Как работать с наемными водителями

Опубликовано: 02.05.2024

Как сотрудничать с самозанятыми и не нарушить закон

Самозанятые — это физлица и ИП, которые работают на себя и платят щадящий налог на профессиональный доход. Компаниям и предпринимателям удобно отдать часть услуг на аутсорсинг самозанятым. За них не надо сдавать отчёты, платить налоги и заботиться о трудовых гарантиях.

С 19 октября 2020 года самозанятость действует во всех городах России. Мы вооружились письмами госорганов и ответили на самые частые вопросы о сотрудничестве с самозанятыми.

🇷🇺 Закон о налоге для самозанятых № 422-ФЗ

Когда нельзя работать с самозанятыми?

С самозанятыми есть два ощутимых ограничения. Они не должны быть действующими или бывшими работниками заказчика и работать агентами. Для заказчиков это значит следующее.

Сотрудничество с бывшими работниками не запрещено, но не ведёт к экономии на налогах. С дохода от бывшего или действующего работодателя самозанятые платят не 6% НПД, а 13% НДФЛ как физлицо.

Налог за физлицо платит заказчик. Это его обязанность как налогового агента по ст. 226 НК РФ. Ещё налоговый агент платит за физлицо взносы на пенсионное страхование в сумме 27,1 % от оплаты по ст. 420 НК РФ. Общие 40,1 % насчитывают сверху оплаты, а не вычитают. В итоге заказчик получает расходы и головную боль с отчётами — письмо от 14 сентября 2020 г. N 03-04-05/80357.

Самозанятым запрещено работать от лица чужого бизнеса по договорам поручения, комиссии и агентирования. Например, нельзя продавать автомобили с пробегом под маркой комиссионного салона.

Самозанятый работает на себя — в этом суть льготного налога. Налоговая вычислит работу от чужого лица и запретит платить пониженные 6 %. А заказчик попадёт на налоги как налоговый агент. Для продажи комиссионных автомобилей, туров и квартир лучше приглашать исполнителей с ИП на УСН.

Самозанятый не может работать курьером. Но есть исключение. Курьер может ездить к покупателям с кассой заказчика, а вознаграждение за доставку принимать отдельно.

Полный список запрещённой работы прописан в ч. 2 ст. 4 Закона о налоге для самозанятых.

А вот ограничений по месту нахождения самозанятого и масштабу его дела нет. Так пояснила налоговая в письме от 12 октября 2020 г. № АБ-4-20/16632@.

🌍 С самозанятым можно работать дистанционно. Он может находиться в другом городе или за границей. И даже утратить статус налогового резидента — главное, сохранить регистрацию в России. К примеру, разработчик с ПМЖ в Белоруссии может спокойно писать код для заказчика из России.

🧑‍🏭 Самозанятому нельзя нанимать работников, но можно привлекать субподрядчиков. Например, веб-мастер делает для заказчика корпоративный сайт. Фотографировать зовёт фотографа. Рисовать логотип — дизайнера. Писать текст — редактора. Самозанятый может привлекать целую команду помощников. Только без трудовых договоров.

Правда, что за самозанятого не платят налоги и взносы?

Если самозанятый не бывший работник, заказчик не платит в налоговую ни рубля.

Самозанятые не платят НДФЛ, и их заказчики освобождены от обязанностей налоговых агентов. Налог на профессиональный доход самозанятый платит сам. Штрафы получает тоже он.

Главное доказательство, что за самозанятого не надо платить, — это чек на оплату из приложения «Мой налог». До перевода денег с самозанятого берут электронную справку о статусе на текущую дату — тоже из «Мой налог». Как вариант — самостоятельно смотрят статус самозанятого в сервисе налоговой.

Если у заказчика есть давний договор с фрилансером, то с даты его регистрации в качестве самозанятого налоги отменяются. Так пояснил Минфин в письме от 20.11.2020 № 03-11-11/101180.

Самозанятый может добровольно подписаться на уплату взносов в Пенсионный фонд. А самозанятый ИП может купить страховку на случай болезни и декрета. Соцстрах разъяснил это в письме от 28.02.2020 № 02-09-11/06-04-4346. Но оплата взносов по добровольному страхованию не перекладывается на заказчика.

Что будет, если перевести работников в самозанятые?

Предпринимателя ждёт вагон проблем, если его поймают на уклонении от официального оформления работников.

За соблюдением правил следят налоговая и трудовая. Трудовую беспокоит, что люди связаны трудовыми обязанностями, но лишены больничных, отпусков и пенсии. Налоговую заинтересуют регулярные переводы на счета самозанятых. К подозрительным фирмам придут с совместными проверками.

Трудовая инспекция подаст в суд, и самозанятых признают работниками в штате. Предпринимателя заставят оформить трудовые книжки и сдать отчёты в налоговую за прошлое время. Такая процедура прописана в ст. 19.1 ТК РФ

За прикрытие трудового договора гражданско-правовым оштрафуют по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф — от 10 000 до 100 000 ₽.

Налоговая доначислит НДФЛ и взносы на пенсионное страхование за каждый месяц по каждому самозанятому. За уплату налогов не в срок оштрафует на 40 % от суммы долга по ст. 122 НК.

Если предприниматель держал целый цех работников с самозанятостью, придётся доплатить огромные суммы и сдать ворох отчётов.

Условия работы с самозанятыми сравнят с признаками наёмного труда из ст. 15 ТК РФ и Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2018 N 15. Для признания отношений трудовыми достаточно пары-тройки совпадений. Сомнения растолкуют в пользу работников.

Признаки наёмного труда такие:

— исполнитель оказывает услугу сам, субподряд запрещён;

— исполнителя взяли на определённую трудовую функцию, за итог он не отвечает;

— заказчик говорит, как можно делать работу, как нельзя;

— клиентов приводит заказчик;

— исполнитель связан рабочим графиком;

— заказчик покупает расходники и инвентарь;

— исполнителю платят регулярно — что очень похоже на зарплату;

— стороны сотрудничают долго, время от времени перезаключают договор;

— исполнитель влит в рабочий коллектив;

— исполнителя не дёргают в выходные;

— у исполнителя нет других доходов.

❌ Вот пример прикрытия наёмного труда.

Клининговая компания набрала самозанятых для уборки у клиентов. Уборщикам выдали тряпки, моющие средства и фирменные футболки. Мыть полы надо по критериям качества, которые приняты в компании, а разговаривать с клиентами по скриптам. Уборщики работают по сменам.

✅ А вот пример, когда самозанятый работал на себя.

Водитель подключился к сервису Яндекс.Такси. Сервис открыл доступ к программе на обработку заказов от пассажиров. Водитель работал без графика, брал заказы когда хотел. Деньги от пассажиров получал сервис, но на счёт водителя. Пассажиры могли расплатиться с водителем напрямую. Сервис брал комиссию — дело № 33-53437/2019.

Как оформить договор с самозанятым и какие ещё нужны бумаги?

С самозанятым заключают обычный гражданско-правовой договор в зависимости от того, что он делает.

Это может быть договор на выполнение работ — с автомастером, оказания услуг — с фотографом, авторского заказа — с программистом, купли-продажи — на закупку хенд-мейд игрушек. Выполненные работы принимают по акту.

В договор можно включить пункт со следующим смыслом. Исполнитель обязан сообщить заказчику о прекращении применения режима НПД не позднее следующего дня после снятия с регистрации в налоговой. За несообщение прописать штраф. В идеале штраф покроет расходы исполнителя, если налоговая доначислит НДФЛ.

С самозанятыми можно сотрудничать по оферте — когда исполнитель принимает правила, написанные для всех. К примеру, водитель грузовика регистрирует аккаунт в сервисе заказа грузоперевозок и работает по их правилам.

С самозанятыми не заключают договоры агентирования, комиссии и поручения. Это запрещённые для них услуги.

Если с человеком сотрудничали ещё до оформления самозанятости, перезаключать договор не нужно — письмо налоговой от 20.02.2019 No СД-4-3/2899@.

Кадровые документы на самозанятого не оформляют.

Как платить самозанятому?

Самозанятому платят на карту, наличными или на электронный кошелёк. Ограничений по форме нет.

У самозанятого нет обязанности открывать специальный банковский счёт. Подойдёт обычная карта физлица. Банк России разрешил так делать в письме от 19.12.2019 № ИН-014-12/94.

Самозанятые не пользуются онлайн-кассами. Чеки пробивают через приложение «Мой налог». Чек выдают в бумажном виде, отправляют по электронной почте или смс. В чеке исполнитель указывает договор, по которому получает оплату, наименование заказчика и его ИНН. Остальные реквизиты чека встанут сами.

Исполнитель сохраняет чек, чтобы подтвердить факт оплаты и, если нужно, учесть в расходах.

Банковская комиссия за перевод ложится на заказчика. Исполнитель должен получить оплату в сумме из договора, вычитать комиссию за оплату нельзя.

Как учесть оплату самозанятому в расходах по УСН?

Заказчик может учесть оплату самозанятому в расходах по ОСНО, ЕСХН и УСН Доходы минус расходы.

Единственный документ, которым можно подтвердить расходы — чек от самозанятого из приложения «Мой налог». Это требование налоговой из письма от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.

Подтвердить расходы актом оказанных услуг нельзя. Акт сохраняют, чтобы подтвердить период расходов.

Самозанятый обязан выдать чек сразу, если получил наличные или электронный перевод. На банковский перевод — не позднее 9 числа следующего месяца. А вот если платить посреднику самозанятого, чек отбивает посредник из своей кассы.

Чек можно хранить в электронном виде, распечатывать необязательно.

Если самозанятый не выдал чек, налоговая рекомендует жаловаться им через сервис обращений. Но как в этом случае учесть оплату в расходах, пока неясно.

Что делать, если самозанятый перестал быть самозанятым?

Если самозанятый слетает с режима, это предательская ситуация для заказчика. За такого человека придётся заплатить НДФЛ и пенсионные взносы. Исключение — когда с режима слетел ИП. Платить взносы обязан всё равно он, заказчику можно не беспокоиться.

Самозанятый слетает с режима НПД в следующих случаях:

— он сам снялся с учёта;

— его годовой доход превысил 2,4 миллиона рублей;

— он занялся запрещённой деятельностью, например, стал агентом юридической фирмы или открыл сигаретный киоск.

Самозанятому приходит электронное уведомление из налоговой с датой прекращения режима НПД. С этой даты заказчик услуг физлица становится налоговым агентом — письмо налоговой от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.

Чтобы налоги за бывшего самозанятого не стали сюрпризом, перед оплатой с самозанятого берут справку о его статусе из приложения «Мой налог». Или проверяют статус в специальном сервисе налоговой.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Могут ли два самозанятых оказать одну услугу вместе?

На одну услугу можно нанять двух самозанятых. Но важно, чтобы между собой они не работали по договору простого товарищества. Это когда два ИП складываются деньгами, чтобы больше зарабатывать.

К примеру, заказчику нужно развести по клиентам 200 заказов. Он нанимает двух перевозчиков. Заключить договор нужно с каждым и расплатиться по отдельности. Нельзя, чтобы договор был заключён с одним перевозчиком, а второй помогал как товарищ по договору. Иначе оба слетят с режима НПД — письма от 19 апреля 2019 г. № СД-4-3/7496@.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ООО планирует воспользоваться услугами самозанятого - водителя (шофера) бурильной установки.
Каковы риски у ООО при заключении договора на 2020 год? Есть ли в г. Санкт-Петербурге утвержденный список профессий, подпадающих под понятие "самозанятый"?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Формально в рассматриваемой ситуации можно использовать услуги самозанятого гражданина (его доходы не облагаются НДФЛ и страховыми взносами), если с этим физическим лицом у организации не было трудовых отношений в последние два года.
Вместе с тем полагаем, что заключение договора с водителем бурильной установки в статусе самозанятого содержит существенный риск переквалификации данного гражданско-правового договора в трудовой, с соответствующим пересчетом налоговых обязательств организации (работодателя).

Обоснование позиции:
Ни НК РФ, ни другие федеральные законы не содержат термина "самозанятые", поэтому в зависимости от ситуаций под ним могут пониматься разные категории физических лиц*(1).
Применительно к рассматриваемой ситуации под самозанятым гражданином мы будем понимать плательщика налога на профессиональный доход (НПД), получающего профессиональный доход от самостоятельной деятельности по оказанию услуг управления транспортным средством (ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ (далее - Закон N 422-ФЗ)).
Перечень лиц, не имеющих права на применение специального налогового режима НПД, установлен ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ. Например, это посредники (по договору поручения, комиссии либо агентскому договору) или лица, осуществляющие перепродажу товаров; имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях; а также лица, доходы которых, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в календарном году 2,4 млн. руб.
Лица, оказывающие услуги по управлению транспортным средством и иные подобные услуги, в ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ не поименованы, поэтому мы полагаем, что физическое лицо вправе оказывать такие услуги в рамках НПД.
При этом не признаются объектом налогообложения по НПД доходы, получаемые в рамках трудовых отношений (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ), и доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ). Таким образом, законодатель предупредил случаи, когда под формальной оболочкой гражданско-правовых отношений фактически будут продолжаться отношения, сложившиеся между субъектами на основании норм трудового права, в которых они выступали как работник и работодатель*(2).
Безусловно, необходимо отметить, что работать с самозанятыми гражданами для юридических лиц с налоговой точки зрения выгодно.
Так, самозанятое лицо является самостоятельным плательщиком НПД и не признается плательщиком НДФЛ (ч. 8 ст. 2 Закона N 422-ФЗ). На организацию, заключившую договор с указанным лицом, не возлагаются обязанности налогового агента (по исчислению, удержанию и уплате налога, а также по предоставлению отчетности по формам 2-НДФЛ, 6-НДФЛ) (письмо ФНС России от 28.08.2019 N СД-4-3/17127@).
Не начисляются на сумму вознаграждения самозанятого лица и страховые взносы при условии, что у организации будет в наличии чек, выданный таким лицом (второй абзац ч. 1 ст. 15 Закона N 422-ФЗ, письма Минфина России от 13.08.2019 N 03-11-11/61078, от 17.04.2019 N 03-11-11/27454, от 11.03.2019 N 03-11-11/15357)*(3).
Организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы, связанные с приобретением услуг у физических лиц, применяющих специальный налоговый режим НПД, при наличии чека, сформированного исполнителем в порядке, предусмотренном ст. 14 закона 422-ФЗ (п. 2 письма ФНС России от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
Гражданское законодательство не содержит ограничений относительно возможности заключения организацией договора подряда с физическими лицами, зарегистрированными в качестве самозанятых (глава 37 ГК РФ).
Однако несмотря на все преимущества работы с самозанятыми, хотим предостеречь от заключения вместо трудовых договоров договоров с самозанятыми гражданами или увольнения своих сотрудников для дальнейшего перезаключения гражданско-правового договора с самозанятыми.
Так, на официальном сайте ФНС России размещено интервью заместителя руководителя службы Даниила Егорова по вопросам о так называемом "налоге на самозанятых" (НПД). Егоров, в частности, прокомментировал ситуацию, когда работодатели подменяют трудовые отношения с сотрудниками на гражданско-правовые, переводя их в статус самозанятых для оптимизации налоговой нагрузки. Чиновник отметил, что "налоговая видит компании, которые воспользовались услугами самозанятых, а также самозанятых, которые оказали эти услуги. И не составляет никакого труда проконтролировать, скрываются ли за этими операциями трудовые отношения. База анализируется ежедневно, поэтому с частью компаний уже пришлось поработать - на сегодня в рисках девять компаний страны".
Для этих целей ФНС России и Роструд договорились об одновременных проверках работодателей, которые фактически нанимают самозанятых (то есть плательщиков НПД) в качестве своих работников, оформляя их по гражданско-правовым договорам (смотрите информацию ФНС России от 26.11.2019). Выявление признаков трудовых отношений с такими лицами является основанием для проверки и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства. Кроме того, выплаченные самозанятым доходы, фактически получаемые в рамках трудовых отношений, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.
При этом ч. 4 ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в установленном порядке признаны трудовыми отношениями, к ним применяются положения трудового законодательства, и, соответственно, выплаты и иные вознаграждения, производимые физическому лицу по данному договору, будут подлежать обложению страховыми взносами, в том числе и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в общеустановленном порядке (письмо ФНС России от 27.12.2019 N БС-3-11/11131@).
О том, что отношения между сторонами по существу являются трудовыми и лишь прикрываются договором подряда, могут свидетельствовать такие обстоятельства, как:
- выполнение работы в течение всего срока действия договора, отвечающего признакам трудовой функции (вместо определенной работы, результат которой сдается заказчику),
- подчинение работника (формально именуемого подрядчиком) распоряжениям работодателя и правилам внутреннего трудового распорядка),
- получение вознаграждения за работу периодически и вне зависимости от объема и характера работы (смотрите, например, определения ВС РФ от 05.02.2018 N 34-КГ17-10, Свердловского облсуда от 14.08.2015 по делу N 33-11444/2015, Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2014 по делу N 33-2582/2014, Забайкальского краевого суда от 01.10.2014 по делу N 33-3533-2014)*(4).
Арбитражная практика доначисления налогов и взносов по договорам с самозанятыми в результате переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые нами не обнаружена (что вполне объяснимо ввиду короткого срока существования режима НПД). Тем не менее, на наш взгляд, последствия могут быть аналогичны переквалификации договоров с предпринимателями в трудовые договоры. Верховный Суд РФ в определении от 27.02.2017 N 302-КГ17-382 указал следующее: если из конкретных обстоятельств усматривается, что действительный экономический смысл деятельности таких предпринимателей состоит в осуществлении ими трудовой функции в качестве наемных работников (о чем, помимо прочего, может свидетельствовать систематический, а не разовый характер выполнения работ или оказания услуг), а намерение заказчика заключалось в уклонении от исполнения обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и уплате в бюджет сумм НДФЛ, предприниматели признаются наемными работниками с вытекающими отсюда для их фактического работодателя негативными налоговыми последствиями. Переквалификация гражданско-правового договора в трудовой в рассматриваемой ситуации будет означать, что в период действия договора работодатель не выполнял обязанности налогового агента по уплате НДФЛ с доходов, выплачиваемых физическому лицу, а также по уплате страховых взносов, что повлечет привлечение его к налоговой ответственности: будет признана задолженность по уплате налогов и сборов, начислены пени и штрафы.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация планирует заключать с физическими лицами (резиденты РФ, не имеют статуса ИП) договоры гражданско-правового характера (подрядные работы) вместо трудовых договоров. Каковы отличия при налогообложении (в части НДФЛ и страховых взносов) трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера? Каковы налоговые риски? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)
- Вопрос: Что является подтверждением произведенных расходов при расчетах с самозанятыми для юридических лиц или ИП, кроме чека, полученного от самозанятого? Некоторые источники утверждают, что это должен быть ГПД. Но сразу возникнет база для начисления НДФЛ и взносов. Есть ли официальные рекомендации по поводу необходимости иметь договор с самозанятым? Каким он должен быть? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.)
- Сколько самозанятых может привлекать компания, и как доказывать в суде необходимость именно этой формы трудоустройства? (И. Симич, журнал "Административное право", N 3, III квартал 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

12 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Энциклопедия решений. Налогообложение самозанятых лиц.
*(2) Следует также отметить, что согласно ч. 2 ст. 15 ТК РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
*(3) Исключением из этого правила является ситуация, когда самозанятое лицо в процессе исполнения договора утрачивает свой статус. В этом случае с указанной даты (даты снятия с регистрации в качестве самозанятого, даты превышения максимального дохода) организация-заказчик должна удержать с дохода физлица НДФЛ и исчислить страховые взносы (п. 10 письма ФНС России от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
*(4) По вопросу переквалификации гражданско-правовых договоров с физическими лицами в трудовые рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом: Энциклопедия решений. Отличие трудового договора от договора подряда и иных гражданско-правовых договоров.

Обычно присказка про то, что солдат спит, а служба идет, вызывает улыбку, если речь не идет о «ваших» солдатах, которые спят на боевом посту. Большинству же грузоперевозчиков не понаслышке известна проблема, когда наемный водитель неэффективно для владельца транспорта использует автомобиль. Способов сделать это множество – от подработок «на стороне» до продажи горючего.

Многие руководители, кто пытался решить эту проблему отдельно принимаемыми мерами, такими как штрафы, премии, предоставление возможности работать на лучшей технике и так далее столкнулись с множеством проблем. Вплоть до того, что покинувшие автопредприятие водители угрожали оставшимся и подталкивали их к саботажу, портили технику, груз и т. д. Работоспособной оказывалась только целостная, сбалансированная система. Которую, к тому же, продуманно вводили в действие.

Своим опытом разработки и внедрения системы мотивации труда водителей делится Алексей Деревянко, заместитель директора по логистике.

Мотивация водителей

Мотивация (статья из журнала РЕЙС)

После введения новой системы оплаты труда 20% водителей уволились, но оставшиеся стали справляться со всем объемом работ

В ПОГОНЕ ЗА… ПРЯНИКАМИ

Обычно присказка про то, что солдат спит, а служба идет, вызывает улыбку, если речь не идет о «ваших» солдатах, которые спят на боевом посту. Большинству же грузоперевозчиков не понаслышке известна проблема, когда наемный водитель неэффективно для владельца транспорта использует автомобиль. Способов сделать это множество – от подработок «на стороне» до продажи горючего.

Многие руководители, кто пытался решить эту проблему отдельно принимаемыми мерами, такими как штрафы, премии, предоставление возможности работать на лучшей технике и так далее столкнулись с множеством проблем. Вплоть до того, что покинувшие автопредприятие водители угрожали оставшимся и подталкивали их к саботажу, портили технику, груз и т. д. Работоспособной оказывалась только целостная, сбалансированная система. Которую, к тому же, продуманно вводили в действие.

Своим опытом разработки и внедрения системы мотивации труда водителей делится Алексей Деревянко, заместитель директора по логистике.

«Когда год назад я занялся этим вопросом, работало 30 водителей. После внедрения новых «правил игры» 20% из них написали заявление, но я нисколько не жалею об этом, кто хотел работать, тот остался. Если ранее на каждую машину приходилось 5 – 7 точек в день, то сегодня 10 – 12. То есть 80% правильно мотивированных водителей справляются с работой 100% мотивированных неправильно. Моя выгода как грузоперевозчика очевидна – я эксплуатирую технику наиболее эффективно, перевозя одинаковое количество грузов, – рассказывает Алексей Деревянко. – В нашем автопарке «Газели» и четырехтонные ГАЗы. Максимальная удаленность точек доставки не более 500 километров.

Система выстроена следующим образом. Водители получают оклад в размере 20 – 30 тысяч рублей. Обычно это составляет 50% от их ежемесячного заработка. Вторая половина зависит от того, как человек работал, и какое количество нарушений допустил. За работу подразделения и выполнение плана отвечает бригадир, который может получить премию до 15 тысяч рублей. Поэтому есть ответственность не только за себя, но и общее дело. Если на линии произошла авария или поломка, то на помощь придут другие водители – отвезут груз по назначению, а автомобиль, если необходимо отбуксируют в ремонт. Поскольку есть ответственные за работу всего подразделения и между ними есть конкурентная составляющая, то можно не сомневаться, что помощь действительно сработает эффективно.

Моя система построена на старом, как мир, принципе «кнута и пряника». Доказано практикой, что этот принцип наиболее действенен».

Можно выделить несколько этапов внедрения. Сначала были прописаны новые «правила игры». Далее они были объявлены водителям. В первый месяц ушло 3-4 человека из 25. Сегодня экономия по машинам почти в 2 раза – 1.8.

Штрафные санкции – не являются ключевыми в формировании дохода водителя. То есть они не «заложены» в заработную плату, как частенько делают, вводя штрафную систему, а потом, активно вычитая, доводят зарплату до среднестатистической по отрасли. Штраф водитель заплатит, только если действительно нарушит строго определенные правила. И их в два раза меньше, чем «премиальных».

В 200 рублей обойдется водителю нарушение требования санитарных норм (несвоевременное предоставление транспорта для проведения дезинфекции и продления разрешающих документов: дезинфекционной справки и санитарного паспорта). Столько же стоит неопрятное содержание автомобиля (фургона и кабины – снаружи и внутри, моторного отсека и наружной рекламы). Эту же сумму водитель заплатит, если на нем не будет формы, обуви, рукавиц или перчаток при приеме-сдаче продукции. Этой же суммы он лишится, нарушив трудовую дисциплину, грубо относясь к сотрудникам подразделений, нарушая инструкции внутреннего распорядка, а также нарушая требования техники безопасности труда.

Водитель рискует 200 рублями, небрежно оформляя документы и задерживая сроки их сдачи (медицинский журнал, журнал учета выезда-возврата транспорта, журнал учета ремонта, журнал учета расходования материалов и запчастей, путевой лист, объяснительные, служебные записки). Столько же стоит неграмотная эксплуатация транспорта – несвоевременная информация о поломках и ТО, неисправности, приведшие к снижению готовности выезда, грубейшее нарушение эксплуатации техники, а также отказ от проведения плановых работ и мелкого ремонта своими силами.

От 200 до 500 рублей заплатит водитель, если допустит необоснованный простой машины свыше 35 минут от момента окончания погрузки и оформления документов на груз. Стоит добавить, что дни планового ТО и аварийного ремонта, выполняемого силами водителя или СТО, оплачиваются в следующем порядке: 1 день в месяц – 1,0 от средней зарплаты за месяц, каждый последующий – 0,5, но не более 3-х дней в текущем месяце, а далее – 0.

Карается отказ забрать возврат без причин (200рублей), недовоз продукции без объективных причин (30% от суммы накладной), а также нарушение трудовой дисциплины и неисполнение устных распоряжений (от 500 до 1 000 рублей).

«Кстати у нас штрафов сейчас практически нет», добавляет Алексей.

Основой системы служат поощрения. К примеру, доплата за «переработанную» точку составляет 250 рублей. Конечно же, возникает вопрос, почему бы не включить оплату всех дополнительных точек в зарплату, но это не самое правильное решение, так как водитель будет все время считать альтернативную стоимость своего времени и, если окажется, что ему выгоднее взять груз «на стороне», заплатив штраф, вы только проиграете.

В случае полной загрузки машины (более 85% от заявленной грузоподъемности) и нахождения в рейсе менее 3-х часов базовая ставка за этот день водителю не выплачивается – он получит только мотивационную часть. Также учитываются «неудобные» по маршруту следования места и доплата за поставку продукции «несопрягаемым» клиентам.

Отдельно оплачивается удаленность от 50 до 75 км (200 рублей) и удаление на расстояние от 75 до 150 км (300 рублей). Бывают случаи рейсов на расстояния от 300 до 500 км. В этом случае водитель получит сверх 1 000 рублей.

Разумеется, есть грузы, которые нужно доставить до начала рабочего дня. Если водитель выходит в рейс до 6:00 утра, он заработает ещё 200 рублей.

Если водитель в летнее время смог обслужить более 10 (12 точек в области и локальных рынках), то он получает премию в 250 рублей. Зимой премиальный ценз чуть ниже – 8 точек в Московском секторе и 10 точек по области и локальным рынкам.

Также за доставку замороженной продукции и перевозку большого веса – 350 рублей за один рейс. Если доставляется мясо, то есть весьма скоропортящийся продукт, по факту второго рейса за день, водителю выплатят 500 рублей.

Если водителю придется принять участие в ранней утренней расстановке машин и организации работ по погрузке продукции, он может рассчитывать на 150 руб. в смену.

Работы в выходной день поощряются 500 рублями.

По сути, схема подходит для тех организаций, которые доставляют различную продукцию на расстояние не более 1000 км, например, развоз продукции в супермаркеты, рынки, магазины и прочие различные точки сбыта бытовой продукции «по месту». У организации должен быть достаточный парк, позволяющий «подстраховывать» автомобили в рейсе. При внедрении системы необходимо понимать, что любые реформы это достаточно болезненный процесс и часть водителей может уйти, а внедрение потребует новых затрат, например, появление в автоколонне бригадира.

Николай Лобанов, ведущий эксперт по логистике компании «Логистика роста»:

– Проблему мотивации водителя можно решить только комплексом принимаемых мер.

Данная система наиболее сбалансированная. Я резко отрицательно отношусь к штрафам, если только на них построена система. Простой пример: работодатель обещает зарплату выше рыночной, а потом «доштрафовывает» до рыночных ставок. Минусы такого подхода в том, что всё строится на обмане, и в результате начнется текучка кадров и низкий уровень сервиса. Зачем хорошо работать и беречь технику, если всё равно вычтут, думают водители. Таким образом, для мотивации водителей можно пойти двумя путями – поощрениями и наказаниями – оба дают результат. Если путь, который выбрал Деревянко, дает результат, как здесь и сейчас, так и в будущем, то второй путь – только здесь и сейчас. Будущего у него нет. Стоит помнить, что любая реорганизация – это дополнительные затраты сил всего персонала, сумятица, напряжение в коллективе. Сначала водители занимают выжидательную позицию, а если не видят положительных для себя изменений, то через 3 – 4 месяца начинают расходиться.

200 рублей – невыполнение требований санитарных норм

200 рублей–нарушение дисциплины и техники безопасности труда

200 рублей–н ебрежное оформление документов и несвоевременная их сдача

200 рублей– неграмотная эксплуатация транспорта, отказ от проведения плановых работ и мелкого ремонта своими силами

200 – 500 руб. – необоснованный простой машины свыше 35 минут от момента окончания погрузки и оформления (получения) документов на груз

15150 рублей – утренняя расстановка машин и организации работ по погрузке продукции

2200 рублей – начало работы до 6 утра

200 рублей – удаление от 50 до 75 км

300 рублей – удаление от 75 до 150 км

1000 рублей – удаление от 300 до 500 км

1500 рублей – удаление от 500 до 1 000 км

500 рублей – работа в выходные дни или переработки по времени

350 рублей – доставка груза вторым рейсом

500 рублей – доставка вторым рейсом мясосырья

250 рублей – более 10 точек в московском регионе летом (1.04 – 30.09)

250 рублей – более 12 точек по области и локальным рынкам летом (1.04 – 30.09)

закрепление водителей

Никогда не упускайте этот момент. Закрепляя водителя за конкретным автомобилем, вы определяете ему рабочее место за которое он несет ответственность и вы можете с него законно спросить. И хотя водитель не может нести полную материальную ответственность, но по Трудовом законодательству с него все-таки возможно взыскать убытки в случае порчи этого имущества (не дай бог).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ.

    • Закрепление водителя или водителей за конкретным автомобилем обязательно. Оформлять закрепление необходимо соответствующим Приказом, с оформлением акта приема-передачи. К слову говоря, эти Приказы и акт (образцы) входят в наш комплект.


    CАМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ СТАТЬИ:
    комментариев 12

    Здравствуйте.А как быть с наемными водителями,не штатными?

    Неважно кто управляет (штатный или не штатный или наемный) сотрудник. Важно то, что он управляет вашим автомобилем. Автомобиль это источник повышенной опасности, так же как станок на производстве является опасным производственным объектом. И на тот же станок, чтобы допустить специалиста с другой организации или наемного со стороны, с ним проводят все процедуры по охране труда. Здесь то же самое: управляют вашим автомобилем, значит вы должны обеспечить безопасность дорожного движения. И значит вы должны провести все мероприятия с водителем, который будет управлять вашим авто.

    Добрый вечер! У нас на одном автомобиле ездят два тренера на соревнования по разным городам. Как быть с закреплением автомобиля сразу за двумя? Тренера по распоряжению Минтруда не являются МОЛ.Как нам быть?

    Классический подход: закрепляете Приказом каждого водителя (тренера) за одним автомобилем. Передаете автомобиль по акту приема-передачи. Если два водителя передают друг другу авто по смене, то передача авто между ними идет либо по акту приема-передачи, либо хотя бы заводите журнал, где они будут указывать на недостатки при передаче и ставить подписи (передал-принял). Это нужно чтобы в случае обнаружения повреждения на автомобиле (или утрате инвентаря с авто) всегда можно было найти виновного.
    МОЛ-ом может быть руководитель (начальник, зам. директора и т.д.). Именно первичный акт приема-передачи от МОЛ-а закрепленному водителю передает ответственность за утрату, утерю или повреждения авто.

    Автомобиль передан в другую организацию.Учредитель один. Водителя сократили.Правомерно ли сокращение водителя? Или автомобиль передаётся с водителем? Учреждения все являются муниципальными.И автомобиль передается в оперативное управление. Не подаст ли на суд водитель что его незаконно сократили?

    Прошу прощения, но ваш вопрос лежит вне поля деятельности обеспечения БДД. Это в чистом виде кадровый вопрос.

    Добрый день, Константин.
    Скажите пожалуйста, какой Федеральный нормативный документ регламентирует закрепление автомобиля за водителем?

    Согласно ст. 209 ТК РФ, рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
    Автомобиль является рабочим местом и одновременно оборудованием повышенной опасности, а также Основным средством (имеющий материальную ценность). Поэтому каждый из работодателей для себя определяет, кто будет нести ответственность за сохранность оборудования на предприятии (в организации).

    В интересах работодателя закрепить водителя за конкретным рабочим местом (автомобилем). Таким образом конкретный водитель будет отвечать за сохранность авто.

    В таком случае, сколько автомобилей можно закрепить за водителем?
    И сколько водителей можно закрепить за одним авто?

    Ровно столько, сколько требуется для ведения деятельности вашей организации

    Если водитель закреплен за одним авто, вправе ли он отказаться от работы на другом авто, на котором нет закрепления?

    Отсутствие закрепления не повод отказаться от работы, если эти тонкости не прописаны в должностной инструкции. Любой работник действует только в рамках должностной инструкции. Если в должностной инструкции нет четкой привязки к конкретному автомоиблю и в трудовом договоре не закреплен конкретный авто как рабочее место, то водитель не вправе отказаться. В интересах работодателя закреплять водителя за автомобилем и проводить стажировки на кокнркетном типе авто.

    диаграмма Рейтинг группы


    Многие директора и его заместители вечно ломают голову, как грамотно и правильно рассчитать, проработать мотивацию для водителей машин, как улучшить работу автопарка компании, где взять хороших ребят и как удержать тех, кто хорошо работает, и вообще, кто в компании хорошо работает? Вы это знаете? Вы можете следить за всеми одновременно или вам докладывают на планерках, что работа в автопарке кипит? Я попытаюсь коротко дать самое правильное и работающее решение, которое мы уже 7 лет внедряем, и оно приносит колоссальную пользу директорам и всем остальным в компании. Коротко о главном и по пунктам:

    1. Установить на весь автопарк систему мониторинга транспорта Омникомм. Пока это единственная система, дающая всю картину работы и эксплуатации техники под разными углами, в которой легко увидеть истинные данные , всем, начиная от хозяина до водителя. Я также имею в виду и диспетчера, экономиста, инженера, механика и заместителей тоже, без исключений.

    2. Минимум 1 раз в месяц формировать отчет с помощью нажатия 3-х кнопок в программе Омникомм. Выбираем весь автопарк, выбираем прошедший месяц, нажимаем кнопку «Рейтинги группы».

    3. Распечатываем полученную диаграмму на цветном принтере.

    Диаграмма выглядит вот так.


    4. Вывешиваем данную диаграмму в автопарке на доске объявлений.

    5. Вывешиваем фотографии лучших 3-х водителей.

    style=



    6. Собираем в назначенное время, например, утром перед выездом всех водителей каждого 1-го или 2-го числа.

    7. Поздравляем на общем собрании лучших водителей жмем им руку, благодарим за хорошую работу. И самое лучшее, чтобы это делал именно сам руководитель компании.

    Это было не материальное поощрение. Оно не в чем не уступает финансовому поощрению.
    К этому можно добавить на Ваше усмотрение ещё и финансовое поощрение. Для компании это копейки, а для продуктивных сотрудников это реальное пополнение семейного бюджета.

    8. За 1-е место вручаем 5000 руб.
    За 2-е место вручаем 4000 руб.
    За 3-е место вручаем 3000 руб.

    9. И так вы делаете по вашему желанию либо еженедельно, ежемесячно, ежеквартально.

    И вы удивитесь, как ребята начнут соревноваться за то, чтобы в дом принести лишнюю копеечку, а самое главное, за то, чтобы сам директор их заметил, и сам директор пожал им руку перед всеми, и именно они заслужили по праву быть на первых местах по итогам труда за месяц. Они обязательно расскажут своим детям, что их папа стал лучшим водителем в автопарке.

    И еще одна морковка. Например, данным водителям могут прощаться в течение месяца всякие мелочи, например, частые перекуры в рабочее время. Ну и пусть, он лучший, он принес в компанию прибыль, он делает больше всех рейсов. Перекуривать запрещено тем, у кого последние показатели по «Рейтингу группы» в автопарке. И тем, кто не занял 1-е, 2-е и 3-е место.

    Вы увидите, как доход компании ежемесячно начнет расти в большую сторону, вы увидите всех нетрудоспособных водителей, вы поймете почему та или иная машина стояла на ремонте или боксе. Вы точно получите достоверную информацию о том, почему стояла машина, кто в этом виноват, и сделаете правильные выводы. А машина может стоять по нескольким причинам: нет заказов, нет запасных частей, нет водителя, нет подменного водителя на случай отпуска одного из водителей, неправильно выстроенная логистика.

    Вам ваши заместители не дадут подтасованных данных. Вы не будете платить нетрудоспособным, включая ответственных лиц, отвечающих за правильную работу автопарка. Когда Вы открывали бизнес и покупали машины, Вы стремились добиться каких-то целей! У вас есть планы на развитие? Вы понимаете зачем Вам машины и в каком количестве их необходимо иметь в компании.

    В качестве примера приведу успехи некоторых наших клиентов. У одного из них было на момент установки системы 40 единиц, через 1 год осталось 25 машин. На мой вопрос директору, почему распродали машины, я получил удивительный ответ: А зачем мне 40 машин, если мы стали 25-ю машинами делать в 2 раза больше, зачем мне содержать еще абсолютно не нужные 15 единиц, а это налоги, зарплаты, расходы на содержание, запасные части. Или, например, абсолютно противоположный, из 10-ти машин стало 25 единиц. Бизнес стал реально приносить доход и в эту компанию потянулись хорошие сотрудники, водители. Потому что людям важна прозрачная ситуация как в коллективе, так и в их работе. Продуктивные сотрудники должны зарабатывать хорошо и много, а непродуктивные пусть идут работать на конкурентов, там им место. И пусть конкуренты закроются, Вам будет легче работать.

    И самое удивительное, что там, где ставим систему Омникомм и где введена наша методика поощрения водителей, никто из хороших водителей сам не ушел, а наоборот, привел в компанию еще таких же хороших водителей.

    Друзья, выводы делать Вам. Чего вы хотите добиться в своей жизни и на предприятии? Куда Вы ведёте бизнес: к развитию или провалу? У нас за 7 лет работы есть еще много очень, очень полезных фишек, помогающих руководителям компаний. Звоните, спрашивайте, поможем!
    Удачи в бизнесе.

    Читайте также: