Как оплачивается кружковая работа в школе

Опубликовано: 16.05.2024

уважаемая Ольга! Она оплачивается согласно штатному расписанию на основании локальных нормативных правовых актов согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации. То есть не из чьей зарплаты ничего не забирается. А производится самостоятельная оплата в соответствии с действующим трудовым договором (статья 57 Трудового Кодекса Российской Федерации). А из каких фондов производится оплата, это уже забота работодателя. Никто из работников при этом не должен страдать и терять часть своего оклада. Надеюсь, получилось объяснить. Удачи Вам в разрешении Вашего вопроса!

Оплата внеурочной деятельности в школе осуществляется согласно ставке, формируемой на основе нормируемой преподавательской и иной педагогической работы, не подлежащей нормированию. Перечень должностей, для которых регулятор устанавливает учебную нагрузку (нормируемую часть трудового времени), представлен в пп. 2.8.1 и 2.8.2 приложения 1 к приказу от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени педработников». Учителям устанавливается норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы (подп. 2.8.1 приложения 1 к Приказу № 1601), которая используется для расчета заработной платы за фактический объем учебной нагрузки.

Оплачивается он из оклада учителя.

Оплата внеурочной деятельности в школе, включенной в план обязательной образовательной работы, оплачивается так же, как и за уроки — согласно ставке заработной платы с учетом объема установленной учебной нагрузки. При этом максимальная продолжительность трудовой активности педагогического работника, получающего одну ставку заработной платы, не может превышать 36 часов в неделю, что закреплено в ч. 1 ст. 333 ТК РФ.

--- Здравствуйте уважаемый посетитель сайта! Оплата производится на основании локальных (внутренних) документов учебного заведения (школы). Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г.№ 536, согласно которым рабочее время учителя зависит от объёма фактической учебной нагрузки В Методических рекомендациях оплату труда учителей рекомендуется осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216 н, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Речи быть не может, что из оклада. Не из оклада учителя и не оклада педагога. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, [u]системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.04.2014 N 55-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в соответствии со ст. 135 ТК РФ.

По этому, Ольга, в данном вопросе, трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, позаботилась, что бы оплата внеурочной деятельности в школе, была не за счет окладов педагогов. Ваши права защищены.

В доме культуры организованы кружки для детей (танцевальный, шашки, пение) на платной основе. Подпадают ли данные отношения под законодательство об образовании? Какими нормативно-правовыми актами регулируются данные отношения?

Ответ

В соответствии с ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей согласно ч. 2 ст. 75 Закона N 273-ФЗ.

В силу ч. 4 рассматриваемой статьи содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Особенности реализации образовательных программ в области искусств и физической культуры и спорта регулируются ст. ст. 83 и 84 Закона N 273-ФЗ.

Положения ч. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ предусматривают, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных рассматриваемой статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о представлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в электронной форме. На основании п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ образовательная деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

В соответствии с ч. 4 ст. 91 Закона N 273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

Необходимо учитывать, что за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривается административная ответственность.

Таким образом, организация в доме культуры детских кружков в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является дополнительный образованием. Также данный вид деятельности регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которого образовательная деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Помимо этого осуществление платных услуг регулируется нормами Гражданского Кодекса РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" т.к. для решения вопросов местного значения муниципальные органы власти (органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов) вправе устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. В целях реализации этой нормы законодательства на территории каждого муниципального образования действуют свои нормативные акты, определяющие правила оказания платных услуг муниципальными учреждениями культуры населению и прейскурант цен на них.

Подборка документов:

Статья: Правила оказания платных услуг муниципальными учреждениями культуры (Сильвестрова Т.) ("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 11)

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, ноябрь 2015 г.

Каждый родитель школьника знает, что при большом желании можно найти бесплатные кружки и секции на базе школ, домов культуры и общественных объединений. Но многие предпочитают платные занятия, считая, что в них качество образования выше. Минпросвещения запустило государственную программу «Успех каждого ребёнка», которая позволит оплачивать бюджетными деньгами даже занятия в частных организациях дополнительного образования. Звучит заманчиво, но давайте вчитаемся в условия программы и выясним, что на самом деле происходит.

Что такое персонифицированное дополнительное образование и зачем получать сертификат?

Персонифицированное дополнительное образование (ПФДО) — новая модель финансирования, которая введена для реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».

А за образование ребёнка пусть заплатит государство. Фото: fb.ru

В рамках программы каждый родитель ребёнка 5−18 лет имеет право получить именной сертификат. Он даст право на зачисление ребёнка в кружки и секции любой организации, в том числе частной, и оплачивать обучение за счёт средств местного бюджета.

На сайте программы мы читаем такое определение сертификата на дополнительное образование:

Напрашивается вывод, что государство оплачивает любой кружок любого ребёнка. Главное — чтобы организация была «проверенная». Но не торопимся с умозаключениями, потому что есть и другие ограничения, о которых мы расскажем ниже.

Не запутайтесь в статусах сертификата

На одного ребёнка полагается один сертификат, на который ежегодно будут зачисляться средства, идущие на оплату обучения.

Напоминает сертификат на материнский капитал. Семья не видит «живых» денег, потому что средства из бюджета идут напрямую в образовательную организацию. За каждым ребёнком закрепляется номер сертификата (номер реестровой записи). Его нельзя передать другому человеку, даже если это член семьи, нельзя снять деньги или перенести их на следующий год. Цель средств на сертификате одна — оплата кружков и секций.

Сертификатом можно оплатить только занятия в «проверенных» организациях, то есть тех, что включены в систему ПФДО. На практике это все муниципальные объединения, где и раньше были бесплатные программы дополнительного образования. Предполагается, что со временем подключатся и частники, но пока их очень мало, а в некоторых регионах вообще нет.

Робототехника — дорогое увлечение. Фото: yaroslavl-todai.ru

  1. Предпрофессиональные — музыкальные, художественные школы. В перспективе будут подключены спортивные.
  2. Значимые программы — программы на базе муниципальных организаций, которые финансируются за счёт бюджетных средств по муниципальному заказу. К ним относятся образцовые творческие коллективы, программы патриотического воспитания.
  3. Иные образовательные программы — те, по которым дети уже обучались и переводятся на 2, 3 год обучения.
  4. Сертифицированные программы — программы частных организаций и платные программы муниципальных организаций.

У одного сертификата есть два статуса: «сертификат учёта» и «сертификат персонифицированного финансирования». Владелец может активировать один из двух статусов.

Бесплатное осталось бесплатным

Обращаем внимание, что раньше количество посещаемых кружков никто не ограничивал. По сертификату можно посещать строго ограниченное количество занятий (количество устанавливает муниципалитет). Департамент образования настаивает на том, что понятие «бесплатные кружки» в данном случае можно применять лишь условно, потому что оплата идёт за счёт местного бюджета.

Получается, что для родителей и детей ничего не изменилось. Если ребёнок ходил на кружок моделирования из бумаги на базе муниципальной организации, то так и будет ходить. Как не было за него платы, так и не будет. Деньги на клей, ножницы и бумагу, скорее всего, родители продолжат собирать своими силами.

Но раньше количество кружков было неограниченным, их никто не считал, кроме родителей. Сейчас же установлен лимит.

Платные кружки за счёт госсредств

Что касается платных программ. Их количество неограничено, но сумма на оплату кружков за счёт бюджета строго лимитирована. Сумма устанавливается муниципалитетом. Например, в Кирове на учебный год выделяется 9 300 рублей. В Коми — 15 000 рублей. В Нижнем Новгороде — 2 000 рублей.

Как видим, этой суммы не хватит, чтобы оплатить всю программу. Остальное должны доплачивать родители.

Как получить сертификат?

Сертификат выдаётся по прописке. Например, ребёнок ходит в школу в г. Киров, но прописан в районе. Он получит сертификат в своём районе, соответственно, и доступ к кружкам будет только в районе, а не в самом городе.

Это обстоятельство тоже вызвало недовольство родителей, поскольку до введения сертификатов при устройстве ребёнка в кружок прописку не спрашивали.

Чтобы получить сертификат, надо пройти регистрацию на сайте программы. Все необходимые документы будут высланы на электронную почту. Их необходимо заполнить и принести в организацию, которая занимается ведением реестра. Так сертификат станет активированным. Записываться на кружки и следить за расходованием средств можно в личном кабинете программы.

Мнения родителей относительно программы разошлись. Одним введение сертификатов показалось лишней бюрократией, потому что количество бесплатных кружков лимитировано, сумма на платные занятия маленькая, многие организации оплату через сертификаты не принимают, а ребёнок без прописки вообще не сможет попасть на кружки.

Другие, наоборот, оценили новую систему, потому что заключение договора и запись на занятия проходят онлайн — не надо лишний раз ходить по организациям.

Сейчас ПФДО проходит в качестве эксперимента в ограниченном количестве регионов.

Не надо забывать, что дополнительное образование ребёнка можно оплачивать средствами материнского капитала. Об особенностях использования сертификата и ограничениях мы рассказывали в статье «Маткапитал на образование».


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”

Во исполнение пункта 21 плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р, Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи совместно с Департаментом государственной политики в сфере общего образования направляет для руководства и использования в работе методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях.

Приложение: на 8 л. в 1 экз.

Директор Департамента А.Э. Страдзе

Методические рекомендации
по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ

Настоящие методические рекомендации определяют цели, содержание и алгоритм действий по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях.

Организация внеурочной деятельности

Содержание общего образования, а также его цели, задачи и планируемые результаты определяются основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее - ФГОС общего образования) и с учётом примерной основной образовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).

Приказами Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897, от 17 мая 2012 г. № 413 утверждены ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с требованиями части 9 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, внесены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).

Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, в редакции Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72, далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).

ФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:

до 1350 часов на уровне начального общего образования;

до 1750 часов на уровне основного общего образования;

до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объём часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объём часов как в учебное, так и в каникулярное время.

В соответствии с положениями Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» направления финансирования образовательной деятельности (включая внеурочную деятельность) и объём средств определяются государственным заданием учредителя образовательной организации.

Внеурочная деятельность является обязательной.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы её организации школа определяет самостоятельно, с учётом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающегося при учете его мнения до завершения получения ребенком основного общего образования.

План внеурочной деятельности как и учебный план является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т.д.).

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

Реализация дополнительных общеобразовательных программ

В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В отличии от внеурочной деятельности участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным.

В части регламентации предоставления услуг организации дополнительного образования детей руководствуются санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41, далее - СанПиН 2.4.4.3172-14).

Основные цели и задачи дополнительного образования детей определены в Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Механизмом реализации Концепции является план мероприятий на 2015 - 2020 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2015 г. № 729-р.

Целью Плана является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования, развитие инновационного потенциала государства.

Организация образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов и осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 и является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий.

Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в том числе в форме договора о предоставлении образовательных услуг (приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»). В договоре устанавливаются права и обязанности образовательной организации, лица, производящего оплату по договору, и обучающегося, а также стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты и ответственность сторон.

Ответы на вопросы граждан по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

1. Установлено ли обязательное количество часов внеурочной деятельности в неделю для обучающихся начальных классов?

На федеральном уровне установлен объём внеурочной деятельности для обучающихся начального общего образования - до 1350 часов за четыре года обучения (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

Общеобразовательная организация самостоятельно определяет количество часов внеурочной деятельности в неделю с учетом запросов обучающихся, возможностей образовательной организации и объёма субвенции, выделенной для реализации основной образовательной программы.

Обучающийся вправе выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.

2. Если ребенок занимается в организации дополнительного образования, может ли он не посещать занятия внеурочной деятельности в школе?

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Например, если ребёнок занимается в школе олимпийского резерва, то занятия, посещаемые им в данной организации, могут быть засчитаны как часы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в общеобразовательной организации.

3. Что делать родителям (законным представителям), если администрация общеобразовательной организации требует посещать занятия внеурочной деятельности, несмотря на то, что ребёнок занимается в организации дополнительного образования?

В случаях нарушения общеобразовательной организацией прав и интересов ребенка в части посещения занятий внеурочной деятельности родители (законные представители) вправе обратиться к учредителю данной организации, в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования.

Напоминаем, что в образовательной организации локальным актом устанавливается порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Каким образом родители (законные представители) могут повлиять на формирование плана внеурочной деятельности (выбор направлений деятельности, количество часов и др.)?

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право, в том числе:

выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

Обзор документа

Подготовлены Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Общее количество часов внеурочной деятельности составляет до 1350 ч. на уровне начального общего образования; до 1 750 ч на уровне основного общего образования; до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Формы такой деятельности школа определяет самостоятельно.

В отличие от внеурочной деятельности участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным. Цель - адаптация к жизни в обществе, профессиональная ориентация, выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.

В России школы и детские сады бесплатные, но это не значит, что они не могут предоставлять платных услуг. Могут, только это никак не относиться к “обязательным факультативам”, школьной форме, подаркам, ремонту и субботникам. Разбираемся, что такое платные образовательные услуги, как их оказывать и не нарушить закон.

Что считается платной образовательной услугой?

Если говорить очень просто, то это дополнительное образование, за которое физические или юридические лица платят деньги школе.

Если за образовательную услугу платят из бюджета, то ее нельзя делать платной. То есть государственная школа не может за деньги обучать детей по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Частные школы могут, а государственные — нет.

У родителей есть право не платить за то, что должно быть бесплатным. Это важно понимать!

Дополнительные занятия могут быть любыми: занятия в бассейне, театральный кружок, клуб скейтеров-краеведов. Главное, чтобы у школы была лицензия на эту образовательную деятельность. Также важно, чтобы у ребенка была возможность посещать бесплатные дополнительные занятия, если это предусмотрено стандартом.

Родители не обязаны отдавать ребенка на платные дополнительные занятия. На такие занятия можно не ходить, школа не может к этому принуждать и тем более как-то шантажировать родителей этим. Если ученику положены 10 уроков литературы в неделю, нельзя 9 делать бесплатными, а 10 урок считать платным кружком для особых любителей.

Какие есть требования к оказанию платных услуг?

Наличие документов. Чтобы оказывать платные услуги, нужно зафиксировать это в локальных актах. Как минимум внести главу о платных услугах в устав, создать отдельное положение о платных услугах, создать договоры и акты для педагогов и родителей. Также для платных услуг понадобятся отдельный учебный план и программы. Все документы должны быть выложены на сайте школы.

Чтобы оказывать платные услуги, школе понадобятся лицензии. Но часто у школы подобные лицензии — на общеразвивающие и предпрофессиональные программы — уже есть.

Ресурсы. Для платных услуг школа может привлекать штатных педагогов или нанимать совместителей. С каждым нужно заключать дополнительный трудовой договор. Также в школе должно быть оборудование для проведения платных услуг, кабинеты и другие помещения должны соответствовать СанПиН.

Стоимость. Цена на услуги не должна быть выше рыночной. Чаще всего школам приходится обосновывать стоимость занятий и согласовывать ее с органами управления образованием. В обосновании нужно указать все затраты на оказание платных услуг: зарплата педагогам, администрации, бухгалтерии, покупка и обслуживание оборудования, покупка методических материалов и пособий для учеников.

Школа не имеет права повышать цену на услугу до окончания договора. В редких случаях возможна индексация, но ее тоже нужно согласовывать с городским департаментом образования.

Какие услуги в школе могут быть платными?

Каждая школа имеет право сформировать полный перечень платных услуг, однако список должен находиться в свободном доступе, а вся информация по дополнительным дисциплинам должна быть прозрачной. К платным услугам относятся:

Преподавание по дополнительным образовательным дисциплинам. Оплачивается отдельно, но только если курс не предусмотрен в стандартной школьной программе.

Занятия с учениками по углубленному изучению дисциплин. Обычно речь об индивидуальных уроках — с одним или с двумя учащимися одновременно. Часто так готовят к олимпиадам или к исследовательским работам.

В школах могут предоставляться услуги по преподаванию дисциплин для специального развития детей. К примеру, родители могут оплачивать дополнительные уроки рисования или музыки.

Предоставляются прочие услуги, которые не входят в перечень стандартов, установленных государством.

Как заключать договор и получать оплату?

Договор об оказании платных услуг заключается между школой и родителями ученика. Нельзя передавать договор ученику, чтобы он вернул его с подписью родителей. Родители должны ознакомиться с документов в присутствии учителя или представителя администрации и задать необходимые вопросы. Нужно оговорить сроки оплаты и условия расторжения — эти вопросы чаще всего возникают у родителей.

Старайтесь договариваться с родителями о безналичном расчете. Если нужен расчет наличными, он возможен только через бухгалтерию. Передавать деньги через учителя запрещено.

Какую ответственность за нарушения договора несут школа и родители?

У родителя могут быть претензии к школе в трех случаях:

Занятий проведено меньше, чем планировалось, или не по тем темам.

Нарушены сроки договора: должны были начать занятия в сентябре, а начали в декабре.

У школы нет лицензии на оказание образовательных услуг или документы заполнены неправильно.

Если родители не довольны качеством услуг, они могут обратиться в суд или провести досудебные переговоры. Например, школа может компенсировать ущерб — вернуть деньги, провести недостающие занятия бесплатно.

У школы могут быть претензии к родителям ученика, если они несвоевременно оплачивают услуги. Чаще всего школа не подает в суд на родителей, а просто расторгает договор. Но эта возможность обязательно должна быть прописана в договоре. Если родители-неплательщики решают повторно заключить договор, школа может им в этом отказать.

Читайте также: