Как бороться с госслужащими

Опубликовано: 03.10.2024


Все мы, так или иначе, сталкиваемся с бюрократической системой. Оформить документы, получить справку, подать декларацию, выписать разрешение и многое другое, все это невозможно без общения с чиновниками различных мастей. Но всегда ли общение с чиновниками проходит гладко? Пожалуй, в России ни для кого не секрет, что государственные служащие не всегда выполняют свои обязанности надлежащим образом. Что делать, если вам пришлось столкнуться с произволом чиновников?

Прежде всего, не стоит забывать фразу из культового романа Ильфа и Петрова о том, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Поэтому, не стоит думать, что неприятная ситуация разрешится сама собой, а сразу начать действовать. Самым действенным способом воздействовать на недобросовестных госслужащих по-прежнему является жалоба. Естественно, не абы какая, а грамотно составленная, юридически обоснованная и, конечно же, направленная по нужному адресу. В этой статье мы расскажем, как и куда правильно жаловаться на чиновников, нарушивших закон.

Куда жаловаться на недобросовестного чиновника?

Вне зависимости от того, какой именно госслужащий нарушил ваша права (это может быть и сотрудник паспортного стола, и налоговый инспектор), при подаче жалобы существует универсальное правило – обращаться следует по вертикали власти наверх. То есть, в первую очередь вам необходимо подать жалобу непосредственному руководителю недобросовестного госслужащего. Чаще всего этого достаточно для быстрого решения проблемы. Однако, если обращение к начальству не принесло нужных результатов, вы можете подать жалобу в первую вышестоящую инстанцию и далее по вертикали.

Как составить жалобу на незаконные действия или бездействие чиновника?

Прежде всего, хотелось бы напомнить очевидную истину – для того, чтобы ваша жалоба была рассмотрена, она должна быть правильно оформлена. К сожалению, многие об этом забывают, и в результате обращения, написанные неразборчивым почерком, содержащие хамские выражения или угрозы попросту остаются без ответа. Поэтому, стоит проявить уважение к тому, кто будет читать ваше обращение: пишите аккуратно и разборчиво, без помарок, рекомендуется использовать бумагу формата А4. Если есть возможность, распечатайте текст жалобы на компьютере. Будьте лаконичными, лучше всего, если текст будет не слишком длинным, оптимальный размер жалобы – 2-3 страницы.

Итак, с чего стоит начать составление жалобы на чиновника? Начать стоит с заполнения «шапки» заявления. В ней необходимо указать следующие данные:

  • Точное название учреждения, в которое вы обращаетесь;
    ФИО должностного лица, на имя которого вы направляете жалобу;
    Ваши данные (фамилия, имя, отчество, контактный телефон, почтовый адрес, по которому вы хотите получить письменный ответ).

Далее следует непосредственно текст вашей жалобы. Очень важно не давать воли эмоциям! Ваше заявление должно быть написано кратко и по существу. Что стоит указать в тесте жалобы?

  • Описание действий должностного лица, которые вы считаете неправомерными;
  • Данные должностного лица нарушившего закон (фамилия, должность и т.д.);
  • Важные детали произошедшего (номера документов, даты и т.д.);
  • Статьи, под которые подпадает ваша ситуация;
  • Статьи закона, согласно которым вы хотите привлечь чиновника к ответственности.
  • Завершением жалобы должно стать пожелание скорейшего рассмотрения и пояснения ситуации в письменном виде.

Где взять образец жалобы на чиновника?

Данная жалоба составляется в свободной форме, кроме того, каждый случай обращения индивидуален, поэтому образец жалобы на чиновника в интернете вы вряд ли найдете. Если при составлении жалобы у вас возникают проблемы, обратитесь за помощью в составлении к профессиональным юристам.

Как правильно подать жалобу на чиновника?

Закон

  • Как вести себя с недоброжелателямиКак вести себя с недоброжелателями
  • Как защитить себя от клеветыКак защитить себя от клеветы
  • Как написать жалобу на чиновникаКак написать жалобу на чиновника
  • Борьба с коррупцией в РоссииБорьба с коррупцией в России
  • Как зарегистрировать счетчик
  • Как защитить ребенка от произвола учителейКак защитить ребенка от произвола учителей
  • Подростковая преступность: причины и методы борьбыПодростковая преступность: причины и методы борьбы
  • Как перестать злиться на людейКак перестать злиться на людей
  • Как не поддаваться чужому влияниюКак не поддаваться чужому влиянию
  • Эрнст Буш: биография, творчество, карьера, личная жизньЭрнст Буш: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Как вести себя с бандитамиКак вести себя с бандитами
  • Как защитить себя от сплетен и интриг?Как защитить себя от сплетен и интриг?
  • Почему человек становится изгоем?Почему человек становится изгоем?
  • Как наказать человека за сплетни и ложьКак наказать человека за сплетни и ложь
  • Как не обращать внимания на мнение окружающихКак не обращать внимания на мнение окружающих
  • Что делать, когда на тебя давятЧто делать, когда на тебя давят
  • Как уменьшить вред, наносимый природеКак уменьшить вред, наносимый природе
  • Как бороться с фузариозом на астрахКак бороться с фузариозом на астрах
  • Как перестать быть трусомКак перестать быть трусом
  • Как отпугнуть воробьевКак отпугнуть воробьев
  • Как избавиться от стереотипного мышленияКак избавиться от стереотипного мышления

Давно не доходили руки до этой публикации, а заодно и терзали некоторые сомнения в морально-этической ее стороне по отношению к бывшим коллегам.

В 20-х числах декабря хорошие знакомые попросили помочь с одним затянувшимся вопросом – сдать 3 исковых заявления. Глава семейства взыскивал долг с приятеля, который он торчал 2 года, его супруга в интересах своей матери подала иск к ее соседке об устранении препятствий, а вместе они подали иск от своего имени, как от сособственников дома, к двум другим сособственникам о прекращении общей долевой собственности и выделении доли в натуре.

Коллеги все подготовили, но знакомые лично меня попросили проконтролировать сдачу документов в суды. То ли наслушались ужасов, что в конце года бумаги выкидывают, то ли еще что – но после длительных уговоров все же выслать бумаги почтой, меня «уломали» одним днем проехать по всем судам.

С иском о разделе дома проблем не было – сдавался в наш суд, в котором я ранее работал, поэтому все прошло за 10 минут с обещаниями отдать судье сегодня же.

В чужой монастырь со своей камерой

Взыскание долга же нужно было подавать в другом районе, а мать истицы жила еще в одном населенном пункте. Там же нужно было посетить муниципалитет для получения одной справки.

Не буду описывать в красках все прелести общения с мелкой чиновничьей ИлИтой. Глаз дергается до сих пор.

Специалист из земельного отдела муниципалитета после фраз «Вы бы еще 1 января пришли» (хотя мы приехали 24-го числа!!)» и «30 дней ваша старушенция подождет, чай не помрет, а помрет так и спора не будет» был проинформирован о проводимой записи разговора на диктофон и проблеяв, что «Мы не имеем права» после обещания публикации его персоны в соц.сетях в течение 20-ти минут оформил нужные бумаги.

А вот помощник судьи, который вальяжно развалился в кресле приемной и категорически отказывался принимать документы, «потому что почти Новый год» оказался редкостным наглецом.

Вопрос был решен через 10 минут, но осадочек остался. Не первый раз за таких коллег стыдно. Да и не второй тоже.

Сегодня стал свидетелем удивительной ситуации, как некий тщедушного вида гражданин в одном сетевом магазине чуть ли не матом крыл продавщицу, трижды ей напомнив, что он работает «в аДмЕнЕсРации» и «знает как таких колхозниц» заставить работать.

Решение выдачи универсального рецепта созрело окончательно. Итак.

Пишите, Шура, пишите. В ведро

90% жалоб никакого эффекта, если в них не содержится очевидных доказательств, результата не принесут. Очевидные доказательства – это фото, видео, копии документов, где ПРЯМО видны нарушения.

Если суд вынес решение не в вашу пользу – вы можете написать хоть Господу Богу, но даже он ничего не сделает – есть установленный порядок пересмотра жалоб.

Да и число чудиков, которые живут бессмысленной писаниной, дает свой эффект – почти каждого писателя воспринимают в любых органах как «ну еще один жалобщик, ответьте ему что-нибудь», Помните бабку с инопланетянами в огороде ? Вот им особое спасибо.

Поэтому писанина особого эффекта не дает, да еще и отвечать на нее должны в течение 30 дней – все забудется и замнется за это время.

Камера – лучший друг

Все мы смеемся с блоггеров всяких и прочих любителей хайпа. Но даже как юрист я должен признать – выстрелившее где-нибудь даже в региональной прессе видео локального чиновничьего бардака работает лучше 100500 жалоб, поданных в установленном порядке.

Поэтому во всех случаях, когда вы точно знаете, что сейчас вам будут хамить и сыпать перлами, что «вам ничем не обязаны и вы г**вно» - включайте камеру, пихайте телефон в карман или сумку, чтобы торчал уголок с камерой и вперед.

Ну а далее 2 варианта:

Итогом второго вброса чаще всего станет оперативное удаление порочащего службу гражданина в незаслуженный запас. То есть освобождение от должности – мелких сошек никто покрывать не будет очевидно. В одном суде нашей области такой случай был, похлеще мажора на джипе – скоро расскажу.

Сегодня именно камеры и огласки боится 98% всех, кто чинит что-то не совсем законное и из-за такой огласки может легко расстаться с работой.

Не злоупотребляйте!

Как бывший же чиновник предостерегаю – этот метод работает лишь когда вы защищаете очевидно нарушенные свои права и интересы.

Если вы просто страдаете сутяжничеством или же требуете что-то не по адресу – опозоритесь сами хлеще чиновника . Точно так, если вы в течение часа сами доводили и оскорбляли сотрудника любого учреждения, будь то госорган, больница или даже магазин, а потом схватились за камеру, это едва ли добавит вам очков кармы и успеха.

наручники коррупция

Вопросы совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания Государственной Думы. Работа в этом направлении из созыва в созыв растет: если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.

Основные положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым

Мне предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон защищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или, тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности. Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление преступлений коррупционной направленности. В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

Важно помнить, что закон всегда на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственность грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

Да, дача взятки – точно такое же нарушение закона, как и ее получение.

За дачу взятки должностному лицу ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15 лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн рублей), а также значительные штрафы.

Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

В России для лиц, совершающих коррупционные преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

При этом введена система дополнительных санкций, таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.

Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве – до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения свободы.

И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс. рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы — до одного года.

И уголовной ответственности за получение взятки можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Нет, по российскому уголовному законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного характера. Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного законодательства.

Государственным и муниципальным служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок или развлечений, или того же лечения. Все подарки, полученные на протокольных, официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы. Они признаются государственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первый взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности за получение взятки.

Как контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит за сокрытие информации?

По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних детей.

За непредоставление такой информации или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости, транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

Но в минувшем году мы усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество, законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Эксперты проанализировали наиболее распространенные проблемы в сфере госслужбы и предложили способы их решения. Помимо прочего, они предложили реформировать работу кадровых отделов, пересмотреть требования к кандидатам на госслужбу и внедрить гибкий график работы. Эти и другие предложения есть в записке «Кадровая политика на госслужбе: текущие проблемы и необходимые изменения», подготовленной Центром перспективных управленческих решений (ЦПУР) при поддержке Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, компании «ЭКОПСИ консалтинг» и исследовательской группы «ЦИРКОН» (есть у РБК).


В записке проблемы, существующие в работе госслужбы, и меры по их решению разделены на восемь шагов. Первый из них подчеркивает, что системы управления кадрами и организации работы на госслужбе слишком зарегулированы законодательно. Кроме того, указанные в законах требования к кандидатам в госслужащие сильно устарели, сказано в документе. Чтобы решить эту проблему, эксперты предлагают пересмотреть требования к кандидатам и дать возможность самим госорганам устанавливать эти требования. Также нужно реформировать механизм установления зарплаты госслужащих и разрешить увольнять их, если они работают неэффективно.

Как проводилось исследование

В основу экспертной записки легли около 20 экспертных интервью, которые были взяты у представителей ФОИВов (федеральные органы исполнительной власти), которые либо возглавляют HR-департаменты, либо являются замруководителя органа власти, которые курируют вопросы кадров. Об этом РБК рассказал директор по исследованиям ЦПУР Михаил Комин. «Мы также работали с публичными данными, — уточнил он. — Расчеты по зарплатами сделаны по нескольким основным источникам — декларации о доходах госслужащих, выписке из обоснований бюджетных ассигнований и открытым данным Росстата». Были использованы и данные из других исследований РАНХиГС, ЦПУР и так далее.

Следующих шаг предполагает изменение системы премирования для работников системы госуправления. Сейчас оплата труда госслужащих слабо связана с результатами их работы, указывают авторы доклада. Премиальная часть составляет до 10% от общего содержания сотрудников, а ее размер остается на усмотрение руководства ведомств. Кроме того, зарплаты госслужащих зачастую неконкурентны: работники, занимающие должности вплоть до заместителя директора департамента ФОИВ, получают зарплаты ниже среднего уровня зарплат руководителей в коммерческом секторе в Москве. Чтобы решить эту проблему, предлагается выплачивать госслужащим премии по результатам достижения показателей эффективности, а также повысить базовый уровень зарплат для всех госслужащих.

Фото:Сергей Мальгавко / ТАСС

Авторы записки также предлагают реформировать кадровые департаменты, которые сейчас в большинстве своем работают неэффективно, в полноценные HR-подразделения и привлечь туда компетентных специалистов. Также эксперты считают, что нужно разработать базовые требования к личным и профессиональным качествам госслужащих вне зависимости от их специализации. Критике авторов документа подверглась и «коридорно-кабинетная система организации пространства» в большинстве госучреждений. «Существенное количество опрошенных госслужащих считают, что их офисы не должны разительно отличаться от зданий бизнес-организаций, а порядка 70% готовы работать в пространстве без личных кабинетов», — сказано в записке. Чтобы разобраться с этой проблемой, нужно использовать гибкие рабочие пространства, говорится в документе.

Проблема в сфере госслужбы есть и с распределением должностей, уверены авторы записки. Соотношение численности руководителей и подчиненных на госслужбе нерационально: на одного руководителя приходится 1,5 исполнителя (хотя эффективное соотношение — от 2,5 исполнителя), сказано в документе. Чтобы решить эту проблему, необходимо дополнить линейку должностей и дифференцировать их функционал, уверены в ЦПУР.

Еще одна проблема связана с чрезмерной длительностью конкурсных процедур при найме на госслужбу. Из-за нее не получается отбирать лучшие кадры, а наиболее конкурентоспособные специалисты зачастую отказываются от госслужбы. Решение этой проблемы — введение большего числа срочных контрактов для работников в госуправлении, считают эксперты.

Хотя с большинством обозначенных проблем можно согласиться, их необходимо ранжировать, сказал РБК политолог Александр Пожалов. К примеру, вопрос организации рабочего пространства для госслужащих гораздо менее значим, чем проблемы реформы системы оплаты труда, мотивации и продвижения госслужащих, уточнил он.


При этом эксперту показалось странным, что в записке не обозначены такие проблемы, как формальное «закрытие сроков» исполнения поручений госслужащим без достижения результатов и избыточные временные затраты на разного рода совещания. Также есть проблема с приоритетным выполнением срочных поручений от вышестоящих органов в ущерб другим задачам. «Крен в порученческий формат работы может негативно влиять на выполнение системных, среднесрочных задач», — отметил Пожалов.

В проблеме продвижения кадров нужно не забывать и о нередкой кардинальной смене руководящего звена в случае замены главы ведомства. «Чаще всего как на уровне федеральных ведомств, так и регионов можно видеть, как новый руководитель приводит с собой со стороны людей на руководящие позиции, и это создает объективный потолок для карьерного роста специалистов среднего звена», — напомнил эксперт.

Пожалов напомнил о том, что при оценке записки нельзя уйти в сторону от политического контекста публикации доклада. «Он выходит в период выборов в Госдуму, когда все основные партии будут поднимать в том числе и вопросы качества работы бюрократии и реформы госслужбы, — сказал он. — Государственные и муниципальные служащие — это постоянно голосующая категория избирателей, и это в массе своей наиболее зависимая от государства категория, хотя давно уже нельзя говорить о том, что госслужащие поголовно голосуют за «Единую Россию».

По его мнению, политический контекст выхода записки важен, потому что высказанные там инициативы, связанные с повышением базовых зарплат чиновников и доли гарантированного дохода, — это темы, которые могут заинтересовать «Единую Россию». Напротив, другие предложения — прежде всего переход на срочные и проектные контракты, упрощение увольнения чиновников может быть остро воспринят госслужащими и стать проблемой для партии власти.

С предложениями о реформе госуправления выступали многие чиновники и политики. Так, в 2016 году предложение изменить госсистему в открытом письме президенту высказал глава правительства Дмитрий Медведев. Он заявлял, что в госуправлении нет системы взаимодействия между органами власти, необходимой для решения комплексных задач. Также отсутствует и внешний контроль за организацией работы ведомств, посчитал премьер-министр. Он утверждал, что система госуправления во многом сохраняет советские черты и опирается на старые методы контроля и мотивации. Владимир Путин тогда согласился с предложениями премьера. Еще одну административную реформу госуправления, в частности институтов развития, в прошлом году объявил новый глава правительства Михаил Мишустин.

Читайте также: