Как отменить проверку трудовой инспекции

Опубликовано: 17.09.2024

Проверка не может проводиться, а начатая проверка подлежит прекращению в случаях, если будет установлено, что (п. 27 Регламента N 354н):

- отсутствуют основания для проведения плановой проверки, предусмотренные ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, или для проведения внеплановой проверки, предусмотренные частью седьмой ст. 360 ТК РФ;

- предмет проверки не соответствует полномочиям государственной инспекции труда;

- проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ.

В отношении начатой плановой проверки прекращение возможно, например, если со дня окончания проведения последней плановой проверки либо государственной регистрации юридического лица не прошло 3 лет (ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Однако такая ситуация является исключением, поскольку на стадии формирования плана проверок на следующий год должностными лицами трудовой инспекции изучаются все сведения относительно ранее проведенных проверок в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также запрашиваются в территориальном органе ФНС сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП, из которых, в частности, можно установить дату государственной регистрации. Вместе с тем при возникновении такой ситуации работодателю следует незамедлительно представить в государственную инспекцию труда документы, подтверждающие отсутствие основания для проведения плановой проверки (свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), акт предыдущей плановой проверки).

Статьей 26.1 Закона N 294-ФЗ установлен запрет на проведение в 2016 - 2018 годах плановых проверок субъектов малого предпринимательства (за исключением привлеченных ранее к ответственности в виде административного приостановления деятельности). Поэтому начатая плановая проверка таких субъектов подлежит прекращению, если работодатель представит инспектору труда документы, подтверждающие отнесение его к субъектам малого предпринимательства, например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268. Прекращение проведения плановой проверки оформляется соответствующим актом (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).

Поскольку в подавляющем большинстве случаев трудовой инспекцией проводятся внеплановые проверки на основании поступивших от работников обращений или заявлений о нарушении работодателем их трудовых прав (абзац пятый части седьмой ст. 360 ТК РФ), а также требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (абзац седьмой части седьмой ст. 360 ТК РФ), то поводом для прекращения начатой внеплановой проверки является её проведение без соответствующего обращения работника или требования прокурора. Для этого работодателю следует обратить внимание на распоряжение на проведение проверки и текст запроса о предоставлении документов и информации, в которых указываются, в частности, реквизиты жалобы или требования прокурора. Когда основанием для проведения проверки явилась жалоба работника, то работодателю следует предпринять все меры, чтобы связаться с работником и уточнить факт обращения в трудовую инспекцию. При выявлении анонимности жалобы или установлении ложности сведений, содержащихся в ней, проверка прекращается (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Соответственно, если работником жалоба не направлялась, то работодателю необходимо явиться в трудовую инспекцию вместе с работником, от которого якобы поступила жалоба, и сообщить об этом инспектору. У работника обязательно должен быть с собой документ, удостоверяющий личность.

При наличии обстоятельств, исключающих проведение проверки, на основании письменного доклада инспектора труда, проводящего проверку, либо на основании объективно установленных сведений о допущенных нарушениях установленного законодательством порядка проведения проверок руководителем государственной инспекции труда (его заместителем) выносится решение о прекращении проведения проверки, которое оформляется в виде письменного распоряжения (п. 57 Регламента N 354н).

Нередки случаи, когда работник подал обращение в трудовую инспекцию о нарушении своих трудовых прав, но в период проведения трудовой инспекцией проверки достиг согласия с работодателем. В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 59-ФЗ работнику предоставлено право обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Вместе с тем устранение проверяемым работодателем всех допущенных в отношении заявителя нарушений трудового законодательства не может являться поводом для прекращения внеплановой проверки. Данный факт может быть лишь учтен инспектором в дальнейшем при проведении проверки и при решении вопроса о назначении административного наказания.

У работника также есть право обратиться по одним и тем же вопросам одновременно в трудовую инспекцию и в суд. Однако обращение работника в суд также не является основанием для отмены или прекращения проверки, в этом случае проверка трудовой инспекцией все равно будет проводиться. По результатам проведенной проверки составляется акт, а также может быть возбуждено дело об административном правонарушении. Работодателю не выдается лишь предписание по заявленным в обращении работника вопросам (часть вторая ст. 357 ТК РФ).

Герасименко Н. С.

ГИТ проводит плановые проверки с учетом риск-ориентированного подхода: периодичность определяет класс опасности организации — чем выше класс, тем чаще проверки. Пандемия внесла свой вклад в проведение проверок.

Как проходят проверки в обычном режиме

Каждая организация и ИП отнесены к одной из категорий риска или классу опасности.

  • Чем выше категория, тем чаще проверки ГИТ.

Исключение проверки из ежегодного плана проверок допускается в том числе в следующих случаях:

  • запрещено проведение плановых проверок, предусмотренных в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • принято решения об отмене плановой проверки в период с 18 марта до 5 апреля 2020 г. на основании поручений высших должностных лиц;
  • принято решение об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, которые устанавливают особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году.

Как изменились проверки в связи с коронавирусом

На проведение плановых проверок организаций и индивидуальных предпринимателей введен мораторий до 31 декабря 2020 года (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438). Есть исключения.

Кого не проверят

Не будут проверять в плановом порядке:

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превысила 200 человек (кроме политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента);
  • все иные организации и ИП, не подпадающие под основания проведения плановых проверок в 2020 году.

Помните, такие организации проверят внепланово, если:

  • есть факты или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение проверки должно быть согласовано органами прокуратуры;
  • необходимо проверить исполнение ранее выданного предписания об устранении нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Проведение проверки должно быть согласовано органами прокуратуры;
  • требуется провести надзорные мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • иные основания.

Кого проверят

Инспекция по труду проверит в плановом порядке организации и ИП, если их деятельность или используемые производственные объекты отнесены:

  • к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к 1-му классу опасности;
  • к 1-му классу опасности опасных производственных объектов;
  • к 1-му классу гидротехнических сооружений.

Если в отношении организации и ИП установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), то также стоит ожидать плановую проверку.

Как проверяет ГИТ

Плановые и внеплановые проверки проведут с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе с помощью аудио- или видеосвязи. Есть исключения.

Выезд инспектора возможен, если:

  • согласован органами прокуратуры для проведения внеплановой проверки по основаниям:
    а) причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    б) проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • выезд по поручению Президента РФ, Правительства РФ, по требованию прокурора о проведении проверок в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Советы практика. Как выстоять в период пандемии, снизить травматизм и минимизировать риски несчастных случаев


Комментирует Ирина Таранушина, эксперт-практик, руководитель службы охраны труда:

«В сегодняшней эпидемиологической ситуации весь бизнес находится в состоянии экономической нестабильности. Многие компании использовали негативный опыт европейских коллег: заранее перераспределили ресурсы и пересмотрели приоритетные направления мероприятий, в том числе по обеспечению безопасного ведения работ. Финансовые затраты организаций на проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий сейчас колоссальны. Финансирование мероприятий по охране труда уходит на второй план, формируя снежный ком нерешенных вопросов.

Если вы не согласны с итогами контрольных мероприятий, есть возможность оспорить документы, которые выдал инспектор: постановления и предписания. Порядок разный. Мы расскажем, в какой срок и куда подать жалобу, а также какие доводы в ней лучше привести.

В какой срок обжаловать

Срок обжалования зависит как от порядка обжалования, так и от того, какой именно документ обжалуют. По итогам проверки инспектор может составить: акт проверки, предписание об устранении нарушений, протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания. На практике обжалуют только предписания и постановления. Обжаловать решения трудовых инспекторов можно двумя способами: в административном и в судебном порядке (таблица 1).

Таблица 1. Сроки обжалования предписаний и постановлений государственной инспекции труда

Срок обжалования в судебном порядке

Срок обжалования в административном порядке

3 месяца со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов
( ч. 1 ст. 219 КАС РФ)

15 дней с момента получения предписания
( п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ)

10 дней с момента получения копии постановления
( ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ)

10 дней с момента получения копии постановления
( ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ)

Учтите, что суд не будет рассматривать документы, если вы подадите их после того, как процессуальный срок закончится ( ч. 2 ст. 94 Кодекса административного судопроизводства РФ). Если не успеваете вовремя, заявите ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Как обжаловать решение трудинспектора в административном порядке

В этом случае жалобу подайте руководителю территориальной ГИТ или главному инспектору труда РФ. Решения главного государственного инспектора труда России можно обжаловать только в суде ( ст. 361 ТК РФ). Не обращайтесь одновременно и в суд, и к руководителю инспектора по подчиненности. Это не запрещено, но неэффективно — жалобу будет рассматривать только суд ( ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Жалобу подают в письменной форме или в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью. К заявлению можно приложить документы или их заверенные копии, которые подтвердят обоснованность возражений.

Как обжаловать предписание в суде

Представлять интересы организации в суде может адвокат или человек с высшим юридическим образованием. В суде он должен предъявить документ об образовании ( ч. 1 ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ)

Предписание — это решение должностного лица органа государственной власти. Такие решения оспаривают в судах общей юрисдикции ( п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ). Заявление об оспаривании предписания подают в районный суд по месту проведения проверки и устранения выявленных недостатков (например, Апелляционное определение Мосгорсуда от 18 июля 2017 г. по делу № 33а-2452 ).

В заявлении попросите суд приостановить срок исполнения предписания. Сам факт оспаривания предписания в суде не является основанием для приостановления срока его исполнения. Приостановить срок исполнения предписания до вступления решения в законную силу может только суд. Если суд удовлетворит вашу просьбу, он вынесет соответствующее определение.

Как обжаловать постановление в суде

Постановление — это документ, который инспектор выносит по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Порядок обжалования постановлений предусмотрен Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются ( ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ)

Жалобу на постановление подают в районный суд по месту рассмотрения дела ( п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Это может быть как местонахождение ГИТ, так и местонахождение предприятия.

Некоторые работодатели по ошибке обжалуют постановления трудовых инспекторов в арбитражных судах. Арбитражные суды прекращают производство по таким делам в связи с неподведомственностью ( п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ), а работодатели пропускают срок давности на обжалование постановлений. В этом случае можно заявить ходатайство о восстановлении срока. В ходатайстве укажите детальное описание шагов, которые работодатель сделал ошибочно для обжалования постановления в арбитражном суде. Укажите конкретные даты: когда подали жалобу, когда суд вынес определение о неподведомственности, когда работодатель получил копии определения. Судебная практика показывает, что в аналогичных случаях сроки восстанавливают.

На что сослаться в жалобе

Инспекторы накладывают штрафы как на организацию, так и на ее должностных лиц, причем отдельно за каждое нарушение. Поэтому подготовьте жалобы на каждое постановление

Суд, как правило, не признает незначительные нарушения во время проверки основанием для отмены постановления, поэтому не пытайтесь обжаловать их только по формальным признакам. Другое дело — грубые нарушения. Если инспектор допустил одно из нарушений, указанных в части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, то суд отменит результаты проверки. Перечень нарушений см. в таблице 2.

Таблица 2. Грубые нарушения, которые позволят отменить результаты проверки ГИТ

Требование, которое нарушил надзорный орган

Основание для признания результатов проверки недействительными

Плановую проверку провели раньше, чем через три года после последней проверки. Исключения указаны в частях 9 и 9.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ. Например, если категория риска организации подразумевает иную периодичность проверок

Часть 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ*

Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Плановую проверку провели без ежегодного плана, разработанного органом государственного контроля или органом муниципального контроля в соответствии с их полномочиями

Часть 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ

Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

О плановой проверке уведомили позже, чем за три рабочих дня до ее начала

Часть 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ

Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

О внеплановой выездной проверке уведомили меньше, чем за 24 часа до ее начала. Исключение: предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части 7 статьи 360 ТК РФ, не допускается.

Часть 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

К мероприятиям по контролю привлекли неаккредитованного гражданина или организацию

Пункты 7 и 9 статьи 2 Закона № 294-ФЗ

Пункт 1.1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Отсутствуют основания для проверки

Пункт 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Пункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Проверку провели по обращению анонимного заявителя

Часть 3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Пункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Обращение или заявление не содержит сведений о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Часть 3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Пункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Общий срок плановых выездных проверок в течение года превысил: 50 часов для малого предприятия, 15 часов — для микропредприятия

Часть 2 статьи 13 Закона № 294-ФЗ

Пункт 3 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Проверку провели без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля, органа муниципального контроля

Часть 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ

Пункт 4 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

ГИТ проверила выполнение требований, которые:
— не относятся к его полномочиям
— установлены нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР;
— не обязательны для исполнения;
— установлены муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном порядке

Пункты 1 , 1.1 и 1.2 статьи 15 Закона № 294-ФЗ

Пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

ГИТ затребовала документы, которые не относятся к предмету проверки

Пункт 3 статьи 15 Закона № 294-ФЗ

Пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

ГИТ превысила установленный срок проверки

Пункт 6 статьи 15 Закона № 294-ФЗ

Пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

ГИТ не представила акт проверки

Часть 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗ

Пункт 6 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Плановая проверка не была включена в ежегодный план проведения плановых проверок

Часть 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ

Пункт 7 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

В проверке участвовал эксперт, который состоит в гражданско-правовых или трудовых отношениях с организацией или предпринимателем, в отношении которого проводили проверку

Часть 6 статьи 12 Закона № 294-ФЗ

Пункт 8 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

* Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Как отказаться от поданной жалобы в трудовую инспекцию

В декабре 2008 года был принят федеральный закон, регулирующий правила проведения контроля государственными органы надзора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ФЗ № 294, с последними дополнениями, внесенными в него 22 февраля 2017, он действует сегодня.

Согласно ст. 1 ч. 4, основания для проведения контроля как соблюдаются работодателем нормативные акты, могут быть установлены другими Федеральными законами.

Согласно ст. 360 ТК РФ, разработан порядок проведения проверок федеральными органами территориальных трудовых инспекций на местах по обращениям граждан, чьи права были нарушены работодателем.

В современном мире, не представляющем уже без удобств, которые предполагает умение пользоваться интернетом, Государственной инспекцией труда создан официальный сайт, информирующий население о функциональных возможностях и механизме оказания помощи в разрешение спорных трудовых ситуаций, привлечение руководителей, нарушающих основополагающие нормы и принципы трудовых правоотношений к ответственности в установленном порядке.

Для возможности подать жалобу онлайн создана специальная форма, заполнить какую не составляет труда, благодаря подсказкам, сформированным на статистических данных наиболее частых причин обращения граждан, чьи права были в той или иной мере нарушены.

Указав свой контактный адрес, человек, отправивший жалобу через интернет, что очень удобно, поскольку не нужно тратить время на хождения по инстанциям и ожиданием в очередях, чтобы попасть на личный прием к инспектору, максимум через месяц получит ответ о результатах рассмотрения интересующего его вопроса.

Причины обжалования действий руководителя

Если в поданном заявлении вопрос взаимоотношений с работодателем не входит в полномочия органа контроля трудовых прав, в течение семи дней жалоба будет переадресована в соответствующие органы, о чем информируют заявителя.

Индивидуальные трудовые споры возникают по абсолютно разным основаниям, поэтому четкого списка рассматриваемых трудовой инспекцией жалоб нет.

Чаще всего работодатель:

  • нарушает сроки выплаты заработной платы;
  • не соблюдает процессуальные нормы при увольнении по сокращению штата или численности сотрудников;
  • без разбирательства причины отсутствия на работе, прекращает с работником трудовые отношения, мотивируя их дисциплинарным взысканием;
  • переводит работника без его согласия на нижеоплачиваемую должность;
  • заставляет идти в бесплатный отпуск, для того, чтобы не выплачивать положенные денежные средства во время вынужденного простоя предприятия, без вины работников;
  • привлекает к работе в выходные и праздничные дни, без причин, когда не требуется согласие работника, не предоставив ему возможности решить, согласен ли он работать в свое личное время и не оплатив это время работы в повышенном размере;
  • и прочие.

В любом случае нарушения законных прав, человек может защищать свои интересы через суд, без досудебного урегулирования спора.

Многие люди хотят обойтись без судебных разбирательств, для чего обращаются в инспекцию по труду.

Можно ли отказаться от поданной в Государственную инспекцию жалобы?

Решив трудовой спор мирным путем, достигнув соглашения, удовлетворяющего обе стороны возникшего конфликта, послужившего причиной обращения с жалобой в трудовую инспекцию, резонно, что человек хочет отозвать свое заявление, дабы у работодателя не возникло проблем с проверкой работы предприятия.

Однако, ни в одном законодательном акте, регулирующем порядок контроля и реагирования на обращения граждан, не предусмотрено прекращение разбирательства в связи с отзывом жалобы.

Несмотря на то, что работник может подать новое заявление о том, что трудовой конфликт исчерпан, проверка должна пройти в любом случае.

Результаты контроля соблюдения норм ТК РФ позволяют инспектирующему органу привлекать виновных лиц к административной ответственности.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4. 2 КоАП, добровольное возмещение вреда виновным лицом является смягчающим обстоятельством при вынесении решения о наказании.

В обязанность руководителя входит дать беспрепятственный доступ проверяющему инспектору к объектам и документам, необходимым для объективного расследования соблюдения всех требований трудового законодательства в организации.

При необоснованном создании помех в ходе проведения проверки, виновное лицо понесет ответственность, согласно ч. 2 ст. 25 ФЗ № 294.

Когда можно обратиться с жалобой в инспекцию труда и как ее подать?

Работник может написать претензию к действиям работодателя, как в процессе работы, так и, уволившись с предприятия, если нарушаются нормы трудового законодательства или других нормативов, касающихся трудовых правоотношений.

Можно отнести лично написанное заявление в трудовую инспекцию, контролирующую деятельность предприятия по территориальной принадлежности.

Никто не отменял старый проверенный метод доставки корреспонденции – заказным письмом с уведомлением о получении.

Особенности составления заявления

Определенной формы, как составляется жалоба, нет.

Следует обязательно указать:

  • Название органа куда обращаетесь;
  • Свои данные, как физического лица, так и контактные, для возможности получить оповещение о ходе расследования или пересылки заявления компетентным органам решить затронутые проблемы;
  • Изложить суть обращения четко, с обоснованием претензий к работодателю, не переходя на лирические отступления и оскорбления лица, нарушившего ваши права;
  • Возле личной подписи поставить дату обращения.

По аналогии может быть составлена коллективная жалоба.

В таком случае заявителями перечисляются все работники, подписавшие обращение (с расшифровкой фамилии, имени, отчества).

Что можно ждать по итогам проведенной проверки

В связи с тем, что даже при решенной проблеме до прихода инспектора, получив сигнал о фактах допущенных нарушений, трудовая инспекция должна довести разбирательство до логического конца, проверку работы предприятия все равно пройдет.

Исправив индивидуальную конфликтную ситуацию добровольно, работодатель не может быть уверенным, что проверяющий не увидит других правонарушений, вследствие чего:

  • Выдаст письменное предписание устранить нарушения в оговоренные сроки;
  • Вынесет решение о наложении административного взыскания в виде:
    • уплаты штрафа виновными лицами;
    • отстранением от занимаемой должности;
    • приостановлением работы предприятия, если нарушены нормы охраны труда работников;

    Обращение к опытному юристу поможет избежать проблем с составлением жалобы.


    Закончив проверку (независимо от ее вида), трудовой инспектор оформляет акт. Если в результате проверки обнаружится, что компания нарушила нормы трудового законодательства, то трудовая инспекция составляет предписание и постановление. В каком порядке обжалуются результаты проверки трудовой инспекции?

    Напомним, что основной функцией государственной инспекции труда (далее по тексту – ГИТ) является надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. I ст.353 ТК РФ).

    Планируемые ГИТ планы проверок не являются секретной информацией, а находятся в открытом доступе сайтах Роструда РФ, территориальной инспекции по труду, Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ. При проведении проверок ГИТ руководствуется (в том числе) и положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Закон №294-ФЗ).

    В последнее время законодатели усилили порядок проведения проверок, введя чек-листы для плановых проверок работодателей. Сейчас действует 107 проверочных листов, необходимых для проведения плановых трудовых проверок компаний (Приказ Роструда РФ от 10.11.2017 г. №655).

    По окончании проведения проверки трудовым инспектором составляется акт по форме, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 г. №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    При выявлении нарушений трудового законодательства, инспекторами составляются следующие документы:

    • предписание об устранении нарушений (вручается работодателю одновременно с актом проверки);
    • протокол об административном правонарушении (составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения или в течение двух суток, если требуется дополнительное расследование);
    • постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

    Обжалование акта, предписания трудового инспектора

    Как уже было отмечено, при нарушении компанией трудового законодательства трудовой инспекцией, как правило, составляется предписание и постановление (п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, абз.6 части первой ст.357 ТК РФ, ст.218 КАС РФ).

    В том случае, если компания не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения в отношении документа в целом или отдельных ее частей (ст.361 ТК РФ, абз.2 п.113 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 г. №354н).

    Возражения необходимо подать в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания в трудовую инспекцию, работники которой проводили проверку. К возражениям компании необходимо приложить подтверждающие ее правоту документы (ч.12 ст.16 Закона №294-ФЗ).

    По итогам рассмотрения возражений, акт проверки либо предписание может быть полностью или частично изменен либо вообще отменен.

    По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ст. 218 КАС РФ).

    Обжаловать в судебном порядке можно только предписание инспектора.

    Отметим, что одновременно подавать жалобу в вышестоящий орган и исковое заявление в суд не запрещено (тем более, что законодательством не предусмотрен досудебный порядок обжалования предписания трудового инспектора для обращения в суд). При этом следует помнить, что при обжаловании предписания в контролирующем органе (трудовой инспекции), законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе.

    В порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» (Кассационное определение ВС РФ от 01.06.2017 г. №74-КГ17-6).

    Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение 10 дней со дня получения работодателем или его представителем предписания трудового инспектора (п.2 ст.357 ТК РФ). К исковому заявлению прикладываются копии документов, с помощью которых работодатель сможет подтвердить свою правоту.

    Однако, если анализировать судебную практику по вопросам отмены предписаний трудовой инспекции, то процент отмены предписаний не очень высок.

    Например, представителю работодателя вручено под расписку предписание 5 марта 2019 г. вручено под расписку. Для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в районный суд не позднее 15 марта 2019 г. включительно.

    Чаще всего по результатам проверки работодателя привлекают к административной ответственности. Постановление о назначении административного наказания руководитель также вправе обжаловать и (п.1 ст.30.1 КоАП РФ).

    Обжалование постановления о назначении административного наказания

    Постановление оформляют на основании протокола об административном наказании.

    Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ).

    Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

    Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).

    Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).

    Жалоба должна подаваться в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).

    По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (п.1 ст.30.7 КоАП РФ):

    - об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

    - об изменении постановления;

    - об отмене постановления и о прекращении производства по делу;

    - об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;

    - об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

    Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда - в вышестоящий суд (п.1 и п.2 ст.30.9 КоАП РФ).

    Судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве.

    Например, в одном из споров, работодатель был привлечен к административной ответственности по п.4 ст.18.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 500 000 рублей (за нарушение миграционного законодательства). Судом отмечено, что сумма штрафа, назначенная обществу, является чрезмерной и не отвечает целям административного наказания. А наложение на общество наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с учетом установленных обстоятельств дела отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 г. № А41-24800/14).

    Из положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением компании, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа , предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей.

    Поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 17.7 КоАП РФ для юридических лиц, составляет менее 100 тысяч рублей, то правовых оснований для обсуждения вопроса о снижении размера административного штрафа не имеется (Постановление Центрального районного суда г. Калининграда от 26.06.2018 г. №5-480/2018).

    Окончательный размер штрафа не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение (п.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

    То есть, если размер штрафа находится в диапазоне - от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет максимально снизить его размер до 125 000 руб. (250 000 рублей/2 = 125 000 рублей).

    А если не обжаловать вынесенное трудовым инспектором постановление?

    Если компания пропустит срок для обжалования постановления, то оно вступит в силу через 10 дней и штраф нужно будет уплатить в течение 60 дней (ст.32.2 КоАП РФ).

    Если работодатель не заплатит штраф, то его взыщут судебные приставы в принудительном порядке (с учетом исполнительного сбора - 7 процентов от суммы штрафа или 10 000 рублей для организации и 1 000 рублей для предпринимателя).

    Читайте также: