Как получить разрешение на работу в эфире

Опубликовано: 17.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1529 “О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания” (документ не вступил в силу)

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2020 г. N 1529

Положение
о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования телевизионного вещания и радиовещания, осуществляемых юридическими лицами на территории Российской Федерации.

2. Лицензирование телевизионного вещания и радиовещания осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - лицензирующий орган).

3. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на телевизионное вещание и радиовещание (далее - лицензия), являются:

а) наличие у соискателя лицензии статуса редакции планируемого к распространению соискателем лицензии телеканала или радиоканала, подтверждаемого уставом редакции или сведениями из государственной информационной системы в области средств массовой информации, - в случае, предусмотренном частью третьей статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";

б) наличие у соискателя лицензии договора с редакцией планируемого к распространению соискателем лицензии телеканала или радиоканала - в случае, предусмотренном частью четвертой статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";

в) соблюдение соискателем лицензии ограничений, предусмотренных статьей 19 1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", а также требований, установленных частью второй статьи 54 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:

а) соблюдение лицензиатом следующих параметров телевизионного вещания или радиовещания, указанных в лицензии:

вещание предусмотренного лицензией телеканала или радиоканала;

вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, предусмотренной лицензией;

соблюдение объемов вещания, периодичности и времени вещания;

соблюдение даты начала вещания;

вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией распространяемого лицензиатом телеканала или радиоканала;

вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного либо спутникового вещания;

вещание телеканала или радиоканала на предусмотренной лицензией конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания;

соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания;

соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, - соблюдение программной концепции вещания;

б) наличие у лицензиата статуса редакции распространяемого лицензиатом телеканала или радиоканала, подтверждаемого уставом редакции или сведениями из государственной информационной системы в области средств массовой информации, - в случае, предусмотренном частью третьей статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";

в) наличие у лицензиата договора с редакцией распространяемого лицензиатом телеканала или радиоканала - в случае, предусмотренном частью четвертой статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";

г) представление в лицензирующий орган сведений об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала или радиоканала по договору с вещателем такого телеканала или радиоканала, и о лицах, распространяющих телеканал или радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем такого телеканала или радиоканала, в сроки, указанные в статье 31 9 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

д) соблюдение вещателем опубликованных в соответствии с пунктом 8 Положения о проведении конкурса на получение права осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 25 "О выделении конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), проведении конкурса, взимании единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", условий осуществления эфирного вещания с использованием конкретных радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона), - в случае осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона);

е) соблюдение требований об объявлении выходных данных телеканала, радиоканала, телепрограммы и радиопрограммы в составе соответственно телеканала или радиоканала, установленных статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";

ж) распространение редакцией распространяемого лицензиатом телеканала или радиоканала обязательных сообщений, предусмотренных статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";

з) соблюдение ограничений, предусмотренных статьей 19 1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";

и) распространение соответствующих общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов на территории проживания населения Российской Федерации - для лицензиатов - вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов;

к) наличие договора с оператором связи, осуществляющим эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, определенным в соответствии с пунктом 2 статьи 19 2 Федерального закона "О связи", - для лицензиатов - вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов;

л) обеспечение лицензиатом - вещателем телеканала доступности для инвалидов по слуху продукции средства массовой информации в объеме не менее 5 процентов объема вещания в неделю (без учета телепрограмм, телепередач, идущих в эфир без предварительной записи);

м) в случае распространения лицензиатом сообщений и материалов, созданных и (или) распространенных иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, - распространение таких сообщений и материалов с указанием на то, что они созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

5. При телевизионном вещании и радиовещании выполняется один из следующих видов деятельности:

а) телевизионное вещание телеканала, наименование которого содержится в лицензии;

б) радиовещание радиоканала, наименование которого содержится в лицензии.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в частях первой и второй статьи 31 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

7. Переоформление лицензии, продление срока ее действия, приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии, аннулирование лицензии и ведение реестра лицензий осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации".

8. Переоформление лицензии в связи с внесением сведений о радиочастотах и (или) позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе, а также об иных параметрах наземного эфирного вещания либо спутникового вещания осуществляется на основании заявления лицензиата. В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено, что предоставление такого права осуществляется по результатам торгов (конкурса, аукциона), к заявлению лицензиата прилагается документ, подтверждающий внесение единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание либо спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот.

9. Грубым нарушением лицензионных требований являются нарушения лицензионных требований, установленных абзацем седьмым, десятым подпункта "а" и подпунктом "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

10. Представление соискателем лицензии заявления и прилагаемых документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии и предоставление лицензии, формирование государственного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра лицензий и требования настоящего Положения, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к телевизионному вещанию и радиовещанию, а также предоставление информации по вопросам лицензирования осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

11. Проведение лицензионного контроля осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьей 31 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

12. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии и лицензиатом документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

13. За предоставление или переоформление лицензии, продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обзор документа

Кабмин обновил порядок лицензирования теле- и радиовещания. Прежние правила 2011 г. утрачивают силу с 1 января 2021 г. в рамках "регуляторной гильотины".

Как и ранее, лицензии выдает Роскомнадзор. Уточнены лицензионные требования.

Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.


1. При использовании в качестве основания для запроса радиочастот решения ГКРЧ о выделении полос радиочастот для неопределенного круга лиц заявка на выделение полосы радиочастот не требуется.

2. Для предоставления услуг связи необходимо получение лицензии Роскомнадзора. Лицензия должна быть оформлена до подачи заявления на присвоение частот, независимо от экспертизы ФГУП «ГРЧЦ».

3. Для получения права осуществлять спутниковое вещание с использованием орбитально-частотного ресурса (далее - телерадиовещание) и соответствующих полос радиочастот, выделенных для целей телевизионного и/или радиовещания, заявители направляют документы, указанные в приложении № 3 к Порядку проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот, утвержденному решением ГКРЧ от 07.11.2016 № 16-39-01 (далее – Порядок), в Роскомнадзор.

Роскомнадзор организует определение возможности использования конкретных радиочастот или радиочастотных каналов для целей телерадиовещания, а также организует проведение Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию конкурса на получение права осуществлять телерадиовещание (далее - конкурс).

Победитель конкурса (вещатель) или оператор связи (в случае, если вещатель не планирует осуществлять трансляцию телеканалов и/или радиоканалов самостоятельно) подает радиочастотную заявку в ФГУП «ГРЧЦ» в соответствии с пунктом 7 Порядка для оформления заключения экспертизы электромагнитной совместимости.

Порядок получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов для телевидения и радиовещания


Для получения права осуществлять наземное эфирное аналоговое радиовещание в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации и/или городах с численностью населения 100 тыс. и более человек, либо наземное эфирное аналоговое телевизионное вещание, либо наземное эфирное цифровое вещание, (далее - телерадиовещание) и соответствующих полос радиочастот, выделенных для целей телерадиовещания, заявители направляют документы, указанные в приложении № 3 к «Порядку проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот», в Роскомнадзор.

Роскомнадзор организует определение возможности использования конкретных радиочастот или радиочастотных каналов для целей телерадиовещания, а также организует проведение Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию конкурса на получение права осуществлять телерадиовещание (далее - конкурс).

Победитель конкурса (вещатель) или оператор связи (в случае, если вещатель не планирует осуществлять трансляцию телеканалов и/или радиоканалов самостоятельно) подает радиочастотную заявку в ФГУП «ГРЧЦ» в соответствии с пунктом 7 Порядка для оформления заключения экспертизы электромагнитной совместимости.

Порядок получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС фиксированной службы


1. При использовании в качестве основания для запроса радиочастот решения ГКРЧ о выделении полос радиочастот для неопределенного круга лиц заявка на выделение полосы радиочастот не требуется.

2. Для предоставления услуг связи необходимо получение лицензии Роскомнадзора. Лицензия должна быть оформлена до подачи заявления на присвоение частот, независимо от экспертизы ФГУП «ГРЧЦ».

Порядок получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС сухопутной подвижной службы


1. При использовании в качестве основания для запроса радиочастот решения ГКРЧ о выделении полос радиочастот для неопределенного круга лиц заявка на выделение полосы радиочастот не требуется

2. Для предоставления услуг связи необходимо получение лицензии Роскомнадзора. Лицензия должна быть оформлена до подачи заявления на присвоение частот, независимо от экспертизы ФГУП «ГРЧЦ».

Порядок получения разрешения на судовую радиостанцию


Разрешения на судовую радиостанцию выдаются территориальными органами Роскомнадзора в соответствии с приказом Роскомнадзора от 18.12.2018 № 201.

Порядок получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС морской подвижной службы, радиолокационной и радионавигационной служб, службы радиоопределения, службы стандартных радиочастот и сигналов времени, вспомогательной службы метеорологии, любительской службы, фиксированной и сухопутной подвижной службы в диапазонах до 30 МГц, а также РЭС речного флота на внутренних водных путях.


1. При использовании в качестве основания для запроса радиочастот решения ГКРЧ о выделении полос радиочастот для неопределенного круга лиц заявка на выделение полосы радиочастот не требуется.

2. Для предоставления услуг связи необходимо получение лицензии Роскомнадзора. Лицензия должна быть оформлена до подачи заявления на присвоение частот, независимо от экспертизы ФГУП «ГРЧЦ».

Радио до сих не теряет своей актуальности. Оно стало самым популярным «фоновым СМИ»: приемники часто включают во время домашней работы, поездки в авто, выполнении рутинных задач в офисе. Вещание охватывает большой круг людей, поэтому для трансляции сигнала необходимо иметь лицензию. Разберемся, как ее получить.

Лицензия на радиовещание

На что дает право лицензия?

Основной документ, устанавливающий базовые термины и определения - 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Для радиовещания, кроме пунктов этого закона, также действуют требования ст. 31 закона «О средствах массовой информации». Согласно этому документу, разрешенные типы трансляции зависят от наличия статуса СМИ у лицензиата:

Когда не нужна лицензия

Законом о СМИ предусмотрено единственное исключение: предприятие транслирует неискаженный радиосигнал по договору с компаний, которая уже обладает вещательной лицензий. В таком случае получать еще одно разрешение не требуется.

Содержание лицензии

В разрешении указываются:

Разрешение на радиовещание

Требования к компании

Для получения лицензии и осуществления лицензии необходимо соблюдать требования, установленные Постановлением №1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания».

Необходимые документы

Для получения лицензии необходимо предоставить в местное отделение Роскомнадзора:

  • Заявление. В нем должны быть перечислены: наименование радиостанции, программа вещания, регион распространения, время начала трансляций и прочие сведения, входящие в основное содержание лицензии.
  • Данные об участниках юридического лица, учредителях редакции (если компания зарегистрирована как СМИ). В последнем случае также необходим устав редакции.
  • Для незарегистрированных как СМИ организаций нужно приложить копию договора, согласно которому будет осуществляться вещательная деятельность.

Также понадобится стандартный набор документов для подачи заявления на выдачу лицензии:

  • Полное и сокращенное название компании.
  • Данные, подтверждающие факт внесения сведений о предприятии в ЕГРЮЛ.
  • Сведения об организационно-правовой форме предприятия.
  • Выписка из налоговой службы о постановке на учет и отсутствии задолженностей.
  • Сведения об уплате государственной пошлины.

Размеры госпошлин

Цена лицензии на радиовещание – 15 000 рублей. Также необходимо оплатить госпошлину за услуги Роскомнадзора:

  • За выдачу вещательной лицензии – 7500 рублей.
  • За переоформление разрешения в связи с изменением адреса компании или смену направления деятельности – 3500 рублей.
  • За переоформление в других случаях, предусмотренных законом – 750 рублей.

Если компания желает зарегистрироваться как СМИ, необходимо оплатить 6 000 рублей. Госпошлина за рассмотрение документов для получения статуса редакции составит 5 000 рублей для радиовещания в пределах одного субъекта РФ или 10 000 для трансляции в нескольких или по всей территории России.

Вещательная лицензия

Ответственность

Лицензия может быть временно отозвана, если вещатель:

  • Допустил нарушение лицензионных требований.
  • Не выходит в эфир более 3 месяцев.

Устранение причин отзыва разрешения позволяет снова вернуться к своей деятельности. В противном случае лицензия будет аннулирована.

Работа без лицензии приводит к штрафам, установленным, статьей 14.1 КоАП РФ

  • Для граждан – 2000-2500 рублей.
  • Для должностных лиц – 4000-5000 рублей.
  • Для юридических лиц – 40 000 – 50 000 рублей.

Если вещатель распространяет продукцию радиостанции, не зарегистрированной как СМИ, то, согласно статье 13.21 КоАП РФ, это также приводит к штрафу:

Схема сверхрегенеративного приемника на 144 Мгц (в формате Word, 25 Кб) скачать

Радиолюбительский калькулятор. New.

Радиолюбительская карта Мира. Скачай и распечатай.

Справочник радиолюбителя. Поддерживает работу на планшетах.

FT-757GXII

GSM сигнализацию для гаража

Для эксплуатации передающих или приемопередающих радиоустройств независимо от их назначения (любительская радиосвязь, «охота на лис», радиоуправление моделями и т. д.) необходимо иметь специальное разрешение, которое выдается органами Государственной инспекции электросвязи, имеющимися в каждой республике, области, крае, АССР. Порядок получения разрешений на любительские радиопередатчики изложен в инструкции о порядке оформления разрешений на постройку (приобретение) любительских приемопередающих радиостанций и правилах их эксплуатации. За выход в эфир без разрешения ГКРЧ радиолюбитель может быть привлечен к ответственности (административной или уголовной) в соответствии с действующим законодательством.

Любительские приемопередающие радиостанции бывают коллективного и индивидуального пользования. Они могут использоваться для экспериментальной работы с приемопередающей аппаратурой и антеннами, для изучения распространения радиоволн в любительских диапазонах, а также для тренировочной и спортивной работы по проведению радиосвязей. Установка и эксплуатация радиостанций коллективного пользования разрешается коллективам радиолюбителей, работающим под руководством комитетов РОСТО предприятий, учреждений, учебных заведений, колхозов и совхозов, а также Домам и Дворцам пионеров, станциям юных техников, профсоюзным клубам и Дворцам культуры, спортивным клубам, спортивно-техническим клубам и радиоклубам. Установка и эксплуатация индивидуальных радиостанций разрешается отдельным радиолюбителям, являющимся членами спортивно-технических радиоклубов.

Любительские радиостанции коллективного пользования делятся на три, а индивидуальные радиостанции — на четыре категории. Право на установку и эксплуатацию радиостанций 3, 2 и 1-й категорий может быть предоставлено радиолюбителям, достигшим 16-летнего возраста. Разрешения на эксплуатацию индивидуальных радиостанций 4-й категории выдаются начиная с 14 лет, а право на работу в эфире с коллективной paдиостанции может быть предоставлено и 12-летним радиолюбителям, имеющим наблюдательские позывные.

Оформление разрешений на эксплуатацию любительских радиостанций производится в два этапа. Вначале будущий владелец или начальник радиостанции сдает квалификационный экзамен по электро- и радиотехнике, технике безопасности, правилам любительской радиосвязи, а также по приему на слух и передаче на ключ телеграфной азбуки. Для получения разрешения на индивидуальную радиостанцию 4-й категории достаточно пройти собеседование без экзамена по телеграфной азбуке. Экзамены и собеседования проводят квалификационные комиссии местных федераций радиоспорта

Радиолюбители, прошедшие собеседование или сдавшие экзамен, получают разрешение местной ГКРЧ на постройку (приобретение) радиостанции, а после того, как радиостанция будет установлена и осмотрена общественным инспектором, получают разрешение ГКРЧ на эксплуатацию радиостанции. Это может оказаться полезным, например, в вузах, где начальником радиостанции оформляется один из преподавателей или сотрудников, а заместителями — студенты, нередко имеющие более высокую спортивную квалификацию.

Для каждой из категорий любительских радиостанций выделены определенные диапазоны частот, определены виды радиосвязи и максимальная выходная мощность. Виды радиосвязи в таблице обозначены сокращениями ТЛГ, ОБП, AM, под которыми имеется в виду следующее: ТЛГ — телеграфия с амплитудной манипуляцией. Вид излучения А1А с необходимой шириной полосы 100 Гц (100Н);

ОБП — однополосная телефония с амплитудной модуляцией. Виды излучения R3E или J3E с необходимой шириной полосы 3 кГц (3K00);
AM — двухполосная телефония с амплитудной модуляцией. Вид излучения АЗЕ с необходимой шириной полосы 6 кгц., в том числе с неподавленной несущей.

Создание и работа любых средств массовой информации требует соблюдения особых требований законодательства. Передача сведений через радио и телеканалы возможна только при наличии разрешения. О том, как и кому выдается лицензия на телевещание, а также радиовещание, читайте далее.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57

Это быстро и бесплатно !

Виды разрешений

По законодательству о СМИ, для осуществления вещания через радио или телевидение нужна особая лицензия. Без ее получения выход в эфир будет считаться незаконным. К отношениям в сфере выдачи разрешений теле- и радиоканалам применяются также положения федерального закона о лицензировании.

Особенности получения лицензий на радиовещание и телевизионное вещание

Для получения такого разрешения сначала требуется зарегистрировать средство массовой информации. Далее телеканал или радиоканал должен получить необходимый вид лицензии для осуществления своей деятельности. Выделяют следующие их разновидности:

  • универсальная лицензия (для телевидения и радио);
  • разрешение на работу телеканала (обычная);
  • разрешение на радиовещание (обычная).

Универсальная дает право вещателям-редакциям СМИ распространять информацию через теле- или радиоканал на всей территории страны в любых средах вещания. Такое разрешение позволяет осуществлять кабельное, спутниковое, а также наземное эфирное вещание.

Лицензия на осуществление телевизионного вещания лицом, не являющимся редакцией СМИ, именуется обычной. Такие лица вправе осуществлять передачу информации по указанным каналам на оговоренных с вещателем условиях. Территория и среда распространения каналов могут в этом случае ограничиваться.

Лицензия на радиовещание также может быть обычной или универсальной, Независимо от вида документа в нем должны указываться определенные сведения. К их числу относятся:

  • наименование лицензирующего органа;
  • название организации, получающей документ;
  • реквизиты самого документа (дата, номер);
  • вид деятельности;
  • название и программа канала (теле- или радио);
  • территория и среда его распространения;
  • срок действия документа;
  • объем и дата вещания, параметры спутникового вещания;
  • используемые радиочастоты.

Использование лицензий допускается только получившими их лицами. Уступка этих прав другим лицам возможна только с согласия лицензирующего органа.

Особенности получения лицензий на радиовещание и телевизионное вещание

Когда можно не приобретать лицензию

В некоторых случаях для распространения информации вещательная лицензия не нужна. Законодательством этот вариант вещания допускается, когда оно осуществляется по договору с лицом, имеющим соответствующую лицензию. При этом передача сигнала должна производиться в неизменном (неискаженном) виде.

Разрешение не понадобится и при распространение телеканала или радиоканала для масс через Интернет-сайты. В этом случае не используются технические средства для кабельного, проводного, а также эфирного вещания. А получение лицензий предусмотрено именно для лиц, применяющих указанные средства.

Сайты в Интернете не относятся к СМИ, поэтому их регистрация в этом качестве необязательна. При желании получить такой статус их владельцам требуется обратиться в Роскомнадзор с заявлением и документами о подтверждении прав на использование конкретного доменного имени.

Какова ответственность за несанкционированное вещание

Особенности получения лицензий на радиовещание и телевизионное вещание

Осуществление вещательной деятельности без разрешения не допускается. Более того, за несанкционированную передачу информации предусматривается ответственность.

Административным законодательством вводятся штрафные санкции за предпринимательскую деятельность без получения соответствующих разрешений.

По КоАП РФ на нарушителей в зависимости от их статуса налагаются следующие штрафы:

  • на граждан – 2000-2500 руб.;
  • на должностных лиц – 4000-5000 руб.;
  • на юр. лиц – 40 000 – 50 000 руб.

Если такие действия причинили крупный ущерб, то можно получить и уголовное наказание за их осуществление. За использование лицензии с нарушениями также предусматриваются санкции, вплоть до ее аннулирования.

Кто может получить лицензию

Заниматься вещательной деятельностью в России могут только юридические лица. Ни обычные граждане, не предприниматели получить право на создание и работу теле- или радиоканала не могут. Однако стать вещателем может не любая организация, а только отвечающая специальным требованиям.

Законом о «СМИ» вводится ограничение на создание информационных средств и редакций иностранцами, а также организациями с иностранным участием. Иные правила могут устанавливаться международными соглашениями между Россией и отдельными государствами.

Требования к соискателям

Особенности получения лицензий на радиовещание и телевизионное вещание

Правительством Российской Федерации издано Постановление № 1025 от 08.12.2011, устанавливающее порядок лицензирования теле- и радиовещания. Для соискателей на получение вещательных разрешений устанавливаются следующие требования:

  • наличие подтвержденного уставом статуса юр. лица-редакции;
  • при отсутствии статуса редакции требуется наличие договора с ней;
  • соответствие требованиям закона «О СМИ» об ограничении иностранного участия;
  • предоставление полного пакета документации;
  • оплата госпошлины.

К лицензиатам также предъявляются и другие обязательные для выполнения требования:

  1. Они должны соблюдать указанные в лицензии параметры (объемы) вещания, в том числе, дата начала передачи информации, территория распространения канала, с использованием конкретных радиочастот, выделенная позиция в мультиплексе и др.
  2. Следование заявленной программной направленности телеканала или радиоканала.
  3. Требуется предоставление сведений об операторах, осуществляющих трансляцию телеканалов (радиоканалов).
  4. Соблюдение требований лицензии с использованием радиочастот для вещания, полученных по результатам торгов.
  5. Объявление данных (выходных) телевизионных (радио) каналов.
  6. Распространение информации, предусмотренной ст. 35 закона «О СМИ».

После получения разрешений лицензиаты обязаны соблюдать требования законодательства и условия самого документа. Органом, выдавшим разрешение, осуществляется лицензионный контроль. Если вещательная деятельность осуществляется с нарушениями или вообще не ведется в течение нескольких месяцев, то лицензия может приостанавливаться.

Правила оформления разрешений

Особенности получения лицензий на радиовещание и телевизионное вещание

Для того, чтобы получить право вещать с радио или телеканала, соискателям требуется предпринять следующие шаги.

При изменении параметров распространения информации или окончании срока действия лицензии допускается его переоформление. В случае утраты или порчи возможно предоставление дубликата документа.

Необходимые документы и размеры госпошлин

Обратиться в Роскомнадзор для получения разрешения на распространение СМИ нужно с определенным перечнем документации. Одним из основных бумаг является само заявление, составляемое по утвержденной форме.

В нем обязательно должны указываться следующие данные:

Особенности получения лицензий на радиовещание и телевизионное вещание

  • название телеканала или радиоканала, готовящегося к распространению;
  • реквизиты свидетельства о регистрации СМИ;
  • программная направленность канала;
  • территория, на которой планируется распространять канал;
  • объем распространения (в часах);
  • срок, в течение которого будет осуществляться деятельность;
  • дата начала работы канала;
  • сведения о среде работы канала.
  • иные сведения, устанавливаемые законодательством о лицензировании.

Помимо заявления требуется предоставление документа об уплате госпошлины, сведения о внесении юр. лиц в ЕГРЮЛ, постановке на учет и отсутствие задолженности по налоговым платежам. Редакциям каналов нужно предоставлять свой Устав, а также сведения об участниках общества, выписка из реестра акционеров. Лицам, не являющимся редакциями, нужно предъявить договор с ними.

Все документы подаются в Госкомнадзор непосредственно или почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Допускается также их предъявление в электронном виде при условии подписания квалифицированной (усиленной) электронной подписью. Если подачей или получением документов занимается представитель, то потребуется оформление на него доверенности.

Получение разрешения зависит от уплаты соискателем госпошлины. Ее размеры устанавливаются налоговым законодательством. За выдачу вещательных лицензий требуется уплатить 7500 руб. За их переоформление или выдачу дубликатов взимается 750 руб. Реквизиты для внесения платежа можно посмотреть на сайте Роскомнадзора.

Сведения обо всех выданных разрешениях указываются на сайте Роскомнадзора в специальном реестре. Увидеть эту информацию можно уже на следующий день после принятия соответствующего решения.

Сроки действия и продление

Особенности получения лицензий на радиовещание и телевизионное вещание

По статье 31.1 Закона «О СМИ» предельный срок лицензионного разрешения для телерадиовещания составляет десять лет. Соискатели вправе просить о меньшем сроке действия документа. Эти сведения они указывают в своем заявлении, предоставляемом в лицензионный орган.

Указанный срок может продлеваться по заявлению лицензиата. Оно направляется в Роскомнадзор заблаговременно (60 дней до истечения срока). Помимо заявления требуется предоставить те же документы, что и для первоначального получения разрешения. Продлевать можно на тот же или иной, указанный в заявлении срок, но не более десяти лет.

При продлении сохраняет свое действие выданный ранее документ. Его номер и другие реквизиты остаются неизменными. На документе ставится соответствующая отметка о его продлении.

В продлении может быть отказано при допущении нарушений в процессе деятельности организации, приостановлении выданной лицензии.

Заключение

Зарегистрировать СМИ и получить возможность осуществлять вещательную деятельность довольно непросто. Соискателям нужно соответствовать всем требованиям закона, подготовить нужные документы, уплатить госпошлину.

И после получения документа вещатели должны не нарушать предусмотренные лицензией условия. В противном случае действие документа может быть приостановлено, а нарушитель оштрафован.

Читайте также: