Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население

Опубликовано: 01.10.2024

Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.

Экономически активное население — население страны, которое имеет или желает и потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования. По методологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от 10 до 72 лет:

• занятых (предпринимателей и нанятых работников)

• безработных
Особенность данного показателя заключается в том, что он зависит от самоопределения человека. Так, некоторые группы граждан могут быть отнесены к экономически активному населению лишь частично (например, студенты дневных отделений вузов или пенсионеры относятся к этой категории не полностью, а в зависимости от того, есть ли у гражданина потребность в работе, готовность приступить к работе и ищут ли они работу).

Условно считается, что в развитых странах в возрасте человека от 10 лет до нижней границы возрастного порога нет занятости, например, в России — нижняя граница возраста, с которого человек включается в экономически активное население- 15 лет, в США — с 16 лет. В России, в соответствии с требованиями МОТ учёт экономически активного населения ведётся в рамках обследования населения по проблемам занятости, которое проводится раз в квартал. Росстат один раз в два года публикует статистический сборник «Труд и занятость в России», а также периодически выходит в свет статистический сборник «Экономически активное население».

Экономически неактивное население - лица в возрасте 15-72 лет, которые не являются занятыми или безработными.

Региональные различия в уровне занятости схожи, но они более сильно зависят от состояния экономики и динамики рабочих мест в субъектах РФ. В целом по стране уровень занятости в 2006 году составлял 61,4% населения в возрасте 15-72 лет, а в республике Ингушетия — 17%, в Чечне — 20%. Уровень занятости в крупнейших агломерациях (68-70%) намного выше среднероссийского, в Москве и С.-Петербурге работает почти все экономически активное население. Максимальные показатели занятости в некоторых малонаселенных автономных округах Крайнего Севера (71-80%) обусловлены очень высокой долей трудоспособного населения.

Безработица — незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности.

Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:

• Был готов приступить к работе

Уровень безработицы в России составляет на данный момент 8,2% по сравнению с 13,3% в 1998 г., что является достаточно низким показателем среди развивающихся и даже ряда развитых стран.

Более того, в случае высоких темпов роста экономики в ближайшее десятилетие в ряде отраслей может наблюдаться дефицит рабочей силы. Наибольшая часть населения России занята на данный момент на средних и крупных предприятиях.

Из числа десяти регионов РФ, лидирующих по уровню безработицы, шесть расположены в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), следует из доклада министерства регионального развития.

Первое место в списке регионов с самой высокой безработицей остается Чечня, где трудоустроиться не могут 51,9% жителей. Второе место с большим отрывом занимает Ингушетия (23,7%), третье — Республика Тыва (6,3%). Далее следуют Северная Осетия (4,3%), Калмыкия (3,8%), Карачаево-Черкесия (3,7%), Алтай (3,7%), Ненецкий АО (3,6%), Дагестан (3,5%), Кабардино-Балкария (3,5%).

Уровень безработицы в целом по России непрерывно снижается с февраля этого года, следует из доклада Минрегиона. Если в феврале показатель был на уровне 3,1%, то в июле опустился до 2,4%.

Премьер-министр России Владимир Путин в середине июля пообещал, что в 2011 году на программы по снижению напряженности на рынке труда будет выделено около 30 млрд рублей

Всем хочется жить хорошо. Но многие ли задумывались, от чего зависит их материальное положение? Факторы, влияющие на достаток каждого, находятся рядом, или они видны только ученым-экономистам? Содержание этой статьи может показаться тривиальным и неожиданным одновременно.

Что такое труд и для чего он нужен?

Труд — это занятие, направленное на:

  • выработку товаров, потребляемых для производства и в быту;
  • оказание услуг;
  • анализ, синтез и подачу информации;
  • удовлетворение эстетических потребностей своих и населения.

Труд присущ только человеку. Без него невозможно:

  • удовлетворение каких-либо потребностей;
  • накопление богатства страны, группы людей или личности;
  • формирование личностных качеств, вызывающих уважение окружающих и самоуважение;
  • сохранение желаемой среды обитания.

Благодаря излишкам, произведенным в процессе труда, человечество:

  • совершенствует этапы производства;
  • улучшает качество жизни и отдыха;
  • создает культурные ценности.

Кто приумножает национальное богатство страны?

Трудовые ресурсы – это источник труда; люди, которые своими физическими и нервными усилиями создают пропитание, удобства и развлечения для всего населения страны. Они состоят из людей трудоспособного возраста + работающих подростков и пенсионеров – граждан льготных категорий. В России возраст трудоспособности — 16–59 лет для мужчин и 16–54 лет для женщин. С 2019 г. начнется переходный период к новым возрастным цензам, дающим мужчинам право на пенсию в 65 лет, а женщинам — в 63 года.

Трудовые ресурсы, прежде чем начинают использоваться в производстве всевозможных благ, требуют немалых затрат на свое формирование и воссоздание. Это:

  • содержание, воспитание и образование подрастающего поколения;
  • обучение выпускников школ профессиям;
  • трудоустройство молодежи в первый раз и введение ее в курс дела;
  • затраты на материальную поддержку и переквалификацию временно оставшихся без работы граждан;
  • повышение квалификации работающих лиц;
  • изыскание возможностей для посильной работы желающим трудиться гражданам, получающим пенсионное обеспечение по различным причинам;
  • создание стимулирующих условий для лиц, начинающих свое дело.

Заседание Думы

Следовательно, необходимо устройство соответствующих фондов в государственных и частных структурах.

Новая терминология

Рыночная экономика создала новые формулировки для характеристики категорий населения. Теперь оно делится на активное и пассивное. Понятие «экономически активное население» имеет в виду граждан, принимающих участие в создании материальных и духовных благ и тех, кто хочет трудиться, но временно не работает. Все занятые и безработные составляют эту группу. В России экономически активное трудоспособное население находится в возрастных границах от 15 до 72 лет, что шире приведенного выше диапазона возраста трудоспособности. Название указывает на то, что здесь исключается принуждение к труду, и увеличение периода занятости происходит добровольно. К концу сентября 2018 г. численность экономически активного населения составила 76,6 миллиона человек. Среди них количество занятых — 73,1 млн. Соответственно, число безработных — 3,5 млн.

Те, кто не имеет желания работать, относятся к экономически неактивному населению. Составляют эту категорию:

  • домохозяйки;
  • льготные и обычные пенсионеры;
  • официальные инвалиды;
  • лица, ухаживающие за инвалидами;
  • люди, бросившие искать работу, не найдя ее на протяжении длительного периода;
  • студенты, аспиранты дневных форм обучения;
  • те, кто не нуждается в материальных средствах.

Экономически пассивное население

Экономически активное население страны — это все население за вычетом экономически пассивного.

Занятое население

Каждый участвующий в общественно-полезном труде занимает определенную квалификационную нишу в структуре рабочей силы.

  • руководители всех уровней и категорий;
  • научная элита;
  • специалисты в различных сферах человеческой деятельности;
  • служащие;
  • квалифицированные рабочие;
  • неквалифицированные рабочие.

Рабочая профессия

Средний возраст людей, охваченных трудовой деятельностью, — приблизительно 40 лет.

Занятые — это экономически активное население, работающее:

  • по найму с оплатой труда;
  • на себя с доходом;
  • в семейном бизнесе;
  • дома, производя товары на продажу или оказывая услуги.

Эти люди явно содержат себя сами, а, возможно, имеют и иждивенцев. Экономически активная часть населения, находящаяся в отпусках с любым видом оплаты, временно отсутствующая по болезни, также причисляется к занятым.

Распределение по сферам занятости

Более половины занятых работников имеют высшее и среднее специальное образование. Это говорит о высоких требованиях, предъявляемых рынком рабочей силы к соискателям вакансий.

Около 60 % экономически активного населения — это люди, занятые в частном секторе.

После распада Союза и во время формирования новых экономических отношений огромные потоки высвободившихся рабочих и служащих приняли быстро адаптировавшиеся не обремененные производственными мощностями старозаветного образца:

  • торговлю;
  • общепит;
  • посреднические организации;
  • финансовые и страховые учреждения.

Однако последние годы рынок труда России запрашивает в больших количествах:

  • IT-специалистов;
  • удаленных работников разных специализаций;
  • специалистов в области подбора кадров.

Эксперты объясняют это начавшимися процессами стабилизации экономики, торговли и финансов, следовательно, и рынка труда. Любопытным фактом действительности РФ и других стран СНГ является занятость многих работников в двух и более местах, часто даже по разным специальностям. Статистика данных на этот счет не демонстрирует.

Показатели качества работников

Работодатели и рекрутеры оценивают кандидатов по следующим показателям:

  • Физическое и психическое состояние.
  • Общая культура.
  • Специальные знания.
  • Опыт практической работы.
  • Уровень желания работать.
  • Конфликтность.
  • Умение договариваться.
  • Принципиальность.
  • Нацеленность на результат.
  • Исполнительность.
  • Находчивость.

Типы занятости

Анализ показывает, что занятость может быть:

  1. Продуктивной, если может быть предъявлен материальный результат деятельности.
  2. Социально-полезной, когда люди учатся на стационарах, служат в армии и на флоте, в полиции, работают спасателями, охранниками, аварийщиками, ухаживают за больными и инвалидами, присматривают за детьми.
  3. Рациональной, когда удается совместить нужный уровень квалификации и нравственного состояния человека с занимаемой должностью.
  4. Эффективной, если рабочая сила используется так, что при минимальных материальных, временных, физических и нервных затратах достигаются намеченные цели.
  5. Бесполезной, когда людям удается создать видимость деятельности.
  6. Вредной, когда работники халатно относятся к своим обязанностям, расточительно распоряжаются материальными ресурсами, совершают должностные преступления.

Безработные

Безработица и неэффективное использование рабочей силы являются главными проблемами в России и, пожалуй, во всех странах с рыночной экономикой.

Граждане, достигшие 16-летнего возраста, но не достигшие пенсионного, которые, не работая в данный момент, стараются трудоустроиться, готовы приступить к выполнению своих обязанностей немедленно, называются безработными. Это экономически активное население, которое имеет перерыв в работе по следующим причинам.

  1. Добровольного увольнения из-за:
  • низкой оплаты труда;
  • бесперспективности карьерного роста;
  • конфликта с начальством либо членом коллектива.

Ищу работу

2. Увольнения из-за:

  • низкой квалификации;
  • кадровых сокращений.

3. Трудностей первичного поиска работы.

4. Потери квалификации из-за длительной паузы в работе.

5. Избытка или невостребованности подобных специальностей в определенном регионе.

Официальный статус безработного имеют граждане, зарегистрированные в центрах занятости. Их количество в статистических отчетах составляет отдельную группу.

Чем опасна безработица?

Как говорилось выше, безработные — это экономически активное население, не получившее удовлетворения в своей насущной потребности трудиться. На этой почве возможны:

  • психологические травмы;
  • понижение уровня материального благополучия людей, попавших в такую ситуацию;
  • рост негативных настроений и агрессии среди населения;
  • возникновение желания у населения региона отделиться от центра;
  • вспышки региональных и межрегиональных конфликтов;
  • рост преступности;
  • замедление экономического развития;
  • недоверие реформам;
  • провоцирование финансовой нестабильности;
  • усиление материального и образовательного расслоения общества.

Каких специалистов не хватает?

Российский рынок труда остро нуждается в квалифицированных специалистах, особенно технической направленности. Во многих случаях приходится довольствоваться тем, что есть. Отсюда проистекает качество услуг и продукции, часто вызывающие недовольство потребителя. Хотя еще одной причиной низкого качества выполняемых работ является неудовлетворительный уровень зарплаты на протяжении многих лет.

Казалось бы, работодатели должны с удовольствием принимать выпускников технических учебных заведений всех уровней. Но многие наниматели не рискуют брать на себя до поры до времени неокупаемые затраты на доведение молодых специалистов до уровня, позволяющего им работать самостоятельно. По этой причине выпускники часто устраиваются не по специальности в места, где их мотивируют более высоким заработком.

В удаленных от центра регионах и особенно сельской местности с дореволюционных времен существует нехватка или полное отсутствие врачей, медсестер и даже санитаров.

Трудовые ресурсы

Рейтинг востребованности профессий в 2018 г. приводится ниже в порядке убывания.

  1. ИТ-специалисты.
  2. Маркетологи.
  3. Инженеры.
  4. Менеджеры.
  5. Фрилансеры, программисты, системные администраторы, веб-дизайнеры.
  6. Переводчики.
  7. Психологи, социологи.
  8. Медики.
  9. Рекрутеры.
  10. Строители, слесари, сварщики, монтажники, электрики, бурильщики.
  11. Технологи химической промышленности.
  12. Машинисты, операторы промышленного оборудования.

Как выживают безработные и нетрудоспособные?

Статистика отслеживает 20 – 25 миллионов человек, не имеющих работы, не зарегистрированных в службах по трудоустройству. Все они каким-то образом выживают. Предполагается, что они зарабатывают на жизнь, ведя собственное дело с задействованием личного имущества или без, находя самостоятельно заказчиков на продукт своей деятельности и получая от них вознаграждение в любой форме. Государство считает своим долгом охватить вниманием все слои населения и предоставить каждому возможность быть честным налогоплательщиком. С этой целью конкретизируется законодательство и разрабатываются мероприятия, стимулирующие регистрацию самозанятого населения в налоговых органах. Советы юриста и предпринимателя, записанные на видео, могут оказаться полезными некоторым читателям.

Что такое самозанятость?

Это понятие предполагает, что человек, зарабатывающий вышеописанным способом, сам придумал себе занятие, исходя из своего образования, опыта, материальных и физических возможностей, и самолично осуществляет свою деятельность на свой страх и риск. К самозанятым можно отнести незарегистрированных:

  • авторемонтников;
  • столяров;
  • печников;
  • торговцев продукцией собственного производства;
  • фрилансеров;
  • программистов;
  • фотографов;
  • нянь;
  • домработниц;
  • гадалок;
  • знахарей;
  • строителей;
  • бурильщиков водяных скважин;
  • сиделок.

Налог на самозанятых

С 1 января 2019 года начнется тестирование разработанной программы самозанятости населения в Москве, Московской и Калужской областях и в Татарстане. К слову сказать, это территории, входящие в ТОП по наилучшим показателям уровня жизни и имеют малое количество безработных. Программа может быть полезной для людей, еще не успевших проявить свои творческие и организаторские таланты. Если эксперимент пройдет успешно, с 1 января 2020 г. законодательство в отношении самозанятых распространится на всех носителей этого звания.

Положительные процессы

Улучшают ситуацию с распределением ресурсов иммиграционные потоки. Отток эмигрантов компенсируется за счет рабочей силы, почти в тех же количествах прибывающей из стран СНГ. Уменьшать безработицу должны помочь мероприятия по переучиванию кадров и совершенствованию общего, средне специального и высшего образования. Благо, в новые времена открылся простор для творческой деятельности педагогов, ищущих пути соединения в обучении теории и практики.

Будущие специалисты

Государственные службы, изучающие процессы на рынке труда, регулярно отчитываются о внедренных и планируемых мерах по улучшению ситуации среди экономически активного населения. Уровень безработицы в этом году падает. Интерес рядовых граждан к структуре общества и пониманию того, что без взаимопомощи народу не выжить, неуклонно растет.

Мизеева Анна Германовна

Трудовые ресурсы страны и экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России, факторы их определяющие.

Трудовые ресурсы (ТР), экономически активное население (ЭАН), безработица, качество ТР.

  • основы социально-критического мышления;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к особенностям использования трудовых ресурсов в современной Росси;
  • стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
  • устанавливать причинно-следственные связи осуществлять сравнение и классификацию объектов;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные);
  • оценивать утверждения, исходя из своих представлений об изучаемой проблеме;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, находить пути восполнения этих пробелов;
  • создавать специализированные географические диаграммы;
  • соблюдать нормы информационной культуры;
  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
  • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники;
  • вводить цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации.
  • планировать пути достижения целей;
  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • прогнозировать будущие события и развитие процесса;
  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • численности и доли в населении страны трудовых ресурсов и экономически-активного населения, современного уровня безработицы и ее последствий;
  • особенностей размещения трудоспособного населения по территории России;
  • географических различий в уровне занятости населения России, факторов их определяющие;
  • особенностей структуры занятости населения страны и ее динамики;
  • содержания терминов и понятий: трудовые ресурсы, экономически активное население, безработица;

В ценностно-ориентационной сфере:

  • понимание причин, обусловивших особенности распределения трудоспособного населения по территории страны и географических различий в уровне занятости населения России;
  • осознание причин и последствий безработицы в стране;

В сфере географической деятельности:

  • осуществлять сравнение, и классификацию территорий России по обеспеченности ТР, уровню занятости населения;
  • анализировать схему состава ТР и ЭАН; выявлять соотношения этих понятий;
  • сравнивать по статистическим данным величину ЭАН в России и других странах мира;
  • анализировать факторы, определяющие географические различия в уровне занятости населения;
  • использовать знания о трудовых ресурсах для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику (для наиболее подготовленных обучающихся).

Организация образовательного пространства

Мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход в интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru ., Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ .

Учебник географии, атлас по географии для 9 класса, политико-административная карта России.

Электронные учебные модули и Интернет-ресуры:

Население России. Люди и труд. Электронный учебный модуль.

Трудовые ресурсы России. Электронный учебный модуль.

Численность населения по основным возрастным группам по субъектам Российской Федерации. Статистическая таблица.

«Россия в цифрах», 2012. Статистический сборник.

Обществознание. Темы «Трудовые правоотношения», «Виды рынков»; «Занятость и безработица», «Труд в современной экономике».

Информатика. Темы: «Динамические (электронные) таблицы», «Составление таблиц. Построение графиков и диаграмм»

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Самоопределение к деятельности (целеполагание)

  • Актуализировать имеющиеся:

- знания о численности населения России и ее современной динамике; об особенностях возрастного состава населения страны, о влиянии миграций на динамику населения;

- умения работать со статистическими таблицами, графиками и диаграммами, электронными статистическими сборниками и ежегодниками.

раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;

сообщает о значимости содержания урока и характере работы обучающихся.

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Проводит беседу с целью актуализации знаний и умений учащихся, их жизненного опыта по вопросам :

  1. Какова численность населения России?
  2. Как она изменяется в последние годы?
  3. На какие группы принято делить население страны по возрасту?
  4. Каково соотношение этих возрастных групп в населении России?
  5. Как изменяется доля отдельных возрастных групп в населении страны и прежде всего доля населения в трудоспособном возрасте?
  6. Какие проблемы в связи с этим обостряются?
  7. Каков миграционный прирост населения в нашей стране в настоящее время?
  8. С какой целью, преимущественно, приезжают мигранты в Россию из стран СНГ? Поддерживается ли приток мигрантов в Россию государственными программами?
  9. Каковы ваши представления о рынке труда? Задумываетесь ли вы о том, какие профессии востребованы в настоящее время на рынке труда в стране в целом, в нашем регионе, в соседних регионах?

II этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

  • Создать условия для усвоения учащимися понятий «трудовые ресурсы», «экономически активное население»; знаний об особенностях распределение трудоспособного населения по территории страны, причинах, их обусловивших.
  • Организовать деятельность учащихся со статистическим и графическим материалом по выявлению численности и динамики ТР и ЭАН; уровня безработицы в регионах России; сравнению России с другими странами мира по численности ЭАН.

Изучение нового материала

План изучения нового материала на доске:

  1. Понятие “Трудовые ресурсы”. Роль трудовых ресурсов в развитии и размещении хозяйства.
  2. Неравномерность обеспеченности трудовыми ресурсами территории России.
  3. Численность трудовых ресурсов и ее динамика.
  4. Качественный состав ТР.
  5. Рынок труда.
  6. Экономически активное население. Его численность и особенности динамики.
  7. Занятость населения в разных районах. Проблемы безработицы
  8. Занятость населения; тенденции распределения числа занятых в отраслях хозяйства, в государственном и негосударственном секторах экономики.

Водное слово учителя

Основное богатство любой страны – люди. Человек – главный производитель разнообразных благ. Поэтому будущее России, прежде всего, зависит от её человеческого потенциала. Для развития хозяйства важна не только общая численность населения, но и количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте.

Откройте электронный ресурс:

Вспомните, какой возраст в нашей стране называют трудоспособным.

Скопируйте содержание термина «трудоспособный возраст» в свой электронный словарик по изучаемой теме. (Таблица 1 ).

Выясните, какую долю в населении страны занимают лица трудоспособного возраста; как она меняется в последние десятилетия.

Чтобы верно ответить на эти вопросы, вам необходимо дополнить имеющуюся в электронном ресурсе таблицу современными сведениями.

Скопируйте имеющуюся таблицу в свою электронную тетрадь.

Откройте электронный ресурс:

Дополните свою электронную таблицу сведениями из сборника «Россия в цифрах», 2012 г.; таблица 5.2. «Распределение численности населения по возрастным группам» за 2002, 2010, 2011 гг. Озаглавьте созданную таблицу, укажите использованные источники информации. ( См. таблицу 2 ).

Форма работы: П, И.

Образец электронного географического словарика:

Тема: Трудовые ресурсы и экономически активное население России

Содержание понятия, термина

Трудовые ресурсы и экономически активное население России

мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет.

часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом.

Экономически активное население

часть населения страны в трудоспособном возрасте. К ЭАН относятся занятые в народном хозяйстве (работающие) и активно ищущие работу (безработные).

соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и её предложения (со стороны трудоспособного населения).

Люди, не имеющие работы, но занимающиеся ее поиском и готовые начать работать в течение определенного времени

Соотношение числа безработных к общей численности ЭАН, выраженное в процентах

Население мира (России) специалисты делят на экономически активное и не активное. Деление считается основополагающим в экономике. Экономически активное население – это часть общества, производящая или готовая производить необходимые ресурсы.


Что это

МОТ экономически активным считает людей в возрасте до 72 лет. Трудиться на производстве, создавая товары и предоставляя услуги, разрешается, начиная с 15 лет (в ряде стран с 10-14). Именно труд, приносящий награду (деньги, натуральные блага), становится основным показателем, на который ссылаются при отнесении человека к той или иной группе.


Занятые (работающие) люди – это лица (не зависимо от пола) старше 16 лет, задействованные при производстве товаров и услуг. Физлица младшего возраста включаются в эту категорию, при условии:

Безработными считаются лица, старше 16 лет (от 16 лет):

  • Не работающие официально и не получающие дохода.
  • Ищущие работу.
  • Готовые выйти на рабочее место.

Включение человека в последнюю категорию происходит, если по всем трем пунктам дается положительный ответ. При изучении работоспособного населения опираются на знания о:

  1. Численности занятых в одной из отраслей экономики. Цифра, которая образуется после проведения подсчета людей, вошедших в эту категорию, является показателем спроса на рабочую силу в конкретный момент на рынке труда. Чем больше спрос, тем выше показатель занятности. Экономике мира и отдельной страны свойственно стремиться к показателю 100% (полной) занятости населения.
  2. Численности безработных. Благодаря этому показателю специалисты узнают, когда спрос на рынке труда оказывается меньше предложения. Доля трудоспособного населения РФ ежегодно сокращается, при этом увеличивается число людей, работы не имеющих.

Одна из ведущих характеристик рынка труда – коэффициент экономической активности. Его определяют по формуле: все, признанные экономически активными (сумма), делятся на общее число людей, проживающих в конкретном регионе.

Трудоспособный возраст

Трудоспособными признаются все лица, способные трудиться. В этом им не должны мешать возраст и состояние здоровья. В России в 2019-2020 к трудоспособному населению относят:

  • мужчин от 16 и до 59 лет (граница трудоспособного возраста – 59 лет).
  • женщин от 16 до 54 лет.


К не активным относят лиц, от 15 до 72 лет, не участвующих в производстве чего-либо и не получающих дохода. Это могут быть школьники, люди с ограниченными возможностями, вышедшие на пенсию по старости или по болезни.

Актуальные показатели

Ежемесячно, начиная с сентября 2009 г., ФСГС проводит мониторинг состояния рынка труда. При этом с 2017–2018 года, обследованию подвергаются люди в возрасте от 15 лет, (до 2017 г. был установлен предел, равный 72 годам, сейчас его нет). Регулярно опросу подвергается не менее 77 тыс. В 2019 г. численность рабочей силы составила 75398 человек. Из них около 71.5 тыс. являются задействованными в производстве и свыше 3 тыс. по данным службы занятости признают себя безработными.

Число безработных среди женщин больше, чем среди мужчин. Но при этом в городе, не имеющих работы лиц мужского пола больше, чем женщин. Аналогичная ситуация наблюдается среди сельского населения (697 безработных мужчина на 524 не занятых на производстве женщин). Трудоспособных мужчин больше, чем женщин, как в городе, так и на селе. Наиболее активны в плане поиска и устройства на работу лица обоих полов в возрасте 40-44 лет.


Динамика

Для определения динамики увеличения (уменьшения) числа лиц, признанных экономически активными, используют различные подходы и критерии. Отдельно считают людей, воспитывающих несовершеннолетних детей, получивших образование в университете, окончивших 9 классов, имеющих аттестат за 11 класс, получивших опыт работы, но оставшихся безработными, опытом не обладающих. Исследования в этой области начали проводить с 2006 г. На данный период имеем такие показатели по рабочей силе (год, тыс. человек):

  • 2006 – 74419.
  • 2007 – 75289.
  • 2008 – 75700.
  • 2009 – 75694.
  • 2010 – 75478.
  • 2011 – 75779.
  • 2012 – 75676.
  • 2013 – 75529.
  • 2014 – 75428.
  • 2015 – 76588.
  • 2016 – 76636.
  • 2017 – 76285.
  • 2018 – 76190.
  • 2019 – 75398.


В 2006 г. численность безработных составила 5250 на 74419 человек, в 2019 г. к этой категории относят лишь 3465 граждан из 75398. Уровень безработицы с 7.1% снизился до 4.6%.

Экономика – это, прежде всего, производство, наука, изучающая взаимодействие людей в его процессе. Ведущим понятием ее является экономически активное население, выявление численности которого помогает в определении состояния рынка труда, уровня безработицы.

Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.

Трудовые ресурсы — та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.

Понятие «трудовые ресурсы» сформулировал в одной из своих статей академик Струмилин С. Г. в 1922 году. В зарубежной литературе этому понятию соответствует термин «людские ресурсы».

Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную).

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ — верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста. Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматриваемого периода. Обычно это год или более длительный отрезок времени.

Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода.

Количественная оценка тенденций состояния и использования трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления повышения их эффективности.

Трудовые ресурсы имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются абсолютными и относительными показателями, а именно: — среднесписочная и среднегодовая численность работников; — коэффициент текучести кадров; — доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, в общей их численности; — средний стаж работы по отдельным категориям работников; — доля работников отдельных категорий в общей их численности.

Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы и деления полученной суммы на 12. Среднесписочная численность работников за месяц рассчитывается путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число дней.

Среднегодовая численность работников определяется путем деления отработанного времени (чел/ч, чел/дни) работниками хозяйства за год на годовой фонд рабочего времени. Одним из главных качественных показателей трудовых ресурсов является их половозрастная структура. В литературе используется несколько отличающиеся подходы к выделению возрастных групп. Так, наиболее часто используется такая квалификация: трудовые ресурсы в трудоспособном возрасте, а также младше и старше трудоспособного. В статистических сборниках часто используется двухгрупповая классификация: трудоспособного возраста и старше трудоспособного. Иногда используется более детализированная, например, десятиуровневая шкала: 16-19 лет, 20-24 года, 25-29 лет, 30-34 года. 35-39 лет. 40-44 года, 45-49 лет, 50-54 года, 55-59 лет, 60-70 лет.

Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет естественного прироста населения в трудоспособном возрасте, сокращения доли нетрудоспособных среди лиц трудоспособного возраста, пересмотра возрастных границ трудоспособности.

Экономически активное население — население страны, которое имеет или желает и потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования. [1] Пометодологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от 10 до 72 лет:

· занятых (предпринимателей и нанятых работников)

Особенность данного показателя заключается в том, что он зависит от самоопределения человека. Так, некоторые группы граждан могут быть отнесены к экономически активному населению лишь частично (например, студенты дневных отделений вузов или пенсионеры относятся к этой категории не полностью, а в зависимости от того, есть ли у гражданина потребность в работе, готовность приступить к работе и ищут ли они работу).

В зависимости от уровня развития страны «плавает» нижний возрастной порог, по которому собираются и публикуются данные. Так, в странах Африки из-за высокого распространения детского труда в экономически активное население включают начиная с 10 лет. Условно считается, что в развитых странах в возрасте человека от 10 лет до нижней границы возрастного порога нет занятости, например, в России — нижняя граница возраста, с которого человек включается в экономически активное население- 15 лет, [2] в США — с 16 лет. В России, в соответствии с требованиями МОТ учёт экономически активного населения ведётся в рамках обследования населения по проблемам занятости, которое проводится раз в квартал. Росстат один раз в два года публикует статистический сборник «Труд и занятость в России», а также периодически выходит в свет статистический сборник «Экономически активное население».

Читайте также: