Как не интересен труд режиссера актерская работа все же интереснее

Опубликовано: 15.05.2024

Определяем виды придаточных предложений в сложноподчиненных предложениях. Практикум

Наибольшую сложность при определении типа при­даточного предложения представляет многозначность союзов и союзных слов. Очень часто тип придаточного пытаются определить только по союзу (союзному сло­ву): «когда — обстоятельственное придаточное времени»; «чтобы — придаточное цели» и т.п. Поэтому важно на­целить учеников на установление смысловых отноше­ний между главным и придаточным предложениями с помощью вопроса. Практическая работа с этим матери­алом должна включать анализ предложений с много­значными союзами (союзными словами). Например:

Определите тип придаточного предложения.

1. Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет землю (оп­ределительное).

2. Она не любила, когда ее тревожили утром (Д.Мамин-Сибиряк) (изъяснительное).

3. Как видите, оказывается невозможным сде­лать дело даже тогда, когда все препятствия устра­нены (Г.Успенский) (обстоятельственное времени).

4. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (М.Лермонтов) (обстоятельственное условия).

Особое внимание следует уделить изъяснитель­ным и определительным придаточным. Важно под­черкнуть, что эти придаточные относятся к одному слову в главном предложении.

Придаточные изъяснительные чаще всего свя­заны с глаголом со значением мысли, чувства, вос­приятия (знать, понимать, чувствовать, любить, ви­деть, слышать и т.п.). Так, сказуемое предложения Я знаю предопределяет связь с придаточным изъяс­нительным:

что ты скажешь. кто приходил. как это сделать. какой сегодня день. когда он вернется. где он живет. почему ты молчишь. зачем он приходил.

Я знаю (что ?),

Придаточные определительные относятся к су­ществительному или местоимению и также могут быть связаны с главным предложением с помощью различных союзных слов. Например:

которая была ярко освещена. Мы вошли что находилась справа, в ту комнату куда нас пригласила хозяйка. (какую?), откуда доносились голоса.

где были сложены вещи.

Придаточные обстоятельственные. Обстоятельст­венные придаточные следствия с союзом так что следует отличать от придаточных степени, ослож­ненных оттенком следствия: Неужели твой прекрас­ный друг настолько ослепил тебя своими достоинства­ми, что ты не видишь даже самых простых вещей? (А.Чехов) Подобные предложения выражают степень при помощи указания на следствие, а не собственно следствие. Сравните предложения: Было очень тем­но, так что приходилось нащупывать дорогу (прида­точное следствия) — Было так темно, что приходилось нащупывать дорогу (придаточное с союзом что .вы­ражает степень при помощи указания на следствие).

Обращаем внимание на различие придаточных причины и цели: Мы остановились (с какой целью?)

чтобы набрать воды —'Мы остановились (почему?), потому что.нужно было набрать воды.

Не всегда рассматриваются придаточные при­соединительные:

1) обозначают добавочные сведения, замечания к тому, о чем говорится ь главном предложении;

2) конкретный вопрос поставить невозможно;

3) относятся ко всему главному предложению;

4) присоединяются союзными словами что, чем, о чем, оттого, зачем, почему и др.

Например: Пала роса, что предвещало завтра хоро­шую погоду (Д.Мамин-Сибиряк); Вода в заливе имеет чрезвычайную соленость и плотность, почему удары волн гораздо сокрушительнее, чем в море (К.Паустовский).

Определите тип придаточного предложения.

1. Одно из противоречий, какими живо творчест­во Мандельштама, касается собственной природы этого творчества.

2. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.

3. Мы ждем с томленьем упованья минуты воль­ности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.

4. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

5. Он работал всюду, где заставала его жажда твор­ческого труда.

6. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда дает его в переносном значении. .

7. Корчагин неоднократно спрашивал меня, ког­да он может выписаться.

8. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность мно­гих произведений Куприна.

9. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался.

10. В степи было тихо, несмотря на то что солн­це ПОДНЯЛОСЬ.

11. Как летом роем мошкара летит на пламя, сле­тались хлопья со двора к оконной раме.

12. Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать.

13. Я сижу до тех пор, пока не начинаю чув­ствовать голод.

14. Красивая девушка должна быть одета так, что­бы выделяться из окружающей обстановки.

15. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.

16. Деревня, где скучал Евгений, была прелест­ный уголок.

17. Как ни интересен труд режиссера, актерская работа все же интереснее.

18. Стало так тихо, что со своего балкона я слы­шал голоса в саду.

19. Если начнешь усиленно заниматься, то успе­ешь подготовиться к экзамену.

20. И я вижу во сне, как на волке еду я по тро­пинке лесной.

21. И вот наступила та долгожданная пора, когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.

22. Мне хотелось, чтобы эта книга была инте­ресна всем.

23. Статья оказалась настолько сложной, что смысл ее был понятен только специалистам-филологам.

24. Всякий раз, как только показывалось солнце, за­мерзший пруд блестел, как только что вымытое зеркало.

25. Чтобы не сказать ничего лишнего, Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.

26. Дорогу по требованию горожан расширили, так что проблема с заторами на перекрестках была решена.

27. Если в ясный день подойти к окну, то вдале­ке будут видны очертания города.

28. Поскольку дом был окружен высоким забором, нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки.

29. Можно только предполагать, как долго про­длится его путешествие.

30. Вывеска должна быть расположена так, что­бы каждый прохожий обращал на нее внимание.

Определите тип придаточного предложения.

1. Одно из противоречий, какими живо творчест­во Мандельштама, касается собственной природы этого творчества.

2. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.

3. Мы ждем с томленьем упованья минуты воль­ности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.

4. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

5. Он работал всюду, где заставала его жажда твор­ческого труда.

6. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда дает его в переносном значении. .

7. Корчагин неоднократно спрашивал меня, ког­да он может выписаться.

8. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность мно­гих произведений Куприна.

9. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался.

10. В степи было тихо, несмотря на то что солн­це ПОДНЯЛОСЬ.

11. Как летом роем мошкара летит на пламя, сле­тались хлопья со двора к оконной раме.

12. Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать.

13. Я сижу до тех пор, пока не начинаю чув­ствовать голод.

14. Красивая девушка должна быть одета так, что­бы выделяться из окружающей обстановки.

15. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.

16. Деревня, где скучал Евгений, была прелест­ный уголок.

17. Как ни интересен труд режиссера, актерская работа все же интереснее.

18. Стало так тихо, что со своего балкона я слы­шал голоса в саду.

19. Если начнешь усиленно заниматься, то успе­ешь подготовиться к экзамену.

20. И я вижу во сне, как на волке еду я по тро­пинке лесной.

21. И вот наступила та долгожданная пора, когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.

22. Мне хотелось, чтобы эта книга была инте­ресна всем.

23. Статья оказалась настолько сложной, что смысл ее был понятен только специалистам-филологам.

24. Всякий раз, как только показывалось солнце, за­мерзший пруд блестел, как только что вымытое зеркало.

25. Чтобы не сказать ничего лишнего, Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.

26. Дорогу по требованию горожан расширили, так что проблема с заторами на перекрестках была решена.

27. Если в ясный день подойти к окну, то вдале­ке будут видны очертания города.

28. Поскольку дом был окружен высоким забором, нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки.

29. Можно только предполагать, как долго про­длится его путешествие.

30. Вывеска должна быть расположена так, что­бы каждый прохожий обращал на нее внимание.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ БЛОГ КИНОРЕЖИССЕРА И ПРОДЮСЕРА РИНАТА ХАЛИЛУЛЛИНА

Александр Баширов

Основным материалом для работы режиссера является мастерство актера. Ни одна кинокартина или спектакль не станет шедевром, не обретет художественной ценности и не найдет понимания у зрителя, если исполнители ролей не смогут в полной мере раскрыть характеры своих персонажей. Нужно уметь заставить актера творить, чувствовать, мыслить. Работа с актером во время съемок или создания спектакля самый насущный вопрос для режиссера.

Когда начинается работа с актером

Ошибочно предполагать, что работа с актерами начинается с первой репетиции или с началом съемочного процесса. Уже во время кастинга талантливые режиссеры подключают все свои профессиональные возможности, чтобы подобрать именно тот состав исполнителей ролей, который сможет максимально раскрыть все поставленные перед ним образы.

Сторонний наблюдатель никогда не поймет, почему во время проб постановщик, увидев блестяще сыгранный эпизод в исполнении известного актера, тем не менее отдает свое предпочтение малоизвестному исполнителю. Человек, обладающий огромным опытом, всегда мастерски отработает сцену практически с листа, особенно темпераментные эпизоды. Но это не имеет никого отношения к настоящей работе.

Только наивный или начинающий режиссер может купиться на такие образы. На самом деле – это всего лишь штамп актера, который вырабатывается в процессе многолетнего опыта. У хороших исполнителей их сотни, а у поистине великих тысячи. Задача же режиссера отличить настоящую игру от такого штампа. Он должен прочувствовать актера и помочь ему максимально раскрыться, чтобы правильно определить, насколько близок тому образ его персонажа.

Взаимопонимание между режиссером и актером

От того какие взаимоотношения между актерами и режиссером царят на съемочной площадке зависит успех всего творческого процесса. Зачастую постановщики предпочитают задействовать в своих картинах тех исполнителей ролей, с которыми уже работали ранее. Талантливые режиссеры знают, что открытое и доверительное сотрудничество всегда приносит грандиозные плоды. Невозможно заставить актера вжиться в образ при помощи кнута, а вот профессиональное общение на психологическом уровне и правильная работа с актерами помогает создавать поистине великие шедевры.

Глядя на некоторые творения режиссеров можно легко проследить определенную любовь мастера к тому или иному актеру. Вспомним хотя бы Тима Бартона, который приглашал Джонни Деппа во многие свои картины. Этот удивительный тандем настолько четко сработался, что каждый новый фильм открывал в игре актера совершенно неожиданные стороны. Бартон не раз подчеркивал разноплановость образов своего любимчика.

То же самое можно наблюдать и в отечественных картинах. Например, Тимур Бекмамбетов отдает заметное предпочтение Сергею Безрукову и Константину Хабенскому. А один из самых талантливых режиссеров Эльдар Рязанов обожал работать с Лией Ахеджаковой и Людмилой Гурченко.

Многолетняя практика показала, что наиболее выразительные и значимые средства режиссуры могут удачно раскрыться только в сработавшихся коллективах, где было достигнуто полное взаимопонимание между режиссером и актерами. Чтобы начать с легкостью улавливать желания и мысли друг друга, они должны найти точку соприкосновения на духовном уровне и достичь единства взглядов. И это в итоге принесет только максимально качественный результат.

Основные задачи режиссера в отношении актерского состава

После того как кастинг пройдет, роли распределены между актерами начинается основная работа. Теперь режиссеру предстоит вызвать во всем составе исполнителей творческий процесс. Необходимо приложить максимум усилий и пробудить в актерах их органическую природную сущность. Именно она даст толчок для самостоятельного, постоянного и полноценного творчества.

Чтобы работа с актером приносила реальные плоды, режиссер сам должен уметь:

  • Вжиться в любой образ.
  • Растолковать роль.
  • Показать, как правильно ее сыграть.
  • Грамотно объяснить исполнителю все то, что будет осуществляться в процессе съемок или постановки спектакля.

Но даже когда режиссеру, наконец, удастся разбудить во всем коллективе нереальную жажду творческой деятельности, его работа с актерами на этом не заканчивается. Теперь нужно постоянно поддерживать этот процесс, направлять его в определенное русло и ни в коем случае не дать угаснуть на середине пути.

Во время работы с актером режиссер должен обязательно почувствовать его индивидуальность. Создать для каждого максимально комфортную обстановку для работы и самовыражения. Ведь для одного исполнителя чтобы собраться и полностью выложиться, необходим покой и тишина, а другой никак не может обойтись без должного эмоционального всплеска. Задача режиссера найти подход к каждому актеру и уметь простимулировать выброс его творческого потенциала.

Беседовала:
Дарья Молчанская

Фотохудожник и режиссёр Александр Кузовков рассказал "Омск Здесь", почему ушёл из компании, с которой начал снимать свой первый полнометражный фильм, и почему он задумался над созданием чёрной комедии после череды социальных роликов.

Его снимки становятся обложками книг, фотографии можно увидеть на выставке в Москве, Екатеринбурге, Лондоне и Марокко, а социальные фильмы, снятые им, собирают награды всероссийских конкурсов. "Омск Здесь" пообщался с фотохудожником и режиссёром Александром Кузовковым, который получил специальную награду на фестивале короткометражного кино "ОмКА". Члены жюри отметили его работу "Спасибо!" (16+).

- Александр, у вас три образования: автоматизация техпроцессов и производства, связи с общественностью и театральное. Почему режиссура?

- Сейчас мне стало легче отвечать на этот вопрос (улыбается). Мир на пороге того, что институты в том виде, в котором они находятся сейчас, перестанут существовать. Да, я получил диплом, но это же не значит, что я в этом разбираюсь. Если ты целенаправленно занимаешься каким-то делом, проходишь самообучение, и у тебя есть практика, то это намного результативнее. Я проходил курсы в Москве и Санкт-Петербурге. Но главное - практика, и я пять лет работал в компании "ИСС Арт Медиа". Можно сказать, что этот институт я и окончил.

- Откуда вы недавно и уволились… Как раз во время работы над вашим первым полнометражным фильмом под рабочим названием "Воин". В чём причина такого решения?

- Пришёл новый продюсер, с которым возникли идеологические разногласия. Тема фильма непростая - Великая Отечественная война. Мы работали над созданием картины в течение года, большая часть материала была уже отснята.

- Не жалко было оставлять своё детище на полпути?

- Это было расставание без слёз на глазах, но с болью. Но то, что я увидел в процессе работы, - это не то, в чём бы я хотел участвовать.


- Сейчас вы ушли в свободное плаванье?

- Можно так сказать.

- И можно говорить, что сейчас мы увидим настоящего Александра Кузовкова? Всё-таки в "ИСС Арт Медиа" вы больше работали по заказу.

- Это уже не короткометражный фильм на социальную тему?

- Знаете, мне кажется, там, где есть люди, всегда социальная тема. Даже если это "Форсаж" (16+) или "Трансформеры" (12+). Недавно посмотрел хорошие мультики - "Душа" (6+), "Зверополис" (6+).

- Одна из самых популярных ваших короткометражек "Соль" (16+). Она о человеке, который пойдёт на всё, чтобы получить желанный пакетик. Короткометражный фильм "Инстадрама" (0+) о том, что в погоне за "лайками" и подписчиками люди забывают обо всём. Что служит идеей для сюжетов? Откуда вы их берёте - это всё личный пример?

- К каждой теме мы готовимся заранее. Какие-то моменты подсматриваем в своей жизни. Работа режиссёра - это просто профессия, важен личный опыт, наблюдения. Тот же фильм "Соль" - о наркотиках. Это был антинаркотический проект, состоящий из четырёх фильмов. Во время работы над фильмом мы встречались с зависимыми, беседовали с ними, читали их интервью.

- То есть это такой собирательный образ героя получился?

- Это практически история реального человека, может быть, где-то и собирательная. Это же не фантастическая история. Что только не происходит в этой жизни. Даже сейчас, вспоминая об этом, думаю, что можно было такого наснимать! Наркотики - это зло, страшное зло. И история этого проекта - показать без хеппи-энда всё, что происходит на самом деле. "Соль" "зашла" в социальных сетях, у него более 5 млн просмотров.

- Дебютным стал ваш проект про Томаса Эдисона "Сила слова" (0+), снятый в 2016 году. Сейчас, спустя уже 5 лет, и после того, как набрались опыта, как бы вы её сами оценили, если бы были в составе жюри, а он участвовал бы в фестивале?

- Я бы сказал, что здесь нет ничего лишнего. Это законченный, понятный короткометражный фильм. Были бы какие-то технические вопросы, но сейчас это не так важно. Мы снимали на фотоаппарат Canon Mark II, это совершенно не кинокамера. Мы заморочились с подготовкой - искали локации, причём не все поняли, что это было снято в Омске, и говорили, что это даже не Россия.


- Сейчас для этого нанимают продюсеров…

- С 2019 года они пришли, и появились проблемы (смеётся). Но на самом деле нужно отдать им должное. Я работаю с Софьей Кудрей - это профессиональный и ответственный человек. Фильм, который мы сейчас заканчиваем, снимается при поддержке Школы телевидения телеканала "Продвижение", где она работает продюсером. Всё зависит от задач, которые возлагают на продюсера. Он должен искать людей, площадки, реквизит. Это что-то вроде исполнительного продюсера. В этом случае да, их работа важна при создании фильма.

- Сколько сейчас в вашем портфолио работ?

- 10 короткометражных работ. Я только недавно, как мне кажется, понял, что я прошёл какой-то институт, где я раз в год снимал фильм.

- Когда делали свои первые работы, может быть, снятые на мыльницу? О чём они были?

- Когда я учился в Промышленно-экономическом колледже. Там был практически завод - все ходили в робах, вытачивали напильником какие-то детали. Там я снял пару музыкальных клипов. Но это так, скорее, баловство.

- А отзывы о своих фильмах читаете? Вообще, мнение зрителей для вас важно?

История в фильме "Спасибо" неоднозначная, и многие даже не верили, что такое может происходить на самом деле. Это история одной семьи, где ребёнок подвергается тоталитарному воспитанию, в школе тоже идёт давление. Мы показываем такое противопоставление двух личностей: мать героини - это такой религиозный человек, и её подруга, которая воспитывается в совершенно иной семье. Достаточно короткая история, в который каждый видит своё. Кто-то тему буллинга, кто-то проблему семейных ценностей. У большинства она нашла отклик. Там есть такая хорошая сцена: девочка сидит на качелях и не хочет идти домой. И многие действительно нашли в этом себя, вспомнили истории, когда им не хотелось идти домой.


- У этой истории есть автор сценария?

- Это сценарий талантливого писателя, сценариста из Беларуси Ольги Демидюк. Мы уже снимали картину "Фонарщик" (0+) по её сценарию. Она прислала мне новый текст, меня он зацепил, я его доработал, и тут же запустили в работу. Фильм, который мы сейчас снимаем, называется "Новая мама". Это немного чёрная комедия с таким, может быть, на первый взгляд, чёрным, абсурдным юмором. У этого автора есть ещё один рассказ, по которому хотелось бы снять фильм.

- Как в целом к российскому кинематографу относитесь?

- Очень хорошо отношусь. Посмотрите, какие у нас хорошие операторы, причём они работают не только в России, но в Европе, в США. А какие специалисты по графике. Что касается российских режиссёров, то бывало такое, что я был разочарован фильмом настолько, что было даже жалко денег, потраченных на билет.

- В каком жанре вы хотели бы поработать?

- Конечно, после стольких лет работы над социальными темами, такими больными темами, как наркотики, сложные отношения между людьми, хотелось бы что-то позитивное снять. Возможно, полный метр. Мы думаем об этом с моим соавтором. Хотелось бы чего-то весёлого.

В фильме, который мы сейчас делаем с Соней Кудрей, - атмосфера 70-80-х годов. Здесь всё из той эпохи - интерьеры, одежда. Мне очень классно наблюдать за этим как художнику, потому что в этом фильме выступаю ещё отчасти как художник.

- Сложно ли делать в 2021 году фильм про 70-е?

- 70-е могут быть просто как декорация, а история может быть совсем не про время. Она могла случиться и в 60-е, и в наше время. В нашем случае так и было, была атмосфера - какой-то минимализм, свой стиль, и он мне нравится. Почему-то эту историю я увидел в этих декорациях. Наверное, в современных условиях (пластиковые окна, электрические чайники и т. д.) эта история не была бы так интересна.

А если говорить про время, то, конечно, снимать сложнее. Мы работали над фильмом о 40-х годах, и было очень непросто. Чтобы снимать такое кино, нужно изучить много источников, сопоставить все данные, быть уверенным, что не обманываешь ни себя, ни зрителей. И чем больше я погружался в эту историю, тем больше у меня возникало вопросов на темы, над которыми я раньше даже не задумывался. Это, кстати, тот военный фильм, который мы начали снимать с "ИСС Арт Медиа", но совместная работа не сложилась.


- Не исключено, что скоро увидим фильм с той же историей, но с вашим видением?

- Кстати, сценарий у нас есть. Он написан мной в соавторстве с другим режиссёром и практически завершён. Но просто достать камеру и снять фильм не получится. Историческое кино - это декорации, реквизит, локации.

- А локации для съёмок в Омске, тем более военного фильма, сложно найти?

- Сложно. Очень мало что у нас можно найти в Омской области. Мы строили декорации, делаем их с художником Евгением Ломовым. Например, аудитория в Аграрном университете стала музыкальным училищем, а из коридора делали общежитие. Бывшее здание музея "Искусство Омска" нам также служило съёмочной площадкой. Нашли старую заброшенную танцплощадку в Калачинске, восстановили её и сделали танцплощадку 1941 года. Создавали парк 40-х годов с каким-то минимальным реквизитом, но, как мне кажется, получилось довольно правдоподобно.



Танцплощадка в Калачинске. Фото: "ИСС Арт Медиа"

Сейчас, например, во время съёмок фильма "Новая мама" на Сибзаводе строили локацию - построили комнату, где происходит основное действие. Сделали комнату главной героини, построили пивной бар, отделение полиции. Для этого же фильма снимали сцены в Омском цирке.



Подготовка локации для съёмок фильма "Новая мама" на Сибзаводе. Фото: Александр Кузовков

- Актёры охотно соглашаются на работу в короткометражках? Часто же это приглашённые артисты из омских театров.

- Когда мы позвали в один из фильмов Марию Долганёву, она сказала, что в тот момент у неё был период, когда ей захотелось попробовать себя в кино. И в тот год ей поступило два предложения: от нас и от режиссера Никиты Дудкина. Он её снял в фильме "Лица революции" (12+). Причём мы, не сговариваясь, пригласили её, и она до сих пор в восторге от работы. Мы недавно с ней разговаривали, и Мария рассказала, что теперь, после съёмок в нашем фильме, она стала "ставить" на сцену во время спектакля в театре маленькую камеру, на которую она играет. Для неё это был необычный опыт. То есть получается, я для неё открыл камеру (улыбается).

- Вам, как режиссёру, проще работать, когда артист подстраивается под вас, привносит что-то своё или говорит: "Я актриса, лепите из меня, что хотите"?

- Из ничего слепить что-то тоже нельзя. Типаж должен соответствовать роли - я всегда на это обращаю внимание. Да, Константин Хабенский, Сергей Безруков, например, талантливые актёры, которые могут сыграть любого. Но чаще всего я исхожу из типажа.

Знаете, я хочу похвалить Марию Долганёву как актрису. Мне с ней было очень приятно работать. Когда ты работаешь с таким человеком, то чувствуешь, что работаешь с профессионалом. При том, что она никогда не снималась в кино, но ты понимаешь, насколько этот человек профессионален и тактичен. Она тебя выслушает, попробует что-то новое. Так у нас "бюджетное" кино, она сама нашла парик для своей роли, привнесла в свой образ какие-то новые вещи. Это классно, когда актёр не просто пришёл и сказал: "Ну что там я должен делать? Дайте текст, что говорить".


- Как фотохудожник сейчас над чем работаете? Ваши работы украшают обложки книг: корейского перевода "Девушки с татуировкой дракона" Стига Ларссона, работ норвежского автора Йохана Фалькбергета, польской писательницы Габриэлы Гаргас… Как это произошло: нарушения ваших авторских прав не было допущено?

- Да, мы там заключили договор. Те фотографии, которые мы подписали, могут продавать только они. Я не могу ничего с ними делать - только распечатать, подарить или выставить в социальные сети. Но не продавать. Это такие коммерческие договорённости.




Фото Александра Кузовкова на обложках книг

- И всё-таки вы больше режиссёр или фотограф?

Фотосъёмки - это чаще всего постановочные, идейные снимки, с определённой историей. Это не так часто бывает, может быть, две-три съёмки в год. Какие-то из них выстреливают, какие-то нет. Одна из последних, например, навеяна событиями в Белоруссии. У нас это тоже потом произошло. С омским художником Даниилом Леви устроили перформанс. Он облачился в костюм, сделанный из бумажных объявлений, которыми пестрит Омск. Около двух часов мы гуляли по городу. Мы с ним шли и разговаривали, а все люди кругом удивлялись, почему я иду один и разговариваю, потому что он сливался с объявлениями. В тот же день мы снимали, как он стоит с маленькой табличкой: "Я против". Эти фотографии тоже нашли отклик, их опубликовали на "Лентаче".

- В ближайшее время мы увидим новый фильм?

- Не факт, что мы его увидим в ближайшее время, потому что он так долго делается (смеётся). Но хотя, если мы будем делать закрытый показ, то вас обязательно позовём.

Я подумал: какой гениальный прием, какой гениальный метод! Но через какое-то время до меня дошло. Чтобы пользоваться таким методом, нужно быть Никитой Михалковым. А есть режиссеры, которые приходят и долго молчат, ничего не говорят долго-долго. И потом все происходит.

Алексей Попогребский, сняв получившую множество наград картину «Как я провел этим летом» и экспериментальную короткометражку Bloodrop, в 2012 году заинтриговал публику новым проектом в 3D-формате, а потом вдруг пропал с экранов радаров на два года. Сейчас он снова объявился, став куратором курса режиссуры в Московской школе кино. КиноПоиск встретился с режиссером, чтобы узнать, где он пропадал, как решил заняться обучением и почему не каждому подойдут методы Никиты Михалкова.

О своем двухгодичном отсутствии

Я специально ввел мораторий на публичные появления в последние полтора-два года. Занимался тем, что раньше называлось «Пропавшими комнатами». Был сильно переписан сценарий. Теперь это не «Пропавшие комнаты», даже не «комнаты», а очень большой проект с американским уклоном, который называется E-sider. С ним нужно просто выдержать паузу по ряду причин. В первую очередь потому что сейчас не лучшее время для копродукции. В этом году российско-американский проект сложно себе представить. Но могу сказать, что драматургия вышла на тот уровень, которого сам от себя не ожидал. Это другого масштаба и качества работа, чем «Пропавшие комнаты», и такие вещи не пропадают.

О работе куратора в киношколе

Набрать группу студентов хотелось всегда, но не столько, чтобы их учить, сколько для того, чтобы вместе с ними пройти весь путь. Когда ты с киногруппой проходишь подготовительный период, съемки и постпродакшн, ты учишься сам, и люди тоже неизбежно учатся чему-то новому. Вы вместе растете, развиваетесь, набиваете шишки. Какими бы опытными ни были люди, каждый фильм делается с нуля, это новый опыт. Если собираются люди, для которых фильм проходной, им не место на площадке.

Я понял, что путем работы над сценарием [проекта E-sider] очень сильно изменил себя и свое мышление. Видимо, мне предстоит какая-то линька в том, как хочу работать и что собираюсь дальше делать. Решил, что линять надо за компанию. Змея, когда линяет, трется о камни. Выделяется энергия, камни тоже приходят в движение. Пусть читающие это студенты даже пугаются, но только так, мне кажется, может быть мотивация с моей стороны.

Мой шкурный интерес — самому расти и меняться вместе с теми, кто придет к нам на режиссерский курс. Я не считаю себя вправе делать мастерскую имени себя. Вообще не считаю, что это правильно, потому что в мастерских великих художников (Микеланджело, например) ученики были в первую очередь подмастерьями великого мастера. Им поручались какие-то кусочки, детали или даже целые заказные работы в духе мастера. И человек либо настолько пропитывался духом учителя, что работал под него, либо, как изначально сильная творческая единица, приходил с ним в конфликт. И конфликт, и подражание — две стороны одной зависимости. Это совершенно неправильно. Сколько есть известных успешных режиссеров, столько же есть стратегий, методов работы, личных подходов.

О невозможности научить и неправильных учебниках

Процесс обучения кинорежиссуре, мне кажется, не должен сильно отличаться от процесса создания фильма. Я никогда не читал учебников по режиссуре, а читал интервью с режиссерами и киноведческую литературу. Все книжки, которые посвящены работе режиссера, а их, кстати, немного, в отличие от сценарного или операторского мастерства, начинаются с того, что режиссуре научить нельзя. Ей можно только научиться. Это правда. Если вдруг в книжке написано, что это не так, не верьте этой книжке.

Об опыте, который необязателен

Даже в описании профессиональных обязанностей режиссера канадской или американской гильдий есть специальная сноска: по сути, режиссер — единственный член съемочной команды, который не обязан иметь образование и предшествующий опыт. Масса примеров, когда режиссеры были абсолютными дебютантами, но при этом убеждали кого-то инвестировать в них деньги или снимали кино за собственные средства, и все получалось. Естественно, историй, когда не получалось, на порядок больше, но мы о них не знаем.

О камере в штанах и потенциальных студентах

Если ты хочешь снимать кино и стать режиссером, в 2014 году стыдно еще не начать это делать. Если ты действительно этого хочешь, какого черта ты сидишь на стуле? Возьми телефон, сними что-нибудь. У тебя буквально, извините, в штанах есть камера. Знаю, есть люди, которые говорят, что им не хватает чего-то, чтобы начать снимать — денег, камеры, опыта, знаний. Ничего подобного. Значит, ты никогда не начнешь снимать кино.

У нас на курсе есть требование: поступающий должен предоставить портфолио, состоящее из любых творческих аудиовизуальных работ. Ты обязан начать что-то делать, чтобы получать обратную связь. Если ты не сделал ничего сам, у тебя не будет разбега. В идеале человек, который к нам приходит, уже набил определенное количество шишек и ссадин. Уже где-то побаливает, чешется, где-то шрам зарубцевался, но не до конца. Эти ссадины и шишки — самое главное, потому что это вопросы. У нас третий набор в сентябре, еще полно времени снять этюд или попытаться что-то сделать хоть на айфон. Не забывайте использовать своих родных и близких как кроликов. Проверяйте на них свои идеи и проекты.

О методе Никиты Михалкова, который подходит только ему

Боря Хлебников когда-то очень давно работал ассистентом монтажа в компании «Тритэ», в ее видеоподразделении. В том числе разбирал материал со съемочной площадки фильма «Сибирский цирюльник». Он мне рассказал про эпизод, когда Джулия Ормонд только начинала сниматься в этой картине, и она, видимо, что-то делала или слишком профессионально, или по уже готовым своим шаблонам. А Никита Сергеевич подошел к ней, обнял и долго так ее держал, ничего не говоря. В какой-то момент она напряглась, потом расслабилась и даже чуть ли не расплакалась. И совершенно по-другому пошла игра.

Я тогда уже хотел быть режиссером, и мы с Борей снимали свои ранние работы, которые никто не видел. Подумалось: какой гениальный прием, какой гениальный метод! Но через какое-то время до меня дошло. Чтобы пользоваться таким методом, нужно быть Никитой Михалковым. А есть режиссеры, которые приходят и долго молчат, ничего не говорят долго-долго. И потом все происходит. Это их метод. Нельзя пользоваться этим методом только потому, что такой-то режиссер полтора часа молчал на площадке, а потом получился гениальный кадр.

О выборе и поиске своих инструментов

По первой своей профессии я психолог. Благодаря этому знаю об одном интересном исследовании. Есть очень много концепций психотерапии — от всем известного фрейдизма до мною любимого экзистенциализма. Ученые посчитали процент успешных случаев, измерив удовлетворенность клиента, и, по статистике, этот процент один и тот же, причем независимо от применяемой концепции. Для успешного результата должны произойти две вещи: пациент должен найти правильного для себя терапевта, а терапевт изначально должен найти для себя правильную концепцию работы, которая с его личностью вступает в синергию.

Глядя на себя и на своих коллег-режиссеров, а мы все очень разные, я понимаю, что главное — знать себя хотя бы чуть-чуть, и тогда ты уже понимаешь, как добиться тех самых моментов подлинности. Главный инструмент режиссера — это его личность. Как научиться им пользоваться? Как к нему прийти? Это персональный путь каждого. Но помочь найти правильные вопросы, которые и приведут тебя к нему, — это и есть задача курса режиссуры. С одной стороны, философская задача, с другой — техническая.

По ситуации на 2014 год у режиссера существует огромный спектр инструментов. От методов работы на площадке, с актером, с оператором, способов подготовки до реальных технических средств, программ превизуализации, сторибординга и так далее. Всем этим один режиссер даже за всю жизнь не овладеет, и такой задачи нет. Но их много, и для разных задач и для разных режиссеров они могут быть очень полезны. Я снимал картины как вообще без раскадровки, так и с полностью нарисованной раскадровкой, в том числе у меня была картина, целиком предварительно отснятая в виде аниматика. Это не значит, что я буду всю оставшуюся жизнь снимать аниматики для своих фильмов. Просто знаю на своем опыте, что для таких картин нужны такие средства.

О будущей программе обучения

Мы выстраиваем обучение так, что режиссерское мастерство (а это лишь одна из дисциплин учебного плана) — это не цикл лекций и не авторская программа. Будет по определенной драматургии и логике выстроенная цепочка занятий с разными режиссерами, каждый из которых известен. Каждый такой учебный модуль будет иметь на выходе какую-то практическую работу. Это делается для того, чтобы люди не просто послушали режиссера и подумали, какой он талантливый или какой он дурак, а вместе с ним прошли какой-то путь, прожили что-то, пробовали, делали, получали обратную связь и от мастера, и от своих коллег. У нас точно будут семинары Бориса Хлебникова, Андрея Прошкина, Валерия Тодоровского, Николая Лебедева, Александра и Владимира Коттов.

О синергии и интеграции

Уникальность Московской школы кино в том, насколько здесь интегрированы все факультеты. Здесь есть полный спектр всех задач — от компьютерной графики, звукорежиссуры и художественной постановки до открывающихся в этом году факультетов режиссуры и актерского мастерства. Режиссеров и актеров (актерский курс курирует Ингеборга Дапкунайте) вовсе не случайно подключают последними. Уже отработана техника и технология на других факультетах. Все построено так, чтобы с появлением режиссеров все замкнулось на взаимодействие, на синергию.

Мы хотим построить учебный процесс так, чтобы постоянно сталкивались и пересекались студенты со всех курсов. Чтобы режиссеров порой насильно помещали в условия, когда им нужно взаимодействовать с продюсерами или снимать не с тем оператором, которого они хотят, а с тем, который им выпал по жребию. Будут ситуации, когда продюсеры со своими проектами будут бегать и нанимать режиссеров и операторов. Будут ситуации, когда режиссеры будут снимать не свои авторские задания.

В университете я любил сдавать экзамены последним. За то время, что я болтался в курилке и общался с теми, кто уже сдал, я, кажется, изучал весь курс. За те три часа, что ждал своей очереди. Что спрашивали? О, а что это такое? Те вещи, которые я тогда узнал, я лучше всего помнил. Я не учился на режиссуре, и мне не хватало того, что происходит не столько на лекциях, сколько в столовой и в курилках ВГИКа. Там ты говоришь с операторами, с актерами, из этих разговоров много чего узнаешь, рождаются идеи и проекты. Я узнавал все уже a propos, в полях.

О творцах и наемных работниках

В портфолио выпускников будут две авторские работы — документальная и игровая. Но этим дело не ограничится. Так, в конце первого курса студенты будут снимать рекламный ролик. Как положено, с жестким сценарием, четким брифом и готовой раскадровкой от рекламного агентства. Получается, все снимут ролик по одному и тому же сценарию. При этом все хотят быть творцами, авторами. В жизни не всегда так случается. Нужно как уметь находить свою историю, так и, что порой даже интереснее, в предлагаемых обстоятельствах находить зерно, себя. Потому что если ты не нашел себя в своей работе, то ничего хорошего не выйдет. В лучшем случае это будет профессионально, то есть скучно. А чтобы это жило, нужно найти в материале себя. Тогда зритель забудет, что это кем-то старательно снято и сделано. Даже если это 30-секундный рекламный ролик.

О солистах и командном подходе

У нас во всех отраслях творческих профессий — и в советские времена, и сейчас — учат солистов. В консерватории, например, людей затачивают на то, что они будут либо солистами, либо никем. Похоже, так же учат режиссеров в большинстве мастерских ВГИКа: ты творец, ты автор. Доходит до того, что, как мне рассказывали, в одной киношколе режиссер, придя с интересным проектом и попросив десять студентов курса компьютерной графики разработать эффекты, получил от их мастера отказ. Как это так? Десять человек будут работать на него одного! Но в жизни ведь так и бывает. У нас все будет заточено на командную игру с самого первого момента.

О нережиссерском характере

Я прошел своеобразную эволюцию от человека с нережиссерским характером до действующего режиссера. Конечно, режиссерский характер — это стереотип. Но если все же обобщить, то режиссер — это человек, которому больше всех надо, он прет вперед! У меня же самая большая мотивация состоит в том, чтобы меня оставили в покое. Я до сих пор не люблю говорить по телефону, кстати. Поднять трубку и что-то попросить — это для меня всегда было сложно. Но на «Коктебеле» приходилось звонить в какой-то овцеводческий колхоз в Рязанской области, так как у нас не было второго режиссера, а директор картины появился позже. Я звонил еще в какое-то вертолетное хозяйство на Украине, нужно было все делать самому. А уж что приходилось делать на Чукотке! Если есть мотивация что-то делать, то можешь себя перебороть. Ведь и Шварценеггер говорил, что в детстве был задохликом.

О сорокаминутном дубле и выдержке звукооператора

Если ты снимаешь «Ведьму из Блэр», тебе нужна соответствующая техника, если что-то эпичное, то, возможно, ты выберешь анаморфотную оптику и Panavison. Когда я снимал «Как я провел этим летом», я понимал, что мне нужны будут максимальная мобильность, возможность посмотреть материал сразу, потому что мы будем в труднодоступных местах, где не проявить пленку. Наконец, я инстинктивно понимал, что у нас будут очень длинные дубли. Не потому, что у меня в кино бесконечно длинные кадры, хотя они в кино у меня тоже есть. Просто самую напряженную сцену, в которой персонаж Гриши Добрыгина ждет сообщения по рации и которая на экране длится две минуты, мы снимали одним дублем в 40 минут. Я чувствовал, что нельзя говорить «стоп», потому что сейчас еще будет что-то происходить с Гришей. А если мы снимем это кусочками, то это потеряется.

Мы включаем камеру. Задача Гриши — сидеть, ждать сообщения. Меньше всего повезло нашему бум-оператору (звукооператор, который держит удочку с микрофоном). Он был крепким парнем и лишь иногда поднимал лицо, на котором было написано все, что он испытывает. Но он исправно стоял все 40 минут. Когда дубль закончился, Гриша был уже совершенно другим человеком. За пару минут он отошел, конечно, и сказал: «Алексей Петрович, а что мы будем делать с этим кадром? Он же минут семь длился».

Это было мое инстинктивное решение на площадке, но та камера и тот способ записи, который мы выбрали (мы писали не на флеш-карты, а на жесткие диски), позволили нам это сделать. Важно поработать с разными камерами и понимать, что они тебе дают и в чем тебя ограничивают. То, какую камеру ты выбираешь — это не только картинка, это то, какое кино ты снимешь. От этого зависит даже актерская игра. Все эти вещи мы будем проходить.

О технике, которая формирует нас

В той психологии, которой я занимался, считается, что все наши приспособления — это продолжение нашей психики. Психика не у нас в черепушке, она нас окружает. Какой стул, какой стол, какой телефон, какой компьютер — это продолжение нас, которое нас к тому же и формирует. Мы выбираем вещи — вещи формируют нас. Когда ты снимаешь кино, все вещи в кадре рассказывают историю. Они продолжение психики персонажа и тебя как автора этого фильма. А то, как выстроен процесс у тебя на площадке — от вызывного листа до рисующей красивое боке оптики, — характеризует тебя как режиссера. Это все неизбежно проходит в кадр.

О безудержном желании снимать кино

С Борисом Хлебниковым мы снимали свой первый фильм на черно-белую 16-миллиметровую пленку, на камеру пятьдесят какого-то года, потому что только на это были деньги. Мы полгода не могли ее проявить и не знали, что мы снимаем, но все равно делали это. Когда мы закончили снимать, как раз стали появляться первые цифровые видеокамеры, это стало доступно. Да, качество картинки было другим, но Ларс фон Триер же умудрился использовать свойства этой картинки для совершенно прорывных фильмов. Опять же выбранный тобой инструмент влияет на то, как ты рассказываешь историю.

О том, что дальше

До сих пор я всегда снимал по своим сценариям, и каждый сценарий занимал несколько лет. Сейчас, пока E-sider вынужденно отложен, я читаю чужие сценарии. Не то чтобы ищу, но он должен сам меня найти. Я рассматриваю разные варианты. Проходного делать не хочется. Есть несколько интересных вещей, но пока не могу их назвать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 9 класса "Виды придаточных предложений. Практикум".

Просмотр содержимого документа
«Презентация для 9 класса "Виды придаточных предложений. Практикум"»

 Виды придаточных предложений (ПРАКТИКУМ)

Виды придаточных

предложений

(ПРАКТИКУМ)

 ЦЕЛЬ ПРАКТИКУМА: Проверить умение правильно определять вид придаточного предложения.

Проверить умение правильно определять вид придаточного предложения.

 ВСПОМНИМ ПРАВИЛО

ВСПОМНИМ ПРАВИЛО



Задание Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, определите тип придаточного предложения.

Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, определите тип придаточного предложения.

1 . Одно из противоречий каким живо творчество Мандельштама касается собственной природы этого творчества. 2.Что бы со мной ни было я хочу быть один. 3. Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья.

1 . Одно из противоречий каким живо творчество Мандельштама касается собственной природы этого творчества.

2.Что бы со мной ни было я хочу быть один.

3. Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья.

4. Ей снится будто бы она идёт по снеговой поляне. 5.Он работал всюду где заставала его жажда творческого труда. 6.Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда когда даёт его в переносном значении. 7.Корчагин неоднократно спрашивал меня когда он может выписаться.

4. Ей снится будто бы она идёт по снеговой поляне.

5.Он работал всюду где заставала его жажда творческого труда.

6.Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда когда даёт его в переносном значении.

7.Корчагин неоднократно спрашивал меня когда он может выписаться.

8. Я упоминаю об этом для того чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих произведений Куприна. 9.Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш неплохо посещался. 10.В степи было тихо несмотря на то что солнце поднялось. 11.Как летом роем мошкара летит на пламя слетались хлопья со двора к оконной раме.

8. Я упоминаю об этом для того чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих произведений Куприна.

9.Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш неплохо посещался.

10.В степи было тихо несмотря на то что солнце поднялось.

11.Как летом роем мошкара летит на пламя слетались хлопья со двора к оконной раме.

12.Зной всё усиливался так что становилось трудно дышать. 13.Я сижу до тех пор пока не начинаю чувствовать голод. 14. Красивая девушка должна быть одета так чтобы выделяться из окружающей обстановки. 15.Я спросил у кукушки сколько лет проживу я. 16.Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

12.Зной всё усиливался так что становилось трудно дышать.

13.Я сижу до тех пор пока не начинаю чувствовать голод.

14. Красивая девушка должна быть одета так чтобы выделяться из окружающей обстановки.

15.Я спросил у кукушки сколько лет проживу я.

16.Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

17.Как ни интересен труд режиссёра актёрская работа всё же интереснее. 18.Стало так тихо что со своего балкона я слышал голоса в саду. 19.Если начнёшь усиленно заниматься то успеешь подготовиться к экзамену. 20. И я во сне вижу как на волке еду по тропинке лесной. 21.И вот наступила та долгожданная пора когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.

17.Как ни интересен труд режиссёра актёрская работа всё же интереснее.

18.Стало так тихо что со своего балкона я слышал голоса в саду.

19.Если начнёшь усиленно заниматься то успеешь подготовиться к экзамену.

20. И я во сне вижу как на волке еду по тропинке лесной.

21.И вот наступила та долгожданная пора когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.

22.Мне хотелось чтобы эта книга была интересна всем. 23.Статья оказалась настолько сложной что смысл её был понятен только специалистам-филологам. 24.Всякий раз как только показывалось солнце замёрзший пруд блестел как только что вымытое зеркало. 25.Чтобы не сказать ничего лишнего Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.

22.Мне хотелось чтобы эта книга была интересна всем.

23.Статья оказалась настолько сложной что смысл её был понятен только специалистам-филологам.

24.Всякий раз как только показывалось солнце замёрзший пруд блестел как только что вымытое зеркало.

25.Чтобы не сказать ничего лишнего Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.

26. Дорогу по требованию горожан расширили так что проблема с заторами на перекрёстках была решена. 27.Если в ясный день подойти к окну то вдалеке будут видны очертания города. 28.Поскольку дом был окружён высоким забором нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки. 29.Можно только предполагать как долго продлится его путешествие. 30.Вывеска должна быть расположена так чтобы каждый прохожий обращал на него внимание.

26. Дорогу по требованию горожан расширили так что проблема с заторами на перекрёстках была решена.

27.Если в ясный день подойти к окну то вдалеке будут видны очертания города.

28.Поскольку дом был окружён высоким забором нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки.

29.Можно только предполагать как долго продлится его путешествие.

30.Вывеска должна быть расположена так чтобы каждый прохожий обращал на него внимание.

Читайте также: