Можно ли включать в состав насф военнообязанных сотрудников имеющих мобилизационные предписания

Опубликовано: 17.09.2024

22 августа 2011 г., 30 июня 2014 г., 8 октября 2019 г.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 1 внесены изменения

1. Настоящий Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - Порядок) определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 пункт 2 изложен в новой редакции

2. Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

3. Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 29 ноября 2019 г. - Приказ МЧС России от 8 октября 2019 г. N 570

4. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение N 1). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2).

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.

5. Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

6. Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Методические указания по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований в учреждениях и предприятиях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, утвержденные приказом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 28 апреля 2006 г. N 114

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 29 ноября 2019 г. - Приказ МЧС России от 8 октября 2019 г. N 570

7. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2013, N 52 (часть I), ст. 6969).

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 8 внесены изменения

8. Федеральные органы исполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", в отношении бюджетных, казенных, автономных организаций, находящихся в их ведении, вправе:

определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;

организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 29 ноября 2019 г. - Приказ МЧС России от 8 октября 2019 г. N 570

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" на соответствующих территориях вправе:

определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществляют их учет;

организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований.

10. Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:

разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;

осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;

осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;

поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

11. При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

12. МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 пункт 13 изложен в новой редакции

13. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по подчиненности: территориальные и организаций;

по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты.

Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 6 часов, военное время - 3 часов.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 14 внесены изменения

14. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).

Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 15 внесены изменения

15. Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях.

16. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

17. Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

18. Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 19 внесены изменения

19. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает:

обучение по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ, в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 2, ст. 280);

обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;

обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;

ГАРАНТ:

См. Примерную программу курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденное МЧС России 22 февраля 2017 г. N 2-4-71-8-14

участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.

20. Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России.

Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований.

21. Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение).

Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия.

Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, а на учебных местах - командиры структурных подразделений нештатных аварийно-спасательных формирований.

Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории организации.

На тактико-специальные занятия нештатные аварийно-спасательные формирования выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов.

Практические занятия с нештатными аварийно-спасательными формированиями разрешается проводить по структурным подразделениям.

Занятия по темам специальной подготовки могут проводиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 22 внесены изменения

22. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен знать:

характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;

особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);

предназначение формирования и функциональные обязанности;

производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта;

порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;

место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;

назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;

порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий;

выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ;

поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;

оказывать первую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;

работать на штатных средствах связи;

проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;

незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации;

выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.

Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г. N 1216 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43, ст. 5354).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований

I. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации, определяет порядок призыва граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени (далее - призыв граждан по мобилизации), а также состав призывной комиссии по мобилизации граждан (далее - призывная комиссия по мобилизации) и функции, возлагаемые на нее в мирное время и в период мобилизации.

II. Порядок призыва граждан по мобилизации

2. Призыв граждан по мобилизации - комплекс мероприятий, проводимых военными комиссариатами, призывными комиссиями по мобилизации и федеральными органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению своевременного и гарантированного укомплектования личным составом воинских частей до штатов военного времени.

Призыв граждан по мобилизации включает:

оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации;

явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты встречи пополнения воинских частей;

документальное оформление призыва граждан по мобилизации.

3. Призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

4. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимых сведений об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (далее - ресурсы).

5. Порядок проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации граждан субъектов Российской Федерации (органа местного самоуправления).

6. Приписка граждан к воинским частям (предназначение в специальные формирования) организуется военными комиссарами и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, во взаимодействии с командирами (начальниками) комплектуемых воинских частей.

Граждане, работающие в мирное время в воинских частях на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежат первоочередной приписке к этим воинским частям.

Военнослужащие, уволенные в запас из центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, приписываются по мобилизационному плану к этим органам военного управления.

Факт приписки к воинской части или предназначения в специальное формирование доводится до сведения гражданина на основании решения призывной комиссии по мобилизации путем вызова в военный комиссариат и вручения ему мобилизационного предписания.

7. Сроки и места явки (доставки) граждан, подлежащих призыву по мобилизации, определяются планом перевода воинской части с мирного времени на военное время и планом проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории соответствующего военного комиссариата и указываются во вручаемых гражданам мобилизационных предписаниях и повестках.

8. Для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в военном комиссариате в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

9. Для проведения оповещения граждан по месту их жительства (работы) создаются:

в муниципальных образованиях, на территориях которых расположены военные комиссариаты, - участки оповещения;

в муниципальных образованиях, где отсутствуют военные комиссариаты, и в организациях - штабы оповещения.

Создание, организация работы и материальное обеспечение участков оповещения осуществляются соответствующими военными комиссариатами при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Создание и организация работы штабов оповещения возлагаются на соответствующие органы местного самоуправления.

В организации при создании штаба оповещения издается приказ руководителя, в котором определяются:

схема организации и проведения оповещения граждан, пребывающих в запасе и имеющих мобилизационные предписания, а также граждан - владельцев транспортных средств;

ответственные должностные лица и их обязанности;

схема организации связи;

порядок выделения автотранспорта для организации оповещения.

10. Отправка граждан, приписанных к воинским частям, дислоцирующимся за пределами субъекта Российской Федерации, а также предназначенных в специальные формирования, осуществляется через пункты (места) сбора граждан, создаваемые в субъектах Российской Федерации.

11. При значительном удалении от военного комиссариата пункта переоборудования судов призыв по мобилизации граждан, предназначенных для комплектования сил (войск) флотов, производится военным комиссариатом по месту приписки передаваемых судов.

12. Порядок оформления призыва граждан по мобилизации, их явка (доставка) и передача в воинские части (специальные формирования) осуществляются в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас.

13. Граждане, призванные по мобилизации, направляются в воинские части (специальные формирования) через военный комиссариат, за исключением:

состоящих на воинском учете в федеральных органах исполнительной власти, имеющих запас;

привлекаемых к выполнению первоочередных работ в воинских частях (специальных формированиях) при их переводе на организацию и состав военного времени;

работающих в мирное время в воинских частях, воинских и специальных формированиях на штатных должностях гражданского персонала или по найму и приписанных к ним (предназначенные в них).

14. В случае невозможности призыва граждан, приписанных к воинским частям (специальным формированиям), осуществляется призыв граждан, не имеющих мобилизационных предписаний, и направление их в воинские части (специальные формирования) в целях их полного укомплектования до штатов военного времени.

15. Приписка (предназначение) на воинские должности граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

III. Порядок создания и состав призывной комиссии по мобилизации граждан

16. В мирное время в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании создается призывная комиссия по мобилизации, осуществляющая призыв граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации.

17. Состав призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования) утверждается решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления).

18. В состав призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации включаются:

председатель комиссии - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или один из его заместителей;

заместитель председателя комиссии - военный комиссар субъекта Российской Федерации;

секретарь комиссии - работник военного комиссариата субъекта Российской Федерации;

представитель органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации;

председатель военно-врачебной комиссии;

представитель органа федеральной службы безопасности по субъекту Российской Федерации;

другие должностные лица по предложению военного комиссара.

19. В состав призывной комиссии по мобилизации муниципального образования включаются:

председатель призывной комиссии - глава муниципального образования или один из его заместителей;

заместитель председателя призывной комиссии - военный комиссар муниципального образования;

секретарь комиссии - работник военного комиссариата муниципального образования;

врач (врачи-специалисты), участвующий (участвующие) в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан;

представитель соответствующего органа внутренних дел муниципального образования;

представитель органа федеральной службы безопасности в муниципальном образовании;

другие должностные лица по предложению военного комиссара.

20. Члены призывной комиссии по мобилизации, как правило, входят в состав аппарата усиления военного комиссариата субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

21. На призывную комиссию по мобилизации субъекта Российской Федерации возлагаются следующие функции:

а) в мирное время:

организация призыва граждан и его обеспечения;

руководство деятельностью призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований;

б) в период мобилизации:

уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом субъекта Российской Федерации;

осуществление призыва граждан и его обеспечение;

осуществление контроля за своевременным оповещением и явкой (доставкой) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также их доставкой на пункты приема воинских частей (специальных формирований).

22. На призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагаются следующие функции:

а) в мирное время:

определение количества объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата исходя из объема мобилизационного задания;

распределение объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата по организациям, фондами которых они будут пользоваться;

определение необходимого количества граждан, привлекаемых в аппарат усиления военного комиссариата;

организация оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военного комиссариата, а также доставки граждан на пункты приема воинских частей (специальных формирований);

осуществление контроля за содержанием зданий, помещений и других объектов, предназначенных для обеспечения проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории муниципального образования;

организация проведения и обеспечения призыва граждан;

обеспечение организации розыска и доставки граждан, не явившихся в военный комиссариат для получения ими мобилизационных предписаний;

б) в период мобилизации:

уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом муниципального образования;

утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части;

осуществление контроля за развертыванием объектов базы мобилизационного развертывания военных комиссариатов в плановые сроки;

осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов;

предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации;

организация охраны и поддержания общественного порядка на объектах базы мобилизационного развертывания военных комиссариатов, а также на маршрутах движения ресурсов.

23. Решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на призывные комиссии по мобилизации могут возлагаться и другие функции, связанные с решением оборонных вопросов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

24. Призывная комиссия по мобилизации:

а) в мирное время:

согласовывает и периодически уточняет документы по организации оповещения и явки граждан по мобилизации, в том числе по заблаговременной подготовке ресурсов;

принимает участие (через своих представителей) в проведении сборов с руководителями организаций по организации проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов;

организует своевременное оповещение и явку (доставку) граждан, пребывающих в запасе, на пункты сбора военных комиссариатов;

содействует подбору граждан в состав аппарата усиления военного комиссариата и привлечению их к тренировочным занятиям;

представляет на заседание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вопросы организации и всестороннего обеспечения вышеуказанных мероприятий, в том числе предоставления зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств, в соответствии с планами мобилизации;

б) в период мобилизации:

во взаимодействии с военными комиссариатами обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву.

25. Деятельность призывной комиссии по мобилизации в мирное время планируется и организуется, как правило, в период проведения текущего уточнения документов мобилизационного плана.

В мирное время призывная комиссия по мобилизации принимает решение об общем объеме планируемых к призыву ресурсов в пределах мобилизационного задания с учетом резервов, необходимых для гарантированного выполнения задания.

Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.

Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом.

В дальнейшем при проведении приписки граждан, пребывающих в запасе и предназначенных (причисленных) в команды (партии), в их мобилизационных предписаниях проставляется номер и дата протокола.

Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.

26. Решение призывной комиссии по мобилизации о планируемом призыве граждан, а также о предназначении граждан в аппарат усиления военных комиссариатов заблаговременно доводится военным комиссариатом до сведения граждан путем вручения им мобилизационного предписания с указанием номера, даты протокола заседания призывной комиссии по мобилизации и проставления соответствующей отметки об этом в их военных билетах.

Форма мобилизационного предписания определяется Министерством обороны Российской Федерации.

27. Призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), принимает решения:

о призыве для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направлении их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации;

об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации.

28. С объявлением мобилизации призывная комиссия по мобилизации муниципального образования утверждает общее количество граждан, пребывающих в запасе и предназначенных (приписанных) в команды (партии), на основании именных списков, форма которых определяется Министерством обороны Российской Федерации.

29. Призывная комиссия по мобилизации субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований.

Демобилизационный сбор после прохождения стандартной службы в РА не обозначает полного снятия с воинского учета. Несмотря на то, что военный уходит в запас, за ним сохраняется его официальный военный статус. Единственное, что может поменяться, вид и категория обязанности.

Между обычными призывниками и демобилизованными есть определенные отличия:

  • Призывники идут в ряды РА на основании призывной кампании;
  • Демобилизованные привлекаются к участию в периодических военных сборах, которые организуются при стандартной мобилизации.

Мобилизация возможна при угрозе общей безопасности государства, а также в мирное время.

Мобилизационное предписание, выданное военному, является документом, который подтверждает вызов военного на очередные на сборы.

Бумага такого вручается:

  1. Ранее служившим в РА.
  2. Людям, которые относятся к категории военнообязанных – врачи, например.

По сути, это аналог стандартной призывной повестки, где прописывается официальное требование в положенное время прийти в военную организацию. Также прописывается определенная дополнительная информация.

Основная цель предписания

После срочной ВС, военные не освобождаются от возложенной на них воинской обязанности. Данные лица отправляются в запас и при необходимости привлекаются на сборы. В этот период проводятся занятия, направленные на поддержание военных навыков и стандартной боевой готовности.

Мобилизация организуется не только при угрозе для всей страны, но также в обычный мирный период!

Она организуется и проводится военкоматом. Его сотрудники обязаны вести учет военных и своевременно извещать их о необходимости явиться в пункт сбора.

Как вручается предписание?

Мобилизационное извещение – это своего рода оповещение военнообязанного о том, что он должен пройти сборы, поддерживающие его боевую готовность. Вручается документ следующими способами:

  1. В военкомате по адресу регистрации. В подобной ситуации военнообязанный является в организацию самостоятельно после получения предварительного официального извещения. Уже на месте вручается документ и проставляются необходимые подписи и печати военной организации.
  2. В отделе кадров той компании или предприятия, где работает военнообязанный. В подобной ситуации начальник данного отдела должен известить своих рабочих, что им прислали предписание по сбору на мобилизацию. Чтобы забрать оформленное извещение, человек обязан в прописанные сроки лично подойти в комиссариат своего города.
  3. По месту проживания. Если вызвать запасника одним из двух путей невозможно, сотрудники городского комиссариата самостоятельно приходят по прописке и лично вручают необходимый документ.

Бумага может быть выдана после проведенной демобилизации. Это касается лиц, имеющих военную профессию. Как только срочник уволился в запас, он обязан лично подойти в военкомат, чтобы получить положенное предписание.

В документе прописывается дата, когда военному требуется прийти в комиссариат для обучения или переподготовки. После получения предписания, в военнике проставляется специальная отметка.

Как выглядит предписание?

Внешний вид предписания не менялся на протяжении многих лет. Это небольшой по размеру специальный бланк, в котором указаны следующие данные:

  1. ФИО военнообязанного и информация относительно его официального звания и актуальной специальности.
  2. Официальный номер военного подразделения, к которому отнесли мужчину.
  3. Точный адрес городского комиссариата, куда обязан прийти мобилизованный.
  4. Временной период, когда следует прийти в военную организацию.

Документ заверяется печатью военкомата, отправившего извещение. Без этого он является недействительным.

Ответственность за неявку в военкомат

Если мужчина получает мобилизационное предписание, он обязан лично явиться в городскую военную организацию в установленное время. Пренебрежение данным правилом приведет к административной ответственности. Вот основные санкции по данному вопросу:

  1. Изначально мобилизованному выпишут штраф от 100 до 500 р.
  2. Если отмечается повторная неявка, выписывается еще один такой же штраф.

При злостном пренебрежении установленным законодательством, военнообязанному может быть присуждено уголовное наказание.

Если вам из военкомата принесли официальное предписание по мобилизации, важно подойти в военкомат по месту регистрации и принять участие в положенных подготовительных и поддерживающих сборах.

Кто освобождается от мобилизации?

Мобилизованы могут быть не все категории граждан.

Военный главенствующий комиссариат не привлекает:

  • Женщин, не служивших в РА и не имеющих воинскую специальность;
  • Сотрудники полиции и МЧС;
  • Родители, которые воспитывают двух и более несовершеннолетних деток.

Если человек, подлежащий мобилизации, болеет сам или его близкий родственник, ему положена отсрочка. Также причиной временного освобождения могут быть разные обстоятельства, никак не зависящие от подлежащей мобилизации.

Важный вопрос, который касается лиц, пребывающих в запасе, связан с мобилизационной подготовкой. Несмотря на расписанный план мероприятий, которые должны выполнять все органы, осуществляющие учет, в реалии работа по подготовке контингента к оперативному реагированию ведется достаточно слабо.

Это необходимо понимать и хладнокровно относиться к попыткам военкоматов повысить эффективность ведения воинского учета.

Методы повышения эффективности мобилизационной подготовки

Основная цель, которую преследуют мероприятия воинского учета, заключается в быстром реагировании переформировании действующей армии при наступлении военного времени. Для этого ряды ВС должны быть пополнены из числа лиц, пребывающих в запасе.

Теоретические вопросы проведения мобилизации понятны, но когда речь заходит о практике, то камнем преткновения служит оповещение контингента.

Только представьте себе, сколько времени может уйти на вручение повесток, особенно если учесть, что граждане постоянно мигрируют, меняют семейное положение, некоторые достигают предельного возраста.

Мы вплотную подошли к необходимости вручения мобилизационного предписания, но прежде чем подробнее говорить об этой превентивной мере, рассеем некоторые сложившиеся стереотипы. Многие склонны думать, что получение соответствующего вкладыша от военкомата непременно приведет к скорому призыву.

По этой причине граждане стараются всячески уклониться от получения мобпредписания, не задумываясь о том, что данное деяние рассматривается, как нарушение законодательства. На самом деле мысли и действия совершенно не оправданы.

Мобилизационное предписание – это, своего рода, оповещение, в котором предусматриваются действия военнообязанного при объявлении мобилизации. Наличие данного уведомления ни к чему не обязывает в мирное время, зато позволяет пополнить ряды ВС в самые короткие сроки.

Отметим, что такое оповещение гораздо эффективнее, чем спешное вручение повестки в критической ситуации. Война не нужна никому, поэтому все надеются, что вложенный в военный билет квиток так и станется лежать на полке с документами.

Формуляр предписания

Бланк мобилизационного предписания состоит из двух частей:

  1. В самом уведомлении указываются личные данные военнообязанного. Всех граждан объединяют в команды для распределения, причем номер команды указывается в бланке. Если военкомату известно, что граждане освоили одну из ВУС, то их кодировка также присутствует в предписаниях.
  2. Вторая часть является контрольным талоном. Он дублирует основную информацию, обеспечивая защиту от подделки. Отпечатан формуляр на специальной бумаге сиреневого или красного цвета.

Что нужно предпринимать при получении предписания

Основные недоразумения и происходят от того, что многие реагируют негативно на получение уведомления. Одни считают, что это сигнал скорого ведения военных действий, другие направляются в военкомат без вызова, третьи – пытаются уклониться от получения предписания.


Выдается квиток без личной подписи гражданина. Он может быть передан через работодателя или непосредственным представителем военного комиссариата.

Обычно военнообязанного вызывают повесткой для получения предписания. Важно понимать, что никакой реакции от вас военкомат не ожидает.

Это дополнительные меры по повышению эффективности ведения воинского учета. С другой стороны, в уведомлении указано, куда и через какое время после объявления мобилизации вам необходимо явиться.

В дополнительной графе может быть записан дублирующий адрес на случай непредвиденных ситуаций.

После получения можно смело вложить вкладыш в военный билет и продолжать хранить со всеми документами. Ни в коем случае нельзя пытаться уклониться от получения оповещения. Это квалифицируется, как неисполнение воинской обязанности и чревато административным штрафом.

Проверьте правомерность вручения

Если взвесить масштабы работ, который выполняют сотрудники военкомата по учету контингента, то нетрудно догадаться, что без ошибочных действий просто не обойтись. Поэтому рекомендуется проверить актуальность информации в военном билете и правомерность действий сотрудника, вручившего предписание.

Уведомление может получить мужчина в возрастных пределах, предусматривающих пребывание его в запасе. Исключение составляют лица, на которые предприятия оформили бронь.

Сюда же включены сотрудники МВД, МЧС, ФСИН. Так как граждане, имеющие двоих детей, не подлежат призыву, то подобное правило распространяется и на вручение предписания.

Они могут быть призваны в военное время, но только во втором эшелоне. Не вручается подобный квиток и женщинам, если у них нет военно-учетной специальности.

Многие россияне были озабочены и взволнованы, получив от военкомата приглашение на вручение мобилизационного предписания.

К сожалению, из-за сложившейся «традиции» бегать от военкомата мало кто понимает, зачем их позвали и как вообще выглядит данный документ.

Что это такое

Это документ, который склеивается в военный билет и остается с гражданином на весь призывной срок. Он означает, что конкретный россиянин входит в состав военной команды, которая может быть сформирована в короткие сроки.

Главной задачей мобилизационного предписания (МБ) является перепись пригодных к службе граждан и их оповещение о том, что в случаи войны они будут призваны в вооруженные силы.

Получение этого документа не означает, что получатель будет непременно отправлен на войну или должен пройти очередной медосмотр. Гражданину необходимо просто явиться по указанному адресу в указанное время и выполнить указанные в документе требования.

Чаще всего в военкомате просто делают отметку и отпускают гражданина.

Важно различать повестку и мобильное предписание: первое требует пройти медицинскую комиссию и явиться к месту несения службы, второе – только дойти до военкомата. Никаких сборов или иных задержек второй документ не предусматривает.

Кому выдается

Мобилизационное предписание может быть получено:

  1. Женщинами-медиками или имеющими военное образование или профессию.

Все эти граждане должны иметь в паспорте отметку о том, что они являются военнообязанными.

Мобильное предписание не выдается следующим лицам:

  1. Женщинам, не указанным в прошлом списке.
  2. Сотрудникам полиции, пожарным, служащим МЧС, гражданским служащим некоторых государственных организаций, в том числе военных.
  3. Гражданам, имеющим более 2 детей.
  4. Постоянно проживающим заграницей.
  5. Высшему руководству страны.


Система воинского учёта позволяет компетентным органам контролировать каждого военнообязанного на своевременность исполнения воинского долга, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него. Поговорим с вами о том, с чего начать ведение воинского учёта, как его организовать на предприятии.

Каждая организация, не зависимо от вида деятельности, численности сотрудников, форм собственности и организационно-правовой структуры, должна вести учёт военнообязанных и призывников. Так называемая всеобщая обязанность.

Воинский учёт граждан ведётся по месту их работы согласно законодательству Российской Федерации, Положения и методических рекомендаций по его ведению в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

В статье рассмотрим, как обеспечить воинский учёт в организации. Опишу пошагово все действия. Моя инструкция будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам, а также сотрудникам кадровой службы.

1. Обозначьте ответственных лиц

Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.

Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).

2. Определите, какие сотрудники подлежат воинскому учёту

К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.

Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.

К военнообязанным относятся:

Не относятся к военнообязанным:


3. Подготовьте документы для ведения воинского учёта

Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.

2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.

Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.

Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.

Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.

Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.

4. Согласуйте документы с военкоматом

5. Составьте отчётность

Отчитываться в военкомат нужно ежегодно. Есть формы, не предусматривающие конкретной даты по срокам. Срок их подачи зависит от приёма на работу или увольнения, или каких-то других обстоятельств. В таблице представлен список форм и срок их подачи в военкомат.


В следующей таблице я отразила все формы и разбила их по срокам отправки в военкомат для вашего удобства. Можно её сохранить себе и не забывать отчитываться в военкомат.


Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учёта

До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.


За уклонение от медицинского обследования либо неявка в военкомат без уважительной причины грозит гражданам штрафом до 3 000 рублей. Такой же размер санкций применяется за умышленное повреждение или потерю документов воинского учёта.

Также отмечу, что законодатель увеличил срок исковой давности для нарушений в области воинского учёта с двух месяцев до трёх лет. Соответствующие изменения внесены в статью 4.5 КоАП РФ.

Подведем итоги

В статье я рассмотрела, как организовать в компании ведение общего воинского учёта, что нужно знать об отчётности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учёту.

Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила сверки сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учёта сотрудника, а также обратить внимание на перечень основных нюансов, по которым происходит проверка ведения воинского учёта. Работайте без нарушений!

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.

Должностные лица военного комиссариата нашей страны имеют в перечне присвоенных им компетенций не только право на определение годности к службе того или иного призывника, но также осуществляю ведение учетных регистров граждан, входящих в военный запас страны.


ФЗ №31 Статья 17. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Получается, именно военные комиссары несут ответственность за успешное проведение мобилизации, так как организуют на будущее:

  • как людские;
  • так и технические ресурсы.

На практике данная организация происходит с использованием различных инструментов, утвержденных законодательно.


Мобилизационное предписание — документ, являющийся своего рода инструкцией для призывника, определяющий кем, как и где он будет служить на время военных действий

Одним из таких инструментов является выдача мобилизационных предписаний – информирующих документов, в которых содержатся основные сведения, которые необходимо знать призывнику.

Таблица 1. Сведения, содержащиеся в мобилизационных предписаниях

Сведения Описание
Куда явиться В первую очередь в мобилизационном предписании призывник прочтет, куда ему явиться в случае военной необходимости. Как правило, пунктом сбора указывают военкомат, на базе которого уже будет проходить дальнейшее распределение воинских сил.
Когда явиться Мало того, что явиться нужно по правильному адресу, так еще и сделать это в установленный по закону срок. Все сроки, удобоваримые в рамках военной мобилизации, также будут указаны в предписании, полученном вами предварительно.


Выдача предписания — инструмент подготовки войск Российской Федерации к мобилизации в случае наступления военного положения

Как выглядит правильно оформленное мобилизационное предписание

Мобилизационное предписание по сути своей является официальным документом, правила составления которого подчиняются общему для прочих государственных бумаг порядку.

  1. Данный бланк в обязательном порядке заверяется печатью конкретного военкомата, в котором значится призывник. В момент получения мобилизационного предписания, на листе и проставляется, собственно, данный штамп.
  2. Представленный документ имеет небольшие размеры, но должен вмещать солидное количество информации, например:
    • сведения об имени, фамилии и отчестве призывника;
    • наименование воинского звания, коим гражданин был наделен при прохождении военной службы;
    • специальность военно-учетного типа;
    • должность лица;
    • числовая последовательность, отображающая номер команды, к коей ранее данное лицо было распределено на тот случай, если случится мобилизация войск;
    • адрес местоположения пункта сбора военных, по которому нужно будет незамедлительно выехать в случае получения сообщения о приведении войск в боевую готовность;
    • временной срок, в течение которого строго необходимо добраться до указанного местоположения.


Документ обязательно содержит штамп подразделения, которое выдало искомое мобилизационное предписание

Как видите, один такой небольшой листок может содержать исчерпывающее количество сведений о том, что вам делать, если случиться мобилизация, какие обязанности окажутся возложены на вас впоследствии и т.д.

Как происходит вручение мобилизационного предписания

Согласно имеющимся сведениям, ответственные за организацию мобилизации военные комиссары на практике используют всего три способа передачи военнообязанным адресатам их мобилизационных предписаний. Рассмотрим их далее в таблице.

Таблица 2. Способы передачи мобилизационных предписаний


Существует множество различных способов передачи мобилизационного предписания адресату, коим выступает военнообязанное лицо

Последствия отказа от появления в военном комиссариате для получения военного предписания

Как мы уже упомянули, призывник может столкнуться с последствиями, если проигнорирует поступившее к нему уведомление, оповещающее о необходимости явиться в военный комиссариат для получения предписания.

В этом случае в качестве меры наказания он получит административный штраф, размер которого может варьироваться от 100 до 500 рублей. При этом, наложение данного штрафа станет производиться каждый раз, когда военный комиссар не дождется вашего появления, то есть сумма может накопиться действительно немаленькая.

Обратите внимание: куда более серьезное наказание предусматривается за неявку на военные сборы в том случае, если все-таки имеет место быть мобилизация. Так, в этом случае нарушителю будет определено уголовное наказание.

Без сомнений вы можете проигнорировать повестку, и потратить огромную кучу денег впоследствии на погашение штрафа, однако, от уголовной ответственности в случае уклонения от мобилизации вам избавиться не удастся

Следует понимать, что в основном в представленном тексте речь идет о мужчинах, хотя военнообязанными могут быть и женщины. Так, не имеют право вручать военкоматы интересующий нас сегодня документ тем представительницам прекрасного пола, которые:

  • никогда не проходили военную службу;
  • не получали образование по профессиям военного характера.

Помимо прочего, подлежат освобождению от военных сборов также и сотрудники полиции или МЧС, а также граждане, на попечении которых находятся их несовершеннолетние дети в количестве двух и более человек.


Советуем внимательно проверять почтовые ящики, дабы не пропустить приход уведомления на получение мобилизационного предписания

Подведем итоги

Мобилизационное предписание – своего рода инструкция, которая призвана помочь военнообязанному лицу найти образование, в котором оно будет служить, и товарищей, которые также будут участвовать в сражениях для защиты своей страны. Использование данного предписания утверждено на законодательном уровне.

Фактически, данный бланк является лишь инструментом помощи, но, тем не менее, отвечает он и за наложение на вас определенных обязанностей.

Видео – Правовые основы воинской обязанности и военной службы

Демобилизация после призывной службы не означает снятия с воинского учета. Несмотря на то что бывший военнослужащий увольняется в запас, он все также остается военнообязанным, хотя теперь вид обязанности несколько меняется.

Если призывники обязаны пройти службу на основании призыва, демобилизованные лица могут быть привлечены к прохождению дополнительных военных сборов при мобилизации. Она возможна как в случае угрозы безопасности страны, так и в мирное время.

Документом, подтверждающим вызов демобилизованного лица на сборы, является мобилизационное предписание. Оно может быть вручено не только гражданам, ранее отслужившим в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, но и другие категориям граждан, являющимся военнообязанными (например, к числу таковых относятся врачи).

Это аналог повестки, в котором указывается требование явиться в военный комиссариат и содержится необходимая дополнительная информация. Сегодня поговорим о том, что представляет собой мобилизационное предписание, кому оно вручается, как выглядит, и что будет в случае, если мобилизованный не явится в военкомат.

Зачем нужно мобилизационное предписание

После прохождения срочной службы, мужчины не освобождаются от воинской обязанности. Теперь их могут привлечь на сборы для поддержания боевой готовности. Мобилизация проводится не только при наличии прямой угрозы, но и в мирное время.

Она проводится военкоматом, сотрудники которого ответственны за ведение учета и извещение граждан о необходимости явки на сборный пункт.

Мобилизационное предписание – это извещение военнообязанному лицу о необходимости прохождения сборов для поддержания боевой готовности. Ее вручение осуществляется несколькими способами:

  1. В военном комиссариате по месту проживания. В таком случае военнообязанный является самостоятельно после предварительного извещения от военкомата. Получение и подпись осуществляются на месте.
  2. В отделе кадров организации, в которой трудится военнообязанный. В таком случае руководитель отдела кадров обязан известить сотрудника о том, что ему пришло мобилизационное предписание, а получатель должен забрать его и явиться в военкомат в установленные сроки.
  3. Непосредственно на дому. Если отсутствует возможность вызвать военнообязанного иными способами, тогда сотрудники комиссариата приходят по месту жительства гражданина и вручают ему мобилизационное предписание на руки.

Документ также выдается сразу после демобилизации военнослужащим, имеющим особую военную специальность. В таком случае мобилизационное предписание вручается в военкомате сразу же после увольнения срочника в запас.

В документе указывается дата, когда военнослужащему необходимо явиться в военкомат для прохождения переподготовки. В военном билете ставится соответствующая отметка о получении документа, а также об изъятии, если гражданин явился в указанные сроки для переподготовки.

Явка осуществляется без дополнительных извещений.

Как выглядит мобилизационное предписание

В текущем году не вносилось никаких изменений в форму документа. Таким образом, мобилизационное предписание осталось таким же, каким оно было и раньше. Оно представляет собой бланк, небольших размеров, содержащий в себе следующую информацию:

  • фамилию, имя, отчество военнообязанного, а также информацию о его воинском звании, специальности и т. д.;
  • номер подразделения, к которому будет отнесен мобилизованный гражданин;
  • адрес военного комиссариата, куда должен явиться мобилизованный;
  • срок, в течение которого необходимо прийти в военкомат.

Документ обязательно должен быть заверен печатью военного комиссариата, направившего мобилизационное извещение.

Если вы получили данный документ, вы обязаны явиться в указанные сроки. Если же вы не сделаете этого, на вас будет заведено административное дело.

В первую очередь неявившегося мобилизованного оштрафуют на сумму от 100 до 500 рублей. В случае повторной неявки, наказание будет аналогичным.

Вместе с тем действующим законодательством также предусмотрена возможность уголовного наказания граждан за отказ от явки по мобилизационному предписанию. Поэтому если вам принесли документ, вам обязательно нужно прийти в военкомат по месту проживания и пройти военные сборы.

Важно знать, что не все категории населения могут быть мобилизованы. Так, военный комиссариат не может привлечь к мобилизации женщин, которые не служили в армии либо не получали воинскую специальность.

Кроме того, не допускается привлечение по мобилизации сотрудников полиции, Министерства чрезвычайных ситуаций. Также недопустим призыв родителей, воспитывающих двух или более детей, не достигших совершеннолетия.

Возможно предоставление отсрочки в случае болезни военнообязанного или его родственников. Кроме того, возможна отсрочка и при возникновении обстоятельств, не зависящих от мобилизуемого.

Таким образом, если вы получили мобилизационное предписание, вы обязаны явиться в военный комиссариат, и пройти воинские сборы. Если же вам прислали документ, но у вас есть освобождение от мобилизации, вы должны представить подтверждение в военкомат.

В случае игнорирования требований военного комиссариата без уважительной причины, будет возбуждено административное, а затем и уголовное дело.

Всеобщая мобилизация военных сил осуществляется в военное время. В сегодняшнее неспокойное время, вопрос мобилизации волнует многих россиян. Постараемся в статье осветить эту тему и рассказать что из себя представляет мобилизационное предписание, далее по тексту МП, и как выглядит.

Общее понятие

МП представляет собой вклейку в удостоверение военнообязанного жителя РФ, другими словами — его вклеивают в военный, основной документ военного, — билет. Это документ, свидетельствующий о том, что данный гражданин является частью военной команды России. Такая команда может быть собрана в короткое время и стать действующей.

Бояться и паниковать не стоит. Это обычная регистрация, или перепись, годных к исполнению военных обязанностей жителей России.

Военкомат обязан вести учет и собирать дополнительную информацию, ведь многие военнообязанные лица из списка могут быть исключены по возрасту, либо состоянию здоровья.

А оставшаяся активная часть обязана в особых случаях, типа всеобщей мобилизации, явиться на военные пункты для сбора.

Это формальная процедура регистрации и учета. Сотрудник военкомата обязан все оформить по установленным правилам: сделать соответствующую отметку о посещении и отпустить прибывшего.

Вручение МП лицам старше 45 лет может означать то, что его хотят снять с воинского учета по возрасту, отчислить из списка «запасных».

Кому выдается МП?

Поучить документ могут и женщины, и мужчины, которые являются военнообязанными, либо имеют профессию, связанную с военной службой.

Военнообязанными считаются:

  • мужчины от 17 лет до сорока пяти. Редко, но бывает, что возраст военнообязанных увеличивают до шестидесяти;
  • женщины, связанные по своим профессиональным обязанностями с деятельностью военных, либо окончивших ВУЗы или ССУЗы с военной кафедрой.

У таких представителей имеются в основном документе — паспорте гражданина РФ соответствующая отметка. Это еще раз свидетельствует о том, что данные представители российского общества являются членами военной команды РФ.

Обзор МП документа

МП (мобилизационное предписание) имеет особый цвет. Это обычный бумажный лист, небольшого размера, в основном сиреневого цвета. Встречаются оттенки розового

Основная информация, которая фиксируется в документе:

  • инициалы;
  • число, месяц и год рождения;
  • дата получения МП;
  • если есть, то указывается звание с номером;
  • должность при наличии;
  • командный номер и название;
  • причины вручения МП;
  • перечень документов, необходимых предоставить при посещении военкомата;
  • список требований и обязанностей;
  • указание адреса, где планируется сбор.

Стоит знать! Документ МП должен отвечать нормам оформления. Он должен быть подписан ответственным лицом и скреплен печатью.

Где получают предписание?

Обычно предписание выдают в военкомате, куда гражданин является по повестке для вручения ему МП.

Могут выдать мобилизационный документ на работе, либо вручить его лично гражданину по месту его проживания.

Многие россияне поддаются панике, получив извещение о необходимости прибытия в военкомат и получения МП. Их можно понять. Нестабильная ситуация в стране заставляет опасаться за своих родных и близких людей. Никто не хочет отправляться на войну.

Но можем успокоить граждан РФ. Сообщение о необходимости получения МП не означает проведения военных боевых операций или объявления чрезвычайной ситуации в стране. Это всего лишь обязательный учет военнообязанных жителей России, так как гражданин состоит в «запасе».

Чем грозит игнорирование требований?

Неприход в указанное время в военное учреждение может обернуться обычным административным наказанием, в виде выплаты сторублевого штрафа. Размер денежного наказания может быть и увеличен, но установлен максимальный предел — 500.

Ошибочно думать, что заплатив положенную сумму, мобилизационный бланк вам не вручат. В случае неприхода в военкомат за получением МП, то его отправят по месту вашей работы. Если и там вы откажетесь его принять, то сумма административного наказания вырастет в несколько раз.

Стоит знать! Предусмотрено наказание и для сотрудников военкомата. Они могут получить значительный штраф за нарушение ведения учетной военной политики.

Читайте также: