Что значит опыт работы учителя

Опубликовано: 17.09.2024

совокупность практич. знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной уч.-воспитат. работы; основа проф. мастерства учителя; один из источников развития пед. науки.

Обучение и воспитание подрастающего поколения — один из сложнейших видов человеческой деятельности. Общие знания в этой области, даваемые пед. уч. заведением, сами по себе ещё недостаточны, чтобы всесторонне овладеть профессией учителя. Только в реальной шк. практике, обогащаясь живым опытом уч.-воспитат. работы, эти знания получают необходимую глубину и гибкость, становятся подлинным руководством к пед. действию.

Накопление и совершенствование своего опыта — постоянная задача не только начинающего, но и каждого учителя на протяжении всех лет его деятельности. Это диктуется как богатством самого пед. иск-ва, так и возрастанием требований общества к личности, а также переменами, происходящими в науке, технике и культуре. Они находят отражение в содержании и направленности шк. образования, в формах и организации уч.-воспитат. работы. Обучая и воспитывая других, учитель сам обязан постоянно учиться, воспитываться, развиваться, в т. ч. заботиться о неустанном накоплении и совершенствовании своего пед. опыта.

Процесс этот по своей сути всегда активно-творческий. Ещё К. Д. Ушинский подчёркивал, что важен не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него. Очевидно, что такая мысль должна отражать специфич. сущность всякого пед. явления — единство взаимодействий воспитателя, воспитанника, воспитат. средства и среды, такая мысль должна отражать внутр. связность потока этих явлений в целостном пед. процессе. Трудность в том, что мысль, первоначально извлекаемая из опыта, не имеет развитой формы. Повседневно приобретаемый опыт педагога-практика внешне выглядит как фрагментарный, отражающий какие-то части работы учителя, отд. стороны пед. явления. Осмысление опыта и призвано прежде всего преодолеть эту частичность и расчленённость, увидеть опыт в единстве всех его сторон и связей, в целостном его протекании во времени. Невыполнение этого условия ведёт к тому, что фрагментарность овладевает сознанием самого учителя, превращается в способ его собственного пед. видения. Так рождается формальная «педагогика мероприятий». В обучении и воспитании она видит лишь сумму отдельных, заранее спланированных действий, поочередное выполнение к-рых якобы обеспечивает желаемый уч.-воспитат. результат.

Вообще говоря, метод. разработки мероприятий необходимы в работе учителя. Но их содержание — не больше чем внеш. схема того, что надо делать. Само же дело проявляется в живых отношениях, к-рые развиваются между воспитателем, воспитанником, воспитат. средством и средой и в конечном счёте определяют развитие личности учащегося.

Отношения всегда гибки, подвижны, в них бьётся пульс реальной совместной жизни учителя и его питомцев. Они превращают труд учителя в иск-во, к-рое «он разыгрывает» с детьми как его постановщик, прямой участник и дирижёр.

Недооценка этой стороны дела ведёт учителя к чисто ремесл. накоплению опыта. Почему именно в одном случае получен положит. пед. эффект, а в другом — отрицательный, в какой мере проявилось действие определённой закономерности или, наоборот, случайного стечения обстоятельств, педагог часто не задумывается. Такой путь накопления опыта малоэффективен. Он требует мн. лет для приобретения сравнительно заурядной пед. сноровки. Он толкает к усвоению вместе с содержательными, рациональными приёмами и того, что идёт от пед. рутины. При такой практике не столько сам учитель создаёт и овладевает новым опытом, сколько стереотипный «опыт» подчиняет его себе, превращаясь в своего рода шоры на глазах учителя.

Только творчески анализируя собственную практику, извлекая из неё живую мысль, педагог может избежать этих опасностей, достичь не простой ремесл. опытности, а подняться до высот проф. мастерства. Извлечение из учительского опыта рационального зерна, «созревание» опыта происходит в реальной уч.-воспитат. практике. Опыт и его осмысление формируются одновременно, в сложных взаимосплетениях. Сама мысль по отношению к опыту выступает в разл. формах: сначала как «доопытные» идеи, цели, общее знание, с к-рых учитель начинает свою работу; затем как мысли-проблемы, рождающиеся из столкновений этого общего знания с реальной практикой (они дают импульс живому поиску), и, наконец, как итоговые мысли, выражающие суть приобретённого опыта, его целостную логику.

На первых порах осмысление проявляется в виде догадки, чутья, интуиции. Лишь нек-рая часть опыта сразу находит явную логич. форму. Конечно, чётко фиксируемая, различаемая часть этого опыта всё более «прирастает» — за счёт постоянного его осмысления. И всё же живой учительский опыт учителя всегда богаче и разностороннее того, что может сказать о нём его автор. Суть здесь не в учительской скромности. Во многих случаях и опытный учитель действительно затрудняется сформулировать, как появляются те секреты его мастерства, что привлекают внимание др. педагогов.

Отсюда огромное значение аналитич. работы, какую постоянно призван совершать педагог над своим опытом с целью превращения его в действительное и обоснованное знание. Без этого даже интересный опыт педагога остаётся неосознанным и, следовательно, ограниченным. Его часто невозможно передать другим — ведь, как отмечено, передаётся лишь мысль, выведенная из опыта. Она же нередко остаётся «закрытой» и для самого автора опыта.

Эта работа учителя идёт наиб. успешно, когда анализ собств. опыта он органически сочетает с размышлениями над пед. идеями, направляющими его поиск. Обобщить живой О. п. — значит. вписать его конкретное познават. содержание в знание более общее, теоретическое. Но это не прямолинейный механический акт. Процесс «опытообразования» идёт как бы по спирали: от общей пед. идеи к пробам опытного поиска, от них — к первым усовершенствованиям практики. И одновременно — от более усовершенствованной практики к углублению опыта и более полному раскрытию самой пед. идеи.

Если факты опыта, необходимые для такой синтетич. работы, учитель берёт из собств. уч.-воспитат. практики, то направляющие идеи для той же работы он может почерпнуть из теоретич. литры по педагогике, психологии, дидактике, теории воспитания. К сожалению, мн. учителя довольствуются той миним. теорией, какую приобрели в уч. заведении. В то же время педагог-практик охотно прибегает к готовым разработкам и метод. указаниям, посвящённым той или иной текущей уч.-воспитат. теме. Так проще готовиться к очередному уроку, воспитат. мероприятию, но не размышляя над руководящими идеями урока или воспитат. мероприятия, над их творческим осуществлением в своей практике, учитель отказывается от глубины и оригинальности в собств. пед. работе. При этом искажается сама цель накопления и совершенствования личного опыта — достижения пед. мастерства. Владение совокупностью форм, приёмов, навыков, пед. техники, к-рые необходимы для успешных обучающих и воспитывающих воздействий, — первая существ, черта пед. мастерства. Процесс обучения и воспитания многообразен и динамичен и постоянно требует корректировки даже самых простых рекомендаций.

Другая существ, черта пед. мастерства — его неразрывная слитность с самим педагогом как человеком, как личностью. К. Д. Ушинский говорил: «Личность воспитывается личностью». Воспитание реализуется не двумя отд. деятель-ностями (воспитателя и воспитанника), а одной, в к-рой они неразделимо сопряжены. И сам опыт педагога в этой области есть опыт его действующего ума и чувств, воли и нравственного духа, к-рыми он «заражает» детей в ходе совместной их деятельности и вызывает в них такие же ответные движения.

Одно из гл. достоинств О. п. — его новизна. Она, естественно, различна по своей широте и значимости. В этом смысле можно говорить о разных видах О. п. Обычный опыт — это опыт добросовестного выполнения требований признанных методик и их рекомендаций. Но даже на уроке с одной темой и одной методикой её реализации можно достичь разных результатов: или лишь добросовестного заучивания (соответственно и восприятие уч. материала учащимися будет пассивным) или радостного удивления и ощущения движения вперёд (в этих условиях и восприятие учащихся будет активным и заинтересованным). Важно, чтобы чувство новизны переживали и учащиеся, и их педагог. Для него это чувство связано с удачными метод находками в подаче материала урока. Таких частных находок множество в арсенале опытного педагога, но они большей частью не выходят за рамки обычного опыта Опыт передовой уже не ограничивается частностями, а ищет и находит новый подход к решению той или иной целостной метод проблемы. И, наконец, опыт новаторский становится основой для критич пересмотра существующей пед.теории и утверждения ее новых, более совершенных принципов. Неслучайно, в каждом удавшемся пед.опыте А.С. Макаренко ценил не только его практич.эффект, но еще больше его «логич.торжество» — ту пед. последовательность и опережающее предвидение, к-рые должны были привести к ожидаемому успеху.

Работа над О.п. включает в себя его накопление, изучение, пропаганду и внедрение в практику.

Переход от простого накопления опыта к егО.п.зучению поднимает всю работу на новый уровень. Теперь учитель не просто следует своим личным потребностям, но сознательно связывает их с общими задачами школы в данной области пед.практики. Сама работа приобретает коллективный характер. Нередко учительский коллектив в целом берется за разработку определенной пед.проблемы, имеющей большую обществ.значимость. Одновременно происходит сближение О. п., разрабатываемого массой учителей, с науч. и эксперим.исследованиями, осуществляемыми пед.и — и учреждениями.

Значение такого союза трудно переоценить науч. работники получают богатый материал, к-рый помогает им критически проверить и с большей глубиной обосновать собств теоретич. построения. В свою очередь педагоги-практики приобретают исследоват.навыки в работе над личным практич.опытом. Нужда в этом, как правило, велика науч. пед.учреждения призваны всемерно помогать учителям повышать качество своего О.п., самого процесса его накопления, обработки, обобщения. Необходимо вооружать учителей эксперим.методами, требуя большой строгости и точности в организации самого опыта, в фиксации условий его протекания и результатов, в отделении случайного от существенногО.п. т. д.

В реализации этого союза важно не пренебрегать интересами потенциальных последователей интересного О.п., прежде всего, О.п. должен быть правильно описан. Обычно одним из самых распространенных недостатков описания О.п. оказывается нарушение целостности пед.явлений. Сущность О.п. состоит в нахождении наиб. оптимальной и продуктивной взаимосвязи всех компонентов пед.процесса. Между тем в описании О.п. часто выступает лишь один элемент (гл. обр. средства обучения и воспитания), а остальные обнаруживаются весьма слабо, связь между всеми компонентами отсутствует В результате из описания О.п. выпадает его внутр логика. Тому, кто захочет применить этот опыт, придется копировать, т о, отд. приемы, действия, не располагая сведениями о всей ситуации, в к-рой проводился опыт. Подлинный О.п. предлагает не готовые рецепты, а раскрывает закономерность выбора и использования конкретных пед.средств. Этого можно достичь лишь при условии, когда в описании О.и. все элементы целостного пед.явления будут показаны и раскрыты в их органич взаимосвязи так же, как это происходит в самой учительской деятельности.

Другой недостаток проявляется, когда из описания О.п. выпадает наиболее ценное — конкретная «стратегия» и «тактика» применения пед.средств. Описание О.п. призвано раскрывать обучение и воспитание как процесс, имеющий свои этапы, переходы, скачки, порождающий противоречия, а затем снимающий их на более высокой стадии своего развития. Лишь на этой основе педагог, перенимающий опыт, может определить целесообразность использования тогО.п.ли иного пед.средства в данный момент, в данных условиях, уяснить для себя необходимую последовательность применения разл. методов, приемов и их взаимосвязи, образующие целостную и динамич систему средств.

Наконец, еще один серьезный недостаток — неправильный отбор материала при описании О.п. Поскольку всякое живое пед.явление представляет собой единство общего, особенногО.п. единичного, то в описании О.п. должны присутствовать эти три стороны. Педагог не вообще учит и воспитывает детей, а способствует формированию и развитию каждого как самостоят. личности, индивидуальности. И сами условия в каждый момент пед.процесса имеют не только общее, нО.п. свое особенное и свое единичное, что существенно сказывается на его результатах. Поэтому так важна достаточная полнота в описании О.п. Конечно, известная схематизация неизбежна, однако, стремясь достичь экономии в описании, необходимо сохранить целостность описываемого О.п. Встречающееся часто описание только общего, отказ от характеристики единичногО.п. особенного приводят к такой схематизации, к-рая уничтожает своеобразие, оригинальность самого опыта В таком случае затушевывается то новое, что несет О п, а изучение его приведет к тривиальности выводов.

Метод учреждения системы образования призваны оказывать учителям всевозможную помощь в работе над собств О.п. важно, чтобы учителя умели планировать эту работу, вести пед.дневники, картотеки и т п, выработали в себе привычку и потребность систематически знакомиться со спец. науч. -пед.лит-рой. Пропаганда О.п. — важнейшая задача органов управления образованием.

Конечной целью пропаганды и распространения О.п. является внедрение его в шк. практику. Живая диалектичность уч. -воспитат. процесса делает эту проблему далеко не простой Чтобы внедрить тот или иной ценный пед.опыт в практику, необходимо прежде всего донести его до учителей в такой форме, при к-рой он был бы достаточно ясен и нагляден, подсказывал пути и способы его реализации в конкретных данных условиях. Главное — пробудить встречный глубокий интерес учителей к новому опыту, вызвать у них желание и творческую готовность овладевать этим опытом. Здесь недостаточно указаний директора школы или ОНО, тем более не допустимы администрирование и давление на учителя. В лучшем случае подобная практика приведет лишь к тому, что учитель формально скопирует внеш. элементы опыта и также формально включит их в свою методику проведения занятий. Весь смысл внедрения О.п. в том, чтобы сам учитель увлекся им, вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически слил со своим личным пед.опытом Только при этом условии новый опыт даст нужный пед.эффект.

Лит Скаткин M H, Изучение и обобщение опыта школ и учителей M, Тучнини П, Работа учителя по накопле нию анализу и обобщению своего опыта, M, 1952, ГельмонтА М, Система и методика изучения и распространения передового пед.опыта M, 1956, ЛевшинЛ А Педа гогика и современность, M, 1964

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Тема должна отражать главное направление в содержании работы учителя.

Для формулировки темы необходимо задать себе 2 вопроса:

2) «Для чего? С какой целью?».

Обычно тема состоит из 2-х частей: «что?» + «для чего?»

  • «… для …»
  • «… как средство …»
  • «… как основа …»

«Приемы (методы) … как средство развития (формирования) …»

а) тема очень широкая;

б) тема очень узкая;

в) тема требует раскрытия многих направлений.

2. Актуальность опыта

Ответ на вопрос: «Почему я это делаю?» (обоснование выбора темы).

  • значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога;
  • проблема, которую вы планируете разрешить средствами своей практической деятельности.

Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.

  • «Для меня эта тема актуальна, потому что…»
  • «Актуальность темы обусловлена …»
  • «Работа по данному направлению позволяет решить проблему …»

а) описание отрицательного опыта собственной педагогической деятельности.

3. Цели опыта

Для формулировки цели необходимо ответить на вопрос:

«Чего я хочу добиться в результате своей деятельности?».

Формулировки цели обычно начинаются с существительного

  • развитие
  • формирование
  • определение условий
  • совершенствование
  • повышение уровня
  • обеспечение

а) цель не соответствует теме;

б) не отражает направленности на совершенствование образовательного процесса, личности учащихся;

в) цель шире темы;

г) цель уже темы.

4. Задачи опыта

Для формулировки задач необходимо ответить на вопрос:

«Что я делаю для достижения данной цели?».

Задачи прописываются как средства достижения цели или последовательность действий (шагов) по достижению цели.

Можно ставить задачи в сфере деятельности педагога или в сфере деятельности учащихся, но не смешивать их между собой.

Формулировки задач начинаются с глагола

  • организовать
  • выявить
  • проанализировать
  • составить
  • разработать
  • провести

а) формулируются задачи по самообразованию педагога («изучить учебно-методическую литературу», «познакомиться с опытом коллег» и т.п.);

б) формулируются задачи по экспериментальной или опытно-экспериментальной работе («проверить в ходе эксперимента», «провести эксперимент» и т.п.).

5. Ведущая идея опыта

Идея – это мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом направлении. Попробуйте сформулировать суть своего опыта в нескольких предложениях.

Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов:

  • «Что самое главное (наиболее существенное) нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»;
  • «Как необходимо преобразовать определенный компонент образовательного процесса, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?»;
  • «Какие средства необходимы для разрешения проблемы? Что необходимо разработать? Что изменить в уроке?».

а) идея опыта не связана с темой и целью;

б) идея опыта не раскрывается в последующем содержании деятельности.

6. Описание сути опыта

Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:

1) «Что у меня получается лучше всего?»;

2) «На какие теории, концепции, научные подходы я опираюсь в своей работе?» (очень кратко, 1-2 абзаца с указанием АВТОРОВ);

3) «Что сделано лично мной? Каким образом я преломляю теорию в своей практической деятельности?»;

4) «Что конкретно я изменил в образовательном процессе – содержание, методы, формы организации учебной деятельности учащихся?» (конкретные примеры заданий, методов и приёмов, форм работы);

5) «В какой системе можно представить мой опыт:

  • система работы с 1 по 4 классы;
  • система уроков по изучению одного раздела учебной программы;
  • система работы на уроке определенного типа;
  • система заданий по учебной теме или др.?»

6) «Какие этапы можно выделить в моей работе?».

Порядок изложения опыта может быть подчинён заявленным задачам – опишите, как Вы решали каждую задачу, в какой последовательности действовали, какой материал подбирали (с ссылкой на авторов) или разрабатывали сами, как организовывали деятельность учащихся. Приведите конкретные примеры и факты (фрагменты уроков, варианты заданий можно включать в основной текст, полные конспекты уроков – давать в приложении).

а) опыт подменяется теоретическим рефератом по заявленной теме;

б) содержание опыта не соответствует теме, целям, задачам;

в) опыт раскрывает процесс формирования или развития «смежных» понятий

(«орфографическая зоркость» подменяется «орфографическим навыком»);

г) отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы;

д) описание ведётся не от первого лица («Учитель на уроке должен …»);

е) научные термины используются без понимания их сути;

ж) не указываются авторы классификаций, подходов, методик, которые педагог

использует в своей деятельности (получается, что автор – сам учитель);

з) отсутствуют конкретные примеры из опыта работы педагога

и) заимствование из Интернет-источников

7. Результативность опыта

Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:

1) Как можно доказать результативность моего опыта?

2) Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?

3) Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?

4) По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?

5) Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?

Самое главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта.

а) результаты не отражают того явления, о котором шла речь в опыте работе

(формировали выразительность чтения, а проверяли беглость);

б) результаты опыта по конкретной теме подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).

8. Заключение. Перспективы развития опыта

В заключительной части даём ответы на вопросы:

1) Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось?

2) Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил?

3) Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?

4) Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание?

5) Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?

9. Список использованных источников

Указываются только те источники, на которые сделаны ссылки в тексте.

Список публикаций автора по теме опыта.

10. Приложения

Приложение может включать:

  • конспекты уроков или технологические карты по теме опыта;
  • примеры заданий;
  • инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы);
  • таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта;

Возможная структура описания опыта работы

1 – актуальность опыта

2 – цель и задачи

3 – теоретическое обоснование

4 – описание опыта

5 – результативность опыта

6 – перспективы развития опыта

7 – список использованных источников

Структура (примерная) описания педагогического опыта

№ п/п

Критерии

Показатели

Баллы

Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой

В представленном опыте нет четкого выделения педагогической проблемы, либо целей и задач деятельности, либо результата

Прописанные в представленном опыте педагогическая проблема, цели, задачи, результат деятельности не согласуются между собой

Цель деятельности, представленной в опыте, определена на основании заявленной проблемы; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности не отражает степень достижения цели

Цель деятельности, представленной в опыте, направлена на решение актуальной проблемы собственной педагогической практики, поставлена конкретно и диагностично; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности отражает степень достижения цели

В опыте представлено описание отдельных приемов, методов, форм, средств обучения и воспитания, подходов к отбору содержания

В опыте представлен набор известных приемов (методы, формы, средства, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), применяемых педагогом и направленных на достижение запланированных результатов

Создан педагогический продукт (методы, формы, средства, приемы, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов на основе авторской идеи. Описана деятельность автора по его применению

Создан авторский продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий)

Выделены отдельные показатели результативности. Результативность опыта не доказана

Выделены отдельные показатели результативности. Представленные доказательства результативности деятельности не убедительны

Выделены отдельные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Нечетко определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта

Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта

Методический уровень описания опыта

Нет методически обобщенного содержания опыта, но ценность представляет описание отдельных приемов (методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания)

Опыт представляет определенную ценность для педагогических работников, но его описание требует значительной доработки (систематизации материалов)

Опыт описан в обобщенном виде, пригоден для распространения в педагогической среде, но требует дополнительного редактирования

Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами

Защита опыта на основе разработанного на экзамене фрагмента педагогической деятельности

Фрагмент педагогической деятельности не доказывает владение автором содержанием представленного опыта. Нарушена структурная целостная фрагмента педагогической деятельности. Цель и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание не позволяет достичь цели занятия. Деятельность обучающихся на занятии практически не планируется

Фрагмент педагогической деятельности не в полной мере доказывает владение автором содержанием представленного опыта. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание частично соответствует поставленным целям и задачам. Планируется фрагментарная деятельность обучающихся

Фрагмент педагогической деятельности убедительно доказывает владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия требуют незначительной корректировки. Отобранное содержание в полной мере позволяет достичь цели занятия. Планируется деятельность обучающихся

Фрагмент педагогической деятельности убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Фрагмент педагогической деятельности представляет собой законченный целостный продукт. Цели занятия поставлены конкретно и направлены на достижение результата. Содержание в полной мере соответствует поставленным целям и задачам. Планируется системная деятельность обучающихся

Фото: С.С. Юсупова

Проблемы образования, воспитания и обучения веками волнуют человечество. Как создать условия для детей, чтобы они учились общаться, изучая окружающий мир, открывая для себя законы природы и общества, побеждая страх любого происхождения, формируя в себе основы коммуникативной культуры?

Актуальность опыта

Учебно-воспитательный процесс в школах не остается раз и навсегда данным. Напротив, он на определенном этапе развития общества возникает, изменяется по своему содержанию и по форме организации. Формы организации учебного процесса охватывают весь учебный процесс, они составляют его материальную основу, они являются формами существования процесса обучения, а их применение в соответствии с конкретными целями обучения дает нам множество конкретных форм организации учебных занятий.

В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитания умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Достигнуть данного результата помогает работа в парах постоянного (ППС) и сменного (ПСС) состава.

Младшие школьники постепенно включаются в работу в сменных парах, приучаются к самостоятельной деятельности, к пониманию того, что учеба – это настоящий труд, требующий максимальных усилий, таланта и творчества. Именно в коллективной работе они начинают понимать значимость каждого ученика своего класса, учатся слышать друг друга и помогать себе и другим преодолевать те трудности, которые появляются на пути познания.

Условия возникновения, становления опыта

Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. Этого возможно достичь путем представления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить учиться, уметь самим добывать знания. Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить.

Таким образом, на этом этапе моей педагогической работы возникли условия становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность новых форм организации деятельности учащихся – работа в парах постоянного и сменного состава. Важно и то, что новые формы организации обучения не разрушают традиционную систему обучения, а преобразовывают ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных стандартов.

Диапазон опыта

Опыт работы реализуется через использование на уроках работы в ППС и ПСС с учащимися 1-4 классов.

Длительность работы над опытом

Еще в начале 90-х годов, столкнувшись с противоречиями в традиционной системе обучения и встретившись с носителями-энтузиастами новых форм работы, я стала пробовать работать по-новому. Ведь именно при организации работы в парах возникает атмосфера сотворчества, позволяющая решать одну из основных задач современного обучения, которая состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира.

Описание технологии опыта

Ведущая идея опыта, постановка целей и задач
Я убедилась, что систематическое и методически правильное применение работы в парах и приемов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивает способности ученика самостоятельно добывать знания в процессе обучения (задавать вопросы и самому на них отвечать, формулировать проблемы и искать пути их решения, приводить убедительные доводы, опираясь на конкретные факты), совершенствует процессы восприятия, осмысления, понимания информации, тренирует способности к само- и взаимооценке. Ведь истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения.

Цель
Я считаю, что основной целью является целесообразное использование работы в парах на уроках в начальной школе, которое позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделает учебу в школе радостной и увлекательной.

Задачи
Согласно этому я попыталась определить необходимые задачи:

  • через развитие навыков парной работы повысить у обучающихся качество образования;
  • определить возможности использования работы в парах на уроках в начальной школе;
  • показать специфику использования и применения работы в парах в начальной школе;
  • способствовать повышению учебной мотивации, снижению дидактических затруднений;
  • применяя приемы работы в парах, обеспечить дифференцированный подход к обучению детей;
  • развивать навыки самообразования и самоконтроля у учащихся;
  • рационально организовывать учебный процесс, повышать эффективность уроков, активность и инициативность учащихся на уроках;
  • разработка рекомендаций для учителей начальных классов по применению работы в парах в образовательном процессе младших школьников.

Описание сущности опыта
Автором данных форм работы является А.Г. Ривин, опыт которого открыл и описал в своей книге «Сотрудничество в обучении» В.К.Дьяченко. Личный опыт и вся предшествующая практика убедили А.Г. Ривина в следующем: ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим, да еще, если нужно, то и не один раз. В.К.Дьяченко с учениками и последователями продолжил и развил идеи А.Г.Ривина в современных условиях.

Я использую в своей работе при изучении различных тем следующие приемы работы:

  • взаимодиктант;
  • взаимоопрос; ;
  • устное и письменное выполнение упражнений в ППС и ПСС.

Каждый прием работы в парах требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и у учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после определенной подготовки класс приступает к работе в парах сменного состава.

На первом этапе учителю предстоит научиться работать в «рабочем шуме», т.е. научиться слушать и слышать сразу несколько пар, направлять работу отдельных учащихся и управлять процессом в целом.

У учащихся иные задачи: учиться работать в шуме, научиться регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал, слушать товарища и слышать его.

Раскрою алгоритм организации деятельности класса на примере фрагмента урока русского языка во 2 классе по теме «Состав слова». Данной темой я занимаюсь с начала 90-х годов. В те годы я вошла в состав экспериментальной группы, которая занималась разработкой и апробированием методик парной работы на базе школы №297 Пушкинского района. Результатом стала разработка методических рекомендаций для учителей начальной школы по математике, чтению и русскому языку, публикация статьи в журнале «Начальная школа» №11, 1990 г.

В дальнейшем в своей работе я пользовалась этими разработками, старалась совершенствовать свой опыт, делилась с коллегами через:

  • открытые уроки;
  • выступления на МО и педсоветах;
  • публикации в сборнике опытно-экспериментальной площадки на базе нашей школы №303;
  • публикации на сайтах «Про школу», «Продленка»,

Результативность и эффективность опыта
В результате обобщения своего опыта работы я могу подвести следующие итоги. Мною было выдвинуто предположение, что использование работы в парах на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделать учебу в школе психологически комфортной. Это предположение доказано. Доказательством являются: повышение качества образования, понижение уровня заболеваемости в классе, итоги анкетирования родителей класса.

В результате использования парной работы в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Все это способствует развитию творческих способностей школьников, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление и речь.

Заключение

XXI век – век высоких информационных технологий. Современный ребенок и учитель живут в непрерывно увеличивающемся потоке информации, что требует перехода от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя – поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы и подготовки его к жизни в новом информационном обществе.

Формы работы в ППС и ПСС помогают достичь этих целей. Рекомендации по их применению не случайно заложены во всех УМК по новым стандартам второго поколения.

Планирую совершенствовать свой опыт с учетом индивидуальных особенностей класса и опубликовать материалы в сборнике опытно-экспериментальной площадки на базе школы, на сайтах в Интернете.

На сегодняшний день данные формы работы активно разрабатываются, о чем свидетельствуют публикации в сборниках АППО Санкт-Петербурга, в журналах «Начальная школа», «1 сентября», на образовательных сайтах в Интернете.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Весь свой педагогический опыт и стаж я получила в моем любимом детском саду «Незабудка» в красивейшем селе Нижняя Синячиха. Работа с дошколятами самая интересная, хлопотливая и беспокойная. Я не скажу, что пришла в профессию случайно. Первые семена будущей профессии, еще в детстве заложила во мне моя любимая мама. Мама – Галина Антоновна, была воспитателем с тридцатилетним стажем. Я помню еще школьницей забегала к ней в детский сад, и мы играли с маленькими непоседами, и я мечтала о том, что обязательно выберу профессию воспитателя. А сейчас я думаю, что бы делала не став я воспитателем? Не знаю, даже не представляю себе как бы я жила без своих почемучек. Теперь это мой дом, где меня ждут, любят и ценят. Сюда я спешу с интересными идеями, хорошим настроением. С трепетом захожу в группу к своим воспитанникам,и меня встречают множество детских глаз: весёлых, серьезных, любопытных и лукавых – это мир детства.

Каким должен быть воспитатель?

Воспитатель – это человек многогранный. Быть воспитателем – значит, быть мастером, т. е. непрерывно совершенствовать своё мастерство, используя достижения науки и передовой практики, осваивая инновационные технологии и развивающие методы воспитания и обучения. Педагогу необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка и помогать познавать окружающий мир. Воспитателю очень важно, прежде чем развивать личность ребёнка, самому стать личностью.

Януш Корчак писал: «Познай и воспитай самого себя, прежде чем воспитывать детей». Поэтому после окончания педагогического училища я знала, что мне предстоит ещё долгая и кропотливая работа над собой. Я не имею в виду, что воспитатель должен быть идеальным во всём, но его должны уважать дети и стремиться быть похожими на него.

Кроме того, воспитатель – творец, который превращает обычный день ребенка в детском саду в интересное и увлекательное путешествие, развлечение или поиск открытий и тайн. Способность перевоплощаться, играть какую - либо роль помогает мне найти подход к каждому ребенку, понять его внутренний мир, раскрыть способности и таланты, пробудить интерес и любовь к творчеству.

И ещё воспитатель должен быть созидателем. Не зря детей называют «цветами жизни», а воспитателей – «садовниками». Единственное, что необходимо воспитателю помнить всегда – не следует сводить всё общение с ребёнком только к сухому процессу передачи знаний. Главная задача воспитателя - помочь ребёнку стать личностью.

В. А.Сухомлинский писал: «Очень важно стремиться стать хорошим инженером, врачом, продавцом. Но стремиться стать хорошим человеком это ещё важнее. Инженером можно стать за пять лет, учиться же на человека надо всю жизнь».

Каждый воспитатель должен стремиться развить в ребёнке ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих, научить ребёнка быть воспитанным, ответственным, уметь считаться с другими, иметь человеческое достоинство, уважать самого себя, быть ответственным.

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать» - писал В. А. Сухомлинский.

Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий переживаний.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» - писал классик отечественной психологии Л. С. Выгодский.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Да! Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но их свойства. Задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с окружающим их миром к его пониманию.

Поэтому приоритетным направлением моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в исследовательской деятельности через активное взаимодействие педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, что обусловлено требованиями реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Целью моего приоритетного направления является: Создание условий для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

-систематизировать работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством внедрения новых технологий;

-оптимизировать предметно – пространственную среду в условиях интеграции образовательного процесса;

-совершенствовать взаимодействие с родителями через использование различных форм сотрудничества.

Для реализации своей цели и задач, я постоянно стремлюсь к самосовершенствованию, участвую в семинарах, в районных методических объединениях, представляю опыт педагогической деятельности на уровне ДОУ, участвую в Муниципальных районных педагогических чтениях, в конкурсах методических разработок и проектов, в сети Интернет.

Составив в группе первый индивидуальный профиль познавательного развития своих воспитанников,я выявила следующую проблему: дети часто бываю, пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы, отмечалось низкое наличие познавательной потребности и инициативности.

Это позволило мне выявить те способы, с помощью которых я могу дать ребенку развиться, открыть какие- то способности, преодолеть проблемы, найти индивидуальный подход, а также спланировать дальнейшую деятельность по приоритетному направлению.

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта предполагают следующие целевые ориентиры:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Для воспитания у детей этих качеств, стала очевидной необходимость обновления образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие». В группе был создан центр познавательного развития «Хочу все знать», состоящего из предметов для детского экспериментирования и опытов с оборудованием и материалами. На сегодняшний период вообще в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности детей в познании окружающего мира – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка так же, как и игровая. Наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Поддъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления для более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Также в этот центр вошли разнообразные дидактические игры, направленные на познавательное развитие детей, гербарии растений, коллекция минералов,тематические папки: «Времена года», «Зима», «Весна». «Лето», «Осень», «Домашние животные», «Животные ископаемые» и т. д.

Кроме этого был разработан цикл экскурсий и прогулок в ближайшее природное окружение, с учетом региональной специфики села Н. Синячиха. Создала подборку экологический игр, картотеку опытов и экспериментов, составила комплексно-тематическое планирование в работе с детьми. Успешно реализовала новые подходы с учетом культурно - смысловых контекстов, дети путешествовали по карте и «Реке времени» (по методике Н. А. Коротковой).Дети оформляют разнообразные выставки : «Дары природы», «Минералы», «Редкие предметы» и тд.

В поиске интересных форм работы с детьми по познавательному развитию привели меня к применению метода проектов. Реализация проектной деятельности осуществляется всеми участниками образовательных отношений на основе следующих принципов;

- партнерство родителей и воспитателей в воспитании и обучении детей;

- единство в понимании педагогами и родителями ценностно- целевых ориентиров, задач, средств, условий, результатов развития ребенка;

- помощь, поддержка, уважение и доверие к дошкольнику со стороны воспитателей и родителей;

- максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада.

Среди проектов реализованных мной, - долгосрочный проект «Связь времен»- цель проекта: формировать начала нравственно – патриотического воспитания через приобщение к вековой истории нашей Родины, родного края, ознакомления с прошлым и настоящим. Итоговым продуктом этого проекта стал праздник, посвященный дню защитника Отечества. Проект «Мы любим сказки»- цель проекта: создать условия для духовно ­нравственного развития ребенка, через русские народные сказки. Продуктом этого проекта стало театрализованное представление «Колобок и его друзья». Проект «Покров»- цель проекта: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору. Итогом этого проекта было развлечение «Капустки». В стадии разработки находится проект «Лекарственные травы» - цель, которого познакомить детей с целебными растениями Среднего Урала, воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

По моему наблюдению, наиболее интересным для детей был проект «Связь времен», процессе реализации которого были использованы самые разнообразные формы и методы работы: просмотры презентаций по теме, создание костюма богатыря, экскурсии к памятникам воинам Гражданской и ВО воин, просмотр фильма о Чапаеве и его автобиографии и т. д.

В том же русле – для развития познавательной активности у детей, мной были разработаны методические разработкинепосредственно образовательной деятельности: «Чудо – капелька», «Это все вода», «Волшебный воздух», «Портрет земли». Которые направленны на формирование познавательной активности в процессе экспериментирования, способствующих самостоятельному выявлению скрытых свойств объектов.

В результате всей педагогической деятельности у детей стали ярче проявляться положительные черты характера – смелость, решительность, появилась уверенность в себе, появилась потребность в поиске новой информации, новых знаний, стремление задавать вопросы, неугасимая исследовательская активность. Увеличился словарный запас детей. Дети способны называть свойства веществ, их качественную характеристику, знают названия многих представителей живой природы и места их обитания. Дети проявляют настойчивость, стремление доводить начатое до конца.

Я, считаю, что в познавательно – исследовательской деятельности ребёнок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность. Упорядочить свои представления о мире. Поэтому я стремлюсь учить детей не всему, а главному, не сумме факторов, а целостному пониманию, не только дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Работая воспитателем, я могу сказать - лучше моей профессии нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

Проходят день за днем, сменяются времена года, год за годом моей биографии, опыт приходит через удачи и неудачи, мысли текут и текут рекой, хочется достичь всё больше и больше. Вот бы продлить каждый день, чтобы день был наполнен до краев большими, хорошими делами, поступками, и только радостью. Ведь впереди ещё так много всего не пройденного, неизведанного.

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого.

Описание опыта работы «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Вопрос развития.

Описание опыта методической работы Описание опыта методической работы по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической.

Описание опыта работы воспитателя Работала воспитателем с 2012 по 2013 г. МБДОУ «Детский сад №2 города Новозыбкова» и с 2014 по настоящее время в «Детском саду № 1 города.

Описание опыта работы ДОО по профилактике дорожно-транспортных происшествий Описание опыта работы ДОО по профилактике дорожно-транспортного происшествия Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны,.

Описание опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Описание опыта работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Проект «Светлая Пасха» с детьми средней.

Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Описание опыта работы Мальцевой Галины Викторовны по теме: «Система игр и упражнений по коррекции психомоторных нарушений у детей с нарушением.

Описание опыта работы воспитателя Как сказал Сухомлинский Василий Александрович: Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек, не может стать настоящим воспитателем,.

Описание опыта работы «Экспериментальная деятельность в ДОУ»
Описание опыта работы «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Меня зовут Кострикова Ольга Витальевна! Пятый год я занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью. Прошла курсы повышения квалификации.

Описание случая работы педагога-психолога с семьей, средствами кризисного консультирования Описание ситуации в семье. Обратилась женщина, назовем ее- Светлана. С ее слов, младшая дочь -3 года, стала заикаться летом 2016 года,.

Фото: С.С. Юсупова

Проблемы образования, воспитания и обучения веками волнуют человечество. Как создать условия для детей, чтобы они учились общаться, изучая окружающий мир, открывая для себя законы природы и общества, побеждая страх любого происхождения, формируя в себе основы коммуникативной культуры?

Актуальность опыта

Учебно-воспитательный процесс в школах не остается раз и навсегда данным. Напротив, он на определенном этапе развития общества возникает, изменяется по своему содержанию и по форме организации. Формы организации учебного процесса охватывают весь учебный процесс, они составляют его материальную основу, они являются формами существования процесса обучения, а их применение в соответствии с конкретными целями обучения дает нам множество конкретных форм организации учебных занятий.

В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитания умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Достигнуть данного результата помогает работа в парах постоянного (ППС) и сменного (ПСС) состава.

Младшие школьники постепенно включаются в работу в сменных парах, приучаются к самостоятельной деятельности, к пониманию того, что учеба – это настоящий труд, требующий максимальных усилий, таланта и творчества. Именно в коллективной работе они начинают понимать значимость каждого ученика своего класса, учатся слышать друг друга и помогать себе и другим преодолевать те трудности, которые появляются на пути познания.

Условия возникновения, становления опыта

Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. Этого возможно достичь путем представления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить учиться, уметь самим добывать знания. Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить.

Таким образом, на этом этапе моей педагогической работы возникли условия становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность новых форм организации деятельности учащихся – работа в парах постоянного и сменного состава. Важно и то, что новые формы организации обучения не разрушают традиционную систему обучения, а преобразовывают ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных стандартов.

Диапазон опыта

Опыт работы реализуется через использование на уроках работы в ППС и ПСС с учащимися 1-4 классов.

Длительность работы над опытом

Еще в начале 90-х годов, столкнувшись с противоречиями в традиционной системе обучения и встретившись с носителями-энтузиастами новых форм работы, я стала пробовать работать по-новому. Ведь именно при организации работы в парах возникает атмосфера сотворчества, позволяющая решать одну из основных задач современного обучения, которая состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира.

Описание технологии опыта

Ведущая идея опыта, постановка целей и задач
Я убедилась, что систематическое и методически правильное применение работы в парах и приемов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивает способности ученика самостоятельно добывать знания в процессе обучения (задавать вопросы и самому на них отвечать, формулировать проблемы и искать пути их решения, приводить убедительные доводы, опираясь на конкретные факты), совершенствует процессы восприятия, осмысления, понимания информации, тренирует способности к само- и взаимооценке. Ведь истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения.

Цель
Я считаю, что основной целью является целесообразное использование работы в парах на уроках в начальной школе, которое позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделает учебу в школе радостной и увлекательной.

Задачи
Согласно этому я попыталась определить необходимые задачи:

  • через развитие навыков парной работы повысить у обучающихся качество образования;
  • определить возможности использования работы в парах на уроках в начальной школе;
  • показать специфику использования и применения работы в парах в начальной школе;
  • способствовать повышению учебной мотивации, снижению дидактических затруднений;
  • применяя приемы работы в парах, обеспечить дифференцированный подход к обучению детей;
  • развивать навыки самообразования и самоконтроля у учащихся;
  • рационально организовывать учебный процесс, повышать эффективность уроков, активность и инициативность учащихся на уроках;
  • разработка рекомендаций для учителей начальных классов по применению работы в парах в образовательном процессе младших школьников.

Описание сущности опыта
Автором данных форм работы является А.Г. Ривин, опыт которого открыл и описал в своей книге «Сотрудничество в обучении» В.К.Дьяченко. Личный опыт и вся предшествующая практика убедили А.Г. Ривина в следующем: ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим, да еще, если нужно, то и не один раз. В.К.Дьяченко с учениками и последователями продолжил и развил идеи А.Г.Ривина в современных условиях.

Я использую в своей работе при изучении различных тем следующие приемы работы:

  • взаимодиктант;
  • взаимоопрос; ;
  • устное и письменное выполнение упражнений в ППС и ПСС.

Каждый прием работы в парах требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и у учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после определенной подготовки класс приступает к работе в парах сменного состава.

На первом этапе учителю предстоит научиться работать в «рабочем шуме», т.е. научиться слушать и слышать сразу несколько пар, направлять работу отдельных учащихся и управлять процессом в целом.

У учащихся иные задачи: учиться работать в шуме, научиться регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал, слушать товарища и слышать его.

Раскрою алгоритм организации деятельности класса на примере фрагмента урока русского языка во 2 классе по теме «Состав слова». Данной темой я занимаюсь с начала 90-х годов. В те годы я вошла в состав экспериментальной группы, которая занималась разработкой и апробированием методик парной работы на базе школы №297 Пушкинского района. Результатом стала разработка методических рекомендаций для учителей начальной школы по математике, чтению и русскому языку, публикация статьи в журнале «Начальная школа» №11, 1990 г.

В дальнейшем в своей работе я пользовалась этими разработками, старалась совершенствовать свой опыт, делилась с коллегами через:

  • открытые уроки;
  • выступления на МО и педсоветах;
  • публикации в сборнике опытно-экспериментальной площадки на базе нашей школы №303;
  • публикации на сайтах «Про школу», «Продленка»,

Результативность и эффективность опыта
В результате обобщения своего опыта работы я могу подвести следующие итоги. Мною было выдвинуто предположение, что использование работы в парах на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделать учебу в школе психологически комфортной. Это предположение доказано. Доказательством являются: повышение качества образования, понижение уровня заболеваемости в классе, итоги анкетирования родителей класса.

В результате использования парной работы в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Все это способствует развитию творческих способностей школьников, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление и речь.

Заключение

XXI век – век высоких информационных технологий. Современный ребенок и учитель живут в непрерывно увеличивающемся потоке информации, что требует перехода от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя – поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы и подготовки его к жизни в новом информационном обществе.

Формы работы в ППС и ПСС помогают достичь этих целей. Рекомендации по их применению не случайно заложены во всех УМК по новым стандартам второго поколения.

Планирую совершенствовать свой опыт с учетом индивидуальных особенностей класса и опубликовать материалы в сборнике опытно-экспериментальной площадки на базе школы, на сайтах в Интернете.

На сегодняшний день данные формы работы активно разрабатываются, о чем свидетельствуют публикации в сборниках АППО Санкт-Петербурга, в журналах «Начальная школа», «1 сентября», на образовательных сайтах в Интернете.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: