Как работать с научным руководителем

Опубликовано: 17.09.2024

Как общаться с научруком?

Каждый студент когда-то должен написать курсовую работу, и если самому процессу работы над курсовой посвящено бесчисленное множество как официальных, так и самодельных пособий, гайдов и методик. Однако взаимодействие с научным руководителем, направляющим студента в его исследовании, описывается гораздо реже. Наша статья призвана решить эту проблему и рассказать о ключевых моментах, связанных с научниками.

Что делает научник?

Зачем вообще нужен научный руководитель и в чем состоят его основные обязанности? Согласно вышкинским правилам научный руководитель обязан:

  • Консультировать студента;
  • Помогать с выбором методики исследования;
  • Давать рекомендации по ходу и содержанию курсовой работы;
  • Оценить, насколько качественно выполнена курсовая работа и составить на неё отзыв;
  • Если студент просрочил дедлайн, уведомить учебный офис об этом.

Существенной функцией научного руководителя является также помощь в подборе литературы для курсовой.


Когда стоит задуматься о выборе научного руководителя и темы?

Это зависит, прежде всего, от двух факторов:

Во-первых , важно представлять себе количество студентов на своем факультете: на отдельных направлениях количество студентов значительно больше, чем количество научных руководителей, и о выборе темы и, соответственно, научника приходится задумываться ещё в середине лета. Если же на вашей ОП не так, следует решить, есть ли у вас конкретные предпочтения по научному руководителю, не сводящиеся к его научным интересам.

Во-вторых , выясните, является ли ваш предполагаемый руководитель популярным у студентов, и уже в зависимости от этого ставьте себе дедлайн по связи с ним. Популярных научников обычно «расхватывают» уже к концу сентября. Не пользующиеся столь высоким спросом научники вполне могут дать согласие даже за неделю до установленного на вашей образовательной программе дедлайна. В любом случае, не стоит тянуть с этим вопросом дольше второй половины октября, потому что потом всевозможные непредвиденные обстоятельства и спешка могут помешать взять желаемую тему и научного руководителя, что негативно скажется на работе над курсовой.


Как выбрать научника?

Как вы помните, одним из критериев выбора научного руководителя может быть комфорт в отношении уже знакомого преподавателя. Если подобной кандидатуры на примете не имеется, необходимо отталкиваться от научных интересов преподавателей, которые должны быть близки к теме вашей курсовой. Научные интересы каждого исследователя Вышки содержатся на их страничках на официальном сайте университета hse.ru. Также там имеется список публикаций сотрудника, по которому можно ещё точнее составить впечатление о его профильных темах. Наконец, важным источником знаний о потенциальном научном руководителе является «сарафанное радио» — с этим могут помочь кураторы и другие старшекурсники, которых всегда можно попросить дать фидбек о работе с преподавателем.


Как написать и в дальнейшем контактировать с научником?

Естественно, если преподаватель, в котором вы заинтересованы, ведёт у вас занятия, то логично подойти к нему лично. В остальных случаях проще начать разговор с письма на контактную почту, указанную на сайте, либо, если вам достоверно известно, что преподаватель спокойно воспринимает подобное, — в одной из указанных на сайте соцсетей. Идеальное письмо с предложением о научном руководстве должно:

  • Быть вежливым;
  • Содержать примерную формулировку темы;
  • Краткий набросок того, что именно вы планируете изучать в рамках этой работы;
  • Краткое объяснение, почему вы обратились именно к этому преподавателю;
  • Вопрос о том, интересно ли вашему потенциальному руководителю работать с вами по данной теме. На данном этапе ещё нет смысла предлагать место и время первой встречи, потому что руководитель может отказать вам.

Если вы получили отказ, переходим к следующему варианту. Лучше сразу иметь 2-3 подобных варианта. Возможна и ситуация, когда преподаватель сообщает вам о том, что поместил вас в «лист ожидания» и примет решение несколько позже. Такое обычно бывает из-за загруженности. В таком случае стоит почаще — но в разумных пределах — напоминать о себе, а также параллельно искать другие варианты и рассылать письма другим преподавателям, чтобы не оказаться без выбора в последний момент.


Наконец, если научрук согласен с вами работать, нужно договориться о встрече в удобное всем время. Ко времени встречи проработайте детальнее свои наброски и постарайтесь сформулировать проблему, исследовательский вопрос, цели и задачи исследования, чтобы первое обсуждение с научным руководителем прошло продуктивнее. В дальнейшем способы контактирования в целом не меняются: незначительные консультации осуществляются по почте или в социальных сетях, а важные моменты обсуждаются лично.

Какими могут быть дедлайны?

На ряде образовательных программ есть строгие дедлайны этапов подготовки курсовой: например, сдачи введения и обзора литературы. Однако в большинстве случаев дедлайны, необязательны и устанавливаются для студента самим научным руководителем. Он может как регулярно подгонять студента, устанавливая ему жёсткие дедлайны, так и находиться в пассивном режиме до весны, почти не интересуясь ходом работы. Хотя « подгоняющий » научрук может быть полезнее для человека, пишущего курсовую впервые, таких среди преподавателей мало, и ориентироваться на этот критерий не стоит.


Конечно, существует множество видов курсовых работ, и в рамках некоторых взаимодействие с научным руководителем может выглядеть по-другому. Тем не менее, представленный в нашем материале усреднённый взгляд на общение с научником будет полезен любому студенту.

В целях оказания теоретической и практической помощи в период подготовки и написания дипломной работы студенту назначается научный руководитель от кафедры. В большинстве случаев научным руководите­лем является тот преподаватель, под руководством которого студент про­ходит преддипломную практику.

Руководителями дипломной работы кроме профессорско-препода­вательского состава выпускающей кафедры могут быть научные сотруд­ники и высококвалифицированные специалисты предприятий, организа­ций, учреждений, имеющие высшее инженерно-экономическое образова­ние или большой опыт руководящей работы.

В обязанности руководителя входит:

- своевременная выдача студенту утвержденного задания на диплом­ную работу;

- выдача студенту до начала написания работы указаний, определяю­щих особенности и обязательные требования к дипломной работе;

- не реже одного раза в неделю проводить консультации, как в процессе преддипломной практики, так и в период подготовки дипломной работы;

- определять сроки выполнения и оформления дипломной работы;

- ориентировать студента на разработку и принятие прогрессивных и эффективных организационно-экономических решений в условиях конкретного предприятия;

- оказывать непосредственную помощь в проведении анализа и систе­матизации исходной информации и данных;

- направлять работу студента, оставляя за ним право на инициативу, творческий подход и самостоятельность в принятии решений;

- фиксировать степень готовности дипломной работы и отмечать соот­ветствие объема выполненной работы календарному плану;

- регулярно информировать выпускающую кафедру о ходе работы сту­дента.

Студенту-дипломнику следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломной работы и не рассчитывать на то, что руководитель исправит все имеющиеся в ра­боте теоретические, методологические, расчетные и стилистические ошибки.

На разных стадиях подготовки и написания дипломной работы задачи научного руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки дипломной работы научный руководи­тель советует, как приступить к рассмотрению и раскрытию темы, коррек­тирует план работы и дает рекомендации по подбору литературы.

Во время непосредственного написания работы руководитель высту­пает как оппонент, указывая дипломнику на недостатки анализа, аргумен­тации предлагаемых решений, стиля и т. д. И советует, как лучше их уст­ранить.

После завершения студентом дипломной работы руководитель пишет на нее отзыв, в котором отражает следующие вопросы: актуальность темы дипломной работы, ее положительные стороны и недостатки, реальность и актуальность предлагаемых мероприятий, отношение самого студента к работе, его инициативность и степень подготовки, умение анализировать производственно-хозяйственную деятельность предприятия, делать гра­мотные выводы и обосновывать принимаемые решения. В отзыве отмеча­ется качество оформления дипломной работы, ее практическая ценность. Вместе с отзывом студент представляет работу заведующему выпускаю­щей кафедры.

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Студент должен не только написать качественную дипломную работу, но и умело защитить ее. Бывают случаи, когда высокая оценка руководи­теля и рецензента снижается по причине плохой защиты. Для успешной защиты, прежде всего, надо хорошо подготовить доклад. В нем следует сказать о том, что сделано лично дипломником. Чем он ограничивался при исследовании темы? Что является предметом изучения? Какие методы ис­пользованы при изучении рассматриваемой проблемы? Какие новые ре­зультаты достигаются выполнением дипломной работы? Излагаются ос­новные выводы исследования. Это общая схема доклада, более конкретное его содержание определяется каждым дипломником совместно с научным руководителем. Цифровые данные в кратком докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации то­го или иного положения по содержанию.

Неудачной следует признать попытку дипломника зачитывать при защите большие разделы дипломной работы или пространно описывать развитие изучаемой отрасли, общеизвестные теоретические положения.

Задачей ГЭК является выявление подготовленности студента и при­нятие решения о возможности присвоения соответствующей квалификации. Следовательно, задачей дипломника при защите является не показ того, как работали отрасль или предприятие, а что сделано им самим при изучении данной проблемы.

Результаты защиты объявляются в этот же день после оформления протоколов заседания ГЭК. Решение об оценке защиты дипломной рабо­ты, а также присвоении студенту-дипломнику квалификации экономиста-менеджера и выдаче диплома принимается комиссией на закрытом засе­дании открытым голосованием. После защиты дипломная работа в полном объеме сдает­ся на выпускающую кафедру.

В случае неудовлетворительной оценки защиты дипломной работы ГЭК решает, может ли студент представить к повторной защите эту же, но доработанную дипломную работу, или же он должен разработать новую тему, предложенную выпускающей кафедрой.

Студенты, не защитившие дипломную работу, допускаются к повтор­ной защите в течение трех лет по окончании университета при предоставле­нии положительных характеристик с места работы, которое должно соот­ветствовать профилю подготовки в ВУЗе.

Общение с научным руководителем — возможность подтянуть навыки деловой коммуникации.

Продуктивная и безболезненная работа над дипломом возможна только в одном случае — если с научным руководителем будут налажены партнёрские отношения. Успешный диплом рождается только внутри модели win/win, она же — стратегия сотрудничества.

Суть стратегии win/win


Стратегия win/win — стратегия, при которой обе стороны оказываются в выигрыше и получают больший профит, чем при «классическом» подходе.

С классической точки зрения, конфликт или переговоры — игра с нулевой суммой, где обязательно есть проигравшая lose-сторона. Игра с нулевой суммой — это игра антагонистов, где победитель получает всё, а проигравший оказывается в ситуации тотального фаталити. На практике такие ситуации практически невозможны.

  • Если ты получил большую скидку, то продавец не остается в проигравших — он избавился от залежавшегося товара и получил прибыль.
  • Ты договорился о повышении зарплаты? Значит, начальник сохранил специалиста внутри компании или сэкономил ресурсы на поиск, адаптацию и обучение кого-то нового.

Общение с руководителем (не только с научным) часто скатывается к стратегии компромисса. Компромисс — это lose/lose, и это заведомо проигрышный путь. Типичная история: ты выбрал тему, а научному руководителю она не нравится, при этом тема, которой горит научник, не нравится тебе. Вместо того, чтобы искать точки соприкосновения, вы решаете выбрать что-то «нейтральное». В итоге, компромиссная тема никому из вас не интересна, диплом не пишется.

Общение с руководителем и любые коммуникации внутри университета больше напоминают модель «воспитатель/ребёнок». Такую вариацию «win/lose» навязывают некоторые преподаватели, но часто и ты сам соглашаешься со своей пассивной ролью, снимая с себя часть ответственности. Сотрудничество — единственная адекватная стратегия совместной работы двух взрослых людей, объединённых общей целью.

Токсичные стратегии


Общение с невыносимыми преподавателями строится на использовании токсичных стратегий коммуникации. Именно поэтому работать с такими личностями так тяжело.

  • Lose/lose — модель отношений с Неорганизованным и Пассивным. Как понятно из названия, такой научный руководитель будет вести тебя прямо в пропасть с твоего негласного согласия. Но, если вовремя взять себя в руки, то можно достичь win-позиции в ваших отношениях.
  • Win/lose — Креативный, Занятой, Абсурдист и Токсичный (по степени давления на студента). Креативный — единственный типаж, где возможен переход в стратегию сотрудничества, но только если вы на одной волне, а ты можешь быть крайне упёртым.

Не надейся, что из lose/lose ты легко выйдешь победителем. Это потребует огромных усилий, а научный руководитель может превратиться в раздражающий балласт. К чему ведёт распыление усилий описано в параграфе «Многозадачности не существует».

Потенциальные потери можно оценить с помощью калькулятора эффективности. Если диплом — одна задача, а война с научным руководителем — вторая, ты потеряешь минимум 20% времени и сил. На самом деле больше. На диплом останется меньше половины твоих ресурсов, пока ты будешь играть и за автора, и за руководителя.

Как играть по модели win/win

На пути к стратегии win/win лежит проблема, возникшая в общении с научным руководителем. Проблема — это болезнь, где недостаточно борьбы с её симптомами. Нужно бороться с причиной, а не со следствием.

Кроме внешних факторов, на твою позицию влияет базовая переговорная стратегия — свойственный тебе тип поведения в конфликтах. Типичная проблема, вгоняющая в lose-позицию — страх. Предпосылки могут отличаться: неуверенность в себе, статус преподавателя или уверенность, что преподаватель завалит на защите, если начать с ним спорить.

Рассмотрим сложный кейс. Валентин не стал читать статьи преподавателя и слишком поздно понял, что он и его научный руководитель — непримиримые соперники в научном споре. Валентин находится в lose-позиции, потому что он боится высказать своё несогласие. Руководитель в выигрышной позиции: на его стороне власть и авторитет. Есть три варианта развития ситуации:

Валентин может смириться: он будет писать диплом так, чтобы научному руководителю всё понравилось. Работа будет раздражать. Хорошего диплома всё равно не получится — Валентину не захочется по-настоящему вникать в суть. Это игра по модели lose/win.

Валентин может пойти на конфликт. Руководствуясь принципом «Мой диплом — мои правила», он пишет так, как считает нужным. Научный руководитель раз за разом разносит диплом Валентина в пух и прах. На защиту снова попадает не самый лучший диплом. Это — win/lose.

Валентин поступает хитрее. Он предлагает рассмотреть тему с нескольких сторон. В процессе работы над дипломом рождается новый взгляд на решение проблемы. Результаты исследования публикуются в совместной статье. В выигрыше остались обе стороны, получив в итоге нечто более ценное, чем удовлетворение собственного эгоизма.

Практически всегда есть шанс начать играть по win/win, но никто не сказал, что будет легко. Ищи возможности, пока другие ищут отговорки.

Написание и защита курсовой работы – это непростое дело. Реальную помощь здесь может и должен оказать ваш научный руководитель.

Существующая система такова, что научного руководителя вы не выбираете – его назначает кафедра в соответствии с распределением учебной нагрузки между преподавателями. Но в любом случае вы имеете дело с квалифицированным и опытным специалистом, который способен подсказать:

· как правильно составить план;

· как лучше спланировать свою работу;

· где искать ту или иную информацию;

· на что обратить внимание при подготовке к защите и многое другое.

Чтобы встречи с научным руководителем принесли максимальную пользу, к ним нужно тщательно готовиться. Вы должны продумать, на какие конкретные вопросы хотели бы получить ответ и в какой помощи нуждаетесь. Если вы этого не сделаете, встреча не даст желаемого результата.

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ, СВОЙСТВЕННЫЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К ЗАЩИТЕ КУРСОВЫМ РАБОТАМ

К числу основных типичных недостатков при подготовке курсовых работ, которые допускаются студентами, можно отнести:

1. Отсутствие убедительных доказательств, обоснований, выводов и рекомендаций.

2. Нарушение последовательности изложения, частые повторения, нечеткие формулировки, оговорки, грамматические ошибки.

3. Отсутствие четкости в определении основного содержания курсовой работы.

4. Излагаемые по тексту примеры не подкрепляются смысловым содержанием, размышлениями автора.

5. Курсовая работа пишется как набор цитат, фраз, выдержек из книг, брошюр и других источников, пересказ одной - двух журнальных статей.

6. При анализе конкретных социальных явлений в рамках исследуемой проблемы используются лишь крайне полярные оценки, нет серьезной аргументации и логики рассуждений, изложения взглядов автора.

7. Отсутствует анализ фактического материала по теме исследования

Поэтому каждому студенту при выполнении курсовой работы настоятельно рекомендуется тщательно изучить методические рекомендации и советы для того, чтобы избежать повторения названных выше недостатков.

Приложение 1
Примерная тематика курсовых работ

по курсу "Анализ финансово-хозяйственной деятельности "

1. Анализ источников формирования капитала.

2. Анализ размещения капитала.

3. Анализ оборотных средств предприятия.

4. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.

5. Анализ финансовой устойчивости предприятия.

6. Анализ платежеспособности предприятия.

7. Анализ потоков денежных средств предприятия.

8. Анализ кредитоспособности субъекта хозяйствования.

9. Анализ финансового положения предприятия.

10. Анализ инвестиционной привлекательности субъекта хозяйствования.

11. Анализ лизинговых операций и их эффективности.

12. Аналитическая диагностика вероятности банкротства предприятия.

13. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

14. Анализ формирования и распределения прибыли.

15. Анализ прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

16. Анализ показателей рентабельности.

17. Анализ налогов и неналоговых платежей.

18. Анализ производства продукции.

19. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

20. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции.

21. Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям.

22. Анализ себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции.

23. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и использования рабочего времени.




24. Анализ фонда заработной платы.

25. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.

26. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами и состояния расчетов с поставщиками.

27. Анализ производственных запасов.

28. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.

29. Анализ обеспеченности предприятия основными фондами и их технического состояния.

30. Анализ эффективности использования основных фондов предприятия.

31. Анализ показателей бизнес-плана.

32. Аналитическая оценка долгосрочных инвестиционных проектов.

Приложение 2
Образец оформления титульного листа курсовой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт парламентаризма и предпринимательства

Кафедра экономики и управления

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности вотраслях народного хозяйства»

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Студента (подпись)
факультета заочного обучения, 5 курса, 229хх группы, тел.: 290-89-87 (дата) Иванова Петра Федоровича
Руководитель, (подпись) оценка
канд.эк.наук, доцент, (дата) Петров Михаил Анатольевич

Приложение 3
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

на тему "Анализ эффективности использования основных фондов предприятия"

СОДЕРЖАНИЕ

1 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИ……………………………………………..6

1.1 Экономическая сущность основных фондов и их роль в процессе

производства, задачи анализа………………………………………………….6

1.2 Источники информации, используемые для анализа основных средств…………………………………………………………………..………8

1.3 Характеристика объекта исследования………………….………………10

2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………………………………………12

2.1 Показатели эффективности использования основных фондов и их анализ………………………………………………………………………….…12

2.2 Факторный анализ фондоотдачи………………………………………….16

2.3 Анализ использования производственного оборудования………………20

2.4 Анализ использования производственной мощности предприятия…….25

2.5 Анализ влияния на объем производства эффективности использования основных фондов……………………………………………………………….29

2.6 Анализ резервов роста фондоотдачи……………………………………. 32

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..………………..37

Приложение 4
ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Этапы работы Срок Содержание работы
1. I-II недели семестра Выбор темы курсовой работы и согласование ее с научным руководителем. Составление согласованного с научным руководителем графика работы.
2. III-IV недели семестра Изучение литературы и подготовка плана курсовой работы, согласование его с научным руководителем. Определение общего объема работы.
3. За 1 месяц до сессии Сдача окончательного варианта курсовой работы.
4. Десять дней Проверка курсовой работы научным руководителем. Определение им курсовых работ, допускаемых к защите.
5. Оставшееся время до защиты Работа студента над дополнениями к работам, не допущенным к защите. Оценка научным руководителем курсовых работ, ранее не допущенных к защите. Подготовка студента к защите курсовых работ.

Приложение 5
СХЕМА
ДОКЛАДА СТУДЕНТА ПО ЗАЩИЩАЕМОЙ КУРСОВОЙ РАБОТЕ

1. Назвать тему своей курсовой работы (полностью и правильно).

2. Обосновать актуальность выбранной темы курсовой работы и показать степень освещенности ее в экономической литературе (кратко).

3. Назвать объект исследования.

4. Назвать цель курсовой работы.

5. Назвать задачи курсовой работы.

6. Показать, как раскрыто содержание названных задач курсовой работы.

7. Показать, как достигнута цель курсовой работы, то есть какие сделаны вами выводы.

Приложение 6
Список рекомендуемых источников

Основная литература

1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. Под редакцией В.И. Стражева, Мн.: Вышэйшая школа, 2005.

2. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. Под редакцией Л.Л. Ермолович, Мн.: Современная школа, 2006.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Савицкая Г.В. Экономический анализ. Учебник для высших учебных заведений, 12 изд. дополненное и переработанное. Мн.: ООО «Новое знание», .

5. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Теория анализа хозяйственной деятельности./Учебник для ВУЗов. Л.И. Кравченко, Н.А. Русак и др., МН.: Новое знание, 2005.

7. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : учебное пособие / под ред. Л.Л. Ермоловича. - Мн. : Современная школа, 2010. - 800 с. Ермолович, Л.Л.

8.Практикум по анализу хозяйственной деятельности предприятия : учебное пособие / Л.Л. Ермолович. - Мн. : Современная школа, 2010. - 416 с.

Законодательные и нормативные правовые акты:

1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» с изменениями и дополнениями.

2. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 № 81/128/65 «Об утверждении Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности» (с изменениями и дополнениями).


Научный руководитель - это преподаватель, под кураторством которого студент пишет курсовую, дипломную или любую другую научную работу. Как правило, его назначение проводится кафедрой, однако бывают исключения, когда дипломник вправе выбрать наставника по своему желанию.

Его обязанности заключаются в следующем:

  • дает ценные рекомендации по выбору наиболее подходящей для студента темы;
  • помогает максимально разобраться, распланировать работу;
  • задает вектор проведения исследования и помогает не сбиться с него;
  • обнаруживает и указывает на ошибки, допущенные в работе;
  • оказывает содействие при оформлении текста в соответствии с требованиями кафедры;
  • рекомендует подходящие источники, которые ощутимо помогут в написании проекта;
  • помогает при подготовке к защите: утверждает речь, оценивает презентацию, проверяет ответы на ожидаемые вопросы комиссии;
  • контролирует прохождение практических занятий;
  • составляет объективный отзыв о проделанной работе.

Полезные советы

Чтобы избежать негативного отношения к себе со стороны руководителя, следует соблюдать несложные для выполнения правила. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них.

Личная встреча

Первым делом, необходимо встретиться с назначенным кафедрой или выбранным вами куратором. Цель этого визита – продемонстрировать серьезность своих намерений самостоятельно заниматься дипломом, а также показать, что вы нацелены на получение высокого балла за свои старания и готовы выполнять любые указания для достижения этой цели. При первой встрече:

  • Обсудите с преподавателем понравившуюся тему дипломной работы или выберите ее вместе.
  • Предложите приблизительный план действий, если у вас уже есть наброски.
  • Изучите актуальность выбранной темы согласно разным источникам.
  • Попросите список подходящей литературы и других видов источников.
  • Договоритесь о наиболее удобном для обоих канале связи, по которому будет проходить общение.
  • Определите дни недели и время, когда вы будете выходить на связь, чтобы продемонстрировать уже проделанную работу.

Личная встреча с куратором


Большинство руководителей заинтересованы в том, чтобы их подопечные хорошо написали и защитили свои дипломные работы проекты. Однако бывают случаи, когда человек, который должен быть наставником, изначально настроен негативно к дипломанту и никоим образом не помогает ему. Чаще всего такое отношение вызвано тем, что студент:

  • систематически прогуливал лекции;
  • не сдавал вовремя работы;
  • огрызался и пререкался с преподавателем.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, следует ответственно относиться к выбору куратора, а если сотрудничества уже не избежать, нужно находить компромисс и подстраиваться под строгого наставника, безоговорочно выполнять все его требования. Постепенно он успокоится, ваше общение станет нейтральным, выгодным для обоих.

Вносите правки

Обязательно исправляйте ошибки и замечания наставника, при необходимости оспорьте его решение и докажите свою точку зрения. Как правило, куратор является дипломированным специалистом, который превосходно разбирается в теме вашей работы. К нему следует прислушаться, поскольку он:

  • имеет ценный опыт в проведении ряда экспериментов и исследований;
  • знает правила оформления дипломной работы в соответствии с указаниями ВУЗа;
  • пользуется заслуженным доверием коллег из различных учебных заведений, представителей научных сообществ;
  • является видным ученым, общение с которым ценно само по себе.

Внесение правок в работу


В любом случае, он лучше знает, о чем и как следует писать, поскольку вы – не первый студент, которого он курирует. Если игнорировать рекомендации специалиста, не исключено, что в скором времени общение перерастет в открытую конфликтную ситуацию, либо на защите диплома он посоветует членам комиссии поставить заниженную оценку, поскольку в ходе написания труда вы не работали должным образом и не заслужили лучшего.

Делайте все вовремя

Предоставляйте наставнику письменный материал вовремя. Это покажет, что вы человек дисциплинированный, ответственный, способны грамотно планировать собственный график и цените время научного руководителя, которое он выделяет для общения с вами.

Все делать вовремя


Известны случаи, когда выпускники присылали для проверки презентации и речь выступления в самый последний момент, буквально накануне дня защиты. Куратор проверял их, вносил правки и отправлял обратно на доработку. В результате, студент всю ночь исправляет ошибки, а на защиту приходит измотанный, растерянный и вялый – это играет не в его пользу.

Задавайте вопросы

Не стесняйтесь спрашивать у наставника интересующие вас вопросы. Если вы хотите получать от консультаций с куратором стопроцентную пользу, то к ним необходимо обязательно хорошо подготовиться.

  • Во-первых, приготовьте примерный список вопросов, которые вы хотите задать преподавателю.
  • Во-вторых, найдите и отметьте те участки текста источников, которые вам непонятны.
  • В-третьих, выделите спорные моменты, в которых вы не уверены и желаете услышать на их счет мнение преподавателя.

Если вы полностью откажетесь от помощи куратора, существует риск того, что подготовленный вами труд будет постоянно отправляться на переделки и доработки.

Слова благодарности

  • куратор сыграл важную роль в написании диплома;
  • если бы не он, скорее всего, вам не удалось бы написать такую грамотную работу;
  • благодаря его стараниям, вы узнали много полезной и важной информации по изучаемой теме и получили такой результат и пр.

Поблагодарив руководителя таким образом, вы обезопасите себя от негативных высказываний в ваш адрес во время обсуждения оценки за защиту диплома. Вряд ли наставник скажет членам комиссии, что на самом деле он не помогал и вообще не принимал никакого участия в написании дипломной работы.

Причины для смены куратора

К наиболее распространенным причинам для замены научного руководителя следует отнести:

  • Разногласие относительно написания дипломного проекта и примененных в исследовании методов.
  • Отстраненность от дипломанта – поверхностное отношение к подопечным и нежелание содействовать написанию труда. в связи с тем, что они не сошлись характерами и не в состоянии найти компромисс.

Прежде чем менять наставника, следует обратиться к заведующему кафедрой и, если он также не сможет улучшить сложившуюся ситуацию, следует искать нового руководителя.

Как заменить куратора

Для смены научрука следует обратиться в деканат, написать заявление с подробным изложением причины. Причем важно правильно ее сформулировать, чтобы разногласия между вами и преподавателем не переросли из мелкого конфликта в крупный скандал.

Заявление на смену научного руководителя

Выпускники, которые игнорируют помощь руководителя, избегают консультаций и не обращаются за советом, рискуют долго и трудно сдавать диплом. Кроме того, не забывайте, что ваш научрук – тоже живой человек, поэтому не нужно относиться к нему слишком предвзято, если он высказывает какие-то недовольства по поводу проделанной работы. Это в первую очередь учеба, которая станет для вас полезной во многом. Поэтому запаситесь терпением и достойно преодолейте последний этап получения высшего образования!

Читайте также: