Является ли гражданский персонал воинской части госслужащими

Опубликовано: 17.09.2024

Гакало Н.М. - полковник юстиции, соискатель кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета.

Весомый вклад в решение сложных и ответственных задач по защите и обороне государства, стран содружества вносит гражданский персонал Вооруженных Сил РФ.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" к личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации относятся не только военнослужащие, но и лица гражданского персонала. В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации насчитывается 800 тыс. работников, которые трудятся в центральных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, учреждениях и других военных организациях (далее по тексту - воинская часть), а также в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Для данной категории работников устанавливаются особые условия оплаты труда, дополнительные льготы и преимущества.

Под гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации понимается личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации, комплектуемый как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них задач <*>.

<*> См. Голенко Е.Н. Комплектование гражданским персоналом // Военное право. Учебник. М., 2004.

Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации внутри этой государственной военной организации обладает особым правовым статусом, который принципиально разнится с правовым статусом основной части ее личного состава - военнослужащих. Эти различия их правового статуса присущи всему гражданскому персоналу, который состоит из лиц, занятых работой по трудовому договору, и из федеральных государственных служащих, чья профессиональная служебная деятельность по трудовому договору относится к федеральной государственной гражданской службе. Названная служба гражданского персонала наряду с военной и правоохранительной службами является видом федеральной государственной службы в Российской Федерации и имеет общие с ними условия.

К федеральным государственным служащим из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации относятся граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной гражданской службы, получающие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета и выполняющие обязанности по обеспечению исполнения полномочий Министерства обороны Российской Федерации или по замещению государственных должностей Российской Федерации. В Вооруженных Силах Российской Федерации к ним относятся должности центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации <*> (управления родов войск и служб Вооруженных Сил Российской Федерации; управления округов, флотов и приравненных к ним органов военного управления; управления армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления).

<*> Под центральными органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации понимаются органы военного управления, установленные Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 г. N 725с. Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы (с изм. и доп. от 29 января, 6 марта, 28 апреля, 19 июля 1998 г., 2 марта 1999 г., 3 апреля, 25 июля, 10 ноября 2000 г., 12 апреля 2001 г.).

См. также Приказ Министра обороны РФ от 26 июля 1998 г. N 360 "Об оплате труда гражданского персонала центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изм. и доп. от 18 апреля 1999 г.).

Конкретные наименования должностей федеральных государственных служащих предусмотрены Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации и Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденными Указами Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. соответственно N 32 и N 33. Государственные должности подразделяются на три категории (должности категорий "А", "Б" и "В"), а государственные должности категорий "Б" и "В" федеральной государственной службы классифицируются на пять следующих групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы.

Профессиональная служебная деятельность федеральных государственных служащих урегулирована не только законодательством о труде, но и Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Им установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой (внутривидовые особенности государственной службы), так и с трудом других работников из числа гражданского персонала.

Подавляющее большинство гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не относится к федеральным государственным служащим и занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с воинской частью в соответствии с трудовым законодательством. Их труд оплачивается на основании Единой тарифной сетки. Эта часть гражданского персонала не однородна по своему составу и включает руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих. Отдельными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрены особенности труда гражданского персонала воинских частей по сравнению с работниками других организаций.

Помимо Конституции Российской Федерации правовой статус гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации определен вышеназванными федеральными законами, ТК РФ, другими федеральными законами. Как предусмотрено ст. 349 ТК РФ, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется законодательство о труде, причем с особенностями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Однако до настоящего времени какой-либо специальный закон об особенностях регулирования труда гражданского персонала не принят. В связи с этим условия его труда регулируются не только общими нормами ТК РФ, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, межведомственных постановлений федеральных органов исполнительной власти, но и специальными подзаконными нормативными актами. Последние устанавливают особенности применения норм трудового права к служебной и иной трудовой деятельности гражданского персонала, исходя из их специфики. Перечень таких нормативных правовых актов, издаваемых на различных уровнях нормотворческой деятельности, достаточно широк, но большую их часть составляют нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития Российской Федерации и ведомственные нормативные акты Министерства обороны Российской Федерации.

В отличие от военнослужащих гражданский персонал в воинских частях выполняет, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Он занят работами по медицинскому и бытовому обслуживанию войск, их материально-техническому обеспечению, принимает участие в ремонтно-строительных, культурно-досуговой работах и других видах обслуживающих работ. Для более полной характеристики выполняемых им функций следует учитывать, что гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации прежде всего состоит из некомбатантов, которые в соответствии с международно-правовыми нормами определяются как лица хотя и принадлежащие к вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. В то же время при захвате неприятелем они, как и комбатанты, признаются военнопленными.

Исключениями из общего правила поручения работникам вспомогательных функций могут быть случаи временного замещения ими вакантных воинских должностей или привлечения их в некоторых воинских частях (по перечням должностей, утверждаемым в особом порядке) в состав боевых расчетов и команд для несения боевого дежурства. Перечень отдельных вакантных воинских должностей, которые на условиях срочного трудового договора могут замещаться гражданским персоналом до момента укомплектования их военнослужащими, утверждается Министром обороны Российской Федерации. Такое замещение допускается по приказу командира воинской части только в тех случаях, когда не будет причинен ущерб боевой и мобилизационной подготовке войск, и при отсутствии в подчинении у гражданских специалистов военнослужащих. Причем одновременное совмещение гражданским персоналом служебных обязанностей по воинской должности и иных трудовых обязанностей запрещается. В настоящее время в Вооруженных Силах РФ действует по этому поводу Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 г. N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в ВС РФ, которые разрешается замещать гражданским персоналом".

С 18 ноября 2003 г., после внесения изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" в состав гражданского персонала ВС РФ могут входить и иностранные граждане.

Учитывая численность гражданского персонала ВС РФ, других войск и воинских формирований, требование ст. 349 ТК РФ, а также многочисленные особенности их труда, установленные различными нормативными правовыми актами, назрела необходимость проанализировать их правовой статус, обобщить действующее законодательство по этому вопросу.

Автор предлагает принять федеральный закон (или постановление Правительства РФ), в котором нашли бы отражение особенности труда этой категории работников.

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50 (ч. IV), ст. 6953), указами Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542; 2012, N 4, ст. 471; N 14, ст. 1616; 2014, N 27, ст. 3754), от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1670; N 23, ст. 2892; N 28, ст. 3813; N 49 (ч. VII), ст. 6399; 2014, N 30 (ч. II), ст. 4286) и от 2 апреля 2013 г. N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1671; N 28, ст. 3813; N 49 (ч. VII), ст. 6399) приказываю:

1. Утвердить Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечень) (приложение N 1 к настоящему приказу).

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления организовать работу по ознакомлению с Перечнем в части, касающейся военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации и работников, замещающих на основании трудовых договоров должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации.

3. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (приложение N 2 к настоящему приказу).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации

генерал армии С. Шойгу

Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

I. Воинские должности

1. В органах военного управления (центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации, оперативно-стратегических территориальных, оперативно-стратегических, оперативных и оперативно-тактических объединениях), в воинских частях и организациях обеспечения и охраны органов военного управления:

помощник (офицер для особых поручений, адъютант) Министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, первого заместителя Министра обороны Российской Федерации, статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации - руководителя Аппарата Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующего видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующего (войсками военного округа, флотом, родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации, войсками, родом войск вида Вооруженных Сил Российской Федерации, объединением);

начальник (главного управления, департамента, главного штаба, главного центра, управления, штаба, войск, учреждения, вооружения, центра управления, центра, командного пункта, направления, инспекции, службы, отдела, отделения, связи, группы);

заместитель начальника (главного управления, департамента, главного штаба, главного центра, управления, штаба, войск, учреждения, вооружения, центра управления, центра, командного пункта, направления, инспекции, службы, отдела, связи);

заместитель руководителя департамента;

председатель комитета (военно-научного);

заместитель председателя комитета (военно-научного);

помощник председателя комитета (военно-научного);

член комитета (военно-научного);

помощник начальника (войск, главного управления, инспекции);

начальник пункта (отбора на военную службу по контракту);

главный инспектор (эксперт, штурман, инспектор-летчик, инспектор-штурман, инженер-инспектор);

старший инспектор (штурман, инженер-инспектор, инспектор-штурман, инспектор-летчик, представитель военных сообщений);

представитель военных сообщений;

офицер (по тестированию и военно-профессиональной ориентации).

2. В боевых войсках (силах), специальных войсках, учебных воинских частях и организациях:

командир (начальник) (обособленного структурного подразделения воинской части, госпиталя);

заместитель командира (начальника) (обособленного структурного подразделения воинской части, госпиталя);

старший помощник командира (начальника) воинской части;

помощник командира (начальника) воинской части;

командир (начальник) (батальона, дивизиона, эскадрильи, корабля (в том числе авиационного), боевой части корабля, отряда, отдела, штаба, направления, центра, службы, цикла, курса, инспекции, лаборатории специального контроля, сборочной бригады, связи, полигона, арсенала, базы, склада, филиала, школы, управления, гауптвахты, комендатуры, роты материально-технического обеспечения);

заместитель командира (начальника) (батальона, дивизиона, эскадрильи, корабля, боевой части корабля, отряда, отдела, штаба (за исключением штаба батальона в составе соединения, воинской части), направления, центра, узла, службы, цикла, инспекции, лаборатории специального контроля, сборочной бригады, арсенала, базы, склада, района, филиала, школы, управления, гауптвахты, комендатуры);

заместитель (военного коменданта, председателя комиссии);

помощник (военного коменданта, председателя комиссии);

главный инспектор (инженер-инспектор);

старший инспектор (инженер-инспектор, инспектор-штурман, инспектор-летчик);

3. В военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования, научных (проектных, испытательных) организациях Министерства обороны Российской Федерации:

начальник (командир) военной образовательной организации высшего образования (образовательной организации дополнительного профессионального образования, военной профессиональной образовательной организации, научной организации, филиала, института, центра, базы, полигона, структурного подразделения по подготовке младших специалистов, дивизиона, роты, управления, клиники, цикла, комплекса (учебного), отдела, службы, факультета, кафедры, курсов (курса), центральной лаборатории, группы, отделения (за исключением должностей, входящих в состав структурных подразделений равных роте), классов, узла связи, склада);

заместитель начальника (командира) военной образовательной организации высшего образования (образовательной организации дополнительного профессионального образования, военной профессиональной образовательной организации, научной организации, филиала, института, центра, базы, полигона, структурного подразделения по подготовке младших специалистов, дивизиона, управления, клиники, цикла, отдела, службы, факультета, кафедры);

старший помощник начальника отдела;

помощник начальника военной образовательной организации высшего образования (образовательной организации дополнительного профессионального образования, военной профессиональной образовательной организации, научной организации, филиала, института, центра, отдела);

главный инженер (научный сотрудник);

ведущий научный сотрудник;

профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель;

заместитель командира батальона;

4. В военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (на предприятиях, в организациях и учреждениях промышленности):

начальник (военного представительства, отдела);

заместитель начальника (военного представительства, отдела);

II. Должности федеральной государственной гражданской службы

5. В центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации:

начальник управления, заместитель начальника управления (Министерства обороны Российской Федерации, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, главного командования вида Вооруженных Сил Российской Федерации, командования рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в департаменте Министерства обороны Российской Федерации, в главном управлении Министерства обороны Российской Федерации, в главном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации);

начальник отдела, заместитель начальника отдела (в департаменте Министерства обороны Российской Федерации, в главном управлении Министерства обороны Российской Федерации, в управлении Министерства обороны Российской Федерации, в главном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, в главном командовании вида Вооруженных Сил Российской Федерации, в командовании рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в управлении главного управления Министерства обороны Российской Федерации, в управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, в управлении главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, в управлении главного командования вида Вооруженных Сил Российской Федерации, в управлении командования рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации);

руководитель представительства Министерства обороны Российской Федерации (по организации и ведению военно-мемориальной работы за рубежом).

6. В отдельных центральных органах военного управления:

а) все должности в Главном управлении контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации, Организационно-инспекторском департаменте Министерства обороны Российской Федерации, Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте вооружения Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа, Департаменте аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации, Государственной экспертизе Министерства обороны Российской Федерации, Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте бюджетного планирования Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации;

б) все должности, за исключением должности "старший специалист 1 разряда организационно-плановой группы", в Управлении государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Министерства обороны Российской Федерации;

в) 12 Главное управление Министерства обороны Российской Федерации:

главный специалист-эксперт отдела (по работе с личным составом);

главный специалист-эксперт 3 отдела 6 управления;

г) все должности, за исключением должностей отдела (по работе с ветеранами Вооруженных Сил) управления (государственно-патриотического воспитания) и отдела (информационного обеспечения) управления (культурно-досуговой работы), в Главном управлении по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации;

д) Штаб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации:

консультант отдела (обеспечения вещевым имуществом) управления (вещевого);

все должности в отделе (сопровождения государственных контрактов по ресурсному обеспечению);

е) Департамент транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - ведущий советник и советник отдела (подготовки предложений в государственный оборонный заказ и Государственную программу вооружения, подготовки государственных контрактов).

III. Должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации

7. Должности руководителей организаций:

руководитель (начальник, директор, генеральный директор, главный врач, заведующий, председатель, военный комиссар) учреждений и организаций и их филиалов;

заместитель руководителя (начальника, директора, генерального директора, главного врача, заведующего, председателя, военного комиссара) учреждений и организаций и их филиалов.

8. Должности руководителей структурных подразделений организаций:

начальник (руководитель, заведующий): управления, центра, инспекции, комплекса, службы, гостиницы, поликлиники, отдела, отделения, части, бюро (входящего в состав Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации), пункта (сборного), в том числе входящих в состав других структурных подразделений;

заместитель начальника (руководителя, заведующего): управления, центра, инспекции, комплекса, службы, гостиницы, поликлиники, отдела, отделения, части, пункта (сборного), в том числе входящих в состав других структурных подразделений;

заместитель главного бухгалтера;

начальник финансово-экономического отдела (отделения) (главный бухгалтер);

заместитель начальника финансово-экономического отдела (отделения) (заместитель главного бухгалтера);

заведующий кафедрой, профессор, доцент кафедры;

председатель комиссии - врач-методист.

9. Должности специалистов организаций:

главный экономист (инспектор, юрисконсульт);

ведущий бухгалтер (экономист, юрисконсульт);

старший инспектор-ревизор (преподаватель кафедры);

инспектор по охране труда и технике безопасности;

старший помощник: военного комиссара, начальника отдела (отделения);

помощник: военного комиссара, начальника отдела (отделения).

Перечень приказов Министра обороны Российской Федерации, признанных утратившими силу

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 3313дсп "О Перечне должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах в части, касающейся лиц, определенных законодательством Российской Федерации, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах в части, касающейся лиц, определенных законодательством Российской Федерации, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 ноября 2012 г., регистрационный N 25898).

2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 8 мая 2013 г. N 354дсп "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 3313дсп" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 июня 2013 г., регистрационный N 28872).

3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 9 ноября 2013 г. N 810дсп "О внесении изменений в Перечень должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах (в части, касающейся лиц, определенных законодательством Российской Федерации), об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах (в части, касающейся лиц, определенных законодательством Российской Федерации), об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 3313дсп" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 декабря 2013 г., регистрационный N 30712).

Работники в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации выполняют, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности Вооруженных Сил РФ, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Они заняты работами по медицинскому и бытовому обслуживанию войск, их материально-техническому обеспечению, принимают участие в ремонтно-строительных, культурно-досуговых работах и других видах обеспечения.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» к личному составу Вооруженных Сил Росийской Федерации вместе с военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими, относятся и работники воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, которые трудятся в центральных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, военных комиссариатах, военно-медицинских, научно-исследовательских, культурно-просветительских, образовательных и иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них задач.

В соответствии с положениями статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации полномочия работодателя осуществляет командир или начальник соответствующей воинской части или организации Вооруженных Сил Российской Федерации, которому предоставлено право заключения, изменения, расторжения трудовых договоров с работниками.

Лица, осуществляющие от имени Минобороны России полномочия работодателя, определены приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 3910.

Обращаем Ваше внимание, что по вопросу трудоустройства рекомендуется обращаться непосредственно к командиру или начальнику выбранной Вами воинской части или организации Вооруженных Сил Российской Федерации.

Контактную информацию об интересующих воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации Вы можете найти на разделах официального сайта Минобороны России соответствующих направлениям деятельности воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Трудовые отношения между Минобороны России, в лице уполномоченного лица и работниками, возникают на основании трудового договора.

Документы

При заключении трудового договора граждане, поступающие на работу, лично предъявляют в кадровый орган следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовую книжку (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  • справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;
  • страховой полис обязательного медицинского страхования;
  • сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов семьи (супруга (супругу) и несовершеннолетних детей), для замещения должностей, включенных в Перечень (Приказ Министра обороны Российской Федерации04 апреля 2016 № 175).

С целью предоставления дополнительных льгот и гарантий могут быть предъявлены:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о заключении брака;
  • документы о присвоении ученой степени, ученого звания;
  • документы об инвалидности, нахождении в зоне воздействия радиации и другие документы.

Оплата труда работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Росиийской Федерации осуществляется в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 и состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

1. Утвердить и ввести в действие с 1 декабря 2008 г. прилагаемый Перечень должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Перечень) (Приложение к настоящему Приказу).

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальнику Аппарата Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям департаментов, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации руководствоваться Перечнем при разработке штатов (внесении изменений в штаты), штатных перечней (штатных нормативов) и других документов, содержащих наименования должностей гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, для подчиненных органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом должности, указанные в Перечне, комплектовать лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации при отсутствии в их подчинении военнослужащих.

3. Признать утратившими силу с 1 декабря 2008 г. Приказы Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 175, 1998 г. N 488, 2003 г. N 248, пункт 1 приложения N 4 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 310.

к Приказу Министра обороны

от 13 октября 2008 г. N 520

ДОЛЖНОСТЕЙ (ПРОФЕССИЙ), ЗАМЕЩАЕМЫХ ЛИЦАМИ ГРАЖДАНСКОГО

ПЕРСОНАЛА, В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

Перечень должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах Российской Федерации разработан на основе законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих наименования должностей гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Перечень предназначен для установления в Вооруженных Силах Российской Федерации единых наименований должностей гражданского персонала, а также для обеспечения машинной обработки штатной информации по лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Перечень состоит из четырех разделов:

раздел II - Классификатор профессий рабочих;

раздел III - Классификатор должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей;

раздел IV - Таблица признаков производных должностей.

В классификаторы включены основные (базовые и приравненные к ним) наименования профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей и предусмотрена возможность образования и кодирования производных от них наименований (заместитель, помощник, дежурный, сменный и др.) с использованием таблицы признаков производных должностей.

Объекты классификации расположены в алфавитном порядке по следующим формам:

а) Классификатор профессий рабочих:

б) Классификатор должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей:

в) код должности - шестиразрядное десятичное число, которое имеет следующую структуру:

Серийно-порядковый номер объекта классификации представлен четырехзначным числом, где в диапазонах кодов даны:

от 0001 до 2999 - должности по профессиям рабочих;

от 3001 до 4999 - должности руководителей, специалистов и технических исполнителей.

Пятая и шестая цифры служат для образования наименований производных должностей (только для должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей), которые берутся из Таблицы признаков производных должностей.

Особенности профессиональной деятельности должностных лиц, не определяемые кодом специальности, при необходимости могут указываться в штатах, штатных перечнях (штатных нормативах) в скобках, например: руководитель бригады (строительной), начальник установки (кислородной). Указанные в скобках пояснения кодированию и учету при машинной обработке не подлежат.

В штатах, штатных перечнях (штатных нормативах) по каждой должности указывается только один код специальности, который наиболее соответствует данной должности.

Наличие в Перечне той или иной должности не является обязательным для включения ее в штаты, штатные перечни (штатные нормативы). Включение должностей в штаты, штатные перечни (штатные нормативы) производится в соответствии с действующими нормативами и при условии, что эти должности поименованы в настоящем Перечне.

В штатах, штатных перечнях (штатных нормативах) и других документах наименования профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей следует писать в наиболее употребляемой форме.

Наименование должности руководителя учреждения устанавливается в соответствии с профилем возглавляемого учреждения.

Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?

Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.

Какие есть запреты для госслужащих

Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:

  1. Управлять коммерческой или некоммерческой организацией на возмездной основе — быть руководителем или входить в состав органов управления. То есть нельзя быть директором ООО и получать за это зарплату.
  2. Заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц. Например, госслужащий делает маникюр за деньги или печет тортики и их продает. Если такая деятельность регулярная, то это предпринимательство. Заниматься им госслужащим запрещено.
  3. Приобретать ценные бумаги, по которым можно получать доход. Однако запрет не абсолютный. Например, госслужащий может открыть ИИС, владеть ОФЗ и облигациями компаний с госучастием. Но приобретать зарубежные финансовые инструменты можно только с серьезными ограничениями. , то есть исполнять поручения и представлять интересы кого-то в своем госоргане. Например, нельзя работать в Росздравнадзоре и представлять в нем интересы медицинской организации при оформлении лицензии.
  4. Получать любые вознаграждения, связанные с должностными обязанностями. У этого запрета явная антикоррупционная направленность.
  5. Использовать госимущество во внеслужебных целях, например ездить на служебной машине к месту отдыха или таксовать на ней.
  6. Заниматься без письменного разрешения руководителя оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется иностранными гражданами, организациями, государствами или лицами без гражданства. Нельзя даже читать лекции, выступать на разных мероприятиях и научных конференциях, писать статьи и участвовать в научных разработках, если такую деятельность оплачивают иностранные лица. Но запрет снимается, если госслужащий получил от своего руководителя письменное разрешение.

Как выйти из тени

За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально

То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.

Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.

В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:

Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.

Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.

Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.

Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.

Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.

А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.

Как работать на фрилансе

В российском законодательстве нет понятия «фриланс». Также нет определений понятий «самозанятый» и «самозанятость».

На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:

  1. По гражданско-правовым договорам.
  2. В статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход — НПД.
  3. В статусе индивидуального предпринимателя.
  4. В черную — никак не оформляются и не платят налоги с доходов.

Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.

В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.

В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.

НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.

Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.

Может ли госслужащий быть представителем компании

Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.

Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:

  1. Неизвестно, какие цели преследует компания, которая заключает договор. Возможно, госслужащий интересен фирме именно из-за своего статуса и полномочий.
  2. Легко попасть под запреты. Например, можно работать представителем косметической фирмы, быть агентом страховой компании или агентом по недвижимости. Но нельзя представлять дела таких компаний в своем госоргане.
  3. Нельзя исключить конфликт интересов. Например, может возникнуть ситуация, когда личная, в том числе денежная, заинтересованность помешает беспристрастно исполнять должностные обязанности. Тогда госслужащему придется пройти проверку, нет ли в его действиях коррупционной составляющей. А это уже плохо и для репутации, и для карьеры.

Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой

Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.

Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.

Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

Что в итоге

Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.

Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.

Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.

Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают



Уважаемое комьюнити Т-Ж, а вот если все исходные данные такие же, только работник имеет статус военнослужащего (альтернативная служба в воинской части при объекте смена 2/2). По закону допускается иметь дополнительную занятость только связанную с работой на МО РФ. Может быть есть какие-то нюансы позволяющие осуществить официальный дополнительный заработок?

Понимаю, насколько по-идиотски звучит вопрос, но все же спрошу. Как узнать, что я работаю на должности госслужащего или муниципального служащего? Вот, к примеру, такие служащие в течение 2 лет после увольнения обязаны отчитываться о дальнейшем трудоустройстве и подработках. Знаю также, что кроме таких служащих есть еще должности, на которые возложены такие же обязанности. Как понять, что моя должность входит в этот перечень?

Однако точно помню, что при приеме на работу в огромной кипе бумажек, которую мне давали на подпись, точно было что-то вроде ФЗ "О противодействии коррупции" или какого-то акта, в названии которого фигурировало что-то про коррупцию. Я должна была подписать, что ознакомлена.

Об этой отчетности бывших муниципальных служащих узнала случайно. И о том, что нельзя становиться самозанятой, тоже - и вот сейчас вновь увидела на Т—Ж. А у меня самозанятость оформлена с этого года. Шо делать? Срочно бежать сниматься с учета? Или сразу в сторону границы бежать? Какие последствия?

Конечно, сейчас корю себя за скудоумие и за то, что не подумала об этом раньше. Пыталась разобраться самостоятельно, но в целом списке постановлений, указов Президента и писем Минтруда совсем запуталась - юридически я совершенно беспомощна. Как теперь понять, отношусь ли я к тем счастливчикам, кто навсегда испортил себе трудовую и отрезал путь к дальнейшему нормальному трудоустройству?


Mira, добрый день. Я являюсь муниципальным служащим. Тем не менее, я не подписываю никаких документов, связанных с распределением бюджетных средств.
Работники наших подведомственных учреждений муниципальными служащими не являются, то есть может быть и так, что вы не муниципальный служащий.
Но! Лучше уточнить это в вашем отделе кадров(!).
То, что вы подписывали листы ознакомлений с основными законами, связанными с ограничениями и запретами, может косвенно свидетельствовать о том, что вы замещаете муниципальную должность. Резюме: быстрее идите в отдел кадров.

В свободное от основной работы время госслужащий имеет право быть занятым на другой работе. Данное положение устанавливается Ст. 14 Федерального закона от 27.05.2004 №79-Ф3.

Если конечно нет ведомственных и иных ограничений. Например если вы военнослужащий или сотрудник ОВД.

Читайте также: