Как рассчитывается зарплата преподавателя колледжа

Опубликовано: 16.05.2024

9.1. Преподавателям образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до начала учебного года средняя месячная заработная плата определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется путем деления должностного оклада на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа). Установленная средняя месячная заработная плата выплачивается преподавателям за работу в течение всего учебного года, а также за период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском (например, с 26 по 31 августа, если отпуск был предоставлен с 1 июля).

9.2. Преподавателям, поступившим на работу в течение учебного года, средняя месячная заработная плата определяется путем умножения их часовых ставок на объем учебной нагрузки, приходящейся на число полных месяцев работы до конца учебного года, и деления полученного произведения на количество этих же месяцев. Заработная плата за неполный рабочий месяц в этом случае выплачивается за фактическое количество часов по часовым ставкам.

9.3. Преподавателям, поступившим на работу до начала учебного года, заработная плата до начала занятий выплачивается из расчета установленного должностного оклада, а руководящим работникам - должностной оклад с учетом группы по оплате труда руководителей образовательных учреждений и квалификационной категории.

9.4. Часы преподавательской работы, данные сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки. Эта оплата производится помесячно или в конце учебного года.

Оплата труда преподавателей за часы учебных занятий, выполненные при замещении временно отсутствовавших работников по болезни и другим причинам, производится дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года, также только после выполнения преподавателем всей установленной годовой учебной нагрузки при тарификации.

Если замещение продолжается непрерывно свыше 2-х месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней заработной платы преподавателей исходя из уточненного объема учебной нагрузки в порядке, предусмотренном для преподавателей, поступивших на работу в течение учебного года.

9.5. В том случае, когда в соответствии с действующим законодательством преподаватели (в учреждениях начального профессионального образования - преподаватели спецдисциплин) освобождаются от учебных занятий с сохранением за ними частично или полностью заработной платы (ежегодный и дополнительный отпуска, учебные сборы, командировка и т.д.), установленный им объем годовой учебной нагрузки должен быть уменьшен на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней - за неполный месяц. В таком же порядке производится уменьшение годовой учебной нагрузки в случае освобождения преподавателей от учебных занятий без сохранения заработной платы, а также в случаях временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Порядок уменьшения учебной нагрузки, предусмотренный для преподавателей профтехцикла, на преподавателей общеобразовательных дисциплин не распространяется.

В случае, если преподаватели общеобразовательных дисциплин учреждений начального профессионального образования в период временной нетрудоспособности были направлены на повышение квалификации или не вели занятий по другим уважительным причинам, для преподавателей обязательным является выполнение годовой суммы часов по учебному плану за вычетом часов, фактически приходящихся на дни и недели отсутствия на работе. При этом установленная преподавателю в начале учебного года месячная заработная плата изменению не подлежит.

Уменьшение нагрузки за дни, когда преподаватель фактически выполнил учебную работу (например, в день выдачи больничного листа, в день выбытия в командировку и прибытия из нее), не производится.

Если в образовательном учреждении учебный процесс продолжается в течение всего календарного года и ежегодный отпуск преподавателям в связи с этим может предоставляться в различные месяцы года, а не только в период летних каникул, снижение учебной нагрузки за время ежегодного отпуска за текущий учебный год также не производится.

Установленная при тарификации средняя месячная заработная плата во всех случаях, указанных в настоящем пункте, уменьшению не подлежит.

Часы преподавательской работы, выполненные преподавателем в течение учебного года сверх уменьшенной нагрузки, оплачиваются дополнительно в соответствии с пунктом 9.4 настоящего приложения.

9.6. В случае, когда в соответствии с действующим законодательством руководитель физического воспитания и преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) освобождаются от учебных занятий (отпуск, временная нетрудоспособность, пребывание в командировке и т.д.), установленный им объем учебной нагрузки в счет получаемого должностного оклада уменьшению не подлежит. Уменьшается только та часть учебной нагрузки, оплата за которую производится в порядке, установленном для преподавателей.

9.7. В учреждениях начального и среднего профессионального образования изменения в течение учебного года в учебных планах, перевод учащихся (студентов) с одних специальностей на другие, а также слияние учебных групп, как правило, производиться не должны.

В том случае, если по каким-то причинам в период учебного года произошло уменьшение объема нагрузки отдельных преподавателей, то им в остающийся до конца учебного года период выплачивается заработная плата в размере, установленном на начало учебного года.

9.8. В учреждениях среднего профессионального образования с индивидуальными формами обучения (училищах культуры и искусства) тарификация преподавателей производится дважды в учебном году на начало I и на начало II полугодия.

За часы преподавательской работы, не выполненные в связи с неявкой студентов на занятия, оплата труда преподавателей производится из расчета не ниже двух третьих их часовой тарифной ставки.

9.9. Оплата труда мастеров производственного обучения производится по должностным окладам, предусмотренным в разделе 1 настоящего приложения.

9.10. Должностные обязанности мастера производственного обучения в пределах 36-часовой рабочей недели определяются в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой. Число мастеров производственного обучения определяется образовательным учреждением исходя из количества часов практических занятий с обучающимися (в неделю, в год), предусмотренных на эти цели учебным планом (программами), а также времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей. Наряду с целыми единицами должностей мастеров производственного обучения из-за недостаточного объема учебной и другой работы могут вводиться должности с оплатой труда в размере 0,25; 0,5; 0,75 должностного оклада.

При неполном объеме учебной нагрузки и в случае, когда из-за недостаточного объема учебной работы не может быть введена дополнительная штатная единица, производится почасовая оплата труда мастеров производственного обучения. Размер заработной платы в этих случаях определяется путем деления месячного должностного оклада мастера производственного обучения на среднемесячную норму рабочих часов и умножения полученной часовой ставки на фактически отработанные часы за 1 месяц.

Мастерам производственного обучения, выполняющим в том же образовательном учреждении наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности мастера производственного обучения (полностью или частично), в том числе в связи с временным отсутствием работника, производится доплата в порядке, установленном статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации, при совмещении профессий (должностей) или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

9.11. В тех случаях, когда преподаватели учреждений начального профессионального образования привлекаются к руководству производственной практикой учащихся, оплата их труда за этот период производится из расчета среднего должностного оклада мастера производственного обучения данного училища, сверх заработной платы за часы теоретических занятий.


<< Раздел 8.
Порядок исчисления заработной платы педагогическим работникам образовательных учреждений (за исключением учреждений начального.

Раздел 10. >>
Порядок и условия почасовой оплаты труда педагогических работников
Содержание
Постановление Администрации Ростовской области от 25 сентября 2006 г. N 394 "Об условиях оплаты труда работников областных.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

По многочисленным просьбам читателей мы решили подготовить цикл статей на тему "Оплата труда педагогических работников". Начнем рассматривать ее с сегмента среднего профессионального образования. Для этого внимательно изучим Приложение 2 "Особенности исчисления заработной платы преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения" к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки, на 2018 - 2020 годы <1>. В статье речь пойдет об определении величины учебной нагрузки педагогических работников.

<1> Утверждено Минобрнауки РФ, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 06.12.2017.

Оплата труда преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения, имеет свои особенности, в частности:

  • для преподавателей установлена норма часов учебной нагрузки, составляющая 720 часов в год (72 часа в месяц);
  • конкретная учебная нагрузка преподавателей устанавливается в начале учебного года;
  • оплата труда осуществляется в виде средней месячной заработной платы, исчисляемой за фактический годовой объем учебной нагрузки исходя из нормы часов учебной (преподавательской) работы в год.

Остановимся на каждом из этих вопросов подробнее.

Для справки. Размеры ставок заработной платы преподавателей устанавливаются по квалификационным уровням Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н.

Норма часов учебной нагрузки

Норма часов учебной работы для преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения, установлена п. 2.8.2 Приложения 1 к Приказу N 1601 <2>, п. 4.1 Приложения 2 к данному Приказу и составляет 720 часов в год за ставку заработной платы или 72 часа в месяц.

<2> Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".

Обратите внимание, норма, равная 720 часам учебной (преподавательской) работы, является нормируемой частью педагогической работы преподавателей, а также расчетной величиной для исчисления размера оплаты их труда за фактически установленный им образовательной организацией годовой объем учебной нагрузки.

Для справки. Рабочее время преподавателя состоит из нормируемой и ненормируемой частей. Нормируемая часть определяется в астрономических часах (включает перемены), регламентируется расписанием уроков и отражается в табеле учета рабочего времени преподавателя. В эти часы работник обязан находиться в учебном заведении.

Ненормируемая часть (другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени) не конкретизирована по количеству часов, вытекает из должностных обязанностей работника, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. В эти часы преподаватель не обязан находиться в учебном заведении (п. 2.1, 2.2, 2.4 Особенностей N 536 <3>).

<3> Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536.

Установление конкретной учебной нагрузки преподавателей

Каждому преподавателю организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, в начале учебного года определяется учебная нагрузка. Отметим, что нормативными документами предусмотрен верхний предел учебной нагрузки для названных лиц. В соответствии с п. 7.1.1 Приложения 2 к Приказу N 1601 учебная нагрузка может быть установлена в объеме, не превышающем 1 440 часов в учебном году.

Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также оговаривается в трудовом договоре. Учебная нагрузка является количественной составляющей трудовой функции и относится к обязательным условиям трудового договора.

Средняя месячная заработная плата

Итак, особенностью оплаты труда педагогических работников среднего профессионального образования является то, что за фактический годовой объем учебной нагрузки независимо от объема учебной нагрузки, выполняемого преподавателями в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, ежемесячно выплачивается средняя месячная заработная плата (п. 4.6 Приложения 2 к Приказу N 1601). Как она рассчитывается?

Размер средней месячной заработной платы исчисляется путем умножения часовой ставки преподавателя на определенный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев с учетом повышающего коэффициента, устанавливаемого на уровне субъекта РФ.

Часовая ставка, в свою очередь, определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднюю месячную норму учебной нагрузки, составляющую 72 часа. Чтобы было понятнее, представим сказанное выше в виде формул.

Шаг 1. Определяем часовую ставку преподавателя по формуле:

где ЧС - часовая ставка;

МС - месячная ставка;

72 - среднемесячная норма нагрузки преподавателя.

Шаг 2. Определяем размер средней месячной заработной платы преподавателя по формуле:

где СМО - размер средней месячной заработной платы;

ЧС - часовая ставка;

ГУН - объем годовой учебной нагрузки, установленный для конкретного работника;

10 - количество учебных месяцев;

К - повышающий коэффициент, установленный в процентах или абсолютных величинах за наличие квалификационной категории (при наличии оснований для применения других повышающих коэффициентов размер средней месячной заработной платы, исчисленный за фактический годовой объем учебной нагрузки, увеличивается на сумму повышения по различным основаниям, которая определяется в рублях).

Для справки. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276. В соответствии с п. 24 названного Приказа аттестация педагогических работников в целях установления им квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогам устанавливается первая или высшая квалификационная категория сроком на пять лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Исчисленный таким образом размер средней месячной заработной платы преподавателя за фактический годовой объем учебной нагрузки выплачивается ежемесячно независимо от ее объема в каждом учебном месяце.

Пример 1. Преподавателю колледжа, имеющему первую квалификационную категорию, определен объем годовой нагрузки, составляющий 1 000 часов при норме часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы. Размер ставки заработной платы - 10 000 руб., повышающий коэффициент за квалификационную категорию - 1,3 (цифры условные).

  1. Определим часовую ставку преподавателя. Она составит 138,89 руб. (10 000 руб. / 72 ч).
  2. Рассчитаем размер средней месячной заработной платы. Он будет равен 18 055,7 руб. (((138,89 x 1 000) руб. / 10 мес.) x 1,3).

Таким образом, средний месячный размер заработной платы работника составит 18 055,7 руб.

Дополнительная плата

Помимо среднего месячного размера заработной платы, исчисленного за фактический годовой объем учебной нагрузки, преподавателям согласно п. 2.3 Особенностей N 536 может устанавливаться доплата за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ, таких как:

  • классное руководство;
  • проверка письменных работ учащихся;
  • заведование учебными кабинетами, лабораториями;
  • руководство цикловыми комиссиями, методическими объединениями;
  • другие дополнительные виды работы, не входящие в должностные обязанности, но непосредственно связанные с образовательной деятельностью.

Названные надбавки устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ.

Конечно, кроме прочего, педагоги, работающие в учреждениях среднего профессионального образования, вправе рассчитывать на получение установленных в учреждении стимулирующих выплат, а также всех предусмотренных трудовым законодательством компенсационных выплат, в частности:

  • выплат работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148, 315 - 317 ТК РФ);
  • надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573).

Снижение учебной нагрузки

Рассмотрим ситуацию, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с его нахождением (п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601):

  • в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске;
  • на учебных сборах;
  • в командировке;
  • на курсах при получении дополнительного профессионального образования с отрывом от работы;
  • на больничном.

В таком случае установленный преподавателю годовой объем учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц без изменения размера средней месячной заработной платы, установленной на начало учебного года.

Для справки. В случае фактического выполнения преподавателем учебной нагрузки в день выдачи листка нетрудоспособности, день отъезда в служебную командировку и день возвращения из нее, при получении дополнительного профессионального образования без отрыва от работы учебная нагрузка не уменьшается.

Пример 2. Преподавателю на начало учебного года установлена годовая учебная нагрузка в объеме 1 000 часов (100 часов в месяц). В октябре он был направлен в командировку:

  1. с 1-го по 31-е число;
  2. с 1-го по 15-е число (на 11 рабочих дней).

Объем учебной нагрузки должен быть уменьшен:

  1. если преподаватель отсутствовал на работе по причинам, указанным выше, полный месяц - на 1/10, в данном случае на 100 часов (1 000 ч / 10 мес.);
  2. если преподаватель отсутствовал на работе не полный месяц - на 52 часа. Они рассчитаны следующим образом: 100 (количество часов педагогической нагрузки в месяц) x 11 (количество дней отсутствия на рабочем месте по календарю) / 21 (количество рабочих дней в ноябре согласно графику работы при пятидневной рабочей неделе).

Таким образом, уменьшенный годовой объем учебной нагрузки составит:

  1. 900 часов;
  2. 948 часов.

За время нахождения работника в командировке ему выплачивается средний заработок. За время работы оплата труда осуществляется исходя из размера средней месячной заработной платы, определенной на начало года (факт уменьшения объема годовой учебной нагрузки не должен сказаться на размере оплаты труда).

Мнение чиновников. Чиновники Минобрнауки России в Письме от 10.10.2016 N 06-1188 разъяснили, что при наличии пробелов в правовом регулировании правоотношений российское законодательство предусматривает возможность применения аналогии закона (права), то есть применения норм, регулирующих сходные отношения, а также общие начала и смысл трудового законодательства и принципы разумности и справедливости.

По их мнению, в случае направления работодателем педагогического работника для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность (несмотря на то, что Приказом N 1601 в описанном случае не предусмотрено уменьшение педагогу определенного объема годовой учебной нагрузки) целесообразно и обоснованно применять п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601, как это установлено при направлении в командировку, поскольку трудовое законодательство предусматривает в обоих случаях равные гарантии и компенсации.

Так, в соответствии со ст. 187 ТК РФ работникам, направленным для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые установлены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Преподавателям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года (например, в связи с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп), до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном в начале учебного года (п. 4.7 Приложения 2 к Приказу N 1601).

"Увеличение" учебной нагрузки

В соответствии с п. 1.5 Приложения 2 к Приказу N 1601 объем учебной нагрузки педагогических работников (кроме педагогов, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года, не может быть изменен в текущем учебном году по инициативе работодателя, за исключением уменьшения объема учебной нагрузки, связанного с сокращением количества часов по учебным планам, учебным графикам, снижением количества обучающихся, занимающихся, групп. Таким образом, название данного раздела статьи не совсем корректно. Речь в нем пойдет об оплате часов учебной нагрузки, отработанных сверх установленного объема учебной нагрузки.

Так, часы учебной нагрузки, отработанные сверх установленного на начало учебного года фактического годового объема учебной нагрузки, уменьшенного по основаниям, предусмотренным п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601 (см. пример 2), оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всего установленного (уменьшенного) годового объема учебной нагрузки. Оплата производится помесячно или в конце учебного года.

Пример 3. В апреле 2018 года преподаватель полностью выполнил уменьшенный годовой объем учебной нагрузки, который был сокращен по основаниям, предусмотренным п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601, и стал составлять 900 часов. До конца учебного года преподаватель отработал дополнительно 90 часов (70 часов в мае и 20 часов в июне).

За часы преподавательской работы сверх установленной учебной нагрузки (за май и июнь) педагогу может быть произведена доплата. Ее величина определяется путем умножения размера часовой ставки заработной платы на 70 и 20 часов соответственно (при наличии повышающих коэффициентов - с их учетом). Оплата указанного дополнительного количества часов (70 и 20) может быть произведена помесячно либо полностью в конце учебного года.

Замещение временно отсутствующих преподавателей

Учебная нагрузка, выполненная преподавателем при замещении временно отсутствующих по болезни и другим причинам преподавателей, оплачивается дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года также только после выполнения преподавателем всего установленного (уменьшенного) годового объема учебной нагрузки.

В случае замещения отсутствующих преподавателей, если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, со дня его начала следует производить перерасчет размера средней месячной заработной платы преподавателей исходя из уточненного годового объема учебной нагрузки применительно к порядку, предусмотренному для педагогов, поступивших на работу в течение учебного года (п. 4.3 Приложения 2 к Приказу N 1601). Что это за порядок, расскажем ниже.

Определение учебной нагрузки при поступлении на работу в течение года

Преподавателям, принятым на работу в течение учебного года, объем годовой учебной нагрузки определяется исходя из количества оставшихся до конца учебного года полных месяцев.

Заработная плата за неполный месяц в этом случае выплачивается за фактическое количество часов по часовым ставкам.

Работа в каникулы

Преподаватели организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и программы профессионального обучения, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, привлекаются (п. 4.4 Особенностей N 536):

  • к методической работе;
  • к участию в конференциях, семинарах, мероприятиях по дополнительному профессиональному образованию;
  • к организации и проведению культурно-массовых мероприятий;
  • к работе предметных (цикловых) комиссий;
  • к комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.

Таким образом, в каникулярный период (если работник не находится в отпуске) ему выплачивается средняя месячная заработная плата.

Для учета всех видов выплат, гарантируемых преподавателю за месяц, рекомендуется применять унифицированную форму тарификационного списка. Приведем ее ниже.

Тарификационный список преподавателей и других работников на _____________ год * * *

Особенности оплаты труда преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения, связаны с особенностями определения их учебной нагрузки и исчисления размера платы за фактический годовой объем учебной нагрузки исходя из нормы часов учебной (преподавательской) работы в год.

В частности, педагогическим работникам названных учреждений ежемесячно независимо от объема выполненной учебной нагрузки в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском, выплачивается средняя месячная заработная плата за фактический годовой объем учебной нагрузки.

П очасовая оплата труда в образовательных учреждениях применяется при оплате за часы , предоставленные педагогическим работникам в следующих случаях:

в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев;

за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;

при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;

при оплате за часы преподавательской работы в объеме 240 часов в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, установленной при тарификации;

при оплате за часы преподавательской работы в том же учреждении среднего профессионального образования работникам из числа руководящего состава, в объеме 240 часов в случае если они выполняются сверх предельной учебной нагрузки.

Размер оплаты за один час указанной выше педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом Единой тарифной сетки за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.

Размер месячной ставки заработной платы в настоящее время определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2003 года № 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

Учитывая положения данного нормативного акта, с 1 октября 2003 года схема тарифных ставок (должностных окладов) по оплате труда работников бюджетных учреждений имеет следующий вид:

Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тарифные коэффициенты1,001,111,231,361,511,671,842,022,22
Тарифные ставки (оклады)6006707408209101010111012201340
Разряды оплаты труда 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Тарифные коэффициенты2,442,682,893,123,363,623,94,24,5
Тарифные ставки (оклады)147016101740188020202180234025202700

Согласно производственному календарю на 2003 год количество рабочих дней составляет 250.

Исходя из этого, среднемесячная норма рабочего времени для исчисления размера почасовой оплаты педагогическим работникам составит:

при 18-часовой рабочей неделе — 75 часов (18 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев);

при 20-часовой рабочей неделе — 83,33 часа (20 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев);

при 24-часовой рабочей неделе — 100 час. (24 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев).

Норма в 18 часов в неделю устанавливается:

учителям 5—11(12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;

преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;

преподавателям специальных дисциплин 1—11(12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3—5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5—7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1—4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений.

Норма в 24 часа в неделю устанавливается преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения.

Исходя из вышеизложенного, для того чтобы определить ставку почасовой оплаты следует величину месячной ставки заработной платы согласно разряда, присвоенного при тарификации, разделить на 75, 83,33 или 100. Для определения размера оплаты следует полученный результат умножить на количество фактически отработанных часов.

Исходя из действующей в настоящее время ЕТС, размер ставки почасовой оплаты работников из числа учителей общеобразовательных школ составит:

  • 7 разряда ЕТС — 14 руб. 80 коп. (1110 руб. / 75 час.);
  • 8 разряда ЕТС — 16 руб. 27 коп. (1220 руб. / 75 час.);
  • 9 разряда ЕТС — 17 руб. 87 коп. (1340 руб. / 75 час.);
  • 10 разряда ЕТС — 19 руб. 60 коп. (1470 руб. / 75 час.);
  • 11 разряда ЕТС — 21 руб. 47 коп. (1610 руб. / 75 час.);
  • 12 разряда ЕТС — 23 руб. 20 коп. (1740 руб. / 75 час.);
  • 13 разряда ЕТС — 25 руб. 07 коп. (1880 руб. / 75 час.);
  • 14 разряда ЕТС — 26 руб. 93 коп. (2020 руб. / 75 час.).
  • 7 разряда ЕТС — 13 руб. 32 коп. (1110 руб. / 83,33 час.);
  • 8 разряда ЕТС — 14 руб. 64 коп. (1220 руб. / 83,33 час.);
  • 9 разряда ЕТС — 16 руб. 08 коп. (1340 руб. / 83,33 час.);
  • 10 разряда ЕТС — 17 руб. 64 коп. (1470 руб. / 83,33 час.);
  • 11 разряда ЕТС — 19 руб. 32 коп. (1610 руб. / 83,33 час.);
  • 12 разряда ЕТС — 20 руб. 88 коп. (1740 руб. / 83,33 час.);
  • 13 разряда ЕТС — 22 руб. 56 коп. (1880 руб. / 83,33 час.);
  • 14 разряда ЕТС — 24 руб. 24 коп. (2020 руб. / 83,33 час.).

Необходимо учитывать, что если замещение отсутствующего работника педагогическим работником осуществлялось свыше двух месяцев, оплата его труда со дня начала замещения за все часы фактической педагогической работы производится на общих основаниях с соответствующим увеличением их недельной учебной нагрузки (объема педагогической работы).

Оплата труда преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования (кроме учреждений среднего педагогического образования) за часы учебных занятий, предоставленные им сверх установленной годовой учебной нагрузки, а также выполненные при замещении временно отсутствующих по болезни и другим причинам педагогических работников, производится дополнительно по часовым ставкам, исчисленным путем деления месячной ставки заработной платы на 72 часа (среднемесячное количество часов).

При диапазоне тарифных разрядов с 7 по 14, ставки почасовой оплаты труда указанных категорий работников составят:

  • 7 разряда ЕТС — 15 руб. 42 коп. (1110 руб. / 72 час.);
  • 8 разряда ЕТС — 16 руб. 94 коп. (1220 руб. / 72 час.);
  • 9 разряда ЕТС — 18 руб. 61 коп. (1340 руб. / 72 час.);
  • 10 разряда ЕТС — 20 руб. 42 коп. (1470 руб. / 72 час.);
  • 11 разряда ЕТС — 22 руб. 36 коп. (1610 руб. / 72 час.);
  • 12 разряда ЕТС — 24 руб. 17 коп. (1740 руб. / 72 час.);
  • 13 разряда ЕТС — 26 руб. 11 коп. (1880 руб. / 72 час.);
  • 14 разряда ЕТС — 28 руб. 06 коп. (2020 руб. / 72 час.).

Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней месячной заработной платы преподавателей исходя из уточненного годового объема учебной работы.

Следует также учитывать, что суммы, начисленные преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх установленной годовой учебной нагрузки, учитывается при исчислении среднего заработка, но только в размере 1/10 части за каждый месяц расчетного периода (см., в частности, письмо Минобразования России от 14 сентября 2000 года № 20-58-4258/20-5).

Руководители образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, могут привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовой оплаты, предусмотренных постановлением Минтруда России от 21 января 1993 года № 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании» (в редакции изменений от 2 ноября 1995 года).

Указанные ставки могут применяться, например, при оплате высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений и в других случаях, когда нецелесообразно определять почасовую оплату педагогического работника от ставки заработной платы на основе разрядов ЕТС.

Ставки почасовой оплаты определяются исходя из размера ставки первого разряда ЕТС, устанавливаемой Правительством Российской Федерации (в настоящее время — 600 руб.), и коэффициентов ставок почасовой оплаты труда.

В связи с этим, размеры коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, составляют:

Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания «Народный», устанавливаются в размерах, предусмотренных для профессоров, докторов наук.

Оплата труда членов жюри конкурсов и смотров, а также рецензентов конкурсных работ производится по ставкам почасовой оплаты труда, предусмотренным для лиц, проводящих учебные занятия со студентами.

Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда демонстраторов пластических поз, участвующих в проведении учебных занятий, в зависимости от сложности пластической позы устанавливаются в размере 0,03—0,04 (18 — 24 руб.).

Оплата труда оппонентов при защите диссертаций на ученую степень доктора или кандидата наук производится по ставкам почасовой оплаты, предусмотренным для лиц, проводящих учебные занятия с аспирантами.

Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания «Заслуженный», устанавливаются в размерах, предусмотренных для доцентов, кандидатов наук.

Оплата труда врачей-консультантов, не являющихся штатными работниками учреждений здравоохранения, производится по ставкам почасовой оплаты труда, указанным в последней строке приведенной выше таблицы (соответственно — 0,30; 0,25 и 0,15).


По последним данным Росстата, зарплата школьного учителя в среднем по стране составляет 42 тысячи рублей в месяц. Но сама по себе эта цифра мало о чем говорит. В половине регионов России учителя получают от 23 до 30 тысяч рублей. При этом в Ямало-Ненецком автономном округе - 103, на Чукотке - 113 тысяч (с учетом "северных" надбавок), а в Москве - 116 тысяч. Но и в Ингушетии, и в Алтайском крае, и в Москве, и во Владивостоке педагогу нужно выполнить федеральный государственный образовательный стандарт, подготовить детей к проверочным работам, экзаменам в 9-м классе и одиннадцатом. Плюс есть план воспитательной работы, нужно провести "внеурочку", заполнить кучу отчетов, за которые учителям оплата, как правило, не производится… "Средняя зарплата по региону достигается за счет того, что учителя берут больше нагрузки", - рассказала "­Российской газете" заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования ­Татьяна Куприянова.

- По нашим оценкам, в начале 2020 года учителя работали в среднем не менее чем на 1,7 ставки. И нагрузка еще значительно "подросла" с началом пандемии, - добавила Татьяна Куприянова.

Что это значит на практике? Чем меньше оплата за норму - 18 уроков в неделю - тем меньше учитель защищен от перегрузок. Низкие ставки и оклады - одна из самых наболевших проблем учителей. По данным мониторинга 2020 года, который профсоюз проводил вместе с минпросвещения, в 80% регионов месячная ставка (оклад) учителя за норму часов учебной нагрузки - меньше федерального МРОТ. В некоторых субъектах она и вовсе - три-четыре тысячи рублей. Все, что сверху, - разные выплаты и надбавки, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам. Во многих регионах есть система баллов, которые даются за совершенно разные вещи: от применения новых методик, побед учеников в олимпиадах - до выступления на педсоветах, ведения портфолио учеников, оформления коридоров школы. Список того, за что начисляются баллы, может быть настолько большой и "разношерстный", что директор, манипулируя им, легко может добавить баллы "любимчикам" и забрать их у "провинившихся" учителей.

Еще один штрих к общей картине. В регионах могут применяться самые разные системы оплаты труда: в одних она определяется стоимостью образовательной услуги за "ученико-час", в других - ставки формируются на основе профессиональных квалификационных групп должностей, или в зависимости от образования, стажа работы, квалификационных категорий. В итоге, к примеру, в российской глубинке молодой специалист, который не имеет ни нагрузки сверх нормы, ни классного руководства, будет получать ровно МРОТ, то есть 12 130 рублей.

- Минпросвещения, минтруд, минфин и наш профсоюз уже направили свои предложения в правительство. Подходы предлагаются разные. Они сейчас обсуждаются, - рассказала Татьяна Куприянова. - Наши многолетние наработки в рамках социального партнерства - единых рекомендаций, утвержденных Российской трехсторонней комиссией, показывают: гарантированная часть зарплаты учителя за норму учебной нагрузки должна составлять не ниже 70% от средней по региону, а минимальные размеры ставок и окладов работников в виде базовых должны получить статус федеральных гарантий. Ниже МРОТ они падать не должны. Но выше - это порадует всех педагогов!

Кроме того, по словам эксперта, сейчас обсуждается перечень обязательных компенсационных и стимулирующих выплат. Что в него может войти? Профсоюз предлагает ввести обязательные компенсационные выплаты, например, за работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья или детьми, нуждающимися в длительном лечении, за работу в сельской местности, с детьми и подростками с отклонениями в поведении. И, конечно, - за классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами, мастерскими и лабораториями, руководство предметными и методическими комиссиями. И это далеко не полный список.

Сейчас на федеральном уровне из этого списка установлена только одна выплата - 5 тысяч рублей в месяц классным руководителям. Ее получают более 800 тысяч педагогов. Есть еще стимулирующие выплаты - они направлены на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу. Эксперты профсоюза предлагают отнести к обязательным - выплаты за квалификационные категории, стаж непрерывной работы в образовательной организации. Плюс - предлагается не просто утвердить их перечень, но и определить на федеральном уровне минимальный размер выплат, ниже которого в регионах они быть не могут. Потому что в одном регионе за первую категорию учителю могут добавлять 300 рублей к зарплате, а в другом за нее же - 3 тысячи.

При формировании единой модели оплаты труда важно не забыть про педагогов-дефектологов, логопедов, психологов, мастеров производственного обучения, методистов. В общем, всех тех, на ком и сегодня школам приходится сильно экономить. И не только работников школ, но и колледжей. То есть учесть работников всех государственных и муниципальных образовательных организаций.

- Все эти меры должны привести к тому, что зарплата учителей вырастет, а дифференциация между регионами уменьшится. Но нужно точно просчитать, какая нужна федеральная поддержка регионам при введении новой системы оплаты труда. Если этого не сделать, большого смысла во всей остальной работе просто не будет, - уверена Татьяна Куприянова. - Если взять все детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, колледжи, детские дома и школы-интернаты, то годовой фонд оплаты труда в этой системе значительно превышает триллион рублей. По некоторым ведомственным оценкам, чтобы базовые ставки и оклады только учителей превысили уровень МРОТ, понадобится дополнительно 200 млрд рублей. По оценкам экспертов Профсоюза, на реализацию этого масштабного социального проекта - введения новой системы оплаты труда в сфере образования - потребуются значительно большие бюджетные ассигнования. Может быть, поэтапно, но решать эту задачу необходимо.

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС:

- Главная проблема в системе оплаты труда педагогов - это большая дифференциация на всех уровнях. Не только между регионами, но и между школами с разной формой собственности. Так, учителя в муниципальных школах получают около 41 тысячи рублей, в региональных - 68 тысяч, а в федеральных - около 80 тысяч. Грубо говоря, если в школе один учитель получает 80 тысяч, а два других - по 20 тысяч, то вместе у них будет средняя по региону. Все зависит от директора: он прекрасно знает, как можно "играть" ставками и разными выплатами. Есть и еще один важный нюанс - многие учителя с невысокой зарплатой, - это педагоги старшего возраста, которые получают еще и пенсию. Директор это прекрасно знает и специально выделяет больше средств молодым, чтобы удержать их в школе. Естественно, учитель со стажем такой ситуацией недоволен. Единая отраслевая модель могла бы сгладить углы. Но проблема еще и в том, что какой бы прекрасной и совершенной она ни была, все упирается в отсутствие у регионов собственных средств на повышение зарплат. Ключевой конструктивный путь - развивать экономику. Если мы сможем пройти пандемию относительно благополучно, то тогда по выходу из нее экономика начнет расти. А вместе с ней - и зарплаты учителей.

Как рассказали "Российской газете в пресс-службе правительства РФ, "в настоящее время в правительстве идет проработка предложений по созданию единой модели оплаты труда педагогов".

- Совместно с Минтрудом России, Минфином России и при активном участии Общероссийского Профсоюза образования министерство просвещения разрабатывает требования к системе оплаты труда педагогов, учитывающие как особенности формирования ставки (оклада), так и перечень компенсационных и стимулирующих выплат. Соответствующие предложения внесены в правительство и проходят необходимые процедуры доработки и согласования, - рассказали в министерстве просвещения. - Учитывая особый контроль и приоритетный подход к вопросам повышения престижа педагогического труда и формирования достойного уровня заработной платы, в процессе принятия указанные в проекте документы обязательно пройдут экспертное и самое главное общественное обсуждение, прежде всего в педагогической среде. В подобной работе важно опираться на ожидание и мнение самих педагогов, и все механизмы для этого будут задействованы.

Однокурсница прислала расчетный лист за минувший декабрь. С одной стороны, зрелище не для слабонервных. С другой, однако, я знаю ее как женщину тонкого душевного склада, ранимого человека, и она стоически переносит вид таких «расчеток» годами, так что читатель, думаю, тоже выдержит. Не без обсценной лексики, конечно, но выдюжит, а я постараюсь помочь пояснениями.


В нашей профессии сейчас существуют «указные» категории — те, по которым региональные чиновники должны отчитываться перед вышестоящими инстанциями в свете показателей, установленных президентом. Надо сказать, что этим категориям здорово повезло, так как уровень их средней заработной платы «мониторится» ежемесячно, и, чуть что, сверху подбрасывают средства, не оглядываясь на формальности вроде подушевого нормативного финансирования. В том же декабре педагоги дополнительного образования или воспитатели детских садов вдруг получили по несколько тысяч рублей «премии» — просто так, чтобы отчитывающимся ведомствам подвести итоговые цифры к нужным значениям.

И есть «не указные» категории, чья зарплата, по большому счету, никому не нужна. Естественно, кроме тех, кому ее выплачивают, но это, как говорится, их проблемы. А так она не нужна ни правительству, ни профсоюзам, ни прокуратуре, ни общественности. Одна из подобных групп — преподаватели средних специальных учебных заведений (техникумов, колледжей). Моя однокурсница преподает историю и социально-политические дисциплины точно так же, как любой учитель истории и обществознания в школе. Но если в школе оклад педагога в Кировской области на сегодня около 11100 руб., то в техникуме оклад преподавателя — около 4600 руб, то есть в 2,4 раза меньше.

Особый цинизм существующей системы оплаты труда видится в начислениях, как бы учитывающих многообразие факторов сложности и качества. В приведенном выше «квитке» учтены: педагогическая нагрузка, на треть превышающая норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы; педстаж свыше 20 лет; наличие аттестации на первую квалификационную категорию; заведование кабинетом; иные дополнительные обязанности; повышающий персональный коэффициент и др. Только вот по факту за отработанный месяц работнику начислены около 11600 руб. — сумма, едва превышающая минимальный размер оплаты труда, соответствующий установленному прожиточному минимуму.

И все по закону. Хотя если вычесть надбавки, то оставшихся денег хватит на 15 дней жизни. А что делать, если ты еще воспитываешь несовершеннолетнюю дочь? Идти на паперть после занятий?

Женская логика порою необъяснима. Ясно же, что при подобном раскладе нужно сразу отказываться от всей дополнительной нагрузки, потому что МРОТ обязаны платить за одну только норму (18 часов в неделю). К черту «лишние» пять часов, к черту кабинет, к черту аттестация, к черту все остальное. Высвободившееся время можно потратить на работу по совместительству в другом учреждении, так как в своем ее тоже включат в размер «минималки». Но моя знакомая упряма: поплачет-поплачет и продолжает ходить на занятия, рассказывать о великой истории нашей страны.

Иногда от безысходности она вывешивает в учительской статьи с сайта профсоюза «Учитель». Считает, что в ее положении виновато начальство учебного заведения, которое приплачивает «любимчикам», и подумывает обратиться то в прокуратуру, то в министерство образования, то в Счетную палату. Но не обращается. Полагает, что нарушений не обнаружат, а после жалоб на работе к ней будут относиться еще хуже.

. Раз в полгода однокурсница пишет мне: «Игорь, что мне делать?» Прошлый раз я посоветовал ей спросить на общем собрании, какова средняя заработная плата по региону, в системе образования, в техникуме и каким образом лично ей эту среднюю зарплату заработать. Раз не помогло, остается последний шанс. Попросить президента В. В. Путина включить преподавателей средних специальных учебных заведений в число сотрудников отрасли по «майским указам». Боюсь, кроме него в нашем государстве никто эту проблему больше решить не в состоянии.

Читайте также: