волевым свойствам и работоспособности. А вот коммуникативные способности, такие как «умение вести деловую беседу», «умение донести до слушателя свои мысли», реаниматологам не слишком нужны в работе — их пациенты по понятным причинам не нуждаются в общении.

В группе врачей терапевтического профиля (терапевтов, педиатров, стоматологов — всего 96 чел.) наиболее важными также названы внимание, мышление и волевые качества. Терапевтам, однако, нужна и хорошая моторика — для умения быстро записывать, хорошая дикция, чтобы объясняться с пациентом, и работоспособность — точнее, умение ее сохранять в монотонных и однообразных условиях.

У педиатров помимо мышления и внимания высокий балл получили эмоциональные свойства, в том числе «эмоциональная устойчивость при принятии важных решений»; «способность располагать к себе людей» и «тонкая наблюдательность по отношению к душевной жизни человека». Без этих качеств невозможно работать с детьми.

Для стоматологов по сравнению с другими врачами выше значимость свойств моторики и эмоциональности (нелегко сохранять эмоциональную устойчивость, когда пациент в кресле кричит), а менее важны память, мышление и волевые качества.

Развитое чувство сострадания, исключающее равнодушие или душевное огрубение, способность видеть больше, чем это доступно визуально, глубоко анализировать разрушающее действие травмы свидетельствуют о том, что врач глубоко понимает внутренний мир пострадавшего. Такой специалист не станет трактовать травму как простое воздействие на организм того или иного механического или термического фактора.

Однако не всегда и не все еще задумываются над теми глубокими и нередко тяжелыми изменениями, которые возникают в организме пострадавшего в ответ на травму.

Врач всегда должен помнить, что несчастье, как правило, ошеломляющим образом обрушивается на человека среди полного здоровья и благополучия. Оно глубоко потрясает весь организм и прежде всего психику пострадавшего. Оказавшись на больничной койке, он не может длительное время примириться со своей беспомощностью и фактом оторванности от семьи и трудового коллектива.

На фоне общего страдания, в страхе и волнениях за свою жизнь и здоровье, обвиняя себя или товарищей в неосторожности, пострадавший путано и не всегда осознанно анализирует случившееся. Эта неожиданность существенно отличает травму от заболевания. Последнее чаще всего проявляется постепенно и так же постепенно формируется готовность к его психическому восприятию. При травме психические сдвиги возникают мгновенно, а в последующие часы и даже дни они нередко достигают крайней степени угнетения и подавленности.

Разрушающее действие травмы, изменение в центральной нервной системе неизбежно вовлекают в патологический процесс и другие системы, среди которых в первую очередь реагируют сердечно- сосудистая, дыхательная и эндокринная системы, а также обмен веществ. Возникают сложные гуморально-эндокринные изменения во всем организме с тесным переплетением причинно-следственных связей, этиологии и патогенеза повреждения.

И если анализ психической сферы пострадавшего доступен для любого, оказывающего первую помощь, то общий биологический анализ травмы в целом доступен только грамотному и наблюдательному врачу. Такой анализ в общей системе лечебно- диагностического процесса имеет существенное значение и не учитывать его результаты при достижении высокого качества лечения было бы неправильно.

Важным направлением в преодолении профессиональных ошибок, сопровождающихся различными осложнениями и неблагоприятными последствиями, следует признать строгое соблюдение основных принципов диагностики и лечения повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Особое значение при этом приобретает принцип неотложной хирургии.

Независимо от времени суток пострадавший рассчитывает на своевременную, квалифицированную и исчерпывающую лечебную помощь, которая способна обеспечить анатомо-функциональное восстановление поврежденного костного сегмента и предупредить возможные осложнения. Вместе с тем этот принцип не всегда соблюдается. Лишить пострадавшего необходимых срочных обследований и безотлагательных врачебных манипуляций значит признать не только свою беспомощность или некомпетентность, но и вызвать недоверие пострадавшего к врачу, ухудшить его психическое состояние.

Бывают ситуации, когда в силу различных причин врач вынужден отложить выполнение специальных манипуляций, но не может быть оправданий, если врач внимательно не осмотрит пострадавшего и не побеседует с ним.

Болезнь — большое несчастье в жизни человека, и для каждого медика, сознательно выбравшего свою профессию, смысл и сча­стье жизни состоит в том, чтобы побеждать недуги, облегчать стра­дания людей, спасать их жизнь. Уже само название «медицинская сестра» (раньше говорили «сестра милосердия») говорит о том, что больной ждет именно сестринского отношения к себе. Медсе­стра часто общается с больным, и характер ее поведения ощуща­ется им непосредственно. Хотя условия работы сестер весьма труд­ны, многие из них самоотверженно окружают больного теплом и заботой, аккуратно выполняют свои обязанности, стараются об­легчить страдания.
Если сестра выполняет свои обязанности автоматически, огра­ничиваясь выдачей лекарств, проведением инъекций, измерени­ем температуры и т.п., то при всей важности и необходимости данных манипуляций доминирует технический подход к работе в ущерб контакту с больным. В таких случаях отношения между сестрой и пациентом носят формально-официальный характер, ли­шены личностного аспекта. Больному дается все необходимое, но при этом отсутствует благоприятное психологическое воздействие, в котором человек нуждается ничуть не меньше.
Конечно, о психологической работе с больным можно вести речь лишь тогда, когда медицинский работник обладает глубоки­ми знаниями и практическими навыками ухода за пациентом. Именно физический уход за больным человеком является осно­вой контакта между ним и сестрой, служит прочной связующей нитью. Добросовестная работа медсестры по уходу за больным придает ему уверенности в выздоровлении, формирует благопри­ятное психологическое взаимодействие между ними и таким об­разом повышает эффективность лечения. Забота и внимание важ­ны как в чисто физическом, так и в психологическом аспекте; эти две сферы воздействия невозможно отделить друг от друга. Пациент всегда стремится освободиться от болезни, выздороветь, ожидает помощи, поддержки, заботы. Нереализованность этих ожиданий, накладывающаяся на само болезненное состояние, вы­зывает повышенную обидчивость, избыточную чувствительность больных.
То, как медсестра подает больному лекарство, как обращается с ним при выполнении процедур, может передавать всю гамму чувств, связывающих ее с больным. Слова и действия медсестры имеют не только конкретное содержание, но и эмоциональный контекст, и несут в себе определенное психологическое воздей­ствие.
Мягкость, ласковость, терпеливость, вежливость — основные элементы хорошего стиля работы среднего медицинского персо­нала. Важно не только то, что делает медсестра, но и как она это делает. Постоянство, ровность поведения, хорошее настроение сестры помогают установить контакт с больными.
Служебная этика предполагает сохранение медицинской тай­ны, проявление уважения к пациенту, корректность, отсутствие фамильярности. Это повышает доверие больных. Сестры, не вла­деющие служебной этикой, могут рассказывать, что случилось в палате, отделении, больнице, распространять ненужные сведе­ния, вызывая страх и беспокойство у больных и их родственни­ков, т. е. оказывать ятрогенное воздействие. При общении с паци­ентом не следует использовать слово «больной» (лучше называть его по имени и отчеству, в крайнем случае по фамилии).
Способы и формы выражения заботы и внимания зависят от конкретного больного и ситуации, в которой осуществляется уход за ним. Забота и любовь медсестры будут проявляться по-разному, если пациент — ребенок, взрослый или пожилой человек. Мед­сестра должна хорошо контролировать ситуацию и избегать не­формальных отношений с пациентами. Понимание страхов, надежд, сомнений больного помогает пси­хологически правильно влиять на его общее эмоциональное со­стояние, вселять в него уверенность в успешности лечения. По­этому важными качествами медсестры являются эмпатия и про­фессиональная наблюдательность. Внимательная, чуткая медсест­ра заметит малейшие изменения как в худшую, так и в лучшую сторону в самочувствии, настроении, поведении, состоянии боль­ного и сможет предпринять необходимые действия. Больные це­нят серьезных, вежливых, внимательных, вдумчивых и заботли­вых медсестер. Напротив, грубая, небрежная, раздражительная и вспыльчивая сестра производит на них тяжелое впечатление.
Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества, но может также вызывать и негативные изменения характера. Работа с больными как вариант коммуникативной деятельности связана с опасностью профессиональной психологической деформации, ко­торая у медсестер определяется, в частности, обладанием трудно-контролируемой и трудноограничиваемой властью над людьми (больными) и наличием стрессовой ситуации, связанной с ре­альной угрозой жизни человека, вызванной болезнью. Медсестра зачастую играет роль промежуточного звена между врачом и боль­ным. Усталость и раздражительность медсестры часто бывают выз­ваны не количеством выполненной работы, а эмоциональной на­грузкой, которой она сопровождается.
На фоне воздействия этих факторов у медсестер нередко на­блюдаются возникновение «чувства собственности» и гиперопеки по отношению к пациентам, несоблюдение организационных тре­бований, нарушение дистанции между собой и пациентами, ятрогенные воздействия, вытеснение субъективно тягостных пере­живаний

2 профессионально значимые качества медсестры.

Медсестра обязана быть квалифицированным, хорошо образованным работником, уметь оказывать неотложную доврачебную помощь, владеть комплексом мероприятий по уходу за больным, уметь оценивать состояние больного, готовить больных к различным исследованиям и операциям…

Особое место занимают психические качества и личностные свойства.

Интерес к профессии, дисциплинированность, исполнительность, наблюдательность, трудолюбие, самообладание, находчивость в трудных ситуациях, вежливость, отзывчивость, чуткость, аккуратность, честность, правдивость, общительность, точность, осторожность, самоконтроль действий, развитую оперативную память, хорошую способность к концентрации, коммуникативные навыки и т.д. все это обеспечивает эффективное взаимодействие с больным.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Медработник кто это такой

У большинства взрослых не возникает вопросов «Медработник кто это такой?», а вот для детей эта профессия одновременно и интересна, и не совсем понятна. К тому же людям, планирующим сменить сферу деятельности, и выпускникам также не помешает узнать детали этой специальности, ее функциональные обязанности.

Используя самый распространенный источник информации — обратившись к википедии можно узнать общее значение профессии.

Медработник — специалист с медицинским образованием, работающий в медицинских учреждениях различного типа. При этом медицинским работником принято называть как врачей любой категории, так и младший медперсонал.

Чем же занимается медработник

Как удалось выяснить ранее, специальность медработника включает в себя всех — от санитарок до главного врача. Поэтому список его занятий достаточно обширен.

Ниже представлен перечень основных обязанностей медработника:

  • мероприятия по профилактике и диагностике заболеваний человека;
  • действия по сбору и проведению биохимических анализов;
  • диагностика состояния человека по внешним признакам;
  • оказание первой помощи;
  • определение травм (растяжения, вывихи, переломы и т.д.)
  • умение проводить диагностические процедуры для обследования организма (УЗИ, кардиограмма и т.д.)
  • обеспечение и поддержание стерильности помещений, оборудования и медицинского инструмента;
  • обработка ран и осуществление перевязок;
  • умение ставить капельницы и уколы различного вида;
  • умение назначить лечение в соответствии с поставленным диагнозом и наблюдение за ходом лечения.

Для каждого специалиста в зависимости от уровня его подготовки и профессионализма существует определенный круг обязанностей. Должностные обязанности для каждого конкретного специалиста прописаны в реестре, который составляется как для младшего медицинского персонала, так и для врачей любой категории.

Личные качества, которыми должен обладать медработник

Среди внушительного перечня личностных качеств, которыми должен обладать любой медработник можно отнести следующие:

  • должен любить людей и быть милосердным;
  • независимо от ситуации, должен быть всегда готов оказать помощь;
  • должен быть бескорыстным;
  • обязательно нужно уметь сочувствовать;
  • уметь держать себя в руках в любой стрессовой ситуации;
  • обладать высокой внимательностью к мелочам;
  • иметь отличную самодисциплину;
  • осознавать уровень ответственности;
  • владеть культурой сохранения тайны, чтобы обеспечивать сохранение врачебной тайны.

Что нужно, чтобы стать медработником

Чтобы стать медицинским работником обязательно потребуется аттестат о среднем образовании. Далее необходимо окончить профильное учебное заведение в зависимости от выбранной категории.

  • Для младшего медицинского персонала достаточно будет курсов или профессионального училища. Тем, же кто решит связать свою судьбу с профессией медицинского работника более высокой категории, например, врач, обязательно нужно будет закончить высшее учебное заведение.

После завершения процесса обучения обязательно нужна практика. Чтобы не навредить пациенту и получить возможность вести самостоятельную деятельность, молодой специалист обязательно прикрепляется к более опытному коллеге. Зачастую на такую практику уходит не меньше года. Наставник должен быть уверен, что медработник готов к самостоятельной постановке диагноза и не навредил пациенту ни действиями, ни назначенным лечением.

Плюсы и минусы профессии

Медик — профессия, уважаемая в любой стране. Однако, чтобы заслужить уважение, пройти придется через многое.

К положительным сторонам профессии, кроме уважения, можно отнести следующие:

  • возможность собственными руками участвовать в процессе сохранения человеческой жизни;
  • общение с разными интересными и полезными людьми;
  • посещение различных развивающих семинаров и постоянное совершенствование своих как профессиональных, так и личностных качеств.

Естественно, в этой профессии, как и в других, не обошлось и без негативных моментов:

  • очень высокая ответственность за каждое свое действие;
  • не всегда нормированный график, переработки;
  • не каждый сможет постоянно наблюдать человеческую боль;
  • постоянное обучение и повышение квалификации;
  • не очень высокая зарплата;
  • большие психологические нагрузки.

Заключение

На вопрос «что за профессия медицинский работник?» можно сказать точно — эта специальность уважаемая. Однако не каждый может постоянно наблюдать за человеческими страданиями. Именно поэтому к будущим медработникам предъявляется так много требований.

Люди, жившие при Советском Союзе, хорошо помнят, что профессия врача была одной из самых почитаемых, уважаемых и престижных. В более ранние времена врачи также являлись едва ли не самыми важными людьми в обществе. Да и как могло быть иначе, если именно от них зависело здоровье и долголетие практически каждого человека. Поэтому никого не удивлял тот факт, что поступить в медицинский институт могли только лучшие из лучших.

Врач

Люди, жившие при Советском Союзе, хорошо помнят, что профессия врача была одной из самых почитаемых, уважаемых и престижных. В более ранние времена врачи также являлись едва ли не самыми важными людьми в обществе. Да и как могло быть иначе, если именно от них зависело здоровье и долголетие практически каждого человека. Поэтому никого не удивлял тот факт, что поступить в медицинский институт могли только лучшие из лучших.

Сейчас ситуация в нашей стране немного изменилась, и врачи уже не пользуются безоговорочным пиететом, да и зарплата современных врачей в России оставляет желать лучшего. Тем не менее, количество абитуриентов, желающих получить эту замечательную профессию, из года в год постоянно растет. Но некоторые из них совершенно не задумываются о том, что врач должен обладать определенными личностными качествами, которыми обладают далеко не все.

Кто такой врач?


Врач — одна из самых древнейших профессий, уходящих корнями во времена Гиппократа и Асклепида. Как это ни удивительно, но слов «врач» имеет славянское происхождение. Правда, установить точно от чего именно оно образовалось еще никому не удалось. По одной версии «врач» означает «волшебник», «заговаривающий». Согласно другой версии, это слово образовалось от «ворчать» (то есть, опять таки заговаривать). Ну а третья версия гласит, что оно образовано от слова «вьрати» («говорить», «врать»).

Если в давние времена один врач (он же знахарь и лекарь) лечил от всех болезней, то в современном обществе эта профессия включает в себя огромнейшее количество узких специализаций, которые выделяются по тем заболеваниям или системам органов человека, лечением которых и занимается доктор (хирург, гастроэнтеролог, стоматолог, офтальмолог, терапевт и т.д.).

Необходимо отметить, что помимо выполнения основных должностных обязанностей (непосредственной работы с больными: обследование, диагностика, лечение, оказание экстренной помощи, санитарно-просветительная работа и т.д.) врачам необходимо часть своего рабочего времени уделять ведению документации, обмену опытом с коллегами и регулярному повышению квалификации.

Стремление к знаниям

Действительно, хороший сотрудник фирмы не только решает ее насущные проблемы и четко выполнят свои должностные обязанности. Кроме этого, он всегда стремится узнать что-то новое, просто потому что в нынешнюю эпоху постонных инноваций необходимо всегда быть в курсе основых тенденций развития своей отрасли, если не хотите остаться не у дел. Обучаться можно и дома, и на специальных курсах, где угодно, лишь было желание. Ваш работодатель, несомненно, оценит, если вы не будете ждать, пока он вас заставит пойти на очередные курсы повышения квалификации, а сами проявите инициативу в этом вопросе. Помните, что технологии все время развиваются, а вы должны развиваться вместе с ними, и, желательно, раньше всех остальных. Это станет вашим явным конкурентным преимуществом в борьбе за повышение и благосклонность работодателя.

Какими личностными качествами должен обладать врач?


Главным личностным качеством, которым должен обладать настоящий врач, является любовь к людям, независимо от их социального или материального статуса. Кроме того, врач должен иметь такие качества, как:

  • самоотверженность — готовность посвятить свою жизнь во благо людей (и порой в ущерб себе);
  • самообладание — спокойствие врача в критических ситуациях зачастую является основополагающим фактором благоприятного исхода;
  • коммуникабельность и чуткость — умение расположить к себе и внимательно выслушать больного помогает выявить даже незначительную симптоматику того или иного заболевания;
  • храбрость — достаточно часто врачам приходится оказывать помощь в достаточно экстремальных ситуациях (в том числе, на поле боя или в районах эпидемий), где правильно оценить обстановку и принять единственно верное решение может только отважный человек;
  • решительность — способность не только принимать быстрые и верные решения, но и нести ответственность за них.

Нужно сказать, что некоторые медицинские специальности предъявляют к врачам дополнительные требования. Например, хирург должен иметь развитое зрительно-пространственное воображение (способность объемно представлять внутренние органы человека) и уметь точно координировать мелкие движения.

Медицинские интернет-конференции

Личностные качества современного врача

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

При подготовке медицинских кадров всегда большое внимание уделялось формированию не только профессиональных знаний и умений, но и его морально-нравственному развитию. В настоящее время личность врача рассматривается как центральный компонент системы врачебной деятельности, обеспечивающий ее направленность и успешность функционирования в решении гуманистической цели врачебного труда.

Ключевым требованием к медицинскому работнику считается развитие у него гуманного отношения к больному и высокий уровень ответственности за свои действия. Выделяют комплекс личностных качеств, необходимых для полноценной работы врача: морально-этических: честность, порядочность, ответственность, интеллигентность, человечность, доброта, надежность, принципиальность, бескорыстие, умение держать слово; коммуникативных: личная привлекательность, вежливость, уважение к окружающим, готовность помочь, авторитет, тактичность, внимательность, наблюдательность, коммуникабельность, доступность контактов, доверие к окружающим; волевых: уверенность в себе, выдержка, склонность к риску, смелость, независимость, сдержанность, уравновешенность, решительность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность; организационных: требовательность к себе и окружающим, склонность брать на себя ответственность, умение принимать решения, умение правильно оценить себя и пациента, умение планировать свою работу.

Эти положения подтверждают результаты социологического опроса студентов 1 курса СГМУ (N=50), целью которого являлось выявление отношения будущих врачей к необходимому набору личностных качеств специалистов-медиков. 16% респондентов считают, что наиболее важным для врача является комплекс волевых качеств, 20% — коммуникативный комплекс, а 64% — комплекс морально-этических качеств.

Таким образом, очевидно, что врач, как субъект медицинской деятельности, должен быть всесторонне развит, гуманен и мотивирован на помощь всем нуждающимся. Несомненно, врач должен не только обладать знаниями, навыками, аналитическим мышлением, но и высокой духовностью, благожелательностью по отношению к коллегам и пациентам, нести положительный эмоциональный заряд.

  1. Ермолаева Е.В.. Павлова Л.А Медицинская профессия: требования современного общества // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития. М., 2013. С. 369-375.
  2. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Курс лекций. – М.: Феникс, 2005.

Преимущества профессии врача

Прежде всего, это чувство собственной значимости основанное на реальных действиях и поступках (спасение тяжелобольных, помощь в экстренных ситуациях, посильный вклад в общее оздоровление нации и т.д.). Помимо этого, профессия медицинского работника обладает такими преимуществами, как:

  • востребованность — независимо ни от чего врачи всегда были и будут нужны (особенно хорошие врачи);
  • почет и уважение — как бы ни ругали в обществе «людей в белых халатах», их нелегкий труд невольно вызывает почитание;
  • большие возможности для карьерного роста — правда, для этого придется трудно и упорно трудиться;
  • возможность добиться финансового благополучия — помимо заработной платы (которая, чего уж греха таить, не слишком высока) можно оказывать услуги частным образом или работать одновременно в нескольких медицинских учреждениях
    .

Идейность

Есть ли что-то дороже человеческой жизни? Сколько нужно заплатить, чтобы купить жизнь? Осознание того, что жизнь каждого человека — это прекрасное сокровище, позволяет увидеть, как именно к этому чуду относиться. Наверное, именно поэтому на многих форумах о том, какими качествами должен обладать врач, так часто говорят про идейность.

Стать врачом — не должно быть решением родителей. Это ни в коем случае не семейный бизнес, не привычка и, тем более, не возможность заработать большие деньги. Стать хорошим врачом — это призвание. Меркантильный и мелочный человек никогда не сможет проявить ту самоотверженность, которая необходима для достижения поставленных целей.

Недостатки профессии врача

Как уже говорилось выше, работа врача очень трудная, а потому имеет существенные недостатки:

  • ненормированный рабочий график — помощь врача может понадобиться при любой погоде и в любое время суток;
  • огромный груз моральной ответственности — врач, как и сапер, не имеет права на ошибку, поскольку именно от его решения зависит жизнь людей;
  • невысокая заработная плата — особенно это касается государственных медицинских учреждений;
  • высокий уровень риска «подхватить» инфекцию — врачам приходится практически ежедневно лично сталкиваться с носителями самых разных заболеваний (в том числе, неизлечимых и смертельных), а также часто работать в местах скопления массовой инфекции.

Профессионализм

Как бы человек ни горел желанием излечить других, без необходимых навыков это невозможно. Конечно, некоторые скажут, что здорово, когда врач добрый, заботливый, аккуратный. Но какой в этом толк, если он ничего не умеет? Чем он отличается от родителей, которые, чтобы успокоить ребенка, сбившего коленку, просто гладят его по голове?

Профессиональные качества врача не могут полностью определяться опытом. Всему миру известно множество примеров молодых врачей, которые спасли уже не одну жизнь. В то же время есть те доктора, которые не один десяток лет провели в различных больницах и имеют колоссальный опыт работы, но рекомендуют от головной боли активированный уголь.

Наверное, именно поэтому профессионализм определяется не количеством документов и отличительных сертификатов. Профессионализм — это умение применять знания на практике в самый подходящий для того момент. Если доктор не перестает совершенствоваться в своей сфере деятельности, посещает курсы повышения квалификации, исследует новинки в сфере медицины — это и есть профессионал своего дела.

Директор кадрового агентства

Если резюме – официальный документ, то сопроводительное письмо – относительно вольная форма.

Кратко расскажите о себе и личной жизни. Выразите мнение о месте работы, на которое стремитесь устроиться и поблагодарите работодателя за время уделённое на рассмотрение резюме. Можно намекнуть на желаемый трудовой график.

Здравствуйте (напишите имя работодателя если известно

)! Меня зовут (
впишите свое Имя и Фамилию
).

_________

Я практикующий врач хирург с 9 летним стажем, имею большое желание работать в вашей клинике (адрес и название клиники). Хорошо разбираюсь в анатомии человека, умею быстро реагировать в экстренных ситуациях, неоднократно оперировал (лечил) пациентов с серьезными диагнозами.

Так же, постоянно повышаю квалификацию на курсах, посещаю медицинские семинары, увлекаюсь психологией и тяжелой атлетикой.

Прилагаю резюме к письму (либо ссылку на скачивание). Спасибо за уделенное время!

_________

Пожалуйста, свяжитесь со мной по контактам:

Имя Фамилия Телефон Email Ссылка на профиль в соц.сетях (по желанию)

Влияет ли сопроводительное письмо на трудоустройство?

Спокойствие

Все описанные качества врача станут ничем в руках у неуравновешенного человека. Работа в медицинской сфере всегда очень напряженная. Именно поэтому врачу важно при любых обстоятельствах сохранять не только внешнее спокойствие. Ему нужно следить за тем, чтобы спокойствие было изнутри.

Настрой врача очень часто передается больному. Если пациент будет видеть, что доктор взвинчен и не может сдерживать своих эмоций, велика вероятность того, что лечение будет длиться гораздо дольше и менее результативно.

Плюс спокойствие нужно для того, чтобы оставаться хорошим врачом даже для невоспитанных людей. К сожалению, в силу разных обстоятельств, даже когда все качества врача идеальны, есть люди, которые не умеют себя вести. Именно с ними доктор должен быть мягким и тактичным, а без внутреннего спокойствия это невозможно.

Читайте также: