Если работодатель не делал отчисления в пенсионный фонд по льготной пенсии

Опубликовано: 07.05.2024

Результатом проведения специальной оценки условий труда (ранее - аттестация рабочих мест) и присуждение рабочему месту определенного класса и подкласса по степени вредности и (или) опасности труда в соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» становится установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд является обязанностью работодателя в силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Вне зависимости от исполнения или неисполнения этой обязанности работодателем работник имеет право на получение страхового обеспечения в силу абз. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Кроме этого, в силу абз. 6 ч. 1 ст. 15 указанного закона работник обладает правом получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд. Неисполнение работодателем обязанности по перечислению страховых взносов не влечет для работника негативных последствий, что подтверждается судебной практикой (решение Пучежского районного суда Ивановской области от 28.01.2016 дело 2-24/2016). Вместе с тем во избежание возможных споров с Пенсионным фондом в будущем при назначении пенсии работник может приложить определенные усилия для стимулирования работодателя перечислять взносы, как это указано ниже.

Отметим, что информация о результатах проведения специальной оценки условий труда передается в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда. При этом обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»). Однако в вопросе передачи результатов специальной оценки условий труда работодатель обладает правом, но не обязанностью самостоятельно передать ее результаты в государственные органы в силу ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», в случае если такая обязанность не исполняется организацией, проводившей оценку условий труда.

При этом даже в том случае, если результаты проверки не переданы работодателем или организацией, проводившей оценку условий труда, работодатель обязан уплачивать дополнительный тариф, размер которого установлен в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и составляет в зависимости от вида работ 6 или 9%, что выше установленного той же статьей дополнительного тарифа для класса 3.2 по итогам аттестации – 4%.

В связи с изложенным можно прийти к выводу, что в данной ситуации сам факт непередачи результатов создает для работодателя дополнительные затраты в связи с уплатой дополнительного тарифа в большем размере. Однако, если работодатель не считает условия на рабочем месте вредными и отказывается добровольно уплачивать дополнительные взносы, факт вредности нужно будет устанавливать в суде либо работнику, либо Пенсионному фонду.

Для стимулирования работодателя уплачивать дополнительные страховые взносы работник может выполнить следующие действия.

1. Запросить информацию о начисленных страховых взносах в Пенсионном фонде, а затем обратиться к нему с сообщением о том, что работодатель в полной мере не уплачивает страховые взносы. На основании поступившей информации Пенсионный фонд может обратиться в суд и взыскать с работодателя неуплаченные страховые взносы.

2. Самостоятельно обратиться в суд к работодателю с данным требованием, что подтверждается судебной практикой (решение Сыктывкарского горсуда Республики Коми от 22.12.2015 по делу № 2-11910/2015). В качестве ответчика также может выступать и организация, которая проводила специальную оценку условий труда. В качестве третьего лица может быть привлечен Пенсионный фонд.

Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2016 № 309-КГ16-4485

Ситуация

Сотрудники организации работали во вредных условиях ежедневно менее 80 процентов рабочего времени. В связи с этим они не имели права на досрочную трудовую пенсию по старости, которая предусмотрена законодательством только для тех лиц, которые заняты на "вредных" работах полный рабочий день. Учитывая это, организация не начисляла взносы в ПФР по доптарифам на выплаты данным сотрудникам. Однако проверяющие из ПФР признали это неправомерным.

Позиция Пенсионного фонда

Определяющим фактором для уплаты страхователем взносов в ПФР с применением доптарифов является занятость сотрудника на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, далее – Закон № 212-ФЗ).

Наличие или отсутствие права на досрочную пенсию не имеет значения для начисления указанных взносов. Поэтому даже если сотруднику досрочная пенсия не положена, но его должность в соответствии со списками (Список № 1 и Список № 2, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10) предполагает занятость на "вредных" или тяжелых работах, работодатель обязан платить с начисленных такому физлицу выплат взносы в ПФР по доптарифам.

Позиция суда (решение в пользу страхователя)

Взносами в ПФР облагаются выплаты в пользу физлиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Целью уплаты страхователем данных взносов является поступление в бюджет ПФР средств на выплату таким физлицам досрочной трудовой пенсии по старости (ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Правила подсчета периодов работы, которые включаются в стаж для досрочной пенсии, утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила № 516). Согласно п. 5 Правил № 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы во вредных или тяжелых условиях труда в течение 80 процентов времени и более (п. 5 Разъяснений, утв. постановлением Минтруда России от 22.05.1996 № 29).

Исходя из этого, если сотрудник занят на "вредных" работах ежедневно менее 80 процентов рабочего времени, у него нет права на досрочную трудовую пенсию, т.е. у работодателя отсутствует обязанность облагать выплаты в его пользу взносами в ПФР с применением доптарифов.

Аналогичные выводы

Постановление АС Волго-Вятского округа от 21.09.2015 № Ф01-3734/2015 по делу № А82-19103/2014 (оставлено в силе определением ВС РФ от 24.12.2015 № 301-КГ15-17887)

Постановление АС Уральского округа от 03.06.2016 № Ф09-5128/16

Постановление АС Уральского округа от 18.11.2015 № Ф09-7277/15 (оставлено в силе определение ВС РФ от 09.02.2016 № 309-КГ15-19443)

Противоположные выводы

Письмо Минтруда России от 13.10.2015 № 17-3/В-502

Письмо Минтруда России от 26.11.2014 № 17-3/В-570

Рекомендации

Облагать взносами в ПФР по доптарифам выплаты лицам, должности которых поименованы в списках (Списке № 1 или Списке № 2), даже если они не имеют права на досрочную пенсию (заняты на работах с вредными или тяжелыми условиями труда менее 80 процентов рабочего времени).

Это поможет избежать претензий со стороны проверяющих из ПФР, ведь Минтруд России в разъяснениях придерживается позиции, что обязанность работодателя платить взносы по доптарифам с выплат сотрудникам не зависит от того, включается или нет период, в котором начислены данные выплаты, в стаж для назначения досрочной пенсии.

Кроме того, согласно пенсионному законодательству периоды "вредной" работы учитываются при подсчете стажа физлица для досрочной пенсии только при условии, что в это время работодатель уплачивал за него взносы по доптарифам. Такое правило прямо предусмотрено в п. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Причем в данной норме ничего не сказано о продолжительности занятости в течение рабочего дня во вредных и (или) тяжелых условиях труда. Соответственно, неуплата взносов по доптарифам за сотрудника, который занят на "вредных" работах менее 80 процентов рабочего времени, ущемляет его права на получение пенсии досрочно.

Возможность не облагать вознаграждения работникам взносами в ПФР по доптарифам при отсутствии у них права на досрочную пению, скорее всего, придется отстаивать в суде.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Как проверить, все ли периоды работы включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости? Почему их могут не учесть и что делать в таком случае?

Если ПФР не включил в специальный стаж периоды работы на вредном производстве

Гарантии и компенсации – за вредность

Дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, с 2014 г. предоставляются по результатам специальной оценки условий труда на основании Трудового кодекса РФ.

Объем предоставляемых льгот и компенсаций зависит от класса условий труда. Статья 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» содержит подробную классификацию производств по степени вредности: 1 – оптимальные, 2 – допустимые, 3 – вредные, 4 – опасные.

Виды гарантий и компенсаций

Опасные условия труда

Повышенный размер оплаты труда – не менее чем на 4% (ст. 147 ТК РФ)

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 дней (ст. 117 ТК РФ)

Сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов (ст. 92 ТК РФ)

Обязательное прохождение всеми работниками предварительных, периодических и (по медицинским показаниям) внеочередных медосмотров, а для работников на подземных работах ‒ еще и в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (ст. 213, 330.3 ТК РФ)

Независимо от подкласса вредности или опасности, за счет средств работодателя

Бесплатная выдача всем работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами (ст. 221 ТК РФ)

Независимо от подкласса вредности или опасности, за счет средств работодателя

Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н)

При воздействии
определенных вредных
производственных факторов

Досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537; Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10)

Работодатель платит в Пенсионный фонд повышенные страховые взносы. Вредный или опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ

Статья 219 ТК РФ позволяет расширить указанный перечень гарантий и компенсаций в коллективном договоре и других локальных нормативных актах предприятия с учетом финансового положения работодателя. Также в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества, условия труда, более благоприятные по сравнению с указанными в законах, иных нормативных правовых актах и соглашениях (ст. 41 ТК РФ; Письмо Минтруда России от 21 августа 2019 г. № 15-1/ООГ-1867).

Работникам, для которых гарантии и компенсации были установлены до 1 января 2014 г., а также тем, кто трудоустроился после этой даты, гарантии и компенсации должны предоставляться в виде, установленном по результатам аттестации рабочих мест, до проведения специальной оценки условий труда (п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ). Результаты аттестации, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г., применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ и п. 3 ст. 428 НК РФ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными или опасными.

Размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным, трудовым договорами. Если работодатель присоединился к отраслевому (межотраслевому) соглашению, должен применяться размер доплаты за вредность, указанный в таком соглашении. О том, распространяется ли на работодателя действие отраслевого (межотраслевого) соглашения, можно узнать на сайте Минтруда или ГИТ субъекта РФ, в котором находится организация.

Работодатель вправе изменить уровень гарантий и компенсаций в рамках установленных трудовым законодательством пределов, только если по результатам специальной оценки условий труда было зафиксировано изменение условий труда работников в лучшую сторону (Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 20 июня 2017 г. № 33-2171/2017). При этом работодатель вправе оставить повышенные гарантии и компенсации согласно условиям трудового договора, только в этом случае они уже не будут признаваться установленными законодательством.

Необходимо помнить, что пункт о компенсациях за работу во вредных условиях с указанием характеристик условий труда на рабочем месте является обязательным для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ), а его соблюдение – обязанность работодателя (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, пока соответствующие условия не будут изменены или исключены из трудовых договоров, работодатель обязан предоставлять работникам компенсации в прежних размерах и порядке. Внести в договор такие изменения можно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо по инициативе работодателя с соблюдением требований ст. 74 ТК РФ (т.е. предупредив работника за 2 месяца до изменений условий труда).

Как проверить, включены ли периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости?

Главное условие для включения периодов работы на вредных или опасных производствах в специальный стаж – уплата работодателем за работника повышенных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такая обязанность установлена с 1 января 2013 г. Если стаж работы во вредных условиях не будет учтен на индивидуальном лицевом счете работника в системе обязательного пенсионного страхования, он не сможет претендовать на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Чтобы этого не допустить, проверьте соответствие наименования вашей должности нормативным актам и спискам; узнайте, какой дополнительный тариф установлен для вашего работодателя; выясните, платит ли предприятие дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (за невыполнение этой обязанности работодатель несет ответственность).

Чтобы проверить работодателя, направьте ему по почте заказным письмом с уведомлением письменное заявление о предоставлении информации об уплаченных за вас в период работы страховых взносах с указанием адреса для направления ответа и контактного номера телефона. Заявление можно вручить лично (в двух экземплярах, на одном из которых работодатель поставит отметку о получении). Если вы сменили место работы, направьте заявление бывшему работодателю. Заверенные копии документов, связанных с вашей трудовой деятельностью, работодатель обязан предоставить в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления. Полученные у работодателя документы при необходимости нужно передать в ПФР.

Кроме того, вы самостоятельно можете отслеживать уплату работодателем дополнительных страховых взносов путем получения выписки из своего лицевого счета в ПФР через сайт Пенсионного фонда или клиентскую службу его территориальных органов, через Портал госуслуг или МФЦ.

А если не все периоды работы включили в специальный стаж?

Редакция «АГ» получила от читателя такое письмо: «Я работал бортпроводником в “Трансаэро” с 2011 г. по декабрь 2015 г. Стаж по вредности, по данным ПФР, только по январь 2015 г. Куда делись 10 месяцев? Можно ли через суд признать недостающий стаж вредным?»

10 месяцев могли быть не учтены ПФР из-за неуплаты работодателем дополнительных страховых взносов или непредставления соответствующих сведений о работе.

Полагаем, читателю следует обратиться к работодателю за уточнением информации об отсутствии в ПФР данных о стаже по вредности за указанный период. Возможно, имела место ошибка при уплате дополнительных взносов, и добросовестный работодатель согласится устранить допущенное нарушение. В случае отказа работодателя от добровольного исполнения своей обязанности можно обратиться за защитой своих прав в суд. Исковые требования могут быть адресованы как к работодателю, так и к ПФР.

Предельный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора к работодателю составляет 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 392 ТК РФ). В данном случае полагаем возможным считать этим моментом дату получения официального документа в ПФР. В пределах установленного законом срока к работодателю можно обратиться с иском о начислении и уплате дополнительных страховых взносов.

К ПФР предъявляем иск о включении соответствующих периодов работы в специальный стаж в пределах общего трехгодичного срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ). Полагаем, что следует предпочесть этот вариант, поскольку при положительном решении суда по иску к работодателю все равно будет необходимо обратиться в ПФР за включением в специальный стаж этих периодов. Кроме того, их могут включить в стаж вне зависимости от исполнения работодателем обязанности по уплате дополнительных страховых взносов. Неисполнение им данной обязанности не может ограничить работника в конституционно гарантированных пенсионных правах, а потому права работника не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения или невыполнения работодателем обязанностей, возложенных на него законом (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2020 г. по делу № 88-10639/2020).

Что учесть при обращении в суд?

На практике подобные ситуации встречаются часто, и решения судов по ним весьма неоднозначны. При рассмотрении данной категории дел суды придерживаются позиции, что спорные периоды могут быть включены ПФР в специальный стаж только в случае предоставления работником доказательств работы в это время в особых условиях. Если такие доказательства не будут предоставлены или суд посчитает их недостаточными или недопустимыми (ст. 60 ГПК), спорные периоды в специальный стаж не включат (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14 июня 2019 г. по делу № 33-9696/2019, Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2020 г. № 88-9230/2020).

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30, «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н. Полагаем, в качестве доказательств работы в особых условиях суду могут быть предоставлены следующие документы: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 ТК РФ, трудовой договор, приложения и дополнительные соглашения к нему, архивные справки, справки от работодателя, приказы о назначении на должность, переводе и пр., личные карточки и личные дела, расчетные (платежные) ведомости и лицевые счета, расчетные листки с указанием нормы времени и выработанных часов, выписки из журнала и табеля рабочего времени, а также иные документы по личному составу.

Документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка. В случае отсутствия летной книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений указанная информация может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке, а также справками Федерального агентства воздушного транспорта (Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155)).

Как следует из п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ, специальный стаж (характер работы) не может быть подтвержден свидетельскими показаниям (Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 13 февраля 2012 г. по делу № 33-81-17).

С вопросами о документах, подтверждающих стаж работы в особых условиях труда, следует обращаться в органы Пенсионного фонда РФ.

Льготными пенсиями называют досрочные трудовые пенсии по старости, назначаемые в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[1]. Этой статьей предусмотрены льготные основания для назначения пенсий по старости отдельным категориям работников. Отступление от общего правила обусловлено предоставлением со стороны государства особой поддержки тем работникам, чья трудовая деятельность связана с тяжелыми или опасными условиями труда[2], а также тем, чьи профессии признаны социально-значимыми[3]. Преференции выражаются в виде предоставления им ряда льгот и возможностей, в том числе, льготный подсчет трудового стажа и досрочный выход на пенсию.

Однако нередки случаи, когда работники, обладающие правом на льготную пенсию, выработав необходимое количество лет, обращаются в Пенсионный фонд РФ за ее назначением, но им отказывают. И, как правило, отказывают из-за ошибок, допущенных работодателем.

В настоящей статье проанализируем самые распространенные из них, большей частью относимые к назначению льготных пенсий работникам, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения и работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

· Направление работника на курсы специализации или курсы повышения квалификации.

Повышение квалификации работников предусмотрено трудовым законодательством[4]. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяется работодателем. Более того, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. То есть обучение на таких курсах – профессиональная и производственная необходимость, а периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности работника и должны включаться в стаж работ для назначения льготной пенсии.

По правилам, направление работника на повышение квалификации оформляется приказом (распоряжением) руководителя о направлении на курсы (семинары)[5]. Несмотря на то, что обучение на курсах проходит с отрывом от работы, за работником сохраняется и должность и средняя заработная плата, с которой производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом включению в стаж для назначения льготной пенсии подлежит каждый такой период вне зависимости от его продолжительности.

Надо заметить, что судебная практика по этому вопросу однозначно положительная при достаточности оснований в подтверждение направления на повышение квалификации и успешного ее прохождения. Поэтому остается непонятным, почему органы Пенсионного фонда РФ, осуществляя проверку достаточности стажа для назначения льготной пенсии, выносят отрицательные решения, исключая периоды обучения на курсах повышения квалификации.

Практика:

Так, решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 8 февраля 2011 года по иску К.С. к Управлению пенсионного фонда РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга, требования о включении в специальный стаж, в том числе, периодов обучения на курсах повышения квалификации – удовлетворены. Определением кассационной инстанции решение оставлено без изменения. При этом, ввиду того, что заявитель работала в Бюро судебно-медицинской экспертизы, стаж работы в котором, согласно Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, засчитывается в льготном исчислении, указанные периоды судом включены в стаж также в льготном исчислении – один год как один год и шесть месяцев.

По другому делу, Колышлейский районный суд Пензенской области 5 марта 2008 года вынес Решение об удовлетворении требований истицы о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью – включил в ее специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Кассационная инстанция постановленное решение оставила без изменения, указав при этом, что Управление Пенсионного Фонда РФ по Колышлейскому району Пензенской области необоснованно поставило истицу в неравное положение с другими гражданами, периоды работы которых в вышеназванных должностях засчитаны в специальный стаж, что противоречит конституционному принципу справедливости, а также принципу равенства всех перед законом, закрепленному в ст. 19 Конституции РФ.

Вышеуказанные доводы аналогично применимы и к служебным командировкам работников[6], работающих на соответствующих Спискам должностях и работах, имеющих право на досрочную пенсию, и к периодам отрыва от работы в связи с участием (поездками) на конференции и семинары (короткие временные отрывы от работы). Все эти периоды также подлежат включению в стаж, при условии, что направление работника оформлено приказом, и в приказе указано основание убытия работника и сохранение за ним должности и средней заработной платы.

· Отсутствие отчислений за работника страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Нередки случаи, когда работодатель не надлежаще исполняет свои обязательства по уплате обязательных страховых взносов за работника. В результате, при подсчете стажа, необходимого для выхода на льготную пенсию, из него могут исключить даже те периоды, которые при соблюдении работодателем уплаты отчислений, бесспорно должны были бы входить в него. Под страховыми взносами понимаются взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды - Федеральный и территориальные - обязательного медицинского страхования.

Обращаем внимание, что работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами[7]. В том числе, согласно Закону об обязательном пенсионном страховании, страхователи обязаны зарегистрироваться в установленном порядке в территориальных органах страховщика (территориальные отделы Пенсионного фонда РФ)[8], своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд[9].

Неисполнение обязательных отчислений для работодателя влечет наступление неблагоприятных последствий (санкций) в виде привлечения к ответственности, а для работника фактическое отсутствие отчислений в итоге становится причиной отказа в назначении досрочной трудовой пенсии. Как итог, в стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права[10].

Поэтому важно понимать, что отказ Пенсионного фонда РФ в назначении льготной пенсии по этому основанию не правомерен. Неуплата страхователем (работодателем) в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Практика:

Судебная практика по данному вопросу практически отсутствует, особенно, что касается вопросов о восстановлении пенсионных прав лицам, осуществляющим медицинскую и педагогическую деятельность. Однако проблема отказа органов Пенсионного фонда на этом основании (то есть ввиду неисполнения работодателем обязанности уплаты страховых взносов за работника в Пенсионный фонд РФ) в назначении досрочной пенсии, существует. В связи с этим, приведем в пример недавнее решение суда Московской области по данному вопросу, доводы которого, по мнению автора статьи, могут быть применимы и в отношении других категорий работников, претендующих на льготную пенсию.

Истица обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ о включении периода работы в страховой стаж при начислении пенсии. Судом в удовлетворении ее требований было отказано ввиду того, что в выписке ее лицевого счета застрахованного лица нет сведений о стаже и заработке за спорный период работы, то есть работодателем не производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд. Кассационная инстанция указанное решение отменила и удовлетворила требования истицы в полном объеме, указав, что на истицу, как на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию, не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем (работодателем) своих обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд РФ (Определение Московского областного суда от 20.12.2011 г.).

· Нахождение работника в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком.

Ситуация с периодом нахождения в отпуске по беременности и родам как правило сложностей не вызывает. В соответствии с Трудовым кодексом РФ[11] отпуск по беременности и родам оформляется листком нетрудоспособности (больничным листом), и поэтому чаще всего не исключается из стажа работниками Пенсионного фонда РФ. Продолжительность отпусков по беременности и родам по общему правилу составляет 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов[12].

С периодом же нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком (до полутора или до трех лет) ситуация немного сложнее. Дело в том, что в настоящее время Трудовой кодекс РФ прямо оговаривает, что этот период засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения досрочной трудовой пенсии по старости[13]. Вместе с тем, законом установлено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов[14]. До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. После вступления его в законную силу (06 октября 1992 года) этот период перестал включаться.

То есть, гражданину, работающему в соответствующих Спискам должностях и учреждениях, воспользовавшемуся правом на отпуск по уходу за ребенком после изменения законодательства, этот период не будет засчитываться в льготный стаж для назначения досрочной пенсии. Эта дата действительно является пресекательной. Однако следует отметить, что период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком будет включаться в специальный стаж в том случае, когда приказ о назначении отпуска по уходу за ребенком датирован, к примеру, 05 октября 1992 года, при том - полный его период.

Практика:

Октябрьским районным судом г. Ижевска удовлетворены требования истицы, просившей суд включить в ее специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, не включенный ранее Пенсионным фондом в ее специальный стаж лечебной деятельности, вплоть до 18 сентября 1994 года (Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска УР от 01.03.2011 г.).

По другому дел, суд также включил в стаж и обязал Пенсионный Фонд назначить истице досрочную пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. При этом указал, что отпуск по уходу за ребенком с 06.10.1992 года подлежит зачету в специальный стаж, поскольку установлено, что отпуск у истца начался до внесения изменений в ст. 167 КЗоТ РСФСР, т.е. до 6 октября 1992 года, и с учетом положений ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 чт. 1, ст. 18, ст. 19 и ст. 55 ч. 1 Конституции РФ, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (Решение Московского областного суда РФ от 08.09.2011 г.).

Вышеуказанные ошибки работодателей приводят к отказу Пенсионного фонда РФ в назначении работникам льготной пенсии. Конечно, эти периоды, в случае если они все-таки исключены из специального трудового стажа, при достаточности оснований могут быть восстановлены в судебном порядке.

В целях единства в правоприменительной практике, а также во избежание длительных судебных процессов, будет справедливым отметить, что существуют периоды, которые действительно не учитываются при подсчете стажа для назначения льготной пенсии. Речь идет об отпусках без сохранения заработной платы; периодах работы на несоответствующих утвержденным спискам должностях, работах и профессиях (если они не были предусмотрены ранее действующим законодательством); периодах работы, хотя и на предусмотренных утвержденными списками должностях, работах и профессиях, однако не имеющих официального подтверждения (без записи в трудовой книжке и при отсутствии иных подтверждающих документов) и в некоторых других случаях.

Не включаются также отпуска по уходу за ребенком, назначенные работникам после той самой пресекательной даты – 06 октября 1992 года. Поскольку так называемый «льготный» или «специальный» стаж исчисляется в календарных днях, фактически отработанных на соответствующих видах работ или в соответствующих должностях без условия непрерывности, то периоды работы на должностях, не соответствующих спискам, утвержденным Правительством РФ, даже если они имели место быть между так называемыми учитываемыми периодами работы, при условии исключения установления их тождественности и оспоримости по иным основаниям, также не включаются в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В настоящее время обсуждается принятие отдельного федерального закона, который будет регулировать назначение пенсий отдельным категориям работников – Закон о профессиональных пенсионных системах, проект которого уже внесен в Государственную Думу[15]. Отметим лишь, что связывать его с Законом о трудовых пенсиях будет то, что льготные пенсии по новому закону будут назначаться в тех случаях, если застрахованные лица проработали на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также, если лица приняты для выполнения этих работ после дня вступления в силу нового закона. Если же на дату вступления в силу Закона о профессиональных пенсиях работники, претендующие на назначение льготной пенсии, выработали необходимый стаж, условия ее назначения будут регулироваться Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пенсионная реформа прошла, но вопросы остались. Главный — что идёт в формирование стажа, а что нет, поскольку от этого зависит время выхода на пенсию и размеры выплат. Например, если женщина была в отпуске по уходу за ребёнком — это считается или нет? Недобросовестные работодатели тоже добавляют проблем, поскольку из-за их халатности будущий пенсионер может лишиться и льгот, и стажа, и повышенной пенсии. Не было бы всяких НО, люди бы выходили на пенсию раньше.

Досрочно на 2 года

С 2019 года законодательство ввело понятие «длительный стаж», по достижении которого можно выйти на пенсию на 2 года быстрее, но не раньше 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Для этого надо отработать 37 и 42 года соответственно. Однако сюда не входят служба в армии, декретный отпуск, уход за инвалидом и учёба. То есть, сюда берутся только периоды, в которые работодатель делал отчисления.

Посчитаем. Например, женщина сразу после института, в 23 года, пошла на работу. Два раза уходила в декрет по 1,5 года. На досрочную пенсию она не сможет претендовать. Впрочем, и без детей тоже (23+37=60). Чтобы выйти на пенсию досрочно, надо начать работать максимум в 20 лет, а в декретный отпуск либо сходить на 1 год, либо не ходить вообще. Но и здесь есть оговорка.

Следи за работодателем

Чтобы получить озвученный выше стаж, необходимо работать официально. Но и этого мало — работодатель должен делать страховые отчисления и подавать отчёты в ПФ РФ.

Например, человек официально работал 3 года в небольшой фирме. По неизвестным причинам бухгалтер делал отчисления в Пенсионный фонд, но не сдавал отчёт. Этот период не пойдёт в зачёт стажа.

Не все бухгалтеры одинаково ответственны. Фото: gregemslife.ru

Проблема вскроется только при попытке выйти на пенсию, когда работодателя уже не найти.

Чтобы избежать проблем, надо присматривать за бухгалтерией и проверять формирование баллов. Справку о пенсионных начислениях можно бесплатно получить на портале госуслуг.

Проблема не только в досрочном выходе, на которые многие и не претендуют, но и в льготах. Например, тем, кто работал в сельской местности, полагаются надбавки. Те, кто этот стаж не сможет доказать, ничего не получат.

Дети пенсии не помеха

В СМИ регулярно появляется информация о том, что отпуск по уходу за ребёноком не учитывается для формирования пенсионного стажа. Причём информация преподносится так, что кажется — эти годы вообще вычитаются из стажа. Логика такая: женщина родила двух детей, 6 лет пробыла в декрете, а потом получает маленькие выплаты или вообще не может вовремя выйти на пенсию из-за того, что декрет не вошёл в стаж.

  • 1,8 балла – период ухода за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы;
  • 1,8 балла – период ухода одного из родителей за первым ребенком до 1,5 лет;
  • 3,6 балла – период ухода одного из родителей за вторым ребенком до 1,5 лет;
  • 5,4 балла – период ухода одного из родителей за третьим (четвертым) ребенком до 1,5 лет.

Обращаем внимание, что страховой стаж и накопление баллов идёт только до достижения ребёнком 1,5 лет. Если не удалось получить ясли, и женщина сидит дома до 3 лет, то теряет 1,5 года стажа и баллы.

Многодетные женщины имеют пенсионные льготы, но выплаты могут быть маленькими. Фото: ptzgovorit.com

Почему возникают вопросы? Указанный период не входит в длительный стаж, который даёт право на досрочную пенсию.

Ещё одна оговорка в законе — отпуск по уходу за ребёнком включается в страховой стаж при условии, что до него и после него гражданин работал. Длительность не имеет значения.

Многодетные женщины имеют право на досрочную пенсию. В целом им можно не переживать за стаж, но баллов будет мало, поэтому и выплаты будут низкие.

Итак, о будущей пенсии лучше позаботиться заранее. Официальное трудоустройство — залог будущей пенсии. Не можешь или не хочешь работать официально — делай отчисления самостоятельно (в случае с ИП или самозанятыми) или копи.

Читайте также: