Как проверить иностранного работодателя

Опубликовано: 17.09.2024

Периодически все предприятия обновляют кадровый состав и сталкиваются с ситуацией, когда предстоит оформить трудовые отношения с иностранцем. Специалисты по кадрам иногда (вернее часто) сомневаются в подлинности документов иностранных граждан, которые стремятся получить ту или иную должность.

Опытный специалист по работе с персоналом при наличии желания сможет отказать в приме на работу при любом подозрении на поддельные документы. Но на hr-специалиста, то есть кадровика, могут давить начальники цехов, отделов, другие управленцы среднего звена, требуя принять иностранного работника поскорее.

В результате у специалиста по кадрам возникает справедливый вопрос:

А должен ли он проверять подлинность бумаг иностранца.

Не наличия, а именно подлинности документов?

А поскольку все сводится к деньгам, то честно вопрос звучит так:

Грозит ли кадровику или предприятию большой денежный штраф за поддельные документы иностранца?

Обязанность проверять документы иностранца в законе

Что говорит закон по вопросу проверки подлинности документов иностранца?


Законодательством РФ обязанность проверки подлинности бумаг не предусмотрена.

Трудовой кодекс РФ, ФЗ о правовом положении иностранцев №115-ФЗ не содержат никаких норм, обязывающих работодателя самостоятельно устанавливать этот вопрос.

Это же признано Министерством труда.


Но правоприменительная практика такова, что даже при отсутствии обязанности изучать документы на предмет подлинности, работодатель может быть и будет наказан.

Заместитель директора Департамента разъясняет в письме на вопрос коммерческой компании об обязанности проведения проверки подлинности иностранных документов, что ответственность не установлена, но вы ее все равно будете нести, если примете иностранца с недействительными документами. Здесь же он приводит ссылку на решение Ленинградского облсуда.

Обзор судебных решений по поддельному патенту

Если работник предоставил поддельный патент, то работодателю сложно защитить себя в суде, несмотря на отсутствие прямой обязанности по проверке подлинности разрешений, патентов. Предприятиям-нарушителям назначают административные штрафы на космические суммы.

Вот судебные решения апелляционных инстанций не в пользу работодателей:

  • Решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.03.2012 № А13-14/2012 (оставлено в силе Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2012 № А13-13/2012);
  • Постановление Люблинского райсуда г.Москвы от 09.12.2015 г. № 12-1000/2015 (оставлено в силе Решением Московского Горсуда от 26.11.2015 г. по делу № 7-12588/2015);
  • Решение Ленинградского облсуда от 26.06.2012 № 7-316/2012, № 7-320/2012.

Во всех вышеперечисленных процессах юристы предприятий ссылались на то, что работники сами предоставили поддельные документы, дающие им право на работу. Судебные органы отклоняют этот довод как несостоятельный, сообщая об упущенной возможности проверки подлинности патента на веб-ресурсе миграционной службы.

При этом суд не принимает к сведению, что сайт работает со сбоями, а 30% случаев информацию вообще не предоставляет.

От судей поступает и предложение о направлении запроса в УВМ о подлинности патента.

Но на рассмотрение обращений подобного рода отведен 1 месяц, плюс время на работу почты.

Если строительные организации по каждому кандидату будут направлять запросы в Управление по Вопросам Миграции, то количество обманутых дольщиков может увеличится.

Фактически, суды возлагают на работодателей обязанность аналогичную должной осмотрительности при выборе контрагента из числа юридических лиц. Только уже при выборе работников-иностранцев.

Но вот только понятие должной осмотрительности закреплено в законодательстве

Обзор судебных решений по поддельному паспорту

Уже имеется судебный прецедент по привлечению к ответственности фирмы, принявшей иностранца на работу по поддельному паспорту.

При проверке предприятия выявлен гражданин Узбекистана с фальшивым паспортом гражданина Киргизии. А у граждан ЕАЭС паспорт и является разрешительным документом.

Фабула дела такова:

гражданин Узбекистана оштрафован и выдворен из страны в еще 2015 году. Сменив фамилию и национальность (. ), он 2 года живет в России по паспорту гражданина Киргизии, который купил на рынке Юнона за 100 долларов.

Сведений о его поисках для депортации сотрудниками миграционной службы не имеется. По «липовому» паспорту работник трудоустраивается, факт поддельного паспорта всплывает на работе, за ним на рабочее место приезжает полиция. Сотрудникам полиции он также представляется гражданином Киргизии (хотя по факту так и остался гражданином Узбекистана). В итоге личность его даже сотрудники полиции смогли установить только путем дактилоскопирования.

После административного расследования работодателя наказывают штрафом в максимальном размере почти миллион!!

Вопрос вины работников предприятия особо и не выяснялся.

Что интересно, за заведомо поддельный документ, иностранец к административной или уголовной ответственности привлечен не был.

Как могли кадровики выявить подделку паспорта? Не могли никак.

Позволяет ли веб-ресурс МВД узнать о подлинности иностранного документа, например, казахского, армянского, киргизского? Не позволяет.

Имелся ли умысел на привлечение нелегального работника? Нет.

Фактически работник приступил к выполнению трудовых обязанностей? Фактически трудился.

Заплатите миллион штрафа!

Какие документы нужно проверять

Задача hr-специалиста — выяснить при приеме иностранца 2 вопроса:

  • законность нахождения на территории РФ;
  • законного права на работу или оказание услуг по договору гражданско-правового характера.

В РФ разрешено работать безвизовым иностранцам, которых делят на группы:

  • граждане стран ЕАЭС — трудовые отношения оформляются без патента по трудовому договору;
  • граждане Украины, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Азербайджана — по патенту.

Документы о законном пребывании

Документы о законности пребывания в России для обеих категорий иностранных граждан идентичны:

  • паспорт

Особое внимание дате последнего въезда – если с даты последнего въезда прошло более 2 лет, иностранец является нелегалом;

  • миграционная карта

В миграционной карте 2 важных поля:

  1. цель въезда,
  2. дата пересечения границы.

Для работы по ТД или ГПД должна быть указана цель «работа», а дата въезда должна совпадать с печатью в паспорте.

  • миграционный учет

— не всегда и не всем нужен, но хорошо, когда он имеется особенно при пребывании иностранца в РФ более 1 месяца.

Если компания предоставляет жилье работнику, то на миграционный учет должна поставить сама.

Сведения, указанные в паспорте, должны совпадать с информацией, отраженной в миграционной карте.

Наличие патента и оплата пошлины за патент

Граждане Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Азербайджана должны работать по патенту. Минимальный период платежа за патент — 1 мес., оплата подтверждается квитанциями.

Просмотрите внимательно даты авансовых платежей. При наличии нарушений сроков оплаты патента на работу, такой патент считается недействительным.

Проверка патента через сайт МВД

Любой работодатель знает про сервис проверки патента на работу через сайт МВД России – сервисы.гувм.мвд.рф.

Единственный и очень небольшой плюс, можно проверить факт выдачи патента.

Сервис запущен еще в 2011 году, во времена ФМС.

Но как в 2011, так и в 2019 сервис работает не очень качественно.

Выданные патенты появляются в этой базе с очень большой задержкой. Иногда до нескольких недель с даты выдачи патента. Официальной информацией запрос с сайта не признается.

  • не проверить оплачивает ли этот патента работник-иностранец,
  • не проверить подлинность миграционной карты и миграционного учета,
  • не проверить документы работников из стран ЕАЭС.

Какие документы предоставляют соискатели из государств ЕАЭС?

Соискатели из дружественных к России стран, входящих в ЕАЭС, приравниваются к россиянам в трудовых правах, и от них не требуется предоставление разрешительных документов. Им достаточно предъявить паспорт гражданина одной из этих стран.

Проверяется только законность нахождения на территории РФ. Если все в порядке, можно оформлять трудовые отношения договором и сразу допускать к работе, направив уведомление о заключении ТД.

Но не забывайте судебный прецедент с паспортом Киргизии.

Резюме:

Совет:

Если в Вашей компании большой штат, большая текучка кадров, проводите миграционный аудит минимум один раз в 3 месяца.

Проверяйте полноту и достоверность представленных иностранными работниками документов.

В случае отсутствия в штате специалистов, можете заказать миграционный аудит в нашей компании.

Если эта статья была для вас полезна, поделитесь с друзьями.

Также вы можете подписаться на наши новости в социальных сетях - Миграционный Адвокат.

Практикующий юрист в сфере трудовой миграции и админ. права. Ведущий эксперт, более 200 выигранных дел.


На сегодняшний день в России сформировалась тенденция привлечения иностранной рабочей силы работодателями – все чаще организации из самых разных отраслей хотят, чтобы на них работали иностранные мигранты.

При этом некоторые работодатели просто не могут позволить себе иностранных рабочих только потому, что банально не знают, как правильно оформить мигранта на работу. Или у них нет миграционных и кадровых специалистов. Или боятся получить штраф, случайно нарушив миграционное законодательство. А штрафы действительно страшные – до 1 000 000 рублей за каждого нелегала, то есть за каждого неоформленного или неправильно оформленного иностранца на объекте.

Мы же считаем, что это не повод отказываться от иностранных рабочих раньше времени, и поэтому делимся нашей инструкцией по оформлению безвизовых иностранцев из ближнего зарубежья на работу, которую нам помогло составить кадровое агентство «ЗаШтатом», специализирующееся на работе с мигрантами.

Способы оформления мигрантов на работу

354545

Итак, есть 2 способа легализовать труд мигранта, приняв его на работу:

  • официально оформить в штат организации;
  • официально оформить за штат организации.

Инструкция по приему и оформлению мигрантов на работу в штат вашей организации

1. Встать на учет в ГУВМ МВД в качестве работодателя мигрантов.

Юридическое лицо или ИП подает пакет документов в территориальное отделение ГУВМ МВД на аккредитацию в качестве работодателя мигрантов.

2. Определить статус иностранного гражданина.

Порядок и правила оформления иностранца на работу зависят от его статуса в РФ. Их (статусов) три:

  • Временно пребывающий в РФ – гражданин другой страны, приехавший по визе либо без визы и находящийся в стране на основании патента или разрешения на работу.
  • Временно проживающий в РФ – гражданин другой страны, которому было предоставлено разрешение на временное проживание.
  • Постоянно проживающий в РФ – гражданин другой страны, которому был предоставлен вид на жительство сроком на 5 лет или на основании договора ЕАЭС.

Далее мы подробно рассмотрим правила оформления на работу иностранцев в статусе «временно пребывающий», как наиболее многочисленной и распространенной группы.

3. Определить гражданство и режим пребывания в РФ.

Безвизовый режим пребывания в РФ – для граждан следующих стран: Белоруссия, Южная Осетия, Абхазия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина, Узбекистан. Визовый режим пребывания в РФ – для граждан всех остальных стран.

4. Проверить и оформить недостающие миграционные документы.

У иностранного гражданина должны быть следующие документы:

Для оформления мигрантов из стран с визовым режимом

Для оформления мигрантов из стран с безвизовым режимом

Для оформления граждан Белоруссии, Киргизии, Армении и Казахстана (ЕАЭС)

Важно! Все документы должны быть действительны весь период работы сотрудника в организации.

Важно! В случае приема на работу иностранца, у которого нет полного пакета разрешительных документов или мигранта с просроченными документами, работодателю грозит штраф до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

5. Оформить сотрудника в штат.

5.1. Получить письменное согласие на обработку персональных данных.

5.2. Ознакомить работника с локальными нормативными актами (ЛНА) работодателя:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • иные локальные нормативные акты, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника (положение об оплате труда, положение о премировании, положение о защите персональных данных сотрудника, должностные инструкции, положение об организации работы по охране труда в организации, программа вводного инструктажа, программа первичного инструктажа на рабочем месте, вводный инструктаж по ГО и ЧС и пр.).

Важно! Работник должен ознакомиться под роспись с ЛНА до подписания трудового договора.

5.3. Заключить трудовой договор с иностранным гражданином. Разъяснить условия (основания) расторжения трудового договора.

Данные о работнике в трудовой договор рекомендуется вносить из разрешения на работу или патента, где информация указана на русском языке.

Важно! Имя иностранца в трудовом договоре и разрешении на работу или патенте на работу должны совпадать. В противном случае сотрудники ГУВМ МВД расценят расхождение как привлечение мигранта к работе без разрешительного документа и оштрафуют организацию на сумму до 1 миллиона рублей или приостановят деятельность компании на срок до 90 суток.

В договор обязательно должны быть внесены сведения о патенте/разрешении на работу: серия, номер, дата выдачи, срок действия, кем выдан.

В договоре также должны быть реквизиты полиса ДМС или договора о медицинских услугах.

Договор должен быть оформлен на неопределенный срок. Оформлять срочный контракт можно только в случаях, перечисленных в ст. 59 ТК РФ, например, при сезонных работах. То, что патент/разрешение на работу действует ограниченное время, не дает право работодателю оформить с иностранцем срочный договор. Это прописано в ст. 327.1 ТК РФ.

Важно! Когда срок действия разрешительных документов истечет, мигрант должен быть незамедлительно уволен, иначе будет штраф за каждого нелегала до 1 миллиона рублей.

5.4. Издать приказ о приеме работника на работу и ознакомить с ним работника под роспись.

5.5. Провести инструктажи по охране труда (ОТ), ознакомить со специальной оценкой условий труда на рабочем месте (СОУТ).

5.6. Внести запись о приеме на работу в трудовую книжку иностранца.

Важно! Если у мигранта нет трудовой книжки установленного образца, то выдать ее должен работодатель.

5.7. Оформить личную карточку работника (форма Т-2).

В ней работник ставит свою подпись в подтверждение того, что он ознакомлен с записью в трудовой книжке.

5.8. Провести инструктажи по ГО и ЧС, ППБ и пр.

6. Уведомить ГУВМ МВД о заключении трудового договора с иностранцем.

Работодатель обязан уведомить ГУВМ МВД о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином не позднее трех рабочих дней с даты подписания договора иностранцем.

Важно! Неуведомление или несвоевременное уведомление ГУВМ МВД (ФМС) ведет к штрафу до 1 миллиона рублей или приостановке деятельности организации на срок до 90 суток.

7. Начислить и выплатить налоги и взносы с зарплаты мигранта.

За трудоустроенного иностранного гражданина, находящегося в статусе временно пребывающего, прибывшего на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, работодателю необходимо ежемесячно перечислять следующие налоги и страховые взносы:

  • НДФЛ – 13%
  • Взносы в ПФР – 22%
  • Взносы в ФСС – 1,8-2,9%
  • Взносы в ФФОМС – 0-5,1%

Важно! Заработная плата сотрудника должна быть не ниже среднеотраслевой ставки или установленного в регионе минимума (МЗП). Для Санкт-Петербурга в 2019 году МЗП составляет 18 000 рублей в месяц при полной занятости.

Кроме того, нельзя платить разную зарплату иностранцам и россиянам, находящимся на одинаковой должности. В противном случае зарплатные комиссии заставят доначислить заработную плату сотрудникам, выплатить все «сэкономленные» налоги и выставят штраф 20% от суммы невыплаченных налогов.

Важно! Все налоги и отчетности должны быть сданы вовремя и в правильной форме. И стоит помнить о том, что отчетности для российских и иностранных граждан отличаются.

Кроме того, фамилия иностранного гражданина в СНИЛС и патенте зачастую пишется разными способами. ГУВМ МВД (ФМС) и налоговая требуют, чтобы в их документации запись фамилии иностранного гражданина была идентична записи в патенте или разрешении на работу, а вот ПФР требует, чтобы написание совпадало с записью в СНИЛС.

Это вызывает массу сложностей для бухгалтера, так как часть отчетов приходится исправлять вручную и проставлять другое написание фамилии.

8. Проверить чеки мигрантов об уплате НДФЛ по патенту на работу и регистрацию.

Ежемесячно мигрант должен вносить авансовый платеж по патенту, при просрочке оплаты даже на 1 день патент автоматически аннулируется, и сотрудник становится нелегалом, не имеющим право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ.

После каждого нового чека об оплате патента мигрант должен продлевать миграционный учет на период оплаты патента на работу, поэтому этот документ тоже нужно внимательно отслеживать.

9. Уволить иностранца с работы.

  1. Рассмотреть основания прекращения трудового договора.
  2. Издать приказ об увольнении/расторжении трудового договора иностранного гражданина, в котором иностранный работник ставит свою подпись.
  3. Иностранный гражданин ставит подпись в карточке сотрудника (Т-2) в разделе XI.
  4. Сделать в трудовой книжке запись об увольнении иностранного гражданина с работы.
  5. Получить подпись работника в журнале, подтверждающую получение трудовой книжки на руки. Выдать трудовую книжку иностранному гражданину.
  6. Выдать в день увольнения иностранному гражданину справки о получении заработной платы за весь период его работы, в т.ч. дополнительные документы по запросу работника.
  7. Произвести в день увольнения полный расчет заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск, если таковой имеется.

10. Уведомить ГУВМ МВД об увольнении иностранного сотрудника.

Работодатель обязан уведомить ГУВМ МВД о прекращении действия трудового договора с иностранцем не позднее трех рабочих дней со даты расторжения договора.

Важно! Неуведомление или несвоевременное уведомление ГУВМ МВД (ФМС) ведет к штрафу до 1 миллиона рублей или приостановке деятельности организации на срок до 90 суток.

Ответственность и риски оформления мигрантов в свой штат

Поскольку мигранты оформляются в штат компании работодателя, у него будет полный контроль над кадровым, налоговым и миграционным документооборотом иностранцев, однако компания же и будет нести полную юридическую ответственность за работников перед госорганами.

Поэтому любая малейшая ошибка в документах, нарушение процедуры оформления, просроченные документы сотрудников, нарушение сроков подачи документов на иностранных работников в госорганы и прочие риски могут навлечь на компанию миллионные штрафы и даже приостановку деятельности организации на срок до 90 суток, не говоря уже о риске депортации работников.

Инструкция по приему и оформлению мигрантов на работу за штат (аутстаффинг)

Самый простой, быстрый и безопасный способ оформить мигранта на работу – это оформить его за штат – в штат кадрового агентства. Сделать это можно буквально за 1 день.

В этом случае кадровое агентство заключает трудовой договор с иностранцами и становится их официальным работодателем, полностью избавляя заказчика от всех рисков, штрафов и ответственности перед госорганами за мигрантов.

Как официальный работодатель, именно кадровое агентство занимается миграционным, кадровым и налоговым документооборотом работников, заказчик же просто использует труд внештатных сотрудников по договору предоставления персонала.

Инструкция по оформлению иностранных рабочих за штат выглядит так просто только из-за того, что всю головную боль, связанную с официальным оформлением мигрантов, берет на себя кадровое агентство.

Чтобы оформить мигранта за штат нужно:

  1. Обратиться в кадровое агентство аутстаффинга.
  2. Предоставить документы на сотрудников.
  3. Заключить договор о предоставлении труда персонала.
  4. Беззаботно пользоваться трудом мигрантов без рисков, ответственности и штрафов.

Все остальное вместо заказчика будет делать кадровое агентство, в штат которого оформляются иностранцы, а именно:

  • заключение трудовых договоров (дополнительных соглашений) и оформление трудовых книжек;
  • отслеживание сроков действия документов мигрантов;
  • подача уведомлений в госорганы;
  • оплата налогов и взносов;
  • выплата заработной платы;
  • прохождение проверок и взаимодействие с сотрудниками госорганов;
  • оплата штрафов.

Ответственность и риски оформления мигрантов за штат

Поскольку мигранты оформляются за штат – в штат кадрового агентства, именно оно выступает в роли официального работодателя, а значит, и несет полную ответственность за кадровый, налоговый и миграционный документооборот иностранных рабочих.

Заказчик же полностью защищен от всех кадровых и миграционных рисков и застрахован от штрафов и других санкций со стороны госорганов, поскольку просто привлекает к работе внештатный персонал.

Подробнее о переводе за штат вы можете узнать здесь.

Вам точно пригодятся эти материалы, если вы оформляете мигрантов на работу в свою компанию

  • таблица штрафов работодателю за мигрантов в 2019 году;
  • бланк уведомления о приеме на работу иностранного сотрудника;
  • бланк уведомления об увольнении иностранного сотрудника;
  • образец политики обработки персональных данных;
  • образец положения об оплате труда;
  • образец правил внутреннего трудового распорядка.

Подробности по телефону +7 (812) 243-15-23

(только для Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

Ольга Тумасова

Риск-ориентированный подход при контроле в сфере миграции

В компаниях, нанимающих в России иностранцев, часто проходят миграционные проверки. Чтобы избежать ответственности и штрафов нужно знать, что именно могут проверять контролирующие органы. С 2017 года миграционный контроль входит в перечень видов контроля, которые осуществляются с риск-ориентированным подходом. Кроме того, в январе 2019 закончились «надзорные каникулы» для малого и среднего бизнеса, что увеличивает шанс попасть под проверку МВД в 2019 году.

В статье я рассмотрела особенности проведения миграционных проверок, а также рассказала, что такое риск-ориентированный подход, и как он влияет на контроль в сфере миграции.

Кого могут проверить?

Проверки проводятся в отношении работодателей (юридических лиц и ИП), если они:

  1. Привлекают к труду иностранцев или лиц без гражданства (далее – ЛБГ);
  2. Выступают принимающей или приглашающей стороной.

При проверках могут заодно проверить и самих иностранных граждан/ЛБГ, которые работают или находятся у работодателя с иными целями. За свои нарушения ответственность несёт сам иностранный гражданин/ЛБГ.

Виды проверок МВД

Проверки МВД в сфере миграции бывают 2 видов:

  1. Документарная проверка (плановая и внеплановая).
  2. Выездная проверка (плановая и внеплановая).

Документарные проверки

Документарная проверка проводится на основании и при наличии всех необходимых документов и информации, полученных МВД от других проверяющих органов, а также из своих данных и источников информации, без выезда инспекторов на адрес работодателя.

Срок любой документарной проверки – 20 рабочих дней с возможностью максимального продления на 7 рабочих дней по необходимости.

Выездные проверки

Выездная проверка проводится с выездом инспектора МВД по адресу работодателя.

  • Срок плановой выездной проверки – 20 рабочих дней,
  • Срок внеплановой выездной проверки – 7 рабочих дней.

Эти сроки также могут быть продлены не более, чем на 7 рабочих дней.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки могут проводиться в любое время по инициативе МВД и затрагивать любые аспекты контроля в сфере миграции. Например, МВД может инициировать проверку, если поступила жалоба о нарушении.

Плановые проверки

Плановые проверки проводятся по заранее утвержденному МВД РФ плану проверок. Такой план утверждается МВД ежегодно.
Информация о плановых проверках находится в открытом доступе на сайте МВД России в разделе о сводном плане проверок субъектов предпринимательства на соответствующий год.

Из практики: с 2018 года при первичной постановке работодателя на учет в МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области для дальнейшего оформления приглашений для иностранцев сотрудники МВД осуществляют выездную проверку, чтобы узнать, действительно ли работодатель находится по указанному адресу. Это делается, потому что стало много случаев оформления приглашений работодателями, которые на самом деле отсутствуют по указанному ими адресу. Большинство таких проверок связано с привлечением иностранцев из стран СНГ.

Основания для проведения проверок

Основанием для проведения проверки является распоряжение МВД о соответствующей проверке. Распоряжение относительно плановых проверок выносится на основании ежегодного плана проверок работодателей.

Основания для распоряжения о внеплановых проверках

  1. План работы подразделения системы МВД на соответствующий период.
  2. План проведения проверок на соответствующий период, утвержденный МВД совместно с заинтересованными государственными органами РФ и ее субъектов.
  3. Предписание об устранении работодателем выявленного нарушения миграционного законодательства РФ, выданное органом государственного контроля, срок для исполнения которого истек.
  4. Обращения и заявления граждан, ИП или юридических лиц, информация от государственных органов, профессиональных союзов, информация из СМИ о фактах нарушений работодателем миграционного законодательства РФ, поступившие в МВД.
  5. Выявление факта возможного нарушения работодателем обязательных требований миграционного законодательства РФ в результате проводимого МВД мониторинга соблюдения таких требований в пределах его компетенции.
  6. Наличие распоряжения начальника (его заместителя) МВД о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры РФ материалам и обращениям.
  7. Информация, свидетельствующая о возможных фактах нарушения работодателем или иностранными гражданами законодательства сфере миграции, полученная МВД в пределах его компетенции.

Основания для документарных проверок

Документарные проверки могут проводиться по любым из вышеуказанных оснований.

В начале любых проверок по адресу работодателя проверяющий должен:

  • Предъявить свое служебное удостоверение и оригинал распоряжения о проверке;
  • Вручить копию распоряжения о проверке работодателю.

Мероприятия, осуществляемые в ходе проверки

  1. Осмотр территории для установления факта нахождения иностранных граждан или ЛБГ по адресу работодателя (при выездной проверке);
  2. Проверка соблюдения положений миграционного законодательства РФ, законности трудовой деятельности иностранцев/ЛБГ, а также порядка привлечения в РФ и использования их труда;
  3. Получение информации и документов, являющихся объектами или относящихся к предмету документарной проверки на основании письменного запроса;
  4. Фиксирование фактов нарушения миграционного законодательства РФ.

По результатам проверки составляется акт по установленной форме.

Как определяется категория риска работодателя? На что она влияет?

Присвоенная работодателю категория риска влияет на периодичность плановых проверок МВД.

Категория присваивается с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателем требований закона и оценки вероятности их несоблюдения.

Существует 5 категорий риска:

  1. Чрезвычайно высокий риск присваивается, если:
    • есть вступивший в силу приговор суда о привлечении к уголовной ответственности должностного лица работодателя по статье 322.1 УК РФ (Организация незаконной миграции);
    • есть 35 и более вступивших в силу решений (постановлений) о назначении административного наказания работодателю /его должностному лицу по частям 1, 3 - 6 статьи 18.9 или статьями 18.15 - 18.17 КоАП РФ;
  2. Высокий риск – при наличии от 25 до 34 таких решений ;
  3. Значительный риск – при наличии от 20 до 24 таких решений
  4. Умеренный риск – при наличии от 15 до 19 таких решений;
  5. Низкий риск – при отсутствии таких решений.

Категория присваивается на основании нарушений за последние 2 года.

О категориях низкого-высокого риска принимает решение руководитель регионального МВД.

Чтобы присвоить категорию чрезвычайного риска, территориальное МВД должно согласовать это с Главным управлением по вопросам миграции МВД РФ.

Чтобы узнать свою категорию, работодателю нужно обратиться с официальным запросом в территориальный орган МВД. На сайте МВД должна появиться информация только о тех, кто попал в 3 категории с самым высоким риском.

Если в отношении компании ещё нет решения о присвоении категории, то риск по умолчанию считается низким.

Компания вправе подать в МВД заявление об изменении категории риска.

Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска

Чрезвычайно высокий риск 1 раз в год
Высокий риск 1 раз в 2 года
Значительный риск 1 раз в 3 года
Умеренный риск Не чаще 1 раза в 5 лет
Низкий риск Не чаще 1 раза в 10 лет

МВД может включить работодателя в ежегодный план проверок только если с даты окончания последней проверки прошёл соответствующий период. Например:

Если компания с низкой категорией риска прошла проверку 04.02.2019 г., то следующая плановая проверка возможна не ранее 04.02.2029 г.

Что проверяют при плановых проверках?

С марта 2019 года плановые проверки проходят в соответствии проверочным листом (списком контрольных вопросов)» по форме.

За рамки перечня проверяющий выходить не может.

Категории вопросов в проверочных листах

Вопросы, касающиеся привлечения «визовых» иностранцев:

  1. Имеются ли в наличии на всех привлеченных работодателем иностранцев:
    • разрешения на привлечение и использование иностранных граждан;
    • трудовые договоры (гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг)), заключенные в письменной форме;
    • документы, удостоверяющие личность иностранных граждан, признаваемые на территории РФ;
    • действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционные карты;
    • действительные разрешения на работу.
  2. Соответствуют ли сведения, содержащиеся в разрешении на работу, фамилии, имени или отчеству иностранного гражданина либо реквизитам документа, удостоверяющего его личность;
  3. Подает ли работодатель в установленном порядке и в соответствии с установленной формой уведомления в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) со всеми иностранными гражданами;
  4. Осуществляют ли иностранные граждане, привлеченные к трудовой деятельности работодателем, трудовую деятельность в пределах субъекта РФ, на территории которого им выданы разрешения на работу;
  5. Осуществляют ли временно пребывающие иностранные граждане, привлеченные к трудовой деятельности работодателем, трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), указанной в разрешениях на работу;
  6. Подает ли работодатель в установленном порядке и в соответствии с установленной формой уведомления в территориальный орган МВД России об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам;
  7. Осуществляют ли иностранные граждане, обучающиеся в РФ, трудовую деятельность у данного работодателя в пределах субъекта РФ, на территории которого они учатся;
  8. Подает ли работодатель в установленном порядке и в соответствии с установленной формой уведомления в территориальный орган МВД России о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года иностранным гражданам, обучающимся в РФ;
  9. Прекращаются ли трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание) услуг, заключенные с иностранными гражданами, в случае аннулирования разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для такого продления в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
  10. Соблюдены ли работодателем все следующие условия:
    • иностранный гражданин не находится на муниципальной службе;
    • иностранный гражданин не замещает должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;
    • иностранный гражданин не является членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, командиром гражданского воздушного судна;
    • иностранный гражданин не осуществляет трудовую деятельность на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;
    • иностранный гражданин не занимается иной деятельностью и замещает иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен законодательством РФ;
    • иностранный гражданин не замещает должность главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (кроме иностранных граждан временно или постоянно проживающих в РФ и соответствующих требованиям, предусмотренным законодательством РФ).

Вопросы, касающиеся привлечения «безвизовых» иностранцев:

  1. Имеются ли в наличии на всех привлеченных работодателем иностранцев:
    1. трудовые договоры (гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг)), заключенных в письменной форме;
    2. документы, удостоверяющие личность иностранных граждан, признаваемые на территории РФ;
    3. действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционные карты;
    4. действительные разрешения на работу либо патенты.
    • находиться на муниципальной службе;
    • работать в составе экипажа судна, плавающего под российским флагом;
    • быть членом экипажа военного корабля РФ или иного используемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, командиром гражданского воздушного судна;
    • работать на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;
    • заниматься другой деятельностью, которой законодательство запрещает заниматься иностранцам;
    • замещать должность главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (кроме иностранных граждан, временно или постоянно проживающих в РФ и соответствующих требованиям, предусмотренным законодательством РФ). Например, иностранец, имеющий все необходимые квалификации по ФЗ «О бухгалтерском учете», разрешение на временное проживание и зарегистрированный по месту временного проживания в РФ может быть бухгалтером.

    Вопросы, касающиеся привлечения иностранцев из ЕАЭС

    1. Есть ли в наличии трудовые договоры или договоры ГПХ, заключённые с гражданами стран ЕАЭС
    2. Действительно ли являются иностранные работники являются гражданами стран ЕАЭС.
    3. Уведомляет ли работодатель территориальный орган МВД о заключении договоров с гражданами стран ЕАЭС.

    Вопросы, касающиеся образовательных организаций, пригласивших на учёбу иностранного гражданина в РФ:

    1. Уведомляет ли образовательная организация в течение 3 рабочих дней МВД об установлении факта самовольного убытия иностранца из организации;
    2. Уведомляет ли организация МВД об академическом отпуске иностранца, обучающегося по очной форме;
    3. Сообщает ли организация о завершении обучения иностранца в МВД.

    Вопросы, касающиеся специализированных организаций

    К специализированным организациям относятся гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, детские оздоровительные лагеря, туристские базы, кемпинги, медицинские и организации (стационары), организации социального обслуживания (стационары).

    Миграционные органы проверяют, уведомляют ли эти организации:

    • О прибытии иностранцев;
    • Об убытии иностранцев.

    Рекомендации работодателям для прохождения проверок

    Для того, чтобы успешно пройти миграционную проверку с риск-ориентированным подходом, мы рекомендуем:

    1. Определить, к какой категории относится ваша компания, иностранцев каких категорий вы привлекаете к работе;
    2. Ответить на соответствующие вопросы из проверочных листов, проверить наличие необходимых документов и для компании, и для приглашаемых иностранцев;
    3. Если вы обнаружили нарушения или невозможность ответить на какие-то вопросы, то нужно устранить эти нарушения, оформить необходимые документы, подготовить необходимую информацию;
    4. Изучить план проверок МВД на текущий год. При проведении проверок знакомиться с материалами, документами, предоставляемыми должностными лицами МВД, делать соответствующие возражения при необходимости.

    При этом не стоить забывать, что список вопросов все-таки органичен, а миграционное законодательство РФ достаточно объемно, есть много нюансов при оформлении иностранного работника (или его нахождения в офисе работодателя) и поддержании всех разрешительных документов в актуальном виде, в том числе и с точки зрения трудового законодательства.

    Специалисты Аккаунтор всегда готовы:

    • Всесторонне проанализировать имеющиеся документы на иностранных работников, легальность их нахождения и законность трудоустройства в РФ;
    • Проконсультировать, как лучше разрешить ту или иную ситуацию в области привлечения иностранцев для работы, в том числе при проверках МВД;
    • Как обжаловать действия должностных лиц МВД;
    • Оказать поддержку при оформлении всех разрешительных документов для легальной работы иностранцев в России.

    Если у вас есть вопрос по услугам в сфере трудового и миграционного права, задайте его через форму. Мы будем рады помочь.

    На работу в нашей стране имеют право не только граждане России, но и подданные других государств. Правда, порядок их трудоустройства несколько отличается. Если все происходит легально, то и само пребывание, и занятия граждан другого государства на территории Российской Федерации оформляются так, как того требуют установленные правила, закрепленные в соответствующих документах.

    Вы – иностранец, который планирует официально трудоустроиться в неродной для себя стране? Вы – работодатель, планирующий трудоустроить жителя другой страны? Ознакомьтесь с этой информацией.

    Вправе ли работодатель требовать нотариально заверенный перевод паспорта при трудоустройстве иностранного гражданина?

    Необходимость рамок закона

    По данным статистики, трудовая миграция в Российскую Федерацию ежегодно возрастает. К сожалению, далеко не весь труд иностранных граждан легальный, причина тому – нежелание приехавших мигрантов оплачивать платить налоги, а работодателей – отчислять средства в предусмотренные законом фонды и выполнять оформление по усложненной процедуре.

    Государство пытается регулировать этот процесс преследованием нелегального трудоустройства, а также пересмотром подходов к законодательной базе этого вопроса.

    До 2015 года главной законодательной основой для планирующих работу в РФ приезжающих был Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Однако, в 2015 году последний был пересмотрен, многие его положения утратили юридическую силу. Перемены затронули:

    • процедуру въезда иностранцев, планирующих трудоустройство;
    • всю систему учета мигрантов;
    • процесс оформления их трудоустройства.

    Вопрос: Может ли иностранный гражданин трудоустроиться в воинскую часть или организацию Министерства обороны Российской Федерации?
    Посмотреть ответ

    Статус иностранца, устраивающегося на работу

    Граждане других стран могут находиться на территории РФ в разном качестве. Возможность и особенности их трудоустройства зависит от двух важных моментов:

    • с визой или без нее они въехали в страну;
    • пребывает или проживает ли иностранец на территории РФ, временно или постоянно.

    Рассмотрим особенности каждой группы.

    Была ли нужна виза?

    Вышеупомянутый Федеральный закон делит въехавших в Россию иностранцев относительно режима их прибытия на 3 подгруппы.

    1. Иностранцы, имеющие вид на жительство в Российской Федерации, к ним дополнительно причисляют белорусских граждан.
    2. Те, кому для въезда понадобилось оформлять визу (все жители стран, не входящих в СНГ, плюс грузины и туркмены).
    3. Жители государств, с которыми у России действует безвизовый режим (большинство стран СНГ).

    Вопрос: Имеются ли риски в случае трудоустройства иностранца с патентом без документов, подтверждающих работу у прежнего работодателя (трудовая книжка, трудовой договор утеряны)?
    Посмотреть ответ

    Пребывание или проживание

    Каждый иностранец в нашей стране является обладателем одного из трех статусов:

    • постоянно проживающий – имеющий вид на жительство (ВНЖ) в РФ (или приравненный к ним гражданин Белоруссии);
    • временно проживающий – иностранный гражданин, получивший разрешение на проживание в течение определенного срока;
    • временно пребывающий – оказавшийся в стране на основании визы или миграционной карты.

    Каждый статус имеет сои нюансы касательно трудоустройства

    У иностранца есть вид на жительство

    Это самый простой вариант как для самого потенциального сотрудника, так и для работодателя. Закон не предусматривает никаких ограничений в трудоустройстве по сравнению с российским подданным. У работодателя есть 2 обязанности, которыми он не имеет права пренебречь касательно сотрудника-иноземца с ВНЖ:

    • регулярно уточнять сроки действия его документа, подтверждающего право на жительство;
    • сообщить в региональное отделение МВД России о том, что договором зафиксированы трудовые отношения с гражданином другого государства.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Информирование МВД обязательно при трудоустройстве мигрантов, имеющих любой статус, без исключений (п.8 ст.13 ФЗ о правовом статусе иностранных граждан). Ранее эти сведения требовалось передавать в ФМС РФ, упраздненную в апреле 2016 г.

    Разрешено временно проживать

    Если у гражданина другой страны есть разрешение на временное проживание в России, по статусу он не слишком отличается от имеющего ВНЖ. Разница лишь в том, что это разрешение придется ежегодно подтверждать в службе миграции. Процедура трудоустройства аналогична претендентам с ВНЖ.

    Собственно иностранные работники

    Таковыми Закон о правовом положении иностранцев в п. 1 ст. 2 признает лиц, имеющих статус временно пребывающих в РФ. Их легальное оформление в качестве сотрудников будет отличаться по тому, находится ли страна, откуда они явились, в визовых отношениях с Россией.

    Работать намерен визовый мигрант

    Если работодатель планирует взять на работу человека, чей въезд в Россию произошел на основании визы, ему нужно совершить определенные процедурные шаги.

    1. Заявка в службу занятости о том, что работодателю требуются дополнительные специалисты. Это нужно для государственного подтверждения целесообразности принятия на работу не-россиянина.
    2. Ходатайство в миграционную службу о выдаче разрешения привлечь иностранного сотрудника.
    3. Уплата государственной пошлины (в 2016 году ее сумма составляла 10 тыс. руб. на каждого принимаемого иноземца).
    4. Подача в МВД (ранее – в ФМС РФ) просьбу о выдаче приглашения для будущего работника с уплатой пошлины за эту процедуру (800 руб.)
    5. Получение приглашения в течение 2 декад после подачи ходатайства.
    6. Оформление разрешения на работу на определенный срок. Для этого нужен целый пакет документов:
    • заявление;
    • фото будущего сотрудника;
    • копия его загранпаспорта.

    На этом этапе еще раз придется раскошелиться на госпошлину – стоимость данной услуги 3500 руб.

    1. По прибытии работника из другой страны нужно уведомить миграционную службу в течение 3 дней.
    2. Заключение с новым сотрудником трудового договора.

    Планируем сотрудничество с безвизовым мигрантом

    Тут все немного проще для работодателя: разрешительные документы, оформляемые в МВД, для этой категории не требуется. Для таких претендентов на работу есть нюанс, о котором, в отличие от въезжающих по визе, должен позаботиться сам будущий трудящийся из другой страны или его доверенное лицо: получить патент, дающий право работать в РФ.

    «Предпатентный» пакет документов:

    • заключение медицинской комиссии;
    • результаты тестов по языку, истории и российскому законодательству;
    • годичный полис медицинской страховки;
    • квитанцию об уплате патентного налога за 1 месяц (сумма зависит от региона трудоустройства);
    • загранпаспорт с нотариально заверенным переводом;
    • документ о дактилоскопии;
    • фото;
    • заявление.

    ВНИМАНИЕ! Патент необходим только временно пребывающим безвизовым иностранным гражданам. Лицам, имеющим статус временно или постоянно проживающего, оформлять его не нужно.

    Патент и сроки

    Полученный на руки патент может быть действителен в течение от 30 суток до года. Если до этого времени не был заключен трудовой договор, действие патента останавливается. При необходимости действие патента можно продлевать на срок, начиная от месяца. Продлить документ можно не менее, чем за декаду до истечения его действия.

    «Патентованный» сотрудник имеет право трудиться на одного работодателя не дольше, чем 2 года подряд, затем ему понадобится обновить въезд в страну (выехать и вернуться), и, естественно, заново оформить патент.

    Просрочка оплаты ежемесячных авансовых платежей за патент ведет к его аннулированию и утрате права работы.

    Каким «безвизовым» можно не беспокоиться

    29.05.2014 г. Россия заключила договор о Евразийском экономическом союзе. Подданные стран, входящих в него, могут быть трудоустроены в России без оформления дополнительных разрешений. На сегодняшний день это граждане Армении, Белоруси, Казахстана и Киргизии.

    Штрафы за нелегальное трудоустройство иностранцев

    Труд нелегальных мигрантов сурово преследуется законом. Чрезмерно «экономному» или не желающему обременять себя официальным оформлением предпринимателю не избежать административной ответственности в виде солидных штрафов за:

    • неполный пакет документов;
    • истекший срок действия документов;
    • работу с аннулированным патентом (например, за просрочку авансового платежа);
    • не оформленный трудовой договор;
    • отступление от процедуры трудоустройства;
    • работу не по специальности, указанной в разрешительных документах;
    • нарушение охраны труда в отношении мигрантов (как и других работников).

    Физическое лицо вынуждено будет заплатить от 5 до 7 тыс. руб. за процедурные нарушения и 35-70 тыс. руб. за нелегальное трудоустройство иностранцев. Организация уплатит от 400 тыс. до 1 млн. руб., также может быть приостановлена ее деятельность на период от 2 недель до 3 месяцев.

    Сам работник-иностранец тоже подвергнется денежной санкции в размере от 2 до 5 тыс. руб.

    Что нужно знать о защите своих прав и интересов сотруднику, который может работать дистанционно в любой стране, отправляется в заграничную командировку или заключил договор с иностранным работодателем?

    О правах работающих за границей россиян

    Условия заграничного труда российского работника: все по закону

    На лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность за рубежом, не всегда распространяется трудовое законодательство страны пребывания.

    Если гражданин работает за пределами своей страны, но трудовые отношения возникли в России с российским работодателем, то на них распространяются нормы российского права. Например, в случае дистанционной работы, нахождения работника в зарубежной служебной командировке, работы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях.

    Если же гражданин нашел работу за пределами территории Российской Федерации 1 и заключил с иностранным работодателем договор (контракт), он подчиняется требованиям трудового законодательства страны работодателя. Факт наличия российского гражданства не влечет за собой автоматического применения норм законодательства РФ. К российским гражданам, как и к другим иностранцам, применяются существующие в иностранном государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и иные специальные правила. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев – граждан других государств.

    Заграничные командировки – по российским законам, но с учетом правил зарубежной страны пребывания

    В случае заграничных служебных командировок вне зависимости от их продолжительности в отношении работников продолжают действовать общие правила российского трудового законодательства.

    Однако граждане РФ подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на территории, где они фактически осуществляют свою трудовую деятельность. Это означает, например, что выходные праздничные дни страны пребывания будут для таких сотрудников нерабочими. Также командированные работники обязаны следовать правилам внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, установленным на территории «принимающей» организации. Вместе с тем они не вступают в трудовые отношения с местными работодателями, т.е. сохраняются трудовые отношения с организацией, направившей их в командировку.

    (Оплачиваются ли выходные и праздничные дни, если работник в это время в командировке; заплатят ли за дни выезда, приезда и дни нахождения в пути в выходной или нерабочий праздничный день во время командировки; как совместить служебную командировку и выходные дни или отпуск – читайте об этом в статье «Сколько заплатят за работу в выходные и праздничные дни?»)

    Дистанционная работа: как не лишиться гарантий, предусмотренных трудовым законодательством РФ

    Сегодня многие работники трудятся дистанционно. Они не привязаны к конкретному рабочему месту и вправе выполнять свои обязанности из любой точки планеты. Некоторые наши соотечественники предпочитают в зимнее время года улетать в теплые страны, например на Бали или в Таиланд, и там продолжают работать удаленно. При наличии трудового договора с работодателем из России на таких сотрудников будут распространяться нормы трудового права нашей страны, и им должны быть предоставлены те же права и гарантии, что и иным работникам.

    Однако несколько лет назад Министерство труда и социальной защиты РФ высказало неоднозначную позицию по вопросу регулирования отношений с работниками, постоянно выполняющими свои трудовые обязанности за границей: с ними нужно заключать не трудовой договор с условием о дистанционном характере работы, а гражданско-правовой договор 2 . Данный подход аргументирован тем, что российские нормативные правовые акты в сфере трудовых отношений действуют только на территории России. Плюс работодатель лишен возможности в полном объеме выполнять свои обязанности перед работником. Например, он не сможет обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 3 , если работник находится за границей.

    Но российское законодательство не содержит запрета на заключение трудового договора с сотрудником, работающим удаленно, вне зависимости от его реального местонахождения, а письма Минтруда носят рекомендательный характер. Несмотря на это, работодатели послушно следуют рекомендациям министерства и обычно заключают с такими сотрудниками именно гражданско-правовые договоры, лишая их гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, таких как предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, выплата пособия по временной нетрудоспособности, обязательное социальное страхование и др.

    Международные договоры дают россиянам гарантии граждан страны пребывания и отменяют требования легализации российских документов при трудоустройстве

    Важное место в системе защиты прав граждан РФ за рубежом занимают межгосударственные договоры и соглашения о правовом сотрудничестве.

    Так, конвенции Международной организации труда, участницей которой является Россия, охватывают практически все вопросы сферы труда, включая отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в сфере занятости, равное вознаграждение и др. Цель этой организации – помогать гражданам находить рабочие места достойного качества по всему миру, чтобы они могли трудиться в условиях свободы, справедливости и безопасности. Поэтому она поддерживает постоянный контакт одновременно с работниками, работодателями и правительствами стран.

    Среди актов международного права, затрагивающих вопросы трудовых правоотношений, следует выделить Соглашение от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов», заключенное государствами – членами Содружества независимых государств (СНГ). Соглашение регулирует основные направления сотрудничества стран в области трудовой деятельности и социальной защиты работников и членов их семей. В частности, работники-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением в соответствии с действующим законодательством страны трудоустройства. Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанимателя) и аналогично тому, которое предоставляется гражданам страны пребывания. Участники соглашения взаимно признают дипломы, свидетельства об образовании, документы о присвоении звания, разряда, квалификации, другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы, а также трудовой стаж. Дополнительное подтверждение и легализация не требуются.

    Подобные договоренности, отменяющие требования легализации (апостилирования) официальных документов России, действуют с рядом государств на основании положений двусторонних договоров о правовой помощи. К таким государствам относятся: Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба, Литва, Монголия, Польша, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория, Чехия, Эстония. То есть при трудоустройстве в этих странах не потребуется дополнительно проставлять апостиль (штамп, удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, а также подлинность печати или штампа), например на дипломе о высшем образовании. Работодателю достаточно будет предоставить диплом и перевод к нему.

    Консульства и дипломатические представительства – на защите трудовых прав граждан РФ за рубежом

    Функции защиты прав и интересов российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность за границей, возлагаются на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ в иностранных государствах. Если консул установит нарушение прав граждан, он должен будет принять меры для их восстановления 4 . Поэтому если вы работаете за рубежом и пострадали от незаконных действий, следует идти в консульство или дипломатическое учреждение.

    Но, к сожалению, не всегда усилия российских дипломатов могут положительно повлиять на исход дела. Так, летом 2019 г. в Греции были задержаны российские граждане Константин Семенов и Иван Возниковцев. Их обвинили в незаконной перевозке мигрантов. Россияне утверждали, что прибыли в Турцию, чтобы работать: они должны были перевозить туристов, но из-за незаконных действий работодателя оказались заложниками сложившейся ситуации. В результате два российских моряка были приговорены к 253 годам колонии за организацию нелегальной миграции, торговлю людьми и незаконное пересечение границы Греции. Вину свою они не признали и настаивают на том, что работодатель ввел их в заблуждение и вынудил совершить противозаконные действия.

    Обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ как способ защиты прав российских работников за границей

    Еще одним способом защиты прав является обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ 5 . Жалобу уполномоченному необходимо подать до истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении. В жалобе нужно указать Ф.И.О. и адрес заявителя, изложить суть решения или описать действия, нарушающие его права. К ней следует приложить копии решений, принятых по жалобе, рассмотренной в административном или судебном порядке.

    Часто к уполномоченному поступают просьбы об оказании содействия в возвращении на родину российских граждан, в том числе моряков, которые удерживаются на территории иностранных государств из-за недобросовестных работодателей, нарушающих правила перевозки грузов. Так, к уполномоченному обратились родственники членов экипажа российского сухогруза «Мерле» петербургской компании «МТ group», задержанного 5 марта 2017 г. у побережья Ливии и отконвоированного на военно-морскую базу в порт города Триполи. Экипаж, состоявший из семи человек, был снят с судна и перемещен в тюрьму на базу Митинга (Ливия). Уполномоченный направил обращение в МИД России с просьбой предоставить информацию о принятых мерах по урегулированию возникшей кризисной ситуации. Благодаря совместным действиям уполномоченного и российского министерства все члены экипажа сухогруза были освобождены 6 .

    Восстанавливать права находящихся за рубежом россиян уполномоченному позволяет сотрудничество с омбудсменами иностранных государств (уполномоченными по правам человека) и международными организациями. Например, в феврале 2019 г. поступило коллективное обращение от российских моряков теплохода «Стримлайн», арестованного в порту Стамбула. Им не выплачивалась зарплата, а на борту судна заканчивались продовольствие и средства гигиены. Уполномоченный направил обращения в МИД России и Главному омбудсмену Турецкой Республики Ш. Малкочу. В результате продовольственные и бытовые потребности членов экипажа были удовлетворены, а позднее им выплатили заработную плату в полном объеме 7 .

    Помимо прочего в компетенцию уполномоченного входят вопросы защиты свободы слова и доступа к информации в рамках профессиональной деятельности журналистов. Примером может служить такой случай: журналист Кирилл Вышинский подвергся преследованию за то, что в 2018 г. освещал празднование Дня Победы на Украине. Распространение этой информации шло вразрез с политическими интересами Киева, поэтому профессиональная деятельность Вышинского была приравнена к государственной измене. Журналисту грозило от 10 до 15 лет лишения свободы. Уполномоченный по правам человека в РФ неоднократно обращалась с призывом содействовать освобождению Вышинского к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, украинским властям и Комиссару Совета Европы по правам человека, Генеральному секретарю Совета Европы, представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. В результате объединения усилий уполномоченного, властных структур и журналистского сообщества журналист был освобожден 8 .

    Незнание закона не освобождает от ответственности, даже если это закон иностранного государства

    Переезжая в другую страну на работу, внимательно изучайте ее трудовое законодательство и внутренние локальные акты работодателя. При этом, рассчитывая на соблюдение принципа равенства прав работников вне зависимости от их гражданства, не забывайте и о возможной ответственности. При пересечении границы РФ россияне автоматически приобретают статус иностранных граждан, и в отношении них начинают действовать законы страны пребывания. Это правило применимо как к туристам, так и к тем, кто уезжает в зарубежные страны на заработки. В случае нарушения закона иностранного государства привлечение к ответственности будет осуществляться в соответствии с действующими там правовыми нормами.

    1 Статья 10 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

    2 Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 января 2017 г. № 14-2/ООГ-245 «О возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с гражданином РФ, с иностранным гражданином или лицом без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность за пределами РФ».

    3 Статья 312.3 Трудового кодекса РФ.

    4 Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации».

    5 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

    6 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2017 г.

    7 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 г.

    8 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2018 г.

    Читайте также: