Как не называли калугину за глаза сотрудники

Опубликовано: 16.05.2024

Людмила Калугина (фильм "Служебный роман")
Очень гротескный, яркий и интересный персонаж с точки зрения психологии.
По Архетипам, которые разворачиваются в ее жизни, видно, что
ее жизнь - это прежде всего Архетип «Дорога» из ее слов:
«В моей душе покоя нет,
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет,
И все из-за кого-то.
Чтобы найти кого-то, могу весь мир я обойти».
Свою жизнь она ассоциирует с дорогой, на которой она должна найти еще неведомого ей "кого-то".

На Дороге ее жизни в прошлом она встретила первую любовь, которая закончилась изменой, а затем произошла счастливая встреча с Новосельцевым, которая и была исполнением ее желания «найти кого-то». В конечном итоге — очень необычная, но счастливая судьба, и Дорога её жизни припасла прекрасный подарок — встречу с тем, кто полюбил ее и дал ей опыт выхода из ловушки Архетипа «Дороги», в которую она попала после травмирующего события (измены ее кавалера).

И, как это удивительно иногда бывает, Дорога ее жизни тесно связала ее с искомым «кого-то» через работу в одном ведомстве, и она его, естественно, знала, но не придавала этому человеку особого значения, а даже способствовала тому, чтобы он уволился с этого предприятия (что уже случилось бы в наше время, ну а в советское время люди не склонны были оставлять места работы, и иногда работа была единственная на всю жизнь).
К тому же, если вспомнить, что Архетип «Дорога» обладает свойством давать обратную связь человеку о том, что ждет его в будущем, то Калугина, несмотря на ее образ «мужика в юбке», была преисполнена подспудно ожиданием встречи со своим мужчиной, хотя в жизни все сделала для того, чтобы этого не случилось (стиль поведения был больше мужским, чем женским; несимпатичный внешний облик):

«Вы сухарь, черствая, - говорит ей Новосельцев в минуту ссоры. А до момента ссоры Самохвалов предлагает своему другу Новосельцеву приударить за Калугиной ради повышения по службе:
- Ну да, некрасивая старая, отнесись к ней как к женщине!
- Как к женщине я к ней не могу отнестись! - возражает Новосельцев.
Ее одежда и прическа придавали облику Калугиной десяток лет, и мужчины не смотрели на нее, как на женщину, достойную мужского интереса. Она была для всех подчиненных директор и «мымра». Новосельцев говорит Самохвалову:
- Она не женщина, она директор!
Как молодая женщина в 36 лет стала такой?
На ее жизненном пути было событие — первая любовь, которая не привела Людмилу Калугину к свадьбе и созданию семьи, а закончилась изменой любимого.
Это была точка бифуркации (проигрался в ее жизни Архетип «Доброе сердце-Холодное сердце»), когда горячее и любящее сердце юной Калугиной получило первое потрясение — удар, приняло инфекцию зла и мгновенно от боли окаменело. Это событие уронило самооценку героини, и она отринула свою чувствительность, женственность, сексуальность.
Еще: свое состояние после такого удара в сердце спустя много лет после события она описывает Новосельцеву:
«Неважно, что завтракать нужно, ем не потому что хочу, а потому, что нужно (все равно, сердце окаменело).
Ничего не чувствую — давно не плакала».
Все эти слова в ее речи: "получила удар", "мне все равно", "ничего не чувствую" — маркеры, которые указывают на Архетип «Доброе сердце-Холодное сердце».
Вот еще об этом из уст Новосельцева, когда он потерпел сокрушительное поражение в попытке получить благосклонность от нее во время ухаживания, он (подтверждая окаменелость ее сердца — ведь со стороны виднее) выкрикивает ей такие слова:
«У вас нет сердца, нет ничего человеческого; нет сердца, потому что в голове одни цифры!»
Эти слова - также маркеры Архетипа сердец.
О своем состоянии души Калугина поет в песне:
«Отзвуки душевной непогоды, в сердце одиночество, печаль. » - в этих словах перед нами проступил ее Архетип «Государство», на троне которого сидит самозванка по имени "Одиночество". А произошла такая смута в ее Государстве потому, что юная Калугина выбрала для защиты от предательства мужчин одиночество как способ жизни в этом мире зла.
Относительно результатов первого опыта в любви она находится в Архетипе Сезонности на затянувшемся этапе «Зима» — все в ее душе застыло, замерло, похоронено и подвергнуто забвению. Но тут получается неплохо в том плане, что ее «Зима» в отношениях должна согласно неизменному циклу сезонности смениться «Весной», а это благодатный цикл для начала новой любви, что потом и происходит по сюжету фильма. И даже потом в конце фильма сезон Лето наступил — рождение через год после свадьбы ребенка. Так что она находилась до встречи с Новосельцевым в стартовом для отношений сезоне «Зима», когда прежние отношения, вызвавшие боль, умерли и была произведена подготовка для новых отношений.
А у Калугиной плоды ее Архетипа Сезонности (по возрасту это период конец лета - начало осени)— это высокие достижения в карьере, ее статусность, должность директора. Здесь опять до удивления их Архетипы сезонности совпадают и дополняют друг друга, только разных сезонностей (у Калугиной по Сезонности возраста «Лето», а у Новосельцева по Сезонности отношений — тоже «Лето»). У Новосельцева не сложилась карьера, но есть дети. А у Калугиной — нет семьи и отсутствие детей, но успешная карьера. Соединив свои судьбы, они могли сделать эти плоды общим достоянием. И тут Архетипы их в ладу.
Кстати, о своем сезоне "Осень" (по возрасту) она поет в песне:
«Осень жизни, как и осень года, надо не скорбя благословить!»


Старые отношения, наконец, были вытеснены после таких усилий Новосельцева (устроил скандал публичный, высказал ей в лицо о ее сухости и черствости, потом радовался тому, что она плачет, как настоящая женщина) и произошло пробуждение той Калугиной, которой она была когда-то, до потрясения от измены жениха. И эту серьезную работу провел тихий и скромный недотепа (по словам секретарши) Новосельцев методом шоковой психотерапии (вероятно, интуитивно).


В момент измены любимого ею когда-то человека Калугина произвела переворот в своем Архетипе «Государство»: на смену молодой красавице Королеве Людмиле пришла особа-самозванка, которой мне даже трудно подобрать имя: это гремучая смесь низкой самооценки, уязвленного самолюбия, и отрицания женственности — когда человек уже не видит себя красивой и привлекательной женщиной, способной нравиться мужчинам и имеющей шанс еще раз построить отношения с учетом уроков Архетипа «Дороги».
Скорее всего имя Самозванке — Беспросветное Одиночество с набором всех мужских качеств, которые позволили ей сделать карьеру.
В результате после травматической ситуации в первой любви около 12 лет назад и наложения Архетипов:
«Доброе Сердце-Холодное Сердце» (Лед, бесчувствие) и
«Государство» (Беспросветное одиночество),
а также Сезонности по отношениям ( Зима) - мы видим на выходе
такое существо, которое предстало перед нами в первых кадрах фильма «Служебный роман»: женщина в мешковатой невыразительной одежде невнятного цвета, на вид от 45 до 50 лет, с зачесанными назад волосами и без всякого выражения чувств на лице. И это очень замечательный директор, но никак не женщина, которая находится в расцвете лет и должна радоваться своим
достижениям в карьере, быть счастливой от всего. Это скорее «мужик в юбке».
Когда Самохвалов приглашает ее к себе на вечеринку по поводу назначения его на новую должность, то она уединяется ото всех в другой комнате. Но это оказалось очень на руку Новосельцеву, ведь ему не нужны были свидетели для осуществления его плана. Тут и появляется он с целью пофлиртовать с Калугиной и говорит:
- Вам не скучно, Людмила Прокофьевна?
- Нет! Я привыкла находиться одна, поэтому мне не бывает скучно, - отвечает она.
Ничего, кроме своей потери в юности любимого, она бессознательно не помнит и не
замечает. Даже свой цветущий возраст она маскирует. Так ей проще отвлечь окружающих от вопроса, почему она не замужем.
Новосельцеву она говорит в минуту откровенности:
- Превратила себя в старуху, а мне ведь только 36 лет!
Во время неумелого ухаживания Новосельцева, она ничего, кроме презрения и негодования не почувствовала (как видно это касалось не только лично Новосельцева, но и всех мужчин), а когда выведенный из себя ее «отмороженностью» он сказал ей правду, которую раньше говорили другие служащие учреждения только за ее спиной, она впервые обратила внимание на этого недотепу в ее глазах, оказавшегося еще и дебоширом. При этом она на другой день плачет при новых оскорблениях от Новосельцева — это сработал архетип «Доброе
Сердце-Холодное Сердце», он отозвался слезами, когда правда коснулась сердца самой Калугиной. Это было при таких обстоятельствах: неуклюжий и совершенно невменяемый от страха Новосельцев приходит к ней в кабинет и просит прощения оригинальным образом. Калугина чувствует, что теперь она в сильной позиции перед Новосельцевым и может взять реванш за вчерашнее публичное оскорбление.

- Вы позволили себе утверждать, что во мне нет ничего человеческого!
- Мало ли я что вчера болтал, на меня не стоит обращать внимание.
- Нет, надо, почему же не надо? Вчера Вы меня публично оклеветали, оскорбили.
Все, что Вы говорили — это ложь. Вы утверждали, что я черствая!
- Мягкая! - Бубнит будто для себя Новосельцев.
- Бесчеловечная!
- Человечная!
- Бессердечная!
- Сердечная!
- Сухая!
- Мокрая!

После этих слов, где Новосельцев пытается, на самом деле, опровергнуть тот портрет сущности Калугиной на троне ее Государства, который, сама не зная, она рисует: "черствая", "бесчеловечная", "бессердечная. " - ее впервые пробивает на слезы. Это плачет ее женщина, которая хочет любви; та, которая человечна, сердечна, "мокрая" и свергнута с трона. Она - это отринутая ею часть души, услышала.
А Новосельцев, по сути, описывает портрет настоящей Калугиной: "мягкая", "человечная", "мокрая". И Самозванка, побежденная правдой Анатолия Ефремовича, слетает с трона. Калугина рыдает.

Поплакав, она вдруг выдает правду своего сердца, свою тайную боль Новосельцеву о себе:

- Вам хорошо, Анатолий Ефремович, у Вас дети! А я совсем одна! Я совсем одна. Утром встану и заставляю себя варить кофе. Я так давно не плакала. Иногда хочется поплакать, но что я буду реветь одна, это все равно, как алкоголик.
Мне хочется иногда поплакать.

Это признания души, страдающей от своего одиночества, от засилья той Самозванки, которая возглавляет «Государство» Калугиной.
Этот момент говорит о том, что слезы Калугиной смыли Самозванку в ее Государстве с трона и правда вышла на свет Божий. Так произошло изменение в ее сердце и в отношении к Новосельцеву, когда рассказала ему о себе, что тоже произвело переворот в его понимании этой женщины, такой несчастной и нуждающейся в утешении. Он даже предложил ей, когда захочется поплакать, приглашать его, чтобы не быть одной.

Но после того, как Калугина успокоилась и самозванка опять вернулась на трон, Людмила Прокофьевна говорит уже такие слова:
- Все у меня отлично и превосходно! Лучше и быть не может! Личная жизнь — что? Дело, знаете, не только в личной жизни. Подумаешь, личная жизнь! Есть много
других интересов! Я руковожу учреждением!
Здесь мы явно слышим речь Самозванки на троне Государства Калугиной, которая после некоторого замешательства опять воссела во главе Государства и стала петь свои песни.
Благодаря титаническим усилиям «психотерапевта» Новосельцева у Калугиной опять пробуждается ее душа, когда он горестно отвечает на слова самозванки:
- Я думал, что Вы тогда утром были настоящей (когда она плакала и признавалась в страдании от одиночества).
Опять эти слова Новосельцева обращаются к той ее субличности, которую она только что сместила с трона — настоящей Калугиной.
И после этих слов Калугина вдруг у секретарши начинает интересоваться, как надо выглядеть, ходить женственно и одеваться. Происходит процесс трансформации ее Души и воцарения на престоле Государства той, смещенной когда-то женщины, что приводит окружающих в большое удивление (первое ее появление в модном, удобном и не директорском платье на работе).
Также интересно проигрался у Калугиной и Новосельцева Архетип «Распутье». После зарождения отношений и вхождения их в точку кульминации герои оказались на перекрестке своих дорог (Архетип «Распутье») и должны были выбрать путь, куда идти. Туда, где написано было «семья», или разбрестись по сторонам.
Оба, напуганные своими прежними опытами отношений, а также и новыми чувствами, боялись признаться себе в том, что любимы взаимно. Он начал свое предложение руки и сердца с антипредложения (но об этом позже). А она точно также начала со слов антирекламы себя:
- Вы такой симпатичный! (ее, конечно, же поразила его мягкость и сочувствие, когда она расплакалась и отводила душу). А я вся в работе!
Я могу испортить жизнь даже такому симпатичному, как Вы.
Жизнь устоялась, сложилась. Я старый холостяк.
Но это хорошо сработало у них обоих. Они поняли друг друга, хотя со стороны это мне показалось призывом:
«Не женитесь на мне!»

И после «Антипредложения» Новосельцева и его вопроса ребром:
«Вы отказываете мне?» - ответ: «Нет. Да. » (полная неясность, она излагает несколько решений). Но они оба поняли это, как согласие, потому что говорили на языке своей любви и хорошо понимали друг друга. Выделяем слова: "Да . нет" — это маркеры Архетипа Распутья.
С этого момента и еще одного конфликта началась новая дорога у Калугиной и Новосельцева, теперь общая.

Лирическая комедия «Служебный роман» вышла на экраны более 40 лет назад и до сих пор остается одним из самых популярных отечественных фильмов. Незатейливый сюжет, разыгранный в стенах статистического учреждения, заканчивается хеппи-эндом: мымра Калугина оборачивается красавицей и обретает личное счастье, недотепа Новосельцев перестает мямлить, а гад Самохвалов получает по заслугам. Но многие современные зрители убеждены: все не так просто, как кажется, и отношение к некоторым персонажам стоит в корне пересмотреть.

Мы в AdMe.ru решили под другим углом взглянуть на любимую киноленту и разобраться, кто же все-таки является главным антигероем фильма, а кто заслуживает более снисходительного отношения зрителей.

Самохвалов — жертва или подлец?

Долгие годы априори считалось, что Самохвалов — бесчувственный злодей, а Рыжова — несчастная жертва. Но не слишком ли поспешны эти выводы? Давайте разбираться.

Восстановим хронологию событий фильма. Привычную жизнь трудового коллектива некоего статистического учреждения нарушает появление замначальника — Юрия Григорьевича Самохвалова. Вернувшийся из Швейцарии, лощеный и элегантный, он направляется в кабинет директора и по пути, чтобы завоевать расположение сотрудников, раздает им иностранные сувениры. В разговоре с Калугиной он слышит фамилию Новосельцева и переспрашивает: «Какой это Новосельцев?» На что та отвечает: «Да никакой, вялый и безынициативный работник».

Но, несмотря на нелестную характеристику, Самохвалов искренне рад видеть студенческого приятеля: он вскакивает с места и, не стесняясь начальницы, бросается его обнимать.

Встрече с Ольгой Рыжовой Самохвалов тоже рад: он с интересом спрашивает, как у нее дела, и внимательно слушает ее рассказ о сыне и муже, которому «язву оперировал сам Покровский». Новосельцев просит у старого друга взаймы 20 рублей, и тот без колебаний одалживает их. Когда Ольга сетует на то, что Толе давно пора стать начальником отдела, Самохвалов в ту же минуту идет к Людмиле Прокофьевне и предлагает его кандидатуру. И это несмотря на то, что всего 5 минут назад она ясно дала понять, что как работник Новосельцев ее не устраивает.

Много ли вы встречали людей, которые, добившись карьерных высот (по советским меркам недосягаемых), так участливо вели себя с давними студенческими приятелями? Возможно, в этом и заключалась главная ошибка Самохвалова: если бы он не допустил панибратского отношения, а обозначил границы «начальник-подчиненные», то дальнейшей трагичной истории просто не случилось бы.

На вечеринке в квартире Самохваловых Рыжова видит, что Юра удачно женат, достаточно обеспечен, живет с шиком. Кажется, что годы ничуть его не испортили. Ее жизнь на этом фоне кажется серой и невзрачной: электрички, авоськи, монотонная работа, муж-язвенник. А ведь это она могла быть на месте жены Самохвалова: еще в юности они «ездили целоваться в Кунцево». Да и салат она готовит лучше, добавляя в него тертое яблочко.

«Характер у тебя не изменился», — говорит Самохвалов Рыжовой на попытку принизить кулинарные способности его жены. «А ты что, разве помнишь, какой у меня был характер?» — изумленно спрашивает Ольга. «Я помню все», — кратко отвечает Юрий Григорьевич. Эта ни к чему не обязывающая фраза действует на Рыжову как зеленый сигнал светофора на водителя фуры: она начинает действовать.

Уже на следующий день Оля пытается куда-нибудь пригласить Юру. Дважды: 1-й раз в начале рабочего дня, 2-й раз — после его окончания. Тот мягко отказывается: «Завтра я никак не могу: мы идем к родственникам. А послезавтра у моего приятеля день рождения». Рыжова совершенно правильно интерпретирует его слова и уточняет: «А после послезавтра по телевизору будут показывать хоккей?» «Ты же сама все понимаешь», — тактично, но довольно конкретно отвечает Самохвалов. И Оля действительно понимает, но это ее не останавливает.

Забыв о муже, поправляющем здоровье в Ессентуках, Рыжова буквально не дает прохода Самохвалову и забрасывает его интимными письмами.

Особенно интересна следующая деталь: передавая любовные письма через секретаршу, Рыжова не запечатывает конверт. Неужели за столько лет работы в организации она не могла понять, что Верочка — заядлая сплетница и передавать через нее любовные послания фактически то же самое, что просто прочитать их вслух перед всем коллективом? В конце концов, почему Оленька не отдала письма Юре лично в руки? В крайнем случае она могла подложить их под дверь кабинета. Зачем нужна была Верочка, непонятно.

Отказы Самохвалова можно назвать мягкими и чересчур вежливыми, но недвусмысленными. Когда он просит Олю прекратить и «не мучить ни его, ни себя», она с загадочным видом отвечает: «А эту тему я разовью в своем следующем письме». Очевидно, что по-хорошему эта женщина не понимает.

В последний, 4-й раз, Самохвалов уже не сдерживает себя и говорит абсолютно несвойственным ему ледяным тоном: «Ты заставишь меня входить в кабинет через окно». Оленька получает отказ за отказом, но продолжает настойчиво преследовать бывшего возлюбленного. И ведь «не шешнадцать поди ей»: она взрослая женщина, у нее есть замечательный муж и сын-подросток. Что же с ней не так? И чего она добивается?

Безусловно, отдавая Шуре письма, Самохвалов поступает некрасиво. Но давайте посмотрим на ситуацию его глазами. Он недавно вернулся из Швейцарии. К слову, попасть за границу в те годы было непросто: для этого нужно было быть «морально устойчивым» и «политически грамотным». У Самохвалова прекрасная жена, блестящая карьера. Так почему он должен пустить все это под откос из-за внезапно воспылавшей чувствами однокурсницы, с которой у него много лет назад был роман?

Самохвалов понимает, что в коллективе о нем уже шепчутся. Верочка, передавая письма, многозначительно хихикает. Слов Рыжова категорически не понимает. Как и карьера, репутация очень важна для Юрия Григорьевича, и он просто пытается спасти ее. Как может.

Передавая письма общественнице Шуре, Самохвалов деликатно говорит, что Рыжовой нужно «помочь выбраться из кризиса» и «протянуть руку помощи». Уходя, он обращается к Шуре: «Прошу вас. Никому!» Но как только дверь за ним захлопывается, та с криком: «У нас ЧП!» — мигом рассказывает все Людмиле Прокофьевне.

Говоря сегодняшним языком, Самохвалов — просто жертва харассмента. Он пытается защититься от настойчивых преследований Рыжовой, но делает это топорно, хотя и в рамках общественных правил. Именно на месткомы в то время была возложена функция отслеживания и порицания аморального поведения сотрудников.

Любовные письма Оли и без того стали достоянием общественности, но понять это и остановиться она смогла только после разговора с Шурой. «Терпение и такт», о которых говорила Людмила Прокофьевна, оказались бессильны перед напором Рыжовой. К слову, начальница и не знала о многочисленных попытках Самохвалова деликатно разрешить ситуацию.

И все-таки Юрий Григорьевич осознает, что поступил низко. Именно поэтому на следующий день он ждет Олю перед работой и просит у нее прощения. Подлец после такого инцидента, скорее всего, просто перестал бы здороваться, искренне полагая, что все сделал правильно.

В финальном разговоре Рыжова просит Самохвалова вернуть ей письма: «Вдруг жена найдет, сцену устроит». Эта фраза ясно показывает: Оля прекрасно понимала, что ее «романтические порывы» могут разрушить семью Юры. Неужели этого она так упорно добивалась? И разве она в этом случае жертва?

Если Рыжова и жертва, то уж вовсе не героя Басилашвили, а собственной глупости, несдержанности и ничем не подкрепленных иллюзий.

Кто настоящая мымра в фильме?

Если по поводу моральных принципов Самохвалова еще могут быть какие-то разночтения, то с другим персонажем картины все предельно ясно. Речь идет о секретарше Верочке.

"Калугин без труда мог указать ЦРУ, где работает Уокер"

«Наша Версия» продолжает публиковать сохранившиеся в архивах не выходившие в свет интервью с ветеранами советской разведки. В августе 2017-го ушёл из жизни полковник Управления «К» ПГУ КГБ СССР Александр Соколов, в 60–70-е годы служивший в составе вашингтонской резидентуры. В обязанности Соколова входило выявление предателей. Незадолго до смерти полковник Соколов рассказал Игорю Латунскому о главном, по его мнению, американском «кроте» ЦРУ в КГБ, розыске перебежчиков и двойных агентах.

- Александр Александрович, в своё время экс-начальник Управления нелегальной разведки КГБ Юрий Дроздов описал занятный случай. Когда он уже после выхода в отставку встретился со своими коллегами – бывшими сотрудниками ЦРУ, те в разговоре в ним признались: мол, вы, русские, удивились бы, если бы узнали, какая агентура была у американской разведки в высших эшелонах власти СССР! Как вы считаете, это была пустая бравада или всё же правда?

– Я думаю, что доля истины в этих словах всё-таки была. И ЦРУ действительно имело свою агентуру в политических кругах и органах правительства Советского Союза. И вряд ли те, кто своими глазами видел, как разрушалась страна, станут с этим спорить. К тому же известно, что агенты американской разведки были даже среди сотрудников «святая святых» нашей страны – Комитета государственной безопасности. Почему бы тогда не быть предателям среди высокопоставленных чиновников?

«Ни одна спецслужба не расскажет всю правду»

– Самым главным американским шпионом в КГБ вы лично не раз называли генерала Олега Калугина, который в 1995 году уехал в США, а в 2002-м был заочно осуждён российским судом за государственную измену. Если говорить коротко, какие важные секреты выдал Калугин американцам?

Джон Уокер

– По моему мнению, исключительно благодаря ему ЦРУ смогло выявить и задержать сотрудника Агентства национальной безопасности Роберта Липку, который 10 лет работал на советскую разведку, а также шифровальщика штаба подводного флота США Джона Уокера, передававшего КГБ особо секретные сведения.

– Для отечественной разведки их разоблачение действительно стало большим ударом. Однако разве столь ценных агентов не оберегают как зеницу ока? Как Калугин мог узнать о них? К тому же ФБР официально заявляло, что Уокера выдала его жена-алкоголичка.

– Конечно, что же ещё могли сказать американцы! Когда происходит задержание чужого агента, ни одна спецслужба не станет рассказывать всех подробностей. Потому что тогда у противоположной стороны сразу возникнет вопрос: а не завёлся у них в ведомстве «крот», который и сдал ценный источник информации? Чтобы таких вопросов не возникало, контрразведка придумывает какую-то правдоподобную легенду вроде пьющей жены, которая обиделась на мужа и решила его разоблачить…

Безусловно, вся информация об агентуре, к тому же такого уровня, находится под грифом «совершенно секретно», и доступ к ней имеет крайне ограниченный круг людей. Но ведь Калугин и сам был не рядовым сотрудником. К тому же вербовка Джона Уокера происходила почти что на его глазах. Я тогда работал в нашем вашингтонском посольстве, куда Уокер и пришёл с предложением о сотрудничестве. Я же проводил с ним вербовочную беседу. Калугин в то время также работал в посольстве под «крышей» пресс-атташе, занимая должность заместителя резидента. Он не знал имени Уокера, но знал о самом факте появления у нас нового агента. После именно Калугин обрабатывал материалы, полученные от Уокера, за что даже получил орден Красной Звезды, что стало для него ступенькой в получении генеральского звания. Таким образом, он без труда мог указать ЦРУ, где работает наш агент.

Автомобильная революция во главе с Tesla реальна, но оценки отрасли оторваны от реальности

Автомобильная революция во главе с Tesla реальна, но оценки отрасли оторваны от реальности

ЦРУ имело свою агентуру в политических кругах и органах правительства Советского Союза

– В своей книге «Анатомия предательства: Суперкрот ЦРУ в КГБ» вы пишете, что Калугин мог быть причастен к совершению убийства. Что это за история?

– В 1959 году во время стоянки в польском порту Гдыня совершил побег командир советского эсминца капитан 3 ранга Николай Артамонов. Поехал на катере вроде как на рыбалку, а на самом деле рванул в Швецию, где пришёл к американцам и заявил о своём желании работать на них. Артамонов, надо полагать, рассказал им многое о советском Военно-морском флоте, потому что ему не только поменяли имя, но и дали американское гражданство и вывезли в США, где он стал работать на военную разведку. У нас предателя заочно приговорили к расстрелу. Был инициирован его розыск, и в 1965 году Артамонова нашли. После чего было принято решение его перевербовать, чтобы использовать в разведывательной игре. Операция прошла успешно, Артамонов получил оперативный псевдоним Ларк. Какое-то время он передавал ценную информацию, а затем начал поставлять сомнительные сведения. Возникло подозрение, что Артамонов на самом деле ведёт двойную игру, в связи с чем его было решено вывезти в СССР.

В 1975 году Артамонова захватывают в Вене сотрудники нашей резидентуры, чтобы затем через Чехословакию вывезти его в Союз. Для этого его усыпили. На границе с Чехословакией «курьеров» ожидала группа, которую возглавлял Калугин. И, как вспоминали очевидцы, именно он вторично набрасывает Артамонову на лицо салфетку с хлороформом и тот в себя уже не приходит. После чего запрещает врачу осматривать его. В результате Артамонов умирает.

Спрашивается: зачем было вторично усыплять Артамонова? По моей версии, Калугин увидел, что Артамонов скоро окажется на территории Чехословакии, а его новые хозяева не могли допустить, чтобы ценный двойной агент попал в КГБ. Потому поступил приказ его убить. Для этого и понадобилась вторая салфетка, в которой вполне мог быть не хлороформ, а яд.

Роберт Липка

Перебежчик-фантазёр парализовал работу ЦРУ

– Сам Калугин в своей книге писал, что Артамонов умер из-за случайного стечения обстоятельств – дескать, произошла передозировка анестетика. При этом утверждает, что КГБ якобы специально разыскивал предателей и перебежчиков, чтобы затем убить их. В частности, пишет о сотруднике управления контр­разведки КГБ Юрии Носенко, сбежавшем в 1964 году к американцам. По некоторым данным, Носенко выдал ЦРУ порядка 400 советских агентов, в связи с чем и было решено его убить. Так же как и дезертировавшего разведчика Анатолия Голицына.

– Я и сам предполагал, если говорить честно, что и по отношению к Носенко и Голицыну поступит команда их убрать, после чего мы проведём по ним спецмероприятие. Но такая команда из центра не пришла. Хотя я докладывал о Носенко и Голицыне начальнику Управления «К» Григорию Фёдоровичу Григоренко и начальнику Управления «С» нелегальной разведки Вадиму Алексеевичу Кирпиченко. Они заявили мне, что КГБ решил лишь ограничиться только наблюдением за ними, а в их физическом устранении нет особой необходимости. И хотя Калугин утверждал обратное, но это неправда!

– Кстати, звучали версии, что уход Голицына к американцам мог быть, что называется, подставой КГБ. Это возможно?

– Нет, это совершенная чушь, учитывая, сколько ценной информации выдал Голицын. Правда, я понимаю, откуда могла взяться такая версия. Дело в том, что работа Голицына на американские спецслужбы обернулась против Центрального разведывательного управления США, результатом чего стал почти полный развал работы советского отдела ЦРУ. Но произошло это по одной причине: Голицын был настолько склонен к самолюбованию и, как говорится, любил набивать себе цену, что фантазировал, не зная меры. Рассказал в том числе, что Кеннеди убило КГБ. Даже обвинил британского премьер-министра в работе на Советский Союз! И все эти его байки американцам приходилось проверять.

– Но разве КГБ не проводило настоящих «подстав», внедряя своих двойных агентов?

– Думаю, что прямо на такой вопрос никто не ответит. Потому как о подобных операциях в спецслужбах знает всегда очень и очень узкий круг людей из руководства разведки.

– Стало быть, всё же правы те, кто называет блестящей операцией КГБ историю полковника КГБ Виталия Юрченко, который в 1988 году в Риме ушёл к американцам, а затем так же неожиданно сбежал от них в советское посольство и вернулся в СССР. Таким образом своими признаниями он смог вбросить ЦРУ дезинформацию.

– Я не могу прокомментировать эту историю. Единственное, что могу сказать, это то, что я полностью согласен с ныне покойным председателем КГБ СССР Владимиром Александровичем Крючковым, который говорил, что с дела Юрченко пока не пришло время снять гриф «совершенно секретно». А может быть, это время не придёт вообще никогда.

Второй раз, когда Шура пытается содрать с Новосельцева и Верочки деньги на его юбилей:
"Расписывайтесь и сдавайте по 50 копеек! У Баровских юбилей, 50 лет со дня рождения.
Так что получается по копейке за год, это недорого. Пожалуйста, расписывайтесь.
- Юбилеи теперь не в моде.
- Верочка, будет вам 50 лет, вам тоже соберем.
- Я не доживу. Я на вредной работе".

Следующий раз, когда та же Шура пытается себе найти помощника, дабы доставить подарок Баровских:
"Так, всем наплевать! А я сижу одна, ломаю голову, что бы такое подарить Баровских, чтобы он получил удовольствие!
Присмотрела бронзовую лошадь в комиссионке!
Людмила Прокофьевна, я вас очень прошу, отпустите завтра Новосельцева.
. а то я одна-то эту лошадь не дотащу!
"

Ну и четвертый раз, когда Людмила Прокофьевна впервые опаздывает на работу.
"Какая занятная репродукция "Джоконды".
- Да что вы, Людмила Прокофьевна. Это же не репродукция,
. это наша вычислительная машина, Баровских. запрограммировал.
- Да?
- Да! Уже месяц висит.
- Да что вы? Не замечала. Вы подумайте, ничего не замечала.
Ой, как не хочется. Боже мой, как не хочется.
Но надо идти руководить!
"


Какие выводы мы можем сделать из всего вышесказанного? Очевидные. Человек в расцвете сил, во главе важного и большого отдела, которого любят и уважают сотрудники даже не из его подразделения, но. никто не называет его по имени или имени отчеству. Даже не говорят "товарищ Баровских", а только по фамилии. Почему? Скрывает. А почему скрывает? Ну наверное потому, что его родителям пришлось поменять фамилию. Старинный дворянский род польского корня Боровских известен с 14 столетия и Дворянском гербовнике даже имеется их герб:


Родители начальника отдела местной промышленности поменяли одну буквы, дабы избежать преследования за свое происхождение. А отец, возможно и имя. Посему Баровских и не любит рассказывать о своем полном ФИО.
Человек он умный, серьезный, к тому же передовой. Перепрограммировать сложную ЭВМ, дабы сделать репродукцию всемирно известного шедевра Леонарда да Винчи - надо было обладать навыками, знаниями и умениями. Согласитесь - это было непросто. Баровских 27 года рождения, видел войну наверняка, и образование получил по другому профилю. Но программировать умеет - это хобби, он самоучка. И хобби сложное для тех времен. Умный, значит.

Наш "серый кардинал" на заднем плане

Давайте смотреть дальше. Ему 50 лет, и наравне с Петром Ивановичем Бубликовым он является главным претендентом на пост директора статистического учреждения. Но это крайне непросто, ибо его железобетонно занимает Людмила Прокофьевна Калугина, находящаяся на таком хорошем счету, что не скомпрометировать, не сдвинуть ее с места не возможно никак. А тут еще ей и энергичного зама назначают - Юрия Самхвалова. Шансы на желаемый пост, и так невеликие, тают многократно. И тогда Боровских, имея математический склад ума, решается на сложную интригу. Причем грандиозность этой интриги в том, что с математической выверенностью он решается действовать по всем фронтам, делая запас даже на случайности, которые могут происходить в повседневной жизни. И у него получилось.
Решил начать со слабого звена. Юрий Григорьевич Самохвалов только что вернулся из загранки. Вернулся шикарно упакованным - разбрасывается блоками "Мальборо", у него новая "Волга", стереофонический магнитофон "Филиппс" со встроенными колонками, а дома сыр швейцарский, маслины греческие - мобиль, наконец. Возникает вопрос - откуда? Не по уровню должностей Самохвалова доходы. Даже учитывая его работу в Швейцарии. Так как продавать Юрию Григорьевичу нечего (не то направление деятельности), и сбыть конрабандного товара он наладить не может - есть вероятность его вербовки иностранной разведкой. Однако в первый же день общения, Баровских видит в глазах Юрия Григорьевича "бес Честолюбия" и понимает, что он совсем не конкурент на пост Калугиной. Его амбиции выше и глубже. Тем более, если он завербован иностранной разведкой, то работа пусть даже на должности директора статистического учреждения - не его уровень. Поэтому нужно было только дать импульс его желанию не задерживаться на этой работе.

Баровских наверняка собирал досье и знал о юношеской связи с Ольгой Петровной Рыжовой. Поэтому несколько задушевных бесед, и механизм толчка Самохвалова из организации был запущен. Ибо или Самохвалов должен был бы банально устать из-за навязчивого внимания Рыжовой, либо наломать дров и потерять лицо и авторитет в коллективе. Безпроигрышная ставка.
Это, кстати стало понятно уже в середине фильма. Ибо первоначально Самохвалов еще интересуется фигурами 2 своих главных конкурентов - Бубликова и Баровских, то затем все чаще он уезжает в министерство - ибо это его уровень, и то что соответствует уровню его притязаний.
Свести Людмилу Прокофьевну с Анатолием Ефремовичем еще один шикарный шаг Боровских. Он не стал первотолчком (это сделал Самохвалов), но быстро составив психологические портреты своего руководителя и маловажного, но достаточно интересного рядового сотрудника, Баровских посчитал, что это единственный шанс свернуть с кресла Калугину. Находясь на встрече дома у Самохвалова, он наверняка подливал немного Новосельцеву, а также нашел нужные слова для того, чтобы дополнительно мотивировать его для его поступка. Это была тонкая и сложная игра - которая принесла успех. Правда Баровских перестраховался и в качестве союзника привлек секретаршу Верчку, манипулируя ей через ее мужа Всеволода. Кстати, Вы знали кем работал Всеволод? Я вам скажу - он программист. Все понятно? :-)

Случайностью была смерть однофамильца Бубликова в аварии. Однако кто-то подтвердил, что это именно тот самый Пётр Иванович Бубликов, а затем кто-то сообщил Шуре о смерти начальника отдела общественного питания. Думаю, не стоит говорить кто - и так понятно :-))) Как итог - Бубликов мог бы быть или опозорен расправой над не очень умной Шурой, или же приобрести комедийный образ в глазах ответственных товарищей из министерства. Второе сыграло.

П.И. Бубликов

Что в сухом остатке. Когда Калугина или она взяла фамилию супруга и стала Новосельцевой, через полгода ушла в декретный отпуск, то новым директором статистического учреждения стал именно Баровских - умный и ответственный работник, пользуйющийся любовью и уважением своих подчиненных. Петр Иванович Бубликов остался на своем посту, а Юрий Григорьевич Самохвалов перешел в министерство.
Таким образом, сложная интрига Баровских сыграла, и он заполучил ЭВМ в кабинете Калугиной (сложная и дорогущая штука - которая непонятно каким образом попала к ней. Вроде как 400 000 рублей стоила) и еще ее машину с водителем. Таким образом он смог осуществить мечту - создавать первые игровые программы и распространяь их через своего водителя, став известный и важным цеховиком.


Та самая репрдукция от ЭВМ.

Таким образом, Боровских один из самых серьезных и крутых персонажей советской киносаги, и по большому счету круче и важнее его только один персонаж. Его показали только мельком и мы знаем его по имени отчеству. Но сама Калугина прощалась с ним за руку и с ТАКИМ почтением, что говорит о том, что он имел ранг не менее теневого министра. Звали его Карлен Семёнович, но это тема для другого разговора.
Ну если Вы не поняли - то все вышесказанное, безусловно, шутка. Или не совсем. -)))
Приятного времени суток

Лирическая комедия «Служебный роман» вышла на экраны более 40 лет назад и до сих пор остается одним из самых популярных отечественных фильмов. Незатейливый сюжет, разыгранный в стенах статистического учреждения, заканчивается хеппи-эндом: мымра Калугина оборачивается красавицей и обретает личное счастье, недотепа Новосельцев перестает мямлить, а гад Самохвалов получает по заслугам. Но многие современные зрители убеждены: все не так просто, как кажется, и отношение к некоторым персонажам стоит в корне пересмотреть.

Мы в AdMe.ru решили под другим углом взглянуть на любимую киноленту и разобраться, кто же все-таки является главным антигероем фильма, а кто заслуживает более снисходительного отношения зрителей.

Самохвалов — жертва или подлец?

Долгие годы априори считалось, что Самохвалов — бесчувственный злодей, а Рыжова — несчастная жертва. Но не слишком ли поспешны эти выводы? Давайте разбираться.

Восстановим хронологию событий фильма. Привычную жизнь трудового коллектива некоего статистического учреждения нарушает появление замначальника — Юрия Григорьевича Самохвалова. Вернувшийся из Швейцарии, лощеный и элегантный, он направляется в кабинет директора и по пути, чтобы завоевать расположение сотрудников, раздает им иностранные сувениры. В разговоре с Калугиной он слышит фамилию Новосельцева и переспрашивает: «Какой это Новосельцев?» На что та отвечает: «Да никакой, вялый и безынициативный работник».

Но, несмотря на нелестную характеристику, Самохвалов искренне рад видеть студенческого приятеля: он вскакивает с места и, не стесняясь начальницы, бросается его обнимать.

Встрече с Ольгой Рыжовой Самохвалов тоже рад: он с интересом спрашивает, как у нее дела, и внимательно слушает ее рассказ о сыне и муже, которому «язву оперировал сам Покровский». Новосельцев просит у старого друга взаймы 20 рублей, и тот без колебаний одалживает их. Когда Ольга сетует на то, что Толе давно пора стать начальником отдела, Самохвалов в ту же минуту идет к Людмиле Прокофьевне и предлагает его кандидатуру. И это несмотря на то, что всего 5 минут назад она ясно дала понять, что как работник Новосельцев ее не устраивает.

Много ли вы встречали людей, которые, добившись карьерных высот (по советским меркам недосягаемых), так участливо вели себя с давними студенческими приятелями? Возможно, в этом и заключалась главная ошибка Самохвалова: если бы он не допустил панибратского отношения, а обозначил границы «начальник-подчиненные», то дальнейшей трагичной истории просто не случилось бы.

На вечеринке в квартире Самохваловых Рыжова видит, что Юра удачно женат, достаточно обеспечен, живет с шиком. Кажется, что годы ничуть его не испортили. Ее жизнь на этом фоне кажется серой и невзрачной: электрички, авоськи, монотонная работа, муж-язвенник. А ведь это она могла быть на месте жены Самохвалова: еще в юности они «ездили целоваться в Кунцево». Да и салат она готовит лучше, добавляя в него тертое яблочко.

«Характер у тебя не изменился», — говорит Самохвалов Рыжовой на попытку принизить кулинарные способности его жены. «А ты что, разве помнишь, какой у меня был характер?» — изумленно спрашивает Ольга. «Я помню все», — кратко отвечает Юрий Григорьевич. Эта ни к чему не обязывающая фраза действует на Рыжову как зеленый сигнал светофора на водителя фуры: она начинает действовать.

Уже на следующий день Оля пытается куда-нибудь пригласить Юру. Дважды: 1-й раз в начале рабочего дня, 2-й раз — после его окончания. Тот мягко отказывается: «Завтра я никак не могу: мы идем к родственникам. А послезавтра у моего приятеля день рождения». Рыжова совершенно правильно интерпретирует его слова и уточняет: «А после послезавтра по телевизору будут показывать хоккей?» «Ты же сама все понимаешь», — тактично, но довольно конкретно отвечает Самохвалов. И Оля действительно понимает, но это ее не останавливает.

Забыв о муже, поправляющем здоровье в Ессентуках, Рыжова буквально не дает прохода Самохвалову и забрасывает его интимными письмами.

Особенно интересна следующая деталь: передавая любовные письма через секретаршу, Рыжова не запечатывает конверт. Неужели за столько лет работы в организации она не могла понять, что Верочка — заядлая сплетница и передавать через нее любовные послания фактически то же самое, что просто прочитать их вслух перед всем коллективом? В конце концов, почему Оленька не отдала письма Юре лично в руки? В крайнем случае она могла подложить их под дверь кабинета. Зачем нужна была Верочка, непонятно.

Отказы Самохвалова можно назвать мягкими и чересчур вежливыми, но недвусмысленными. Когда он просит Олю прекратить и «не мучить ни его, ни себя», она с загадочным видом отвечает: «А эту тему я разовью в своем следующем письме». Очевидно, что по-хорошему эта женщина не понимает.

В последний, 4-й раз, Самохвалов уже не сдерживает себя и говорит абсолютно несвойственным ему ледяным тоном: «Ты заставишь меня входить в кабинет через окно». Оленька получает отказ за отказом, но продолжает настойчиво преследовать бывшего возлюбленного. И ведь «не шешнадцать поди ей»: она взрослая женщина, у нее есть замечательный муж и сын-подросток. Что же с ней не так? И чего она добивается?

Безусловно, отдавая Шуре письма, Самохвалов поступает некрасиво. Но давайте посмотрим на ситуацию его глазами. Он недавно вернулся из Швейцарии. К слову, попасть за границу в те годы было непросто: для этого нужно было быть «морально устойчивым» и «политически грамотным». У Самохвалова прекрасная жена, блестящая карьера. Так почему он должен пустить все это под откос из-за внезапно воспылавшей чувствами однокурсницы, с которой у него много лет назад был роман?

Самохвалов понимает, что в коллективе о нем уже шепчутся. Верочка, передавая письма, многозначительно хихикает. Слов Рыжова категорически не понимает. Как и карьера, репутация очень важна для Юрия Григорьевича, и он просто пытается спасти ее. Как может.

Передавая письма общественнице Шуре, Самохвалов деликатно говорит, что Рыжовой нужно «помочь выбраться из кризиса» и «протянуть руку помощи». Уходя, он обращается к Шуре: «Прошу вас. Никому!» Но как только дверь за ним захлопывается, та с криком: «У нас ЧП!» — мигом рассказывает все Людмиле Прокофьевне.

Говоря сегодняшним языком, Самохвалов — просто жертва харассмента. Он пытается защититься от настойчивых преследований Рыжовой, но делает это топорно, хотя и в рамках общественных правил. Именно на месткомы в то время была возложена функция отслеживания и порицания аморального поведения сотрудников.

Любовные письма Оли и без того стали достоянием общественности, но понять это и остановиться она смогла только после разговора с Шурой. «Терпение и такт», о которых говорила Людмила Прокофьевна, оказались бессильны перед напором Рыжовой. К слову, начальница и не знала о многочисленных попытках Самохвалова деликатно разрешить ситуацию.

И все-таки Юрий Григорьевич осознает, что поступил низко. Именно поэтому на следующий день он ждет Олю перед работой и просит у нее прощения. Подлец после такого инцидента, скорее всего, просто перестал бы здороваться, искренне полагая, что все сделал правильно.

В финальном разговоре Рыжова просит Самохвалова вернуть ей письма: «Вдруг жена найдет, сцену устроит». Эта фраза ясно показывает: Оля прекрасно понимала, что ее «романтические порывы» могут разрушить семью Юры. Неужели этого она так упорно добивалась? И разве она в этом случае жертва?

Если Рыжова и жертва, то уж вовсе не героя Басилашвили, а собственной глупости, несдержанности и ничем не подкрепленных иллюзий.

Кто настоящая мымра в фильме?

Если по поводу моральных принципов Самохвалова еще могут быть какие-то разночтения, то с другим персонажем картины все предельно ясно. Речь идет о секретарше Верочке.

Читайте также: