Для чего нужен профессиональный стандарт педагога

Опубликовано: 17.09.2024

Профессиональный стандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к работнику, действующий на всей территории Российской Федерации.

Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» были внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, закрепившие в статье 195.1 новые понятия – «квалификация» и «профессиональный стандарт».

Во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерством труда и социальной защиты РФ были разработаны следующие ведомственные нормативные правовые акты:

—приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2013 г. № 28489);

—приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован в Минюсте России 27 мая 2013 г. № 28534);

-приказ Минтруда России от 29 апреля 2013г. №170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта», который по заключению Минюста России от 23 июля 2013 г . № 01/66036-ЮЛ не нуждается в государственной регистрации.

Письмо Минобрнауки России от 02.11.2015 № АК-3192/06 «О пилотном введении профессиональных стандартов».

Минтрудом России были утверждены профессиональные стандарты в сфере образования: Федеральным институтом развития образования организовано профессиональное обсуждение профессионального стандарта руководителя образовательной организации

  • «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 613н);

    Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н).

Профессиональные стандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями при разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Информационное сопровождение введения профстандартов

С 1 января 2017 года на территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Структура профстандарта для педагогов

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

Профстандарты будут применяться в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  3. Инструмента роста качества российского образования.
  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

  1. Общепользовательская.
  2. Общепедагогическая.
  3. Предметно-педагогическая.

Новые компетенции педагога:

  • Работа с одаренными учащимися.
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Цель применения

  • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
  • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
  • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
  • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций.
  4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Содержание профстандарта педагога отражает:

  • обучение;
  • воспитательную работу;
  • развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
  • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:

  1. Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании принятых профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические семинары, пед.советы)
  2. Размещение информации о профессиональных стандартах на сайте МБОУ СОШ №16.

Размещение информации о профессиональных стандартах на информационных стендах

1 ШАГ
Подготовка к внедрению профессиональных стандартов

  1. Проведение информационного совещания администрации МБОУ СОШ №16 по применению профстандартов
  2. Формирование рабочей группы по внедрению профстандартов
  3. Утверждение состава рабочей группы
  4. Разработка плана внедрения профстандартов с установленными сроками отчетов

Внедрение профессиональных стандартов невозможно, если за этот процесс будет отвечать только один человек или кадровые службы, так как в профессиональных стандартах много вопросов, касающихся сверки трудовых функций.

Состав рабочей группы

  • Директор
  • Заместитель директора по УВР, ВР и АХР
  • Представитель профсоюза
  • Руководители методических объединений
  • Учителя
  • Педагог-психолог
  • Специалист по кадрам (при наличии)
  • Юрисконсульт (юрист) (при наличии)
  • Бухгалтер (при условии самостоятельного ведения бухгалтерского учета)

Порядок формирования и деятельность рабочей группы

  1. Рабочая группа разрабатывает пошаговый план внедрения профессиональных стандартов
  2. В плане указаны мероприятия, которые необходимо сделать, сроки выполнения, результат и ответственные за мероприятия
  3. Знакомство рабочей группы с законодательной базой внедрения профессиональных стандартов (проведение инструктивных совещаний, семинаров)
  4. Реализация мероприятий, предусмотренных планом, переработка и дополнение локальных актов, предусмотренных профстандартом, подведение итогов, составление отчетной информации.

В компетенцию рабочей группы входят следующие виды деятельности:

  • формирование банка данных педагогической информации (нормативно- правовой, научно-др.); ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
  • ознакомление педагогических и руководящих работников с опытом инновационной деятельности образовательных организаций;
  • информирование педагогических работников образовательных организаций о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативно-правовых, локальных правовых актах;
  • своевременное информирование о сроках проведения лицензионных экспертиз, мероприятий по оценке качества образовательной деятельности, аттестации педагогических и руководящих кадров.

2 ШАГ

Сбор и анализ информации о профессиональных стандартах

  1. Составление списка принятых профессиональных стандартов соответствующих видам деятельности в образовательной организации (Источник – Реестр профессиональных стандартов. Смотрим отраслевые и сквозные стандарты)
  2. Отслеживание корректировок профессиональных стандартов

3 ШАГ
Сверка целей профессионального стандарта и должностей, проверка трудовых функций

  1. Сверка наименования должностей работников с возможными наименованиями должностей из профстандартов и квалификационных справочников
  2. Проверка должностных инструкций, трудовых договоров на соответствие профстандартам.

4 ШАГ
Проверка работников на соответствие требованиям профессионального стандарта

Проверка данных по конкретными работникам:

  • насколько базовые требования(образование и опыт работы) соответствуют требованиям профессионального стандарта
  • насколько знания и умения работника соответствуют требованиям профессионального стандарта (результаты аттестации педагогов)

Уровни группировки профессиональных ролей (должностей) в профессионально-квалификационные группы с учетом трудовых функций и профессиональных действий профстандарта педагога:

  • Первый уровень – уровень начинающего педагога. Имеет право осуществлять педагогическую деятельность по результатам успешного прохождения квалификационного экзамена. Владеет компетенциями на начальном уровне, может осуществлять педагогическую деятельность на предписанном уровне.
  • Уровень продвинутого педагога, деятельность которого характеризуется освоением различных компетенций, которые могут быть связаны с работой с особым контингентом детей или с выполнением дополнительных функций по организации образовательного процесса и создания условий обучения.
  • Третий уровень – уровень педагога-методиста, владеющего методами и технологиями обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать их другим педагогам.
  • Четвертый уровень – педагог-исследователь, обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью разработки новых образовательных технологий, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образовании.

В рамках стандарта устанавливаются определенные требования к выполнению педагогом его работы.

  • Иметь в/о. Преподавателям, имеющим среднее специальное образование и осуществляющим свою деятельность в ДОУ и начальной школе, необходимо создать условия для обучения в вузе без отрыва от работы. Демонстрировать знания по предмету и программе.
  • Уметь планировать и проводить уроки, анализировать их.
  • Владеть методами и формами обучения, выходящими за пределы классной деятельности (полевая практика, лабораторные опыты и пр.).
  • Применять специальные подходы для включения в процесс всех детей. Давать объективную оценку знаниям школьников, применяя разные методы и формы контроля. Владеть компетенциями ИКТ.

Воспитательный процесс

В рамках этой работы преподаватель должен: Владеть методами и формами организации экспедиций, походов, экскурсий. Использовать приемы музейной педагогики для расширения кругозора детей. Владеть формами и методами воспитательной работы, применяя их и на уроках, и во внеклассной деятельности. Эффективно координировать поведение детей для обеспечения безопасности. Оказывать всестороннее содействие в организации школьных органов самоуправления. Устанавливать четкий порядок поведения в классе, согласно школьному уставу и правилам. Осуществлять эффективное управление классами для вовлечения детей в образовательный и воспитательный процесс, мотивируя их познавательную деятельность. Ставить задачи и цели, способствующие развитию школьников вне зависимости от их происхождения, характера, способностей, искать педагогические пути для их реализации и достижения. Уметь устанавливать контакт с детьми, признавая их достоинство, принимая и понимая их.

Моделировать и создавать события и ситуации, в которых развивается эмоционально-ценностная сфера ребенка. Выявлять и реализовывать воспитательные возможности разных видов деятельности детей (художественной, игровой, спортивной, учебной, трудовой и пр.). Создавать в классе и других группах (секции, кружке) общности родителей, преподавателей, школьников.

Поддерживать конструктивные усилия взрослых в воспитательной работе, привлекать семью к процессу развития ребенка. Сотрудничать с другими преподавателями и специалистами при решении задач духовного и нравственного развития детей. Анализировать реальную обстановку в классе, поддерживать дружелюбную атмосферу. Защищать достоинство и честь школьников, помогать детям, которые оказались в сложной ситуации. Поддерживать традиции школы, внося в них положительный вклад.

Педагог должен обладать: Готовностью принимать разных детей, независимо от их учебных возможностей, физического и психического состояния, особенностей поведения. У преподавателя должна быть установка на оказание помощи всем. Способностью выявлять в процессе наблюдения проблемы детей, касающиеся особенностей их развития. Готовностью взаимодействовать с другими специалистами. Способностью оказывать адресную помощь, используя педагогические приемы. Умением понимать документы специалистов (логопедов, психологов и пр.). Способностью составлять индивидуальные программы развития. Специальными методиками, способствующими проведению коррекционной работы. Умением отслеживать динамику. Способностью защитить детей, которых не принимает коллектив. Знаниями общих закономерностей проявления индивидуальных качеств и развития личности, психологических кризисов, возрастных особенностей школьников. Умениями использовать психологические подходы в своей практике (культурно-исторический, развивающий, деятельностный). Способностью создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, проводить профилактику разных форм насилия. Одним из ключевых требований выступает также наличие у педагога знаний о закономерностях семейных отношений. Они позволят наиболее эффективно строить взаимодействие с родителями.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.

Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

- Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

- Стандарт – инструмент повышения качества образования.

- Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

- Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

- Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

- Работа с одаренными учащимися.

- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

- Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

- Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Требования к профессиональному стандарту педагога

Стандарт должен:

- Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.

- Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.

- Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.

- Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

- Соответствовать международным нормам и регламентам.

- Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств.

Характеристика стандарта

- Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

- Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

- Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

- Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

- Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

- Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

- Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций.

Безусловно, профессиональный стандарт вызывает множество вопросов у учителей и руководителей образовательных организаций.

Что собой представляет профессиональный стандарт педагога?

Профессиональный стандарт - это рамочная характеристика квалификации учителя, необходимой ему для осуществления педагогической деятельности.

Структура профессионального стандарта определяется двумя составляющими (или обобщенными трудовыми функциями):

1) базовая составляющая (педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса), включающая в себя три трудовых функции педагога - «три кита», которые определяют основные виды деятельности учителя - обучение, воспитание и развитие;

2) дополнительная (уровневая) составляющая (педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ), учитывающая специфику работы педагога на разных уровнях общего образования (дошкольного, начального, основного и среднего общего образования) [5].

Кроме того, профессиональный стандарт предполагает два дополнительных модуля - «Математика» и «Русский язык» для учителей-предметников данной категории. Получается, что квалификацию педагога дошкольного образования должны характеризовать четыре трудовых функции - обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность и педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования. Однако квалификацию учителя русского языка, например, характеризуют пять трудовых функций - три базовые (обучение, воспитание, развитие) и две уровневые (педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования, а также модуль «Предметное обучение. Русский язык»).

Характеристика каждой трудовой функции представлена набором трудовых действий, ориентированных на достижение определенной профессиональной задачи, необходимыми умениями и знаниями, а также другими характеристиками, ориентированными на соблюдение нравственно-этических норм и принципов профессиональной этики. Компетенции учителя, в свою очередь, характеризуются набором представленных знаний и умений, позволяющим педагогу эффективно решать профессиональные задачи.

Каковы особенности профессионального стандарта педагога?

Профессиональный стандарт педагога является инструментом реализации стратегии образования. Поэтому, помимо ключевых компетенций, педагог должен владеть принципиально новыми компетенциями, позволяющими обеспечить сопровождение индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка вне зависимости от его физических, психологических и психических особенностей.

Так, наряду со стандартными требованиями к учителю (знание предмета и нормативно-правовых основ профессиональной деятельности, владение методикой преподавания и др.) педагогу для решения новых профессиональных задач требуется:

1) уметь объективно оценивать знания учащихся на основе тестирования, что подразумевает владение технологией создания заданий в тестовой форме;

2) знать основы психодидактики, то есть науки, интегрирующей психологическое, дидактическое и методическое знание, позволяющей подбирать соответствующие образовательные технологии с учетом возрастных, психологических и других особенностей обучающихся;

3) учитывать закономерности поведения в социальных сетях как при организации внеурочного общения с классом, так и при ведении личного сайта, блога, Интернет-страницы;

4) владеть психолого-педагогическими технологиями сопровождения детей с индивидуальными образовательными потребностями (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-мигрантов и др.);

5) уметь организовывать экскурсии, походы, экспедиции, что предполагает наличие не только организационных навыков и повышенного чувства ответственности, но и интеграционные знания из различных областей человеческой жизни, в том числе культурной, социальной и т.д.

Однако требовать от учителя знания основ психодидактики, поликультурного образования и пр. не представляется возможным, поскольку этому педагога не обучали в системе высшего профессионального образования. Получается, введение профессионального стандарта педагога является закономерным вызовом системе дополнительного профессионального образования.

Как система дополнительного профессионального образования может реагировать на вызов профессионального стандарта педагога?

Предложение 1. Изменение содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

В настоящее время программы, предназначенные для планового повышения квалификации, ориентированы в основном на определенную категорию педагогических работников. Так, содержание программы чаще всего предполагает освоение трех составляющих:

1) базовая часть, включающая образовательные модули по проблематике государственной политики в образовании и вопросам нормативно-правового характера;

2) профильная часть, ориентированная на повышение квалификации по предмету;

3) вариативная часть, выбираемая слушателями самостоятельно с учетом профессиональных интересов / профессиональных дефицитов.

На практике оказывается, что такие широкие образовательные области невозможно качественно с содержательной точки зрения представить за столь ограниченный период времени (чаще всего - 72 ч.). Взамен совершенствования той или иной компетенции (компетенций) педагогические работники получают огромные объемы учебной информации, которая далеко не всегда становится личным профессиональным знанием (знание в отличие от информации всегда предполагает активные мыслительные операции). Можно предположить, если педагог является мотивированным субъектом непрерывной образовательной деятельности, то он способен самостоятельно найти ту же информацию (не всегда худшего качества), например, с помощью, таких средств, как книга, педагогический журнал, видеоблог какого-либо учителя и пр.

Кроме того, есть основания предполагать, что для решения насущных профессиональных проблем та информация, которую получил педагог, не всегда отвечает критериям актуальности и необходимости.

Профессиональный стандарт, таким образом, необходимо воспринимать как ресурс для выстраивания принципиально новых дополнительных профессиональных программ, узких по своей направленности, однако позволяющих овладеть педагогом определенной компетенцией для решения насущной профессиональной задачи. Так, программы повышения квалификации могут быть направлены на овладение принципиально новым умением для осуществления трудового действия или на совершенствование уже имеющихся знаний в той или иной профессиональной области. Например, одно из основных трудовых действий педагога в соответствии с профессиональным стандартом - формирование мотивации учащихся к обучению - может являться основой для выстраивания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации.

Однако считаем необходимым добавить два основных условия реализации новых программ повышения квалификации:

1) привлечение экспертного сообщества к разработке дополнительных профессиональных программ (работодателей, педагогов, преподавателей средних и высших учебных заведений и т.д.);

2) содержание программ должно гарантировать формирование специальных знаний и умений для качественного выполнения того или иного трудового действия.

Предложение 2. Изменение процедуры выстраивания индивидуального образовательного маршрута планового повышения квалификации педагога.

Возникает закономерный вопрос: как понять, какая программа планового повышения квалификации из множества предложенных подходит педагогу?

Мы считаем, что выстраивание индивидуального образовательного маршрута должно предварять входное тестирование педагога на уровень владения предметной областью.

Если оказывается, что учитель не владеет предметом на базовом (достаточном) уровне, программа повышения квалификации должна быть ориентирована на восполнение только предметных дефицитов.

Если учитель хорошо и отлично знает преподаваемый предмет, то на выбор ему предоставляется три образовательные области, соответствующие названиям трудовых функций в профессиональном стандарте педагога - «Обучение», «Воспитание», «Развитие». Перечень программ в той или иной образовательной области варьируется в зависимости от уровня реализации педагогом основных общеобразовательных программ. Следовательно, новые программы повышения квалификации будут учитывать не только требования времени к квалификации педагога, но и его личные профессиональные интересы и дефициты.

Таким образом, путь планового повышения квалификации педагог преодолевает в пять шагов (не реже 1 раза в 3 года).

Шаг 1. Прохождение входного тестирования на уровень владения предметом.

Шаг 2. Получение результатов входного тестирования, на основании которых педагог либо обучается по программе, направленной на повышение уровня предметной компетентности, либо самостоятельно осуществляет выбор программы в одной из трех образовательных областей.

Шаг 3. Создание индивидуального образовательного маршрута: содержание каждой программы обязательно включает в себя три части (базовую, профильную и вариативную). При этом инвариантный (обязательный) модуль «Государственная политика в образовании» проходится всеми слушателями без исключения и вне зависимости от категории. Кроме того, в структуре любой программы следует либо выделить отдельный образовательный модуль по рассмотрению основных понятий изучаемой области, направленный на формирование профессионального тезауруса, либо включить данный вопрос в содержание одного из образовательных модулей.

Шаг 4. Прохождение образовательных модулей: посещение занятий и выполнение промежуточных работ, которые собираются в портфолио учителя. Портфолио учителя позволяет выявить, оценить степень овладения педагогом теми или иными знаниями и умениями, а также уровень активности и самостоятельности.

Шаг 5. Прохождение итоговой аттестации, на которой происходит предъявление портфолио, а также оценивание профессиональной квалификации в повышаемой области знания. Итоговая аттестация может включать в себя только анализ портфолио (то есть действует накопительная система), а может предполагать другие методы оценивания, такие как: тестирование, выполнение практического или творческого задания на экзамене (например, анализ видеофрагмента урока) и т.д. Отметим, что выбор формы итоговой аттестации определяется содержанием программы.

Предложение 3. Изменение подхода к организации и проведению учебных занятий на курсах повышения квалификации.

Стандартная форма занятий в системе дополнительного профессионального образования - лекция.

Стоит ответить на важный вопрос: насколько лекция способствует формированию новых знаний?

Как мы уже отмечали, знания невозможно передавать «напрямую» от преподавателя к слушателю. Термин «знание» зачастую неправомерно используется педагогическим сообществом в смысловых значениях «сведения» и/или «информация». Трансляция знаний невозможна по сути: знания являются продуктом (результатом) мышления и деятельности конкретного человека. Прямая передача знаний, например, от преподавателя к слушателю на лекциях является не чем иным, как трансляцией сведений, в лучшем случае - информации (информация, в отличие от сведений, должна иметь конкретного адресата).

Факт усвоения слушателями сведений или получения информации на лекции не говорит о наличии процесса мышления. Следовательно, знание не может существовать оторвано от личности, включенной в процесс деятельности и мышления. Таким образом, основными условиями приобретения знаний являются: практико-ориентированная деятельность слушателей на занятии и самостоятельная активность человека по переработке сведений или информации в процессе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и др.

Следовательно, чтобы информация перешла в разряд знания, необходим запуск процесса мышления у человека, который возможен лишь в условиях практической деятельности, организованной посредством активных образовательных технологий.

Отдельного внимания заслуживают научные подходы, являющиеся концептуальным основанием для планирования и реализации системы занятий со взрослой категорией обучающихся - с педагогами.

Так, проведение занятий на основании системно-деятельностного подхода позволяет «погрузить» педагога в квазиреальную среду реализации ФГОС. Таким образом, учитель, на себе испытавший эффект от такого обучения, скорее всего, перенесет принципы системно-деятельного подхода как концептуального основания реализации ФГОС на всех уровнях общего образования в свою собственную профессиональную деятельность.

С одной стороны, системно-деятельностный подход предполагает наличие деятельности (деятельность - это активное состояние личности, даже при условии, что деятельность является внутренней). С другой стороны, системно-деятельностный подход предполагает оценивание и рефлексию на всех этапах осуществления деятельности [1]. Это дает основание утверждать, что каждый слушатель при достаточном уровне мотивации способен увидеть целостность и непрерывность образовательной системы. Кроме того, системно-деятельностный подход предусматривает такие операции, как планирование и проектирование, позволяющие качественно продумывать и анализировать все элементы образовательной деятельности.

На наш взгляд, системно-деятельностный подход является ключевым концептуальным основанием, на котором необходимо проектировать и реализовывать учебные занятия в системе дополнительного профессионального образования.

Помимо системно-деятельностного подхода, занятия на курсах повышения квалификации должны проектироваться на основании компетентностного подхода как условия развития и совершенствования профессиональной компетентности учителя.

В компетентностно-ориентированном обучении целесообразно использование следующих форм работы: образовательная экскурсия; стажировка; мастер-класс; лабораторные и другие практические работы; самостоятельное исследование учебного вопроса; микроисследование и т.д. [3].

Данные формы работы предполагают применение активных образовательных технологий (например, технологии решения проектных задач, имитационно-игрового моделирования, учебной дискуссии и др.).

Кроме того, в связи с серьезной проблемой терминологической неоднозначности в педагогической науке рекомендуется учитывать принципы тезаурусного подхода.

Тезаурусный подход предполагает такую организацию деятельности, при которой решение той или иной проблемной задачи требует первоначально обращения к смыслу исходных понятий, включенных в проблемное поле. Понятийное мышление является отражением профессиональной компетентности учителя, оно не просто вплетает в сознание человека твердые понятия с четкими границами, но и правильно формирует логические классы. Работа с профессиональными понятиями позволяет педагогу научиться выделять суть того или иного изучаемого объекта, видеть причины его существования, прогнозировать последствия, а также на основе анализа и систематизации информации выстраивать целостную картину мира [2].

Для того чтобы профессиональный стандарт педагога в полной мере решил задачу повышения качества образования через развитие профессиональной компетентности, необходимо включение в деятельность по его апробации всех участников системы образования Российской Федерации на разных уровнях: от педагогических работников и руководителей до представителей высшей школы и системы дополнительного профессионального образования.

Рецензенты:

Гребенюк Т.Б., д.п.н., профессор кафедры педагогики и образовательных технологий ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград;

Конюшенко С.М., д.п.н., профессор кафедры педагогики и образовательных технологий ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», м г. Калининград.

Зачем нужен профессиональный стандарт в образовании? Профессиональный стандарт является приоритетным документом для формирования кадровой политики. Одна из важнейших задач профессионального стандарта - ориентация педагога на осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Профессиональные стандарты структурируют требования к педагогу.

Образовательный стандарт и профессиональный стандарт — два взаимодополняющих документа . Научить, воспитать, развить ученика в соответствии с требованиями ФГОС может педагог, соответствующий современным профессиональным квалификациям.

Какие кадры сегодня востребованы в образовании? Конечно же, высококвалифицированные, творческие, интересные детям, а не просто «урокодатели».

Чтобы быть таким учителем, педагог должен непрерывно повышать свою квалификацию. Почему? Ведь педагог получил диплом педагога. Может быть, уже и этого достаточно?

Нет, теперь не достаточно. Теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями, как работа с одарёнными и детьми с девиантным поведением, с теми, для кого русский язык не является родным, компетенциями в области инклюзивного образования.

Современный педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами образовательной организации: психологами, дефектологами, социальными работниками, педагогами дополнительного образования.

Согласно требованиям профессионального стандарта педагог должен владеть современными образовательными технологиями, в первую очередь ИКТ-технологиями и технологией исследовательской и проектной деятельности.

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности.

Но все ли педагоги соответствуют сегодня требованиям профессиональных стандартов? Дискуссии по этому поводу не утихают в средствах массовой информации. Согласно проведённому социологическому опросу более 80% педагогов работают в школе 10 и более лет. Многие из них получали образование давно, без учёта современных педагогических методик и технологий, которые требуют ФГОС И Профессиональный стандарт педагога.

Как же педагогу определить, соответствует ли его деятельность требованиям профессионального стандарта?

Необходимо определить, как давно Вы проходили курсы повышения квалификации. Профессиональный стандарт указывает на необходимость дополнительного профессионального образования педагогических работников не реже одного раза в три года.

Но этого мало, необходимо определить, насколько актуальны знания, компетенции педагога. Во всех ли направлениях его деятельности ему достаточно имеющихся компетенций, умений, навыков. К сожалению, даже нынешние выпускники педвузов крайне редко получают современные и актуальные знания по педагогике, психологии, действующим ФГОС,социальной педагогике, дефектологии. Компенсировать недостаток знаний необходимо в системе дополнительного профессионального образования. Совсем недавно продекларированное Министерством просвещения непрерывное повышение квалификации педагога в различных формах актуально сейчас как никогда. Педагог может сам определять, чему учиться, где, когда и в какой форме он будет повышать свою квалификацию.

Другое дело, что иногда педагогу необходима помощь в определении направления повышения квалификации. На помощь педагогу должна прийти диагностика состояния его подготовки к решению стоящих перед ним задач. Необходимо обратиться к методисту ОО/заместителю директора по учебной работе/заместителю директора по научно-методической работе или руководителю методического объединения по предмету. В должностные обязанности этих специалистов входит оказание методической помощи педагогам в вопросах повышения квалификации.

Как построить педагогу самому для себя программу непрерывного повышения квалификации, можно узнать из дистанционного курса "Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации педагога в соответствии с Профессиональным стандартом педагога" . Что такое Индивидуальная образовательная программа педагога? Каким образом она составляется, и как определяются формы повышения квалификации? На эти и другие вопросы призвана ответить программа дополнительного образования.

Программа разработана для педагогов, методистов, администрации образовательных организаций, руководителей методических объединений с целью создания условий для непрерывного образования педагогов в межаттестационный период.

В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).


Причины введения профстандарта

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога. Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как "квалификация" и "профессиональный стандарт", которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Структура и содержание профстандарта

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: "Трудовые действия", "Необходимые навыки" и "Необходимые знания". Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль "Предметное обучение. Математика".
  • Модуль "Предметное обучение. Русский язык".

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.


Как будет проходить переход на новые стандарты?

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

О повышении оплаты труда педагогам, подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Читайте также: