Как организовать работу курьера

Опубликовано: 17.09.2024

Мы нанимаем в компанию курьеров и водителей, чтобы они доставляли товары клиентам. Мы выдаем им форменную одежду, но рабочего места в офисе у них нет. График плавающий, согласовываем его на каждую неделю или каждый день. Оплата зависит от количества заказов. Мы не против, чтобы курьер выполнял работу у нас, а потом подрабатывал где-то еще.

Курьеры ездят с кассой на автомобилях компании и отвечают за оборудование, автомобиль, деньги от клиента.

Курьеров и водителей много, они часто меняются. Оформлять их в штат по трудовому договору — морока для бухгалтеров. Но я читал, что договор услуг с ИП часто переквалифицируют в трудовой договор с большими штрафами. Как быть?

Отвечаем: подойдет гражданско-правовой договор с полной ответственностью

Договор услуг, опасный штрафами в «Деле»

Налоговая не запрещает заключать договоры услуг с ИП. Можно нанять бухгалтера на аутсорсе, чтобы он сделал годовой отчет, или водителя, чтобы он отвез партию металла клиенту.

Пять дел о схемах с ИП в «Деле»

Налоговая обращает внимание, если компания заключает договоры с ИП, чтобы замаскировать трудовые отношения с сотрудниками и платить меньше налогов. Например, бухгалтер на самом деле работает в офисе, но получает зарплату как ИП, а компания не доплачивает налоги.

Нет четкого переченя критериев, при которых налоговая переквалифицирует договор услуг с ИП в трудовой договор. Но мы изучили несколько судебных решений. Компаниям удавалось выиграть в таких случаях:

  • ИП, с которыми были догвооры, работали не только с этой компанией, но и с другими заказчиками;
  • в офисе для них не выделяли рабочих мест;
  • они не придерживались трудового распорядка. Например, не сидели в офисе с 9 до 18 и не ходили на обед с 13 до 14;
  • о них не было упоминаний в штатном расписании;
  • в договорах с ИП не была прописана материальная ответственность.

Мы рассматривали дело, которое похоже на ваш случай:

Филиал ОАО «Оборонэнерго» заключил с ИП договоры услуг на перевозку. Предприниматели постоянно работали с компанией, начинали работу в десять утра у производственной базы заказчика, отдыхали в выходные и праздники. Организация вела учет рабочего времени водителей.

Фонд социального страхования посчитал, что компания маскирует трудовые отношения с сотрудниками, доначислил 92,2 тысячи рублей страховых взносов за два года и оштрафовал компанию на 21 тысячу рублей.

Компания оспорила решение, и суд встал на ее сторону. Вот, что помогло «Оборонэнерго»:

  • исполнители использовали для перевозок свои автомобили;
  • договор не обязывал предпринимателей соблюдать режим работы. Начало рабочего дня в десять утра судьи расценили как условие договора услуг;
  • у водителей не было дисциплинарной ответственности за нарушения;
  • им не оплачивали больничные, выходные и праздники;
  • в штатном расписании не было упоминания должностей водителей.

«Оборонэнерго» выиграл суд.

Получается, если приходит водитель и курьер с ИП и работает с другими заказчиками, можно заключать с ними договор услуг. Но в договоре нельзя прописывать распорядок дня и материальную ответственность.

Не у всех курьеров и водителей есть свои ИП. И обязывать их открывать ИП для работы с компанией рискованно. Нельзя сказать: «Если хотите с нами работать, открывайте ИП». В будущем налоговая может устроить допрос предпринимателей и выяснить, что их вынудили открыть ИП. В этом случае договор скорее всего переквалифицируют в трудовой, а компании назначат штрафы.

Материальная ответственность и убытки

Материальная ответственность сотрудников
в «Деле»

В вашем случае есть сложный момент с материальной ответственностью водителей и курьеров. Они пользуются автомобилями, оборудованием компании, берут у клиентов деньги, поэтому должны за них отвечать. А то вдруг курьер возьмет деньги от клиента и перестанет выходить на работу.

Чтобы прописать материальную ответственность, нужно оформить сотрудника в штат и заключить с ним трудовой договор. Сразу договоримся, что другие договоры, которые не относятся к трудовым, мы будем называть гражданско-правовыми. К ним относятся и договоры услуг.

В договоре услуг нельзя прописать материальную ответственность. Материальная ответственность — это термин из Трудового кодекса. Для гражданско-правовых договоров есть термин «возмещение убытков»:

Ограничение ответственности в договоре в «Деле»


Убыток — это реальный ущерб и упущенная выгода:

курьер сломал кассу, она стоила 18 000 рублей — реальный ущерб;

курьер сломал кассу, и из-за этого компания не продала платья на 100 000 рублей — упущенная выгода.

По статье 714 Гражданского кодекса исполнитель отвечает за имущество, которое заказчик передает ему для выполнения услуги, например за кассу или автомобиль. Если курьер испортит кассу, он должен возместить полный ущерб: стоимость кассы и упущенную выгоду. Конечно, если случился ураган, вырвал кассу из рук и разбил ее об стену, курьер не виноват. Это называется «обстоятельствами непреодолимой силы».

В другой статье Гражданского кодекса есть оговорка, она может запутать. Она звучит примерно так: если исполнитель пользуется оборудованием или материалами заказчика для выполнения работ по договору, за поломки и повреждения отвечает заказчик. А за саму работу — исполнитель.

Точная формулировка из закона:


На примере это так:

курьер пришел с кассой к клиенту, и касса перестала выбивать чеки — курьер не виноват, кассу должна ремонтировать компания;

курьер отвез товары клиенту, пробил чек, шел по улице, уронил кассу, и она разбилась — курьер возмещает убытки.

В законе есть важная фраза «если иное не предусмотрено договором подряда». Это значит, что в договоре можно прописать ответственность за потерю или повреждение имущества. Обычно это пишут в разделе «Ответственность сторон», но можно в любом месте договора. Формулировка такая:

«Исполнитель несет ответственность за утрату или повреждение имущества, которое заказчик передал ему для оказания услуг по договору. Исключение — если исполнитель докажет, что утрата или повреждение были из-за обстоятельств непреодолимой силы.

В случае утраты или повреждения имущества исполнитель должен по требованию заказчика возместить убытки в полном объеме. Срок возмещения — по согласованию сторон».

С этой формулировкой курьер будет отвечать за кассу, а водитель — за автомобиль. Исключение — стихийные бедствия. Но обычно извержения вулкана и сильные ураганы у нас не случаются.

Совет такой: заключайте с курьерами и водителями гражданско-правовые договоры. По ним можно получить полное возмещение убытков и упущенной выгоды. По трудовому договору полную материальную ответственность можно прописать для ограниченного перечня сотрудников, например для кассиров. Сотрудник будет возмещать только реальный ущерб, например стоимость кассы. А упущенную выгоду — нет.

Если курьер принимает деньги от клиентов, в договоре лучше дополнительно указать, что деньги принадлежат заказчику. Формулировка такая:

«Исполнитель несет ответственность за полную или частичную утрату денег, которые получил при расчетах с клиентами во время оказания услуг. В случае их полной или частичной утраты исполнитель обязуется по требованию заказчика возместить убытки в полном объеме. Срок возмещения — по согласованию сторон».

Если курьер возьмет деньги себе, возможна даже уголовная ответственность. Но это тема другой статьи.

Оценить профриски и снизить травматизм среди курьеров помогут образцы карты идентификации опасностей и примеры корректирующих мероприятий. Из статьи узнаете, какие требования выполнить и как обучить курьера, чтобы допустить его к работе. Для удобства воспользуйтесь образцами локальных документов для обучения охране труда.

Кого принять на должность курьера

Обратите внимание
Курьерам моложе 18 лет запрещено работать ночью, а также в выходные и праздничные дни (ст. 268 ТК)

Возрастных ограничений на трудоустройство курьером нет. Поэтому можно принять на работу сотрудника моложе 18 лет, но с учетом ряда условий. Так, чтобы трудоустроить несовершеннолетнего, по результатам спецоценки на его рабочем месте должны быть оптимальные или допустимые условия труда. Убедитесь, что в должностные обязанности юного сотрудника не входит перемещение грузов, вес которых превышает предельные нормы. Запрещено несовершеннолетнего привлекать к работе, которая может причинить вред здоровью и нравственному развитию. Например, курьер в кабаре, ночном клубе или на доставке спиртных напитков и табачных изделий, а также журналов с эротическим содержанием должен быть только совершеннолетним (ст. 265 ТК).

Требования к образованию — начальное профессиональное или среднее общее и специальная подготовка, которую можно пройти в учреждениях профобразования (п. 50 Перечня профессий, утв. приказом Минобрнауки от 02.07.2013 № 513). Стаж работы не требуется.

Работать курьером могут и мужчины, и женщины. От пола сотрудника зависит только величина допустимой нагрузки. Учтите, что женщин нельзя допускать к любой работе с подъемом и перемещением тяжестей вручную, если их вес больше нормы (ст. 253 ТК).

Прежде чем принять кандидата, вместе со специалистом по подбору персонала пропишите требования к квалификации в должностной инструкции и в инструкции по охране труда. Ориентируйтесь на профстандарт «Специалист по логистике на транспорте» (утв. приказом Минтруда от 08.09.2014 № 616н). Этот документ разработан для курьеров, которые перевозят товары на машинах. Его можно использовать как пример.

Обязательные предварительные и периодические медосмотры курьеры проходят, если на сотрудников воздействуют вредные или опасные производственные факторы или они выполняют определенный вид работ (приложения 1, 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н, далее — Приказ № 302н). Чтобы в направлении правильно указать пункты из приложения 1, изучите результаты спецоценки и производственного контроля. По шести физическим факторам — шум, световая среда, пониженная и повышенная температура воздуха, физические и сенсорные нагрузки, медосмотр проводят, только если условия труда отнесли к классу 3.1 и выше (приложение 1 к Приказу № 302н). Курьера, который лично развозит товары на служебном транспорте, обязательно направьте на медобследование раз в два года по виду работ (п. 27 приложения 2 к Приказу № 302н). Также он обязательно проходит предсменные медосмотры (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Если курьером устраивается несовершеннолетний, направьте его на предварительный медосмотр. До наступления 18-летия сотрудник должен проходить периодическое медобследование один раз в год. Если должность работника входит в список контингента, он должен проходить медосмотр один раз в год, пока ему не исполнится 21 год (п. 17 приложения 3 Приказа № 302н).

Как часто обучать курьера охране труда

Обратите внимание
Во время вводного инструктажа расскажите курьеру о положенных ему СИЗ: норме выдачи, правилах применения и ухода

После приема на работу специалист по охране труда проводит курьеру вводный инструктаж. На нем рассказывают об условиях труда на его рабочем месте. Объясните, какие гарантии и компенсации полагаются работнику по Трудовому кодексу и коллективному договору (при наличии).

До начала самостоятельной работы курьер проходит первичный инструктаж на рабочем месте. Его проводит непосредственный руководитель по утвержденной программе, а результаты оформляет в журнале. Если сотрудник управляет автомобилем, инструктаж проводят раз в 3 месяца и в программу дополнительно включают инструкцию по охране труда для водителя.

После первичного инструктажа курьера направляют на стажировку, которую проведет опытный наставник. Если на рабочем месте курьера установили класс условий труда ниже третьего, стажировка по закону не обязательна, но и не запрещена. Ее продолжительность от 2 до 14 смен в зависимости от опыта сотрудника. При этом если работник управляет транспортным средством, стажировка проводится в обязательном порядке в качестве водителя вне зависимости от класса условий труда (п. 13 приказа Минтранса от 11.03.2016 № 59).

Курьер проходит проверку знаний требований охраны труда в комиссии работодателя не позже месяца со дня трудоустройства. Итоги оформляют в протоколе и выдают удостоверение. Периодичность проверки знаний у курьеров работодатель определяет самостоятельно. Но если сотрудники выполняют работы повышенной опасности, например управляют автомобилем, проверку знаний проводите ежегодно (п. 10 Правил, утв. приказом Минтруда от 06.02.2018 № 59н).

Перед тем как допустить курьера к самостоятельной работе, его обучают оказанию первой помощи. При проверке знаний курьер должен показать комиссии знания по применению аптечки и методы спасения при травмах и неотложных состояниях. Периодичность обучения — один раз в год (п. 2.2.4 Порядка обучения, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29).

Для обучения курьера их руководители разрабатывают инструкции по охране труда, программы проведения инструктажей, обучения и экзаменационные билеты для проверки знаний. Окажите методическую помощь при их разработке, используйте образцы.

Какие СИЗ выдать курьеру

Важно
Если работодатель уменьшит нормы выдачи СИЗ, которые устанавливает закон, его оштрафуют по статье 5.27.1 КоАП

Профессии курьера нет в отраслевых и межотраслевых типовых нормах по виду деятельности. Однако его работа связана с загрязнениями и должностные обязанности совпадают с функционалом экспедитора по перевозке грузов. Поэтому проконтролируйте, чтобы работнику выдали СИЗ в соответствии с пунктом 187 Типовых норм для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики (утв. приказом Минтруда от 09.12.2014 № 997н, далее — сквозные типовые нормы).

Если курьер доставляет товар на служебном транспорте, выдайте ему дополнительные СИЗ — резиновые перчатки и перчатки с точечным покрытием в соответствии с пунктом 11 сквозных типовых норм с отметкой в личной карточке (п. 17 Правил, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н).

Как безопасно организовать труд курьера

Если курьер выполняет доставку товаров в холодное или жаркое время года на открытом воздухе, установите перерывы в работе для обогрева и отдыха в прохладном месте. Они входят в рабочее время и их оплачивает работодатель. Закрепите порядок предоставления таких перерывов в локальном акте организации, например, в приказе или правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 109 ТК).

Перед началом работы непосредственный руководитель должен проинструктировать курьера-водителя об особенностях маршрута (п. 256 Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтруда от 06.02.2018 № 59н). Если пешие курьеры и курьеры-водители должны следовать по одним и тем же маршрутам, утвердите их у руководителя организации. Конкретные схемы передвижения, вывешенные на видном месте, помогут снизить травматизм и аварийность в организации. Также такие требования могут быть установлены в отраслевых правилах (п. 1313 Правил по охране труда в сельском хозяйстве, утв. приказом Минтруда от 25.02.2016 № 76н).

Пешие курьеры должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам, а также по обочинам. Если их нет, работник может идти по велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части, на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю. Переходить дорогу курьер должен по подземному или наземному пешеходному переходу. Если их нет — по линии тротуаров или обочин на перекрестках (п. 4.3 Правил дорожного движения, утв. постановлением от 23.10.1993 № 1090, далее — Правила № 1090).

Чтобы обеспечить видимость курьера водителями транспорта в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, выдайте сотруднику предметы или форму со световозвращающими элементами. Например, куртки, рюкзаки, сумки или браслеты (п. 4.1 Правил № 1090).

Как оценить профриски курьера

Оценить профриски можно собственными силами или с помощью сторонней компании. Законом не установлены нормы, которые обязывают работодателя применять какой-то определенный метод. Подберите подходящий для вас в зависимости от сложности производственных операций и характера деятельности (п. 37 Типового положения о системе управления охраной труда, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н). Например, воспользуйтесь одним из методов, которые описаны в ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011. Чтобы управлять рисками, выполните три задачи: выявите опасности на рабочем месте курьера, оцените уровни профрисков и разработайте корректирующие мероприятия.

Чтобы идентифицировать опасности на рабочем месте курьера, определите все источники ситуаций или действий, которые могут привести к травме — факторы риска. Например, оборудование, инструменты и пр. Установите опасности в каждой рабочей зоне, например: интернет-магазин, общественный транспорт, служебный автомобиль, зона доставки. Смотрите пример карты идентификации опасностей на рабочем месте курьера.

Оцените уровни опасностей с помощью метода, который был установлен для вашей организации в Положении о СУОТ. На основании результатов определите корректирующие мероприятия, которые уменьшат уровень риска или ликвидируют его. Например, если при идентификации риска была установлена возможность получить травму от агрессивного животного или клиента, продумайте, как защитить работника от них.

К урьер – профессия на все времена. Всегда существовали люди, доставляющие не только обычную почту, но и сверхсрочные и ценные, секретные депеши. И сейчас, несмотря на технические возможности компьютеров, распространение Интернета и внедрение электронного документооборота, во многих организациях без курьеров не обойтись!

Перед любой организацией (маленькой или большой) периодически встает вопрос о доставке и получении корреспонденции. Это могут быть документы сторонних организаций или структурных подразделений вашей компании, расположенных удаленно друг от друга. От того, на сколько грамотно будет организована работа курьерской службы, зависит скорость работы самой компании.

Оцениваем потребности

Для начала нужно оценить, о каком количестве доставляемых курьерами документов, «передачек» идет речь в расчете на 1 день (в среднем). Во-вторых, как часто необходимо передавать документы. И, в-третьих, оценить состав и удаленность адресов доставки.

Если организация имеет небольшой документооборот, то работу по доставке и получению корреспонденции может осуществлять либо 1 курьер, либо водитель, совмещающий должностные обязанности курьера.

Если организация имеет большой документооборот, то в компании создается курьерская служба, которая обычно входит в состав службы ДОУ (у нас это канцелярия в головном офисе). Хотя порой курьеров относят и к административно-хозяйственному подразделению.

Создание курьерской службы начинается с проработки вопросов получения и отправления документов. Вот распространенные потребности, которые вам нужно осознать:

  • получение документов:
    • документы поступают на юридический и почтовый адрес организации в отделения Почты России, откуда их нужно забирать. Если у вас группа компаний, то таких адресов будет более двух;
    • документы необходимо получать в сторонних организациях;
    • отправление документов через Почту России;
    • отправление и доставка документов собственными силами в сторонние организации напрямую адресатам (наиболее ценных и срочных документов);

    И только проработав все вопросы, можно увидеть картину, которая позволит вам определить численность курьерской службы, грамотно распределить должностные обязанности и сроки выполнения.

    Организация работы своих пеших курьеров и водителей

    Организацию работы курьеров в соответствующей службе можно разделить на 3 направления – получение и доставка корреспонденции:

    • между своими структурными подразделениями, расположенными на удалении;
    • в сторонние организации;
    • в отделения Почты России.

    Курьерская доставка документов между удаленными подразделениями

    Для обмена документами между удаленными структурными подразделениями обычно достаточно 1 пешего курьера (при числе удаленных офисов не более 3-х), а в случае необходимости перевозки тяжелых грузов из офиса в офис периодически привлекают водителя-курьера или водителя руководителя подразделения. Пеший курьер хорош тем, что оперативно, пользуясь городским транспортом, доставит корреспонденцию, в т.ч. и срочную. Водитель-курьер хорош в случае транспортировки тяжелых или особо ценных грузов.

    Первое, с чего необходимо начать, это с разработки Графика работы курьера. Он отражает время приезда и отъезда курьера из офисов, время и место ожидания. График разъездов должен быть проверен на практике и выложен для информации сотрудникам компании. Наличие графика (Пример 1) позволит сотрудникам планировать передачу своих документов в другие офисы, а также понимать, в какое время они «приедут» к получателю.

    Практика показала, что при режиме работы организации с 9:00 предпочтительно, если курьер будет начинать свою работу попозже, например, с 10:00. Тогда у сотрудников будет шанс успеть «донести» документы утром.


    При необходимости срочной доставки документов маршрут курьера корректируется.

    При разработке графика работы водителя-курьера важно учитывать пробки на дорогах (особенно в крупных городах и с расположением офисов в центре и разных частях города).

    Часто бывает так, что, даже зная о графике передвижения курьера, коллеги в последний момент просят задержать его до готовности какой-то важной «бумаги». Можно пойти навстречу, но контролируйте, чтобы это не вошло у них в привычку. Такие задержки сдвигают график доставки остальной корреспонденции, сроки которой могут быть не менее важны, и другие сотрудники, получив документы с опозданием, будут недовольны.

    Второй документ, который вам поможет, называется Журнал курьерской работы (показан в Примере 2). Не важно, как вы его назовете, главное, чтобы он был в каждом вашем офисе и курьер вписывал в него время своего приезда и отъезда.

    Журнал должен быть на контроле у сотрудника, принимающего документы от курьера. Как правило, это работник канцелярии, секретарь или помощник руководителя (в каждом офисе такой человек должен быть назначен, к нему будет приезжать курьер, к нему же будут обращаться сотрудники офиса для отправки своих документов; такой человек в головном офисе может выполнять еще и функцию куратора всех курьеров – он будет их руководителем). С помощью журнала вы сможете увидеть затраченное время на поездки из офиса в офис и понять, насколько ваш курьер загружен, не использует ли он рабочее время по своему усмотрению.

    Проверяйте журналы поездок курьера не только для контроля его работы, но и для более эффективного планирования маршрута. Например, если по графику ему отводится час, чтобы доехать до следующего офиса, а по факту он тратит на поездку полчаса, то необходимо скорректировать график разъездов для дополнительной нагрузки работника.


    Следующий этап – это разработка Реестра передачи документов между офисами компании (Пример 3). Он необходим для обеспечения сохранности передаваемых документов и понимания, какие документы были переданы, кто их отдал, когда и кому.

    Для передачи документов в другой офис сотрудник заполняет реестр в 2 экземплярах, подписывает (отмечено цифрой 1 в Примере 3) и приносит вместе с передаваемыми документами на отправление. Курьер проверяет наличие.

    Анна

    Вы слышали о компаниях FedEx, DHL, UPS? Если так, то, наверняка, Вы или Ваши знакомые пользовались их услугами. А хотели бы Вы открыть собственную курьерскую службу?

    Если да, то эта статья будет полезна для Вас и расскажет о том, как это сделать.

    Специально для подготовки статьи мы взяли интервью у трёх экспертов и выяснили, как открыть курьерскую службу доставки. Знакомьтесь с нашими гостями:

    • Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост. Специализация компании- курьерская доставка товаров из интернет-магазинов.
    • Сергей Невзоров, основатель сервиса Департамент Логистики.
    • Журабек Турдиев, директор курьерской службыBTS Express. Специализация компании — экспресс-доставка документов, корреспонденции, посылок до 3 кг внутри Узбекистана.

    Статья написана совместно с нашими экспертами и при их активном участии. Это позволило получить развёрнутую, более полную информацию из первых рук об открытии курьерской службы.

    Как подготовиться к открытию?

    Как и при открытии любого бизнеса необходимо провести предварительный анализ рынка. Получаемые сведения должны касаться:

    • Целевой аудитории, спроса с её стороны. Кто ваш потенциальный клиент, какие именно услуги ему нужны, что он будет ожидать от вас.
    • Сведения о конкурентах и об их деятельности.
    • Текущие условия на рынке. Какие ниши ещё относительно свободны и другая информация.

    Это первое. Второе — выбор ниши и оказываемых услуг. После изучения рынка в0ам, возможно, захочется развивать курьерскую службу в какой-то узкой конкретной нише. Или вы предпочтёте специализацию на доставке определенных посылок, например, товаров из интернет-магазинов, еды из ресторанов.


    СДЭК

    Mail Boxes Etc.

    Mail Boxes Etc.



    Объем инвестиций

    Всё зависит от выбранной ниши и услуг, которые Вы собираетесь оказывать. Алексей Прыгин, заместитель гендиректора МаксиПост:

    «Затраты (стартовые и ежемесячные) складываются из следующих расходов:

    • рекрутинг персонала;
    • закупка и брендирование униформы (если необходимо);
    • автоматизация процессов;
    • закупка кассовых аппаратов (и их дальнейшее обслуживание);
    • покупка или аренда автотранспорта (если необходимо);
    • связь (мобильная, городская, интернет);
    • хозяйственные и канцелярские товары;
    • банковские расходы (в основном, инкассация);
    • топливо (если необходимо);
    • зарплаты и налоги.

    Основная расходная часть в „курьерке“ — это зарплаты и налоги.

    Конкурентная борьба на рынке курьерских услуг сейчас зашкаливает и дальше будет только нарастать, открывать новый бизнес в этой сфере стоит, если у вас есть хорошие стартовые инвестиции, „подушка“ на будущее и опыт в этой сфере.»

    У МаксиПост следующий формат — доставка товаров из интернет-магазинов. Если не закупать транспортные средства, то вложения потребуются относительно малые. Но! Нужно быть готовым к последующим финансовым вливаниям, чтобы удержаться на рынке и продолжать расти.

    А вот BTS Express потребовались значительные инвестиции для запуска и развития своей курьерской службы.

    директор BTS Express

    Для запуска курьерской службы нашего формата потребуется минимум 150 000$ (порядка 10 000 000 млн. рублей). Основная статья расходов — это закупка автотранспорта (до 70% расходов). В нашем случае это 4 машины Lada Largus для междугородних перевозок и 4 автомобиля Damas для перевозок по Ташкенту и области. В остальных 11 городах мы нанимаем курьеров с собственными машинами.

    Оставшаяся сумма приходится на:

    • аренду, ремонт помещений, их оснащение, компьютерную технику, специальную программу учёта и контроля,
    • зарплаты и налоги,
    • рекламу и маркетинг,
    • услуги авиаперевозок,
    • и прочие мелкие расходы,

    Если выбрать узкие ниши, к примеру, доставка еды или доставка счёт-фактур компаний внутри города, то вложений потребуется на порядок меньше.

    Как видно из двух примеров, объёмы инвестиций могут отличаться в несколько раз. Многое зависит от ниши и оказываемых услуг. Но оба наших гостя сходятся во мнении, что для дальнейшего существования и роста компании потребуется регулярное финансирование.

    Пошаговая инструкция

    Как и говорилось выше, открытие курьерской службы начинается с определения портрета клиента, его потребностей, ожиданий. Опираясь на эти данные, необходимо определиться с нишей и конкретным перечнем услуг, которые будет оказывать ваша компания.

    После выяснения этих ключевых моментов можно думать о том, на что пойдут инвестиции, как дальше выстраивать бизнес, какая география обслуживания у вас будет.

    Персонал. Найм, обучение, мотивация, отношения

    О работе с персоналом рассказывает наш гость Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост:

    Штат курьеров — это один из самых первых шагов при организации курьерской службы. Чтобы его сформировать, нужно:

    • Набрать курьеров, предварительно рассчитав их количество и загрузку исходя из планируемого объема продаж и графика распродаж;

    • Обучить курьеров, разработав заранее систему обучения, включая умение коммуницировать, работать с кассовой техникой, соблюдать правила кассовой дисциплины и т.д.;

    • Разработать систему мотивации и контроля курьеров: как вы им будете платить — фиксировано или сдельно? Как рассчитывать премиальную часть — исходя из количества выкупленных или доставленных посылок? Как будете контролировать их работу и сводить на нет риски недобросовестных исполнителей, что особенно важно с учётом того, что курьер — лицо материально ответственное?

    Систему мотивации курьеров нужно строить исходя из бизнес-целей компании. Например, в нашей компании на первом месте не количество, а качество доставки, процент выкупа доставленных посылок. А значит все заточено исключительно на этот KP

    В связи с ситуаций с коронавирусом малый бизнес в нашей стране, как и во всем мире, переживает сложные времена. Начинающим предпринимателям и бизнесменам, вынужденным начинать новое дело, стоит обратить на направления бизнеса, доказавшие свою жизнеспособность даже в кризисные для экономики моменты. К ним относится курьерская служба. Предприятия, специализирующиеся на данном направлении деятельности, смогли сохранить рабочие места и даже приумножить свои доходы. Востребованы они и в спокойные периоды жизни страны. Поэтому сегодня мы рассмотрим тонкости открытия службы курьерской доставки с нуля.

    Почему бизнес-идея открытия службы курьерской доставки является перспективной

    Мало кто догадывается, что курьер – это древняя профессия. Так, первых курьеров в средние века называли посыльными, гонцами. Услуги курьерских служб востребованы по сей день и останутся актуальными неопределенно длительное время.

    доставка корреспонденции

    К основным положительным моментам рассматриваемого направления деятельности относятся:

    • небольшие стартовые затраты при быстрой их окупаемости;
    • благоприятная для новичков конкурентная среда;
    • отсутствие сезонности;
    • гарантированный спрос на оказываемые услуги;
    • возможность создания полноценной сети организаций в разных населенных пунктах;
    • стабильная клиентская база, состоящая из организаций, специализирующихся на мебели, стройматериалах, цветах, а также субъектов, работающих в общепите.

    О перспективности проекта свидетельствует и активно развивающаяся коммерция.

    доставка крупногабаритных грузов

    Финансовая часть бизнеса, связанного с организацией курьерской доставки

    Если вы будете работать только на территории одного населенного пункта и обойдетесь без найма работников, то для старта достаточной будет сумма, равная 80 тыс. р. Такие капиталовложения оправдываются приблизительно через 6-12 месяцев. Если вы хотите развернуться шире, то и денег потребуется больше. При этом срок окупаемости вложенных средств останется таким же.

    Статьи затрат на старте, тыс. р.:

    • легализация начинания – 15;
    • проведение ремонтных работ – 40;
    • оснащение базы оборудованием – 170;
    • покупка и установка охранной системы – 25;
    • продвижение услуг – 65;
    • неучтенные расходы – 10.

    Ежемесячные издержки связаны с:

    • отчислениями в ФЗП – 57 тыс. р.;
    • арендной платой – 25 тыс. р.;
    • рекламой – 30 тыс. р.;
    • поддержанием авто в исправном состоянии и использованием ГСМ – 40 тыс. р.

    Другие затраты могут составить до 15 тыс. р. в месяц.

    В итоге потребуется 325 тыс. рублей на старте плюс 167 тысяч рублей ежемесячно. В общей сложности это порядка полумиллиона рублей. Такие средства нужны, если вы планируете доставлять малогабаритные посылки.

    Для доставки корреспонденции склада не нужно, а крупногабаритных грузов потребуется большее помещение, которое потребуется оснастить дорогостоящим оборудованием. Соответственно, и денег на старте потребуется значительно меньше или, напротив, значительно больше.

    организация работы курьерской службы

    Легализация курьерской службы

    Если планируется широкомасштабный бизнес (работа с частниками, юридическими лицами, государственными предприятиями), ставку лучше сделать на ООО. Новичкам проще и безопаснее начать с ИП. Можно также попытаться зарегистрироваться в качестве самозанятого.

    Для администрации готовится портфель документации, состоящий из:

    • заполненной формы заявления на регистрацию бизнеса;
    • ксерокопий паспортных данных, оригинального документа;
    • договоров, заключенных с арендодателем, работниками, коммунальными службами;
    • справки с прописанными в ней кодами статистики;
    • квитанции, подтверждающей факт уплаты государственной службы.

    Зеленый свет потребуется от налоговиков, пожарной инспекции.

    доставка посылок

    Материальная база, необходимая для открытия службы курьерской доставки

    Работать с частниками можно без офиса. Если в планах лежат заказы солидных фирм, без него не обойтись.

    Минимальная площадь – 25 квадратов.


    Минимальный набор оборудования представлен:

    • компьютерами, оргтехникой – 70 тыс. р.;
    • мебелью – 50 тыс. р.;
    • гарнитурой, которой пользуются операторы – 6 тыс. р.;
    • хозяйственным инвентарем – 3 тыс. р.

    В общей сумме это составляет 129 тысяч рублей.

    Вероятно, вы заметили, что в предыдущем разделе указана большая сумма – 170 тысяч рублей. Она понадобится, если вы дополнительно приобретете в офис кофемашину (37 тыс. р.) и кулер с водой (4 тыс. р.).

    доставка пиццы

    Рабочий штат службы доставки грузов, посылок или корреспонденции курьером

    Лучше сразу отыскать опытных водителей, располагающих подходящими транспортными средствами.

    Стартовать можно с двумя-тремя курьерами (ФЗП – 30 тыс. р.), оператором (12 тыс. р.) и сторонним бухгалтером (15 тыс. р.).

    Если вы планируете работать только с физическими лицами, доставляя поздравительные письма и подобные мелочи, можете обойтись и своими силами. Соответственно, расходов на зарплату не потребуется.

    Рекламная компания

    Разумнее всего воспользоваться инструментами b2b, в том числе:

    • объявлениями на местной радиостанции, телеканале;
    • социальными сетями, форумами с тематиками, близкими к рассматриваемому направлению предпринимательской деятельности;
    • контекстной рекламой.

    Бесценным станет личный сайт или сайт компании.

    открытие службы курьерской доставки

    Советы, как правильно организовать работу курьерской службы

    Вместо заключения приведем советы успешных предпринимателей.

    Постоянно изменяющаяся структура рынка говорит о том, что бизнесмену нужно все время анализировать рыночные тенденции и принимать соответствующие решения, корректировать маркетинговую стратегию. Даже при экономическом кризисе пластичное дело является гарантом прибыльности.

    Запускать проект будет проще, если придерживаться следующих рекомендаций:

    1. Станьте губкой для идей. Не пропускайте предложения мимо ушей, так как некоторые из них в будущем позволят решить те или иные проблемы. Даже идея конкурента способна сыграть вам на руку. Со временем вы начнете на бессознательном уровне проводить мозговой штурм.
    2. Не пренебрегайте факторами, мотивирующими вашу команду. Настраивая себя на рабочий лад, не забывайте подпитывать энергией своих подчиненных. Балуйте их выездными корпоративами, коллективными играми, совместными ужинами. Собрались на конференцию – пригласите Василия с маркетингового отдела, оператора Валерию. Возможно, им будет интересна тема мероприятия или, как минимум, приятно общаться со своим начальником.
    3. Набирая сотрудников, сделайте ставку на людей с теми же целями, что и у вас. Любую задачу легче решать совместно с единомышленниками.

    Приведенные советы актуальны не только для предпринимателя, дело которого связано с организацией курьерской доставки, но и для бизнесменов, деятельность которых связана с другими направлениями в бизнесе.

    Читайте также: