Что такое трудовая адаптация осужденных

Опубликовано: 17.09.2024

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики

Ульяновский государственный университет. 432063, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42

В статье исследуются труд как средство исправления виновных, проблемы, связанные с обеспечением принципа обязательности труда.

Ключевые слова: труд, цели, обязательность труда осужденных

Согласно ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания впервые определена в уголовном законе России, хотя в науке идея данной цели была высказана значительно раньше. Так, В.В. Похмелкин еще до принятия действующего уголовного закона выделял цель восстановления общественных отношений, дезорганизованных преступлением [14, с. 12–13].

Одним из средств исправления, восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения преступлений является труд. Труд представляет собой важное звено в повышении действенности наказания. «Любой труд, в том числе и труд осужденных, является одновременно экономической, правовой и педагогической категорией. Именно так выступает он в процессе исправительно-трудового воздействия» [16, с. 241]. Труд – необходимое средство, применяемое для решения задач, связанных с наказанием.

В литературе указывается, что перед трудом осужденных стоят достаточно обширные цели [8, с. 28].

Во-первых, он играет большую роль в перевоспитании виновных. Включение в трудовой процесс способствует формированию полезных привычек, не позволяет находиться в праздности, укрепляет сознательность, дисциплинированность.

Во-вторых, при помощи труда достигается социальная цель, так как приобретенные во время исполнения наказания навыки могут помочь осужденному после реализации мер государственного принуждения в обыденной жизни.

В-третьих, труд осужденных преследует оздоровительные цели.

При помощи труда улучшается физическое состояние лиц, отбывающих наказание. К тому же для переключения энергии осужденных с различного рода антиобщественных действий на реализацию полезных целей также используется труд, приобретающий таким образом важное сублимирующее значение.

Особую значимость для достижения восстановления социальной справедливости имеет реализация экономической цели труда [1] . Экономическое значение хорошо организованного труда состоит в том, что он позволяет исправительному учреждению нормально функционировать в современных условиях, обеспечить потребности самих осужденных, помогать им и их семьям накопить некоторые средства, так как после отбытия наказания осужденный не всегда сразу может устроиться на работу [7, с. 26].

По мнению Т.Ф. Минязевой, экономическая цель труда выражается: в осознании необходимости участия в создании материальных или духовных ценностей, которые являются частью достояния всего народа; в возможности обеспечения нормального функционирования исправительного учреждения; в возмещении затрат на свое содержание; в возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; в удовлетворении потребностей самих осужденных в помощи семьям, накоплении необходимых средств для устройства после отбытия наказания [11, с. 109–110]. Справедливо отмечается, что «воспитательная и экономическая цели, стоящие перед трудом осужденных, не противоречат друг другу, а, наоборот, объективно объединены единством конечных результатов в виде исправления и перевоспитания осужденных» [15, с. 119].

Н.А. Беляев выделял такую цель, как возмещение затрат на содержание заключенных в исправительных учреждениях, а также материального ущерба, причиненного преступлениями [2, с. 88]. Выполняя трудовые функции и получая соответствующее вознаграждение, осужденный имеет возможность «ослабить налоговое бремя на законопослушных граждан, вынужденных содержать преступников, …улучшить свое материальное положение, оказывать помощь родственникам, своевременно возмещать иски и выплачивать алименты» [5, с. 39], т.е. фактически будет реализовываться цель восстановления социальной справедливости.

В литературе нет единого взгляда на то, что следует относить к издержкам, подлежащим удержанию из заработка осужденных. Л.Г. Крахмальник предлагает удерживать из заработка стоимость питания, вещевого довольствия, коммунально-бытового обеспечения [9, с. 89]. Н.А. Беляев же считает, что издержки, связанные с воспитательной работой, пользованием библиотекой, не должны высчитываться из заработка осужденного, а вот затраты на содержание исправительно-трудовых учреждений подлежат возмещению [2, с. 100–101].

Плохое состояние производства в уголовно-исполнительной системе и низкая обеспеченность трудом осужденных отрицательно повлияли на своевременность введения в действие закрепленных в УК РФ отдельных видов наказания («холостые» элементы в системе наказаний), что не могло положительно сказаться на эффективности наказания. Однако «временные экономические трудности не отменяют самих принципов трудового воспитания» [7, с. 27]. Ситуация в стране постепенно нормализуется [2] , поэтому важно учитывать, что в дальнейшем для создания заинтересованности в труде необходимо моральное и материальное стимулирование осужденных [3] .

Добросовестное отношение к трудовым обязанностям является одной из предпосылок условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, предоставления иных поощрений, предусмотренных прогрессивной системой исполнения уголовных наказаний. Важное место занимают моральные поощрения: награждение грамотой, присвоение звания лучшего работника отряда, занесение на Доску почета. Путем развития системы моральных стимулов воздействуют на отношение осужденного к труду, что в свою очередь способствует решению задач, стоящих перед уголовным правом.

Не менее актуально совершенствование материальных стимулов. Приобщая осужденного к работе, ставя в зависимость его положения от выполнения норм выработки, у осужденного формируется привычка к труду, повышается возможность ускорить процесс возмещения всех задолженностей. «Оплата труда . в соответствие с его количеством и качеством является не только экономическим, но и педагогическим фактором»[6, с. 146].

Представляется заслуживающим внимания высказанное в литературе мнение, что, во-первых, осужденные должны получать заработок в зависимости от количества и качества выпущенной продукции и, во-вторых, для дальнейшего стимулирования положительного отношения к труду необходимо ставить в зависимость от объема выполненных работ и полученных доходов процент всех удержаний и соответственно остающихся у осужденного средств [20, с. 118–119].

Данная мера способна оказать влияние на отношение к нормам выработки со стороны лиц, в отношении которых исполняется наказание, способствует повышению объема выполненных работ, следовательно, полученных доходов, и тем самым обеспечивает реализацию цели восстановления социальной справедливости. Несправедливо, если процент удержания у осужденного, выполнившего, например, 40% объема работ, и у того, кто перевыполнил объем работ на 40%, будет одинаковым.

Положения, содержащиеся в ч. 3 ст. 107 УИК РФ, в случае окончательной нормализации ситуации в экономике страны не окажут стимулирующего воздействия на выполнение трудовых функций осужденными. Следовательно, необходимо изложить ее, например, в следующей редакции: «3. В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а при условии перевыполнения объема работ – до 40 процентов. На лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, зачисляется независимо от всех удержаний не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов».

В начале 90-х гг. XX в. уже обращалось внимание на необходимость усиления зависимости размеров вознаграждения от личного трудового вклада работника и от конечных результатов производственной деятельности коллектива, улучшения организации труда и материально-технического снабжения, широкого внедрения стимулирования труда осужденных [1, с. 44–45]. Решение данных задач позволит повысить эффективность труда как средства исправления и предупреждения совершения преступлений.

Статья 103 УИК РФ устанавливает обязательность труда осужденных. Поэтому не соответствует требованиям закона высказанное в литературе мнение, что только режим и воспитательная работа являются всеобщими, постоянными и обязательными для лиц, отбывающих наказание [13, с. 26].

В теории уголовного права обосновывается вывод об исключении обязательности труда осужденных в условиях лишения свободы. Так, Н.И. Дерюга и А.Я. Петров считают, что декларативное провозглашение принципа обязательности труда при фактической невозможности его реализации ставит администрацию пенитенциарных учреждений в достаточно щекотливое положение, так как сами органы уголовно-исполнительной системы не в состоянии обеспечить всех желающих работой [4, с. 82]. Более того, считают авторы, мировое сообщество все более признает принцип добровольности труда всеобщим и приоритетным [там же].

Представляется, что отказ от признания труда обязательным только вследствие невозможности обеспечения им всех осужденных является преждевременным. В нашей стране труд традиционно считался одним из главных средств исправления, о его возможностях при осуществлении процесса перевоспитания виновных написано немало работ. Непростая экономическая ситуация в стране не может длиться бесконечно долго, отсутствие работы для осужденных при организации исполнения наказания носит преходящий характер. Поэтому вносить кардиальные изменения в законодательство, отказываясь от обязательности труда осужденных, недопустимо.

В литературе указываются и иные проблемы, связанные с обеспечением принципа обязательности труда осужденных. Г.Н. Тоскина, анализируя деятельность исправительных учреждений в годы советской власти, пришла к выводу, что потребностями организации труда виновных была обусловлена сама лагерная форма отбывания наказания и милитаризация пенитенциарной системы, так как без использования военизированных подразделений, строгой дисциплины армейского типа такая организация просто невозможна. Более того, полагает автор, принудительный труд в условиях лишения свободы аналогичен труду рабов и антигуманен по своей сути [18, с. 124–125].

Следует согласиться, что организация труда в условиях лишения свободы требует немало материальных, технических и иных сил и средств. Однако, осознавая значение труда через анализ стоящих перед ним целей, важно использовать данное средство в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание. Что же касается утверждения о принудительности труда осужденных и его антигуманном характере, то здесь можно упомянуть, что международные правовые акты, в частности минимальные стандартные правила обращения с осужденными, не относят к принудительному труд лиц, связанный с необходимостью исполнения приговора [10, с. 205].

Более того, уголовно-исполнительное законодательство содержит определенные гарантии трудовых прав осужденных. Так, ч. 1 ст. 103 УИК РФ свидетельствует об обязанности администрации привлекать к труду виновных с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Часть 2 указанной статьи содержит положение о привлечении к труду мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет, инвалидов первой или второй группы только по желанию указанных лиц. Согласно ст. 104 УИК РФ работающим осужденным положен ежегодный оплачиваемый отпуск, время привлечения к оплачиваемому труду засчитывается им в трудовой стаж. Они также имеют право на обеспечение безопасности и гигиены труда, оплату труда.

Безусловно, осужденные ограничены в некоторых трудовых правах. Им запрещено прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов, ограничено право выбора вида труда, понижена заработная плата. Как отмечается, данные ограничения вызваны, прежде всего, условиями, в которых трудились осужденные [3, с. 101], режимом исполнения того или иного наказания [4] .

В литературе указывается на необходимость более полно и глубоко разработать вопросы осуществления трудовой деятельности осужденным у индивидуального предпринимателя, закрепить права осужденного на самостоятельное осуществление трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и привлечение на договорной основе других осужденных [3, с. 103–104].

Для правильного выяснения отношения виновного к труду надо учитывать не только объем выполненных им работ, но и иные проявления поведения в процессе трудовой деятельности, помогающие составить объективную характеристику осужденного. Так, бережное отношение к орудиям труда, имуществу, экономия сырья свидетельствуют о высоком самосознании лица, позволяют более точно определить степень его исправления.

Библиографический список

  1. Актуальные вопросы борьбы с преступностью. Томск, 1990.
  2. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963.
  3. Горшенин А.А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних. Ульяновск, 2006.
  4. Дерюга Н.Н., Петров А.Я. Принцип обязательности труда осужденных и его развитие в уголовно-исполнительном кодексе России // Государство и право. 1998. №4.
  5. Детков М. Производство и труд в свете реформ системы исполнения уголовных наказаний в Российском государстве // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. №6.
  6. Исправительно-трудовая педагогика: учеб. пособие / отв. ред. В.Ф. Пирожков. М., 1967.
  7. Кислицын М.К. Труд, воспитательная работа, материально-бытовое обеспечение и обучение в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Международного института управления. 2004. №5 -6.
  8. Крахмальник Л.Г. Труд заключенных и его правовое регулирование в СССР. Саратов, 1963.
  9. Крахмальник Л.Г. Труд как основа исправления и перевоспитания заключенных // Проблемы развития исправительно-трудового законодательства. Саратов, 1961.
  10. Международные акты о правах человека: сб. документов. М., 2001.
  11. Минязева Т.Ф. Правовой статус личности осужденных в РФ. М., 2001.
  12. Михайлов А. Условно-досрочное освобождение // Законность. 2005. №10.
  13. Перегудов А. Юридическое значение цели исправления осужденных к лишению свободы // Преступление и наказание. 1998. №4.
  14. Похмелкин В.В. Достижение справедливости при назначении наказания по советскому уголовному праву: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1985.
  15. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Особенной части. М., 1985.
  16. Стручков Н.А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970.
  17. Ткачевский Ю.М. Новое в исполнительно-трудовом законодательстве // Вестник Московского ун-та. 1995. №1.
  18. Тоскина Г.Н. Уголовное наказание в законодательстве РСФСР и СССР (1917-1926 гг.). Ульяновск, 2005.
  19. Шамсунов С.Х. Некоторые организационно-правовые вопросы создания подразделений трудовой адаптации осужденных к лишению свободы // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. №1.
  20. Шмаров И.В., Кузнецов Ф.Т., Подымов П.Е. Эффективность деятельности исправительно-трудовых учреждений. М.: Юрид. лит., 1968.

[1] Восстановление социальной справедливости предполагает возмещение ущерба, причиненного преступлением. Существует мнение, что «механизм достижения социальной справедливости – возмещение материального и морального вреда, причиненного потерпевшему, обществу, государству» [12, с. 29]

[2] Правительство РФ, иные органы государственной власти проводят различные мероприятия (правовые, организационно-технические) по поддержке учреждений уголовно-исполнительной системы: списывают задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, проводят работу по созданию центров и иных подразделений трудовой адаптации осужденных [19, с. 118–120]. Кроме того, существуют различные акты Правительства РФ, непосредственно связанные с обеспечением трудовой занятости осужденных в учреждениях уголовно-исполнитель­ной системы (размещение государственных заказов). Также необходимо учитывать, что многое зависит от начальников колоний. Еще в середине 90-х гг. прошлого века Ю.М. Ткачевский отмечал, что в колониях, которыми руководят инициативные люди, перестройка проходит более успешно и проблема организации труда решается быстрей [17, с. 24 -25].

[3] В положении «О Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г., в качестве одной из функций указанного ведомства предусмотрено обеспечение привлечения осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.

[4] Важно отметить, что лица, отбывшие наказание, также ограничиваются в некоторых правах. Так, они не могут работать в определенных правоохранительных органах. Такие ограничения связаны с совершенным данным лицом преступлением.

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики

Ульяновский государственный университет. 432063, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42

В статье исследуются труд как средство исправления виновных, проблемы, связанные с обеспечением принципа обязательности труда.

Ключевые слова: труд, цели, обязательность труда осужденных

Согласно ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания впервые определена в уголовном законе России, хотя в науке идея данной цели была высказана значительно раньше. Так, В.В. Похмелкин еще до принятия действующего уголовного закона выделял цель восстановления общественных отношений, дезорганизованных преступлением [14, с. 12–13].

Одним из средств исправления, восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения преступлений является труд. Труд представляет собой важное звено в повышении действенности наказания. «Любой труд, в том числе и труд осужденных, является одновременно экономической, правовой и педагогической категорией. Именно так выступает он в процессе исправительно-трудового воздействия» [16, с. 241]. Труд – необходимое средство, применяемое для решения задач, связанных с наказанием.

В литературе указывается, что перед трудом осужденных стоят достаточно обширные цели [8, с. 28].

Во-первых, он играет большую роль в перевоспитании виновных. Включение в трудовой процесс способствует формированию полезных привычек, не позволяет находиться в праздности, укрепляет сознательность, дисциплинированность.

Во-вторых, при помощи труда достигается социальная цель, так как приобретенные во время исполнения наказания навыки могут помочь осужденному после реализации мер государственного принуждения в обыденной жизни.

В-третьих, труд осужденных преследует оздоровительные цели.

При помощи труда улучшается физическое состояние лиц, отбывающих наказание. К тому же для переключения энергии осужденных с различного рода антиобщественных действий на реализацию полезных целей также используется труд, приобретающий таким образом важное сублимирующее значение.

Особую значимость для достижения восстановления социальной справедливости имеет реализация экономической цели труда [1] . Экономическое значение хорошо организованного труда состоит в том, что он позволяет исправительному учреждению нормально функционировать в современных условиях, обеспечить потребности самих осужденных, помогать им и их семьям накопить некоторые средства, так как после отбытия наказания осужденный не всегда сразу может устроиться на работу [7, с. 26].

По мнению Т.Ф. Минязевой, экономическая цель труда выражается: в осознании необходимости участия в создании материальных или духовных ценностей, которые являются частью достояния всего народа; в возможности обеспечения нормального функционирования исправительного учреждения; в возмещении затрат на свое содержание; в возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; в удовлетворении потребностей самих осужденных в помощи семьям, накоплении необходимых средств для устройства после отбытия наказания [11, с. 109–110]. Справедливо отмечается, что «воспитательная и экономическая цели, стоящие перед трудом осужденных, не противоречат друг другу, а, наоборот, объективно объединены единством конечных результатов в виде исправления и перевоспитания осужденных» [15, с. 119].

Н.А. Беляев выделял такую цель, как возмещение затрат на содержание заключенных в исправительных учреждениях, а также материального ущерба, причиненного преступлениями [2, с. 88]. Выполняя трудовые функции и получая соответствующее вознаграждение, осужденный имеет возможность «ослабить налоговое бремя на законопослушных граждан, вынужденных содержать преступников, …улучшить свое материальное положение, оказывать помощь родственникам, своевременно возмещать иски и выплачивать алименты» [5, с. 39], т.е. фактически будет реализовываться цель восстановления социальной справедливости.

В литературе нет единого взгляда на то, что следует относить к издержкам, подлежащим удержанию из заработка осужденных. Л.Г. Крахмальник предлагает удерживать из заработка стоимость питания, вещевого довольствия, коммунально-бытового обеспечения [9, с. 89]. Н.А. Беляев же считает, что издержки, связанные с воспитательной работой, пользованием библиотекой, не должны высчитываться из заработка осужденного, а вот затраты на содержание исправительно-трудовых учреждений подлежат возмещению [2, с. 100–101].

Плохое состояние производства в уголовно-исполнительной системе и низкая обеспеченность трудом осужденных отрицательно повлияли на своевременность введения в действие закрепленных в УК РФ отдельных видов наказания («холостые» элементы в системе наказаний), что не могло положительно сказаться на эффективности наказания. Однако «временные экономические трудности не отменяют самих принципов трудового воспитания» [7, с. 27]. Ситуация в стране постепенно нормализуется [2] , поэтому важно учитывать, что в дальнейшем для создания заинтересованности в труде необходимо моральное и материальное стимулирование осужденных [3] .

Добросовестное отношение к трудовым обязанностям является одной из предпосылок условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, предоставления иных поощрений, предусмотренных прогрессивной системой исполнения уголовных наказаний. Важное место занимают моральные поощрения: награждение грамотой, присвоение звания лучшего работника отряда, занесение на Доску почета. Путем развития системы моральных стимулов воздействуют на отношение осужденного к труду, что в свою очередь способствует решению задач, стоящих перед уголовным правом.

Не менее актуально совершенствование материальных стимулов. Приобщая осужденного к работе, ставя в зависимость его положения от выполнения норм выработки, у осужденного формируется привычка к труду, повышается возможность ускорить процесс возмещения всех задолженностей. «Оплата труда . в соответствие с его количеством и качеством является не только экономическим, но и педагогическим фактором»[6, с. 146].

Представляется заслуживающим внимания высказанное в литературе мнение, что, во-первых, осужденные должны получать заработок в зависимости от количества и качества выпущенной продукции и, во-вторых, для дальнейшего стимулирования положительного отношения к труду необходимо ставить в зависимость от объема выполненных работ и полученных доходов процент всех удержаний и соответственно остающихся у осужденного средств [20, с. 118–119].

Данная мера способна оказать влияние на отношение к нормам выработки со стороны лиц, в отношении которых исполняется наказание, способствует повышению объема выполненных работ, следовательно, полученных доходов, и тем самым обеспечивает реализацию цели восстановления социальной справедливости. Несправедливо, если процент удержания у осужденного, выполнившего, например, 40% объема работ, и у того, кто перевыполнил объем работ на 40%, будет одинаковым.

Положения, содержащиеся в ч. 3 ст. 107 УИК РФ, в случае окончательной нормализации ситуации в экономике страны не окажут стимулирующего воздействия на выполнение трудовых функций осужденными. Следовательно, необходимо изложить ее, например, в следующей редакции: «3. В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а при условии перевыполнения объема работ – до 40 процентов. На лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, зачисляется независимо от всех удержаний не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов».

В начале 90-х гг. XX в. уже обращалось внимание на необходимость усиления зависимости размеров вознаграждения от личного трудового вклада работника и от конечных результатов производственной деятельности коллектива, улучшения организации труда и материально-технического снабжения, широкого внедрения стимулирования труда осужденных [1, с. 44–45]. Решение данных задач позволит повысить эффективность труда как средства исправления и предупреждения совершения преступлений.

Статья 103 УИК РФ устанавливает обязательность труда осужденных. Поэтому не соответствует требованиям закона высказанное в литературе мнение, что только режим и воспитательная работа являются всеобщими, постоянными и обязательными для лиц, отбывающих наказание [13, с. 26].

В теории уголовного права обосновывается вывод об исключении обязательности труда осужденных в условиях лишения свободы. Так, Н.И. Дерюга и А.Я. Петров считают, что декларативное провозглашение принципа обязательности труда при фактической невозможности его реализации ставит администрацию пенитенциарных учреждений в достаточно щекотливое положение, так как сами органы уголовно-исполнительной системы не в состоянии обеспечить всех желающих работой [4, с. 82]. Более того, считают авторы, мировое сообщество все более признает принцип добровольности труда всеобщим и приоритетным [там же].

Представляется, что отказ от признания труда обязательным только вследствие невозможности обеспечения им всех осужденных является преждевременным. В нашей стране труд традиционно считался одним из главных средств исправления, о его возможностях при осуществлении процесса перевоспитания виновных написано немало работ. Непростая экономическая ситуация в стране не может длиться бесконечно долго, отсутствие работы для осужденных при организации исполнения наказания носит преходящий характер. Поэтому вносить кардиальные изменения в законодательство, отказываясь от обязательности труда осужденных, недопустимо.

В литературе указываются и иные проблемы, связанные с обеспечением принципа обязательности труда осужденных. Г.Н. Тоскина, анализируя деятельность исправительных учреждений в годы советской власти, пришла к выводу, что потребностями организации труда виновных была обусловлена сама лагерная форма отбывания наказания и милитаризация пенитенциарной системы, так как без использования военизированных подразделений, строгой дисциплины армейского типа такая организация просто невозможна. Более того, полагает автор, принудительный труд в условиях лишения свободы аналогичен труду рабов и антигуманен по своей сути [18, с. 124–125].

Следует согласиться, что организация труда в условиях лишения свободы требует немало материальных, технических и иных сил и средств. Однако, осознавая значение труда через анализ стоящих перед ним целей, важно использовать данное средство в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание. Что же касается утверждения о принудительности труда осужденных и его антигуманном характере, то здесь можно упомянуть, что международные правовые акты, в частности минимальные стандартные правила обращения с осужденными, не относят к принудительному труд лиц, связанный с необходимостью исполнения приговора [10, с. 205].

Более того, уголовно-исполнительное законодательство содержит определенные гарантии трудовых прав осужденных. Так, ч. 1 ст. 103 УИК РФ свидетельствует об обязанности администрации привлекать к труду виновных с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Часть 2 указанной статьи содержит положение о привлечении к труду мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет, инвалидов первой или второй группы только по желанию указанных лиц. Согласно ст. 104 УИК РФ работающим осужденным положен ежегодный оплачиваемый отпуск, время привлечения к оплачиваемому труду засчитывается им в трудовой стаж. Они также имеют право на обеспечение безопасности и гигиены труда, оплату труда.

Безусловно, осужденные ограничены в некоторых трудовых правах. Им запрещено прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов, ограничено право выбора вида труда, понижена заработная плата. Как отмечается, данные ограничения вызваны, прежде всего, условиями, в которых трудились осужденные [3, с. 101], режимом исполнения того или иного наказания [4] .

В литературе указывается на необходимость более полно и глубоко разработать вопросы осуществления трудовой деятельности осужденным у индивидуального предпринимателя, закрепить права осужденного на самостоятельное осуществление трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и привлечение на договорной основе других осужденных [3, с. 103–104].

Для правильного выяснения отношения виновного к труду надо учитывать не только объем выполненных им работ, но и иные проявления поведения в процессе трудовой деятельности, помогающие составить объективную характеристику осужденного. Так, бережное отношение к орудиям труда, имуществу, экономия сырья свидетельствуют о высоком самосознании лица, позволяют более точно определить степень его исправления.

Библиографический список

  1. Актуальные вопросы борьбы с преступностью. Томск, 1990.
  2. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963.
  3. Горшенин А.А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних. Ульяновск, 2006.
  4. Дерюга Н.Н., Петров А.Я. Принцип обязательности труда осужденных и его развитие в уголовно-исполнительном кодексе России // Государство и право. 1998. №4.
  5. Детков М. Производство и труд в свете реформ системы исполнения уголовных наказаний в Российском государстве // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. №6.
  6. Исправительно-трудовая педагогика: учеб. пособие / отв. ред. В.Ф. Пирожков. М., 1967.
  7. Кислицын М.К. Труд, воспитательная работа, материально-бытовое обеспечение и обучение в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Международного института управления. 2004. №5 -6.
  8. Крахмальник Л.Г. Труд заключенных и его правовое регулирование в СССР. Саратов, 1963.
  9. Крахмальник Л.Г. Труд как основа исправления и перевоспитания заключенных // Проблемы развития исправительно-трудового законодательства. Саратов, 1961.
  10. Международные акты о правах человека: сб. документов. М., 2001.
  11. Минязева Т.Ф. Правовой статус личности осужденных в РФ. М., 2001.
  12. Михайлов А. Условно-досрочное освобождение // Законность. 2005. №10.
  13. Перегудов А. Юридическое значение цели исправления осужденных к лишению свободы // Преступление и наказание. 1998. №4.
  14. Похмелкин В.В. Достижение справедливости при назначении наказания по советскому уголовному праву: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1985.
  15. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Особенной части. М., 1985.
  16. Стручков Н.А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970.
  17. Ткачевский Ю.М. Новое в исполнительно-трудовом законодательстве // Вестник Московского ун-та. 1995. №1.
  18. Тоскина Г.Н. Уголовное наказание в законодательстве РСФСР и СССР (1917-1926 гг.). Ульяновск, 2005.
  19. Шамсунов С.Х. Некоторые организационно-правовые вопросы создания подразделений трудовой адаптации осужденных к лишению свободы // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. №1.
  20. Шмаров И.В., Кузнецов Ф.Т., Подымов П.Е. Эффективность деятельности исправительно-трудовых учреждений. М.: Юрид. лит., 1968.

[1] Восстановление социальной справедливости предполагает возмещение ущерба, причиненного преступлением. Существует мнение, что «механизм достижения социальной справедливости – возмещение материального и морального вреда, причиненного потерпевшему, обществу, государству» [12, с. 29]

[2] Правительство РФ, иные органы государственной власти проводят различные мероприятия (правовые, организационно-технические) по поддержке учреждений уголовно-исполнительной системы: списывают задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, проводят работу по созданию центров и иных подразделений трудовой адаптации осужденных [19, с. 118–120]. Кроме того, существуют различные акты Правительства РФ, непосредственно связанные с обеспечением трудовой занятости осужденных в учреждениях уголовно-исполнитель­ной системы (размещение государственных заказов). Также необходимо учитывать, что многое зависит от начальников колоний. Еще в середине 90-х гг. прошлого века Ю.М. Ткачевский отмечал, что в колониях, которыми руководят инициативные люди, перестройка проходит более успешно и проблема организации труда решается быстрей [17, с. 24 -25].

[3] В положении «О Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г., в качестве одной из функций указанного ведомства предусмотрено обеспечение привлечения осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.

[4] Важно отметить, что лица, отбывшие наказание, также ограничиваются в некоторых правах. Так, они не могут работать в определенных правоохранительных органах. Такие ограничения связаны с совершенным данным лицом преступлением.

§ 2. Адаптация осужденных к условиям лишения свободы

Быстрая и коренная ломка жизненных планов, образа жизни путем социальной изоляции порождает у человека комплекс спе­цифических проявлений, называемых "синдромом лишенного сво­боды" ("тюремным синдромом"). Преодолеть эти тягостные состоя­ния осужденный может путем адаптации, приспособления к новым правилам и нормам общежития, к новым условиям жизнедеятель­ности.

Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, которая возникает в связи с произошедшими изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в дру­гую, чем-либо для нее новую, когда привычные шаблоны поведе­ния, стереотипы восприятия, установки личности становятся мало­эффективными или недейственными (ненужными). Осужденному по крайней мере трижды приходится переживать весьма сложные адаптивные ситуации, каждый раз заново приспосабливаясь:

— к требованиям режима отбывания наказания, к условиям труда, среде осужденных, жизни и быту в ИТУ;

— при изменении условий отбывания уголовного наказания — к новым условиям труда и быта, требованиям режима, правилам внутреннего распорядка и т. п.;

— в связи с освобождением из ИТУ — к условиям жизни на свободе, работы в коллективе свободных граждан, к жизни в семье и т. п.

Успешность процесса адаптации к условиям лишения свободы зависит от ряда факторов: понимания смысла и необходимости пра-воограничений, которым человек подвергается; осознания серьез­ности своего нового положения; включения в деятельность для по­иска путей, которые могли бы законным способом облегчить поло­жение; влияния других осужденных.

Осужденный вынужден смириться со своей участью и приспо­собиться к тем условиям, в которых он находится. "Однако, — пи­шут А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков, — он не оставляет попыток изменить их, приспособить к себе. Даже люди, не способные реши­тельно противостоять внешним обстоятельствам (легко внушаемые, конформные), пытаются изменить эти обстоятельства, в какой-то мере привести их в соответствие со своими представлениями, по­нятиями, взглядами, стереотипами. "Бунт" против новых условийсо стороны отдельных осужденных, внутренние конфликты, пере­живаемые ими из-за неспособности адаптироваться, могут порож­дать серьезные нервно-психические нарушения" 1 .

Осужденные адаптируются к условиям социальной изоляции адекватным или неадекватным образом. Основными признаками адекватной реакции являются: соответствие поведения осужден­ного реальной информации о перспективах его пребывания в мес­тах лишения свободы; соблюдение им режима отбывания наказа­ния, требований администрации; способность контролировать свое поведение и эмоции. Для неадекватной (патологической) реакции характерно проявление психопатологических признаков у лица, счи­тавшегося до осуждения психически здоровым.

Нормальная адаптация характеризуется таким психическим состоянием осужденного, которое ничем существенным не отлича­ется от обычного для него состояния до лишения свободы. Лицо объективно оценивает свой статус, прогноз дальнейшего пребыва­ния в ИТУ; он включен в активную коллективную жизнь, трудит­ся, учится в школе, участвует в самодеятельности. У него отсут­ствует внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям.

Встречаются осужденные, на которых лишение свободы не оказывает психотравмирующего воздействия. Для них колония стала "родным домом": требования режима не являются новыми, требо­вания воспитателей воспринимаются с позиций целесообразного конформизма.

Неадекватные реакции характеризуются возникновением и проявлением под влиянием лишения свободы у ранее психически здоровых осужденных дезадаптивного поведения. А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков сюда относят фобии, тревожно-депрессивные, не­гативно-депрессивные и негативно-истерические реакции 2 .

Клаустрофобическая реакция проявляется в боязни закрыто­го пространства — камеры следственного изолятора или тюрьмы. При нахождении в камере эти лица проявляют двигательное бес­покойство, на прогулках — повышенную двигательную активность. Указанные реакции более выражены у сельских жителей.

Тревожно-депрессивная реакция проявляется в преобладании угнетенного, подавленного настроения, чувства безнадежности, от­чаяния, пессимистического отношения к жизненным перспективам: "жизнь кончилась", "жизнь загублена". Такие осужденные отлича­ются раздражительностью, тревогой за оставленную семью, беспо­койством за "незавершенные дела" на свободе. У них часто наблю­даются нарушение сна, длительная бессонница, тоска по дому.

Негативно-депрессивная реакция характеризуется наличием всех вышеуказанных признаков в сочетании с внутренним нега­тивным отношением к факту лишения свободы, непризнанием себя виновным, отсутствием раскаяния за содеянное, нарушением ре­жима отбывания наказания, игнорированием указаний и требова­ний воспитателей, отсутствием установки на исправление при внеш­не подавленном настроении, апатии и безразличии.

Негативно-истерическая реакция проявляется в демонстра­тивно-негативном поведении, стремлении привлечь к себе внима­ние окружающих как к лицу, "невинно пострадавшему от правосу­дия". Для значительной части таких лиц характерно стремление к сутяжничеству, жалобам на неправильное отношение со стороны следователей, суда, воспитателей, администрации колонии. Отли­чительной чертой указанных лиц является эгоцентризм, бравада своим преступным прошлым с целью завоевать авторитет у других осужденных, подчинить их себе.

Выделяются определенные фазы (стадии) адаптации осужден­ных к условиям лишения свободы.

Особенно ответственной является фаза первоначальной адап­тации вновь прибывшего осужденного, когда он сталкивается с мно­гочисленными трудностями, новыми требованиями к его поведению. Сумеет ли он адаптироваться к особым условиям, найдет ли дру­зей, как отнесутся к нему воспитатели, какую работу ему поручат на производстве ИТУ — все эти вопросы требуют от осужденных немедленного ответа, вызывают состояние тревоги, снижают настро­ение, нарушают сон.

Первоначальная фаза — общей ориентировки . Она состоит в том, что прибывший в ИТУ осужденный на месте знакомится с ус­ловиями отбывания наказания, выявляет степень соответствия фак­тической ситуации той информации, которую он получил в период пребывания в следственном изоляторе и в ходе психологической подготовки. Степень его ориентированности зависит от источников информации, т. е. тех осужденных — "старожилов" и воспитате­лей, которые его опекают с первых дней.

"Общая ориентированность является предпосылкой формиро­вания определенного отношения осужденного к режиму отбывания наказания, представителям администрации и воспитателям, к конкретным лицам и группам осужденных, т. е. к тому, что называется осознанием себя членом определенной общности ("мы") и противо­поставлением себя всем остальным общностям ("не мы")" 3 .

Нередко осужденные, напуганные "бывалыми" преступника­ми, начинают с опаской и недоверием относиться к требованиям администрации ИТУ. Это ведет к возникновению психологического барьера между воспитателями и осужденными, создает определен­ные трудности для правильного поведения осужденных.

Примерно через 5—6 месяцев пребывания в ИТУ наступает вторая фаза адаптации — фаза нивелировки , когда личностные реакции осужденных на факт социальной изоляции нивелируются. Осужденные приобретают устойчивый "синдром лишенного свобо­ды", который делает их как бы похожими друг на друга ("все на одно лицо"), что проявляется в походке, мимике, жестах, в отноше­нии к воспитателям и т. д. В дальнейшем в личностной динамике осужденного стабилизируются две тенденции: первая состоит в успешном завершении приспособления к условиям социальной изо­ляции. Вторая характеризуется углублением и нарастанием нега­тивных изменений в личности, их закреплением, что препятствует успешной адаптации к условиям лишения свободы, а следователь­но, исправлению и перевоспитанию.

Третья фаза — фаза завершения адаптации , когда осужден­ный ставит перед собой цели, которые он стремится реализовать в новых условиях. В основной период пребывания в ИТУ происходит адаптация к последствиям социальной изоляции, когда осужден­ный начинает жить настоящим, надеждой на будущее.

Система отношений и связей, сложившихся в среде осужден­ных конкретной колонии, тюрьмы, а также характер взаимоотно­шений сотрудников с осужденными образует социально-психоло­гический климат, который может благоприятствовать позитивной адаптации осужденных или препятствовать ей. Если система отно­шений построена на принципиальной и доброжелательной основе, если в ИТУ проявляется забота о новичках, созданы условия, обе­регающие их от отрицательного влияния "уголовных авторитетов", то процесс адаптации идет успешнее.

"В процессе руководства адаптацией осужденных, — отмеча­ют А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков, — следует учитывать психо­логическую и криминальную совместимость, которая особое значе­ние имеет при размещении осужденных по первичным коллекти­вам (отрядам, звеньям, бригадам и т. п.). В среде осужденных от­верженными, несовместимыми чаще всего являются лица с психи ческими и физическими недостатками, дурными привычками, не­чистоплотные, опустившиеся, с которыми никто не хочет жить в одной комнате, есть за одним столом, работать в одной бригаде" 4 .

При этом необходимо иметь в виду следующую закономерность: чем малочисленнее группа (или коллектив), тем сильнее дает о себе знать несовместимость между отдельными ее членами. Это происходит потому, что возникшая несовместимость не может быть ком­пенсирована за счет общения с другими членами коллектива.

1 Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. Рязань, 1985. С. 309.

Для выполнения возложенных на учреждения, исполняющие наказания, обязанностей по организации привлечения осужденных к труду <1>, самообеспечения уголовно-исполнительной системы (УИС) необходимой продукцией создаются собственные производства учреждений, исполняющих наказания, заключаются контракты на предоставление работы осужденным с предприятиями любой организационно-правовой формы, не входящими в УИС, что в совокупности образует производство УИС в широком смысле слова. Основой производства УИС является производственная деятельность осужденных - производство в узком смысле слова <2>.

<1> Часть 3 ст. 13 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
<2> См.: Шлыков В.В. Становление и развитие производства пенитенциарных учреждений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 5. С. 24.

Производственная деятельность в УИС в отличие от производственной деятельности других социальных систем имеет особую правовую природу, основой которой, помимо экономических, являются социальные, образовательные, воспитательные и другие пенитенциарные цели, стоящие как перед руководством УИС, так и перед администрацией исправительных колоний по отношению к привлекаемым к труду осужденным, что позволяет вести речь о подчинении процесса производственной деятельности в УИС функции осуществления правоохранительной деятельности в объеме, регламентированном положениями уголовного и уголовно-исполнительного права.

По мнению автора, к пенитенциарным целям производственной деятельности уголовно-исполнительной системы относится решение ряда теоретических и практических проблем, связанных с развитием организационно-правового механизма, направленного на совершенствование содержания, средств и методов воздействия на осужденных через труд, обеспечение их исправления, трудовой адаптации <3> и социальной реабилитации, снижение уровня пенитенциарной и рецидивной преступности <4>.

<3> Адаптация - лат. adaptare - приспособлять.
<4> Как пример см.: Шамсунов С.Х. Современные проблемы организации труда и социальной реабилитации осужденных с учетом требований международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 5.

Пенитенциарные цели производственной деятельности исправительной колонии - трудовая адаптация и социальная реабилитация осужденных к лишению свободы за счет накопления ими жизненно необходимого опыта сосуществования в социально-трудовом коллективе исправительного учреждения и производственной деятельности и (или) социально значимых для исправительного учреждения работ, с последующим освоением профессии, необходимой осужденному не только в исправительном учреждении, но и после освобождения.

Таким образом, под производственной деятельностью в уголовно-исполнительной системе автор понимает осуществляемую в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации деятельность, связанную с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, необходимых для выполнения производственной программы исправительного учреждения либо иной организации, где осужденные могут привлекаться к труду, и направленную на достижение пенитенциарных целей, связанных с осуществлением УИС функций правоохранительной деятельности.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) называет исправление осужденных в числе приоритетных целей уголовно-исполнительного законодательства. При этом общественно полезный труд наряду с профессиональной подготовкой традиционно включается в перечень основных средств исправления осужденных.

Поскольку, как мы покажем дальше, на современном этапе исправление осужденных является одной из составляющих трудовой адаптации осужденных к лишению свободы, остановимся более подробно на производственной деятельности как основе их трудовой адаптации.

Осуществляя выявление существующих и разработку новых подходов, связанных с индивидуальным воздействием на осужденного как на объект процесса трудовой адаптации, осуществляемой не только руководством центра трудовой адаптации (ЦТА), но и администрацией исправительной колонии, необходимо отметить, что данный процесс состоит из отдельных этапов. Первый - приспособление осужденных к среде исправительного учреждения (ИУ). Второй - приспособление к производственной среде ИУ за счет привития трудовых навыков, необходимых в ИУ, и/или привлечения к выполнению социально значимых для учреждения работ <5>. Третий - приобретение профессий, необходимых и после освобождения (рис. 1).

<5> См. работу автора "Понятийно-категориальный аппарат процесса трудовой адаптации и социализации осужденных к лишению свободы" // Закон и право. 2005. N 10.

Рис. 1. Этапы процесса трудовой адаптации

Необходимо отметить, что второй и третий этапы для отдельных осужденных могут быть совмещены (поскольку получаемая профессия может быть востребована после освобождения). Но указанные процессы осуществляются на фоне основной задачи ИУ - социализации осужденного, поскольку профессионально-техническое обучение, производственная деятельность и социально значимые для учреждения работы немыслимы без воспитательной работы, общеобразовательного обучения, других форм положительного воздействия на осужденного и являются той социально-экономической основой, на базе которой осуществляется процесс их социализации.

При анализе первого этапа процесса трудовой адаптации следует исходить из того положения, что микросреда ИУ обладает как положительными, так и негативными свойствами, обусловленными концентрацией в ИУ лиц, преступивших закон. Причем осужденные могут адаптироваться как к положительным сторонам жизни и быта исправительного учреждения, так и к отрицательным элементам микросреды. Поэтому принято различать положительную и отрицательную адаптацию. Под положительной адаптацией понимают приспособление индивида к позитивным элементам среды, общепринятым нормам и ценностям, которые способствуют формированию положительных навыков общения, активной жизненной позиции.

Отрицательная адаптация заключается в приспособлении личности к образцам поведения, расходящимся с принятыми в обществе. Этот процесс обусловливает нравственную деградацию индивида, потерю чувства ответственности и долга перед обществом, формирование эгоистической установки, отрицательного отношения к труду, учебе, коллективу <6>. Ярким примером получения опыта отрицательной адаптации осужденных к среде ИУ является понятие "тюремная субкультура", изученное и описанное А. Олейником <7>.

<6> См.: Адаптация осужденных к среде ИТУ: Учеб. пособие. Рязань: Изд. РВШ МВД СССР, 1981. С. 10.
<7> См.: Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М.: ИНФРА-М, 2001.

Отрицательной адаптации осужденных противостоит администрация ИУ, которая располагает комплексом мер исправительного воздействия. Позитивной адаптации способствует актив осужденных.

Процесс адаптации осужденных к лишению свободы, к среде ИУ может рассматриваться с двух сторон: субъективной (эмоционально-оценочной) и объективной (поведенческой). Субъективная сторона предполагает восприятие вновь прибывшим осужденным новых для него условий, правил внутреннего распорядка ИУ, неформальных норм, принятых в малых группах различной направленности, а также выработку конкретного эмоционального окрашенного отношения к ним. Восприятие и оценка этих условий обусловлены личностными особенностями, всем предыдущим образом жизни. С этим согласны 84% опрошенных сотрудников исправительных учреждений (диагр. 1).

Диаграмма 1. Мнение сотрудников УИС по поводу важности субъективной стороны адаптации осужденных

Объективная сторона заключается в определенном стиле внешнего поведения осужденного, свидетельствующего о том, что процесс адаптации проходит успешно или, наоборот, встречает затруднения.

В теории и практике уголовно-исполнительной системы существует набор эмпирических показателей, свидетельствующих о положительной или отрицательной динамике процесса адаптации осужденных к среде ИУ. В сфере режима это: признание вины в совершенном преступлении, осознание справедливости наказания и необходимости его отбывания, соблюдение правил внутреннего распорядка, отсутствие взысканий либо снятие ранее наложенных, отсутствие конфликтов с активом и представителями администрации, негативных оценок режимных требований.

Нарушение условий режима, конфликты с администрацией и активом осужденных, тесные контакты с нарушителями режима, негативное отношение к официальным нормам расцениваются как показатели отрицательной адаптации осужденных к лишению свободы к среде ИУ. Например, Н.С. Артемьев в своих работах рассматривает пенитенциарную преступность как один из показателей отрицательной адаптации осужденных <8>.

<8> Артемьев Н.С. Организация борьбы с рецидивной преступностью. М., 1997; Артемьев Н.С. Профилактика рецидивной преступности. Рязань, 1998.

В области воспитательной работы показателями положительной адаптации являются: работа в составе актива, отсутствие конфликтов с членами самодеятельных организаций, посещение и участие в воспитательных мероприятиях, их положительная оценка. И наоборот, тяготение осужденного к тюремной субкультуре, ее поддержка и пропаганда являются свидетельством отрицательной адаптации осужденных к лишению свободы, к среде ИУ. Если впервые осужденный овладевает жаргоном, наносит татуировки, копирует манеру одеваться, то можно сделать вывод о том, что он примкнул к малой группе, характеризующейся отрицательной направленностью.

В учебной деятельности показателями положительной адаптации являются: повышение образовательного и (или) профессионального уровня, обучение в вузе. Отказ продолжать учебу в общеобразовательной школе, пропуски занятий, неудовлетворительные оценки позволяют сделать вывод о низком уровне адаптированности к среде ИУ.

На наш взгляд, положительная динамика в принятии осужденным указанных норм позволяет говорить о его адаптации к среде ИУ. Показателем завершения первого этапа процесса трудовой адаптации осужденных и готовности к следующему этапу - адаптации к производственной среде ИУ можно считать готовность осужденного, (микроколлектива осужденных) к производственной деятельности в местах, предусмотренных ст. 17 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Рассматривая второй этап трудовой адаптации, необходимо остановиться на том, что комплекс мероприятий, проводимых администрацией исправительного учреждения, с целью накопления осужденными жизненно необходимого опыта сосуществования в социально-трудовом коллективе исправительного учреждения за счет производственной деятельности и (или) социально значимых для исправительного учреждения работ, обусловливает необходимость оценки потенциала осужденных по их предыдущему отношению к трудовой деятельности, общеобразовательной и профессиональной подготовке.

На основании проведенных автором исследований он делает вывод о том, что в интересах управления механизмом трудовой адаптации осужденных можно условно разделить на три укрупненных группы: не подлежащие процессу трудовой адаптации на основании нормативно-правовой базы уголовно-исполнительной системы (пенсионеры, инвалиды и т.д.); не нуждающиеся в трудовой адаптации - имеющие трудовые навыки, необходимые для нужд конкретного производства ИУ; нуждающиеся в трудовой адаптации (диагр. 2).

Диаграмма 2. Качественный состав осужденных по отношению к процессу трудовой адаптации

Данное деление важно для организации производства ИУ в интересах трудовой адаптации осужденных. Для возможности машинной обработки полученных данных, а также для удобства обмена информацией предлагается ввести соответствующие коды указанных групп (табл. 1).

<9> Предложенный код можно детализировать, добавляя в зависимости от причины еще две цифры, например 0101 - инвалид 1-й группы, 0102 - инвалид 2-й группы и т.д.

Осужденных третьей группы можно разделить на:

  • нуждающихся в доподготовке или переподготовке для нужд конкретного производства (минимальная трудовая адаптация) (код - 0301);
  • нуждающихся в профессиональном образовании или обучении трудовым навыкам, с последующим их вовлечением в общественный труд исправительного учреждения (стандартная трудовая адаптация) (код - 0302);
  • нуждающихся в длительной (максимальной) трудовой адаптации после общеобразовательной подготовки (код - 0303);
  • осужденных, которым процесс трудовой адаптации различной продолжительности не может быть предложен в связи с отсутствием соответствующих производственных и учебно-производственных мощностей (код - 0304);
  • не желающих в добровольном порядке приступить к трудовой адаптации (код - 04).

Предложенные автором классификации осужденных к лишению свободы полностью соответствуют целям классификации, изложенным в п. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, в котором указывается: "Разделение заключенных на категории облегчает работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе" <10>.

<10> См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации с постатейными понятийными материалами. 2003. С. 971.

Таким образом, глубина или продолжительность адаптации может оцениваться как минимальная трудовая адаптация, стандартная трудовая адаптация, длительная (максимальная) трудовая адаптация. В какой-то степени это можно сравнить с существующей в пенитенциарной системе Японии классификацией осужденных на категории: V - лица, в отношении которых признано необходимым проведение профессиональной переподготовки, E - лица, в отношении которых признано необходимым проведение образовательно-воспитательных мероприятий, G - лица, в отношении которых признано необходимым проведение мероприятий по социальной ориентации <11>.

<11> См.: Спицын В. Наказание и его использование в местах лишения свободы Японии // Преступление и наказание. 2004. N 12. С. 32.

Работа с предложенным показателем позволит администрации учреждений осуществлять дифференциацию и определять примерный объем социально-трудового воздействия на конкретного индивидуума, исходя из учебно-производственных возможностей ИУ <12>, существующего опыта, учета режима колонии и особенностей осужденного, по отношению к процессу трудовой адаптации.

<12> Под данным показателем следует понимать общее количество осужденных конкретного ИУ, привлекаемых к производственному и социально значимому труду, обучающихся в общеобразовательной школе, профессиональном училище, других учебных заведениях.

Как отмечает Ю.А. Алферов, чтобы прогнозировать трудовую активность как элемент становления личности, воспитатель для правильного подхода к перевоспитанию правонарушителя должен поставить с помощью социологических методов точный диагноз профпригодности осужденного, а равно и его нравственную болезнь, уточнить уровень психологических отклонений, проследить течение и развитие различных пороков и только затем определять исправительно-трудовые программы, в которых вопросам трудового воспитания должно отводиться центральное место. Ибо труд в местах лишения свободы демократизируется уже не на словах, а на деле и становиться одним из главных рычагов воздействия на личность <13>.

<13> См.: Алферов Ю.А. Кризис уголовно-исполнительной системы и некоторые аспекты трудового перевоспитания осужденных в современных условиях // Новые формы хозяйствования и трудового использования осужденных в условиях рыночной экономики. 1996. С. 9 - 10.

Исходя из этого, отнесение осужденных к лишению свободы к той или иной группе происходит при активном участии начальника отряда. Он на основании полученных данных проводит с осужденными разъяснительную работу, направленную на разъяснение их прав и обязанностей в отношении трудовой деятельности, исходя из особенностей их содержания, производственных возможностей исправительного учреждения и механизмов реализации процессов трудовой адаптации.

Алгоритм действий администрации к подготовке осуществления процесса трудовой адаптации к производственной деятельности в колонии может быть представлен следующим образом. Опираясь на данные социальных паспортов отрядов, производственный отдел ЦТА совместно с представителем профессионального училища производит подсчет количества осужденных в каждой из групп. Производственный отдел ЦТА готовит справку о возможностях ИУ по организации второго этапа процесса трудовой адаптации, исходя из производственных мощностей, портфеля заказов и других факторов, влияющих на уровень организации производства. Отняв от общего числа спецконтингента осужденных первых двух групп с учетом имеющихся производственных или учебно-производственных возможностей, составляется график организации трудовой адаптации, расчет времени, необходимого для завершения трудовой адаптации для каждого осужденного и всего социально-трудового коллектива.

После этого осужденные, имеющие код 0301, могут быть направлены непосредственно на производство в качестве учеников либо привлекаться к производственной деятельности в соответствии с имеющимися у них трудовыми навыками.

Осужденные с кодом 0302 могут направляться в профессиональные училища. По отношению к ним необходимо использовать более интенсивное воздействие, направленное на появление и развитие трудовых навыков.

Через 6 месяцев осужденные 0301, 0302, получив соответствующие документы об уровне профессиональной подготовки, могут быть отнесены к осужденным, не нуждающимся в трудовой адаптации к производственной деятельности в колонии, поскольку имеют соответствующие производственные навыки (код 02), что будет являться свидетельством завершения второго этапа трудовой адаптации.

Таким образом, можно констатировать, что основанием для завершения этапа трудовой адаптации к производственной деятельности исправительного учреждения может являться присвоение первичного трудового разряда.

Контроль над переводом осужденных из одной категории по отношению к трудовой адаптации в другую можно возложить на группу социальной защиты и учета трудового стажа, внеся соответствующие дополнения в должностные инструкции сотрудников группы. Вместе с тем необходимо помнить о том, что адаптация к производственной среде ИУ носит временный характер, поскольку истинная цель исправительного учреждения - возвращение индивидуума в общество.

После чего перед руководством ЦТА стоит задача по осуществлению последнего этапа трудовой адаптации - приобретению осужденными профессий, необходимых им после освобождения.

Исправительно-трудовая психология исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией.

Перед исправительно-трудовыми учреждениями стоят чрезвычайно сложные задачи перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе.

Эти задачи не могут быть решены без использования данных различных наук, изучающих личность человека, его взаимоотношения с коллективом, а также роль различных факторов, положительно или отрицательно воздействующих на личность осужденного. Одной из наиболее актуальных наук, способствующих решению указанных выше задачу является исправительно-трудовая психология, которая исследует закономерности психической деятельности человека, отбывающего наказание, и основные факторы, влияющие на него в процессе перевоспитания.

Определите понятие пенитенциарной психологии.

Выделению пенитенциарной психологии в самостоятельную отрасль юридической науки предшествовал этап обобщения и систематизации накопленных фактов о психологических явлениях, возникающих в условиях исполнения уголовного наказания, разработки и применения научных методов с целью изучения и установления на этой основе определенных психологических закономерностей.

Какова роль ресоциализации и насколько она эффективна?

Ресоциализация является результатом усвоения десоциализированной личностью социального опыта, системы знаний, социально одобряемых форм поведения и ценностей.

Ресоциализацияосужденных – это процесс восстановления навыков вхождения в социальную среду после освобождения от наказания, предполагающий социальное познание и общение, овладение навыками практической деятельности, то есть преобразование самого человека (самоперевоспитание). Ресоциализация осужденных – это сложная система реабилитационных мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания социальных функций и статуса личности. Это усвоение осужденными стандартов поведения и ценностных ориентации, осознанное подчинение правовым и иным нормам.

То, что у нас определяют словом «ресоциализация», в зарубежной практике называют социальной терапией. К ее основным направлениям относят: обучение осужденных, труд, занятия спортом, участие в культурно-просветительных мероприятиях.

Многолетняя практика исполнения наказания неоднократно доказывала, что эффективность ресоциализации, ее КПД может быть повышен в случае приближения условий жизни осужденных к условиям человеческого общежития. Выработать у человека привычку поступать правомерно можно только в соответствующих условиях, формируя личность исключительно в гуманной среде, вовлекая ее в соответствующие сферы и формы деятельности. По сути мы имеем дело с соотношением таких ключевых в данном случае понятий, как цель и средство, где цель – гуманизация условий отбывания наказания – трансформируется в средство реализации национальной идеи. Чем гуманнее условия, тем выше отдача, тем реальнее достижение объединяющей идеи.

В чем выражается адаптация и дезадаптация осужденных?

Во-первых, характер адаптации осужденных в местах лишения свободы определяет дальнейшее поведение личности на свободе и, соответственно, влияет на уровень и характер преступности в стране.

Пребывание в социальной изоляции оказывает сильнейшее воздействие на личность человека, его дальнейшую судьбу, так как следствием отбывания наказания в виде лишения свободы является дезадаптация человека, в результате которой происходит сужение спектра возможностей осужденного приспособиться в постпенитенциарный период к существующим нормам права и морали, условиям жизни на свободе. Кроме того, нарушаются формы взаимодействия осужденного после освобождения с социальной средой, что препятствует формированию у него адекватной реакции на жизненные ситуации, самореализации.

Читайте также: