Что такое профессиональные риски в школе

Опубликовано: 17.09.2024

АННОТАЦИЯ: В статье дана характеристика профессиональным рискам и здоровью педагога. Проанализированы основные источники риска профессионального здоровья педагога, выявлены последствия и представлены пути сохранения и укрепления собственного здоровья педагога.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональные риски педагога, профессиональное здоровье педагога, информационная перегрузка, особенности труда педагога, эмоциональные перегрузки, ответственность, индивидуальные особенности.

В настоящее время очень большие требования предъявляются обществом к профессиональным и личностным качествам педагога профессионального образования. Профессия педагог коренным образом отличается от всех других, имеет повышенные профессиональные риски, что в свою очередь, требует и особой заботы о себе. Требования, предъявляемые к педагогу, не могут быть выполнимы, если в учебном заведении не будут созданы благоприятные условия для решения задач, поставленных перед ним. Качество преподавания во многом зависит не только от профессионализма педагога, но и от его внутреннего состояния – от физического, психического и социального здоровья.

В педагогике существует несколько подходов к определению педагогических рисков (И.Г. Абрамова, А.Г. Татарникова, И.Д. Чечель И.Д. и др.) Педагоги являются не только носителями специальных знаний, но и образцом поведения и отношения к своему здоровью. Исследования показывают очень низкие показатели физического психического здоровья педагогов как профессиональной группы, которые снижаются по мере увеличения стажа работы в профессиональном образовании(14,16,22). Спустя 15-20 лет педагог оказывается в состоянии психологического кризиса: развивается истощение нервной и эмоциональной системы.

В настоящее время государственная система превратила педагогическую сферу в самую низкооплачиваемую. Для того, чтобы обеспечить семью самым необходимым, педагоги вынуждены работать на полторы-две педагогической ставки, это норма нашей работы, но к сожалению, это не норма здоровья для человеческого организма. Поэтому трудно ожидать результатов в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся без изменения отношения к качеству жизни и здоровью педагогов.

Профессиональное здоровье педагога – основа эффективной работы профессиональной образовательной организации и ее стратегическая проблема, значимость и актуальность которой отмечают многие исследователи. Если каждый из педагогов будет заниматься регулярно самоанализом, то он может избежать профессиональной деформации.

Но, к сожалению, есть многие факторы, которые, подрывающие наше психологическое и физическое здоровье. Никак педагогам не избежать:

- высокого психоэмоционального напряжения;

- необходимости переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности;

- повышенного требования к вниманию, памяти;

- постоянную нагрузку на речевой аппарат;

- неудовлетворенность своей трудовой деятельностью;

- продолжительного пребывания в аудитории;

- низкого уровня психологической культуры и т.д.

Постоянная ответственность за обучающихся, повышенная продолжительность рабочего дня и рабочей недели, высокая плотность межличностных отношении, постоянное возникновение непредсказуемых ситуаций с обучающимися отрицательно сказывается на здоровье педагога, приводя к появлению ряда профессиональных заболеваний.

Организм педагога постепенно исчерпывает резервы самовосстановления и начинает защищать себя сам. Это проявляется в том, что ученые называют «синдромом эмоционального выгорания». Проявляется он в следующем:

- частые головные боли и бессоница;

- пытаться сократить время взаимодействия с другими людьми;

- истощение и чувство усталости;

- обида и разочарование;

- раздражительность, выливающаяся на наших близких и родных.

Этот синдром, по мнению врачей и психологов, нарастает в течение 5-10 лет и реально проявляется у педагогов, которые работают свыше 10 лет. Если педагог не имеет возможности эмоционально разряжаться, полноценно отдыхать, то повышается риск перехода синдрома выгорания в хроническую стадию. И тогда возникает полная потеря интереса к работе, к жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение хронической усталости. Не стоит говорить, к каким катастрофическим последствиям для здоровья это может привести.

Таким образом, в педагогической деятельности целесообразно выделить 3 основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный, организационный.

Мы проанализировали проявление профессионального выгорания у педагогов Сухоложского многопрофильного техникума, разделенных на группы в зависимости от стажа работа. Исследования проводились при помощи методики К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой.

Получились следующие результаты:

- 17% педагогов от 1 до 3 лет испытывают «эмоциональное истощение»;

- 6 % педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет;

В первые годы работы в профессиональных организациях, склонность к выгоранию происходит у молодых специалистов, это связано с адаптацией к трудовой деятельности. Молодые специалисты, сталкиваясь с реальной действительностью, получают эмоциональный шок. Часто к этому приводит: большая нагрузка и маленькая заработная плата, а также отсутствие наставника.

У педагогов, которых стаж работы свыше 12 лет уже выработаны определенные способы саморегулирования и психологической защиты от внешней и внутренней среды.

Для снятия эмоционального напряжения и профилактики «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагога, важное значение имеет знание методов и приемов нейтрализации и снятия нервно-психического напряжения и восстановления эмоционально-энергетических ресурсов личности.

Умственный и физический труд влияют друг на друга. Еще в 1893 году Моссо с помощью эргографа определил, что профессор, прочитавший лекцию студентам, утомляется настолько, что после лекции мышечная сила его руки уменьшается на 21%. После экзамена (3 часа) мышечная сила уменьшилась в 4 раза.

Еще одну роль в развитии негативного психоэмоционального состояния педагогов играет организационный стресс, ответственность за который несет администрация профессиональной организации. Неблагоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе является источников эмоциональной напряженности и влияния на развитие психологического переутомления (19,28). Серьезными стрессовыми воздействиями, по мнению исследователей, являются различные нововведения, проводимые администрацией профессиональной организацией. На протяжении многих лет частые нововведения не дают возможности педагогам к ним адаптироваться, осмыслить и приобрести полезный опыт.

Рутина, писанина, постоянное требование чиновников от образования писать отчеты, менять рабочие программы, писать, писать и писать…! Все это влияет на психическое состояние педагога, его неуверенность в завтрашнем дне.

Какой выход из этого состояния?

Предлагаются следующие мероприятия по предупреждению профессиональных рисков:

Марина Шобохонова

Начало 2021 года было шоком для каждого специалиста по охране труда. В силу вступили 40 новых правил по охране труда, которые заменили собой более сотен действовавших ранее нормативных актов. При этом уменьшение правил ОТ не смягчило требований к работнику и работодателю. Практически в каждых правилах прописана обязательность применения дополнительных мер безопасности в соответствии с результатами оценки профессиональных рисков.

  • Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе
  • Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя
  • Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм
  • Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков
  • Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов

Скачайте образцы:

Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе

Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.

Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году


Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА

Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.

Пример

Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.

Образец карты проведения оценки профессиональных рисков

Образец карты проведения оценки профессиональных рисков

Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.

Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

  • устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Эти требования охраны труда необходимо закрепить в соответствующих инструкциях по охране труда, и доводить до работников в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
  • применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ. Это необходимо для контроля за безопасным производством работ.

Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.

Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.

Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя

Требования к проведению оценки профессиональных рисков установлены статьей 212 ТК РФ. Работников и кандидатов необходимо ознакомить с рисками по их должности. Если риски являются неприемлемыми с точки зрения соискателей, они вправе найти другое, более безопасное место работы.

Работодатель обязан провести оценку рисков на предприятии:

  • составить реестр опасностей
  • рассчитать вероятность наступления неблагоприятного исхода и ущерба здоровью
  • составить план мероприятий по снижению или исключению рисков.

Многие специалисты по охране труда могут спросить, зачем же проводить оценку рисков, если уже проведена спецоценка. Всё очень просто. Во время спецоценки идентифицируют факторы, но не проводят оценку вероятности того, что фактор может привести к травме, острому или хроническому заболеванию, или к гибели. Если при приеме на работу человек узнает, что его рабочее место имеет высокую степень риска, у него есть выбор — принять этот риск, или искать другое место работы.

Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя

Одна из важнейших задач работодателя на этапе перехода к новой законодательной базе по охране труда — просмотреть и применить результаты уже проведенной оценки рисков. Для новых организаций и ИП-работодателей нужно срочно организовать оценку профрисков.

В соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, специалисты по ОТ должны:

  • организовать проведение внеочередных видов обучения по охране труда (инструктажи, внеочередная проверка знаний новых правил)
  • провести первичное присвоение групп работ на высоте для работников с высоким риском падения со средств подмащивания (в УЦ, имеющих учебно-тренировочные полигоны)
  • актуализировать комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности
  • актуализировать комплект локальных нормативных актов работодателя, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников

Методы оценки профессиональных рисков

Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.

Работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению , в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов, может разработать методику самостоятельно, если у него есть такая возможность.

Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:

➤ Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011

Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.

Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.

➤ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.

Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.

Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:

  • учитывать текущую, прошлую и будущую деятельности компании;
  • учитывать, что тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
  • проводить оценку рисков при активном участии работников, занятых на этих рабочих местах, так как они владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы;
  • учитывать не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм

1 этап. Идентификация рисков

Источниками информации для выявления опасностей служат:

  • нормативные правовые и технические акты, справочная и научно-техническая литература, локальные нормативные акты и др.;
  • результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах;
  • результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами производственной среды;
  • результаты анализа анкет, полученных от работников.
  • результаты аудита (опроса) сотрудников;
  • опыт практической деятельности.

Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).

Рекомендация эксперта: все работники организации заполняют анкеты, в которых отмечают частоту и вероятность того, что опасность возникает редко, часто, или постоянно. На основе анализа источников информации нужно сформировать реестр идентифицированных опасностей, подлежащий регулярной и своевременной актуализации.

2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба

На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.

Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.

Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще.

Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.

Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.

Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ.

Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.

3 этап. Оценка расчет рисков

На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.

Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:

  1. Идентифицируют опасности и при необходимости их проявления.
  2. Каждой идентифицированной опасности ставят в соответствие возможный ущерб и соответствующий ему весовой коэффициент.
  3. Определяют качественные значения вероятностей наступления ущербов и исхода, не связанного с наступлением ущерба, и соответствующие им весовые коэффициенты путем логического анализа дерева событий или с использованием вербального описания вероятностей (частот).
  4. Путем перемножения численных значений вероятностей (частот) наступления ущербов на соответствующие весовые коэффициенты ущербов определяют риски по каждой из идентифицированных опасностей.
  5. По шкале оценки значимости рисков оценивают значимости рисков по каждой из идентифицированных опасностей.

Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения

На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков.

По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:

  • реестр опасностей;
  • отчет о проведении оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску.
  • план мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков

Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке.

Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.

5 этап. Управление оцененными рисками

Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.

После вступления в силу приказа о применении результатов оценки профессиональных рисков, комиссия проводит работу по информированию работников о риске повреждения здоровья. Для этого нужно внести изменения в программу инструктажа на рабочем месте, программу вводного инструктажа, а также разместить материалы оценки профессиональных рисков в разделе «Охрана труда» — «Оценка профессиональных рисков на рабочих местах» на официальном сайте.

Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков

Оценка необходима для всех работодателей — если в компании работает хотя бы один сотрудник по трудовому договору (в том числе — внешний совместитель). Поэтому отсутствие в штате специалиста по охране труда не является основанием для непроведения оценки рисков , а соответственно, и правил по охране труда.

Статус оценки рисков существенно повысился после того, как процедуру указали в правилах по охране труда, являющихся нормативным правовым актом, прошедшим регистрацию в Минюсте России. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП трактует непроведение и неприменение результатов оценки рисков как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в иных НПА Российской Федерации.

Штраф для компании составит до 80000 рублей, а для ИП или должностного лица организации — до 5000 рублей.

Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов

Не каждый даже самый опытный специалист по охране труда способен лично провести оценку рисков. Да, он может организовать работу, но для проведения оценки нужна командная работа. Особенно это касается производственных предприятий и крупного бизнеса. Советуем к такой сложной задаче, как оценка профрисков, привлекать внешних экспертов или направлять членов своей внутренней комиссии на обучение. Грамотно провести оценку профрисков в вашей компании вы можете здесь >>>

Помните, что у сторонней организации по проведению оценки рисков есть очевидное преимущество — свежий, независимый взгляд на проблемы предприятия. Профессионалы из специализированной организации по охране труда «заточены» на оценку, владеют различными методиками, постоянно повышают квалификацию, участвуют в круглых столах, в конференциях.

Чтобы избежать претензий инспектора ГИТ, доверьте проведение рисков опытным профессионалам. Прочитайте нашу статью Оценка профессиональных рисков: какую компанию привлечь.

Педагоги по своему положению, профессиональной и социальной роли являются не только носителями специальных знаний, но образцом поведения и отношения к здоровью. Вместе с тем современные исследования указывают на крайне низкие показатели физического и психического здоровья учителей как профессиональной группы, которые снижаются по мере увеличения стажа работы [14, 16, 22]. Профессия ставит педагога в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов. Государственная система, многие годы финансирующая образование и здравоохранение по остаточному принципу, превратила сферу педагогическую деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. Однако трудно ожидать результатов в решении проблемы сохранения и укрепления здоровье учащихся без изменения отношения к качеству жизни и, в частности, здоровью учителя.

Профессиональное здоровье педагога – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема, значимость и неослабевающую актуальность которой отмечают многие исследователи [7, 10, 19]. Некоторые авторы рассматривают ее в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в значительной степени зависит здоровье подрастающего поколения [4, 17]. С учетом продолжительности учебно-воспитательного периода в жизни ребенка неблагополучное психоэмоциональное состояние педагога, несомненно, может являться фактором риска ухудшения психического и соматического здоровья детей и подростков. Не случайно в последние годы появились исследования, посвященные выявлению взаимосвязей между состоянием здоровья учителей и учащихся [4, 10, 18].

Среди ведущих факторов риска, влияющих на здоровье педагогов, называют: высокое психоэмоциональное напряжение; необходимость переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти; постоянную нагрузку на речевой аппарат; гиподинамию; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своей трудовой деятельностью; продолжительное пребывание в аудитории; низкий уровень психологической культуры; недостаточное развитие коммуникативных способностей и навыков самоорганизации у некоторых педагогов; индивидуальные психофизиологические свойства (например, слабую нервную систему); слабую профессиональную подготовленность [23, 24, 26]. Работа в режиме непрестанной ответственности за учащихся, неограниченной продолжительности рабочего времени, высокой плотности межличностных контактов, постоянного возникновения непредсказуемых ситуаций с детьми отрицательно сказывается на здоровье учителя, приводя к появлению ряда профессиональных заболеваний [10, 15].

Последствия происходящей интенсификации образования не лучшим образом сказываются не только на учащихся, но и на педагогах. В современной образовательной среде деятельность учителей школ и преподавателей вузов насыщена множеством стрессогенных факторов. Именно с неблагополучным нервно-психическим состоянием педагогов многие исследователи связывают большой процент в этой профессиональной группе хронических заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, иммунной и пищеварительной систем, органов дыхания и др. [4, 9, 20].

Профессия педагога связана с риском возникновения таких заболеваний, как различные нарушения голосообразования, нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний), заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.), заболевания верхних дыхательных путей, нарушения зрения, остеохондроз, варикозное расширение вен нижних конечностей и др. Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и афонии. По сравнению с другими профессиональными группами у педагогов достаточно высок риск возникновения невротических расстройств, накопления «тяжелых» форм неврозов, психосоматических проблем [4, 9, 34].

Первые годы работы в школе, связанные с адаптацией к трудовой деятельности, характеризуются частыми простудными заболеваниями, аллергическими реакциями и формированием нейроциркулярной дистонии [1]. У многих педагогов даже при небольшом стаже педагогической деятельности формируются различные патологии голосообразования. Некоторые исследователи устанавливают различия в уровне и структуре заболеваемости учителей, преподающих разные дисциплины. Так, по данным С.Г. Ахмеровой (2003) наиболее высокий уровень заболеваемости зафиксирован среди преподавателей общественных дисциплин и лингвистов. Невротические изменения в большей степени проявлены у русского языка учителей и литературы, в меньшей степени – у преподавателей физической культуры и труда [7]. Исследования показывают, что те или иные жалобы на состояние здоровья предъявляют практически все учителя [13, 15].

Для педагогов как профессиональной группы свойственен так называемый, синдром «эмоционального выгорания», под которым понимается состояние выраженного эмоционального и умственного истощения. Эмоциональное выгорание приводит к развитию различного вида негативных психологических проявлений, разрушительно сказывающихся на выполнении профессиональных обязанностей. Такие проявления «выгорания» как апатия, ригидность поведения, обесценивание собственных достижений, развиваясь даже у отдельных учителей, способны негативно влиять на деятельность всего педагогического коллектива [8, 21, 32, 35].

Эмоциональное выгорание педагога обус­ловлено целым рядом факторов, исследование причин и профилактика которых необходимы для сохранения здоровья не только педагогов, но и учащихся, так как это состояние неизбежно сказывается на взаимоотношениях со школьниками и студентами. Эмоциональное выгорание является специфическим состоянием психики педагога, возникающим в результате напряженного ежедневного взаимодействия учителя с учениками и проявляющимся в ограничении эмоционального реагирования на необходимые в работе контакты. Симптомами этого относительно устойчивого состояния являются малообоснованная конфликтность, снижение мотивации к работе, ощущение недовольства своим трудом, чувство почти не проходящей усталости и раздражительности [2, 21].

Невысокий уровень психологической грамотности современных педагогов не позволяет сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни, свести к минимуму дидактогенные воздействия на учащихся и работать в школе без разрушения своего и детского здоровья. В идеале профессионалу, работающему с детьми, необходимо проходить в процессе подготовки в вузе не просто образовательную программу по психологии, но и личную психотерапию.

При отсутствии грамотной помощи по преодолению состояния хронического стресса в профессиональной деятельности у педагогов формируется стойкий комплекс негативных переживаний, представляющих угрозу для его личного здоровья и для коллектива в целом. В этой связи по опыту многих европейских стран необходимо регулярно проводить диагностику эмоционального состояния педагогов, внедрять систему профилактики и помощи [32, 33]. Сложный характер синдрома профессионального выгорания, неизбежность проявления у людей коммуникативных профессий делают необходимым исследование данного состояния среди педагогов в каждом учебном заведении [25, 26, 29].

Существенную роль в развитии негативных психоэмоциональных состояний педагогов играет организационный стресс, значительную долю ответственности за который несет администрация образовательных учреждений. Неблагополучная психологическая атмосфера во многих педагогических коллективах, особенности стиля руководства, взаимоотношения с коллегами также могут являться источником эмоциональной напряженности и непосредственно влиять на развитие психологического переутомления [19, 28]. Исследования показывают, что серьезными стрессовыми воздействиями являются организационные проблемы и изменения в учебных учреждениях [28]. Происходящие в течение многих лет реформы образовательной среды имеют непосредственное отношение к развитию организационного стресса, так как требуют от педагогов постоянного освоения новых видов деятельности, что, по мнению ряда авторов, может являться одной из основных причин повышенного психического напряжения [3, 28]. Многолетний поток изменений в сфере образования с частыми нововведениями не оставляет педагогам возможности к ним адаптироваться, критически осмыслить, приобрести полезный опыт.

Из неблагоприятно воздействующих в последние годы на здоровье педагогов факторов, выделяют также:

– повышенные рабочие нагрузки, обус­ловленные смещением акцента деятельности от непосредственной работы с учащимися на необоснованно высокую отчетность;

– введение системы последипломной аттестации педагогов, отнимающей огромное количество времени и явно понижающей качество взаимодействия с учащимися в аттестационный период;

– существующий социальный дискомфорт из-за невысокого размера заработной платы педагогов и падения роли профсоюзов;

– ухудшение возможностей заботы педагогов о личном здоровье из-за финансовых трудностей, сложности получения квалифицированной (и, прежде всего, профилактической) медицинской помощи, путевок для лечения и т.п.;

– недостаточно представленную в педагогических вузах подготовку в сфере здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.

В результате воздействия объективно существующих трудовых проблем и личностных особенностей их восприятия формируется различное отношение учителей к требованиям профессии. Если педагогом избираются стратегии поведения, не приводящие к разрешению трудностей, не способствующие дальнейшему развитию человека как личности и как профессионала, то происходит накопление психоэмоционального и физического напряжения, развитие негативных состояний, в частности, эмоционального выгорания [27, 30, 31]. Как показывают многочисленные исследования, проблема здоровья педагогов обусловлена не только объективными особенностями трудовой деятельности, но и отношением к своему здоровью, низкой осведомленностью о факторах риска и способах профилактики профессиональных заболеваний [6, 1, 7, 5, 19]. Серьезной проблемой является низкий уровень культуры здоровья и профессионального самосознания педагогов. Еще в процессе учебы в вузе необходимо формировать культуру здоровья будущих педагогов, включающую в себя: грамотность по вопросам здорового образа жизни; понимание основ сохранения здоровья в процессе профессиональной деятельности; высокий уровень психологической грамотности; знание стратегий поведения в профессиональной среде, способствующих психическому здоровью и личностному росту. К сожалению, в российском обществе значимость педагогической деятельности во многом обесценивается низкой заработной платой. В этой связи при изучении проблемы сохранения здоровья педагогов возникает необходимость исследования не только профессиональных факторов риска, но также и качества жизни, так как социально-психологические факторы оказывают значительное влияние на здоровье и эффективность деятельности [6, 11, 12]. Исследовать существующие риски профессиональной педагогической среды необходимо практически в каждом коллективе, так как это позволит точно определить наиболее эффективные профилактические мероприятия. Изучение и профилактика факторов риска, влияющих на здоровье педагогов в профессиональной среде, имеют огромное значение не только для педагогических работников, но и играют большую роль в вопросах сохранения здоровья учащихся.

Со стороны администрации трудовая деятельность педагога сегодня может поддерживаться соблюдением элементарных гигиенических и физиологических требований к педагогическому рабочему пространству и времени; созданием кабинетов психологической разгрузки и релаксации; предоставлением психологической поддержки и консультативной помощи психолога по различным профессиональным вопросам. Администрация школ и вузов должна предоставлять педагогам возможность посещения групп личностного роста, что является мощным средством профилактики эмоционального выгорания; привлекать психологов-специалистов в области проведения, так называемых Балинтовских групп, специально ориентированных для этих целей. Организация данных тренингов позволяет улучшить психологическую атмосферу в коллективе, повысить компетентность ее участников в сфере межличностного общения, толерантность к конфликтным ситуациям и устойчивость к стрессам.

Основным социальным механизмом, обеспечивающим сохранение здоровья педагогов, является соблюдение нормативно-правовой базы в области охраны профессионального здоровья. Необходимо регламентировать систему профилактических мероприятий по охране здоровья педагогов, формировать у руководителей образовательных учреждений отношение к здоровью учителей и преподавателей, как одному из основных механизмов повышения результативности образовательного процесса и качества трудовой деятельности в целом. Необходима подробная разработка современных стандартов и норм, регламентирующих условия педагогического труда.

Рецензенты:

Логинов С.И., д.б.н., профессор кафедры медико-биологических основ физической культуры ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югра», г. Сургут;

Литовченко О.Г., д.б.н., профессор кафедры физиологии БГОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югра», г. Сургут.

Оценка профессиональных рисков работников — это оценка вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов при исполнении обязанностей по трудовому договору. Проводить её — одна из обязанностей работодателя. Для краткости ниже будем называть эту процедуру оценкой рисков или ОПР. Кроме этого нужно снижать и выявлять риски, а также информировать работников об опасностях при выполнении должностных обязанностей на предприятии. Но обо всем по порядку.

Всю самую актуальную и полезную информацию об обязанностях работодателя в сфере охраны труда вы можете прочитать на нашем сайте http://vsr63.ru/ Также приглашаем оформить бесплатную подписку на онлайн-журнал по охране труда .

Обратите внимание, нужно учесть и оценить опасности не только для работников предприятия, но и для подрядчиков, участвующих в производственном процессе.

В Трудовом кодексе косвенно указано, что каждый работодатель обязан оценивать риски и управлять ими. Более точно это указывается в проверочных листах ГИТ (государственной инспекции труда) и в типовом положении о СУОТ (системе охраны труда на предприятии) .

При проведении оценки профессиональных рисков оценивают не только вредные и опасные факторы, но и другие возможные риски, которые присутствуют на рабочих местах. Как правило, при исследовании рассматривают результаты специальной оценки условий труда, производственного контроля , заключений санитарно-эпидемиологического контроля, предписаний государственных органов (ГИТ, МЧС, Роспотребнадзора и т.д.). Чем больше элементов (документов, результатов, внешних и внутренних факторов) будет отражено в отчете, тем более качественным и полноценным он будет. Еще можно учитывать внешние факторы: экологическую обстановку, угрозу взрыва, ЧС, техногенных катастроф и аварий. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

Оценивать профессиональные риски нужно в любом бизнесе и в любом учреждении. ОПР подлежат все рабочие места: в офисе, в детском саду, в ресторане, в обувном цехе или на литейном производстве.

Опять душат бизнес проверками?

Оценка профессиональных рисков — это новая головная боль, как для руководителей, так и для специалистов, потому что необходимо учесть много тонкостей и формальностей, плюс есть ряд неопределенностей. ГИТ уже издала предписания на этот счёт.

У процедуры есть и положительные стороны: ОПР помогает проверить условия труда сотрудников, состояние помещений, зданий, оборудования, порядок в документах. При систематическом подходе, который и подразумевает процедура управления профессиональными рисками, реальные риски должны сводиться из года в год к допустимому минимуму, обеспечивая большую безопасность при выполнении рабочих обязанностей.

Самостоятельно или организация на стороне. Новые поборы?

В отличие от специальной оценки условий труда оценку рисков можно проводить самостоятельно или с привлечением экспертной компании.

Привлеку компанию. Сотрудник экспертной организации включается в комиссию по ОПР, идентифицирует опасности, проводит аудит документации и производства, затем на основании собранных данных подготавливает отчет.

На текущий момент нет специальных требований к организациям о наличии лицензии или специального разрешения на право выполнять ОПР. Поэтому при выборе лучше ориентироваться на общий опыт работы в охране труда и ценовую политику.

Почему лучше обратиться в экспертную компанию:

  • ее специалисты регулярно занимаются и четко следуют методике проведения оценки профессиональных рисков;
  • в работе они точно следуют нормативным документам (Приказ №77 Роструда и приказ №438Н Минтруда);
  • имеется гарантия в виде договора между юридическими лицами.

При выборе компании уточните:

  • что вам выдадут по результатам оценки;
  • компетенцию и наличие обучения у экспертов;
  • есть ли гарантия на работы;
  • какова цена услуги (она не должна быть слишком низкой и высокой);
  • каковы сроки выполнения работы;
  • есть ли опыт выполнения оценки (объем работ по этому направлению).
  • гарантия;
  • сроки выполнения работ (от одного дня в зависимости от объема).
  • различия в ценах на услугу;
  • сложность с выбором компании.

Сделаю сам. Требований к квалификации специалистов, участвующих в оценке рисков, на данный момент нет. Есть учебные курсы, которые помогают разобраться в вопросе. Но чтобы получить недостающие знания, нужна начальная база, время, а иногда и деньги. Поэтому возникает вопрос о целесообразности такого подхода.

  • относительно низкая стоимость;
  • возможность получить дополнительный опыт;
  • вовлеченность работников.
  • вероятность получить штраф в результате проверки ГИТ;
  • срок исполнения может растянуться на несколько месяцев;
  • отсутствие утвержденных форм отчетных документов и методики проведения и необходимость их самостоятельной разработки.

Если в организации нет штатного специалиста по охране труда или на предприятии каждые 2-3 месяца не появляются новые рабочие места, то целесообразнее и дешевле заказать отчёт на стороне.

Существует еще третий вариант: провести самостоятельно с помощью ПО. Программа выполнит все расчеты автоматически и выдаст показатели уровней рисков. Проблемы с затратами на погружение в вопрос остаются, сокращается лишь механическая часть работы по оценке — ввод данных. Это хорошее решение для организации со штатом от 100 человек.

У меня нет рисков меня это тоже коснется? Кто не должен проводить оценку рисков?

Риски — это не только там, где опасно. Риски есть везде. Поэтому оценивать их обязаны именно организаторы производства. Стоит отметить, что не только работодатель должен оценивать риски, но и организатор производства.

Под организатором производства понимаются работодатель, наниматель, предприниматель, страхователь, подрядодатель, рискодержатель, эксплуатирующая организация, заказчик или исполнитель и т.п. Именно организатор производства занят непосредственной защитой своего предприятия и работающих на нем людей от опасностей, что обусловлено нежеланием терпеть ущерб, а также, как правило, давлением обязательных требований национального законодательства.

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — директор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Даже в такой ситуации оценка рисков нужна, но вероятность что она когда-нибудь понадобится, как и вероятность проверок ГИТ организации с одним сотрудником, крайне мала.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать также ничего не нужно.

Компании без рабочих мест. Не нужно оценивать вакантные места. Нет сотрудников — нет оценки.

Когда нужно провести оценку рисков?

Четкой трактовки нет, но по закону нужно своевременно выявлять риски, как только появляется возможность травмирования не только работников, но и других участников производственного процесса.

Работаете без оценки рисков — возможно наложение штрафа до 80 000 рублей

Для тех, кто делать оценку рисков не хочет, предусмотрены штрафы (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) . При первом нарушении:

  • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 рублей;
  • юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 рублей.

Как соблюсти требования закона: как выполнить оценку

Сначала нужно определиться: проводить оценку самостоятельно или с привлечением экспертной компании. При выборе подрядной организации всё просто: в договоре указываются сроки, условия и цена работ. Дальше необходим только контроль за ходом выполнения задачи. Результатом работ по договору должен быть отчет или карты оценки рисков с приложениями.

Отчет утверждается работодателем, эксперт лишь ставит свою подпись. В отчете указываются методы оценки, классификатор опасностей, индивидуальные карты с указанием величин рисков по каждому рабочему месту, а также мероприятия по снижению опасностей. Подавать отчет после составления и утверждения в трудовую инспекцию не нужно. Этот документ остается у вас до момента проверки.

Специалисты Общероссийского Профсоюза образования разработали методические рекомендации по оценке профессиональных рисков в дошкольных и общеобразовательных организациях. У руководителей детских садов и школ в 2021 году появилась возможность воспользоваться реальной методической помощью профсоюза и избежать штрафов при посещении госинспектора труда, не прибегая к дорогостоящим услугам коммерческих структур.
Кроме того, работа образовательной организации, построенная на принципах данной методики, позволит каждому сотруднику внести свой конкретный вклад в совершенствование системы управления охраной труда и приблизиться к «нулевому травматизму».
Рекомендации содержат подробный алгоритм действий от создания комиссии по оценке профессиональных рисков до разработки мер по их устранению или снижению.




Методические рекомендации по оценке профессиональных рисков в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации

Утверждены постановлением
Исполнительного комитета
Общероссийского Профсоюза образования
от 25 декабря 2020 г. №5-11

Несмотря на предпринимаемые работодателями меры, на рабочих местах, как правило, сохраняется вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ эта вероятность называется профессиональным риском.

Для минимизации возможности причинения вреда здоровью работника работодатель (руководитель образовательной организации) должен организовать процедуру управления профессиональными рисками, то есть разработать комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель (руководитель образовательной организации) с учетом типа и специфики деятельности организации устанавливает (определяет) порядок (алгоритм) реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
а) выявление опасностей;
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.

1. Создание комиссии для проведения оценки рисков

2. Составление плана-графика работ по оценке рисков

2.1. Выбор объектов оценки. Оценку рисков можно провести как на каждом рабочем месте индивидуально, так и разбив рабочие места по группам, в каждой из которых работники одинаковых профессий выполняют аналогичные трудовые функции, например, воспитатели, учителя гуманитарных предметов. В то же время на рабочих местах учителей предметов повышенной опасности, таких как физика, химия, информатика, биология, технология, физическая культура, оценка профессиональных рисков должна проводиться индивидуально.

2.2. Составление графика оценки рисков. Для удобства работы составляется график, с помощью которого комиссия может ориентироваться, сколько времени имеется в наличии для работы на том или ином рабочем месте (группе рабочих мест). График также предоставляет руководителю образовательной организации возможность контролировать процесс оценки рисков.
Все члены комиссии должны быть заранее ознакомлены с возложенными обязанностями по процедуре оценки профрисков. Кроме того, следует учесть, что работники могут выполнять свои должностные обязанности не в одном кабинете или помещении, а на территории организации (например, работник по обслуживанию зданий и сооружений), что приведет к увеличению времени поиска возможных рисков.

В ходе подготовки к проведению процедуры оценки профрисков могут быть использованы материалы проверок органов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, в том числе результаты производственного контроля, а также материалы расследований несчастных случаев на производстве и проф­заболеваний.

3. Выбор методов оценки рисков

В настоящее время имеется более 30 методов оценки профессиональных рисков. В то же время действующее законодательство не обязывает работодателей применять какие-то конкретные методы. В связи с этим в соответствии с пунктом 37 Типового положения работодатель определяет любой подходящий метод (либо несколько методов) в зависимости от характера деятельности и сложности выполняемой на рабочих местах работы.

Все методы основаны на последовательном определении потенциальных опасностей, вероятности их появления и оценке возможных последствий. Таким образом, независимо от выбранного метода оценки профрисков необходимо ответить на три ключевых вопроса:
Что может случиться?
Какова вероятность, что это произойдет?
Какие могут быть последствия?
Ответы на эти вопросы всегда приведут к определению уровней риска.

4. Идентификация опасностей

Главной целью идентификации (выявления и признания) опасностей является определение самих опасностей и их источников на рабочих местах. Для этого из всех возможных опасностей, перечисленных в Типовом положении, Примерном положении о СУОТ, следует выбрать опасности, которым могут подвергаться работники, и составить перечень (реестр) опасностей для каждого рабочего места или группы рабочих мест (приложение 2). При составлении перечня (реестра) опасностей необходимо учитывать те, воздействие которых привело к несчастным случаям, в том числе к микротравмам или инцидентам, вследствие которых утраты трудоспособности не произошло, а также потенциальные опасности.

Согласно пункту 14.2 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом 77, при оценке рисков должны учитываться не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанные с возможными авариями, например при аварийной эвакуации при пожаре.

Для идентификации опасностей также используют результаты специальной оценки условий труда и (или) производственного контроля, в которых указываются имеющиеся вредные и (или) опасные производственные факторы, изучаются инструкции по охране труда.

Наряду с анализом результатов исследований (измерений) вредных и опасных производственных факторов для идентификации опасностей осуществляется непосредственное общение с работниками посредством интервью, семинаров, тренингов либо заочное общение в форме анкетирования, в ходе которых не только устанавливаются потенциальные источники травм, но и проверяется знание расположения инструкций по охране труда, аптечек для оказания первой помощи, первичных средств пожаротушения и т. д.

5. Оценка уровней профессиональных рисков

Каждый вид риска оценивается по трем составляющим: вероятность, подверженность и последствия наступления события, при этом для оценки каждой составляющей применяется балльная шкала (см табл. 1).

Таблица 1

Чтобы получить количественную степень риска, значения подставляют в формулу:

РИСК = ПОДВЕРЖЕННОСТЬ х ВЕРОЯТНОСТЬ х ПОСЛЕДСТВИЯ

Полученный показатель является уровнем профессионального риска, подлежащим классификации (см табл. 2).
Это поможет оценить уровень проблемы и понять, как срочно и какие меры нужно принять, чтобы устранить опасность.

Таблица 2
Значимость риска и приоритетность мероприятий по его снижению

6. Разработка и выполнение мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков

Необходимо отметить, что в различных образовательных организациях, имеющих одинаковый риск, принимаемые меры по исключению или снижению риска могут быть различными. В связи с этим данные мероприятия следует разрабатывать с учетом состояния условий и охраны труда конкретной организации.

Пример оценки профриска

Комиссией установлено, что влажная уборка осуществляется каждый день, соответственно, данный риск является ежедневным.
После уборки полы в течение непродолжительного времени (10-15 минут) остаются влажными. В образовательной организации за последние три года зарегистрирован один несчастный случай, повлекший утрату трудоспособности, а также четыре инцидента (работники поскользнулись), в результате которых утраты трудоспособности не было. Таким образом, риск падения нехарактерен, но возможен.

Результаты идентификации заносятся в таблицу (см. табл. 3).

Таблица 3

Расчет установил, что риск получения травмы равен 54 баллам, что соответствует умеренному риску. Для целей снижения уровня риска необходимо разработать соответствующие меры.

В данном случае в рамках этих мероприятий принято решение провести внеплановый инструктаж по охране труда, при котором необходимо акцентировать внимание работников на перемещении по установленной территории во время или после проведения влажной уборки пола. В дополнение будет установлен знак «Осторожно, влажный пол!».

По окончании оценки риска вновь проводится расчет риска (см. табл. 4).

Таблица 4

В дополнение к принятым мерам наиболее эффективным мероприятием в данном примере будет проведение влажной уборки до начала либо после окончания рабочего дня. В этом случае опасность получения травмы снизится до 1 балла (маловероятно), вследствие чего остаточный риск будет равен 3 баллам.

Аналогичные расчеты проводятся по всем выявленным опасностям, и результаты оценки уровней рисков заносятся в соответствующие таблицы. В итоге вычисляется средний показатель уровня профессионального риска для данной категории работников.

Карты идентифицированных опасностей и оценки профессиональных рисков должны быть составлены для рабочих мест в соответствии со штатным расписанием образовательной организации (дошкольной образовательной организации или общеобразовательной организации).

Образцы документов, используемых при проведении процедуры идентификации опасностей и оценки рисков в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации, приведены в приложениях 1-5.

В процессе оценки рисков работники должны быть проинформированы о каждом проведенном этапе, при этом форму и порядок информирования работодатель выбирает самостоятельно, например, размещение информации на сайте организации, в уголке охраны труда или доведение на собрании коллектива, распространение информационных листков или писем по электронной почте, ознакомление с производственными рисками при поведении инструктажей по охране труда.

Обращаем внимание, что информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты осуществляется в рамках соответствующей процедуры, наличие которой в системе управления охраной труда организации обязательно проверяется ГИТ.

В случае неудовлетворительного результата следует максимально быстро принимать корректирующие меры, начиная с внеплановой оценки рисков и заканчивая внесением изменений в Примерное положение о СУОТ.

Необходимо отметить, что процесс мониторинга сопровождается ведением документации как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Полученные данные в дальнейшем используются в целях оценки и прогноза состояния безопасности и охраны труда в организации.

Работник обязан ознакомиться с результатами оценки профессиональных рисков на его рабочем месте.

Перечень основных документов по оценке профессиональных рисков

Трудовой кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. №438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».
Приказ Роструда от 21 марта 2019 г. №77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».
ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.
ГОСТ Р 12.0.010-2009. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.
Руководство Р 2.2.1766-03. 2.2. Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.
ГОСТ Р 51901.21-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения.
ГОСТ 12.0.230.5-2018. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ.
ГОСТ Р 51901.1-2002. Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем.
ГОСТ Р 51897-2011. Менеджмент риска. Термины и определения.
ГОСТ Р ИСО 31000-2019. Менеджмент риска. Принципы и руководство.
ГОСТ Р 54934-2012. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования.
Примерное положение о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации, утвержденное постановлением исполкома профсоюза от 6 декабря 2017 г. №11-12.
Примерное положение о системе управления охраной труда в общеобразовательной организации, утвержденное постановлением исполкома профсоюза от 6 декабря 2017 г. №11-12.

Приложение 1

Приказ

«___» ________ 20___г. №__________

О мероприятиях по управлению профрисками

В целях реализации ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года №438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» и организации мероприятий по управлению профрисками

Приказываю:
1. Создать комиссию по идентификации опасностей и оценке рисков в составе:
Председатель комиссии
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Члены комиссии:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

2. Разработать перечень рабочих мест, на которых будет проводиться идентификация опасностей и оценка рисков.
Срок исполнения: «___» ________ 20___г.
3. Разработать план-график проведения работ по оценке рисков.
Срок исполнения: «___» ________ 20___г.
4. Ознакомить работников с результатами идентификации опасностей и оценки рисков.
Срок исполнения: «___» ________ 20___г.
5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Руководитель организации _____________________________________________________

Приложение 2

Перечень (реестр) опасностей


Приложение 3

Форма карты идентификации опасностей и оценки рисков
Карта идентификации опасностей и оценки рисков №_______
______________________________________________________________________________
(Наименование структурного подразделения/рабочего места)


Руководитель: _________________ _______________________________ «___» ________ 20___г.
(Подпись) (ФИО) (Дата)
Работник: ____________________ ________________________________ «___» ________ 20___г.
(Подпись) (ФИО) (Дата)

Приложение 4

Утверждаю
_______________________________________
(должность)
_______________________________________
(наименование организации)
____________ _______________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
«_____» ______________ 20_____г.

Реестр допустимо приемлемых и неприемлемых рисков

Приложение 5

Утверждаю
_______________________________________
(должность)
_______________________________________
(наименование организации)
____________ _______________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
«_____» ______________ 20_____г.

План мероприятий по управлению рисками

Читайте также: