До какого числа начальник станции рассматривает готовность к работе к зиме

Опубликовано: 16.05.2024

5.1. Подготовка станции к работе в зимний период осуществляется в соответствии с нормативными документами:

Инструкция о порядке подготовки к работе в зимний период и организация

снегоборьбы на железных дорогах ОАО «РЖД» №1338 р от 30 июля 2006 года.

Бесперебойная работы станции зимой зависит от всесторонней подготовки станционного хозяйства и от внедрения специальных технологических мер, позволяющих предупреждать и успешно преодолевать трудности зимних условий, а также обеспечивать выполнение перевозочного процесса.

Технология работы станции зимой должна обеспечивать беспрепятственный прием и отправление поездов, производство грузовой и маневровой работы, а

также эффективное использование снегоуборочной техники в период сильных снегопадов и метелей.

ШНС, ПДС, РЦСН, ЭЧК-117 совместно с начальником станции на основе анализа работы станции в прошлые зимние периоды разрабатывают план

мероприятий по подготовке хозяйства и кадров станции к работе в зимний период, включающий в себя перечень основных мероприятий, ответственных исполнителей и сроки выполнения работ.

До наступлении зимы территорию станции полностью очищают от мусора, шлака, металлических деталей верхнего строения пути и вагонов и подготавливают ее к работе снегоуборочных машин.

Грузовые склады, погрузочно-выгрузочные платформы, стрелочные посты обеспечиваются средствами малой механизации и инвентарем для снегоборьбы, запасом песка для посыпки пассажирских платформ и технологических дорожек служебных проходов.

5.2. Основным руководящим документом по организации снегоборьбы на стан-

ции является оперативный план снегоборьбы, разрабатывается на весь зимний

период начальниками станций совместно с ПЧ и утверждается первым заместителем начальника дороги. Оперативным планом снегоборьбы устанавливается:

-организация очистки путей и междупутий от мусора и других посторонних

-технология и очередность уборки снега с учетом максимального использования имеющихся технических средств и обеспечению бесперебойной работы станции по приему, отправлению поездов и производству маневровой работы;

-графики работы снегоуборочных машин и бригад по очистке станции от снега;

-обеспечение потребности в машинах, механизмах, локомотивах, подвижном

составе и рабочей силы;

-порядок привлечения рабочей силы других организаций.

5.3. По результатам подготовки к работе в зимних условиях начальником станции по отдельным предусмотренным в плане мероприятиям, составляется отчет о подготовке к работе в зимних условиях хозяйств перевозок и грузового хозяйства. Готовность станции к работе в зимних условиях подтверждается

Свидетельством о готовности предприятия к работе зимой. Подписывается заместителем начальника дороги по Ростовскому региону.

5.4 Для обеспечения бесперебойной работы станции при метелях, снегопадах и сильных морозах дежурный по станции, вступая на дежурство, знакомит работ- ников смены с предстоящим планом работы, совместно с дорожным мастером принимает меры по механизированной очистке и уборке снега, обеспечивает освобождение путей от подвижного состава. В первую очередь очищают от снега стрелки и горловины путей приема

ближайших поездов, особое внимание должно уделяться своевременной

очистке стрелок электрической централизации.

На местах погрузки-выгрузки первыми очищаются пути, на которых выполняется наибольшая работы по погрузке-выгрузке грузов, затем остальные.

5.5. Контроль за техническим состоянием, очистка, смазывание, закрепление и замена отдельных болтов централизованных стрелочных переводов, обслуживаемых работниками дистанции пути, и нецентрализованных стрелочных переводов, обслуживаемых работниками станции, должен осуществляться в перерывах между движением поездов и маневровых составов.




Для обеспечения устойчивой работы станции по приему и отправлению поездов, производству грузовой и маневровой работы в зимний период необходимо необходимо применять следующие технологические приемы:

-заблаговременная установка стрелок в положение, требуемое для приготовления очередного маршрута приема (отправления поезда:

-чередование путей приема поезда;

-сокращение норм простоя подвижного состава;

-периодический перевод стрелок из одного положения в другое во избежание

примерзания остряков стрелочных переводов.

5.6. В период снежных заносов, метелей, сильных морозов при использовании снегоуборочной техники и привлечении рабочей силы для очистки снега уделяется особое внимание вопросам обеспечения безопасности движения и личной безопасности труда работников. Для этого дежурный по станции обеспечивает заблаговременное оповещение работников по громкоговорящей связи о предстоящем приеме, пропуске и отправлении поездов, маневровых передвижений в том, числе единиц снегоуборочной техники. Извещать машинистов поездов и маневровых локомотивов о работе людей и снегоуборочной техники на путях станции. Обеспечивает строгое согласование плана работы между работниками станции и лицами ответственными за работу снегоуборочной техники. Руководителям обеспечивать проведение инструктажей по правилам безопасности труда работникам вступающих на дежурство и привлекаемых к работе по снегоборьбе с учетом конкретной обстановки на станции.

Работы на стрелочных переводах и на путях станции должны проводиться во время перерыва в маневровой работе или в период закрытия пути, согласованного с дежурным по станции.

Техническое обслуживание и очистка стрелочных переводов должны быть прекращены после подачи сигналов о приближении (отправлении) поезда или движения маневрового состава.

1. Настоящее Положение определяет порядок оценки готовности электро- и теплоснабжающих организаций (кроме атомных электростанций) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности к работе в осенне-зимний период и выдачи им паспортов готовности.

2. Готовность электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период (далее - ОЗП) определяется с целью оценки возможности производства и передачи тепловой и электрической энергии потребителям в соответствии с диспетчерскими графиками в условиях прохождения максимума потребления электрической и тепловой энергии при низких температурах наружного воздуха.

3. Проверке готовности к ОЗП подлежат электро- и теплоснабжающие организации, осуществляющие выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, а также управление режимами работы электрических и тепловых сетей, в том числе:

в ОАО РАО "ЕЭС России": ОАО "ФСК ЕЭС" и его филиалы, ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" и его филиалы, АО-электростанции и АО-энерго, в том числе входящие в состав энергетических управляющих компаний электростанции и предприятия электрических и тепловых сетей, являющиеся филиалами или подразделениями АО-энерго, а также генерирующие и сетевые компании, образуемые при реформировании ОАО РАО "ЕЭС России";

в энергетических компаниях, не входящих в ОАО РАО "ЕЭС России": электростанции, электрические и тепловые сети, а также оперативно-диспетчерские управления, если они не входят в состав ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС";

электростанции, котельные, электрические и тепловые сети других организаций, участвующие в энергоснабжении социальной сферы и населения.

4. Готовность электро- и теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП оценивается комиссиями. В срок до 1 сентября текущего года указанные комиссии назначаются:

для проверки организаций ОАО РАО "ЕЭС России" - в порядке, установленном приказом ОАО РАО "ЕЭС России", в соответствии с настоящим Положением;

для проверки энергетических компаний, не входящих в ОАО РАО "ЕЭС России" - в порядке, установленном приказами руководителей указанных компаний, выпускаемыми в соответствии с настоящим Положением;

для проверки электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей муниципальных образований - в порядке, установленном органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Положением, с включением (по согласованию) представителей объединений потребителей коммунальных услуг и жилищных инспекций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

для проверки электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей других организаций, участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения, - в порядке, установленном руководителем организации в соответствии с настоящим Положением, с включением (по согласованию) представителей объединений потребителей коммунальных услуг и жилищных инспекций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Руководители и инспекторский состав территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также представители ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" (для участия в проверках организации оперативно-диспетчерского управления в энергетических компаниях) включаются в состав указанных комиссий по согласованию.

5. При проверке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП комиссиями проверяется выполнение условий готовности организации (объекта) согласно п. п. 12, 13, 14 настоящего Положения. Результаты проверки оформляются актом по форме согласно Приложению 1. В акте комиссия может сформулировать свои выводы о подготовке к работе в ОЗП в следующей форме:

организация (предприятие, подразделение организации) имеет право на получение паспорта готовности к работе в ОЗП в связи с выполнением основных и дополнительных условий;

организация (предприятие, подразделение организации) имеет право на получение паспорта готовности к работе в ОЗП в связи с выполнением основных условий и принятием согласованных решений по срокам устранения замечаний комиссии в части дополнительных условий. Данная формулировка означает, что паспорт готовности разрешается к выдаче по согласованному решению всех членов комиссии;

организация (предприятие, подразделение организации) не имеет право на получение паспорта готовности к работе в ОЗП в связи с невыполнением основных и дополнительных условий. В этом случае в акте указываются невыполненные основные и дополнительные условия.

6. В случае неготовности или при принятии согласованного решения о готовности организации (предприятия, подразделения организации) к работе в ОЗП (при наличии недостатков в части дополнительных условий) к акту прикладывается перечень недостатков.

Руководство проверяемой организации разрабатывает мероприятия с указанием конкретных сроков устранения недостатков и согласовывает их с комиссией по проверке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП.

Работа в комиссиях представителей Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляется по программе, разрабатываемой на основании типовой. По результатам обследований выдаются предписания по установленной форме с указанием согласованных сроков устранения выявленных нарушений требований безопасности.

7. Паспорт готовности к работе в ОЗП выдается руководителем организации, назначившей комиссию. Форма паспорта приведена в Приложении 2.

Паспорта выдаются пообъектно: электростанции; предприятию электрических сетей; предприятию тепловых сетей; котельной; подразделению, осуществляющему оперативно-диспетчерское управление энергосистемой.

Указанный паспорт является паспортом готовности к работе в зимний период, предусмотренным подпунктом "е" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации электрических сетей и Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 637.

8. Сроки выдачи паспортов готовности к работе в ОЗП определяются в зависимости от особенностей климатических условий и осуществляются:

для организаций ОАО РАО "ЕЭС России" и энергетических компаний, не входящих в ОАО РАО "ЕЭС России", - до 15 ноября;

для электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей других организаций и ведомств, участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения, - до 1 ноября.

9. Если организация устранила указанные в приложении к акту недостатки до установленной п. 8 настоящего Положения даты выдачи паспорта готовности, то комиссия по результатам повторного рассмотрения оформляет новый акт о готовности организации к работе в ОЗП.

10. В случае выдачи паспорта готовности к работе в ОЗП на основании согласованного решения членов комиссии при наличии недостатков в части дополнительных условий руководитель организации, выдавшей паспорт, организует контроль за устранением недостатков в согласованные комиссией сроки.

11. Организация, не получившая паспорт готовности к работе в ОЗП до даты, установленной п. 8 настоящего Положения, продолжает подготовку к работе в ОЗП и устранение приложенных к акту проверки готовности недостатков. После уведомления комиссии об устранении недостатков осуществляется повторная проверка готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к работе в ОЗП, но без выдачи паспорта готовности в текущий ОЗП.

12. Основные условия, выполнение которых необходимо для положительного решения комиссии о готовности организации к работе в ОЗП:

12.1. Наличие организованного и осуществляемого производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, включая вопросы охраны труда и пожарной безопасности.

12.2. Укомплектованность всех рабочих мест обученным и аттестованным персоналом. Наличие и выполнение плана работы с персоналом по вопросам профессиональной подготовки. Проведение противоаварийных тренировок, посвященных особенностям предотвращения аварийных ситуаций в условиях низких температур наружного воздуха.

12.3. Обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения.

12.4. Наличие для тепловых электростанций и котельных нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива, устанавливаемых для электростанций ОАО РАО "ЕЭС России" приказом по РАО, для электростанций и котельных, участвующих в энергоснабжении объектов социальной сферы и населения, - в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации; для гидравлических электрических станций - возможности оптимального использования гидроресурсов.

12.5. Выполнение утвержденного плана подготовки к работе в ОЗП, включающего в себя, в том числе, проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении прохождения ОЗП.

12.6. Устранение недостатков (отсутствие замечаний), отраженных в акте проверки готовности к прохождению ОЗП предыдущего года.

12.7. Обеспечение готовности к выполнению в период максимальных нагрузок:

диспетчерских заданий по несению рабочей мощности электростанциями;

передачи электроэнергии и мощности в пределах пропускной способности линий электропередачи;

графиков тепловых нагрузок для всех диапазонов температур зимнего периода в данной местности.

12.8. Положительная оценка результатов проведения объектовой, сетевой, системной, межсистемной противоаварийной тренировки по теме ликвидации возможных аварийных ситуаций, характерных для работы в ОЗП, проведенной в период работы комиссии.

12.9. Отсутствие не выполненных в согласованные (установленные) сроки предписаний надзорных органов, существенно влияющих на надежность работы в ОЗП.

13. Дополнительные условия, выполнение которых необходимо для положительного решения комиссии о готовности организации к работе в ОЗП:

13.1. Готовность к работе схем защит и автоматики, средств связи, систем диспетчерского технологического управления и систем гарантированного электропитания.

13.2. Выполнение плановых ремонтов основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

13.3. Выполнение планов проверки и профилактических работ устройств релейной защиты, противоаварийной и противопожарной автоматики.

13.4. Отсутствие к дате выдачи паспорта внеплановых (аварийных) ремонтов основного оборудования, участвующего в обеспечении прохождения ОЗП, влияющих на несение электрической и тепловой нагрузки, устанавливаемой диспетчерскими графиками.

13.5. Окончание всех работ по утеплению, подготовке отопления и освещения производственных зданий и помещений.

13.6. Наличие и выполнение планов технических мероприятий, направленных на повышение надежности и эффективности работы оборудования, а также выполнение запланированных мероприятий по предупреждению повреждений оборудования, технологических схем и сооружений в условиях низких температур наружного воздуха.

13.7. Выполнение требований взрывопожаробезопасности топливного и кабельного хозяйств, газомасляных систем турбоагрегатов, гидроагрегатов, дизель-генераторов, генераторов, синхронных компенсаторов, трансформаторов и шунтирующих реакторов.

13.8. Обеспечение соответствия установленным требованиям схем и оборудования собственных электрических и тепловых нужд электростанций, подстанций, котельных и теплофикационных пунктов переключения.

13.9. Готовность к ведению аварийно-восстановительных работ в условиях низких температур. Наличие запаса материалов и средств для аварийно-восстановительных работ.

13.10. Отсутствие невыполненных в согласованные (установленные) сроки предписаний внутренних инспекций и подразделений технического аудита электро- и теплоснабжающих организаций.

13.11. Выполнение мер по предотвращению проникновения на охраняемые территории посторонних лиц.

13.12. Наличие утвержденного в установленном порядке положения о взаимоотношениях субъекта энергетики с соответствующим органом оперативно-диспетчерского управления и другой документации, необходимой для осуществления субъектом электроэнергетики оперативного управления эксплуатируемым оборудованием.

14. Кроме того, к дополнительным условиям относятся:

14.1. Для тепловых электростанций и котельных независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности:

готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;

соблюдение водно-химического режима работы электростанций, котельных и тепловых сетей;

выполнение планов ликвидации ограничений тепловой и электрической мощности электростанций, имеющих срок окончания 15 ноября текущего года;

готовность электростанций ОАО РАО "ЕЭС России" к участию в общем первичном регулировании частоты или выполнение плана мероприятий по обеспечению участия каждого турбо- и гидроагрегата, энергоблока в первичном регулировании частоты;

наличие и выполнение сетевого графика работ по обеспечению участия выделенных энергоблоков электростанций в нормированном первичном регулировании частоты электрического тока в порядке, установленном ОАО РАО "ЕЭС России";

отсутствие не выполненных в согласованные (установленные) сроки мероприятий, разработанных и утвержденных по результатам проводимых обследований гидротехнических сооружений;

отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх назначенного в установленном порядке ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации.

14.2. Для организаций, эксплуатирующих электрические сети, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности:

готовность к работе схем плавки гололеда на воздушных линиях электропередачи;

обеспеченность оперативно-выездных и линейных бригад транспортными средствами и средствами связи;

своевременное проведение испытаний оборудования электрических сетей в объеме и сроки, предусмотренные нормативными документами;

отсутствие фактов эксплуатации электрооборудования, устройств релейной защиты, противоаварийной автоматики и связи с отклонениями от требований нормативно-технической и распорядительной документации;

наличие на подстанциях перечней сложных переключений в электрических схемах и соответствующих им типовых бланков (программ);

обеспечение выполнения и соблюдения требований нормативно-технической и распорядительной документации по предупреждению поломок опорно-стержневых изоляторов разъединителей 110 - 220 кВ;

готовность к вводу в действие ограничений режима потребления электрической энергии для предотвращения угрозы нарушения устойчивости режима работы Единой энергетической системы России и предотвращения развития общесистемной аварии;

готовность к выполнению совместно с энергоснабжающими организациями заданий по объемам подключения потребителей к АЧР (автоматике частотной разгрузки), САОН (специальной автоматике ограничения нагрузки), графикам ограничения потребления и временного отключения электрической энергии (мощности) с учетом прогнозируемой нагрузки в ОЗП.

14.3. Для электро- и теплоснабжающих организаций муниципальных образований:

соответствие мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей, присоединенным нагрузкам по каждой системе теплоснабжения;

наличие утвержденных (согласованных) органами местного самоуправления графиков ограничений отпуска тепловой энергии и теплоносителей при недостатке тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;

наличие утвержденных органами местного самоуправления (или органами управления ЖКХ) расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений в работе систем отопления жилых домов;

наличие распорядительного документа, устанавливающего порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах электро- и теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также служб ЖКХ и других органов.

14.4. Для оперативно-диспетчерского управления, осуществляемого организациями электроэнергетики независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности:

наличие и соответствие установленным требованиям документов, определяющих порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления, действия персонала по предотвращению и ликвидации технологических нарушений, включая действия при превышении максимально допустимых перетоков в контролируемых сечениях электрической сети;

готовность ОИК (оперативно-информационного комплекса) к постоянному функционированию и действию при установленном качестве передачи информации в нормальных и аварийных условиях;

наличие и полнота перечней оборудования и устройств АСДУ (автоматизированной системы диспетчерского управления), РЗА (релейной защиты и автоматики), ПА (противоаварийной автоматики) и САР (системы автоматического регулирования), находящихся в оперативном управлении и ведении соответствующего диспетчера;

наличие заданий, согласований и выдачи параметров настройки устройств РЗА и ПА оборудования, находящихся в оперативном диспетчерском управлении и ведении;

наличие заданий энергоснабжающим организациям и крупным потребителям по расчетным объемам АЧР, САОН, графикам ограничения потребления и временного отключения электрической энергии (мощности);

обеспечение в предприятиях электрических сетей - филиалах АО-энерго - оперативно-диспетчерского управления линиями электропередачи и энергетическими объектами, находящимися на балансе АО-энерго.

15. Оформления паспорта готовности к работе в ОЗП организаций ОАО РАО "ЕЭС России": ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", АО-энерго, а также генерирующих компаний осуществляется при получении паспортов готовности всеми входящими в них филиалами и подразделениями, подлежащими оценке. При выполнении указанного условия в срок до 20 ноября текущего года принимается решение о выдаче паспорта готовности перечисленным организациям ОАО РАО "ЕЭС России".

16. При нарушении организацией в течение ОЗП основных или дополнительных условий выдачи паспорта готовности, при неустранении в согласованный комиссией срок недостатков, указанных в приложении к акту готовности, выданный паспорт аннулируется по решению лица, назначившего комиссию по проверке готовности организации к работе в ОЗП.

17. По итогам прохождения ОЗП (после 31 марта) электро- и теплоснабжающие организации (предприятия, подразделения организации), а также их вышестоящие и управляющие организации издают приказы, дающие оценку результатов прохождения ОЗП и утверждающие планы подготовки к работе в предстоящий ОЗП.

к Положению об оценке готовности

электро- и теплоснабжающих

организаций к работе

в осенне-зимний период

к Положению об оценке готовности

электро- и теплоснабжающих

организаций к работе

в осенне-зимний период

ПАСПОРТА ГОТОВНОСТИ ЭЛЕКТРО- (ИЛИ ТЕПЛО-) СНАБЖАЮЩЕЙ

ОРГАНИЗАЦИИ К РАБОТЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Примечание. Паспорт готовности заверяется печатью организации, назначившей комиссию.

1. Какие нормативно-технические документы регламентируют сроки и порядок проведения технического освидетельствования теплотехнического оборудования тепловой электрической станции?

2. Обязательно ли включение в состав комиссии по техническому освидетельствованию теплотехнического оборудования специалистов специализированных организаций и Ростехнадзора?

3. Какая ответственность предусмотрена в случае, если техническое освидетельствование не проведено?

Ответ: 1. Сроки проведения технического освидетельствования теплотехнического оборудования тепловой электрической станции регламентированы Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утв. Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, а порядок проведения регламентирован - Тепловые электрические станции. Методики оценки состояния основного оборудования". Приказ 28.03.2007 № 200 "Об утверждении и вводе в действие стандарта организации ОАО РАО "ЕЭС России.

Необходимый объем выполняемых работ следует согласовать в виде плана работ с представителями Госэнергонадзора РФ и органом местного самоуправления, осуществляющего контроль за

2. Обязательное включение в состав комиссии по техническому освидетельствованию теплотехнического оборудования специалистов специализированных организаций и Ростехнадзора Правилами не предусмотрено. Тем не менее, в соответствии с тем же документом, техническое освидетельствование оборудования тепловых энергоустановок и (или) сетей, подконтрольных Госгортехнадзору России, производится в соответствии с правилами Госгортехнадзора России. Из этого следует, что это требование может стать обязательным.

3. Ответственность для случая, если техническое освидетельствование теплотехнического оборудования тепловой электрической станции не проведено в сроки, оговоренные Правилами оценки готовности к отопительному периоду, что в конечном итоге ведет к срыву выполнения планов (ТЭС и городской МВК) подготовки к отопительному сезону, предусматривается в соответствии с действующим законодательством: в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации за ненадлежащее исполнение должностными лицами органов местного самоуправления своих обязанностей в связи с подготовкой коммунальной инфраструктуры и жилого фонда к отопительному сезону, повлекшие срыв отопительного сезона, возникновение коммунальных аварий и прекращение подачи тепловой энергии населению в зимний период, образует состав преступления, предусмотренного статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации (халатность). Прокуроры ориентированы на принятие исчерпывающих мер, направленных на привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Из вышеизложенного следует, что руководитель ТЭС не несет административной и уголовной ответственности за срыв подготовки к отопительному сезону и выполнению работ по освидетельствованию теплотехнического оборудования, даже если оно было предусмотрено утвержденным планом работ по подготовке к отопительному сезону, так как это не предусмотрено действующим законодательством.

Обоснование: В общем случае сроки и порядок проведения технического освидетельствования теплотехнического оборудования тепловой электрической станции регламентируется в соответствии с п.1.5.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утв. приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229.

Кроме этого основного документа, определяющего требования к решению перечисленных выше задач, следует учитывать действие нормативных документов, относящихся к теплогенерирующему оборудованию ТЭС, в том числе и тепловых сетей, находящихся в зоне ответственности ТЭС.

Кроме этих НТД, к нормативным документам, определяющим ежегодную периодичность в связи с ежегодной подготовкой к отопительному сезону, сроки и порядок проведения работ по освидетельствованию следует отнести Правила оценки готовности к отопительному периоду, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

В соответствии с пунктом 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 11 Правил оценки готовности к отопительному периоду контролируется выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 2.6.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок Техническое освидетельствование тепловых энергоустановок производится комиссией, назначенной руководителем организации. В состав комиссии включаются руководители и специалисты структурных подразделений организации. Председателем комиссии, как правило, назначается ответственное лицо за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, либо специалист из теплоэнергетического персонала, имеющий соответствующий уровень квалификации.

В общем случае невыполнение требований в пределах Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации влечет за собой дисциплинарное наказание в пределах договора о найме.

Муниципалитетам следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон) обязанность по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов возложена на органы местного самоуправления поселений и городских округов.

Согласно положениям статьи 20 Закона проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Вопрос от 18.06.2019:

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

В соответствии с пунктом 9.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, зарегистрированным в Минюсте России 02.04.2003 № 4358 (далее – Правила), промывка систем отопления проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб.

В соответствии с пунктом 9.3.24 Правил до включения отопительной системы в эксплуатацию после монтажа, ремонта и реконструкции перед началом отопительного сезона проводится её тепловое испытание.

Вопрос от 30.05.2019:

Ответ: Согласно ч. 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190), в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

В пункте 16 статьи 2 ФЗ № 190 приведено определение теплосетевой организации - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии. Пунктом 12 статьи 2 ФЗ № 190 установлено, что передача тепловой энергии, теплоносителя – это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Эксплуатация паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата и других сетевых сооружений, осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.

В соответствии со статьей 9.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

К тепловой сети, являющейся в соответствии с приложением № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасным производственным объектом, предъявляются требования промышленной безопасности.

Согласно ч. 1 статьи 9.1. КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
  • на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 3 статьи 9.1. КоАП РФ грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
  • на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Вопросот 30.05.2019:

Ответ: Требования по оценке готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии указаны в Правилах оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 (далее – Правила оценки).

Согласно п. 2 Правил оценки, проверка к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется Ростехнадзором, а проверка теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Так, согласно п. 18 Правил оценки, для оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

  1. наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций; ;
  2. наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;
  3. выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

С учетом вышеизложенного, для получения паспорта готовности к отопительному периоду, муниципальному образованию необходимо соблюсти все требования п. 18 Правил оценки, в том числе, выполнение требований Правил оценки готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии, которыми так же являются организации, обслуживающие аварийные объекты.

2.2.1. Начальник дирекции управления движением организует проведение следующих мероприятий:

до 15 апреля проводит анализ работы хозяйства движения в прошедший зимний период и в течение июня разрабатывает мероприятия по подготовке хозяйства движения к предстоящему зимнему периоду с учетом допущенных эксплуатационных и технологических потерь;

до 1 сентября в соответствии с перечнем особо снегозаносимых станций разрабатывает варианты плана формирования, который вводится при возникновении затруднений с пропуском вагонопотоков через такие станции, в том числе с переносом сортировочной работы на другие станции;

до 1 октября производит корректировку графика движения поездов в связи с окончанием летних ремонтно-путевых работ и отменой некруглогодичных пассажирских поездов.

2.2.2. Заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) организует:

до 15 сентября (для железных дорог 1 группы) и до 1 октября (для железных дорог 2 группы) проведение комиссионного осмотра готовности станционного хозяйства к работе в зимних условиях;

до 1 августа закрепление руководителей за крупными станциями для оказания практической помощи в вопросах подготовки станций к работе в зимний период с непосредственным выездом ответственных на эти станции.

2.2.3. Начальник железнодорожной станции проводит следующие мероприятия:

до 10 апреля проводит анализ работы станции в прошедший зимний период и в течение июня направляет свои предложения для включения в мероприятия по подготовке станционного хозяйства к предстоящему зимнему периоду, разрабатываемые центрами организации работы железнодорожных станций, а начальник важнейшей станции совместно с руководителями структурных подразделений разрабатывает мероприятия по подготовке станционного хозяйства к предстоящему зимнему периоду с учетом допущенных эксплуатационных и технологических потерь;

до 15 июля формирует рабочую группу по подготовке станционного хозяйства к работе в зимних условиях (важнейшие станции);

до 15 августа совместно с начальником дистанции пути определяет станционные пути для отстоя снегоуборочной техники и пути для выгрузки снега;

до 15 сентября на заседании рабочей группы рассматривает с причастными подразделениями готовность к работе в зимний период всех обустройств станции;

контролирует и требует от причастных руководителей организации уборки закрепленных территорий, мест погрузки и выгрузки.
2.3. Хозяйство коммерческой работы в сфере

грузовых перевозок
2.3.1. Подготовка хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок к работе в зимний период осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

2.3.2. Начальник службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок дирекции управления движением обязан:

до 1 июня на основе анализа результатов работы в прошедший зимний период разработать дорожные организационно-технические мероприятия по подготовке хозяйства к работе в предстоящих зимних условиях;

до 1 июля завершить работу с грузоотправителями и грузополучателями — владельцами железнодорожных путей необщего пользования по уточнению порядка обследования этих путей на предмет готовности к работе в зимних условиях;

до 1 октября организовать завершение подготовки пунктов коммерческого осмотра и коммерческих постов безопасности к работе в зимний период;

контролировать выполнение графика проведения на отдельных участках железной дороги обследования железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», а также на основании договоров — обследований железнодорожных путей необщего пользования, не принадлежащих ОАО «РЖД» (совместно с владельцами железнодорожных путей необщего пользования);

постоянно осуществлять контроль за укомплектованием штата работников массовых профессий, ходом подготовки «первозимников» к работе в зимний период;

в августе-октябре организовать проведение, с выездом работников службы, проверок выполнения в центрах организации работы железнодорожных станций организационно-технических мероприятий по подготовке к работе в зимних условиях.

2.3.3. Начальник центра организации работы железнодорожных станций в ходе подготовки хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок к работе в зимних условиях обязан до 1 июля утвердить по всем станциям примыкания графики проведения обследования железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», с окончанием обследования до 1 сентября, а также согласовать с владельцами, грузоотправителями и грузополучателями порядок и сроки проведения обследования принадлежащих им железнодорожных путей необщего пользования.

В процессе обследования железнодорожного пути необщего пользования осуществляется проверка:

готовности средств снегоборьбы, состояния хозяйства пути (верхнего строения пути, земляного полотна, железнодорожных переездов, междупутий, в части очистки от деталей верхнего строения пути и мусора), габаритов, погрузочно-разгрузочной техники;

готовности к применению профилактических мер против смерзаемости грузов;

тепляков и других устройств, предназначенных для разогрева и рыхления перед выгрузкой грузов, прибывающих в смерзшемся состоянии.

По результатам обследования железнодорожного пути необщего пользования его владельцу выдаются рекомендации по устранению выявленных недостатков.

При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, взаимодействие с грузоотправителем, грузополучателем или владельцем железнодорожного пути необщего пользования осуществляется на основании статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [1].

2.3.4. Начальник центра организации работы железнодорожных станций организует:

до 15 октября обеспечение пунктов коммерческого осмотра и других объектов хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок запасом материалов в соответствии с установленными нормами;

до 1 июля разработку и утверждение инструкций о порядке организации очистки напольных устройств систем АСКО ПВ при работе в зимних условиях;

до 1 ноября подготовку стационарных устройств электрообогрева, а также, при необходимости, шланговой пневмоочистки для обеспечения нормального функционирования напольных устройств систем АСКО ПВ;

по утвержденным планам-графикам выполнение работ по вводу в эксплуатацию новых объектов по плану капитальных вложений, а также выполнение объемов капитального ремонта по объектам хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок.
2.4. Хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры
Центральная дирекция инфраструктуры:

до 1 июня с учетом результатов анализа работы Центральной дирекции инфраструктуры в прошедший зимний период и с учетом предложений дирекций инфраструктуры разрабатывает и утверждает у курирующего вице-президента план организационно-технических мероприятий по подготовке хозяйств Центральной дирекции инфраструктуры к работе в предстоящий зимний период и направляет их в дирекции инфраструктуры для исполнения;

рассматривает и утверждает планы подготовки хозяйств Центральной дирекции инфраструктуры к работе в зимних условиях;

создает рабочую группу для рассмотрения подготовки хозяйств Центральной дирекции инфраструктуры к работе в зимний период;

закрепляет за дирекциями инфраструктуры руководителей Центральной дирекции инфраструктуры из числа заместителей начальника Центральной дирекции инфраструктуры и начальников управлений;

до 1 августа разрабатывает график контрольных проверок подготовки к работе в зимних условиях с выездом закрепленных руководителей на территориальные дирекции инфраструктуры;

контролирует выполнение плана подготовки хозяйств Центральной дирекции инфраструктуры к работе в зимних условиях два раза в месяц, начиная с 15 июля.

Заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) (совместно с заместителем начальника дирекции инфраструктуры – начальником отдела инфраструктуры):

хозяйство пути:

до 1 октября на железных дорогах первой группы и до 15 октября на остальных железных дорогах осуществляет контроль за подготовкой пунктов обогрева и приема пищи для рабочих бригад 2 и 3 очереди, привлекаемых на работы по уборке снега, проведением мероприятий по охране труда и обучению работников особенностям работы в зимний период;

вагонное хозяйство:

обязан постоянно обеспечивать контроль за освоением средств капитального строительства, капитального ремонта зданий и сооружений и технологического оборудования эксплуатационных вагонных депо;

хозяйство автоматики и телемеханики:

осуществляет контроль за выполнением ремонтных и инвестиционных программ, направленных на повышение надежности работы обустройств сигнализации, централизации и блокировки, механизированных и автоматизированных сортировочных горок, с рассмотрением хода реализации не реже 1 раза в квартал;

хозяйство электрификации и электроснабжения:

до 15 сентября контролирует:

комиссионную проверку расчистки охранных зон контактной сети, линий электроснабжения, устройств сигнализации, централизации и блокировки и связи от древесно-кустарниковой растительности и деревьев, угрожающих падением на железнодорожный путь, контактную сеть и провода воздушных линий, с окончанием работ по выявленным замечаниям не позднее 1 ноября;

проверку выполнения регламентных работ, в том числе выполнение профилактических и ремонтных работ на контактной сети, тяговых подстанциях, устройств энергетики и электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки;

до 1 ноября контролирует:

завершение ремонтных работ и подготовку подъездных путей к тяговым подстанциям, районам контактной сети, районам электроснабжения, дистанциям электроснабжения, мастерским дистанций электроснабжения;

комиссионные проверки освещенности открытых пространств железнодорожных объектов (станционных путей, переездов и др.), резервных источников питания, устройств сигнализации, централизации и блокировки (ДГА), обеспечения надежного электроснабжения объектов жизнеобеспечения (котельные, водозаборы и др.);

опробование электрообогрева стрелочных переводов, электропитания компрессорных установок пневматической очистки стрелочных переводов.

Начальник службы дирекции инфраструктуры:

службы пути обязан:

до 1 июня подготовить анализ прошедшего зимнего периода по службе пути и мероприятия к работе в предстоящий зимний период;

до 1 июня на основе анализа материалов весеннего комиссионного осмотра хозяйства пути при необходимости откорректировать в установленном порядке адресные планы оздоровления хозяйства пути важнейших сортировочных, грузовых, участковых и пассажирских станций;

до 1 ноября рассмотреть и утвердить перечень мероприятий (в соответствии с разделом 4 настоящей Инструкции), проводимых при температурах наружного воздуха ниже –30 °С;

в сентябре-октябре организовать детальную проверку пути на неблагополучных участках и работу по устранению недостатков, угрожающих безопасности движения и осуществлять контроль за состоянием этих участков в течение зимнего периода;

контролировать завершение летних путевых работ в установленные сроки, приведение территорий станций, пути на перегонах и полосы отвода в состояние, обеспечивающее безаварийную работу снегоуборочных и снегоочистительных средств;

до 1 ноября обеспечить укомплектование штата монтеров пути и машинистов компрессорных установок в соответствии с расчетными нормами;

службы вагонного хозяйства обязан:

до 1 октября на дорогах 1 группы и до 1 ноября на остальных железных дорогах обеспечить проведение опытных поездок с тормозо-испытательными вагонами по участкам с затяжными спусками с уклоном более 18 ‰ с участием машинистов-инструкторов, инструкторов по тормозам эксплуатационного вагонного депо и представителей служб вагонного хозяйства и дирекции тяги;

постоянно осуществлять контроль за укомплектованием штата работников эксплуатационных вагонных депо;

до 20 октября обеспечить пункты технического обслуживания вагонов и их подразделения неснижаемым технологическим запасом узлов и деталей вагонов;

с июня по ноябрь обеспечить контроль за выполнением в установленные сроки организационно-технических мероприятий по подготовке структурных подразделений эксплуатационных вагонных депо дирекции инфраструктуры к работе в зимних условиях;

службы автоматики и телемеханики обязан:

до 1 июля разработать и утвердить у начальника дирекции инфраструктуры комплекс мероприятий по приведению технических средств и технологического оборудования в состояние, соответствующее требованиям нормативных документов;

обеспечить постоянный контроль за выполнением комплекса мероприятий по своевременной подготовке хозяйства к работе в зимних условиях;

на 1 и 15 число каждого месяца, начиная с 15 июля, после заслушивания докладов начальников дистанций сигнализации, централизации и блокировки предоставлять письменный отчет о ходе выполнения комплекса мероприятий по подготовке устройств к работе в зимних условиях по хозяйству в Управление автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры по форме приложения 1 к настоящей Инструкции;

в сентябре-октябре по утвержденному графику организовать силами работников службы автоматики и телемеханики проверки выполнения комплекса мероприятий по подготовке всех дистанций сигнализации, централизации и блокировки к работе в зимних условиях;

до 1 ноября предоставлять в Управление автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры и руководству железной дороги письменный отчет по результатам проведенных проверок и готовности дистанций сигнализации, централизации и блокировки к работе в зимних условиях;

службы электрификации и электроснабжения обязан:

до 1 июля на основе регламента управления электрификации и электроснабжения разработать организационно-технические мероприятия по обеспечению устойчивой работы хозяйства в предстоящий зимний период с учетом местных климатических условий по каждой дистанции электроснабжения;

до 1 июня организовать совместно со службами пути, автоматики и телемеханики и дирекциями связи проверку содержания полосы отвода железной дороги, охранных зон воздушных линий электроснабжения сигнализации, централизации и блокировки, определить необходимые объемы расчистки их от древесно-кустарниковой растительности и деревьев, угрожающих падением на железнодорожный путь, контактную сеть и воздушные линии. Подготовить и утвердить у начальника дирекции инфраструктуры план расчистки охранных зон воздушных линий от древесно-кустарниковой растительности с привлечением структурных подразделений дирекции инфраструктуры и подрядных организаций;

до 1 октября пересмотреть и скорректировать оперативный план действий эксплуатационного персонала дистанций электроснабжения при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;

организовать совместно с дирекцией по эксплуатации и ремонту путевых машин проверки средств борьбы с гололедом, в т.ч. установок механической очистки гололеда на автомотрисах, дрезинах, прицепных платформах, схем профилактического подогрева контактного провода или плавки гололеда токами короткого замыкания в гололедных районах;

организовать проверки контактной сети по главным путям перегонов и станций вагоном-лабораторией с повышенным статическим нажатием токоприемника 200–230 Н (20–23 кгс), на скоростных участках — 300–350 Н (30–35 кгс) или электровозом с двумя поднятыми токоприемниками, имеющими эквивалентное повышенное нажатие. Объезд выполняют: до 1 ноября на дорогах Сибири, Урала, на севере Октябрьской железной дороги, в Башкирии на Куйбышевской железной дороге; до 1 декабря — на Калининградской и Северо-Кавказской железных дорогах; до 15 ноября — на остальных железных дорогах. На участках железных дорог, где объезд контактной сети с повышенным статическим нажатием выполнен при плюсовой температуре воздуха, при достижении температуры воздуха –15 °С и более необходимо выполнить повторный объезд;

до 1 ноября совместно с дирекциями тяги и по ремонту тягового подвижного состава организовать проверки наличия и укомплектованности эксплуатационных локомотивных депо вибропантографами, пневмобарабанами электровозов, противогололедной смазкой для токоприемников электроподвижного состава. Разработать совместно с дирекцией по эксплуатации и ремонту путевых машин график движения электровозов и автомотрис с гололедоочистительными установками;

до 1 октября обеспечить укомплектование аварийно-восстано­вительного запаса и материально-технических ресурсов;

Требования по оценке готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии указаны в Правилах оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103.

Согласно п. 2 Правил оценки, проверка к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется Ростехнадзором, проверка теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Сроки выдачи паспортов готовности к отопительному периоду составляют:

  • не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии,
  • не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций,
  • не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

Ответ: До 1 мая текущего года необходимо разработать Приказ о подготовке предприятия к отопительному периоду и План мероприятий по подготовке к отопительному периоду (провести ремонтно-технические мероприятия, подготовить и провести проверку знаний персонала, определиться с тем, кто будет ответственный за тепловое хозяйство, создать запас оборудования и материалов, провести гидравлические испытания систем теплоснабжения и теплопотребления и т.д.) по подготовке к предстоящему отопительному периоду с учетом предписаний Ростехнадзора, опыта прошедшего года.

Ответ: В соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 , сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

В случае устранения, указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в установленные сроки, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

Муниципальное образование, не получившее по объектам проверки паспорт готовности до 15 ноября, обязано продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Ответ: Существуют нормативно-правовые акты, которыми мы руководствуемся в принятии решения о выдаче паспорта готовности. Все нормативно-правовые акты размещены на сайте Ростехнадзора. Муниципальное образование получает паспорт готовности, если выполнены требования по готовности теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии и требования по готовности для муниципальных образований в соответствии Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103.

Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Муниципальное образование получает паспорт готовности, если выполнены требования по готовности теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии и требования по готовности для муниципальных образований в соответствии Правилами оценки готовности к отопительному сезону. Ростехнадзор рассматривает документы по готовности потребителей и теплоснабжающих организаций, которые формирует муниципальное образование.

Таким образом, оценка основывается на данных комиссии муниципального образования.

Какие документы необходимо подготовить при проверки готовности муниципальных образований?

Ответ: Для оценки готовности к отопительному периоду муниципальным образованиям необходимо представить следующие документы:

  • план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций.
  • документы, подтверждающие наличие системы мониторинга состояния теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения,
  • акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта всех теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период, и паспорта готовности всех теплосетевых организаций
  • Необходимо будет представить акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период,
  • распорядительный документ о назначении в установленном порядке комиссии по проверке готовности теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период,
  • программы проведения проверки готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, утвержденные руководителем (заместителем руководителя) администрации муниципального образования.
  • Будут запрошены подтверждающие документы о соответствии фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам, перечень теплоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования,
  • перечень потребителей тепловой энергии, в отношении которых проводится проверка готовности к отопительному периоду.
  • Потребуется предоставить порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло -, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления,
  • соглашение об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом «О теплоснабжении» (часть 5 и часть 6 статьи 18), документы о наличии бесхозяйных тепловых сетей, источников тепловой энергии, предпринятые органами местного самоуправления поселений или городских округов для определения эксплуатирующей теплосетевой организации.

Вопрос от 28.02.2018:

Ответ: При проведении мероприятий по контролю за подготовкой муниципальных образований к предстоящему отопительному периоду, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору руководствуется требованиями Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее – Правила оценки готовности) и Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 21.03.2003 № 115 (далее – ПТЭТЭУ).

В соответствии с п. 2 Правил оценки готовности, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее – уполномоченные органы).

Согласно п. 13 гл. III Правил оценки готовности, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду, уполномоченным органом в отношении данных организаций должны быть проверены, наряду с иными, следующие документы:

  • организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;
  • соблюдение водно-химического режима.

Согласно п. 12.4 ПТЭТЭУ, эксплуатация котлов без докотловой или внутрикотловой обработки воды не допускается.

Отсутствие водоподготовительных установок на котельных напрямую влияет на безопасную эксплуатацию котлов и котельного оборудования и как следствие – выход из строя котлов (течь котлов) из-за наличия накипи на внутренних поверхностях труб котлов.

Управление Ростехнадзора направит информационное письмо по данному вопросу в Центральный аппарат Ростехнадзора.

Вопрос от 29.05.2018:

Может ли теплоснабжающая организация претендовать на получение акта и паспорта готовности, если замечания комиссии к выполнению требований по готовности к отопительному периоду выполнены?

Ответ: Согласно пункту 12 Приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 “Об утверждении «Правил оценки готовности к отопительному периоду» теплоснабжающая организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний по готовности, если замечания устранены до даты, установленной пунктом 10 Правил, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, необходимо уведомить комиссию об устранении замечаний для проведения повторной проверки.

После проведения повторной проверки, при положительном заключении комиссии, оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду и выдается паспорт готовности.

В случае, если замечания по готовности устранены после даты, установленной пунктом 10 Правил, организация уведомляет комиссию об устранении замечаний. Комиссией проводится повторная проверка, при положительном заключении комиссии, оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Вопрос от 24.09.2018:

Ответ: Законодательством Российской Федерации ответственность должностных или юридических лиц в случае невыдачи паспорта готовности к отопительному периоду не предусмотрена.

Вопрос от 24.09.2018:

Ответ: В соответствии с пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления.

Таким образом, в случае невыполнения в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, паспорт готовности не выдается.

Вопрос от 23.05.2019:

Ответ: Электроснабжение котельных согласно СП "Котельные установки» должно осуществляться в зависимости от категории котельной по надежности отпуска тепловой энергии потребителю.

Котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категории согласно СП "Котельные установки».

  • к первой категории относятся: - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой и второй категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла;
  • ко второй категории - остальные котельные.

Исходя из вышесказанного котельные, относящиеся к первой категории по надежности отпуска тепловой энергии должны иметь первую категорию надежности по электроснабжению; а котельные, относящиеся ко второй категории по надежности отпуска тепловой энергии должны иметь вторую категорию надежности по электроснабжению.

Требования по организации электроснабжения в соответствии с первой и второй категориями надежности установлены «Правилами устройства электроустановок».

Вопрос от 23.05.2019:

Ответ: В соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» методики и программы проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, должны быть согласованы специализированными организациями в органах государственного энергетического надзора.

Вопрос от 23.05.2019:

Ответ: При подготовке к работе в ОЗП потребителей тепловой энергии уполномоченным органом проверяется состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии. При этом, в соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», у потребителя тепловой энергии должны быть:

  • Акты промывки тепловых сетей потребителя, акты испытания тепловых сетей потребителя на прочность и плотность;
  • Акты приемки оборудования из ремонта с оценками качества отремонтированного оборудования и качества выполнения ремонтных работ.

Вопрос от 23.05.2019:

Ответ: В соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», работы, выполняемые при капитальном ремонте тепловых энергоустановок, принимаются по акту. К акту приемки прилагается вся техническая документация по выполненному ремонту, а именно: эскизы, акты промежуточных приемок по отдельным узлам и протоколы промежуточных испытаний, исполнительная документация, акты промывок и испытаний ТЭУ и т.д.

На оборудование, работающее под давлением (паровые котлы, водогрейные котлы и тепловые сети с температурой горячей воды свыше 115 0 С), исполнительная документация по ремонту должна соответствовать требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» [новый документ].

Вопрос от 26.06.2019:

Пунктом 67 Регламента определено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Ростехнадзор либо соответствующий территориальный орган Ростехнадзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Ростехнадзор либо территориальный орган Ростехнадзора.

Читайте также: