Что такое районный коэффициент к заработной плате

Опубликовано: 03.10.2024

Юлия Попик

Расчет зарплаты сотрудников, работающих на удаленных территориях, имеет свою специфику, о которой обычно многие забывают. Это и применение северной надбавки при расчете заработной платы, и просто расчет зарплаты с учетом районного коэффициента. Если у компании несколько филиалов в разных частях нашей огромной страны – ошибки будут 100%. Как их избежать – читайте в нашем материале.

Контроль со стороны работников

Проверка того, как проведен расчет зп с районным коэффициентом, не менее популярна среди работников, чем перепроверка пособий по беременности и родам. Интернет пестрит не только всевозможными калькуляторами, но и разъяснениями, которые размещают:

  • центры занятости;
  • отделения Пенсионного фонда и ФСС.

При этом нельзя говорить о постоянности подходов к трактовке применения районного коэффициента. Например, применение северного коэффициента при расчете заработной платы было вдруг резко пересмотрено в 2018 году. Так, согласно постановлению Президиума Верховного суда от 07.02.2018 № 4-ПВ17 , минимальная зарплата должна быть увеличена на указанный коэффициент для тех, кто работает в:

  • районах Крайнего Севера;
  • местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
  • местностях с особыми климатическими условиями.

Изменение произошло после судебных тяжб, активизировавшихся после обнародования постановления КС РФ от 07.12.2017 № 38-П . Именно указанное постановление выявило конституционно-правовой смысл положений статей 129 и 133.1 Трудового кодекса РФ, в том числе о районном коэффициенте.

Применение районного коэффициента

Наша практика работы с многими организациями, рассчитывающими заработную плату как силами штатных бухгалтеров, так и с привлечением аутсорсеров (ошибки которых приходилось исправлять именно нам) очень показательна. Стремление бухгалтеров упростить расчет приводит к колоссальным ошибкам.

Нередко даже опытные бухгалтеры для расчета зарплаты с учетом районного коэффициента просто умножают месячный оклад на коэффициент. Это работает в стандартной ситуации. Рассмотрим ее на примере.

Пример 1

При начислении заработной платы Ждановой С. В., работнице химического завода в г. Ангарске, расчетчик учел:

  • оклад 40 000 руб.;
  • стимулирующую выплату за интенсивность и достижение высоких показателей в размере 10 000 руб.

Общая сумма начислений составила 50 000 руб. (40 000 руб. + 10 000 руб.).

Районный коэффициент для г. Ангарска – 1,2 должны применять только федеральные учреждения города, остальные – выравнивающий районный коэффициент 1,3 (Постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9).

С применением выравнивающего районного коэффициента оплата труда Ждановой С. В. до удержания НДФЛ составит 65 000 руб. (50 000 руб. × 1,3).

В примере 1 у расчетчика могло возникнуть только два вопроса:

  • какой коэффициент применять – просто районный или выравнивающий районный;
  • какие начисления необходимо увеличить на коэффициент.

Однако путаница возникает даже в таких вопросах.

Для решения первого вопроса потребовалось даже разъяснение прокуратуры со ссылками на:

  • Закон Иркутской области от 12.01.2010 № 1-ОЗ «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области»;
  • п. 2 Постановления № 9, в котором определен как источник выплаты средства самого работодателя (есть у коммерческих организаций и отсутствуют у федеральных учреждений, так как не заложены в бюджет);
  • апелляционное определение Иркутского областного суда от 12.12.2012 № 33-10029-12).

Ответ на второй вопрос можно найти, изучив Письмо Минздравсоцразвития РФ 16.02.2009 № 169-13. В абзаце 5 этого письма раскрыт перечень выплат, в отношении которых необходимо применять районный коэффициент:

  • заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;
  • надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам);
  • компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;
  • премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании компании;
  • другие выплаты, установленные системой оплаты труда компании.

У компаний, имеющих филиалы и представительства в удаленных частях РФ, возникают более сложные ситуации. Приведем пример из нашей практики (ситуация всплыла в ходе проведения аудита зарплаты одному из клиентов).

Пример 2

Работник компании 7 дней трудился на севере – эту часть надо умножить на коэффициент. После чего ушел в отпуск на 4 дня – в этот период коэффициент применять не надо. Кроме всего прочего работник получил премию – эта выплата также считается без коэффициента.

Бухгалтеры компании, в которой до нас обслуживался наш клиент, никакого разделения в расчетах не делали, отсюда возникали переплаты сотрудникам.

Сразу отметим, что если даже профессиональные бухгалтерские компании допускают подобные ошибки, то что уж говорить о штатных бухгалтерах, которые никогда не работали с большим количеством фирм и разнообразием ситуаций.

Да, компания будет защищена от судебных исков работников, но переплата может быть оспорена налоговыми органами ради доначисления налога на прибыль. При этом будут уменьшены страховые взносы, и в целом из-за штрафов и пени компания понесет убытки.

Избежать проблем поможет автоматизация

Применение районного коэффициента при расчете заработной платы требует от бухгалтера не забыть, как минимум:

  • начислить надбавки тем, кому они положены;
  • убрать коэффициент, когда человек уехал из района с коэффициентом отличным от того, который ему начисляют по основному месту работы;
  • определить выплаты, на которые надбавки начислять не нужно.

В голове эту информацию держать невозможно. Как показывает практика, в этой части обычно допускается масса ошибок.

1C-Wiseadvice гарантирует отсутствие ошибок в расчете заработной платы . Автоматизация ручных операций позволяет нам полностью контролировать все важные моменты в части применения районных коэффициентов.

Для чего вообще потребовалось введение районных коэффициентов?
Россия, как государство, имеет очень обширную территорию. Граждане нашей страны, проживающие в различных регионах, оказываются иногда в сильно отличающихся условиях. В некоторых областях по причинам климатического характера гораздо выше стоимость проживания, при этом трудовые и бытовые условия значительно более сложные и сопряжены с дополнительными нагрузками на здоровье людей. Было бы несправедливо одинаково оценивать труд при таких отличиях в изначальных «правилах игры». Нужен определенный государственный механизм, который бы относительно уравнял в правах всех трудящихся РФ. Роль его в трудовом праве призван выполнять районный коэффициент (РК).

Что это за правовая норма, на какие денежные категории она распространяется, как фиксируется документально и каким образом ее правильно рассчитать, мы рассмотрим в данной статье.

Больше пяти лет Верховный Суд РФ не может определиться в вопросе о том, как согласуются между собой три положения Трудового кодекса РФ. Из-за этого даже прокуроры не могут понять, где заканчиваются права работников, которые следует защищать.
ВС РФ потерял смысл районного коэффициента?

Районные коэффициенты в Трудовом кодексе

Трудовой Кодекс РФ определяет районный коэффициент как механизм выравнивания доходов трудящихся за счет повышающего финансового показателя, индексирующего выплаты в регионах с особыми климатическими условиями и приравненными к ним.

Этот способ государственной поддержки работающих граждан действует на правительственном и местном уровне.

ТК РФ и другие законодательные акты прописывают эту норму в следующих положениях:

  • ст. 316 ТК говорит о том, что районные индексирующие коэффициенты устанавливает непосредственно Правительство РФ, что не исключает возможности дополнительных «добавок» из местных бюджетов;
  • ст. 146, ст. 148 ТК подробно расшифровывают понятие РК в качестве гарантированной государством надбавки к различным видам выплат для работающих граждан;
  • территории, на которых будет актуален фиксированный РК, приведены в Постановлении Министерства труда от 11 сентября 1995 года № 49;
  • ст. 10 Федерального закона N 4520-1 от 19 февраля 1993 года подробно освещает «северные» надбавки.

Вопрос: Применяется ли районный коэффициент к заработной плате работников обособленных подразделений в Новосибирске и Хабаровске и предоставляются ли им дополнительные дни отпуска, если организация расположена в Москве?
Посмотреть ответ

Кто может претендовать на районные доплаты

Средства с учетом районного коэффициента в качестве гарантированных державой выплат будут получать работники, проживающие и трудящиеся в предусмотренных законом регионах, вне зависимости от формы собственности организации. Особенности региона, определяющие для назначения РК:

  • зависимость от транспорта;
  • наличествующая инфраструктура;
  • экологические условия;
  • климат;
  • сфера функционирования предприятия.

ВАЖНО! Районный коэффициент применяется ко всем сотрудникам, работающим на основании трудового договора, без исключения, с самого первого рабочего дня – при существенном условии их постоянного проживания или занятости на оговоренных территориях.

К местностям со статусом, требующим финансового выравнивания, относятся такие территории РФ:

  • южная часть восточносибирского региона;
  • Дальний Восток;
  • Крайний Север и статусно аналогичные ему регионы.

Вопрос: Организация, расположенная в районах Крайнего Севера, выплачивает премии к юбилейным датам в организации и к профессиональному празднику. Выплата премий прописана в коллективном договоре. Начисляются ли на данные премии районные коэффициенты и северные надбавки?
Посмотреть ответ

Выплаты, индексируемые РК

Закон подразумевает перечень финансовых доходов, на которые распространяется обязанность применения районной надбавки:

  • минимальный размер трудового вознаграждения и, соответственно, все выплаты, «привязанные» к МРОТ;
  • оклад, тарифная ставка, сама заработная плата – вся сумма, получаемая сотрудником на руки;
  • все доплаты к трудовому вознаграждению – компенсации, премии, надбавки за стаж, за квалификацию, за военную или коммерческую тайну и т.п.;
  • доплата «за вредность»;
  • компенсация временной нетрудоспособности;
  • вознаграждение сезонных рабочих, совместителей, работников на гибком графике или неполном рабочем дне;
  • пенсионные начисления;
  • другие средства, выплачиваемые на основании трудового или коллективного договора.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пенсионеры будут получать повышенные суммы только до тех пор, пока проживают на «особых» территориях, переезд в обязательном порядке снимет районную индексацию пенсии.

На эти выплаты РК не распространяется

По логичным причинам коэффициент не применяется к следующим денежным начислениям в пользу сотрудников:

  • оплата отпускных – при их начислении используется ставка, которая уже учитывает РК;
  • единично оказываемая материальная помощь – если эта выплата нерегулярна, а порядок ее начисления не прописан в колдоговоре или специальном положении предприятия;
  • нерегулярные премии;
  • командировочные средства, если работник не едет в область, также принадлежащую к «особым» регионам;
  • надбавки за работу в условиях Крайнего Севера и аналогичных регионах – РК и «северная» доплата представляют собой разные показатели, смешивать их не следует, хоть они и увеличивают одни и те же выплаты.

Вопрос: В организации объявлен простой по независящим от сторон трудового договора причинам. Должен ли работодатель начислить районный коэффициент в районах Крайнего Севера на оплату времени такого простоя?
Посмотреть ответ

РК в трудовом договоре и других документах

Поскольку РК является государственной гарантией, отражающей оплату труда, информация о ней должна содержаться в трудовом договоре как его существенное условие. В этом важнейшем документе обязательно указывается сумма вознаграждения за труд, поэтому региональную доплату надо непременно вписать в его условия.

Допустимо дать в трудовом договоре ссылку на положения колдоговора с этой же информацией либо на текст Положения о заработной плате.

Как начислить выплаты с учетом РК

Районный коэффициент увеличивает размер финансовой выплаты на определенный процент. Бухгалтерия рассчитывает оплату по обычной схеме, действующей для всей страны, а затем умножает получившиеся цифры на свой региональный коэффициент.

Если работодатель затрудняется с определением размера данного показателя, ему следует обратиться в региональную Инспекцию по труду, владеющую всей информацией по этому вопросу, ведь соблюдение этой законодательной нормы обязательно для всех предпринимателей. На их официальном сайте и других информационных ресурсах можно познакомиться с таблицей, содержащей перечень «особых» регионов РФ с соответствующими финансовыми коэффициентами.

По какому коду в справке 2-НДФЛ указываются процентная надбавка и районный коэффициент, начисленные к премиям за производственные результаты?

Таблица районных коэффициентов к заработной плате по субъектам РФ

Северяне получают больше

Надбавки за труд на Севере имеют ту же функцию и механизм действия, что и РК. Но эти показатели несколько отличаются. Крайний Север стоит особняком в ряду регионов со специальным финансовым статусом, отличаясь особыми климатическими условиями. Именно так интерпретируются законодательные нормы, принятые еще в советское время и оставшиеся практически неизменными.

«Северная надбавка» – доплата постоянного процента к окладной части зарплаты, осуществляющаяся за труд в отдельных регионах РФ, отличающихся суровыми климатическими условиями (Крайний Север и аналогичные районы). Ее размер не отличается для всех территорий, входящих в этот перечень:

  • 10% за первые трудовые полгода;
  • каждые 6 месяцев происходит 10% увеличения до установленного лимита в 80%, а в отдельных областях – до 100%;
  • территории, приравненные к Крайнему Северу, позволяют увеличивать надбавку на 10% только после года работы и делать это 1 раз в год с возрастанием до 50% (в некоторых регионах до 30%);
  • особые нормы актуальны для молодых специалистов (до 30-летнего возраста) – они получают двойную надбавку (20%) ускоренно, начиная с первого рабочего дня, если до начала работы прожили в данном регионе 5 и более лет.

Особенности северных выплат для разных категорий трудящихся

Оплата по северному коэффициенту будет несколько отличаться у сотрудников, выполняющих работу в различных режимах:

районный коэффициент к заработной плате

Для всех физических лиц, находящихся в поисках новой работы, основными факторами, которые их интересуют в первую очередь, являются зарплата и условия труда. Однако если работника не устраивает размер оклада предложенного работодателем, то не стоит сразу отказываться от заключения трудового договора.

В первую очередь рекомендуется обсудить с руководителем специфику работы и всевозможные нюансы, поскольку в некоторых случаях именно эти обстоятельства обязывают к начислению районного коэффициента сверх основной заработной платы сотрудника.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :


Законодательное регулирование

Разберемся сначала, что такое районный коэффициент?

Под таким понятием, как районный коэффициент, принято понимать некую надбавку к основному окладу, которая предоставляется сотрудникам, выполняющим свои трудовые обязанности в суровых условиях климата.

Необходимо отметить, что далеко не все физические лица, работающие в подобных неблагоприятных условиях, гарантировано получат доплату, а только те, у которых в трудовом соглашении отдельным пунктом прописаны условия предоставления для них районного коэффициента.

Основным источником, которым следует руководствоваться в случае возникновения каких-либо вопросов относительно районного коэффициента, является Трудовой кодекс Российской Федерации. Для того чтобы быть в курсе правил продиктованных законом касающихся получения подобной доплаты, достаточно обратить внимание на следующие законодательные акты:

Если после ознакомления с вышеперечисленными документами у вас все же остались недопонимания какого-либо рода, советуем обратиться за помощью к разъяснению Министерства труда России под номером три, вступившего в силу 11 сентября 1995 года.

Разъяснение содержит целый перечень установок по начислению денежных надбавок и районных коэффициентов для физических лиц, выполняющих свои трудовые обязанности на территории Крайнего Севера. Также дополнительно можно ссылаться и на статьи 146 и 148 ТК РФ.

Виды денежных выплат, требующие начисления районного коэффициента и процентной прибавки

  1. Основной оклад работника соответствующий занимаемой должности, размер которого зафиксирован в трудовом договоре.
  2. Различные денежные компенсации, предназначающиеся для физических лиц со стороны работодателя в качестве вознаграждения за определенные заслуги.

К этой категории относятся все материальные поощрения, которые выступают в роли некой компенсации для сотрудников, трудящихся в опасных или вредных для здоровья условиях труда, выполняющих работу, требующую наличия высокой квалификации, а также исполняющих обязанности особой сложности.

Подобные вознаграждения предоставляются дополнительно к основной заработной плате.

В эту группу выплат входят все материальные компенсации, которые физическое лицо получает за не плановое выполнение своих трудовых обязанностей.

Это могут быть компенсации за всевозможные задержки на рабочем времени, которые не предусмотрены в трудовом договоре и соответственно продолжаются дольше установленной нормы рабочего времени. Также это касается и определенных денежных поощрений за дополнительные выходы на работу в выходные и праздничные дни.

Поощрения мотивирующего характера – это денежные средства, предоставляемые и в последствие выплачиваемые работодателем всего лишь нескольким сотрудникам, которые справляются со своими обязанностями лучше всех.

Мотивирующие выплаты вводятся с целью улучшения производительности труда и зарождения здоровой конкуренции в коллективе. Это премии, вознаграждения, различные прибавки и повышения к зарплате.

Спорные моменты

    Доплата за совмещение.

Статья 60.2 ТК РФ помогает разобраться с понятием платежей по совмещению.

Совмещение подразумевает исполнение физическим лицом одновременно с его основными трудовыми обязанностями, зафиксированными в трудовом соглашении, работы дополнительного характера, которая оплачивается отдельно.

Таким образом, если работник трудиться в какой-то организации и при этом по совместительству выполняет работы в районах сурового климата, то при осуществлении расчета за дополнительную работу руководитель должен начислить на нее районный коэффициент.

Все о МРОТ в России читайте в нашей статье.

Российским законодательством на настоящей момент времени установлен минимально допустимый размер месячного оклада равный 5965 рублей.

Если же физическое лицо отработало на территории Крайнего Севера более одного месяца, то по закону работодатель должен предоставить ему оклад не менее действующего на данный момент МРОТ и при этом не забыть насчитать процентную надбавку.

Процентные и коэффициентные надбавки к заработной плате не применимы для выплат, которые носят разовый характер и не имеют отношения к трудовой деятельности сотрудника. Исключением являются платежи, предоставляемые работнику всего лишь один раз, которые зафиксированы отдельно в общей системе расчета за труд с физическим лицом.

спорные вопросы
Иногда происходит так, что работодатель выдает сотруднику служебное поручение, связанное с выездом на территории Крайнего Севера или же приравниваемые к данным районом местности.

В таком случае, если предприятие на благо которого трудиться работник не находиться в суровых условиях климата, а командировка требует присутствия сотрудника в этих местах, то выплата денежной надбавки процентного типа не предусматривается.

Как посчитать районный коэффициент?

Перед тем как приступать к вычислению коэффициента, необходимо понимать, что он имеет разные численные значения и напрямую зависит от той местности, где работник выполняет свои трудовые обязанности.
как посчитать?

Минимальный коэффициент равен 1,15 и применим для таких районов как Карелия, Свердловская и Новосибирская области, а также для некоторых других областей.

А максимально возможный коэффициент составляет 2,0 и используется для расчета денежных прибавок для физических лиц, работающих в чрезвычайно суровых районах, таких как Якутия или Камчатка.

Существуют и промежуточные значения прибавочного к зарплате параметра, равные – 1,8; 1,7; 1,6; 1,5; 1,4; 1,3; 1,25; 1,2.

Формула расчета такова:

В = РК * ЗП, где

В – это выплата положенная для северянина,

РК – численное значение коэффициента для конкретной местности,

ЗП – это заработная плата работника без вычета налоговых выплат.

Таким образом, рассчитать выплату с учетом районного коэффициента достаточно легко, необходимо просто умножить его значение на сумму основного оклада.

Следует отметить, что если физическое лицо помимо основной зарплаты получает какие-либо иные выплаты, на которые по закону насчитывается коэффициент, то их нужно не забыть учесть в вышеприведенной формуле.

И только после конечного подсчета суммы заработной платы северянина руководитель должен изъять и выплатить с нее взнос в Пенсионный Фонд, оплатить налог на доходы физических лиц, а также произвести все остальные обязательные денежные операции.

Определение размеров процентной надбавки зависит от множества факторов таких, как трудовой стаж сотрудника Крайнего Севера, категории района с суровым климатом, длительности проживания физического лица на данной территории и его возраста.

Если трудовой стаж северянина составляет менее шести месяцев, то надбавка для него не положена.

А для физических лиц, трудящихся в зонах, приравниваемых к Крайнему Северу, для получения надбавки нужно иметь выслугу лет равную более одного года.

Примеры расчета

Как считается зарплата с учетом районного коэффициента рассмотрим на конкретном примере.

пример
Некий Новиков Александр Анатольевич, являющийся работником фирмы “СТИНОЛ”, которая расположена на территории Волгоградской области, получает ежемесячный оклад равный сумме 39 500 рублей.

За последний месяц работодатель выплатил Новикову А.А. помимо месячной зарплаты, платеж, выступающий в роли денежного вознаграждения – 10 000 рублей, пособие за период больничного – 7 750 рублей, а также помощь материального характера – 1 900 рублей.

Чтобы правильно рассчитать районный коэффициент для начала нужно найти его точное значение для Волгоградской области. Для данного района этот параметр составляет 1,25.

Затем нужно разобраться на какие виды выплат он начисляется. Из вышеперечисленных выплат во внимание следует брать только зарплату сотрудника, денежное вознаграждение и компенсацию за больничный период.

И только теперь можно воспользоваться предложенной формулой для расчета. Подставляем все числа и соответственно определяем размер выплаты для северянина с учетом надбавочного коэффициента:

1,25 х (39 500 + 10 000 + 7 750) = 1,25 х (57 250) = 71 562 рубля.

Однако это сумма без учета налога на доходы физических лиц. Чтобы узнать, какую денежную сумму после вычета НДФЛ за свой труд получит Новиков, необходимо вычесть 13% из 71 562. После подсчета получается сумма равная – 62 259 рубля.

Данная выплата также не является окончательной и может несколько сократиться в зависимости от перечня фондов, в которые Новиков обязан выплачивать взносы со своих доходов.

Правила расчета прибавок к зарплате северянина, который переехал из одного района в другой

Если сотрудник по каким-либо причинам вынужден сменить местность своей работы, то для того чтобы не ошибиться при начислении для него денежной прибавки за труд в суровых условиях климата, рекомендуем обратить внимание на третий пункт разъяснения № 3, изданного Министерством труда.

В случае переезда пересчитывать прибавку следует путем пропорционального учета временного промежутка, на протяжении которого работник выполнял свои обязанности уже в новом для него районе Крайнего Севера.

Например, если физическое лицо работало в местности, непосредственно относящейся к территории Крайнего Севера, а затем переехало в область, которая приравнивается к данной местности, то процентная надбавка вычисляется путем нахождения 10% от периода отработанного в новом районе разделенного на 12 месяцев.

То есть, если Новиков Александр Анатольевич работал четыре года в районе Крайнего Севера, имея при этом денежную прибавку к окладу равную 80%, а в новой местности трудился всего лишь пол года, то размер его процентной надбавки вычисляется следующим образом:

Таким образом, переехавшему Новикову полагается прибавка к окладу равная 45%.

В том случае, если имеет место быть противоположная ситуация – переезд из северного района в какую-либо местность, признанную районом Крайнего Севера, вычисление надбавки должно происходить несколько иначе.

Следует оставить неизменным размер прибавки за все отработанные ранее годы, а за месяцы, в течение которых работник трудился в районе Крайнего Севера, начислить определенную денежную сумму пропорциональную их числу.

То есть, если сотрудник, выполняя свои обязанности в течение четырех лет, а затем перевелся и трудиться в другом районе уже на протяжении 10 месяцев, то сохранив размер предыдущей надбавки за полные четыре года и подсчитав проценты за неполный год выходит 49%.

О надбавках за работу на Крайнем Севере также вам расскажут в видео-ролике:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 316 ТК РФ

1. Районный коэффициент является показателем относительного увеличения размера заработной платы, вводимого в целях компенсации дополнительных материальных и физиологических затрат, связанных с работой в суровом климате Крайнего Севера и приравненных местностей.

2. В соответствии с комментируемой статьей размеры районных коэффициентов и порядок их применения определяются Правительством РФ, однако в настоящее время такой нормативный правовой акт отсутствует. До его принятия размеры районных коэффициентов должны определяться нормативными правовыми актами Союза ССР, действующими в части, не противоречащей ТК.

Сегодня размеры районных коэффициентов дифференцированы в зависимости от природно-климатических условий в различных районах Крайнего Севера и в приравненных местностях и установлены для производственной и непроизводственной отраслей многочисленными нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР и постсоветского периода, действующими в части, не противоречащей ТК.

Размеры районных коэффициентов в производственных отраслях определены в совместных Постановлениях Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27.07.1959 N 527/13, от 31.03.1960 N 453/9, 458/9, 470/9, 476/9, от 18.06.1960 N 815/17, от 07.09.1960 N 1089/23, от 07.10.1960 N 1166/26, от 08.10.1960 N 1167/26, от 03.11.1960 N 1251/28, от 22.11.1960 N 1296/30, от 29.11.1960 N 1310/29, от 23.09.1969 N 379/23, от 28.02.1974 N 46/7, от 02.07.1987 N 403/20-155, от 17.10.1988 N 546/25-5, от 29.06.1990 N 258/10-64, а также в Постановлении Совета Министров СССР от 23.09.1988 N 1114, Указе Президента РФ от 16.09.1992 N 1085, Постановлениях Правительства РФ от 27.05.1992 N 348, от 16.07.1992 N 494, от 12.11.1992 N 868, от 25.02.1994 N 155, Приказе ГКЧС от 20.04.1993 N 150 и некоторых других нормативных правовых актах и установлены в диапазоне от 1,15 до 2,0.

Районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждены совместным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18.

Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для работников непроизводственных отраслей содержатся в информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 N 670-9, Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995. При этом самый высокий коэффициент - 2,0 - применяется на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и острова Диксон), в некоторых местностях Республики Саха (Якутия), определенных районах Сахалинской области, на территории Чукотского автономного округа и в некоторых других районах. Самый низкий районный коэффициент - 1,15 - применяется в Республике Карелия, за исключением отдельных районов, где он установлен в более высоком размере.

3. Применение районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начинается с первого дня работы в указанных районах и местностях.

4. Начисление районного коэффициента осуществляется на фактическую заработную плату работника, полученную им в соответствующем месяце (без учета процентных надбавок, единовременных поощрительных выплат, не предусмотренных системой оплаты труда, материальной помощи, а также персональных надбавок).

5. Применение районного коэффициента не зависит от размера и порядка установления тарифных ставок или окладов, надбавок, доплат, стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, а также иных составляющих заработной платы работника. Его применение возможно при любой системе оплаты труда. Введение новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов само по себе не предполагает отмены районного коэффициента, а также изменения его размеров и порядка применения.

6. Районный коэффициент не образует новых тарифных ставок и окладов, поэтому в тех случаях, когда в соответствии с законодательством определенные выплаты должны производиться только из расчета тарифной ставки или должностного оклада, он не должен применяться.

7. Районный коэффициент применяется к заработной плате всех работников, заключивших трудовые договоры о работе на Крайнем Севере и приравненных местностях, включая временных и сезонных работников, а также совместителей.

8. Размер заработка, на который начисляются районные коэффициенты, сегодня не ограничен, что предусмотрено распоряжением Правительства РСФСР от 26.12.1991 N 199-р, отменившим существовавшие ранее ограничения.

9. Районный коэффициент не начисляется на заработную плату работников, командированных на Крайний Север и в приравненные местности из районов, где районные коэффициенты не применяются. Однако если за указанными работниками по основному месту работы заработная плата не сохраняется, то оплата их труда осуществляется по правилам, установленным в организации, куда командирован работник.

10. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств соответствующих региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований более высокие размеры районных коэффициентов для организаций, финансируемых из указанных бюджетов.

Отдельные субъекты РФ реализовали предоставленное им право и установили более высокие размеры районных коэффициентов по сравнению с размерами, предусмотренными для лиц, работающих в организациях, финансируемых их федерального бюджета и расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Например, для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета в улусах (районах) Республики Саха (Якутия), расположенных за Полярным кругом, установлены районные коэффициенты в диапазоне от 1,6 до 2,0 в зависимости от месторасположения организации и сферы трудовой деятельности работника. На остальной территории размер районного коэффициента составляет 1,4. В то же время согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 18.05.2005 N 234-3 N 475-III "О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)" районные коэффициенты к заработной плате лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), составляют:

- в улусах (районах), расположенных до Полярного круга, - Алданском, Амгинском, Верхневилюйском, Вилюйском, Горном, Кобяйском, Ленском, Мегино-Кангаласском, Мирнинском (кроме поселка Айхал и города Удачный с подчиненными территориями), Намском, Нюрбинском, Нерюнгринском, Олекминском, Сунтарском, Таттинском, Томпонском, Усть-Алданском, Усть-Майском, Хангаласском, Чурапчинском, городе Якутске - 1,7;

- в улусах (районах), расположенных за Полярным кругом, - Абыйском, Аллаиховском, Анабарском, Булунском, Верхнеколымском, Верхоянском, Жиганском, Мирнинском (поселок Айхал и город Удачный с подчиненными территориями), Момском, Нижнеколымском, Оймяконском, Оленекском, Среднеколымском, Усть-Янском, Эвено-Бытантайском - 2,0.

Также в ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями, и многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право. Так, Законом Иркутской области от 30.11.2005 N 98-оз "О размерах районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из областного бюджета, и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, в Иркутской области" установлено, что районный коэффициент к заработной плате работников указанных организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, составляет 1,7; в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 1,6 и 1,4, а в определенных южных районах области - 1,3. При этом указанные размеры районного коэффициента являются предельными размерами повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, устанавливаемыми входящими в состав области муниципальными образованиями.

11. Согласно п. 11 ч. 2 ст. 255 НК РФ надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, отнесены к расходам на оплату труда.

Районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате применяются для оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Работодатель, действующий в этих местностях, обязан платить эти социальные выплаты в полном размере в установленные в соответствии со ст. 22 ТК РФ сроки (ст. 315 ТК РФ). Указанные выплаты представляют собой компенсацию за труд в особых климатических условиях. Поскольку Омская область не относится к районам Крайнего Севера, то порядок начисления процентной надбавки здесь анализироваться не будет. В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливается исключительно Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен. Органы государственной власти и местного самоуправления подобными полномочиями не наделены. Поэтому, на основании ст. 423 ТК РФ к зарплате работников применяются районные коэффициенты в размерах, установленных органами государственной власти РСФСР или бывшего СССР. В частности в Омской области районный коэффициент 1,15 (15%) установлен Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.01.1971 № 325/24. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления за счёт средств местных бюджетов вправе устанавливать более высокие районные коэффициенты для органов госвласти и местного самоуправления (ст. 6, 5 ТК РФ). Поскольку при этом суммы коэффициентов, выплачиваемые сверх федерального стандарта, должны финансироваться исключительно из средств бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, в Омской области эта норма не применяется. Коммерческие и другие организации, финансируемые из средств учредителей, согласно ст. 135 ТК РФ могут устанавливать любые размеры районных коэффициентов, закрепляя их в коллективных договорах, локальных нормативных актах организации или непосредственно в трудовых договорах. Районный коэффициент представляет собой показатель относительно увеличения заработной платы работников, которые трудятся в суровых природно-климатических условиях. Конкретный размер коэффициентов устанавливается в основном в пределах 1,15 - 2.0 в зависимости от степени тяжести условий проживания и работы. Районные коэффициенты учитываются при исчислении заработной платы работников по месту их фактической постоянной работы независимо от местонахождения работодателя (пп. «б» п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30). За невыплату районных коэффициентов или за задержку их выплаты работодатели могут быть привлечены к материальной, административной и уголовной ответственности (ст. ст. 142, 236 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП, ст. 145.1 УК РФ). По смыслу ст. 316 ТК РФ районный коэффициент увеличивает заработную плату работников, выполняющих трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Районный коэффициент начисляется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник (пп. «б» п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30 «О порядке применения условий труда, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 № 620, к отдельным категориям работников»). Место фактической постоянной работы работника может не совпадать с местом нахождения организации или её структурного подразделения. Если работник трудится в обособленном структурном подразделении организации, которое расположено в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, то независимо от места нахождения самой организации оплата его труда должна производится с учётом районного коэффициента. (Обзор Верховного Суда РФ от 26.12.2014). Право на получение районных коэффициентов к заработной плате возникает у работника с первого дня работы в соответствующих местностях и сохраняется до дня увольнения включительно. Районный коэффициент начисляется на заработную плату, в которую включаются все выплаты в пользу работающих лиц, носящие характер заработной платы, в том числе вознаграждения за выслугу лет (см. Постановление Минтруда России от 11.09.1995 г. № 49). Кроме того, районный коэффициент начисляется на надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) и компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда. К таким выплатам относятся: - надбавки к тарифным ставкам и окладам за классность, звание по профессии, непрерывный стаж работы по специальности, профессиональное мастерство, высокую квалификацию, должностным лицам, допущенным к государственной тайне, профессорам и доцентам в государственных образовательных учреждениях; - ежемесячные надбавки к должностным окладам (ставкам) за выслугу лет (непрерывную работу); - вознаграждение по итогам работы за год, предусмотренное системой оплаты труда или положением о премировании; - доплаты за условия труда при работе в ночное время, в многосменном режиме, за совмещение профессий (должностей), за учебные степени работникам, занимающих штатные должности в высших учебных заведениях. Кроме того, районный коэффициент применяется к заработной плате работников, занятых на сезонных и временных работах, а также работающих по совместительству. В состав заработка, на который начисляется районный коэффициент, не включаются: - процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; - все виды выплат по среднему заработку (отпускные суммы, оплата выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата на время обучения, повышенная квалификация и др.); - материальная помощь (в т. ч. федеральным госслужащим); - единовременные поощрения, не предусмотренные системой оплаты труда. Не является основанием для начисления районного коэффициента направления работника в командировку в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если основное место работы не относится к указанным районам и местностям, т. к. в командировке (ст. 166 ТК РФ) работник выполняет поручение работодателя, а не трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором (Обзор Верховного Суда РФ от 26.12.2014). Поскольку зарплата максимальным размером не ограничивается (ст. 312 ТК РФ), районный коэффициент начисляется на всю заработную плату (ст. 129 ТК РФ). В связи с тем, что районный коэффициент не образует новых тарифных ставок и окладов, он не учитывается при исчислении различных видов выплат из расчёта тарифной ставки или оклада (например, надбавки к зарплате взамен суточных, доплаты за работу в ночь и т.д.) В организациях, финансируемых из бюджета, исходя из требований ст. 144 ТК РФ, применяются районные коэффициенты, установленные централизованно. Прочие организации (бизнес), согласно ст. 135 ТК РФ могут применять при оплате труда своих работников размеры коэффициентов, закрепляя их в локальных нормативных актах (коллективных договорах), в трудовых договорах. Расходы на районные коэффициенты относятся на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль. Таким образом, существующая нормативная база требует от работодателей начислять районный коэффициент на всю заработную плату, которая в соответствии со ст. 129 ТК РФ может включать в свой состав три элемента: фиксированную часть в виде оклада или тарифной ставки, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (премий и т.д.), которые отличаются по целям, содержанию и основаниям начисления. Компенсационные выплаты, которые входят в состав зарплаты, следует отличать от компенсационных выплат, установленных гл. 23 ТК РФ, которые не являются частью заработной платы и представляют выплаты для возмещения затрат, связанных с исполнением работником вне места работы трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ (ст. 165). Следует обратить внимание, что ч. 1 ст. 129 ТК РФ к компенсационным выплатам, являющимся частью заработной платы, относятся доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Эта норма позволяет отнести районный коэффициент к компенсационным выплатам, как к части заработной платы. Именно так большинство работодателей истолковали и применяют указанное нормативное положение. Начисляя зарплату таким образом, т. е. включая районный коэффициент в состав заработной платы, работодатели фактически не применяют районный коэффициент к заработной плате. Кроме того, когда вся месячная зарплата начисляется и выплачивается в размере МРОТ и в неё включается оклад, все компенсации, в том числе районный коэффициент, да ещё и премия, то происходит фактическое «обнуление» этих формально начисленных компенсационных выплат. Этим работодатель нарушает как ст. 37 Конституции РФ, не допускающую выплату вознаграждения за труд ниже установленного федеральным законом МРОТ, так и требования ТК РФ по гарантиям повышения оплаты труда, если работники заняты на вредных, опасных и иных условиях труда, отклоняющихся от нормальных, в том числе на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 – 148, 149 ТК РФ). К сожалению, отсутствие однозначных формулировок в ст. 129, 133 и 135 ТК РФ по поводу порядка начисления районного коэффициента на заработную плату породило практически повсеместную практику включения работодателями районного коэффициента в состав элементов не только заработной платы, начисленной за месяц, но даже и в состав МРОТ. Сохранению такого законного «беззакония» способствует судебная практика. Так 10 марта 2010 г. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ был утверждён Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2009 года. В Обзоре Верховный Суд РФ разъяснил, что из анализа ст. 129, 133 и 135 РФ следует, что размеры окладов и тарифных ставок, определяющих месячную зарплату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (должностные обязанности) в нормальных условиях, не могут быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты должны начисляться сверх МРОТ. Однако уже в июле 2010 г. Верховный Суд РФ отказался от этой точки зрения, отозвав своё разъяснение по этому вопросу. В результате высшие суды в целом ряде определений по конкретным жалобам стали воспроизводить первоначальную позицию Президиума Верховного Суда РФ, сформированную в указанном выше Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г. Одним из таких очередных решений Верховного Суда РФ стало Определение от 7 октября 2011 года № 3-В11-31 по надзорной жалобе об отмене решения Воркутинского городского суда республики Коми. Указанное Определение повторило точку зрения из Обзора судебной практики от 10 марта 2010 г. и направило исковое заявление на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Некоторые надзорные органы, забыв, что они надзирают над законами, взяли это определение за основу и требуют, чтобы работодатели пересматривали свои Положения об оплате труда и начисляли районный коэффициент на всю зарплату. Однако правовая природа решений судебных органов заключается в том, что они не являются актами, содержащими нормы права, т. е. не носят нормативного характера, а являются актами применения права к разрешению конкретной ситуации. Поэтому работникам, права которых на начисления районного коэффициента на зарплату нарушены, необходимо обращаться в суды. Надзорные органы могли бы оказать таким работникам помощь в составлении исковых заявлений, а не заставлять работодателей выполнять судебные решения даже Верховного суда, которые не касаются этого работодателя. Правильней было бы изменить норму закона. Сделать её более ясной, юридически чёткой и однозначной. Тогда будет понятно, что надзор осуществляется за тем, как работодателями исполняется закон. Нам всем надо учиться жить по закону, а не по понятиям или определениям, даже если это Верховный Суд. Работодателям следует также понять, что ст. 133.1 ТК РФ позволяет региональным соглашением устанавливать размер МРОТ в субъекте больше, чем размер федерального МРОТ. По мнению Верховного Суда РФ, который анализировал практику применения ст. ст. 316 и 317 ТК РФ (Обзор судебной практики, утверждённый Президиумом Верховного Суда РФ от 26.02.2014 г.) районный коэффициент не начисляется к размеру МРОТ, установленному в субъекте РФ. В Омской области Соглашением от 25 декабря 2014 г. № 113-РС подписано «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Омской области», которым с 1 января 2015 года установлено для работников: - внебюджетной сферы (кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вида экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство») - 6860 рублей; - организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вид экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», и организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов Омской области - 5965 руб. Исходя из этого, работодатели внебюджетной сферы имеют право устанавливать зарплату в размере МРОТ, установленного в Омской области без начисления районного коэффициента, т. е. 6860 рублей за месяц. Работодатели бюджетной сферы, а также те, которые действуют в сфере сельского хозяйства, охоты и лесозаготовок, должны на МРОТ, который соответствует федеральному уровню 5965 рублей в месяц начислять районный коэффициент, т. е. 5965 Х 1,15 = 6859.75 рублей. Вот такая занимательная арифметика повышения уровня реальной зарплаты у нас в Омской области.

Копьёва Т.В. – главный госинспектор труда Госинспекции труда в Омской области
Кануннников А.Б. – кандидат юридических наук, доцент ОмГАУ

Читайте также: