Как проверить директора обособленного подразделения

Опубликовано: 17.09.2024

Светлана Валюнина

Филиалы, представительства и другие виды обособленных подразделений выполняют часть функций организации, не считаясь при этом самостоятельными юридическими лицами. Необходимо понимать, что из-за неудачных решений руководителей этих структурных единиц может понести убытки вся компания.

Можно ли требовать от директора обособленного подразделения возмещения потерь — рассказываем в этом материале.

Что такое обособленное подразделение

Для начала давайте разберемся в понятиях «обособленное подразделение», «филиал», «представительство» и научимся не путать их.

Так, обособленное подразделение, согласно п.2 ст. 11 Налогового кодекса РФ , имеет характерные признаки:

  • его местоположение отдельно от головного офиса;
  • в обособленном подразделении есть стационарные рабочие места, созданные на срок больше 1 месяца.

Этих двух фактов достаточно для того, чтобы налоговая признала обособленное подразделение таковым, даже если в Уставе ООО о нем ничего не сказано, и поставила его на учет.

Важно!

Филиал и представительство всегда являются обособленным подразделениями, но не все обособленные подразделения — это представительства и филиалы.

Филиал — это обособленное подразделение компании, которое наделено полномочиями осуществлять такие же функции (или их часть), как и головной офис, в том числе функции представительства.

Представительство — это обособленное подразделение компании, которое представляет ее интересы и осуществляет их защиту.

Для филиалов и представительств Гражданским кодексом РФ установлены требования:

  • юридическое лицо обязано разработать положения о деятельности филиала/представительства;
  • о факте создания филиала должна быть внесена запись в ЕГРЮЛ;
  • директора филиала/представительства назначают руководители головной организации.

Абзац второй статьи 19 НК РФ говорит о том, что обособленные подразделения компаний, являясь их частью, обязаны уплачивать налоги и сборы по месту своего нахождения. Вместе с тем, они не являются самостоятельными налогоплательщиками.

Обособленные подразделения могут как вести отдельный баланс, так и не вести. Из балансов всех обособленных подразделений и головной компании составляется консолидированный баланс организации.

Важно!

Полномочия руководителя обособленного подразделения не могут основываться лишь на указаниях в учредительных документах юрлица или положении о представительстве, а должны быть подтверждены соответствующей доверенностью.

Обязанности директора обособленного подразделения

На должность руководителя обособленного подразделения назначают физическое лицо. К слову, заключать с индивидуальным предпринимателем договор оказания услуг по управлению обособленным подразделением закон не запрещает. В таких случаях ИП придется регулярно отчитываться об оказанных им услугах, а головному офису — подписывать акты сдачи-приемки оказанных услуг, оплачивать их.

В должностной инструкции директора обособленного подразделения обычно указывают такие обязанности, как:

  • обеспечение хозяйственной деятельности;
  • проведение обучение, инструктажа и проверки знаний по охране труда работников;
  • обеспечение выполнения обособленным подразделением поставленных задач, функций, обязательств, возложенных головной организацией;
  • контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности;
  • контроль за трудовой дисциплиной и т.д.

Виды ответственности руководителя обособленного подразделения

Напомним, что юридическое лицо несет полную ответственность за деятельность своих обособленных подразделений. Ответственность генерального директора (как должностного лица) за деятельность филиала может быть гражданской, административной и уголовной.

Остановимся подробнее на видах ответственности руководителя обособленного подразделения:

  1. Дисциплинарная. Руководитель обособленного подразделения отвечает за то, что входит в его прямые обязанности. То есть от него можно требовать лишь то, что указано в трудовом договоре и должностной инструкции. Соответственно, руководителя можно привлечь к дисциплинарной ответственности за некачественное исполнение своих должностных обязанностей, если он не делает то, что изложено в должностной инструкции и трудовом договоре.
  1. Материальная. Полную материальную ответственность директор филиала нести не может, поскольку эта должность не включена в Перечень . Но возместить ущерб в полном размере придется, если руководитель обособки:
    • умышленно испортил вещь,
    • сломал что-то в состоянии алкогольного/наркотического опьянения,
    • разгласил коммерческую тайну, потерял вверенные специальным договором ему ценности.
  1. Административная. Так, на руководителя обособленного подразделения (на отдельном балансе) может быть наложена административная ответственность за намеренное сокрытие дохода, нарушение порядка бухгалтерского учета (или же его отсутствие), искажение отчетов, непредставление в налоговый орган информации (деклараций, отчетов, балансов, расчетов и пр.). Напомним, организовать бухгалтерский учет можно тремя способами — штатная бухгалтерия, бухгалтер по договору оказания услуг, аутсорсинг. Как передать бухгалтерию на аутсорсинг, мы рассказывали здесь.
  2. Уголовная. Привлечь к уголовной ответственности руководителя филиала организации (да и любого обособленного подразделения), можно за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов путем искажения в документах учетных сведений, только в случае, когда обособленное подразделение ведет самостоятельный баланс. Понятно, что если такие действия были совершены группой лиц, то меры будут суровее. Кроме того, директору обособки, согласно ст. 201 УК РФ , придется отвечать и за использование своих полномочий вопреки интересам компании для личной выгоды или в интересах других лиц, в результате чего организации нанесен существенный ущерб.

Вывод

Руководитель обособленного подразделения несет дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность за свои действия или бездействие.

Уголовная ответственность руководителя филиала ООО наступает за уклонение от уплаты налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды.

Возможность привлечь к ответственности руководителя филиала зависит от того, что написано в должностной инструкции и трудовом договоре.

Отсутствие должностной инструкции или некорректное ее составление приводит к большим сложностям в случае увольнения заместителя по причине недобросовестного исполнения обязанностей. Оценить состояние кадрового делопроизводства может специализированная компания, она проведет кадровый аудит , выявит проблемные точки и даст рекомендации.

Обособленные подразделения должны уплачивать взносы на страхование и сдавать отчеты в налоговую только в том случае, если их сотрудники-физлица получали вознаграждения. Раньше обязанность возникала, если ОП имели собственные банковские счета и отдельный баланс. Но это уже в прошлом — теперь только при наличии вознаграждений.

Головные организации должны сообщать в налоговую службу по месту своего нахождения о том, что их ОП могут выплачивать зарплату сотрудникам и вознаграждения физическим лицам или, наоборот, этого права теперь лишены. На сообщение ИФНС дает месяц со дня изменений.

Небольшая справка об обособленных подразделениях


Обособленное подразделение бывает только у организаций. Это помещение, здание или другой объект, который находится по адресу, отличному от адреса организации в ЕГРЮЛ.

Необходимость в регистрации ОП появляется, если возникает хотя бы одно дополнительное рабочее место, которое организация оборудовала для сотрудника. При условии, что оно находится на отдельном от головной компании адресе и открыто на срок более 1 месяца.

Обособленным может стать склад, дополнительный офис, переговорная комната и пр. ОП открывается отдельно от головного офиса и платит налоги уже по месту своей регистрации. Согласно российскому законодательству, любая компания может открыть столько обособленных подразделений, сколько захочет.

Как зарегистрировать обособленное подразделение

Чтобы создать филиал или представительство, понадобится решение участников организации и внесение изменений в ЕГРЮЛ. Другие виды ОП могут быть открыты только по приказу руководителя организации.

Об открытии ОП нужно уведомить налоговую (по месту постановки на учет головной компании) в течение 30 дней после открытия сообщением по форме С-09-03-1. Если ОП будет начислять и перечислять выплаты работникам со своего банковского счета, дополнительно нужно в течение месяца со дня наделения его такими полномочиями подать в инспекцию отдельное сообщение по форме КНД 1112536 (ст. 23 НК РФ).

В ПФР регистрировать ОП не надо. Всю информацию в фонд передаст ИФНС, а он уже поставит на учет ОП, которые платят зарплату и имеют банковский счет.

В ФСС ставить ОП на учет придется самостоятельно. Это также касается только ОП со счетом, которые платят вознаграждения работникам. Сделать это нужно не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения. В отделение ФСС по месту нахождения ОП представьте заявление о регистрации, справку об открытии счета и приказ, подтверждающий право ОП платить зарплату самостоятельно.

Отличие ОП от филиала или представительства:

Ошибка, которую допускают многие, — считать филиалы и представительства обособленными подразделениями. Это не так.

  • Наличие ОП нужно отражать в Уставе организации. Филиал или представительство — не нужно.
  • О создании ОП нужно уведомить налоговую инспекцию, о создании филиалов и представительств — нет.
  • Сведения о филиалах и представительствах указываются в ЕГРЮЛ, по остальным ОП — не указываются.
  • Предприятия с ОП могут применять упрощенку, а с филиалом и представительством — нет.

Различия по налогам и отчетности между головной компанией и ОП

Различия есть. Обособленные подразделения платят не все налоги и сдают не все отчеты, которые необходимо сдавать головной компании.

  • По доходам работников ОП надо платить НДФЛ и сдавать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в инспекцию по месту учета ОП, но только в том случае, если ОП само начисляет и выплачивает им вознаграждения.
  • Страховые взносы платят и сдают отчетность по ним только по месту учета того ОП, которое само начисляет и выплачивает деньги работникам со своего расчетного счета.
  • Транспортный налог по месту учета ОП платится за автомобили, зарегистрированные на ОП.
  • Налоги на землю и имущество уплачиваются по месту нахождения земли или недвижимости. Платить налог и отчитываться по месту нахождения ОП нужно только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости. Если у ОП есть свой расчетный счет, то его оплата налога не станет нарушением.
  • Региональная часть налога на прибыль ОП перечисляется по месту его учета. Если ОП в том же регионе, можно платить налог по месту учета головной организации.
  • НДС рассчитывается в целом по организации без разбивки по ОП. Декларации подавать отдельно тоже не надо.

В обособленных подразделениях, которые проводят операции с наличными, имеются собственные кассовые книги. Все эти книги передаются в головную организацию. В кассовой книге головной организации сведения по операциям с наличкой ОП не отражаются, если только ОП не сдает наличные в кассу организации по ПКО.

С января 2020 года в силу вступила новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ. Этот пункт установил, что если организация и ее обособленные подразделения или только подразделения находятся в одном муниципальном образовании, расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по ним можно сдавать в налоговую по месту учета одного из ОП или по месту нахождения организации. Чтобы воспользоваться этим правом, обособленным подразделениям нужно не позднее 1-го числа налогового периода уведомить о своем выборе все налоговые органы, где они в настоящее время стоят на учете.

Что касается страховых взносов, то сообщать о наделении полномочиями начислять и платить зарплату или лишении таких полномочий юрлицу-страхователю нужно будет только если у филиала или другого обособленного подразделения есть расчетный счет в банке. Без счета подразделение не сможет взаимодействовать с ФСС, например получать возмещение средств на оплату больничных. Наделение подразделений такими полномочиями — право, а не обязанность.

Кроме того, законодатели уточнили, что отчитываться и перечислять взносы необходимо именно по месту нахождения такого наделенного полномочиями подразделения. Раньше, если у подразделения не было расчетного счета, взносы платили по месту нахождения головного офиса.

Штраф за незарегистрированные ОП увеличат в 2021 году

За опоздание с подачей сообщения о создании ОП предусмотрен штраф 200 рублей для организации и 300-500 рублей для директора. Нарушение срока постановки ОП на учет в ФСС грозит штрафом 5 000 рублей при просрочке до 90 дней и 10 000 рублей при просрочке более 90 дней.

Также за несдачу отчетности по незарегистрированному подразделению налоговики вправе оштрафовать организацию. Штраф составит 5% от подлежащей уплате суммы по декларации за каждый месяц просрочки, но не больше 30% и не меньше 1 000 рублей.

Вам нужно вести удобный учет по предприятию с обособленными подразделениями? Попробуйте бухгалтерский онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия. В нем удобно начислять зарплату, отправлять отчетность, готовить и уплачивать налоги. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей!

Налоговики вправе проверить деятельность не только самой строительной компании, но также ее филиалов и подразделений. Как проводятся такие проверки? Могут ли они быть самостоятельными или должны осуществляться в рамках общих проверок? Какими нормами законодательства регулируются эти вопросы? Ответы - в нашей статье.

Есть ли у компании обособленные подразделения?

Напоминаем, обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделено. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, основной критерий признания подразделения обособленным - это создание рабочих мест (даже одного).

Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться в связи с его работой и которое прямо или косвенно - под контролем работодателя. Это уточнено в статье 209 Трудового кодекса РФ. Поэтому, если, например, компания арендует помещение для ведения деятельности, но факт создания в нем рабочих мест не установлен, обособленного подразделения не образуется. Об этом сказано в письме УФНС России по г. Москве от 17 июля 2006 г. № 20-12/62877.

Обратите внимание: если строительная компания находится на «упрощенке», то, зарегистрировав филиал или представительство, она теряет право на применение этого спецрежима (см. письмо Минфина России от 24 марта 2008 г. № 03-11-04/2/57).

По каким налогам возможна камеральная проверка?

Камеральная проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком. Это установлено в пункте 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Значит (хотя прямо в этой статье о подразделениях ничего не сказано), проведение в отношении них камеральной проверки возможно при контроле правильности исчисления налога, отчетность по которому сдается по местонахождению обособленных подразделений либо по месту регистрации используемых ими объектов налогообложения (зданий, сооружений, транспорта и т. д.). О каких налогах идет речь?

Налог на прибыль. Компания обязана по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговую инспекцию по своему местонахождению и местонахождению каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации (расчеты). Причем делать это нужно независимо от особенностей исчисления и уплаты налога, а также от того, есть у компании или ее обособленного подразделения за конкретный период сумма к уплате или нет. Такие правила закреплены в пункте 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

ЕСН. Обособленные подразделения строительной компании, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчеты и налоговые декларации по единому социальному налогу по своему местонахождению и платят этот налог (авансовые платежи) самостоятельно. Такой порядок предусмотрен в пункте 8 статьи 243 Налогового кодекса РФ.

Статус подразделения определяет организация Понятие «отдельный баланс» не разъяснено ни в Налоговом кодексе РФ, ни в каком-либо другом нормативном акте. Следовательно, строительная компания вправе установить конкретный перечень показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение подразделения самостоятельно. Это подтверждено в письмах Минфина России от 3 июня 2004 г. № 03-05-06/62 и от 29 марта 2004 г. № 04-05-06/27.

НДФЛ. Сведения о доходах работников по форме 2-НДФЛ подает головная организация. В то же время подразделение может само сдавать сведения о доходах своих работников (такие разъяснения даны, в частности, в письме Минфина России от 3 декабря 2008 г. № 03-04-07-01/244).

Ведь если строительная компания имеет обособленные подразделения, уплачивать НДФЛ нужно в том числе и по местонахождению каждого из них (п. 7
ст. 226 Налогового кодекса РФ).

ЕНВД. Декларация по вмененному налогу подается в те инспекции, где компания состоит на учете в качестве плательщика ЕНВД. То есть в том числе и по местонахождению обособленных подразделений (либо по месту осуществления ими «вмененной» деятельности).

Другие налоги. Также обособленные подразделения строительной компании, имеющие отдельный баланс, представляют в налоговый орган по своему местонахождению налоговые декларации по налогу на имущество и транспортному налогу (при наличии оснований).

Выездная проверка подразделения: особенности проведения

В пункте 7 статьи 89 Налогового кодекса РФ указано, что налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки.

Кому ждать самостоятельную проверку?

При этом налоговики имеют право проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных или местных налогов, причем вне зависимости от проведения проверки самой строительной компании.

Таким образом, самостоятельная проверка обособленного подразделения может быть осуществлена только в отношении налога на имущество и транспортного налога - они, согласно статье 14 Налогового кодекса РФ, относятся к региональным. Местным налогом для организации является только земельный налог, но его уплата подразделениями не предусмотрена.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что обособленные подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, не подлежат самостоятельной выездной налоговой проверке. Их могут проконтролировать исключительно в рамках проверки компании в целом.

Данный вывод находит подтверждение в письме Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327.

В нем указано, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено право территориальных налоговых органов проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений организации, не являющихся филиалами и представительствами.

Однако позиция Минфина не мешает территориальным налоговым органам проводить такие проверки. Следует отметить, что их инициатива находит поддержку в судебной практике.

Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008 указано, что налоговый орган вправе провести самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений налогоплательщика, зарегистрированных на его территории независимо от того, являются они филиалами и представительствами или нет. Поскольку подразделение признается обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах организации, а также независимо от полномочий, которыми наделяется данное подразделение. При этом главным условием для возможности проведения выездной проверки является, по мнению судей, его постановка на учет в налоговом органе.
Так что на практике вероятность самостоятельной проверки обособленного подразделения строительной компании (не являющегося филиалом или представительством), выделенного на отдельный баланс, имеющего расчетный счет, исполняющего обязанности по уплате налогов по его местонахождению, достаточно велика.

С чего начинается проверка

Проверка подразделения подчиняется общим правилам проведения проверок.

Самостоятельная выездная проверка проводится на основании решения налогового органа по местонахождению обособленного подразделения (п. 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Форма решения утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/8.

Обратите внимание: в случае подачи уточненной декларации с меньшей суммой налога выездная проверка подразделения может проводиться повторно. При этом проверке подлежит только тот период, за который представлена уточненная декларация (п. 10 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

КАКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬСЯ

Бухгалтеру филиала строительной организации следует знать, что для самостоятельных выездных проверок подразделений Налоговым кодексом РФ (п. 7 ст. 89, п. 1 ст. 113) установлены следующие ограничения:

- налоговики не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (возможна только одна проверка);

- проверить могут лишь период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проверке;

- в одном и том же филиале компании более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года проводить нельзя;

- срок самостоятельной проверки филиала не может превышать одного месяца (возможность его продления не предусмотрена).

А вот при проведении проверки обособленного подразделения в рамках общей проверки строительной компании налоговики могут продлить проверку до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести. Это позволяет сделать пункт 6 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

При этом срок продления будет зависеть от количества обособленных подразделений, а именно:

- четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;

- менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев в случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, или удельный вес имущества подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

- десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев.

Кроме того, если в ходе проведения выездной проверки будет получена информация от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующая о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства, проверку также могут продлить.

Причины и сроки продления проверок указаны в подпунктах 2, 4 пункта 3 Оснований. утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

Процедура проверки

Строительная компания по местонахождению обособленных подразделений обязана обеспечить должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Проверяющие могут истребовать необходимые документы в порядке, установленном статьей 93 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить документы, налоговики обязаны предъявить требование о представлении документов.

Форма требования утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@.

Требование нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством, не допускается. А вот с подлинниками контролеры в случае необходимости ознакомиться имеют право.

Обратите внимание: это допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по местонахождению налогового органа, а также в случае выемки документов.

Для представления документов дается время - 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

Если подразделение с документами «не успевает», об этом нужно письменно уведомить проверяющих с указанием причин задержки и сроков, в течение которых документы могут быть представлены. Тогда, возможно (но не обязательно), налоговики дадут отсрочку.

Учтите: отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговыми правонарушениями. Последствия при этом следующие:

- подразделение привлекут к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ (п. 2) в виде штрафа в размере 5000 руб.;

- будет произведена выемка необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового кодекса РФ.

При наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что есть вероятность уничтожения, сокрытия, изменения или замены документов, свидетельствующих о совершении правонарушений, они также могут быть изъяты.

Выемка документов производится на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (у организации остается копия протокола).

При необходимости контролеры могут проводить инвентаризацию имущества подразделения организации, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (ст. 92 Налогового кодекса РФ).

В последний день проверки проверяющий обязан составить справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее подразделению строительной компании или его представителю. При уклонении от получения справки она направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.

Оформление результатов проверок

Результаты проверок (как выездных, так и камеральных) оформляются актами.

Формы актов утверждены приказом ФНC России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

А вот по итогам проведения камеральной проверки акт составляется только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах - в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В акте указываются выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и другие сведения (их перечень приведен в п. 3 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Акт подписывается обеими сторонами. При отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, подписать акт делается соответствующая запись.

При проверке организации, включая ее филиалы и представительства, акт составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки филиалов и представительств, изложенных в разделах акта.

Нюансы правоотношений Участниками налоговых правоотношений признаются организации, а не обособленные подразделения (п. 2 ст. 11, ст. 19 Налогового кодекса РФ). Значит, акт по результатам проверки подразделения должен быть оформлен на имя головной организации с указанием ее обособленного подразделения. Данный вывод подтверждается в приказе ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

А направление документов в адрес филиала не свидетельствует об их получении самим юридическим лицом. В то же время если у руководителя или иного работника обособленного подразделения есть доверенность на представление интересов строительной компании, то суды считают получение ими актов вручением уполномоченному лицу.

Минфин России в письме от 10 сентября 2007 г. № 03-02-07/1-406 обращает внимание на то, что Налоговым кодексом РФ и приказом № САЭ-3-06/892@ не предусмотрено вручение налогоплательщику раздела или иных частей, составляющих акт налоговой проверки.

Если компания с актом не согласна

При несогласии с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте, строительная компания в течение 15 рабочих дней со дня его получения может представить в налоговый орган письменные возражения с приложением подтверждающих документов (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Они будут учтены при рассмотрении материалов налоговой проверки при вынесении решения.

Согласно пункту 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения (оно должно быть вручено в течение пяти дней после вынесения).

Согласно налоговым нормам, ОП – это любое территориально обособленное от компании подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Причем не важно, есть ли сведения о нем в учредительных документах компании <3>.

Для возникновения ОП обязательно наличие следующих условий:

      • территориальная обособленность. То есть деятельность ведется по адресу, отличному от адреса организации, указанного в ЕГРЮЛ <4>. Значит, даже если подразделение и головная организация расположены в соседних зданиях и находятся в ведении одной налоговой инспекции, это может свидетельствовать о создании ОП <5>;
      • оборудование стационарного рабочего места. В НК нет понятия «рабочее место», поэтому воспользуемся нормами Трудового кодекса <6>. Так вот, рабочим считается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя <7>. Это место должно быть оборудовано, то есть должны быть созданы условия (есть мебель, офисная техника, инструменты и т.п.) для выполнения работником своих трудовых обязанностей. Рабочее место будет стационарным, если оно создано на срок более 1 месяца <3>. При этом если организуется всего одно рабочее место вне места нахождения организации, это уже является достаточным основанием для признания ОП <8>;
      • через ОП уже ведется деятельность <9>. Это значит, что сотрудник, который будет трудиться на оборудованном месте, принят на работу и приступил к своим обязанностям.

      Внимание! При открытии филиала (представительства) компании-упрощенцы теряют право на применение спецрежима, в то время как создание обычного ОП на право применения упрощенки никак не влияет <11>.

      А вот будет ли работник организации трудиться на этом рабочем месте постоянно или только периодически (например, вахтовым методом), для образования ОП не важно <10>. Ведь даже если сотрудники время от времени меняются, работают они все равно на одних и тех же стационарных рабочих местах.

      Итак, ОП возникнет в тот момент, когда все перечисленные условия будут одновременно соблюдены.

      С теорией разобрались, посмотрим, как ее применить в жизненных ситуациях.

      Когда ОП точно не будет

      Если какой-либо из вышеперечисленных признаков отсутствует, то ОП создавать не требуется. Например:

            • разъездной характер работы сотрудников (водители, курьеры, торговые представители, страховые или рекламные агенты): они посещают другие организации, и стационарные рабочие места для них не создаются <12>;
            • с работником заключен трудовой договор о дистанционной работе. При этом работник трудится вне места нахождения работодателя или его обособленного подразделения, вне стационарного рабочего места, контролируемого работодателем, и взаимодействует с работодателем дистанционно, например, через Интернет <13>. Получается, что определение дистанционной работы, данное в ТК РФ, позволяет не признавать ОП по месту работы дистанционного сотрудника. С этим согласны и в Минфине <14>;
            • сотрудники ЧОПа трудятся на постах охраны, оборудованных и предоставленных им компанией – заказчиком охранных услуг <15>. При этом на постах охраны нет имущества ЧОПа и рабочее место охранника неподконтрольно работодателю. По этим же причинам ОП не создается аудиторскими фирмами, организациями, предоставляющими свой персонал в аренду другим организациям или предпринимателям (аутсорсинг и аутстаффинг), компаниями, оказывающими услуги технического или сервисного обслуживания оборудования, клининговыми и другими компаниями, чьи работники выполняют служебные обязанности в других организациях;
            • у организации есть недвижимость, которая сдается в аренду, а значит, эта компания не создает для себя ни одного стационарного рабочего места, на котором будет трудиться ее работник <16>;
            • деятельность на судне не приводит к созданию ОП, поскольку невозможно установить точный адрес места ведения такой деятельности <17>.

            ОП следует признать

            Допустим, организация решила арендовать помещение для хранения сырья. Этот склад расположен по адресу, отличному от адреса ее местонахождения. Фактически помещение будет закрыто, а открываться будет несколько раз в месяц только на время завоза или вывоза сырья. Постоянно находиться на складе работники не будут, но они будут приезжать туда периодически для завоза/вывоза сырья. При этом Минфин считает, что время нахождения работника на складе не имеет значения, ведь он прибывает туда в связи со своей работой и выполняет там свою работу, а значит, это приводит к созданию стационарного рабочего места и, соответственно, ОП <18>.

            А есть ли ОП?

            На практике встречаются и спорные ситуации.

            Выполнение работ на стройплощадке заказчика

            Достаточно часто возникают споры о создании ОП в случае направления работников в длительные (на срок более 1 месяца) командировки. Особенно это актуально для компаний, выполняющих строительные работы. Ведь в месте работ они могут устанавливать бытовки, использовать собственную технику или оборудование. При этом все это происходит на чужой территории (не контролируемой работодателем).

            Споры о том, образуется ли в этом случае ОП, приходится решать в суде. Суд может занять сторону налоговиков, если сочтет, что создание стационарных рабочих мест инспекторами было доказано. Например, это удалось налоговикам из Северо-

            Кавказского округа <19>. Суды учли, что по условиям договора на компанию, как на генподрядчика, возлагалась обязанность обеспечить в период проведения работ соблюдение правил и требований охраны труда. А это значит, что компания должна была контролировать условия труда своих работников на рабочих местах. Согласно протоколам допроса свидетелей один из работников компании-генподрядчика в период выполнения работ постоянно находился на объекте строительства. И судьи пришли к выводу, что как минимум одно постоянное рабочее место по месту выполнения работ обществом было создано.

            Если же инспекторы не докажут создание рабочих мест, суд встанет на сторону компании. Так, ФАС ЦО <20> учел, что работники подрядчика во время нахождения на территории заказчика контролировались не подрядчиком, а заказчиком. И то, что работники подрядчика длительное время находились на стройплощадке заказчика, не подтверждает создание ОП.

            Надомники

            Еще один неоднозначный случай – как расценивать труд надомника. Ведь в соответствии с заключенным трудовым договором он будет работать в месте своего проживания и использовать для работы инструменты и механизмы, выделенные нанимателем или приобретенные им самим за свой счет <21>. Образуется ли ОП по месту жительства таких работников?

            Если работодатель обеспечивает надомника необходимым для работы оборудованием (например, компьютером, принтером, телефоном и т.п.) и это указано в трудовом договоре, то компании будет нелегко обосновать свою непричастность к организации рабочего места сотрудника. В случае если работник пользуется исключительно своим имуществом, то уже налоговикам будет затруднительно доказать, что в квартире надомника создается ОП. Тем более что эта квартира не находится под контролем работодателя (что является одним из признаков ОП <22>), к примеру, он не может беспрепятственно входить в помещение, где трудится надомник, или отслеживать условия труда (соблюдение требований охраны труда, санитарии и т.п.). Минфин в такой ситуации рекомендует компании обратиться в налоговую инспекцию для принятия решения о создании ОП <23>. А вообще лучше заключить с сотрудником договор о дистанционной работе и избежать тем самым споров с налоговиками.

            Почему важно не пропустить момент признания ОП

            Теперь вы знаете, есть ли у вашей компании ОП или нет. И задача бухгалтера – сообщить о создании ОП в ИФНС, ФСС и ПФР, потому что организация, имеющая ОП, по месту нахождения этого ОП обязана:

                    • уплачивать в региональный бюджет авансовые платежи и налог на прибыль, исходя из доли прибыли ОП в общей прибыли компании, и сдавать налоговую декларацию <24>;
                    • уплачивать НДФЛ, удержанный с доходов работников ОП <25>, и представлять в налоговую справки по форме 2-НДФЛ <26>;
                    • платить страховые взносы с выплат в пользу работников ОП, в отделения ПФР и ФСС представлять отдельные расчеты по форме РСВ-1 ПФР и по форме 4-ФСС по взносам, начисленным ОП <27>. Примечание. Эта обязанность распространяется только на расположенные на территории РФ ОП, у которых есть отдельный баланс и расчетный счет и через которые начисляется и выплачивается вознаграждение работникам <28>;
                    • если по месту нахождения ОП у компании зарегистрированы транспортные средства <29> – уплачивать за них транспортный налог <30> и, соответственно, отчитываться в инспекцию <31>;
                    • если ОП имеет отдельный баланс, на котором учтены основные средства, – уплачивать в отношении этих ОС налог на имущество (авансовые платежи) <32>, а также сдавать в ИФНС декларацию по налогу <33>;
                    • регистрировать в ИФНС ККТ, которая будет использоваться в ОП <34>.

                    Примечание. Прочитать о том, как и в какие сроки нужно сообщить об ОП в ИФНС, а также об ответственности за непостановку на учет, можно: ГК, 2014, N 17, с. 32.

                    Если у вас есть сомнения относительно того, образуется ли у вас обособленное подразделение, обратитесь в свою налоговую инспекцию (или в инспекцию по месту ведения деятельности) <35>. Но учтите, что если ИФНС посчитает, что ОП возникло, вам, скорее всего, придется руководствоваться этим мнением. Ведь в противном случае при проверке инспекторы могут оштрафовать вас за ведение деятельности без постановки на учет <36>.

                    <1> Подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ.

                    <2> П. 3 ст. 83 НК РФ.

                    <3> П. 2 ст. 11 НК РФ.

                    <4> Пп. 2, 3 ст. 54 ГК РФ.

                    <5> Письма Минфина от 23.01.2013 N 03-02-07/1-15, от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946.

                    <6> П. 1 ст. 11 НК РФ.

                    <7> Ч. 6 ст. 209 ТК РФ.

                    <8> Письмо УФНС по г. Москве от 20.10.2010 N 16-15/110055; Решение АС Свердловской области от 31.10.2013 N А60-30533/2013.

                    <9> Письмо ФНС от 29.12.2006 N ШТ-6-09/1275@.

                    <10> Письмо Минфина от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250.

                    <11> Письма Минфина от 12.05.2014 N 03-11-06/2/22075, от 20.06.2013 N 03-11-06/2/23305.

                    <12> Письмо Минфина от 24.05.2013 N 03-02-07/1/18634.

                    <13> Ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ.

                    <14> Письма Минфина от 26.03.2014 N 03-02-07/1/13157, от 01.12.2014 N 03-04-06/61300.

                    <15> Письмо Минфина от 05.10.2012 N 03-02-07/1-238.

                    <16> Письмо УФНС по г. Москве от 28.08.2012 N 16-15/080199@.

                    <17> Письма ФНС от 08.05.2015 N СА-4-14/7920@; Минфина от 24.09.2013 N 03-04-06/39626.

                    <18> Письмо Минфина от 18.01.2012 N 03-02-07/1-20.

                    <19> Постановления ФАС СКО от 08.08.2012 N А32-4519/2011; 15 ААС от 20.06.2013 N А32-4519/2011.

                    <20> Постановления ФАС ЦО от 11.06.2014 N А64-5181/2013; 19 ААС от 04.02.2014 N А64-5181/2013.

                    <21> Ст. 310 ТК РФ.

                    <22> Ч. 6 ст. 209 ТК РФ.

                    <23> Письма Минфина от 23.05.2013 N 03-02-07/1/18299, от 18.03.2013 N 03-02-07/1/8192.

                    <24> П. 2 ст. 288, абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ.

                    <25> П. 7 ст. 226 НК РФ.

                    <26> Письма Минфина от 06.02.2013 N 03-04-06/8-35, от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17; ФНС от 30.05.2012 N ЕД-4-3/8816@.

                    <27> Ч. 11, 12 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; ст. 6, п. 1 ст. 24 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ; Письмо ФСС от 05.05.2010 N 02-03-09/08-894п.

                    <28> Ч. 11 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

                    <29> П. 1 ст. 363, п. 5 ст. 83 НК РФ; п. 24.3 Правил, утв. Приказом МВД от 24.11.2008 N 1001.

                    <30> Письмо Минфина от 20.11.2013 N 03-05-05-04/49748.

                    <31> П. 1 ст. 363.1 НК РФ.

                    <32> Ст. 384 НК РФ.

                    <33> Абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ.

                    <34> П. 1 ст. 4 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 23.07.2007 N 470; п. 21 Регламента, утв. Приказом Минфина от 29.06.2012 N 94н.

                    <35> П. 9 ст. 83 НК РФ; Письмо ФНС от 15.05.2014 N СА-4-14/9323.

                    <36> П. 2 ст. 116 НК РФ.

                    Статья впервые опубликована в журнале «Главная книга», N 12, 2015.
                    Источник: система КонсультантПлюс, ИБ «Бухгалтерская пресса и книги».
                    Вам доступно более 490 профессиональных изданий в КонсультантПлюс.

                    Присутствие компании на новых территориях необходимо для освоения рыночных ниш. Однако открытие подразделения зачастую вызывает много вопросов. Данные структуры предполагают начисление налогов, которые требуется правильно зарегистрировать и отразить в бухгалтерском учете.

                    Что такое обособленное подразделение?

                    Обособленное подразделение компании – это территориально отделенная структура, в которой есть рабочие места с соответствующим уровнем организации. К последним предъявляется дополнительное требование – они должны быть стационарными. Юридическим статусом обособленное подразделение наделяется только тогда, когда открывается оно на срок, превышающий месяц.

                    Подразделение признается обособленным даже если его появление не зафиксировано в учредительной и распорядительной документаций. Также не имеет значения перечень полномочий, которые возложены на структуру. Последнее правило отражено в пункте 2 статьи 11 НК.

                    Признаки обособленного подразделения

                    ОП отвечает двум основным характеристикам:

                    • На его территории есть стационарные рабочие места. Эксплуатироваться они будут в течение не менее одного месяца.
                    • Структура находится на территориальном отдалении от главного офиса.
                    • Подразделение должно быть создано самой компанией.

                    ВАЖНО! Под рабочим местом, по статье 209 ТК, понимается место, на которое приезжает сотрудник для исполнения своих должностных функций. Рабочее место должно контролироваться работодателем. Под данные стандарты не подходит работа на дому. Квартира сотрудника не может считаться рабочим местом. Под данные признаки не попадает и работа уборщицы, нанятой для уборки офиса клиента. Такое «подразделение» не было открыто головным офисом. Помещения для работы не снимались в аренду, не приобретались. Поэтому в данной ситуации признаки обособленного подразделения отсутствуют. К ОП также не относятся платежные терминалы, банкоматы.

                    Рассматриваемые признаки определяются на основании следующих факторов:

                    • условия, прописанные в договоре;
                    • отношения между работниками и организацией.

                    Под территориальной обособленностью понимается ситуация, при которой адреса головного офиса и его подразделения различаются.

                    Функции и цели открытия

                    ОП может создаваться с целью представления интересов компании и их защиты. Открывается оно обычно в следующих целях:

                    • Было зарегистрировано юридическое лицо, однако руководители не сняли офис. Вся корреспонденция приходит на юридический адрес. То есть, на адрес владельца ЮЛ. Но с началом функционирования организации сложно работать в подобном порядке. Потребуется фактическое место нахождения.
                    • Было принято решение о расширении бизнеса, освоении рынков в других городах.

                    Если дополнительная структура будет выполнять часть функций основного офиса, имеет смысл открывать филиал.

                    Разновидности

                    Обособленное подразделение включает в себя две формы:

                    • Филиал. Берет на себя часть функций головного офиса. Деятельность его относительно универсальна.
                    • Представительство. Представляет интересы организации, защищает их.

                    В большинстве случаев имеет смысл открывать именно филиал. Это более широкое понятие, позволяющее возложить на подразделение различные функции. Вне зависимости от выбранной формы, ОП будет действовать на основании норм, утвержденных главным офисом.

                    Как открыть обособленное подразделение

                    Для открытия ОП потребуется создание внутренней документации. Она включает в себя приказ о создании ОП, подписанный членами совета директоров или представителями собрания аукционеров. В приказе указываются сведения:

                    • наименование ОП;
                    • первичный документ, на основании которого создается подразделение (к примеру, протокол собрания совета директоров);
                    • место нахождения ОП;
                    • руководитель обособленной структуры;
                    • срок постановки на учет.

                    На приказе должна стоять подпись руководителя центрального офиса. Затем создается Положение об ОП. В нем указываются следующие данные:

                    • полномочия подразделения;
                    • функции;
                    • деятельность;
                    • состав управленческого штата;
                    • иные моменты, связанные с работой.

                    Только после создания всех внутренних распоряжений можно приступать к регистрации и к прочим юридическим действиям по оформлению.

                    Нужно ли регистрировать обособленное подразделение?

                    О формировании ОП нужно уведомить налоговый орган. А вот регистрация в ПФР и страховых компаниях нужна не всегда. Это обязательная мера только при наличии следующих обстоятельств:

                    • Наличие выделенного баланса.
                    • Открытый расчетный счет.
                    • Начисление заработных плат.

                    Если все перечисленные признаки отсутствуют, то регистрировать обособленное подразделение не обязательно.

                    Создание ОП с точки зрения налогообложения

                    Создание ОП влечет за собой определенные налоговые последствия:

                    • постановка на налоговый учет;
                    • необходимость в уплате сборов;
                    • начисление сборов по месту нахождения ОП.

                    В 2 статье 23 НК указано, что владелец подразделения обязан уведомить налоговые органы о его формировании. В обратном случае будет принято решение о санкциях в виде налоговой или административной ответственности. Размеры штрафов составляют от 10 тысяч рублей до 30 МРОТ.

                    ВАЖНО! В законе указано, что если налогоплательщик уже принят на учет, дополнительно вступать на него из-за открытия ОП не требуется. Данное правило установлено пунктом 39 постановления Пленума от 28 февраля 2001 года. Оно предполагает случаи, когда ОП открыто на территории муниципального образования, где расположен головной офис.

                    Сроки

                    Для постановки на учет требуется подать заявление по форме С-09-3-1. Предоставляется оно, согласно 23 и 83 статье Налогового кодекса, в следующие сроки:

                    • В течение 30 дней с даты реорганизации или ликвидации.
                    • В течение 30 дней с даты создания подразделения.

                    Идти нужно в налоговый орган по месту нахождения ОП.

                    Нужно ли идти в налоговую, если обособленное подразделение не ведет деятельность?

                    В налоговом законодательстве принята норма, которую можно читать двояко. Если принимать ее буквально, то в налоговую не нужно подавать заявления до тех пор, пока подразделение не начало вести деятельность. Однако подобное решение может быть чревато для компании.

                    В законе сказано, что заявление должно быть подано в течение 30 дней после открытия. Если ОП начнет свою деятельность спустя 2 месяца и будет поставлена на учет именно через этот срок, установленное время подачи заявления будет сорвано.

                    ВАЖНО! Сообщать нужно не только об открытии, но и о закрытии ОП. Заявление о ликвидации составляется по форме N С-09-3-2.

                    Резюме.
                    Открытие подразделения учитывается в налоговой инспекции и других органов. Новая структура должна быть зарегистрирована в установленные сроки, иначе придется оплачивать штраф. Существуют четкие признаки ОП, на основании которых образование получает соответствующий юридический статус. Если все признаки не присутствуют, то сформированная структура не может считаться обособленным подразделением.

                    Читайте также: