Директор постпродакшн кто это

Опубликовано: 06.07.2024

Итак, поздравляем, ваш рекламный ролик вышел из продакшена. Всё самое сложное позади, но работа еще не окончена. Считайте, вы получили ключи от новой квартиры с дорогим ремонтом.

Но ведь нельзя просто так зайти и жить, нужно навести уют. Добавить картины на стены, цветочные горшки на окна, магнитики на холодильник, и портреты родственников на рабочий стол. Ну и за рабочими кое-где убрать.

Постпродакшн украшает крутой рекламный ролик, как церемония награждения с фейерверком украшает финал чемпионата мира по футболу. Третья стадия производства необходима, чтобы привести аудиовизуальный продукт в надлежащий чистовой и финальный вид.

Давайте сначала вкратце, а затем подробно разберем, что же входит в постпродакшен:

  1. Черновой и чистовой монтаж.
  2. Цветокоррекция.
  3. Визуальные эффекты.
  4. Композитинг.
  5. Саунд-дизайн.
  6. Финальный рендеринг.

1. Черновой и чистовой монтаж

Это компоновка видеоряда из всех отснятых или разработанных на компьютере материалов в единый продукт.

Сначала делают черновик, чтобы все участники творчества с ним ознакомились и дали комментарии.

В мире кино есть правило: 1 + 1 = 3. Речь о том, что монтаж двух отдельных кадров (двух отдельных смысловых единиц) рождает третий смысл и дарит зрителю новое восприятие происходящего.

Монтаж - наше всё

Лучшие режиссеры монтажа постигли тонкости киноязыка, взрастили шедевральный художественный вкус, научились разбираться в драматургии. Вычленяя из множества дублей удачные кадры и, наоборот, удаляя неудачные, они воплощают исходный замысел режиссера картины на экране.

2. Цветокоррекция

Прежде всего этап цветокоррекции необходим съемочным роликам, поскольку профессиональная техника по умолчанию выдает сырой материал, без богатых цветовых оттенков.

Картинку всегда можно изменить по тонам, палитре, насыщенности цветов. Она применяется для улучшения изображения или в качестве творческого приема. Например, можно передать суровый холодный бессердечный настрой с синими оттенками или противное внутреннее состояние героя с болезненно-желтой цветовой палитрой.

Разные палитры дают разное настроение - пример

Крайне важно и освещение в ролике, от интенсивности которого в итоговой картинке зависит едва ли не больше, чем от реалистичных взрывов или цветов, задающих то или иное настроение.

Лайтнинг - работа со светом - с фонариком

В большом кино или видеорекламе работа с цветами и освещением используется как дополнительное художественно-выразительное средство. Целый жанр “нуарный детектив” родился из экспериментом с освещением.

Работа со светом - пример

О работе со светом пишут большие околонаучные трактаты и снимают научно-популярные ролики, но даже в этой работе всегда есть место для творчества.

Композитинг - разбивка шота по слоям, пример

При помощи композитинга можно органично сочетать живую съемку с графикой и в целом совмещать несовместимое, превращая набор нулей и единиц в удивительные картины и зрительские эмоции.

На данном этапе создаются с нуля и производятся корректировки локаций, добавляется массовка, накладывается искусственный грим и разрабатываются другие радости цифрового творчества. По итогу, все эти слои “спекаются” воедино и получается то что зритель видит на экране.

Поэтому так важно работать с надежным звукорежиссером, который вдохнет жизнь в картинку и расставит звуковые слои так, чтобы они звучали целостно, содержательно и обогащали видеоряд.

Лекцией одного из таких коллег-звукорежиссеров с вами и делимся, крайне рекомендуем к просмотру, если хотите глубже вникнуть в саунд-дизайн:

Когда ждешь рендер

Представьте, сколько уйдет времени и ресурсов, чтобы каждый раз вносить по 1-2 правке.

Теперь точно всё?

Да, работа производственной команды закончена.

Но параллельно постпродакшену уже запущен промоушен и идет работа спецов по PR и маркетингу. У вас есть превосходный видеоролик. Считайте, что вы получили уникальный штучный инструмент, скрипку Страдивари. Но много ли толку от скрипки Страдивари, если она лежит у дедушки на антресоли? Чтобы инструмент восхищал ценителей, нужна подходящая сцена и музыкант-виртуоз.

Заходите на сайт ВидеоЗаяц.рф и заказывайте видеопродакшн или по крайней мере следите за блогом и YouTube-каналом.

Продюсер
Организует и управляет всем процессом, включая препродакшн, продакшн и постпродакшн.
Продюсер выбирает оптимальный способ реализации сценария, формирует смету, тайминг. Грамотный продюсер всегда найдет как реализовать сценарий, чтобы он укладывался в сроки и бюджет. Продюсер определяет ключевую творческую группу: режиссера, оператора, художника.

Ассистент продюсера

Выполняет задачи продюсера. Занимается логистикой, оформляет документы, тайминги, презентации. Осуществляет оперативную коммуникацию с исполнителями проекта.

Директор съёмочной группы

Собирает съемочную группу на проект, руководит непосредственно съемочной группой и узкими задачами, касающимися съемочной площадки. Находится на площадке и следит за ходом съёмочного процесса.

Локейшн менеджер
Подбирает места для съемок и оформляет официальные разрешения на производство съемок в тех местах, где они необходимы.

Администратор
Решает оперативные вопросы, не касающиеся самого процесса съемки, руководит рабочими. Обеспечивает порядок на съемочной площадке, оформляет пропуска, организует парковку, встречу членов съемочной группы, столы, стулья на площадке и пр. Решает нестандартные задачи, возникающие в процессе съемок.

Рабочий
Осуществляют физическую работу, расставляет, приносит, грузит всё, что за кадром.

Режиссерская группа

Режиссёр
Ключевая фигура в создании рекламного ролика. Режиссер руководит всем творческим процессом в целом.

Второй режиссёр

Руководит съемочной группой в процессе съемки, определяет порядок съемки и кому что делать в каждый момент времени. Ставит задачи всем департаментам съёмочной группы. Готовит и ведет ППМ (Pre-production meeting). Составляет график съемок.

Ассистент по актерам

Отвечает за актеров на съемочной площадке. Встречает их, провожает в гримерку и на площадку, подписывает с ними все необходимые документы. Если актеру срочно нужен кофе, актера срочно нужно привести в кадр, актера нужно отвести на грим или костюм - этим займется ассистент по актерам.

Бригадир массовки
Осуществляет подбор массовки по типажам и параметрам, а также осуществляет контроль за ними во время всего съёмочного периода. На каждые 30 человек массовки нужен один бригадир.

Помощник режиссёра (хлопушка)
"Хлопает" хлопушкой перед камерой и заполняет монтажные листы. Записывает комментарии режиссера к снятым дублям и прочие параметры съемки. По записям хлопушки во время постпродакшн легко разобраться в материалах и найти правильные дубли.

Монтаж на площадке
Это монтажёр, который монтирует ролик сразу же на съёмочной площадке, что позволяет видеть, как клеятся кадры между собой. В конце смены можно увидеть почти готовый ролик.

Операторская группа

Оператор-постановщик (DOP)
Глаза проекта. Оператор совсем не обязательно держит камеру в руках. По сути, оператор - это художник. Он рисует светом. Создает то настроение, движение и атмосферу, которые задумал режиссер. Участвует в планировании декорации, подборе натуры, локации. Присутствует на освоении, съёмке и цветокоррекции.

Оператор стедикам (steadicam)

Управляет системой стабилизации съёмочной камеры для видеосъёмки в движении.

Пилот / оператор квадрокоптера (дрона)

Это специалист, управляющий летательным аппаратом с камерой. Он снимает эффектные пролеты камеры над сценой. Раньше такое снимали с вертолетов, теперь с квадрокоптеров.

Фокуспуллер
(1st AC)
Управляет фокусом на камере, главная задача состоит в том, чтобы нужный объект или действие на изображении находились в зоне резкости (в фокусе).

Механик камеры (2nd AC)
Ответственный за камеру специалист. Отвечает за работу камеры, смену оптики, настройку режимов съемки и пр.
На съёмочной площадке камеру, как правило, обслуживают два механика.

Гаффер
(Gaffer)
Руководит группой осветителей, отвечает в процессе съемок за освещение и вопросы, связанные с подключением приборов. Гаффер напрямую подчиняется оператору-постановщику и следит за точным исполнением его указаний, касающихся освещения.
Он присутствует на освоении и вместе с оператором составляет список оборудования.

Осветители
(Light technicians)
Обслуживают осветительное оборудование. По указанию Гаффера они монтируют, подключают, устанавливают, двигают осветительные приборы в кадре.

Бригадир грип
(Key Grip)
Отвечает за крепление съёмочного и осветительного оборудования (штативы, краны, тележки, рельсы, и т.д.), работает совместно с осветителями. К примеру, может потребоваться, безопасный и удобный монтаж камеры на движущемся автомобиле и т.д.

Дольщик
От слова dolly - тележка. Человек, который управляет операторской тележкой на рельсах для плавного движения камеры. Тележка весит больше 150кг., поэтому на съёмочной площадке обычно работают два дольщика.

Звукооператор
Это специалист, обеспечивающий запись звука на съёмочной площадке при разговоре актеров, записи атмосферы и дополнительных звуках.

Художественная группа и актеры

Художник-постановщик (Production designer)
Работает совместно с режиссером-постановщиком по реализации художественного замысла. Художник-постановщик руководит строительством декорации, художественным оформлением съёмочной площадки, отвечает за создание общего визуального впечатления снимаемых элементов сцены – фон, декорации и т.д.

Готовит эскиз декорации, участвует в подборе натуры, локации, присутствует на освоении, съёмке.

Ассистент художника (Production designer assistant)

Работает под руководством художника-постановщика и следит, чтобы выбранная натура или декорации соответствовали замыслу художника-постановщика.

Ассистент по реквизиту
(Prop master)

По заданию художника-постановщика занимается подбором и наполнением декорации или локации реквизитом.

Реквизитор
(Prop maker)
Занимается сбором, доставкой и сдачей реквизита на съемочную площадку.

Постановщики
(Set dresser)
Осуществляют физическую работу: расставляют мебель и реквизит в декорациях при подготовке и во время съемки.

Художник
по костюмам
Отвечает за создание внешнего вида и образа актеров, путем разработки, пошива, исследования, проектирования аксессуаров и реквизитов, которые помогают создать или подчеркнуть характер персонажа.

Ассистент художника
по костюмам
Помогает художнику по костюмам, закупает и сдает костюмы.

Костюмер
Работает на съёмочной площадке и следит за костюмами в кадре. Гладит, отпаривает, подшивает, поправляет и т.п.

Художник по гриму
Отвечает за грим. Может сделать сложный грим (раны, ссадины, синяки).

Ассистент художника
по гриму
Помогает художнику по гриму накладывать грим и поддерживать на протяжении всего съемочного цикла.

Фудстилист
Специалист отвечающий за красоту еды в кадре. Он делает, чтобы блюдо выглядело аппетитно в условиях съёмочного процесса.

Актёр
Это исполнитель роли в проекте, имеющий актерское образование. Принимающий участие в кастинге, call back, примерке, репетициях и съемках.

Дублер
Человек, похожий на снимающегося актера по строению фигуры и чертам лица, росту, цвету и длине волос.

Статист
Человек похожий на актера по росту, комплекции и цвету волос. Находится в кадре во время установки камеры, света и других длительных процедур, в ходе подготовки к съемкам.

Групповка
Непрофессиональные актёры, используемые для создания фоновых сцен в небольших количествах, лица которых могут попадать в кадр, но не являться ролью.

Массовка
Непрофессиональные актёры, используемые для создания массовых сцен, лица которых не видно.

Постпродакшн и спецэффекты

Координатор постпродакшн
Осуществляет координацию работы специалистов постпродакшн, обмен информацией между менеджером проекта и непосредственными исполнителями задачи, постановку ТЗ. Отвечает за отправку информации на озвучку и получение готового результата, отправку и получение материала с цветокоррекции. Отвечает также за ведение архива.

Супервайзер

Специалист компьютерной графики, который присутствует на съемочной площадке. Дает рекомендации по съемке, расставляет метки, снимает дополнительные материалы (плейты) и отвечает за то, чтобы материал при съёмках был правильно снят для последующих работ по графике.

В зависимости от уровня специалиста может выполнять чисто механическую работу - монтаж ролика в присутствии режиссера, либо делать самостоятельный монтаж по сценарию (монтажным листам, исходникам), плюс создавать простую графику (плашки, эффекты перехода, использование футажей).

Колорист
Работает как самостоятельно, так и с оператором и режиссером. Отвечает за "покраску" ролика и цветовое решение.

Композитор
Пишет музыку к ролику. Может как написать с нуля (по ТЗ, по референсу), так и доработать или переаранжировать уже существующее произведение.

Звукорежиссер
Отвечает за звуковое наполнение ролика - добавление звуковых эффектов, подзвучивание необходимых элементов (например, запись стука каблуков по паркету и подстановка его в ролик), сведение звуковых дорожек и выдачу материала по техническим требованиям.

SFX
Мастер крупного кадра, который делает различные спецэффекты: падение еды, брызги воды, создает в кадре дождь, снег и т.п.

Пиротехник
Специалисты, которые делают в кадре огонь, дым, взрывы и прочие манипуляции с огнём. Они имеют специальное разрешение на проведение пиротехнических работ: использование открытого огня, газа и всех дополнительных приспособлений.

Постановщик трюков
Отвечает за постановку трюков, их правдоподобие и безопасность.

Каскадер
Является исполнителем трюков, связанных с риском получения травмы. Трюки бывают разные - от батальных сцен до падения с утеса или лобового столкновения со встречным грузовиком.

«Смена окончена, снято!» — именно эта фраза снимает груз с плеч большей части съемочной группы. Но для звукорежиссеров работа только начинается. Чем же звуковой департамент занимается дальше?

  • 2018-09-11 16:00:00 11 сентября 2018
  • 3504
  • Павел Новиков

Постпродакшн-супервайзер (Post-Production Supervisor)

Фото: rawpixel


Фото: rawpixel

Супервайзер звукового постпродакшна тесно работает напрямую с режиссером и продюсерами фильма, контролируя сроки работы, качество и бюджет, выделенный на каждый из этапов.

Звукорежиссер речевого озвучания (Dialogue Editor)

Инженер звукозаписи (Sound Technician)

Саунд-дизайнер (Sound Designer)

Фото: Nicolas J Leclercq


Фото: Nicolas J Leclercq

Саунд-дизайнер — член звукового департамента. Его работа — создавать уникальные звуковые эффекты. В пример можно привести звук светового меча из «Звездных войн», рык динозавра из «Парка Юрского периода», вой Кинг-Конга и другие. Специалисты должны подходить к делу творчески, так как фактически многих звуков попросту нет в природе, а задача саунд-дизайнеров — не только хоть как-то озвучить, к примеру, страшного монстра, но и передать определенное настроение, сформированное супервайзером.

Монтажер звуковых эффектов (Sound Effects Editor)

Шумовик (Foley Artist)

Фото: VFS / Flickr


Фото: VFS / Flickr

Шумовик — тот самый человек, который записывает повседневные звуки для фильма: шаги, шорохи одежды, поцелуи, звук скачущей лошади, звуки передвижения предметов, с которыми взаимодействуют актеры, и так далее. Запись происходит весьма интересно: шумовик стоит перед большим дисплеем, «попадая» под происходящее на экране. Стоит отметить, что эта работа сложна не только тем, что нужно записать все синхронно, но и тем, что необходимо подобрать нужную фактуру (к примеру, если в кадре персонаж из паркета в гостиной переходит в ванную с плиткой, шумовику придется «топать» таким же образом, используя несколько поверхностей в студии).

Редактор музыки (Music Editor)

Композитор (Composer)

Фото: rawpixel


Фото: rawpixel

Эпоха «немого» кино давно прошла, так что без композитора в фильмах обходятся редко. Этот человек пишет музыку для фильма и нередко также выступает и дирижером, если партии подразумевают запись симфонического оркестра. Малобюджетный фильм в наше время может и вовсе обойтись музыкой, написанной на компьютере, используя различные плагины и сэмплеры.

Главный звукорежиссер (Re-Recording Mixer)

Фото: Gustavo Scafeli


Фото: Gustavo Scafeli

Главный звукорежиссер или звукорежиссер перезаписи — творческая единица, отвечающая за сведение всей работы вышеперечисленных кадров департамента в финальный микс. Действительно, на больших проектах есть сразу несколько звукорежиссеров перезаписи, где один может отвечать за речь, другой — за шумы, третий — за музыку и так далее.

Конечно, в зависимости от бюджета количество специалистов звукового отдела может как возрастать, так и убывать. К примеру, на больших фильмах может также присутствовать музыкальный супервайзер, супервайзер звуковых эффектов и синхронных шумов, а вот на производстве студенческих фильмов всю работу со звуком могут выполнять 2-3 человека, сочетая в себе сразу несколько функций.


Популярность специальности product manager за последние 3 года выросла в несколько раз. Мы видим много объявлений о поиске менеджера продукта, курсов по по подготовке специалистов, кейсов и т.п. Но далеко не все знают, кто это такой, какие задачи выполняет и за что отвечает, некоторые и вовсе путают продакт-менеджера с генеральным директором.

В этой статье подробно рассмотрим эту специальность, поговорим об обязанностях и зоне ответственности. Если вы планируете пойти учиться на менеджера продукта, но еще сомневаетесь, информация из материала поможет принять окончательное решение.

Кто такой продакт-менеджер

Должность продакт-менеджера появилась не так давно, поэтому статьи и разные специалисты дают разные определения. Но во всех есть одно целое: product manager — человек в компании, который отвечает за создание и выход на рынок нового продукта.

Неразбериху в понятиях создает и то, что все организации трактуют продакта по-разному. В этом можно убедиться, если посмотреть актуальные вакансии на любом сайте по поиску работы. Например, одна компания выдвигает такие требования. Другая — такие.

Можно подумать, что фирмы сами не до конца понимают, кого ищут. Но дело в другом: перечень обязанностей и зона ответственности продакт-менеджера не может быть одинаковой везде, потому что компании создают разные продукты. Это зависит от сферы деятельности и поставленных целей.

Если просмотреть сотни вакансий и провести глубокий анализ, становится понятно, что product manager — специалист, работающий на стыке бизнеса, маркетинга и программирования. Он на всех этапах контролирует работу над новым продуктом, взаимодействует с инвесторами и пользователями и продолжает развивать свое детище после окончания технической реализации.

Это не простая, но очень перспективная профессия. Если вы заинтересованы в ее получении, то должны быть готовы к постоянному всестороннему развитию в зависимости от появления новых задач. Продакт-менеджер — это не только управленец, но еще немного программист, маркетолог, дизайнер и т.п.

Так выглядит типичный менеджер продукта

Какую роль выполняет product manager

Рассмотрим роль продакт-менеджера более подробно. Основная задача — управление всеми процессами по разработке нового продукта. Сюда относятся принятие или отклонение идей, обеспечение технической реализации, формирование подробной отчетности для дальнейшего анализа и улучшения бизнес-процессов.

Полный перечень обязанностей зависит от конкретной компании. Изучая очередную вакансию, на этот блок обращайте внимание в первую очередь. Например, одна фирма доверяет своему продакту и передает ему полномочия по генерации новых идей. Другая организация самостоятельно создает стратегию развития, включая в нее разработку необходимых продуктов, а менеджеру остается контроль реализации.

Также важно отличать продакт от проджекта. Первый разбивает создание нового продукта на несколько этапов (проектов), второй (обычно их несколько) контролирует выполнение каждого этапа в установленные сроки в рамках имеющихся ресурсов. Условно: продакт создает стратегию и нанимает помощников (менеджеров проектов), которые отчитываются перед ним по каждому этапу работы.

Пока происходит реализация каждого этапа, продакт взаимодействует со всеми вовлеченными в работу специалистами, проводит анализ рынка, определяет целевую аудиторию, проводит тестирования и т.п.

Продакт-менеджер придумал что-то крутое

Следовательно, роль product manager в компании — генерирование идей, создание стратегии развития, набор команды специалистов для дальнейшей реализации, планирование и контроль выполнения поставленных задач.

Какими навыками должен обладать менеджер продукта

Квалифицированный продакт обладает навыками, которые помогают выполнять поставленные задачи.

Стратегическое мышление

Один из ключевых скиллов product manager, который применяется для генерации идей и создания стратегии развития.

Задача любого продукта — создать выгоду и ценность для клиентов. Поэтому менеджер анализирует аудиторию, рыночные условия и конкуренцию, создает «картинку» идеи и презентует команде (руководству). Причем анализирование не останавливается после окончания реализации, оно делается постоянно.

Например, сделана платформа для формирования отчетных документов малого бизнеса (накладные, акты). Все работает, все хорошо. Без анализа потребностей рано или поздно система «затухнет» и станет невостребованной. Но благодаря постоянному изучению рынка продакт-менеджер определяет новые тенденции и «боли» клиентов. Вводится новый функционал, потребитель доволен, система продолжает нести ему выгоду и ценность.

Планирование

Без грамотного планирования, распределения задач по времени, формирования общей дорожный карты достигнуть поставленных целей невозможно. Поэтому менеджер продукта должен уметь не только придумывать идеи, но и планировать их реализацию в мельчайших деталях.

Построение коммуникаций

Product manager регулярно взаимодействует и общается с десятками специалистов, вовлеченных в работу: программисты, дизайнеры, маркетологи и т.п. Важно уметь грамотно общаться с любым человеком в соответствии с его характером и темпераментом и доносить свои мысли.

А так как проект — совокупность взаимосвязанных элементов, созданием которых занимаются разные специалисты, для получения хорошего результата важна стабильная коммуникация между ними. Менеджер должен уметь ее налаживать.

Дорожная карта — хороший способ создания коммуникаций между разными отделами. Если она проработана детально, сотрудники компании будут знать, с кем взаимодействовать на той или иной стадии разработки.

Ведение документации

Создание продуктов не обходится без ведения документации. Продакт, как руководитель, должен уметь ориентироваться в ней и составлять новую. Чаще всего, product manager сталкивается со следующими типами документов:

предпроектная — описание идеи, круг обязанностей, техническое задание;

проектная — план выполнения работ, технический контроль, график;

рабочая / исполнительная — подробное описание продукта, отчеты о выполненных работах, чертежи, графики, дополнительные планы, отдельные задачи;

итоговая — отчет о проделанной работе, руководство по эксплуатации и прочее;

Работа с подрядчиками

Часто для реализации задуманного необходимо приобретение дополнительных материалов, заключение сотрудничества с новыми специалистами, приобретение инструментов, разработок и т.п. Для быстрого получения ресурсов по минимальной стоимости нужно уметь работать с подрядчиками, вести переговоры, договариваться о дополнительных условиях и т.п.

Остальные навыки продакта зависят от сферы деятельности. Например, если он работает в студии по созданию приложений, должен уметь создавать прототипы приложений для тестирования идей. Это снижает нагрузку на разработчиков.

Какие обязанности выполняет продакт-менеджер

Рассмотрим обязанности, выполняемые менеджером продукта. Как уже говорилось ранее, основная задача — разработка новых продуктов, соответствующих трендам и потребностям пользователей. Другие обязанности:

формирование практических выводов;

выведение требований к продукту;

создание рабочего плана, распределение ролей между персоналом;

продвижение и реализация продукта.

Зона ответственности продакт-менеджера:

проведение рыночных исследований, анализ рынка для определения основных потребностей клиентов;

реализация продуктовых линеек, тестирование новых идей;

проведение конкурентного анализа, сравнение аналогичных продуктов по многочисленным характеристикам;

проработка маркетинговых коммуникаций;

взаимодействие с директором по продажам для создания стратегии продаж;

работа с клиентами и отделом продаж для оценки результатов реализации;

формирование долгосрочных и краткосрочных прогнозов продаж, предоставление аналитики руководству;

вывод новых продуктов на рынок, анализ рентабельности (ROI);

создание маркетинговой стратегии совместно с маркетологами;

ценообразование на основе исследования рынка, производственных затрат и ожидаемого спроса;

составление графика и определение эксплуатационных требований;

Рассмотрим простенький пример. Руководство поставило задачу: создать информационное приложение на самых востребованных мобильных платформах для любителей футбола. Продакт разделит работу на несколько этапов:

Анализ рынка мобильных платформ, определение самых востребованных.

Анализ рынка информационных приложений для любителей футбола, определение первоначальной концепции.

Планирование основных этапов разработки в соответствии с первоначальной концепцией.

Сбор команды, определение проджект-менеджеров на каждый этап.

Выбор способов монетизации (получения прибыли) продукта, создание маркетинговой стратегии.

Контроль и оценка выполненной работы.

Выход на рынок, запуск рекламной кампании приложения.

Пример максимально упрощен для общего понимания, как проходит работа продакта. После выхода на рынок он продолжает работать, постоянно анализирует, генерирует идеи по улучшению текущего продукта для привлечения новых пользователей.

Как оценивается эффективность работы продакт-менеджера

Работу product manager оценивают по нескольким критериям, которые разделены на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние критерии — то, насколько продакту удалось организовать взаимодействие внутри команды и насколько каждый специалист имеет доступ к необходимой информации. Если это сделано на хорошем уровне, все члены команды довольны, значит, внутренняя эффективность работы высокая.

Количественной оценки по факторам этой группы нет, тут все субъективно. Но если в коллективе хорошая атмосфера, все настроены на работу и достижение целей, значит, со своими обязанностями менеджер продукта справляется.

К внешним факторам относят многочисленные метрики продукта на рынке (перечень определяется в каждом конкретном случае): финансовые результаты, удовлетворенность клиентов и т.п.

Есть несколько KPI, по которым оценивают эффективность работы продакт-менеджеров. В разных компаниях свои наборы, как правило, они уточняются при найме на работу или запуске нового продукта:

Количество покупок и новых пользователей по отношению к текущей аудитории. Метрики показывают популярность продукта, над которым работает менеджер и его команда.

Маржинальность. Фактический объем продаж сравнивают с плановыми показателями.

Активные пользователи. Оценивают, сколько людей ежедневно используют продукт.

Customer Retention Rate (CRR). Коэффициент удержания новых пользователей, ведь важен не только прирост, но и количество оставшихся людей.

ROI. Показатель рентабельности доходов по отношению к рекламным расходам. Показывает, окупились вложенные средства или нет (показатель должен быть больше 100%).

Некоторые компании дополнительно оценивают эффективность работы product manager по срокам разработки, успешности запуска пилотной версии продукта и т.п.

Рынок профессии

В начале статьи говорили о популярности профессии и ее востребованности. Рассмотрим некоторые статистические данные:

в 2020 году чуть меньше полутора тысяч компаний ищут менеджеров продукта (по данным hh.ru);

максимально предлагаемая зарплата в Москве — 600 000 рублей в месяц.

Регулярно появляются новые технологические компании, спрос на продакт-менеджеров растет, количество вакансий и средняя зарплата увеличиваются. Поэтому получение новой квалификации сегодня — актуально.

Таким образом, product manager — специалист, занимающийся созданием новых идей и контролем их реализации. Для успешной работы нужно иметь стратегическое мышление, навыки планирования и построения надежных коммуникаций внутри и за пределами команды.

Еще больше о том, как стать продакт-менеджером, можно узнать на нашем годовом курсе «‎Профессия: Продакт-менеджер»

Продюсер в общем смысле этого слова - это тот, кто отвечает за развитие, планирование, исполнение и маркетинговую кампанию фильма.

Кинопродюсер инициирует, координирует и контролирует креативную составляющую и производство кино, телешоу, веб сериалов, коммерческих видео и других форм продакшна. Продюсеры работают либо как представители студии или продюсерской компании, выступая в качестве менеджера проекта и представляющие интересы студии. Либо являются самозанятыми и независимыми профессионалами. Они отвечают за проект на каждом его этапе, начиная с задумки, заканчивая выпуском готового продукта, под их ответственностью финансовая, организационная, маркетинговая и креативная составляющая проекта.

Кстати ,сейчас когда не только в индустрии кино, но вообще повсеместно растет количество индивидуальных предпринимателей и независимых проектов, спрос на продюсеров тоже растет. По данным американского Бюро статистики труда количество продюсеров до 2026 году вырастет на 12%.

Также, растет количество независимых продюсеров, которые являются еще и обладателями авторских прав ,а не студия.

Но продюсер никогда не работает один, если речь идет о крупном проекте. В команде продюсеров может быть 5-10 человек, между которыми распределяются задачи. И вот, кто эти люди.

Исполнительный продюсер

Бывает несколько вариантов

Когда исполнительный продюсер - это тот человек, который стоит во главе всего проекта и руководит тем, как задачи распределяются в команде, при этом, на больших проектах редко сам ведет какие-то задачи и является биг боссом.

В таком случае, это самая высокая должность после главного продюсера, не просто менеджер, а управленец. Он должен обладать коммерческой жилкой, уметь вести переговоры о продвигать проект.

Когда исполнительный продюсер - это кошелек проекта. Как правило, он также является тем, кто финансирует фильм или представляет дистрибьютора или студию, которые купили идею. В этой роли часто выступают сами владельцы или генеральные директора студий.

Случается, что исполнительный продюсер выступает только в качестве спонсора, то есть обеспечивает финансовую поддержку проекта, но в процессе совсем не участвует. Тогда у исполнительных продюсеров есть возможность вести несколько проектов одновременно.

Когда исполнительный продюсер - это автор проекта. Особенно такая практика распределена на телевидении, в таком случае, мы можем говорить что этот человек еще и креативный продюсер. Если интересно узнать подробнее - посмотрите запись вебинара, который прошел на этой неделе. Мы там все рассказываем. В первую очередь, этот человек отвечает за креативную концепцию проекта, нанимает сценаристов, актеров, постановщиков, редакторов и руководит креативной группой.

Когда исполнительный продюсер - это имя в титрах. В Голливуде распространена практика, когда исполнительными продюсерами проектов выступают звезды, например Стивен Спилберг или Ридли Скотт, перевод интервью которого мы опубликовали в начале недели.. По факту, такие люди вообще не принимают участие в создании фильма, но тк. продюсеры несут ответственность за продвижение проекта, такое имя поможет им привлечь внимание и средства и условный “Стивен Спилберг” играет роль фандрайзера, просто тем, что его имя написано в титрах.

Сопродюсер

Сопродюсер второй по рангу человек в цепочке продюсерской команды проекта. Часто сопродюсеры берут на себя все, что касается кастинга, финансов и постпродакшна. То есть занимаются скорее операционной, чем креативной стороной проекта и координируют ежедневные задачи, следит за тем, чтобы все было выполнено в срок распределяя бюджет на съемочные дни, расписание, занимаясь подбором группы редакторов постпродакшна.

При этом, это тоже человек на высокой должности, именно ему исполнительный продюсер делигирует часть своих задач и с него же спрашивает. На больших проектах - это тоже, в первую очередь руководитель проекта, а не менеджер.

Линейный продюсер

Если представить, что вы работаете в большой корпорации, в которой много департаментов, линейный продюсер - это тот, кто руководит одним из ваших департаментов.

В кино принято такое разделение - есть, все что происходит над чертой, то что видит зритель - это имя режиссера, главных актеров, сценарий, воплощение всего. За это отвечает исполнительный продюсер и сопродюсер. И есть, то что под чертой, то, чего зритель не видит - свет, звук и сам процесс съемок. Задача линейного продюсера - исполнитель, он отвечает за все нюансы того, что находится под чертой.

То есть, пока исполнительный продюсер придумывает задачи, сопродюсер ищет финансы и таланты, линейный продюсер решает эти задачи, вписываясь в нужные финансы и формируя креативную группу. То есть, в его ведении все то, что касается непосредственно самого продакшна. Он следит, чтобы все выполнялось в срок, составляет смету на съемочные дни, контролирует производственную часть создания проекта и физически участвует в ней.

Заместитель продюсера\ помощник( associate producer)

Как правило, человек, имеющий еще более узкую специализацию и отвечающий за какой-то конкретный масштаб работы. Он редко принимает физическое участие в самом процессе. Например, это человек, который может находить идеи согласно брифу, помогать редактировать, писать сценарий, помогать с продвижением проекта или его присутствием в ТВ сетке.

Тут уже все зависит от того, какие у человека компетенции и что продюсер поручит ему делать. Это скорее начальная позиция для специалиста.

Продюсер ТВ

Основное отличие телевизионных продюсеров от продюсеров фильмов в том, что они как правило выступают писателями шоу. Исполнительный продюсер является главным писателем и на ТВ его принято называть шоураннером. Это человек- оркестр, гибрид писателя, продюсера и режиссера, который отвечает за концептуальную часть, поиск финансирования, бюджет на съемки и постпродакшн, нанимает писателей, проводит кастинг и проводит оценку качества созданного продукта.

Читайте также: