Как рассчитывается зарплата государственного гражданского служащего

Опубликовано: 17.09.2024

Порядок исчисления среднего заработка (денежного содержания) госслужащего утвержден постановлением Правительства №562 от 06.09.2007 года. В статье разберем, как определяется средний заработок госслужащего для расчета отпускных, пособия на период временной нетрудоспособности, а также выясним особенности сохранения среднего заработка госслужащего на время пребывания в командировки и на период проведения служебной проверки.

Что включает средний заработок госслужащего

Средний заработок госслужащего, который также называют размером денежного содержания, включает в себя следующие виды выплат:

  • оклад госслужащий, установленный в соответствие с занимаемой должностью и классным чином;
  • надбавка за выслугу лет;
  • надбавка за особые условия труда;
  • надбавка за работу со сведениями, представляющими собой государственную тайну;
  • премии за добросовестную работу, выполнение поставленных задач, т.п.;
  • материальная помощь;
  • выплата, начисляемая при предоставлении отпуска.

Для госслужащих, работающих в районах Крайнего Севера либо на территориях, приравненных к северным, размер денежного содержания определяется с учетом районного коэффициента и северной надбавки.

Выплаты, начисляемые госслужащему в виде отпускных, компенсации командировочных расходов, пособия на период временной нетрудоспособности, в расчет среднего заработка не включаются.

Надбавки и доплаты госслужащим

Согласно закону №79 от 27.07.2004 «О госслужбе в РФ», а также в соответствие с указом Президента №763 от 25.07.2006 года «О денежном содержании госслужащих», установлен следующий порядок расчета надбавок и доплаты государственным служащим:

  • стаж госслужбы от 1-го года до 5-ти лет – 10% должностного оклада;
  • стаж от 5-ти до 10-ти лет – 15%;
  • стаж от 10-ти до 15-ти лет – 20%;
  • стаж более 15-ти лет – 30%;
  • для младшей группы госслужащих – 60% должностного оклада;
  • для старшей группы – от 60% до 90%;
  • для ведущей группы – от 90% до 120%;
  • для главной группы – от 120% до 150%;
  • для высшей группы – от 150% до 200%.

Как рассчитать средний заработок госслужащего: примеры

Порядок расчета среднего заработка (размера денежного содержания) зависит от целей его определения.

Согласно п. 5 Правил, денежное содержание госслужащего определяется как оплата за отработанное время в следующих случаях:

  • профессиональная подготовка госслужащего, в том числе переподготовка, повышение квалификации, стажировка;
  • пребывание госслужащего в служебной командировке;
  • время проведения служебной проверки;
  • отстранение от работы на период урегулирования конфликта интересов.

Рассмотрим пример. Курилов В.В. – госслужащий одного из структурных подразделений при городском муниципалитете. Оклад, установленный Курилову в соответствие с занимаемой должностью и классным чином, составляет 18.412 руб.

Стаж госслужбы Курилова – 12 лет, в связи с чем ему назначена надбавка в размере 20% от оклада. Также Курилову выплачивается надбавка за особые условия труда в размере 60% от оклада.

В период с 3 по 7 декабря 2021 года Курилов находился в служебной командировке.

Согласно п. 5 Правил исчисления должностного оклада госслужащего, на время командировку Курилова начислена зарплата как за фактически отработанное время.

Рассчитаем зарплату Курилова по итогам декабря 2021 года:

18.412 руб. + 18.412 руб. * 20% + 18.412 руб. * 60% = 33.141,60 руб.

Средний заработок госслужащего для расчета отпускных

Расчет размера денежного содержания, выплачиваемого госслужащему на период ежегодного отпуска, осуществляется согласно п.6 Правил.

Расчетным периодом для определения среднего заработка является 12-ть месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска (например, при отпуске с 03.12.2021 расчетным период ом будет 01.12.2017 – 30.11.2021).

Выплаты госслужащему учитываются в расчете денежного содержания в следующем порядке:

№ п/п

Вид выплат госслужащему

Порядок учета в расчете среднего заработка

Учитывается в полном объеме

Учитывается в полном объеме

Учитывается в размере 50% от размера фактической выплаты

Размер денежного содержания, рассчитываемый для выплаты отпускных госслужащему, определяется по формуле:

СрЗаргос отпуск= ДенСодерж / 12 мес. / 29,3,

где ДенСодерж – размер денежного содержания, определенный согласно п. 6 Правил;
29,3 – среднее количество календарный дней в месяце.

Рассмотрим пример. Госслужащий Филиппов оформил отпуск с 12 по 25 ноября 2021 года.

Расчетный период для определения среднего заработка Филиппова – с 01.11.2017 по 31.10.2021.

В течение указанного периода Филиппову начислены:

Рассчитаем размер денежного содержания, который учитывается при расчете среднего заработка:

204.000 руб. + 20.400 руб. + 19.300 руб. * 50% = 234.050 руб.

Определим средний заработок Филиппова для расчета отпускных:

234.050 руб. / 12 мес. / 29,3 = 665,67 руб.

Рассчитаем отпускные Филиппову за 14 дней:

665,67 руб. * 14 дней = 9.319,39 руб.

Средний заработок госслужащего для расчета больничного

Средний заработок госслужащего для определения размера пособия на период нетрудоспособности рассчитывается в соответствие с общими правилами – на основании закона №255-ФЗ «Об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством».

Расчетным периодом для определения среднего заработка является:

  • 12 календарных месяцев – для расчета больничного;
  • 24 календарных месяца – для расчета пособия по беременности и родам.

При расчете среднего заработка учитывается общая сумма денежного содержания госслужащего, а именно оклад, премии, надбавки, материальная помощь в полном объеме.

Согласно ст. 7 и ст. 77 закона №255-ФЗ, сумма пособия на период нетрудоспособности рассчитывается так:

Период выплаты пособия определяется в календарных днях на основании листка нетрудоспособности

Рассмотрим пример. Госслужащий Никаноров предоставил в бухгалтерию больничный лист на период с 10 по 14 декабря 2021 года (5 дней).

Расчетный период для определения среднего заработка Никанорова – с 01.12.2017 по 30.11.2021.

В течение указанного периода Никанорову начислены:

Определим средний заработок Никанорова для расчета пособия на период временной нетрудоспособности:

(198.000 руб. + 29.700 руб. + 8.500 руб. + 7.800 руб.) / 12 мес. / 29,3 = 693,97 руб.

Общий страховой стаж Никанорова – 14 лет, в связи с чем ему выплачивается пособие в размере 100% от среднего заработка.

Рассчитаем отпускные Никанорову за 5 дней:

693,97 руб. * 5 дней = 3.469,85 руб.

Средний заработок госслужащего при увольнении

При увольнении госслужащему выплачивается компенсация в размере среднего заработка:

  • при увольнении в связи с упразднением госоргана либо реорганизацией – в 4-кратном размере денежного содержания;
  • при расторжении служебного контракта на основании п. 11 ч. 1 закона «О госсслужбе», на основании нарушения правил заключение договора – в размере среднего заработка за 1 месяц.

Расчет денежного содержания при выплате компенсации при увольнении включает:

  • оклад, надбавки, денежные поощрения – в полном объеме;
  • премия, материальная помощь, выплата при предоставлении отпуска – в размере 50%.

Указанные выплаты определяются в размере, установленном на дату расторжения служебного контракта.

Рассмотрим пример. 01.10.2021 года госслужащий Уткин уволен в связи с упразднением госоргана. При увольнении Уткину выплачено пособие в 4-кратном размере денежного содержания.

На момент расторжения служебного контракта размер денежного содержания Уткина составляет:

1. В соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» при уходе в очередной отпуск государственному гражданскому служащему производится единовременная выплата в размере двух (трех) окладов денежного содержания. Учитывается ли данная выплата при исчислении среднего заработка, в том числе для оплаты отпускных и пособий по временной нетрудоспособности, если она начислена в одном из месяцев расчетного двенадцатимесячного периода перед наступлением события?

2. В Перечень выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, не включается материальная помощь, выплачиваемая сотрудникам учреждений (организаций, предприятий), так как данная выплата не связана с выполнением работником трудовой функции.

Если в регионе применяется районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, следует ли начислять районный коэффициент на материальную помощь?

1. Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Трудовым кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Помимо видов выплат, прямо перечисленных в п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213, для расчета среднего заработка учитываются другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

Ст. 50 Закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся, в частности, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Таким образом, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим предусмотрена системой оплаты труда и, следовательно, учитывается при исчислении среднего заработка для оплаты отпуска.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ.

Следовательно, вышеуказанная единовременная выплата к отпуску учитывается и при расчете среднего заработка для оплаты «больничных».

2. Как мы указали выше, материальная помощь, выплачиваемая гражданским служащим за счет средств фонда оплаты труда, относится к денежному содержанию гражданского служащего (ст. 50 Закона № 79-ФЗ).

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих должен быть определен соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (например, руководителем государственного органа).

П. 9 ст. 50 Закона № 79-ФЗ установлено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

То есть если материальная помощь выплачивается гражданскому служащему за счет фонда оплаты труда, к ее сумме следует применить «уральский» коэффициент.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в Свердловской области, был введен постановлением Совета Министров СССР от 21.05.1987 г. № 591 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР».



Глава 10. Оплата труда гражданских служащих

Статья 50. Оплата труда гражданского служащего

1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее — должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее — оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее — оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее — дополнительные выплаты).

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:
    при стаже гражданской службыв процентах
    от 1 года до 5 лет10
    от 5 до 10 лет15
    от 10 до 15 лет20
    свыше 15 лет30
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
  • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
  • премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
  • ежемесячное денежное поощрение;
  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

15. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждаются соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

16. Оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

Статья 51. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа

1. Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

2. При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

  • оклада за классный чин — в размере четырех должностных окладов;
  • ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе — в размере трех должностных окладов;
  • ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы — в размере четырнадцати должностных окладов;
  • ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, — в размере полутора должностных окладов;
  • премий за выполнение особо важных и сложных заданий — в размере двух окладов денежного содержания;
  • ежемесячного денежного поощрения — в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
  • единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи — в размере трех окладов денежного содержания.

3. Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств:

  • на выплату районного коэффициента (коэффициента);
  • на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;
  • на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными частью 2 настоящей статьи.

5. В государственных органах, в которых оплата труда гражданских служащих производится в соответствии с частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона, фонд (соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих формируется на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа. Иные условия формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих могут устанавливаться федеральными законами.

6. Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

7. Порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.


Верховный Суд направил на новое рассмотрение трудовой спор о выплате компенсации сокращенной сотруднице ИФНС, указав нижестоящим судам на то, что следует учитывать при определении ее размера в случае увольнения госслужащего.

Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2017 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.

При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г. № 562. В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии. По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Межрайонная ИФНС пояснила, что в данном случае действительно не были учтены материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаченные за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда. Данные выплаты, по мнению работодателя, не учитываются при определении соответствующей компенсации, поскольку не включены в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно премий инспекция указала, что они были учтены.

Полагая, что премии, начисленные ей в течение 12 месяцев перед увольнением, учтены не полностью, а также что суммы материального стимулирования тоже подлежали учету, Татьяна Воробьева обратилась в суд.

Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований. Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС. Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.

Апелляция поддержала вывод первой инстанции. Оленегорский городской суд сослался на то, что письмо Минфина от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, касающееся дополнительного материального стимулирования на основании Постановления Правительства от 27 марта 2014 г. № 238-7, не отменяет действие приказа Минфина от 17 октября 2007 г. № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС. Последним актом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам. Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Верховный Суд обратил внимание на тот факт, что материальное стимулирование Воробьевой было выплачено ей на основании указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований сверх фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих. Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Нижестоящие суды исходили из того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина от 15 июля 2014 г., не подлежат применению в данном деле. Однако ВС напомнил, что именно на Минфин возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Воробьевой необходимо было принять во внимание его позицию.

Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2014 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н. Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих. Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601. Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.

«Суд указал, что денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому их следовало учесть при расчете компенсаций», – отметил адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин. Адвокат также привел аналогичные примеры из практики, сославшись на Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 3 июня 2019 г. № 34-КГ19-1 и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 марта 2019 г. по делу № 33-4449/2019.

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва согласилась, что позиция ВС соответствует сложившейся практике. «Верховный Суд неоднократно указывал на ошибки нижестоящих судов, которые не определяли правовую природу выплат материального стимулирования», – сообщила она, сославшись на определение от 28 августа 2017 г. № 2-КГ17-13).

«На формирование фонда оплаты труда государственных служащих влияют разные факторы, в том числе источник и цель финансирования. Поэтому, безусловно, должны учитываться природа и цель дополнительных выплат», – подвела итог Виктория Соловьёва.

Адвокат и партнер МКА «Яковлев и Партнеры» Вероника Сальникова в комментарии «АГ» отметила, что Верховный Суд не только указал на обстоятельства, в которых не разобрались нижестоящие суды, но и пошел еще дальше, разъяснив, как формируется фонд оплаты труда государственных служащих за счет бюджетных ассигнований, а также какими нормативными документами следовало руководствоваться судам.


Первый подход основан на привычном по негосударственным организациям сочетании: оклад (на госслужбе его называют окладом денежного содержания) плюс надбавки.

Оклад денежного содержания

Оклад включает в себя:

  • должностной оклад;
  • оклад за классный чин (дипломатический ранг или классный чин юстиции).

Доплаты

Помимо оклада госслужащие получают ежемесячные и иные доплаты.

Например, к ним относятся выплаты за выслугу лет — от 10% (при стаже работы от года до 5 лет) до 30% к должностному окладу (если стаж больше 15 лет).

Существенной доплатой может стать ежемесячная надбавка. Она составляет до 200% должностного оклада.

Также к дополнительным выплатам относятся:

  • надбавка за работу с гостайной;
  • премии за выполнение важных и сложных заданий;
  • ежемесячное денежное поощрение;
  • выплата при предоставлении отпуска;
  • материальная помощь.

Пример: приказ судебного департамента при Верховном суде РФ «Об утверждении форм служебного контракта и трудового договора» от 23.08.2005 № 94.

Обратите внимание! Помимо изложенного к зарплате госслужащих применяются районные коэффициенты, производится индексация, осуществляются иные выплаты, предусмотренные законодательством.

Подход к решению вопроса, из чего складывается зарплата госслужащего, может быть и иным. Возможна привязка зарплаты госслужащего к показателям эффективности и результативности. Тогда все вышеизложенное о системе оплаты труда госслужащих не применяется, а условия оплаты прописываются в контракте (ч. 14 ст. 50 закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Должности, в отношении которых может применяться такой подход, определяются Президентом РФ. Если же речь идет о региональных госслужащих, то перечень должностей определяется региональным законодательством.

Обратите внимание! Помимо перечня должностей, зарплата по которым определяется служебным контрактом, регионы также сами устанавливают размеры должностных окладов и окладов за классный чин и определяют, как производится индексация зарплат.

Третий подход к оплате госслужащих — денежное вознаграждение.

Такая схема обычно используется для руководителей госорганов и их заместителей. В этом случае указом Президента РФ устанавливается сумма вознаграждения, которая включает в себя:

  • оклад;
  • оклад за классный чин;
  • ежемесячные надбавки за выслугу.

Премии и ежемесячное денежное поощрение начисляются отдельно.

Все ососбенности труда госслужащих раскрыты в путеводителе по кадровым вопросам системы КонсультантПлюс - читайте и пользуйтесь в работе. Если документ не открывается, воспользуйтесь бесплатным пробным доступом. Путеводитель понравился и хотите пользоваться им постоянно? Здесь можно заказать прайс-лист на постоянное подключение к системе КонсультантПлюс.

Сколько получают госслужащие

Приведем примеры зарплата федеральных госслужащих в 2021 году:

  • Оклад замминистра составляет 10 305 руб. Также он получает ежемесячное денежное поощрение в размере 10,5 оклада и ежемесячную надбавку за особые условия службы до 200% оклада. Итого около 150 тыс. руб.
  • Оклад помощника министра — 9119 руб., его ежемесячное денежное поощрение — 4 оклада, а надбавка за особые условия службы — до 200% оклада. Итого выходит больше 60 тыс. руб.
  • Пример из младшей группы должностей: оклад специалиста 1-го разряда — 4014 руб., его ежемесячное денежное вознаграждение — 2,5 оклада, а надбавка за особые условия службы — до 60%. Итого порядка 16 тыс. руб.

В приведенных выше примерах оплаты труда госслужащих в 2021 году не учитывается ряд других выплат.

Так, оклад за классный чин составляет, например:

  • для действительного госсоветника РФ 1-го класса — 3377 руб.;
  • советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса — 1735 руб.;
  • секретаря государственной гражданской службы РФ 3-го класса — 824 руб.

Также напомним, что заработная плата госслужащих в 2021 году включает надбавку за выслугу лет — до 30% должностного оклада.

В 2021 году заработная плата госслужащих с доступом к гостайне включает такие надбавки:

  • за саму работу со сведениями, содержащими гостайну, — до 75% должностного оклада;
  • стаж работы с гостайной — до 20% должностного оклада.

Как будут реформировать систему оплаты труда госслужащих

Президент РФ определил основные направления развития государственной гражданской службы. Они предполагают и реформу зарплаты госслужащих . Основные положения реформы:

  • размер зарплаты не должен снизиться;
  • доля должностного оклада в составе зарплаты должна возрасти;
  • пенсия за выслугу лет должна увеличиться.

Основы формирования оплаты труда госслужащих в 2021 году содержат «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год», утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол № 13.

Итак, система оплаты труда госслужащих состоит из должностного оклада, оклада за классный чин и различных доплат, включая доплату за выслугу лет, за особые условия работы и пр. В 2020 и последующие годы ожидается реформирование системы оплаты госслужащих, предполагающее увеличение процентной доли оклада среди всех выплат, входящих в состав зарплаты чиновников.

Читайте также: