Для чего нужен профессиональный стандарт тренера по биатлону

Опубликовано: 03.10.2024

«Это системные ошибки в подготовке, нужно вести речь о квалификации тренеров»

Министр спорта РФ Олег Матыцин прокомментировал антирекордную серию сборной России по биатлону на Кубке мира, которая достигла 39 стартов без медалей.

"Катастрофическая ситуация. Губерниеву осталось встать на лыжню. Он же циклик, занимался гребным спортом. Функционал есть, есть все шансы. Но если говорить серьезно, проблема существует.

Летом вели очень серьезный разговор, был утвержден новый президент, новый главный тренер. Нужно серьезно провести анализ, понять причины, почему это произошло.

Это системные ошибки в подготовке, нужно вести речь о квалификации тренеров, о функционале спортсменов . Я бы не смог дать одного рецепта, что сделать с нашим биатлоном, чтобы этот период прервался", — сказал Матыцин на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня", rsport.ria.ru .

Андрей Червяков, поговорим «Именно поэтому, друг нашей чемьи И. Едешко и В. Цапенко и не могли быть тренерами»

Иван Едешко, 1945г.р., в 1982м — Тренер сборной СССР на ЧМ-82 (1-е место), 1984 — уехал тренировать в Африку, В 1987-м Едешко вернулся на родину, чтобы стать спортивным наставником сборной Советского Союза, а также московского ЦСКА. Заслуженный тренер России, заслуженный тренер СССР.
насколько смог понять — высшего образования у него не было — ни профильного, ни стороннего (упоминают только МГУ жены)

Цапенко — который гандбол? — Заслуженный тренер УССР -1977, Заслуженный тренер СССР — 1982

Скиф!
Не спорю!
Поэтому мой тесть и имел право тренировать.
Мастер спорта СССР по футбрюооу, вторая лига.
А мой отец, будучи кандитам в самтера по гандюолу и водным лыжам не иог.
Но!
Только в областых.
А в Сб. СССР- нет!
Поговорим?

Именно поэтому, друг нашей чемьи И. Едешко и В. Цапенко и не могли быть тренерами.
Хотя были ОЧ.

Читайте Постановления. СССР и республиеанские.
А также квалифакициооные нормы.
Вы же не Иван Похмельев?

Андрей Червяков: «Что бы стать тренером любой сборной, спортсмен должен быть иметь профильное базовое образование ( институт),
1) если вы так в курсе о СССР — то было постановление совпрофа что звание МС приравнивается к специальному профильному образованию и является обоснованием к занятию вакансии
2) все нынешние гуру-тренеры Гурьев, Барнашов, Польховский, Шашилов, Хованцев, — состоялись в профессии и выдали свои главные тренерские результаты еще во времена СССР, т.е. когда им едва по 30 лет было. Тогдашним подопечным Шашилова призерам ЧМ и ОИ Мельниковой и Милешиной уже по 50 лет кстати.

Тот же Падин получил Заслуженного тренера в 35 лет. Барнашов закончил бегать в 1984м и сразу стал тренером мужской сборной, а в 88м уже руководил командой на ОИ (в 37 лет).

ДвойственнО.
Skif, а чего плохого было в гонке сей?! С проанглоштатьёв набрались? Али как? Был Генсек — слуга народа, а не кухаря потомок «презик» — над х. з. кем властелин.: (

Была работа народу, была экономика без лишних нефти-газа, болезни предупреждали.
А если спецом заставляли гнать вооружение сие?! Не находите?
Орали и плакали «те» тогда, орут и плачут «те» сейчас да и будет так — чегой на них глядеть?
Вы тогда жили? Работали?
По 2-ой части против категорично, а вот.

А вот по: «. правителям не столько результаты нужны, сколько занять мозги и свободное время подданных.
Даже для здоровья населения также нужен не спорт а физкультура», — за Вас. ;)

Михаил Вансяцкий, правителям не столько результаты нужны, сколько занять мозги и свободное время подданных.
Даже для здоровья населения также нужен не спорт а физкультура

а про медальный престиж. с каждым годом олимпийских видов спорта становится все больше и больше. И думаю — это не случайно. Гонка за медальным зачетом по разорительной силе скоро сравняется с гонкой вооружений брежневских времен

Драчев-то как рад поди уже что его турнули. А вот Витюне не позавидуешь — остался наш герой с неприкрытой задницей да еще и без спонсорских денег похоже.

Владимир Драчев: «Думают, заменим тренера – и все само пройдет. Нет! Это проблема как минимум десяти лет!» sports.ru

Уважаемый Бердский!
Как Вы правы!
Маммилярия!
Я и о Советском Союзе ( не советах), а Вы о чем?

Что бы стать тренером любой сборной, спортсмен должен быть иметь поофильное базовое образованте ( институт), и закончить ВШТ (это и есть два гола) или ГЦОЛИФК.

Это не сегодняшние «взлет-посадка» а-ля В. в
(Хотя у него и этого нет).

Вчера прочитала интервью Н. Крюкова, где он говорил о Каминском и биатлонистах. ВОт отрывок:
«– Получается, проблема в организации, а не в спортсменах?

– Не совсем так. Спортсмены тоже отличаются, о чем мы также говорили с Юрием Михайловичем. Он сетовал, что лыжники всегда ищут возможность лишний раз потренироваться. У биатлонистов он такого не замечает. Не получилось – ну и ладно.

Не знаю, как это объяснить со стороны. Может быть, менее мотивированные. Но если у человека есть мотивация, то он готов об этом думать каждый день.» sports.ru

«Хованцев отвечал за подведение молодежи к будущим стартам, правильную взаимозаменяемость, грамотную работу тренеров на всех уровнях. Чтобы методика и система подготовки были одинаковые в юношах, юниорах и на взрослом уровне. Только, естественно, с увеличением нагрузки. Два года это работало и, кто бы что ни говорил, приводило к улучшению результатов. Сейчас все рухнуло. Ситуация катастрофическая. С другой стороны, этого хотели члены правления. Ну вот они и получают то, чего наработали.». (с) Драчев В. П.

Первый год правления Драчева был самый провальный ЮЧМ в истории российского биатлона.
На второй год — спасибо Халили на ЮЧМ выступил.

Достала болтовня от руководителей. Всё развалили и ищут крайних. Только слышно: «я — не я, и лошадь не моя».

Диплом

Профессиональная переподготовка – отличная возможность сменить сферу деятельности и получить новую квалификацию. Обучение проводится как на базе высшего, так и на базе среднего профессионального образования.

Прохождение переподготовки подтверждается дипломом, который даёт право на работу в выбранном направлении.

Если вы хотите попробовать себя в новом деле, найти занятие по душе или даже призвание – обратите внимание на эту уникальную возможность.

3 месяца (400 часов)

Длительность обучения: 3 месяца (400 часов)

Программа каждого курса предусматривает определённое количество часов на изучение конкретной дисциплины и темы. Также в программу заложены домашние задания, их проверка и обсуждение с преподавателем.

Заявленный срок обучения в месяцах предполагает спокойное погружение в предмет – обучение в свободное от основной деятельности время, по утрам, вечерам или в выходные.

предоплата, возможна рассрочка платежей и оплата материнским капиталом

Условия оплаты: предоплата, возможна рассрочка платежей и оплаты материнским капиталом

Оставьте заявку на обучение и если вас интересует возможность рассрочки, обсудите это с нашим менеджером.

Менеджер составит индивидуальный (удобный для вас) график платежей, рассрочка предоставляется Академией (не банком), без комиссий и процентов.

Оплата производится по счёту, в любом удобном банке.

Заочная с применением дистанционных образовательных технологий

Форма обучения: Заочная, с применением дистанционных образовательных технологий

Дистанционное образование – самый удобный способ обучаться онлайн,
не выходя из дома.

Сразу после зачисления вы получите доступ в систему и сможете учиться в подходящее вам время и в удобном месте. Материалы курса доступны
24 часа в сутки, система работает без выходных.

Онлайн-обучение не исключает домашних заданий и общения с преподавателями, всё это также выполняется в системе.

Более того, итоговый экзамен вы сдадите дома, а диплом (или удостоверение) получите по почте или с помощью курьерской службы
за 3-5 дней.

июнь 2021, июль 2021

Ближайший набор: июнь 2021, июль 2021

В виду удобства дистанционного формата обучения, учебные группы набираются достаточно быстро.

Чтобы подать заявку на поступление, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону 8 (499) 490-06-81 в рабочее время, а лучше оставьте ваши контакты в форме получения консультации или записи на курс, закажите обратный звонок.

Наш специалист сам свяжется с вами, проконсультирует по всем вопросам
и расскажет о документах, необходимых для поступления.

Конечно же, все документы подаются онлайн!

8 900 ₽

Акция ограничена по времени!

Оставьте заявку на обучение прямо сейчас, чтобы получить образование
не только удобно, но и выгодно.

Сомневаетесь? Не готовы приступать к обучению прямо сейчас? Хотите внимательнее изучить программу или отзывы?

Мы готовы зафиксировать выгодную цену для вас!
Для этого обратитесь в академию в период действия акции и сообщите менеджеру, что хотите поступать позднее, но по текущим ценам.

Мы с удовольствием пойдём на встречу вашему стремлению к новым знаниям.

Заявка на обучение/консультацию

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Цель программы:

Биатлон – олимпийский вид спорта, который открывает блестящие карьерные перспективы для тренеров и спортсменов.

Цель программы профессиональной переподготовки для тренеров по биатлону – научить слушателя комплексной организации тренировочного процесса, методам управления соревновательной деятельностью биатлонистов, принципам подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Основные задачи программы:

1. Теория и методика физической культуры.

2. Комплексная организация тренировочного процесса.

  • Показывать на личном примере выполнение упражнений, понятно объяснять учащимся их суть и цель.
  • Проводить со спортсменами беседы о пользе здорового образа жизни, организовывать встречи с успешными биатлонистами для повышения мотивации учащихся.
  • Планировать и проводить занятия с учетом физической подготовки, текущего состояния здоровья, возраста, психологических особенностей спортсменов.
  • Заботиться о психологической подготовке биатлонистов к соревнованиям.

3. Организация эффективного отбора спортсменов в секции и группы.

4. Методология подготовки высококвалифицированных спортсменов по биатлону.

5. Организация соревновательной деятельности биатлонистов, контроль судейства.

6. Анализ вместе со спортсменами результатов тренировок и состязаний, корректировка плана занятий.

7. Обеспечение безопасности учащихся во время тренировок и соревнований, навыки оказания первой медицинской помощи.

Наименование дисциплин

Общая трудоемкость, в акад. часах

Работа обучающегося в СДО

Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Тестирование

Практические занятия

Теория и методика физической культуры Биомеханика физических упражнений. Спортивная гигиена Организация эффективного отбора спортсменов. Подготовка к соревновательному процессу Комплексная организация тренировочного процесса Технологии и методики обучения базовым (циклическим) видам спорта Технологии и методики обучения базовым (ациклическим) видам спорта Основы и способы оказания первой помощи
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Методология подготовки высококвалифицированных спортсменов по биатлону

Итоговый междисциплинарный экзамен

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Методы обучения

1. Мы разработали образовательную программу профессиональной переподготовки для тренеров по биатлону так, чтобы обучение давалось легко без потери качества. И слушатели проходили профессиональную переподготовку до конца, не бросали на полпути из-за огромного объема информации и сложных заданий. Могли совмещать обучение с работой или параллельным образованием.

  • Курс сжатый, но качественный. Педагоги отобрали для лекций и вебинаров самую важную информацию, основываясь на требованиях профессиональных стандартов, ФГОС, личном трудовом опыте. Теоретические материалы изложены понятным языком, в концентрированном виде, без «воды» и лирических отступлений не по теме.
  • Выполнять практические задания, сдавать тесты и зачёты можно в удобное время в пределах учебного графика.
  • Мы помогаем слушателям не бояться тестов, зачётов, экзамена. Например, даём 7 попыток, чтобы сдать итоговый междисциплинарный экзамен. Тесты по промежуточным модулям и дисциплинам можно сдавать неограниченное количество раз.

2. Слушатели получают доступ к системе дистанционного обучения (СДО). За время прохождения курса они знакомятся с учебными материалами, выполняют задания, загруженные в СДО. Проходят промежуточные тестирования и итоговую аттестацию.

  • Материалы курса – методички, лекции по программе. Тексты учебных материалов загружены в СДО в виде word-файлов. С ними удобно работать: копировать или выделять нужную информацию, скачивать, распечатывать.
  • Библиотека вебинаров. Каждый вебинар посвящен одной теме.

4. Практическая подготовка слушателей основана на проработке типичных рабочих моментов. Мы даем творческие задания, учим составлять планы занятий, которые пригодятся в «полевых условиях».

Результат обучения

  • Вы владеете знаниями и навыками, необходимыми для успешной работы тренером по биатлону.
  • Вы получаете диплом, который повышает ваши шансы занять престижную должность с достойной оплатой труда.
  • По окончании обучения регистрационные данные выданных документов вносятся в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».
  • Вы можете работать в спортивных секциях, клубах, спортивных школах и школах олимпийского резерва.


Преподаватели направления

Преподаватель НАДПО Михеева Екатерина Игоревна

Стаж научной и практической работы – с 2014 года

Преподаватель НАДПО Тышкевич Марина Юрьевна

Научно-педагогический стаж: 15 лет.

Требования к слушателям

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
  5. СНИЛС.


«Тренер по избранному виду спорта (биатлон)» с присвоением квалификации «Тренер по биатлону»

Теория и методика физической культуры Биомеханика физических упражнений. Спортивная гигиена Организация эффективного отбора спортсменов. Подготовка к соревновательному процессу Комплексная организация тренировочного процесса Технологии и методики обучения базовым (циклическим) видам спорта Технологии и методики обучения базовым (ациклическим) видам спорта Основы и способы оказания первой помощи
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Методология подготовки высококвалифицированных спортсменов по биатлону

Итоговый междисциплинарный экзамен

Диплом НАДПО по программе «Тренер по избранному виду спорта (биатлон)» с присвоением квалификации «Тренер по биатлону»

Приложение №1 к диплому. Программа обучения: «Тренер по избранному виду спорта (биатлон)» с присвоением квалификации «Тренер по биатлону»

Приложение №2 к диплому. Программа обучения: «Тренер по избранному виду спорта (биатлон)» с присвоением квалификации «Тренер по биатлону»

Обложка красного диплома. Программа обучения: «Тренер по избранному виду спорта (биатлон)» с присвоением квалификации «Тренер по биатлону»

Обложка синего диплома. Программа обучения: «Тренер по избранному виду спорта (биатлон)» с присвоением квалификации «Тренер по биатлону»

Цель курсов профессиональной переподготовки по направлению «Тренер по биатлону» – дать знания об особенностях тренерской работы и тренировочной деятельности, научить основным методикам тренировок, планированию тренировок, психологическим и гигиеническим аспектам работы, а также дать знания о тонкостях выбранной специализации. Программа курсов для тренеров по биатлону ориентирована на инновационные подходы в работе.

Курсы переподготовки для тренеров по избранному виду спорта предусматривают углубленное изучение выбранной специальности, получение всех необходимых знаний и умений для осуществления профессиональной деятельности в спортивных заведениях.

Программа переподготовки на тренера по биатлону подготовлена специалистами, которые готовы поделиться своими знаниями и помочь освоить не только теоретическую, но и практическую специфику курса. Для комфортного обучения из любого города Национальная академия дополнительного профессионального образования предоставляет возможность дистанционного обучения по всем направлениям переподготовки. Вы сможете проходить курсы переподготовки тренера выбранной специализации в любое удобное для вас время.

Дистанционные курсы длятся 400 часов, по окончании которых слушатели получат диплом московского образца, а самое главное – полезные знания, которые пригодятся в тренерской деятельности.

в Министерстве юстиции

25 января 2021 года,

регистрационный N 62203

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 24 декабря 2020 года N 952н

Содержание

I. Общие сведения

Спортивная подготовка и физическое воспитание детей и взрослых

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация и проведение со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов; преподавание предметной области физической культуры по основным образовательным и дополнительным общеобразовательным программам; физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей и взрослых

Тренеры и инструкторы-методисты по физической культуре и спорту

Отнесение к видам экономической деятельности:

Деятельность в области спорта

Дополнительное образование детей и взрослых

Дополнительное профессиональное образование

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Деятельность по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся

Планирование содержания занятий физической культурой и спортом

Проведение мероприятий спортивной ориентации и спортивного отбора для обеспечения индивидуального подхода в соответствии с целями программ, реализуемых организацией

Проведение занятий физической культурой и спортом

Психолого-педагогическое, информационное, техническое сопровождение занятий физической культурой и спортом

Организация участия в спортивных соревнованиях, в спортивных и физкультурных мероприятиях

Формирование осознанного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на ведение здорового образа жизни, моральных ценностей честной спортивной конкуренции, воспитание социально значимых личностных качеств для профилактики негативного социального поведения

Обеспечение профилактики травматизма на занятиях физической культурой и спортом

Проведение работы по предотвращению применения допинга

Осуществление контроля и учета подготовленности с использованием методик измерения и оценки

Осуществление организации и судейства соревнований по виду спорта и физкультурно-
спортивных тестовых мероприятий с населением

Обеспечение хореографической и акробатической подготовки спортсменов и обучающихся

Организация и проведение дистанционных занятий физкультурно-спортивной направленности

Организация и координация работы тренерско-
преподавательской бригады

Подготовка спортсменов и совершенствование навыков соревновательной деятельности в спортивных сборных командах муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-
спортивных обществ (по виду спорта, спортивной

Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Обобщение и распространение передового опыта деятельности тренера-
преподавателя

Оказание экспертной и методической помощи по вопросам компетенции

Планирование, организация и координация тренерско-
преподавательской работы в спортивной сборной команде муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Контроль, учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-
спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Взаимодействие с физкультурно-
спортивными организациями, организациями дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, в целях пополнения резерва спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Осуществление отбора спортсменов в резерв спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Организация материально-технического обеспечения спортивных сборных команд муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Организация воспитательной работы в спортивных сборных командах муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Подготовка спортсменов и совершенствование навыков соревновательной деятельности в спортивных сборных командах Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Планирование, организация и координация тренерско-
преподавательской работы в спортивной сборной команде Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Контроль, учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Взаимодействие с физкультурно-
спортивными организациями, организациями дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, в целях пополнения резерва спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Осуществление отбора спортсменов в резерв спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Организация материально-технического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Организация привлечения тренерско-
преподавательских кадров для спортивных сборных команд Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Организация воспитательной работы в спортивных сборных командах Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Руководство подготовкой и переподготовкой тренерско-
преподавательских кадров

Руководство разработкой и реализацией программ развития вида спорта

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Деятельность по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся

Модное нынче слово «профстандарт» кого-то пугает, кого-то тяготит, на кого-то навевает скуку. Но большинство, независимо от статуса — работодатель ли это или работник — процессом утверждения профстандартов обеспокоены. Особенно в тех случаях, когда к специфике квалификации работника по определенной должности ранее особых требований и не предъявлялось…

Часть I. Профстандарты, спорт, физкультура и досуг

Очень запутанной, например, является ситуация с применением профстандартов в спортивных и спортивно-ориентированных организациях. Мало кто задумывался о том, что физкультура и спорт, занимая важную роль в жизни населения, тем не менее имеет различия в правовом регулировании. Данные различия напрямую влияют на особенности регулирования трудовых отношений с работниками спорт— и фитнес-индустрии, в том числе в части требований к квалификации работников из данных областей.

1.1. Физкультурные профстандарты

За последнее время утверждены следующие профстандарты по профессиям в области спорта (см. Таблицу):

Реквизиты Приказов Минтруда России, его утвердившего

№ 186н от 07.04.2014

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту

№ 528н от 04.08.2014

№ 193н от 07.04.2014

Инструктор-методист по адаптивной физической культуре

№ 526н от 04.08.2014

№ 630н от 08.09.2014

Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних

№ 871н от 16.11.2015

№ 769н от 23.10.2015

Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта

№ 798н от 29.10.2015

Специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования

№ 1025н от 17.12.2015

Специалист по антидопинговому обеспечению

№ 73н от 18.02.2016

Однако применение данных профстандартов вызывает ряд вопросов:

— В каких организациях обязательно применение профстандартов из Таблицы?

— Подпадают ли под профстандарты фитнес-инструкторы и инструкторы тренажерного зала фитнес-клубов?

— Есть ли отдельный профстандарт для фитнес-инструктора? Если нет, то будет ли издан такой профстандарт в ближайшее время?

— Сможет ли образовательная организация с соответствующей лицензией обучать и аттестовывать фитнес-инструкторов?

— В отсутствие профстандарта по профессиям работников из фитнес-центров можно ли образовательной организации с государственной лицензией их обучать и аттестовывать, опираясь на свои собственные профстандарты?

Ответы на некоторые из этих вопросов мы постараемся найти в предлагаемой статье.

1.2. В каких организациях применяются утвержденные профстандарты по профессиям в области спорта?

Для ответа на данный вопрос обратимся к истокам. Так, пунктом 24 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ») дано понятие тренера, под которым понимается физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.

Именно эта основная цель вида деятельности тренера закреплена и в профстандарте «Тренер», утв. Приказом Минтруда России № 193н от 07.04.2014.

В главе 54.1 ТК РФ собраны нормы, предусматривающие особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. Положения главы регулируют трудовые отношения с работниками, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта (далее — спортсмены), а также с работниками, трудовая функция которых состоит в проведении со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов.

Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, анализа профстандартов тренера и других, приведенных в таблице, указанные профстандарты, равно как и нормы главы 54.1 ТК РФ подлежат обязательному применению только в отношении работников физкультурно-спортивных организаций.

Физкультурно-спортивная организация — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности (норма применяется и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности) (п. 30 ст. 2 ФЗ «О физической культуре и спорте»).

В статье 5 ФЗ «О физической культуре и спорте» перечислены субъекты физической культуры и спорта в РФ, в том числе (но не ограничиваясь) физкультурно-спортивные организации, физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, физкультурно-спортивные клубы и их объединения, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта и т.д. Среди указанных организаций нет фитнес-центров и фитнес-клубов. Спрашивается: «Почему? Ведь основной деятельностью фитнес-центров также являются физкультурные мероприятия».

Все так, да не совсем. Давайте попытаемся увидеть тонкость различий.

Спорт — сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним (п. 12 ст. 2 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»).

Таким образом, фитнес-центры, спортивно-оздоровительные клубы, поскольку оказывают физкультурно-оздоровительные услуги населению, относятся к физкультурно-оздоровительным, но не спортивным организациям .

Не стоит путать ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы), ШОР (школа олимпийского резерва), школы единоборств, спортклубы с разного рода фитнес-клубами, спортивно-оздоровительными центрами, спортивными комплексами. Основное отличие первых от последних — в цели деятельности. В спортклубах производится подготовка спортсменов, проводятся соревнования, присваиваются разряды. В фитнес-центрах и спорткомплексах внимание уделяется, по сути, только фитнес-досугу: предоставляются тренажеры для занятий, бассейн — для плавания, аквапарк — для водных развлечений. Фитнес-студии специализируются на танцах, выполнении упражнений в различных техниках на развитие пластики, ритма. Несомненно, что пилатес и степ-аэробика оказывают на организм укрепляющее действие, способствуют поддержанию хорошей физической формы. Но профессионального спортсмена и олимпийского чемпиона они из вас, несомненно, не сделают. Да и цели такой у них нет.

Вывод: целевую направленность для обязательного применения профстандарты по профессиям в области спорта имеют в отношении физкультурно-спортивных организаций, специализирующихся на подготовке спортсменов. Фитнес-клубы, специализирующиеся на предоставлении тренажеров для занятий и групповых программах, к таковым не относятся.

Часть II. Фитнес-индустрия без профстандартов?

Получается, что фитнес-индустрия — свободная от квалификационных требований территория? И для фитнес-инструктора профстандарта нет? Означает ли это, что вас будет тренировать неспециалист? Вовсе нет. Давайте разберемся в вопросе подробнее.

2.1. Как определяются требования к квалификации фитнес-инструктора СЕЙЧАС?

Учитывая, что по настоящее время (до утверждения профстандартов и внедрения их работодателями) работодатели при разработке должностных инструкций своих работников руководствуются квалификационными справочниками, большинство инструкторов в фитнес-центрах работают по должностным инструкциям, в основу которых положены характеристики «Инструктора по спорту».

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 № 916н, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» содержится информация по должности «Инструктор по спорту», в должностные обязанности которого входит проведение спортивно-оздоровительной работы с населением, организация занятий по физическому воспитанию и пр. Требования к квалификации инструктора установлены на уровне высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или на уровне среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.

Вывод: при использовании в основе требований к фитнес-инструктору ЕКС нижней планкой требований к квалификации выставляется среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта.

2.2. О планах по утверждению профстандарта фитнес-инструктора

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10.02.2016 г. № 46).

На сайте Минтруда России представлено много информации по вопросу обсуждаемых в настоящее время проектов профстандартов. Здесь же имеется и с писок проектов профессиональных стандартов, планируемых к разработке в 2016 году . Среди них не имеется упоминания о фитнес-инструкторе. Нет об этом информации и на сайтах с аналогичной информацией о разрабатываемых профстандартах по различным областям (см., например, сайт Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) 2 ). Соответственно, в ближайшее время до конца 2016 года разработки и утверждения профессионального стандарта фитнес-инструктора ожидать не стоит.

Вывод: в ближайшее время разработки и утверждения отдельных профстандартов по должностям инструкторов из области фитнес-индустрии ожидать не стоит.

2.3. Можно ли привести к физкультурно-спортивным профстандартам должности работников фитнес-центров?

Для полного представления когда, в каких случаях и к каким должностям обязательно применение профстандартов поможет (помимо норм ТК РФ) изучение следующих документов:

Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов»,

Информация Минтруда России от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»,

Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

1) согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

2) согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Поскольку мы разграничили физкультурно-оздоровительные и физкультурно-спортивные организации (вы заметили тонкость различия?), мы логично пришли к выводу, что все перечисленные в Таблице профстандарты станут обязательны только для физкультурно-спортивных организаций, занимающихся профессиональной подготовкой спортсменов, чья деятельность как раз и урегулирована главой 54.1 ТК РФ. Именно в таких организациях (например, центре боевых искусств, футбольных клубах, федерации парусного спорта и пр.) имеются должности тренеров. Поскольку по должности тренера ТК РФ установлен ряд требований, компенсаций и льгот, в соответствии с разъяснениями, данными в вышеперечисленных актах, для должностей тренера и иных, по которым уже приняты профстандарты, указанные в Таблице, работающих в указанных физкультурно-спортивных организациях, профстандарты станут обязательны.

Должности работников фитнес-центров с тренерскими функциями обязательному приведению к профстандарту «Тренер» не подлежат. Не подходит указанный профстандарт и для использования его на добровольной основе из-за повышенных требований профстандарта к тренеру.

Однако клиенты фитнес-залов давно перестали быть неграмотными в вопросах образования в области спорта. Вряд ли информация о том, что у фитнес-инструктора имеется лишь сертификат о прохождении каких-то курсов в области подготовки по данной деятельности (при наличии вообще непрофильного образования у инструктора), привлечет клиентов к занятиям у такого инструктора. Современные жители мегаполиса понимают ценность профильного образования. Если раньше вполне допустимым было «быстренько переквалифицироваться» в тренера после сокращения с должности экономиста, то теперь с учетом ужесточения законодательных требований к квалификации работников это явление должно самоликвидироваться.

Зачем фитнес-центру неквалифицированный инструктор? В условиях жесткой конкуренции подавляющее большинство подобных работодателей желает иметь, что предложить своим потенциальным клиентам. Размещая резюме инструктора на сайте, стенде, такой работодатель, прежде всего акцентирует внимание на квалификации работника и его опыте работы. Самоучки в области накачивания мышц уже не модны…

В этой связи очень интересным представляется профстандарт «Инструктор-методист», утв. Приказ ом Минтруда России № 630н от 08.09.2014. Его обобщенной трудовой функцией значится организация и проведение занятий по физическому воспитанию, оказание практической и методической помощи по вопросам физической подготовки. Требования к образованию предъявляются следующие: среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи. Сравнительный анализ позволяет провести параллель указанного профстандарта с квалификационными характеристиками «Инструктора по спорту» из ЕКС.

Достоин внимания также профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утв. Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 613н (подлежит применению с 01.01.2017), предусматривающий в качестве возможных наименований должности «тренер-преподаватель» и «старший тренер-преподаватель». Однако данный профстандарт отнесен как к виду экономической деятельности к дополнительному образованию детей и взрослых, в том числе в области физкультуры. Исходя из обобщенной трудовой функции, данный профстандарт более подходит при определении квалификации и функций тренера по физкультуре для детей, нежели для инструктора тренажерного зала, фитнес-инструктора для взрослых.

Вывод: при решении работодателя — фитнес-центра (клуба) использовать для разработки и утверждения должностных инструкций инструкторов центра/клуба профстандартов наиболее оптимальным является ориентирование (в качестве основы) на профстандарт «Инструктора-методиста», утв. Приказ ом Минтруда России № 630н от 08.09.2014.

Выводы

Фитнес-клуб — хоть и специализируется в области физкультуры, но профессиональным спортом не занимается. В своей деятельности фитнес-клубы в отношениях с работниками, в основном, руководствуются общими нормами ТК РФ, так как специфические нормы главы 54.1 ТК РФ в большинстве случаев не находят своего применения.

Фитнес-клуб при приеме на работу работников с тренерскими функциями, выполняемыми ими не в профессиональном спорте, а также не в спортивных сборных командах, не обязан руководствоваться профстандартом «Тренера».

Фитнес-инструктор, равно как и инструктор групповых программ, инструктор тренажерного зала под какой-либо из уже утвержденных профстандартов в области физической культуры и спорта не подпадает. Планов по разработке и утверждению профстандартов конкретно по указанным должностям на 2016 год не имеется.

Однако в качестве основы при разработке должностных инструкций инструкторов фитнес-клуб вправе ориентироваться на профстандарты в области физкультуры и спорта. Наиболее подходящим для этого является профстандарт «Инструктора-методиста», в некоторых случаях — «педагога дополнительного образования для детей и взрослых».

С учетом утверждения профстандартов в области физкультуры и спорта соответственно и образовательные организации в области подготовки специалистов в указанной отрасли уже будут вводить программы обучения, ориентируясь на новые профстандарты.


Фото Тимура Громова, Кублог

С 01.07.2016 использование профессиональных стандартов (далее также – профстандарты, стандарты) обязательно [1] для многих учреждений. Кто подпадает под действие нового требования? Как работать с профстандартами? Где получать актуальную информацию по вопросам их применения и о новых разработках? Как правильно составить трудовой договор или эффективный контракт?

Работодатели будут применять профстандарты при формировании кадровой политики и управлении персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении работникам тарифных разрядов и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления. Система профстандартов способствует совершенствованию единых подходов в сфере квалификационных требований к работникам.

Предполагается, что при помощи профстандартов работодатель сможет лучше определить качество кадрового состава. Также с учетом новых требований будут разработаны локальные нормативные правовые акты, определяющие методы стимулирования работников, проведены аттестации на присвоение квалификационных категорий.

Кому обязательно применять профстандарты?

В той же статье указано, что такие требования могут быть установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. С федеральными законами все ясно – например, требования к квалификации тренера установлены Законом о физкультуре и спорте [2] . Согласно п. 24 ст. 2 названного закона тренер должен иметь соответствующее среднее профессиональное или высшее образование. Требования к этому образованию определяются на основании положений профстандартов и разделов Единого квалификационного справочника [3] .

А в соответствии с требованиями ч. 8 ст. 22 Закона о физкультуре и спорте разработано Положение о спортивной классификации [4] . Положение определяет содержание норм, требований спортивной классификации, необходимых для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов, регламентирует порядок присвоения званий и разрядов.

Следует обратить внимание на то, что Положение о спортивной классификации и Единый квалификационный справочник не являются нормативными правовыми актами РФ, поскольку
утверждены приказами Минспорта и Минздравсоцразвития соответственно, то есть это отраслевые НПА. Но вот «перво­источник» – Закон о физкультуре и спорте – федеральный, поэтому применение профстандарта обязательно.

Итак, требования к квалификации, закрепляющие обязательность применения профстандартов, могут быть установлены не только ТК РФ или федеральным законом, но и иными документами. Однако иные документы должны быть нормативно-правовыми актами РФ (например, законы субъектов РФ, вводящие дополнительные требования к квалификации, под это требование подходят, а приказы министерств и ведомств – нет).

Какие требования профстандарта применять обязательно?

Квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ). А профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 195.1).

Рассмотрев ограничения для работника (в части установления профстандартом обязательных требований), перейдем к ограничениям для работодателя. Выше требований, установленных профстандартом, работодатель не имеет права поднимать планку. Если должность «тренер-преподаватель» предполагает наличие среднего профобразования, то работодатель не вправе устанавливать обязательность высшего образования у кандидатов на эту должность. А если такое требование имеется, то должность не может называться «тренер-преподаватель».

Характеристики квалификации, содержащиеся в профстандарте, обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой в учреждении организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Работодатели могут воспринимать это положение как рекомендательное, однако следует обратить на формулировку, исключающую слово «могут». Правильнее было бы в таких случаях использовать профстандарт как основу для определения квалификационных требований: он должен устанавливать нижнюю границу этих требований. Например, если согласно профстандарту специалисту нужно иметь опыт работы от трех лет, то работодатель может затребовать и опыт работы от пяти лет. Но устанавливать требования к опыту работы, например, от одного года, недопустимо – работник не будет соответствовать заявленному уровню квалификации.

Требования к квалификации не установлены

Минтруд начал разрабатывать такой проект 04.08.2015 [6] . На момент подготовки материала к печати прошло публичное обсуждение НПА, документ направлен на антикоррупционную экспертизу. Предполагается, что он вступит в силу 01.07.2016.

Как читать профстандарты?

Согласно п. 6 Правил профстандартов [8] разработка стандарта осуществляется в соответствии с его макетом [9] .

Макет каждого профстандарта состоит из четырех частей:

1. Общие сведения.

2. Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

3. Характеристика обобщенных трудовых функций.

4. Сведения о разработчиках.

Общие сведения – знакомство

В общих сведениях указывается вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда [10] . Например, для стандарта «Спортсмен» [11] видом такой деятельности будет «Деятельность в области спорта», а для стандарта «Спортивный судья» [12] – «Судейство спортивного соревнования». Наименование каждого вида профессиональной деятельности выбирается с учетом ОКВЭД и ОКЗ.

Здесь же указывается основная цель вида профессиональной деятельности. Например, для стандарта «Спортсмен» такой целью будет «Подготовка к спортивным соревнованиям и участие в спортивных соревнованиях по определенным видам спорта, спортивным дисциплинам», а для стандарта «Спортивный судья» – «Обес­печение соблюдения правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании при проведении спортивного соревнования».

Графа «Группа занятий» включает наименование одной или нескольких базовых групп занятий в соответствии с ОКЗ (который указывается рядом), и эти группы соотносятся с обобщенными трудовыми функциями профстандарта. Так, группа занятий для стандарта «Спортсмен» одна – «спортсмены», а вот для стандарта «Спортивный судья» – «спортсмены (спортсмены высокого класса)» и «спортивные служащие».

В разделе приводятся код и наименование одного или нескольких видов, подгрупп или групп экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности (указывается код). Так, у стандарта «Спортсмен» виды экономической деятельности следующие: «физкультурно-оздоровительная деятельность», «дополнительное образование детей», «прочая деятельность в области спорта», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование». А судейский профстандарт включает такие: «деятельность в области спорта», «деятельность спортивных объектов», «прочая деятельность в области спорта», «физкультурно-оздоровительная деятельность».

Описание трудовых функций – наполнение профстандарта

Профессиональная деятельность состоит из обобщенных трудовых функций (ОТФ). Каждая ОТФ включает трудовые функции (ТФ). Описание всех функций представлено в виде таблицы.

Вот как выглядит ОТФ «Деятельность по подготовке к соревнованиям и участие в соревнованиях под руководством тренера (тренеров)» профстандарта «Спортсмен» (всего ОТФ в данном профстандарте четыре):

Деятельность по подготовке к соревнованиям и участие в соревнованиях под руководством тренера (тренеров)

Контроль уровня спортивной подготовленности под руководством тренера

Детализация трудовых функций – главная часть профстандарта

Это самый большой раздел профстандарта, включающий характеристики каждой ОТФ: описание ОТФ и ТФ, входящих в их состав.

Обратим внимание на раздел «Возможные наименования должностей» работников, выполняющих данную ОТФ. Так, в стандарте «Спортсмен» должность по рассмотренной выше ОТФ единственная – «спортсмен». Но в других ОТФ этого стандарта встречаются должности «спортсмен ведущий», «спортсмен-инструктор».

Блок требований и условий включает требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе и другие характеристики для выполнения ОТФ. Так, для выполнения рассмотренной выше ОТФ стандарта «Спортсмен» требуются:

Подготовка по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта и (или) программам спортивной подготовки

Допуск к занятиям спортом и спортивным соревнованиям, полученный в порядке, утвержденном законодательством РФ

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Руководители учреждений, организаций и предприятий

Руководители организаций физической культуры и спорта

Директор (заведующий) физкультурно-спортивной организации

Рассмотрим ТФ «Контроль уровня спортивной подготовленности под руководством тренера», которая входит в самую первую ОТФ стандарта «Спортсмен» (мы с ней ознакомились выше).

Сведения о разработчиках

Раздел содержит информацию об ответственной организации и организациях – разработчиках профстандарта.

Где узнать характеристики уровней квалификации, указанных в профстандарте?

На сайте Минтруда [14] находится реестр трудовых функций, где перечислены некоторые трудовые функции по соответствующим им уровням квалификации.

Как найти нужный профстандарт?

К маю 2016 года Минтруд утвердил более 814 профстандартов, к 2018 году их планируется принять 1 800, начнется актуализация уже существующих. Как работодателю сориентироваться в этом море информации? Следить за изменениями, вносимыми в реестр профстандартов, который размещается на сайтах Минтруда «Профессиональные стандарты» (www.profstandart.rosmintrud.ru) и ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» (www.vet-bc.ru). Реестр включает следующую информацию по каждому стандарту: регистрационный номер, код, область и вид профессиональной деятельности, наименование, реквизиты соответствующего приказа Минтруда, регистрационный номер Минюста, дата введения в действие. Текста профстандарта в реестре нет.

База текстов профстандартов, сгруппированных по сферам деятельности в алфавитном порядке, находится на сайте научно-методического центра системы профквалификаций ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда [15] . Тексты профстандартов находятся и в правовых системах – их можно найти, зная номер утверждающего приказа.

Для того чтобы найти нужный профстандарт, следует руководствоваться не названием должности, а сферой деятельности. Например, нет профстандарта «Начальник отдела кадров», но есть стандарт «Специалист по управлению персоналом» [16] , нужная должность – там.

Если работодатель испытывает трудности с поиском «своего» профстандарта, то на сайте Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (www.nspkrf.ru) нужно перейти в раздел «Советы по профессиональным квалификациям», в списке отыскать профильный и обратиться туда за разъяснениями.

Работодатель должен следить за появляющимися профессиональными стандартами, используя реестр профстандартов, и помнить, что название должности может не соответствовать названию стандарта, ее описывающего, поскольку в нем указывается вид профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности характеризуют обобщенные трудовые функции, состоящие из трудовых функций. Именно на эту информацию следует обращать внимание работодателю, выбирая соответствующие профстандарты. Если применение профстандарта обязательно, то работник обязан соответствовать уровню квалификации, указанному в профстандарте, а также требованиям, характеризующим ту или иную трудовую функцию. Если работник не соответствует этим требованиям, то работодатель обеспечивает повышение квалификации данного работника.

Читайте также: