Как начисляется пенсия госслужащим в беларуси

Опубликовано: 02.07.2024

Право на пенсию за выслугу лет предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 года указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет (статьи 47-49 2 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) и статья 54 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»).

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» работникам, имеющим право на досрочную профессиональную пенсию, которые до 01.01.2009 выработали не менее половины полного стажа работы с особыми условиями труда, требуемого для пенсии за выслугу лет, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена быть пенсия за выслугу лет.

Статья 47 Закона

Право на пенсию за выслугу лет имеют следующие категории рабочих и служащих авиации, а также летно-испытательного состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они заняты:

а) работники летного и летно-испытательного состава при выслуге лет в этих должностях не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин (при этом не менее 12 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 10 лет у женщин в период до 01.01.2009).

Указанные работники, уволенные с летной работы по состоянию здоровья (болезни), при наличии выслуги лет у мужчин не менее 20 лет и у женщин не менее 15 лет (при этом у мужчин не менее 10 лет и у женщин не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) имеют право на пенсию пропорционально отработанному времени. Последующая работа в службах управления воздушным движением и инженерно-авиационной в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (пункты «б» и «в» настоящей статьи), засчитывается в календарном порядке для назначения полной пенсии за выслугу лет.

Перечень должностей работников летного состава, порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения им пенсий, а также порядок назначения и выплаты пенсий работникам летно-испытательного состава утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

б) работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет:

  • мужчины - при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев (при этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 01.01.2009) работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов;
  • женщины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 01.01.2009) работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.

В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается также работа, указанная в пункте «а» настоящей статьи;

в) инженерно-технический состав – по перечню должностей и работ, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

  • мужчины - при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет (при этом не менее 10 лет в период до 01.01.2009) в указанных должностях;
  • женщины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет (при этом не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) в указанных должностях.

В выслугу лет работникам инженерно-технического состава засчитывается также работа, указанная в пунктах «а» и «б» настоящей статьи;

  • мужчины - со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет (при этом не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) бортпроводником;
  • женщины - со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 01.01.2009) бортпроводницей.

Статья 48 Закона

Право на пенсию за выслугу лет имеют отдельные категории медицинских и педагогических работников со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

  • мужчины - при наличии специального стажа работы не менее 30 лет (при этом не менее 15 лет в период до 01.01.2009);
  • женщины - при наличии специального стажа работы не менее 25 лет (при этом не менее 12 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009).

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 49 Закона

Право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой деятельности от 20 до 30 лет (при этом не менее половины этого стажа в период до 01.01.2009) имеют отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов - по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь

Статья 49-2 Закона

Право на пенсию за выслугу лет имеют спортсмены со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

  • мужчины - при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет (при этом не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) профессиональной спортивной деятельности;
  • женщины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 01.01.2009) профессиональной спортивной деятельности.

Отдельные категории спортсменов, находившиеся в штате сборных команд Республики Беларусь и (или) национальных команд Республики Беларусь по видам спорта не менее 5 лет (при этом не менее 2 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009), имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Перечень категорий спортсменов, имеющих право на пенсию в соответствии с частью второй настоящей статьи, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 54 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»

Государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет и ее выплату в полном размере при достижении общеустановленного пенсионного возраста и при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет (при этом не менее двух лет работы на государственных должностях после 1 марта 1994 года).

Государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет и ее выплату в размере 50 процентов пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста не более чем на 5 лет. Данное ограничение не распространяется на государственных служащих, которым установлена I или II группа инвалидности.

Государственным служащим, уволенным в результате ликвидации государственного органа (прекращения его полномочий), сокращения численности или штата работников, пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается в полном размере досрочно, но не более чем за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В период работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается.


«АиФ» вместе с начальником отдела назначения пенсий и пособий Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Аллой КОЛБИК продолжают отвечать на важные вопросы о пенсии.

Все по формуле

Порядок исчисления размеров пенсий детально регламентирован пенсионным законодательством, в частности Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон).

Согласно статье 56 Закона пенсии исчисляются по установленным нормам в процентах к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы работников в республике фактическому заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией.

Корректировка фактического заработка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете трудовых пенсий, на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера. Далее в соответствии с пенсионной формулой определяется размер заработка, из которого исчисляется пенсия.

При этом заработок не более 130% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10 процентов.

Для лиц, занятых на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами, этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а для лиц, длительное время занятых на подземных и открытых горных работах, - в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.


В соответствии со статьей 23 Закона пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка, но не ниже минимального размера пенсии.

Пенсия по возрасту, в том числе минимальная, увеличивается мужчинам за каждый полный год стажа работы сверх 25 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 10 лет - на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту.

При этом лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, а лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы 45 лет и более, увеличение пенсии в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 26-го года стажа работы.

Пенсия женщинам увеличивается за каждый полный год стажа работы сверх 20 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 7 лет 6 месяцев - на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту.

При этом лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, а лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим стаж работы 40 лет и более, увеличение пенсии в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 21-го года стажа работы.

Увеличение пенсии производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.

Лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента среднемесячного заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, - в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин.

Как видим, алгоритм исчисления пенсий достаточно объемный, поэтому все необходимые расчеты автоматизированы и выполняются территориальными органами по труду, занятости и социальной защите с применением специального программного обеспечения. При необходимости гражданин может обратиться к специалистам за более подробными разъяснениями по этому законодательству и его применению.

Как повысить выплату

Пенсия может стать больше, если на время работы отказаться от ее получения.

Для этого необходимо обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением. Размер прибавки к назначенной пенсии будет зависеть от продолжительности периода работы без получения пенсии. Данная норма востребована теми, кто намеревается получать более весомые пенсионные выплаты в то время, когда пенсия станет единственным источником средств существования.


Обратите внимание, что увеличение размера назначенной пенсии предусмотрено только для пенсий по возрасту за периоды работы после достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Справочно: при продолжении работы без получения государственной пенсии после назначения пенсии по возрасту на общих основаниях размер пенсии по возрасту увеличивается на:

  • 6, 8, 10 и 12 процентов заработка, из которого исчисляется пенсия, - соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка - за полный пятый и каждый последующий год работы;
  • 1 процент заработка, из которого исчисляется пенсия, - за каждые полные два месяца неполного года работы.

О страховом стаже

Что делать тем, кому не хватает страхового стажа?

Существуют два варианта: либо доработать до требуемой продолжительности страхового стажа и впоследствии получить трудовую пенсию, либо по достижении возраста, установленного законодательством, получать социальную пенсию.

Кроме этого, трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа не менее 10 лет:

  • мужчинам – при стаже работы не менее 40 лет, женщинам – не менее 35 лет;
  • лицам, проходившим военную службу (службу в военизированных организациях) не менее 10 календарных лет и имеющим общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, и при отсутствии права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Справка «АиФ»

В 2018 году право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется по достижении женщинами возраста 56 лет, мужчинами – 61 года и при наличии стажа работы с уплатой страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, или так называемого страхового стажа, продолжительностью 16 лет 6 месяцев.

Следует отметить, что ежегодно с 1 января страховой стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Т.е. в 2019-м право на трудовую пенсию предоставляется при наличии страхового стажа 17 лет, в 2020 году - 17 лет 6 месяцев и т.д.

Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.

Пенсионный стаж

Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.

Есть категории граждан, для которых требуется страховой стаж меньшей продолжительности.

– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Страховой стаж нужно «оплачивать»

В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.

Что касается уплаты взносов с учетом заработной платы ниже установленной в республике минимальной заработной платы, то в таком случае стаж будет скорректирован в сторону уменьшения в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Включается ли в страховой стаж советский стаж

– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

Какие виды пенсий существуют

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.

– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал Указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Как определяется размер пенсии

Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.

– Среди последних изменений – нормы Указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.

При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Если нет документов о зарплате

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.

Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Куда обращаться за назначением пенсии

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Условия назначения пенсии за выслугу лет государственному служащему установлены статьей 54 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон), в которой предусмотрены три основания пенсионирования государственных служащих:

Первое основание: по достижении возраста мужчинами 60 лет, женщинами – 55 лет и наличии стажа государственной службы не менее 20 лет, общего стажа для мужчин не менее 25 лет (из них не менее 10 лет с уплатой обязательных страховых взносов (далее – страховой стаж работы) 1 , для женщин – не менее 20 лет (из них не менее 10 лет страхового стажа работы 1 ), при этом не менее двух лет работы на государственных должностях после 1 марта 1994 года (пункт 1 статьи 54 Закона).

По данному основанию выплата пенсии производится в полном размере за исключением случаев работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью.

Второе основание: досрочно со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет (мужчинам – в 55 лет, женщинам – в 50 лет) при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет, общего стажа работы для мужчин не менее 25 лет (из них не менее 10 лет страхового стажа работы 1 ), для женщин – не менее 20 лет (из них не менее 10 лет страхового стажа работы 1 ), при этом не менее двух лет работы на государственных должностях после 1 марта 1994 года (пункт 5 статьи 54 Закона).

По данному основанию выплата пенсии производится в размере 50 процентов полного размера назначенной пенсии, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту, до достижения мужчинами возраста 60 лет, женщинами – 55 лет. Исключение установлено для государственных служащих, которым установлена I и II группа инвалидности. Выплата пенсии им производится в полном размере со дня установления группы инвалидности.

Выплата назначенной пенсии не производится в случае работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью.

Третье основание: государственным служащим, уволенным в связи с ликвидацией государственного органа (прекращением его полномочий), сокращением численности или штата работников, пенсия за выслугу лет назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста досрочно, но не более чем за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Выплата пенсии производится в полном размере (пункт 6 статьи 54 Закона).

Для назначения пенсии по данному основанию необходимо выполнение следующих условий:

- увольнение с работы в связи с ликвидацией государственного органа либо сокращением;

- достижение возраста мужчинами 58 лет, женщинами - 53 года;

- наличие стажа государственной службы не менее 20 лет, при этом не менее двух лет работы на государственных должностях после 1 марта 1994 года;

- наличие общего стажа работы для мужчин не менее 25 лет (из них не менее 10 лет страхового стажа работы 1 ), для женщин – не менее 20 лет (из них не менее 10 лет страхового стажа работы 1 ).

Обращаем Ваше внимание, что условия выхода на пенсию и порядок выплаты пенсии рассматриваются только в рамках каждого основания (суммировать основания нельзя).

Пример 1: гражданин Х. закрепил право на пенсию за выслугу лет на 5 лет ранее общеустановленного пенсионного возраста по пункту 5 статьи 54 Закона. После назначения пенсии продолжает работать на государственной службе, пенсию за выслугу лет не получая. В этот период попадает под сокращение. Несмотря на это оснований для выплаты ему пенсии в полном размере до достижения общеустановленного пенсионного возраста не имеется. Выплата пенсии будет производиться в размере 50 процентов полного размера назначенной пенсии, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту.

Пример 2: гражданка Х., 1963 года рождения, в 2014 году попадает под сокращение. Обращается в органы по труду, занятости и социальной защите за назначением пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 54 Закона. В этом случае ей может быть предложено два варианта пенсионирования:

- по пункту 5 статьи 54 Закона. В этом случае выплата пенсии ей будет производиться в размере 50 процентов полного размера назначенной пенсии, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту, до достижения общеустановленного пенсионного возраста;

- по пункту 6 статьи 54 Закона. Пенсия за выслугу лет ей может быть назначена по достижении 53 лет (после сокращения не должно быть другой работы). В этом случае выплата пенсии ей будет производиться в полном размере.

Право выбора остается за пенсионером.

1 С 1 января 2015 г. – не менее 15 лет страхового стажа работы , с 1 января 2016 г. – не менее 15 лет 6 месяцев страхового стажа работы. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 534 «О вопросах социального обеспечения» начиная с 1 января 2017 г. страховой стаж работы будет ежегодно увеличиваться на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Контракты, пенсионное обеспечение, предоставление трудовых отпусков, условия труда, сроки выплаты заработной платы, увольнения — в этих несложных, казалось бы, вопросах человеку несведущему разобраться непросто. Поэтому выездные приемные, проводимые Министерством труда и социальной защиты и «Рэспубл ік ай», популярны среди населения. Очередная выездная приемная прошла для жителей Мяделя и Мядельского района. Посетителей принимали начальник управления по разрешению коллективных трудовых споров Республиканского трудового арбитража Николай ТЫЛЬКОВИЧ, начальник Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Сергей ШКРУДНЕВ, начальник управления правового обеспечения и надзора Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Елена КОМИССАРОВА.

— Я отработала 36 лет, на заслуженный отдых вышла с должности повара 5-го разряда в детском саду. Только пенсия у меня небольшая из-за низкого коэффициента. Как он рассчитывается, от чего зависит размер пенсии и можно ли ее пересчитать? — интересуется жительница Мяделя Ирина Константиновна.

— Размер пенсии зависит от продолжительности трудового стажа и величины индивидуального заработка, из которого уплачивались взносы на государственное (пенсионное) страхование, — ответила Елена Комиссарова. — Для назначения пенсии по возрасту женщине необходимо иметь 20 лет трудового стажа, мужчине — 25 лет. Для исчисления коэффициента берется зарплата за любые 11 лет подряд из последних 22 лет работы. Из подсчета исключаются те месяцы, которые были неполные ввиду того, что работник находился на больничном или в отпуске без сохранения заработной платы. Эти месяцы могут быть исключены, если они невыгодны или могут быть заменены другими. Для этого берется больший период, чтобы работнику было выгодно высчитать коэффициент.

Влияние на размер пенсии оказывает коэффициент заработка пенсионера — соотношение уровня фактической зарплаты работника к средней заработной плате по республике. Для каждого работника соотношение исчисляется индивидуально, в зависимости от занимаемой должности, оплаты труда и других факторов, влияющих на размер среднего заработка. За каждый год свыше 20 лет для женщин или 25 лет для мужчин к пенсии начисляется процент. Максимальный процент — 75 при стаже работы для женщин 40 лет и для мужчин 45.

Следует также знать, что сведения о заработке до 1 января 2003 года подтверждаются справками, которые выдаются работодателями, а за период с 2003 года — данными персонифицированного учета, которые запрашиваются в Фонде социальной защиты населения управлением по труду, занятости и социальной защите после поступления от конкретного лица заявления о назначении пенсии.

Зинаида Александровна почти 37 лет отдала финансово-налоговой системе. И рассчитывала на пенсию госслужащего, но не получает ее. Потому что до «нужного» срока выхода на заслуженный отдых не доработала всего 7 месяцев. Пенсионерку интересует, могут ли ей «простить» недостающий срок и начислить желаемую пенсию?

— Пенсионное обеспечение государственных служащих осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». Статьей 54 закона предусмотрено назначение государственным служащим пенсии за выслугу лет при достижении возраста мужчинами 55/60 лет, женщинами — 50/55 лет и наличии стажа государственной службы не менее 20 лет (при этом не менее двух лет работы на государственных должностях после 1 марта 1994 г.), — рассказала Елена Васильевна. — В соответствии с пунктом 4 статьи 62 закона время работы на государственной службе после достижения общеустановленного пенсионного возраста засчитывается в стаж работы для назначения и перерасчета пенсии за выслугу лет при условии неполучения пенсии (независимо от ее вида) за этот период. Исключение составляет государственная служба, имевшая место до вступления в силу закона (до 26 июля 2003 г.): она засчитывается в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, независимо от получения пенсии в период этой работы.

Евгения Ивановна — работник системы социального обеспечения со стажем. Ее, как и предыдущую посетительницу, волнует вопрос пенсии для госслужащего.

— У меня стажа госслужбы более двадцати лет, а пенсию я получаю по возрасту, потому что на заслуженный отдых ушла до принятия Закона «О государственной службе». Очень обидно. Почему все вышедшие на пенсию до этого постановления не считаются госслужащими? — возмущается пенсионерка.

— Для назначения пенсии за выслугу лет государственному служащему недостаточно отработать в органах власти и управления не менее 20 лет. Кроме этого, у него должно быть не менее двух лет стажа государственной службы после 1 марта 1994 года. Поскольку из органов государственного управления вы были уволены до этого срока, оснований для распространения на вас законодательства о государственной службе и назначения пенсии за выслугу не имеется, — ответила Елена Комиссарова.

Контроль за соблюдением законодательства по охране труда, создание единой службы охраны труда, профессиональные риски, эффективность труда — мядельчан интересовали не только личные вопросы. И один из них, пожалуй, весьма актуальный, задал главный специалист по охране труда управления по труду, занятости и социальной защите Мядельского райисполкома Виктор Чиркевич. Специалиста интересует, будет ли введена административная ответственность работников за нарушение требований по охране труда. Довольно часто рабочие не применяют выданные средства индивидуальной защиты, а спрос за их безопасность — с инженеров по охране труда.

— Сейчас рассматривается проект внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Такая ответственность будет для работников, которые нарушают требования по охране труда, — рассказала Елена Комиссарова.

Читайте также: