Как начисляется зарплата педагога психолога в школе

Опубликовано: 15.05.2024

Социальные педагоги и педагоги-психолог работают не меньше, а иногда и больше учителей-предметников . При этом им сложнее получать компенсационные и стимулирующие выплаты. Разбираемся, как сложилась такая ситуация и как этим специалистам найти способы поднять заработную плату.

Из чего складывается заработная плата социального педагога и педагога-психолога?

Заработная плата любого педагогического работника состоит из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Все виды выплат отличаются от выплат обычных учителей. Оклад учителей-предметников зависит от проведенных уроков. Социальный педагог и педагог-психолог уроки не ведут, но также получают оплату за отработанные часы. Если эти специалисты работают на ставку, они должны отработать 36 часов в неделю. У педагога-психолога 18 часов тратятся на методическую подготовку: он может отрабатывать их в школе, может выезжать и участвовать в круглых столах, работе методических объединений. Оплата часа зависит от региона РФ, что должно быть записано в краевом положении об оплате труда педагогических работников.

Какие компенсационные выплаты могут получать педагог-психолог и социальный педагог?

Почти те же, что и другие учителя. Педагог-психологу и социальному педагогу заплатят за вредные условия работы, выплатят региональную надбавку за сложные климатические условия, добавят денег за стаж работы. Например, зарплату педагога, отработавшего от 3 до 8 лет, умножат на коэффициент 1,1, зарплату педагога со стажем от 13 до 18 лет — на 1,2. Педагог-психолог и социальный педагог не получат доплат за проверку тетрадей. Однако педагог-психолог и социальный педагог может доказать администрации, что обработка и анализ результатов психологической и профориентационной диагностики должен оплачиваться отдельно.

Как получать стимулирующие выплаты «не-учителям»?

У педагога-психолога и социального педагога есть все шансы получать стимулирующие выплаты. Но сначала им нужно разобраться с локальным положением об этих выплатах. В каждой школе могут быть нюансы — где-то критерии для учителей-предметников и этих специалистов будут одинаковыми, где-то будут отличаться. Если в положении указаны заведомо невыполнимые критерии, нужно обсуждать их с администрацией школы и подключать профсоюз.

Социальный педагог и педагог-психолог могут заниматься методической работой, выступать на конференциях, писать учебники. Они могут даже быть руководителями реферативных и проектных работ. Социальному педагогу сложно готовить учеников в олимпиадам, но бывает и такое. По крайней мере социальный педагог может помочь ученикам участвовать в волонтерских конкурсах или конкурсах сочинений на социальные темы.

Сложнее замерить эффективность работы социального педагога и педагога-психолога. Здесь им нужно внимательно читать критерии начисления стимулирующих выплат. Если таким критерием считается благополучная обстановка в школе, нужно спорить с администрацией. Ни социальный педагог, ни психолог не могут в одиночку влиять на психологический климат в организации — он зависит от всех участников образовательного процесса. Поэтому в критерии результативности нужно записывать количество и качество проведенных мероприятий вне зависимости от их результатов. Социальный педагог провел работу с учениками группы риска, звал их на занятия, сформировал доверие — это уже результат. Педагог-психолог организовал консультации для подростков, говорил с ними по душам, организовал группу поддержки ребятам с эмоциональной нестабильностью — тоже результат, даже несколько. И не важно, что в группе риска к концу года осталось столько же ребят, сколько и в начале. Важно, что работа была проведена.

Еще одна сложность — для социальных педагогов и педагогов-психологов проводится меньше профессиональных конкурсов, чем для учителей-предметников. Это не должно останавливать — например, педагог-психолог и социальный педагог могут написать эссе на общепедагогическую тему. Или попросить помощи методиста и подготовить открытый урок, даже если в школе нет предмета «психология».

Как понять поведение ребенка и скорректировать его? Знает педагог-психолог. А какая зарплата у педагога-психолога, сколько он получает? Давайте узнаем!

У педагога-психолога сложная и интересная работа, предполагающая взаимодействие с детьми.

Трудиться специалисты могут не только в детских садах, но и учебных центрах, школах, колледжах, техникумах и много где еще.

Сколько получает педагог-психолог?

Профессия эта разнообразная не только по вариантам трудоустройства, но и окладам. Впрочем, как ни крути, стоимость оплаты труда все равно остается низкой.

Средняя зарплата педагога-психолога по стране всего 25000. Но эта заработная плата разнится в зависимости от региона и города.

Так, например, в столице нашей страны, Москве, оклад педагога-психолога достигает 35000. В северной столице Санкт-Петербурге – 21500. В Екатеринбурге платят около 15000, приблизительно столько же получают педагоги-психологи и в Волгограде, и в Саратове.

Стоит обратить внимание на то, что доход педагога-психолога трудящегося в школе, саду или в другой сфере - разнятся. Специалисты занятые не в образовании, как правило, имеют заработную плату выше, особенно это касается военных и клинических психологов.

Зарплата педагога-психолога в школе

Зарплата педагога-психолога в школе варьируется в пределах 7000-9000 тысяч рублей. Итоговая выплата зависит от нескольких факторов: здесь учитывается стаж работы - общетрудовой и по специальности, наличие или отсутствие категории и другие.

Оклад педагога-психолога составляет около 12000. Стоит обратить внимание на то, что работая в частной школе на такой же должности, доход будет практически, а иногда наверняка, в два раза выше.

Оклад педагога-психолога в сельских школах

К большому сожалению, оклад педагога-психолога в сельской школе будет минимально возможным – как раз в пределах тех самых 7000-9000 рублей + надбавки.

При этом, далеко не в каждой сельской школе есть свой специалист. Нередко профессия педагога-психолога здесь - это совмещение работы и другие манипуляции, которые позволяют образовательным учреждениям хоть как-то исполнять современные требования закона к учебным заведениям и держать специалиста с психологическим образованием в своих стенах.

Оклад педагога-психолога в сельской школе – это отдельная и, к сожалению, больная тема всех педагогов, занятых на работах в небольших поселениях. Заработать чуть больше возможно лишь, если вести кружки и секции, развивая способности детей на дополнительных занятиях.

Сколько получает педагог-психолог в детском саду?

Оклад педагога-психолога в дошкольном учреждении будет составлять около 9500 тысяч рублей. Итоговая заработная плата также будет зависеть от непосредственного места работы: частный или государственный это детский сад, будет учитываться стаж работы по специальности, а также город в котором педагог-психолог будет работать, так как показатели по зарплате в столице на уровень выше.

Необходимо отметить, что бюджете Российской Федерации определена индексация зарплаты педагогов-психологов, а также есть планы по сильному повышению доходов. Но это пока еще лишь планы.

Интересен тот факт, что в России заработные платы педагогов-психологов ниже, чем, например учителей, так как в этой профессии нет почетных званий и выслуги лет. Более высокий уровень зарплат у специалистов в области психологии, которые занимаются частными практиками и консультированием, проводят консультации в режиме онлайн, коуч-тренинги, видео-блоги.

По статистическим данным вакансий в сфере психологии всегда достаточно. Открытыми остаются минимум 1000 вакансий, где указанная заработная плата варьируется от 10 000 до 42 000 тысяч рублей.

Сравнивая зарплату педагога-психолога, например, в соседних странах, Беларуси и Украины, можно сказать, что она находится на том же уровне, что и в нашей стране. Самая высокооплачиваемая профессия психолога в Соединенных Штатах, Великобритании, Швейцарии. Все это происходит потому, что в этих странах труд педагога оценивается по часам, а не за весь месяц.

Несмотря на почти тридцатилетнюю историю практической психологии в российском образовании, профессия педагог-психолог остается представителем относительно новой профессии.

Психологическая работа, как и всякая другая творческая деятельность, начинается с осознания необходимости решать определенные проблемы других людей, поэтому человек, решивший выбрать для себя этот вид деятельности, должен для себя это осознать и определится готов ли он к этому.

Часто говорят, что сюда идут не за деньгами, а по призванию. Согласно статистике зарплат педагогов-психологов в сельских школах и крупных центрах страны, становится очевидно, что так оно и есть.

Зарплата учителя — это либо оклад, либо оплата отработанных академических часов. К этой сумме прибавляют стимулирующие и компенсационные надбавки, доплату за квалификацию и стаж. Но в зависимости от учебного учреждения, где трудится педагог, выплаты начисляют разными методами.

Нормативная база

Новая система оплаты труда

С 1992 по 2008 год в РФ работникам бюджетной сферы, включая учителей, платили с учетом единой тарифной сетки — системы разрядов, которая позволяла посчитать зарплату учителя с учетом уровня его квалификации. С 01.12.2008 от такого метода начали отказываться, но реформа и внедрение новой системы оплаты труда (НСОТ) длится до сих пор.

Те, кто уже перешел на новый метод, в заработную плату работников сферы образования включает:

  • оклад;
  • стимулирующие выплаты;
  • компенсационные надбавки.

Начисляет дополнительные суммы работодатель, исходя из установленного положения об оплате труда. Но некоторые руководители, имея доступ к финансам, не только не выплачивают надбавки, но и занижают оклады. Чтобы не допустить ситуации, когда оклад ниже МРОТ, чиновники предлагают в законе прописать необходимость соблюдать пропорцию «70/30», где 70% приходится на оклад, а остальные — на надбавки.

Руководство образовательных организаций обязано знакомить сотрудников со штатным расписанием и тарификационным списком (абз. 4 п. 3.1 постановления Минтруда от 10.10.2003 №69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»).

Как рассчитывается зарплата учителя начальных классов и как ее считают предметникам:

Тарификационный список преподавателей

Зарплата учителей

Как считать зарплату по новой системе

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Минобрнауки в 2020 году разработала новые единые рекомендации на 2020 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол №11). Они предписывают вносить в трудовой договор следующие компоненты оплаты:

  • должностной оклад в фиксированном размере;
  • ставку заработной платы;
  • предусмотренные компенсационные выплаты и их размер;
  • условия получения стимулирующих надбавок.

Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. Обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.

К выплатам стимулирующего характера, согласно письму Минобрнауки от 29.12.2017 №ВП-1992/02, относятся:

  • за интенсивность (например, работу на 2 ставки);
  • за высокие результаты (достижения учеников, правительственные награды);
  • за стаж непрерывной работы;
  • за качество работы (например, применение инновационных педагогических технологий);
  • премии по итогам отчетного периода.

Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.

В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится у учителя русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет при следующих начальных данных:

  • должностной оклад — 5 000 руб.;
  • работает в неделю 20 часов;
  • надбавка за стаж — 500 руб.;
  • повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию — 0,2;
  • доплата за проверку письменных работ — 0,1.

Получаем за нагрузку: 5 000 руб. / 18 × 20 = 5 555,56 руб.

За категорию доплата составит: 5 555,56 х 0,2 = 1 111,11 руб.

За проверку работ: 5 555,56 х 0,1 = 555,56 руб.

Добавляем еще 500 рублей за непрерывный стаж.

В итоге получим:

5 555,56 + 1 111,11 + 555,56 + 500 = 7 722,23 (руб.)

Расчет по базовому окладу

Не во всех регионах еще перешли на НСОТ, есть такие, где сохраняется расчет, исходя из оклада. Если алгоритм, как начисляется зарплата учителям, основан на окладе и зависит от фактического объема выполняемой работы, годовая нагрузка обязательно фиксируется в трудовом договоре. В организациях среднего профессионального и высшего образования этот показатель иногда меняется по семестрам. Поэтому для каждого полугодия нагрузку рекомендуется прописывать отдельно.

По должностному окладу з/п обычно устанавливают тем педагогическим работникам, которым четко установлена продолжительность рабочего времени (ПРВ). От нагрузки она не зависит. Из приказа Минобрнауки №1601, ПРВ в сфере образования не превышает 36 часов.

Должностной оклад устанавливается педагогам-психологам, социальным педагогам, организаторам. То есть тем, кто находится на рабочем месте весь день, вне зависимости от количества уроков.

К должностному окладу иногда прибавляют компенсационные и стимулирующие выплаты.

Расчет по фиксированной ставке

Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:

  • за квалификационную категорию (максимум 1,15);
  • за ведение трудовой деятельности в сельской местности;
  • за обучение сирот;
  • за работу с детьми с ограниченными возможностями;
  • за наличие в классе учащихся с девиантным поведением.

Коэффициенты суммируются, а иногда все они (кроме К — за категорию) заменяются на компенсационные выплаты.

Посмотрим, как рассчитать зарплату учителя начальных классов с нагрузкой 23 часа в неделю и высшей квалификационной категорией при ставке 6 000 рублей за 18 часов.

Доход = 6 000 × 23 / 18 × 1,15 = 8 817 рублей.

В некоторых школах устанавливается повышающий коэффициент за возрастные особенности учащихся. И именно педагоги начальных классов их получают.

Как влияют на зарплату преподаваемые дисциплины

Еще один важный вопрос — из чего состоит зарплата учителя-предметника. В письме Минобрнауки от 26.11.2006 №ИК-244/03 заявлено, что за сложность и приоритетность предмета тоже применяют повышающие коэффициенты. На такую привилегию вправе рассчитывать преподаватели:

  • русского языка;
  • математики;
  • иностранных языков;
  • предметов, по которым большинство учеников сдает ЕГЭ.

Возможно увеличение доходов и тем, кто ведет предметы, которым сопутствуют вредные условия труда (физика, химия).

Ученико-часовая оплата труда

По сути, это почасовая оплата труда, где доход сотрудника зависит от объема выполненной им работы. Чаще всего ее применяют в отношении совместителей.

Руководство устанавливает определенную стоимость одного академического часа (одного урока в школе, половины пары в колледже или вузе). Но иногда в формулу включается и количество учеников в каждом классе. В среднем профессиональном и высшем образовании на число студентов ориентируются только при расчете оплаты приема экзаменов и зачетов.

Согласно письму Минобрнауки №ИК-244/03, оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

как рассчитывать оклад педработников

Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно. Посчитаем, сколько примерно получает педагог-математик, если он:

  • обучает 525 человек во всей школе;
  • работает 36 часов в месяц;
  • за сложность предмета получит коэффициент 0,1, а за категорию — 0,2;
  • стоимость ученико/часа — 20 руб.

Подставляем в формулу и получаем:

20 х 525 х 36 х 0,1 х 0,2 = 7 560 (руб.)

Помимо этой суммы, ему доплатят за проверку тетрадей, классное руководство, ведение кабинета, иные обязанности.

Сколько в среднем получают учителя

Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. В бюджете на текущий год запланировано повышение на 5,4%, в 2021 году обещают поднять оклады на 6,6%, а еще через год — на 6,1%. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. Поэтому у некоторых номинальные размеры зарплат вырастут значительно.

Пока же ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за I квартал 2020 года):

Педагогические работники дошкольных образовательных организаций

Педагогические работники образовательных организаций общего образования

Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования




Педагог-психолог

Анастасия Ильина, 24 года


График работы

5/2, 36 часов в неделю

Примерный ежемесячный доход с подработками

50 000 руб

Зарплата в % от медианы

110%

Зарплата / прожиточный минимум

Официальная средняя зарплата учителей по Москве

66 957 руб

График работы

Наш официальный график — 5/2. По идее, как у человека, который трудится в школе, у меня должна быть шестидневная рабочая неделя. Суббота — вроде как методическая: нужно сохранить 56 отпускных дней, поэтому с прошлого года её добавили как рабочий день. Но он ни в каких документах не проходит и никак не оплачивается. Просто если нам по-каким-то причинам нужно быть в школе, то мы приходим, но это не всегда необходимо. Сейчас я работаю всего четыре дня в неделю — договорилась с руководством о перераспределили часов, и теперь могу подрабатывать в другом месте.

Обычно у психолога 36-часовая рабочая неделя, но все по-разному распределяют своё время. По одному из старых положений, которое было издано департаментом образования, психолог обязан отрабатывать 18 практических и 18 методических часов, как и учитель. В том документе было прописано, что практические часы мы должны выполнять на рабочем месте, а методические, при наличии кабинета и нужного оборудования, по согласованию с администрацией.

Три года назад я устраивалась именно на таких условиях. Я клинический психолог и никогда не хотела работать в школе, но меня заманила такая свобода. Потом у нас поменялось начальство, но я постаралась сохранить те условия, на которых пришла. Для меня это важно — мне кажется, что 36-часовая или 40-часовая рабочая неделя не всегда бывает эффективной. Иногда свою работу можно выполнять за меньшее количество времени, но более интенсивно. У меня, например, нет времени для того, чтобы распивать чаи, болтать с учителями о жизни или заказывать новые комплекты белья для спальни. (смеётся)

Я просто прихожу, делаю свою работу, веду занятия и ухожу. В итоге работаю где-то 22 практических часа. Но так, конечно, не у всех — мои коллеги из других корпусов отсиживают на работе все 36 часов. Благодаря тому, что я клинический психолог и, помимо прочего, закончила несколько больших курсов переподготовки, я могу предложить много крутых штук для того, чтобы заинтересовать руководство и быть полезной в школе.

Реорганизация и зарплаты

До реорганизации моя зарплата была 45 тысяч рублей — школа так решила. Потом, когда наши школы объединили в учебные комплексы, зарплата психологов оказалась 31 тысяча без вычета налогов. По каким-то причинам новый директор решил, что сорок пять — многовато для психолога.

На протяжении прошлого года я получала 31 тысячу. В этом году наше руководство полностью поменялось, и я приходила к ним, много говорила о том, что, на мой взгляд, это чрезвычайно низкая зарплата — на эти деньги человеку в Москве тяжело прожить разумно. И это в то время, когда в соседнем детском саду воспитательница получает 40 тысяч рублей, хотя наш уровень знаний и наша подготовка не стоят на равных.

Зарплату в итоге повысили всем психологам — подняли базовую ставку с 31 тысячи до 37. Но мне всё ещё кажется, что это не очень справедливо: психолог должен получать хотя бы наравне с остальными педагогами. Даже просто потому, что в обозначении нашей должности написано: «педагог-психолог». Конечно, мы не ведём больших занятий каждый день, но, тем не менее, у нас тоже много групповых тренингов. И все часы, которые нам положены, мы тоже отрабатываем, а иногда — и перерабатываем.

Зарплата рядового педагога в нашей школе с реорганизацией не изменилась, осталась где-то на уровне 45 тысяч. А вот всем специалистам дополнительного профиля её решили понизить.

Со времени реорганизации премий у нас почти не было. Один раз в год, в августе, выдают по несколько тысяч рублей. В прошлом году мы получили по 10 тысяч. Для этого мы заполняли кучу бумаг, и нам платили по каким-то коэффициентам за заслуги. Для специалистов дополнительного профиля такая анкета оценивания плохо разработана. В основном там ориентируются на классных руководителей и на учителей-предметников. Некоторые вопросы звучали так: «сколько у вас отличников?», «сколько получили 100 баллов за ЕГЭ?». И как я, психолог, должна выполнить этот «тест»? Тут нам сразу идёт минус, и я ничего не получаю. При этом до реорганизации у нас были регулярные и хорошие выплаты по триместрам.

Когда сама школа получала финансирование, она сама и распределяла бюджет, то есть мы жили гораздо лучше, как это ни странно. В принтер всегда была заправлена краска, всегда была бумага, например. Если нужны были какие-то канцелярские вещи для занятия, можно было прийти к директору или завхозу и сказать: «мне вот нужно, у меня закончилось», и это быстро добывалось. С тех пор, как нас реорганизовали, полгода никого просто не волновало, есть ли у нас всё необходимое. А уж про бумагу вообще забудьте.

В прошлом году мне понадобился клей-карандаш для одного занятия. Директор сказал: «А почему вам нужен клей для занятий? Это не соответствует вашим должностным обязанностям. Напишите мне заявление с объяснением».

Сейчас мне очень нравятся люди, которые пришли к нам на руководящие должности. Но всё равно пока очень сложно наладить всю систему и общий быт внутри школы за те полгода, которые мы вместе работаем. Но вообще, конечно, это утопия — на полгода вперёд заказывать материалы, предугадывать то, что тебе будет нужно. От этого страдают все государственные учреждения.

Контроль

Раньше нас не так сильно контролировали через бюрократию. Сейчас с меня периодически требуют протоколы бесед. Я их не показываю, но нужно, чтоб я их заполняла. Хотя, по моим сведениям, в официальную документацию это не входит. Выглядит это так: у меня есть простые листы А4, в которые я пишу, когда разговариваю с человеком. Теперь с меня просят, чтобы я на официальный бланк переписывала всё еще раз.

Наш куратор (должность директора школы в учебном комплексе — прим. ред.) очень адекватно относится к сотрудникам. Эти документы обычно спрашивает какая-нибудь комиссия по делам несовершеннолетних. Бывает, комиссия приходит и требует план проверки, например, план по профилактике. Они говорят: «Где отчёт? Где документ, подтверждающий, что всё это было?». И им нужно предоставить какой-то протокол. Или же, например, проведена была беседа с ребёнком. «Где протокол?». Не докажешь же, говорила ты с кем-нибудь или нет, делала что-то по плану или нет.

Всё готовится для того, кто приходит с проверкой. И это ужасно. Это съедает много твоего времени, а проверку не волнует качество твоей работы или то, как ты её сделала. Их волнует просто наличие планов, отчётов, протоколов… Тогда ты крутой, тогда ты молодец. Вот, общем-то, и всё. А если у тебя бумажек нет, никто не спрашивает детей. Никто не приходит и не смотрит на то, что ты с ними делаешь, как ты с ними работаешь. А ведь можно любые бумаги написать.

О работе

Я работаю со всеми участниками образовательного процесса, включая детей, родителей и сотрудников школы.

Я долго боролась со своей профессией после поступления в институт. На самом-то деле я мечтала быть артисткой, восемь лет училась в театральной студии. Но потом, на 4 курсе, я полюбила свою специальность. После 4 курса я начала преподавать в государственном медицинском центре, вела развивающие занятия для малышей и актёрское мастерство.

Театр очень близок к психологии. Актёрские тренинги направлены на развитие таких способностей, как память, внимание, мышление, речь, фантазия. Это всё то, что делает психология в развивающих занятиях. Просто акцент чуть-чуть смещён, а упражнения одни и те же.

Чем больше тебя видят дети, тем больше упрощается твоя работа. Тут, наверное, помогает молодость — мне не всё равно и я стараюсь делать вещи, которые мне интересны. В нашей системе образования достаточно много педагогов, которые уже почти на пенсии и которым бывает безразлично, будет у ребёнка пять, три, два или десять. Они просто проводят свои уроки и уходят домой.

Я стараюсь не дружить ни с какими учителями — в бытовом смысле. Наверное, если бы я работала здесь десять лет, то какие-то связи бы завязались, но моя позиция в том, что школьный психолог не должен быть включён в личностные взаимоотношения с теми людьми, с которыми работает. Иногда мне приходится брать на себя роль эксперта, когда я должна прийти и, например, проанализировать то, как учитель ведёт урок. Если я буду дружить с кем-нибудь из них, то могу быть необъективна.

В моей практике самый проблемный возраст — 7−8 классы. Они уже вливаются в подростковую тусовку и подвержены разным влияниям. У меня в школе, например, много детей, которые режут себе руки, много думают и говорят о смерти, сидят в тематических группах в социальных сетях. Везде, конечно, свои проблемы. Но для меня это самые острые классы.

У меня, как у психолога, работают принципы конфиденциальности. До того момента, как только мне ребёнок или взрослый не расскажет о чём-то, что может угрожать либо его жизни, либо жизни других. Если речь идет о чём-то незаконном, я обязана буду сообщить сначала его родителям, а потом поставить в известность администрацию. Я всегда предупреждаю об этом детей: «да, мы с тобой разговариваем и я ни о чём не расскажу учителям или классному руководителю, пока не возникнут два этих случая». Всё остальное — это правда конфиденциальная информация. Всё-таки я не дружу с учителями, я не иду и не докладываю им. Но, безусловно, если какие то дети начинают меня волновать, то я немного говорю об этом с педагогом. Но никогда не пересказываю всё содержание беседы.

Мой актёрский опыт помогает мне в работе. Благодаря этому, кстати, я сделала интересный проект — марафон психологической подготовки к экзаменам. В течение двух недель после пятой перемены у нас было двадцать минут. Девятиклассники и одиннадцатиклассники приходили в специальный кабинет, где есть только ковёр — там у нас можно побеситься. Мы с ними делали разные упражнения и игры, которые, на мой взгляд, помогали снимать стресс, напряжение, учили быстро концентрироваться и расслабляться. Мы формировали какую-то команду, группу поддержки — там можно было поговорить о своих переживаниях. Или наоборот перестать говорить об экзаменах и о чём-нибудь другом подумать. Там мы рисовали, делали асаны из йоги (когда ты просто лежишь и расслабляешь тело). Мне кажется, это был интересный контакт: мы просто пятнадцать минут лежали на полу и слушали музыку.

В начале и в конце я давала детям возможность оценить по нескольким параметрам своё самочувствие, но пока ещё не успела обработать результаты. Я хочу написать статью про этот марафон и посмотреть, был ли там какой-то сдвиг. Но одиннадцатиклассники сначала походили-походили, а потом немножко забросили. Они вообще такие занятые, на кривой козе к ним не подъедешь. (смеётся)

О перспективах в школе

Перспектив нет. Меня это очень расстраивает. Думаю, это мой последний год работы.

Я пока не знаю, куда пойду. Я просто устала от государственной системы. Иногда бывает очень сложно, хотелось бы большей гибкости. Несмотря на то, что я всеми своими силами добилась той свободы, которая мне нужна, мне, тем не менее, не хватает роста. Мне кажется, что в свои 24 года я неплохо работаю, и мне бы хотелось разворачиваться куда-то вверх, вырастать. Пока что на моей должности я не очень это ощущаю.


По последним данным Росстата, зарплата школьного учителя в среднем по стране составляет 42 тысячи рублей в месяц. Но сама по себе эта цифра мало о чем говорит. В половине регионов России учителя получают от 23 до 30 тысяч рублей. При этом в Ямало-Ненецком автономном округе - 103, на Чукотке - 113 тысяч (с учетом "северных" надбавок), а в Москве - 116 тысяч. Но и в Ингушетии, и в Алтайском крае, и в Москве, и во Владивостоке педагогу нужно выполнить федеральный государственный образовательный стандарт, подготовить детей к проверочным работам, экзаменам в 9-м классе и одиннадцатом. Плюс есть план воспитательной работы, нужно провести "внеурочку", заполнить кучу отчетов, за которые учителям оплата, как правило, не производится… "Средняя зарплата по региону достигается за счет того, что учителя берут больше нагрузки", - рассказала "­Российской газете" заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования ­Татьяна Куприянова.

- По нашим оценкам, в начале 2020 года учителя работали в среднем не менее чем на 1,7 ставки. И нагрузка еще значительно "подросла" с началом пандемии, - добавила Татьяна Куприянова.

Что это значит на практике? Чем меньше оплата за норму - 18 уроков в неделю - тем меньше учитель защищен от перегрузок. Низкие ставки и оклады - одна из самых наболевших проблем учителей. По данным мониторинга 2020 года, который профсоюз проводил вместе с минпросвещения, в 80% регионов месячная ставка (оклад) учителя за норму часов учебной нагрузки - меньше федерального МРОТ. В некоторых субъектах она и вовсе - три-четыре тысячи рублей. Все, что сверху, - разные выплаты и надбавки, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам. Во многих регионах есть система баллов, которые даются за совершенно разные вещи: от применения новых методик, побед учеников в олимпиадах - до выступления на педсоветах, ведения портфолио учеников, оформления коридоров школы. Список того, за что начисляются баллы, может быть настолько большой и "разношерстный", что директор, манипулируя им, легко может добавить баллы "любимчикам" и забрать их у "провинившихся" учителей.

Еще один штрих к общей картине. В регионах могут применяться самые разные системы оплаты труда: в одних она определяется стоимостью образовательной услуги за "ученико-час", в других - ставки формируются на основе профессиональных квалификационных групп должностей, или в зависимости от образования, стажа работы, квалификационных категорий. В итоге, к примеру, в российской глубинке молодой специалист, который не имеет ни нагрузки сверх нормы, ни классного руководства, будет получать ровно МРОТ, то есть 12 130 рублей.

- Минпросвещения, минтруд, минфин и наш профсоюз уже направили свои предложения в правительство. Подходы предлагаются разные. Они сейчас обсуждаются, - рассказала Татьяна Куприянова. - Наши многолетние наработки в рамках социального партнерства - единых рекомендаций, утвержденных Российской трехсторонней комиссией, показывают: гарантированная часть зарплаты учителя за норму учебной нагрузки должна составлять не ниже 70% от средней по региону, а минимальные размеры ставок и окладов работников в виде базовых должны получить статус федеральных гарантий. Ниже МРОТ они падать не должны. Но выше - это порадует всех педагогов!

Кроме того, по словам эксперта, сейчас обсуждается перечень обязательных компенсационных и стимулирующих выплат. Что в него может войти? Профсоюз предлагает ввести обязательные компенсационные выплаты, например, за работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья или детьми, нуждающимися в длительном лечении, за работу в сельской местности, с детьми и подростками с отклонениями в поведении. И, конечно, - за классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами, мастерскими и лабораториями, руководство предметными и методическими комиссиями. И это далеко не полный список.

Сейчас на федеральном уровне из этого списка установлена только одна выплата - 5 тысяч рублей в месяц классным руководителям. Ее получают более 800 тысяч педагогов. Есть еще стимулирующие выплаты - они направлены на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу. Эксперты профсоюза предлагают отнести к обязательным - выплаты за квалификационные категории, стаж непрерывной работы в образовательной организации. Плюс - предлагается не просто утвердить их перечень, но и определить на федеральном уровне минимальный размер выплат, ниже которого в регионах они быть не могут. Потому что в одном регионе за первую категорию учителю могут добавлять 300 рублей к зарплате, а в другом за нее же - 3 тысячи.

При формировании единой модели оплаты труда важно не забыть про педагогов-дефектологов, логопедов, психологов, мастеров производственного обучения, методистов. В общем, всех тех, на ком и сегодня школам приходится сильно экономить. И не только работников школ, но и колледжей. То есть учесть работников всех государственных и муниципальных образовательных организаций.

- Все эти меры должны привести к тому, что зарплата учителей вырастет, а дифференциация между регионами уменьшится. Но нужно точно просчитать, какая нужна федеральная поддержка регионам при введении новой системы оплаты труда. Если этого не сделать, большого смысла во всей остальной работе просто не будет, - уверена Татьяна Куприянова. - Если взять все детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, колледжи, детские дома и школы-интернаты, то годовой фонд оплаты труда в этой системе значительно превышает триллион рублей. По некоторым ведомственным оценкам, чтобы базовые ставки и оклады только учителей превысили уровень МРОТ, понадобится дополнительно 200 млрд рублей. По оценкам экспертов Профсоюза, на реализацию этого масштабного социального проекта - введения новой системы оплаты труда в сфере образования - потребуются значительно большие бюджетные ассигнования. Может быть, поэтапно, но решать эту задачу необходимо.

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС:

- Главная проблема в системе оплаты труда педагогов - это большая дифференциация на всех уровнях. Не только между регионами, но и между школами с разной формой собственности. Так, учителя в муниципальных школах получают около 41 тысячи рублей, в региональных - 68 тысяч, а в федеральных - около 80 тысяч. Грубо говоря, если в школе один учитель получает 80 тысяч, а два других - по 20 тысяч, то вместе у них будет средняя по региону. Все зависит от директора: он прекрасно знает, как можно "играть" ставками и разными выплатами. Есть и еще один важный нюанс - многие учителя с невысокой зарплатой, - это педагоги старшего возраста, которые получают еще и пенсию. Директор это прекрасно знает и специально выделяет больше средств молодым, чтобы удержать их в школе. Естественно, учитель со стажем такой ситуацией недоволен. Единая отраслевая модель могла бы сгладить углы. Но проблема еще и в том, что какой бы прекрасной и совершенной она ни была, все упирается в отсутствие у регионов собственных средств на повышение зарплат. Ключевой конструктивный путь - развивать экономику. Если мы сможем пройти пандемию относительно благополучно, то тогда по выходу из нее экономика начнет расти. А вместе с ней - и зарплаты учителей.

Как рассказали "Российской газете в пресс-службе правительства РФ, "в настоящее время в правительстве идет проработка предложений по созданию единой модели оплаты труда педагогов".

- Совместно с Минтрудом России, Минфином России и при активном участии Общероссийского Профсоюза образования министерство просвещения разрабатывает требования к системе оплаты труда педагогов, учитывающие как особенности формирования ставки (оклада), так и перечень компенсационных и стимулирующих выплат. Соответствующие предложения внесены в правительство и проходят необходимые процедуры доработки и согласования, - рассказали в министерстве просвещения. - Учитывая особый контроль и приоритетный подход к вопросам повышения престижа педагогического труда и формирования достойного уровня заработной платы, в процессе принятия указанные в проекте документы обязательно пройдут экспертное и самое главное общественное обсуждение, прежде всего в педагогической среде. В подобной работе важно опираться на ожидание и мнение самих педагогов, и все механизмы для этого будут задействованы.

Читайте также: