Если работник учится в вечерней школе

Опубликовано: 03.10.2024

Нередко студенты или аспиранты совмещают обучение с работой в штате организации. В этом случае они имеют право на специальный учебный отпуск, который поможет лучше подготовиться к сессии, государственной итоговой аттестации или к защите диссертации. У бухгалтера возникает вопрос: в каком случае работникам положен учебный отпуск, какой продолжительности он должен быть, как оплачивается и какие документы нужно оформить. Мы расскажем об этом в статье.

Для сотрудников, которые получают образование и одновременно работают, существуют гарантии и компенсации, которые перечислены в ст. 173-176 гл. 26 ТК РФ. Вкратце, работающие студенты и аспиранты могут рассчитывать на дополнительный (учебный) отпуск, который оплачивается в ряде случаев, на полную или частичную оплату дороги к месту учебы и обратно, а также на сокращенную рабочую неделю.

Формы компенсаций зависят от формы обучения и от вида получаемого образования. Например, работник, который готовится к защите докторской диссертации, может получить полугодовой отпуск с сохранением среднего заработка, а студент колледжа на очной форме для сдачи сессии может взять 10 дней отпуска в год без содержания.

Кому работодатель должен предоставить учебный отпуск?

В онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете оформить учебный отпуск и рассчитать средний заработок. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите бухучет, платите зарплату, отправляйте отчетность и пользуйтесь поддержкой наших экспертов.

  • Студентам ВУЗов, которые получают образование по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры, а также абитуриентам ВУЗов.
  • Аспирантам, студентам ординатуры, которые проходят подготовку высшей квалификации или готовятся к получению ученой степени.
  • Студентам средних специальных учебных заведений, которые получают профессиональное образование, а также абитуриентам колледжей и техникумов.
  • Ученикам вечерних школ, которые получают основное общее или среднее общее образование.

При каких условиях предоставляется учебный отпуск?


Сотрудник может рассчитывать на учебный отпуск, если он в первый раз получает образование данного уровня. Например, если сотрудник уже получил высшее образование и получает второе высшее, то по Трудовому кодексу отпуск на время сессий ему не положен. Но все меняется, если работник направляется для получения образования работодателем и по этому поводу заключен ученический договор или условия учебы оговорены в трудовом договоре. В таком случае работодатель может предоставить оплачиваемый учебный отпуск.

Если студент трудится в двух компаниях, то гарантии и компенсации ему предоставляются только в одной — по выбору сотрудника. Если ему нужно оформить отпуск и по второму месту работы, чтобы уехать на сессию или готовиться к итоговой государственной аттестации, то рассчитывать можно только на договоренности с руководством и неоплачиваемый отпуск.

Еще один нюанс: Трудовой кодекс предполагает отпуска для тех студентов, которые учатся в заведениях с государственной аккредитацией. Аккредитация должна подтверждаться в справке-вызове, которую присылает работающему студенту его ВУЗ или колледж. В соответствии с правилами, учебный отпуск можно предоставлять после предъявления справки-вызова из образовательного учреждения. В справке должны значиться:

  • Регистрационный номер аккредитации.
  • Дата выдачи аккредитации.
  • Орган, который выдал свидетельство о госаккредитации.

Если учреждение не имеет госаккредитации, то работающий студент может рассчитывать на компенсации только по установлению коллективного договора или трудового договора.

Продолжительность учебного отпуска

В онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете оформить учебный отпуск и рассчитать средний заработок. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите бухучет, платите зарплату, отправляйте отчетность и пользуйтесь поддержкой наших экспертов.

Учебный отпуск не может быть дольше срока, который указан в ТК, если иное не предусмотрено трудовым или коллективным договором.

  • Для вступительных экзаменов в ВУЗ, а также для итоговой сессии после подготовительных курсов в университет или академию полагается 15 календарных дней отпуска (зарплата не сохраняется).
  • Для вступительных экзаменов в колледж или техникум отводится 10 дней отпуска (зарплата не сохраняется).
  • Студентам-заочникам ВУЗов полагается 40 календарных дней в год для сдачи сессий на 1 и 2 курсах, 50 дней на последующих курсах и до 4 месяцев для подготовки к итоговой государственной аттестации и защите диплома (за студентом на время отпуска сохраняется средний заработок).
  • Студентам-очникам ВУЗов полагается 15 календарных дней отпуска в год для сдачи сессий, 4 месяца для подготовки к итоговым экзаменам и защите диплома (зарплата не сохраняется).
  • Заочникам аспирантуры, ординатуры — 30 дней отпуска в год, плюс время на проезд до учебного заведения и обратно (начисляется средний заработок). Также аспиранты могут получить еще один выходной день в неделю с сохранением оплаты 50%. На последнем году обучения они могут запросить два дополнительных выходных в неделю без сохранения зарплаты. Если аспирант допущен к соисканию степени кандидата или доктора наук, ему полагается дополнительный отпуск в три или шесть месяцев (начисляется средний заработок).
  • Студенты-заочники колледжей и техникумов, получающие среднее профессиональное образование, получают учебный отпуск в 30 календарных дней на первом курсе и 40 дней на следующих курсах, до 2 месяцев для сдачи выпускных экзаменов и защиты диплома (начисляется средний заработок). Эти студенты могут сократить рабочую неделю на 7 часов в течение 10 месяцев перед началом выпускных экзаменов.
  • Студенты-очники колледжей и техникумов получают 10 календарных дней учебного отпуска в год для сдачи сессий и до 2 месяцев для сдачи выпускных экзаменов и защиты диплома (зарплата не сохраняется).
  • Ученики вечерних школ получают 9 календарных дней отпуска при сдаче экзаменов за 9 класс (основное общее образование) и 22 дня при сдаче экзаменов за 11 класс (среднее общее образование) - с сохранением среднего заработка. Ученики могут получить дополнительных выходной день в неделю в течение учебного года.

Есть еще одно приятное для работающих студентов обстоятельство: студентам-заочникам ВУЗов, которые учатся и работают в разных городах, работодатель оплачивает проезд к учебному заведению и обратно один раз в год. Студентам-заочникам колледжей и техникумов работодатель раз в год оплачивает половину стоимости проезда к учебному заведению и обратно. По договоренности с работодателем к учебному отпуску может быть добавлен ежегодный оплачиваемый отпуск.

Как оформить учебный отпуск?

Прежде всего работник, который претендует на учебный отпуск, должен написать заявление и предоставить справку-вызов из учебного заведения. После этого в организации выпускается приказ о предоставлении сотруднику учебного отпуска. Бухгалтерия подписывает записку-расчет, в которой рассчитывается средний заработок. Далее, нужно сделать пометки об учебном отпуске в личной карточке работника, лицевом счете и табеле учета рабочего времени.

Как оплачивать учебный отпуск?

Мы уже писали выше, что учебный отпуск может предоставляться с сохранением среднего заработка или без содержания — это зависит от того, на какой форме обучения числится студент. Для заочников средний заработок сохраняется, для очников — нет. Также некоторые работники имеют право дополнительный свободный от работы день с сохранением 50% оплаты в этот день в некоторые периоды. Подробно все нюансы раскрыты в статьях 173-176 Трудового кодекса.

Средний заработок следует рассчитывать по правилам, перечисленным в Постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2007 №922. С суммы, выплаченной работнику на время учебного отпуска, нужно удержать НДФЛ, сама сумма включается в базу для расчета страховых взносов и относится в расходы при расчете налога на прибыль.

В законе не прописано точно, за сколько дней до начала учебного отпуска следует выплатить работнику средний заработок, но это точно нужно сделать до его начала. Если сотрудник не предоставил справку-подтверждение вовремя, то выплаты все равно необходимо совершить до отпуска, но впоследствии сделать в бухучете сторнировочные записи на сумму среднего заработка, который был выплачен.

В онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете оформить учебный отпуск и рассчитать средний заработок. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите бухучет, платите зарплату, отправляйте отчетность и пользуйтесь поддержкой наших экспертов.

Если специалист предоставил справку-вызов на сессию, ему полагается ученический отпуск. Причем той продолжительности, которая указана в документе. И уменьшать число дней отпуска нельзя даже по просьбе работника. Это далеко не все нюансы, о которых следует знать, если в учреждении работают сотрудники, которые совмещают работу с обучением.

Уровни образования

  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование (бакалавриат, специалитет, магистратура).

Порядок предоставления гарантий и компенсаций

  • на дополнительный (учебный) отпуск;
  • на оплату проезда к местонахождению образовательного учреждения и обратно;
  • на сокращение продолжительности рабочего дня в течение недели.

Отметим, что сотрудник может совмещать работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях. Тогда данные гарантии и компенсации предоставляются только в связи с его учебой в одном из этих учреждений. В каком именно - выбирает сам работник.

Учреждение начального, среднего, высшего профобразования обучающегося (поступающего) работника должно иметь государственную аккредитацию, которая подтверждается соответствующим свидетельством. При ее отсутствии гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с обучением, устанавливаются коллективным или трудовым договором.

Данные гарантии и компенсации полагаются сотрудникам только по основному месту работы (ч. 1 ст. 287 Трудового кодекса РФ). Значит, совместители, обучающиеся в образовательных учреждениях, воспользоваться данными льготами не могут.

К тому же не стоит забывать, что кроме всего вышесказанного, сотрудник должен успешно обучаться в образовательном учреждении. То есть у него не должно быть задолженностей по изучаемым дисциплинам, он обязан выполнять все виды работ (курсовые, лабораторные и прочие), сдавать зачеты и экзамены, предусмотренные учебным планом, а также быть допущенным к очередной сессии.

Предоставляем учебный отпуск

Сроки учебного отпуска

Таким образом, работникам, которые учатся в учреждениях высшего профобразования по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения и успешно осваивают эти программы, дополнительно предоставляются оплачиваемые отпуска. Их продолжительность в силу статьи 173 Трудового кодекса РФ составляет:

  • 40 дней - при прохождении промежуточной аттестации на первом и втором курсах;
  • 50 дней - при прохождении промежуточной аттестации на третьем и каждом последующем курсе, а также при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе;
  • до четырех месяцев (в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования) - для прохождения государственной итоговой аттестации.
  • допущены к вступительным испытаниям, проходят итоговую аттестацию подготовительных отделений - 15 дней;
  • проходят промежуточную аттестацию (очная форма обучения) - 15 дней в учебном году;
  • осуществляют подготовку и защиту выпускной квалификационной работы и сдачу итоговых госэкзаменов (очная форма обучения) - четыре месяца;
  • сдают итоговые госэкзамены (очная форма обучения) - один месяц.
  • ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска по месту своей работы (30 календарных дней);
  • один свободный от работы день в неделю (с оплатой в размере 50% от получаемой заработной платы).

Сотрудникам, обучающимся в учреждениях среднего профобразования по заочной и очно-заочной формам обучения, согласно статье 174 Трудового кодекса РФ, дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются в случаях:

  • прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах (по 30 дней) и на каждом из последующих (по 40 дней);
  • прохождения государственной итоговой аттестации (до двух месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы среднего профобразования).
  • вступительных испытаний - 10 дней;
  • промежуточной аттестации (очная форма обучения) - 10 дней в учебном году;
  • государственной итоговой аттестации (очная форма обучения) - до двух месяцев.

Отметим, что к дополнительным отпускам по соглашению работодателя и сотрудника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска (ч. 2 ст. 177 Трудового кодекса РФ). При этом учебный отпуск подменять ежегодный не должен.

Документальное оформление

  • написать соответствующее заявление;
  • предоставить справку-вызов из учебного заведения.

Ее форма для вузов утверждена приказом Минобразования России от 13 мая 2003 г. № 2057, для заведений среднего профобразования - приказом Минобразования России от 17 декабря 2002 г. № 4426.

Справка-вызов оформляется по письменному (или устному) требованию учащегося. В ней указывается фамилия, имя, отчество студента и наименование места его работы.

Справка-вызов, предоставленная сотрудником работодателю, должна быть подписана руководителем соответствующего образовательного учреждения.

Отметим, что по собственной инициативе работодатель имеет право предоставить обучающемуся работнику учебный отпуск большей продолжительности по сравнению с той, которая установлена Трудовым кодексом РФ. Порядок предоставления и длительность такого отпуска должны быть указаны в трудовом или коллективном договоре.

Сокращение рабочей недели

Такая льгота применяется в период десяти учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации. В данных случаях рабочая неделя может быть сокращена на семь часов. Для этого сотрудник должен подать работодателю соответствующее заявление.

По соглашению сторон трудового договора возможны два варианта такого сокращения: предоставление сотруднику одного свободного от работы дня в неделю или сокращение продолжительности рабочего дня в течение недели.

За время освобождения от работы таким сотрудникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже МРОТ. Напомним, что на сегодняшний день он составляет 5205 рублей в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ).

Оплачиваем проезд

Данная льгота распространяется и на сотрудников, получающих среднее профессиональное образование (заочная форма обучения). Однако им возмещается только 50 процентов стоимости проезда.

Конечно же, для того, чтобы работодатель смог оплатить проезд, сотрудник должен представить ему заявление на компенсацию расходов по проезду и проездные документы.

Важно запомнить

Все льготы в связи с обучением сотрудника предоставляются ему только в том случае, если образовательное учреждение, в котором он учится, имеет государственную аккредитацию. При этом не важно, поступил сотрудник в учебное заведение самостоятельно или был направлен на обучение работодателем.

Всем известно: работникам, которые совмещают работу с обучением, работодатель обязан предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск. Право на отпуск работникам, обучающимся в общеобразовательных вечерних школах, закреплено ст. 211 КЗоТ.

Но кроме сохранения среднего заработка на время отпуска в связи с обучением, для обучающихся работников законодательством предусмотрены и другие гарантии, в частности, предоставление свободных от работы дней (часов). Для работников, обучающихся в общеобразовательных вечерних школах, эта гарантия закреплена в ст. 209 КЗоТ. Укажем, в чем она состоит.

Во-первых, на период учебного года таким работникам сокращают рабочую неделю на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели). Их освобождают от работы в течение учебного года не более чем на 36 рабочих дней (далее — р. дн.) при шестидневной рабочей неделе или на соответствующее им количество рабочих часов. При пятидневной рабочей неделе количество свободных от работы дней изменяется в зависимости от продолжительности рабочей смены при условии сохранения общего количества свободных от работы часов.

Во-вторых, за время освобождения от работы лицу выплачивают 50 % средней зарплаты по основному месту работы, но не ниже минимального размера зарплаты.

С учетом вышесказанного разберемся в вопросе подробнее.

Свободные от работы дни предоставляют по желанию работника

Норма ст. 209 КЗоТ является обязательной для выполнения работодателем, поскольку ст. 202 этого же Кодекса возлагает на него обязанность создавать работникам, которые обучаются в учебных заведениях без отрыва от производства, условия для совмещения работы с обучением.

При этом использование свободных от работы дней является правом, а не обязанностью работника, т. е. работник сам решает, воспользоваться ему своим правом или нет и в каком объеме. Для этого он должен предоставить работодателю соответствующее заявление, в котором указать, какое количество свободных от работы дней и когда он желает использовать.

Таким образом, если работник желает использовать свободные от работы дни и предоставил соответствующее заявление, то работодатель не может отказать ему. Без заявления работника работодатель не может в одностороннем порядке определить, когда именно и в каком объеме работнику использовать свободные от работы дни.

Кроме того, считаем, что одного заявления будет недостаточно, ведь, как следует из ст. 209 КЗоТ, свободные от работы дни предоставляют:

1) если работник обучается в средних общеобразовательных вечерних (сменных) школах, классах, группах с очной, заочной формами обучения при общеобразовательных школах;

2) на период учебного года;

3) при успешном обучении работника.

Поэтому работник должен представить справку из учебного заведения, подтверждающую факт его обучения, а также информацию о продолжительности учебного года (ежегодно). Кроме того, работник должен подтвердить, что обучается успешно.

Какие результаты обучения в вечерних школах считают успешными, законодательство не уточняет. Но по сложившейся практике, обучение считают успешным в тех случаях, когда работник, совмещающий работу с учебой, выполнил в срок письменные учебные работы, не имеет задолженности по предыдущим семестрам и получил положительные оценки по экзаменам и зачетам текущего семестра (учебного года).

Заметим, что в высших учебных заведениях подтверждением успешного обучения с целью предоставления учебного отпуска является справка-­вызов, выданная учебным заведением. Форма такой справки утверждена приказом Минобразования. Что касается вечерних школ, то для них подобных справок на законодательном уровне не утвердили. Если учебное заведение присылает работодателю справку-вызов, составленную в произвольной форме, то она может быть подтверждением успешного обучения работника. Но это может быть и любая справка, заверенная печатью учебного заведения, содержащая информацию о результатах обучения работника.

Как вы уже обратили внимание, ст. 209 КЗоТ:

— ограничивает период, в течение которого применяется рассматриваемая гарантия;

— определяет способы сокращения рабочего времени;

— регулирует порядок сохранения среднего заработка за сокращение времени работы.

Как предоставлять работнику свободные от работы дни (часы)

Суть ст. 209 КЗоТ заключается в сокращении продолжительности рабочего времени и увеличении за счет этого продолжительности свободного от работы времени, которое работник может и должен использовать для подготовки к занятиям, выполнения домашних заданий.

Поэтому периодом, в течение которого исчисляют и гарантируют сокращение рабочего времени, является учебный год. Общеустановленного значения термин «учебный год» не имеет. В общеобразовательных школах он, как правило, начинается с 1 сентября и заканчивается в конце июня. Но, как мы указывали выше, лучше эту информацию уточнить непосредственно в учебном заведении.

Предусмотрено два способа сокращения рабочего времени:

1) путем сокращения рабочей недели на один день, вследствие чего уменьшается количество рабочих дней. Так, если в учреждении установлена пятидневная рабочая неделя, то продолжительность рабочей недели работника, обучающегося в вечерней школе, составит 4 р. дн.;

2) путем сокращения числа рабочих часов в течение недели, равных в сумме продолжительности свободного от работы рабочего дня. Так, если продолжительность рабочего дня составляет 8 ч, то в течение недели продолжительность рабочих дней сокращают в сумме на 8 ч.

Внимание! В ст. 209 КЗоТ определен максимум свободных от работы рабочих дней (часов) в течение учебного года.

Так, при шестидневной рабочей неделе он составляет 36 р. дн. (первый способ) или соответствующее им количество рабочих часов, т. е. 288 р. ч (второй способ).

При пятидневной рабочей неделе количество свободных от работы дней изменяется в зависимости от продолжительности рабочей смены при условии сохранения общего количества свободных от работы часов.

То есть при пятидневной рабочей неделе количество свободных от работы дней (часов) учреждение должно определить самостоятельно. Количество таких дней зависит от продолжительности рабочей смены (дня), но при этом общее количество свободных от работы часов (как при шестидневной, так и при пятидневной рабочей неделе) должно быть одинаковым.

Статья 173. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней ;подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца;сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:работникам, допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования, - 15 календарных дней;работникам - слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов - 15 календарных дней;работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации - 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.Работникам, успешно обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.Работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период десять учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Статья 174. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 40 календарных дней;подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца;сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:работникам, допущенным к вступительным испытаниям в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, - 10 календарных дней;работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации - 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца, для сдачи итоговых экзаменов - один месяц.Работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно в размере 50 процентов стоимости проезда.Работникам, обучающимся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.По соглашению сторон трудового договора, заключаемому в письменной форме, сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня (смены) в течение недели.Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Статья 175. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи экзаменов на 30 календарных дней в течение одного года.Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях начального профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Статья 176. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в IX классе - 9 календарных дней, в XI (XII) классе - 22 календарных дня.Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.Работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, в период учебного года устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов в течение недели). За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Статья 177. Порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Указанные гарантии и компенсации также могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.К дополнительным отпускам, предусмотренным статьями 173 - 176 настоящего Кодекса, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.Работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений .


Голина, Л. Н. Особенности профессиональной деятельности педагогов вечерних школ / Л. Н. Голина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/12534/ (дата обращения: 26.05.2021).

В статье рассматривается особенности работы педагогов вечерних школ и факторы риска профессиональной деятельности.

Ключевые слова: вечерняя школа, работающая молодежь, дезадаптивные подростки, профессиональные риски, реорганизация

The article discusses the peculiarities of work of teachers of evening schools and the risk factors of professional activity.

Key words: evening school, working youth, disadaptive teenagers, occupational risks

Изменение социально-политической ситуации в стране изменению статуса вечерних школ. Классические школы для взрослых появились в конце XIX века, к ним относились как начальные учреждения, так и профессиональные школы для рабочих. В настоящее время вечерние школы выполняют функцию обучения и воспитания социально-дезадаптированных подростков, а заочная форма обучения позволяет совмещать работу и учебу совершеннолетним учащимся.

В данной статье мы бы хотели рассмотреть особенности работы специалистов вечерних школ и факторов риска, которые способствуют снижению профессиональной деятельности педагогов и успешности освоения общеобразовательных программ учащимися.

В настоящее время большое количество учащихся вечерних (сменных) школ являются несовершеннолетними. И каждый из них был переведен в виду ряда социально-психологических причин.

Значительный процент учащихся были вынуждены перейти в вечернюю школу в связи с тяжелым материальным положением или являются детьми из социально-неблагополучных семей.

Отсутствие взаимодействия с родителями

Социальное неблагополучие учеников вечерних школ часто сопровождается отсутствием контакта или нежеланием его поддерживать со стороны родителей. Предоставление детям чрезмерной свободы (поздние уходы из дома, отсутствие внеурочной занятости) или, наоборот, полное ограничение свободы (отсутствие возможности иметь друзей, посещать досуговые мероприятия) приводит к негативным взаимоотношениям с родителями. В случае возникновения трудной ситуации в рамках образовательного процесса, педагогу часто не к кому обратиться. Во многих вопросах именно педагог заменяет «значимого взрослого», принимая на себя дополнительные функции, не связанные с образовательным процессом.

Пренебрежительное отношение коллег

Несмотря на то, что в трудовой книжке учителя вечерней школы стоит классическая запись, педагоги оторваны от статуса «школьного учителя». Данные различия проявляются как в законодательной базе, так и в непосредственном отношении коллег. Так в ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года говорится о том, что досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Однако, согласно Постановлению Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указывается, что трудовой стаж в вечерних школах (или центрах образования) не засчитывается, если в образовательном учреждении менее 50 % несовершеннолетних. Таким образом, педагоги большинства данных учреждений не имеют права на досрочную пенсию [2].

Особое отношение складывается и с коллегами из дневных школ. Индивидуальные особенности учащихся часто не принимается во внимание при оценке эффективности деятельности педагогов. При оценке профессионализма педагога учитывается, прежде всего, успешность ученика, но за короткий период обучения ребенка в вечерней школе (большинство детей поступают на один-два учебных года для получения основного общего образования) полностью компенсировать упущенное за семь-восемь лет, не всегда представляется возможным.

Клевцовой С.Н. был проведен анализ контингента вечерних школ Ростовской области и согласно полученным данным около 40 % учеников, прибывших в вечернюю школу из дневной, хотя бы раз оставались на повторное обучение [1].

Высокая вероятность закрытия

Общее образование в вечерних школах Российской Федерации получает около 250 тысяч учащихся, которые обучаются по очной и заочной форме.

Количество вечерних школ в регионах страны отличается. Так по данным государственного органа федеральной службы государственной статистики по г. Москве в столице в настоящее время насчитывается 21 вечерняя школа, в которых обучаются около 7000 учеников.

Региональный аспект имеет большое значение и для вечерних школ. Ряд регионов полностью отказались от существования данных заведений, признав их нерентабельными. Так, Ингушская республика, Коми-Пермяцкий автономный округ реорганизовали вечерние школы. Наибольшее количество учебных заведений и их наполняемость отмечены в ряде регионов приволжского (Пермский округ, Башкортостан, Татарстан), сибирского (Кемеровская, Новосибирская область) и южного федеральных округов (Краснодарский край, Ростовская область, республика Дагестан).

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается менее 700 самостоятельных вечерних школ и реорганизация большинства из них обоснована экономическим кризисом и снижением необходимости обучения работающей молодежи. Только в г. Волгограде за последние несколько лет из восьми действующих вечерних школ осталось только четыре [3]. Ситуация напряжения связана с постоянной угрозой закрытия и потерей рабочего места. Данный фактор является причиной ухода молодых специалистов, готовых внедрять новые стандарты образования, из школы.

Отсутствие государственных специализированных учебных программ

В связи с отсутствием единого государственного стандарта для вечерних школ (в отличии от советской системы образования) каждое образовательное учреждение создает свои разработки, часто просто на основе простого объединения тем в планировании. В итоге учителю приходится осваивать с учениками тот же курс, что и в общеобразовательных школах, но в предельно короткие сроки.

Небольшой коллектив в вечерней школе одновременно является и фактором благоприятных, более близких отношений на работе и, в тоже время, может иметь негативные последствия. Педагогу приходится выполнять гораздо больший объем обязанностей и одновременно совмещать сразу несколько должностей. Часто педагоги имеют несколько классных руководств, преподают один-два учебных предмета и совмещают всё это с административными обязанностями. Такая многоплановость деятельности, часто становится фрустрирующей.

Низкая заработная плата и отсутствие необходимого материально-технического и методического обеспечения становится причиной смены работы, в результате чего молодые специалисты практически не работают в вечерней школе. Многие педагоги продолжают работать в данных учреждениях в виду возраста или невостребованности в других организациях.

Несмотря на высокие факторы риска в работе педагогов, вечерние школы продолжают выполнять значимую функцию в образовательной системе страны. В настоящее время вечерняя школа с особым образовательным пространством, предоставляет возможность адаптации социально-неблагополучным и неуспевающим детям, а также работающей молодежи.

Читайте также: