Как отказаться от наставничества на работе

Опубликовано: 17.09.2024

Стать настоящим мастером своего дела может только тот, кто учился профессии рядом с таким мастером, то есть был подмастерьем. Этот древний метод обучения сегодня активно применяется на современных предприятиях, причем практически повсеместно. В некоторых организациях институт наставничества организован и функционирует целенаправленно, в других это происходит «по умолчанию», но принципы применения его очень похожи.

Разберемся с терминологией: чем отличается наставничество от сходных понятий «обучение», «коучинг», «менторство» и др. Проанализируем преимущества и недостатки системы наставничества, а также основные ошибки, характерные для нее. Дадим советы желающим организовать эту систему в своей организации.

Суть наставничества

Новичок, принятый на работу, теоретически должен быть подготовленным специалистом – он имеет диплом, проходил соответствующую практику, а иногда имеет даже опыт работы на подобных должностях. Тем не менее ему необходима адаптация для достижения необходимого уровня эффективности. Многолетний опыт показывает, что адаптация проходит значительно быстрее и успешнее под руководством опытного сотрудника, в процессе совместной деятельности передающего молодому кадру необходимые ему навыки и опыт, при этом предостерегающего от серьезных промахов.

Можно определить наставничество в организации как добровольное содействие в адаптации нового сотрудника без осуществления прямого руководства путем развития практических навыков. В прикладной форме это выглядит как опека, которую в течение определенного времени оказывает новичку опытный работник.

Вопросы термина

ВАЖНО! Рекомендации по составлению Положения о наставничестве от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Не стоит ставить знак равенства между наставничеством и понятиями профессионального обучения, менторства, коучинга и других сходных категорий. Попробуем разобраться в принципиальных отличиях.

  1. Профобучение. Наставничество, в отличие от профессионального обучения, не начинается с нуля, оно всегда опирается на определенную базу. Кроме того, оно проводится всегда в процессе выполнения трудовых функций, на рабочем месте. Если при обучении цена ошибки – это снижение оценки, то при наставничестве это не только снижение трудовых показателей, но и серьезный промах как наставника, так и опекаемого сотрудника.
  2. Коучинг, несмотря на то, что это слово переводится как «тренировка, обучение», не тождественно наставничеству. Коучинг предполагает обратную связь, то есть не передачу знаний и опыта, а запуск самообучения и развития. При коучинге молодой специалист как бы смотрит на ситуацию глазами своего учителя. Такой метод эффективен при адаптации HR-специалистов, но значительно менее актуален для производственных специальностей.
  3. Менторство. Это обучение для наставников. Чтобы наставничество было эффективным, учитель должен быть минимум на шаг впереди своего ученика. А для этого необходимо постоянное совершенствование как профессиональных, так и преподавательских умений, иначе рано или поздно наставник достигнет своего «потолка», и ученику нечему будет у него научиться.

Функции наставника

В зависимости от пожеланий руководства, начального уровня молодого сотрудника и его будущих компетенций наставник может содействовать решению таких задач, как:

  • консультирование новичка;
  • введение его в корпоративную культуру фирмы;
  • наблюдение над тем, как он решает поставленные задачи;
  • составление плана профессиональной адаптации;
  • организация обучающих мероприятий;
  • поиск «слабых мест», рекомендации по их устранению;
  • демонстрация положительного примера для подражания.

Зачем становиться наставником?

Официальное законодательство не предусматривает такого понятия, то есть в принудительном порядке заставить опытного сотрудника выполнять функции наставника невозможно. Работодатель может мотивировать потенциального наставника различными способами:

  • дополнительным вознаграждением;
  • улучшением статуса;
  • возможностью развить навыки управления;
  • другими «бонусами», обусловленными хорошим отношением руководства.

Человек, успешно «наставивший» менее опытных сотрудников, имеет больше шансов в будущем самому занять руководящую должность, поскольку досконально разбирается в функциональных обязанностях и умеет управлять людьми. Ведь уча других, учишься сам.

Плюсы и минусы системы наставничества

На первый взгляд, эффективно функционирующая система наставничества – лучшее, что можно внедрить в организацию для успешной адаптации и повышения квалификации молодых кадров. Рассмотрим подробнее.

Плюсы

На стороне наставничества следующие преимущества:

  1. Низкая себестоимость. Не требуется значительных финансовых расходов, чтобы обеспечить наставничество, часто эффективнее работают другие рычаги мотивации.
  2. Обеспечение лояльности. Любой новичок будет признателен за проявленное к нему внимание и помощь в первые непростые рабочие месяцы. «Выращенный» усилиями компании, он будет позитивнее относиться к ней и испытывать внутреннюю потребность благодарности и более эффективной работы.
  3. Преемственность корпоративных стандартов. Опытные наставники передают молодым кадрам уже сформированный поведенческий и профессиональный стандарт, одобряемый в данной сфере.
  4. Быстрая и эффективная адаптация. Снижается срок достижения работником уровня компетентного специалиста, приносящего максимальную пользу, а значит, и прибыль.
  5. Уменьшение текучести кадров. Происходит как за счет хорошо подготовленных и позитивно настроенных молодых специалистов, так и за счет опытных работников, благодаря роли наставника избавленных от «синдрома выгорания».
  6. Улучшение трудовых показателей. Наставники, стремясь показать хороший пример, и сами начинают работать лучше.

Минусы

Однако у системы наставничества есть и «подводные камни». Какие минусы могут быть характерны для такой организации профессионального взаимодействия? Прежде всего, это:

  • нетождественность наставничества и адаптации – опытный сотрудник не может все время опекать новичка, когда-то придется отпустить его «в свободное плавание», при этом окончание срока наставничества не всегда обозначает практическую готовность к самостоятельной работе;
  • недостаточная подготовка и мотивация самого наставника;
  • отсутствие обратной связи (наставник и подопечный не смогли «сработаться»);
  • подавление наставником подопечного, использование им неправильных методов преподавания (модель «делай, как я, не спрашивай, почему»);
  • перегрузка обучаемого теорией в ущерб практике;
  • отсутствие внешнего контроля, значимых критериев успешного наставничества.

Организация системы наставничества с нуля

Если руководитель хочет сделать систему наставничества в своей организации официальной, ему надо закрепить ее основные положения во внутреннем нормативном акте – Положении о наставничестве. В нем стоит прописать основные моменты, касающиеся этого процесса:

  • критерии отбора наставников;
  • их мотивирующие факторы;
  • права и обязанности наставников и подопечных;
  • сроки наставничества для конкретных должностей;
  • программу контроля эффективности наставничества и критерии ее оценки.

К СЛОВУ! Можно организовать этот процесс и на сугубо добровольной основе.

Рекомендации руководству для организации эффективного наставничества

  1. Правильно подобранная кандидатура наставника – 90% успеха всего процесса.
  2. Лучше использовать добровольцев, а также людей, максимально соответствующих критериям хорошего наставника, подкрепляя их корректной мотивацией.
  3. Правильно ставить цели наставничества и критерии его успешности.
  4. Твердое правило: успех подчиненного – прямая выгода наставника, и наоборот.
  5. Наставничество не должно существенно затруднять профессиональную деятельность самого наставника.

Наиболее частые ошибки при организации наставничества

Чтобы избежать негативных моментов, связанных с организацией адаптации и повышения эффективности молодых кадров путем наставничества, руководству следует быть внимательным к опыту предшественников и постараться не допустить следующих типичных ошибок:

  • недооценка сложности адаптации для подопечного (поможет внимательное отношение, обратная связь, личная заинтересованность наставника);
  • переоценка подопечным уровня своих первоначальных навыков (человек должен хотеть научиться новому, влиться в коллектив и перенять опыт);
  • диктат наставника (навязывание своего мнения без объяснения альтернатив недопустимо, наставник не является руководителем);
  • отсутствие системного контроля (необходимы конкретные задачи наставничества и своевременная проверка их достижения);
  • отсутствие у наставника мотивации к успешной деятельности (может возникнуть в результате того, что пришлось взять подопечного под давлением начальника);
  • неправильный подбор кандидатов в наставники.

Избежать этих ошибок поможет сознательный и грамотный подход руководства к системе организации наставничества, которая часто является показателем успешности развития компании в целом.


От того как отказать работодателю после собеседования, зависит не только общее впечатление о вас как о человеке и специалисте, которое останется надолго в памяти сотрудников фирмы. Результатом станут еще и возможности, которыми не стоит пренебрегать в случае нового поиска работы.

Стоит ли сообщать, что не готовы работать в компании

Каждый, кто ищет работу, иногда принимает решение не приходить на назначенные рекрутерами встречи, например, почитав о компании негативные отзывы, ожидая другое место или по иным причинам. Стоит ли сообщать об этом или достаточно просто не явиться?

Или другая ситуация: встреча с работодателем прошла успешно, но что-то вас не устроило, или вы получили более выгодное предложение. Что делать в этом случае?

Некоторые соискатели считают, что задумываться о правильном отказе не имеет смысла. Рекрутеры часто не находят времени сообщить соискателю, что он не подходит. Так зачем же это делать кандидату? Но такая точка зрения не соответствует нормам деловой этики.

Сообщить о своем отказе стоит, и вот почему:

  • вы сможете сохранить «лицо» и репутацию;
  • грамотный и корректный отказ убережет вас от попадания в черные списки соискателей, а пригласившей вас компании позволит, не теряя времени, начать поиск нового кандидата;
  • в случае необходимости вам проще обратиться в компанию, сотрудники которой запомнили вас как вежливого и обязательного человека, знакомого с правилами делового этикета.

Как сообщить работодателю о неготовности принять предложение о работе

В современном мире большинство компаний для поиска сотрудников широко используют специальные рекрутинговые интернет-порталы.

Если вас пригласили на встречу с помощью такого портала, то придумывать вежливые варианты отказа работодателю до собеседования нет необходимости. Для этого существуют специально разработанные формы с готовыми формулировками, вам достаточно лишь выбрать наиболее подходящую и нажать кнопку.

Если вы ведете общение через сайт компании, то доступна и такая возможность как отказ от собеседования по электронной почте. Для этого достаточно написать ответное письмо на приглашение:

Спасибо, что заинтересовались моей кандидатурой, но обстоятельства складываются так, что сейчас я не готов вести переговоры о работе в Вашей компании. Желаю вам подобрать подходящего менеджера. Удачного дня.

Если вас пригласили по телефону, то и отменять встречу логичнее таким же способом. Достаточно пары общих фраз типа:

К сожалению, в данное время я не готов рассматривать предложения о трудоустройстве в Вашу компанию.

или:

Здравствуйте! Спасибо за приглашение на вакансию «Офис-менеджер». В настоящий момент я не готов рассмотреть Ваше предложение.

Сложнее сориентироваться, как вежливо отказать работодателю после собеседования, проходившего в несколько этапов. Ведь уже потрачено немало сил и времени на переговоры, да и компания рассчитывает на вас. Возможны следующие варианты:

1. Вы еще на встрече поняли, что не хотите работать в этом месте. Целесообразно сразу же сообщить об этом работодателю. Можете использовать такие формулировки:

Я трезво оценила свои возможности и вынуждена отказаться от Вашего предложения, так как мне неудобен предлагаемый график работы.

Большое спасибо Вам за предложение, но, к сожалению, эта вакансия мне не совсем подходит, это не то, что я ищу в данный момент.

2. Вы взяли таймаут для дальнейших размышлений. Перед тем, как отказаться от работы после собеседования, необходимо трезво оценить плюсы и минусы предложенной вакансии. Вы все же приняли решение не принимать предложение работодателя? Уведомите об этом одним из двух способов.

По телефону

Такие разговоры не слишком приятны, поэтому к ним стоит готовиться заранее, в том числе прорабатывать ответы на возможные возражения со стороны эйчара.

Благодарю, что вынесли положительное решение по моей кандидатуре, но хочу сообщить, что я подыскал более подходящую мне вакансию в другой компании, поэтому вынужден отказаться от Вашего предложения. Желаю успехов в поисках сотрудника.

В письменной форме

Этот способ предпочтительнее для многих соискателей, т. к. не подразумевает ответной реакции. Вдобавок он становится единственно возможным, когда предложение о работе получено в виде официального документа — джоб оффера (job offer — англ., предложение о работе). Раздумывая, как отказаться от вакансии после собеседования письменно, учтите следующие моменты:

  1. Обращение. К рекрутеру обращайтесь по имени. Нелишне поблагодарить за уделенное вам время.
  2. Причины отказа. Излагайте их правдиво, но корректно. Не стоит заострять внимание на особенностях личности директора или других сотрудниках, интерьера офиса и пр.
  3. Пожелание успехов в дальнейшей работе позволит закончить общение на позитивной ноте и оставить о себе приятное впечатление.

Чтобы проиллюстрировать, как правильно отказать работодателю после собеседования в письменной форме, приведем примеры таких сообщений.

Большое Вам спасибо за предложение о работе на позицию «инженера». После тщательного рассмотрения я вынужден Вам сообщить, что отказываюсь от этого предложения. Несмотря на то, что Вы очень подробно описали будущие возможности продвижения внутри компании «Y», я принял предложение от другой компании, позиция в которой больше соответствует моим навыкам и карьерным целям.

Мне было очень приятно познакомиться с Вами и с остальными сотрудниками компании (можете перечислить поименно). На всех этапах собеседований Вы были очень добры ко мне, и я сожалею, что обстоятельства не позволяют мне принять Ваше предложение.

Желаю Вам всего наилучшего.

Работник имеет полное право на отказ, что подтверждает ряд нормативных актов, регулирующих процесс вакцинации.

Как отказаться от вакцинации от коронавируса на работе?

Прежде всего, гражданам надо запомнить, что заставить пройти вакцинацию от ковида работодатель не вправе. Руководитель может предложить персоналу привиться всем коллективом. Для этих целей на предприятие может быть вызвана мобильная бригада. Однако принудить к этому действию директор не имеет права.

Письменного заявления, где указано нежелание проходить вакцинацию, достаточно для отказа. Руководитель обязан учесть пожелания сотрудников и организовать процедуру только для желающих.

Для большей убедительности в заявлении можно указать ссылки на нормативные акты, дающие гражданам право на отказ:

Независимо от календаря профпрививок работники могут законно отказаться в случае медотвода, причинами которого являются:

  • возраст до 18 лет;
  • беременность и период кормления новорожденного;
  • хронические болезнии в стадии обострения;
  • непереносимость компонентов вакцины.
  • симптомы ОРВИ;
  • аллергические реакции на ранее поставленные прививки.

Если есть указанные факторы, то при необходимости они также включаются в текст заявления об отказе.

Особые правила действуют для лиц, включенных в Перечень Постановления Правительства РФ №825, где указаны работы и профессии, при наличии которых профилактические прививки, согласно календарю, ставятся обязательно. Это касается в том числе врачей, учителей, воспитателей и работающих в неблагополучной эпидемиологической обстановке.

Как написать заявление об отказе на законных основаниях?

Заявление пишется в свободном виде на имя директора организации.

Текст отказа составляется от первого лица в следующем порядке:

Текст заявления заверяется личной подписью работника, рядом ставится дата.

Ниже приведен примерный образец заявления, которым можно воспользоваться для написания отказа на работе при предложении работодателя привиться от ковида.

Важно: Всем гражданам, поставившим прививку от коронавируса, выдается сертификат о вакцинации, который уже сейчас позволяет без ограничений въезжать в отдельные иностранные государства.

Как законно отказаться от прививки от коронавируса на работе - образец заявления об отказе от вакцинации

Что делать, если работодатель заставляет ставить прививку от ковида?

В ответ на подобное предложение работник может либо отказаться, либо согласиться.

Ст. 11 Закона 52-ФЗ обязывает руководство компаний исполнять требования санитарного законодательства, постановления и предписания соответствующих ведомств. Однако вакцинация населения от коронавируса не является требованием, обязательным к исполнению. Роспотребнадзор и Минздрав не раз заявляли о добровольном порядке, поэтому работодатель не может ссылаться на указанный закон и принуждать сотрудников ставить прививки.

Приказ Минздрава РФ №125н от 21.03.2014 содержит календарь профилактических прививок, которые ставятся по эпидемическим основаниям.

Приоритетное право есть у:

Также определены группы лиц, которые могут привиться во вторую и третью очередь. Уровни приоритета могут меняться в зависимости от эпидемиологической ситуации по решению органов власти.

В календаре прививок сообщается, что указанные лица находятся в приоритете и имеют право привиться раньше остальных, при ставить в обязательном порядке ее придется только при угрозе эпидемии, если будут изданы соответствующие постановления. В настоящее время таких актов нет, и работник имеет право отказаться на законных основаниях.

Также законно отказать от прививки можно в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона 157-ФЗ от 17.09.1998, где перечисляются права граждан, связаные с иммунопрофилактикой, где четко указано, что у каждого есть право на отказ от профилактических прививок.

Если работник решает отказаться, то он составляет письменный отказ на имя руководителя. Работодатель не вправе применить какие-либо санкции к тем, кто не желает прививаться.

Могут ли уволить?

Выводы

Прививка от коронавируса ставится в добровольном порядке. Если на работе предлагают вакцинацию, то для отказа достаточно написать заявление.

Работники из Перечня, утвержденного Постановлением №825, обязаны будут привиться, если будет объявлена эпидемия по коронавирусу. В настоящее время указанные лица также могут отказаться, так как постановлений и распоряжений об особой эпидемеческой ситуации в стране или регионе нет.

Отрицательно отвечать на просьбу сложно, особенно, если человек, который её адресует – ваш руководитель. Даже прикладывая все возможные усилия бывает трудно выполнить поставленную задачу. Поэтому нужно правильно и заранее отказать начальнику.

Прежде чем идти к боссу, подумайте о личных причинах и чётко сформируйте представление о том, что хотите сказать. Предложите альтернативные решения, вместо того чтобы просто ответить «нет».

С чего начать и как действовать, чтобы отказ был убедительным и не повлиял на отношения, узнайте в этой статье.

Часть 1

Определите причину отказа

отказать начальнику

Если начальник попросил взять на себя работу, для которой нет времени, или которая не соответствует обязанностям, составьте список причин отказа. Подойдите к этому спокойно и рационально. Проведите мозговой штурм и выстройте убедительную позицию:

• Причины могут быть простыми. Например, у вас запланирован отпуск или существует необходимость ухаживать за детьми.

• Если задача не подходит для вас в профессиональном плане, важно указать на её несоответствие c вашей рабочей квалификацией.

• Когда у вас уже есть большая рабочая нагрузка, и нет возможности взять больше, скажите об этом откровенно.

Расставьте приоритеты

отказать начальнику

Если у вас сложный рабочий график, и вы не верите, что можете взять на себя другие задачи, выделите время, чтобы оценить приоритеты. Сравните новое задание с другими и подумайте, сможете ли эффективно переключаться между ними.


Если просто сказать: «у меня нет времени», начальник подвергнет сомнению вашу рабочую продуктивность. Поэтому аргументируйте проблемы с нагрузкой, если они есть. Для этого отделите поручения друг от друга, расставьте их по приоритетности и сроку.

• Представьте, сколько понадобится времени на выполнение всех задач, уже находящихся в работе. После подумайте, есть ли возможность взять ещё одну.

• Напишите для себя понятную и последовательную подсказку, которую будете использовать в разговоре с начальником.

• Важно не «сказать» о том, что вы не выполните поставленные цели, а «показать», что это невозможно в текущей ситуации.

Поставьте себя на его место

отказать начальнику

Прежде чем отказать начальнику, поставьте себя на его место. Подумайте о целях компании. Понимание мотивов, которые движут обеими сторонами, поможет уверенно защищать личную позицию.

Вероятно, если вы и никто другой не выполнит эту задачу, то это будет стоить компании денег. В таком случае необходим очень убедительный аргумент и альтернативное решение, исключающее потери.

• Если вы хотите отказаться от задания из-за приоритетных обязательств, подумайте о том, как это повлияет на всю компанию.

• Представьте, каким будет ответ руководителя на ваш отказ в данном случае. Если это негативно отразится на проекте предложите альтернативное решение

Выберите язык для переговоров

отказать начальнику

Чтобы отказать начальнику важно сформулировать свою позицию и провести весь разговор в таком русле, чтобы сказать «нет», фактически не говоря «нет». Звучит абсурдно, но такие тонкости встречаются в бизнес-общении часто. Используйте нейтральный язык. Отказ должен быть исключительно деловым решением, не привязанным лично к вам и боссу, какими бы хорошими или плохими не были отношения. Ориентируйтесь на компанию и пытайтесь найти оптимальное решение для неё.

• Говорите нейтрально и объективно. Например, «если я выполню эту задачу, то у меня не будет времени, чтобы закончить основной отчёт на этой неделе».

• Избегайте субъективных оценок. Не говорите «я не сделаю этого, потому что и без того не справляюсь с работой».

Часть 2

Проведите беседу, выбрав правильное время

отказать начальнику

Выберете удобное время. Не стоит общаться в напряжённый для босса момент. Возможно, у вас есть представление о его графике, но лучше уточнить занятость у помощника. В зависимости от культуры и практики общения в офисе, спросите есть ли у руководителя несколько минут для переговоров.

• Проводите беседу наедине, если ваша рабочая ситуация даёт такую возможность.

• Учитывайте особенность конкретного дня (насколько занят начальник, может ли он быть раздражён).

• Когда разговор нужно провести в первой части дня, лучше выбрать для этого время перед обедом.

• Если вы знаете, что босс приходит на работу рано, попробуйте «поймать» его, пока нет других сотрудников.

Будьте кратким

отказать начальнику

Важно быстро дойти до сути. Убедитесь, что говорите конкретно (для этого и нужен предварительный план), сжато и понятно. Не надо долго подводить разговор к основному вопросу. Собеседник подумает, что вы тратите его время, заранее настроиться на негативное решение и потеряет сочувствие.

Избегайте формулировок «да, но…», потому что начальника вполне устраивает «да». В его праве намекнуть, что вы можете выполнить эту задачу, будучи организованнее. Используйте позитивные определения вместо отрицательной частицы «но». Например, вместо «Я знаю, вы попросили сделать этот отчёт, но у меня слишком много другой работы» попробуйте фразу «У меня есть идея о том, как реорганизовать рабочую нагрузку в этом проекте».

Общайтесь аргументами

отказать начальнику

Важно преподнести в разговоре чёткие факты. Если вы не составите твёрдый аргумент, отказать начальнику не получится. Он не поймёт, почему задача не может быть выполнена.

• Когда проблема заключается во времени, предоставьте точные причины, по которым задание не вписывается в график.

• Ссылайтесь на иные, приоритетные задачи. Например, «У меня дедлайн по квартальному докладу на следующей неделе, а эта задача отвлекает от его подготовки».

• Подчеркните, что передав поручение, начальник принесёт пользу компании. Во-первых, её сделает быстрее другой человек. Во-вторых, вы лучше выполните возложенных на вас текущие обязанности.

• Не переходите в конфронтацию или эмоциональное обсуждение. Будьте прямы, уверены и собраны.

Не откладывайте

отказать начальнику

Не тяните с решением проблемы. Чем дольше вы будете откладывать беседу, тем меньше останется возможностей для манёвров – время уходит и «связывает» руководителю руки. Смутившись и прождав до последней минуты, вы потеряете возможность отказаться от лишней нагрузки и отберёте у себя время для её выполнения.

Часть 3

Предложите альтернативу

отказать начальнику

Во время разговора важно не просто отказать начальнику, а убедить его в реорганизации задачи. Предлагайте альтернативное решение, которое говорит не «я не могу это сделать», а «лучше сделать так».

Хороший способ – предложить боссу помочь вам в расстановке приоритетов. Это показывает, что вы готовы быть максимально продуктивным, говорит об уважении к руководителю и желании следовать его рекомендациям.

Подкрепите позицию отчётом о хорошо проделанной работе. Отметьте, сколько времени вам необходимо для качественного выполнения конкретных задач.

Посоветуйте коллегу

отказать начальнику

Другой способ выдвинуть разумную альтернативу – предложить задачу коллеге, который достоин дополнительной работы. Это говорит, что вы хорошо обдумали поставленное задание, и выбрали среди сотрудников того, кто сделает его лучше. Для начальника важно не только обеспечивать эффективность работы, но и понимать, что вы думаете об общем процессе.

Демонстрируя, что руководствуетесь здравым смыслом и уделяете внимание целям компании, вы формируете положительное отношение к себе. Такая инициатива демонстрирует, что вы в курсе атмосферы в коллективе, и заинтересованы в прогрессе коллег.

Предложите новые идеи

отказать начальнику

Если предлагаемая работа требует много времени, есть повод обсудить с начальником вопросы организации процесса. Например, приличную часть вашего дня занимает дорога в офис, предложите работать один раз в неделю из дома.

Когда вы готовы аргументировать, что гибкий график поможет адаптироваться к рабочим обязанностям и повысит эффективность, не бойтесь сказать об этом. Но не забывайте о культуре компании – возможно, гибкое расписание просто не подходит общей организации.

Хорошо продумайте предложение, конкретизируйте его для себя на бумаге. Не имеет смысла идти с идеей об изменениях без готовности её защищать.

Aleksei_Shirokopoyas kak_postroit_uchebnyi_centr_kompanii

Наставничество – индивидуальная форма развития нового сотрудника или переведённого с другой должности с целью повышение компетентности и адаптированности до рабочего уровня.

Необходимо отделять наставничество от стажирования и развития подчинённых

Стажировка более простой и дешёвый процесс с целью развития только адаптированности, в отличии от наставничества которое в большей степени затрагивает развитие компетентности. Стажировка может быть частью наставничества.

Развитие подчинённых – форма развития сотрудника с целью развития компетентности, мотивированности и адаптированности выполняемая в процессе рабочей деятельности непосредственным руководителем сотрудника. Высшим результатом развития подчинённых является способность выполнять исполнительскую часть работы своего руководителя. Наставничество может являться частью развития подчинённых.

Существуют четыре классические организационные ситуации наставничества:

  1. Наставничество рабочих.
  2. Наставничество молодых специалистов (ИТР, менеджеры всех направлений).
  3. Наставничество практикантов (студентов, приходящих на практику на предприятие).
  4. Наставничество кадровых резервистов.

наставничество на предприятии

Что даёт институт наставничества компании:

  • Удержание молодых специалистов и новых сотрудников;
  • Создание кадрового резерва компании;
  • Повышение и удержание уровня профессионализма всей компании;
  • Кадровая безопасность.

При системном подходе и единой методологии институт наставничества становится важным фактором, влияющим на корпоративную культуру. В таких условиях становится принципиально важно, какими качествами будут обладать наставники. Потому что они практически воспроизводят человеческий ресурс компании по своему образу и подобию. Пословица: «яблоко от яблони недалеко падает» абсолютно точно и буквально отражает стратегическую проблематику наставничества, которая состоит из трёх частей:

  • Каким должен быть наставник?
  • Как отобрать наилучших кандидатов в наставники?
  • Какими методами развивать наставнические компетенции?

Каким должен быть наставник?

Важно не «перегибать палку» и не увлечься поиском слишком идеального образа наставника. Найти большое количество суперпрофессионалов не получится. Количество наставников диктуется количеством учеников, а оно, в свою очередь, зависит от необходимого количества новых сотрудников. Поэтому важно опираться на достаточный уровень качества, не увлекаясь поиском абсолютно идеальных кандидатов в наставники.

Чтобы рассмотреть ситуацию полноценно, но без излишних подробностей, воспользуемся теорией личного вклада сотрудника.

Мотивированность наставника

Желание заниматься развитием персонала у кандидата в наставники должно быть изначально высоким. Нельзя надеяться на то, что такое желание появится позже, уже в процессе. Причина проста: при большом количестве ошибочных назначений в наставники произойдёт обширный сбой в работе всего института наставничества предприятия. Последствия для корпоративной культуры могут быть весьма чувствительными.

Вывод: кандидат должен хотеть заниматься наставничеством и ему должно быть комфортно в этой роли.

Проблема №1: как кандидат узнает, о том хочет ли он заниматься «правильным» наставничеством, если он этот процесс представляет достаточно размыто?

Проблема №2: как кандидат поймёт, что ему комфортно находиться в роли «правильного» наставника, если он в ней никогда не был, и имеет своё не всегда правильное представление об этой роли?

Компетентность наставника

Различают профессиональную компетентность и непосредственно наставническую (педагогическую)

О компетентности в своей профессиональной области не приходится говорить – она просто должна быть выше средней. Необходимо помнить об опасности «перегнуть палку». Если поставить слишком высокую планку по компетентности, невозможно будет набрать необходимое количество наставников. Число наставников будет зависеть не от количества высокопрофессиональных кандидатов в наставники, а от количества учеников здесь и сейчас необходимых компании.

Вывод: к наставничеству необходимо привлекать наиболее профессиональных сотрудников, но их количество может быть недостаточным по сравнению с необходимым количеством учеников. С одной стороны мы можем чрезмерно опустить планку профессионализма, для увеличения количества кандидатов в наставники. С другой стороны планка может быть завышена, для обеспечения качества кандидатов в наставники.

Проблема №3: Как на практике найти баланс между количеством и профессиональной компетентностью кандидатов в наставники?

Педагогическая компетентность кандидатов в наставники не имеет смысла обсуждать как системное явление. Её просто не может быть. Как правило, кандидаты не только не имеют в этой области знаний и навыков, но и отягощены неэффективными установками и знаниями в этой области. Среди желающих заниматься наставничеством можно и необходимо обнаружить таланты и «зоны роста» в этой области.

Вопрос №4: Как обнаружить таланты и «зоны роста» в области педагогической компетентности, при практическом отсутствии бюджета, весьма ограниченных временных рамках и высочайшей ответственности при подборе наставников?

наставничество на предприятии

Адаптированность наставника

Это серьёзная проблема, о ней задумываются, когда процесс наставничества уже идёт и новоиспечённому наставнику становится ясно: просто продолжать жить и работать по-прежнему уже не получится. Ученик действительно оттягивает на себя значительное количество сил и времени, особенно на ранних этапах своего развития.

Вывод: наставничество серьёзно влияет на профессиональный результат труда самого наставника, не связанный с подготовкой ученика.

Вопрос №5: Как помочь адаптироваться наставнику в новой ситуации?

5 ключевых проблем

подбора и обучения наставников

Проблема №1: как кандидат узнает, о том хочет ли он заниматься «правильным» наставничеством, если он этот процесс представляет достаточно размыто?

Проблема №2: как кандидат поймёт, что ему комфортно находиться в роли «правильного» наставника, если он в ней никогда не был, а имеет своё не всегда правильное представление об этой роли?

Проблема №3: Как на практике найти баланс между количеством и профессиональной компетентностью кандидатов в наставники?

Проблема №4: Как обнаружить таланты и «зоны роста» в области педагогической компетентности, при практическом отсутствии бюджета, весьма ограниченных временных рамках и высочайшей ответственности.

Проблема №5: Как помочь адаптироваться наставнику в новой ситуации?

На основании сформулированных проблем необходимо сформулировать их решения:

Решение проблемы №1: необходимо предложить кандидатам в наставники оценочно – вовлекающие мероприятия высокой степени реалистичности для погружения в процесс наставничества. Таким образом, кандидат сможет понять интересно ему будет этим заниматься или нет.

Решение проблемы №2: необходимо предложить кандидатам не просто игру в наставничество, а возможность прикинуть на себя методологически верную «грамотную» модель поведения наставника.

Решение проблемы №4: в процессе оценочно-вовлекающего мероприятия оценка кандидатов в наставники должна проходить по определённому профилю. Результаты оценки покажут таланты и «зоны роста» каждого кандидата в наставники.

Решение проблемы №5: реалистичность оценочно – вовлекающего мероприятия должна быть настолько высокого уровня, что бы обеспечить полноценное погружение в наставничество и принятие самостоятельных решений на основании коллективного опыта об интеграции процессов наставничества в персональную рабочую деятельность каждого участника.

Современные технологи очного обучения и оценки персонала позволяют объединить эти решения и получить готовые комплексные программы. Такие программы созданы в Тренинг Центре «Компетенции» Алексея Широкопояса.

Готовые проверенные программы под «ключ» обладают следующими характеристиками:

Читайте также: