Для чего нужен научный руководитель на курсовую работу

Опубликовано: 17.09.2024

Каждый выпускник должен самостоятельно подготовить дипломный проект. Конечно же, разобраться в теме будет непросто. Грамотно изложить свои мысли и ход исследования, оформить их - еще сложнее. На помощь студентам приходит специально назначаемое лицо – научный руководитель, который призван контролировать процесс создания ВКР. Это не значит, что он будет писать работу за кого-либо, искать источники информации, исправлять и пр. на плечах этого сотрудника ВУЗа лежат определенные права и обязанности.

Основные права и обязанности научного руководителя дипломного проекта

Научный руководитель выбирается студентом (в отдельных случаях назначается администрацией ВУЗа) и утверждается соответствующим приказом на кафедре.

Кто может быть выбран в качестве научного руководителя дипломного проекта?

Занять место научного руководителя, который будет курировать выпускника, и помогать ему при выполнении диплома, может далеко не каждый преподаватель ВУЗа.

На роль научного руководителя дипломной работы может быть назначен:

Функции научного руководителя ВКР

Научный руководитель – это лицо, работающее в ВУЗе которое должно контролировать ход выполнения ВКР, индивидуального плана (задания) и пр.

На самом деле куратор выполняет следующие функции:

В числе основных функций можно выделить наиболее важные: контрольная и контрольно-проверочная.

Рассмотрим подробнее права и обязанности научного руководителя дипломного проекта.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Права научного руководителя дипломного проекта

  1. Разрешить студенту сменить тему диплома, если сделать этот шаг позволяют сроки сдачи готового материала на кафедру, а деканат при этом не возражает.
  2. Разрешить выпускнику самостоятельно подбирать источники информации.
  3. Помогать при выборе темы исследования, отмечая все плюсы и минусы, а также уровень подготовки студента. Возможно, для кого-то придется подбирать более легкие темы, а кому-то можно доверить более серьезные работы.
  4. Принимать решение о допуске или недопуске ВКР к защите. Решение научного руководителя должно быть аргументировано и обосновано.
  5. Направлять ВКР на доработку, вносить коррективы в структуру и содержание исследования, если считает это нужным, направленным на совершенствование проекта.
  6. Устанавливать сроки сдачи материала (или его отдельных частей) на проверку.

Обязанности научного руководителя дипломного проекта

  1. Выдать задание на преддипломную практику и обозначить необходимость сбора конкретных данных, которые пригодятся для написания ВКР;
  2. Дать рекомендации относительно структуры и содержания работы, изучения методических рекомендаций;
  3. Посоветовать источники информации по выбранной теме, способы их обработки и преподнесения.
  4. Контролировать ход выполнения дипломного проекта, проверять ВКР на соответствие установленным требованиям;
  5. Изучить и дать рекомендации по совершенствованию материала;
  6. Проводить консультации в утвержденные кафедрой и деканатом время;
  7. Готовить студентов к защите ВКР: оценить их ораторские способности, доклад, презентацию, дать советы по совершенствованию;
  8. Информировать заведующего кафедрой и деканат об успехах выпускников в части написания ВКР.
  9. Готовит рецензию на ВКР, отмечая в ней все положительные и отрицательные стороны.

Следует отметить, что научный руководитель не обязан присутствовать на защите выпускника. Если он будет присутствовать на этом мероприятии, в случае спорной оценки он сможет внести свою «лепту», отметив старания и труд автора ВКР, отдельные моменты проекта и пр.

Фактически научный руководитель отвечает за своевременность и качество дипломного проекта, так как контролирует ход его выполнения студентом и дает советы по корректировке исследования с целью получения достойной оценки.

В курсовой работе студент на основе изученной литературы должен изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический разбор, определить свою точку зрения по спорному вопросу, а потом аргументировать ее. Это придает работе полемический, творческий характер. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов также является одним из основных критериев оценки качества курсовой работы.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоятельной и добросовестной работы над избранной темой, занимаются механическим списыванием текстов, увлекаются заимствованиями из Интернета. Разновидностью такого рода недостатка является злоупотребление цитатами, которые соединяются отдельными фразами и образуют часто большую часть текста письменной работы.

Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый раздел плана раскрывает по продуманной им схеме, грамотно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает отвлеченных положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал в качестве иллюстрации важнейших положений темы.

Текст курсовой работы не должен быть перегружен прямыми цитатами из источников и литературы. Цитата воспроизводит только тот минимум, который необходим для доказательства конкретного положения. Прямая цитата должна быть заключена в кавычки. Ее содержание может быть передано и собственными словами автора курсовой работы. Кавычки в этом случае не нужны. Однако в любом случае в сноске следует указать, откуда взята та или иная мысль.

Автор курсовой работы должен:

· проявить личную заинтересованность и ответственность в выборе и разработке темы исследовательской работы

· обосновать актуальность и новизну темы, ее теоретическую и практическую значимость;

· описать методологическую базу исследования;

· определить цели и задачи исследования;

· сформулировать выводы исследования;

· оформить работу в соответствии с существующими правилами.

Минимальный объем курсовой работы для студентов второго курса составляет 25 страниц, для студентов третьего курса- 40 страниц.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Этапами работы над курсовой работой являются:

- выбор темы, утверждение темы курсовой работы и научного руководителя;

- анализ темы по актуальности, новизне, практической значимости, степени изученности;

- определение предмета исследования, эмпирической базы;

- утверждение у научного руководителя подходов к изучению темы;

- составление индивидуального рабочего плана;

- изучение литературы и отбор фактического материала;

- работа над рукописью курсового исследования;

- оформление курсовой работы;

- защита курсовой работы.

ВЫБОР ТЕМЫ

Студент факультета журналистики может выполнять курсовую работу на любой из существующих кафедр факультета (кафедра журналистики, кафедра телевизионных, радио- и интернет-технологий, кафедра литературной критики, кафедра медиаречи, центр экономики и социологии медиарынка).

Выбирая тему курсовой работы, студент должен учитывать как направления научных исследований, реализуемых на кафедре, так и собственные научные интересы, чтобы результаты курсовой работы были полезны для его будущей исследовательской деятельности. Желательно, чтобы курсовые работы на втором и третьем курсе были посвящены одной теме, такая преемственность позволит использовать полученные результаты при написании дипломной работы на четвертом курсе.

Тема должна обладать актуальностью, практической, теоретической значимостью, представлять исследовательский, научный интерес, затрагивать современные проблемы журналистики.

Основные направления курсовых работ:

· Общая теория журналистики, теория печати, телевидения, радио, интернет журналистики, регулирование журналистской деятельности, профессиональная этика, СМИ как часть публичной сферы, типология издания и каналов, основные классы изданий и каналов – массовые, качественные, деловые, корпоративные;

· Теория и практика создания и функционирования текстов СМИ, язык СМИ и его развитие, специфика языка различных СМИ, языковые средства у отдельных авторов, в конкретных жанрах;

· Историческое развитие отечественной и зарубежной журналистики;

· Анализ освещения общественно значимых проблем, тенденции развития всех типов СМИ.

Формулировка темы должна быть лаконичной, конкретной, обязательно носить проблемный характер, отражать хронологические рамки исследования.

Выбор темы студент согласовывает с научным руководителем, пишет заявление на курсовую работу на имя заведующего соответствующей кафедрой (Приложение 1) не позднее 1 октября текущего года. Если студент без уважительных причин не написал заявление на курсовую работу, то на заседании Совета факультета его распределяют на определенную кафедру. Заведующий кафедрой назначает ему руководителя и определяет точную тему исследования. Закрепление темы, назначение научного руководителя утверждается на заседании кафедры до 14 октября каждого учебного года.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Научный руководитель назначается из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и утверждается на заседании кафедры. Научный руководитель имеет право вести не более восьми курсовых работ на протяжении учебного года.

Задача научного руководителя – оказать научную и методическую поддержку, помочь студенту выстроить исследование таким образом, чтобы оно соответствовало общенаучным принципам. Научный руководитель выполняет консультирующие и контролирующие функции.Взаимодействие с руководителем – ответственность и инициатива самого студента! Консультации у научного руководителя должны носить постоянный, а не единичный характер.

К обязанностям научного руководителя относятся:

· знакомство студента с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам;

· корректировка формулировки темы в соответствии с интересами студента и с учетом направлений научно-исследовательской работы коллектива кафедры;

· помощь в составлении плана работы;

· проведение консультаций и собеседований со студентом в ходе подготовки и написания работы;

· проверка выполненной работы.

На начальном этапе выполнения курсовой работы научный руководитель консультирует студента, как составить план работы, дает рекомендации в выборе литературы, источников, в определении хронологического периода исследования. Подбор литературы по теме курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно. Научный руководитель лишь помогает ему определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно отыскать. При подборе литературы рекомендуется использовать фонды научных библиотек, электронных каталогов и сети Интернет.

В ходе дальнейшей работы научный руководитель дает советы по методике обобщения и систематизации полученной информации, предлагает оптимальные способы ее использования в курсовой работе, а также указывает на недостатки аргументации, композиции и стиля, предлагая пути для их устранения.

В процессе работы студент периодически консультируется с научным руководителем. При необходимости он может получить консультацию от преподавателей других кафедр или сторонних специалистов. Черновики отдельных частей работы в соответствии с временным графиком направляются научному руководителю, который в течение 7-10 рабочих дней возвращает их студенту с замечаниями.

Научный руководитель принимает решение о допуске курсовой работы к защите. В случае отрицательного отзыва научного руководителя решение о допуске к защите по заявлению студента может принять заведующий кафедрой.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа включает:

· Титульный лист (Приложение 2)

· Содержание (Приложение 3)

· Основная часть (состоит, как правило, из двух глав)

· Список источников и литературы (Приложение 4)

· Приложения (при необходимости)

Титульный лист и содержание оформляются строго согласно принятому образцу и не нумеруются.

Во введении обосновывается актуальность (указание причин или факторов, благодаря которым возникает необходимость в данной работе), объект (сфера журналистской практики, область истории, теории журналистики), предмет (что конкретно изучается), цель (что автор намерен достичь в своей работе.), задачи (средства для достижения цели), теоретическая база (основные исходные положения, опираясь на которые, автор строит собственные рассуждения, указание на научные исследования или школы, взгляды которых близки автору), методы исследования (инструментарий исследования), научная новизна и практическая значимость (что нового вносит работа в теорию и практический анализ изучаемой проблемы); дается оценка степени разработанности выбранной темы, характеризуются источники; указывается апробация работы (т.е. публикации, выступления на конференциях, круглых столах и т.п.). После завершения работы целесообразно вернуться к введению и откорректировать его. Введение завершается указанием структуры курсовой работы. Объем введения составляет 3-4 страницы.

Основная часть работы обычно делится на главы (как правило, курсовая работа содержит две главы), где последовательно и логично раскрывается содержание исследования. Построение глав, их очередность зависит от логики изложения. В рамках одной главы целесообразно решать одну-две конкретные задачи, определенные во введении. После каждой главы должны быть сформулированы выводы, свидетельствующие о том, что автор справился с решением поставленных задач. Структура и состав основной части может меняться в зависимости от специфики и направления выполняемой работы. Объем глав должен быть пропорциональным.

Взаключении обобщаются основные итоги изучения темы, в соответствии с поставленными задачами формулируются теоретические и практические выводы, предлагаются рекомендации по исследуемым вопросам. Примерный объем заключения - 3-4 страницы.

Список источников и литературы приводится в конце курсовой работы. В него включаются только те издания, с которыми автор действительно знакомился в процессе подготовки работы. Если то или иное издание было использовано, но в тексте курсовой работы не содержится взятых из него цитат, его все равно следует указать в библиографическом списке. Список должен включать не менее 30 наименований и оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2008.

Курсовая работа может содержать приложения, где содержатся данные проведенных студентом опросов, подсчетов, интервью, а также помещаются схемы, графики, таблицы и диаграммы. Приложение не включается в общую нумерацию курсовой работы. Каждое приложение имеет название, собственный номер и нумерацию.

Как общаться с научруком?

Каждый студент когда-то должен написать курсовую работу, и если самому процессу работы над курсовой посвящено бесчисленное множество как официальных, так и самодельных пособий, гайдов и методик. Однако взаимодействие с научным руководителем, направляющим студента в его исследовании, описывается гораздо реже. Наша статья призвана решить эту проблему и рассказать о ключевых моментах, связанных с научниками.

Что делает научник?

Зачем вообще нужен научный руководитель и в чем состоят его основные обязанности? Согласно вышкинским правилам научный руководитель обязан:

  • Консультировать студента;
  • Помогать с выбором методики исследования;
  • Давать рекомендации по ходу и содержанию курсовой работы;
  • Оценить, насколько качественно выполнена курсовая работа и составить на неё отзыв;
  • Если студент просрочил дедлайн, уведомить учебный офис об этом.

Существенной функцией научного руководителя является также помощь в подборе литературы для курсовой.


Когда стоит задуматься о выборе научного руководителя и темы?

Это зависит, прежде всего, от двух факторов:

Во-первых , важно представлять себе количество студентов на своем факультете: на отдельных направлениях количество студентов значительно больше, чем количество научных руководителей, и о выборе темы и, соответственно, научника приходится задумываться ещё в середине лета. Если же на вашей ОП не так, следует решить, есть ли у вас конкретные предпочтения по научному руководителю, не сводящиеся к его научным интересам.

Во-вторых , выясните, является ли ваш предполагаемый руководитель популярным у студентов, и уже в зависимости от этого ставьте себе дедлайн по связи с ним. Популярных научников обычно «расхватывают» уже к концу сентября. Не пользующиеся столь высоким спросом научники вполне могут дать согласие даже за неделю до установленного на вашей образовательной программе дедлайна. В любом случае, не стоит тянуть с этим вопросом дольше второй половины октября, потому что потом всевозможные непредвиденные обстоятельства и спешка могут помешать взять желаемую тему и научного руководителя, что негативно скажется на работе над курсовой.


Как выбрать научника?

Как вы помните, одним из критериев выбора научного руководителя может быть комфорт в отношении уже знакомого преподавателя. Если подобной кандидатуры на примете не имеется, необходимо отталкиваться от научных интересов преподавателей, которые должны быть близки к теме вашей курсовой. Научные интересы каждого исследователя Вышки содержатся на их страничках на официальном сайте университета hse.ru. Также там имеется список публикаций сотрудника, по которому можно ещё точнее составить впечатление о его профильных темах. Наконец, важным источником знаний о потенциальном научном руководителе является «сарафанное радио» — с этим могут помочь кураторы и другие старшекурсники, которых всегда можно попросить дать фидбек о работе с преподавателем.


Как написать и в дальнейшем контактировать с научником?

Естественно, если преподаватель, в котором вы заинтересованы, ведёт у вас занятия, то логично подойти к нему лично. В остальных случаях проще начать разговор с письма на контактную почту, указанную на сайте, либо, если вам достоверно известно, что преподаватель спокойно воспринимает подобное, — в одной из указанных на сайте соцсетей. Идеальное письмо с предложением о научном руководстве должно:

  • Быть вежливым;
  • Содержать примерную формулировку темы;
  • Краткий набросок того, что именно вы планируете изучать в рамках этой работы;
  • Краткое объяснение, почему вы обратились именно к этому преподавателю;
  • Вопрос о том, интересно ли вашему потенциальному руководителю работать с вами по данной теме. На данном этапе ещё нет смысла предлагать место и время первой встречи, потому что руководитель может отказать вам.

Если вы получили отказ, переходим к следующему варианту. Лучше сразу иметь 2-3 подобных варианта. Возможна и ситуация, когда преподаватель сообщает вам о том, что поместил вас в «лист ожидания» и примет решение несколько позже. Такое обычно бывает из-за загруженности. В таком случае стоит почаще — но в разумных пределах — напоминать о себе, а также параллельно искать другие варианты и рассылать письма другим преподавателям, чтобы не оказаться без выбора в последний момент.


Наконец, если научрук согласен с вами работать, нужно договориться о встрече в удобное всем время. Ко времени встречи проработайте детальнее свои наброски и постарайтесь сформулировать проблему, исследовательский вопрос, цели и задачи исследования, чтобы первое обсуждение с научным руководителем прошло продуктивнее. В дальнейшем способы контактирования в целом не меняются: незначительные консультации осуществляются по почте или в социальных сетях, а важные моменты обсуждаются лично.

Какими могут быть дедлайны?

На ряде образовательных программ есть строгие дедлайны этапов подготовки курсовой: например, сдачи введения и обзора литературы. Однако в большинстве случаев дедлайны, необязательны и устанавливаются для студента самим научным руководителем. Он может как регулярно подгонять студента, устанавливая ему жёсткие дедлайны, так и находиться в пассивном режиме до весны, почти не интересуясь ходом работы. Хотя « подгоняющий » научрук может быть полезнее для человека, пишущего курсовую впервые, таких среди преподавателей мало, и ориентироваться на этот критерий не стоит.


Конечно, существует множество видов курсовых работ, и в рамках некоторых взаимодействие с научным руководителем может выглядеть по-другому. Тем не менее, представленный в нашем материале усреднённый взгляд на общение с научником будет полезен любому студенту.

Как выбрать научного руководителя?

Оценка, полученная за курсовую работу, зависит не только от автора – студента или студлансера. Выбор научного руководителя напрямую влияет на качество курсовой и итоговую оценку в зачётке. Иногда попадаются такие экземпляры преподавателей, что хоть в лепёшку расшибись, выполняя все 25 условий написания курсовой работы на «отлично», а всё равно четвёрочку он выпишет с кислой рожей – аки великое благодеяние. А в это время другой преподаватель пролистает курсовую-отписку – и ни одного замечания не сделает. Правда, на защите можно и тройбан получить, потому что этому милому человеку на тебя откровенно пофиг…

Где же золотая середина? Как выбрать нормального научного руководителя?

Прежде всего нужно понимать, что зависит от вашего научрука:

  1. Помощь в написании курсовой. Полезные советы, рекомендации, консультации действительно помогают написать качественную курсовую работу. У адекватного преподавателя доработки – это не придирки, а коррекция курса.
  1. Влияние на итог защиты. Во многих вузах, особенно на старших курсах, на защите присутствуют и другие преподаватели. Чем авторитетнее ваш научный руководитель – тем выше шансов, что вас не завалят.
  1. Выход на диплом. Уже с третьего курса, а лучше – раньше, нужно задуматься о дипломе. И определиться с научруком, который доведёт вас до дипломной защиты.
  1. Научная карьера студента. У серьёзных преподавателей студенты участвуют в конференциях, пишут статьи для научных журналов. А значит, могут получить именную стипендию или проторить себе тропинку в аспирантуру.

Какие бывают научные руководители

Преподаватели бывают разными: умными и глупыми, добрыми и злобными, требовательными и пофигистичными. Мы выделили несколько основных типов.

Редиска (редиска в квадрате, редиска в кубе, редиска в гугольной степени)

Основная характеристика этого товарища – избыток merde в организме. Он обижен на жизнь, чувствует себя недооценённым и отыгрывается на студентах. Чаще всего интеллектом не блещет, а потому «шибко умные» отличники вызывают у него острую неприязнь. А вот двоечника-подлизу может взять под своё покровительство.

Препод-няшка

Демократичный и милый. Чаще всего – аспирант. Писать курсовую ему – одно удовольствие… Вот только на защите может выясниться, что вы вдвоём написали какую-то фигню. Авторитета «няшка» на кафедре обычно не имеет, поэтому отвоевать для вас высокую оценку, скорее всего, не сможет. Идти с ним на диплом – самоубийство.

Заслуженный маразматик

Бронтозавр с заслугами, которого уважает весь факультет. Уважает, но в расчёт не принимает. Этакий музейный экспонат, которому спихивают самых бесперспективных студентов. Над которыми он и измывается в меру своего маразма.

Бюрократ-придира

Этому важно, чтобы всё было оформлено по правилам. За неправильно оформленный список литературы сожрёт с потрохами. Загнобит за лишнюю точку на титульном листе. А на содержание ему обычно наплевать.

Рабовладелец

На студента смотрит, как на рабочую силу. Не особо скрывает, что использует наработки из курсовых и дипломов для своих статей и монографий. Очень любит студентов, готовых переводить материалы с иностранных языков. В благодарность своему «негру» вполне может отвоевать на защите высокий балл.

Коммунистолиберал

Идейный человек! Возможно, упёртый комми, возможно, записной белоленточник. Не исключено, что верующий фанатик или воинствующий атеист. Попробуйте ляпнуть что-то, расходящееся с его мнением – и будете сдавать свою курсовую до посинения. Если предмет гуманитарный, да ещё какая-нибудь история или философия, выводы должны соответствовать убеждениям научрука, иначе геморрой покажется вам лёгким насморком. Самое интересное начинается на защите, когда идейный противник вашего научного руководителя начинает громить вашу позицию, отражённую в курсовике или дипломе… Лучший выбор для тех, кому нравится поджариваться между двух огней.

Интеллектуал-авторитет

Крутой препод, у которого стремятся писать отличники, нацеленные на аспирантуру. Очень требовательный, но требовательный по делу. Авторитет на кафедре и факультете позволяет ему продвигать своих студентов и в спорных ситуациях защищать от наездов на защите.

Интеллектуал-мечтатель

Умный, начитанный, но не от мира сего. Может лет до сорока сидеть в старших преподавателях, так и не защитив кандидатскую. У него хорошо писать тому, кто увлекается предметом. И не сильно расстроится, если на защите получит трояк, не попадёт на конференцию и в аспирантуру. Это же суета сует!

Обыкновенная серость

Сложно сказать, как такие субъекты попадают в научный мир, но ведь попадают же. Многие из них – хорошие администраторы, прекрасные пополизы. Часть – представители профессорских династий, идущие проторенным путём. Некоторые – просто усидчивые трудяги, звёзд с неба не хватающие, но упорством и занудством протискивающиеся в аспирантуру, а затем – и в докторантуру. Кругозор ограничен, но и требования невысоки. Неплохой вариант для троечника или хорошиста.

Пофигист

Самый выгодный вариант, если курсовая сдаётся без защиты. Самый опасный, если защита всё-таки предстоит. Пофигист пролистает курсач, даже не вглядываясь в буквы. Ему можно сдать инструкцию от пылесоса. Ему реально пофиг, с какими навыками вы подойдёте к пятому курсу, когда надо будет сдавать диплом, а не рулон туалетной бумаги.

Какой препод лучше?

Если вы нацелены на высокую оценку, идеальный научный руководитель должен:

Но такие преподы достаются не каждому. В двоечниках и халявщиках они не заинтересованы. За такого научного руководителя придётся побороться.

Хитропопые студенты, готовые к труду и обороне, неплохо уживаются с рабовладельцами. Особо хитропопые или идейные – с коммунистолибералами. Увлеченные – с интеллектуалами-мечтателями.

Тем, кто на высокую оценку не претендует, а желает по максимуму сэкономить силы, лучше идти к серостям, бюрократам, няшкам и пофигистам.

Самые же отстойные варианты достаются тем, кто вспоминает о курсовой к концу второго семестра. Пришедших к шапочному разбору распихивают между редисками, маразматиками и прочими экземплярами недосапиенсной вузовской фауны.

Как выбрать научного руководителя для диссертации? Что такое диссертация и как ее написать?

Научным руководителем кафедры назначают опытного педагога с ученой степенью. Правильный выбор куратора – залог успешного написания магистерской или кандидатской диссертации. Основная задача этого специалиста – подсказать, но не полностью «разжевать» алгоритм написания научной работы. Грамотное составление диссертации, проведение необходимых исследований входит в обязанности соискателя.

Как назначается научный руководитель

Утверждение консультанта и темы работы осуществляется Советом выбранного учебного заведения.

Список документов, предоставляемых магистрантом или аспирантом.

  • Заявление соискателя, составленное по установленному образцу
  • Протокол обсуждения вопросов членами кафедры
  • Выписка из решения, принятого советом
  • Письменное согласие научного руководителя, список его опубликованных монографий и других работ (необходим опыт руководства над написанием диссертации)

После рассмотрения документации, пакет направляется проректору. Срок вынесения решения о назначении научного руководителя и утверждение выбранной тематики – три месяца после зачисления в аспирантуру или магистратуру.

Примечание. Проделанная работа с диссертантом документируется и в указанные сроки предоставляется Ученому Совету и проректорам.

Основные обязанности

В процессе написания подопечным диссертации, научный руководитель обязан:

  1. курировать процесс составления диссертации (разработка рабочего плана, содержания и т.д.);
  2. своевременно консультировать аспиранта или магистранта по проведенным экспериментам и исследованиям;
  3. контролировать написание монографий, статей для журналов ВАК, основной части диссертации;
  4. содействовать в составлении и выполнении плана диссертанта;
  5. помогать в подготовке к выпускным экзаменам из аспирантуры или магистратуры;
  6. участвовать в аттестации диссертанта;
  7. составить заключение о проделанной работе подопечного;
  8. контролировать прохождения педагогической практики;
  9. подготовить решение о подготовке написанной работы к рассмотрению диссертационным советом;
  10. составить объективный отзыв о диссертации.

Критерии выбора научного руководителя

Как выбрать научного руководителя

Соблюдение нескольких простых рекомендаций помогут диссертанту выбрать «необходимого» руководителя.

  1. Область интересов должна совпадать или пересекаться с будущим куратором. Это поможет быстрее найти общий язык с ученым.
  2. Авторитетность – ключевой фактор при выборе руководителя. Если он пользуется заслуженным доверием среди коллег разных вузов и представителей научных сообществ – хороший признак.
  3. Наличие опыта в проведении ряда экспериментов и исследований.
  4. Стиль руководства и манера общения будущего куратора можно узнать в личной беседе или у выпускников этого преподавателя. Чем они проще, тем меньше вероятность конфликтов.
  5. Наличие успешно-защищенных диссертаций под руководством возможного куратора. Узнать эту информацию можно тремя способами – ученый совет, отдел кадров, кафедра учебного заведения.

Идеальный научный руководитель: какой он?

критерии идеального научного руководителя

Диссертант обязан ежемесячно отчитываться своему научному руководителю о проделанной работе и обсуждать полученные достижения в экспериментальной части исследований.

Основные характеристики хорошего куратора – это:

  • партнерские отношения с диссертантом, равноправие;
  • консультация аспиранта или магистранта по выбранной теме исследований;
  • отсутствие намеков на соавторство, только рекомендации и консультации по работе;
  • содействие в публикации монографий, научных статей – поиск необходимых периодических изданий и помощь в составлении нужного текста;
  • поддержка подопечного на всех этапах написания диссертации и подготовка диссертанта к защите работы.

Хороший научный руководитель обязан своевременно изменять задачи на нескольких этапах ее написания. Сначала куратор и подопечный составляют план работы над диссертацией, уточняют актуальность выбранной тематики по разным источникам и прорабатывают список рекомендованной литературы.

Ошибки и недостатки диссертации должны выявляться постепенно. В процессе написания, руководитель анализирует и обобщает полученные результаты исследований, согласовывает с диссертантом композицию и стиль оформления работы.

Научный руководитель и консультант: основные отличия

Если руководитель не справляется со своими прямыми обязанностями, диссертант может обратиться за помощью к научному консультанту. Такой подход актуален при работе с кандидатской диссертацией.

В обязанности консультанта входят дополнительные разъяснения по предмету исследований, ответы на вопросы, связанные с практической частью диссертации. Этот специалист помогает соискателю ученой степени осветить проблемные моменты, не входящие в компетенцию руководителя проекта.

К услугам консультанта можно обратиться в случае халатного отношения куратора к закрепленному диссертанту. Данное разграничение должностей нигде документально не фиксируется.

Если у вас остались дополнительные вопросы, связанные с выбором научного консультанта или темы для диссертации, обращайтесь к нашим специалистам по контактным данным, указанным на сайте. Будем рады помочь в написании вашей работы.

Читайте также: