Обязан ли заказчик создавать приемочную комиссию для приемки товара работы услуги

Опубликовано: 14.06.2024

Согласно действующему законодательству о государственных закупках, в обязанности заказчика входит обязательная приемка выполненных по контракту работ, предоставленных услуг или отгруженных товаров. Для этого заказчик может создать специальную приемочную комиссию. В состав такой комиссии должно входить не менее 5 человек.

Приемочная комиссия: функции и обязанности

Приемка товаров и работ является достаточно важным этапом, особенно если оказанная услуга или поставленные товары не соответствовали условиям заключенного контракта. От того, насколько мотивирован будет отказ от приемки работ, во многом будет зависеть возможность грамотной защиты интересов заказчика при возникновении разногласий.

Приемочная комиссия создается в целях приемки выполненных подрядчиком работ или поставленных по контракту товаров. В число базовых обязанностей приемочной комиссии входит:

  1. Обеспечение приемки результатов работ совместно с управляющим или контрактной службой.
  2. При проведении экспертизы учитывать экспертную оценку или провести экспертизу самостоятельно.

Участники комиссии делают выводы относительно соответствия продукции заявленным в составе контракта характеристикам. Решения комиссии должны быть прозрачны и объективны.

Приемочная комиссия также может заниматься организацией экспертиз, получением экспертных заключений и предложений.

Создание приемочной комиссии 44-ФЗ

Приемочная комиссия создается по решению заказчика в рамках 44-ФЗ. Для этого издается специальный приказ о создании комиссии, в котором указываются такие обязанности комиссии или управляющего:

  1. Состав комиссии: поименный перечень, должен включать в свой состав не менее 5 человек (согласно ч. 6 ст. 94 №44-ФЗ).
  2. Указать на необходимость доведения положений приказа до членов приемной комиссии и обеспечить приемку результатов контракта.
  3. Оформить документацию.
  4. Организовать проведение экспертизы.
  5. Наделение приемочной комиссии правом принятия результатов при своевременном устранении подрядчиком существенных недостатков.

Помимо приказа о создании приемочной комиссии, заказчик должен определить основные правила ее работы. Они прописываются в отдельном документе: положении о работе приемочной комиссии. В указанном документе стоит определить сроки работы комиссии, место проведения заседаний и порядок рассмотрения заявок, права и обязанности комиссии, а также ответственность членов комиссии за результаты работы.

Состав

В состав комиссии должно входить не менее 5 человек: это председатель и ее участники. Председатель комиссии выступает руководителем деятельности комиссии, проводит встречи и заседания, а также оформляет акты приема передачи.

К членам приемочной комиссии могут быть предъявлены определенные требования с точки зрения их образования, стажа работы по специальности, опыта проведения экспертиз, знания законодательства и пр. Перечень таких требований в ФЗ-44 не прописан.

Желательно, чтобы численность специалистов, обладающих необходимой профессиональной компетенцией, была не менее 50% от совокупного количества участников комиссии.

В частности, не допускается привлекать к работе в комиссии лиц, которые организуют и проводят государственные закупки, могут повлиять на результаты приемки, наделены полномочиями по контролю в сфере госзаказов и соответствуют иным критериями по нормам ч. 6 ст. 39 ФЗ-44.

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

До принятия ФЗ-44 экспертизу необходимо было проводить по всем контрактам, сейчас это правило убрали. Сейчас приемочная комиссия обязана привлекать экспертов при закупке у единственного поставщика, кроме ряда исключений, предусмотренных законодательством. Исключениями являются, например, случаи закупки услуг экспертных организаций или разработки проектной документации объекта капитального строительства.

Она может проводить экспертизу самостоятельно или с привлечением экспертов. Этот вопрос остается на усмотрение приемочной комиссии. При привлечении внешних экспертов нужно подписать договор с экспертной организацией. Он должен содержать указание на функции и полномочия эксперта, условия о правах эксперта, ответственность эксперта за результаты работы и ее размер, сроки проведения экспертизы, утвержденные формы используемых документов (например, рекламации, акта приема-передачи и пр.).

Проверка может быть сплошная (когда проводится экспертиза всей продукции) и выборочная (когда анализируется только определенная часть товаров, а полученные выводы распространяются на все товары и работы).

Для проведения экспертизы у поставщика запрашиваются все необходимые документы, включая накладные, счета, сертификаты, акты и пр. Некоторые товары и услуги можно оценить только в ходе их потребления (это бензин, продукты питания, проведенный ремонт оборудования и пр.). В этом случае при экспертизе оценивается мнение и оценка конечных потребителей.

Метод проведения экспертизы заказчик определяет самостоятельно. Привлечение сторонних экспертов допускается только через заключение контракта по ФЗ-44. Результаты экспертного заключения оформляются в письменном виде, они должны быть учтены комиссией при приемке результатов работ.

При самостоятельном проведении экспертизы приемочной комиссией создается отдельная экспертная комиссия из 5 и более человек. В документе, который оформляется по результатам работы экспертной комиссии, указывается перечень поставляемой продукции и претензии к ее характеристикам.

Данные внутренней экспертизы допускается оформить как в виде отдельного документа, так и включить полученные результаты в акт приема-передачи выполненных работ.

Акт о приемке товара, работ или услуг

По результатам выполненных работ комиссия заказчика должна составить документацию о приемке товаров или услуг. Она имеет форму акта о приемке товаров, работ или услуг или иного документа (но в большинстве случаев в практике заключения контрактов фигурируют именно передаточные акты). Его подписывают все члены приемочной комиссии, после чего акт утверждается заказчиком.

Заказчик вправе самостоятельно определить форму и состав акта выполненных работ, так как этот документ не регламентирован законодательно. Акт приемки товаров (работ или услуг) несмотря на отсутствие утвержденной формы должен содержать такую информацию, как:

  1. Номер контракта, по которому осуществляется приемка.
  2. Наименование поставляемой продукции.
  3. Подтверждение соответствия результатов работ (поставляемых товаров) перечню требований.
  4. Стоимость поставленной продукции по контракту.
  5. Заключение экспертной комиссии (если такая проводилась).
  6. Подписи председателя приемочной комиссии и ее участников.

Отдельно стоит остановиться на такой распространенной форме акта, как КС-14, который составляется по результатам выполненных строительных работ. Его целью является ввод зданий и сооружений в эксплуатацию.

На основании подписанного акта выполненных работ заказчик производит окончательную оплату по условиям контракта. Приемка результатов строительных работ производится на основании проверки, обследований, контрольных испытаний, переданных исполнителем документов о соответствии объекта проектной документации, нормам и стандартам.

При несогласии принять результаты работ в адрес исполнителя направляется документ в произвольной форме, который содержит перечень недостатков с точки зрения количества, комплектности, качества товаров и услуг, несоответствия их требованиям контракта. Он содержит в качестве приложения заключение приемочной комиссии, выводы экспертизы и должен содержать подписи всех членов приемочной комиссии.

Также в данном документе нужно указать требование о поставке товара надлежащего качества (или исправления результатов работ) в те сроки, которые предусмотрены контрактом. Если указанные требования заказчика не будут выполнены, то он имеет право на односторонний отказ от контракта (если подобная возможность была в нем прописана).

По истечении 10 дней после отправки уведомления поставщику контракт считается расторгнутым. Но если за 10 дней подрядчик исправит все недочеты, то заказчик должен отозвать свое решение.

За некорректное проведение приемки работ должностным лицам грозит ответственность по нормам ст. 8-10 КоАП. Так, за непредставление документов о приемке поставленных товаров или выполненной работы или ненаправление мотивированного отказа от подписания подобных документов на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере 20 тыс. р.

Аналогичные штрафные санкции грозят должностным лицам за несоблюдение требований о проведении экспертизы товаров и услуг.

Срок давности для привлечения к административной ответственности по указанным статьям КоАП составляет 1 год.

Таким образом, приемка результатов выполненных работ – один из обязательных этапов государственного контракта. В ходе приемки выполненных работ заказчик может создать специальную приемочную комиссию для организации процедуры. В ее задачи входит организация приемки работ, а также проведение экспертизы (при необходимости). Для начала работы комиссии издается приказ, а затем – постановление, регламентирующее перечень ее обязанностей. По результатам приемки работ составляется акт выполненных работ в произвольной форме.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обязательно ли создание приемочной комиссии для приемки заказчиком легкового автомобиля в рамках исполнения контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для приемки заказчиком легкового автомобиля в рамках исполнения контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд создание (участие) приемочной комиссии не требуется.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 6 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Частью 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Из приведенных положений следует, что заказчик по своему усмотрению решает, создавать ли для приемки результатов исполнения контракта приемочную комиссию, или принимать их без создания такой комиссии. Контролирующие органы в своих разъяснениях также подчеркивают, что заказчик самостоятельно принимает решение о необходимости создания приемочной комиссии. Он вправе осуществлять приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, результатов отдельного этапа исполнения контракта без создания такой комиссии (письма Минфина России от 06.02.2018 N 24-03-08/6839, от 14.07.2015 N 02-04-08/40340, Минэкономразвития России от 10.10.2016 N Д28и-2616). К аналогичным выводам приходят и суды (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2017 N Ф02-5704/17, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 N 18АП-16344/17, Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2018 N 05АП-309/18).
Нормы Закона N 44-ФЗ, регулирующие особенности исполнения контракта, не указывают, создается ли приемочная комиссия для приемки результатов исполнения контракта на постоянной основе или для каждой такой приемки в отдельности. Мы полагаем, что, поскольку иное не следует из Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе самостоятельно определять не только необходимость создания приемочной комиссии, но и порядок осуществления приемки товара, работы, услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в каждом конкретном случае с участием или без участия такой комиссии. Иными словами, даже если заказчик сформировал приемочную комиссию, в том числе действующую на постоянной основе, он вправе принять тот или иной товар без участия такой комиссии, силами лишь одного своего представителя.
Поэтому, с нашей точки зрения, в рассматриваемом случае заказчик вправе принять поставленный товар (легковой автомобиль) без участия приемочной комиссии, путем подписания документа о приемке лишь одним представителем заказчика.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обязательно ли в соответствии со ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" создавать отдельно экспертную и приемочную комиссию в целях осуществления приемки поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) или результатов отдельных этапов исполнения контрактов, либо можно создать одну комиссию по проведению экспертизы и приемке поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)? Как правильно оформить создание комиссий и обеспечение экспертизы и приемки товара, не нарушая законодательство о контрактной системе? Есть ли на практике такие комиссии и положения о работе таких комиссий?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик не обязан формировать ни приемочную, ни экспертную комиссии. Закон не устанавливает порядка создания таких комиссий и не исключает возможность формирования их с идентичным составом. Для создания любой из указанных комиссий достаточно издания соответствующего приказа, кроме того, целесообразно утвердить документ, регламентирующий деятельность комиссии.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Таким образом, в целях применения Закона N 44-ФЗ экспертиза исполненного по контракту охватывается понятием "приемка", то есть осуществляется в рамках приемки исполненного контрагентом.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами либо с привлечением третьих лиц на основании заключенных с ними контрактов. Обязанность привлекать для проведения экспертизы третьих лиц возникает в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41, п. 15 ст. 3, ч. 4 ст. 94, ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Во всех остальных случаях заказчик вправе проводить экспертизу силами своих сотрудников (смотрите также пп. 6.4 письма Минфина России и Минстроя России от 17.12.2014 NN 02-02-05/65137, 26484-ЮР/08, письмо Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97). Каких-либо специальных требований к сотрудникам заказчика, осуществляющим экспертизу, закон не предусматривает (смотрите также, например, письмо Минэкономразвития России от 11.04.2014 N Д28и-477). Не требует закон и образовывать для проведения экспертизы силами заказчика какие-либо комиссии, структурные подразделения и т.п., хотя, разумеется, заказчик вправе это сделать.
Отсутствует у заказчика и обязанность создавать приемочную комиссию. Как видно из ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, образование такой комиссии является правом, а не обязанностью заказчика. Приемочная комиссия может быть образована по решению заказчика, в этом случае она должна состоять не менее чем из 5 человек (смотрите также письмо Минфина России от 06.02.2018 N 24-03-08/6839).
Закон не устанавливает никаких требований к лицам, включаемым в приемочную комиссию (смотрите также, например, письмо Минэкономразвития России от 27.06.2014 N Д28и-1258, постановление Девятого ААС от 1 февраля 2016 г. N 09АП-60116/15). Представляется очевидным, что целесообразно формировать приемочную комиссию из лиц, имеющих специальные познания в области приобретаемых товаров, работ, услуг и (или) в области организации закупок, однако это не является обязательным в силу закона. Равным образом закон не устанавливает никаких ограничений на совмещение приемочной комиссией или отдельными ее членами иных функций в рамках закупочной деятельности заказчика.
Поскольку экспертиза проводится в рамках приемки исполненного по контракту, очевидно, что приемочная комиссия вправе осуществлять и экспертизу предлагаемых к приемке товаров, работ, услуг, когда такая экспертиза осуществляется силами самого заказчика, без привлечения сторонних экспертов. При этом документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги (письма Минфина России от 27 октября 2017 г. N 24-03-07/71512, от 6 февраля 2018 г. N 24-03-08/6839). Напомним в связи с этим, что приемка поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, вопрос об организации приемки (включая организацию проведения экспертизы) поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта решается по усмотрению заказчика. Последний вправе сформировать в этих целях любое количество комиссий (при этом в приемочную комиссию должно входить не менее пяти человек), в том числе с идентичным составом, так и отказаться от формирования каких-либо комиссий, поручив функции по приемке (включая экспертизу) конкретным лицам на постоянной либо разовой основе.
Добавим, что Закон N 44-ФЗ не устанавливает порядка создания приемочной или экспертной комиссий. Единственное требование, предусмотренное законом для приемочной комиссии, заключается в том, что в случае ее создания она должна быть сформирована не менее чем из пяти человек. В отношении экспертной комиссии аналогичного требования не установлено. В то же время полагаем, что в случае принятия решения о создании указанных комиссий либо единой приемочной комиссии заказчику следует издать соответствующий распорядительный документ, а также утвердить документ, регламентирующий деятельность комиссии (смотрите, к примеру, приказ Минсельхоза России от 18 января 2017 г. N 8, постановление Главы Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области от 8 декабря 2017 г. N 615, примерная форма приказа о создании приемочной комиссии для приемки поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) (подготовлено экспертами компании "Гарант"), примерная форма положения о приемочной комиссии для приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, результатов отдельного этапа исполнения контракта (подготовлено экспертами компании "Гарант"), примерная форма приказа о создании экспертной комиссии (подготовлено экспертами компании "Гарант")).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

20 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


С 1 июля 2020 года, как поставщикам, так и заказчикам предстоит на себе испробовать достижения информационных технологий в процессе исполнения контрактов при приемке товаров (работ, услуг).

Комиссии заказчика

Так согласно пункту 25 Инструкции по применению единого плана счетов, (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), в каждом государственном (муниципальном) учреждении независимо от его типа должна действовать комиссия по поступлению и выбытию активов. Такая комиссия создается приказом руководителя учреждения и должна состоять из сотрудников учреждения, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

А в части 13 статьи 34 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе зафиксировано, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. По решению заказчика для приемки поставленного товара (выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта) создается приемочная комиссия не менее чем из пяти человек.

Хронологически работа этих комиссий происходит так. Сначала приемочная комиссия проверяет точность исполнения условий контракта поставщиком, в случае выполнения им всех требований товар приходуется на склад или подписываются акты приемки оказанных услуг (выполненных работ). Как правило, заказчик и поставщик подписывают документ о приемке в бумажной форме, а далее заказчик сканирует такой документ и только после этого размещает его в ЕИС. Затем комиссия по поступлению и выбытию активов рассматривает документы на поступившие товары (оборудование, материальные запасы и т.п.) и принимает решение о принятии их к бухгалтерскому учету. Далее документы поступают в бухгалтерию, где хозяйственные операции фиксируются установленным порядком в регистрах учета. При хорошей организации документооборота с момента приемки исполнения контракта до поступления документов в бухгалтерию проходит от одного до нескольких рабочих дней.

За последние несколько лет процедура приемки исполнения контракта в учреждениях бюджетной сферы была отлажена и не вызывала каких либо проблем как у заказчиков, так и у поставщиков.

Новации 2020 года

Во-первых, с 1 июля участникам системы мониторинга маркируемых товаров необходимо вносить в соответствующую федеральную государственную информационную систему (ФГИС) сведения обо всех операциях с такими товарами. Так, например, учреждения здравоохранения обязаны регистрировать лекарственные препараты в ФГИС МДЛП на этапе получения таких препаратов от поставщиков. Такая обязанность для них установлена Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», постановлениями Правительства РФ от 14.12.2018 №№ 1556, 1557 и др. Схожие требования установлены и в отношении других маркируемых товаров, в частности: шин и покрышек, товаров лёгкой промышленности, фотокамер и вспышек и т.п.

Напомним, что в первом полугодии всем участникам системы маркировки товаров необходимо:

— зарегистрироваться в соответствующей ФГИС до 29 февраля включительно;

— в течение двух календарных месяцев провести тестирование своих информационные системы на взаимодействие с ФГИС.

Во-вторых, ожидается, что с 1 июля норма об обязательном электронном актировании станет непреложной для всех субъектов контрактной системы. Федеральным казначейством уже с 1 января 2020 года в ЕИС реализована первая очередь функциональных возможностей для заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по формированию и подписанию электронной подписью электронных документов о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в рамках исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта) по формату, утвержденному ФНС России для представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг). Соответствующие разъяснения даны в письме от 18.12.2019 Казначейства России (№ 14-00-06/27476) и ФНС России (№ АС-4-15/26126@).

В первом полугодии решение об обмене документами о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме с использованием ЕИС возможен при взаимном согласии сторон. Но после отладки всех технологических процессов обмен электронными документами об исполнении контракта будет обязательным для всех. Во всяком случае, у Федерального казначейства именно такие намерения.

Предполагается, что обмен электронными документами о приемке поставщиков (исполнителей, подрядчиков) с заказчиками-учреждениями бюджетной сферы будет выглядеть так.

Приемочная комиссия проверяет точность исполнения условий контракта поставщиком. В случае выполнения им всех требований товар должностное лицо заказчика подписывает электронной подписью электронный документы о приемке. Такой документ направляется заказчиком в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты приемки поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги). Таким образом, планируется сократить трудозатраты заказчика, связанные с осуществлением закупок. Насколько это сократит трудозатраты у поставщиков — покажет время.

К сожалению, пока неясно как электронный документ о приемке попадет в бухгалтерию заказчика, и на основании какого документа комиссия по поступлению и выбытию активов будет принимать решение о постановке на бухгалтерский учет. Вероятно, до 1 июля Минфин России разъяснит ситуацию.

Другими словами, поставщикам и заказчикам в первом полугодии 2020 года рекомендуется не терять время зря и потренироваться в электронном актировании, чтобы подготовиться к введению этих новаций со второго полугодия.

Как еще подготовиться заказчику?

Так согласно Федеральному закону от 27.12.2019 № 448-ФЗ с 1 июля вступит в силу статья 6.34. «Несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных» КоАП РФ, которая предусматривает административные наказания за соответствующие нарушения в виде штрафов для должностных лиц (от 5 до 10 тыс. руб.) и юридических лиц (от 50 до 100 тыс. руб.). Вполне возможно, что административное наказание будет установлено и для тех поставщиков и заказчиков, которые уклоняются от электронного актирования приемки исполнения контрактов.

Поэтому, чтобы избежать неприятностей, заказчикам лучше заблаговременно провести соответствующую работу с персоналом, а так же с членами комиссий. Для этого в ближайшее время целесообразно издать локальный правовой акт (приказ, распоряжение), которым:

1. Установить сотрудников, ответственных за взаимодействие с ФГИС и с ЕИС в части передачи электронных документов.

2. Дать указание отделу кадров о внесении соответствующих обязанностей в должностные инструкции работников.

3. Плановому отделу и бухгалтерии установить источники оплаты расходов по оформлению электронных подписей и предусмотреть их в бюджетной смете (плане ФХД).

4. Дать указание закупщикам о внесении в планы-графики расходов на закупку необходимого оборудования и программного обеспечения, затрат на обучение персонала.

5. Поручить программистам обеспечение бесперебойного доступа к ФГИС и ЕИС, а так же функционирование соответствующего оборудования.

Своевременно проведя все подготовительные мероприятия, заказчик сможет продолжить свою финансово-хозяйственную деятельность во втором полугодии 2020 года без перебоев.

1.1. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» _________________________(далее – Заказчик) в ходе исполнения контракта обязано обеспечить приёмку поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), предусмотренных государственным контрактом, гражданско-правовым договором (далее - Контракт) включая проведение экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок создания и деятельности комиссии по приёмке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (далее – Приёмочная комиссия) в рамках исполнения Контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - приемочная комиссия), а так же проведение экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, силами Заказчика.

1.3. В своей деятельности приёмочная комиссия руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», иными нормативными правовыми актами, условиями и требованиями Контракта и настоящим Положением.

  1. Задачи и функции приемочной комиссии

2.1. Основными задачами Приёмочной комиссии являются:

2.1.1. установление соответствия поставленных товаров (работ, услуг) условиям и требованиям заключенного государственного контракта;

2.1.2. подтверждение факта исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по передаче товаров, результатов работ и оказанию услуг Заказчику;

2.1.3. подготовка отчетных материалов о работе Приёмочной комиссии.

2.2. Для выполнения поставленных задач Приёмочная комиссия реализует следующие функции:

2.2.1. проводит анализ документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, на предмет соответствия указанных товаров (работ, услуг) количеству и качеству, ассортименту, годности, утвержденным образцам и формам изготовления, а также другим требованиям, предусмотренным государственным контрактом включая сроки поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;

2.2.2. проводит анализ документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг Заказчику;

2.2.3. проводит анализ представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) отчетных документов и материалов, включая товарно-транспортные документы, накладные, документы завода изготовителя, инструкции по эксплуатации товара, паспорт на товар, сертификаты соответствия, доверенности, промежуточные и (или) итоговые акты о результатах проверки (испытания)

материалов, оборудования на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и условиям Контракта (если такие требования установлены), а также устанавливает наличие предусмотренного условиями государственного контракта количества экземпляров и копий отчетных документов и материалов;

2.2.4. при необходимости запрашивает у поставщика (подрядчика, исполнителя) недостающие отчетные документы и материалы предусмотренные условиями Контракта, а также получает разъяснения по представленным документам и материалам;

2.2.5. по результатам проведенной приёмки товаров (работ, услуг) в случае их соответствия условиям Контракта составляет документ о приёмке – акт приёмки товаров (работ, услуг) приложение № 1 к настоящему Положению.

  1. Состав и полномочия членов Приёмочной комиссии

3.1. Состав Приёмочной комиссии определяется и утверждается Заказчиком.

3.1. В состав Приёмочной комиссии входит не менее 5 человек, включая председателя и других членов Приёмочной комиссии.

3.2. Возглавляет Приёмочную комиссию и организует ее работу председатель Приёмочной комиссии, а в период его отсутствия – член Приёмочной комиссии, на которого Заказчиком будут возложены соответствующие обязанности.

3.3. В случае нарушения членом Приёмочной комиссии своих обязанностей Заказчик исключает этого члена из состава Приёмочной комиссии по предложению председателя Приёмочной комиссии.

3.4. Члены Приёмочной комиссии осуществляют свои полномочия лично, передача полномочий члена Приёмочной комиссии другим лицам не допускается.

  1. Решения Приёмочной комиссии

4.1. Приёмочная комиссия выносит решение о приёмке товара (работы, услуги) в порядке и в сроки установленные Контрактом.

4.2. Решения Приёмочной комиссии правомочны, если в работе комиссии участвуют не менее половины количества её членов.

4.3. Приемочная комиссия принимает решения открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии. В случае равенства голосов председатель Приёмочной комиссии имеет решающий голос.

4.4. По итогам проведения приёмки товаров (работ, услуг) Приёмочной комиссией принимается одно из следующих решений:

4.4.1. товары поставлены, работы выполнены, услуги исполнены полностью в соответствии с условиями и требованиями Контракта и (или) предусмотренной им нормативной, технической и иной документации и подлежат приёмке;

4.4.2. если по итогам приёмки товаров (работ, услуг) выявлены замечания по поставке (выполнению, оказанию) товаров (работ, услуг), которые поставщику (подрядчику, исполнителю) следует устранить в установленные Контрактом сроки;

4.4.3. товары не поставлены, работы не выполнены, услуги не оказаны либо

товары поставлены, работы выполнены, услуги исполнены с существенными нарушениями условий государственного контракта договора и (или) предусмотренной им нормативной, технической и иной документации и не подлежат приемке.

4.5. Решение Приёмочной комиссии оформляется документом о приемке (актом приёмки), который подписывается членами Приёмочной комиссии, участвующими в приёмке товаров (работ, услуг) и согласными с соответствующими решениями Приёмочной комиссии. Если член Приёмочной комиссии имеет особое мнение, оно заносится в документ о приёмке Приёмочной комиссии за подписью этого члена Приёмочной комиссии.

4.6. Документ о приёмке утверждается Заказчиком.

4.7. Если Приёмочной комиссией будет принято решение о невозможности осуществления приёмки товаров (работ, услуг), то Заказчик, в сроки определённые Контрактом, направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа о приёмке.

4.8. Приёмочная комиссия принимает решение о приёмке товара (работы, услуги) с учетом результатов экспертизы проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям и требованиям Контракта.

  1. Порядок проведения экспертизы при приёмке товаров (работ, услуг)

5.1. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям и требованиям Контракта Заказчик проводит экспертизу.

5.2. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, в разрешённых действующим законодательством случаях может проводиться Заказчиком своими силами или к её проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.

5.3. В целях проведения экспертизы силами Заказчика, Заказчиком назначаются специалисты из числа работников Заказчика, обладающие соответствующими знаниями, опытом, квалификацией для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям и требованиям Контракта.

5.4. Специалисты могут назначаться Заказчиком для оценки результатов конкретной закупки, либо действовать на постоянной основе. Специалисты для оценки результатов конкретной закупки, назначаются приказом Заказчика, в таком приказе указываются реквизиты Контракта, результаты которого подлежат оценке, а так же указываются сроки проведения экспертизы и формирования экспертного заключения.

5.5. Специалист, действующий на постоянной основе, проводит экспертизу исполнения Контракта и по её результатам составляет заключение экспертизы в соответствии с приложением № 2 к настоящему Положению.

5.6. Для проведения экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом, специалист имеет право запрашивать у Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.

5.7. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается специалистом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

5.8. Заключение экспертизы прикладываются к акту приёмки товаров (работ, услуг) составленному Приёмочной комиссией.

5.9. В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приёмке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранен

Читайте также: