Где хранится военный билет работника при приеме на работу

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Работник (призывник) работает с 01.09.2017. У работника имеется удостоверение призывника (принят на воинский учет 22.03.2010). Сотрудник является молодым специалистом, переехал на работу из другой местности, на воинский учет по новому месту жительства не вставал, о смене работы не уведомлял, повестки в военный комиссариат игнорировал. Работодатель об этом работнике (призывнике) не сообщал в военкомат по месту работы, т.к. он был нужен для участия во всероссийских соревнованиях. Работнику исполнилось 27 лет 25.12.2020.
Какие действия необходимо предпринять работнику и работодателю? Обязательно ли нужно работнику обращаться в военкомат по месту жительства о принятии его на учет? Будет ли работник оштрафован (и какой размер штрафа), если обратиться в военкомат о зачислении его в запас ВС РФ и выдачи справки или военного билета? Будет ли оштрафован (и какой размер штрафа) работодатель, если предоставит в военкомат сведения о работнике, который уже работает?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодателю следует проинформировать соответствующий военный комиссариат о заключении трудового договора, а также о факте неисполнения принятым на работу лицом обязанностей в области воинского учета. Вместе с тем руководитель или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации не могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ в связи истечением срока давности.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ), подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ), Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) все организации, независимо от форм собственности, обязаны вести воинский учет работников.
Частью первой ст. 65 ТК РФ предусмотрено, что военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при приеме на работу предъявляют работодателю документы воинского учета.
Согласно п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета - для военнообязанных.
Таким образом, в рассматриваемом случае гражданин, поступающий на работу, обязан был предъявить работодателю удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Как следует из вопроса, указанную обязанность работник выполнил.
Согласно п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ, п. 9 Положения организациями осуществляется воинский учет граждан по месту их работы в соответствии с законодательством РФ, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.07.2017 (далее - Методические рекомендации).
Так, на организацию-работодателя возложена обязанность по информированию военных комиссариатов о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (подп. "г" п. 30 Положения), разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ Положением, осуществлению контроля за их исполнением, информирование граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (подп. "в" п. 30 Положения), а также по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (подп. "а" п. 31 Положения).
В соответствии с требованиями Положения организации направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (подп. "а" п. 32 Положения, п. 29 Методических рекомендаций) по форме, приведенной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям.
Вместе с тем сами граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны в двухнедельный срок сообщать в военный комиссариат по месту жительства определенные сведения, в том числе о смене места работы, а также сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев) и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания (подп. "г", подп. "д" п. 50 Положения).
Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, может привести к привлечению должностных лиц организации к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Отметим, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области воинского учета составляет 3 года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому, так как трудоустройство имело место 01.09.2017, срок давности истек в 2020 году. Истечение срока давности привлечения к ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). За пределами этого срока вопрос об административной ответственности лица обсуждаться не может (смотрите, например, постановление Верховного Суда РФ от 17.03.2006 N 75-АД06-2). Поэтому мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, работодателя либо его должностных лиц невозможно (смотрите постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2020 по делу N 16-289/2020).
На основании п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно п. 1 Порядка ведения и хранения справки взамен военного билета, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета" справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Поскольку работник не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, полагаем, что ему может быть выдана только справка взамен военного билета. Выдача военного билета в такой ситуации законодательством не предусмотрена (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 31 июля 2017 г. по делу N 2а-1832/2017, решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми Пермского края от 19 марта 2018 г. по делу N 2а-656/2018).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 53-ФЗ в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных Законом N 53-ФЗ, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Административная ответственность в области воинского учета в отношении граждан предусмотрена ст. 21.5 КоАП РФ "Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету", а также ст. 21.6 КоАП РФ "Уклонение от медицинского обследования".
Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 328 УК РФ).
Призыв на военную службу определяется в п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ и включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Исходя из положений Закона N 53-ФЗ, призыв на военную службу - это не одномоментный акт, в частности, принятие призывной комиссией решения о призыве. Он представляет собой процесс, то есть комплекс последовательно проводимых мероприятий, направленных на комплектование военной организации государства. Уклонение от призыва на военную службу выражается в умышленном невыполнении призывником всех или отдельных обязанностей по призыву на военную службу с целью избежать ее прохождения. В связи с этим уклонение от призыва на военную службу возможно как до, так и после принятия призывной комиссией в отношении гражданина решения о призыве на военную службу.
Поэтому уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы. При этом уголовная ответственность наступает в случае, если призывник таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву. Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины и другие обстоятельства.
Кроме того, по каждому делу об уклонении от призыва на военную службу суды должны выяснять, имеются ли предусмотренные ст. 23 и 24 Закона N 53-ФЗ основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления (пп. 3, 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы").
Таким образом, состав уклонения будет иметь место только в том случае, если лицо не имело законных оснований для освобождения от военной службы. Если в соответствии с законом имелись основания в том числе для отсрочки от призыва на военную службу, то состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 328 УК РФ, отсутствует. Отметим также, что для квалификации преступления по ч. 1 ст. 328 УК РФ в действиях виновного лица в обязательном порядке должен иметь место признак неоднократности, в отсутствие которого привлечение к уголовной ответственности недопустимо (п. 2 раздела "Вопросы квалификации" Обзора судебной практики Челябинского областного суда за третий квартал 2012 года, утвержденного президиумом Челябинского областного суда 23 января 2013 г.*(1)
Следовательно, полагаем, что в рассматриваемой ситуации работодателю целесообразно сообщить работнику о необходимости исполнения им обязанностей по воинскому учёту и об ответственности за их неисполнение, а также проинформировать военный комиссариат по форме, приведенной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям (поскольку иной утвержденной для данной ситуации формы не предусмотрено). При этом, как было отмечено ранее, к административной ответственности за несвоевременное сообщение в военный комиссариат сведений о приеме такого сотрудника на работу работодатель привлечен не будет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Ответ прошел контроль качества

30 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Полагаем, что сам по себе тот факт, что работник уклонялся от исполнения воинской обязанности, поскольку участвовал во всероссийских соревнованиях, не может служить самостоятельным основанием для освобождения от ответственности. При возникновении спора окончательное решение может принять только суд с учетом всех обстоятельств дела.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Прием на работу без военного билета — это нарушение закона. Трудовым кодексом предусмотрено обязательное предоставление документов о воинском учете при устройстве на работу. Если вы хотите проверить, примут ли на работу без военного билета, и откажетесь предоставить такой документ, то ваш работодатель будет обязан сообщить об этом в комиссариат. Более того, с февраля 2019 года у работодателей появились новые обязанности — они будут обязаны вручать работникам, не состоящим на воинском учете, направления в военкоматы, а также уведомлять соответствующие органы о лицах, не вставших на учет. Тем ИП и юрлицам, кто откажется работать по новым правилам, уже грозят штрафы.

Кадровики часто сталкиваются с ситуацией, когда прошедший отбор соискатель при оформлении на работу сообщает, что какие-либо документы воинского учета у него отсутствуют. Можно ли принять на работу без военного билета в 2019 году, влияет ли военный билет при устройстве на работу?

Потенциальных кандидатов также волнуют вопросы: берут ли на работу без военного билета, можно ли устроиться на работу без военного билета после 27 лет, а после 50? Сейчас объясним все нюансы.

Что говорит закон: обязателен ли военный билет при приеме на работу

  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
  4. Приказ министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663».
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 5.27, 21.4).
  1. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на службу, так называемое приписное свидетельство, или, кратко, приписной, выдается гражданам РФ, первоначально поставленным на воинский учет, под личную подпись.
  2. Военный билет выдается всем мужчинам, а также другим военнообязанным лицам: пребывающим в запасе, прошедшим альтернативную гражданскую службу, женщинам, имеющим военно-учетные специальности (связь, медицина и т. п.).

В паспортах граждан РФ производятся отметки об их отношении к воинской обязанности по образцам, установленным МО РФ.

Если у работника нет военного билета, что делать? Правовой анализ указанных источников права и существующей практики показывает, что в настоящее время существуют противоположные по своей сути позиции о том, нужен ли военный билет для устройства на работу.

Работодателю придется докладывать обо всех гражданах, принятых на работу и подлежащих учету в военкомате, и принимать необходимые меры к постановке их на учет. В случае трудоустройства без военного билета, если сотрудник не хочет самостоятельно становиться на учет, работодатель также обязан сообщить об этом факте в военкомат. Помимо этого, в обязанности работодателя входят ответы на соответствующие запросы военкоматов, которые нужно давать в течение двух недель.

Подробнее о том, как организовать на предприятии систему воинского учета

Кроме того, поправки предусматривают новые обязанности для работодателей. В частности, если кадровик обнаружит отсутствие военного билета при приеме на работу, то он должен:


Оборотная сторона


Напомним, что ответственное лицо работодателя, не предоставившего в военкомат сведения о приеме на работу военнообязанных граждан, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Штраф по ней составляет от 300 до 1000 рублей.

Отказ в заключении контракта

Поскольку военный билет обязателен при приеме на работу, то если соискатель не хочет предоставлять этот документ, наниматель имеет право отказаться от заключения трудового договора. Судебная практика подтверждает право такой позиции на существование. Оснований для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ, военнообязанные и лица, подлежащие призыву, при трудоустройстве обязаны предъявить документы воинского учета. А в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ, наниматель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Отсутствие у работодателя соответствующих документов о сотрудниках потенциально может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому если у сотрудника нет военного билета, что делать — руководитель организации должен решить самостоятельно: отказаться от специалиста или принять его.

Работодатель при оформлении трудового договора с соискателем обязан затребовать военный билет (или иной документ воинского учета). Игнорирование этого требования – нарушение закона.

Законодательное обоснование

Военник входит в состав бумаг, нужных при устройстве в фирму (на основании статьи 65 ТК РФ). Если сотрудник не предоставит билет работодателю, последний может отказать в должности. Перечень лиц, которые должны иметь рассматриваемый документ, изложен в ФЗ №53 от 28 марта 1998 года. Этот закон регламентирует пункты, касающиеся военной обязанности. Рассмотрим подробнее части этого нормативного акта:

  • Статья 1 устанавливает обязательное несение воинской службы.
  • Статья 2 объясняет, что такое военная служба.
  • Статья 7 регламентирует ответственность руководителя компании за прием на службу человека, не предоставившего билет.
  • Статья 10 устанавливает перечень обязанностей, касающихся воинского учета.

Воинский учет в компаниях регламентируется также Положением, установленным Постановлением Правительства №719 от 27 ноября 2006 года.

Главный нормативный акт, обуславливающий необходимость предоставления билета, – статья 65 ТК РФ. В этой статье указано, что военнообязанные лица должны подготовить билет или временное удостоверение, а лица в призывном возрасте – специальное удостоверение. Бумаги нужны даже тем сотрудникам, которые не ходили в армию. Им также выдается соответствующее удостоверение. В нем проставляется отметка о том, что человек не проходил воинскую службу.

Для чего нужен военник при трудоустройстве

Если компания принимает лицо на должность, она должна известить об этом факте военкомат. Если трудоустраиваться пришел человек, подлежащий призыву, но не предоставивший военного билета, принимать его на работу рискованно. Таких лиц трудоустраивают в компанию крайне неохотно. Связано это с данными обстоятельствами:

  • Риск привлечения работодателя к ответственности.
  • Прием и обучение такого специалиста не совсем выгодно для компании, так как его могут призвать на службу. То есть работодатель вложится в сотрудника, но ничего не получит взамен.

Как правило, при отказе в трудоустройстве соискателю не называют причину решения работодателя. Связано это с тем, что лицо в связи с незаконным отказом в работе может обратиться в трудовую инспекцию с жалобой.

Кого можно принимать без билета

Требовать документ у всех без исключения соискателей работодателю не нужно. В частности, предоставлять военный билет не нужно этим категориям лиц:

  • Женщины.
  • Несовершеннолетние лица.
  • Мужчины старше 60 лет.
  • Иностранные граждане.

Важно! Принимать мужчин старше 60 лет без билета можно, но только с оговоркой. В частности, актуально это только в том случае, если соискатель не имеет звания, предполагающего военной обязанности.

Кого принимать на работу нельзя

Следующие категории соискателей принимаются в организацию исключительно при наличии у них военного билета:

  • Военнообязанные лица. Это мужчины в призывном возрасте (от 18 до 27 лет). На основании предоставленного билета составляется отчет о трудоустройстве военнообязанного. Бумага направляется в военкомат.
  • Мужчины старше 27 лет. Для данных лиц призывной возраст закончен. Однако они все равно должны предоставлять документ. На его основании оформляется личная карта по форме Т-2. В этой карте указываются сведения о воинском учете.
  • Лица, находящиеся в резерве. Это лица от 50 до 65 лет, которые имеют звание, предполагающее нахождение в резерве.

Сотрудник не может скрывать от работодателя информацию о своем звании. Это существенные сведения, которые должны сообщаться при трудоустройстве.

В организацию был принят работник без военного билета. Со дня принятия прошло уже два месяца, военный билет он так и не принес. Можно ли к данному работнику применить дисциплинарное взыскание? Предусмотрена ли ответственность для организации?
Посмотреть ответ

Какие страницы военника важны

При приеме мужчины на работу нужно сделать копии этих страничек:

  • Отметка призывной комиссии.
  • Запись о несении службы и демобилизации.
  • Информация о звании и наградах.
  • Записи о запасе и военных сборах.
  • Метрические сведения.
  • Отметка о том, что лицо было поставлено на учет или снято с него.
  • Идентификационный номер билета.

О наличии этих копий должен позаботиться представитель кадровой службы. Важно, чтобы копии были четкими. Информация с них должна хорошо читаться.

Ответственность за прием на работу без военника

Компания может трудоустроить человека даже тогда, когда он не предоставил билет. Однако она должна оповестить о приеме на работу соискателя военкомат. На направление оповещения предоставляется 2 недели. Необходимость уведомления военкомата установлена пунктом 1 статьи 4 ФЗ №53 «О воинской обязанности» от 28 марта 1998 года. Если работодатель этого не сделает, на него накладывается административная ответственность на основании части 3 статьи 21.4 КоАП РФ. Штраф составит от 3 до 10 размеров МРОТ.

Если руководитель трудоустраивает в компанию сотрудника, не предъявившего военный билет, он нарушает положения статьи 5.27 КоАП РФ. За это правонарушение предполагается следующий штраф:

  • 10 000-20 000 рублей для должностных лиц.
  • 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • 50 000-100 000 рублей для ЮЛ.

Чем большую ответственность берет на себя компания, тем больший штраф на нее накладывается.

Вопрос: Работник устроился на работу шесть лет назад, предъявив приписное свидетельство. Обязан ли отдел кадров истребовать у него военный билет или справку взамен него, если работнику исполнилось 28 лет? Предусмотрена ли ответственность работодателя в такой ситуации?
Посмотреть ответ

Не принимают на работу без военника: что делать

Закон относительно трудоустройства без билета весьма двояк. Компании обязаны направлять военкомату оповещение о приеме на работу мужчины призывного возраста. Одновременно работодатель не имеет права отказать в трудоустройстве на основании отсутствия документа. Это может быть истолковано как необоснованный отказ, определение которого содержится в статье 64 ТК РФ. Как правило, руководитель не извещает соискателя об истинной причине отказа. Однако человек все равно может оспорить решение работодателя. Для этого ему нужно обратиться в трудовую инспекцию с соответствующей жалобой. Альтернативный вариант – направление иска в суд. Соискатель может одновременно обращаться и в суд, и в инспекцию.

Альтернативный вариант – получение военника. Выдается он в следующих случаях:

  1. Несение службы в войсках.
  2. Признание человека непригодным к службе.
  3. Прохождение учебы на военной кафедре.

Если человек не был призван до 27 лет, он должен обратиться в военкомат, пройти специальный осмотр и предоставить объяснительную записку.

Что делать работодателю, если соискатель не предоставляет билет

Работодатель находится в наиболее сложном положении. Он рискует и при приеме сотрудника без билета, и при отказе ему в должности. В первом случае руководитель может быть привлечен к ответственности, а во втором – наказан за необоснованный отказ в трудоустройстве. Существует два выхода из сложного положения:

Однако последний вариант также нельзя назвать однозначным, так как оповещение направляется на основании военного билета, предоставленного сотрудником.

Некоторые юноши призывного возраста задаются вопросом, зачем нужен военный билет? Как известно, сегодня именно этот документ требуется для участия во многих сферах социальной жизни. Так, например, военный билет потребуется, чтобы устроиться на работу, получить загранпаспорт, оформить кредит или водительские права.

Военные билеты

Как получить военный билет

Для получения военного билета надо заполнить типовой бланк, который можно взять в военкомате. После рассмотрения заявки сотрудниками военкомата, следует прийти в назначенное время и получить документ.

Документы для оформления военного билета

Для получения данного документа у вас могут потребовать:

  • Паспорт;
  • Фотографии; .

Нередко чиновники в исполнительных органах требуют прикладывать к документам и свидетельства, которые хранятся не у многих и выдаются при первой постановке на учет, в 15-17 летнем возрасте призывников.

Военный билет и армейский жетон

Как забрать военный билет после 27 лет

Многие люди интересуются вопросом получения военных билетов после 27 лет. В этом случае дела обстоят несколько сложнее. С одной стороны придется объяснять принимающим сотрудникам причины, по которым были пропущены сроки.

Кто не сможет доказать объективные причины, тому придется заплатить штраф в размере 500 рублей. Разумеется, оплачивать нужно будет не сразу, а через платежные поручения (квитанции) в указанных кассах банков. И это и будет оплата штрафа за несвоевременное получение военного билета после 27 лет.

Вслед за проведением вышеописанных процедур, дальше все пойдет по обычной схеме: подача заявления, документов, после чего получение военного билета. В этом, как и в предыдущем случае, исполнительным органам даются 10 рабочих дней на подготовку документа. Однако это относится к тем, кто не служил срочную службу в вооруженных силах.

Как восстановить утерянный военный билет

Многие также интересуются, что делать, если потерял военный билет, как восстановить его после потери? Все военнообязанные российские граждане обязаны пребывать на учете и располагать документами, подтверждающими постановку на него и иметь военный билет. Утраченные документы восстанавливаются все в тех же военкоматах, в которых граждане состоят на учете по месту проживания. А сам процесс восстановления совершается после написания заявления.

Военный билет с документами

Что нужно для восстановления билета?

Кроме написания в произвольной форме заявления на имя военкома, придется предоставить следующее:

  • Паспорт или документ, его замещающий. И это очень важно, особенно когда «военник» похитили вместе со всеми документами. В таком случае в военкомат представляют временное удостоверение личности, выданное в ФМС;
  • При похищенном документе потребуют справку, выданную полицией, о приеме заявления о краже. Но следует иметь в виду, что такие справки действительны непродолжительное время, оттого подавать их надо в течение 10 дней;
  • Освобожденным от службы из медицинских соображений могут пригодиться медицинские документы с информацией об освидетельствовании. 27-летним и не подлежащим призыву это не потребуется;
  • 4 фотографии установленных размеров (как правило, 3Х4 см).

Можно ли восстанавливать военные билеты быстро

Все процедуры связанные с восстановлением военных билетов займут приблизительно месяц так же, как поменять военный билет. Это может зависеть от занятости военкоматов. До окончания срока военкомат выдает временные справки вместо «военника». А после их получения такие справки считаются недействительными.

Как получить загранпаспорт без военного билета?

Загранпаспорт

Раньше в процессе оформления загранпаспортов лицам мужского пола в 18-27-ти летнем возрасте к стандартным документам необходимо было приложение справок формы 32. Такие справки свидетельствовали о том, что российские граждане не подлежали призыву в ближайшей перспективе. Делать загранпаспорт без справок из военкомата можно было лишь тогда, когда мужчины предъявляли военные билеты с отметками о прохождении срочной службы или негодности к таковой.

Вслед за внесением изменений в законодательство представилась возможность получать загранпаспорт без военного билета или справки из военкомата. Теперь нет необходимости тратить время на то, чтобы собирать подтверждающие документы. Сейчас сотрудники УФМС сами занимаются запросами и выяснением данных заявителей.

Заменить паспорт без военного билета

Деньги

Действующим федеральным законодательством устанавливается факт того, что военный билет не относится к основному пакету документации, предоставляемому уполномоченным миграционным инспекторам при замене паспорта. Это же относится и к документам, которыми подтверждается бракосочетание и рождение детей. Порой работники ФМС могут заявить, что паспорт без военного билета заменить невозможно. К тому же они будут угрожать прекращением процедуры замены. Следует знать, что это входит в противоречие с законными нормами, таким образом, можно подавать жалобы претензии в компетентные суды.

Можно ли взять кредит без военного билета?

Тем не менее, если нет военного билета, это не значит, что получить кредит не получится. Сегодня банки активно конкурируют друг с другом, стремясь привлечь как можно больше клиентов. Это достигается и при помощи упрощения условий по получению кредитов. Все больше банков предлагает оформить потребительский кредит по специальным программам, где порой необходим только паспорт.

Можно ли получить водительские права без военного билета

Водительское удостоверение

Некоторые считают, что последние два документа дополняют друг друга, и при получении прав могут потребовать военный билет РФ, однако:

  • По ныне действующему законодательству не регламентируется предъявление военных билетов для прохождения будущими водителями освидетельствований в медучреждениях, а также при подаче заявлений для оформления водительских прав;
  • Граждане, годные к военной службе с категориями «А» и «Б», могут вполне законно не задумываться о получении прав без «военников»;
  • Прямая связь между военными билетами и водительскими удостоверениями отсутствует. Но лиц с категориями годности «В» и «Д» могут не допустить к управлению авто из-за их диагнозов, на основании которых медкомиссией в военкоматах были сделаны заключения об их непригодности к службе с присвоением соответствующих категорий.

Военный билет офицера запаса

Военный билет офицера запаса

Военный билет офицера запаса является одной из форм воинского учета. У офицеров учетные данные отличаются от солдатских не одним лишь номером военного билета. Военные билеты для этой категории утверждены формой №2, а все о них прописано в приказе минобороны РФ.

1. Военный билет солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) (далее именуется - военный билет) является основным документом воинского учёта, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности.
Военные билеты должны оформляться и выдаваться гражданам Российской Федерации, не пребывающим в запасе и не проходившим военную службу:
при призыве их на военную службу, а так же при поступлении на военную службу по контракту на должности солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов);
при поступлении их в военные образовательные учреждения профессионального образования;
при зачислении в запас ВС РФ в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, пр-ков и мичманов.
2. Военные билеты должны вестись (заполняться) аккуратно, без исправлений, помарок и не установленных сокращений, чётким и разборчивым почерком. Записи и подписи должностных лиц в военном билете производятся только тушью чёрного цвета или чёрной пастой. Подписи должностных лиц должны быть разборчивыми и включать в себя следующие реквизиты: наименование воинской должности (должности), воинское звание, инициал имени и фамилию должностного лица.
Запрещается производить в военном билете записи чернилами, шариковыми (кроме чёрного цвета), гелиевыми и другими ручками, а так же карандашами.
3. Записи в военном билете делаются только на основании подтверждающих документов (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство об окончании образовательного учреждения, удостоверение о присвоении спортивного разряда или спортивного звания и т.п.).
Внесение в военный билет сведений, отметок и записей, не предусмотренных настоящим Порядком ведения и хранения военного билета (далее именуется - Порядок), запрещается.

II. Оформление оборотной стороны обложки военного билета.

4. На оборотной стороне обложки военного билета наклеивается личная фотография владельца военного билета в чёрно-белом исполнении со светлым фоном размером 25х35 мм, бюст, с чётким изображением лица строго в анфас без головного убора (у граждан, постоянно носящих очки, обязательно фотографироваться в очках без тонированных стёкол).
Реквизиты "Фамилия", "Имя", "отчество", "Дата рождения", а так же "Личный код" заполняются на основании записей в паспорте гражданина РФ и (или) его свидетельстве о рождении.
В реквизите "Дата рождения" указываются арабскими цифрами число и год рождения, месяц рождения записывается прописью, например: "18 октября 1954 г.".
В реквизите "Национальность" записи производятся по желанию гражданина.
В реквизите "Выдан военным комиссариатом" указывается (в творительном падеже) полное наименование военного комиссариат, выдавшего военный билет, например: "Центрального района г. Краснодара". Месяц выдачи военного билета пишется прописью, например: "7" мая 2001 г."
5. Подготовленные к выдаче военные билеты представляются военному комиссару города без районного беления, иного муниципального (административно - территориального) образования (далее именуется - военный комиссар) или лицу, его замещающему, который проверяет полноту и правильность их оформления, после чего проставляет свою подпись в правом нижнем углу оборотной стороны обложки военного билета и оттиск гербовой мастичной печати в месте, обозначенном буквами "М.П.". оттиск печати должен быть чётким, свободно читаемым. При этом часть оттиска должна быть на фотографии, но не затрагивать лица владельца военного билета, изображённого на фотографии.

III. Оформление раздела "I.Общие сведения"

6. Реквизит "1. Место рождения" заполняется в следующей последовательности: село (деревня, аул, кишлак), город (пгт), район, округ, область, край, республика. Например: "с. Андреевское Александровского района Владимирской области" или " г. Подольск Московской области".
7. В реквизите "2 Образование" указывается полное наименование образовательных учреждений, период учёбы. В случае незавершения учёбы в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования указывается, сколько классов или курсов окончил.
Если гражданин окончил несколько образовательных учреждений, то указывается только то из них, которое даёт более высокий уровень образования.
Кроме того, указывается период обучения по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а так же в военных оркестрах Вооружённых Сил Российской федерации, других войск, воинских формированиях и органов.
8.В реквизите "3 Гражданские специальности" указываются гражданские специальности, приобретённые гражданином в результате полученного образования или практической работы. При наличии у гражданина нескольких гражданских специальностей, в первую очередь записываются те из них, которые являются родственными военно-учётными специальностям.
В реквизите "4. Наличие первого спортивного разряда или спортивного звания" делаются записи о всех, имеющихся у гражданина первых спортивных разрядах или спортивных званиях (с указанием видов спорта), а так же о всех достигнутых результатах при занятии военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.
В реквизите "5 .Семейное положение" на основании данных паспорта гражданина Российской федерации делаются записи "холост" или "женат", а также указывается состав семьи (фамилия, имя и отчество жены, имена и года рождения детей).

IV. Оформление раздела "II. Сведения о подготовке гражданина
к военной службе"
Военный комиссар на основании соответствующих документов делает записи в данный раздел военного билета о получении гражданином:
начальных знаний в области обороны;
подготовки по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;
подготовки в военно-патриотических молодёжных и детских объединениях;
подготовки по военно-учётным специальностям в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
При этом в обязательном порядке указывается номер и наименование, полученной военно-учётной специальности и период обучения.

V. Оформление раздела "III. Отношение к военной службе.
Прохождение военной службы".

11. В пункте 6 указывается:
а) в первом абзаце- дата, наименование призывной комиссии района 9города без районного деления, иного муниципального образования) и её решение в отношении гражданина, не пребывающего в запасе и призываемого на военную службу, а так же установленное обозначение категории годности гражданина к военной службе (пункт 2, статьи 30 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе");
б) во втором абзаце - дата убытия гражданина, не пребывающего в запасе и призванного службу, из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы.
12. В пунктах 7 и 9 указываются дата выступления в силу контракта о прохождении военной службы и установленное обозначение категории годности гражданина к военной службе ( пункт 2, статьи 30 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") .
13. в пунктах 8, 10 и 15 записывается дата и основание увольнения военнослужащего с военной службы, а так же - куда направлен и срок, до истечения которого гражданин должен встать на воинский учёт.
14. В пункте 11 "Прохождение службы в мирное время", подпункт "а) военной заполняется в штабе воинской части. В нём указываются:
в первой графе: в хронологическом порядке прохождение военной службы в воинских частях. Воинские части записываются по условному наименованию, а воинские части и учреждения, не имеющие условного наименования, - по действительному наименованию. Наименования воинских должностей указываются согласно штату;
во второй графе: полное кодовое обозначение военно-учётной специальности (ВУС), которое включает в себя: первые три цифры - номер военно-учётной специальности, последующие три цифры - код воинской должности, а седьмой (буквенный) знак указывает на особые признаки военной службы;
в третьей графе: на каком типе (марке) вооружения и военной техники (ВВТ) военнослужащий проходил военную службу;
в четвёртой графе: даты и номера приказов о зачислении (исключении) в списки (из списков) воинской части. Кроме того, указываются даты и номера приказов о переводе на другие воинские должности;
в пятой графе начальник штаба воинской части после проверки полноты и правильности произведённой записи проставляет свою подпись и оттиск гербовой мастичной печати.
Например: "15047, механик водитель; 113259А; Т-72; 7 сентября 1990 г. пр. № 317; майор А.Иванов".
Лицам, отбывшим наказание в дисциплинарных частях, вместо наименования воинской должности пишется: "Переменный состав", что будет означать "Дисциплинарная воинская часть".
При увольнении военнослужащих с военной службы в запасе тем из них, которые за время военной службы овладели несколькими военно-учётными специальностями (воинскими должностями), типами (марками) ВВТ, делаются записи о всех полученных ВУС (воинских должностях), типах (марках) ВВТ, которыми он владеет.
Подпункт "б) альтернативной гражданской" заполняется в военном комиссариате после прохождения гражданином альтернативной гражданской службы и постановке его на воинский учёт. Записи производятся на основании документов, достоверно подтверждающих прохождение гражданином альтернативной гражданской службы. При этом в обязательном порядке указывается наименование специальности (военно-учётной специальности), которой овладел гражданин в ходе прохождения альтернативной гражданской службы и продолжительность прохождения альтернативной гражданской службы. Запись заверяется подписью военного комиссара и гербовой печатью.
Подпункт "в) службы" заполняется в военном комиссариате при зачислении в запас Вооружённых Сил Российской Федерации (постановке на воинский учёт) гражданина на основании документов, достоверно подтверждающих прохождение им службы. При этом в обязательном порядке указывается наименование специальности (военно-учётной специальности), которой овладел гражданин в ходе прохождения службы и продолжительность службы.
15. Пункт 12 "Участие в боевых действиях на территории других государствЕ" заполняется в штабе воинской части.
Записи производятся на основании приказов командира воинской части об участии военнослужащего в боевых действиях на территории других государств, выполнении им служебных обязанностей в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, при этом указывается на какой воинской должности состоял военнослужащий.
Записи заверяются подписью начальника штаба воинской части и гербовой печатью.
16. В пункте 13 "Заключение командирования воинской части об использовании в военное времяЕ" в штабе воинской части делается запись о всех военно-учётных специальностях (воинских должностях), полученных военнослужащим в период прохождения им военной службы, а так же о всех типах (марках) освоенного им вооружения и военной техники, с указанием их кодов.
Например: "113259А, механиком-водителем Т-72, Б1110291С; 113194А, командиром танка Т-72, Б1110291С".
Коды вооружения и военной техники заполняются согласно штату или специального классификатора.
17. Пункты 14 и 16 заполняются в военном комиссариате или в штабе воинской части (при прибытии гражданина непосредственно в воинскую часть).
В них указывается дата и основание призыва гражданина на военную службу ( направления для работы на должность гражданского персонала) по мобилизации (в военное время);
18. Пункты 15 и 17 заполняются в военном комиссариате или в штабе воинской части при увольнении гражданина с военной службы (работы на должности гражданского персонала). В них указывается дата и основание увольнения гражданина с военной службы (работы на должности гражданского персонала) по мобилизации (в военное время), а так же срок, до истечения которого гражданин должен прибыть к месту назначения и встать на воинский учёт.
19. Пункт 18 "Прохождение военной службы в военное время" заполняется в штабе воинской части, аналогично пункту 11 "Прохождение военной службы в мирное время".
20. В пункте 19 указывается дата и условное наименование воинской части, в которой гражданин, впервые поступивший на военную службу или ранее не проходивший военную службу и впервые призванный на военные сборы, приведён к военной присяге. Запись заверяется подписью начальника штаба воинской части и гербовой печатью.
21. В пункте 20 записываются воинские звания и классная квалификация, присвоенные в период прохождения военной службы и пребывания в запасе. сделанные записи заверяются подписью начальника штаба воинской части и гербовой печатью.
22. Пункт 21 заполняется в военном комиссариате и (или) в воинской части на основании имеющихся у гражданина удостоверений к государственным наградам и других документов, достоверно подтверждающих награждение владельца военного билета государственными наградами Российской Федерации, других государств, знаками Министерства обороны Российской Федерации, других государств, знаками министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти.
23. В пункте 22 сведения об увечьях (ранениях, травмах, контузиях), заболеваниях записываются, по желанию военнослужащего, на основании справок военно-лечебных учреждений (военно-врачебных комиссий) (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. № 455).
Все записи раздела "III Отношение к военной службе. Прохождение военной службы" заверяются подписями военного комиссариата или командира воинской части и гербовой печатью.

VI. оформление раздела "IV. Оружие и материальные средства".

Записи о выдаче и сдаче оружия и материального средства производятся в штабе воинской части и заверяются подписями соответствующих должностных лиц, осуществляющих их выдачу и приём, и гербовой печатью.

VII. Оформление раздела "V. Пребывание в запасе".

24. Пункты 23-27 военного билета заполняются в военном комиссариате. При этом, пункт 23 "категория запаса" заполняется цифровой 1 или 2, в зависимости от продолжительности военной службы, степени обученности или участия в боевых действиях на территории других государств, выполнения служебных обязанностей в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых кон в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;
в пункте 24 "Группа учёта" указывается группа учёта "РА" или "ВМФ", которая определяется исходя из принадлежности воинской части, в которой гражданин проходил военную службу;
пункт 25 "состав" заполняется согласно имеющегося у гражданина воинского звания. Гражданам, имеющим воинские звания:
"рядовой" ("ефрейтор") или "матрос" ("старший матрос"), в этом пункте записывается - "солдаты" или "матросы";
"младший сержант" ("сержант", "старший сержант") или "старшина" ("старшина 2 статьи", "старшина 1 статьи", "главный старшина", "главный корабельный старшина") - "сержанты" или "старшины";
"прапорщик" ("старший прапорщик") или "мичман" ("старший мичман") - "прапорщики" или "мичманы".
В пункт 26 "№ ВУС, полное кодовое обозначение ВУС" в первой графе записывается номер военно-учётной специальности, состоящий из трёх цифр, во второй - полное кодовое обозначение ВУС (семь цифр и буквенный знак).
В пункте 27 "Наименование воинской должности и военно-учётной специальности" записывается должностная квалификация гражданина, которая должна соответствовать полному кодовому обозначению ВУС. При этом особые признаки службы, предусмотренные буквенным знаком "А" для всех видов Вооружённых Сил, родов войск и служб, для которых не установлены особые требования к прохождению службы, в должностной квалификации не пишутся.
Например:
при полном кодовом обозначении ВУС "113194А" в пункте 27 должна быть произведена следующая запись: "Командир среднего танка";
при полном кодовом обозначении ВУС "420414А" - "Начальник коротковолновой радиостанции малой мощности";
при полном кодовом обозначении ВУС "001786Б" - "Старший механик двигательных установок стратегических ракет на жидком топливе";
при полном кодовом обозначении ВУС "122791Д" - "Старший механик-водитель боевой машины воздушно-десантных войск";
при полном кодовом обозначении ВУС "101182М" - "Командир пулемётного отделения морской пехоты" и т.п.
Военно-учётные признаки, записываемые в пунктах 23-27, определяются и уточняются военными комиссарами районов (городов) или начальниками четвёртых отделений военных комиссариатов на основании сведений, имеющихся в военном билете: об образовании; о гражданских специальностях; о подготовке гражданина к военной службе; о прохождении военной службы (альтернативной гражданской службы, службы), заключения командования воинской части об использовании в военное время.
25. В пункте 28 "Прохождение военных сборов" в штабе воинской части делаются записи о прохождении военных сборов (всех видов учебных сборов и тренировочных занятий) в период пребывания гражданина в запасе. записи заверяются подписями командиров воинских частей (начальников штабов) и гербовой печатью.

VIII. Оформление раздела "VI. Сведения о медицинских
свидетельствах и прививках".

26. В разделе VI записываются результаты медицинского освидетельствования только тех граждан, которые признаны годными к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годными к военной службе и временно не годными к военной службе. Записи производятся на основании заключения военно-врачебной комиссии.
При необходимости повторного медицинского освидетельствования гражданина указывается планируемая дата его проведения, которая доводится под роспись владельцу военного билета. Записи заверяются подписью военного комиссариата и гербовой печатью.
Отметки о прививках (даты, препарат, доза) делаются на странице 15 военного билета должностными лицами проводившими прививки.

IX. Оформление раздела "VII. Отметки о выдаче и об
изъятии мобпредписаний".

27. В разделе VII военного билета военным комиссаром района (города) делаются отметки о выдаче и об изъятии мобилизационных предписаний (штампами размером 35х30 мм) по следующим образцам:

Мобпредписание
в команду № ____________
выдано военкоматом
г. Подольска
Московской обл.
"____"___________20___г.
Подпись_______________

Мобпредписание

изъято военкоматом
г. Подольска
Московской обл.
"____"___________20___г.

Мобилизационное предписание с контрольными талонами к нему в военном комиссариате вклеивается на внутреннюю сторону задней части обложки военного билета.
28. в пункте 31 "Основные антропометрические данные" запись основных антропометрических данных гражданина производится при первоначальной выдаче военного билета.
Размер противогаза (шлём маски) определяют с помощью таблицы №1 по результатам замера вертикального обхвата головы, путём измерения окружности головы по замкнутой линии, проходящей через макушку, щёки и подбородок. Результаты измерения округляют до 0,5 см.
Таблица №1.

Лицевая часть

Размеры (роста) противогазов (лицевых частей) и соответствующие им вертикальные обхваты головы, см.

Читайте также: