Что запрещается работникам ведомственной охраны

Опубликовано: 16.05.2024

Об утверждении Положения о ведомственной охране стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 430 и пункта 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2018 г. № 909

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2020 г. № 234

МОСКВА

Об утверждении Положения о ведомственной охране стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 430 и пункта 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2018 г. № 909

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О ведомственной охране" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о ведомственной охране стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 430 "Об утверждении Положения о ведомственной охране стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 19, ст. 2834);

пункт 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2018 г. № 909 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 33, ст. 5420).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 5 марта 2020 г. № 234

ПОЛОЖЕНИЕо ведомственной охране стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

1. Настоящее Положение определяет структуру органов ведомственной охраны стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (далее соответственно - стратегическое акционерное общество, ведомственная охрана), нормы численности работников ведомственной охраны, а также порядок организации деятельности ведомственной охраны, в том числе при осуществлении физической охраны объектов, охраны объектов с использованием технических средств охраны и охраны имущества при его транспортировке.

2. Ведомственная охрана создается стратегическим акционерным обществом и предназначается для защиты охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих стратегическому акционерному обществу и (или) акционерным обществам, более 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) которых находится в собственности стратегического акционерного общества или его дочерних обществ (далее - объекты), а также продукции, поставляемой по государственному контракту, и имущества, необходимого для выполнения государственного контракта.

Перечень охраняемых объектов утверждается стратегическим акционерным обществом по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

3. Охрана объектов осуществляется ведомственной охраной в соответствии с Федеральным законом "О ведомственной охране" и настоящим Положением.

4. Основными задачами ведомственной охраны являются:

а) защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

б) обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

в) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

5. В состав ведомственной охраны входят орган управления ведомственной охраны, являющийся структурным подразделением стратегического акционерного общества, и подразделения ведомственной охраны, осуществляющие непосредственную охрану объектов.

6. Орган управления ведомственной охраны осуществляет в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по координации и контролю за деятельностью подразделений ведомственной охраны, осуществляющих непосредственную охрану объектов, организации приобретения служебного огнестрельного оружия и патронов к нему и получения во временное пользование в территориальных органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, методическому и иному обеспечению деятельности ведомственной охраны, а также по формированию перечня охраняемых объектов.

7. Стратегическое акционерное общество осуществляет общее руководство деятельностью ведомственной охраны, утверждает организационную структуру и штатную численность подразделений ведомственной охраны, осуществляющих непосредственную охрану объектов.

8. Нормы численности работников ведомственной охраны, осуществляющих защиту охраняемых объектов, устанавливаются нормативными документами стратегического акционерного общества с учетом состояния защищенности объектов и иных факторов, влияющих на объем задач по их защите, и не могут быть ниже 4,5 единицы и выше 6,5 единицы на один круглосуточный пост, а при охране объектов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - ниже 5 единиц и выше 7,2 единицы на один круглосуточный пост.

9. Защита охраняемых объектов, в том числе при осуществлении пропускного и внутриобъектового режимов, осуществляется следующими способами:

а) физическая охрана объектов, которая предусматривает организационные мероприятия по охране объектов, непосредственную охрану объектов, а также меры правового, в том числе административно-правового воздействия, в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

б) охрана объектов с использованием технических средств охраны;

в) охрана имущества при его транспортировке;

г) комбинированная охрана объектов, предусматривающая физическую охрану с использованием технических средств охраны.

10. Физическая охрана объектов осуществляется караулами и нарядами, состав которых определяется в зависимости от особенностей охраняемых объектов, их расположения и оборудования постов охраны.

Охрана объектов с использованием технических средств охраны осуществляется путем непрерывного наблюдения за состоянием охраняемых объектов посредством их подключения к пунктам управления техническими средствами охраны (централизованного наблюдения) и направления групп реагирования.

Охрана имущества при его транспортировке автомобильным, железнодорожным, водным или воздушным транспортом осуществляется путем выставления нарядов охраны. Количество, вид и состав нарядов охраны определяются с учетом характера и особенностей защиты охраняемого имущества от противоправных посягательств.

11. Обеспечение охраны объектов и имущества при транспортировке осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами, разрабатываемыми и утверждаемыми стратегическим акционерным обществом.

12. Работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде при наличии служебных удостоверений и жетонов, образцы которых разрабатываются и утверждаются стратегическим акционерным обществом.

13. Программа профессиональной подготовки работников ведомственной охраны утверждается стратегическим акционерным обществом.

Акты ведомственных комиссий, определяющие систему и способы охраны объектов и имущества, разрабатываются и утверждаются собственниками охраняемых объектов.

Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах, о порядке приема и сдачи под охрану помещений (мест хранения материальных ценностей) разрабатываются и утверждаются руководителями охраняемых объектов.

Планы охраны объектов разрабатываются в подразделениях ведомственной охраны, осуществляющих непосредственную охрану объектов, утверждаются их непосредственными руководителями по согласованию с собственниками и руководителями охраняемых объектов.

Порядок разработки документов, указанных в абзацах первом - четвертом настоящего пункта, определяется стратегическим акционерным обществом.

14. Применение работниками ведомственной охраны физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О ведомственной охране".

15. Стратегическое акционерное общество может получать в установленном порядке во временное пользование в территориальных органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия и патроны к нему для исполнения возложенных на нее обязанностей по защите охраняемых объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации об оружии.

Специальные средства, отдельные виды, типы и модели служебного оружия и патроны к нему для подразделений ведомственной охраны приобретаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Контроль за деятельностью ведомственной охраны осуществляют стратегическое акционерное общество, а также Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок применения огнестрельного оружия,

используемого работниками подразделений транспортной безопасности, предусмотренный Федеральным законом от 14 апреля 1999 года

№ 77-ФЗ «О ведомственной охране»

Согласно ФЗ № 16 от 9 февраля 2007 года.

ст. 12.3. Особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

5. После прохождения . профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей . имеют право: ​

Работники ПТБ - на применение служебного огнестрельного оружия в соответствии с ФЗ № 77 "О ведомственной охране";

Работники подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта (Министерства транспорта, Росжелдора) , являющихся ПТБ - на применение боевого ручного стрелкового оружия в соответствии с ФЗ № 77 "О ведомственной охране".

Согласно ФЗ № 77.

ст. 16. Применение огнестрельного оружия.

Работники в качестве крайней меры . имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:

защиты лиц, находящихся на объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

отражения нападения на работников, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

задержания лиц, застигнутых на объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам;

Тяжкими преступлениями признаются, например, умышленное причинение вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).

Особо тяжкими преступлениями признаются, например, убийство (ст. 105 УК РФ), теракт (ч. 2, ст. 205 УК РФ), похищение человека, с применением оружия или насилия, угрожающего жизни и здоровью потерпевшего, из корысти, лицами по предварительному сговору (ст. 126 УК РФ), разбой, совершенный организованной преступной группой (ч. 4 ст. 162 УК РФ).

отражения вооруженного или группового нападения на объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

остановки ТС путём повреждения, если его водитель создаёт реальную опасность для жизни или здоровья работников либо лиц, находящихся на объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на объекты или выехать с объектов, несмотря на законное требование работников.

Запрещается применять огнестрельное оружие:

при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица;

в отношении женщин;

лиц с явными признаками инвалидности;

несовершеннолетних , когда их возраст очевиден или известен работникам .

(согласно ч. 1, ст. 87 УК РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет )

за исключением случаев , когда перечисленные лица:

оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам;

совершают вооруженное или групповое нападение на объекты, угрожающее жизни или здоровью:

лиц, находящихся на объектах.

ст. 13. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны.

Ст. 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны.

Работники вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ст. 16 .

Попытки лица, задерживаемого работниками с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16.

О ведомственной охране

(с изменениями на 5 декабря 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 20 апреля 2014 года N 75-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.04.2014);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130045);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130062) (о порядке вступления в силу см. статью 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2016, N 0001201607030004) (о порядке вступления в силу см. статью 45 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 288-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040072);

Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2017, N 0001201712060035) (вступил в силу с 1 января 2018 года).

Принят
Государственной Думой
17 марта 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
31 марта 1999 года

Настоящий Федеральный закон определяет организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны.

ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее - имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств;

пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

внутриобъектовый режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности.

Статья 2. Основные задачи ведомственной охраны

Основными задачами ведомственной охраны являются:

защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Иные задачи на ведомственную охрану могут быть возложены в соответствии с федеральными законами.

Статья 3. Основные принципы деятельности ведомственной охраны

Ведомственная охрана осуществляет свою деятельность на основе принципов:

уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

взаимодействия с государственными органами обеспечения безопасности.

Статья 4. Правовое регулирование деятельности ведомственной охраны

Правовое регулирование деятельности ведомственной охраны осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА II
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Статья 5. Организация ведомственной охраны

Имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, организации.

Нормы численности работников ведомственной охраны, структура органов ведомственной охраны, порядок организации деятельности ведомственной охраны, в том числе при осуществлении физической охраны объектов, охраны объектов с использованием технических средств охраны, охраны имущества при его транспортировке, определяются положениями о ведомственной охране, которые разрабатываются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждаются Правительством Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 6. Работники ведомственной охраны

Работниками ведомственной охраны могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану.

На работников ведомственной охраны распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работники ведомственной охраны обязаны ежегодно проходить профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок прохождения указанного профилактического медицинского осмотра и форма заключения, выдаваемого по его результатам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Порядок прохождения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Профессиональная подготовка работников ведомственной охраны проводится в порядке, определенном имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями.

(Часть в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде, при наличии служебных удостоверений и жетонов, образцы которых разрабатываются и утверждаются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями.

(Часть в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Запрещается использование образцов форменной одежды, применяемых в государственных военизированных организациях.

Работники ведомственной охраны после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть дополнительно включена с 11 июля 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 156-ФЗ).

Статья 7. Ограничения при приеме на работу в ведомственную охрану

Гражданин не может быть принят на работу в ведомственную охрану в случаях:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

наличия у него неснятой или непогашенной судимости;

отсутствия регистрации по месту жительства;

наличия подтвержденного заключением медицинской организации заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

лишения его права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься охранной деятельностью приговором суда, вступившим в законную силу.

Статья 8. Охраняемые объекты

Ведомственная охрана осуществляет защиту:

охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов;

объектов, являющихся собственностью Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в том числе закрепленных за ее учреждениями на праве оперативного управления);

объектов, являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних обществ) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";

объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за подведомственными Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" федеральными государственными унитарными предприятиями;

объектов, являющихся собственностью Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (в том числе закрепленных за ее учреждениями на праве оперативного управления);

объектов, являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних хозяйственных обществ) Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос";

объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, в отношении которых Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" осуществляет от имени Российской Федерации права собственника имущества (функции учредителя);

объектов, являющихся собственностью Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех";

объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, в отношении которых Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" осуществляет права собственника имущества;

объектов, являющихся собственностью организаций Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".

Ведомственная охрана организации - собственника Единой системы газоснабжения осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанной организации и (или) ее дочерним обществам, и продукции, поставляемой по государственному контракту.

(Часть дополнительно включена с 21 июля 2014 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года N 75-ФЗ)

Ведомственная охрана стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, принадлежащих ему и (или) акционерным обществам, более 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) которых находится в собственности этого стратегического акционерного общества или его дочерних обществ, осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанным организациям, и продукции, поставляемой по государственному контракту.

(Часть дополнительно включена с 21 июля 2014 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года N 75-ФЗ)

Ведомственная охрана стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и (или) его дочерним обществам, и продукции, поставляемой по государственному контракту.

(Часть дополнительно включена с 21 июля 2014 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года N 75-ФЗ)

Ведомственная охрана стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче природных алмазов, осуществляет защиту объектов алмазодобывающей промышленности, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и его дочерним обществам.

(Часть дополнительно включена с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 288-ФЗ)

Части пятая и шестая предыдущей редакции с 4 июля 2016 года считаются соответственно частями шестой и седьмой настоящей редакции - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 288-ФЗ.

Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Законопроект разработан по инициативе Федеральной службы войск национальной гвардии, чтобы упорядочить отношения между ведомствами и подразделениями ведомственной охраны. Изменения будут внесены в федеральный закон "О ведомственной охране". В частности, предполагается ввести прямой запрет для ведомственной охраны брать под защиту объекты, не включенные в утверждаемый перечень объектов. Сейчас подразделения ведомственной охраны Минтранса имеют право охранять также другие объекты, не включенные в перечень.

Фото: iStock

Коллизия заключается в том, что в перечень будут включаться только те объекты, которые уже находятся под ведомственной охраной. Если же, например, построен новый тоннель включить его в перечень будет уже невозможно. Кроме того, из перечня по формальным признакам постепенно будут выпадать все больше объектов. Происходить это может, если, скажем, у какого-то здания поменяется адрес или у сооружения изменится название, пояснили "РГ" в Управлении ведомственной охраны Минтранса России.

Прийти на часть таких объектов смогут частные охранные организации (ЧОО), поскольку поставщиков охранных услуг привлекают на конкурсной основе. Небольшие фирмы вполне могут стать победителем аукциона, предлагая невысокую цену за свои услуги, так как у них нет расходов на персонал, на транспорт, на специальное оборудование. При этом более профессиональные и лучше оснащенные подразделения ведомственной охраны не смогут участвовать в конкурентных процедурах, так как эти объекты не будут включены в перечень. Аукционы приводят к демпингу, когда охранные компании предлагают цену существенно ниже рентабельности качественной услуги, поясняет председатель союза подразделений транспортной безопасности "Транспортная безопасность" Виталий Зарудин. "Как правило компании, устроившие существенный демпинг, не в состоянии оказать услугу по защите на должном уровне. В тоже время, попытки отдельных заказчиков "защититься от демпинга" избыточными требованиями к подразделениям транспортной безопасности только ограничивают круг добросовестных участников закупки", - указывает он.

Есть и другая опасность. ЧОО смогут брать под охрану не все объекты, некоторые объекты частным охранным фирмам охранять запрещено. В этом случае, ни ЧОО, ни подразделения ведомственной охраны вообще не смогут участвовать в конкурентных процедурах. Тогда либо объекты останутся вовсе без охраны, либо она будет назначена на безальтернативной основе, единственным возможным вариантом станет ФГУП "Охрана". Транспортники считают, что это приведет к росту стоимости охранных услуг, которую заложат в тарифы для пассажиров.

В управлении ведомственной охраны Минтранса России выход из создавшей ситуации видят во внесении поправок в законопроект. В частности, предлагают определить перечень объектов для "обязательной" охраны. Это позволит исключить различные трактовки и напрямую закрепить виды объектов, подлежащих обязательной охране со стороны подразделений ведомственной охраны.

Кроме того, представители транспортной отрасли считают, что нужно запретить ведомственной охране брать под защиту объекты вне сферы влияния своего ведомства, но при этом разрешить охранять объекты своего ведомства, вне зависимости от того, включены они в перечень или нет. Тогда само ведомство, то есть Минтранс, будет определять, какие объекты охранять в обязательном порядке с помощью подразделений ведомственной охраны, а какие выносить на общий рынок.

Подобным путем пошли в железнодорожном транспорте. Правительство России своим распоряжением может определять перечни особо важных объектов и грузов, защиту которых берет на себя в обязательном порядке ведомственная охрана.

В подразделениях транспортной безопасности, в отличие от частных охранных организаций, работают шесть разных категорий работников, с разными функциональными задачами. Потому наиболее важные, потенциально опасные и имеющие стратегическое значение для экономики объекты транспортной инфраструктуры все же должны охранять управление ведомственной охраны Минтранса России и ведомственная охрана железнодорожного транспорта, отмечает Зарудин.

проверять на охраняемых объектах у лиц документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

производить досмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах, состояние инженерно-технических средств охраны; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу возникновения пожаров, безопасности людей, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий;

производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения. Обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений;

использовать транспортные средства собственников охраняемых объектов для преследования лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, и доставления их в орган внутренних дел.

Статья 12. Обязанности работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны обязаны:

обеспечивать защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств;

осуществлять мероприятия по предупреждению нарушений пропускного и внутриобъектового режимов;

пресекать преступления и административные правонарушения на охраняемых объектах;

осуществлять поиск и задержание лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты;

участвовать в установленном порядке в осуществлении контроля за соблюдением противопожарного режима, тушении пожаров, а также в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах;

участвовать в проведении мероприятий по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

оказывать в пределах своей компетенции содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Глава IV. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны

Статья 13. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах.

При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия работники ведомственной охраны обязаны:

стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;

предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь;

доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Применение физической силы

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.

Статья 15. Применение специальных средств

Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:

1) отражения нападения на охраняемые объекты;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;

3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;

4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;

6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.

В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:

резиновые палки - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части первой настоящей статьи;

слезоточивый газ - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части первой настоящей статьи;

наручники - в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 4 части первой настоящей статьи;

средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;

служебные собаки - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части первой настоящей статьи.

Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 16. Применение огнестрельного оружия

Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:

1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.

Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:

оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;

совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона.

Попытки лица, задерживаемого работниками ведомственной охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Читайте также: