Как начисляются северные надбавки военнослужащим

Опубликовано: 03.10.2024

от 30 декабря 2011 года N 1237

(с изменениями на 21 мая 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года N 194 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.03.2013) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1540 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2016, N 0001201612300106) (вступило в силу с 1 января 2017 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 года N 323 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.03.2019, N 0001201903290006) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2016 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1553 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.12.2019, N 0001201912040010);

Действие постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 не распространяется на сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 19 марта 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года N 194, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

1. Установить размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, согласно приложению.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 марта 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года N 194, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года; в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 года N 323, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2016 года; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 723, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. - См. предыдущую редакцию)

Другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в отношении указанных военнослужащих, сотрудников и лиц, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных настоящим постановлением, не применяются.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 года N 323, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2016 года. - См. предыдущую редакцию)

(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 марта 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года N 194, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года; в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 года N 323, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2016 года; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 723, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. - См. предыдущую редакцию)

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 года N 323, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2016 года; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 723, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. - См. предыдущую редакцию)

4. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам) в которых законом предусмотрена военная служба (служба), на денежное довольствие и пенсионное обеспечение.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 марта 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года N 194, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

(Абзац дополнительно включен с 19 марта 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года N 194, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года)

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2011 года
N 1237

Размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях *

(с изменениями на 21 мая 2020 года)

* Наименование в редакции, введенной в действие с 19 марта 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года N 194, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года; в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 года N 323, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2016 года; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 723, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. - См. предыдущую редакцию.

I. Размеры районных коэффициентов за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях

1. Районы, в которых применяется коэффициент 2:

острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и острова Диксон);

Камчатский край - Алеутский район (Командорские острова);

Республика Саха (Якутия) - местности, в которых расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности на месторождениях Айхал и Удачная, прииски Депутатский и Кулар, Нижнеколымский район, пос.Усть-Куйга (Усть-Янский район);

Сахалинская область - Курильский, Северо-Курильский и Южно-Курильский (Курильские острова) районы;

Чукотский автономный округ.

2. Районы, в которых применяется коэффициент 1,8:

Красноярский край - г.Норильск;

Мурманская область - г.Островной.

3. Районы, в которых применяется коэффициент 1,7:

Мурманская область - пос.Туманный (Кольский район);

Республика Саха (Якутия) - территория Ленского района, расположенная севернее 61 градуса северной широты, г.Мирный;

Республика Башкортостан - г.Межгорье.

4. Районы, в которых применяется коэффициент 1,6:

Камчатский край - территория края, за исключением территорий, указанных в пункте 1 настоящего приложения;

Красноярский край - северная часть (севернее р.Нижняя Тунгуска) Эвенкийского муниципального района, северная часть Туруханского района (севернее р.Нижняя Тунгуска и р.Турухан), местности, расположенные севернее Полярного круга (за исключением г.Норильска), г.Игарка, Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район;

Республика Коми - г.Воркута;

Республика Саха (Якутия) - Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Кобяйский, Мирнинский (за исключением районов, указанных в пунктах 1 и 3 настоящего приложения), Момский, Нижнеколымский, Нюрбинский, Оймяконский, Оленекский, Среднеколымский, Сунтарский, Томпонский, Усть-Янский (за исключением пос.Усть-Куйга) и Эвено-Бытантайский районы;

Сахалинская область - Ногликский и Охинский районы, г.Оха;

Хабаровский край - Охотский район.

5. Районы, в которых применяется коэффициент 1,5:

Ненецкий автономный округ;

Республика Тыва - Монгун-Тайгинский и Тоджинский районы, территория Шынаанской сельской администрации (Кызылский район);

Республика Коми - г.Инта;

Томская область - Александровский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский и Чаинский районы, муниципальное образование "Город Кедровый" (г.Кедровый, с.Пудино, поселки Останино, Калининск, Рогалево, Таванга и Лушниково), гг.Колпашево, Стрежевой и Северск;

Тюменская область - Уватский район;

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - северная часть автономного округа (севернее 60 градусов северной широты);

Ямало-Ненецкий автономный округ;

Республика Саха (Якутия) - пгт.Кангалассы.

6. Районы, в которых применяется коэффициент 1,4:

Амурская область - Сковородинский, Магдагачинский и Шимановский районы;

Архангельская область - Лешуконский, Мезенский, Пинежский и Соловецкий районы, г.Северодвинск;

Забайкальский край - г.Краснокаменск, поселки Забайкальск, Краснокаменский, Октябрьский, территории поселковых и сельских администраций, расположенные в 30-километровой приграничной зоне края;

Мурманская область - территория области, за исключением территорий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего приложения;

Северная надбавка предусмотрена для тех граждан, которые вынуждены работать в тяжелых условиях климата. Это своего рода компенсация за такой труд, которые прибавляются к полученной оплате работы. Самое главное тут знать не только те категории, которые имеют такое право, но и регионы, в которых они предусмотрены.

Получатели надбавки

кто имеет право на северную надбавку

Чтобы быть претендентом на получение северной надбавки, требуется выполнять рабочие обязанности в районах Крайнего Севера, а также в тех регионах, которые приравнены к нему. Дополнительные выплаты исчисляются в виде надбавок при увеличении стажа работы, а также в виде районных коэффициентов.

Трудовой кодекс страны, а также другие законодательные акты устанавливают такое право для отдельных категорий граждан. Особое внимание уделяется нормативным актам Советского союза, которые имеют юридическую силу и до настоящего времени.

В категорию тех лиц, которые имеют право на северную надбавку стоит отнести не только постоянно проживающих в указанных районах, но и те, которые выполняют трудовые обязанности с периодичностью. Это может быть вахтовый метод, который прописан в Трудовом кодексе. Не смогут получить такое прибавление к зарплате те лица, которые всего лишь направляются в командировку в северные территории страны.

Нет разницы, где фактически располагается организация, в которой работает человек. В любом случае, если он трудится в северных регионах, ему положена надбавка, и он будет ее получать. Если, например, фирма находится в Москве, но при этом заключен контракт с кем-либо на выполнение работ в Мурманской области, то работник, выполняющий труд, имеет право воспользоваться всеми возможными надбавками. Это все прописано в письме Министерства финансов от 2010 года, где четко разъяснены все возможные нюансы.

Группы территорий и работников

регионы для получения северной надбавки

Размеры надбавки будут зависеть не только от того, в каком именно регионе страны трудится человек, но и от самого человека, от его стажа работы в занимаемой должности. Всего выделяют четыре группы регионов:

  1. Районы с особо сложными условиями климата. К таким территориям относят некоторые районы Камчатской и Магаданской областей, Чукотский и Корякский автономные округа, острова, относящиеся к Северному Ледовитому океану. В последнем случае исключением будет являться Белое море.
  2. Другие территории в районах Крайнего Севера, например, Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха и другие.
  3. Те регионы, которые относятся к приравненным к территориям Крайнего Севера.
  4. Другие районы, имеющие особые условия климата. Здесь выделяют республики Тува, Карелия, Бурятия, Коми, Архангельская, Читинская, Иркутская области и прочие.

Когда мы определись с зонами, где действуют надбавки, надо обратить внимание и на то, какие существуют группы трудящихся в них, по каждой категории в отдельности. Для первой группы регионов характерно следующее увеличение оплаты труда: после первых шести месяцев трудовой деятельности, в последующих каждых полгода заработная плата увеличивается на 10% и так до тех пор, пока такое увеличение не произойдет до 100%. 2 группа регионов может предоставить только 80%-е увеличение зарплаты. При этом после полугода работы надбавка составляет 10% за каждые 6 месяцев до предела 60%, далее каждый год по 10% до предельного значения региона.

Если речь идет о приравненных к Крайнему Северу районах, начисления начинают повышаться после 1-го года труда. Сначала устанавливается 10% к заработку ежегодно, пока она не составит 50%. Это и является пределом на данных территориях.

Самый минимальный размер устанавливается для тех регионов, которые имеют особые климатические условия. Здесь каждый работник может претендовать лишь на 30% к полученному заработку. Увеличение начиняет идти после отработанного года и повышается ежегодно. Бесплатная юридическая консультация по телефону разрешит любой ваш спорный вопрос.

Особенности начисления

Надбавка выставляется в виде процентного отношения к полученной заработной плате. Прибавляемый коэффициент северной надбавки никак не учитывается. Это говорит о том, что если первоначальная плата за труд составляла 20 тысяч рублей, то и через пять лет проценты будут исходить именно от этой суммы. Если при этом в счет оплату идут премии и другие возможные начисления, то они не будут учтены при установлении размера надбавки.

Что касается стажа по труду, то тут не сыграет роли его прерывание. Все суммируется между собой и получается итоговое значение. Каждый работодатель в обязательном порядке должен производить такие начисления. Неважно тут, является ли предприятие государственным или частным. Такая обязанность установлена для каждого из них.

Как говорилось ранее, максимальный размер надбавки будет зависеть от того, в каком именно регионе человек выполняет трудовые обязанности. Но даже и эти проценты не будут являться предельными, так как местные органы власти наделены правом увеличивать этот размер в зависимости от возможностей местного бюджета.

Порядок начисления

Начисление северной надбавки осуществляется только на фактический заработок. В это число не входят коэффициенты по районам, командировочные расходы, отпускные, любая материальная помощь, а также все выплаты, которые являются разовыми или поощрительными. В последнем случае можно выделить премии, начисляться пособия к праздникам, юбилеям.

Могут быть тут и исключения, когда касается премий за определенный вид работ, например, по итогам сезона. В таком случае она раскидывается на каждый месяц трудовой деятельности. Это потребуется, чтобы правильно высчитать и установить северную надбавку.

В каждом конкретном случае все высчитывается по-разному. Бывают ситуации, когда те же премии будут входить в обязательную оплату труда, и будут учитываться при начислении прибавок. Но все это должно быть прописано в заключенном трудовом договоре. А точнее тут речь идет про положение об оплате труда. Так если работнику начислена премия в три оклада, у него имеется еще и надбавка в 50%, на руки он получит следующую сумму:

20 000*3+50%=60 тыс + 30 тыс = 90 тыс рублей.

Расчет для молодых специалистов

Северные надбавки созданы и для того, чтобы заинтересовать молодых специалистов. Они могут не только осваивать земли, но при этом получать с каждым годом все большую заработную плату, производя постоянный расчет. К их числу относят лиц, которые не достигли 30-летнего возраста. Ранее вообще были льготные условия начисления надбавок для этой категории трудящихся. Если они до трудовой деятельности жили в указанном районе как минимум пять лет, то максимальная надбавка устанавливалась на максимальном значении. В настоящее же время это реально в том случае, когда человек проживал на Севере до 2005 года. Именно тогда и была отменена льгота.

Но и теперь повышение оплаты труда происходит в быстром режиме для молодых специалистов, то есть вдвое быстрее, сделав правильный расчет. Но и тут есть требуемые сроки проживания, составляющие один год. Предельная величина надбавки может увеличиваться, как например, в приравненных районах к Крайнему Северу. Тут вместо стандартных 30% будет устанавливаться для молодых специалистов максимальные 50%.

Изменение места работы

Некоторые задумываются о том, что будет со всеми дополнительными выплаты к заработной плате, если сменить место работы. При этом соответственно меняется и регион, соответствующий определенным группам. Вариантов может быть два:

  1. Переход из группы №1 или №2 в группы №3 или №4.
  2. Все наоборот.

В первом случае расчет происходит первоначально за период труда в группах до смены места. То есть, когда человек проработал 2 года 3 месяца, будет установлена доплата равная 45% (три месяца работы также учитываются, но процент не равен максимальному за 6 месяцев). После изменения места работы и региона, доплата будет прибавляться лишь по истечении одного года после начала трудовой деятельности. При этом не стоит забывать про максимальные надбавки для указанного региона.

Во втором случае все точно также, но последующее увеличение процентов соответствует полугодовому стажу труда на новом месте в другом регионе относящемуся к группе 1 или 2.

Надбавки к пенсии

начисление северной надбавки к пенсиям

Те лица, которые проживают в районах Севера страны, могут претендовать на получение доплаты к пенсии. Она увеличивается за счет использования северной надбавки и районного коэффициента по регионам проживания. Здесь достаточным будет написать обращение в уполномоченные органы по месту проживания. Это не только начисление самой пенсии, но и ее изменение, корректировки.

Но стоит отметить, что все следует подтверждать ежегодно, чтобы получать соответствующие доплаты. Если обращение произошло в июне 2020 года, то следующее обращение должно произойти до того момента, как истечет 12 месяцев, то есть до конца мая следующего года. Когда таких действий со стороны пенсионера не будет, то и размер выплат будет пересмотрен в сторону уменьшения.

Возможные изменения

С течением времени меняется не только законодательство, но и все установленные нормы. Так и с надбавками для северных регионов страны. В настоящий момент уже исключено из списка несколько городов Крайнего Севера. От Якутии отошли Томмот, Алдан, Нерюнгри, Ленинский поселок. Здесь уже нет проблем даже с доставкой топлива и продовольствия в регионы. Стоит отметить, что к Северным регионам стоит относить те территории, которые с ними нет связи посредством автомобильных дорог. Они могут и быть, но по сезонам связь может нарушаться из-за погодных условий.

Некоторые говорят о том, что в скором времени произойдет отмена северных надбавок. Но это будет не выгодно из-за того, что регионы начнут опустошаться, и люди просто оттуда будут уезжать из-за невыгодности. Правда эти доплаты могут просто замениться на другие положительные моменты для трудящихся и пенсионеров. Профессиональный юрист даст бесплатную юридическую консультацию по телефону, просто оставьте заявку.

Для чего вообще потребовалось введение районных коэффициентов?
Россия, как государство, имеет очень обширную территорию. Граждане нашей страны, проживающие в различных регионах, оказываются иногда в сильно отличающихся условиях. В некоторых областях по причинам климатического характера гораздо выше стоимость проживания, при этом трудовые и бытовые условия значительно более сложные и сопряжены с дополнительными нагрузками на здоровье людей. Было бы несправедливо одинаково оценивать труд при таких отличиях в изначальных «правилах игры». Нужен определенный государственный механизм, который бы относительно уравнял в правах всех трудящихся РФ. Роль его в трудовом праве призван выполнять районный коэффициент (РК).

Что это за правовая норма, на какие денежные категории она распространяется, как фиксируется документально и каким образом ее правильно рассчитать, мы рассмотрим в данной статье.

Больше пяти лет Верховный Суд РФ не может определиться в вопросе о том, как согласуются между собой три положения Трудового кодекса РФ. Из-за этого даже прокуроры не могут понять, где заканчиваются права работников, которые следует защищать.
ВС РФ потерял смысл районного коэффициента?

Районные коэффициенты в Трудовом кодексе

Трудовой Кодекс РФ определяет районный коэффициент как механизм выравнивания доходов трудящихся за счет повышающего финансового показателя, индексирующего выплаты в регионах с особыми климатическими условиями и приравненными к ним.

Этот способ государственной поддержки работающих граждан действует на правительственном и местном уровне.

ТК РФ и другие законодательные акты прописывают эту норму в следующих положениях:

  • ст. 316 ТК говорит о том, что районные индексирующие коэффициенты устанавливает непосредственно Правительство РФ, что не исключает возможности дополнительных «добавок» из местных бюджетов;
  • ст. 146, ст. 148 ТК подробно расшифровывают понятие РК в качестве гарантированной государством надбавки к различным видам выплат для работающих граждан;
  • территории, на которых будет актуален фиксированный РК, приведены в Постановлении Министерства труда от 11 сентября 1995 года № 49;
  • ст. 10 Федерального закона N 4520-1 от 19 февраля 1993 года подробно освещает «северные» надбавки.

Вопрос: Применяется ли районный коэффициент к заработной плате работников обособленных подразделений в Новосибирске и Хабаровске и предоставляются ли им дополнительные дни отпуска, если организация расположена в Москве?
Посмотреть ответ

Кто может претендовать на районные доплаты

Средства с учетом районного коэффициента в качестве гарантированных державой выплат будут получать работники, проживающие и трудящиеся в предусмотренных законом регионах, вне зависимости от формы собственности организации. Особенности региона, определяющие для назначения РК:

  • зависимость от транспорта;
  • наличествующая инфраструктура;
  • экологические условия;
  • климат;
  • сфера функционирования предприятия.

ВАЖНО! Районный коэффициент применяется ко всем сотрудникам, работающим на основании трудового договора, без исключения, с самого первого рабочего дня – при существенном условии их постоянного проживания или занятости на оговоренных территориях.

К местностям со статусом, требующим финансового выравнивания, относятся такие территории РФ:

  • южная часть восточносибирского региона;
  • Дальний Восток;
  • Крайний Север и статусно аналогичные ему регионы.

Вопрос: Организация, расположенная в районах Крайнего Севера, выплачивает премии к юбилейным датам в организации и к профессиональному празднику. Выплата премий прописана в коллективном договоре. Начисляются ли на данные премии районные коэффициенты и северные надбавки?
Посмотреть ответ

Выплаты, индексируемые РК

Закон подразумевает перечень финансовых доходов, на которые распространяется обязанность применения районной надбавки:

  • минимальный размер трудового вознаграждения и, соответственно, все выплаты, «привязанные» к МРОТ;
  • оклад, тарифная ставка, сама заработная плата – вся сумма, получаемая сотрудником на руки;
  • все доплаты к трудовому вознаграждению – компенсации, премии, надбавки за стаж, за квалификацию, за военную или коммерческую тайну и т.п.;
  • доплата «за вредность»;
  • компенсация временной нетрудоспособности;
  • вознаграждение сезонных рабочих, совместителей, работников на гибком графике или неполном рабочем дне;
  • пенсионные начисления;
  • другие средства, выплачиваемые на основании трудового или коллективного договора.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пенсионеры будут получать повышенные суммы только до тех пор, пока проживают на «особых» территориях, переезд в обязательном порядке снимет районную индексацию пенсии.

На эти выплаты РК не распространяется

По логичным причинам коэффициент не применяется к следующим денежным начислениям в пользу сотрудников:

  • оплата отпускных – при их начислении используется ставка, которая уже учитывает РК;
  • единично оказываемая материальная помощь – если эта выплата нерегулярна, а порядок ее начисления не прописан в колдоговоре или специальном положении предприятия;
  • нерегулярные премии;
  • командировочные средства, если работник не едет в область, также принадлежащую к «особым» регионам;
  • надбавки за работу в условиях Крайнего Севера и аналогичных регионах – РК и «северная» доплата представляют собой разные показатели, смешивать их не следует, хоть они и увеличивают одни и те же выплаты.

Вопрос: В организации объявлен простой по независящим от сторон трудового договора причинам. Должен ли работодатель начислить районный коэффициент в районах Крайнего Севера на оплату времени такого простоя?
Посмотреть ответ

РК в трудовом договоре и других документах

Поскольку РК является государственной гарантией, отражающей оплату труда, информация о ней должна содержаться в трудовом договоре как его существенное условие. В этом важнейшем документе обязательно указывается сумма вознаграждения за труд, поэтому региональную доплату надо непременно вписать в его условия.

Допустимо дать в трудовом договоре ссылку на положения колдоговора с этой же информацией либо на текст Положения о заработной плате.

Как начислить выплаты с учетом РК

Районный коэффициент увеличивает размер финансовой выплаты на определенный процент. Бухгалтерия рассчитывает оплату по обычной схеме, действующей для всей страны, а затем умножает получившиеся цифры на свой региональный коэффициент.

Если работодатель затрудняется с определением размера данного показателя, ему следует обратиться в региональную Инспекцию по труду, владеющую всей информацией по этому вопросу, ведь соблюдение этой законодательной нормы обязательно для всех предпринимателей. На их официальном сайте и других информационных ресурсах можно познакомиться с таблицей, содержащей перечень «особых» регионов РФ с соответствующими финансовыми коэффициентами.

По какому коду в справке 2-НДФЛ указываются процентная надбавка и районный коэффициент, начисленные к премиям за производственные результаты?

Таблица районных коэффициентов к заработной плате по субъектам РФ

Северяне получают больше

Надбавки за труд на Севере имеют ту же функцию и механизм действия, что и РК. Но эти показатели несколько отличаются. Крайний Север стоит особняком в ряду регионов со специальным финансовым статусом, отличаясь особыми климатическими условиями. Именно так интерпретируются законодательные нормы, принятые еще в советское время и оставшиеся практически неизменными.

«Северная надбавка» – доплата постоянного процента к окладной части зарплаты, осуществляющаяся за труд в отдельных регионах РФ, отличающихся суровыми климатическими условиями (Крайний Север и аналогичные районы). Ее размер не отличается для всех территорий, входящих в этот перечень:

  • 10% за первые трудовые полгода;
  • каждые 6 месяцев происходит 10% увеличения до установленного лимита в 80%, а в отдельных областях – до 100%;
  • территории, приравненные к Крайнему Северу, позволяют увеличивать надбавку на 10% только после года работы и делать это 1 раз в год с возрастанием до 50% (в некоторых регионах до 30%);
  • особые нормы актуальны для молодых специалистов (до 30-летнего возраста) – они получают двойную надбавку (20%) ускоренно, начиная с первого рабочего дня, если до начала работы прожили в данном регионе 5 и более лет.

Особенности северных выплат для разных категорий трудящихся

Оплата по северному коэффициенту будет несколько отличаться у сотрудников, выполняющих работу в различных режимах:

Северный коэффициент как начисляется

Климат в некоторых регионах оказывает значительное влияние на условия труда, и за это нужно доплачивать, потому что в итоге он становится тяжелее. Поэтому для работников Крайнего Севера и некоторых других мест предусмотрены особые коэффициенты и льготы.

Это регулируется действующим законодательством, а было определено ещё во времена СССР, в 1967 году. И до сих пор практически ничего не изменилось.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :


Законодательное регулирование

Размер надбавок установлен правительством

Темой установления величины районного коэффициента и северной надбавки занимается правительство Российской Федерации. Регионы могут самостоятельно увеличивать коэффициент таких выплат, но деньги на это придется выделять из областного бюджета.

Размер начислений устанавливается Трудовым Кодексом, подробнее эти вопросы рассматриваются в 50 главе и статьях 146, 148 и 316. Там можно узнать о принципах начисления дополнительных выплат для людей, работающих в регионах с тяжелыми климатическими условиями.

Размеры выплат указаны в законе от 19.02.1993 № 4520-1.

Сущность и предназначение северных коэффициентов

Поскольку территория России очень большая, то и погодные условия в разных местах могут кардинально отличаться. В некоторых местах климат оказывается гораздо более суровым, чем в других, ведь на Крайнем Севере жить и работать будет гораздо сложнее, чем в других местах.

Поэтому государство сочло справедливым увеличить плату работникам в таких регионах, добавив к их изначальному окладу дополнительные коэффициенты и надбавки.

Из этой статьи можно узнать о различных видах надбавок к заработной плате.

Максимальный процент северной надбавки может быть разным, всё зависит от региона и его условий, всего выделяют 4 группы:

  • в первой группе самый сложный климат, и максимальная надбавка там составит 100% от оклада;
  • во второй группе 80%;
  • 3 группа – 50%;
  • 4 группа – 30%.

Кроме северной надбавки, есть еще и районный коэффициент, созданный для поддержки людей, которые живут в сложном климате: его размер варьируется от 1.15 до 2.

В таких регионах часто более дорогие товары и услуги, более сложные условия для жизни и работы. Поэтому зарплата становится ещё больше.

Территории, приравнивающиеся к северным

Северный коэффициент начисляется во многих регионах, при этом учитываются следующие факторы:

  • Климат – очень холодный, или наоборот, жаркий климат значительно ухудшает условия труда;
  • Инфраструктура в регионе, насколько легко до него добраться, наличие транспорта;
  • Экологическая обстановка в регионе;
  • Сфера деятельности предприятия.

Основные регионы, где будут начисляться дополнительные коэффициенты к заработку – это Крайний Север, Дальний Восток и юг восточно-сибирского района.

Размер коэффициента по регионам (кликабельно):

Северный коэффициент

Регион относят к Крайнему Северу в том случае, если нет никаких больших дорог, по которым можно легко добраться до этого региона, а климат в этих областях очень холодный. Поэтому работникам, которые согласились трудиться в таких непростых условиях, предлагается надбавка в 2, а местами даже в 3 раза.

Например, Мурманск расположен на Северо-Западе РФ за Полярным кругом, и хотя он считается одним из самых теплых северных городов, условия для работы здесь всё равно непростые – холодная переменчивая погода, прохладное лето, а главное – полярная ночь, которая на 40-50 дней накрывает город тьмой. Поэтому северный коэффициент здесь составляет 1.5.

Во всем Забайкальском крае повышен коэффициент

Забайкальский край – один из немногих, где северный коэффициент действует на территории всего региона, а не в избранных городах. Коэффициент здесь составляет 1.4.

Северодвинск находится в условиях, приравненных к Крайнему Северу, почти круглый год здесь дожди или снег, а солнечно и тепло бывает очень редко. Работать в таких условиях достаточно сложно, поэтому районный коэффициент здесь составляет 1.4.

Многие города Красноярского Края относятся к городам Крайнего Севера или приравниваются к ним, зима здесь холодная и продолжительная, а лето довольно короткое.

Средний районный коэффициент на территории Красноярского края оказывается 1.5, в более суровых районах, например, Норильске, он может достигать 1.8.

Порядок начисления и перерасчет

Районный коэффициент рассчитывается всегда исходя из того, в каких условиях и сколько времени работник провел в районах с северным коэффициентом. Это всё тщательно проверяется и учитывается точно согласно рабочему времени.

Если он трудится там постоянно, то значит, коэффициент будет начисляться на все его заработки, если ездит в такие регионы периодически – то увеличена будет только та часть, которая была заработана в этом регионе.

Есть и другие условия, за которые работник получит надбавки:

За стаж положены надбавки

  • Стаж работы, звание и классность по специальности;
  • Работники, которые были допущены к информации, представляющей государственную тайну;
  • По выслуге лет;
  • За успешную годовую работу;
  • За работу в сложном графике: ночью, посуточно или совмещая сразу несколько профессий.

Влияет на увеличение оклада и возраст работника: для молодежи до 30 лет, предусмотрена возможность ускоренного начисления надбавки:

  1. В регионах 1 и 2 группы (то есть, с максимальной надбавкой в 100 и 80%) с самого начала работы получат 20% к окладу. Каждые полгода надбавка будет увеличиваться еще на 20%, но последние 20% до максимальной ставки придется ждать целый год.
  2. В регионах с надбавкой 50 и 30% работник изначально получит 10% надбавки, и каждые полгода надбавка будет увеличиваться еще на 10%.

Для людей после 30 лет применяется немного другая схема:

Надбавка зависит от региона

  • Для местностей 1 и 2 группы каждые 6 месяцев начисления будут увеличиваться на 10% до тех пор, пока не достигнет максимума – 100% для первой группы регионов и 80% для второй.
  • Для местностей 3 группы каждый год начисления будут расти на 10% до тех пор, пока начисления не достигнут размера 50%.
  • Для 4 группы за первый год надбавка составит 10%, потом за каждые 2 года будет начисляться по 10%, пока не увеличится до максимальных 30%.

Северный коэффициент не входит в МРОТ.

Как рассчитать выплату самостоятельно?

Каждый человек, если у него есть желание, может проверить справедливость расчёта своей зарплаты лично.

На районный коэффициент влияет климатический фактор и сфера деятельности работодателя, например, коэффициент в нефтегазовой промышленности будет гораздо выше, чем в непроизводственной сфере.

Районный коэффициент должен начисляться на любой фактический заработок работника, в том числе на различные трудовые доплаты, компенсации, больничные и пенсии.

На командировочные, отпускные выплаты и разовые премии коэффициент никогда применяться не будет.

При этом переезд в другой регион также является основанием для отмены северного коэффициента.

Можно рассчитать доплату самостоятельно

Рассчитать итоговую сумму довольно просто, достаточно умножить размер оклада на районный коэффициент, налоги будут вычитаться именно из суммы, в которой уже учтен районный коэффициент.

Например, зарплата человека в Мурманске 20.000, а районный коэффициент составляет 1.5. Таким образом, 20.000 * 1.5 = 30.000.

Помимо этого, районный и северный коэффициент должны высчитываться отдельно, и дополнительные начисления к заработной плате дадут оба коэффициента.

Пример, как считать: оклад работника в Республике Коми составляет 30.000, районный коэффициент в данной местности составляет 1.25, а максимальный размер северной надбавки – 50%. В таком случае при достаточном стаже размер надбавки составит 15.000, и в итоге работник получит 45.000.

Но это еще не всё, ведь эта сумма увеличится и благодаря районному коэффициенту: 45.000 * 1.25 = 56.250 рублей до вычета налогов.

Льготы и гарантии

Помимо увеличенного оклада, благодаря разным коэффициентам и начислениям, у жителей, работающих на Крайнем Севере, есть государственные льготы:

Северянам полагается много других льгот

    , который оплачивается работодателем – 24 дня для самых суровых регионов и 16 для более мягких.
  • Компенсация транспорта до места отдыха и обратно, ведь из-за значительной отдаленности от других регионов билеты на транспорт могут быть очень дорогими.
  • При наличии медицинского заключения, работник может бесплатно доехать до другого города, где будет проводиться необходимое обследование или лечение.
  • Более короткая рабочая неделя.
  • Родители могут взять дополнительные оплачиваемые выходные дни на тот период, когда ребенок поступает в школу. Помимо этого, каждый месяц у родителей есть право взять один выходной за свой счет.
  • Жилищные субсидии.
  • Такие работники раньше выходят на пенсию: при максимальном трудовом стаже мужчины отправятся на заслуженный отдых в 55 лет, а женщины в 50.

Жить и работать в таких суровых условиях очень трудно, поэтому государство старается делать всё возможное, чтобы улучшить жизнь своих граждан в таких непростых условиях.

Значительные надбавки к заработной плате и разнообразные льготы способны сделать жизнь в таких непростых местах более приятной.

Узнать больше о районных коэффициентах можно из видеоролика:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Л. о признании противоречащим закону и недействующим пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" в части вступления постановления в силу с 1 января 2012 г.,

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.

Пунктом 5 названного постановления определено, что постановление вступает в силу с 1 января 2012 г., а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и части 2 статьи 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - с 1 января 2013 г.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 16 января 2012 г., N 3, и в "Российской газете", 2012 г., 18 января.

Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 5 упомянутого постановления Правительства Российской Федерации в части вступления постановления в силу с 1 января 2012 г., полагая, что оспариваемый им пункт противоречит ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и нарушает его права как военнослужащего на получение денежного довольствия в период с 1 по 16 января 2012 г. с применением районного коэффициента 1,7, который применялся ранее, а не коэффициента 1,6, который был применен при расчете ему денежного довольствия с 1 января 2012 г.

По мнению заявителя, оспариваемое им в части постановление Правительства Российской Федерации, как затрагивающее права, свободы и обязанности человека и гражданина, должно было вступить в силу не ранее дня его официального опубликования, т.е. 16 января 2012 г., а до указанной даты применению не подлежало.

Заявитель Л., надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 27 марта 2015 г. N РД-П4-1946).

Представители Правительства Российской Федерации по доверенности И. и С., возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, официально опубликовано, в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, права и свободы заявителя не нарушает.

Обсудив доводы заявителя, возражения представителей Правительства Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Соколова С.Б., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований заявителя, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что заявление Л. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 114 и 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13, 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия, на основании и во исполнение которых издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации.

Согласно статьям 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" порядок и размеры обеспечения военнослужащих денежным довольствием и отдельными выплатами с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения военной службы устанавливаются Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Частями 24 и 25 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" определено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок. Их размеры и порядок применения для расчета денежного довольствия военнослужащих устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В рамках указанных конституционных норм и в соответствии с названными выше нормативными правовыми актами, а также в целях реализации положений Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ Правительством Российской Федерации 30 декабря 2011 г. было издано постановление N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях", которое впоследствии было официально опубликовано.

Таким образом, оспариваемое заявителем постановление принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.

Как следует из пункта 24 статьи 2 и статьи 6 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в связи с вступлением в силу названного федерального закона законодательные и иные нормативные правовые акты Союза ССР и Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат, в том числе с учетом ранее действовавших коэффициентов и процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, применяются в части, не противоречащей данному закону.

Согласно статье 7 упомянутого федерального закона он вступил в силу с 1 января 2012 г. (за исключением положений статей 1, 2, частей 1 - 7 статьи 3, статей 4 и 6, которые права заявителя не затрагивают и на него не распространяются).

На основании изложенного Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что в связи со вступлением в силу Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" все ранее установленные до 1 января 2012 г. повышающие коэффициенты и надбавки к денежному довольствию военнослужащих в зависимости от выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения военной службы подлежали пересмотру и приведению в соответствие с новым порядком денежного довольствия военнослужащих, обеспечивающим значительное увеличение его размера, с одновременным упорядочением применения коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе в отдаленных местностях и районах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, что и было реализовано Правительством Российской Федерации путем издания 30 декабря 2011 г. постановления N 1237.

С учетом того, что названное постановление Правительства Российской Федерации издано во исполнение положений статьи 2 упомянутого федерального закона, оспариваемый заявителем пункт 5 этого постановления определил порядок вступления постановления в законную силу тоже с 1 января 2012 г., т.е. в строгом соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ и в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ полномочий устанавливать в своих актах иной порядок вступления их в законную силу, нежели чем день официального опубликования.

Поэтому размер установленного ранее заявителю коэффициента за службу в отдаленной местности был приведен в соответствие с действующим нормативным правовым регулированием порядка обеспечения военнослужащих денежным довольствием и вместо величины 1,7 с 1 января 2012 г. стал составлять 1,6.

Причем всем военнослужащим, и в том числе заявителю, с указанного числа были значительно увеличены размеры должностных окладов и окладов по воинскому званию.

Анализируя доводы заявителя, Верховный Суд Российской Федерации учитывает и то, что законодательные изменения, связанные с реформированием системы материально-финансового обеспечения граждан, приводящие в итоге к повышению размера денежного довольствия этих лиц, ограничивать или умалять их конституционные права не могут.

При таких данных изменение Л. после 1 января 2012 г. размера коэффициента с 1,7 на 1,6 при одновременном значительном увеличении его денежного довольствия в абсолютной величине прав заявителя на справедливое вознаграждение за военную службу не нарушило и не нарушает, а утверждение заявителя об обратном суд признает несостоятельным.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 издано в пределах его компетенции и полномочий, официально опубликовано для всеобщего сведения, его пункт 5 в оспариваемой заявителем части соответствует требованиям Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, прав и охраняемых законом интересов заявителя и других военнослужащих, проходящих военную службу в пос. Тура Красноярского края, не нарушает, заявление Л. удовлетворению не подлежит.

В связи с отказом в удовлетворении заявления Л. понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении заявления Л. о признании противоречащим закону и недействующим пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" в части вступления постановления в силу с 1 января 2012 г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Читайте также: