Как считать закят с зарплаты

Опубликовано: 17.09.2024

Вопрос № 230:
«У меня была достаточная сумма денег, чтобы начать годовой расчет закята. Но в данный момент некоторую их часть я дал в долг своему знакомому, а на оставшиеся деньги купил товар. В итоге у меня на руках осталась очень маленькая сумма, а если быть точным — около 3 500 руб. Как мне поступить? Аннулирован ли мой годовой расчет? На днях у меня снова появилось свыше 20 000 руб., а сейчас уже 50 000 руб. Когда мне начинать новый годовой расчет? Или я должен продолжать старый? Также у меня есть деньги, которые я взял в долг. Считаются ли они моими деньгами?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Тема расчета закята очень важна. Многие мусульмане, к сожалению, не разбираются в ней, поэтому мы не будем рассматривать конкретную ситуацию, а приведем общие правила, чтобы и спрашивающий, и другие мусульмане поняли, как правильно рассчитывать закят и как его отдавать.

В сборнике Ибн Аби Шейба передается, что табиин Маймун ибн Михран, да помилует его Аллах, сказал[1]:

إذا حلَّتْ عليك الزَّكاةَ فانظر كلَّ مالٍ لك، ثم اطْرَحْ منه ما عليك من الدَّينِ، ثم زكِّ ما بَقِيَ

Эти слова охватывают всю данную тему. Однако мы, современные мусульмане, настолько отдалились от знания саляфов, что нам необходимо более подробное разъяснение.

Маймун ибн Михран сказал: «Если пришло время твоего закята…»

Что это означает? Это означает, что для выплаты закята есть определенное время. И как мы знаем, для большинства видов имущества время закята — один год. Поэтому в тот день, когда человек получил деньги: зарплату, прибыль с торговли, плату за какую-то услугу, — он смотрит, достигает ли полученная сумма «нисаба» (минимального размера), с которого выплачивается закят, или нет. Каким образом? В основном ученые оценивают это через золото или серебро. Человек узнает, сколько стоит серебро или золото в той стране, где он живет. Желательно ориентироваться на цену более дешевого металла. К примеру, нисаб из серебра стоит 20 000 руб., а из золота — 30 000 руб., в таком случае предпочтительнее взять за основу серебро, поскольку это будет лучше для бедных, которым и предназначен закят. Допустим, 20 декабря 2019 г. человек получил зарплату 20 000 руб., что является нисабом, если ориентироваться на стоимость серебра. Я еще раз повторяю, что это абстрактные цифры. Человек фиксирует, что такого-то числа такого-то года у него появилась сумма, с которой положена выплата закята, неважно, откуда: зарплата это, или прибыль от какого-то бизнес-проекта, или оплата какой-то услуги. Ровно через год, 20 декабря 2020 г., он берет лист бумаги и отмечает четыре пункта.

• Все деньги и драгоценности, которыми он владеет на данный момент, даже если это один рубль. Он должен посчитать все деньги, которые у него есть на счету, в кармане и т. д., и стоимость всех драгоценностей, которые он отложил на хранение как имущество. Драгоценности, которые носят его мать, жена или сестра, не учитываются.

• Все товары, которые он продает: продукты, вещи и т. п. Эти товары необходимо оценить по оптовой цене на день расчета. Не оценивается магазин, в котором продаются эти товары, полки этого магазина, холодильники и прочее. Оценивается только тот товар, который продается и покупается в этот день. Если на продажу выставлен дом, квартира, машина или скот — это тоже необходимо подсчитать.

• Все, что человек давал в долг другим людям. Деньги, которые ему должны, он делит на две категории: долги, которые, скорее всего, отдадут; и долги, которые, скорее всего, не отдадут. Есть такие люди среди родственников и друзей, которые занимают деньги, но при этом человек понимает, что вряд ли они когда-нибудь их вернут. Такие долги не учитываются. А то, что, скорее всего, отдадут, нужно посчитать и вписать в этот пункт.

• Все долги, которые человек должен отдать: то, что он занял у других людей, и то, что необходимо отдать за свет, газ, обучение детей, лекарства и тому подобное.

Далее следует подсчитать все, что вошло в эти четыре пункта. Первые три пункта складываются. То есть к общей сумме, получившейся в первом пункте, прибавляется общая сумма второго пункта и общая сумма третьего пункта. И из полученной суммы вычитаются все долги, которые должен отдать человек, — все, что подсчитано в четвертом пункте. Теперь человек смотрит на то, что получилось в итоге: достигает ли полученный результат нисаба? Эквивалентен ли он 85 г золота или 595 г серебра в той валюте, которая используется в стране его проживания? Если нисаб достигнут, то человек должен заплатить 2,5% (одну сороковую часть) получившейся суммы в качестве закята.

Приведем пример, для того чтобы было более понятно.

Первый пункт. Имущество человека, хранящееся в деньгах и драгоценностях, составляет 50 000 руб.

Второй пункт. Совокупная стоимость товаров, которые он продает, равняется 100 000 руб.

Получается 150 000 руб.

Третий пункт. Долги, которые ему должны отдать с большой вероятностью, составляют 50 000 руб.

Получается 200 000 руб.

Четвертый пункт. Долги, которые человек должен вернуть, — 100 000 руб.

Как подсчитать итог? Сложив первые три пункта получаем 200 000, потом вычитаем 100 000 и получаем остаток — 100 000 руб. Смотрим, достигает ли этот остаток эквивалента стоимости 85 г золота или 595 г серебра. Если достигает, то необходимо заплатить с него 2,5% в качестве закята за год, и это 2 500 руб.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
5 Джумада аль-уля 1441 г. (31.12.2019)

[1] Мусаннаф Ибн Аби Шейба, т. 3, с. 194.


Закят – это доля Всевышнего Аллаха в имуществе мусульманина, обязательная выплата части имущества определенным категориям людей в определенное время в соответствии с установленными правилами. Выплата закята является одним из столпов ислама. Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Коран, аль-Бейна, 5).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Каждый день, когда просыпаются рабы Аллаха, с небес снисходят два ангела. Один из них говорит: «Господи, возмести тому, кто пожертвовал». Другой же говорит: «Господи, погуби того, кто скупился» (Абу Хурейра).

Халиф Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «Клянусь Аллахом, я обязательно буду сражаться с теми, кто отделяет закят от молитвы!» Признающий необходимость закята, но не выплачивающий его полностью или частично, является грешником, ослушником и заслуживает сурового наказания.

Ежегодный закят — 2,5 % от состояния, превышающего размер нисаба

Выплачивать закят обязан каждый мусульманин, имущество которого достигло определённых размеров (нисаб закята). В 2016 года нисаб равнялся 195 885 рублей (84,8 г золота).

Размер выплаты садаки во время месяца Рамадан в 2017 году:

В традиции закят выплачивали с четырех видов имущества: 1) золото, серебро и бумажные деньги; 2) зерновые и плоды; 3) товары, предназначенные для торговли; 4) домашний скот (верблюды и верблюдицы, быки и коровы, бараны и овцы, козы и козлы).

В наше время закят рассчитывают с золота, серебра, наличных денег, инвестиций, доходов от бизнеса и сдачи в аренду, а также предназначенных для продажи товаров, акций, ценных бумаг и облигаций. Закят составляет 2,5 процента от состояния, превышающего размер нисаба. Нисаб, равный стоимости 85 граммов золота (84,8 г) — это минимальный размер состояния, с которого необходимо выплачивать закят.

Закят-уль-фитр – налог разговения

Закят-уль-фитр (закят-аль-фитр, закат са, закат сахра, садака-фитр, садакатуль-фитр, закятуль-фитр, садака-аль-фитр, садакат-аль-фитр, фитра) – это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в Рамадан. «Фитр» означает разговение или воздержание от поста. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра».

Мудрость закят-уль-фитр:

  • важное условие принятия Всевышним соблюденного поста;
  • благодарность Аллаху за дарование сил, чтобы поститься в Рамадан;
  • получение всех благ от поста и вознаграждения в Будущей жизни;
  • очищение души от привязанности к мирским благам, скупости, и многих других пороков;
  • воспитание души через великодушие, сострадание к нуждающимся и заботу о них;
  • приумножение своего состояния, поскольку Аллах благословляет его;
  • демонстрация величия дня Ид аль-Фитр;
  • радость праздника для всех мусульман, сплочение правоверных.

Закят уль-фитр – ваджиб для всех мусульман (мужчин, женщин, детей), которые в день Ид-уль-Фитр обладают нисабом закята; для всех тех, кто постился, равно как и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Закят-уль-фитр выплачивается по тем же направлениям, по которым выплачивается ежегодный закят. Обычно верующие передают свой закят-уль-фитр в местные мечети. Закят-уль-фитр не делится: каждую фитру отдают одному человеку. Можно дать одному бедняку больше одной милостыни. Это может быть определенное количество одного из следующих продуктов: пшеница – 1460 г; овес – 2920 г; изюм – 2920 г; финики – 2920 г. Этот вид милостыни может быть выплачен деньгами, например, в 2013 году: 100 руб. для малоимущих; 200 руб. для людей со средним достатком; от 300 руб. для состоятельных. С закятом работают исламские благотворительные фонды: “Ярдэм” (Казань), ”Солидарность” (Москва).

Правила закят-уль-фитр

  1. Разрешается раздать фитру в месяце Рамадан и даже до Рамадана, но, обязательно до праздничной молитвы Ид аль-Фитр. Затягивать долее с выплатой греховно.
  2. Фитра становится ваджиб с рассветом дня Ид аль-Фитр. Фитра не будет выплачиваться из наследства того, кто умрет до рассвета дня Ид.
  3. За рожденных в день Ид детей фитра уплачивается только, если ребенок родится до рассвета.
  4. Отец должен заплатить фитру за всех своих несовершеннолетних детей.
  5. Фитра за несовершеннолетнего может быть выплачена из его имущества, равного нисабу.
  6. Фитра за жену не ваджиб для мужа, если жена обладает нисабом.
  7. Фитру можно раздать только тем, кто может принимать закят.
  8. Надо контролировать распределение фитры. Если сборщики фитры неправильным образом используют вашу фитру, обязанность фитры с вас снята не будет.

Правила распределения закята

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (ат-Тауба, 103). Раздавать его можно только тем, кому пожелал Аллах.

Основные получатели:

  1. бедняки (факир), не имеющие нисаба, даже если они способны заработать сами;
  2. неимущие (мискин) – те, у которых ничего нет;
  3. те, кто занят сбором и раздачей закята;
  4. вновь принявшие ислам – для увеличения их любви к религии Аллаха;
  5. должники, чьи долги превышают стоимость их имущества;
  6. те, кто на пути Аллаха (фи сабилиль-лях): бедняки, желающие совершить обязательный хадж, и те, кто находится на пути приобретения знаний;
  7. путники, которые остались без средств, даже если дома у них есть имущество больше нисаба (закят на дорогу домой).

Очередность распределения закята:

  1. родные братья и сестры, затем их дети;
  2. дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери);
  3. остальные родственники;
  4. соседи;
  5. бедняки своего района;
  6. бедняки своего города.

Закят не выплачивается:

  1. отцу и матери, дедушке и бабушке;
  2. сыну, дочери и всем их потомкам;
  3. обладающим нисабом;
  4. немусульманам;
  5. мужу или жене;
  6. Семье и роду Пророка, мир ему и благополучие;
  7. детям младше семи лет;
  8. психически больным.

Фидья – искупительная милостыня

«А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит в искупление накормить бедняка. А если кто-либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него» (Коран, 2: 184)

Фидья — это искупление за невыполнение такой религиозной обязанности, которую человек не может выполнить в силу определенных обстоятельств. Фидья-садака – выкуп, выплата определенного шариатом количества средств взамен исполнения обязательного религиозного служения.

Мусульмане, которые по объективным причинам не могли временно соблюдать пост Рамадана, должны возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман. Если мусульманин по болезни или старости не в состоянии держать пост в месяце Рамадан, он обязан взамен каждого дня поста выплатить фидью, равную по размеру закяту аль-фитр. Милостыня искупления за каждый пропущенный день обязательного поста рассчитывается с учетом среднесуточных затрат на питание одного нуждающегося мусульманина.


Закят в Исламе это один из пяти столпов мусульманской религии, одна из основ, выполнение которой является важнейшей обязанностью мусульманина, если он в состоянии ее исполнить.

Закят - это ежегодный обязательный налог в Исламе, который исламское право предписывает выплачивать каждому мусульманину со своего имущества и доходов. Выплачивать закят должны все самостоятельные, свободные, дееспособные взрослые мусульмане, а вырученные средства, идут в фонд помощи тем единоверцам, которые испытывают нужду. Закят выплачивается с части имущества и денежных средств мусульманина в пользу определенных категорий нуждающихся людей, размер отчисления из денежных средств составляет 2,5%.

Закят сколько процентов? Выплачивается 2,5% с денежной массы, от дохода или сохранившийся суммы (дома, на банковском счету, акциях или депозитах), при условии, что сумма в денежном эквиваленте за год на день выплаты закята, достигла нисаба - закятооблагаемой суммы, которая в 2021 году составляет около 5000$.

Предписания Ислама в выплате закята распространяются только на мусульман, для немусульман, проживающих на территориях исламского государства устанавливается фиксированная сумма налога, составляющая 10%.

Смысл закята в Исламе

Закят – это не просто налог, в Исламе это важнейший социально-экономический институт, который призван утвердить в мусульманском обществе принципы справедливости, который затрагивает в обществе многие аспекты жизнедеятельности. Выплата закята означает по Шариату, что нажитое богатство мусульманина и его доходы не являются греховными. В мусульманских странах действую открытые благотворительные организации, которые занимаются сбором и распространением закята.

Не следует путать такие понятия, как «закят» и «садака», поскольку закят является обязательной милостыней в Исламе, а садака – милостыня добровольная. Закят как выплачивать и его размер определяет Шариат один раз в год и на определенных условиях. Милостыня садака выплачивается по Исламу в том размере, в каком считает нужным сам мусульманин, и он может выплатить ее в любой момент и в неограниченном количестве.

Всевышний Аллах, возложив на мусульман обязанность выплаты закята, проявил огромную милость и глубокую мудрость, ведь в закяте очень много пользы: это и борьба с бедностью, и усиление братства между мусульманами, и воспитание в мусульманах щедрости, очищение от жадности и от скупости сердец, придание бараката материальному состоянию человека, а также преувеличение имущества мусульманина и защита его от бед, и даже болезней.

Оставление выплаты закята

По своей сути закят является собственностью бедных мусульман, нуждающихся, поэтому мусульманину, который не выплатит в земном мире закят, все равно придется вернуть его тем, кто в нем нуждался, но не получил его, в Ахирате. Поэтому после смерти мусульманина его родным с того имущества, которое осталось после покойного, следует в первую очередь выплатить закят, если у него есть долги по закяту, и только после этого можно начинать исполнение завещания.

Если мусульманин отрицает обязательность закята, то он впадает в неверие, а если мусульманин закят выплачивать отказывается, то мусульманский правитель должен забрать у него закят и раздать нуждающимся.

Для тех мусульман, которые не выплатили закят, в Судный день уготованы особые мучения, которые будут настолько же суровыми, насколько грешник нарушил его выплату: все то серебро и золото, с которых они не выплатили закят, будут прикладывать раскаленным к их телу со словами: «Это ваше состояние, с которого вы не выплатили закят и которое хранили, теперь вкусите наказание из-за него». Если же мусульманином не был выплачен закят со скота, то такая скотина, в Судный день превратится в самых крупных животных, которые будут бодать грешника и топтать его до самого момента завершения допроса людей, который будет проходить на Махшаре. Имущество, с которого закят не будет выплачен, превратится в больших ядовитых змей, у которых между глаз будет два пятна, и эти змеи свернутся вокруг шеи грешника и скажут ему, что они – то самое имущество, с которого не выплатил закят грешник.


Размер закята и облагаемая часть

Размер закят равняется одной сороковой части (два с половиной процента) от имущества мусульманина, которую он выплачивает в пользу нуждающихся.

По Шариату, закятом облагается: серебро и золото, крупный рогатый и мелкорогатый скот и верблюды, торговый товар, фрукты и финики, виноград и зерновые сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые и найденные клады.

Выплата со скота

Если у мусульманина есть крупнорогатый скот или овцы, то, когда их поголовье достигнет нисаба или закятооблагаемого минимума или выйдет на большее количество, которое не уменьшится за год и будет находиться на выпасе большую часть года, то по Исламу закятом этот скот также облагается.

Размер закята с крупнорогатого скота определяется таким порядком:

  • за стадо от 30 до 39 голов выплачивают одного годовалого теленка;
  • за стадо от 40 до 59 голов выплачивают одну двухгодовалую телку;
  • за стадо от 60 до 69 голов – выплачивают двух годовалых телят;
  • за стадо от 70 до 79 голов – выплачивают одну двухгодовалую тёлку и одного годовалого телёнка;
  • за стадо от 80 до 89 голов – выплачивают двух двухгодовалых телят;
  • за стадо от 90 до 99 – выплачивают трех телят годовалых;
  • за стадо от 100 до 109 голов, то с него выплачивают двух годовалых и одного двухгодовалого теленка;
  • за стадо от 110 до 119 голов, то с него выплачивают одну годовалую тёлку и двух двухгодовалых;
  • за стадо от 120 до 129 голов, то с него выплачивают четырех годовалых и трех двухгодовалых телят;
  • за каждую тридцатую голову выплачивают еще одного телёнка годовалого, а за каждого сорокового теленка выплачивают двухгодовалую тёлку.

Закят за стадо овец выплачивается в таком порядке:

  • если овец 40-120 голов, то за них выплачивают одну овцу годовалую;
  • если стадо составляет 121-200 голов, то выплачивают две головы;
  • если 201-399 голов, то выплачивают три головы;
  • если количество голов составляет большее поголовье, то с каждой сотой головы выплачивают одну овцу.


Выплата с золота и серебра

Сколько закята следует выплачивать с серебра и золота, решается таким порядком: за 85 граммов или 20 мискаль золота, которое будет находиться в собственности человека на протяжении года, а также за 595 граммов или 200 дирхамов серебра придется выплатить сороковую часть или 2,5 процента, независимо от того, в монетах или в слитках находится у мусульманина золото и серебро, в виде украшений женских или мужских.

Калькулятор закята с золота, серебра и сбережений

Закят с зерновых

С урожая пшеницы или с других зерновых культур закят следует платить с каждых пяти вуску или девятисот литров. Десятая часть выплачивается в качестве закята с того урожая, который поливался только дождем. С урожая, полученного с помощью искусственного орошения, выплачивают закят в размере двадцатой части. Если же на искусственном орошении была выращена только половина урожая, то с такого урожая выплачивают пятнадцатую часть.

Закят с товара

Для тех предпринимателей, которые занимаются торговлей, также положена выплата закята, если общая сумма его товара достигает нисаба. В закятооблагаемую сумму не входит то имущество, которое было куплено на прибыль от торговли – машина, дом, земля и подобное. В шафиитском мазхабе закят нельзя отдавать товаром – следует его стоимость перевести в деньги и отдать его деньгами.

Если нашел клад

Если мусульманин находит клад, то ему следует выплатить закят с него в размере пятой части.

Для расчета выплаты закята в основу должен браться лунный год?

Да, лунный календарь.

Можно ли выплачивать закят частями в течение года?

Если бизнесмен решил хранить свои сбережения, вложив их в драгоценности (помимо золота и серебра), в алмазы, бриллианты, платину и т. п., с целью получения с их продажи прибыли или просто на черный день, должен ли он платить с этих драгоценностей закят?

Да, должен. Таково основное мнение ученых.

Мусульманин владеет коммерческой недвижимостью, сдает ее в аренду и получает доход. Платится ли закят с рыночной стоимости этой недвижимости или оно попадает в категорию личного имущества, с которого закят не платится, либо это имущество является основным средством, с которого закят также не платится?

Есть три мнения.

Первое. Ежегодно выплачивать 2,5% с рыночной стоимости данной недвижимости.

Второе. Платится 2,5% с той прибыли (с той общей суммы денег), которую он получает, сдавая в течение года эту недвижимость. И выплачиваются 2,5%, конечно же, с той суммы, которая останется у владельца коммерческой недвижимости после выплаты всех необходимых государственных налогов (если таковые имеются).

Третье и являющееся наиболее авторитетным. Оно состоит в том, что выплачивается 1/10 (10%) либо 1/20 (5%) (после выплаты всех необходимых государственных налогов, если таковые имеются) всякий раз, когда хозяин коммерческой недвижимости получает с нее доход. Аналогия в данном случае проведена с выплатой закята с урожая.

В Коране сказано:

«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а также для выплаты закята, а вот уже после полного созревания] передавайте[1] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось участвовать в поливке, орошении угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

Мусульманин имеет на конец года нисаб, но у него есть и долги, по которым срок выплаты еще не подошел. Должен ли он выплатить закят?

Если есть долги, после вычета которых он перестает быть обладателем нисаба, тогда первым делом расплачивается с долгами, а после уже рассчитывает закят.

Спецтехника или какое-либо оборудование сдается в аренду с целью получения прибыли. С чего платится закят?

С денег, поступающих от аренды.

Вы в своей книге упоминаете, что «люди занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в товарообороте, выплачивают 2,5% закята один раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльные, а не убыточные». Допустим, деятельность за год в целом была прибыльной, но сумма закята равна или превышает сумму прибыли. Закят платим в любом случае?

Минусуете личные (семейные) и рабочие (производственные) расходы за год. Вы все так же в плюсе? Если да, тогда выплачиваете закят, даже если его сумма превысит остаток прибыли.

Платится ли закят с земли в собственности? Зависит ли это от назначения земли (куплена для перепродажи, либо как вложение денег, либо для будущего индивидуального или коммерческого строительства)?

Если она будет использована для коммерческих целей, тогда владелец ежегодно платит 2,5% от ее текущей стоимости.

Если же она будет использована для личных целей, тогда закят не выплачивается.

Как рассчитывается закят с земель сельскохозяйственного назначения?

Никак. Если есть урожай, закят платится с урожая.

Попадает ли состоятельный путник под категорию путника, который может получать закят?

Да, может, если остался без средств к существованию и не в состоянии продолжить свой путь без внешней финансовой поддержки.

Если человек живет в достатке, имеет стабильный доход, свое жилье, машину, но не имеет нисаба, попадает ли он под категорию бедняка, который имеет право получить закят?

Во-первых, у этого человека проблема со сбережением, накоплением и разумным инвестированием средств. Отсутствие у такого человека (у такой семьи) нисаба не правдоподобно.

Во-вторых, если все же нисаб никак не накапливается, тогда при наличии стабильного дохода, достаточного на все необходимое для него и его семьи, — не имеет права получать закят. Уверен, если такой человек благоразумен, то он никогда не назовет себя бедняком.

Но если по стечению обстоятельств данный человек оказался в затруднительной финансовой ситуации, когда требуется финансовая поддержка, то он имеет право получить помощь в виде закята, закятных средств, необходимых для разрешения проблемы.

«Долларовый миллионер» имеет имущество (дом на Рублевке), при этом получает прибыль с различных видов деятельности, но есть и долги, превышающие прибыль, а продать имущество, которое закрыло бы долги, не хочет. Платит ли он закят, и если платит, то с чего?

Учитывая разные нюансы современной действительности и то, что я знаю ряд подобных историй изнутри, полагаю, правильным будет заплатить со всех поступающих к нему денежных средств 2,5% годового налога-закята за вычетом годовых расходов на самое необходимое (принятый в его обществе прожиточный минимум) для него и его семьи.

Верующий имеет 5 домов (квартир), в одном живет постоянно, в другой наведывается раз в год, в третий — раз в три года, в четвертом вообще никогда не был, а пятый сдает в аренду и получает доход. Какой из домов берется в расчет при выплате закята?

Положение с тем домом (квартирой), который сдается в аренду, регулируется одним из трех приведенных выше мнений.

Касательно того, который не используется либо используется крайне редко. Здесь часть мусульманских ученых считает, что состоятельный мусульманин обязан ежегодно выплачивать 2,5% с имущества, относящегося к излишку. Делайте вывод самостоятельно.

Относительно производства — с чего платится закят: с вложенных денег в себестоимость или со стоимости готовой продукции, еще не реализованной?

С годовой прибыли, если таковая имеется.

Вопрос по строительству многоквартирного жилого дома с целью продажи жилья. Например, вложена определенная сумма на строительство дома. По истечении года дом сдан (но квартиры еще не реализованы). Закят платится с суммы вложенных средств или с суммарной стоимости квартир? Или закят не платится вообще, так как на данном этапе еще непонятно, прибыльный ли проект?

С прибыли, если таковая имеется. 2,5% от чистой прибыли пойдет на благотворительность.

Что касается суммы (например, $10 миллионов личных сбережений), которая в течение года оборачивается в этом или иных проектах у данного бизнесмена, то если по итогу года он оказался в плюсе, тогда откладывает с общей суммы (например, $12 миллионов) 2,5% на благотворительность. В течение последующих месяцев он распределит ее по собственному усмотрению по различным закятным направлениям или передаст в благотворительные фонды, в порядочности и эффективности которых он уверен, не сомневается.

Может ли глава семейства заплатить закят за всех членов семьи, которые имеют нисаб, или каждый должен выплатить закят за себя лично? Например, у подростка на карточке хранятся свои сбережения (накопленная стипендия, заработки) или у жены есть украшения из золота на сумму, превышающую нисаб.

Глава семьи может заплатить за всех, но при этом должен их оповестить. Я бы предложил рассчитать сумму годового закята вместе, сообща и после уже определиться, кто оплатит. Правильное отношение к деньгам (их зарабатыванию, трате, сбережению или инвестированию), а также к благотворительности лучше прививать с детства.

Если у мужа и жены имеются не только общие, но и собственные деньги, как тогда выплачивается закят? Закят выплачивает семья любого состава, независимо от того, есть ли муж или нет?

Закят выплачивается с бюджета и не зависит от состава семьи.

Что касается «общие, собственные», то вы самостоятельно решите то, как будете выплачивать закят. Если в семье муж и жена зарабатывают и не имеют намерения объединять свои доходы в единый бюджет, тогда муж выплачивает закят раз в году с суммы «общие + личные», так как является главой семьи и наряду с иными семейными обязанностями отвечает в меру своих возможностей за материальный достаток жены и детей, а жена — со своих личных и только.

Выплачивается ли закят с квартир, если они приобретены для своих детей на будущее и там никто не живет?

Можно рассмотреть это как сбережения выше необходимых нужд. В такого рода случаях основным является мнение о необходимости ежегодной выплаты 2,5% от рыночной стоимости.

Несколько лет назад я потерял жилье. Имею семью и двоих детей. Уже 7 лет снимаю квартиру в Москве. Все это время пытался накопить деньги для покупки жилья. Слышал, что человек, который копит деньги для покупки жилья, освобождается от закята. Последнее время по милости Аллаха наладился бизнес, и сумма в товаре, а также в машинах, которые работают на дело, составила около $35 000. Этого не достаточно, чтобы купить квартиру в Москве, но достаточно, чтобы купить в другом городе. Мы хотим жить в Москве. Если я продам весь товар и машины для покупки жилья, то останусь без бизнеса. У меня три вопроса: 1. Могу ли я взять кредит в банке для покупки квартиры? 2. Должен ли я платить закят, если да, то сколько? 3. Являются ли автомобили облагаемым закятом имуществом?

1. В крайне вынужденных ситуациях брать кредит допускается. Но степень вынужденности и риски лишь вы сами можете адекватно оценить.

2. Нет, не должны.

3. Нет, не являются.

Более 14-ти веков назад пророк Мухаммад, отправляя сподвижника Му‘аза ибн Джабаля в тогда еще немусульманский Йемен, сказал ему: «Призови их засвидетельствовать, что Бог один (ля иляхэ илля-ла) [и нет иных богов и божеств] и что я [Мухаммад] — посланник Божий. Если они покорятся этому (согласятся с этим), тогда сообщи им о том, что Аллах (Бог, Господь) обязал совершать в течение суток пять молитв-намазов. Если они покорятся и этому (согласятся с этим), тогда сообщи им о том, что Аллах (Бог, Господь) обязал выплачивать милостыню, которая берется у богачей из их числа и отдается беднякам их [общества]»[2].

Отмечу, что это не какая-то дань, собираемая для обогащения правящей верхушки (что было повсеместно в те времена и в значительной степени сохранилось до наших дней). Нет, местные богачи помогают местным беднякам и обездоленным, помогают им в трудный час выжить и встать на ноги (иметь прожиточный минимум), чтобы начать самостоятельную финансовую жизнь, трудясь, богатея и уже завтра помогая тем, кто окажется в явно затруднительном положении. Это помощь малоимущим, которые должны пред Богом реализовывать имеющиеся у них многочисленные возможности (использовать ум, руки, ноги и т. п.), чтобы стать богачами завтрашнего дня и самим выплачивать обязательную милостыню-закят.

Однажды некий мужчина спросил у посланника Божьего: «Сообщи мне о деле, которое введет меня в Рай [дай мне знание о делах, постоянно совершая которые я обязательно по милости Творца войду в райскую обитель после Судного Дня]. [Сподвижники в недоумении] воскликнули: «Чего он хочет?! Чего он хочет?!» Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Он нуждается в этом [ответе. Он имеет полное право задать такой вопрос]». И продолжил: «Тебе следует поклоняться лишь Аллаху (Богу, Господу) [и не обожествлять что-либо иное помимо Бога], также следует выстаивать [обязательную ежедневную] молитву-намаз и выплачивать [обязательную] милостыню-закят. И тебе следует укреплять родственные связи [выстраивать добрые отношения с кровными родственниками, независимо от их вероисповедания][3]»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) предупреждал: «В Судный День богатства обладателя золота и серебра [состоятельного человека], который должным образом не относился к их трате [не выплачивал с них ежегодную обязательную милостыню — закят[5]], примут форму металлических пластин, которыми он будет утюжиться со всех сторон (особенно бока, лоб и спина) после накаливания их на адском огне»[6].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай.

[2] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 415, хадис № 1395; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 333, хадис № 1395 и пояснение к нему.

[3] Имам ан-Навави прокомментировал последний пункт следующим образом: «В ситуации с этим человеком Пророк (да благословит его Творец и приветствует) выделил именно укрепление родственных связей из числа многочисленных форм благодеяния. Возможно, что мужчина пренебрегал этим, и Пророк подчеркнул важность этого для него. Учитывая сказанное, последний пункт может меняться в зависимости от того, в чем нуждается собеседник, каким из важных благодеяний пренебрегает». См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 338, пояснение к хадису № 1396.

[4] Хадис от Абу Айюба; св. х. аль-Бухари. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 415, хадис № 1396; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 333, хадис № 1396 и пояснение к нему.

[5] Подробнее см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 418, хадис № 1404; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 345, хадис № 1404.

[6] Хадис от Зейда ибн Асляма. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 344.

Закят, в переводе с арабского «очищение», является четвертым из пяти столпов Ислама. Цель его состоит в том, чтобы помочь верующему очиститься от привязанности к материальным благам и способствовать развитию солидарности между мусульманами. Закят приносит пользу самым бедным членам общины, помогая им удовлетворять свои потребности без необходимости просить милостыню.

Важно отметить, что закят отличается от добровольной раздачи милостыни (садака). Он не просто поощряется в исламе – это обязательное предписание для всех мусульман, обладающих достатком. В Коране есть более 80 аятов о закяте.

Кто должен давать закят и что такое нисаб

Обязанность по уплате закята возлагается на каждого мусульманина, владеющего имуществом равным или превосходящим размер нисаба. Будь то мужчина или женщина, молодой или старый, здравомыслящий или сумасшедший.

Нисаб – это мера оценки состояния человека, которая является точкой отсчета для выплаты закята. Мусульманин, не обладающий имуществом, удовлетворяющим размеру нисаба, не обязан давать закят.
Кроме оценки размера, нисаб должен удовлетворять двум условиям:

  1. Оценивать только то имущество, которое остается в избытке. Не учитывая при этом траты человека на удовлетворение таких потребностей как еда, одежда, лечение, жилье, транспорт.
  2. Избыток имущества должен находиться во владении человека полный календарный год. Имам Абу Ханифа сказал: «В качестве нисаба должно быть рассмотрено имущество в самом начале и конец года закята, установленного плательщиком». Исключением является закят с урожая, который оценивается в момент его сбора.

Так как закят является одним из видов поклонения, важно иметь правильное намерение на его выплату. Понятно что траты одного человека на удовлетворение нужд могут сильно отличаться от трат другого. Но ни один искренний мусульманин не будет пытаться спрятаться за этикеткой потребительской корзины, чтобы уклониться от выплаты закята.

С какого имущества должен выплачиваться закят

Установление размера нисаба применяется к серебру, золоту, современной валюте и домашнему скоту, находящемуся во владении человека. При его расчете не подсчитывают годовой размер дохода наемного работника.

Закят обязательно должен быть выплачен с четырех категорий имущества:

Нет закята на драгоценные камни независимо от их стоимости. В том случае если они не предназначены для продажи, а используются в качестве личных украшений.

Получатель закята

Категории людей, имеющих право на получение закята, перечислены в Коране:

В этом аяте Аллах перечислил людей, которые нуждаются в помощи общества:

  • Бедные и нуждающиеся. Это люди, не способные работать и получать доход, позволяющий покрыть собственные нужды. А так же учащиеся, которые нуждаются в средствах на обучение, еду и книги.
  • Новообращенные в Ислам, чьи сердца еще не укрепились. Они должны почувствовать заботу общества мусульман, чтобы стать его частью.
  • Должники, которые не в состояние самостоятельно выплатить свои долги. Это люди, которые внезапно потеряли имущество или попали в такое положение из-за других тяжелых жизненных обстоятельств. А также тот, кто попал в долговое обязательство будучи поручителем чужого займа.
  • Путники, которые находясь в чужой стране остались без средств, и не могут вернуться домой.

Кроме этого деньги от закята можно тратить на дело Аллаха, например распространение религии. Но постройка мечетей, школ, больниц и других общественных объектов к этому не относится. Также часть средств отводится на оплату труда служащих, занимающихся сбором и распределением закята.

Все имущество, которым обладает человек – это милость Аллаха, которой он наделяет кого пожелает. Ислам рассматривает закят не как благотворительность в современном понимании, а как приказ Аллаха возвращать часть богатства и распределять согласно Его приказу между теми, кто нуждается в покровительстве. Таким образом в исламском обществе решается проблема социальной поддержки малообеспеченных и укрепление единства.

Читайте также: