Как проверить работу классного руководителя

Опубликовано: 17.09.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная работа должна начинаться с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях », -так писал К.Д.Ушинский. Каждому учителю-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности. Педагогическая диагностика- изучение процесс и результатов обучения и воспитания. Диагностика помогает получить данные о состоянии педагогического процесса. Изучение учащихся –задача каждого учителя, особенно классного руководителя. Он изучает школьников на уроке , во внеурочное время, при посещении семьи учащихся.Изучение учащихся -необходимое условие индивидуального подхода к ним. По своему характеру, интересам и склонностям дети неодинаковы. Одни из них более подвижны, а другие медлительны, неповоротливы. Одни смелые и решительные, другие застенчивые стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда складываются отрицательные черты. Не зная воспитанников , можно работать только вслепую, без знания детей классный руководитель может допустить серьёзные ошибки в подходе к ним, в выборе методов педагогического воздействия .Изучение учащихся достигает своей цели и даёт нужные результаты при условии , если оно отвечает ряду требований.

  1. Изучение учащихся служит повышению качества их воспитания и обучения .Для каждого классного руководителя должно быть правилом хорошо изучить своих учеников- значить намного облегчить воспитательную работу, сделать её более конкретной и целеустремлённой.
  2. Изучение проводится планомерно и систематически. Важно учитывать ,что ученики всё время растут , развиваются, их интересы постоянно изменяются, поэтому следует изучать школьника в развитии и активно руководить этим развитием.

Изучение проводится обнаружить многое из того, что его интересует. Особенно ценный материал дают наблюдения в процессе деятельности: во время уроков, при выполнении общественных поручений, во время перемен, игр, прогулок, экскурсий.

Наиболее благоприятные условия для наблюдения за учащимися создаются в общественно-полезном труде. Некоторые ученики проявляют неорганизованность, другие работают без спешки, выполняют поручения тщательно и аккуратно. Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за их поведением вне школы - экскурсии в природу, в музей, посещение театра, кино, некоторые ученики за степами школы ведут себя по- иному. Наблюдение - это трудоемкий метод. Для получения объективных данных нужно собрать многообразные факты, характеризующие поведение в различных ситуациях. Трудность и сложность наблюдения состоит и в том, что иногда возникают случайные ситуации. В результате может сложиться неправильное представление о характере и поведении ученика. Чтобы избежать этого, надо наблюдать за учеником длительное время в различных условиях жизни и деятельности. Результаты наблюдений опытные классные руководители фиксируют в педагогических дневниках. Это дает возможность проследить за развитием школьников в течение года и даже ряда лет, помогает осуществлять индивидуальный подход к ним.

Беседы с учащимися

Значительное место в процессе изучения занимают беседы со школьниками. Они помогают выявить мотивы поведения, интересы и склонности. Умело, проведенные беседы позволяют заглянуть в тайники психики. Если чутко и внимательно подойти к ученику, он охотно расскажет о своих желаниях и мечтах, об отношении к родителям, товарищам.

Беседы с родителями, обследование домашних условий

Для глубокого и всестороннего изучения школьников необходимы обследования домашних условий ребенка, беседа с родителями. Обследование предполагает, прежде всего, ознакомление с материальным положением семьи, бытовыми условиями, взаимоотношениями в семье, какое место занимает ребенок. Посещение детей па дому и беседы с родителями не только помогают установить тесный контакт между школой и семьей, но и дают много полезных сведений о детях.

Беседы с учителями-предметниками

Тесныйконтакт с учителями позволяет классному руководителю лучше изучить учащихся и обеспечить правильный подход к ним в процессе воспитания и обучения. Иногда обнаруживается, что некоторые ученики на уроках одних учителей ведут себя хорошо, а у других - нарушают дисциплину, небрежно относятся к выполнению домашнего задания.

  1. Как ведет себя ученик на ваших уроках?
  2. Систематически ли выполняет домашние задания?
  3. Проявляет ли интерес к вашему предмету?
  4. Как относится ученик к внеклассным занятиям но предмету?

Анкеты, тесты, сочинения учащихся

Методика незавершенных предложений

Цель: Индивидуальные особенность детей в классе, их интересы и потребности.

Ход проведения: Ребятам предлагается самим закончить следующие предложения.

  1. Мама-это.
  2. Папа-это.
  3. Я - это.
  4. Счастье - это.
  5. Радость - это.
  6. Я очень хочу.
  7. Я очень не хочу.
  8. Я очень люблю.
  9. Я очень не люблю.
  10. Моя самая заветная мечта.

Обработка и анализ результатов: классный руководитель составляет сводную таблицу данных, позволяющую увидеть общее особенное и единичные в мнениях детей, использует полученные материалы для программирования воспитательной деятельности в классе.

Анкета «Я и смысл моей жизни»

Цель: выявить доминирующие ценностные ориентации учащихся.

  1. Продолжи предложения: Жизнь - это.

Счастливый человек - это тот, кто. Больше всего я ценю в людях.

  1. Указать, какие из перечисленных ниже целей и качеств человека для тебя являются важными.
  1. совсем неважно
  2. почти неважно
  3. немного важно
  4. довольно важно
  5. очень важно

а) уверенность в себе

б) материальная обеспеченность

г) интересная рабо та

ж) хорошие и верные друзья

к) счастливая семейная жизнь

л) активная деятельная жизнь.

Анкета для учащихся 5-11 классов

Цель: Способствовать процессам самопознания и само созидания личности учащихся класса, изучать индивидуальные особенности личности детей в классе.

Классный руководитель предлагает учащимся выполнить несколько заданий.

Задание №1. Напишите одно, два или три отрицательных качества своего

характера, которые вам мешают.

Задание №2. Закончите следующие предложения:

а) Я легкостью могу отказаться от .

б) Мне не нравиться в людях, когда они .

в) Если я вижу, что один человек поступает несправедливо, то я . Задание №3.

а) Легко ли быть умным?

б) 45 минут урока: много это или мало?

в) Как наш класс сделать дружным?

г) Интересный человек - кто он? Каков он? Как им стать?

д) «Уметь жить» - что это? Это как?

Методика «Наши отношения»

Цель: Выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения: Учащимся предлагается ознакомиться с 6-ю утверждениями, нужно записать № того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

Изучение дружбы, сплоченности в классе

  1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
  2. Наш класс дружный.
  3. В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.
  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
  5. Наш класс недружный. Трудно учиться в таком классе. Выявление состояния взаимопомощи
    1. В нашем классе принято помогать другим без напоминания.
    2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
    3. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
    4. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
    5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
    6. В нашем классе отказываются помогать друг другу. Обработка и интерпретация результатов.

    Те суждения, которые отмечены большинством учащихся свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывают, как ощущает он себя в системе этих отношений.

    Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

    Цель: Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

    Ход проведении: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

    4 - совершенно согласен

    2 - трудно сказать

    1. — не согласен

    0 - совершенно не согласен

    1. Я иду в школу с радостью.
    2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
    3. В нашем классе хороший классный руководитель.
    4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
    5. У меня есть любимый учи тель.
    6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
    7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
    8. У меня есть любимые школьные предметы.
    9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
    10. На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных.

    Если у>3 - высокая степень удовлетворенности

    1. >у<3 - средняя степень удовлетворенности

    у<2 - низкая степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

    Метод социометрического выбора

    Этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микро группы, лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников. Можно ученикам предложить выборы:

    1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
    2. Кого бы ты пригласил на день рождение?
    3. С кем бы ты хотел отдыхать?

    В результате таких опросов можно выявить, кому из одноклассников больше всего симпатизирует каждый ученик, а к кому относиться с меньшей симпатией. В чем заключается педагогическая ценность социометрического метода? Что дают они классному руководителю? Прежде всего это объективные методы. При их помощи можно узнать уровень сплоченности коллектива, можно узнать, кто является настоящим лидером в классе. Выявив наиболее уважаемых, популярных учеников, классный руководитель сможет потом опереться на них при организации деятельности учащихся, при выборе органов самоуправления. Особенно важно учитывать социометрические данные в процессе работы с отверженными и изолированными ученика

    Метод обобщения независимых характеристик

    Сущность этого метода заключается в обобщений об учащихся, полученных другими лицами (учителями, родителями, одноклассниками). Изучение личности при помощи обобщения независимых характеристик предусматривает получение сведений об ученике от всех, кто с ним общается, кто имеет возможность наблюдать его в различных видах деятельности. Обобщение этих сведений позволяет полнее и обстоятельнее выявить особенности ученика.

    Итак, для того, чтобы всесторонне, основательно изучить каждого ученика и ученический коллектив в целом, необходимо применять разнообразные методы и приемы.

    Конечно, применение всего разнообразия методов требует немало сил и времени. Но, изучив учащихся, классный руководитель сможет с большим эффектом организовать воспитательную работу в классе.

    Необходимо помнить педагогическое правило: хорошо изучить учеников - значит намного облегчить воспитательную работу

    Просмотр содержимого документа
    «Методические рекомендации "Диагностика в работе классного руководителя" »

    Диагностика в работе классного руководителя

    Воспитательная работа должна начинаться с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях », -так писал К.Д.Ушинский. Каждому учителю-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности. Педагогическая диагностика- изучение процесс и результатов обучения и воспитания. Диагностика помогает получить данные о состоянии педагогического процесса. Изучение учащихся –задача каждого учителя, особенно классного руководителя. Он изучает школьников на уроке , во внеурочное время, при посещении семьи учащихся.Изучение учащихся -необходимое условие индивидуального подхода к ним. По своему характеру, интересам и склонностям дети неодинаковы. Одни из них более подвижны, а другие медлительны, неповоротливы. Одни смелые и решительные, другие застенчивые стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда складываются отрицательные черты. Не зная воспитанников , можно работать только вслепую, без знания детей классный руководитель может допустить серьёзные ошибки в подходе к ним, в выборе методов педагогического воздействия .Изучение учащихся достигает своей цели и даёт нужные результаты при условии , если оно отвечает ряду требований.

    Изучение учащихся служит повышению качества их воспитания и обучения .Для каждого классного руководителя должно быть правилом хорошо изучить своих учеников- значить намного облегчить воспитательную работу, сделать её более конкретной и целеустремлённой.

    Изучение проводится планомерно и систематически. Важно учитывать ,что ученики всё время растут , развиваются, их интересы постоянно изменяются, поэтому следует изучать школьника в развитии и активно руководить этим развитием.

    Изучение проводится обнаружить многое из того, что его интересует. Особенно ценный материал дают наблюдения в процессе деятельности: во время уроков, при выполнении общественных поручений, во время перемен, игр, прогулок, экскурсий.

    Наиболее благоприятные условия для наблюдения за учащимися создаются в общественно-полезном труде. Некоторые ученики проявляют неорганизованность, другие работают без спешки, выполняют поручения тщательно и аккуратно. Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за их поведением вне школы - экскурсии в природу, в музей, посещение театра, кино, некоторые ученики за степами школы ведут себя по- иному. Наблюдение - это трудоемкий метод. Для получения объективных данных нужно собрать многообразные факты, характеризующие поведение в различных ситуациях. Трудность и сложность наблюдения состоит и в том, что иногда возникают случайные ситуации. В результате может сложиться неправильное представление о характере и поведении ученика. Чтобы избежать этого, надо наблюдать за учеником длительное время в различных условиях жизни и деятельности. Результаты наблюдений опытные классные руководители фиксируют в педагогических дневниках. Это дает возможность проследить за развитием школьников в течение года и даже ряда лет, помогает осуществлять индивидуальный подход к ним.

    Беседы с учащимися

    Значительное место в процессе изучения занимают беседы со школьниками. Они помогают выявить мотивы поведения, интересы и склонности. Умело, проведенные беседы позволяют заглянуть в тайники психики. Если чутко и внимательно подойти к ученику, он охотно расскажет о своих желаниях и мечтах, об отношении к родителям, товарищам.

    Беседы с родителями, обследование домашних условий

    Для глубокого и всестороннего изучения школьников необходимы обследования домашних условий ребенка, беседа с родителями. Обследование предполагает, прежде всего, ознакомление с материальным положением семьи, бытовыми условиями, взаимоотношениями в семье, какое место занимает ребенок. Посещение детей па дому и беседы с родителями не только помогают установить тесный контакт между школой и семьей, но и дают много полезных сведений о детях.

    Беседы с учителями-предметниками

    Тесныйконтакт с учителями позволяет классному руководителю лучше изучить учащихся и обеспечить правильный подход к ним в процессе воспитания и обучения. Иногда обнаруживается, что некоторые ученики на уроках одних учителей ведут себя хорошо, а у других - нарушают дисциплину, небрежно относятся к выполнению домашнего задания.

    Как ведет себя ученик на ваших уроках?

    Систематически ли выполняет домашние задания?

    Проявляет ли интерес к вашему предмету?

    Как относится ученик к внеклассным занятиям но предмету?

    Анкеты, тесты, сочинения учащихся

    Методика незавершенных предложений

    Цель: Индивидуальные особенность детей в классе, их интересы и потребности.

    Ход проведения: Ребятам предлагается самим закончить следующие предложения.

    Пухова Ольга Владимировна


    Диагностика в работе классного руководителя, комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом, является частью сравнительно нового направления - педагогической диагностики, которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и/или воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся. На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает проблемы о том, что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и степень подготовки учащихся, как фиксировать и использовать результаты. На практике учителя это делали на донаучном уровне всегда, но только в 20 веке педагогическая диагностика встает на научную основу и возникают такие понятия, как педагогические измерения, педагогическая квалиметрия.
    Для педагогики измерения представляют сложную теоретическую и практическую проблему. Надежная система измерения качества педагогического процесса и его результатов ("качества" выпускников) позволила бы сделать этот процесс более эффективным.
    Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса и результатов обучения и воспитания, важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую. Первая, как ясно уже из сказанного ранее, состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа. Итак, педагогическая диагностика имеет предметом три области: результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой). Короче сказать, диагностированию, то есть периодическому изучению, подлежит уровень знаний учеников, степень социального и психического развития, что как раз соответствует трем функциям процесса обучения: обучающей, воспитывающей и развивающей.

    Содержание диагностики класса.

    В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа являются главным образом социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Что должен изучать классный руководитель? Самого ребенка, каждого школьника, его семью, его окружение, класс. Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концепция, наконец, поведение поступки учащегося. Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.

    Методы диагностики класса.

    Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться по плану и систематически. Подготовленный классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом школы, если такой есть. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Следовательно, может быть составлена программа изучения школьников.
    Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учеников и всего класса, различные по форме. Традиционная для отечественной школы текстовая характеристика класса в недавнем прошлом, да и сейчас носит преимущественно формальный характер, малоинформативна и не требует диагностики. В личном деле ученика нет иных сведений, кроме успеваемости. В настоящее время, впрочем, разрабатываются виды характеристик, документов, отражающих развитие и воспитание ученика и позволяющих осуществлять своего рода педагогический мониторинг (см. "Классный руководитель", 1998, N 2, с. 35-45). Разработан журнал классного руководителя, наряду с обычным классным журналом.
    В МГОУ разработана диагностическая карта класса, имеющая следующие особенности. Она представляет собой таблицу со столбцами и линейками, на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали - все об одном ученике, по вертикали - состояние класса по одному показателю. Это может выглядеть примерно так.

    Уже почти два года существует эта статья и очень много читателей жаловались на то, что мои слова ничем не обоснованы, только на опыте. Требовали предоставить нормативные акты, но я ничего не могла найти. Поиск ответа на вопрос одного из пользователей случайно вывел меня на приказ министерства с методическими рекомендациями о работе классного руководителя и я решила обновить статью и прокомментировать её в соответствии с нормативным актом.


    Ещё работая в школе, меня поражало и возмущало, сколько же должен всего делать учитель, если он ещё и классный руководитель. О большом количестве «профессиональных граней» учителя я уже немного писала здесь. Данная статья опишет функции классного руководителя с точки зрения министерства образования.

    Классный руководитель – это учитель по любому предмету, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) одного прикрепленного к нему класса и общается с родителями.

    классный руководитель

    По закону (ч.1 статьи 60.2. Трудового кодекса РФ) любая дополнительная работа должна выполняться с письменного согласия работника и за дополнительную плату. На деле же классное руководство прописывается в трудовом договоре и учитель автоматически соглашается с выполнением данной работы при подписании. Редко кто может от этого отказаться, хотя имеет полное право, да и оплачивается оно далеко от пропорциональности потраченному времени и силам.

    Функции классного руководителя и что нужно для их осуществления:

      Знать Имя, фамилию, домашний адрес, телефон (желательно) каждого ребёнка в своём классе, а также ФИО родителей (законных представителей), их телефон. Я просила и данные о месте работы родителей, но они скорее всего являются избыточными.
      В данном случае реализуется следующие функции классного руководителя из организационно-координирующих:

    взаимодействия с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

    Для осуществления коммуникативных функций:

    регулирования межличностных отношений между обучающимися;

    установления взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

    оказания помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств

    контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

    проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

    контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

    '); var s = document.createElement('script'); s.type = 'text/javascript'; s.async = true; s.src = 'https://ad.admitad.com/shuffle/6d148be449/'+subid_block+'?inject_to='+injectTo; var x = document.getElementsByTagName('script')[0]; x.parentNode.insertBefore(s, x); >)(); // ]]>

      Знать социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе).
      Данная информация собирается для деятельности социального педагога.

    оказание родителям помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)

    Походы с детьми в кино, театр и проведение других воспитательных или развлекательных мероприятий-

    Методические рекомендации освещают и формы работы, которые классный руководитель может использовать для осуществления своих функций: индивидуальные (беседы, консультации); групповые (например, органы самоуправления, которые сейчас почему-то перестали быть актуальными, по крайней мере в моей школе); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты).

    Успешность работы предлагается оценивать по уровню социального развития обучающихся (общая культура, дисциплина), то есть по результатам. Так же оценивается сам процесс работы, то есть как классный руководитель организовал воспитательную работу с учащимися, как взаимодействует с коллективом школы и родителями.

    Классный руководитель не вправе

    О рабочем графике классного руководителя

    Мое мнение

    Напоследок…

    Есть что добавить или возразить? Напиши в комментариях. Жду в группах ВК и Одноклассниках.

    Комментарии 99

    Особенно понравились советы . Вы, наверное, оооочень хорошим были классным руководителем))))))). Таким в школе не место, идите со студентами работать.

    Что именно вас не устроило в советах? Или для вас считается нормальным звонить классному руководителю в любое время суток и разговаривать с ним на повышенных тонах? Кому не место в школе, мне тоже не ясно. Комментарий совершенно не к месту и не несет конструктивной критики. Прошу подробных объяснений, почему, по вашему мнению, статья не является полезной. Я была адекватным классным руководителем, который решал все вопросы в рабочее время и призывал к уважительному отношению друг к другу.И человек, работающий со студентами, обладает теми же правами, что и классный руководитель. По крайней мере на хорошее к себе отношение и на личное время.

    а что, хороший классный руководитель должен взять на себя обязанности родителей? или это няня для, по сути, взрослых детей?

    Гнать таких учителей нужно.

    Я иду на беседу с классным руководителем.Сама учитель.И мне сложно подобрать слова правильные для беседы и я переживаю, чтобы мои эмоции не взяли вверх..у дочери возникла конфликтная ситуация в классе при переходе в среднее звено.

    Ваша главная задача -решить проблему, помочь ребенку. Главное, чтобы ваш классный руководитель был того же мнения. Остерегайтесь повышенных тонов, пусть выскажутся обе стороны. Как бы то ни было, в любом конфликте тем или иным образом виноваты оба, поэтому надо знать правду от каждой стороны. Старайтесь быть объективны и спокойны.

    А имеет ли право учитель,как обычный,так и классный,вместе с директором,обсуждать личную жизнь ученика,и оскорблять его перед другими родителями?

    Обсуждать личную жизнь можно только с родителями ребенка. А оскорблять не имеет право в любом случае.

    Вы провоцируете, прекрасно зная ответ. Нехорошо

    Спасибо создателю этого сайта!! Я столько многова узнал и что классный руководитель нарушел и не выполнил из своих обязанностей. И у меня вопрос имеет ученик право подать заявление директору по причинам: кража, хранение и сбыт краденых вещей (на эти причины классный руководитель не реагирует а посылает и объвеняет во всём ученика у которого случилась пропажа)

    Законным представителем учащегося является его родитель (опекун), поэтому заявление директору должно писаться от его имени.

    Наш классный руководитель любит озорных детей и в классе творится просто ужас. Группа озорных детей оскорбляют нормальных детей, которые хорошо учатся и послушные. Некоторые родители возмущены и готовы писать заявление в милицию. Она же считает таких родителей неадекватными, а вот мам этих озорников ,которые 5 раз замужем были и не следят за воспитанием своих отпрысков, она считает вполне адекватными. Вообще не понимаю её позицию и как она 20 лет проработала в школе. В классе мальчик закончил жизнь самоубийством, над ним сильно издевались эти озорники, но она говорит ,что мальчик был психически болен. Мне кажется ,что это она психически больна. И кажется школе удалось замять эту ситуацию с самоубийством, следственный комитет даже не беседовал с учениками. Наверное нужно писать жалобу в департамент образования и прокуратуру. Неужели она не боится Высшей справедливости, ведь ей доверили жизни и благополучие детей.

    Психологическая обстановка в классе зависит не только от классного руководителя, но и от самих учеников, их родителей и от других учителей, ведущих уроки в этом классе. Не нужно преувеличивать значение и влияние классного руководителя. Он же не круглосуточно находится в этом классе.

    Имеет ли право классный руководитель лезть в личную жизнь и требовать, чтобы ученик не ходил в том или ином месте, если всё это не влияет на его успеваемость??

    Мой классный руководитель запретил мне общятся с моим лучшим другом(он из параллельного класса),имеет ли право?

    Учитель может только порекомендовать и посоветовать, запретить он что-либо не вправе.

    Продолжайте в том же русле. Только на этот раз собирайте доказательства своей деятельности: докладные пишите в двух экземплярах (просите секретаря писать входящий номер на обоих экземплярах, один забирайте себе), попросите родителей (родительский комитет) написать характеристику вас как классного руководителя (объясните им, что это нужно вам для портфолио)с подписями других родителей (можно взять на родительском собрании). Пишите также заявления напрямую директору в просьбе оказать содействие в работе с данным учащимся (также в двух экземплярах с входящим номером). Если после данных действий ничего не меняется или вам отказывают в просьбе, напишите в управление образования города/района. Правда, последнее может привести к ухудшению отношений с администрацией, но у вас на руках будут доказательства вашей работы.

    Сегодня узнала, что на петсовете учителя говорили о моей личной жизни и что я не занимаюсь детьми и они брошенные! Что я нахожусь не знаю где! Хотя дети проживают со мной !какое право они имеют обсуждать это на петсовете!

    5окт. буду замещать учителя по математике у 4ых классов, даже не знаю что говорить\делать(такая практика у меня 1 раз) может кинете пару-тройку советов?)

    Посетите, пожалуйста,тематические форумы для учителей начальных классов,так как я,к сожалению,не имею опыта работы в начальных классах)

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, как поступить и к кому обратиться в сложившейся ситуации. Классный руководитель у сына ведет предмет математики, но может прийти и на урок истории, и на урок информатики, и проверить готовность к уроку ИЗО. В случае если ребенок ответил неверно либо не нарисовал либо забыл дома она выставляет два и в дневник и в журнал. Насколько это правомерно?

    Обратитесь к директору, пусть разъяснит, на каком основании учитель-предметник выставляет оценки по всем предметам. Он, как классный руководитель, может контролировать выполнение домашних заданий учащимися своего класса, но только для контроля.

    Скажите пожалуйста,у дочери пирсинг на носу,приходя в школу заклеивает пластырем и практически не заметно,но классный руководитель каждый раз требует снять и каждый день водит ее то к деректору то к зам.директора,как на это реагировать?

    Обратитесь к директору с данным вопросом.

    Родители могут написать обращение директору в виде заявления,в котором нужно как можно подробнее описать сложившуюся ситуацию. Написать в двух экземплярах,на втором просить поставить входящий и забрать себе. Напишите,что если ситуация не изменится в лучшую сторону, будете вынуждены обратиться в управление образования и правоохранительные органы.школа обязана отреагировать.Дальше смотрите по ситуации.

    Имеет ли право учитель написать в дневник замечание, если ученик не может неделю выучить стих:Мама, помогите ребёнку выучить стих?

    Помогите разобраться: правомерны ли действия классного руководителя. Мой сын перешёл в 5 класс, весь наш класс, как сошёл с ума: каждый день драки, разборки, слезы, сопли, срывы уроков. Классный руководитель не разбирается во всем этом, не выявляет, кто прав, а кто виноват, а только лишь пишет докладные на детей. И приходится нам, родителям, самим разбираться во всем произошедшем. На наши вопросы, почему не она этим занимается, говорит, что нет сил на это.
    А также, сейчас 2 вопроса немного не по теме: могут ли 3 взрослых педагога, в т,ругать ребёнка без присутствия законного представителя, доведя его до того, что он описелся в штаны? И ещё, могу ли я посмотреть докладные, которые писались на моего сына?

    Обратитесь к директору школы, чтобы они оказал содействие в данном вопросе (привлечение классного руководителя к решению проблем). Что касается второго вопроса, то можете написать жалобу на имя директора и заявление, чтобы все беседы с вашим ребенком проходили только в присутствии вас.

    У нас похожая ситуация, даже номер школы такой же, правда область другая. Жалобу только собираемся писать, но не знаем, есть ли смысл. Неужели на уровне Министерства образования не смогут помочь?!

    Под комиссией вы имеете в виду ПМПК?их заключение является рекомендательным и родители сами принимают решение,принимать его или нет.Насчет публичного обсуждения вы вправе подать жалобу директору,так как такое недопустимо. Последнее,к сожалению,зависит от учителя,звоните сами,если вам не идут навстречу.

    Он не хулиганит, может постоять за себя, в обиду не даст. Вот у них чуть что 7 тип.
    У них была другая учительница, так они все бежали в школу чтоб рассказать и показать как они выполнили дом.задание. Но она заболела рак, теперь уже 4 года другая. Что делать подскажите?

    Здравствуйте! Под скажите пожалуйста, классный руководитель в праве для себя запрашивать финансовый отчёт о потраченных средствах из фонда класса у председателя родительского комитета?

    Вы как классный руководитель не должны иметь никакого отношения к финансам, тем более если этим и так занимается родительский комитет.

    Вопрос: я не хожу на родительские собрания ребенка, так как считаю что явка родителей должна быть по желанию. Ребенок у меня учится на 5 и 4. и поведение хорошее. Поэтому считаю для себя не обязательным посещением родит.собрания. Классный руководитель не сообщает ученикам о четвертных оценках , не показывает им табеля. Табеля успеваемости учеников она показывает только родителям на собрании. Правомерны ли действия кл руководителя?

    Неправомерны. Родители имеют право на ознакомление с оценками ребенка. Как минимум в бумажных дневниках (в электронных обязательны).

    ЗДРАВСТВУЙТЕ ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ПРОИЗОШЛА ТАКАЯ СИТУАЦИЯ, У МЕНЯ РЕБЕНОК 15ЛЕТ ЧАСТО БОЛЕЮЩАЯ, СПРАВКИ ВСЕ ПРИЛАГАЛИСЬ В ШКОЛУ, НА ДНЯХ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО УВЕДОМЛЕНИЯ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (ОНА ЖЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ) ПРИШЛА В ПОЛИКЛИНИКУ И ЗАПРОСИЛА ВСЕ СВЕДЕНИЯ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ С ДИАГНОЗАМИ МОЕГО РЕБЕНКА, НА ЧТО МЕД СЕСТРА ЕЙ ВЫДАЛА. СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА НАСКОЛЬКО ЗАКОННЫ ДЕЙСТВИЯ МЕДСЕСТРЫ (ВЕДЬ ОНА НАРУШИЛА МЕДИЦИНСКУЮ ТАЙНУ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ И ДИАГНОЗОВ МОЕГО РЕБЕНКА И ВРАЧЕБНУЮ ТАЙНУ, А ТАКЖЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ) , А ТАКЖЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ И УВЕДОМЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯ ОНА ПОШЛА И ВЗЯЛА СПРАВКИ И ВЫПИСКУ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ МОЕГО РЕБЕНКА) .

    Можете написать жалобу на имя главного врача поликлиники, так как классный руководитель не имеет право запрашивать такие сведения от своего имени, а поликлиника выдавать.

    Татьяна, здравствуйте. Меня хотят назначить председателем МО, не горю желанием занимать эту должность. Хочется побольше уделять времени своему ребёнку, который учится в начальной школе, а не ходить на ежемесячные районные совещания после уроков с ребенком. Как правильно отказаться от этой нагрузки? Спасибо.

    Любая работа, не входящая в ваши должностные обязанности по трудовому договору, возлагается с вашего согласия. Имеете право отказаться.

    Что делать нам?Классный руководитель совершенно не интересуется классом,расписание(при изменении),узнают родители,в классе имеется группа агрессивных мальчиков(жалобы классному руководителю и администрации школы ни к чему не приводят)!Классный руководитель вечно всем недовольная,удались из группы(ВК),так как посчитала,что ее обидели тем,что напомнили о ее прямых обязанностях!Общается только с приблеженными и те передают ее пожелания!

    Нет, этим занимается администрация.

    Подскажите,мой сын пошелв1класс,учитель говорит поведение плохое.,что на уроке берет Лего играет,по классу ходит.сколтко раз сидела у уроках тогого не замечала,видела одно ,что все вертятся разговариваю,кто спит на парте,кто что а мой самый плохой.И имеет ли учитель в течение дня названивать мне,?то он по лужам бегемот то ещё что нибудь.

    Какая информация вас интересует?учитель доводит до вашего сведения происходящее с ребенком,это лучше,чем полное неведение (обычно жалуются,что учителя им не звонят).

    Если родители сами соберутся со своими детьми в театр в выходной это ваше право, обязывать учителя не имеют право.

    Мой стаж работы в школе 25 лет. Как классный руководитель я выпустила три полных класса. Своим опытом классного руководителя горжусь, хотя ситуации, дети и родители были разные 🙂

    Как вам не удастся найти две одинаковые снежинки, как не бывает двух абсолютно похожих людей, так и невозможно под одно определение подвести учителя / классного руководителя. Конечно большую роль играет уровень профессионализма, но и человеческий фактор никто не отменял.

    Можно быть хорошим учителем, но всей природой своей противиться обязанности классного руководителя. А можно быть классным руководителем по призванию, и тогда вам не будут в тягость ни классные часы, ни родительские собрания, ни сопутствующие организационные работы.

    И пожалуй самое слабое во всей этой истории звено, это слишком тонкая грань между рабочим и личным временем классного руководителя. И нарушают её априори даже не родители или дети, а давно сложившаяся система работы.

    Вот здесь требуется немало такта и терпения со стороны учителя, чтобы сохранить незыблемыми границы своего личного пространства.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Воспитательная работа должна начинаться с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях », -так писал К.Д.Ушинский. Каждому учителю-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности. Педагогическая диагностика- изучение процесс и результатов обучения и воспитания. Диагностика помогает получить данные о состоянии педагогического процесса. Изучение учащихся –задача каждого учителя, особенно классного руководителя. Он изучает школьников на уроке , во внеурочное время, при посещении семьи учащихся.Изучение учащихся -необходимое условие индивидуального подхода к ним. По своему характеру, интересам и склонностям дети неодинаковы. Одни из них более подвижны, а другие медлительны, неповоротливы. Одни смелые и решительные, другие застенчивые стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда складываются отрицательные черты. Не зная воспитанников , можно работать только вслепую, без знания детей классный руководитель может допустить серьёзные ошибки в подходе к ним, в выборе методов педагогического воздействия .Изучение учащихся достигает своей цели и даёт нужные результаты при условии , если оно отвечает ряду требований.

    1. Изучение учащихся служит повышению качества их воспитания и обучения .Для каждого классного руководителя должно быть правилом хорошо изучить своих учеников- значить намного облегчить воспитательную работу, сделать её более конкретной и целеустремлённой.
    2. Изучение проводится планомерно и систематически. Важно учитывать ,что ученики всё время растут , развиваются, их интересы постоянно изменяются, поэтому следует изучать школьника в развитии и активно руководить этим развитием.

    Изучение проводится обнаружить многое из того, что его интересует. Особенно ценный материал дают наблюдения в процессе деятельности: во время уроков, при выполнении общественных поручений, во время перемен, игр, прогулок, экскурсий.

    Наиболее благоприятные условия для наблюдения за учащимися создаются в общественно-полезном труде. Некоторые ученики проявляют неорганизованность, другие работают без спешки, выполняют поручения тщательно и аккуратно. Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за их поведением вне школы - экскурсии в природу, в музей, посещение театра, кино, некоторые ученики за степами школы ведут себя по- иному. Наблюдение - это трудоемкий метод. Для получения объективных данных нужно собрать многообразные факты, характеризующие поведение в различных ситуациях. Трудность и сложность наблюдения состоит и в том, что иногда возникают случайные ситуации. В результате может сложиться неправильное представление о характере и поведении ученика. Чтобы избежать этого, надо наблюдать за учеником длительное время в различных условиях жизни и деятельности. Результаты наблюдений опытные классные руководители фиксируют в педагогических дневниках. Это дает возможность проследить за развитием школьников в течение года и даже ряда лет, помогает осуществлять индивидуальный подход к ним.

    Беседы с учащимися

    Значительное место в процессе изучения занимают беседы со школьниками. Они помогают выявить мотивы поведения, интересы и склонности. Умело, проведенные беседы позволяют заглянуть в тайники психики. Если чутко и внимательно подойти к ученику, он охотно расскажет о своих желаниях и мечтах, об отношении к родителям, товарищам.

    Беседы с родителями, обследование домашних условий

    Для глубокого и всестороннего изучения школьников необходимы обследования домашних условий ребенка, беседа с родителями. Обследование предполагает, прежде всего, ознакомление с материальным положением семьи, бытовыми условиями, взаимоотношениями в семье, какое место занимает ребенок. Посещение детей па дому и беседы с родителями не только помогают установить тесный контакт между школой и семьей, но и дают много полезных сведений о детях.

    Беседы с учителями-предметниками

    Тесныйконтакт с учителями позволяет классному руководителю лучше изучить учащихся и обеспечить правильный подход к ним в процессе воспитания и обучения. Иногда обнаруживается, что некоторые ученики на уроках одних учителей ведут себя хорошо, а у других - нарушают дисциплину, небрежно относятся к выполнению домашнего задания.

    1. Как ведет себя ученик на ваших уроках?
    2. Систематически ли выполняет домашние задания?
    3. Проявляет ли интерес к вашему предмету?
    4. Как относится ученик к внеклассным занятиям но предмету?

    Анкеты, тесты, сочинения учащихся

    Методика незавершенных предложений

    Цель: Индивидуальные особенность детей в классе, их интересы и потребности.

    Ход проведения: Ребятам предлагается самим закончить следующие предложения.

    1. Мама-это.
    2. Папа-это.
    3. Я - это.
    4. Счастье - это.
    5. Радость - это.
    6. Я очень хочу.
    7. Я очень не хочу.
    8. Я очень люблю.
    9. Я очень не люблю.
    10. Моя самая заветная мечта.

    Обработка и анализ результатов: классный руководитель составляет сводную таблицу данных, позволяющую увидеть общее особенное и единичные в мнениях детей, использует полученные материалы для программирования воспитательной деятельности в классе.

    Анкета «Я и смысл моей жизни»

    Цель: выявить доминирующие ценностные ориентации учащихся.

    1. Продолжи предложения: Жизнь - это.

    Счастливый человек - это тот, кто. Больше всего я ценю в людях.

    1. Указать, какие из перечисленных ниже целей и качеств человека для тебя являются важными.
    1. совсем неважно
    2. почти неважно
    3. немного важно
    4. довольно важно
    5. очень важно

    а) уверенность в себе

    б) материальная обеспеченность

    г) интересная рабо та

    ж) хорошие и верные друзья

    к) счастливая семейная жизнь

    л) активная деятельная жизнь.

    Анкета для учащихся 5-11 классов

    Цель: Способствовать процессам самопознания и само созидания личности учащихся класса, изучать индивидуальные особенности личности детей в классе.

    Классный руководитель предлагает учащимся выполнить несколько заданий.

    Задание №1. Напишите одно, два или три отрицательных качества своего

    характера, которые вам мешают.

    Задание №2. Закончите следующие предложения:

    а) Я легкостью могу отказаться от .

    б) Мне не нравиться в людях, когда они .

    в) Если я вижу, что один человек поступает несправедливо, то я . Задание №3.

    а) Легко ли быть умным?

    б) 45 минут урока: много это или мало?

    в) Как наш класс сделать дружным?

    г) Интересный человек - кто он? Каков он? Как им стать?

    д) «Уметь жить» - что это? Это как?

    Методика «Наши отношения»

    Цель: Выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

    Ход проведения: Учащимся предлагается ознакомиться с 6-ю утверждениями, нужно записать № того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

    Изучение дружбы, сплоченности в классе

    1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
    2. Наш класс дружный.
    3. В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.
    4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
    5. Наш класс недружный. Трудно учиться в таком классе. Выявление состояния взаимопомощи
      1. В нашем классе принято помогать другим без напоминания.
      2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
      3. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
      4. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
      5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
      6. В нашем классе отказываются помогать друг другу. Обработка и интерпретация результатов.

      Те суждения, которые отмечены большинством учащихся свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывают, как ощущает он себя в системе этих отношений.

      Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

      Цель: Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

      Ход проведении: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

      4 - совершенно согласен

      2 - трудно сказать

      1. — не согласен

      0 - совершенно не согласен

      1. Я иду в школу с радостью.
      2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
      3. В нашем классе хороший классный руководитель.
      4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
      5. У меня есть любимый учи тель.
      6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
      7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
      8. У меня есть любимые школьные предметы.
      9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
      10. На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных.

      Если у>3 - высокая степень удовлетворенности

      1. >у<3 - средняя степень удовлетворенности

      у<2 - низкая степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

      Метод социометрического выбора

      Этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микро группы, лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников. Можно ученикам предложить выборы:

      1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
      2. Кого бы ты пригласил на день рождение?
      3. С кем бы ты хотел отдыхать?

      В результате таких опросов можно выявить, кому из одноклассников больше всего симпатизирует каждый ученик, а к кому относиться с меньшей симпатией. В чем заключается педагогическая ценность социометрического метода? Что дают они классному руководителю? Прежде всего это объективные методы. При их помощи можно узнать уровень сплоченности коллектива, можно узнать, кто является настоящим лидером в классе. Выявив наиболее уважаемых, популярных учеников, классный руководитель сможет потом опереться на них при организации деятельности учащихся, при выборе органов самоуправления. Особенно важно учитывать социометрические данные в процессе работы с отверженными и изолированными ученика

      Метод обобщения независимых характеристик

      Сущность этого метода заключается в обобщений об учащихся, полученных другими лицами (учителями, родителями, одноклассниками). Изучение личности при помощи обобщения независимых характеристик предусматривает получение сведений об ученике от всех, кто с ним общается, кто имеет возможность наблюдать его в различных видах деятельности. Обобщение этих сведений позволяет полнее и обстоятельнее выявить особенности ученика.

      Итак, для того, чтобы всесторонне, основательно изучить каждого ученика и ученический коллектив в целом, необходимо применять разнообразные методы и приемы.

      Конечно, применение всего разнообразия методов требует немало сил и времени. Но, изучив учащихся, классный руководитель сможет с большим эффектом организовать воспитательную работу в классе.

      Необходимо помнить педагогическое правило: хорошо изучить учеников - значит намного облегчить воспитательную работу

      Просмотр содержимого документа
      «Методические рекомендации "Диагностика в работе классного руководителя" »

      Диагностика в работе классного руководителя

      Воспитательная работа должна начинаться с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях », -так писал К.Д.Ушинский. Каждому учителю-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности. Педагогическая диагностика- изучение процесс и результатов обучения и воспитания. Диагностика помогает получить данные о состоянии педагогического процесса. Изучение учащихся –задача каждого учителя, особенно классного руководителя. Он изучает школьников на уроке , во внеурочное время, при посещении семьи учащихся.Изучение учащихся -необходимое условие индивидуального подхода к ним. По своему характеру, интересам и склонностям дети неодинаковы. Одни из них более подвижны, а другие медлительны, неповоротливы. Одни смелые и решительные, другие застенчивые стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда складываются отрицательные черты. Не зная воспитанников , можно работать только вслепую, без знания детей классный руководитель может допустить серьёзные ошибки в подходе к ним, в выборе методов педагогического воздействия .Изучение учащихся достигает своей цели и даёт нужные результаты при условии , если оно отвечает ряду требований.

      Изучение учащихся служит повышению качества их воспитания и обучения .Для каждого классного руководителя должно быть правилом хорошо изучить своих учеников- значить намного облегчить воспитательную работу, сделать её более конкретной и целеустремлённой.

      Изучение проводится планомерно и систематически. Важно учитывать ,что ученики всё время растут , развиваются, их интересы постоянно изменяются, поэтому следует изучать школьника в развитии и активно руководить этим развитием.

      Изучение проводится обнаружить многое из того, что его интересует. Особенно ценный материал дают наблюдения в процессе деятельности: во время уроков, при выполнении общественных поручений, во время перемен, игр, прогулок, экскурсий.

      Наиболее благоприятные условия для наблюдения за учащимися создаются в общественно-полезном труде. Некоторые ученики проявляют неорганизованность, другие работают без спешки, выполняют поручения тщательно и аккуратно. Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за их поведением вне школы - экскурсии в природу, в музей, посещение театра, кино, некоторые ученики за степами школы ведут себя по- иному. Наблюдение - это трудоемкий метод. Для получения объективных данных нужно собрать многообразные факты, характеризующие поведение в различных ситуациях. Трудность и сложность наблюдения состоит и в том, что иногда возникают случайные ситуации. В результате может сложиться неправильное представление о характере и поведении ученика. Чтобы избежать этого, надо наблюдать за учеником длительное время в различных условиях жизни и деятельности. Результаты наблюдений опытные классные руководители фиксируют в педагогических дневниках. Это дает возможность проследить за развитием школьников в течение года и даже ряда лет, помогает осуществлять индивидуальный подход к ним.

      Беседы с учащимися

      Значительное место в процессе изучения занимают беседы со школьниками. Они помогают выявить мотивы поведения, интересы и склонности. Умело, проведенные беседы позволяют заглянуть в тайники психики. Если чутко и внимательно подойти к ученику, он охотно расскажет о своих желаниях и мечтах, об отношении к родителям, товарищам.

      Беседы с родителями, обследование домашних условий

      Для глубокого и всестороннего изучения школьников необходимы обследования домашних условий ребенка, беседа с родителями. Обследование предполагает, прежде всего, ознакомление с материальным положением семьи, бытовыми условиями, взаимоотношениями в семье, какое место занимает ребенок. Посещение детей па дому и беседы с родителями не только помогают установить тесный контакт между школой и семьей, но и дают много полезных сведений о детях.

      Беседы с учителями-предметниками

      Тесныйконтакт с учителями позволяет классному руководителю лучше изучить учащихся и обеспечить правильный подход к ним в процессе воспитания и обучения. Иногда обнаруживается, что некоторые ученики на уроках одних учителей ведут себя хорошо, а у других - нарушают дисциплину, небрежно относятся к выполнению домашнего задания.

      Как ведет себя ученик на ваших уроках?

      Систематически ли выполняет домашние задания?

      Проявляет ли интерес к вашему предмету?

      Как относится ученик к внеклассным занятиям но предмету?

      Анкеты, тесты, сочинения учащихся

      Методика незавершенных предложений

      Цель: Индивидуальные особенность детей в классе, их интересы и потребности.

      Ход проведения: Ребятам предлагается самим закончить следующие предложения.

      Цель проверки: соблюдение норм ведения дневников.

      Дневник – основной документ школьника на то время, пока он учится. Его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного процесса.

      Дневник школьника – это:

      - журнал, в котором регистрируются оценки учащегося;

      - показатель успеваемости ученика;

      - показатель воспитанности ученика;

      - средство для обращения школы к родителям.

      Современная печатная индустрия превращает дневник в модный школьный аксессуар, предлагая на выбор дневники разных форматов, с красочными обложками. Яркое оформление отвлекает ученика, он забывает, что дневник остается основным документом школьника, а его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами.

      Учащемуся периодически необходимо напоминать, что дневник является его школьным документом, по которому можно судить о прилежании и уровне сознательности, и что заполнять его он должен в строгом соответствии с указаниями, предъявленными к заполнению и ведению дневника.

      Каждый классный руководитель имеет заметку - правила ведения дневника, разработанные администрацией школы, и утверждена директором, согласно этой заметке мы и должны вести дневник.

      Согласно плану внуришкольного контроля в октябре была проведена проверка дневников учащихся 5-11классов, Гамовой Т.Г. и Бейсекеевой З.Р.

      Вопросы, по которым осуществлялась проверка:

      - единая обложка дневника;

      - оформление первых страниц дневника

      -запись расписания уроков и звонков

      -наличие и этичность замечаний учащимся и обращений к родителям

      -текущий учет знаний учащихся

      -итоговый учет знаний учащихся

      -качество и частота проверки дневников классными руководителями

      -наличие подписи родителей в дневниках учащихся

      -культура ведения и эстетика оформления дневника.

      В основном все классные руководители еженедельно проверяют дневники, имеются подписи классных руководителей, систематически выставляются оценки за предметы, корректно написаны обращения к родителям.

      Хочется отметить, что работа с дневниками касается не только классных руководителей, но и учителей - предметников, которые должны вносить оценки по своему предмету за урок и контролировать запись домашнего задания учениками. Очень мало кто из учителей-предметников выставляет оценки по предмету. В основном, оценки текущей аттестации заверены классными руководителями по итогам месяца или четверти.

      Остановлюсь, например, на некоторых классах:

      В формировании позитивной мотивации учащихся важное значение имеет дневник.
      Это его социальный паспорт. Это план его жизни, это список его достижений и неудач, провалов. Но зачастую он становится именно списком провалов. Он становится списком, напоминающим о неудачах вместо списка напоминаний о сильных сторонах личности, который ученик мог бы использовать дальше.

      Тем не менее, дневник очень значим для ученика. Именно по этой причине его прячут, когда учитель намеревается написать туда замечание.

      Исходя из этого предлагаем:
      1. Снижать число негативных записей в дневник

      2.. Увеличить число позитивно мотивирующих записей в дневник

      Это признание, даваемое ученику за хорошо сделанную работу.

      - выражается прежде всего через уважительную форму обращения.

      - может быть выражено через обращение по имени (к ученику), по имени и отчеству (к родителям),

      -через письменное поздравление с общегосударственными праздниками - записью в дневник от классного руководителя, от директора школы.

      -Это могут быть также напутствия и пожелания классного руководителя хорошо провести каникулы – в конце четверти, триместра, полугодия.
      -

      Это может быть также не только отметка, но и похвала,
      например – за внимательную работу на уроке, за отличный ответ у доски.

      Это может быть также благодарность, например: за помощь учителю на уроке, за участие во внеклассных делах, за дежурство по школе, по классу, благодарность за сообщение на уроке, за помощь, оказанную однокласснику.

      Рекомендации:

      - классным руководителям провести беседу в классе с учащимися по правилам ведения и заполнения дневников;

      - классным руководителям обратить внимание на орфографические ошибки в дневниках и своевременно исправлять их;

      - классным руководителям проверить заполнение первых страниц;

      - учителям - предметникам необходимо следить за своевременностью записей домашнего задания по своему предмету в дневник учащегося и систематически выставлять оценки за урок.

      В заключение я предлагаю вам 10 конкретных методов, позволяющих установить позитивный контакт, повлиять на поведение ученика, приглашать родителей к сотрудничеству в воспитании ребенка.

      10 методов, позволяющих установить контакт и усилить успешность ученика
      1. Метод установления контакта. Запись в дневник начинается с обращения по имени к учащемуся, по имени и отчеству - к родителям ученика (вместо: «Уважаемые родители…» или: «Заполни дневник!»).
      2. Метод позитивной переформулировки Позитивные переформулировки негативного поведения в позитивные качества. (Вместо: «Подрался на переменке!» - «Ваш сын умеет постоять за себя. Мы надеемся, что следующий раз он сделает это безопасным способом».)
      3.Метод прямого запроса. Описание того, какое поведение ученика желательно, вместо описания нежелательного поведения. (Вместо: «Систематически опаздывает на первый урок!» -«Петя, приходи на урок вовремя») Чтобы добиться результата от другого человека, в том числе ученика, важно позитивно формулировать то, что хочешь от него получить, а не то, чего не хочешь от него получить.
      4.Метод аванса. Какое-либо качество, которое вы хотите развить, усилить в ученике – авансируется ему. (Вместо: «Невнимательно слушал на уроке» - «Вова! Ты способен внимательно слушать на уроке» или «Петя! Ты способен приходить вовремя»
      5.Метод разрешения, позволения. Формулировка начинается со слов: «Ты можешь….» Например: Саша! Ты можешь хорошо учиться!» или «Я рада, когда ты приходишь вовремя…»
      6.Метод точного описания поведения (Вместо описания личности ученика). Конкретизация к отдельной ситуации вместо генерализации качества или поведения на все будущее время.
      7.Метод сравнения ученика с самим собой, с его же результатом в прошлом, вместо сравнения его с другими учащимися или с требуемым стандартом «сегодня ты был внимательней, чем вчера»
      «На этой неделе подрался всего один раз» «Благодарю за внимательную работу на уроке»
      8. Метод говорить о себе и своих чувствах, вместо того, чтобы говорить о других Обращение к своим чувствам. Вместо описания других людей. Например: «Уважаемая Анна Павловна! Я обеспокоен отметками Вашего сына по физике. Пожалуйста, подойдите 14-го к 17-00 для обсуждения вопроса.»
      9. Метод хорошего пожелания «Желаю лучшей отметки на следующем уроке!» Надеюсь на такую же отличную работу на следующем уроке ( в следующем триместре, в следующем учебном году)!»
      10. Метод анализа и определения цели обращения – особенно к родителям – как, зачем, с какой целью, в какой форме. Когда в дневник делается запись, важно точно определять, какова цель записи, какой результат вы хотите достигнуть от ученика через эту запись, и соотносить запись и предполагаемый результат. Особенно это важно при общении с родителями – важна очень точная формулировка, так, чтобы не могло возникнуть разного понимания того, что хотят от родителей учителя.

      Давайте же подарим нашим ученикам благодарность, признательность, любовь, восхищение, уважение, социальное признание успехов, важности сделанного, достигнутых результатов, уверенность в себе и в будущем, уверенность в собственных силах.

      Читайте также: