Что такое рабочая программа специалиста дошкольной организации в чем ее особенность

Опубликовано: 03.10.2024

Несмотря на то, что сегодня действует единое нормативное правовое поле, вопрос о рабочих программах воспитателя, ее обязательности является дискуссионным до сих пор. По этому вопросу обозначены две противоположные позиции, каждая из которых выдвигает свои аргументы.

Те, кто считает, что рабочая программа воспитателя должна быть, ссылаются на статью 2, п. 9 ФЗ-273, согласно которой образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. А также на определение примерной образовательной программы, которое приведено в той же статье, в п. 10., о том, что примерная образовательная программа определяется как учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Однако, как отмечают эксперты электронной системы «Образование», терминология данной нормы является общей и в части, не касающейся деятельности дошкольной образовательной организации, может к ней не применяться.

Если же эти определения рассматривать как догму (положение, принимаемое истинным без требования доказательства), то неясными остаются многие вопросы, ответить на которые сторонникам данной точки зрения непросто.

О каких учебных предметах курсов, дисциплин и модулей идет речь в данной статье? В тексте ФГОС дошкольного образования в п.2.6 определено, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. При этом в Комментариях к ФГОС (к разделу 2.7.) поясняется, что содержание образовательной программы ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами и особенностями развития. Результаты освоения программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров и сформулированы безотносительно к образовательным областям.

Для сравнения: в тексте ФГОС НОО определены предметные области, включающие в себя конкретные учебные предметы. По каждой предметной области обозначены предметные результаты, которые обозначаются как освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Почему в положениях ФГОС, в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования, отсутствует такой структурный компонент как рабочая программа? Согласно п.2.11, программа дошкольного образования включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. Содержание каждого из разделов не содержит требований относительно рабочих программ, ни в качестве основного текста образовательной программы ДОО, ни в качестве приложения к какой-либо его части.

Для сравнения: в тексте ФГОС НОО определены разделы образовательной программы, среди которых пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; базисный учебный план начального общего образования; примерная программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;примерные программы отдельных учебных предметов; примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; примерная программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Почему в проектах примерных образовательных программ дошкольного образования (в том числе и тех, которые уже получили гриф УМО) отсутствует такой структурный элемент как рабочая программа? Значит ли это, что авторы нарушают (или игнорируют) п.9-10 статьи 2 ФФЗ-273?

Каким образом должна быть структурирована рабочая программа? Ни один федеральный документ не определяет структуру рабочей программы воспитателя. Все, что содержится в разных методических пособиях, является точкой зрения авторов и носит рекомендательный характер.

На какие нормативные документы необходимо полагаться при разработке положения о рабочей программе?Получается, что только на статью 2. ФЗ-273, которая ничего не говорит о степени обязательности рабочей программы для воспитателя и не определяет ее структуру и содержание. Другой нормативно-правовой основы на федеральном уровне нет.

Зачем нужен ФГОС дошкольного образования, если его пытаются выстроить в соответствии со Стандартами других уровней общего образования?…

Сторонники необязательности рабочей программы дошкольного образования исходят из конкретных положений следующих нормативных документов, представляя более аргументированную позицию.

Во-первых, согласно статье 12, п. 6 ФЗ-273 образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. В свою очередь, ФГОС дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, не содержит требования о необходимости включения в структуру образовательной программы учебного плана, учебного календарного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов.

Во-вторых, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, обязанность по разработке рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов не включена в перечень должностных обязанностей воспитателя. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, в трудовые функции воспитателя входит участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В структуре ООП, согласно ФГОС ДО, рабочая программа отсутствует как структурный элемент. Разработка педагогом других программ профессиональным стандартом также не предусмотрена.

Основываясь на аргументах сторонников второй точки зрения, можно сделать следующие выводы:

  • рабочая программа воспитателя может рассматриваться в качестве документа не обязательного, а рекомендательного характера;
  • решение о ее необходимости, структуре принимается на уровне дошкольной образовательной организации самостоятельно;
  • если дошкольная образовательная организация утвердила Положение о рабочей программе, то она несет ответственность за качество рабочих программ. Более того, дошкольная образовательная организация должна аргументировать необходимость рабочей программы воспитателя, обосновать ее структуру и содержание, показать роль рабочей программы в реализации принципов дошкольного образования, обозначенных в положениях ФГОС дошкольного образования.

Сохраняющаяся неоднозначность степени обязательности рабочих программ воспитателя ставит педагога вперед выбором: какой точки зрения придерживаться? Сегодня приходится констатировать, что педагог, как частное лицо, скорей всего будет придерживаться второй точки зрения. А как, должностному лицу, ему безопаснее разделить точку зрения руководителя.

Все разговоры о рабочих программах, их обязательности или необязательности — это вопрос планирования образовательной деятельности, который сегодня должен быть решен с позиции ФГОС дошкольного образования.

На сегодняшний день рабочая программа воспитателя в ДОУ выполняет задачи перспективного планирования и представлена обычно в двух вариантах.

В первом варианте содержание рабочей программы раскрывается через примерное комплексно-тематическое планирование, в котором указаны примерные сроки, темы и примерное содержание совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Это наиболее естественный и приемлемый для современного дошкольного образования вариант планирования. Примерный характер сроков и тем указывает на возможность внесения изменений в план с учетом индивидуальных особенностей и текущих интересов детей группы и обусловлен одним из основных принципов, указанных в п.1.4 ФГОС дошкольного образования. В частности, принцип индивидуализации дошкольного образования предполагает, что ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Игнорирование данного принципа ставит под сомнение реализацию ФГОС дошкольного образования.

При втором варианте рабочая программа воспитателя включает в себя заранее обозначенные темы и задачи организованной образовательной деятельности (занятий) по образовательным областям на учебный год. При этом внутри каждой области дополнительно выделяются виды занятий. Например, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» выделяются занятия по ФЭМП (РЭМП), ФЦКМ и т.д. Такой документ ОЧЕНЬ неоднозначный с точки зрения реализации ФГОС дошкольного образования.

Во-первых, такие рабочие программы по факту «рабочими» не являются и создаются только для проверяющих. Что является предметом контроля проверяющих? Соответствие реально организованного процесса конкретному содержанию, распределенному во времени и жестко привязанному к срокам. Безусловно, это очень удобно для проверяющего и не требует от него знаний специфики дошкольного образования и принципов организации образовательной деятельности на основе положений ФГОС. Однако, как утверждают авторы методического обеспечения ФГОС, сейчас проверяющий должен соотносить реальный образовательный процесс не с заранее составленным планом, а с методологией, принципами и подходами образовательной программы (программы ДОО, а не рабочей!). В этом случае контроль выступает как экспертиза: выявление и анализ целесообразности выбора педагогом тех или иных способов поддержки и организации взаимодействия детей. А проверяющий должен быть экспертом, специалистом по дошкольному образованию, в полном смысле этого слова.

Во-вторых, такой вариант рабочей программы не соответствует все тому же принципу индивидуализации, поскольку дети не участвуют в планировании своей деятельности в детском саду и вынуждены включаться в планы, придуманные взрослым на год вперед. С позиции авторов методического обеспечения, приоритетом для организации работы с детьми служит не программа образовательной организации, и не планы, написанные педагогом, а собственная активность ребенка.

В-третьих, такого рода рабочая программа остается предметно-ориентированной. Однако, сегодня нужно стремиться разрабатывать не занятия по образовательным областям, не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а разрабатывать целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему в течение одного дня, формами которого выступают проекты, праздники, сюжетно-ролевые игры и т.д.

В-четвертых, данный подход к планированию абсолютно не решает проблему заорганизованности и чрезмерной регламентированности деятельности детей.

Изменение принципов организации образовательного процесса требует кардинальных изменений подходов к планированию.

- что такое рабочая программа?

- каково структура рабочей программы?

- почему мы ее должны писать? С какой целью пишется рабочая программа?

- очередная писанина? Когда этим заниматься? И т.д.

Сегодня мы Вас здесь собрали для того, чтобы ответить на все эти вопросы.

Что такое рабочая программа?

Рабочая программа педагога– индивидуальный инструмент педагога.

Это нормативный документ, базирующийся на образовательной программе дошкольного учреждения, содержание которого адаптировано к конкретным условиям группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Чтобы ответить на вопрос: на основании чего мы должны писать рабочую программу обратимся к нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность образовательных учреждений и педагогов.

В определении понятия «Образовательная программа» (п. 9 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", далее – Федеральный закон № 273) отмечено, что в комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, организационно-педагогические условия) представлены и рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

В ст.48. Обязанности и ответственность педагогических работников отмечено, что педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н. Зарегистрирован в Минюсте России 6 декабря 2013 г., регистрационный № 30 550.

Пункт 3.1.1 Профстандарта: Общепедагогическая функция. Обучение.

Данная общепедагогическая функция относится как к учителям, так и педагогам дошкольного учреждения, в части разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной образовательной программы.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

Должностные обязанности воспитателя в соответствии с ЕКС: «Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников».

Необходимость в рабочих программах обусловлена еще тем фактом, что ООП носит обобщенный характер, не позволяющий воспитателю непосредственно приступить к деятельности по ее выполнению. Смысл существования рабочих программ состоит в том, что они позволяют воспитателю конкретизировать содержание ООП. Поэтому, безусловно, рабочие программы в своей структуре, в своем содержании, должны учитывать цели, задачи и содержание основной образовательной программы дошкольного учреждения, но не копировать целые разделы ООП ДОУ. РП разрабатываются педагогами ДОУ ежегодно, с учетом контингента детей, с которыми они работают и с учетом изменяющихся внешних условий жизнедеятельности детского сада и др.

С какой целью разрабатывается рабочая программа:

• обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного дошкольного образования;

• обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

• повышения профессионального мастерства педагогов.

Рабочая программа в ДОУ — это документ, отражающий специфику образовательной деятельности конкретной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-логопеда, музыкального работника, педагога- психолога).

Отсюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, поскольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы.

Рабочая программа ДОУ — это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей (группы компенсирующей, комбинированной, оздоровительной и другой направленности).

Специалисты ДОУ также должны иметь свою рабочую программу, которую обязательно согласовывают с образовательной программой детского сада и рабочей программой воспитателей группы.

Рабочая программа не нормируется документами Федерального уровня, следовательно, для ее разработки должны быть созданы свои внутренние нормативные акты. Процедура разработки, принятия и утверждения рабочих программ, а так же технология их реализации с целью сохранения образовательного пространства образовательной организации находится в компетенции образовательной организации, и регламентируется (на основании ст. 28, ст. 30 Федерального закона № 273) локальным нормативным актом образовательной организации (в нашем случае это может быть приказ заведующего с утверждением структуры РП; или приказ об утверждении положения о РП, где представлена структура РП).

Итак, в вашем учреждении имеется приказ об утверждении структуры РП, значит все имеющиеся в дошкольном учреждении РП должны строго соответствовать утвержденной структуре.

На титульном листе необходимо отразить следующую информацию:

2. название рабочей программы (указать возрастную группу, направленность группы, на какой учебный од разработана)

4. город (внизу страницы)

Структура РП группы должна соответствовать структуре ООП учреждения и требованиям Стандарта, т.е. включать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку. В пояснительной записке необходимо отразить, что рабочая программа разработана на разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС «Улыбка» г. Волгодонска (это в первую очередь) и в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Также целевой раздел включает в себя подраздел «Возрастные и индивидуальные особенности детей … группы».

Для развития ребёнка – необходим индивидуальный подход, зная анатомо-физиологических и психических особенностей ребёнка можно рассчитывать на положительный результат общения.

Особенность поведения ребёнка зависит от его физического состояния и индивидуальности. Зная темперамент ребёнка - педагогу легче подобрать путь к сердцу ребёнка.

Индивидуальными особенностями являются:

1. характеристики темперамента,

3. состояние здоровья.

В этом подразделе также прописываем возрастные особенности детей данного возраста, на что в первую очередь необходимо обратить внимание.

В содержательном разделе необходимо обратить внимание на следующее:

Планирование НОД на 2017-2018 учебный год в …группе (из учебного плана МБДОУ в соответствии с данной возрастной группой)

Расписание непрерывной непосредственно образовательной деятельности на 2017 – 2018 учебный год (будет добавлено в ваши рабочие программы после утверждения заведующим)

Планирование образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей, представленными в пяти образовательных областях (описываем кратко, только задачи). Прописываем, какую непосредственно образовательную деятельность входит в данную образовательную область, указываем, что перспективное планирование находится в приложении вашей рабочей программы.

При написании этого подраздела необходимо указать, что в соответствии с ФГОС дошкольного образования обучение правилам дорожного движения осуществляется с учетом интеграции образовательных областей (на слайде). Перспективное планирование прилагается к вашей рабочей программе и это планирование также должно найти отражение в ваших рабочих программах.

Планирование взаимодействия с семьями воспитанников: в виде таблицы «Социальный портрет семьи воспитанников» (на слайде). Указываем количество и процент. Также прописываем перспективный план по взаимодействию с родителями (который должен найти отражение у вас в календарном планировании).

Направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и /или созданных ими самостоятельно (это ваше приоритетное направление). Кратко его прописали и указали, что в рамках приоритетного направления, с целью поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, в ходе реализации совместной деятельности со взрослыми, сверстниками в режимных моментах, осуществляется дополнительное образование детей (к примеру) по познавательному развитию «Петушок, золотой гребешок».

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Петушок, золотой гребешок» в группе раннего возраста общеразвивающей направленности (2 – 3 года) на 2016- 2017уч.год прилагается.

В организационном разделе необходимо обратить внимание на следующее:

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в … группе. Оформить в виде таблицы (на слайде). Кроме тех методических пособий, которые вы выбрали самостоятельно, необходимо указать и те, которые утверждены заведующим МБДОУ.

Режим жизнедеятельности детей. Прописываем и теплый и холодный периоды.

Приписываем «Примерная сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах» и «Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах» (в виде таблицы).

Указываем как организуется двигательный режим детей (в виде таблицы).

Организация развивающей предметно- пространственной среды … группы (особенности среды берем из Примерной образовательной программы) и также прописываем в виде таблицы (на слайде). Необходимо учитывать, что особенность программы «Детство» — это организация центров активности детей.

Традиционные события, праздники, мероприятия (выбираем из лексических тем, прописываем сезонные выставки).

Ориентировочные технические требования к оформлению рабочей программы (на слайде).

Таким образом, рабочая программа является необходимым документом всех педагогов ДОУ и должна быть доступна для ознакомления родителям воспитанников.

Составление рабочих программ и планирование образовательной деятельности – одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогами дошкольной образовательной организации.

Активная позиция педагогов ускорит процесс составления рабочей программы, а результатом может стать творческая и увлекательная жизнь группы.

Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя, важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании. 1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы и т. п.) . 2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой. 3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения. Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности: Учитель- логопед - реализует образовательные программы. Педагог-психолог - ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Воспитатель (включая старшего) - Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога. Разделы рабочей программы по ФГОС ДО. 1. Титульный лист 2. Содержание: 3. Целевой раздел: Целевой раздел включает в себя: а ) пояснительную записку; б) планируемые результаты освоения Программы. Пояснительная записка должна раскрывать: -цели и задачи реализации Программы; -принципы и подходы к формированию Программы. - значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности детей в группе Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений 4. Содержательный раздел: 1. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей: · Направление «Социально-коммуникативное развитие». · Направление «Познавательное развитие». · Направление «Речевое развитие». · Направление «Художественно-эстетическое развитие». · Направление «Физическое развитие». 2. Описание форм, способов, средств реализации Программы 3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 4. Способы и направления поддержки детской инициативы 5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями 6. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы) 7. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования. 5. Организационный раздел: 1. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания (Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности) 2. Режим дня. Может быть включено: После режима дня представляется двигательный режим, сетка закаливания, 3. Циклограмма деятельности.4. Выписка из учебного плана для своей группы: Сетка НОД. 5. распределение тематических периодов. Комплексно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности 6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. 7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС 1. Титульный лист Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующий ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола) ; полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа); составлена на основе примерной образовательной программе дошкольного образования (2014г) («От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2014 г) ); срок реализации программы (учебный год) ; Ф. И. О. и должность автора (авторов) ; год разработки программы. 2. Содержание. Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы. 3. Целевой раздел: 1) Пояснительная записка Рабочая программа по развитию детей …. Группы (далее Программа) разработана в соответствии с ООП «Детского сада № », в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Используются парциальные программы: (перечислить) Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Конституция РФ, ст. 43, 72. • Конвенция о правах ребенка (1989 г.) • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 •Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» •Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Цель и задачи Программы (из примерной программы, т. е. «От рождения до школы») : Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Цель (программы Детство): Создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Задачи (программа «От рождения до школы) (обязательная часть) : 1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка. 2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. 3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. 4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса. 5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. 6. Уважительное отношение к результатам детского творчества. 7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. Задачи (программа «Детство) 1.Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; 2.Целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности; 3. Обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; 4.Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; 5.Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка; 6.Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность; 7.Органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой; 8.Приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; 9.Приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки. Задачи (часть ДОУ – парциальные программы) : Принципы и подходы в организации образовательного процесса: 1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) . 3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») . 4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников. 5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. 7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра) 9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании. Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. - Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы Например, Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги. В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п. Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) (выписать из программы по возрастной группе) 4. Содержательный раздел: 1. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей: · Направление «Социально-коммуникативное развитие». · Направление «Познавательное развитие». · Направление «Речевое развитие». · Направление «Художественно-эстетическое развитие». · Направление «Физическое развитие». Делается описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемой примерной образовательной программ дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы»). Социально-коммуникативное развитие – может быть представлено в различных формах образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. Самообслуживание и элементарный бытовой труд может быть представлен в формах образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. Игровая деятельность представлена в формах образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. Познавательное развитие – Представляется в различных формах образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций. Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники - 2. Описание форм, способов, средств реализации Программы (на основе примерной программы). Можно представить в виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей) ; способы; методы и приемы; средства) 3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (на основе примерной программы) 4. Способы и направления поддержки детской инициативы (на основе примерной программы) 5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями (на основе примерной программы) 6. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы) прописываются содержание согласно представленной в парциальной программе образовательной области 7. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования (для логопедической группы) 5. Организационный раздел: 1. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания (Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности) 2. Режим дня. Может быть включено: После режима дня представляется двигательный режим, сетка закаливания, 3. Циклограмма деятельности. 4. Выписка из учебного плана для своей группы: Сетка НОД. 5. Распределение тематических периодов . Комплексно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности 6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. 7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Требования к оформлению Рабочей программы 1. Набор текста производится в текстовом редакторе Wordс одной стороны листа формата А4, тип шрифта: TimesNewRoman, размер - 14 пт. 2. По контуру листа оставляются поля: левое– 30 мм, правое-15 мм, верхнее– 20 мм, нижнее- 20 мм 3. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом.

Автор: Грибанова Анна Леонидовна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию рекомендации по написанию, оформлению и разработке рабочей программы. Данный материал может пригодиться руководителям ДОО при составлении положения о рабочие программе педагога, старшим воспитателям при написании основной рабочей программы ДОО, воспитателям при разработке собственных программ.
Содержание рабочей программы воспитателя
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят глобальные изменения. Они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой ступенью системы образования России. Это повлекло принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет - какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для её реализации. Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения. Одной программы достаточна на группу одного возраста, каждому воспитателя писать ее не целесообразно, соавторами программы могут выступать: руководители, 2 воспитатели, специалисты ДОО, творческая группа.
Примерная структура образовательной программы (законы дают нам частичную свободу в планировании образовательного процесса)
1. Титульный лист, где указывается:
• Название образовательного учреждения
• Кем и когда принята и утверждена программа (номера протоколов и дата)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ
Протокол № от 2016 года

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
МБДОУ №
Ф.И.О.
_____________
Приказ №___ от «___»_______2016
• Название рабочей программы (возраст детей, учебный год)
• Составители программы (ФИО, должность, категория)
• Город и год разработки программы
2. Содержание программы (оглавление)
3. Сама программа
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка (с указанием актуальности программы, целей, задач, участников программы, сроки реализации)
1.2. Нормативные документы на основе чего разработана программа
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.).
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".
• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО.
1.3. Основные характеристики особенностей развития детей данной группы (Возрастные особенности)
1.4. Список детей с указанием даты рождения и возраста на 1.09.2016
1.5. Психологические и индивидуальные особенности детей данной группы (характеристика на коллектив группы, а не на каждого ребенка)
1.6. Социальный паспорт группы на 01.09.2016 (сведения о родителях)
2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
2.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ (на холодный и теплый период)
2.2. Система закаливающих мероприятий
2.3. Систему оздоровительных мероприятий
2.4. Организацию двигательного режима
2.5. Расписание организованной образовательной деятельности (сетка занятий)
2.6. Циклограмма образовательной деятельности на неделю или день (по требованию руководства)

3.Содержательный раздел
3.1 . Перспективно-тематическое планирование на год (в данный раздел можно включить «Роботу с родителями» если вы не выносите отдельным планом)
Тема недели Цель Пополнение развивающей среды

3.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие»
3.3. Образовательная область «Речевое развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие»
3.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Календарно – тематическое планирование по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
3.5. Образовательная область «Физическое развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Физическое развитие»
3.6. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Перспективное - тематическое планирование по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
4. Планируемые результаты освоения Программы
В данном разделе описываются базисные знания, умения и навыки, уровень развития, которыми должны овладеть воспитанники в процессе реализации конкретной образовательной области.

5. Система мониторинга
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений, бесед, экспертных оценок и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности и др.) и высокоформализованных (тестов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг образовательного процесса (Приложение № 1)
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами детского сада (воспитателями и специалистами). Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов.
Мониторинг детского развития (Приложение № 2)
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами (воспитателями, другими специалистами) и медицинским работником (врач-педиатр). Основная задача данного вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

6. Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
4. Список литературы
В списке литературы указываются все программы, методические издания и учебные пособия, использованные для разработки Рабочей программы и используемые в процессе ее реализации. Список строится в алфавитном порядке с указанием города и названия издательства, года выпуска литературы. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
В списке материально-технического оснащения перечисляются:
Печатные пособия.
Технические средства обучения и средства ИКТ.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Игровой и дидактический материал.
Демонстрационные пособия.
Музыкальные инструменты и т.д.

5. Приложение
Приложения разрабатываются в зависимости от желаний и потребностей педагога. Это могут быть:
- описание игр и упражнений;
- картотеки (прогулок, утренней гимнастики и т.д.);
- сценарии групповых мероприятий;
- сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
- сценарии различных форм взаимодействия с родителями;
- визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, буклеты, памятки) и др.

Требования к оформлению образовательной программы устанавливается в положении ДОО о разработке рабочей программы.
Примерные требования к оформлению рабочих программ:
Текст набирается в редакторе Wordfor Windows шрифтом Times New Roman, кегль 14, таблицы заполняются кегль 12,
межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,5 см, поля со всех сторон 2 см.
Готовая программа прошивается (брошюруется), страницы нумеруются.
Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения.
Список литературы строится в алфавитном порядке, допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.
Программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до первого сентября текущего года) приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения (печатью на титульном листе).
Педагог оставляет за собой право незначительной правки программы по ходу реализации работы.
Вариативная часть рабочей программы пишется и брошюруется отдельно, тесно переплетается с основной программой только в еженедельном планировании, которое целесообразно вложить в приложение.

детский сад

2013/14 учебный год ознамено­вался для всех педагогов ДОУ России вступлением в силу таких законодательных актов, которые опреде­лили принципиально новое понимание сущности взаимодействия всех участ­ников образовательного процесса, в частности приоритет активного вклю­чения родителей в непосредственную
образовательную деятельность с детьми и создание условий для гармоничного развития ребенка, то есть развивающей среды.

С другой стороны, наступила необходимость корректирования со­держания планирования образова­тельной деятельности в ДОУ, то есть приведение в соответствие с требо­ваниями ФГОС ДО всей документации педагогов. Если с образовательной программой детского сада вопросов по структуре и наполнению нет (четко прописано в разделе 2 ФГОС ДО), то с рабочей программой педагога возникает немало вопросов, которые достаточно легко разрешить при ана­лизе новых законодательных актов.

Рабочая программа в ДОУ — это документ, отражающий специфику об­разовательной деятельности конкрет­ной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального ра­ботника, руководителя физического воспитания, педагога дополнительного образования, педагога-психолога).

От­сюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, покольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей
среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы.

Рабочая программа ДОУ — это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей (группы компенсирующей, комбини­рованной, оздоровительной и другой направленности).

Поэтому во всех возрастных группах, включая первую младшую, рабочую программу разраба­тывают оба воспитателя. Специалисты ДОУ также должны иметь свою рабо­чую программу, которую обязательно согласовывают с образовательной программой детского сада и рабочей программой воспитателей группы. Сле­дует отметить, что требование наличия рабочих программ — не новшество для педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования, кото­рым предстоит только незначительно скорректировать содержание в новых формулировках и сделать акцент на активных методах работы с родителями.

В связи с тем что нет жестко регла­ментированной структуры рабочих про­грамм педагогов, можно предложить с опорой на содержание ФГОС ДО и СанПиН такую последовательность ее структурных компонентов.

1) Титульный лист: полное название учреждения, утверждено (дата педаго­гического совета, номер протокола), согласовано (подпись заведующего, дата), название рабочей програм­мы с указанием возраста детей, наравленность группы, учебный год, авторы-составители (должность, ФИО полностью).

2) Содержание: перечислить все структурные компоненты, возможно с указанием страниц.

3) Пояснительная записка: цель рабочей программы, задачи по образо­вательным областям (на год/по кварта­лам/по месяцам, как принято в конкрет­ном ДОУ), характеристика детей (указать конкретные особенности детей в группе по всем образовательным областям).

4) Расписание образовательной деятельности в группе (в формули­ровках ФГОС ДО и не превышая предельно допустимую нагрузку согласно СанПиН).

5) Содержание работы согласно комплексно-тематическому планированию и по образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).

6) Развивающая среда группы: перечислить

  • все игры, пособия по всем образовательным областям;
  • художественные произведения (автор,название, источник) для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования.

7) Методическое обеспечение реализации рабочей программы: перечислить демонстрационный материал, составить список литературы, используемой для подготовки образовательного процесса в группе.

8) Система работы с родителями: период, содержание, форма работы.

9) Планируемые результаты освоения программы воспитанниками (по всем образовательным областям в формулировках согласно ФГОС ДО пункты 2.6 и 4.6 и в соответствии с поставленными задачами в рабочей программе).

Анализ вышеизложенного показывает, что большая часть из перечисленного уже есть в группах ДОУ в том или ином виде. Педагогам необходимо скоррек­тировать то, что было разработано за 4 года функционирования ФГТ, и струк­турировать имеющиеся методические разработки в виде рабочей программы.

Опыт написания рабочих программ коллегами-педагогами показывает, что временная затратность относительно небольшая и составляет 1 час ме­тодической работы в день в течение 2—4 недель (всего 10—20 часов на подготовку рабочей программы группы) в зависимости от уровня владения ком­пьютерной грамотностью, что является основным компонентом Профессио­нального стандарта педагога.

Объем рабочих программ педагогов и специалистов, как правило, не превышает 20 листов, за исключением музыкальных работников и инструкторов физического воспитания, которые определяют со­держание работы по всем группам, с которыми непосредственно работают.

Таким образом, рабочая программа является необходимым документом всех педагогов ДОУ и должна быть доступна для ознакомления родителям воспитанников.

Примеры оформления структурных компонентов рабочей программы

таблица

таблица

таблица

Перечень художественных произведений для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования

Тема: «Игрушки»
Барто А. «Игрушки» (из хрестоматии: Читаем детям. — М., 1984).

Тема: «Домашние животные»
«Зимовье зверей» (русская народная сказка). — М., 2006.

Читайте также: