Как доказать работу в такси

Опубликовано: 17.09.2024


Налоговики, а вслед за ними и суд, признали водителей такси, работавших на основании агентских договоров со службой такси, работниками по договорам ГПХ. С доначислением НДФЛ и взносов.

Дело №А72-236/2020, решение суда первой инстанции прикреплено во вложении.

Началось все с того, что истец, ООО «Аккаунт» (служба такси), предоставило 6-НДФЛ с нулевыми суммами налога. Налоговикам это не понравилось, после камеральной проверки они доначислили НДФЛ, а также пени и штраф. Всего около миллиона: 143 963 руб. 60 коп. штраф, 719 818 руб. сумма доначисления, и пени в размере 103 113 руб. 93 коп.

Общество обжаловало решение налоговиков в Управлении. Те его немного подредактировали:

«Предложить ООО „Аккаунт“: уплатить указанные в пункте 3.1 настоящего решения пени и штрафы; удержать доначисленную сумму налога в сумме 719 818 руб. непосредственно из доходов налогоплательщиков при очередной выплате дохода в денежной форме, с учетом положений пункта 4 статьи 226 Кодекса; при невозможности удержания налога (например, при отсутствии трудовых или гражданско-правовых отношений с физическим лицом, в отношении которого сделаны доначисления налога), налоговому агенту в срок не позднее 31.12.2019 представить в налоговый орган сведения о невозможности удержания налога по форме № 2-НДФЛ».

РСВ от ООО «Аккаунт» было тоже «по нулям, в результате камеральной проверки им доначислили следующее:

«Страховые взносы в размере 1 416 412,03 руб. и пени в сумме 223 580,62 руб., а также привлек к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 283 282,4 руб.».

Жалоба в Управление на последние действия налоговиков осталась без удовлетворения.

Компания решила искать правду в суде. Пытались доказать свою позицию, показав схему работы с агрегаторами и водителями такси.

«По мнению Общества, позиция Инспекции не соответствует налоговому законодательству. Выводы Инспекции являются ошибочным вследствие неправильного понимания алгоритма взаимодействия участников осуществления деятельности в процессе перевозки пассажиров: Пассажира (Заказчик услуги) — Агрегатора (Интернет платформа) — Партнера (Общество, Агент, Посредник) — Водителя (фактический Исполнитель услуги, Принципал)».

Истец являлся в этой схеме посредником, агентом, который оказывал услуги агрегаторам по поиску водителей за вознаграждение в 3% от каждого перевезенного пассажира. Выручка поступала к нему на счет, он их далее передавал водителям, за минусом агентского вознаграждения.

С агрегатором, в частности, с ООО «Яндекс Такси», у истца также был заключен агентский договор. И еще с несколькими агрегаторами (ООО «Извозчик», ООО «ГетТаксиРус).

От имени истца водителям оформлялись разрешения, однако предрейсовые медосмотры, техническое обслуживание, ремонт и пр. — осуществляли сами водители. Учет своих доходов вели они сами. И сами же сдавали в налоговую необходимую отчетность и платили налоги.

«Обосновывая свою позицию, налогоплательщик указывает, что не состоит в трудовых отношениях с водителями, услуг по перевозке пассажиров водители ему не оказывают».

Кроме того, истец в качестве довода указал на то, что в цену услуги невозможно заранее заложить НДФЛ и взносы.

«Заявитель приводит довод о невозможности заложить в себестоимость услуги НДФЛ и страховые взносы, так как Общество не определяет стоимость поездки, поскольку она закладывается ООО Яндекс.Такси непосредственно в программном продукте и как следствие при всем желании оно не может заложить в себестоимость услуги НДФЛ, вмененный ему в решениях. Указывает, что при выручке в 3 % ему предлагается заплатить 13% НДФЛ и 27,1% страховых взносов».

Пытался он и на разъяснения налоговиков ссылаться:

«Налогоплательщик ссылается на разъяснения Инспекции, подтверждающие, по его мнению, позицию занятую Обществом, в частности на запрос ИП Васильева К.Г. в информационном письме № 14-24/040137 от 29.12.2008 г. было указано, что организация (индивидуальный предприниматель) не признается налоговым агентом по НДФЛ в отношении денежных средств, перечисляемым физическим лицам по агентским договорам в случае если они по таким договорам не являются их источниками дохода».

Суд признал общество налоговым агентом с обязанностью исчислять за водителей НДФЛ.

«При рассмотрении настоящего спора является необходимым установление источника доходов в отношении выплат, полученных водителями такси. Подобное лицо является налоговым агентом для водителей такси. Определение источника выплат для водителей зависит от сложившейся цепочки прохождения и того, кто из участников указанной цепочки вступает в договорные отношения с пассажиром по поводу оказания деятельности по перевозке легковым такси».

И далее, суд указывает, что водители получают деньги непосредственно от истца.

«Сторонами не оспаривается и материалами дела подтверждено, что при заказе такси через мобильное приложение и оплаты поездки в безналичном порядке пассажир оплачивает ее через мобильное приложение. Оплата поступает в ООО «Яндекс.Такси», или иному агрегатору (ООО «Извозчик», ООО «ГетТаксиРус), которые за минусом своего агентского вознаграждения перечисляют ее своему принципалу (в настоящих взаимоотношениях ООО „Аккаунт“). В свою очередь, ООО „Аккаунт“ перечисляет денежные средства водителям такси, оставляя себе плату за предоставление водителям доступа к мобильному предложению агрегатора, в частности ООО „Яндекс.Такси“. Таким образом, денежные средства поступают водителям непосредственно от ООО „Аккаунт“».

Суд также указал на тот факт, что разрешения водителям выдавались обществом, на основании заключенных договоров аренды ТС с экипажем, которые, по заявлению истца, в дальнейшем фактически не использовались, поскольку с водителями были заключены агентские договоры.

При этом, ссылаясь на ряд нормативных актов, суд приходит к выводу, что заказчик услуги (пассажир) заключает договор перевозки (фрахтования) не с водителем такси, и не с агрегатором, а с истцом.

«Договор перевозки легковым такси со стороны фрахтовщика может быть заключен либо юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем. Непосредственно с водителем, не являющимся юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем, договор заключен быть не может. Таким образом, водители не вступают в договорные отношения по перевозке с пассажирами, а, следовательно, источником дохода для физических лиц — водителей пассажир не является».

Далее суд приходит к выводу, что источником дохода для водителей является именно компания, выступающая истцом в деле.

«Учитывая получение ООО „Аккаунт“ для водителей разрешений на деятельность по перевозкам легкового такси, заключение с ними договоров аренды Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи 12 транспортных средств с экипажем, предоставление водителям доступа к электронным сервисам заявок пассажиров на перевозку, ООО „Аккаунт“ является организацией осуществляющей деятельность по перевозке легковым такси, а, следовательно, источником доходов для водителей».

Довод ООО «Аккаунт» о том, что оно не является источником дохода для водителей, поскольку с водителями у него агентские договоры — суд отклонил.

«Исходя из сложившихся отношений между ООО „Аккаунт“ и водителями следует, что они находились в фактических гражданско-правовых отношениях по поводу оказания услуг по перевозке».

То, что у истца и водителей не было письменных договоров об оказании услуг, для суда доводом не явилось.

«Отсутствие письменных договоров между ООО „Аккаунт“ и водителями по поводу оказания услуг не является обстоятельством, позволяющим признать недоказанным факт нахождения водителя в гражданско-правовых отношениях по поводу оказания услуг. Под договором в данном случае следует понимать наличие фактических правоотношений по перевозке груза с использованием транспортных средств, принадлежащих водителям, а не их документальное оформление».

Кстати говоря, довод налогоплательщика, основанный на разъяснениях самих налоговиков, суд тоже отклонил.

«Ссылка на письмо № 14-24/040137 от 29.12.2008 г., содержащее ответ Инспекции на запрос ИП Васильева К.Г., отклоняется судом, так как письмо не носит нормативного характера, разъяснения даны другому лицу и по частному случаю».

Иными словами, суд поддержал налоговиков и в иске отказал. Обжаловать налогоплательщик решение суда не стал, вместо этого решил закрыть компанию. На данный момент она находится в процессе ликвидации. По информации с сервиса «Прозрачный бизнес», за компанией числится недоимка по налогам в сумме 230 865 руб., а также штрафы в сумме 143 964 руб.

Центр обучения «Клерка» приглашает на бесплатный вебинар «Мифы и стереотипы налоговых проверок. Полное разоблачение». 23 апреля, начало в 11:00 по Мск.

Могу ли я ехать домой или по делам на своем личном автомобиле , на котором я работаю в качестве водителя такси (предворительно сняв опозновательные знаки такси), без путевого листа? Лицензия имеется. Если нет,в каком нормативном документе это прописано?

1 Ответы

Действительно, требование иметь путевой лист не может быть распространено на водителя, который перевозкой не занимался, и является излишним. При использовании транспортного средства для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, наличие путевого листа не предусмотрено действующим законодательством. Вы можете обжаловать действия сотрудников ГИБДД. В вашем случае правомерность вынесенного решения ставится в зависимость от доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что вы эксплуатировали транспортное средство не в связи с осуществлением деятельности по перевозкам пассажиров / грузов, а в личных целях.

Я так понимаю, что в законах и подзаконных актах не оговорена обязанность водителя иметь путевой лист на любой случай эксплуатации транспортного средства, а лишь только тогда, когда автомобиль используется для перевозки пассажиров? Инспектор, составивший на меня протокол аргментировал это тем, что недавно его вызывали в суд по идентичному делу и судья задала вопрос: было ли у водителя разрешение на перевозку пассажиров (лицензия)? После утвердительного ответа она добавила что в таком случае и путевые листы должны быть , так как по закону эксплуатция транпортного средства такси в личных целях запрещена

Есть масса правил, которые должны соблюдаться при эксплуатации автомобиля, используемого в качестве такси. Это требование к внешним опознавательным знакам (например, иметь на кузове цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета), и к предрейсовому контролю технического состояния автомобиля, и медицинскому осмотру, и правилам стоянки на парковках, и путевым листам, и т.д.

Лицензию вы оформляли на конкретный автомобиль, отсюда следует, что он используется для коммерческих перевозок пассажиров. Логично думать, что это является аргументом для выполнения вышеназванных требований. А о том, что вы ехали по своим личным делам, известно только вам. Сотрудник ГИБДД об этом как должен догадаться? Потому что вы так ему сказали?

Как я писала выше, правомерность постановления и назначение штрафа ставится в зависимость от доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что вы эксплуатировали автомобиль в личных целях. Судебная практика по таким делам есть, и в каждом конкретном случае она не одинакова. Кто-то отменял постановление, предоставив суду доказательства использования авто для личных нужд, кто-то нет. Это уже происходит в судебном порядке. Как правило, суды склонны к тому же мнению, которое вам озвучил сотрудник ГИБДД.

В данном случае присутствует пробел законодательства, когда нет конкретного запрета для использования авто-такси в личных целях.

Скажу больше, если бы вы ехали с пассажиром, к примеру, другом, вам еще добавили штраф за отсутствие опознавательных знаков, которые вы сняли. И опять, доказывать это вам бы пришлось уже в судебном порядке.

Нет такого документа, прямого запрета нет.

Скорее, относится к принципам и жизненным устоям некоторых людей, но не всего общества.

Для продажи напитков и продуктов питания законом установлены иные правила, отличные от правил использования автомобиля в качестве такси.

Став индивидуальным предпринимателем и получив разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, вы взяли на себя обязательства по обеспечению безопасности перевозки пассажиров. Для обеспечения безопасности перевозки пассажиров написаны законы, уставы и правила, за несоблюдение которых предусмотрена ответственность.

Я вас понял и с вами полностью согласен. Просто хотелось бы прочитать про конкретные нормативные документы указывающие на запрет, но как я и думал, их не оказалось.
Что касается первого пункта хотел бы у вас спросить: можете ли вы привести другие примеры доказательств, указывающие на то,что я еду без пассажиров и не использю автомобиль в качестве такси, помимо тех, которые я привел выше? Не означает ли то, что фактически я не имею возможности доказать использование мной автомобиля такси в личных целях, даже если я передвигаюсь по городу один, без шашечек и с выключенным таксометром?

Выложите постановление, фамилию и другие данные удалите. В комментариях приложить файл не получиться, поэтому лучше задать новый вопрос.

Здравствуйте! А как быть в случае, когда ты только едешь в таксопарк утром на осмотр автомобиля и прохождение мед. комиссии и у тебя не может быть путевого листа так как его выписывают не дома?) и вдруг тебя остановил сотрудник ДПС, что ему говорить в этом случае?

Или, например, у меня отпуск и я собрался с семьей поехать на машине на море, мне тоже нужно выписывать путевой лист? Что будет, если меня остановят в другом городе?

В пункте 2.5 конкретно сказано, что предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортных средств с места их постоянной стоянки. Предрейсовый контроль проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки.

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств изложен в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 №835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

По поводу использования автомобиля в личных целях я уже неоднократно высказывала свое мнение. Воспользуйтесь поиском.

Еще не регистрировались?

Ребенок испачкал салон такси, и водитель запер его с матерью в салоне, требуя компенсацию за химчистку. Такси врезалось в фонарный столб, и пассажирка получила многочисленные травмы. Таксист привез заказчика не по нужному адресу, высадил буквально в сугроб и уехал. Все пострадавшие пользовались услугами агрегаторов и совершенно внезапно для себя обнаружили, что те… не несут никакой ответственности за произошедшее, даже если виноват водитель. Неужели это по закону?

Агрегаторы такси: кто и за что несет ответственность?

К сожалению, на сегодняшний день — да. Агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber, ру.такси) действительно не несут ответственности за действия водителя и пассажира. Но прежде чем разбираться в этом парадоксе, давайте определим, как в принципе пассажир может получить компенсацию от водителя такси. И кто в России имеет право садиться за руль автомобиля «с шашечками».

Заглянем в основной закон, который определяет правовой статус услуг такси. Это Федеральный закон (ФЗ) N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В нем говорится, в частности, следующее:

  • Водитель такси должен иметь не меньше 3 лет стажа за рулем.
  • Разрешение получается на автомобиль. Причем, не только на тот, который в собственности, но и тот, который арендован или используется по доверенности.
  • Водитель имеет право совершать межрегиональные поездки без получения дополнительных разрешений, если место посадки пассажира было в том регионе, в котором получена лицензия.

Как видите, условия для таксистов сравнительно гуманны. И сейчас, когда сегмент перевозок пассажиров в целом развивается очень бурно, многие пользуются возможностью и начинают оказывать такие услуги.

Но при всем удобстве такси нельзя забывать, что передвижение в легковом автомобиле потенциально опасно, и никто не застрахован от аварии.

Кто отвечает за ДТП с участием такси, и как можно получить компенсацию?

Важно! Пассажир такси, попавшего в ДТП, имеет право на компенсацию вне зависимости от того, кто виноват в аварии. Выплаты производит компания-страховщик того, кто виноват в столкновении. Так как все автомобили сейчас должны в обязательном порядке быть застрахованы по программе ОСАГО, пассажирам гарантируется выплата.

Что нужно сделать?

1. Необходимо оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников ГИБДД. Если пассажир получает серьезные травмы и его увозят в больницу, этот факт фиксируется в протоколе. Но если травмы не серьезные, то дождаться нужно обязательно!

2. По факту аварии составляется протокол ДТП. Важно! В нем должно быть зафиксировано, что имеются пострадавшие!

3. После получения протокола ДТП пассажир должен обратиться в травмпункт и зафиксировать все травмы. После осмотра врач выписывает заключение, в котором указывает степень травм.

4. Подготовить для страховой компании пакет документов, включающий в себя: акт об аварии, медицинское заключение. Если пострадало имущество, нужны еще: документы, подтверждающие право собственности на это имущество, заключение независимого эксперта о причинении имуществу вреда, подтверждение расходов на ремонт имущества.

О своем желании получить страховую выплату страховщика нужно уведомить в течение 15 дней после ДТП.

Важно! Если такси было нелегальным, а водитель отказывается компенсировать причиненный пассажиру вред, требовать выплату можно только через суд.

Если вы пользуетесь услугами легальных таксопарков, то руководство несет ответственность за принятых на работу водителей, и получить компенсацию более чем реально. Но вот если вы поймали «частника» или воспользовались услугами так называемых агрегаторов (Яндекс.Такси и другие), уже начинаются проблемы.

Водитель требует больше денег, чем договаривались изначально. Надо ли платить?

За что отвечают агрегаторы?

Большинство пассажиров не знает этих нюансов, но реальность такова, что на сегодняшний день агрегаторы такси не отвечают за то, что произошло (или не произошло) с пассажиром во время поездки. Ответственности за ДТП с участием водителя, приехавшего по вызову, они также не несут, поэтому обращаться к администрации в случае аварии бесполезно.

Дело в том, что законы, регламентирующие работу такси, на них не распространяются. Агрегаторы оказывают информационные услуги и отвечают за то, что водитель и пассажир встретились. В дальнейшем клиент оказывается предоставлен самому себе.

И если случился конфликт, то решать их водитель и пассажир тоже будут самостоятельно.

Впрочем, проблема возникновения спорных ситуаций с водителями, которые приезжают по заказам, сделанным через приложения агрегаторов, приобретает массовый характер. Настолько, что в начале октября состоялась конференция на тему: «Должны ли агрегаторы такси нести ответственность за пассажиров?». На ней говорили о том, что вызывает проблемы в первую очередь:

1. Агрегаторы пользуются услугами «нелегалов».

2. При этом водителей дополнительно никаким образом не проверяют на состояние здоровья и усталость. Не существует понятия ограничения смены, и водитель может проводить за рулем много часов кряду, что сказывается на его концентрации и скорости принятия решений, а это в свою очередь приводит к авариям.

3. В случае ДТП агрегаторы никаких компенсационных выплат также не предлагают.

Кстати, Uber ранее штрафовали за то, что не предоставляет информацию о водителе

Уже появились и первые ласточки «с другой стороны баррикад». Стало известно, что Яндекс.Таки запускает программу страхования жизни и здоровья водителей и пассажиров. Тестирование этой инициативы пройдет в 1 регионах, максимальная выплата будет составлять 2 млн. рублей (такую же сумму получит, например, пассажир автобуса, попавшего в ДТП).

Сейчас, пользуясь услугами агрегаторов, можно рассчитывать только на страховку участников дорожного движения. И если прийти к согласию с водителем не удается, обращаться к агрегаторам бессмысленно. Правда, в ближайшее время ситуация может измениться.

А вы попадали в ДТП, будучи пассажиром такси? Случались ли у вас конфликты с водителями? Были ли претензии к тому, как выполнялся заказ? Делитесь вашими историями в комментариях!

Какие планируются изменения?

В конце 2019 года группа сенаторов и депутатов внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, регламентирующий деятельность по перевозке пассажиров легковыми такси и деятельности агрегаторов такси.

Они предложили урегулировать взаимоотношения между клиентами и исполнителями, в частности, предполагается введение следующих положений:

  • Оказывать услуги такси могут не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и самозанятые граждане.
  • Ужесточаются требования к водителям. В частности, не допускается управление легковым такси на основании иностранных или международных водительских удостоверений.
  • Водитель такси должен пройти аттестацию на знание улично-дорожной сети территории, где он будет работать. Он сможет проходить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр дистанционно с помощью телемедицины.
  • Все автомобили, которые используются для оказания услуг такси, должны иметь соответствующие отметки на корпусе и крыше (чтобы сразу было понятно, что это такси).
  • Появится реестр такси и служб заказа такси — агрегаторов.
  • Служба заказа обязана один раз в сутки через личный кабинет передавать данные о местоположениях и маршрутах следования такси уполномоченному на это региональному органу.
  • Агрегаторы будут обязаны ежедневно проверять актуальность документов у перевозчиков. Штраф для юридических лиц за передачу заказа водителям без разрешения составит 100–200 тыс. руб., при повторном нарушении 200–500 тыс. руб.

Эти изменения введут агрегаторы в правовое поле. И хотя пока не идет речи об ответственности агрегаторов в случае оказания некачественных услуг или возникновения ДТП, это уже большой шаг в сторону того, чтобы урегулировать взаимоотношения между клиентами и исполнителями в этой сфере.

Женщина заказала такси. Позвонила по номеру, получила смс с подтверждением, дождалась машину и поехала. Водитель не справился с управлением и врезался в столб. Пассажирка погибла. У нее остались муж и трое детей.

Водитель признал вину и получил 2,5 года колонии-поселения. Он уже был судим и работал в такси без водительских прав. Потом его освободили по амнистии. А семья погибшей пассажирки пошла по судам, чтобы добиться компенсации. Они требовали 550 тысяч за расходы на погребение и по 1,5 млн каждому за моральный ущерб. Всего 6,5 млн рублей.

У самого водителя тоже трое детей. Он остался без прав и с новой судимостью. Взять с него было нечего, поэтому семья хотела взыскать деньги с предпринимателя, которому принадлежала машина, и службы такси, которая приняла заказ. История с судами и возмещением длилась три года.

Почему семья требовала деньги со службы такси?

Семья хотела привлечь к ответу всех:

  • Водителя, который управлял машиной. Именно из-за него случилась авария и погибла пассажирка.
  • ИП , которому принадлежал автомобиль. Он нанял водителя по трудовому договору и предоставил ему машину для работы. Договор со службой такси заключил именно ИП .
  • Службу такси, которая приняла заказ. Женщина звонила им, заказывала услугу у них и вообще не знала, как оформлены отношения с владельцами машин и водителями.

Супруг и дочери погибшей подали иск о возмещении вреда и требовали, чтобы водитель, ИП и агрегатор стали солидарными ответчиками. Это значит, что компенсацию можно потребовать с любого ответчика — у кого есть деньги, тот и заплатит всю сумму. Потом пусть разбираются между собой.

Водитель признал вину, но с него вряд ли можно было получить компенсацию. Он бы выплачивал ее много лет небольшими суммами. А вот служба такси — это ООО , крупная организация, у которой на счетах наверняка есть деньги. Получить возмещение от такого ответчика быстрее и проще.

Даже если суд распределит компенсацию по долям между всеми ответчиками (так можно), все равно больше шансов получить деньги от крупной компании, чем от ранее судимого безработного водителя с тремя детьми.

Почему служба такси не хотела быть ответчиком?

Ответчиком не хочет быть никто. Особенно если иск на миллионы рублей и нет прямой вины. Но если у водителя и ИП не было шансов не участвовать в деле, то у службы такси они нашлись.

Агрегаторы, которым все звонят для заказа такси, заключают с водителями и владельцами машин агентские договоры. Сами службы такси по документам оказывают информационные услуги: принимают звонки, передают их водителям и шлют смски клиентам. Они сами никого никуда не возят и не отвечают за безопасность пассажиров: в договорах обычно так и написано.

Услуги по перевозке пассажиров оказывает не служба такси, а водитель или владелец автомобиля. Пассажир об этом даже не задумывается, пока дело не доходит до возмещения вреда. Кажется, что машину предоставила крупная компания, она за всем следит и все проверяет. На самом деле вас вполне может везти ранее судимый водитель, которого давно лишили прав, а машина ему вообще не принадлежит.

Услуги по перевозке пассажиров оказывает не служба такси, а водитель или владелец автомобиля. Пассажир об этом даже не задумывается, пока дело не доходит до возмещения вреда. Кажется, что машину предоставила крупная компания, она за всем следит и все проверяет. На самом деле вас вполне может везти ранее судимый водитель, которого давно лишили прав, а машина ему вообще не принадлежит.

Что сказали суды?

Служба такси не может быть ответчиком: она всего лишь ищет клиентов и сообщает о них водителям. Сама людей не перевозит, не страхует и за их безопасность отвечать не должна.

Расходы на погребение возместит ИП как владелец машины. Он отвечает за действия своего работника по закону.

Моральный вред возместит водитель, потому что из-за его действий погибла женщина и переживает ее семья. Но не по 1,5 млн, а по 700 тысяч рублей каждому.

Всего семья по этому решению должна была получить 3,3 млн рублей. Но не факт, что она бы дождалась денег. Водителя хоть и освободили по амнистии, но права не вернули.

Привлечь службу такси не получится. Моральный ущерб будет возмещать только водитель. Увеличить сумму тоже нельзя: якобы нет оснований, хватит и 700 тысяч.

А вот с возмещением расходов на погребение, которые в первой инстанции взыскали с ИП , вышло интересно. В ходе апелляции ему разрешили не платить семье 550 тысяч рублей.

Суд решил, что ИП не обязан возмещать этот ущерб из своего кармана. Якобы есть страховка, вот страховая пусть и платит. Семья за страховкой не обращалась, а сразу подала в суд на ИП .

Суд не учел, что по договору добровольного страхования выплата семье была не положена, а по ОСАГО расходы на погребение компенсируют в пределах 25 тысяч рублей.

В Верховном суде семья опять требовала признать водителя, ИП и службу такси солидарными ответчиками. При положительном решении шансов получить деньги было бы больше.

Также муж и дети по-прежнему настаивали на выплате расходов на погребение ответчиками, а не страховой. Моральный ущерб оценили в 6 млн на всех.

Вот что по этому поводу сказала судебная коллегия.

Служба такси. У нее есть агентский договор с ИП . По документам она оказывает всего лишь информационные услуги и не отвечает за пассажиров. Перевозкой служба такси якобы не занимается. Но ей все-таки придется ответить.

По документам у службы такси основной вид деятельности — услуги такси: его компания каждый год официально подтверждает документами в соцстрахе. В рекламе тоже идет речь о такси, а не об информационных услугах.

По агентскому договору ответственность перед клиентом несет тот, от чьего имени совершается сделка. Неважно, что написано в документах. И даже неважно, что в машине есть табличка, что услуги вам оказывает такой-то ИП . Пассажир обращается именно в службу такси, оставляет там заказ и получает смски с подтверждением.

Это значит, что служба такси хоть и оформила красивый договор, по которому ни за что не отвечает, на самом деле она агент, который действует от своего имени, хоть и за счет ИП .

Службу такси незаконно исключили из списка ответчиков. С нее тоже можно требовать деньги.

Владелец машины. Его почему-то не сделали ответчиком за моральный ущерб, но это незаконно. Работодатель возмещает материальный и моральный вред, который причинил его работник.

С ИП тоже можно взыскать моральный вред.

Расходы на погребение. ИП добровольно застраховал свою ответственность. Но заставлять семью обращаться к страховщику незаконно. Максимальная сумма выплат по этому полису — 1,5 млн рублей, а истцы просят больше. Да и не выплатит им страховая, потому что вину ИП в суде не установили и свалили все на водителя.

С договором ОСАГО выплат тоже не будет. У ИП он закончился за три месяца до аварии. По нему даже 25 тысяч получить нельзя. Других договоров в деле нет. О каком возмещении от страховой может идти речь?

ИП незаконно освободили от возмещения расходов на погребение.

Итог. Решение суда апелляционной инстанции отменили, а выводы признали незаконными. Городской суд учтет замечания Верховного суда и пересмотрит дело 12 марта. Мы будем следить за развязкой.

Виноват водитель, а отвечают все? Разве это справедливо?

Да, работодатель отвечает за своих сотрудников. ИП должен следить, кого он нанимает, кому доверяет машину и пассажиров. Он как работодатель обязан контролировать действия своих работников. Если ИП посадил за руль такси ранее судимого человека без прав, он ответит за это по закону. Это общая норма: она касается не только такси, а всех работодателей.

Потом можно взыскать этот ущерб с сотрудника, но пострадавших это уже не касается.

Кстати, отвечать нужно даже за тех работников, которые оформлены не по трудовым, а по гражданско-правовым договорам. Здесь есть нюансы, но ответственности это не отменяет.

Это касается только такси и только при гибели пассажира?

Нет, ответственность по агентским договорам касается вообще всех, кто заказывает услуги у посредников или сам работает как агент. И не обязательно должно произойти что-то непоправимое: ответственность придется нести не только за гибель пассажира. Если бы женщина сломала руку или водитель украл у нее сумку, это тоже могло бы быть предметом для иска.

Например, по агентским договорам можно искать аудиторию на тренинги и курсы, продавать контекстную рекламу и билеты на мероприятия, привлекать клиентов для веб-студий, быть диспетчером на телефоне или доставлять еду.

Вы можете что угодно написать в договоре и как угодно распределить ответственность, но если дело дойдет до суда, это не спасет. Службе такси это не помогло, хотя по документам она вроде бы подстраховалась.

На самом деле службы такси хитрят не первый раз. Есть много решений судов, когда их штрафуют и заставляют менять рекламу. Они маскируют свои услуги под информационные, хотя на самом деле полностью контролируют процесс перевозки. Но клиентам при этом предоставляют ту информацию, которая выгодна агрегатору. Так удобнее зарабатывать и ни за что не отвечать.

Это не значит, что на агентов и посредников всегда можно свалить вину. В каждом случае надо разбираться отдельно. Но надеяться только на формальные условия договора нельзя. И тем более не стоит использовать шаблоны и советы из интернета без консультации с юристом.

Сначала читать, потом подписывать

Как узнать, кто на самом деле оказывает услуги и к кому предъявлять иск?

Если вам причинен ущерб или вас обманули, вы не должны разбираться, кто на самом деле оказывал услугу. В суд можно подать на того, с кем вы общались, кому платили деньги и кто вам предоставлял информацию. Если получится узнать всех участников сделки, привлекайте к ответу всех. Суд разберется, кто конкретно виноват. Хотя, как показывает практика, разбираются не всегда правильно и на поиск справедливости уходят годы.

Вы не обязаны доказывать, какие там отношения у агента и исполнителя. Если заказали услугу в службе такси, пишите претензию туда. Если увидели в соцсетях рекламу курсов и заплатили конкретной компании, она и будет отвечать. Если купили путевку в турагентстве, вас там консультировали, там у вас брали деньги за тур и оформляли все документы, тоже можно привлекать турагентство как ответчика.

Может быть, посредник докажет, что не виноват. Например, что он не мог повлиять на исполнителя, сделал свою работу честно и сам был обманут. Пусть доказывает — это уже не ваши проблемы.

Не сможете разобраться сами — ищите юриста и подавайте в суд. Берите пример вот с таких настойчивых людей, которых не остановили решения двух инстанций. Даже если аргументы судов логичные и со ссылками на законы, это не повод опускать руки. Сами видите, как бывает: разобраться удается только с третьей попытки и через несколько лет.

С 1 июля 2020 года еще больше водителей такси по всей стране получили возможность стать самозанятыми. Если раньше налог на профессиональный доход был доступен в тестовом режиме только для жителей некоторых регионов страны, то с начала июля его разрешили вводить и в других частях России.

Сейчас зарегистрироваться в качестве самозанятого водитель такси может сразу в 76 регионах страны. Разберем, какие условия для этого должны выполняться, какие налоги придется платить самозанятому таксисту и где это сделать.

Чтобы получить право использовать налоговый режим для самозанятых, таксисту нужно подходить под эти критерии:

  • не быть официально трудоустроен в другом месте;
  • не иметь наемных сотрудников;
  • зарабатывать менее 2,4 миллиона рублей в год или менее 200 тысяч рублей в месяц;
  • быть гражданином РФ, Беларуси, Армении, Казахстана или Киргизии.

Чтобы начать работать с агрегатором в качестве самозанятого, водителю такси нужно открыть ИП, а потом перейти на самозанятость. Дело в том, что получить разрешение на работу в такси могут только ИП или юрлица, а без него таксист работать не может.

В качестве самозанятого водитель такси платит два вида налога:

  • 4%, когда выполняет заказ от физического лица;
  • 6%, когда выполняет заказ от юридического лица, например, корпоративного клиента агрегатора.

Налог платится со всех доходов, которые таксист получает, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров. Так как все эти виды переводов водитель получает от агрегатора, который представляет собой юрлицо, то с них таксист отдает 6% налогов.

Водители такси, которые решат стать самозанятыми в этом году, получат дополнительный налоговый бонус — 12 130 рублей.

Он суммируется с уже существующим налоговым вычетом в 10 000 рублей, поэтому в начале работы в качестве самозанятого таксист получает в поддержку от государства 22 130 рублей налогового капитала.

Подтверждение: сайт ФНС.

Таксист может не волноваться о налогах, пока эта сумма не закончится. После этого он начнет выплачивать их сам. Начисляться налоги будут по все тем же ставкам в 4% и 6%.

Таксист может быть одновременно самозанятым и ИП, если он не совмещает самозанятость с другими налоговыми режимами, доступными ИП, например, ЕНВД.

Если водитель такси по всем критериям подходит под самозанятого, то он может быть ИП, но при этом получить все бонусы налогового режима для самозанятых, например, не платить страховые взносы.

Подтверждение: ст. 15, Федерального закона N 422-ФЗ.

На водителей-ИП, которые работают по другой системе налогообложения, это не распространяется: в 2020 году они платят 32 448 рублей на пенсионное страхование и 8 426 рублей на медицинское страхование.

Самозанятые таксисты должны формировать чеки через приложение «Мой налог».

Где найти: «Мой налог» для iOS, «Мой налог» для Android.

Если водитель работает с Яндекс.Такси, то ему достаточно добавить агрегатор в приложении «Мой налог» в список разрешенных: раздел «Партнеры» — «Подключенные».

Яндекс.Такси будет автоматически передавать информацию о поездках водителя в приложение, и таксист сможет увидеть в нем чеки по совершенным поездкам.

Водителю не нужно анализировать каждую свою поездку: налоги рассчитываются автоматически.

Напоминаем, что ставка или процент налога зависят от того, кого водитель обслуживает: если физическое лицо, то 4%, если юрлицо (корпоративный клиент) 6%. Кроме этого, налог в 6% удерживается с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров.

Начисленный налог можно увидеть в приложении «Мой налог».

Водителю не нужно ждать конца месяца, чтобы понимать, сколько он должен будет заплатить: сумма всегда будет перед его глазами и он сможет планировать свои расходы. Там же, в приложении, он сможет увидеть размер задолженности, если не заплатит налоги вовремя.

Читайте также: