Как отказать в трудоустройстве осужденного к исправительным работам

Опубликовано: 17.09.2024

В настоящее время участились случаи, когда органы прокуратуры обращаются в суд с исковыми заявлениями, в которых просят признать незаконным бездействие администраций сельских поселений и обязать их принять меры по трудоустройству граждан, осужденных к отбыванию наказания в виде обязательных или исправительных работ. Является ли обязанностью органов местного самоуправления трудоустройство граждан, осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ?

Ответ

В соответствии с ч. 1 ст. 49 УК РФ, ч. 1 ст. 25 УИК РФ вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ, ч. 1 ст. 39 УИК РФ осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

При этом не установлен не только порядок определения таких мест, но и вид муниципального образования, органы местного самоуправления которого выполняют данные функции – муниципальный район или поселение.

Указанное полномочие выходит за рамки вопросов местного значения, предусмотренных ст. 14, 15, 16, 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 19 данного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. В соответствии с ч. 3 той же статьи отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом. Тот факт, что данное полномочие не передано в установленном порядке, в частности, не предусмотрено предоставление субвенций из федерального бюджета на его исполнение, не меняет природы данного полномочия.

На основании вышеизложенного полагаем, что полномочия по определению мест отбывания обязательных и исправительных работ следует рассматривать как отдельные государственные полномочия, которые подлежат исполнению органами местного самоуправления муниципального района.

С нашей точки зрения, органы местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности за неисполнение данных полномочий только в случае не предоставления ими перечня мест, в которых могут отбываться осужденными исправительные работы, для согласования в уголовно-исполнительную инспекцию, поскольку иных обязанностей в отношении органов местного самоуправления по исполнению наказаний осужденных к исправительным работам законодательными актами не установлено.

При исполнении данных полномочий нужно иметь в виду следующее. В редакции ч. 1 ст. 25 УИК РФ, действовавшей до 21 января 2007 года, было предусмотрено, что осужденные отбывают наказание в виде обязательных работ только на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления. В действующей редакции такого ограничения не предусмотрено, что позволяет данной категории осужденных отбывать наказание любых организациях (юридических лицах) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. В правовых нормах, посвященных исправительным работам, изначально подобных ограничений не содержалось.

Однако право органов местного самоуправления на установление квот и возложение на работодателей обязанности по созданию и предоставлению рабочих мест для трудоустройства осужденных, отбывающих наказание в виде обязательных или исправительных работ, действующим законодательством не предусмотрено (см. также Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2017 г. № 72-КГ17-2). Соответственно, определение в качестве мест отбывания обязательных и исправительных работ организаций, не подведомственных органам местного самоуправления, возможно только по согласованию с такими организациями. В то же время имеются судебные решения, которые признают законным включение частных хозяйствующих субъектов в перечень мест отбывания наказания в виде обязательных или исправительных работ в связи с наличием в них вакантных рабочих мест, и понуждение их к трудоустройству осужденных (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 4 марта 2015 г. по делу № 33-6938/2015).

Кроме того, регламентируя вопрос о месте отбывания наказания в виде исправительных работ, законодатель поставил очень важное для осужденных условие: место работы должно быть в районе места жительства осужденного. При этом, что следует понимать под «районом места жительства осужденного» не конкретизируется. В Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 года это означало «в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства». Применение рассматриваемой нормы в настоящее время выявило серьезные трудности трудоустройства осужденных к исправительным работам, особенно в сельской местности и в небольших городах с ограниченными возможностями трудоустройства, а также в связи с широким распространением случаев несовпадения места регистрации гражданина и места фактического проживания. Очевидно, это понятие следует рассматривать как оценочное, подлежащее гибкой оценке в каждом конкретном случае, в пределах разумного – с учетом географических расстояний, развития улично-дорожной сети, транспортной доступности и других обстоятельств, включая сезонные факторы.


Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Понятие «принудительные работы» было введено в уголовные наказания сравнительно недавно. В настоящее время ст. 53.1 УК РФ дает возможность назначить альтернативное лишению свободы наказание. Это принудительные работы. При их исполнении осужденное лицо привлекается к труду в местах, которые определяются уполномоченными органами, отнесенными к уголовно-исправительным по их компетенции.

Принудительные работы в качестве основного наказания исполняются от 2 месяцев до пяти лет. Какие существуют проблемы исполнения этого вида наказания?


Назначение наказания в виде принудительных работ

Принудительные работы означают, что человек привлекается к общественному труду в местах, на которые укажут учреждения, относящиеся к уголовно-исправительной системе. Из дохода осужденного при исполнении работ в пользу государства изымаются денежные средства, чей размер колеблется от 5-20% от совокупного дохода. В ст. 53, ч. 5 УК РФ определяет, что денежные средства, удержанные из заработной платы, направляются на расчетный счет органа уголовно-исправительной системы. Лица, которые наказаны принудительными работами, исполняют их в специальных центрах исправительного назначения, находящихся в пределах РФ по месту жительства. Если невозможно привлечь к труду осужденного по месту жительства, в этом случае по согласованию с вышестоящими учреждениями, относящимися к уголовно-исправительной системе, лицо в согласованном порядке направляется в другие исправительные центры, находящиеся в ином регионе, но с имеющимися условиями для труда на весь срок работ.

Контроль над действиями осужденных на весь срок осуществляют высшие должностные лица исправительных центров. Используются все имеющиеся у них в арсенале средства и методы, включая видео, электронные средства. Лица, осужденные к рассматриваемым видам работ, обязаны не покидать территорию исправительного центра на весь срок работ. Исключения – это случаи исполнения работы вне пределов исправительных центров на определенный срок. Проживают осужденные лица в общежитиях, с нормальными условиями быта. Осужденные не имеют права покидать в нерабочее время, праздничные дни, выходные в отсутствии разрешения от администрации на это действие. Таков порядок распорядка специализированных центров.

Лица, не допускающие нарушений внутреннего порядка исправительных центра, отбывшие не менее половины срока, по заявлению с их стороны на основании разрешения, вынесенного начальником исправительного учреждения, могут проживать совместно с членами их семьи. Обычно в качестве жилья выступает собственная или арендованная квартира, находящаяся в том муниципальном образовании, где исполняются принудительные работы. Лица, которые проживают вне специализированных центров в оставшийся срок, обязаны приходить в центр в целях регистрации 4 раза в течение 31 дня, дни регистрации определяются начальником центра. Таков порядок регистрации, условия по этому виду наказания.

Срок и порядок исполнения принудительных работ

Со дня прибытия осужденного в исправительный центр начинает исчисляться срок. В этот временной интервал засчитывается время содержания лица под стражей, следование в центр, а также время выездов краткосрочного характера, которые предоставляются осужденному из расчета один день содержания под стражей, 1 день приезда в исправительное учреждение, 1 день выезда краткосрочного характера за 1 день рассматриваемых работ. Таков порядок и условия по этому виду наказания. В этот временной интервал не могут быть зачислены дни отсутствия осужденного в самовольном порядке свыше суток.

Уже указывалось, что признаком рассматриваемого вида наказания является то, что оно выступает альтернативой лишению свободы. Это происходит в случаях, предусмотренных уголовным законодательством. Случаи – это стати с признаками преступления, размещенными в Особенной части кодекса. Статьи применяются в отношении виновных деяний средней тяжести, с признаками тяжкого преступления. УК РФ ввел этот вид наказания впервые, в том числе в качестве альтернативы лишению свободы.

ВАЖНО: Суд, назначив наказание гражданину на срок лишения свободы до 5 лет, может прийти к выводу, что осужденный может быть наказан без реального лишения человека свободы.

В этом случае своим постановлением он имеет право заменить лишение свободы на принудительные работы. Отметим, что среди специалистов эта норма оценивается неоднозначно. В частности, исходя из толкования статьи, судья назначает наказание в виде лишения свободы. Если это наказание сроком менее 5 лет, судья может назначить принудительные работы, но должен при этом обосновать свое решение. Это обязательное условие.

Интересно, что замена лишения свободы на принудительные работы не находится в прямой зависимости от категории совершенного виновного деяния. Странно, что замена может произойти за совершение гражданином не только преступления, относящегося к категории средней тяжести, но и в ряде случаев за тяжкое виновное деяние. Это условие нельзя признать обоснованным, и введение этой нормы не может содействовать совершенствованию и гуманизации уголовного законодательства, в чем состоит суть существования этого наказания.

ВАЖНО: Если лицу назначено наказание, срок которого превышает пятилетний рубеж, принудительные работы судом назначать запрещено!

Ответственность за уклонение от исправительных работ

Уклонение от выполнения работ заменяется лишением свободы. При уклонении в расчет принимается 1 день лишения свободы за 1 день принудительных работ.

Условие о принудительных работах говорит о том, что от них освобождаются определенные лица. В их число входят:

  • дети до 18;
  • лица с инвалидностью;
  • беременным;
  • лицам женского пола с детьми до 3 лет;
  • пенсионерам (женский пол);
  • военнослужащие;
  • мужчинам (после 60 лет).

Важно: Этим категориям не нужно освобождение от работ в качестве условия. Судья не может назначить их в отношении упомянутых граждан в приговоре.

Таким образом, в принудительных работах соединены элементы, присущие исправительным работам, кроме того, ограничения свободы. В юридической литературе было высказано мнение о том, что принудительные работы выступают разновидностью ограничения свободы.


Отличие принудительных работ от обязательных и исправительных

Исправительные работы назначаются лицу, которое постоянно работает, либо не имеющему место работы. Осужденный, который имеет постоянное место трудовой деятельности, исполняет исправительные работы по основному месту трудовой деятельности. Лицо, которое не имеет постоянной работы, должен исполнить наказание в местах, которые определяются уполномоченными органами по согласованию с уголовно-исправительными учреждениями, но в районе места регистрации осужденного лица.

Обязательные работы – они означают, что осужденное лицо привлекается к труду в свободное от основной работы время. Объекты, где исполняются обязательные работы, определяются местной администрацией.

Принудительные работы – это одно из нововведений, применяемые с 2014 года. В отличие от исправительных работ, исполнение принудительных работ может быть осуществлено в районах, которые находятся далеко от места жительства осужденного лица при отсутствии в регионе проживания гражданина исправительных центров или при невозможности размещения там.

В принудительных, исправительных работах труд осужденного оплачивается. В отличие от вида - обязательных работ. В принудительных, исправительных работах с пользу государства взимается %, исчисляемый от суммы заработной платы.

В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется работодателем по согласованию с УИИ. При этом другие виды отпусков, предусмотренные законодательством, полагаются осужденным на общих основаниях (ч. 6 ст. 40 УИК РФ).
— военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим-контрактникам на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного срока службы по призыву (ч. 4 ст. 49, ч. 5 ст. 50 УК РФ) — несовершеннолетним;

Отказ в трудоустройстве осужденного

Уголовная ответственность наступает в случае необоснованного отказа в заключении трудового договора с беременной женщиной или женщиной, имеющей детей в возрасте до трех лет. За такое правонарушение должностное лицо организации (например, руководителя) могут оштрафовать в сумме до 200 000 руб. или в размере его дохода за период до 18 месяцев. Кроме того, вместо штрафа нарушителя могут привлечь к обязательным работам на срок до 360 часов.
Согласно части 1 статьи 39 УИК, исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Прием на работу осужденных к обязательным работам

Закон требует, чтобы при назначении виновным гражданам исправительных или обязательных работ, из полученного ими дохода было произведено удержание части средств в пользу государства. В расчет принимаются все полученные работником доходы за исполнение ими трудовых обязанностей, включая оклад, премии и иные выплаты. При этом не учитываются доходы осужденного, относящиеся к категории социальных пособий, такие как пенсии, например.
Порядок приема осужденных сотрудников отличается от любого другого приема пакетом документов, а также процедурой оформления, которая основана на положениях трудового законодательства нашей страны и определяет заключение трудового договора и подписание приказа, а также необходимость сделать в трудовой книжке работника соответствующую запись о приеме.

Обязана ли организация брать на работу осужденных к исправительным работам

Не откажите в трудоустройстве осуждённому

Не меньшей угрозой исполнению наказания стала вторая проблема: недостаток мест для упомянутых работ. Федеральное законодательство не обязывает работодателя принимать на работу осуждённых, а у органа местного самоуправления нет полномочий по контролю или регулированию правоотношений с работодателем. Между тем, в стране и в регионе есть факты отказов осуждённым в трудоустройстве из-за отсутствия вакантных мест и нежелания брать на работу таких граждан. Хотя места, на которые люди направлялись, входят в перечень, утверждённый главами администраций поселений. По сути, задача определения мест для отбывания работ легла на плечи сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, и они вынуждены согласовывать предприятия и включать их в перечень для отбывания наказания. Хотя ст. 50 УК и ст. 39 УИК России установлено, что исправительные работы отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления.
– Мы без проблем приняли бы таких осуждённых, – ответил на вопрос Венеры Гречухиной начальник отдела управления персоналом ПАО «Метафракс» Фанил КАЮМОВ. – Но у нас заняты все вакансии, связанные с уборкой и благоустройством. А для занятия вакантных должностей на основном производстве требуются работники, имеющие профильное образование и опыт работы.

Ответственность за отказ работодателей в приеме на работу осужденных к обязательным работам и исправительным работам

Шарьинского межрайонного прокурора необоснованными, так как у МУП «АДС» не имелось возможности предоставить рабочее место осужденным по объективным причинам. Предприятие включено в Перечень, но обязательств принимать на работу таких граждан в любое время, предприятие не имеет. Администрацией городского округа г. Шарья в рамках исполнения положений ст. 50 УК РФ и ст. 39 УИК РФ было издано постановление от 22.07.2009 года № 1162, которым утвержден Перечень организаций для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ на территории городского округа г. Шарья. Данное постановление, по мнению представителя, напрямую не содержит обязательств для организаций в трудоустройстве лиц, осужденных к исправительным работам.
Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Согласно ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Ответственность за отказ работодателей в приеме на работу осужденных к обязательным работам и исправительным работам

ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования. Руководством МУП «АДС» муниципальный правовой акт не исполнен. Представитель ответчика Г.В. с исковыми требованиями не согласился.
Просил признать отказ МУП «АДС» в приёме на работу осужденных к исправительным работам Г., С., В., незаконным; возложить на МУП «АДС» обязанность по созданию рабочих мест для трудоустройства лиц, осужденных к исправительным работам. Пояснил, что в силу ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ было издано постановление главы городского округа г. Шарья от 22.07.2009 года № 1162, которым утвержден Перечень организаций для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ на территории городского округа г.
Шарья. В данный Перечень включено МУП «АДС». Согласно п.4 Постановления №1162 указанные в Перечне организации должны установить квоты для приема на работу лиц, осужденных к исполнению наказания в виде исправительных и обязательных работ, в количестве одного рабочего места для каждой организации. В силу ч. 2, 3 ст.

Конференция ЮрКлуба

Отказ в приеме на работу

Работодатель, принявший решение отказать соискателю в приеме на работу, должен опираться на законодательные документы, акты, при их соответствии, следует указывать в письменном отказе, чтобы правильно аргументировать свою точку зрения. Основные нормативно-правовые акты, на которые работодатель имеет право ссылаться при мотивированном отказе в приеме на работу в зависимости от ситуации:
Согласно нормам Трудового кодекса РФ и Конституции РФ каждый человек имеет право сам выбирать себе трудовую деятельность в соответствии со своими желаниями и способностями, выбирать место работы, а при трудоустройстве рассчитывать на равные права при заключении трудового договора с работодателем, в независимости от вероисповедания, своего статуса или занимаемого положения. Статьей 64 Трудового кодекса РФ установлен запрет на необоснованный отказ работодателя в приеме на работу нового сотрудника. Принимая на работу сотрудника, работодатель должен оценивать его деловые качества, и если кандидат не соответствует требованиям, только тогда он вправе отказать ему в трудоустройстве, при этом, уведомив его об объективных причинах отказа. При необоснованном отказе в приеме на работу соискатель вправе обжаловать действия работодателя в судебном порядке.

Особенности приема на работу на исправительные работы

Ответственность за отказ работодателей в приеме на работу осужденных к обязательным работам и исправительным работам

В соответствии с пунктами 1,2 ст.7 федерального закона от 06.10.03 года N 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Должностным лицом МУП в приеме на работу осужденным Г., С., В. было отказано по причине отсутствия вакансий на предприятии. В соответствии с частью 1 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 08.01.1997 года № 1-ФЗ уголовно-исполнительное законодательство РФ имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иным лицами.

Прием на работу осужденного к исправительным работам

  • Исправительные работы выполняются как основная трудовая деятельность гражданина, нарушившего закон. Если к моменту вынесения приговора он был где-то трудоустроен, то он отбывает наказание по прежнему месту работы, если нет, его трудоустраивают органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Обязательные работы выполняются на благо общества в свободное от основной деятельности (трудовой, учебной) время, не более 4 часов в день.
  • За исправительные работы приговоренному к ним гражданину выплачивается зарплата, часть которой (по приговору суда) удерживается в пользу государства – от 5 до 20%. Прием на обязательные работы осуществляется на безвозмездной основе, то есть работник вообще ничего не получает.
  • Исправительные работы назначают за преступные деяния средней и небольшой тяжести, обязательные – только за преступления небольшой тяжести.

Если в момент вынесения приговора осужденный нигде не трудится, место работы ему подыскивает муниципалитет, согласуя его с уголовно-исполнительной инспекцией. Работу нужно подобрать в районе, где проживает работник. Выбрав организацию, инспекция направляет туда гражданина, выдав ему особое предписание явиться для исполнения наказания к определенному работодателю. Инспекция отправляет в отдел кадров особое извещение о направлении осужденного в компанию для отбывания исправительных работ. В нем же прописывается, какой процент от заработка следует удерживать с сотрудника. Вместе с извещением направляют копию приговора суда.

Добавим, что согласно статистике судебного департамента ВС РФ 3 , в I полугодии 2020 года по всем статьям УК РФ к исправительным работам приговорили 18 800 человек, к обязательным – 40 462 (по гл. 16 УК РФ «Преступления против жизни и здоровья» – ​933 и 5541 человек).

Отличие исправительных работ от обязательных заключается в том, что первые осужденный может отбыть по основному месту работы 4 , а если его нет, то в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями в районе места жительства осужденного (из зарплаты в доход государства удерживается сумма в размере от 5 до 20%). К тому же обязательные работы не подразумевают трудовыми правоотношениями и заключаются в выполнении осужденными в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ.

В трудоустройстве осужденного и дальнейшем его сопровождении принимают участие:

  • администрация муниципального образования;
  • уголовно-исполнительная инспекция;
  • организация (или ИП), в которую направляется осужденный;
  • осужденный.

Рассмотрим статус каждого из участников данного процесса, чтобы выяснить права и обязанности сторон.

Перечень организаций, в которых осужденные отбывают исправительные работы

Перечень объектов, на которых могут отбывать наказание в виде исправительных работ осужденные 5 , определяют органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией 6 (см. перечень мест, определенных для отбывания уголовного наказания осужденными к исправительным работам на территории города Нижний Тагил во фрагменте документа).

Статья 50 Уголовного кодекса РФ «Исправительные работы»

1… Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

В основном в Перечень входят предприятия, где требуется неквалифицированный рабочий труд. Это могут быть муниципальные и обычные коммерческие организации, индивидуальные предприниматели. К сожалению, в настоящее время отсутствуют критерии, закрепленные на законодательном уровне, опираясь на которые органы местного самоуправления могли бы формировать Перечни (см. определение ВАС РФ от 27.04.2012 № ВАС-5273/12 по делу № А45-6022/2011).

Постановление Администрации города Нижний Тагил от 23.05.2018 № 1501-ПА (с изм. от 20.01.2021)

Перечень
мест, определенных для отбывания уголовного наказания осужденными к исправительным работам на территории города Нижний Тагил

1. Акционерное общество «Научно-производственная корпорация “Уралвагонзавод” имени Ф.Э. Дзержинского».

2. Акционерное общество «Уралкриомаш».

3. Акционерное общество «Химический завод «Планта».

4. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Городская инфекционная больница город Нижний Тагил» (только лицами, достигшими 18-летнего возраста, при соблюдении требований статей 331, 351.1. Трудового кодекса Российской Федерации).

13. Крестьянское (фермерское) хозяйство Авоян А.Р.

14. Магазин «Семья» ИП Мамедов Р.А.

15. Магазин продукты общества с ограниченной ответственностью «Семенов».

16. Мастерская Ерышканов А.А.

17. Мастерская ИП Атабекян М.М.

18. Мастерская ИП Гальямов Р.Р.

37. Муниципально-унитарное предприятие производственно-технического объединения Жилищно-коммунального хозяйства Пригородного района, Висимо-Уральский участок.

38. Непубличное акционерное общество «Нижнетагильский котельно-радиаторный завод».

39. Нижнетагильский филиал открытого акционерного общества «Прокатмонтаж».

40. Нижнетагильский центр организации железнодорожных станций.

136. Общество с ограниченной ответственностью «Монблан Керамик».2

137. Общество с ограниченной ответственностью «СпецТехСтрой».

138. Общество с ограниченной ответственностью «Радуга».

139. Индивидуальный предприниматель И.М. Андриуцэ.

140. Индивидуальный предприниматель Ильясов Гаджи Шамсетдин оглы.

186. ООО «Управляющая жилищно-эксплуатационная компания» «ДОМОУПРАВ-НТ».

187. ООО «Рекорд-Урал».

257. Индивидуальный предприниматель Малышев Валерий Валентинович.

258. Общество с ограниченной ответственностью «Полуфабрикаты».

259. Общество с ограниченной ответственностью «Новаторов».

Органы местного самоуправления могут самостоятельно разрабатывать нормативные акты, которыми утверждают порядок включения организаций в Перечень. Практика показывает, что власти далеко не всегда согласовывают с организациями включение их в этот список, как и УИИ – направление к ним осужденных.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа



Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

  • Свежие
  • Посещаемые

Особенности трудовых отношений с осужденными к исправительным работам

Исправительные работы являются одним из видов наказания за совершение уголовного преступления. Они назначаются на срок от 2 месяцев до 2 лет и за этот период из зарплаты осужденного производятся удержания в доход государства в размере от 5 до 20%. Если у осужденного есть основное место работы, то он отбывает исправительные работы там. Если же его нет, то уголовно-исполнительная инспекция направляет его к работодателю в районе места жительства гражданина. Если ваша организация будет выбрана органом местного самоуправления для отбытия такого наказания, то нужно учитывать некоторую специфику. В частности, что касается отпуска, поощрения, взыскания, увольнения. Расскажем, на что работодателю обратить внимание, чтобы трудовые отношения с осужденным не вылились в проблему. На конкретных примерах покажем, как рассчитать отпуск. Приведем образцы формулировок в трудовой договор, отчетность перед инспекцией, документы об увольнении.

Что делать в случае задержания (ареста) работника

Неявка сотрудника на работу вследствие его задержания, заключения под стражу или отбывания административного / домашнего ареста – не повод для прекращения с ним трудовых отношений. Несмотря на то что указанные меры в большинстве случаев принимаются при совершении лицом противоправных деяний, на трудовые отношения с работодателем это не влияет. Отсутствие на работе по указанным причинам нельзя признать неуважительным, поскольку не зависит от воли работника. Скоропалительное решение об увольнении пропавшего подчиненного может стоить работодателю длительных судебных разбирательств и денежных затрат, если суд признает расторжение трудового договора незаконным.

Согласно статье 64 ТК РФ отказ в приеме на работу должен иметь четкую формулировку. Каждый гражданин вправе выбрать трудовую деятельность исходя из своих желаний и навыков, а при найме рассчитывать на одинаковые возможности, независимо от веры, статуса или занимаемой ранее должности.

Отказ в приеме на работу по Трудовому кодексу

отказ в приеме на работу

Наниматели нередко отказывают людям, не называя существенных причин. В этой позиции кандидаты в самом начале оказываются в наименее выгодном положении. По статье 64 ТК РФ запрещено отказывать в оформлении без четко обоснованных аргументов, а по части 6 упомянутой статьи немотивированное отклонение кандидата оспаривается в суде. Фактически же обязать нанимателя подписать контракт почти невозможно, а юридическая практика по данному вопросу редко складывается в пользу граждан.

Работодатель уполномочен по своему усмотрению принимать нужные решения по подбору, найму и увольнению сотрудников. В некоторых случаях наниматель отказывает соискателям, но за незаконный отказ наступает ответственность согласно ч. 1 ст. 64 ТК РФ.

Чтобы правильно сформулировать обоснованный отказ соискателю, полезны такие рекомендации:

Обоснование в письменной форме о невозможности найма не потребуется только при отсутствии вакантной должности на предприятии.

Законные причины для отказа

Чтобы отрицательный ответ нанимателя был обоснованным и мотивированным, необходимо сослаться на то, что у работника нет требуемых качеств, первостепенных для осуществления данного вида трудовой деятельности. Под этими качествами подразумевают умение осуществлять трудовые функции и соответствие профессиональным требованиям.

Законным может быть признан отказ работодателя в приеме на работу в следующих ситуациях:

  1. Несовершеннолетнему гражданину, который не получил разрешение от родителей или законных представителей на трудоустройство.
  2. Не предъявлены нужные для оформления документы.
  3. Работа связана с тяжелыми условиями труда, а кандидат женского пола. Женщинам запрещено носить тяжести, а многодетным матерям, у которых есть маленькие дети, не разрешается деятельность с ненормированным рабочим графиком. Несовершеннолетним соискателям можно отказать по этой же причине: они не должны поднимать тяжести, переносить чрезмерные психические нагрузки, выполнять работу с опасными условиями труда.
  4. Претендент на государственную службу не владеет русским языком.
  5. Имеется дисквалификация, зафиксированная в трудовой книжке.
  6. Соискатель имеет ограничение, установленное судом, на выполнение некоторых трудовых обязанностей.
  7. Гражданин имеет заболевания психического характера.
  8. Иностранцам, которые претендуют на виды деятельности, связанные с государственной тайной.

Отказать можно и по другим мотивам, если они имеют четкую аргументацию.

Неправомерные причины для отказа в приеме на работу

Получение работы не может быть связано с местом проживания соискателя. Дискриминацией считается отклонение соискателя по таким причинам:

  • вероисповедание;
  • национальность;
  • расовая принадлежность;
  • возрастные ограничения.

К причинам, унижающим человеческое достоинство, относятся:

  • беременность;
  • наличие ребенка;
  • хронические заболевания;
  • инвалидность;
  • отсутствие регистрации по месту жительства;
  • отсутствие членства в профсоюзном органе;
  • непринятие результатов выборов, конкурса, решения суда.

ВАЖНО! Отказать человеку с инвалидностью невозможно, если он предоставил направление по квоте, обязательной для организации.

Для тех, у кого есть гражданство РФ, регистрация необязательна. Соискатели не обязаны быть членами профсоюза. Выборные должности, победа в конкурсе находятся вне сферы компетенции работодателя. Судебное постановление о трудоустройстве гражданина не подлежит обсуждению и не может быть оспорено.

Кому нельзя отказать в трудоустройстве

Существуют льготные категории граждан, кому невозможно отказать в трудоустройстве, независимо от субъективного отношения и предпочтений руководства или работников отдела персонала. По статье 64 ТК запрещено отказывать в найме:

  • беременным работницам;
  • матерям или отцам, занимающимся воспитанием ребенка в одиночку, если они являются единственными кормильцами;
  • кандидатам по приглашению, которые уже уволились с прошлого места.

ВНИМАНИЕ! Если сменился собственник, может быть отказано в продлении договора главному бухгалтеру и директору. Но это можно сделать не позже 3 месяцев с момента появления нового учредителя.

Письменный отказ в приеме сотрудника на работу с формулировками

Частыми причинами называют нехватку навыков, заявленных в описании открытой должности. Отказ должен содержать информацию о том, какие навыки, способности, деловые качества не соответствуют заявленным требованиям.

Если по результатам отбора принято решение отказать претенденту и он запросил документ с подтверждением, то руководитель, принявший такое решение, обязан:

  1. Предоставить отказ в принятии на работу под подпись, предварительно проставив на документе регистрационный номер.
  2. Четко сформулировать причины отрицательного решения.
  3. Копию с подписью получателя и письменное заявление о требовании документа следует сохранить.

Письмо соискателю должно быть написано в корректной и уважительной форме. Можно использовать формулировки: «Ваше резюме будет рассмотрено при появлении новых вакансий. Желаем удачи в дальнейшем поиске работы!».

Ответственность работодателя за необоснованный отказ в трудоустройстве

За недостаточно мотивированный отказ работодатель может быть привлечен к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности. Меры применяются к работникам предприятия в виде выговора, замечания, а также:

  • Ответственность административного плана наступает при нарушении законодательных норм. В этой ситуации мерой взыскания станет штраф. При несоблюдении законодательства работу фирмы могут приостановить на срок до трех лет.
  • Если беременной женщине или претенденту с детьми откажут в трудоустройстве, то наниматель, принявший такое решение, может понести уголовную ответственность. На виновника налагается штраф до двухсот тысяч рублей или исправительные работы.

Если в трудоустройстве несправедливо отказали, гражданин вправе в установленные сроки обратиться с судебным иском о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального и морального ущерба.


Действующий юрист по Трудовому праву, руководитель отдела кадров. Стаж работы более 10 лет.

Читайте также: