Что такое профессиональные стандарты в социальной сфере

Опубликовано: 17.09.2024



На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.

Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.

В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.

К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:

  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в котором прописаны основные принципы социального обслуживания, даны определения понятиям «трудная жизненная ситуация», «социальные услуги».
  • Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Регулирует право соцработника, занятого в государственном или муниципальном учреждении социального обслуживания, на повышение квалификации за счёт работодателя, на получение спецодежды и необходимого для работы инвентаря, на обслуживание в торговых центрах/ банках / вне очереди в рабочее время, бесплатный проезд и другие льготы.

Профессиональный стандарт социального работника

Специальным документом, регулирующим деятельность соцработников, является профессиональный стандарт «Социальный работник» (утв. Мин. Труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н).

В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о трудовой деятельности социального работника и выделены его трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и навыков.

Особое внимание стоит обратить на требования к образованию и опыту работы:

- среднее профессиональное образование - программы подготовки рабочих и служащих (профессиональное обучение)

- среднее общее образование и стажировка на рабочем месте;

Особые условия допуска к работе: отсутствие судимости и обязательное прохождение медицинских осмотров.

Введение профстандарта соцработника было необходимой мерой для решения ряда основных проблем в этой отрасли:

  • отсутствие профильного образования у работников

До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.

  • разобщенные требования к образованию и опыту работы при трудоустройстве

Эти требования руководители социальных служб определяли самостоятельно, что приводило к недопонимаю и конфликтам между работодателями и сотрудниками.

  • сложности у работодателей в проведении аттестации сотрудников

Для понимания, что из себя представляет работа в социальной службе и какие существуют требования к профессии, следует изучить этот профстандарт.

Функции и обязанности социального работника

Согласно действующему профстандарту «Социальный работник» (утв. Мин. труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н), обязанности соцработников состоят в оказании следующих услуг:

Социально-бытовые и социально-медицинские услуги

Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.

Соцработник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Он постоянно наблюдает за состоянием здоровья подопечного. В его обязанности также входит участие в реабилитационных мероприятиях для пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья (например, работа по программе реабилитации инвалидов). Еще одна функция - содействие подопечным в получении помощи в медицинских учреждениях: записать на приём, сопровождать в поликлинику, напоминать про график приёма лекарств.


Специфика деятельности социального работника

Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.

Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность.
Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.

Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.


Аттестация социальных работников

Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.

Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.

Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.

Как подготовиться к аттестации соцработнику? Для этого достаточно регулярно проходить программы повышения квалификации по социальной работе и первой медицинской помощи .

Какое обучение необходимо для работы

Пройти обучение на соцработника в России можно на базе 9 или 11 классов в учреждениях среднего профессионального или дополнительного профессионального образования.

Например, в АБиУС действует программа профессионального обучения «Соцработник». Программа содержит только профильные дисциплины, поэтому освоить новую профессию можно приблизительно за 2 месяца. Получив свидетельство о должности служащего, вы будете соответствовать требованиям профстандарта, сможете устроиться на работу и заниматься любимым делом. Эта программа будет подходящим решением и для тех, кто окончил училище или колледж по другой специальности.

Если вам требуется консультация по выбору подходящей программы обучения, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Они подберут программу с учетом уровня образования, конкретной жизненной ситуации и финансов.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема введения профессиональных стандартов, а именно профессиональных стандартов по социальной работе и их место и роль в социальной сфере. Введение профессиональных стандартов по социальной работе обусловлено необходимостью совершенствования социальной политики государства и имеет свою нормативную основу — Указ Президента Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации.

Ключевые слова: стандартизация, стандарт, профессиональный стандарт, социальная работа.

На данном этапе развития России существует множество социальных проблем, в том числе, касающихся рынка труда. Прежде всего, к ним относят невозможность многих граждан реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы иметь достойную заработную плату, развиваться, строить карьеру.

Помимо этого, необходимость изучения профессиональных стандартов по социальной работе обусловлена несколькими причинами:

во-первых, отсутствием единого стандарта образования, из-за чего обладатели дипломов разных заведений имеют совершенно разный багаж опыта и знаний;

во-вторых, возрастанием потребности в высококвалифицированных специалистах по социальной работе, поскольку возрастает спрос населения на получение квалифицированной социальной помощи;

в-третьих, сейчас по Трудовому кодексу работодатель имеет право провести аттестацию человека на предмет его компетентности, но тогда он самостоятельно должен описать, что это такое. Это бывает трудно для учреждения, которое не обладает достаточным опытом, и могут возникнуть судебные споры.Появление законодательного поля и определение профессионального стандарта снимет все противоречия и поможет избежать многих судебных разбирательств;

в-четвертых, в настоящее время очень остро встает вопрос о сертификации профессиональных квалификаций (в том числе и специалистов в области социального обслуживания населения), которая невозможна без опоры на профессиональные стандарты. Данное мероприятие будет проводиться на основе уже имеющихся профессиональных стандартов по социальной работе.

В связи с этим, целесообразно изучить место и роль профессиональных стандартов по социальной работе в социальной сфере, посредством сравнения, анализа научной литературы, материалов периодической печати, нормативных правовых документов Правительства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты.

Прежде чем перейти к анализу понятия профессиональный стандарт, необходимо изучить понятие стандартизация и стандарты в целом. В нашем мире стандартизация продуктов, услуг, процессов деятельности давно приобрела всеобъемлющий характер. Со стандартами мы встречаемся повсюду — и на работе, и в жизни.

В России, в справочнике по социальной работе М. А. Гулиной, под стандартом, в широком смысле этого слова, принято понимать образец, эталон, модель, приносимые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов [2]. Общепринятым считается определение понятия стандарта, взятое из документа Международной организации стандартизации. Согласно этому документу, стандарт — технический стандарт или другой документ, доступный и опубликованный, коллективно разработанный или согласованный и общепринятый в интересах тех, кто им пользуется, основанный на интеграции результатов науки, технологии, опыта, способствующий повышению общественного блага и принятый организациями, полномочными на национальном, региональном и международном уровнях.

Благодаря стандартам обеспечивается высокий уровень качества продуктов и услуг, эффективность производственной деятельности организаций и их взаимодействия, возможность обмена информацией в глобальных компьютерных сетях, формирование мирового рынка труда и образовательных услуг и т. д.

Важной тенденцией современного процесса стандартизации является ускорение темпов стандартизации различных видов деятельности человека, а также интеграция и гармонизация всех стандартов в единую систему стандартов информационного общества. Такие стандарты определяют принципиальные качества профессионалов данной области, а также различные требования к их деятельности.

В российских нормативных документах и научной литературе существует несколько определений понятия профессионального стандарта. Профессиональный стандарт (occupational standard) — подробное описание требований к основным функциям, выполняемым работниками [3, с. 7–9]. Профессиональный стандарт — нормативный документ, предназначенный для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а так же обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов.

Работодателю профессиональный стандарт является основой для выбора качественного персонала на рынке труда, поскольку он служит:

  • основой для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала; обеспечения качества труда персонала;
  • обеспечения профессионального роста персонала; поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
  • повышения мотивации персонала в своей организации;
  • повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а следовательно, высоких экономических результатов .

Профессиональный стандарт необходим и работникам социальных служб, поскольку для них он является основой для:

  • определения собственного профессионального уровня и направлений профессионального обучения и совершенствования;
  • эффективного функционирования в учреждении;
  • обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы;
  • карьерного роста и увеличения доходов.

Профессиональные стандарты необходимы и для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выборе форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала.

Без профессиональных стандартов не может быть эффективных образовательных стандартов, в случае отсутствия профессиональных стандартов работодатели не могут реально содействовать разработке эффективных и ориентированных на перспективу образовательных стандартов. Для органов управления образованием профессиональные стандарты создают возможность сформулировать реальные и измеримые результаты обучения в системе профессионального образования, планировать объемы и профили обучения, определять траектории обучения в течение всей жизни [5, с. 48 -49].

Все те проблемы, которые были упомянуты выше, поставили остро вопрос введения профессиональных стандартов, особенно в сфере социального обслуживания населения. С учетом уже имеющегося зарубежного и некоторого российского опыта, в целях решения проблем обеспечения качества рабочей силы и гарантий работникам социальных служб постепенно начинают вводиться профессиональные стандарты, которые представляют собой, по существу, описание квалификационных характеристик для конкретных профессий.

В настоящее время Министерство труда и социальной защиты России активно взаимодействует с бизнесом. Создан экспертный совет для рассмотрения проектов профессиональных стандартов, им же одобрен макет профессионального стандарта специалиста по социальной работе. Активная работа по разработке и внедрению профессиональных стандартов деятельности в различных областях ведется Российским союзом промышленников и предпринимателей. В социальной сфере, инициативу по разработке и реализации профессиональных стандартов взяла на себя Ассоциация работников социальных служб.

Таким образом, разработка и введение профессиональных стандартов по социальной работе в России поможет решить важные вопросы в сфере управления человеческими ресурсами, такие как:

  • стандартизация требований к работникам;
  • достижение высоких результатов социальной деятельности;
  • выбор критериев для подбора персонала;
  • унификация требований к профессиональной деятельности социальных работников (в различных регионах, отделениях);
  • развитие мотивации работников к самосовершенствованию;
  • разработка обучающих программ с учетом требований рынка труда;
  • оценка качества обучения в соответствии с требованиями работодателей (на основе проф.стандартов);
  • эффективное управление государственным заказом для системы профессионального образования (определение целей, планирование объемов и профилей обучения).
Ссылки на источники
  1. Горшков М. А., Шереги Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. — М.: ЦСПиМ. — 2010. — С. 118.
  2. Гулина М. А. Справочник по социальной работе, 2010. — [Электронный ресурс]. URL: http:// www.psyoffice. ru /Словари и энциклопедии.
  3. Привезенцев М. В., Олейникова О. Н. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Методическое пособие. — М.: Альфа, 2007. — С. 7–9. 4.. Профессиональные стандарты: международный опыт. — [Электронный ресурс]. URL: http: // www. naloglib. Net /008/professionalnye-standarty-mezhdunarodnyi-opyt.
  4. Фонарев А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. — М., 2005. — с. 48–49. 9.

Статья участвует в конкурсе Лучшая молодежная статья 2017 года

Профессиональный стандарт социального работника введен с целью совершенствования этой сферы деятельности.

Необходимость введения

На отечественном рынке труда существует множество проблем. Далеко не все граждане могут найти работу, в которой бы они реализовывали свои профессиональные знания.

Стандарт профессиональной деятельности социального работника был введен по нескольким причинам:

  • обладатели дипломов разных учебных заведений существенно отличались по багажу знаний;
  • увеличилась потребность в специалистах по социальной работе высокой квалификации.

профессиональный стандарт социального работника

Интересные факты

С 2008 года Центром социального маркетинга была выявлена тенденция увеличения спроса на высококвалифицированных специалистов.

Работодателю достаточно сложно было проводить аттестацию рабочих мест до тех пор, пока не появился профессиональный стандарт социального работника в социальной сфере. Это особенно актуально было для организаций, не имеющих достаточного опыта, где часто возникали конфликтные ситуации между руководителем и сотрудниками. Заканчивались они, как правило, судебными разбирательствами.

За 2001 год судами общей юрисдикции было рассмотрено больше 864 тысяч трудовых споров.

Стандарт профессиональной деятельности социального работника дает возможность избегать многих проблем, включая и оценку качества работы сотрудников. После его разработки существенно снизилось количество разбирательств, связанных с квалификацией.

Профессиональный стандарт социального работника значительно упрощает процедуру присвоения квалификации сотрудникам этой сферы деятельности.

Например, в европейских странах уже есть положительный опыт введения подобных норм. Это существенно упростило процедуру принятия на работу, увеличило шансы квалифицированных специалистов получить высокооплачиваемое рабочее место.

стандарт профессиональной деятельности социального работника

Определение

В широком смысле под стандартом принято понимать эталон (модель), который берется в качестве исходной формы для сопоставления подобных объектов. Рассмотрим более подробно.

Профессиональный стандарт социального работника - документ, который применяется для обеспечения высокого уровня обслуживания населения.

Его основной задачей является обеспечение высокого качества оказываемых гражданам услуг.

Профессиональный стандарт социального работника описывает те качества, которыми должен обладать специалист этой профессиональной сферы.

Именно этот документ способствует рациональной расстановке и применению кадров, обоснованному принятию решения в процессе аттестации сотрудников.

Как используются основные документы профессионального стандарта? Социальный работник на их основе повышает свою профессиональную компетентность. Работодатель, в свою очередь, применяет нормативные документы для мотивации сотрудников, поддержания стандартов качества обслуживания населения.

профессиональный стандарт социального работника в социальной сфере

Стандарт для работников

Для них подобный документ является базой для выявления личного профессионализма, выбора направлений для последующего роста, самосовершенствования. После введения профстандарта изменилась ситуация на рынке труда. Специалисты, имеющие высокую квалификацию, сократили время на поиски высокооплачиваемой работы, стали ощущать свою востребованность на рынке труда, выросли их шансы на карьерный рост.

Основные тезисы

Работник обязан оказывать гражданину, который полностью либо частично утратил способность самообслуживания, находится в сложной жизненной ситуации, квалифицированную помощь:

  • социальные и бытовые услуги;
  • медицинскую помощь;
  • правовую поддержку;
  • социально-экономические услуги.

основные документы профессионального стандарта социальный работник

Общая трудовая функция

Социальный работник должен иметь профессиональное среднее образование или общее среднее образование и профессиональную подготовку (стажировку) на рабочем месте. Сотрудник обязан пройти специальный учебный курс по оказанию первой медицинской помощи.

В профессиональном стандарте нет особых требований к опыту практической деятельности социального работника. Однако к работе могут быть допущены только те лица, которые не имеют судимости за преступления, установленные законодательством РФ.

Профстандарт определяет основные трудовые функции социального работника:

  • определение лиц, которые находятся в сложной жизненной ситуации, нуждаются в социальном обеспечении;
  • покупка за материальные средства клиента продуктов питания, доставка их на дом;
  • помощь в приготовлении пищи из продуктов, имеющихся у клиента;
  • приобретение за материальные средства подопечного промышленных товаров из списка предметов первой необходимости, доставка их на дом;
  • для клиентов, проживающих без центрального водоснабжения, отопления, социальный сотрудник доставляет воду, растапливает печь;
  • сдача за счет средств подопечного его личных вещей в химчистку, прачечную, мастерскую, доставка отремонтированных вещей клиенту.

стандарт профессиональной деятельности социального работника дает

Заключение

Профстандарт, созданный для сотрудников социальной сферы, позволяет регламентировать их деятельность. Учитывая, что в подобном документе перечисляются все основные трудовые функции работников, существенно снижается количество конфликтных ситуаций с клиентами. Для этого подобные стандарты и создаются.

При полном соблюдении всех требований, указанных в этом нормативном документе, клиент получает гарантированное качественное обслуживание со стороны социальных служб, а сам сотрудник может рассчитывать на повышение квалификации, а также на существенный рост заработной платы.

Профессиональные стандарты (далее ПС) – это показатели и параметры для определения определенных рамок квалификации и описание этих квалификаций. Кроме того, ПС позволяют определять степень соответствия работы, которая выполняется тем или иным работником в социальной сфере.

ПС характеризуются показателями компетенций и способностей в родах занятий, профессиях. Чаще всего именно государство их устанавливает и определяет возможность лица заниматься конкретным видом деятельности, родом занятий или занимать соответствующую профессию (должность) (занимать соответствующее рабочее место.

Чаще всего ПС – это документ, которые устанавливает определенные квалификации, системы требования к знаниям, навыкам, системе ценностей, личностным качествам. Устанавливается также соответствие умений для выполнения поставленных задач.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Профессиональные стандарты социальной сферы 470 руб.
  • Реферат Профессиональные стандарты социальной сферы 230 руб.
  • Контрольная работа Профессиональные стандарты социальной сферы 200 руб.

Профессиональные стандарты могут быть:

  • заимствованными – то есть взяты из каких-то зарубежных источников, иностранных государственных профессиональных стандартов;
  • устаревшими – те, что уже заменены на новые стандарты, однако по каким-то причинам не применяются на практике;
  • обработанными – те, что заимствованы с других комплексов и систем, однако обработаны и переделаны под новую сферу деятельности;
  • оригинальными – непосредственно разрабатываются организациями, без заимствований других ПС;
  • реформированными – заимствованные стандарты, которые реформированы для презентации в общедоступном формате.

Направленность и применение профессиональных стандартов

Профессиональные стандарты направлены на повышение эффективности работы с сотрудниками, повышения качества их труда, планирование их профессионального роста; организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, влияния на развитие требований к производительности труда и производства продукции (оказания услуг); подбор, расстановку и использования кадров; обоснования решений, принимаемых при проведении аттестации работников.

Также ПС используются для проведения оценки квалификации выпускников учебных заведений соответствующим требованиям. Профессиональные стандарты нужны для разработки образовательно-квалификационных программ и модулей на всех уровнях образования, составления учебных и методических материалов.

С помощью Профессиональных стандартов решаются вопросы в сфере управления персоналом, разрабатываются корпоративные стандарты для сотрудников. Кроме того, проводится процедура сертификации персонала, ее унификация в определенных сферах деятельности, выставляются единые требования к качеству выполненной работы и продукции, происходит согласование наименований профессий и должностей.

Принципы и требования к разработке профессиональных стандартов

К основным принципам разработки профессиональных стандартов в социальной сфере относят:

  • соответствие Законам РФ;
  • учет требований к адаптивности сотрудников и их компетенций, способностей, которые постоянно возрастают;
  • возможность вертикального и горизонтального размещения квалификаций;
  • учет опыта передовых стран, организаций, в том числе и иностранных, которые занимают лидирующие позиции в социальной сфере;
  • конкретизация служебных обязанностей и трудовой функции каждого сотрудника;
  • непредвзятое и ровное отношение к профессиональным и личным интересам работников;
  • соответствие требований технологическому развитию организации.

Таким образом, Профессиональные стандарты в социальной сфере необходимы в государственных и частных организациях для унификации, стандартизации и установления требований к квалификации, трудовой деятельности сотрудников.

Model.Article.Title

Национальный план развития профессиональных стандартов еще в мае 2012 года подписал Президент РФ Владимир Путин. С помощью профстандартов глава государства надеется укрепить экономику и систему образования. Что собой представляет нововведение и как оно повлияет на работу кадровиков тех организаций, в которых уже меньше чем через год начнут действовать первые профстандарты?

От Петра I и до наших дней

Профессиональные стандарты — это современные требования к компетенции специалистов. Еще несколько веков назад так называемые первые профстандарты были у всех на виду в буквальном смысле: над мастерской сапожника висел сапог, над пекарней — калач и так далее.

Времена меняются, многие существующие требования к профессиям безнадежно устарели. Некоторые из них были сформированы более 20 лет назад, и в них перечень того, что следует уметь конкретному специалисту, занимает несколько предложений.

«Современную экономику, рынок труда с такими поверхностными, прямо скажем, требованиями к профессиям не построить», — заявил Владимир ПУТИН в декабре 2013 года на совещании по вопросу разработки профессиональных стандартов.

Внимание государства к установлению уровней компетенции работников различных профессий позволяет устранить существующие пробелы и в Трудовом кодексе РФ. Так, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ была внесена поправка, вводящая понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника», которых ранее в кодексе просто не было.

Как сообщают в пресс-службе Минтруда РФ, профессиональные стандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания). При этом описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер с использованием более современной конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту.

«Профстандарты призваны заменить действующие квалификационные справочники, которые действительно устарели в связи с отсутствием в них ряда существующих профессий, по крайней мере в экономически подвижных отраслях. Но пока кадровики вынуждены их придерживаться в силу того, что справочники содержат перечень профессий, по которым установлены льготы и надбавки, — комментирует руководитель проектов по управлению персоналом компании СКБ Контур Ирина САВЕЛЬЕВА. – Переход на профстандарты позволит уйти от системы, когда льготы привязаны к стандартному названию должности, а не к функционалу, профессиональным навыкам, знаниям и умениям. Сегодня, если допустить незначительное изменение, например изменить порядок слов в названии должности, сотрудник не получит полагающихся ему льгот».

Процесс пошел

Сегодня в Минтруд России представлено около 300 проектов профессиональных стандартов. Экспертный совет при Минтруде России согласовал более 200 профстандартов, в том числе в области автомобилестроения, сварочных работ, информационных технологий, патентоведения, атомной и космической отрасли, социальной сфере.

В числе профстандартов, утвержденных Минтрудом России и прошедших государственную регистрацию в Минюсте России: педагог, специалист по патентоведению, специалист по социальной работе, программист, социальный работник, руководитель организации социального обслуживания, руководитель учреждения медико-социальной экспертизы, специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, специалист по реабилитационной работе в социальной сфере, психолог в социальной сфере, специалист по работе с семьей и так далее.

На основе предложений федеральных органов исполнительной власти, отраслевых объединений работодателей и профсоюзов, ведущих профессиональных ассоциаций Минтруд России сформировал перечень из 805 профессиональных стандартов, которые требуется разработать и принять.

Профстандарт для педагогов

Реакция общественности на введение профстандартов неоднозначна. Так, профессиональный стандарт педагога уже почти год широко обсуждается всеми участниками образовательной сферы. По словам Министра образования и науки РФ Дмитрия ЛИВАНОВА, после того как профстандарт учителя будет внедрен в полном объеме, он станет основой и для проведения аттестации, и для выстраивания траектории повышения профессионального уровня каждого учителя.

С 1 января 2015 года профстандарт педагога будет вводиться повсеместно, а в течение 2014 года пройдет процесс постепенной пилотной апробации в отдельных регионах по мере их готовности. На основе существующего профстандарта будут разрабатываться и стандарты для педагогов-психологов, дефектологов, тьюторов и других специалистов, работающих в системе общего образования, и организаций, реализующих программы общего образования (школы-интернаты, детские колонии, техникумы). Кроме того, Минобраз не исключает возможность разработки профстандартов для всех учителей-предметников и для руководителей — директоров школы и завучей.

Одна реформа тянет за собой другую

Поскольку укрепление отечественной системы квалификаций напрямую зависит от профессионального образования, правительство уже задумалось о внесении изменений в образовательные программы в вузах, лицеях и колледжах.

«Если идею реализуют так, как требуют современные экономические условия, то польза будет очевидна. Особенно для подготовки кадров. Сейчас система подготовки специалистов далека от современных требований производства. А по большинству профессий подготовка не ведется вообще, хотя потребность рынка в них велика, — говорит Ирина САВЕЛЬЕВА. – Обучением специальностям в области кадрового учета не занимается никто. В лучшем случае это кратковременные курсы повышения квалификации. Любые специалисты приходят в эту отрасль и учатся уже на практике. Эта специальность настолько своеобразна и универсальна, что кадровику нужно разбираться практически во всех отраслях: психологии, охране труда, трудовом законодательстве, бухгалтерии, финансовой экономике. Подготовка таких специалистов у нас в стране не ведется. И подобная ситуация сложилась во многих сферах занятости».

Так, например, в соответствии с грядущим введением профстандарта педагога Министерство образования и науки подготовило программу модернизации педобразования на 2014-2017 годы. В рамках этого документа в 17-25 российских вузах будут осуществляться пилотные проекты: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологий.

Еще одним элементом формируемой системы профстандартов должно стать внедрение процесса подтверждения квалификации работников через профессиональный экзамен. Такой механизм можно обеспечить только через выстраивание сети независимых сертификационных центров, которые будут подтверждать или опровергать профессиональный уровень специалистов. Оценка, получаемая в сертификационном центре, будет служить своеобразным паспортом профсостоятельности претендента на работу.

«Переход образовательной сферы на эти стандарты станет хорошим подспорьем для кадровика. Мы будем четко понимать, насколько кандидат отвечает нужным требованиям. И если у претендента на какую-либо должность недостаточно знаний и требуется что-то доучить, то составить программу обучения будет гораздо проще», — отмечает Ирина САВЕЛЬЕВА.

Очень часто новации со стороны государства становятся поводом для беспокойства, однако реформа квалификационных справочников будет растянута на десятилетия и войдет в нашу жизнь плавно.

Читайте также: