Если расходы превышают доходы физических лиц

Опубликовано: 17.09.2024

В настоящее время мы все чаще становимся посетителями налоговой инспекции: либо добровольно, либо получив уведомление. Для человека, никогда не сталкивавшегося с налоговыми органами, эта ситуация становиться причиной повышенного беспокойства и мучительного поиска истины в ответе на вопросы: должен ли он оплатить начисленный налог, какие документы необходимо представить, в какие сроки, как можно обжаловать неправомерные действия и решения налоговых органов.

В этой статье мы хотели бы прояснить волнующие Вас вопросы.

Прежде всего, необходимо ответить себе на два вопроса: были ли у Вас в текущем году крупные покупки и имели ли Вы иные источники дохода, кроме заработной платы по основному месту работы. Если да, то Вам необходимо знать следующее.

Цель налогового контроля - установление соответствия крупных расходов физических лиц его доходам.

Налоговому контролю подлежат расходы граждан России, приобретших в собственность имущество (недвижимое имущество, механические транспортные средства, акции и иные ценные бумаги, культурные ценности, золото в слитках).

Даже если Вы не представили в налоговые органы сведения о Ваших крупных расходах и всех полученных доходах, то органы, осуществляющие регистрацию сделок с недвижимостью, нотариусы и т.п. в течение 15 дней должны уведомить налоговые органы о фактах регистрации и заверения сделок, зарегистрированных ими. Помимо этого, структуры, осуществляющие учет недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговые органы в течение 10 дней после регистрации о недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах.

Таким образом, после совершения сделки налоговые органы будут иметь сведения, подлежащие налоговому учету.

В случае, если произведенные расходы превышают доходы , заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период , или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица, то ими составляется акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направляется физическому лицу требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

------------------------------------
налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом в налоговый орган по месту жительства. Налоговый период - это календарный год.
------------------------------------

Итак, Вы получили требование явиться в налоговую инспекцию. В течение 60 дней после получения уведомления физические лица обязаны представить специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества.

Вы вправе (но не обязаны) приложить к декларации копии документов, подтверждающих указанные в ней сведения.

Налоговые органы вправе затребовать подлинники приложенных Вами документов.

Если Вы по какой-либо причине не смогли выполнить свои обязанности по представлению налоговой декларации, то необходимо будет оплатить следующие штрафы:

1.Непредставление в налоговые органы в установленный законодательством срок налоговой декларации при отсутствии признаков правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% суммы налога и не менее 100 рублей.

Непредставление декларации в течение 180 дней - штраф в размере 30% суммы налога и 10% суммы налога за каждый месяц, начиная со 181 дня;

2. Непредставление в установленный срок документов, затребованных налоговым органом, влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый непредоставленный документ;

3.Неуплата или неполная уплата суммы налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога;

4.Неправомерное несообщение лицом сведений в налоговый орган повлечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

Необходимо знать, что при наличии хотя бы одного смягчающегося ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит снижению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения.

В случае если Вы в добровольном порядке не оплатили налоги либо штрафы, то данные суммы будут взысканы с Вас в судебном порядке.

Если Вы не согласны с решением налоговых органов и Ваше мнение опирается на нормы права, то Вы можете обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Ваша жалоба должна быть рассмотрена не позже одного месяца. Решение вышестоящего органа высылается в течение трех дней в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Одновременно с подачей жалобы в вышестоящий орган Вы можете подать аналогичную жалобу в суд. Если же Вы решили сначала дождаться ответа на Ваше обращение от вышестоящего налогового органа, но ответ Вас не удовлетворил, то за Вами сохраняется право подачи жалобы в суд.

К сожалению, подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Поэтому только после признания жалобы правомерной вы сможете требовать возврата излишне взысканных с Вас средств.


Главной задачей налоговых органов 2020 году должно было стать обеление доходов граждан. Но пандемия нарушила планы налоговиков, массовые проверки были отложены до лучших времен. Однако к концу года некоторые граждане уже начали получать информационные письма от ФНС с требованием о предоставлении обоснований причин расхождения между их доходами и расходами.

А в недалеком будущем нас ждет тотальный контроль доходов и расходов. Надо отметить, что такой масштабной фискальной атаки на население государство не совершало с начала 1990-х.

Как это будет происходить, что уже начали проверять налоговики и что нас ждет в ближайшем будущем, расскажу в сегодняшней публикации.

Контроль будет усиливаться

Обелить доходы населения наши чиновники мечтали уже давно. В России большой сектор неформальной занятости, и поэтому выведение из тени доходов принесло бы в бюджет значительные суммы.

Впервые контроль над расходами был введен в нашей стране еще в 1990-е годы. Существовала специальная декларация, с помощью которой россияне должны были сообщать налоговым органам, на какие доходы были приобретены крупные покупки (недвижимости, автомобилей, акций, золота и т.д.). Но борьбе с «тенью» это не помогло. На вопрос, откуда деньги на покупки, самым распространенным ответом было: «Накопил». Доказать обратное у налоговиков не было возможности, и контроль сошел на нет.

Сейчас государство снова усиливает налоговый контроль. Благо теперь в арсенале чиновников имеются уже более современные технологии. В налоговых органах уже выстроена ИТ-инфраструктура, позволяющая собирать и обрабатывать информацию о доходах граждан. И теперь налоговики решили взяться и за расходы. Согласно логике ФНС, если человек тратит существенно больше, чем официально зарабатывает, вероятно, у него есть неучтенные доходы. В таком случае с них должен быть уплачен налог.

Михаил Мишустин, бывший глава ФНС и нынешний премьер, еще в 2019 году утверждал, что вся совокупность данных, которые получает сейчас налоговая служба, уже позволяет анализировать соответствие доходов и расходов граждан на протяжении более 10 лет.

Многие из вас уже слышали о создании в России единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении (ЕФИР). Данный ресурс будет формировать и вести Федеральная налоговая служба, и помимо других данных в нем будут собираться сведения о доходах и расходах населения, что позволит усилить контроль за денежными потоками физлиц и повысить собираемость налогов.

Что уже начинает проверять налоговая инспекция

В настоящее время налоговики уже начали осуществлять контроль за расходами граждан. Пока такой контроль проходит в тестовом режиме и касается тех, кто совершал в последние 3 года дорогостоящие покупки.

В своих письмах налоговики указывают стоимость приобретения и официальные доходы покупателя. При выявлении несоответствия сумм официального заработка и дорогостоящих покупок гражданину предлагается доказать происхождение денег на покупку и, в случае отсутствия таких доказательств, уплатить налог.

В будущем расходы, превышающие доходы, придется оправдывать

Создание ЕФИРа, повышение привлекательности безналичных платежей, введение в оборот цифрового рубля, совершенствование IT-платформ, ведение онлайн-касс, обмен информацией между ФНС и ФТС России, включение в систему «маркировки» все большего количества товаров, обмен информацией об операциях между ФНС и российскими банками и налоговыми органами зарубежных стран – все это делается для того, чтобы постепенно усилить налоговый контроль государства за гражданами.

Налоговые органы в будущем смогут без труда сопоставлять официальные доходы граждан и их расходы с целью выявления несоответствия таких сумм. И тогда под контроль могут попасть многие.

Обычно проверка налоговой проводится за 3 предшествующих года. То есть в случае обнаружения нарушений платить налог, пени и штрафы придется за предыдущие периоды. Например, если факт сокрытия доходов будет обнаружен налоговыми службами в 2022 году, то заплатить придется за 2019–2021 годы. То есть если у вас уже сейчас, например, расходные операции по карте превышают ваш официальный доход, то через пару лет вам, возможно, придется доказывать налоговой, откуда вы взяли деньги на такие траты.

Хочу предупредить, что такие лица, помимо уплаты НДФЛ в размере 13%, пени и штрафа, могут еще попасть на НДС. Все дело в том, что в соответствии с Гражданским кодексом, деятельность такого гражданина считается предпринимательской. Для этого достаточно два и более раза получить доход от такой деятельности.

Кроме того, такого гражданина могут привлечь и к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ, предусматривающей даже лишение свободы на срок до 5 лет, если будет выяснено, что такая деятельность причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо была сопряжена с извлечением дохода в крупном размере (более 2,25 миллиона рублей).

Я считаю, что наши власти нашли не лучший момент для борьбы с теневым сектором экономики, принимая во внимание тот факт, что доходы в стране падают шестой год подряд. Борьбу с неуплатой налогов следует прежде всего начинать с тех, кто получает нелегальные доходы в особо крупных размерах. Кроме того, не мешало бы нашим чиновникам задуматься о том, как устранить причины, которые загоняют обычных людей в тень.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения главы 23 НК. Теперь с доходов, превысивших 5 млн рублей, НДФЛ надо платить по ставке 15 %. Расскажем, кого это касается, как посчитать налог по новым правилам и как платить НДФЛ по повышенной ставке.

Кто применяет прогрессивную ставку по НДФЛ

Изменения в главу 23 НК РФ внёс Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ. Согласно новой редакции, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах (ст. 224 НК РФ):

  • 13 % — если сумма налоговых баз за налоговый период равна или меньше 5 млн рублей.
  • 650 тыс. рублей и 15 % от суммы налоговых баз, превышающей 5 млн рублей, — если сумма налоговых баз за налоговый период составляет более 5 млн рублей.

Новую ставку применяют все налоговые агенты, от которых физлица получают доходы (п. 1 ст. 226 НК РФ): российские организации и ИП, нотариусы, адвокаты, обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

Как считать налоговую базу для прогрессивной ставки НДФЛ

Налоговые базы, к которым применяется прогрессивная налоговая ставка, мы собрали в таблице. Для резидентов и не резидентов РФ перечень доходов отличается (п. 2.1 ст. 210 НК РФ, абз. 3-7, 9 п. 3 ст. 224 НК РФ).

  • доходы от долевого участия (в том числе дивиденды, выплаченные иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отражёнными в налоговой декларации в составе доходов);
  • доходы в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и лотерей;
  • доходы от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
  • операции РЕПО, объект которых ценные бумаги;
  • операции займа ценными бумагами;
  • доходы участников инвестиционного товарищества;
  • операции с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;
  • доходы в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в т. ч. фиксированной прибыли);
  • иные доходы, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ — основная налоговая база, к которой относятся зарплата, премии, отпускные и т.п.
  • от трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента;
  • от трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста;
  • от трудовой деятельности участниками госпрограммы по добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей;
  • от трудовых обязанностей членов экипажей судов, плавающих под флагом РФ;
  • от трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ;
  • в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ.

* Не применяется данная ставка к доходам резидентов РФ, облагаемым по ставкам, предусмотренным п. 1.1, 2, 5 и 6 ст. 224 НК РФ.

Каждая из перечисленных баз определяется в отношении доходов физического лица — налогового резидента РФ отдельно. Это общее правило, которое закреплено налоговым кодексом (п.2.статьи 210). К каждому доходу применяются разные вычеты и получается своя база. Совокупность всех баз будут сравнивать с 5 млн рублей с 2023 года. А в 2021 и 2022 гг. с 5 млн будут сравнивать каждую базу самостоятельно.

Таким образом, с 1 января 2021 года введена повышенная ставка НДФЛ в размере 15 % в отношении совокупности всех налогооблагаемых доходов физического лица — налогового резидента РФ, превышающих за налоговый период 5 млн рублей.

Особые правила расчёта в 2021 и 2022 году

В отношении доходов, полученных в 2021 и 2022 году, налоговые ставки, установленные п. 1 и п. 3.1 ст. 224 НК РФ, применяются к каждой налоговой базе отдельно (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Это значит, что если совокупность всех налоговых баз за 2021 год превышает 5 млн рублей, а каждая база в отдельности не достигла этого размера, то ставка 15 % к доходам физлица не применяется.

Пример

Зарплата Михаила 300 000 рублей. За 12 месяцев 2021 года база составляет 3 600 000 рублей. Это основная налоговая база. Дополнительно в марте ему выплачены дивиденды в размере 2 500 000 рублей.

Сумма баз за налоговый период равна 6,1 млн рублей, что превышает 5 млн рублей. Но каждая база в отдельности меньше 5 млн рублей, поэтому ставка 15 % в этом случае не применяется. НДФЛ с доходов Михаила удержат по ставке 13 % и с зарплаты, и с дивидендов.

Как считать НДФЛ, если налоговая база превышает 5 млн рублей

НДФЛ надо исчислять на дату фактического получения дохода. Налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Это применимо ко всем доходам, начисленным физлицу за налоговый период, если в отношении них действует прогрессивная ставка. При этом зачитывается сумма налога, удержанная в предыдущие месяцы текущего года.

При исчислении суммы налога не нужно учитывать доходы, которые налогоплательщик получил от других налоговых агентов.

Пример

Директору ООО ежемесячно выплачивается зарплата 700 000 рублей. Вычеты не предоставляются.
Для расчёта НДФЛ за каждый месяц надо определить налоговую базу нарастающим итогом с начала налогового периода. В зависимости от размера базы, к ней применяется прогрессивная ставка налога и зачитывается налог, удержанный в предыдущие месяцы.

  • Январь. Налоговая база — 700 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей (700 000 × 13 %).
  • Февраль. Налоговая база за 2 месяца — 1 400 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей ((700 000 + 700 000) × 13 % – 91 000 (НДФЛ за январь)).
  • Март. Налоговая база — 2 100 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей, (700 000 × 3 × 13% – 182 000 (НДФЛ за январь и февраль).

Расчёт налога с апреля по июль будет аналогичным. Каждый месяц бухгалтер ООО будет удерживать из зарплаты директора 91 000 рублей и перечислять ему 609 000 рублей.

С августа налоговая база превысит 5 млн рублей и составит 5 600 000 рублей (700 000 рублей × 8 месяцев). Теперь к базе, превышающей 5 млн рублей, будет применяться ставка 15 %. Вот как это работает.

  • Август. Налоговая база — 5 600 000 рублей, НДФЛ — 103 000 рублей (650 000 + (5 600 000 — 5 000 000) × 15 % – 637 000).
  • Сентябрь. Налоговая база — 6 300 000 рублей, НДФЛ — 105 000 рублей (650 000 + (6 300 000 — 5 000 000) × 15 % – 740 000).

За октябрь-декабрь налог нужно будет рассчитывать в таком же порядке. В каждом из месяцев удержанный с зарплаты НДФЛ составит 105 000 рублей, а директор получит на счёт 595 000 рублей.

Общая сумма НДФЛ за год равна 1 160 000 рублей, из которых 510 000 рублей составляет налог, исчисленный по ставке 15% с суммы дохода, превышающей 5 млн рублей. Для сравнения: если бы прогрессивной ставки не было, за год заплатили бы НДФЛ на сумму 1 092 000 рублей.

Как платить НДФЛ с 2021 года

Если на момент уплаты исчисленная и удержанная у физлица сумма НДФЛ превысила 650 000 рублей с начала года, — платите налог в следующем порядке (п. 7 ст. 226 НК РФ):

  • отдельно уплатите по ставке 13 % сумму НДФЛ в части, не превышающей 650 тыс. рублей, которая относится к части налоговой базы до 5 млн рублей включительно;
  • отдельно уплатите по ставке 15 % часть суммы НДФЛ, превышающую 650 тыс. рублей, относящуюся к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей.

При уплате налога по ставке 15 % в платежном документе укажите КБК 182 1 01 02080 01 1000 110 (Приказ Минфина РФ от 12.10.2020 № 236Н).

Доходы, превышающие 5 млн рублей, и НДФЛ по ставке 15 % подлежат отражению в отдельных разделах 6-НДФЛ. Подробнее об этом мы рассказали в статье «Новая форма расчёта 6-НДФЛ с 2021 года».

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Самые важные статьи на почту раз в месяц

Галина, там ведь дальше написано, что с 5 млн будут сравнивать совокупность баз с 2023 года. А то что каждая база определяется отдельно, закреплено, как общее правило, налоговым кодексом. Вот как как написано в статье 210:
"2. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
2.1. Совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации ОТДЕЛЬНО: (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

1) налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

2) налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

3) налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

4) налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

5) налоговая база по операциям займа ценными бумагами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

6) налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

7) налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

8) налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

9) налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе - основная налоговая база). (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ) "

То есть, налоговые базы вычисляются всегда отдельно, а вот сравнивать с 5 млн в 2021-2022 надо каждую базу, а с 2023 совокупность баз.
Ошибка в формулировке есть, но не в том что базы определяются отдельно, а в том что " . начнёт действовать с 2023 года. " - оно уже действует.
Исправим текст. Спасибо за замечание.

Практика налогового контроля за расходами физических лиц довольно часто расходится с действующим законодательством в результате неверного толкования его положений представителями налоговых органов.

Цель автора — посильная помощь налогоплательщикам в разъяснении правовой ситуации и защите их интересов при проведении налоговыми органами контрольных процедур.

Законодательная база

Ст. 86.1-86.3 части 1 НК, устанавливающие необходимость налогового контроля над расходами физических лиц, вступили в силу с 01.01.00 и в неизменном виде действуют по настоящее время.

Справка

  • более высоким размером штрафа за неподачу специальной декларации (при задержке до 90 календарных дней - до 100 МРОТ, свыше 90 календарных дней - до 1000 МРОТ), при этом штрафы подлежали взысканию исключительно в судебном порядке;
  • более широким перечнем видов имущества, контролируемого налоговыми органами;
  • введением минимальной планки стоимости контролируемого имущества: 1000 МРОТ — для стоимости 1 объекта и 3000 МРОТ — для суммарной стоимости нескольких объектов, приобретенных за год (таким образом, предусматривался контроль только для крупных расходов);
  • порядком декларирования имущества физического лица, которое могло быть источником затрат на приобретение контролируемых объектов (наличные денежные накопления не могли быть указаны в декларации об имуществе, подлежащей передаче нотариусу на хранение, в сумме, превышающей 1000 МРОТ.

Какие приобретения подлежат контролю

  1. недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
  2. механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
  3. акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
  4. культурные ценности;
  5. золото в слитках.

Следует учесть, что минимальная планка стоимости имущества, расходы на которое подлежат контролю, не установлена. Поэтому налоговому контролю подлежат любые расходы, независимо от суммы, если приобретается имущество, указанное в перечне.

Это правило применяется, несмотря на то, что в подп.10 п. 1 ст. 31 НК указано, что налоговые органы вправе «контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам». П. 1 ст. 86.1 НК также устанавливает, что «целью налогового контроля за расходами физического лица является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам».

По мнению налоговых органов, если расходы направлены на приобретение имущества, перечисленного в п. 2 ст. 86.1. НК, то этого уже достаточно, чтобы рассматривать их как крупные. Но эта логика, хотя и нацелена на исправление очевидного недочета в законодательстве, является недостаточно обоснованной. Для устранения противоречий необходимо исключить из текста НК о расходах, подлежащих налоговому контролю термин «крупные». Это позволит ликвидировать ложное представление многих налогоплательщиков о том, что контролируются только крупные расходы — превышающие некую, экономически обоснованную, денежную сумму.

Действующий механизм контроля расходов

  1. органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  2. органы, осуществляющие регистрацию механических транспортных средств;
  3. лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами;
  4. нотариусы, удостоверяющие сделки купли-продажи культурных ценностей;
  5. уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках.
  1. выписку из единого государственного реестра, договор купли-продажи — для сделок с недвижимым имуществом;
  2. копию справки-счета, договор купли-продажи (при наличии), выписку из реестра регистрации транспортных средств — для операций с механическим транспортным средством;
  3. договор купли-продажи — для сделок с ценными бумагами;
  4. договор купли-продажи, удостоверенный в установленном порядке — для сделок с культурными ценностями;
  5. договор купли-продажи — для сделок с золотом в слитках.
  1. 5000 рублей — на организации,
  2. 500 рублей — на физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов.

Права и обязанности физического лица

  1. Сведения о декларанте — ФИО, ИНН, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства, контактный телефон.
  2. Сведения о приобретенном имуществе — наименование и местонахождение (для недвижимости), дата приобретения, стоимость.
  3. Сведения об источниках средств, израсходованных на приобретение имущества — наименование и местонахождение источника, период получения средств, вид средств, сумма.

Лицо, представляющее специальную декларацию, вправе приложить к ней заверенные копии документов, подтверждающие указанные в ней сведения.

По требованию налоговых органов составителем специальной декларации или его представителем должны быть представлены для ознакомления и подлинники документов, копии которых были приложены к декларации.

Подп. 1 п. 8 ст. 23 НК установлена обязанность налогоплательщика - физического лица сохранять документы, подтверждающие полученные доходы, только в течение 4 лет. Отсюда следует, что требование налоговой службы представить для подтверждения доходов более старые документы будет считаться неправомерным и налогоплательщик имеет полное право ответить на него отказом. В подп. 11 п. 1 ст. 21 НК указано, что налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные требования налоговых органов и их должностных лиц.

Следует подчеркнуть, что предоставление заверенных копий документов для подтверждения сведений, указанных в специальной декларации, является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Думается, что в ряде случаев в тексте специальной декларации в качестве источника средств, израсходованных на приобретение имущества, правомерно указывать и накопления за предыдущие периоды (от начала трудовой деятельности). Если трудовая биография налогоплательщика была продолжительной - у налоговых органов практически нет шансов доказать незаконность доходов, истраченных на приобретение имущества. Предоставления в налоговый орган каких-либо дополнительных документов при этом не требуется, так как там уже имеется вся информация о полученных и налогооблагаемых доходах налогоплательщика.

Как показывает практика, налоговые органы нередко требуют от налогоплательщика, чтобы сумме произведенного расхода соответствовали доходы за 3 предшествующих расходу года. Но данное требование является незаконным и не подлежит исполнению. Действующее законодательство не ограничивает «глубину» периода, в котором могут быть получены доходы как источники расходов на приобретение имущества, указанного в п.2 ст.86.1 НК.

Права налогового органа

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что права налогового органа по контролю за расходами крайне скудны. Полномочия, предоставленные ему законодательством, как правило, не дают возможности привлекать налогоплательщика к ответственности даже в случае существенного превышения расходов над документально подтвержденными налогооблагаемыми доходами.

Для привлечения к налоговой ответственности недостаточно установить только превышение расходов налогоплательщика над его доходом, необходимо еще доказать наличие в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного НК. При этом согласно п. 6 ст. 108 НК лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Причем, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Незаконные приемы налоговых органов

Налогоплательщик имеет право (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК) получить от налогового органа бесплатную информацию об актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Налогоплательщик, расходы которого подлежат налоговому контролю, имеет право получить от налогового органа исчерпывающую правдивую информацию о содержании своих прав и обязанностей, а также о закрепляющих эти права нормативных актах.

К сожалению, нередко должностное лицо налогового органа сознательно или вследствие недостаточной квалификации вводит налогоплательщика в заблуждение в отношении его прав и обязанностей и содержания соответствующих нормативных актов, предоставляя искаженную информацию.

Когда не потребуют отчет

Согласно п. 2 ст. 86.1 НК налоговому контролю должны подлежать все расходы налогоплательщиков - физических лиц, которые связаны с приобретением недвижимого имущества. Однако в реальности налоговому контролю подлежат лишь расходы покупателя по сделкам купли-продажи недвижимости, поскольку согласно п. 1 ст. 86.2 налоговые органы получают извещения только о регистрации сделок купли-продажи. В результате расходы налогоплательщика - физического лица на приобретение недвижимого имущества по договорам, отличным от договора купли-продажи, в частности, по договорам долевого участия в строительстве - не подлежат налоговому контролю.

Не контролируется и получение в собственность ценных бумаг, культурных ценностей, золота в слитках. Извещение о таком приобретении направляется уполномоченными лицами в налоговые органы только в том случае, если основанием для возникновения прав собственности явился договор купли-продажи. Сведений о приобретении прав собственности по договорам иного вида (мена, дарение и др.) налоговый орган не получает. У него нет оснований для предъявления физическому лицу извещения, которое является одним из обязательных оснований для возбуждения контрольного производства. Соответственно, и у физического лица не может возникнуть обязанности отчитаться об источниках.

В соответствии с п.1 ст.86.1 НК налоговому контролю подлежат расходы только физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ. В соответствии с п.2 ст.11 НК налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Таким образом, если налогоплательщик в течение календарного года находился в РФ менее 183 дней - его расходы не могут быть подвергнуты налоговому контролю на предмет их соответствия доходам.

Правда, в настоящее время МНС РФ подготовлены поправки к статьям НК о контроле над расходами граждан. Согласно проекту при не подтверждении физическим лицом источника дохода налоговым органам будет предоставлено право самостоятельно определять сумму дохода расчетным путем и взимать доначисленный налог в судебном порядке. Объект контроля предполагается ограничить расходами, которые превышают 1 млн. рублей — при покупке недвижимости и 100 тыс. рублей — при приобретении автомобиля. Но вступят ли эти правила в силу — покажет будущее.

Заключение

Действующее законодательство РФ существенно ограничивает полномочия налоговых органов контролировать расходы налогоплательщиков — физических лиц и дает достаточно широкие возможности этим лицам отстаивать свои права.

Грамотные действия налогоплательщиков в отношении налогового контроля над соответствием расходов полученным доходам (до внесения изменений в действующее законодательство РФ) практически исключают начисление дополнительных платежей по налогу на доходы физических лиц в результате контрольных мероприятий.

Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.


Баннерная реклама в рассылке


Новинки книжного магазина "Налоговая помощь"

Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.

Если Вы хотите предложить свой материал для рассылки или у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите.

Если вы не подписались на наши налоговые рассылки, то сделайте это прямо сейчас. Для тех, кто не в курсе, все это абсолютно бесплатно.



О компании "ТаксХелп"

Налоги в России всегда были мощнейшим фактором, влияющим на деятельность предприятий, на финансовое и стратегическое планирование, взаимоотношения между партнерами. И вполне естественно, что для бизнеса любые налоги воспринимаются как лишние издержки. Никто не спорит с необходимостью платить налоги, однако, эти издержки, как любые другие, могут и должны быть оптимизированы.

автор Лариса Трембицкая самозанятая ИП

Самозанятый оказывает услуги компаниям и частным лицам. К ноябрю его в доход достиг установленного лимита — 2 400 000 ₽. После этого самозанятый не может выписывать чеки в приложении «Мой налог» — он «слетел» с режима, и налоговики закрыли доступ к приложению.

Разбираем, можно ли самозанятому работать дальше, и как оформить отношения с заказчиками.

Налоговая инспекция не сообщает самозанятому о снятии с учета. Если плательщик НПД превысил лимит хотя бы на один рубль, ему сразу ограничивают доступ в приложение «Мой налог». Самозанятый не может проводить операции и выписывать чеки. Единственной работающей функцией останется «Налог к уплате» с указанной суммой налога. Как только самозанятый рассчитается с бюджетом, сумма обнулится.

Со следующего года предприниматель может вновь встать на учет как самозанятый, если у него нет долгов по налогу, пеням и штрафам за предыдущий год. Для этого ничего делать не нужно. С нового календарного года приложение «Мой налог» автоматически обновит данные, и самозанятый вновь сможет работать. Но если у него останутся долги перед бюджетом, приложение будет недоступно.

Если самозанятый заработал в текущем году больше 2 400 000 ₽, то у него есть два варианта.

Вариант 1 — временно прекратить предпринимательскую деятельность в качестве самозанятого. До конца календарного года он не сможет учитывать доход в приложении «Мой налог» и формировать чеки для клиентов.

Как только самозанятый теряет статус плательщика НПД, для государства он становится обычным гражданином и обязан заплатить в бюджет подоходный налог 13% с дохода. С бизнес-заказчиками он сможет работать как физическое лицо — тогда компания обязана начислить и уплатить за бывшего самозанятого НДФЛ, страховые взносы и включить его в отчеты по сотрудникам. Если среди клиентов только физические лица, тогда самозанятый обязан самостоятельно отчитаться и уплатить подоходный налог с суммы, превышающей лимит. До 30 апреля следующего года самозанятый заполняет и сдает в ФНС декларацию 3-НДФЛ, а до 15 июля — перечисляет налог.

ПРИМЕР
Самозанятая сдает квартиры в аренду. За 2020 год она получила доход 3 000 000 ₽. Из этой суммы 2 400 000 ₽ она заработала как самозанятая и 600 000 ₽ — как физическое лицо. До 30 апреля 2021 года ей нужно задекларировать только доход — 600 000 ₽ и с этой суммы уплатить 13%.

600 000 ₽ х 13% = 78 000 ₽ — уплатить в бюджет до 15 июля 2021 года.

  • бумажное уведомление заказным письмом или лично;
  • электронное уведомление подписать электронной подписью и передать через личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru.

ПРИМЕР
В ноябре самозанятый зарегистрировал ИП, значит, страховые взносы нужно уплатить за два месяца: ноябрь и декабрь.

Пенсионное страхование: 32 448 ÷12 ×2 = 5408 ₽
Медицинское страхование 8426 ÷ 12 × 2 = 1404,33 ₽
ИТОГО: 6812,33 ₽

Показываем, как заполнить уведомление, если ИП переходит на упрощенку с налога на профессиональный доход:

  • в поле «Признак налогоплательщика» поставить цифру 3;
  • в поле «Переходит на упрощенную систему налогообложения» — цифру 2;
  • в поле «Дата постановки на налоговый учет» — дату, когда заполняете уведомление.

как самозанятому заполнить уведомление о переходе на УСН

Оптимальный вариант для самозанятого ИП — УСН «Доход». Вместо трех основных налогов — НДФЛ, НДС и налога на имущество — предприниматель платит один, отчитывается перед государством раз в год и ведет упрощенный бухгалтерский учет.

Перейти на общую систему налогообложения (ОСНО) . Специального уведомления подавать не надо. Через 20 дней, если самозанятый ИП не подал уведомление на спецрежим, налоговики автоматом переведут его на общую систему налогообложения. Тогда налоговая нагрузка предпринимателя изменится.

Виды налогов, которые платит ИП на общей системе налогообложения:

  • НДФЛ — 13%;
  • НДС — 0, 10, 20% в зависимости от вида проданных товаров или оказанных услуг;
  • налог на имущество, которое ИП использует в предпринимательской деятельности — от 0,1 до 2% в зависимости от региона.

Самозанятый — ИП . Если ИП на НПД перешел на другой спецрежим, для его клиентов ничего не меняется. Они как перечисляли определенную сумму по договору, так и будут ее перечислять. Но если предприниматель перешел на ОСНО, он автоматически становится плательщиком НДС. Тогда придется корректировать договор — менять цену и выделять НДС.

Самозанятый — обычный исполнитель . Если бывший самозанятый работает с организациями и ИП, ему нужно сообщить клиентам, что он потерял статус. С этого момента заказчик обязан удерживать с гонорара исполнителя НДФЛ и уплачивать за него страховые взносы.

В договорах с самозанятыми-физлицами бизнесмены обычно добавляют пункт: «В случае снятия исполнителя с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход, исполнитель обязан в течение 3 дней письменно сообщить об этом заказчику». Если самозанятый нарушит условия, и заказчика оштрафуют за неуплату НДФЛ с дохода исполнителя — компания может подать иск и потребовать с самозанятого сумму штрафа.

Читайте также: